Героизм и предательство в произведениях литературы xx века: сочинение

Сочинение: Сочинения на свободную тему – Героизм и предательство в произведениях литературы xx века

Проблема героизма и предательства в современной литературе возникает прежде всего в связи с военной тематикой. К сожалению, особенно в первые годы после окончания Великой Отечественной войны в литературе намечаются определенные схемы в изображении подвига народа. В произведениях видно было четкое разделение на “своих” и “чужих”, схема действий людей определялась приказами командиров. Лишь позже, в 60-е годы, создается ряд замечательных произведений, в которых писатели поднимают вопрос самоопределения героя, описывают ситуацию выбора. Именно выбор собственной судьбы, выбор между героизмом и предательством становится одной из основных тем военных повестей замечательного белорусского писателя В. Быкова.
Быков далек от упрощения и схематичности, а потому в центре повествования у него оказываются ситуации “на крайнем пределе сил”, в которых наиболее полно раскрывается характер человека в бесчеловечных условиях. Время в повестях В. Быкова сжато до предела, тем самым писателю удается достичь максимального психологического напряжения. Мотивы поведения человека, нравственные истоки подвига и предательства – вот что интересует писателя.
Надо отметить, что в современной критике периодически возникают споры о том, что же можно назвать истинным героизмом. Больше того, явственно наблюдается стремление многих рецензентов принизить значение подвига некоторых быковских персонажей, таких, как Сотников (“Сотников”), Мороз (“Обелиск”). Высказывалось мнение, что человек, который своим поступком или своей смертью ничего не меняет в ходе событий, поступает не как герой, а как бездумный моралист. В. Быков отвергает такую точку зрения. “. Для меня Сотников – герой, – пишет автор. – Да, он не разгромил врага, но он остался человеком в самой бесчеловечной ситуации. Как подвиг выглядит его стойкость и в глазах тех нескольких десятков людей, которые явились свидетелями его последних минут. ” То, как воспринимают поступок героя люди, во многом определяет и авторское отношение к нему.
Подвигом писатель считает и поступок лейтенанта Ивановского (“Дожить до рассвета”). Бороться до конца – вот что необходимо герою. Автор осмысливает подвиг этого человека с философских позиций, заранее давая ответ тем, кто склонен был видеть в поступках его персонажей признаки безрассудства: “. кто знает, не зависит ли великая судьба всех людей от того, как умрет на этой дороге двадцатидвухлетний командир взвода лейтенант Ивановский”.
Героизм не синоним жертвенности. Стойкость Сотникова нельзя объяснить и фанатизмом. Быков не случайно стремится создать образ негероический. Поступок героя повести объясняется его духовной стойкостью, которая не позволяет ему поступить иначе. Вместе с Сотниковым идут на смерть Демчиха, староста Петр, девочка Бася. Каждый из них мог бы спасти свою жизнь, но осознание своего долга перед Родиной выше эгоизма. А потому все они, по мнению автора, совершают подвиг.
Используя прием антитезы, Быков ставит в одну ситуацию с героями предателей. В повести “Сотников” это Рыбак, который спасает свою жизнь, но, по сути, именно после этого умирает для людей. В “Пойти и не вернуться” рядом с Зосей оказывается Антон Голубин, история жизни которого позволяет автору ответить на вопрос, как и почему человек становится предателем. Еще до войны Голубин научился оправдывать любые свои поступки: “Обеспокоиться общим делом найдутся десятки других, а вот заботиться о нем лично не станет никто, кроме него самого”. И в партизанский отряд этот человек попадает случайно. Быков показывает читателям, как постепенно катится в пропасть герой, изначально лишенный четкого представления о нравственных принципах. Начав с дезертирства, Голубин приходит к предательству. Больше того, он даже пытается сдать Зосю и других партизан карателям, чтобы легче “внедриться в новую, на немецкий лад, жизнь”.
Иначе поступает Зося Норейко. Юная героиня повести верит в усвоенные ею в детстве идеалы добра и справедливости, “которые по-хамски и враз растоптали фашисты”, и считает войну своим личным испытанием. Она не может жить на
одной земле с теми, кого считает зверями, а потому в ответ на слова Голубина, что у них нет выбора, кроме как уйти от партизан на службу к немцам, Зося отвечает: “Выбор есть: или мы, или они”. Антон сумел стать ей близким человеком, но их нравственные основы различны. Зося не может стать предателем, как бы сильно она ни любила жизнь. Отступничество для нее страшнее смерти. Но в отношении Голубина поведение Зоей неоднозначно. Поняв, что он стал врагом, девушка бросается на него с топором, но защищает Антона, когда партизаны хотят его расстрелять. Дело, наверное, в том, что она еще долго не может поверить, что “бывают свои хуже врагов”.
Хочу отметить, что Быков вообще далек от схематичного изображения поступков предателей. Не случайно повесть “Сотников” не заканчивается со смертью главного героя. Писателю важно показать путь нравственных мучений, который ожидает человека, по сути, погибшего уже тогда, когда разрешил себе предательство. Именно ему, живому, предстоит всю жизнь расплачиваться за свой поступок, а это, может быть, пострашнее смерти – вот к какому выводу приводит Быков читателей.
Конечно, не один Быков поднимает в своем творчестве проблему героизма и предательства. Достаточно вспомнить, к примеру, роман А. Фадеева “Молодая гвардия” или повесть В. Распутина “Живи и помни”. Больше того, эта проблема возникает всегда, если речь идет о необходимости сохранить верность своим нравственным принципам в ситуации, когда проще от них отречься. А потому она вечна.

Читайте также:
Тема любви в творчестве писателей русского зарубежья: сочинение

Героизм и предательство в произведениях литературы xx века

Проблема героизма и предательства в современной литературе возникает прежде всего в связи с военной тематикой. К сожалению, особенно в первые годы после окончания Великой Отечественной войны в литературе намечаются определенные схемы в изображении подвига народа. В произведениях видно было четкое разделение на “своих” и “чужих”, схема действий людей определялась приказами командиров. Лишь позже, в 60-е годы, создается ряд замечательных произведений, в которых писатели поднимают вопрос самоопределения героя, описывают ситуацию выбора. Именно выбор собственной судьбы, выбор между героизмом и предательством становится одной из основных тем военных повестей замечательного белорусского писателя В. Быкова.

Быков далек от упрощения и схематичности, а потому в центре повествования у него оказываются ситуации “на крайнем пределе сил”, в которых наиболее полно раскрывается характер человека в бесчеловечных условиях. Время в повестях В. Быкова сжато до предела, тем самым писателю удается достичь максимального психологического напряжения. Мотивы поведения человека, нравственные истоки подвига и предательства – вот что интересует писателя. Надо отметить, что в современной критике периодически возникают споры о том, что же можно назвать истинным героизмом.

Больше того, явственно наблюдается стремление многих рецензентов принизить значение подвига некоторых быковских персонажей, таких, как Сотников (“Сотников”), Мороз (“Обелиск”). Высказывалось мнение, что человек, который своим поступком или своей смертью ничего не меняет в ходе событий, поступает не как герой, а как бездумный моралист. В. Быков отвергает такую точку зрения. “…Для меня Сотников – герой, – пишет автор. – Да, он не разгромил врага, но он остался человеком в самой бесчеловечной ситуации. Как подвиг выглядит его стойкость и в глазах тех нескольких десятков людей, которые явились свидетелями его последних минут…” То, как воспринимают поступок героя люди, во многом определяет и авторское отношение к нему.

Подвигом писатель считает и поступок лейтенанта Ивановского (“Дожить до рассвета”). Бороться до конца – вот что необходимо герою. Автор осмысливает подвиг этого человека с философских позиций, заранее давая ответ тем, кто склонен был видеть в поступках его персонажей признаки безрассудства: “…кто знает, не зависит ли великая судьба всех людей от того, как умрет на этой дороге двадцатидвухлетний командир взвода лейтенант Ивановский”. Героизм не синоним жертвенности.

Стойкость Сотникова нельзя объяснить и фанатизмом. Быков не случайно стремится создать образ негероический. Поступок героя повести объясняется его духовной стойкостью, которая не позволяет ему поступить иначе. Вместе с Сотниковым идут на смерть Демчиха, староста Петр, девочка Бася. Каждый из них мог бы спасти свою жизнь, но осознание своего долга перед Родиной выше эгоизма.

А потому все они, по мнению автора, совершают подвиг. Используя прием антитезы, Быков ставит в одну ситуацию с героями предателей. В повести “Сотников” это Рыбак, который спасает свою жизнь, но, по сути, именно после этого умирает для людей. В “Пойти и не вернуться” рядом с Зосей оказывается Антон Голубин, история жизни которого позволяет автору ответить на вопрос, как и почему человек становится предателем.

Читайте также:
Родное село: сочинение

Еще до войны Голубин научился оправдывать любые свои поступки: “Обеспокоиться общим делом найдутся десятки других, а вот заботиться о нем лично не станет никто, кроме него самого”. И в партизанский отряд этот человек попадает случайно. Быков показывает читателям, как постепенно катится в пропасть герой, изначально лишенный четкого представления о нравственных принципах.

Начав с дезертирства, Голубин приходит к предательству. Больше того, он даже пытается сдать Зосю и других партизан карателям, чтобы легче “внедриться в новую, на немецкий лад, жизнь”. Иначе поступает Зося Норейко. Юная героиня повести верит в усвоенные ею в детстве идеалы добра и справедливости, “которые по-хамски и враз растоптали фашисты”, и считает войну своим личным испытанием. Она не может жить на одной земле с теми, кого считает зверями, а потому в ответ на слова Голубина, что у них нет выбора, кроме как уйти от партизан на службу к немцам, Зося отвечает: “Выбор есть: или мы, или они”.

Антон сумел стать ей близким человеком, но их нравственные основы различны. Зося не может стать предателем, как бы сильно она ни любила жизнь. Отступничество для нее страшнее смерти.

Но в отношении Голубина поведение Зоей неоднозначно. Поняв, что он стал врагом, девушка бросается на него с топором, но защищает Антона, когда партизаны хотят его расстрелять. Дело, наверное, в том, что она еще долго не может поверить, что “бывают свои хуже врагов”. Хочу отметить, что Быков вообще далек от схематичного изображения поступков предателей.

Не случайно повесть “Сотников” не заканчивается со смертью главного героя. Писателю важно показать путь нравственных мучений, который ожидает человека, по сути, погибшего уже тогда, когда разрешил себе предательство. Именно ему, живому, предстоит всю жизнь расплачиваться за свой поступок, а это, может быть, пострашнее смерти – вот к какому выводу приводит Быков читателей. Конечно, не один Быков поднимает в своем творчестве проблему героизма и предательства.

Достаточно вспомнить, к примеру, роман А. Фадеева “Молодая гвардия” или повесть В. Распутина “Живи и помни”. Больше того, эта проблема возникает всегда, если речь идет о необходимости сохранить верность своим нравственным принципам в ситуации, когда проще от них отречься. А потому она вечна.

Твір на тему: Героизм и предательство в произведениях литературы xx века

Related posts:

Природа в произведениях XX века Василий Владимирович Быков – большой мастер слова. Он включает в повествование своих произведений различные метафоры, не столько украшающие его доходчивую и яркую речь, сколько помогающие понять читателю замысел автора, проникнуться.

Из литературы третьего тысячелетия: об основных тенденциях развития мировой литературы в конце ХХ – начале ХХІ века …Искусство предназначено лишь изображать и толковать жизнь – всегда многоликую, всегда противоречивую и всегда несовершенную. Дмитрий Затонский Для развития мирового литературного процесса конца ХХ – начала ХХI века характерно сосуществование.

Осуждение сталинизма в произведениях современной литературы В течение 30 лет нашим людям внушалась мысль о величии Сталина, его умении все предусмотреть и о том, что по мере продвижения страны к лучшему будущему врагов становится все больше.

Искусство создания характера. (По одному из произведений русской литературы XX века. – И. А. Бунин. “Господин из Сан-Франциско”.) Для того чтобы оценить искусство писателя в создании характера, рассмотрим рассказ И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско” внимательно, аналитически. Во многих своих произведениях Бунин стремился к широким художественным обобщениям, анализировал.

Черты романтизма в одном из произведений русской литературы XX века В повести-сказке Александра Грина “Алые паруса” отчетливо просматривается резкое разделение людей на два мира. Это мир мечтательницы Ассоль и мир обывателей, ее окружающих. Ассоль рано потеряла мать, а отец ее.

Тема совести в произведениях русской литературы (В. С. Высоцкий. Стихи и песни) Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу! Может, кто-то когда-то поставит свечу Мне за голый мой нерв, на котором кричу, За веселый манер, на котором шучу. В. Высоцкий Первый сборник.

Роль эпиграфа в одном из произведений русской литературы XIX века. (А. С. Пушкин. “Евгений Онегин”.) Эпиграф к роману: “Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках, – как следствие чувства.

Читайте также:
Когда ужасное прельщает...: сочинение

Роль портретных характеристик в произведениях русской литературы (М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой) За многолетнюю историю своего существования литература накопила богатый арсенал разнообразных приемов, с помощью которых создается художественный образ. Одним из важнейших средств характеристики героя является его портрет. Внешний облик создает первое.

Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XX века Роман-эпопея – разновидность романа, с особой полнотой охватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни. Из справочника по литературе для школьников Ничто не.

Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой (А. С. Пушкин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы 20 века) Великая Отечественная Война – сколько боли, страданий, смерти, потерь скрыто в этих словах. Гитлер, подобно Наполеону, прошел через половину Европу и приблизился к границам нашей страны, “бесстрашный” и “наглый” в.

Гамлет как литературный прототип героев русской литературы 19 века Гамлет, пожалуй, самый известный персонаж во всей мировой литературе. Те, что являлись в мир до него, невольно с ним сравниваются, а те, что после, как бы на него равняются. Сценическая.

Философская проблематика одного из произведений русской литературы XX века Есть что-то жестокое и единственно правильное в стремлении человека бороться. И счастье, когда эта борьба идет не за кусок хлеба, не за право жить и выживать, а за свою душу.

Особенности жанра одного из произве-дений русской литературы XX века (С. А. Есенин. “Анна Снегина”.) Поэма “Анна Снегина” написана в стихотворной форме, но ее особенностью является слияние эпического и лирического жанров в единое нераздельное целое. В поэме нет сквозного действия.

Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XX века. (М. Горький. “На дне”.) В девятисотые годы XX века в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. Фабрики и заводы закрывались. Тысячи рабочих.

Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века. (М. Горький. “Мать”.) В 1909 году М. Горький записал: “Я не знаю образа более светлого, чем мать, и сердца более емкого для любви, чем сердце матери”. Эти слова можно было бы использовать эпиграфом.

Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века Важнейшей чертой всей русской литературы XIX века справедливо считается особое внимание к человеческой личности. Можно сказать, главный герой “золотого века” – человек во всем многообразии его проявлений. Писатели-классики создали столько.

Новый герой русской литературы XIX века (по роману И. Тургенева “Отцы и дети”) “Отцы” и “дети” у Тургенева – это именно дворяне и разночинцы, их непримиримые противоречия отразились в его романе с такой ясностью и отчетливостью, были изображены с такой художественной силой, что.

Своеобразие кульминационной сцены одного из произведений русской литературы XX века. (Л. Н. Андреев. “Баргамот и Гараська”.) “Баргамот и Гараська” – первый рассказ писателя, который принес ему признание читателей и который отметил Максим Горький. Но это и самый совершенный рассказ Леонида Андреева, в котором он выразился как.

Роль эпилога в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н. В. Гоголь. “Ревизор”.) А почему, собственно, не быть Хлестакову “ревизором”, начальственным лицом? Ведь смогло же произойти в другом произведении Н. Гоголя еще более невероятное событие – бегство носа майора Ковалева и превращение его.

Роль фантастики в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н. В. Гоголь. “Портрет”.) Один из самых значительных критиков своего времени, В. Г. Белинский неодобрительно отозвался о повести “Портрет”: “это есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он.

Роль антитезы в одном из произведений русской литературы XX века. (В. Г. Распутин. “Прощание с Матерой”.) В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но судьба Матеры – ведущая тема этого произведения. И решает ее автор путем противопоставления старого – новому. Возможно, на первый взгляд.

Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века Известно, что над романом “Мастер и Маргарита” – главной книгой своей жизни – Булгаков работал в течение 12 лет. Первоначально писатель задумал роман о дьяволе, но, возможно, уже к 1930.

Читайте также:
Знание счастье?: сочинение

Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века. (М. А. Булгаков. “Собачье сердце”.) Творчество М. А. Булгакова – крупнейшее явление русской художественной литературы XX века. Основной его темой можно считать тему “трагедии русского народа”. Писатель был современником всех тех трагических событий, которые происходили.

Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века Любви не утаишь… А. Пушкин Тема любви – одна из основополагающих тем мировой литературы. Каждый писатель непременно отдавал ей дань. По-своему осветил ее замечательный русский писатель А. И. Куприн в.

Мастерство в изображении народной жизни в одном из произведений русской литературы XX века Народный роман. Если есть такой жанр, то это жанр моего любимого “Тихого Дона”. Удивительный, совершенно не похожий ни на кого Шолохов и не менее удивительный, совершенно уникальный роман. Только они.

В. Быков “Сотников” “Сотников” – повесть о войне. Действие повести происходит в начале тысяча девятьсот сорок первого года. Главные герои повести – партизаны Рыбак и Сотников. Им по двадцать шесть лет. Они шли.

Мастерство изображения мира человеческих чувств в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н. В. Гоголь. “Мертвые души”.) Н. В. Гоголь принадлежит к числу величайших деятелей русской классической литературы. Вершиной творчества писателя является поэма “Мертвые души” – одно из выдающихся произведений мировой литературы, по определению В. Г. Белинского.

Приемы комического и их роль в одном из произведений русской литературы XX века. (М. А. Булгаков. “Собачье сердце”.) Знаменитая повесть “Собачье сердце”, написанная в 1926 году, – яркий образец булгаковской сатиры Она развивает гоголевские традиции, органически соединив в себе два начала-фантастическое и реалистическое. Эта характерная черта сатиры писателя.

В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века (Чехов “Тоска”, Достоевский “Белые ночи”, Толстой “Юность”) Русская литература – это литература глубокого психологического анализа. Одной из традиций русской классической литературы является внимание к внутренней жизни человека, к его мыслям и чувствам. Ф. М. Достоевский – писатель.

Мастерство изображения народной жизни в одном из произведений русской литературы XX века. (В. Г. Распутин. “Живи и помни”.) Произведения современных писателей остро описывают нашу повседневную, обыденную жизнь, показывая ее недостатки и упущения. Писатели на реальных эпизодах современной действительности пытаются выявить, обозначить и показать негативные стороны общественной и индивидуальной.

Героизм и предательство в произведениях литературы xx века

Героизм и предательство в произведениях литературы xx века: сочинение

Проблема героизма и предательства в современной литературе возникает прежде всего в связи с военной тематикой. К сожалению, особенно в первые годы после окончания Великой Отечественной войны в литературе намечаются определенные схемы в изображении подвига народа. В произведениях видно было четкое разделение на “своих” и “чужих”, схема действий людей определялась приказами командиров. Лишь позже, в 60-е годы, создается ряд замечательных произведений, в которых писатели поднимают вопрос самоопределения героя, описывают ситуацию выбора. Именно выбор собственной судьбы, выбор между героизмом и предательством становится одной из основных тем военных повестей замечательного белорусского писателя В. Быкова.

Быков далек от упрощения и схематичности, а потому в центре повествования у него оказываются ситуации “на крайнем пределе сил”, в которых наиболее полно раскрывается характер человека в бесчеловечных условиях. Время в повестях В. Быкова сжато до предела, тем самым писателю удается достичь максимального психологического напряжения. Мотивы поведения человека, нравственные истоки подвига и предательства — вот что интересует писателя.

Надо отметить, что в современной критике периодически возникают споры о том, что же можно назвать истинным героизмом. Больше того, явственно наблюдается стремление многих рецензентов принизить значение подвига некоторых быковских персонажей, таких, как Сотников (“Сотников”), Мороз (“Обелиск”). Высказывалось мнение, что человек, который своим поступком или своей смертью ничего не меняет в ходе событий, поступает не как герой, а как бездумный моралист. В. Быков отвергает такую точку зрения. “. Для меня Сотников — герой, — пишет автор. — Да, он не разгромил врага, но он остался человеком в самой бесчеловечной ситуации. Как подвиг выглядит его стойкость и в глазах тех нескольких десятков людей, которые явились свидетелями его последних минут. ” То, как воспринимают поступок героя люди, во многом определяет и авторское отношение к нему.

Читайте также:
Может ли в наши дни собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать?: сочинение

Подвигом писатель считает и поступок лейтенанта Ивановского (“Дожить до рассвета”). Бороться до конца — вот что необходимо герою. Автор осмысливает подвиг этого человека с философских позиций, заранее давая ответ тем, кто склонен был видеть в поступках его персонажей признаки безрассудства: “. кто знает, не зависит ли великая судьба всех людей от того, как умрет на этой дороге двадцатидвухлетний командир взвода лейтенант Ивановский”.

Героизм не синоним жертвенности. Стойкость Сотникова нельзя объяснить и фанатизмом. Быков не случайно стремится создать образ негероический. Поступок героя повести объясняется его духовной стойкостью, которая не позволяет ему поступить иначе. Вместе с Сотниковым идут на смерть Демчиха, староста Петр, девочка Бася. Каждый из них мог бы спасти свою жизнь, но осознание своего долга перед Родиной выше эгоизма. А потому все они, по мнению автора, совершают подвиг.

Используя прием антитезы, Быков ставит в одну ситуацию с героями предателей. В повести “Сотников” это Рыбак, который спасает свою жизнь, но, по сути, именно после этого умирает для людей. В “Пойти и не вернуться” рядом с Зосей оказывается Антон Голубин, история жизни которого позволяет автору ответить на вопрос, как и почему человек становится предателем. Еще до войны Голубин научился оправдывать любые свои поступки: “Обеспокоиться общим делом найдутся десятки других, а вот заботиться о нем лично не станет никто, кроме него самого”. И в партизанский отряд этот человек попадает случайно. Быков показывает читателям, как постепенно катится в пропасть герой, изначально лишенный четкого представления о нравственных принципах. Начав с дезертирства, Голубин приходит к предательству. Больше того, он даже пытается сдать Зосю и других партизан карателям, чтобы легче “внедриться в новую, на немецкий лад, жизнь”.

Иначе поступает Зося Норейко. Юная героиня повести верит в усвоенные ею в детстве идеалы добра и справедливости, “которые по-хамски и враз растоптали фашисты”, и считает войну своим личным испытанием. Она не может жить на одной земле с теми, кого считает зверями, а потому в ответ на слова Голубина, что у них нет выбора, кроме как уйти от партизан на службу к немцам, Зося отвечает: “Выбор есть: или мы, или они”. Антон сумел стать ей близким человеком, но их нравственные основы различны. Зося не может стать предателем, как бы сильно она ни любила жизнь. Отступничество для нее страшнее смерти. Но в отношении Голубина поведение Зоей неоднозначно. Поняв, что он стал врагом, девушка бросается на него с топором, но защищает Антона, когда партизаны хотят его расстрелять. Дело, наверное, в том, что она еще долго не может поверить, что “бывают свои хуже врагов”.

Хочу отметить, что Быков вообще далек от схематичного изображения поступков предателей. Не случайно повесть “Сотников” не заканчивается со смертью главного героя. Писателю важно показать путь нравственных мучений, который ожидает человека, по сути, погибшего уже тогда, когда разрешил себе предательство. Именно ему, живому, предстоит всю жизнь расплачиваться за свой поступок, а это, может быть, пострашнее смерти — вот к какому выводу приводит Быков читателей.

Конечно, не один Быков поднимает в своем творчестве проблему героизма и предательства. Достаточно вспомнить, к примеру, роман А. Фадеева “Молодая гвардия” или повесть В. Распутина “Живи и помни”. Больше того, эта проблема возникает всегда, если речь идет о необходимости сохранить верность своим нравственным принципам в ситуации, когда проще от них отречься. А потому она вечна.

Героизм и предательство в произведениях литературы xx века — Сочинение по произведению Свободной темы «11 класс»

Проблема героизма и предательства в современной литературе возникает прежде всего в связи с военной тематикой. К сожалению, особенно в первые годы после окончания Великой Отечественной войны в литературе намечаются определенные схемы в изображении подвига народа. В произведениях видно было четкое разделение на “своих” и “чужих”, схема действий людей определялась приказами командиров. Лишь позже, в 60-е годы, создается ряд замечательных произведений, в которых писатели поднимают вопрос самоопределения героя, описывают ситуацию выбора. Именно выбор собственной судьбы, выбор между героизмом и предательством становится одной из основных тем военных повестей замечательного белорусского писателя В. Быкова.

Читайте также:
Не устану следить, чтобы Вечный огонь не погас: сочинение

Быков далек от упрощения и схематичности, а потому в центре повествования у него оказываются ситуации “на крайнем пределе сил”, в которых наиболее полно раскрывается характер человека в бесчеловечных условиях. Время в повестях В. Быкова сжато до предела, тем самым писателю удается достичь максимального психологического напряжения. Мотивы поведения человека, нравственные истоки подвига и предательства — вот что интересует писателя. Надо отметить, что в современной критике периодически возникают споры о том, что же можно назвать истинным героизмом. Больше того, явственно наблюдается стремление многих рецензентов принизить значение подвига некоторых быковских персонажей, таких, как Сотников (“Сотников”), Мороз (“Обелиск”).

Высказывалось мнение, что человек, который своим поступком или своей смертью ничего не меняет в ходе событий, поступает не как герой, а как бездумный моралист. В. Быков отвергает такую точку зрения. “…Для меня Сотников — герой, — пишет автор. — Да, он не разгромил врага, но он остался человеком в самой бесчеловечной ситуации. Как подвиг выглядит его стойкость и в глазах тех нескольких десятков людей, которые явились свидетелями его последних минут…

” То, как воспринимают поступок героя люди, во многом определяет и авторское отношение к нему. Подвигом писатель считает и поступок лейтенанта Ивановского (“Дожить до рассвета”). Бороться до конца — вот что необходимо герою.

Автор осмысливает подвиг этого человека с философских позиций, заранее давая ответ тем, кто склонен был видеть в поступках его персонажей признаки безрассудства: “…кто знает, не зависит ли великая судьба всех людей от того, как умрет на этой дороге двадцатидвухлетний командир взвода лейтенант Ивановский”. Героизм не синоним жертвенности.

Стойкость Сотникова нельзя объяснить и фанатизмом. Быков не случайно стремится создать образ негероический. Поступок героя повести объясняется его духовной стойкостью, которая не позволяет ему поступить иначе. Вместе с Сотниковым идут на смерть Демчиха, староста Петр, девочка Бася.

Каждый из них мог бы спасти свою жизнь, но осознание своего долга перед Родиной выше эгоизма. А потому все они, по мнению автора, совершают подвиг. Используя прием антитезы, Быков ставит в одну ситуацию с героями предателей. В повести “Сотников” это Рыбак, который спасает свою жизнь, но, по сути, именно после этого умирает для людей.

В “Пойти и не вернуться” рядом с Зосей оказывается Антон Голубин, история жизни которого позволяет автору ответить на вопрос, как и почему человек становится предателем. Еще до войны Голубин научился оправдывать любые свои поступки: “Обеспокоиться общим делом найдутся десятки других, а вот заботиться о нем лично не станет никто, кроме него самого”. И в партизанский отряд этот человек попадает случайно. Быков показывает читателям, как постепенно катится в пропасть герой, изначально лишенный четкого представления о нравственных принципах.

Начав с дезертирства, Голубин приходит к предательству. Больше того, он даже пытается сдать Зосю и других партизан карателям, чтобы легче “внедриться в новую, на немецкий лад, жизнь”. Иначе поступает Зося Норейко.

Юная героиня повести верит в усвоенные ею в детстве идеалы добра и справедливости, “которые по-хамски и враз растоптали фашисты”, и считает войну своим личным испытанием. Она не может жить на одной земле с теми, кого считает зверями, а потому в ответ на слова Голубина, что у них нет выбора, кроме как уйти от партизан на службу к немцам, Зося отвечает: “Выбор есть: или мы, или они”. Антон сумел стать ей близким человеком, но их нравственные основы различны. Зося не может стать предателем, как бы сильно она ни любила жизнь. Отступничество для нее страшнее смерти.

Но в отношении Голубина поведение Зоей неоднозначно. Поняв, что он стал врагом, девушка бросается на него с топором, но защищает Антона, когда партизаны хотят его расстрелять. Дело, наверное, в том, что она еще долго не может поверить, что “бывают свои хуже врагов”. Хочу отметить, что Быков вообще далек от схематичного изображения поступков предателей. Не случайно повесть “Сотников” не заканчивается со смертью главного героя.

Читайте также:
За волшебной дверцей народной традиции (репортаж): сочинение

Писателю важно показать путь нравственных мучений, который ожидает человека, по сути, погибшего уже тогда, когда разрешил себе предательство. Именно ему, живому, предстоит всю жизнь расплачиваться за свой поступок, а это, может быть, пострашнее смерти — вот к какому выводу приводит Быков читателей. Конечно, не один Быков поднимает в своем творчестве проблему героизма и предательства.

Достаточно вспомнить, к примеру, роман А. Фадеева “Молодая гвардия” или повесть В. Распутина “Живи и помни”. Больше того, эта проблема возникает всегда, если речь идет о необходимости сохранить верность своим нравственным принципам в ситуации, когда проще от них отречься. А потому она вечна.

Героизм и предательство в произведениях литературы XX века

Проблема героизма и предательства в современной литературе возникает прежде всего в связи с военной тематикой. К сожалению, особенно в первые годы после окончания Великой Отечественной войны в литературе намечаются определенные схемы в изображении подвига народа. В произведениях видно было четкое разделение на “своих” и “чужих”, схема действий людей определялась приказами командиров. Лишь позже, в 60-е годы, создается ряд замечательных произведений, в которых писатели поднимают вопрос самоопределения героя, описывают ситуацию

Именно выбор собственной судьбы, выбор между героизмом и предательством становится одной из основных тем военных повестей замечательного белорусского писателя В. Быкова.

Быков далек от упрощения и схематичности, а потому в центре повествования у него оказываются ситуации “на крайнем пределе сил”, в которых наиболее полно раскрывается характер человека в бесчеловечных условиях. Время в повестях В. Быкова сжато до предела, тем самым писателю удается достичь максимального психологического напряжения. Мотивы поведения человека, нравственные истоки подвига и предательства – вот что

Надо отметить, что в современной критике периодически возникают споры о том, что же можно назвать истинным героизмом. Больше того, явственно наблюдается стремление многих рецензентов принизить значение подвига некоторых быковских персонажей, таких, как Сотников , Мороз . Высказывалось мнение, что человек, который своим поступком или своей смертью ничего не меняет в ходе событий, поступает не как герой, а как бездумный моралист. В. Быков отвергает такую точку зрения. “…Для меня Сотников – герой, – пишет автор. – Да, он не разгромил врага, но он остался человеком в самой бесчеловечной ситуации.

Как подвиг выглядит его стойкость и в глазах тех нескольких десятков людей, которые явились свидетелями его последних минут…” То, как воспринимают поступок героя люди, во многом определяет и авторское отношение к нему.

Подвигом писатель считает и поступок лейтенанта Ивановского . Бороться до конца – вот что необходимо герою. Автор осмысливает подвиг этого человека с философских позиций, заранее давая ответ тем, кто склонен был видеть в поступках его персонажей признаки безрассудства: “…кто знает, не зависит ли великая судьба всех людей от того, как умрет на этой дороге двадцатидвухлетний командир взвода лейтенант Ивановский”.

Героизм не синоним жертвенности. Стойкость Сотникова нельзя объяснить и фанатизмом. Быков не случайно стремится создать образ негероический. Поступок героя повести объясняется его духовной стойкостью, которая не позволяет ему поступить иначе.

Вместе с Сотниковым идут на смерть Демчиха, староста Петр, девочка Бася. Каждый из них мог бы спасти свою жизнь, но осознание своего долга перед Родиной выше эгоизма. А потому все они, по мнению автора, совершают подвиг.

Используя прием антитезы, Быков ставит в одну ситуацию с героями предателей. В повести “Сотников” это Рыбак, который спасает свою жизнь, но, по сути, именно после этого умирает для людей. В “Пойти и не вернуться” рядом с Зосей оказывается Антон Голубин, история жизни которого позволяет автору ответить на вопрос, как и почему человек становится предателем.

Еще до войны Голубин научился оправдывать любые свои поступки: “Обеспокоиться общим делом найдутся десятки других, а вот заботиться о нем лично не станет никто, кроме него самого”. И в партизанский отряд этот человек попадает случайно. Быков показывает читателям, как постепенно катится в пропасть герой, изначально лишенный четкого представления о нравственных принципах.

Начав с дезертирства, Голубин приходит к предательству. Больше того, он даже пытается сдать Зосю и других партизан карателям, чтобы легче “внедриться в новую, на немецкий лад, жизнь”.

Читайте также:
Космос и человек: сочинение

Иначе поступает Зося Норейко. Юная героиня повести верит в усвоенные ею в детстве идеалы добра и справедливости, “которые по-хамски и враз растоптали фашисты”, и считает войну своим личным испытанием. Она не может жить на

одной земле с теми, кого считает зверями, а потому в ответ на слова Голубина, что у них нет выбора, кроме как уйти от партизан на службу к немцам, Зося отвечает: “Выбор есть: или мы, или они”. Антон сумел стать ей близким человеком, но их нравственные основы различны. Зося не может стать предателем, как бы сильно она ни любила жизнь. Отступничество для нее страшнее смерти.

Но в отношении Голубина поведение Зоей неоднозначно. Поняв, что он стал врагом, девушка бросается на него с топором, но защищает Антона, когда партизаны хотят его расстрелять. Дело, наверное, в том, что она еще долго не может поверить, что “бывают свои хуже врагов”.

Хочу отметить, что Быков вообще далек от схематичного изображения поступков предателей. Не случайно повесть “Сотников” не заканчивается со смертью главного героя. Писателю важно показать путь нравственных мучений, который ожидает человека, по сути, погибшего уже тогда, когда разрешил себе предательство.

Именно ему, живому, предстоит всю жизнь расплачиваться за свой поступок, а это, может быть, пострашнее смерти – вот к какому выводу приводит Быков читателей.

Конечно, не один Быков поднимает в своем творчестве проблему героизма и предательства. Достаточно вспомнить, к примеру, роман А. Фадеева “Молодая гвардия” или повесть В. Распутина “Живи и помни”. Больше того, эта проблема возникает всегда, если речь идет о необходимости сохранить верность своим нравственным принципам в ситуации, когда проще от них отречься.

Героизм и предательство в произведениях русской литературы XX века

Именно в русской литературе XX века находим больше всего примеров и героизма, и предательства. Здесь нет ничего удивительного, ведь XX столетие стало эпохой потрясений для нашей страны. Несколько революций, гражданская война, финская, русско-японские, наконец, две мировых войны. Именно во времена подобных испытаний у каждого человека есть возможность проявить себя.

Все то, что в мирное и спокойное время может дремать в глубине души, в тяжелых испытаниях становится явным. При этом каждый отвечает за свои недостатки перед другими людьми. Так, трусость одного человека может погубить десятки его товарищей. Но и все достоинства проявляются гораздо ярче и ценятся неизмеримо выше. Примеров тому множество, в частности, в нашей литературе XX века.

Вспомним небольшую повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие. » Отрезанными от своих товарищей буквально под носом у врага находятся пятеро девушек— вчерашних школьниц. Единственная их поддержка — старшина Васков. Казалось бы, ничем особенным не отличаются эти девушки от множества других. Совершенно обычные: просто кто-то ярче и умнее, а кто-то попроще. Но в тот момент, когда они осознают всю опасность ситуации, в которой оказались, они становятся пятью солдатами, не имеющими права ни ослабить бдительность, ни передохнуть.

Один неверный шаг — и верная смерть. Как у Гали Четвертак. Читатель вполне понимает допущенную ею слабость. Ведь она всего лишь женщина. Война не для женщин. Но минутная слабость на войне стоит жизни. И все же Галя тоже совершила свой подвиг, упрямо выполняя указания старшины, терпя неудобства перехода. Так на войне даже «маленькие люди», не обладая выдающимися качествами, все же могут проявить себя с самой лучшей стороны, делая хотя бы те мелочи, которые от них зависят.

Но если человек имеет и силу, и характер, и смелость, то тогда у него есть все, чтобы стать героем. Так, две самые сильные девушки — Рита Осянина и Женя Комелькова погибли как настоящие герои, но до этого сделали все, что было в их силах, чтобы противостоять врагу. Женя бесстрашно отводит немцев от раненой Риты Оеяниной. Сама же Рита была ранена в тот момент, когда отстреливалась от врагов. Если бы не эти две девушки, никогда не выжить бы старшине Васкову. Своими молодыми жизнями они заплатили за его жизнь. И конечно, за победу. Пять жизней стали частью той цены, которую весь народ заплатил за освобождение Родины от захватчиков.

Читайте также:
А зори здесь тихие: сочинение

Очень многие отдавали свои жизни за победу. Но все-таки были и те, кому повезло. Им удалось выжить. Для этих людей очень важно было осознание того, что они достойно защищали свою страну. Вспоминается небольшой рассказ Шолохова «Судьба человека». Андрея Соколова — главного персонажа рассказа — с полным нравом можно назвать героем. В нем есть какой-то внутренний стержень, не позволяющий ему ломаться в самых тяжелых обстоятельствах. Благодаря атому он так стойко переносит все испытания.

Невозможно не восхищаться этим человеком, читая, как в плену он не просто смело, а скорее даже вызывающе ведет себя перед врагом — немецким комендантом. Это поведение человека, который прекрасно осознает, что в любой момент может умереть. Ему просто уже нечего терять. И он встречает издевательства коменданта достойно, как человек, готовый к неизбежному. Даже жестокий немец проникается к русскому солдату уважением. Потому что невозможно не уважать человека, который перед лицом явной опасности умеет сдерживать себя и быть стойким.

Надо сказать, что подобных сцен в русской литературе XX века очень много. Советский народ совершил неслыханный подвиг, складывавшийся из подвигов людей, многие из которых так и остались безымянными. Естественно, все это нашло свое отражение в литературных произведениях.

Но лишь очень немногие писатели помнили о том, что если есть на земле прекрасные люди, то есть и люди не очень хорошие. Эти последние, даже оказавшись на войне, разумеется, нисколько не изменили свой характер.

Для того чтобы составить объективное представление о каком-то предмете, нужно увидеть его с разных сторон. Чтобы понять, что такое война, стоит вспомнить об отрицательных ее «героях», пусть и немногочисленных. Предателей, изменников, дезертиров всегда хватало.

Кстати, первый пример, который приходит в голову,— это Мальчиш-Пло-хиш Гайдара. Да, это сказка. Но сказка-то не обычная. За легким стилем повествования Гайдар прятал тяжелые мысли. Мальчиш-Плохиш — это собирательный образ предателя, так же как Мальчиш-Кибальчиш — отважного советского солдата.

Впрочем, есть и более серьезные произведения советских авторов о предательстве. Например, «Живи и помни» Валентина Распутина. Необычная книга. Не о подвигах, не о фронтовом быте, не о боях. Книга о дезертире, изменнике Родины, и его жене. Книга необходимая.

Образ Андрея Гуськова вызывает гамму переживаний — от легкого раздражения в начале до отвращения в конце. Этот человек, трус и эгоист, совершил преступление. Понятно желание отдельного человека спасти свою жизнь, укрывшись от опасности. Но это желание простительно не в военное время. «Укрыться от опасности» — это выражение мирного времени, а для войны есть свое слово — «дезертировать».

Андрей, обидевшись на весь свет и считая войну чуть ли не личным оскорблением, дезертировал. Это был его первый шаг на ложном пути. Дальше все могло быть только хуже. Он обрек себя на существование изгоя. Но на этот же путь увлек и свою жену, преданную Настену. И ей пришлось платить за преступление мужа. Платить очень высокую цену: муки совести, позор и смерть. Такого никогда бы не случилось, не будь войны. Война ломает все стереотипы. У нес есть свои законы, которые необходимо соблюдать. Ты можешь сколько угодно предаваться своему эгоизму и любви к жизни в мирное время. Ты можешь быть одиночкой. Но война — то время, когда любой человек должен идти в ногу со своим народом. Он защищает не свое благополучие, а право (свое и своих детей) жить на родной земле и быть свободным. Андрей мыслит слишком узко, чтобы осознать это. За это судьба его и накажет.

Да, всегда были и предатели, и дезертиры. Но, к счастью, их (как вообще плохих людей) — меньшинство. В противном случае наш народ никогда не выиграл бы в кровопролитных войнах XX века. Все же героических поступков было совершено неизмеримо больше, чем подлых. Так будем учиться душевному благородству у авторов XX века.

Героизм и предательство в произведениях литературы xx века: сочинение

Проблема героизма и предательства в современной литературе возникает прежде всего в связи с военной тематикой. К сожалению, особенно в первые годы после окончания Великой Отечественной войны в литературе намечаются определенные схемы в изображении подвига народа. В произведениях видно было четкое разделение на “своих” и “чужих”, схема действий людей определялась приказами командиров. Лишь позже, в 60-е годы, создается ряд замечательных произведений, в которых писатели поднимают вопрос самоопределения героя, описывают ситуацию выбора. Именно выбор собственной судьбы, выбор между героизмом и предательством становится одной из основных тем военных повестей замечательного белорусского писателя В. Быкова.
Быков далек от упрощения и схематичности, а потому в центре повествования у него оказываются ситуации “на крайнем пределе сил”, в которых наиболее полно раскрывается характер человека в бесчеловечных условиях. Время в повестях В. Быкова сжато до предела, тем самым писателю удается достичь максимального психологического напряжения. Мотивы поведения человека, нравственные истоки подвига и предательства — вот что интересует писателя.
Надо отметить, что в современной критике периодически возникают споры о том, что же можно назвать истинным героизмом. Больше того, явственно наблюдается стремление многих рецензентов принизить значение подвига некоторых быковских персонажей, таких, как Сотников (“Сотников”), Мороз (“Обелиск”). Высказывалось мнение, что человек, который своим поступком или своей смертью ничего не меняет в ходе событий, поступает не как герой, а как бездумный моралист. В. Быков отвергает такую точку зрения. “. . . Для меня Сотников — герой, — пишет автор. — Да, он не разгромил врага, но он остался человеком в самой бесчеловечной ситуации. Как подвиг выглядит его стойкость и в глазах тех нескольких десятков людей, которые явились свидетелями его последних минут. . . ” То, как воспринимают поступок героя люди, во многом определяет и авторское отношение к нему.
Подвигом писатель считает и поступок лейтенанта Ивановского (“Дожить до рассвета”). Бороться до конца — вот что необходимо герою. Автор осмысливает подвиг этого человека с философских позиций, заранее давая ответ тем, кто склонен был видеть в поступках его персонажей признаки безрассудства: “. . . кто знает, не зависит ли великая судьба всех людей от того, как умрет на этой дороге двадцатидвухлетний командир взвода лейтенант Ивановский”.
Героизм не синоним жертвенности. Стойкость Сотникова нельзя объяснить и фанатизмом. Быков не случайно стремится создать образ негероический. Поступок героя повести объясняется его духовной стойкостью, которая не позволяет ему поступить иначе. Вместе с Сотниковым идут на смерть Демчиха, староста Петр, девочка Бася. Каждый из них мог бы спасти свою жизнь, но осознание своего долга перед Родиной выше эгоизма. А потому все они, по мнению автора, совершают подвиг.
Используя прием антитезы, Быков ставит в одну ситуацию с героями предателей. В повести “Сотников” это Рыбак, который спасает свою жизнь, но, по сути, именно после этого умирает для людей. В “Пойти и не вернуться” рядом с Зосей оказывается Антон Голубин, история жизни которого позволяет автору ответить на вопрос, как и почему человек становится предателем. Еще до войны Голубин научился оправдывать любые свои поступки: “Обеспокоиться общим делом найдутся десятки других, а вот заботиться о нем лично не станет никто, кроме него самого”. И в партизанский отряд этот человек попадает случайно. Быков показывает читателям, как постепенно катится в пропасть герой, изначально лишенный четкого представления о нравственных принципах. Начав с дезертирства, Голубин приходит к предательству. Больше того, он даже пытается сдать Зосю и других партизан карателям, чтобы легче “внедриться в новую, на немецкий лад, жизнь”.
Иначе поступает Зося Норейко. Юная героиня повести верит в усвоенные ею в детстве идеалы добра и справедливости, “которые по-хамски и враз растоптали фашисты”, и считает войну своим личным испытанием. Она не может жить на одной земле с теми, кого считает зверями, а потому в ответ на слова Голубина, что у них нет выбора, кроме как уйти от партизан на службу к немцам, Зося отвечает: “Выбор есть: или мы, или они”. Антон сумел стать ей близким человеком, но их нравственные основы различны. Зося не может стать предателем, как бы сильно она ни любила жизнь.

  • «
  • 1
  • 2
  • »
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: