Кружки и салоны XVIII века: сочинение

Кружки и салоны XVIII века: сочинение

Культурное общество начала 19 века было пропитано литературой насквозь. Поэтому нет нужды, по крайней мере для первых десятилетий, строго дифференцировать кружки и салоны того времени на литературные и не литературные. По условиям того времени и той литературы каждый кружок и салон – от разгульного кружка молодых шалопаев до чопорного салона – мог явиться очагом, где выращивалась и распространялась литература.

Для начала попробуем выявить различия кружков от салонов. Кружок – небольшое, обычно приятельское объединение, собирающееся где-то на дому, не зарегистрированное в соответствующих инстанциях, но обычно имеющее свой устав и ведущее протоколы своим заседаниям. Они носили регулярный, организованный и целеустремленный характер. Вместе с изменением литературных задач, изменялись и цели, и круг интересов, и направление, и даже до известной степени структура кружка. Задачи кружков меняются сообразно с их функциями в ту или иную эпоху.

Кружки были недолговечны – 2-3 года, тогда как салоны оказались более живучи. Салон более, чем кружок, связан с бытовой обстановкой эпохи, потому что в нём нет строго фиксированного состава посетителей и нет обязательности его посещения. Непосещение заседаний кружка без уважительных причин обычно влекло за собой исключение из числа членов. В салоне же собираются люди из круга, раз и навсегда введённого в дом хозяина; но состав салона в каждый вечер определяется личным желанием, личным интересом, волею, но не обязательством.

Другой характерной чертой салона является наличие хозяев. Это сказывается на характере салона в том, что контингент посетителей не всегда объединен общностью интересов, как в кружке. Тут на сцену выходят и семейные связи, и положение в свете и всякого рода случайные знакомства. Таким образом, в наиболее ярких литературных салонах появляются люди, чуждые интересам и вопросам салона.

Литературные функции кружков и салонов также различны. Кружок больше связан с писателем, салон – с читателем. Если кружок занимается литературным производством, то салон – осуществляет литературное потребление.

Кружки сами по себе не знают традиции. Они организуются по очередным задачам литературы. Если в самой литературе понятие традиции играет некоторую роль, то в вопросах литературного быта значимость традиций чрезвычайно низка. Издатель, цензор и журналист руководствуются в своём творчестве не традицией своей профессии, а обстоятельствами, лежащими к ним значительно ближе. Поэтому и возникновение в России литературных кружков не следует ставить в связь с теми или иными явлениями западно-европейского быта.

Иное дело – салоны. В Европе салоны распространились из Франции, где они восходят ещё к XVI веку. В XVII веке мы имеем там уже целый ряд блестящих салонов: Рамбулье, Поле, Бурдонне, Скюдери и др. В салоне Рамбулье, например, беседовали о литературных новинках, упражнялись в импровизации мадригалов и сонетов, слушали чтение новых произведений, вели живой и остроумный разговор. В XVIII веке многие салоны приобретают крупное политическое значение, и в некоторые эпохи правительство начинает с ними бороться. Тут характерен салон Граммон, с большим вниманием следящий за государственными делами.

В Германии салоны появляются не ранее второй половины XVIII века, т.е. тоже заносятся туда из Франции. Примерно к середине XVIII века относится образование салонов и литературных кружков у нас.

Уже в 30-е, 40-е годы XVIII века мы находим интимные литературные кружки. Так, есть сведения, что в Сухопутном шляхетном корпусе, в бытность там молодого Сумарокова, воспитанники читали друг другу свои литературные сочинения и переводы и что Сумароков назвал их «Обществом любителей Российской словесности». К 50-м годам относится основание салона Ивана Ивановича Шувалова. Его салон посещали и Ломоносов, И Сумароков, к концу века тут бывали Державин, Дашкова, Оленин. Во дворце Шувалова схватывались Сумароков и Ломоносов, и просвещённый меценат стравливал их себе на потеху, в равной мере поддерживая обоих.

Десятилетием позже мы встречаем новый литературный кружок студентов Московского Университета, группировавшихся вокруг Хераскова. Когда Херасков переселяется из Москвы в Петербург, вокруг него снова собирается тот же кружок. Здесь мы находим Богдановича, Фонвизина, Ржевского и других. Кружок издаёт журнал под характерным названием «Вечера».

Приблизительно к этому же времени относится образование салона Державина. Салон посещали Оленин, Николай Александрович Львов Федор Петрович Львов, Вельяминов и Капнист, словом мы встречаем тут ту литературную группу, которая позже образовала «беседу любителей российского слова». Салон Державина существовал до его смерти в 1816 году. Для литературы того времени, для кружковой критики характерен упорный язык произведения. Например, стихотворение Жихарева «К деревне»

Деревня милая, отчизна дорогая.

Когда я возвращусь под кров счастливый твой.

Подверглось получасовой критики о том, что эпитет милая может прилагаться только к одушевленным предметам; что нельзя также сказать, обращаясь к деревне: когда я возвращусь под кров твой, потому что деревня слово собирательное и кровом называться не может. Было предложено: Деревня тихая, о хижина драгая.

К 70-80 годам 18 века относится также образование и ряда официальных литературных обществ: вольное собрание любителей российского языка, собрание университетских питомцев и собрание воспитанников московского университетского благородного пансиона, учрежденного Жуковским.

И так кружкам и салонам 18 века мы обязаны таким явлением, как меценатство. Тут же мы встречаем и своеобразные явления книжного рынка, жалкую участь тогдашних журналов, своеобразное положение литературы в культуре образованного общества.

Читайте также:
Когда ужасное прельщает...: сочинение

Деятельность кружков и салонов в XVIII – начале XIX веках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 06:53, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Ценностные ориентиры современного общества делают актуальным поиск и изучение лучших форм духовной жизни прошлого. Обращение к периодам расцвета отечественной культуры позволяет наиболее правильно осмыслить современность, и поразмыслить о развитии культуры в будущем. В этом смысле, актуальность обращения к исследованию культуры литературного салона и кружка. Литературные кружки и салоны как центры духовных общекультурных ценностей занимают особо важное место.

Содержание работы

Введение.………………………………………………………….……………2
Глава 1.Теоретические аспекты возникновения культурных сообществ
1.1. Досуг в отечественной культуре XVIII – XIX веков…………………. 4
1.2.Понятие культурных сообществ и их отличие…………………………..5
1.3.Возникновение салонов в Европе………………………………………. 7
1.4.Предпосылки возникновения кружков и салонов в России…………. 11
Глава 2.Деятельность кружков и салонов в XVIII – начале XIX веках
2.1. Основы функционирования и деятельности кружков и салонов…….16
2.2. Разновидности кружков и салонов, их хозяева и состав участников. 23
Заключение………………………………………………………….………..24
Список литературы…………………………………………………………..25

Содержимое работы – 1 файл

литир кружки и салоны.doc

Салоны, которые создавали женщины, были для них естественным способом получить образование в то время, когда им был закрыт доступ к высшему образованию. Салон был местом, где женщины могли обмениваться идеями, слушать лучших мыслителей того времени, читать свои собственные произведения и заслушивать работы авторитетных писателей, а так же критиковать и подвергаться критике. В процессе своего образования в рамках салонов женщины в свою очередь образовывали мужчин, приучая их к цивилизованному поведению в обществе. “Здесь сосредоточиваются все литературные таланты, происходит живой обмен мыслями, и в то же время это является и школой хороших манер”. 10

В XVII веке салоны были таким пространством, в котором женщины и мужчины находились вместе и общались открыто, при этом общество не воспринимало такое общение как нарушение приличий или как общение с целью брака. Салон был тем пространством, которое женщины стали создавать для себя, то есть – это пространство за пределами семьи, не выходя из дома. У мужчин тоже была потребность в таком пространстве вне семьи, но они имели легальные возможности – бани, кофейные дома, пабы, парламенты. Салоны явились тем местом, которое уменьшало разрыв между раздельным существованием мужчин и женщин и создавало условия для обмена идеями.

В начале XVII века одним из популярнейших салонов во Франции был салон мадам Рамбулье. Блестящая маркиза принадлежала к высшей французской аристократии. В ее салоне собиралось разнообразное парижское общество, но основными гостями были представители литературы и искусства. Мадам де Рамбулье первая открыла двери своего дома для общественности. Под ее руководством стали регулярно собираться поэты, ученые и буржуа для интеллектуальных бесед, а не для игры в карты, не для флирта, что было обычно в то время для собраний аристократии при дворе короля. Х.Арендт отмечала, “салоны стали местом встреч для тех, кто учился представлять себя через разговор… здесь буржуа учился показывать себя”. 11

В начале XVIII века в Германии также были группы ученых женщин, которые регулярно собирались, читали и обсуждали произведения, написанные женщинами. Хозяйкой первого салона в Берлине была Генриетта Хертц. Наиболее известными были салоны Кристины Марианы фон Зиглер, Сидонии Хедвиг Зойнеман, Иоханны Шопенгауер, Каролины Шлегель. Салоны, возглавляемые немецкими женщинами, были частью раннего движения романтизма в Германии, до середины XIX века они имели большое влияние на общественно-политическую и культурную жизнь общества. Первыми центрами в Германии стали Дрезден, Лейпциг и Веймар. В первой половине XIX веке европейскую известность приобретают салоны в Вене, которыми также руководили женщины. 12

По сравнению со знаменитыми салонами Парижа XVII – XVIII веков лондонские салоны XVIII века были более скромными, отличались более неформальными отношениями. Некоторые исследователи считают, что салонной культуры как таковой в Англии не было вообще, “существовало лишь несколько салонов, возникших благодаря тесным связям с Францией”. 13 Многие салоны в Англии выросли из группы образованных мужчин и женщин, заинтересованных в литературе и интеллектуальных дискуссиях, известной под названием “синий чулок”. Кружок был основан Элизабет Веси и Элизабет Монтэгю как дискуссионная группа женщин-писательниц, в которую в качестве спикеров приглашались также мужчины-писатели.

Открыть салон означало открыть свой дом для социального общения. Таким образом, женские салоны в европейской культуре XVII – XVIII веков становились регулярными собраниями общественности.

1.4.Предпосылки возникновения кружков и салонов в России

В культурной жизни русского общества XVIII – XIX веков кружки занимали особое место. Не имея прямых западноевропейских аналогов, они представляли собой национальное явление, сложившееся в силу своеобразия становления культурных традиций, связанного с процессом смещения общественных увеселений в локально-пространственную сферу. Функционирование кружков на бытовом уровне явилось следствием проявления национально-культурной тенденции – одомашнивания досуга. 14

Возникновение данной тенденции произошло во времена правления Петра I, когда вышел царский указ, который предписывал устраивать ассамблеи в домах своих сподвижников. Петр I приучал петербургское общество к светским формам жизни, но в то же время значительно экономил деньги на государственной программе общественного веселья. При строительстве новой столицы Петр не выделял средства на строительство специального здания для общественных развлечений. Поэтому, начиная с 20-х годов XVIII века, собственный дом являлся также и территорией общественной жизни, где формы досуговой организации изначально обладали социальной функцией. 15

Читайте также:
А зори здесь тихие: сочинение

В России не только в XVIII веке, но и на протяжении всего XIX столетия был недостаток в специально построенных досуговых заведениях. Этот недостаток компенсировался за счет организации культурной жизни господствующего сословия во дворцах знати.

Однако путешествующие иностранцы остро ощущали недостаток разнообразия досуговых учреждений, что свидетельствовало для них о низкой культуре русского общества. «В столице очень мало кафе, нет общественных балов в нашем смысле слова, а на бульварах немного публики, которая не гуляет, а спешит куда-то со степенными лицами, мало говорящими о развлечении», – писал француз Астольф де Кюстин, посетивший Россию в 1839 году. 16

Недостаток увеселительных заведений в общественных местах способствовал одомашниванию досуга. В результате это привело к слиянию двух таких понятий как быт и досуг. Таким образом, одомашнивание досуга привело русского человека к стремлению проводить свободное время в привычных условиях повседневности, где близкий круг друзей и знакомых обеспечивал психологически комфортное состояние.

В первой половине XVIII века происходит интенсивное становление и развитие гуманитарной мысли, что привело к образованию кружков из выдающихся представителей «ученой дружины» Петра I. Преобразования в жизни петровского общества и внедрение западноевропейского практического опыта требовали теоретического переосмысления и поиска философского объяснения окружающей реальности. Возникает кружок в доме идеолога реформ Ф.Прокоповича. Собрания кружка были своего рода «аттическими вечерами, дававшими обильную пищу для бесед и размышлений». 17

В 30-е, 40-е годы XVIII века мы находим литературные кружки. Так, есть сведения, что в Сухопутном шляхетном корпусе, в бытность там молодого Сумарокова, воспитанники читали друг другу свои литературные сочинения и переводы, и что Сумароков назвал их «Обществом любителей Российской словесности». К 50-м годам относится основание салона Ивана Ивановича Шувалова. Его салон посещали и Ломоносов, и Сумароков, к концу века тут бывали Державин, Дашкова, Оленин.

XVIII столетие явилось периодом подготовки к формированию кружковых традиций в XIX веке, когда характер процесса их создания и функционирования приобрел черты устойчивости и влияния на духовную жизнь русского общества.

Наряду с кружками домашним досуговым времяпрепровождением оказались салоны. Исследование природы возникновения салонов основывается на положениях Г. Тарда, считавшего, что их зарождение в истории культуры было связано с необходимостью развития общественного разговора.

В русском обществе XVIII века они явились заимствованными формами досуга. В отличие от Западной Европы они стали появляться позже, причиной этому являлось возникновение у женщин-дворянок глубокой потребности в подобном виде досугового времяпрепровождения. Формирование культурной потребности было связано с социализацией женщин, с обретением ими социального статуса в жизни русского общества. Данные процессы зародились лишь в первой половине XVIII столетия благодаря культурным преобразованиям Петра I.

Во второй половине XVIII века высокое положение женщин было подкреплено не только традицией царствования женских особ, но и социальными тенденциями, направленными на усиление роли женщин в культурной жизни русского общества. Женщины получали прекрасное образование и воспитание, таким образом, они вставали вровень с мужчинами на путь совершенствования. По словам Д. Л. Мордовцева, эта была уже не та женщина, «которая танцевала только на петровских ассамблеях и интриговала при дворе с «денщиками», а потом «пети-метрами», не та, наконец, которая шла вместе с мужем или любовником в дворцовые заговоры». 18

Во времена Елизаветы Петровны сложился другой образ женщины, ее интересы были связаны уже не с общепринятыми женскими увлечениями и забавами, а с интеллектуальной и познавательной деятельностью. Одной из первых женщин, которая воплотила в себе черты образованной женщины того времени, является Екатерина Александровна Сумарокова-Княжна, дочь русского писателя и драматурга А.П.Сумарокова. Она была талантливой, деятельной и возвышенной натурой, и не только писала и издавала свои литературные произведения, но и во многом инициировала творчество второй русской писательницы – Александры Федоровны Ржевской.

По мнению Д. Л. Мордовцева, появлению русских женщин на литературном поприще во многом способствовала деятельность литературных кружков елизаветинского времени. Их интересы вращались вне того заколдованного круга, в котором, как белка в колесе, билось высшее русское общество первой половины XVIII столетия, вне круга дворцовой интриги, выискиванья мест, подкапывания под друзей и недругов, вне круга заговоров для личной выгоды, а не для выгоды страны. 19

Одним из первых салонов екатерининского времени был салон Прасковьи Яковлевны Мятлевой, в ее доме собиралось все образованное петербургское общество 70-х годов XVIII века. Там встречались общественные деятели, писатели, поэты Домашнев, Державин, Княжнин, Херсаков и др.

Таким образом, в XVIII – XIX происходит одомашнивание досуга. Кружки появляются из-за недостатка увеселительных заведений, так же этому способствует интенсивное становление и развитие гуманитарной мысли. В связи с социализацией женщин, с обретением ими социального статуса в жизни русского общества появляются салоны. Помимо этого, их зарождение было связано с необходимостью развития общественного разговора в истории культуры.

Кружки и салоны XVIII века

Культурное общество начала 19 века было пропитано литературой насквозь. Поэтому нет нужды, по крайней мере для первых десятилетий, строго дифференцировать кружки и салоны того времени на литературные и не литературные. По условиям того времени и той литературы каждый кружок и салон – от разгульного кружка молодых шалопаев до чопорного салона – мог явиться очагом, где выращивалась и распространялась литература. Для начала попробуем выявить различия кружков от салонов. Кружок – небольшое, обычно приятельское объединение, собирающееся где-то на дому, не зарегистрированное в соответствующих инстанциях, но обычно имеющее свой устав и ведущее протоколы своим заседаниям.

Читайте также:
Мое отношение к приметам: сочинение

Они носили регулярный, организованный и целеустремленный характер. Вместе с изменением литературных задач, изменялись и цели, и круг интересов, и направление, и даже до известной степени структура кружка. Задачи кружков меняются сообразно с их функциями в ту или иную эпоху. Кружки были недолговечны – 2-3 года, тогда как салоны оказались более живучи.

Салон более, чем кружок, связан с бытовой обстановкой эпохи, потому что в нем нет строго фиксированного состава посетителей и нет обязательности его посещения. Непосещение заседаний кружка без уважительных причин обычно влекло за собой исключение из числа членов. В салоне же собираются люди из круга, раз и навсегда введенного в дом хозяина; но состав салона в каждый вечер определяется личным желанием, личным интересом, волею, но не обязательством. Другой характерной чертой салона является наличие хозяев. Это сказывается на характере салона в том, что контингент посетителей не всегда объединен общностью интересов, как в кружке.

Тут на сцену выходят и семейные связи, и положение в свете и всякого рода случайные знакомства. Таким образом, в наиболее ярких литературных салонах появляются люди, чуждые интересам и вопросам салона. Литературные функции кружков и салонов также различны.

Кружок больше связан с писателем, салон – с читателем. Если кружок занимается литературным производством, то салон – осуществляет литературное потребление. Кружки сами по себе не знают традиции. Они организуются по очередным задачам литературы. Если в самой литературе понятие традиции играет некоторую роль, то в вопросах литературного быта значимость традиций чрезвычайно низка.

Издатель, цензор и журналист руководствуются в своем творчестве не традицией своей профессии, а обстоятельствами, лежащими к ним значительно ближе. Поэтому и возникновение в России литературных кружков не следует ставить в связь с теми или иными явлениями западно-европейского быта. Иное дело – салоны.

В Европе салоны распространились из Франции, где они восходят еще к XVI веку. В XVII веке мы имеем там уже целый ряд блестящих салонов: Рамбулье, Поле, Бурдонне, Скюдери и др. В салоне Рамбулье, например, беседовали о литературных новинках, упражнялись в импровизации мадригалов и сонетов, слушали чтение новых произведений, вели живой и остроумный разговор. В XVIII веке многие салоны приобретают крупное политическое значение, и в некоторые эпохи правительство начинает с ними бороться. Тут характерен салон Граммон, с большим вниманием следящий за государственными делами.

В Германии салоны появляются не ранее второй половины XVIII века, т. е. тоже заносятся туда из Франции. Примерно к середине XVIII века относится образование салонов и литературных кружков у нас. Уже в 30-е, 40-е годы XVIII века мы находим интимные литературные кружки. Так, есть сведения, что в Сухопутном шляхетном корпусе, в бытность там молодого Сумарокова, воспитанники читали друг другу свои литературные сочинения и переводы и что Сумароков назвал их “Обществом любителей Российской словесности”. К 50-м годам относится основание салона Ивана Ивановича Шувалова.

Его салон посещали и Ломоносов, И Сумароков, к концу века тут бывали Державин, Дашкова, Оленин. Во дворце Шувалова схватывались Сумароков и Ломоносов, и просвещенный меценат стравливал их себе на потеху, в равной мере поддерживая обоих. Десятилетием позже мы встречаем новый литературный кружок студентов Московского Университета, группировавшихся вокруг Хераскова.

Когда Херасков переселяется из Москвы в Петербург, вокруг него снова собирается тот же кружок. Здесь мы находим Богдановича, Фонвизина, Ржевского и других. Кружок издает журнал под характерным названием “Вечера”.

Приблизительно к этому же времени относится образование салона Державина. Салон посещали Оленин, Николай Александрович Львов Федор Петрович Львов, Вельяминов и Капнист, словом мы встречаем тут ту литературную группу, которая позже образовала “беседу любителей российского слова”. Салон Державина существовал до его смерти в 1816 году.

Для литературы того времени, для кружковой критики характерен упорный язык произведения. Например, стихотворение Жихарева “К деревне” Деревня милая, отчизна дорогая. Когда я возвращусь под кров счастливый твой. Подверглось получасовой критики о том, что эпитет милая может прилагаться только к одушевленным предметам; что нельзя также сказать, обращаясь к деревне: когда я возвращусь под кров твой, потому что деревня слово собирательное и кровом называться не может.

Было предложено: Деревня тихая, о хижина драгая. К 70-80 годам 18 века относится также образование и ряда официальных литературных обществ: вольное собрание любителей российского языка, собрание университетских питомцев и собрание воспитанников московского университетского благородного пансиона, учрежденного Жуковским. И так кружкам и салонам 18 века мы обязаны таким явлением, как меценатство.

Тут же мы встречаем и своеобразные явления книжного рынка, жалкую участь тогдашних журналов, своеобразное положение литературы в культуре образованного общества.

Твір на тему: Кружки и салоны XVIII века

Related posts:

Достижения литературы XVIII века До XVIII в России не существовало художественной литературы в современном понимании, то есть совокупности произведений, предназначенных для светского чтения. Главными были церковные книги, жития, писания отцов церкви; собственно художественная литература.

Читайте также:
Невероятно, но факт: сочинение

Литературная эпоха конца XVIII – начала XIX века Историческая эпоха конца XVIII – начала XIX века отличается особой сложностью. В это время уже явственно проявляется кризис феодализма, постепенно усиливаются капиталистические тенденции, что приводит к обострению классовых противоречий. Отечественная.

Тест МХК “Русский портрет XVIII века” 10 класс Тест по теме “Русский портрет XVIII столетия” 1.XVIII столетие часто называют веком портрета, причиной этому послужил А. интерес к человеческой личности Б. интерес знати к изображению собственных персон в соответствии.

Литература рубежа XVII-XVIII веков Рубеж веков ознаменован переходом от зрелых форм барокко и классицизма к литературе рококо и Просвещения. Просвещение в литературе было подготовлено писателями конца XVII – начала XVIII века. Наиболее значительным предвестником.

Смысл столкновения “века нынешнего” и “века минувшего” (по комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедова) Столкновение “века нынешнего” и “века минувшего” происходит между двумя героями комедии Грибоедова “Горе от ума” – Фамусовым и Чацким. В их монологах звучит полное противопоставление, основанное на контрасте: отношение к.

Культура и просвещение в XVIII веке Эпоха Просвещения в России Во второй половине XVIII века в России широкое распространение получили идеи французских просветителей. Пример увлечения их трудами подавала сама Екатерина II. Просветители верили в Разум, который.

Вопросы и ответы к теме “Поэты-эмигранты XX века” 1. Назовите писателей старшего поколения – эмигрантов I волны. И. Бунин, А. Белый, Б. Зайцев, А. Куприн, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, А. Ремизов, В. Ходасевич, М. Цветаева, И. Шмелев и.

Русская литература конца 19 – начала 20 века Поэзия конца 19 века получила название “поэтического ренессанса” или “серебряного века”. Постепенно термин “серебряный век” стали относить к той части художественной культуры России, которая была связана с символизмом, акмеизмом, “неокрестьянской”.

Судьбы поэзии “Серебряного века” “Серебряный век” русской поэзии представлен именами таких известных поэтов, как Н. Минский, И. Анненский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб, В. Иванов, К. Бальмонт, В. Брюсов, С. Маковский, М. Волошин.

Сочинение Русская литература 20 века Начало двадцатого века в русской литературе это яркость “Серебряного века” во всем культурном наследии. Критические настроения порождали литературные шедевры и открывали новые имена. Время реалистов с критическим взглядом. Начал активно.

Петр I как культовая фигура культуры XVIII в Образ Петра I стал олицетворением великих преобразований России XVIII в. Именно таким он предстает в скульптурной работе французского мастера Этьена Мориса Фальконе, выполненной по заказу Екатерины II. В 1766 г.

Темы сочинений по лирике серебряного века 1. “Поэзия как волшебство”: звук и смысл в лирике начала XX века (на материале нескольких стихотворений одного из поэтов по выбору). 2. “Высокое ремесло”: обновление поэтической формы в лирике.

Символизм в литературе “серебряного века” (конец XIX – начало XX века) Символизм был самым значительным явлением в поэзии “серебряного века”. Возникнув в 1890-е годы как протест против позитивизма и “бескрылого реализма”, символизм был эстетической попыткой уйти от противоречий реальной действительности в.

Іван Котляревський – УКРАЇНСЬКА ЛІТЕРАТУРА КІНЦЯ XVIII ЛІТЕРАТУРА КІНЦЯ XVIII – ПОЧАТКУ XX СТ. УКРАЇНСЬКА ЛІТЕРАТУРА КІНЦЯ XVIII – 90-Х РР. XIX СТ. Іван Котляревський (1769-1838) Іван Петрович Котляревський народився 29 серпня 1769 р. в Полтаві в.

Поиски и находки поэтов Серебряного века Серебряный век – это целое созвездие замечательных поэтов. Он породил великий взлет русской культуры и стал началом ее трагического падения. Начало “серебряного века” относят обычно к 90-м годам XIX столетия.

Женщина в дымке Серебряного века (эссе) И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука. А. Блок На рубеже XIX-XX веков загадочный и утонченный стиль модерн, с его.

Загальна характеристика літератури Франції XVIII століття ФРАНЦУЗЬКА ЛІТЕРАТУРА XVIII СТ. ВОЛЬТЕР, Д. ДІДРО 1. Загальна характеристика літератури Франції XVIII століття Історія французької просвітницької літератури XVIII століття – це одночасно історія її політичних, філософських та соціальних ідей.

Іван Нечуй-Левицький – УКРАЇНСЬКА ЛІТЕРАТУРА КІНЦЯ XVIII ЛІТЕРАТУРА КІНЦЯ XVIII – ПОЧАТКУ XX СТ. УКРАЇНСЬКА ЛІТЕРАТУРА КІНЦЯ XVIII – 90-Х РР. XIX СТ. Іван Нечуй-Левицький (1838-1918) Іван Семенович Левицький (літ. псевдоніми – І. Нечуй-Левицький, І. Нечуй) народився.

Марко Вовчок – УКРАЇНСЬКА ЛІТЕРАТУРА КІНЦЯ XVIII ЛІТЕРАТУРА КІНЦЯ XVIII – ПОЧАТКУ XX СТ. УКРАЇНСЬКА ЛІТЕРАТУРА КІНЦЯ XVIII – 90-Х РР. XIX СТ. Марко Вовчок (1833-1907) Марія Олександрівна Вілінська (у першому шлюбі – Маркович, у другому –.

ТЕАТР “КОРИФЕЇВ” – УКРАЇНСЬКА ЛІТЕРАТУРА КІНЦЯ XVIII ЛІТЕРАТУРА КІНЦЯ XVIII – ПОЧАТКУ XX СТ. УКРАЇНСЬКА ЛІТЕРАТУРА КІНЦЯ XVIII – 90-Х РР. XIX СТ. ТЕАТР “КОРИФЕЇВ” Український театр класичної доби починається з аматорських гуртків середини XIX ст. Такими.

Драматургія і театр – ЛІТЕРАТУРНИЙ ПРОЦЕС (кінця XVIII – перших десятиліть XIX ст. (1798-1840 pp.) Драматургія і театр Новий український театр виник, як і вся нова українська література, на тлі занепаду феодально-кріпосницького ладу і появи нових соціально-культурних відносин у суспільстві. Українські шкільні театри, які досягли.

ПЕРЕЛІК МОЖЛИВИХ ТЕМ – ВОЛЬТЕР, Й. В. ГЕТЕ, Ф. ШІЛЛЕР – ІЗ ЛІТЕРАТУРИ XVIII СТОЛІТТЯ. ПРОСВІТНИЦТВО 9 клас ІЗ ЛІТЕРАТУРИ XVIII СТОЛІТТЯ. ПРОСВІТНИЦТВО ВОЛЬТЕР, Й. В. ГЕТЕ, Ф. ШІЛЛЕР ПЕРЕЛІК МОЖЛИВИХ ТЕМ 1.Він підготував нас до свободи (за біографією Вольтера). 2.”Це най-най-найбільший із усіх поетів”. В.

Читайте также:
Трудно ли быть самим собой?: сочинение

НОВА УКРАЇНСЬКА ЛІТЕРАТУРА. СУСПІЛЬНО-ІСТОРИЧНІ ОБСТАВИНИ НАПРИКІНЦІ XVIII ст Тема. НОВА УКРАЇНСЬКА ЛІТЕРАТУРА. СУСПІЛЬНО-ІСТОРИЧНІ ОБСТАВИНИ НАПРИКІНЦІ XVIII ст. 1. Історична подія, яка не відбувалася під час становлення і роз­витку нової літератури. А Народне повстання під керівництвом У. Кармалюка. Б.

Открытый урок по истории в 10 классе “Русь с древнейших времен до конца15 века” Открытый урок по истории в 10 классе МОУ “Юркинская средняя общеобразовательная школа” Игра “Звездный час” на тему “Русь с древнейших времен до конца15 века” Провела: Немцева Т. Г. П. Юркино.

Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XIX века. (А. С. Пушкин. “Метель”.) Тема “Метели” – превратности любви. Именно ее развивают фабула и сюжет новеллы. Все, как кажется, логично, по литературным канонам того времени. Но так ли это? Анекдот как своеобразная программа является.

Григорій Квітка-Основ’яненко – УКРАЇНСЬКА ЛІТЕРАТУРА КІНЦЯ XVIII ЛІТЕРАТУРА КІНЦЯ XVIII – ПОЧАТКУ XX СТ. УКРАЇНСЬКА ЛІТЕРАТУРА КІНЦЯ XVIII – 90-Х РР. XIX СТ. Григорій Квітка-Основ’яненко (1778-1843) Григорій Федорович Квітка народився 18 листопада 1778 р. у слободі Основа.

Нравственные искания. русской интеллигенции XIX века Среди многих литературных героев XIX века я хочу выделить троих – Онегина Чацкого, и Печорина. Спросите почему именно их? Не только потому, что они являются главными героеми замечательных литературных произведений.

Поиск и находки поэтов Серебряного века (футуристы, акмеисты, символисты) В истории русского искусства есть два особо ценных периода, давших миру множество художественных шедевров, открытий во всех областях интеллектуальной и культурной жизни. Первая из этих эпох носит название Золотого века.

Ольга Кобилянська – УКРАЇНСЬКА ЛІТЕРАТУРА КІНЦЯ XVIII ЛІТЕРАТУРА КІНЦЯ XVIII – ПОЧАТКУ XX СТ. УКРАЇНСЬКА ЛІТЕРАТУРА КІНЦЯ XVIII – 90-Х РР. XIX СТ. Ольга Кобилянська (1863-1942) Ольга Юліанівна Кобилянська народилася 27 вересня 1863 р. у м. Гура-Гумора.

Кратко о русской литературе начала XX века Начало XX в. характеризуется обогащением литературы критического реализма, появлением произведений социалистического реализма, развитием модернистских течений. Фоном литературных поисков было бурное развитие капиталистических отношений и революционного движения марксистского характера, а наряду.

Кружки и салоны XVIII века

Кружки и салоны XVIII века: сочинение

После революционных потрясений 1789 – 1794 годов, жесткой диктатуры якобинцев период Директории дал свежий глоток общественным отношениям, начинается бурная светская жизнь. В том числе в это время активно создаются и функционируют салоны – яркое явление общественной жизни во Франции. В этой статье мы попробуем проследить историю возникновения и развития салонов, а также их значение в конце XVIII века для революционной Франции.

Салонная культура в Европе зарождалась уже в Средние века. Прототипы салонов – домашние вечера устраивались представителями светской аристократии для развлечения. На эти встречи приглашались трубадуры, исполнялись музыкальные произведения, стихи, посвященные, безусловно, Прекрасной Даме. Уже в это время центром жизни такой встречи была женщина.

В Италии XIV-XV веков появляются кружки, гости которых обсуждали литературно-философские новинки, а также произведения мыслителей Античности. Стоит отметить, что эти общества, в которых дамы играли непосредственную роль, направляя тему беседы, были посвящены не только любовным темам, но и общественным, культурным.

Из Италии салонная традиция была ввезена с приездом в Париж Екатерины Медичи. Ее придворные дамы, искушенные в изысканных светских вечерах и беседах, имевших место при итальянском дворе, начали устраивать подобные собрания и во Франции. Так в XVI веке в окружении Маргариты Валуа, дочери Екатерины Медичи, образовался литературный кружок, на котором приближенные к ее окружению представители знати размышляли над поэтическими и философскими произведениями, декламировали собственные сочинения, в том числе и сама Маргарита Наваррская, труды которой сохранились и по сей день.

Но первый салон в современном понимании был создан Катрин де Вивон, придворной Екатерины Медичи. Это была образованная девушка, знавшая итальянский, французский, испанский языки, хорошо знакомая с литературным наследием Европы. Выйдя замуж за маркиза де Рамбуйе, она поселилась в его особняке недалеко от Лувра. Созданию первого салонного интеллектуального общества, предположительно, послужила неприятная деталь: маркиза отличалась хрупкостью тела и слабостью здоровья. Бывать при дворе и вести полноценную светскую жизнь мадам была не в состоянии, поэтому частица светского общества была перенесена в ее особняк. Салон был открыт в 1617 году. Для приема гостей была выделена большая зала, приемная – салон. Декорировала ее сама мадам де Рамбуйе: вместо традиционных для XVII века темных стен, обитых кожей, они были ярких оттенков: зеленого, голубого, золотистых. Зала была украшена множеством хрустальных канделябров, фарфором и букетами живых цветов.

Обстановка располагала для непринужденного и приятного времяпровождения. Беседы в основном велись на литературные темы, что не удивительно, поскольку вечера мадам посещали Корнель и Мольер. Как говорилось выше, маркиза де Рамбуйе была поражена грубостью манер и языка парижан. Эта тема часто поднималась в ее салоне во время бесед и споров. Поддержку в вопросе реформирования французского языка в салоне де Рамбуйе получали члены Французской Академии, занимавшиеся этой проблемой.

В соответствии со своими интересами хозяйка подбирала гостей. Буржуа, поэты, философы, музыканты были главными гостями вечера. В салоне каждому пришедшему давалась определенная роль: были здесь иностранец, дипломат, друг хозяйки. Ни один вечер не обходился без приглашенного “гения” – это мог быть музыкант, поэт, философ, как известный общественности, так и не заявивший о себе широкому кругу. Особенность салона заключалась в том, что, оторванный от королевского двора, он не устанавливал рамок социального и имущественного положения приглашенных. Здесь рядом могли сидеть и вести беседу аристократ с буржуа, поэт-горожанин и маркизы при дворе королевы. Главным же лицом салона, без сомнения, являлась хозяйка – saloniere.

Читайте также:
Я считаю, что за последнее время в России молодежь не стала попадать в новые молодежные субкультуры (движения): сочинение

Даже если муж присутствовал на вечерах, он играл незначительную роль. Зачастую хозяйками салонов становились вдовы (как мадам Жоффрен), либо незамужние “девы” (мадмуазель де Скюдери). Такие женщины обладали достаточным богатством, благородным происхождением, что, безусловно, сказывалось на репутации салона. Saloniere обдумывала тему для беседы на определенный вечер, в соответствии с ней подбирала гостей. Их не должно было быть много, поскольку дискуссия по узкой теме может активно вестись лишь ограниченным количеством участников. Хозяйка также следила за ходом беседы. Как говорилось выше, в салоны приглашались люди творческих профессий, где они знакомили светское общество со своими сочинениями. Салоны часто были пристанищем для инакомыслящих философов того времени. Так, их гостями были Вольтер, Юм, Локк, Д’Аламбер.

Часто ведение салона его престарелая хозяйка передавала одной из своих молодых подруг, так, наиболее известные и значимые салоны поддерживались несколькими поколениями дам.

Часто именитые философы и поэты сознательно шли в салон, чтобы получить оценку своего произведения и только затем представляли его на суд широкой публики. Так Гельвеций после выхода своего сочинения “De l’esprit” ждал с нетерпением мнения респектабельной saloniere: “Посмотрим, как примет меня госпожа Жоффрен; и лишь тогда узнаю об успехе моего сочинения, когда справлюсь с этим термометром”. Хозяйки салонов имели большой авторитет в светских кругах и их собственная оценка того или иного труда часто влияла на настроения всего общества. Salonieres создавали моду на те или иные произведения, на определенных авторов, даже на оформление комнат в доме, не говоря о стиле в одежде и украшениях (например, на узлы из голубой ленты в виде пращи).

Рассматривая перспективу развития салонов во Франции XVII-XVIII веков, можно сделать некоторые обобщения. Салон как место встречи светской знати и просвещенной интеллигенции были не только местом для проведения приятного досуга, но и своего рода генератором новых идей: новые творческие произведения, обсуждение насущных проблем французского общества, идеи выхода из кризиса рождались и развивались на этой благодатной почве. У салона XVII века была единственная цель – развлечение хозяйки и ее гостей, что выражалось в тематике салонных бесед – о литературе, музыке и философии. В таких салонах женщины гости болтали, щебетали, как птички – их стали называть кокетками (от франц. caqueter – болтать, кудахтать). Но салоны XVIII века приобретают более серьезное содержание. Здесь поднимаются важнейшие проблемы Просвещения, обсуждается политическая ситуация в стране и за ее пределами, способы выхода из революционной ситуации конца XVIII века.

Также надо отметить и тот факт, что, будучи удалены от королевского двора, салоны носили достаточно демократический характер. Гостями самых известных светских дам часто становились не только аристократы, но и буржуа, и даже горожане, прославившиеся своим умом и талантом. Именно в салонах представители дворянских родов соседствовали и беседовали с людьми не их круга, которые были ниже по социальному и имущественному статусу. Теперь больше привлекает ценность личности, а не ценность ее кошелька и титулов.

Идеи либерализма проникают в салоны. Именно здесь собираются противники политического режима. Салоны, их хозяйки и гости четко заинтересованы общественно-политическим положением в стране: “Они превратили свои гостиные в лаборатории общественной проверки политики, литературы и искусства и по-своему подготавливали революцию”, – отмечает А.Сологуб-Чеботаревская .

Салоны во время революции играли важнейшую роль – роль источника информации. Газеты, как правило, запаздывали, а в салонах уже с 50-х гг. XVIII века слушали публичные выступления вождей оппозиции. Для получения широкого информационного потока хозяйки боролись за значительных и осведомленных гостей: политиков, военных, дипломатов.

  • Сборник русского исторического общества. – Т. 1. – СПб., 1867. – с. 253-259
  • Никонова А. В. Салон в культуре Франции// Искусствознание, 2000, №1. – с. 508-519
  • Сологуб-Чеботаревская А. Женщина накануне революции 1789 г. – Петроград, 1922.
  • Успенская В.И. Женские салоны в Европе XVII-XVIII вв.// Женщины. История. Общество: Вып. 2. – Тверь, 2002. – с.171-199

Кружки и салоны XVIII века: сочинение

Культурное общество начала 19 века было пропитано литературой насквозь. Поэтому нет нужды, по крайней мере для первых десятилетий, строго дифференцировать кружки и салоны того времени на литературные и не литературные. По условиям того времени и той литературы каждый кружок и салон – от разгульного кружка молодых шалопаев до чопорного салона – мог явиться очагом, где выращивалась и распространялась литература.
Для начала попробуем выявить различия кружков от салонов. Кружок – небольшое, обычно приятельское объединение, собирающееся где-то на дому, не зарегистрированное в соответствующих инстанциях, но обычно имеющее свой устав и ведущее протоколы своим заседаниям. Они носили регулярный, организованный и целеустремленный характер. Вместе с изменением литературных задач, изменялись и цели, и круг интересов, и направление, и даже до известной степени структура кружка. Задачи кружков меняются сообразно с их функциями в ту или иную эпоху.
Кружки были недолговечны – 2-3 года, тогда как салоны оказались более живучи. Салон более, чем кружок, связан с бытовой обстановкой эпохи, потому что в нём нет строго фиксированного состава посетителей и нет обязательности его посещения. Непосещение заседаний кружка без уважительных причин обычно влекло за собой исключение из числа членов. В салоне же собираются люди из круга, раз и навсегда введённого в дом хозяина; но состав салона в каждый вечер определяется личным желанием, личным интересом, волею, но не обязательством.
Другой характерной чертой салона является наличие хозяев. Это сказывается на характере салона в том, что контингент посетителей не всегда объединен общностью интересов, как в кружке. Тут на сцену выходят и семейные связи, и положение в свете и всякого рода случайные знакомства. Таким образом, в наиболее ярких литературных салонах появляются люди, чуждые интересам и вопросам салона.
Литературные функции кружков и салонов также различны. Кружок больше связан с писателем, салон – с читателем. Если кружок занимается литературным производством, то салон – осуществляет литературное потребление.
Кружки сами по себе не знают традиции. Они организуются по очередным задачам литературы. Если в самой литературе понятие традиции играет некоторую роль, то в вопросах литературного быта значимость традиций чрезвычайно низка. Издатель, цензор и журналист руководствуются в своём творчестве не традицией своей профессии, а обстоятельствами, лежащими к ним значительно ближе. Поэтому и возникновение в России литературных кружков не следует ставить в связь с теми или иными явлениями западно-европейского быта.
Иное дело – салоны. В Европе салоны распространились из Франции, где они восходят ещё к XVI веку. В XVII веке мы имеем там уже целый ряд блестящих салонов: Рамбулье, Поле, Бурдонне, Скюдери и др. В салоне Рамбулье, например, беседовали о литературных новинках, упражнялись в импровизации мадригалов и сонетов, слушали чтение новых произведений, вели живой и остроумный разговор. В XVIII веке многие салоны приобретают крупное политическое значение, и в некоторые эпохи правительство начинает с ними бороться. Тут характерен салон Граммон, с большим вниманием следящий за государственными делами.
В Германии салоны появляются не ранее второй половины XVIII века, т. е. тоже заносятся туда из Франции. Примерно к середине XVIII века относится образование салонов и литературных кружков у нас.
Уже в 30-е, 40-е годы XVIII века мы находим интимные литературные кружки. Так, есть сведения, что в Сухопутном шляхетном корпусе, в бытность там молодого Сумарокова, воспитанники читали друг другу свои литературные сочинения и переводы и что Сумароков назвал их «Обществом любителей Российской словесности». К 50-м годам относится основание салона Ивана Ивановича Шувалова. Его салон посещали и Ломоносов, И Сумароков, к концу века тут бывали Державин, Дашкова, Оленин. Во дворце Шувалова схватывались Сумароков и Ломоносов, и просвещённый меценат стравливал их себе на потеху, в равной мере поддерживая обоих.
Десятилетием позже мы встречаем новый литературный кружок студентов Московского Университета, группировавшихся вокруг Хераскова. Когда Херасков переселяется из Москвы в Петербург, вокруг него снова собирается тот же кружок. Здесь мы находим Богдановича, Фонвизина, Ржевского и других. Кружок издаёт журнал под характерным названием «Вечера».
Приблизительно к этому же времени относится образование салона Державина. Салон посещали Оленин, Николай Александрович Львов Федор Петрович Львов, Вельяминов и Капнист, словом мы встречаем тут ту литературную группу, которая позже образовала «беседу любителей российского слова». Салон Державина существовал до его смерти в 1816 году. Для литературы того времени, для кружковой критики характерен упорный язык произведения. Например, стихотворение Жихарева «К деревне»
Деревня милая, отчизна дорогая.
Когда я возвращусь под кров счастливый твой.
Подверглось получасовой критики о том, что эпитет милая может прилагаться только к одушевленным предметам; что нельзя также сказать, обращаясь к деревне: когда я возвращусь под кров твой, потому что деревня слово собирательное и кровом называться не может.

  • «
  • 1
  • 2
  • »
Читайте также:
Может ли в наши дни собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать?: сочинение

Кружки и салоны XVIII века

Культурное общество начала 19 века было пропитано литературой насквозь. Поэтому нет нужды, по крайней мере для первых десятилетий, строго дифференцировать кружки и салоны того времени на литературные и не литературные. По условиям того времени и той литературы каждый кружок и салон – от разгульного кружка молодых шалопаев до чопорного салона – мог явиться очагом, где выращивалась и распространялась литература.
Для начала попробуем выявить различия кружков от салонов. Кружок – небольшое, обычно приятельское объединение, собирающееся где-то на дому, не зарегистрированное в соответствующих инстанциях, но обычно имеющее свой устав и ведущее протоколы своим заседаниям. Они носили регулярный, организованный и целеустремленный характер. Вместе с изменением литературных задач, изменялись и цели, и круг интересов, и направление, и даже до известной степени структура кружка. Задачи кружков меняются сообразно с их функциями в ту или иную эпоху.
Кружки были недолговечны – 2-3 года, тогда как салоны оказались более живучи. Салон более, чем кружок, связан с бытовой обстановкой эпохи, потому что в нем нет строго фиксированного состава посетителей и нет обязательности его посещения. Непосещение заседаний кружка без уважительных причин обычно влекло за собой исключение из числа членов. В салоне же собираются люди из круга, раз и навсегда введенного в дом хозяина; но состав салона в каждый вечер определяется личным желанием, личным интересом, волею, но не обязательством.
Другой характерной чертой салона является наличие хозяев. Это сказывается на характере салона в том, что контингент посетителей не всегда объединен общностью интересов, как в кружке. Тут на сцену выходят и семейные связи, и положение в свете и всякого рода случайные знакомства. Таким образом, в наиболее ярких литературных салонах появляются люди, чуждые интересам и вопросам салона.
Литературные функции кружков и салонов также различны. Кружок больше связан с писателем, салон – с читателем. Если кружок занимается литературным производством, то салон – осуществляет литературное потребление.
Кружки сами по себе не знают традиции. Они организуются по очередным задачам литературы. Если в самой литературе понятие традиции играет некоторую роль, то в вопросах литературного быта значимость традиций чрезвычайно низка. Издатель, цензор и журналист руководствуются в своем творчестве не традицией своей профессии, а обстоятельствами, лежащими к ним значительно ближе. Поэтому и возникновение в России литературных кружков не следует ставить в связь с теми или иными явлениями западно-европейского быта.
Иное дело – салоны. В Европе салоны распространились из Франции, где они восходят еще к XVI веку. В XVII веке мы имеем там уже целый ряд блестящих салонов: Рамбулье, Поле, Бурдонне, Скюдери и др. В салоне Рамбулье, например, беседовали о литературных новинках, упражнялись в импровизации мадригалов и сонетов, слушали чтение новых произведений, вели живой и остроумный разговор. В XVIII веке многие салоны приобретают крупное политическое значение, и в некоторые эпохи правительство начинает с ними бороться. Тут характерен салон Граммон, с большим вниманием следящий за государственными делами.
В Германии салоны появляются не ранее второй половины XVIII века, т. е. тоже заносятся туда из Франции. Примерно к середине XVIII века относится образование салонов и литературных кружков у нас.
Уже в 30-е, 40-е годы XVIII века мы находим интимные литературные кружки. Так, есть сведения, что в Сухопутном шляхетном корпусе, в бытность там молодого Сумарокова, воспитанники читали друг другу свои литературные сочинения и переводы и что Сумароков назвал их “Обществом любителей Российской словесности”. К 50-м годам относится основание салона Ивана Ивановича Шувалова. Его салон посещали и Ломоносов, И Сумароков, к концу века тут бывали Державин, Дашкова, Оленин. Во дворце Шувалова схватывались Сумароков и Ломоносов, и просвещенный меценат стравливал их себе на потеху, в равной мере поддерживая обоих.
Десятилетием позже мы встречаем новый литературный кружок студентов Московского Университета, группировавшихся вокруг Хераскова. Когда Херасков переселяется из Москвы в Петербург, вокруг него снова собирается тот же кружок. Здесь мы находим Богдановича, Фонвизина, Ржевского и других. Кружок издает журнал под характерным названием “Вечера”.
Приблизительно к этому же времени относится образование салона Державина. Салон посещали Оленин, Николай Александрович Львов Федор Петрович Львов, Вельяминов и Капнист, словом мы встречаем тут ту литературную группу, которая позже образовала “беседу любителей российского слова”. Салон Державина существовал до его смерти в 1816 году. Для литературы того времени, для кружковой критики характерен упорный язык произведения. Например, стихотворение Жихарева “К деревне”
Деревня милая, отчизна дорогая.
Когда я возвращусь под кров счастливый твой.
Подверглось получасовой критики о том, что эпитет милая может прилагаться только к одушевленным предметам; что нельзя также сказать, обращаясь к деревне: когда я возвращусь под кров твой, потому что деревня слово собирательное и кровом называться не может. Было предложено: Деревня тихая, о хижина драгая.
К 70-80 годам 18 века относится также образование и ряда официальных литературных обществ: вольное собрание любителей российского языка, собрание университетских питомцев и собрание воспитанников московского университетского благородного пансиона, учрежденного Жуковским.
И так кружкам и салонам 18 века мы обязаны таким явлением, как меценатство. Тут же мы встречаем и своеобразные явления книжного рынка, жалкую участь тогдашних журналов, своеобразное положение литературы в культуре образованного общества.

Читайте также:
Можно ли совершить благородный поступок из эгоистических соображений? Почему так важны мотивы поступков?: сочинение

Методическая разработка “Музыкальные салоны старого Петербурга”

Данная разработка может быть использована для проведения музыкальных тематических вечеров, связанных с музыкальной историей Санкт- Петербурга.

Скачать:

Вложение Размер
История создания Музыкальных салонов старого Петербурга 22.63 КБ

Онлайн-тренажёры музыкального слуха – Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Музыкальные салоны Санкт-Петербурга.

Салоны уходят своими корнями в Древнюю Грецию, Древний Рим, Византию, Францию (с XVIII века). Салон как культурно-исторический феномен возник в России во время правления Александра I.

По своей направленности можно выделять различные виды салонов: литературные, музыкальные, философские и пр. Однако многие из них носили смешанный характер: философско-литературный, литературно-музыкальный и др.

Кроме того, местоположение салона также играло существенную роль. В связи с этим выделяются следующие виды салонов: столичные, прочие городские и усадебные.

И, наконец, в салонной культуре огромная роль отводилась хозяину (хозяйке), поэтому конкретный салон всегда носил имя его владельца или владелицы, иногда семьи.

На традиции Петербургских салонов влияли аристократические салоны Европы, прежде всего Французские. Русский салон переработал эти влияния и стал уникальным культурным явлением. Причиной тому явилось возникновение в России интеллектуального слоя дворянско-аристократической интеллигенции, из среды которых выдвинулись такие яркие личности, как княгиня З.Я.Волконская, граф М.Ю. Виельгорский, графиня Е.П. Ростопчина.

Роль салонов в русском быту возрастает от середины XVIII к середине XIX веков. Первая треть XIX века отмечена их бурным ростом, вершина которого приходится на 20-30 г., когда в столице и в провинции появилось множество «бесед», «музыкальных собраний», «ассамблей», «вечеров». Пестрота названий отражала различия и в содержании, и в бытовом укладе, и в общественной роли гостиных разного рода. Салоны были самые разные. Этот пласт культуры глубинно влиял на искусство XIX века.

В салонах России шлифовалось искусство поэта, художника, композитора, драматурга, журналиста, исполнителя. Но особое место в культурной жизни России первой половины века занимали художественные салоны, т.е. те из числа наиболее влиятельных гостиных, где искусство выдвигалось на первый план. Их было немного, ведущую роль играла литературная традиция. Салонов собственно музыкальных было еще меньше, но это были известные в Европе гостиные княгини В.Волконской, В.Одоевского, графов Вильегорских, А.Ф.Львова.

На протяжении 30 лет в гостиных большого света обсуждались, порой и решались важнейшие вопросы концертной и театральной жизни России, закладывался фундамент музыкальной классики, публицистики, теории музыки. Здесь исполнялись лучшие образцы мирового искусства. Музыкальное просвещение общества, объединение творческих сил, помощь отечественным талантам, полемическая разработка отдельных вопросов философии и эстетики музыки, развитие музыкальной критической мысли, постановка задач музыкального образования – все наиболее важное в жизни салонов, так или иначе, группировалось вокруг вопросов развития художественной культуры.

Самые известные салоны Петербурга собирали у себя блистательное дворянское общество, которое состояло из наиболее одаренных и образованнейших людей своего времени. Салоны и светские рауты стали необходимым атрибутом, нормой светской жизни дворян: царского двора, правительства, дипломатического корпуса, родовой аристократии, императорской гвардии. В салонах бытовали рукописный литературный альбом и альбом-коллекция. На почве общих музыкальных интересов в салонах наслаждались слушанием и исполнением любимых произведений. Часто звучали малоизвестные музыкальные произведения, исполняемыми маститыми и начинающими мастерами.

Композиторы того времени, например И. Глинка, нередко именно в салонах начинали свою деятельность. Наряду с профессионалами европейского масштаба, бывали и чисто любительские концерты, в которых участвовали только гости салона, где в их исполнении звучали романсы или песни в сопровождении фортепиано, гитары, арфы и даже гуслей. В провинциальных усадьбах могли звучать и флейта, и ансамбли из деревянных духовных инструментов, и валторн. Такого рода салоны закладывали просветительские традиции, которые в дальнейшем интенсивно развивались. В них органично соединились серьезные, глубокие интересы с развлечением, публичная деятельность с интимным бытом, личное с общественным.

Содержание светских приемов было достаточно универсальным и подчинялось упорядоченному ритуалу культурного общения: обмен новостями, музицирование, спектакли, танцы. Состав посетителей, число гостей могло быть различным – от 5-6 близких знакомых до 300-400 человек. Целостной программы действий не было ни у одного из известных салонов, все определилось традициями быта и актуальными проблемами.

В отличие от «кружков» салон принадлежал одной семье и имел хозяина (хозяйку) – главу приемов. Уклад жизни салона определялся положением в свете, придворными и семейными связями. Конкретный салон всегда носил имя его владельца или владелицы, иногда семьи. Личность хозяина салона, как частного владельца городского дома или усадьбы, накладывала своеобразную печать на его деятельность. Чем незаурядней был талант хозяев, тем известнее были имена их гостей, тем более надежды на то, что именно в этом салоне зажжется новая звезда.

Салон графа Михаила Юрьевича Виельгорского.

Одним из самых приятных домов Петербурга первой половины XIX века был дом графа Михаила Юрьевича Виельгорского (1788-1856), у которого по вечерам были прекрасные квартеты. Граф, сам был большой музыкант и композитор. Он страстно любил музыку и собирал у себя лучшие музыкальные силы столицы как из числа дилетантов, так и из профессиональных артистов и певцов. Все заграничные музыкальные знаменитости, приезжавшие в Петербург, в первую очередь являлись к графу, все считали за особую честь для себя не только быть принятым на его музыкальных вечерах, но и принимать в них участие.

Михаил Юрьевич находился в дружеских отношениях с А.С. Пушкиным, Н.В. Гоголем, М.И. Глинкой, В.Ф. Одоевским и А.А. Алябьевым. Он оказывал поддержку многим отечественным музыкантам. Достаточно вспомнить его существенную помощь братьям Рубинштейнам, содействие выкупу из крепостной зависимости талантливого скрипача И.И. Семенова (граф также способствовал освобождению от крепостной зависимости Т.Г. Шевченко). В доме у М.Ю. Виельгорского состоялась первая репетиция оперы Глинки «Жизнь за царя».

В истории русской музыкальной жизни памятны его салоны-концерты, проходившие с декабря 1822 года по апрель 1823 года в курском имении М.Ю. Виельгорского Луизино, где он жил с 1816 по 1823 год. Программы 33 луизинских концертов в основном были посвящены классической музыке и содержали симфонические произведения И. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена и других.

Еще большего внимания заслуживают салоны-концерты, организованные братьями Виельгорскими в Москве с 1823 года и в Петербурге с 1826 года. На протяжении нескольких десятилетий петербургские концерты Виельгорских, имевшие просветительское значение, славились высоким художественным уровнем программ и исполнителей. Как пишет граф В.А. Соллогуб в своих воспоминаниях: «Приёмы Виельгорских имели совершенно другой отпечаток; у них редко танцевали, но почти каждую неделю на половине самого графа, то есть в его отдельном помещении, устраивались концерты, в которых принимали участие все находившиеся в то время в Петербурге знаменитости. Граф Михаил Юрьевич Виельгорский был один из первых и самых любимых русских меценатов; все этому в нем способствовало: большое состояние, огромные связи, высокое, так сказать, совершенно выходящее из ряда общего положение, которое он занимал при дворе, тонкое понимание искусства, наконец его блестящее и вместе с тем очень серьезное образование и самый добрый и простой нрав».

Здесь выступали Ф. Лист, Роберт и Клара Шуман, Г. Берлиоз, Г. Венявский, Б. Ромберг и другие знаменитые артисты. «Эти Виельгорские — великолепные люди для художников; они живут только для искусства…», оба они – «два превосходнейших художника, особенно Михаил, — это настоящая, художественная натура, гениальнейший дилетант…»,- писал Р. Шуман.

Известно письмо графа М.Ю. Виельгорского к его детям в Петербург из Рима в 1839 г.: «Здесь теперь Лист, с которым я очень музыкально познакомился. Это — царь пианистов и доселе никто на этом инструменте не произвел на меня подобного действия. Я никогда не думал, что можно так играть музыку Бетховена, например старые его сонаты».

Однако М.Ю. Виельгорский заслуживает внимания не только как крупный музыкальный деятель своей эпохи, но и как одаренный композитор. Он получил музыкальное образование под руководством отличных музыкантов того времени, в частности Мартин-и-Солеро в Петербурге и Керубини в Париже. Нельзя не отметить личного общения Виельгорского с Бетховеном (в Вене), чью музыку (включая Девятую симфонию) он горячо пропагандировал в России.

Перу М.Ю. Виельгорского принадлежат две симфонии, увертюры, квартет, опера «Цыгане», хоровые произведения, романсы на слова Пушкина и других поэтов (особенной популярностью пользовались «Черная шаль», «Бывало», «Любила я»), фортепьянные пьесы, тема с вариациями для виолончели с оркестром. М.Ю. Виельгорского как композитора высоко ценили многие его современники. Известный русский критик В.Ф. Одоевский, имевший собственный салон и известный своей любовью к музыке И.-С. Баха (исполнял его клавирную и органную музыку), считал, что М.Ю. Виельгорский отличный композитор и самых глубоких музыкантов в Европе.

В творчестве М.Ю. Виельгорского отражается незаурядный талант, хороший вкус и профессионализм. Воспитанный на классических образцах, он следует им в своих сочинениях, обнаруживая при этом индивидуальные особенности своего дарования. В некоторых произведениях М.Ю. Виельгорского, как, например, в «Теме с вариациями» для виолончели с оркестром, заметно ощущается интонационная связь с русской народно-бытовой музыкой. В этом произведении, носящем концертный характер, ярко проявляется мелодический дар композитора и умелое использование вариационной формы.

Истоки салона графа М.Ю. Виельгорского восходят к традициям конца XVIII века, существовавшим в доме отца графа, сенатора Ю.М. Виельгорского. Михаил Юрьевич вместе со своим братом Матвеем Юрьевичем, превосходным виолончелистом, были деятельными участниками салона княгини З.А. Волконской.

Музыкальный салон графа Михаила Юрьевича Виельгорского и выдающегося виолончелиста Матвея Юрьевича Виельгорского получил широкую известность в истории русской музыкальной культуры первой половины XIX столетия. Главным образом, это были видные музыкальные деятели и просвещенные меценаты, которые способствовали развитию концертной жизни в России.

Рост музыкальности в обществе Александровской эпохи отражается и в появлении довольно большого числа руководств по теории музыки, школ для различных инструментов, музыкальных журналов и т. д. В 1805 г. вышло в Санкт-Петербурге первое (переводное) руководство по гармонии: “Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыки”, Винченцо Манфредини, перевод с итальянского Дехтярева. К 1816 г. относится другое подобное же руководство: “Грессета рассуждения о гармонии”; переведенное с французского Дьяковым . (Санкт-Петербург). Через два года выходит “Теория музыки” Гессе де Кальве , переведенная с немецкого Гонорским (Харьков, 1818). Несколько “школ” для фортепьяно указывают на распространение игры на этом инструменте. Кроме переводного “Новейшего самоучителя” и т. д., Плейэля и Дюссека (Санкт-Петербург, 1817), является и оригинальная “Полная школа для фортепиано”, сочинение И. Прача. (Санкт-Петербург, 1816). Для скрипки выходят две переводные “школы”. На большое распространение гитары указывает ряд “школ”, журналов, сборников песен для этого инструмента, впервые у нас появившихся лишь при Елизавете Петровне. В 1808 г. вышел “Русский карманный песенник для семиструнной гитары на 1808 г.” Алферова, в 1810 г. – его же “Журнал гитарный”, в 1819 г. – “Междуделье, или Собрание образцовых русских и других песен для семиструнной гитары”, Дмитревского (Санкт-Петербург). Две “школы” для гуслей указывают на известное распространение этого инструмента. Растет и число музыкальных журналов: “Журнал отечественной музыки на 1806 г.”, изданный Д. Кашиным в Москве; “Журнал для фортепиано на 1811 г., содержащий в себе русские песни с вариациями”, изданный Ф. Нерлихом; “Азиатский музыкальный журнал”, изданный в Астрахани в 1816 – 18 г. И. Добровольским и заключавший в себе, между прочем, записи разных восточных напевов. Русские песни, кроме второго издания сборника Прача, издаются в ряде сборников разных наименований.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: