Оценка личных перспектив (для конкурса Одаренные дети): сочинение

Эссе «Одаренный ребенок в детском саду»

Елена Картамышева
Эссе «Одаренный ребенок в детском саду»

Одарённый ребенок… Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог связано с этими словами. Одаренный, т. е. наделенный определенным даром, способный к какой-либо деятельности более, чем другие, и, следовательно, обладающий выдающимися способностями.

Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов)с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам – 30-40%, а к семнадцати – только 15-20%.

Сразу возникает множество вопросов: как выделять одаренных дошкольников? С какого возраста можно проводить диагностику одаренности? Какие педагогические условия стимулируют раскрытие одаренности в дошкольном детстве? Как построить работу с одаренными детьми в детском саду? Данные вопросы волнуют педагогов, родителей, психологов.

В отношении дошкольного возраста при рассмотрении проблемы одаренности наиболее продуктивны и важны идеи о творчестве как универсальном механизме развития психики (А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, П. Торренс); о значимости и самоценности дошкольного периода детства (Л. С. Выготский, А. А. Люблинская, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисицина,).

Наиболее часто исследователи при определении одаренности дошкольников обращаются к концепции творческой одаренности А. М. Матюшкина. Согласно данной концепции одаренность – «творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений,разного рода проблем: научных, технических, духовных». Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. У разных детей творческий потенциал различен. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал. Наиболее общей характеристикой одаренности является ярко выраженная познавательная потребность (стремление к новому знанию, способу или условию действия, составляющая основу познавательной мотивации. Познавательная мотивация ребенка находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.

С другой стороны, согласно «Рабочей концепции одаренности» (1998, 2003, разработанной в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети», одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одним из дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, остается вопрос о частоте проявления детской одаренности.Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» – «одаренные дети встречаются крайне редко. Указанная альтернатива снимается в «Рабочей концепции одаренности»следующей позицией: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

А. М. Матюшкин, в течение многих лет занимавшийся проблемой одаренности, отмечал, что одаренность может быть загублена на любом этапе развития, в т. ч. и в дошкольном возрасте.

Поэтому я считаю что выявление одаренных детей нужно уже в раннем дошкольном возрасте. Самый простой и доступный способ для воспитателей — это наблюдение. Результаты наблюдения могут быть использованы при заполнении специальных анкет, разрабатываемых для родителей и воспитателей. Еще один возможный путь — это тестирование при помощи специальных заданий «тестов интеллекта» — методик, направленных на оценку общих умственных способностей детей, «креативных тестов» — методик, направленных на оценку уровня развития творческого мышления и воображения, и методик, направленных на оценку познавательной активности. Уровень выполнения детьми «тестов интеллекта» и «креативных тестов»часто не совпадает: те, кто успешнее по первому типу методик, могут не выделяться при выполнении заданий второго типа, и наоборот. Однако возможно и сочетание высокой успешности по обоим видам тестов. Такое сочетание и будет наиболее достоверно свидетельствовать о высоком уровне общей умственной одаренности ребенка.

Проведение тестирования, оценка полученных результатов, их интерпретация должны проводиться только квалифицированными специалистами — психологами. Хотя в педагогической литературе встречается мнение, что выявление умственной одаренности раньше чем в 5 летнем возрасте значительно затруднено.

Умственно одаренных детей, как правило,характеризуют также неравномерность развития: опережение умственного развития по сравнению с эмоционально-личностным. Такое расхождение создает в жизни одаренного ребенка много проблем. Повышенная восприимчивость, чувствительность к окружающему приводит к уязвимости, ранимости психики, не способной адекватно отреагировать на такое количество воздействий. Дети многое воспринимают на свой счет, чувствуют вину, даже когда их ни в чем не обвиняют.

Критичность к себе часто приводит к тому, что ребенок начинает плохо относиться к самому себе, плохо себя оценивает, становится неуверенным. Поэтому взрослые не могут понять, почему ребенок с такими большими возможностями так не уверен в себе, чувствителен, раним. Однако часто они сами способствуют этому. Успехи детей со средними, низкими способностями поощряются, их хвалят, замечают их достижения. Успехи же одаренного ребенка считаются чем-то само собой разумеющимся, его не поощряют, боясь перехвалить.

И ребенок начинает сомневаться в своих возможностях, считая, что его не отметили, потому что он сделал что-то недостаточно хорошо. Бывают и такие одаренные дети, которые очень высокого мнения о своих возможностях, и взрослые также, чтобы не перехвалить, стараются не отмечать успехи ребенка. Но ребенок нуждается в оценке своих достижений. И поэтому следует давать ему понять, что успехи действительно есть. Но лучше сравнивать результаты деятельности одаренного ребенка не с результатами других детей, а с его собственными прежними достижениями.

Одаренные дети часто находятся в сложных взаимоотношениях с другими детьми группы. Повышенная активность и инициатива ребенка на занятиях, стремление привлечь внимание взрослого, подкрепленное возможностями ответить на вопросы воспитателя раньше других детей, приводит к тому, что другие дети начинают отрицательно относиться к проявлениям одаренного ребенка. Да и сам одаренный ребенок нередко бывает, нетерпелив по отношению к другим детям, часто не может принять то, что предлагают дети, стоящие ниже его в развитии. Он делает им замечания, перебивает, всячески выражает нетерпение, досаду. Следует учить одаренного ребенка принятию окружающих. В общении с одаренным ребенком важно быть особенно терпеливым и не забывать хвалить его, когда он проявляет терпение, дает возможность другим детям и взрослым выразить свою мысль полностью, закончить предложение. Вот почему воспитатели детских садов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствовать раскрытию природных возможностей детей.

Читайте также:
Я исповедую Гамлета: сочинение

Вместе с тем в работе по выявлению, обучению и развитию одарённых детей имеют место определенные пробелы. Так, слабо поставлена работа по психолого-педагогической диагностике одарённых детей и адресной поддержке учащихся и педагогов, мало внимания уделяется организации взаимодействия с семьями одаренных детей.

Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации (жесткой фиксации) статуса определенного ребенка. Ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он —«одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности. Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»). Развитию одаренности таких детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность — общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем.

Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения.

Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим.

Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок

Я считаю, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. От интеллектуального потенциала этих детей зависит будущее нашей страны, и я считаю что основная цель работы с одаренными детьми – это содействие их превращению в одаренных взрослых, которые выступают в качестве важнейшего ресурса поступательного развития человеческой цивилизации.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов и психологов на протяжении многих столетий. Интерес к данному феномену достаточно высок и в настоящее время.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.

Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам либо в процессе индивидуализированного образования.

эссе на конкурс Одаренные дети

эссе о роли учителя

Скачать:

Вложение Размер
esse_baranova_nikolaya.doc 34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Баранов Николай Николаевич МОУ «Барашевская средняя общеобразовательная школа» Теньгушевский район РМ Круглый стол. «Будущие президенты».

Эссе на тему: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель»

Вам, памятник, учителя,

Я высек бы из красного гранита

Установил бы на просторе

Большое человеческое сердце…

И думается, это был бы самый удачный в мире памятник – человеческое сердце, открытое навстречу людям. Учитель… Школа… Начало начал. Здесь истоки характеров, идеалов, убеждений. Врачи и строители, летчики и инженеры – всё начинается здесь. Какими сумеешь вырастить и воспитать их? Чему научишь? Какой след оставишь в юных сердцах? Учитель… Когда произносишь это слово, всегда охватывает какое-то волне. Вроде бы ничего особенного и нет в этом слове. Самое обычное название профессии человека. Когда произносишь это`слово, то не просто название профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь. Добрый или не очень, чуткий или равнодушный, любящий свою профессию, детей или нет… Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Не всё равно поэтому, каким будет этот человек. Как-то мне на глаза попалась вьетнамская пословица, которая гласит: «Только уважая учителя, можешь сам стать учителем». Я задумался над этим высказыванием и стал внимательнее присматриваться к нашим педагогам.

Удивительно, но мне открылось много новых сторон в характере этих людей. Я понял, как много сил — душевных и физических — отдают они нам, своим ученикам. Это действительно достойно глубокого уважения. Именно учитель является самым живым и наглядным примером для ученика. Ведь если учитель вызывает уважение и любовь, мы стараемся во всем быть похожими на него, следуем всем его советам, внимательно слушаем каждое его слово. Только сумев вызвать искренний интерес к себе, преподаватель сможет пробудить интерес к предмету. Испокон веков самой уважаемой и почтительной была профессия учителя – хранителя, созидателя, творца. Поистине нашу жизнь невозможно представить без учителей.

Учителям люди вверяют самое дорогое в жизни – детей, внуков, значит, своё будущее. Не секрет, именно педагоги передают ученикам не только знания. Они в них воспитывают гражданские и патриотические чувства, веру в завтрашний день, приобщая молодое поколение к труду, справедливости, добру, уважению старших, любви к близким, Родине.

Искусство педагога состоит в том, чтобы с высот своей образованности и жизненной мудрости, опираясь на выводы психологии и педагогики, творчески используя их в своей повседневной работе, проникать в самые далекие галактики детского мира, глубоко и чутко понимать этот мир, побуждать, а не понуждать своих питомцев на овладение знаниями, на добрые дела и поступки.

Учительская профессия в самом высшем смысле гумманистична. Человек своим трудом преобразует природу. Но труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека.

У детских врачей есть правило: перед встречей с ребенком согрей руки. Учителю всегда надо помнить не только о тепле своих рук, но о тепле своей души.

Пусть для каждого молодого человека, избравшего для себя педагогическую профессию, для каждого учителя вообще, идеалом будет светлый и возвышенный образ воспитателя, нарисованный Я. Корчаком в его вдохновенной книге «Как любить детей»: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит…»

Учитель должен быть Личностью в самом высоком смысле этого слова. Прав был К.Д. Ушинский, когда утверждал, что «в воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».

И чем интеллигентнее учитель как личность, тем больше уверенности в том, что и его воспитанники вырастут людьми тонко чувствующими, восприимчивыми ко всему истинно прекрасному в окружающем их мире, самостоятельно мыслящими, способными к творчеству в избранной области труда.

Нет будней и однообразия в процессе созидания Человека. Отличительная особенность труда учителя по призванию состоит в том, что он многократно, пока посвящает себя делу воспитания, повторяется в детях, в них, как в зеркале, отражается его духовная культура, интеллект, его сердечность, вкусы и привычки.

Голова успеет поседеть, пока учитель сможет увидеть реальные плоды своего нелегкого, благородного труда в дне завтрашнем. Но учитель учит, пока живёт, живёт, пока учит. Великое множество людей, воспитанных им, до конца дней своих благодарны ему за прекрасные часы своей жизни – часы ученичества.

Мне очень повезло с учителями. Особенно мне нравится учитель математики – Саранская Валентина Ивановна. Она очень добрый, отзывчивый, порядочный, культурный, образованный, всеми уважаемый, и не ошибусь, сказав обожаемый. У нее огромный опыт работы, многолетний, добросовестный труд за ее хрупкими плечами. По-моему она сильный педагог от Бога. Это ее призвание.

Можно сказать еще много теплых и добрых слов о Валентине Ивановне, но всех ее заслуг в педагогической деятельности невозможно перечислить.

Поистине могущественна сила воздействия личности истинного учителя, учителя по призванию, на ученика. Если творчество, творческая счастливая жизнь начинается часто с одного урока, одной встречи с учителем, одного драгоценного его слова, то и горе, иногда несчастье на всю жизнь, может определиться одной педагогической ошибкой. Поэтому настоящим наставником может быть только тот, кто по зову сердца, по приказу души, по глубокому призванию быть наставником стал учителем. Перефразируя известный афоризм Льва Николаевича Толстого о писателе, можно сказать: учитель не тот, кто учит, а тот, кто не может не учить.

Одаренные дети: реалии, перспективы Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михалко М.И.

В данной статье предложена собственная система работы с одаренными детьми, реализация которой способствует эффективному выявлению и развитию особых способностей учащихся. Приведен портрет одаренного ребенка, а также выделены категории одаренных учащихся. Автор раскрывает теоретические основы педагогического сопровождения одаренности , обозначает проблемы выявления одаренных детей на данном этапе существования общества, а также приводит практические формы и методы работы с одаренными детьми. Автор заключает, что одаренность обеспечивается сочетанием познавательной активности с креативностью и творческим мышлением.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михалко М.И.

Gifted children: realities, prospects

This article proposes its own system of work with gifted children , the implementation of which contributes to the effective identification and development of special abilities of students. A portrait of a gifted child is given, as well as the categories of gifted students are highlighted. The author reveals the theoretical foundations of pedagogical support of giftedness , identifies the problems of identifying gifted children at this stage of society, and provides practical forms and methods of working with gifted children . The author concludes that giftedness is provided by a combination of cognitive activity with creativity and creative thinking.

Текст научной работы на тему «Одаренные дети: реалии, перспективы»

КАЛИНИНГРАДСКИЙ Михалко М. И. Одаренные дети: реалии, перспективы

ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ // Научно-методический электронный журнал

„ «Калининградский вестник образования». — 2019. —

Нау4н0-методическии № 1 (апрель). — С. 82-85. — URL: https://koirojournaL.ru/

электронный журнал realises/g2019/1ap2019/kvo113.

М. И. Михалко | mariya.mihalko@mail.ru

Учитель начальных классов МАОУ г. Калининграда лицей № 23

Одаренные дети: реалии, перспективы

Аннотация. В данной статье предложена собственная система работы с одаренными детьми, реализация которой способствует эффективному выявлению и развитию особых способностей учащихся. Приведен портрет одаренного ребенка, а также выделены категории одаренных учащихся. Автор раскрывает теоретические основы педагогического сопровождения одаренности, обозначает проблемы выявления одаренных детей на данном этапе существования общества, а также приводит практические формы и методы работы с одаренными детьми. Автор заключает, что одаренность обеспечивается сочетанием познавательной активности с креативностью и творческим мышлением.

Ключевые слова: одаренность, одаренные дети, познавательная активность, способности, индивидуальные возможности.

Наше общество нуждается в одаренных людях, поэтому оно озабочено тем, как своевременно рассмотреть и развить способности у подрастающего поколения. Ребенок не способен самостоятельно реализовать имеющиеся у него задатки. Школа по своей сути нацелена на раскрытие индивидуальных возможностей

каждого ребенка, поэтому способна выпускать из своих стен одаренных детей.

Отечественный психолог Б. М. Теплов определил одаренность как качественно-своеобразную совокупность способностей, обеспечивающих достижение успеха в выполнении определенной деятельности [2].

Одаренным сегодня мы называем ребенка, который обладает яркими, очевидными, иногда выдающимися способностями, имеет внутренние предпосылки для достижений в том или ином виде деятельности.

Каков же портрет одаренного ребенка? В самых общих чертах, это любопытный, любознательный ребенок, постоянно задающий вопросы и требующий на них ответов взрослого; высказывающий множество достаточно рациональных идей, предлагающий пути решения конкретных задач; не боящийся высказывать собственное мнение, заявлять о своих идеях; склонный к умеренному риску в достижении целей; обладающий творческим воображением, богатой фантазией; дружелюбный, чувствительный к красоте и эстетике предметов; стремящийся к творческому самовыражению.

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Михалко М. И. Одаренные дети: реалии, перспективы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 1 (апрель). — С. 82-85. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/1ap2019/kvo113.

Выделяют и другие особенности одаренных детей:

1) обладают высокими интеллектуальными способностями, восприимчивостью к познанию нового, творческой активностью;

2) им свойственна постоянная познавательная активность;

3) получают удовольствие от выполнения умственного труда.

Однако одаренные дети — это не всегда дети с высоким уровнем интеллекта, так как существует три категории одаренных детей:

1) дети с высоким уровнем интеллектуального развития;

2) дети с признаками специальной узкой умственной одаренности;

3) дети, обладающие творческой активностью, оригинальностью, при отсутствии высоких умственных способностей.

Исследователями установлено, что процентное соотношение одаренных детей составляет не менее 20-25 % от общего числа детей. По таким подсчетам, в каждом классе должно быть около 6-7 одаренных детей. Но где же они? Неужели педагоги проглядели миллионы одаренных детей?

Необходимо осознавать, что сегодня выявление одаренных детей осуществляется по итогам конкурсов и олимпиад в различных областях науки и техники. Только после этого детей приглашают на посещение элективных курсов, углубленные занятия и т. д. Это происходит

в средней школе, когда от 6-7 детей из класса уже отсеяна значительная часть в связи с невниманием педагогов и родителей к способностям детей и, как следствие, постепенным угасанием этих способностей.

Значимым для развития одаренности у детей, как считает З. М. Батдыева, является учет в процессе педагогической работы когнитивных, поведенческих, мотивационных и эмоциональных проявлений психики, а также умение взаимодействовать с субъектами педагогического процесса [1].

Наш опыт работы с одаренными детьми показал, что успешность при выявлении и развитии одаренных детей обеспечивается организацией их сопровождения с момента поступления в школу, характеризуемым установлением личностных особенностей, творческих возможностей, специальных способностей первоклассника. Этот период является первой диагностической ступенью работы с одаренным ребенком. Необходимо отметить значимость дифференцированной работы с каждым ребенком. Нами установлена эффективность решения задач на интеграцию: поиск лишнего из перечня слов или словосочетаний (1. Сторож, развивать, развевать, сарай, охранять, собака 2. Ласточка, гнездо, вить, солома); определение однокоренных слов (гора, горка, горный, гористый, горевать); составление равенства или неравенства в количестве слогов, восстановление пропущенной орфограммы в словах (с_стра, стр_на, б_ловатый, н_ижний) и т. д.

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Михалко М. И. Одаренные дети: реалии, перспективы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 1 (апрель). — С. 82-85. — URL: https://koirojournaL.ru/ realises/g2019/1ap2019/kvo113.

В начальных классах, когда дети только усваивают навыки обучения, важна организация единого процесса урочной и внеурочной деятельности, в котором будут реализованы творческие и познавательные способности детей. Начинается следующая ступень работы с одаренными детьми, в ходе которой реализуется подготовка деятельностно-практической базы для будущего творческого самоопределения ребенка.

На данной стадии наиболее важно определить совокупность эффективных методов и педагогических условий, при которой будет реализован талант и интересы ребенка как в учебной, так и творческой деятельности. Должна быть организована совместная работа с родителями, в процессе которой их следует знакомить со способами творческого развития детей. Мы разрабатываем уникальные учебные материалы, направленные на развитие способностей учеников, к которым можно отнести следующие: по технологии «ТРИЗ» (через проблему) с блоками чертежей и формул, с решением числовых и буквенных неравенств (2+3=5, 3+2=5, 5-3=2, 5-2=3, Ц=Ч+Ч, Ч=Ц-Ч, Б=М+Р, М+Б-Р) и т. д.

Постепенно мы переходим к следующей ступени, когда происходит самопознание и саморазвитие личности одаренного ребенка. На данном этапе важна индивидуальная работа, в ходе которой не только наиболее эффективно совершенствуются способности ребенка, но и происходит осознание ребенком необходимости дальнейшего развития своего

таланта. На данном этапе нами используются задачи на нахождение чисел по их сумме и разности, на приведение к единице (б=(с+р):2; м=(с-р):2 м=б-р; б=м+р), в том числе формулы движения (S=v*t, t=S:V, V=S:t, с=ц*к, с=к*ц, ц=с:к).

Четвертая ступень направлена на поддержку творческой и исследовательской активности учеников, профессиональное ориентирование. В рамках данного этапа мы реализуем технологию креативного мышления, внедряем задачи с символами (*8 – 3 = 5*, 7* + 20 = 9*, 9* – 40 = 5*, *6 + 3 = *9).

Нами проводится активная внеклассная воспитательная работа с детьми, в ходе которой становится возможным выявление и развитие латентной одаренности отдельных детей. Мы считаем необходимым компонентом проведение индивидуальной работы с одаренными учениками по отдельным дисциплинам, что, в свою очередь, обеспечивает быстрое продвижение ученика к высшему познавательному уровню в изучении определенной области знаний.

Необходимо помнить, что одаренные дети требуют особого подхода не только в развитии их способностей, но и при психолого-педагогическом сопровождении, ведь одаренность — большое испытание для ребенка, сопровождаемое повышенными нагрузками, глубоким переживанием неудач, непониманием среди сверстников и т. д. Только совместная работа школы и семьи поможет одаренному ребенку раскрыть свойталант и занять место в обществе.

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Михалко М. И. Одаренные дети: реалии, перспективы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 1 (апрель). — С. 82-85. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/1ap2019/kvo113.

1. Батдыева, З. М. Проблема детской одаренности в современной детской отечественной и зарубежной психологии / З. М. Батдыева // Вестник: Научно-методический журнал. — 2002. — № 8. — С. 248-254.

2. Теплов, Б. М. Способности и одаренность [Электронный ресурс] / Б. М. Теплов // Проблемы индивидуальных различий. — 1961. — URL: https://docplayer.ru/35624554-Teplov-b-m-sposobnosti-i-odarennost.html (дата обращения: 05.03.2019).

Lyceum No 23 cities of Kaliningrad

Gifted children: realities, prospects

Abstract. This article proposes its own system of work with gifted children, the implementation of which contributes to the effective identification and development of special abilities of students. A portrait of a gifted child is given, as well as the categories of gifted students are highlighted. The author reveals the theoretical foundations of pedagogical support of gifted-ness, identifies the problems of identifying gifted children at this stage of society, and provides practical forms and methods of working with gifted children. The author concludes that giftedness is provided by a combination of cognitive activity with creativity and creative thinking.

Keywords: giftedness, gifted children, cognitive activity, abilities, individual capabilities.

ЭССЕ на тему «Детская одарённость» Соколова Светлана Александровна

автор: Соколова Светлана Александровна

Музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад №51» г. Тобольск

ЭССЕ на тему «Детская одарённость»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад комбинированного вида № 51” г. Тобольска

(МАДОУ “Детский сад № 51” г. Тобольска)

626158, Тюменская область, г. Тобольск, 9 микрорайон, №10,

на тему « Детская одаренность»

Автор: Соколова Светлана Александровна,

Детская одарённость — сложное и многоаспектное явление. Существует множество подходов к определению одарённости, точек зрения на проблему одарённости. Возникает острая необходимость в особых научно обоснованных методов работы с детьми с различными видами одарённости.
В реальной практике с одарёнными детьми зачастую основное внимание уделяется уже в той или иной степени проявившимся видам одарённости. Возможно, это является своеобразным отражением узко прагматического подхода к феноменам детской одарённости.

Успешность работы по выявлению и поддержке одарённых и талантливых обучающихся зависит от ориентации на потребности государства и общества в интеллектуальной и творческой элите, а также на интересы личности в непрерывном ее совершенствовании.

Система работы по выявлению и поддержке одарённых и талантливых обучающихся должна строиться на основе анализа потребностей учета позиций инициаторов, заказчиков и потребителей этих услуг.

Система общего образования в своем целевом и функциональном проявлении должна обеспечивать необходимые условия для углубленной работы с одарёнными и талантливыми детьми.

В каждом образовательном учреждении должна быть создана объективная диагностика детской одарённости на разных этапах жизнедеятельности ребенка.

В основу создания образовательных программ для одарённых школьников должны лечь теоретические основы развития одарённости, а так же дидактические особенности процесса их обучения.

Стратегия работы с одарёнными детьми должна строиться поэтапно:

I этап – аналитический – выявление одарённых детей, активизация урочной и внеурочной деятельности как единого процесса, направленного на развитие познавательных способностей учащихся;

II этап – диагностический (5-9 классы) – на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную;

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся в старшей школе.

Включать в работу с одарёнными учащимися в первую очередь следует учителей, обладающих определенными качествами: увлеченность своим делом, способность к экспериментальной, научной и творческой деятельности, профессиональная грамотность, интеллектуальность, нравственность и эрудированность, инновационность; учитель должен быть психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса; знатоком во всех областях человеческой жизни.

Приоритетными формами работы с одарёнными и талантливыми учащимися должны стать: групповые занятия с одарёнными учащимися; факультативы; предметные кружки; кружки по интересам; конкурсы; курсы по выбору; участие в олимпиадах; работа по индивидуальным планам; занятия в профильных классах; интеллектуальные марафоны.

Выявление одарённых и талантливых детей включает следующие мероприятия: анализ особых успехов и достижений ученика; создание банка данных по талантливым и одарённым детям; диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб; преемственность между дошкольным и начальным образованием посредством создания системы структурных подразделений дошкольных учреждений на базе общеобразовательных учреждений;

Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности должна идти через создание для ученика ситуации успеха, через индивидуальное обучение и воспитание, формирование и развитие сети дополнительного образования, организацию научно-исследовательской деятельности, организацию и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

Эффективными формам поощрения одаренных детей являются: публикация в СМИ; премия администрации ОУ «Ученик года»; у величение каникулярного времени; стенд «Лучшие ученики школы»; с истема поддержки талантливых и одарённых детей на уровне муниципалитета.

Работа с родителями одарённых и талантливых детей должна строиться на основе психологического сопровождения родителей одарённого ребенка; совместной практической деятельности одарённого ребенка и родителей; поддержки и поощрения родителей одарённых детей на уровне муниципалитета.

Большое значение в развитии одарённого ребенка играет система дополнительного образования. Внешкольные кружки, студии, творческие мастерские дают возможность реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы.

В заключение хочу напомнить, что работа педагога с одарёнными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одарённых детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Чем больше мы будем выявлять и развивать потенциал детей с признаками одарённости, тем радужнее и прекраснее будет будущее нашей страны. Ж. Брюно сказал: «Талант, данный нам от рождения, подобен необработанному алмазу. Дивен этот прозрачный камень. Но сколь ни замечателен алмаз, бриллиант отличается от него, как небо от земли. Только общество, которое не жалеет материальных затрат и труда на огранку таких «алмазов», может рассчитывать на россыпи бриллиантов в своей стране».

Как понять, что ваш ребёнок одарённый, и что с этим делать

Типы одарённости, почему одарённость не способствует школьной успеваемости и как воспитывать юных талантов.

Кто такие одарённые дети

Одарённые дети обладают высоким потенциалом в какой-либо сфере деятельности. Американский психолог Джозеф Рензулли (Joseph Renzulli) считает, что одарённость лежит на стыке способностей к какому-либо делу, креативности и мотивации.

Одарённых детей часто называют «вундеркиндами» (от немецкого «чудо-ребёнок»), но эти понятия следует различать.

Одарённые дети отличаются высокой нормой развития, то есть потенциалом, который может развиться в талант или заглохнуть. Одарённым в той или иной сфере считается каждый пятидесятый ребёнок.

Вундеркинды же с ранних лет опережают нормы развития и демонстрируют культурно значимые достижения. Например, Вольфганг Амадей Моцарт создал свои первые фортепианные произведения в пять лет, а математик Блез Паскаль в девять написал научный трактат. Вундеркинд рождается один на миллион человек.

Одарённость — это совокупность способностей, которые можно приложить к интересам ребёнка. Развивая лишь один навык, нельзя полагать, что вы совершенствуете одарённость.
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»

Типы одарённости

Единой классификации не существует, но чаще всего психологи выделяют пять типов одарённости:

  • Интеллектуальная одарённость характеризуется повышенной наблюдательностью, концентрацией внимания и способностью анализировать информацию. Такие дети отличаются высоким IQ, обладают сильным критическим мышлением и, как правило, преуспевают в каком-то одном предмете.
  • Академическая одарённость подразумевает отличную память. Такие дети легко усваивают школьный материал, могут обучаться самостоятельно, потому что процесс учёбы приносит им удовольствие. Как правило, они способны пройти программу нескольких классов за один учебный год.
  • Креативная одарённость может проявляться в богатой фантазии и нестандартном мышлении. Частный случай — творческая одарённость, то есть склонность детей к рисованию, танцам, музыке, стихосложению, актёрскому мастерству и другим искусствам.
  • Социальная одарённость заключается в наличии лидерских качеств, высоком уровне эмпатии, интуиции, яркой харизме. Такие дети могут непринуждённо общаться с людьми разных возрастов и часто обладают врождённым эмоциональным интеллектом — восприимчивостью к чувствам других.
  • Психомоторная одарённость предполагает опережающее возраст физическое развитие. Такие дети с ранних лет проявляют интерес к подвижным играм и спорту.

Как выявить одарённого ребёнка

Одарённость — это результат сложного взаимодействия наследственности, воспитания и саморазвития. В 50% случаев особые способности ребёнка проявляются к 5–6 годам и к 8 раскрываются в полной мере.

На сегодняшний день не существует единого метода, который позволил бы точно определить, одарён ребёнок или нет. Как правило, используется комплекс разных тестов. Например, для оценки уровня интеллектуального развития применяют Стэнфордский тест достижений, а для выявления творческих наклонностей — тест Торренса.

В домашних условиях выявить одарённость ребёнка можно только наблюдая, как он проводит время и какие темы вызывают у него огонь в глазах, а также помогая ему искать себя в различных видах деятельности.

Вот некоторые факторы, которые могут указывать на одарённость ребёнка. Эти критерии не являются обязательными, но время от времени могут проявляться:

  • Раннее развитие. Часто одарённые дети учатся говорить, читать и писать раньше других.
  • Хорошая концентрация и память. Если ребёнок легко запоминает стихи, слова песен и интересующие его факты — возможно, он обладает одарённостью.
  • Развитая речь. Словарный запас одарённых детей, как правило, шире, чем у сверстников. Они легко вводят в лексикон новые слова и умело ими пользуются.
  • Подвижное мышление. Одарённые дети рано учатся гипотетическому и абстрактному мышлению. Им свойственно совершенствовать игры и находить хитрые способы решения задач.
  • Богатая фантазия. По тому, как и во что ребёнок играет, тоже можно судить о его одарённости. Талантливые дети склонны придумывать целые миры, сюжеты с небанальными поворотами и самозабвенно перевоплощаться в персонажей своих фантазий.
  • Познавательный интерес. Одарённых детей могут интересовать более глубокие темы, чем сверстников. Если ребёнок долго и настойчиво проявляет интерес к определённой теме или деятельности, не удовлетворяется простыми ответами и жаждет докопаться до сути, это может быть признаком таланта.

Выявление у ребёнка одарённости не должно быть самоцелью, но можно помочь раскрыть потенциал ребёнка. Для этого нужно поощрять его увлечения, даже если они не кажутся чем-то стоящим. Ребёнок, любящий выдумывать несуществующие слова, возможно, станет в будущем выдающимся лингвистом, а юный любитель рисовать в школьных тетрадях узоры имеет шансы вырасти популярным дизайнером.

Мир всегда предъявляет повышенные требования к тем, кто выбивается из стандартов. Социум реагирует активно: конкурсы, олимпиады, ожидания родственников и педагогов, зависть сверстников. Неудачи и конкуренция создают напряжение, которое не даёт сосредоточиться. Поэтому одарённым детям важно обращаться за психологическими консультациями — предвосхищать проблемы, чтобы не решать их потом.
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»

Школы для одарённых детей

Одарённые дети нуждаются в особом подходе, построенном на нескольких принципах:

  • Опора на мотивацию. Обучение должно подпитывать врождённый познавательный интерес ребёнка.
  • Свобода выбора. Школа должна предоставлять ученикам право получать знания, а не заставлять изучать то, что не нравится.
  • Индивидуализация. У ребёнка должна быть возможность уделять больше времени предметам, которые ему интересны.
  • Уважение самостоятельности. Одарённым детям важно самим находить ответы, «разжёвывание» материала убивает мотивацию учиться.
  • Свобода самовыражения. У одарённых ребят почти на всё есть своя точка зрения. Важно, чтобы они могли её без проблем выражать.
  • Проектная деятельность. Разработка проектов, задействующих разные способности детей, развивает их и пробуждает интерес.
  • Групповая работа. Многие одарённые дети — интроверты и индивидуалисты. Работа в небольших группах позволяет им развивать коммуникативные навыки.
  • Терпимость. Некоторым одарённым ребятам тяжело соблюдать школьные правила, особенно если они не видят в них смысла. Учителя должны относиться к их особенностям с пониманием.
  • Подготовка преподавателей. Учителя должны знать, как работать с одарёнными детьми. От педагогов требуется чуткость, развитая эмпатия, широкий кругозор, творческое мировоззрение.

Школ, отвечающих данным условиям, в России немного. Большинство расположено в крупных городах. Вот наиболее известные из них:

  • Школа-интернат МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва)
  • Лицей НИУ ВШЭ (Москва)
  • Школа-интернат «Интеллектуал» (Москва)
  • Школа «Летово» (Москва)
  • Образовательный центр «Сириус» (Сочи)
  • Школа-интернат им. Н.Н. Дубинина (Владивосток)
  • Губернаторский Светленский лицей (Томск)

Один из вариантов обучения юных талантов — семейное образование. Родители могут подобрать для ребёнка подходящую программу и создать комфортные условия для занятий. Семейное обучение позволяет уделять больше времени дополнительным занятиям, совмещать учёбу с гастролями, спортивными соревнованиями или проходить программу быстрее сверстников.

В нашей онлайн-школе можно составить индивидуальный образовательный маршрут, готовиться к олимпиадам и осваивать школьную программу в ускоренном темпе. Проверьте, подойдёт ли вам наш формат обучения — активируйте демодоступ и исследуйте возможности «Фоксфорда»!

Советы родителям одарённых детей

Совместно с психологом Еленой Петрусенко мы подготовили несколько советов по воспитанию одарённых детей.

Совет 1. Обращайтесь к специалистам

Если вы заметили, что ребёнок демонстрирует нетривиальные способности, обратитесь к специалистам. Психолог поможет определить тип одарённости, а тьютор — подобрать подходящую программу развития.

Психолог может помочь выявить способности, оценить степень тревоги и напряжения, помочь родителю найти ресурс и расставить приоритеты в создании условий для развития сильных сторон ребёнка.
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»

Совет 2. Пробуйте разное

Развивайте таланты своего ребёнка, посещая кружки и секции. Там он не только сможет узнать больше о любимом деле, но и познакомиться с единомышленниками.

Совет 3. Не давите

Бывает, что ребёнок не хочет заниматься тем, к чему имеет предрасположенность. Например, обладая абсолютным слухом, ненавидит петь и обожает хоккей. Он имеет на это право.

Не стоит требовать от ребёнка безоговорочного успеха во всём, чем он занимается. Это ведёт к развитию синдрома отличника, который может иметь печальные последствия.

Совет 4. Хвалите, но не перехваливайте

Как бы ни впечатляли способности, не стоит постоянно подчёркивать исключительность ребёнка. Вера в собственное превосходство едва ли поможет ему влиться в какой-либо коллектив. А если с возрастом ребёнок перестанет опережать других в развитии, его может постичь тяжёлое разочарование.

Совет 5. Уравновешивайте развитие

Если ребёнок — интеллектуал, он всё равно должен много двигаться и регулярно бывать на свежем воздухе. Юному спортсмену, в свою очередь, важно не забывать про математику, правописание и другие дисциплины.

Совет 6. Ищите близких по духу

У развитых не по годам детей нередко возникают сложности с общением. Сверстники сторонятся их, либо они сами избегают контактов с другими детьми. Важно помочь ребёнку найти компанию, в которой он станет своим. Это необязательно должны быть ровесники, возможно, ему будет интереснее с ребятами постарше. Главное, чтобы они понимали его образ мыслей и разделяли его интересы.

Совет 7. Проявляйте чуткость

Не дайте одарённости ребёнка стать барьером между вами. Если его увлечения вам не близки и вы даже не понимаете, о чём он говорит, ищите другие точки соприкосновения и поддерживайте связь. Каким бы развитым ни был ребёнок — он всё ещё остаётся ребёнком, и ему необходимы ваша любовь, поддержка и одобрение.

Совет 8. Любите ребёнка таким, какой он есть

Если с возрастом способности ребёнка усреднятся — не расстраивайтесь. Половина одарённых детей к 15 годам перестают выделяться среди ровесников, и лишь немногие вырастают в настоящих гениев.

Одарённость в детстве не гарантирует успех во взрослом возрасте. В свою очередь, не все талантливые взрослые в детстве проявляли одарённость.

Наличие или отсутствие у ребёнка каких-либо талантов ни в коем случае не должно влиять на ваше отношение к нему. Любите его таким, какой он есть, позволяйте ему быть собой. Ведь главное — вырастить не гения, а психически здорового и счастливого человека.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам

Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм

Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством

Посмотреть

Рекомендуем прочитать

Реальный опыт семейного обучения

Звонок по России бесплатный

Пишите нам письма

Посмотреть на карте

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.

Эссе на тему: «Одаренные дети: проблемы развития»

задатки,чтобы перешли в способности должны пройти большой путь развития

Просмотр содержимого документа
«Эссе на тему: «Одаренные дети: проблемы развития»»

Эссе на тему: «Одаренные дети: проблемы развития»

У маленьких учеников спросил художник Токмаков:

«А кто умеет рисовать?» – Рук поднялось не сосчитать!

Шестые классы. Токмаков и тут спросил учеников:

«Ну, кто умеет рисовать?». Рук поднялось примерно пять.

В десятых классах Токмаков опять спросил учеников:

«Так кто ж умеет рисовать?». Рук, поднятых не видать.

А ведь ребята, в самом деле, когда-то рисовать умели.

И солнце на листках смеялось…

Куда всё это подевалось?

Как вы думаете, называется это стихотворение Валентина Берестова?

Правильно! Оно называется «Потеря».

Если рассуждать по справедливости, то в этой потере виноваты все мы взрослые – это и родители, и учителя, и социум и чиновники от образования в лице самого государства, экономящего на детях! Любой ребёнок, приходя в школу, уже имеет целый набор сформированных знаний, умений и навыков, а также задатков к той или иной форме деятельности. А задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. В целом проблема выявления одарённых детей имеет четко выраженный этический аспект. Детская одарённость не гарантирует талант взрослого человека. Начинать развитие в творческой деятельности надо как можно раньше. Мой учительский опыт даёт мне право утверждать, что абсолютно неспособных к художественной деятельности детей не существует, зато ярких, запоминающихся довольно много. Через рисунок как нигде, и психологи это знают, ребёнок наиболее открыт миру – родителям, учителям, друзьям. Изображая, он изучает мир, думает, а значит, анализирует, синтезирует, сопоставляет, изобретает и т.д., поэтому перед учителем стоит важная задача помочь ученику раскрыться, вызывая в нём интерес к процессу рисования. Процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувства ребёнка, в том числе эстетические. Я всегда стараюсь поддержать в ученике даже самый маленький порыв через похвалу, через оценку. Очень часто в рефлексии на уроке прошу рассказать о своей работе, став посторонним зрителем, находящимся вне рисунка и смотрящим на него с определенной точки зрения, как смотрим мы. Крайне необходимо научить детей уважительно относиться к результатам своего труда и к труду других людей. Важна помощь ученику в корректировке его работы. Ощущение успеха побуждает к деятельности, поддерживает активность детей. Каким образом проявить свою одарённость? Ответом на этот вопрос становятся занятия с использованием нетрадиционных техник рисования. Если в деятельности школьников использовать различные методы и приемы развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства, использование различных приемов и методов обучения, различных видов художественной деятельности, техник рисования, а также различных материалов, то это способствует эффективному и успешному развитию творческих способностей детей. В работе со способными (одарёнными) детьми есть, однако, опасности – это заражение чувством собственной исключительности, эксплуатация педагогом неординарных способностей ученика, а также стремление реализовываться за счет таких учеников.

Хочу закончить цитатами двух великих людей!

Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайные рождения творческого ума:

«Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».

Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

«Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах». Д.Дидро.

Выявление и оценка достижения планируемых результатов одарённых школьников

Выявление и оценка

достижения планируемых результатов

одарённых школьников

Задатки – способности – одарённость. Задатки – это такие природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться. Чаще всего большая часть из них так и остаётся «погребённой» в психике, и никто не подозревает, на что был способен человек, если бы развивали его способности. Чтобы понять эту непростую связь «задатки – способности», можно привести аналогию: задатки – семена будущего растения, которые могут сами по себе быть лучше или хуже, но об их качестве мы можем судить лишь после того, как из них что-либо вырастет.

Об этом говорится в притче.

«Вот, вышел сеятель сеять.

И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;

Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;

Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло;

Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;

Иное упало на добрую землю и принесло плод…».

Одарённость – это высокий уровень развития каких-либо способностей, а одарённые дети, соответственно, дети с достаточно высоко развитыми способностями. Стремление к познанию – самая яркая характеристика любого одарённого ребёнка, независимо от возраста, темперамента, интересов, пола, здоровья и т.п. Умственная активность, так ярко характеризующая любого одарённого ребенка, имеет непосредственное отношение к развитию способностей. Но способности развиваются из задатков при одном обязательном условии. Деятельность, которой занимается ребёнок, должна быть связана с положительными эмоциями, т.е. приносить радость, удовольствие. Есть эта радость – задатки развиваются, нет радости от умственной деятельности – способностей не будет. От длительных, безрадостных занятий будет что угодно – пятёрки, похвалы, знания, но не будет способностей.

Способности, к великому сожалению, от природы не даются, их надо развивать; познавательная потребность, наоборот, дается сразу от природы (хотя её тоже надо развивать), и именно от неё в самой значительной мере зависит развитие способностей.

Природа позаботилась о человеке буквально с первого дня рождения, наделив его этой потребностью. Выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже считал, что познавательная потребность появляется раньше, чем такая важная потребность, как потребность в общении. Но чуть ли не с самого рождения окружение ребёнка, прежде всего родители, делает всё возможное, чтобы подавить эту потребность. Это происходит постепенно. Поэтому большое число детей у нас неспособные, а могли бы стать и одарёнными.

Выделяют актуальную и потенциальную одарённость.

Под актуальной одарённостью понимают: «…психологическую характеристику ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормам. Такие дети сидят в большинстве случаев с поднятой рукой, быстро и без труда выполняют задания «со звёздочкой», отличаются хорошей речью и нестандартным мышлением. При этом ребёнок не обязательно демонстрирует высокий уровень способностей только в при обучении, он может проявлять одарённость в различных других видах деятельности.

Под « потенциальной одаренностью — понимается психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности [i] .

Не смотря на то, что точных (абсолютных) диагностик по выявлению одарённости на сегодняшний день не существует, учитель начальных классов всегда без труда и без помощи психолога может выявить преуспевающего, хорошо развитого и замотивированного на обучение ребёнка с устойчивыми интересами, так как учащиеся с актуальной одарённостью очевидны и отличаются:

· опережением в овладении знаний и их прочным усвоением;

· любознательностью (они в большом количестве задают необычные, а иногда и сложные для данного возраста вопросы);

· демонстрацией окружающим независимости, индивидуализма, желанием выполнять самостоятельно сложные задания;

· стремлением контактировать с более взрослыми сверстниками и взрослыми людьми;

· ответы и рассуждения отличаются неожиданными, нестандартными, более сложными, чем ожидает учитель, выводами, аргументами, умозаключениями;

· многие из них имеют прочную, ёмкую память.

Для выявления таких одарённых детей диагностические методики педагогу могут не понадобиться, потому что их одарённость очевидна.

Однако, развитие потенциала одарённости может сдерживаться рядом неблагоприятных причин, среди которых: трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация, низкий уровень саморегуляции, отсутствие необходимой образовательной среды и другое. Для того, чтобы помочь проявиться и развиться потенциалу ребёнка, педагогу необходимо исследовать на одарённость детей, у которых очевидные характеристики одарённости не проявляются. И здесь лучше не доверять учительскому «чутью», так как достаточно большое количество всемирно известных гениев не были своевременно замечены своими педагогами.

Одарённые дети бывают разными. Бывает особая одарённость, которая встречается раз на тысячу или даже на миллион случаев. Эти дети особые: они по-другому, иногда с большими трудностями, общаются, по-другому живут, иногда очень однобоко – только интеллектуальными или творческими интересами.

Но есть и другие одарённые: это так называемая великолепная норма. Всё у такого ребёнка с самого начала было хорошо: мама нормально родила, ему попались умные родители, обеспечивающие разумное и нормальное воспитание, он попал в школу к хорошим учителям.

Очень многое зависит от родителей. Есть родители, которые делают всё возможное, чтобы создать ребёнку ненормальные условия, в которых деформируется психика ребёнка, подавляется познавательная потребность. Пример. К., Д. Берёзовская СОШ.

Повторюсь, что все начинается буквально с первых дней жизни. Например, ребёнок в первые годы жизни нуждается в огромном количестве любви. Его надо брать на руки столько раз, сколько у мамы на это есть времени, целовать и гладить. Но у нас это почему-то считается баловать. Выяснено, что дети, которых приносят матери не сразу после рождения, а через 36 или 48 часов, имеют больше шансов заболеть невротическими заболеваниями, аллергическими и соматическими.

Еще один момент. Ребенка довольно рано начинают наказывать за сломанную игрушку. До 6 лет категорически нельзя упрекать за это. Некоторые родители рано принуждают детей к чтению и другим мыслительным процессам, когда ребенок этого не хочет, для него это долг , но не интересное занятие.

Важную роль в развитии познавательной потребности играет, конечно же, и климат в семье.

«Завершающий удар» по познавательной потребности наносится ребенку в школе. Родители уже «подготовили» его к школе: “ты невнимательный, неусидчивый, учительница будет тебя ругать, ставить двойки. Мы для тебя ничего не жалеем, ты нас подводишь…” И где оно то удовольствие, те положительные эмоции, которые необходимы для развития способностей? У ребенка нет желания идти в школу, он испытывает страх. Многое зависит от педагога. Очень важны его личностные качества. Ведь нетворческая личность сформировать творца не может. Личность взрослого – часто пример для подражания. Взаимодействие педагога и одаренного ребенка будет эффективным лишь в том случае, если их совместные действия побуждаются сходными мотивами. Поэтому нестандартно мыслящий педагог, занимающийся саморазвитием и исследовательской деятельностью, близок по мотивации к одаренному ребенку, а значит, способен взаимодействовать с ним. Пример по адаптации.

Виды одарённости :

Единой классификации типов одарённости на сегодня не существует. Однако большинство педагогов, работающих с одарёнными детьми, придерживается сегодня ниже приведённой классификации. Для начальной школы она будет выглядеть следующим образом.

1. Интеллектуальная одарённость проявляется чаще всего в способности быстро и оригинально решать нестандартные сложные задачи, анализировать проблемы, делать самостоятельные умозаключения. То, что для понимания обычных детей трудно, непонятно, преждевременно, для интеллектуалов – само собой разумеется. Они теряют мотивацию при видении только простых решений и заданий, не хотят ничего повторять и всё время стремятся к новому. При этом, многие из них не любят аккуратно писать, они не всегда хорошо организованы и им легче высказать своё мнение, чем прочитать об этом в книге. От «академиков», «интеллектуалов» отличает значительная умственная самостоятельность.

2. Академическая одарённость проявляется чаще всего в способности учащихся именно к обучению, они замотивированы на получение большого количества знаний и легко их усваивают. Эти дети «ходячая энциклопедия», «эрудиты», они осведомлены даже в отношении тех вопросов, которые не изучаются по школьной программе. Они любознательны. С удовольствием демонстрируют свои знания и стараются выбирать для общения людей, с которыми интересно поговорить на интересующие их темы. Это самые большие «почемучки». Они способны к самообучению. Как правило, именно им педагоги выставляют самые высокие оценки, именно они получают больше всего похвалы. Их одарённость очевидна, специальной диагностики не требуется. Этих детей легко обучать.

3. Художественная одарённость присуща учащимся, которые имеют высокие достижения в изобразительном искусстве, танцах, пении, сценической деятельности и подобном. Это не любые дети, увлечённые художественной деятельностью. Здесь очень важно отметить уровень достижений учащегося. Подобная одарённость в отличие от предшествующих типов может долго оставаться потенциалом, если не создавать ситуаций для её проявления. Эти дети могут не проявлять способностей к обучению и не иметь высокий интеллектуальный коэффициент.

4. Творческая одарённость (креативность) обнаруживается у ребёнка с непохожим взглядом на мир, в умении находить неожиданные решения к задачам, которых, казалось бы, не может быть, они независимы в суждениях, отличаются выбором средств для выполнения заданий. Они стараются никому не подражать. Творческая одарённость выявляется труднее других, так как она всегда очевидна и не всегда проявляет себя, если для этого нет соответствующих условий, считается, что стандартные программы не позволяют этим детям проявить себя.

5. Не сложно наблюдать педагогу и лидерскую или социальную одарённость. Эти дети не просто хорошо организованы, они способны без особого труда организовывать вокруг себя других сверстников, иногда детей старше или младше себя. Их лидерство удерживается при помощи используемой ими тактики, личного обаяния Они не принуждают с ними дружить. С ними советуются, считаются, а нередко им добровольно подчиняются другие дети. У лидеров значительно лучше, чем у других детей развита интуиция. Задача учителя не допустить отрицательного лидерства талантливого ребёнка и создать условия, при которых лидеры будут играть позитивные роли. Потому что лидера невозможно превратить в обычного ребёнка он всё равно будет лидировать.

6. Спортивная (психомоторная) одарённость предполагает наличие достижений ребёнка в области физкультуры и спорта. Данный тип одарённости не всегда заметен внешне, как считается, для спортивно одарённых детей характерна целеустремлённость, высокий уровень организации, мотивация на победу. В обучении эти дети не всегда успешны. Проявляется спортивная одарённость также, как и творческая при наличии соответствующих условий (соревнования, спортивные игры, уроки физкультуры и другое).

Одарённый ребёнок может представлять сразу несколько типов одарённости, сочетая например, интеллектуальную, академическую и художественную одарённость.

Показатели одарённости:

– любознательность и потребность в познании выходят за рамки возможностей традиционного обучения;

– высокие интеллектуальные и творческие показатели (общая одарённость);

– высокий уровень развития абстрактного мышления и речи (способность в языковой форме делать выводы);

– лёгкость в общении, коммуникабельность;

– высокая мотивация к учебной деятельности.

Для работы с одаренными детьми необходим специально обученный педагог, отвечающий повышенным требованиям. Какими же профессиональными качествами должен обладать педагог?

1) Умение распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности.

2) Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностики.

3) Умение координировать свои действия с действиями родителей.

4) Умение консультировать родителей и учащихся.

5) Профессиональная зрелость.

6) Теоретическая и практическая подготовка для работы с одаренными детьми.

7) Эмоциональная стабильность.

8) Способность к самоанализу.

9) Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора.

10) Знакомство с концептуальными моделями обучения и развития одаренных детей.

Выявление одаренных детей является важным процессом в школьной жизни, первым звеном в любой работе с одарёнными детьми.. В силу того, что одаренность не является неизменным качеством личности, поэтому результаты её ранней диагностики не могут считаться абсолютно надежными. Одаренность ребенка может обнаружиться и на более поздних этапах его развития. Следовательно, диагностические процедуры должны проводиться с определенной периодичностью, охватывая весь контингент учащихся, и служить основой для корректировки учебных программ каждого ребенка.

Данная работа должна быть систематизирована. Она включает в себя наблюдение за детьми, анкетирование родителей и педагогов, групповое и индивидуальное обследование детей, направленное на выявление их способностей.

Предлагаю вашему вниманию комплект методик, дающих возможность педагогу самостоятельно выявить и регулярно отслеживать развитие интеллектуальных и творческих способностей детей.

1.Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одарёнными детьми».

2. Тест «Готовность к саморазвитию» – Митин С.Н.

3. Анкета для родителей «О талантах ребёнка».

4. Анкета для определения позиции родителей по отношению к детям, имеющим проявления одарённости – Д. Льюис.

5. Методика выявления одарённых детей – А.И. Савенков (для родителей, можно использовать и педагогам). Данная методика рассчитана на выполнение двух основных функций. Первая и основная – диагностическая. С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Вторая функция – развивающая. Утверждения, по которым придётся оценивать ребёнка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития.

6. «Карта интересов» – изучение интересов учащихся 9-12 классов (адаптированная методика Е.А. Климова).

7. Методика экспертных оценок по определению одарённых детей (3 -4 кл.) – Лосев А.А.

8. Опросник С. Ледневой «Оценка развития основных интеллектуальных и творческих способностей».

9. Оценка социометрической одарённости (социометрические методики, например, «Секрет» Т.А. Репиной, рисуночные методики «Мой друг», «Я с товарищем в школе»).

10. Оценка личностных особенностей, мотивации: методика «Цветик-семицветик», модифицированный И.Е. Валитовой приём изучения динамической самооценки (С.Г. Якобсон, В.Г. Щур) – оценка ребёнком себя во времени (настоящем, прошлом, будущем).

11. Оценка творчества. Одним из важных образований личности психологи считают творчество. Всё большее число специалистов в области исследования одарённости склонны рассматривать творчество как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности. Методики: «Дорисовывание фигур» – О.М. Дьяченко, батарея тестов Е. Туник (модификация тестов Гилфорда или Торренса).

12. Оценка интеллектуального развития. Тест Д. Векслера (детский вариант), который состоит из 12 субтестов: «Осведомлённость», «Понятливость», «Арифметический», «Сходство», «Словарный» и др.

Оценка достижения планируемых результатов одаренных школьников происходит так же , как и у всех обучающихся, согласно новым стандартам. Но у одаренных детей результаты должны быть на высоком уровне.

Новые стандарты предлагают такое понимание результатов, которое прямо связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе учебной самостоятельности школьников (умения учиться).

К основным результатам начального общего образования стандарт относит:

– формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

– воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

– индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Стандарт устанавливает три основные группы результатов:

– под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.

– под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая формирование внутренней позиции школьника, развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности.

– под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.

О достижениях одаренных детей будут говорить результаты олимпиад, научно-практических конференций, разных конкурсов и т.п., которые будут накапливаться в Портфолио.

В заключении хотелось бы повторить, что работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: