Сочинение-размышление на тему Герой нашего времени: сочинение

Сочинение Герой нашего времени по произведению Лермонтова 9, 10 класс

В одном из произведений Лермонтова «Герой нашего времени» рассказывается про жизнь молодого и красивого офицера Печорина. Как раз его образ был построен на молодом поколении, которое жило в девятнадцатом веке.

Он вышел из аристократического общества, именно поэтому он считает, что является намного выше, чем все остальные люди. Хотя сам Печорин умный и образованный человек, вот только у него имеются и отрицательные стороны, которые также очень сильно видно. Он очень сильно любит себя и порой ему неважно ничье мнение, а свое мнение он считает выше остальных. Кроме этого частенько бывает, что он уверенный в себе, хотя другие понимают, что он не прав, но спорить с ним не решаются.

Он может любому человеку дать характеристику, даже тому, кого видит впервые. Вот только делает он это со злостью и у людей на него всегда имеется большой зуб. Он открыто заявляет про все отрицательные стороны каждого человека, хотя сам человек делал до этого все, чтобы они не проявились. Также он может обозвать или унизить любого человека и считает это вполне нормальным. И за это не считает нужным просить прощения, ведь он сделал все правильно и люди должны быть ему благодарны за это.

Все что происходит с ним он считает ненормальным и старается сделать все для того чтобы его жизнь поменялась в лучшую сторону и ему совсем неважно, что от этого могут пострадать другие люди.

Ему не нравится общество, в котором ему приходится жить и поэтому он считает, что на других людей он совершенно не похож.

У него нет лучших друзей, которые бы смогли не только подсказать ему что и как лучше сделать, но и поддержать в трудную минуту. Ему даже некому дать совет, да в принципе он не нуждается в этом. Многие люди старались поделиться с ним тайнами и секретами, а также спросить его мнение по всему этому вопросу. Но взамен они получали только унижения и оскорбления, а потом об этих тайнах и секретах узнавали еще и другие люди, которым об этом знать не нужно было.

Конечно, бывают моменты, когда он себя контролирует и даже старается в чем-то ограничить, но это очень быстро проходит и все становится на круги своя.

Жизнь его совсем не радует, и поэтому у него нет даже мыслей на будущее и планов. Он живет одним днем. Он считает себя калекой, у которого нет самых лучших органов, при помощи которых можно полноценно и радостно жить.

Ему нравится, когда женщины бегают за ним и унижаются, а он своим видом показывает, что она недостойна его и что ей еще нужно хорошенько постараться чтобы он хотя бы взглянул на нее.

Сочинение 2

Лермонтов Михаил Юрьевич – величайший писатель своего времени, умеющий очень точно раскрывать характеры своих героев. О жизни одного из них, Печорина, как раз рассказывается в произведении «Герой нашего времени». Печорин – весьма умный и умеющий держать себя в обществе человек, однако в нём есть огромный минус – самовлюблённость и чрезмерная самоуверенность. Обладая даром точно оценивать людей, раскрывать их отрицательные черты, Печорин делает это чересчур уж открыто, не стесняясь кого-то обидеть, он часто пользуется сарказмом и злыми шутками, чем напоминает читателю самого Лермонтова, ведь он также, как и его герой, очень резко высказывался о людях, в которых видел что-то дурное, из-за чего даже был убит.

Печорин – разочаровавшийся в жизни молодой человек, который пресытился всем, что в ней есть, ему всё надоело, но так как нужно как-то жить, он сам придумывает себе «развлечения». Во-первых, Печорин старается ещё больше отдалиться от мира, становится особняком, критикует общество, во-вторых, он ломает судьбы, что помогает ему чувствовать себя живым, но, к сожалению, и это ненадолго, поэтому он находит всё новые и новые приключения. С женщинами Григорий Александрович относится совершенно не как добрый человек. Он влюбляет в себя даже тех, кто изначально относится к нему негативно, заставляет их страдать, мучиться и даже быть готовыми «бежать на край света» с ним, но всегда бросает девушек, оставляя им разбитые сердца. Так было, например, с Бэлой. Он не способен любить, он, кажется, вообще не может испытывать чувств, но таким его сделало общество, жизнь.

Даже со своими друзьями Печорин поступает не по-человечески. Ситуация с Максимом Максимычем, когда тот вновь встретил Печорина, очень показательна. Григорий уже остыл, ему не захотелось радушно встречать бывшего товарища. Печорину всё быстро надоедает.

В произведении затронуто много тем, однако главной, на мой взгляд, является тема дурных человеческих черств, особенно таких, как огромное самолюбие и злость. Печорин является таким, но всё это неспроста. Время и общество – факторы, сделавшие его таким. Он не может найти своего жизненного предназначения, из-за чего становится таким и рушит жизни и другим, и себе.

Рассуждение

Любой литературный герой-это творение автора, потому что каждый писатель, создавая определенный образ, вкладывает в него свои мысли и взгляду, частичку самого себя. Герой каждого произведения, живя в своей эпохе, пытается выделиться каким-то образом. Так, например, у Пушкина Евгений Онегин, юноша 20-х годов, живет интересной бурной жизнью, но в то же время, не доволен своим бесцельным существованием. Как только он появляется в обществе, возникает масса споров и противоречий по поводу обсуждения юноши.

И как только начинают утихомириваться эти страсти, как появляется Печорин у Лермонтова, натура противоречивая. У этого героя та же трагическая судьба. Он, как и Онегин, пытается понять смысл жизни, познать ее истину. Но в то же время бездействует и бесцельно проводит свое время. Происходит раздор между мечтами и действительностью. Вслед за ним в литературе появляются и другие герои, но споры об этом образе актуальны и до сих пор. Возможно потому, что значение человеческого существования волнует всех и каждого.

Читайте также:
Умение прощать: сочинение

Особенно ярко показана эта проблема в «Дневнике Печорина», где показаны переживания героя, которые анализируются строго. Мы видим, что все отношения Печорина с людьми приобретают опыт общения чисто с психологической точки зрения, и в то же время становятся для него игрой. Вспомним историю с Бэлой и Мэри, вызов Грушницкому. Отчетливо заметно, что автор создал социально-психологический роман, где показал слабые и сильные стороны нового поколения своего времени. Лермонтов в произведении больше показывает нам внутренний мир героев, отодвигая на задний план их быт. Автор подробно раскрывает мотивы их поступков. Так, Печорин не может жить спокойно. Его натура жаждет приключений, она богата страстями и мыслями.

Если же посмотреть на других героев, то можно заметить, что чисто-психологический портрет каждого из них определяет их речь. Например ,выражения Вернера, Веры и самого Печорина наполнены афоризмами. Речь штабс-капитана бесхитростна, что говорит о его простой натуре.

Эмоциональное состояние и переживания героев четко показано в изображении природы. При этом Михаил Юрьевич использует много эпитетов и метафор, чтобы показать образ доходчиво. Анализируя произведение, мы с точностью можем сказать, что представляя читателю Печорина, Лермонтов хотел показать не только характер и душу этого героя, но и всей эпохи.

Герой нашего времени по произведению

Популярные сочинения

Образ Калиныча противопоставлен в рассказе рассудительному и хозяйственному Хорю. Калиныч олицетворяет поэтическую сторону русского национального характера

Рассказы И. С. Тургенева – это видение мира и его изображение с позиции человека, хорошо осведомленного в вопросах крестьянского быта, традиций, жизни детей простого народа.

Детство моей мамы прошло в Советском Союзе. Она успела побыть и пионеркой, и комсомолкой, но это уже позже. Это очень интересно, по-моему! И она с удовольствием вспоминает то время!

Сочинение по роману Герой нашего времени Лермонтова 9 класс рассуждение

В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» описывается жизнь молодого офицера Печорина.

Образ Печорина олицетворяет собой особенности молодого поколения, жившего в 30-х годах 19 века.

Выходец из аристократического общества, Печорин стоит на ступень выше представителей своего класса того времени. Это умный и образованный молодой человек, но чересчур самовлюблённый и самоуверенный в себе.

Он очень точно и ярко даёт оценку окружающим его людям, но делает это со злой иронией и сарказмом, подчёркивая недостатки и слабые стороны человека. Ему ничего не стоит унизить и оскорбить, использовать в своих корыстных целях и даже убить.

Ко всем событиям, происходящим в его жизни, Печорин относится с чувством пресыщения и разочарования избалованного человека.

Своим мировоззрением и поведением Печорин противопоставляет себя всему обществу, которое его отрицает, он является «лишней» фигурой в этом мире.

У Печорина нет верных и преданных друзей, так жертвы как он не способен вникать в чувства и мысли другого человека.

Хотя он с долей критики относится к себе, беспристрастно оценивая свои нелицеприятные поступки, Печорин слишком горд и доволен собой.

Печорин – рассудительный человек, все его поступки подвластны разуму, но не велению сердца.

Он разочарован жизнью, у него нет никаких целей, он сам себя сравнивает с «нравственным калекой», человеком, в котором атрофирована лучшая часть души.

Отношение Печорина к женщинам – это ещё один способ удовлетворить своё честолюбие. Ему доставляет огромное удовольствие подчинить человека своей воле, внушить ему чувство страха и преклонения, влюбить в себя, а добившись этого – унизить и наслаждаться страданиями своей жертвы с чувством собственного превосходства.

В своём стремлении «любить весь мир», Печорин всем приносит только боль и страдания.

В натуре Печорина борются противоречивые чувства: стремясь к великому, он совершает низкие подлые поступки, и винит в этом общество, в котором он живёт.

Вся трагическая сущность Печорина в том, что он не смог найти своего предназначения в жизни, не сумел использовать свои благородные порывы души на благо окружающего общества.

Вариант 2

В произведении “Герой нашего времени” писатель раскрывает множество тем и идей, связанных непосредственно с людской жизнью и бытом. В произведение также есть тема взаимонепонимания в отношениях и проблема не взаимной любви.

Из повествования мы знакомимся с Максим Максимычем, человеком, пережившим немало. Он рассказывает офицеру, приехавшему на Кавказ историю про Печорина и его покойную возлюбленную Бэлу. Живя на Кавказе, Печорин очень скучал, ведь делать там было практически нечего. Но в один день он влюбляется в девушку по имени Бэла и вот уже через некоторое время он увозит её жить к себе в дом. Но спустя время его любовь ослабевает, что очень обижает Бэлу, ведь она всем сердцем любит Печорина. И вот спустя некое время происходит переломный момент, Бэлу похищает бандит Казбич, ранит её, и бросает её по дороге, а спустя два дня Бэла умирает. Это очень ранит Печорина, несмотря на его холодность к ней и он уезжает жить в Грузию. Рассказав эту печальную историю, Печорин прощается с рассказчиком, молодым офицером.

В этой главе ключевой проблемой автор старался выделить проблему людского эгоизма. Как бы показывая нам, насколько Печорин эгоистичен по отношению к своей бывшей возлюбленной Бэле. Открывшись ему, она начинает ему быстро наскучивать, из-за отсутствия трудностей ему попросту перестаёт быть интересно. В этом и раскрывается эгоизм Печорина.

Читайте также:
Рецензия на рассказ И. Данилова У новых хозяев: сочинение

Скоро по прибытию в город Владикавказ герой снова встречается со старым другом, Максим Максимычем, прогуливаясь по улицам они встречают того же Печорина, но он быстро отрекается от своего старого друга и уезжает в Персию. Оскорблённый и обиженный данным фактом Максим Максимыч принимает решение отдать дневники Печорина, которые находятся у него дома, и отдаёт их рассказчику.

Вскоре рассказчик узнает, что Печорин умирает по пути из Персии в Россию, вследствие чего рассказчик публикует его дневники как литературное произведение, назвав его “Дневники Печорина”. “Дневники” состоят из трёх глав, в которых описываются события, происходившие с Печориным до встречи с Бэлой.

В них описывается и удивительная поездка Печорина в Тамань, где его чуть не убивают, его знакомство с княжной Мери, также его поединок со старым другом из которого он выходит победителем, после чего его и отправляют в наказание на Кавказ в крепость N, где он знакомится с Бэлой.

Я считаю, что главной проблемой обсуждаемой в произведении, является самые гнусные стороны человеческой личности, такие как эгоизм, безосновательная злость, зависть и т.д. Автор старательно и детально описывает эти проблемы через характеры персонажей данного произведения, чтобы лучше донести его смысл и посыл.

Сочинение рассуждение Герой нашего времени Лермонтова

Что тут рассуждать? Я думаю, что этот самый герой времени так «неглубоко» чувствует, так быстро «остывает и переключается», что сам страдает. А как страдают окружающие люди?

Вот, например, Бэла. Почти случайно оказавшись у местного князя в гостях на балу, точней, на пиру, Печорин увидел её – красавицу. Женщины света ему наскучили, а тут такая яркая, юная. И он хочет её заполучить в «собственность». Обманом, воровством он добивается цели. Тут уж, если ему чего-то захотелось, ничто не важно – ни мораль, ни правила… И он её украл. Пока ему интересно, Печорин пытается пленницу «приручить». А она ведь горянка, плюс – княжна! Она гордая, понимает свой позор, плачет… Но он потихоньку, полегоньку очаровывает её. И когда она влюбилась, то ему стало скучно. Он начал пропадать на охоте и ещё где-то. Ему самому вроде бы стыдно! Сам ей жизнь сломал, сам столько вложил сил в их отношениях, но вот – надоело. И он опять идёт на поводу у своих изменчивых чувств, настроений, не пытается узнать её получше, понять… Тут, наверное, дело в том, что его чувства слишком легко меняются. Но это ещё не беда, он очень уж идёт за ними. Например, когда есть курс, ловим ветер, а чуть ветер подул в другую сторону, так мы и курс меняем! Нет бы подождать чуть… А сесть на вёсла, попробовать изменить ситуацию. Вообще, поведение этого «героя» кажется мне каким-то женским – в плохом смысле слова, «стрекозиным». Кажется, люблю одну, а вот, кажется, другую… Так и с домашним животным не делают! Завёл кота, а после подумал, что вот тот с черными ушками был бы лучше… И что отнёс того обратно? А если он тебе в тапки нагадит?!

В общем, явно не читал Печорин «Маленького принца». Или читал, поэтому ему стыдно, но не принял.

Да, меня больше всего поразила эта первая история о Бэле. Как она умирала, бедняжка… Даже Максим Максимович, насмотревшийся войн, плакал, а этот «герой», мало того, что не плакал, он ещё и не хотел на умирающую смотреть… А она жила лишь им. И он понимает, что в его сердце ни любви, ни жалости.

А дальше – что? То же самое. И княжна, та самая, Мери, и контрабандисты… Всюду он оставался таким же эгоистичным. Единственное, что в нём оставалась – совесть. Она не влияла на его поступки! Он лишь писал дневник, пытаясь себя понять. Но в то же время он боится всмотреться в себя, осознать, сколько натворил.

Вот на курорте ему, видите ли, скучно. И от нечего делать он заводит роман с девушкой, в которую влюблён его приятель. (Немного похоже на «Онегина».) И опять губит всех… Ради шутки, от которой и ему самому не смешно. Он так носится со своими чувствами, а на чувства других ему плевать. Отбирают у человека разум, как говорится, чтобы наказать, но и чувства тоже отбирают ради этого.

Думаю, что этот герой создан Лермонтовым, чтобы показать, как ужасно быть таким «героем».

Образец 4

Михаил Юрьевич Лермонтов написал за свою короткую жизнь много произведений, каждое из которых имеет свою уникальную историю создания и потаенные смыслы. Роман, который состоит из нескольких повестей, каждая из которых является индивидуальной главой, носит название «Герой нашего времени». Это прекрасное произведение я прочитал недавно в школе и в голове возникло не мало интересных вопросов, поднялись глобальные темы. Что есть любовь? Каков смысл жизни и предназначение человека? Какого человека можно назвать эгоистичным и самовлюбленным?

Главным героем роман является молодой военный по фамилии Печорин. Он приехал служить на Кавказ, где с ним произошло не мало забавных историй. Каждая из них имеет свой смысл и посыл.

Некоторые поступки Георгия не поддаются моральному объяснению и тогда ставится вопрос: все ли можно объяснить с точки зрения морали? Действия главного героя – не всегда.

Первой главой по списку стоит глава «Бэла». Здесь главный герой поступает очень плохо, украв девушку из родного дома. Мало того, можно сказать, что он даже безнравственный. Как можно было предложить сделку: украсть коня – украсть Бэлу. Печорина можно назвать человеком холодным, пассивно жестоким, но никак не глупым. Это тот человек, которого искалечило непосредственно время. Это основная мысль и сама цель написания рома Михаила Юрьевича Лермонтова. Страшная идея заключена в том, что от нечего делать гибнет и вянет большая часть молодежи. Лермонтов поднял эту тему не зря. Он желал всем сердцем донести мысль, что молодые, энергичные, славные умы из-за общественных запретов превращаются в унылых, жестоких людей. Все потому, что им некуда девать энергию. Прав ли Михаил Юрьевич Лермонтов? Определенно. Надо расходовать куда-то запас, эмоций, чувств, сил, иначе это превратится в пустоту.

Читайте также:
Край, в котором я бывал (г. Санкт-Петербург): сочинение

Но каков смысл жизни для главного героя данного лермонтовского произведения? Весьма не легко дать точный и верный ответ на этот вопрос. Жизнь однозначно искалечила этого человека, потому он и стал таким жестоким, черствым. Мне кажется, что автор хочет донести основную мысль такую, что отсутствие любви искалечит любого.

Замечательное произведение Лермонтова заставляет задуматься о многих вещах, порассуждать и найти для себя лично ответы на волнующие сердечко вопросы.

Также читают:

Картинка к сочинению Сочинение по роману Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

Повесть Детство стала самым первым произведением Льва Толстого, которое принесло ему славу. Он совершил, своего рода, переворот в литературе, углубившись в изучение тайн человеческой души.

В работах Николая Васильевича Гоголя особое место занимает цикл «Петербургские повести». Этот цикл, конечно же, не будет полным без повести «Невский проспект»

Дилемма о том стоит ли использовать ложь в ситуациях морального выбора, известна людям давно. Наверное, с самого того времени когда появилась ложь, люди стали задумываться об использовании этого инструмента в речи.

Повествование начинается с того, как «маленький, чрезвычайно тощий мужичонок в пестрядинной рубахе и латаных портах» предстает перед судьей. Имя обвиняемого и, соответственно, главного героя рассказа – Денис Григорьев

Рассказ «О любви» обладает, по-моему, интересной композицией – достаточно сложной. Получается, что состоит это произведение из нескольких рассказов, главный из которых – об Анне и Дмитрии.

2966. Каким должен быть герой нашего времени? сочинение рассуждение Русский язык

Сочинение — Каким должен быть герой нашего времени?. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

Многие люди задумываются над вопросом: «Какой же поступок человека нашего времени можно назвать настоящим подвигом и какой же он современный герой?» Так уж довелось, что в нашем понимании подвиг — это хороший поступок, который затрагивает большое количество людей, а все остальные добрые деяния более мелкого масштаба совсем не считаются за подвиг или героизм. Достаточно много мнений о том, что все героические поступки уже кем-то были совершены в далеком прошлом. Когда мы слышим слово герой, то наше воображение рисует нам образы рыцарей из сказок, мифов или из фильмов, как что-то вымышленное или очень давно совершенное кем-то.

Но на самом деле это все заблуждения, ведь самые настоящие герои – люди, живущие с нами рядом, они самые обыкновенные, как и мы люди. Самые настоящие герои, это те люди, которые честны в первую очередь перед самим собой, они не боятся бороться за правду, даже несмотря на то, что всюду в современном обществе царит обман. Герой – это тот, кто никогда не боится говорить свою точку зрения, не боясь быть за свои взгляды осмеянным и непонятым. Это тот, кто готов оказать помощь, при этом ничего не требуя взамен. Такие люди сохранили в себе с детских лет частичку искренности и доброты.

Настоящий современный герой делает мир вокруг себя лучше и светлей: он всегда старается оказать помощь нуждающимся, отгонит собаку от плачущего ребенка, поможет донести сумку, вытащит котенка из ямы. Он без выходных работает, чтобы его близкие ни в чем не знали нужды. Такой человек искренне любит место где он живет и всех своих родных. Эти все поступки на первый взгляд кажутся обычными, но именно они и характеризуют настоящего героя.

Настоящий герой сможет найти выход даже из самой тяжелой и безвыходной ситуации. Неважно какой рост у него, силен ли он физически или он слаб, все это не имеет никакого значения, если человек красив внутренне. Характерной чертой таких людей является: любовь к жизни в целом, доброта и искренность. Чтобы в наше время стать героем – совершенно не обязательно идти на жертву ценой своей жизни ради кого-то или чего-то, для этого будет достаточно быть человечным, стараться сделать мир вокруг себя лучше. Каждый человек, если пожелает сможет стать героем своего времени, так как становятся, а не рождаются.

Вариант 2

Михаил Юрьевич Лермонтов своими произведениями заставляет непроизвольно начинать рассуждать о разных вопросах, ситуациях. И каждый раз, прочитав произведение, читатель не может оставить все свои мысли и рассуждения без ответов. Прочитав великий роман «Герой нашего времени» сразу приходят на ум определенный ряд вопросов. К ним относятся: «Какой же он, тот герой, который находится среди нас, который живет рядом с нами? А может он и не один совсем?».

Героем того времени в романе Лермонтова является Григорий Печорин. Этот человек очень не любит и просто не может переносить человеческую подлость и клевету. Григорий он ценит жизнь, постоянно анализирует свои действия, рассуждает, как можно было бы еще поступить.

В современном мире, любой человек может обратиться к любому специалисту, который сможет выслушать проблемы человека, дать какой-то совет. Во времени, когда проживает Печорин, он ведет так называемый дневник. Именно благодаря ведению дневника, молодой человек живет постоянным анализом действий своих и других людей.

Читайте также:
Честно хочется прожить: сочинение

Современные герои в лице Печорина хотят пройти все трудности сами. Они выходят из своей зоны комфорта, и начинают усердно трудиться, чтобы достичь огромного успеха. Их, а возможно и только его, героя, отличает от всех одна особенность. Он ищет в каждом человеке его человечность, доброту, он не ищет подвоха от всех людей, которые встречаются у него на жизненном пути.

Такой герой очень любит природу. Он не сидит на месте, пытаясь узнать и открыть для себя новые горизонты и увидеть новые пейзажи. А в тот момент, когда он рассказывает об этом, просто невозможно не представить себе все яркие краски прекрасных пейзажей. Именно в этих пейзажах герой получает свой «наркотик» для силы духа, а его внутреннее состояние наполняется уверенностью в себе, своих действиях.

Каким должен быть современный герой 21 века? На эту тему можно очень долго рассуждать, даже найти единомышленников, но никогда все люди не сойдутся в одинаковом ответе на этот вопрос. В свою очередь, главный герой романа «Герой нашего времени» Григорий Печорин показывает свои 2 стороны: хорошую и плохую. Его хорошая сторона заключается в том, что своими действиями он учит читателей дружить с людьми, быть честными не только к кому-то, а быть честным с самим собой, брать ответственность за свои поступки, даже не очень хорошие.

Сочинение по произведению Лермонтова «Герой нашего времени»

Герой нашего времени Лермонтова — это мое любимое произведение писателя. Здесь автор благодаря описанию жизни главного героя Печорина, показывает талантливых и энергичных людей, что не могут в жизни найти себе применение, хотя это способные люди. Писателю удалось создать образ молодого человека тридцатых годов, тем самым вызвав бурю восхищения у прогрессивных людей, так как они увидели в этом произведении правду. А вот критики раскритиковали этот роман, хотя ответ Лермонтова был незамедлителен, ведь он говорит о том, что критики не верят в образ героя, потому что он правдив и в нем правды больше, нежели бы хотелось в действительности.

Герой нашего времени краткое сочинение

Когда читаешь произведение, написанное автором в 1838 году, мы видим желание героя разгадать смысл жизни, но с другой стороны убивает его бесцельное существование. При этом и сегодня встречаются люди, которые бесцельно проживают свою жизнь, поэтому произведение актуально и в наше время.

Роман состоит из нескольких рассказов, которые нас и знакомят с героем произведения Печориным. Так в первой повести Бэлла мы встречаем Печорина впервые. Здесь описывает героя Максим Максимыч. Он рассказывает о Печорине, чья юность прошла в Петербурге. Далее мы узнаем, как его переводят на Кавказ. Здесь герой и встречает Бэллу, чье расположение пытается завоевать, а добившись девушки, скучает и понимает, что это не его и он ошибся в выборе.

В главе Максим Максимыч Печорин нам показан именно так, как видел его Максим Максимыч. Для него это странный человек, который даже во время смеха имел холодный взгляд.
В Журнале Печорина о себе пишет сам главный герой. Эта часть произведения, как дневник, где герой рассказывает историю с контрабандистами. Раскрыв тайну деятельности Янко и его девушки, Печорин разочаровывается, он огорчается своим бессмысленным вмешательством в их жизнь.

Рассказ Княжна Мэри — это, наверное, самая главная повесть, где Печорин начинает анализировать свои поступки и свою жизнь. Он встречает здесь Мэри и опять пытается добиться девушки, но не потому что полюбил, а потому, что она увлечена другим мужчиной. Печорин вступает в борьбу с Грушницким и эта борьба приводит к дуэли, на которой Грушницкий погибает.

Завершается работа автора повестью Фаталист. Здесь герой решает важный философский вопрос о том человек ли решает свою судьбу и пишет ее сам или все зависит от рока.
Печорин предстает перед нами активным человеком, который пытается найти себя в жизни, но у него не получается.

Женские образы в герое нашего времени

Кроме Печорина автор в своем произведении выводит и женские образы. Так мы встречаем смелую контрабандистку с ее ловкостью и хитростью. Это девушка, которая искренне может любить молодого человека и одновременно быть жестокой в отношении стариков и слепых.

Встречаем мы Бэллу, гордую девушку с ее человеческим достоинством, чья судьба завершается трагично.

Есть еще одна девушка, которой удалось постичь глубину души Печорина и это была Вера. Она поняла, кто на самом деле был Печорин и ее любовь к нему не охладела. Вот только была Вера замужней и такая ее любовь до добра не доводит.

Обманутой в своих чувствах остается и княгиня Мэри, которой были свойственны человеческие порывы. Она была благородной, имела проницательный ум, но это ее не уберегло от чувства любви, которое не принесло ей счастья.

Смысл названия романа Герой нашего времени

Если говорить о смысле названия произведения в нашем сочинении по литературе, то здесь все очень просто. Назвав свою работу Герой нашего времени, автор тем самым подчеркнул неразрывную связь образа Печорина с той эпохой, которую описывает писатель. Лермонтов показывает нам жизнь молодого поколения своей эпохи, создав героя своего времени Печорина — противоречивую личность, которая пребывала в поисках истины.

Сочинение Герой нашего времени, 2 вариант

Сегодня мы работаем над сочинением по роману Лермонтова Герой нашего времени, где выделим любимый эпизод, напишем о любимом герое, остановившись подробнее на его описании, а также создадим план сочинения, что облегчит работу по теме Герой нашего времени ученикам 9 класса.

В целом, Лермонтов ставил себе задачу изобразить в романе особенности того времени. А были это тридцатые годы девятнадцатого века, момент, когда новые, назревающие в обществе отношения, подавлялись. Вот и приходилось дворянам прожигать свою жизнь, и не утруждаясь вопросами ее смысла. Среди этого апатичного общества одаренные личности, умные и предприимчивые люди, становились лишними, попадая в атмосферу безысходности. Как раз Лермонтов в романе Герой нашего времени и отразил типичные черты молодежи своей эпохи, показав трагизм жизни молодых людей в образе Печорина.

Читайте также:
Я считаю, что за последнее время в России молодежь не стала попадать в новые молодежные субкультуры (движения): сочинение

Герой нашего времени сочинение

Продолжая наше сочинение по роману Герой нашего времени, остановлюсь на необычной композиции. Состоит роман из отдельных частей. Они не объединены общим сюжетом, но их роднит главный герой Григорий Печорин, о чьей жизни мы узнаем из отдельных произведений. При этом главы романа идут не в хронологическом порядке, так как целью автора был не рассказ о жизни героя, а полное раскрытие характера Печорина, который олицетворяет молодое поколение 19 века.

Чтобы наилучшим образом раскрыть своего героя, автор описывает лишь самые важные моменты его жизни. Печорин окунается в разную среду, знакомится с разными людьми. В романе мы видим и встречи с контрабандистами, и общение с горцами, офицерами, дворянами. С каждой главой портрет героя нашего времени все больше раскрывается, а читатель начинает понимать, почему же такой парадокс происходит в его душе. В конце концов мы начинаем видеть цельную историю человека, что оказался лишним, чужим для своего времени. А ведь на примере Печорина автор показывает целое поколение, что не нашло своего призвания и было вынуждено губить себя среди пустых развлечений, причиняя не только боль окружающим, но и растрачивая впустую свои таланты. И об этом было невозможно молчать, об этом нужно было говорить, что и сделал Лермонтов в своем романе Герой нашего времени.

Любимые страницы романа Герой нашего времени

Герой нашего времени — интересное произведение, которое читается на одном дыхании. Здесь каждая глава становится любимой страничкой, которую хочется перечитывать вновь и вновь. Однако в сочинении на тему любимые страницы романа Герой нашего времени, я хочу написать о самом запоминающемся мне эпизоде, ведь благодаря ему многие поняли, почему так, а не иначе поступает главный персонаж.

Этот эпизод переносит читателя в ночь накануне дуэли главного героя с Грушницким. Для Печорина это была ночь раздумий, где он размышляет о смысле жизни, но не может найти ответ. Он чувствует в себе силы на большее, но его эпоха пуста, поэтому Печорину скучно. Все что ему могла предложить жизнь он уже испытал, и этот двадцатилетний старик бесстрашно рассуждает о смерти. Он ее попросту не боится. Он пресытился, заскучал, поэтому и развлекается как может, а ради того, чтобы утолить свои желания, совершает поступки, за которые Печорина могут многие осудить. Но осуждать нужно не героя романа, а эпоху, в которой пришлось жить молодым талантам того времени.

Мой любимый герой романа Герой нашего времени

Если говорить в нашем сочинении о любимом герое из романа Герой нашего времени, то однозначный выбор сделать сложно. В целом, в произведении не так уж и много персонажей, и каждый из них заслуживает внимания. Можно долго говорить о Максим Максимыче, человеке с большим сердцем и чудесной душой, и о Бэле, которую приручил Печорин. Как тут не вспомнить Веру, ту единственную женщину, что полюбила того, настоящего Печорина, не навязывая ему своих идеалов и принимая героя как есть. Однако больше всего меня привлекает сам Печорин — этот неординарный человек с удивительным характером. Он сильная личность, образованный, энергичный, смелый, решительный. Его интересуют окружающие, он эрудирован, имеет аналитический склад ума и независимый характер. И именно этот человек мой любимый герой романа Герой нашего времени.

Очень жаль, что Печорин не смог применить в жизни свои таланты, и хоронил в себе все самое лучшее. В итоге он тратит силы на интриги, стычки и дуэли, на любовные похождения. Вся его жизнь мелочна и ничтожна, без высшей цели и пользы человечеству, а его поступки не соответствуют внутреннему богатству и возможностям героя. И Печорин осознает, понимает, что приносит другим лишь несчастья. В своем дневнике он пишет, что подобен камню, брошенному в источник, тем самым нарушая покой окружающих. И этим нельзя не восхищаться. Он проводит самоанализ, замечает свои пороки, постоянно пытается разобраться в себе и в поступках, тем самым теряя способность просто жить. Он перестает радоваться жизни, отвергает тех, кто его любит, погружаясь в одиночество.

Да и что можно требовать от Печорина, который жил среди постоянной лжи и лицемерия? Как должен себя вести герой, когда в обществе низшие помыслы считаются нормой? Несмотря на то, что в Печорине много плохого, у него есть и хорошие качества, за которые он и является моим любимым героем в романе Герой нашего времени.

1, Особенности тридцатых годов девятнадцатого века
2. Ночь перед дуэлью — любимый эпизод романа
3. Почему Печорин лишний в своей эпохе?
4. Почему Печорин привлекает внимание читателя?
5. Положительные и отрицательные стороны любимого персонажа

Сочинение: Проблематика романа «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 20.02.2021 · Обновлено 20.02.2021

Многомудрый Литрекон представляет краткое сочинение-рассуждение по литературе на тему: Проблематика романа «Герой нашего времени». Перед Вами два варианта, каждый раскрывает тему. Выбирайте то, что нравится! Приятного просвещения!

Вариант 1

(491 слово) Роман «Герой нашего времени» был написан в 1839 году. Писатель создавал свое поистине известное произведение, находясь под впечатлением от поездки на Кавказ — край вольнолюбия и место для диссидентов. Видимо, поэтому Лермонтов взбунтовался даже против классических законов литературы и отказался от привычных хронологических правил в расположении повестей. Однако читатель знает, что цель такой композиции обусловлена стремлением писателя показать главного героя Печорина с разных сторон и в разных жизненных обстоятельствах. Кроме того, новаторская композиция позволяет затронуть многие важные проблемы, которые раскрываются в разных жизненных обстоятельствах.

Читайте также:
Рецензия по роману О. Гончара Человек и оружие: сочинение

Основная проблема произведения Лермонтова «Герой нашего времени» состоит в раскрытии трагедии Печорина как личности. Главный герой, получивший светское воспитание и богатое наследство, пытается обогатить свою жизнь призванием, однако попытки эти длятся недолго. Печорин оказывается равнодушным ко всему. Он ощущает в себе внутреннюю силу и энергию, но он не знает, куда ее применить. В итоге он отдаёт всего себя любовным интригам, случайным приключениям и психологическим экспериментам над людьми и делает вокруг себя несчастными. Безусловно, Печорин умен и образован, мог бы много достичь, однако герой внутренне опустошен, а потому критики назвали его «лишним человеком».

Не менее интересна проблема предопределения. Своим поведением, с одной стороны, Печорин показывает, что свобода человека ничем не ограничена и подчинена только его воле. Так, по своему желанию герой вырывает из окружения Бэллу, экспериментирует над Мери, провоцирует Грушницкого. В то же время Печорин признаёт существование судьбы и ее силу, ведь видит «печать смерти» на лице Вулича в главе «Фаталист».

Также в своем произведении Михаил Юрьевич поставил проблему счастья. Вся жизнь Печорина представляет собой поиск разгадки простого человеческого счастья. Любовь, к которой так стремился главный герой, оказывается для него непостижимой силой. Она не принесла герою духовной гармонии, так как он любил лишь для собственного наслаждения. Герой просто впитывал чувства людей, ничего не отдавая взамен. Анализируя его способность к дружбе, читатель приходит к выводу, что Печорин осознаёт, что и на нее не способен. «Из двух друзей всегда один раб другого», — такую мысль пронес Печорин сквозь свой жизненный путь. Однако рабом быть Печорин не умеет, а управление другими он считает утомительным трудом. В своей душе персонаж ощущает лишь усталость.

Также в образе Печорина раскрывается проблема эгоизма. Печорин является типичным страдающим эгоистом. Он причисляет себя к тем, кто скитается по земле без каких-либо убеждений и принципов. Герой не понимает, зачем родился и ради чего живет. Здесь прослеживается поднятая писателем проблема смысла жизни и предназначения. Печорин постоянно чувствует свою нравственную ущербность. Герой находится в постоянном конфликте не только с обществом, но и с самим собой. Он сделался «нравственным калекой», — такого наказание Печорина. Можно назвать его настоящим романтическим героем. Особенно это заметно в главе «Бэла», ведь она построена по законам романтизма. Здесь главный герой противопоставлен окружающему миру. Григорий ищет неземной любви, но сталкивается с суровой реальностью, где он не может нести ответственность за того, кого приручил.

Таким образом, в романе «Герой нашего времени» автор затронул множество актуальных проблем, которые очень интересны читателю даже сегодня, когда есть много доступной современной литературы. Лермонтову удалось передать весь драматизм внутренней жизни героя, которая так увлекает публику.

Вариант 2

(478 слов) «Герой нашего времени» — это уникальное произведение со множеством особенностей. В романе Михаила Юрьевича Лермонтова соединились черты романтизма и реализма. Это первый реалистический психологический роман в прозе, опубликованный в России. Оно состоит из пяти глав, совершенно самобытных и являющихся отдельными произведениями, объединенными лишь образом главного героя. И, конечно, столь же оригинальной является проблематика книги.

Основной проблемой произведения «Герой нашего времени» является жизнь лишнего человека. Писатель изучает его отношения с миром, людьми и самим собой. Данная проблема широко раскрывается в образе Печорина. Это молодой офицер и богатый дворянин с прекрасным образованием и воспитанием. Он много знает, много умеет, много мог бы сделать. Но по натуре он является типичным эгоистом, которого не заботит общественное и государственное благо. Поэтому Печорин так и не смог найти главной цели в своей жизни и своего предназначения. В личной жизни он также неудовлетворен и не реализован. Он разочаровывается в людях и сомневается в существовании настоящей дружбы. Однако, несмотря на это, нельзя утверждать, что у героя и вовсе не было целей. Ведь одна из его целей — изучение природы и возможностей человека. Но даже в этом амплуа герой проявляет свое равнодушие к людям и их судьбам. Безразличие, навеянное эгоизмом, становится еще одной проблемой романа.

В романе раскрывается и проблема свободы. Герой все время пытался исследовать природу человека и его воли. Григорий активен, свободен, но так ли он независим от судьбы? Каково соотношение рока и воли человеческой в нашем мире? Проблема судьбы и степени человеческой свободы ярко поставлена в главе «Фаталист». Эта часть представляет собой итог всех исканий героя. Уникальность главы «Фаталист» состоит в том, что в ней представлено несколько эпизодов, которые то подтверждают, то отрицают существование судьбы. Печорин, кажется, склонен к мистической концепции предопределения, ведь ясно различил «печать смерти» на челе Вулича.

Не менее интересна проблема справедливости. Григорий, с одной стороны, является чутким и справедливым человеком. Ему претит откровенная безнравственность, поэтому он, например, находит в себе силы прямо признаться Мери в том, что он ее обманул. Благодаря своему уму и наблюдательности, Печорин разоблачает Грушницкого, ведь его злит подлость этого человека. Чтобы докопаться до его сущности, Печорин ставит героя в трагическую ситуацию. И в этом эпизоде Григорий переход грань между поисками справедливости и откровенной жестокостью. Он убивает юнкера только за то, что тот попытался подложить незаряженный пистолет и не признался в этом. В этой ситуации от Печорина отворачивается даже его родственная душа — Вернер. Сложная этическая дилемма, в которой оказался герой, ставит неразрешимые вопросы и перед читателем. Имел ли право Григорий убивать своего обидчика? Гуманизм все-таки подсказывает, что нет.

Читайте также:
За волшебной дверцей народной традиции (репортаж): сочинение

Печорин является противоречивым героем. Вызывают возмущение и недоумение его цинизм и эгоизм. В то же время, восхищают его ум и сила характера. Потрясенный смертью Бэлы, герой сумел увидеть свои недостатки и осудить себя.

Таким образом, произведение Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» раскрывает актуальные во все времена проблемы. Отличительной чертой знаменитого романа писателя является использованный им прием психологизма. С помощью него читатель знакомится с внутренним состоянием и переживаниями героев произведения.

Сочинение-рассуждение на тему «Герой нашего времени»

Образ Печорина

Григорий Печорин считается знаковым персонажем. Анализ образа этого героя – тема обширная. Весь роман Лермонтова строится именно вокруг образа Печорина, автор уделяет внимание не только его характеру, но и подробно описывает внешность. Детали внешнего облика также служат раскрытию героя и на них можно обратить внимание при написании работы. При анализе образа Печорина первую очередь стоит обратить внимание на проблему лишнего человека. Лермонтовский герой – яркое воплощение этого типа. Его образ можно рассмотреть в контексте освещения темы лишних людей в русской и мировой литературе.

Печорин показан как человек, «приносящий людям горе», он – игрок человеческими судьбами. Это не положительный, но и не отрицательный герой, положительных качеств у Печорина немало. Печорин оказывается «чужим» в обществе, где, по его мнению, нет места ни любви, ни дружбе. Разбирая образ персонажа в итоговой работе, можно поразмышлять на эту тему.

Печорин — фаталист

Зачем Лермонтов расположил в финале именно главу «Фаталист», а не, к примеру, «Бэлу»? Расположение главы «Фаталист» заключительной, несомненно, имеет смысл. Эта глава, несмотря на то что по хронологии является отнюдь не последней, подводит некий итог всего жизненного пути героя. Публикатор смог описать размышление главного героя о самом страшном и неизбежном, о смерти. Печорин умирает в первой половине романа, однако его мысли насчёт гибели читатель видит лишь в самом конце.

Уже разочаровавшийся в жизни Печорин всё ещё тщетно надеется, что когда-нибудь изменится и станет лучше, он не верит в судьбу. Однако события главы «Фаталист» убеждают его в том, что ничего ему уже не изменить, он является плохим человеком, который таким и останется на всю жизнь. После этого он окончательно хладеет к жизни и теряет всякий смысл существования. Зачем бороться, если всё и так «на роду написано».

Печорин как герой своего времени

Эта тема также предполагает анализ образа Печорина, но сформулирована она более узко и конкретно. Здесь нужно сделать акцент именно на «типаже» героя, разобрать Печорина как архетип и порассуждать, почему в этом персонаже воплощен «типичный образ молодежи 1830-х» годов. Речь пойдет уже не только о личных качествах героя, а о судьбе целого поколения. Знания из курса истории и понимание общественных настроений той эпохи помогут глубже раскрыть этот аспект. Прописывая образ Печорина в своём романе, Лермонтов ставит диагноз поколению, в образе героя воплощены «симптомы болезни», проявившиеся в обществе.

Как построить сочинение по этой теме?

В начале следует рассказать о том, кто такой Печорин, дать внешнюю характеристику героя, то есть обрисовать его место в обществе, кратко обратиться к теме «лишнего человека». Далее нужно вписать героя в исторический контекст эпохи, обрисовать «чаяния» того поколения, которое он представляет и тем самым раскрыть характерные черты поколения и его отношения к жизни, выраженные в образе героя. Завершить работу можно кратким сопоставлением Печорина с другими романтическими героями, наиболее очевидным объектом для сравнения является Пушкинский Евгений Онегин.

Композиция

Роман «Герой нашего времени» состоит из пяти глав, каждая из которых представляет собой самостоятельную повесть. Все повести расположены в хронологическом порядке, благодаря которому в полной мере раскрывается непростой характер Печорина.

В главе «Бэла» повествование ведется от лица Максима Максимыча. Мужчина дает свою личную оценку Григорию, с которым судьба свела его во время службы на Кавказе. В этой главе описывается похищение Печориным красавицы-горянки Бэлы, и дальнейшая трагическая смерть девушки.

В главе «Максим Максимыч» в качестве рассказчика выступает некий офицер, повстречавший штабс- капитана и узнавший от него историю Печорина. В этой части в деталях описывается внешность главного героя.

В последующих главах «Тамань», «Княжна Мэри» и «Фаталист» рассказчиком уже выступает сам Григорий Печорин, который записал все свои путешествия и душевные переживания в личном дневнике. Благодаря этому литературному ходу личность героя раскрывается наиболее полно: автор оголил все его чувства, эмоции, желания, отношение к людям.

Для произведения характерна кольцевая композиция: роман начинается с описания событий на Кавказе, и заканчивается в тех же краях. Поначалу автор дает оценку героя чужими глазами, но затем раскрывает его личность при помощи личного дневника героя, в котором он занимался скрупулезным самоанализом.

Женские образы в романе «Герой нашего времени»

Помимо Печорина на страницах романа Лермонтов создает и другие яркие образы. Часто в сочинении учащимся предлагают обратиться к характеристике женских персонажей романа. Как правило, эта тема предполагает сравнение образов трех героинь – Веры, Бэллы и Княжны Мэри. В сочинении можно последовательно охарактеризовать каждую из них, а потом провести сравнения. Героини очень различны, можно даже сказать, противоположны, раскрывая эту тему стоит отметить эти различия. В заключении стоит объяснить, почему именно эти женские типажи привлекли Лермонтова, и какова их роль в романе.

Читайте также:
Кружки и салоны XVIII века: сочинение

История человеческой души в романе «Герой нашего времени»

Тема посвящена Печорину как литературному герою и типажу. Формулировка предполагает раскрытие эволюции персонажа. В работе нужно показать «духовный путь» героя. Для иллюстрации своих суждений и размышлений по данному вопросу нужно обратиться к сюжету произведения, определить события в жизни героя, которые повлияли на его становление, формирования характера, нужно показать, как менялась личность героя, и что этому способствовало. Составляя план и выстраивая логику сочинения, проще всего расставить события жизни Печорина по хронологии, хотя в романе они намеренно перепутаны. Однако, сочинение не должно представлять собой лишь краткий пересказ «биографии Печорина». Необходимо провести развернутый анализ с опорой на факты и ответить на вопрос, почему герой стал таким?. Этот вопрос можно сформулировать в самом начале сочинения и постепенно «раскручивать клубок» сложной личности Печорина, описать его детство, юность и зрелость. В конце уделить внимание трагедии героя и проблеме «лишнего человека».

Смысл названия романа «Герой нашего времени»

В данной теме вновь стоит отталкиваться от центрального образа, суть которого и отражена в названии. Во многом содержание этого сочинения будет перекликаться со второй представленной в данном списке темой, однако акценты необходимо расставить несколько иначе. Нужно провести не анализ героя в контексте своего поколения и эпохи, а, наоборот, дать характеристику поколения и показать, как его характерные черты, проблемы и болезни воплощены в образе конкретного литературного героя. Работа должна представлять собой ответы на вопросы, почему в образе Печорина воплощена трагедия поколения, и в чем универсальность образа героя. Этот персонаж – олицетворение моды на «тоску по романтическому идеалу», пример романтического героя, которому подражали многие. В конце сочинения нужно объяснить «диагноз», поставленный Лермонтовым «печоринскому поколению».

В чем смысл?

В самом начале произведения Печорин вызывает у читателя отторжение и неприятие своей холодностью, надменностью и безразличием к окружающим. В дальнейшем характер героя начинает раскрываться с разных сторон, его поведение становится более понятным. Примечательно, что действия Печорина оценивает не автор, а рассказчики, однако и они не осуждают молодого офицера. Таким образом Лермонтов хотел показать, что с человеком может сделать историческая эпоха, против которой он попросту не в силах бороться. Григорий, как и большинство его сверстников, просто плыл по течению, не пытаясь как-то изменить свою жизнь и жизнь общества.

Отличительной чертой романа «Герой нашего времени» стало описание романтического героя в условиях российской действительности. Лермонтов придал своему произведению изрядную долю психологизма, и образ главного героя вышел по-настоящему глубоким, многогранным, в чем-то противоречивым. Подобный литературный ход оказался весьма удачным, и роман приобрел большую популярность. Сквозь призму образа Григория Печорина автор показал все молодое поколение своего времени, провел самый тщательный его психоанализ.

Любимые страницы или любимый герой романа «Герой нашего времени»

Эта тема очень индивидуальна, здесь необходимо выразить своё мнение об одном из эпизодов или героев книги. С одной стороны, это просто, ведь необходимо высказать своё субъективное мнение об определенном эпизоде или персонаже книги. Но у этой темы есть свои сложности, ведь собственное мнение надо грамотно преподнести, дав обоснованный ответ на вопрос, что в книге Лермонтова понравилось и почему. Задание ориентировано на проверку способности сформировать личное отношение к литературному произведению и умение сформулировать и объяснить свою точку зрения. Создавая творческую работу по этой теме нужно подумать, что в романе Вам более всего запомнилось. Если речь пойдет об эпизоде, лучше его перечитать, чтобы аргументы и анализ были более убедительны. Рассказывая о герое, стоит решить, что именно привлекает в этом персонаже, может быть он чем-то похож на Вас или на кого-то из Ваших близких. В сочинении обязательно стоит уделить место тому, что полезного для себя Вы извлекли из конкретного фрагмента или персонажа. Героя или эпизод правильно характеризовать в контексте книги, подумать о том, какое место он занимает в повествовании.

Психологизм

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов мастерски анализирует главного героя, его поступки, он буквально по полочкам раскладывает все составляющие его личности. Ради этой цели он использует немало интересных литературных приемов и инструментов: вводит героев-двойников, меняет повествователей, выстраивает нетипичную композицию произведения. Все это как нельзя более точно отражает психологизм, когда целью повествования является не какое-либо событие или явление, а изображение конкретной личности.

Михаил Юрьевич видел все социальные проблемы, присущие началу XIX столетия. Его искренне возмущала и одновременно пугала апатичность молодых людей, на которых огромное влияние оказало декабристское восстание и последовавшие за ним репрессии. Многие молодые люди были недовольны переменами, которые произошли в стране, но почти никто из них не смел говорить об этом открыто. Григорий Печорин стал символом этого поколения: он не имел возможности реализовать собственные амбиции ввиду внешних обстоятельств, но ничего не предпринимал для того, что как-то изменить эту ситуацию.

Тема судьбы в романе «Герой нашего времени»

О судьбе и об отношении к ней человека, речь идет в новелле «Фаталист». Как правило, написание сочинения на данную тему предполагает анализ этой части романа. В ней представлены разные точки зрения на проблему судьбы. Ключевым является ответ на вопрос, есть судьба или нет. В тексте творческой работе нужно раскрыть позицию героя, показать логику его размышлений и попытаться выразить отношение автора к этой теме. Подумайте, почему Лермонтов раскрывает эту тему на страницах романа и посвящает ей целую новеллу, которая занимает важное место в романе.

Печорин и Грушницкий

Сравнение героев антагонистов – излюбленная тема, как для литературоведческих статей, так и для школьных сочинений. В «Герое нашего времени» таковыми являются Печорин и Грушницкий. В сочинении нужно кратко раскрыть образы каждого из персонажей, объяснить, почему и в чем они противоположны, используя текст романа стоит изложить историю их противостояния. Дуэль – ключевой эпизод, вокруг которого нужно строить рассуждение. В работе на эту тему вполне уместно обратиться к биографии автора – ведь сам М. Ю. Лермонтов погиб на дуэли. Эпизод романа часто сравнивают с реальной историей, сопоставляя автора и его героя. Завершить сочинение стоит размышлением о том, к каким последствиям привела дуэль, нужно раскрыть «нравственную сторону» противостояния персонажей и сформулировать своё отношение к проблеме.

Читайте также:
Космос и человек: сочинение

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина

Данная работа предполагает раскрытие темы в русской литературе на примере двух конкретных персонажей – Григория Печорина и Евгения Онегина, героя одноименного романа в стихах А. С. Пушкина. Литературоведы часто называют Печорина наследником Онегина, в сочинении стоит отталкиваться от этого мнения и попытаться проследить преемственность, понять, что именно Печорин унаследовал от пушкинского героя. Нужно отразить сходство и различие между персонажами. Анализируя персонажей, можно оттолкнуться от имен героев. Онега и Печора – две реки, первая — спокойная, вторая, наоборот, — буйная. Лермонтов не случайно дал своему герою «речную» фамилию. Таким образом, автор с одной стороны отсылает читателя к Онегину, а, с другой стороны, намекает на различие между героями. Раскрывая тему лишнего человека, необходимо показать «многообразие» подобных образов в русской литературе. Правильным будет упомянуть и других персонажей русской классики, подходящих под этот тип. Таков, например Чацкий из «Горя от ума». Полезным дополнением будет проведение параллелей между создателями двух рассматриваемых образов: А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Отталкиваясь от их судеб и творчества, можно задаться вопросом, почему оба автора обратились к теме лишнего человека. Нельзя оставить без внимания и истоки образов в зарубежной литературе. Онегина и Печорина можно представить как два типажа «байроновских героев».

Судьба поколения

Михаил Юрьевич написал роман в сложный период «безвременья», когда светлые помыслы и идеалы были повержены, а активные, деятельные люди загнаны в подполье. Вслед за показательным наказанием декабристов пришло потерянное поколение молодых людей, которые не видели иного смысла жизни, кроме как в пресыщении светскими удовольствиями. Их не интересовали ни насущные проблемы общества, ни стремление облегчить жизнь простого народа. Бездействие, апатичность, скука, праздность – вот характерные черты эпохи, в которой жил Григорий Печорин и его сверстники. Именно по этой причине Лермонтов многозначительно назвал свое произведение «Герой нашего времени».

Юные отпрыски дворянских семейств получали прекрасное воспитание и образование, однако практически никто из них не мог в полной мере реализовать собственные амбиции. Не имея возможности направить свою энергию в нужное русло, молодежь с головой окуналось в водоворот светских наслаждений. Уже в раннем возрасте, постигнув все возможные радости жизни, они достигали состояния пресыщения, когда уже ничего не радовало, не волновало их души.

Описывая своего героя, Лермонтов не старался как-то обличить его, унизить. Напротив, писатель хотел продемонстрировать, как молодой человек, наделенный столь многими талантами, в силу внешних причин оказался в таком печальном положении. Михаил Юрьевич не сомневался, что виной тому была эпоха. Молодые люди, ставшие свидетелями крушения замыслов декабристов и дальнейшего закручивания гаек властью, уже никому и ни во что не верили. Он привыкли быть холодными, эгоистичными, бесчувственными. Именно эти качества и вобрал в себя Григорий Печорин. Он пытался обрести счастье разными способами, однако так и не смог достичь желанной душевной гармонии.

Темы сочинений по роману «Герой нашего времени»

Автор: Guru · Опубликовано 18.04.2017 · Обновлено 19.04.2017

Темы сочинений: «Герой нашего времени» (9 класс)

Каждое произведение из школьной программы может рассматриваться с разных точек зрения. Где-то главную роль играют образы героев, где-то важнее проблематика, взятая автором за основу сюжета произведения, где-то принципиальное значение имеет смысл названия, ведь именно там заложена идея книги. Этим обстоятельством объясняется многообразие тем сочинений на ЕГЭ 2017.

Невозможно предугадать, какая из них попадется на экзамене, поэтому необходимо иметь представление о каждой из них. Нужно знать, как наиболее полно раскрыть поставленную тему: приводить ли цитаты автора, и в каком объеме, пересказывать ли вкратце сюжет или обойтись рассуждениями, «зубрить» ли ФИО героев или учить только самое основное? Все эти тонкости определяют количество баллов и, как следствие, решают судьбу будущего абитуриента.

В данной подборке мы перечислим все темы сочинений по роману Лермонтова «Герой нашего времени» и проанализируем, как правильно их раскрыть, приведя примеры сочинений на егэ 2017.

Образ Григория Печорина

Это самая широко распространенная тема сочинения по роману Лермонтова. Печорин представляет собой тип лишнего человека, характерный для русской литературы, поэтому его охотно берут для рассмотрения как в 9 классе школы, так и в вариантах ЕГЭ для 11 класса. Этот герой хорошо запоминается школьникам, так как раскрытию его характера посвящен целый роман. В качестве примера можно посмотреть сочинение «Образ Печорина» в соответствующем разделе сайта, там же обозначены основные пункты, которые необходимо осветить в работе.

Печорин – герой своего времени

Эта тема по смыслу перекликается с предыдущей. В сочинении нужно будет также охарактеризовать Печорина, однако упор необходимо сделать на то, что этот герой выражает болезнь целого поколения, а не свою личную драму. Для примера можно взять предыдущее сочинение «Образ Печорина», так как в нем автор сконцентрировался на поиске причин трагедии Григория Александровича, доказывая, что в его образе Лермонтов отразил «болезнь века», как сделал это родоначальник жанра исповедального романа Де Мюссе в своей книге «Исповедь сына века». В качестве плана сочинения на тему «Печорин – герой своего времени» можно использовать следующую схему:

Читайте также:
Когда ужасное прельщает...: сочинение

— Вступление: кто такой Печорин? Почему его называют «лишним человеком»?
— Основная часть: причины хандры Печорина, влияние исторических событий на его поколение. Почему болезнь Печорина охватила все поколение?
— Заключение: Печорин – романтический герой, наследник Онегина и Байрона.

Женские образы в романе «Герой нашего времени»

В данном сочинении необходимо описать хотя бы трех главных героинь романа: Бэлу, Веру и княжну Мери. Традиционно именно они привлекают внимание критиков. Все эти образы противоположны, поэтому логику повествования нужно выстраивать на контрастах, сравнивая женщин между собой. В качестве примера можно посмотреть сочинение на тему: Женские образы в романе «Герой нашего времени». Там же приведены основные пункты для плана и самостоятельного анализа темы.

История души человеческой в романе «Герой нашего времени»

В рамках данной темы рассматривается эволюция образа Печорина, его становление. Необходимо ответить на вопросы: «Какие события из жизни героя повлияли на его судьбу и характер? Почему он стал таким? Кто или что повлияло на его становление?». Рассуждения лучше расположить в хронологическом порядке, начиная с детства Печорина и заканчивая его трагическим финалом. Каждый факт биографии героя необходимо сопроводить своими комментариями, где будет дано объяснение значения этих событий в процессе формирования личности Григория Александровича. План сочинения на тему: История души человеческой в романе «Герой нашего времени»:

— Вступление: Кто такой Печорин? В чем его недуг?
— Основная часть: детство, юность и зрелые годы Печорина: как события из его жизни повлияли на его судьбу? Почему он стал «лишним человеком»?
— Заключение: Развязка трагедии Печорина.

Смысл названия романа «Герой нашего времени»

В сочинении на данную тему объясняется смысл самого романа, то есть неприятный диагноз всему поколению, поставленный Лермонтовым. Необходимо сказать, что трагедия Печорина – беда всех его столь же одаренных сверстников, которые не смогли найти себе ни места, ни применения в мире и сгинули в праздности и спорах с судьбой. Главное, это подчеркнуть универсальность образа лишнего человека в тех реалиях, типичность печоринской хандры. План сочинения на тему: Смысл названия романа «Герой нашего времени»:

— Вступление: Почему в образе Печорина отражена судьба всего поколения?
— Основная часть: Как универсальность образа Печорина отражена в названии? Если герой – пример для подражания, значит, Печорин, как и все подобные герои, отразил моду на романтическое томление по идеалу и ориентацию молодых людей на модный «английский сплин», заимствованный у байронических героев.
— Заключение: Каков приговор Лермонтова обществу его времени?

Любимые страницы или любимый герой в романе «Герой нашего времени»

В сочинении такого типа нужно описать любимый эпизод или же любимого героя романа. Необходимо аргументировать свой выбор, анализируя предмет описания. Композиция в данной работе свободная, однако, есть уже устоявшийся и привычный шаблон для такого рода тем. План сочинения на темы: Любимые страницы или любимый герой в романе «Герой нашего времени»:

— Вступление: Мой любимый эпизод или герой – это…
— Основная часть: почему мне нравится этот эпизод или герой? Что я подчерпнул или открыл нового для себя, прочитав этот отрывок или узнав этого героя? Какое место этот фрагмент или персонаж занимает в романе?
— Заключение: зачем Лермонтов изобразил этого персонажа или этот эпизод? Почему он так важен?

Тема судьбы в романе «Герой нашего времени»

Раскрывая эту тему, читатели обычно анализируют главу «Фаталист», где речь идет о судьбе и предопределении. Важно отразить точку зрения главного героя, к какому выводу он пришел: есть судьба или нет? В качестве примера можно посмотреть сочинение на тему: Судьба в романе «Герой нашего времени». Основные пункты для анализа перечислены курсивом в верней части сочинения.

Печорин и Грушницкий

В сочинении необходимо рассмотреть двух героев-антагонистов, а так же разобрать историю их противостояния: кто виноват, в чем причина конфликта, итоги и ваше отношение к случившемуся. Можно провести параллели с биографией Лермонтова, сравнить изображенный конфликт с его смертельной дуэлью и проанализировать сходства характеров автора и героя. План сочинения на тему: Печорин и Грушницкий (сравнительная характеристика):

— Вступление: Кто такие Печорин и Грушницкий? Что их связывает?
— Основная часть: сходства и различия характеров. Причины и последствия конфликта. Реакция Печорина и реакция Грушницкого.
— Заключение: нравственные последствия конфликта для Печорина, ваше отношение к дуэли.

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина

В данной работе рассматриваются сходства и различия героя поэмы Пушкина Евгения Онегина и героя романа Лермонтова Григория Печорина. Нужно подчеркнуть, что оба героя — лишние люди, и между ними есть определенная преемственность, ведь Лермонтов был большим поклонником творчества Пушкина и создал своего персонажа, опираясь на открытия «солнца русской поэзии». В качестве примера можно посмотреть сочинение на тему: Печорин и Онегин.

Психологизм в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

В сочинение на эту тему нужно написать свое определение психологизма и проанализировать, в чем заключается новаторство Лермонтова в изображении психологизма. Необходимо привести примеры, где, по-вашему, необыкновенно широко раскрывается душа скрытного героя, и и где находится применение для мастерства писателя передавать характер через бытоописание героя. Так же стоит уделить внимание психологии Печорина, эмоциональным мотивам его поведения. В качестве примера можно посмотреть сочинение «Психологизм в романе Герой нашего времени«.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: