Быть может за стеной Кавказа (что искали на Востоке герои русской литературы 19 века): сочинение

“Быть может за стеной Кавказа” (что искали на Востоке герои русской литературы 19 века)

Русская литература 19 века неразрывно связана с темой Кавказа. Герои почти всех писателей того времени имеют какие-то отношения с этим “русским Востоком”, его природой и народами. На мой взгляд, это вполне объяснимо. Русские вели непрерывные воины с горцами.

Русские офицеры, среди которых были и писатели, отправлялись на Кавказ воевать, привозя с собой массу впечатлений и воспоминаний. Так что же привлекало героев русской литературы в этих местах? Для героя поэмы А. С. Пушкина “Кавказский пленник” Восток – это, прежде всего, край сильных и свободолюбивых людей.

Уставший от светского общества, своего образа жизни, герой стремится к обновлению, новым впечатлениям. На Кавказе он надеется обрести такую желанную и необходимую ему свободу духа: Свобода! Он одной тебя

Еще искал в пустынном мире. Страстями чувства истребя, Охолодев к мечтам и лире…

Но здесь герой попадает в плен. Постепенно он начинает прозревать. Оказывается, свобода – это всего лишь иллюзия.

Жажда жизни, которую на словах герой не ценит, заставляет его приспособиться и к плену. Благодаря любви молодой черкешенки, герой поэмы получает возможность обрести свободу: “Ты волен,- дева говорит,- беги”. Из-за безответной любви “дева гор” гибнет, герой не роняет ни слезинки.

Душа его холодна и безответна. На Кавказе иллюзии героя рушатся. Он не обретает той свободы, к которой стремился, потому что от себя не убежишь. В 1828 году М. Ю. Лермонтов пишет поэму с одноименным названием – “Кавказский пленник”.

В 1837 году он создает еще одно произведение, посвященное кавказкой теме, – “Мцыри”. Обе поэмы являются похожими по тематике. Сам Лермонтов долгое время жил на Кавказе, поэтому не смог остаться равнодушным к этим местам.

Смысл обеих поэм состоит в исканиях героев, которые заканчивается тем, что к ним приходит смерть. Причем никто не получает желаемого. Оба юноши стремятся к своим идеалам, не боясь преград, лишений и даже гибели. Через своих героев Лермонтов передавал собственные мысли и чувства.

Таким образом, в поэмах “Кавказский пленник” и “Мцыри” Лермонтов создал образы положительных героев, которые современниками были восприняты как образы революционеров и борцов за свободу. Роман Лермонтова “Герой нашего времени” также тесно связан с Кавказом. Действие большинства его повестей происходит именно там.

В своем романе писатель создал романтический образ восточной женщины, которая привлекла, правда, ненадолго, внимание Печорина. Даже умирая, мучаясь от боли, Бэла ни на минуту не забывает о своем возлюбленном. Она предана ему до последней минуты. Бэла печалится, что “она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою Григория Александровича, и что иная женщина будет в раю его подругой”. До последней минуты жизни Бэла даже не думает винить Печорина в своей смерти.

Вся ее предсмертная печаль выражается в бесконечной любви к нему. Живя одной любовью, Бэла оказалась перед смертью гордой женщиной, полной человеческого достоинства. Ее душевная жизнь ограничивалась только верой – и эту веру Бэла нарушила во имя любви.

Но перед смертью она победила свою любовь. На предложение Максима Максимыча окрестить ее, она ответила, что умрет “в той вере, в какой родилась”. Так состоялась своеобразная душевная победа Бэлы над Печориным. Суровая и прекрасная природа Кавказа всегда привлекала русских писателей. Она создает романтическое настроение своей красотой, экзотичностью и скрывающимся в ней опасностям.

Так, Лермонтов описывает переезд через Крестовый перевал в непогоду во всех леденящих душу подробностях. Однако природа может быть не только фоном, но и реальным действующим лицом, влияющим на судьбы героев. Например, из-за грозы происходит длительное свидание Печорина и Веры.

Более того, Печорин в дневнике прямо говорит, что “воздух Кисловодска располагает к любви” и “здесь бывают завязки всех романов, которые когда-либо начинались у подошвы Машука”. Л. Н. Толстой служил на Кавказе почти в тех же местах, что и М. Ю. Лермонтов. Но воинственных горцев увидели они по-разному.

Вернее, видели они одно и то же, но воспринимали своеобычно. Мцыри пленен еще ребенком, он умирает, подобно орлу в клетке. Жилин попадает в плен к иноверцам на вполне “законных” основаниях. Он противник, воин, по обычаям горцев его можно взять в плен и получить за него выкуп. В повествовании Толстого нет романтического накала, как у Лермонтова, нет высоких чувств и высоких поступков.

По мнению писателя, грязная обыденность намного страшнее. Он описывает жестокость горцев, их фанатичную веру, нелюбовь к русским. Но, в то же время, Толстой не делает из кавказцев зверей, неспособных на человеческие чувства. Жилина любит местная девушка.

Она, рискуя своей жизнью, помогает пленнику бежать. Таким образом, герои многих русских писателей 19 века волею судеб или своего желания оказывались на Кавказе. Здесь они искали себя, любовь, счастье. Восток в их представлении был землей, дающей обновление.

Но оказывалось так, что Кавказ приносил испытания, боль, страдания, разочарования. Потому что от себя не убежишь. Нужно найти гармонию внутри себя, тогда любое место принесет тебе счастье.

Твір на тему: “Быть может за стеной Кавказа” (что искали на Востоке герои русской литературы 19 века)

Related posts:

Какие герои русской литературы близки по своему типу Печорину и почему? В первой половине 19 века в русской литературе появляется новый тип героев – “лишние люди”. Это герои, которые не похожи на людей своего времени. Они умны, образованы, они видят и.

“Великое счастье свободы не должно быть омрачено преступлениями против личности, иначе-мы убьем свободу своими же руками…” (М. Горький). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.) Роман Евгения Замятина “Мы” был написан в 1921 году. Над романом он работал в годы Гражданской войны, и поэтому в нем подняты основные проблемы человеческой жизни и будущего России. Произведение.

Читайте также:
Пушкин и Жуковский: сочинение

Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века Важнейшей чертой всей русской литературы XIX века справедливо считается особое внимание к человеческой личности. Можно сказать, главный герой “золотого века” – человек во всем многообразии его проявлений. Писатели-классики создали столько.

В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века (Чехов “Тоска”, Достоевский “Белые ночи”, Толстой “Юность”) Русская литература – это литература глубокого психологического анализа. Одной из традиций русской классической литературы является внимание к внутренней жизни человека, к его мыслям и чувствам. Ф. М. Достоевский – писатель.

“Без великодушных идей человечество жить не может”. Ф. М. Достоевский. (По одному из произведений русской литературы. – Н. Г. Чернышевский. “Что делать?”.) Огромная покоряющая сила романа Н. Чернышевского “Что делать?” заключается в том, что он убеждал в истинности, красоте и величии нового, передового в жизни, убеждал, что светлое социалистическое будущее возможно и.

Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XIX века Человек с его мыслями, чувствами, желаниями и стремлениями во все времена был в центре внимания художников слова. Писатели разных эпох пытались проникнуть в самые глубокие тайники человеческой души, найти скрытые.

“Поэзия-форма любви” (М. Пришвин) (по произведениям русской литературы 20 века) “Поэзия – форма любви”… Эти слова принадлежат русскому писателю 20 века Михаилу Пришвину. Он, всю жизнь писавший прозу, очень тонко чувствовал поэзию, потому что умел видеть и ценить прекрасное во.

Особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века (на примере произведений Чехова “Тоска” и Достоевского “Белые ночи”) Русская литература – это литература глубокого психологического анализа. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой – эти писатели 19 века стремились разобраться в глубинах человеческого.

Рахметов в ряду героев русской литературы XIX века ” Сильнее стучи, и тревогой Ты спящих от сна пробуди! Вот смысл глубочайший искусства; А сам маршируй впереди!” Г. Гейне. “Доктрина” Литература девятнадцатого века активно участвовала в общественной жизни России.

Особенности изображения героев русской литературы 19 века Русская литература во все времена значительно отличалась от творчества мировых писателей особенным чувственным содержанием, живостью форм, богатым спектром художественных образов и форм, поскольку все это свойственно душе каждого россиянина и.

Автор и его герои в одном из произведений русской литературы (Н. С. Лесков “Соборяне”) “Я ощущаю порой нечто на меня сходящее, когда любимый дар мой ищет действия, мною тогда овладевает некое, позволю себе сказать, священное беспокойство; душа трепещет и горит, и слово падает из.

Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века Известно, что над романом “Мастер и Маргарита” – главной книгой своей жизни – Булгаков работал в течение 12 лет. Первоначально писатель задумал роман о дьяволе, но, возможно, уже к 1930.

Образ города в одном из произведений русской литературы XIX века …Разлетится… гнилой, склизлый город, поднимется с туманом и исчезнет, как дым, и останется Финское болото, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник… Ф. М. Достоевский Роман Ф. М. Достоевского.

“Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть”. А. П. Чехов. (По произведениям русской литературы. – А. А. Ахматова. Любовная лирика.) Стихи Анны Ахматовой, посвященные любви, стали самыми популярным в ее творчестве. Едва ли не сразу после появления первой книги, а потом “Четок” и “Белой стаи” в особенности, стали говорить о.

Особенности жанра одного из произве-дений русской литературы XX века (С. А. Есенин. “Анна Снегина”.) Поэма “Анна Снегина” написана в стихотворной форме, но ее особенностью является слияние эпического и лирического жанров в единое нераздельное целое. В поэме нет сквозного действия.

Проблемы экологии в одном из произведений русской литературы XX века Долгие годы наша страна жила мыслью о грандиозном переустройстве жизни, о построении великого светлого будущего, где все будет подчинено творческой воле человека. Возможности человека казались безграничными. Мы могли осушать моря.

Гамлет как литературный прототип героев русской литературы 19 века Гамлет, пожалуй, самый известный персонаж во всей мировой литературе. Те, что являлись в мир до него, невольно с ним сравниваются, а те, что после, как бы на него равняются. Сценическая.

Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века Любви не утаишь… А. Пушкин Тема любви – одна из основополагающих тем мировой литературы. Каждый писатель непременно отдавал ей дань. По-своему осветил ее замечательный русский писатель А. И. Куприн в.

Философская проблематика одного из произведений русской литературы XX века Есть что-то жестокое и единственно правильное в стремлении человека бороться. И счастье, когда эта борьба идет не за кусок хлеба, не за право жить и выживать, а за свою душу.

Мастерство изображения народной жизни в одном из произведений русской литературы XX века. (В. Г. Распутин. “Живи и помни”.) Произведения современных писателей остро описывают нашу повседневную, обыденную жизнь, показывая ее недостатки и упущения. Писатели на реальных эпизодах современной действительности пытаются выявить, обозначить и показать негативные стороны общественной и индивидуальной.

Особенности композиции одного из произведений русской литературы X I X века. (И. А. Гончаров. “Обломов”.) Термин “композиция” часто подменяют синонимичными словами “структура”, “архитектоника”, “конструкция” и нередко отождествляют с сюжетом и фабулой. Честно говоря, композиция не имеет однозначного толкования, под композицией иногда понимают и чисто внешнюю.

Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XX века Роман-эпопея – разновидность романа, с особой полнотой охватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни. Из справочника по литературе для школьников Ничто не.

Читайте также:
В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно (Ф.М. Достоевский) (по произведениям 19 века): сочинение

Сюжетно-композиционное своеобразие одного из произведений русской литературы XX века …Я была тогда с моим народом… А. Ахматова Моим любимым поэтом XX века является Анна Андреевна Ахматова. Удивительные поэтические строки, написанные ее рукой, вошли в мою жизнь с раннего детства.

Искусство создания характера. (По одному из произведений русской литературы XX века. – И. А. Бунин. “Господин из Сан-Франциско”.) Для того чтобы оценить искусство писателя в создании характера, рассмотрим рассказ И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско” внимательно, аналитически. Во многих своих произведениях Бунин стремился к широким художественным обобщениям, анализировал.

Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века В своем видении истории Толстой был… национальным художником, гигантом, выражающим этические взгляды народа, сложившиеся за многие столетия. Д. С. Лихачев У каждого великого писателя есть главное произведение, оказавшее огромное влияние.

Проблемы гуманизма в произведениях русской литературы XX века. (А. Фадеев, И. Бабель, Б. Лавренев, А. Толстой.) Вопросы гуманизма – уважения к человеку – интересовали людей давно, поскольку непосредственно касались каждого живущего на земле. Особенно остро эти вопросы поднимались в экстремальных для человечества ситуациях, и прежде всего.

Новый герой русской литературы XIX века (по роману И. Тургенева “Отцы и дети”) “Отцы” и “дети” у Тургенева – это именно дворяне и разночинцы, их непримиримые противоречия отразились в его романе с такой ясностью и отчетливостью, были изображены с такой художественной силой, что.

Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века. (М. Горький. “Мать”.) В 1909 году М. Горький записал: “Я не знаю образа более светлого, чем мать, и сердца более емкого для любви, чем сердце матери”. Эти слова можно было бы использовать эпиграфом.

Роль внутреннего монолога в создании характера героя (По одному из произведений русской литературы XIX века. – А. П. Чехов. “Дуэль”.) Термин “внутренняя речь” трактуется в лингвистике довольно широко, а именно как “общее определение всех непроизнесенных мыслей”. Традиционно выделяют два вида внутренней речи: внутренний монолог и внутренний диалог. Внутренняя речь как.

Роль эпиграфа в одном из произведений русской литературы XIX века. (А. С. Пушкин. “Евгений Онегин”.) Эпиграф к роману: “Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках, – как следствие чувства.

“Быть может за стеной Кавказа” (что искали на Востоке герои русской литературы 19 века)

«Быть может за стеной Кавказа» (что искали на Востоке герои русской литературы 19 века)

Русская литература 19 века неразрывно связана с темой Кавказа. Герои почти всех писателей того времени имеют какие-то отношения с этим «русским Востоком», его природой и народами. На мой взгляд, это вполне объяснимо. Русские вели непрерывные воины с горцами. Русские офицеры, среди которых были и писатели, отправлялись на Кавказ воевать, привозя с собой массу впечатлений и воспоминаний.
Так что же привлекало героев русской литературы в этих местах?
Для героя поэмы А.С. Пушкина «Кавказский пленник» Восток – это, прежде всего, край сильных и свободолюбивых людей. Уставший от светского общества, своего образа жизни, герой стремится к обновлению, новым впечатлениям. На Кавказе он надеется обрести такую желанную и необходимую ему свободу духа:
Свобода! Он одной тебя
Еще искал в пустынном мире.
Страстями чувства истребя,
Охолодев к мечтам и лире.
Но здесь герой попадает в плен. Постепенно он начинает прозревать. Оказывается, свобода — это всего лишь иллюзия. Жажда жизни, которую на словах герой не ценит, заставляет его приспособиться и к плену.
Благодаря любви молодой черкешенки, герой поэмы получает возможность обрести свободу: «Ты волен,— дева говорит,— беги». Из-за безответной любви «дева гор» гибнет, герой не роняет ни слезинки. Душа его холодна и безответна.
На Кавказе иллюзии героя рушатся. Он не обретает той свободы, к которой стремился, потому что от себя не убежишь.
В 1828 году М.Ю. Лермонтов пишет поэму с одноименным названием – «Кавказский пленник». В 1837 году он создает еще одно произведение, посвященное кавказкой теме, – «Мцыри».
Обе поэмы являются похожими по тематике. Сам Лермонтов долгое время жил на Кавказе, поэтому не смог остаться равнодушным к этим местам. Смысл обеих поэм состоит в исканиях героев, которые заканчивается тем, что к ним приходит смерть. Причем никто не получает желаемого.
Оба юноши стремятся к своим идеалам, не боясь преград, лишений и даже гибели. Через своих героев Лермонтов передавал собственные мысли и чувства. Таким образом, в поэмах «Кавказский пленник» и «Мцыри» Лермонтов создал образы положительных героев, которые современниками были восприняты как образы революционеров и борцов за свободу.
Роман Лермонтова «Герой нашего времени» также тесно связан с Кавказом. Действие большинства его повестей происходит именно там. В своем романе писатель создал романтический образ восточной женщины, которая привлекла, правда, ненадолго, внимание Печорина.
Даже умирая, мучаясь от боли, Бэла ни на минуту не забывает о своем возлюбленном. Она предана ему до последней минуты. Бэла печалится, что «она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою Григория Александровича, и что иная женщина будет в раю его подругой». До последней минуты жизни Бэла даже не думает винить Печорина в своей смерти. Вся ее предсмертная печаль выражается в бесконечной любви к нему.
Живя одной любовью, Бэла оказалась перед смертью гордой женщиной, полной человеческого достоинства. Ее душевная жизнь ограничивалась только верой – и эту веру Бэла нарушила во имя любви. Но перед смертью она победила свою любовь. На предложение Максима Максимыча окрестить ее, она ответила, что умрет «в той вере, в какой родилась». Так состоялась своеобразная душевная победа Бэлы над Печориным.
Суровая и прекрасная природа Кавказа всегда привлекала русских писателей. Она создает романтическое настроение своей красотой, экзотичностью и скрывающимся в ней опасностям. Так, Лермонтов описывает переезд через Крестовый перевал в непогоду во всех леденящих душу подробностях. Однако природа может быть не только фоном, но и реальным действующим лицом, влияющим на судьбы героев. Например, из-за грозы происходит длительное свидание Печорина и Веры. Более того, Печорин в дневнике прямо говорит, что «воздух Кисловодска располагает к любви» и «здесь бывают завязки всех романов, которые когда-либо начинались у подошвы Машука».
Л.Н.Толстой служил на Кавказе почти в тех же местах, что и М.Ю.Лермонтов. Но воинственных горцев увидели они по-разному. Вернее, видели они одно и то же, но воспринимали своеобычно. Мцыри пленен еще ребенком, он умирает, подобно орлу в клетке. Жилин попадает в плен к иноверцам на вполне «законных» основаниях. Он противник, воин, по обычаям горцев его можно взять в плен и получить за него выкуп.
В повествовании Толстого нет романтического накала, как у Лермонтова, нет высоких чувств и высоких поступков. По мнению писателя, грязная обыденность намного страшнее. Он описывает жестокость горцев, их фанатичную веру, нелюбовь к русским. Но, в то же время, Толстой не делает из кавказцев зверей, неспособных на человеческие чувства. Жилина любит местная девушка. Она, рискуя своей жизнью, помогает пленнику бежать.
Таким образом, герои многих русских писателей 19 века волею судеб или своего желания оказывались на Кавказе. Здесь они искали себя, любовь, счастье. Восток в их представлении был землей, дающей обновление. Но оказывалось так, что Кавказ приносил испытания, боль, страдания, разочарования. Потому что от себя не убежишь. Нужно найти гармонию внутри себя, тогда любое место принесет тебе счастье.

Читайте также:
Тема транспорта в русской литературе XIX века: сочинение

«Быть может за стеной Кавказа» (что искали на Востоке герои русской литературы 19 века)

Русская литература 19 века неразрывно связана с темой Кавказа. Герои почти всех писателей того времени имеют какие-то отношения с этим «русским Востоком», его природой и народами. На мой взгляд, это вполне объяснимо. Русские вели непрерывные воины с горцами. Русские офицеры, среди которых были и писатели, отправлялись на Кавказ воевать, привозя с собой массу впечатлений и воспоминаний.
Так что же привлекало героев русской литературы в этих местах?
Для героя поэмы А. С. Пушкина «Кавказский пленник» Восток — это, прежде всего, край сильных и свободолюбивых людей. Уставший от светского общества, своего образа жизни, герой стремится к обновлению, новым впечатлениям. На Кавказе он надеется обрести такую желанную и необходимую ему свободу духа:
Свобода! Он одной тебя
Еще искал в пустынном мире.
Страстями чувства истребя,
Охолодев к мечтам и лире…
Но здесь герой попадает в плен. Постепенно он начинает прозревать. Оказывается, свобода — это всего лишь иллюзия. Жажда жизни, которую на словах герой не ценит, заставляет его приспособиться и к плену.
Благодаря любви молодой черкешенки, герой поэмы получает возможность обрести свободу: «Ты волен,- дева говорит,- беги». Из-за безответной любви «дева гор» гибнет, герой не роняет ни слезинки. Душа его холодна и безответна.
На Кавказе иллюзии героя рушатся. Он не обретает той свободы, к которой стремился, потому что от себя не убежишь.
В 1828 году М. Ю. Лермонтов пишет поэму с одноименным названием — «Кавказский пленник». В 1837 году он создает еще одно произведение, посвященное кавказкой теме, — «Мцыри».
Обе поэмы являются похожими по тематике. Сам Лермонтов долгое время жил на Кавказе, поэтому не смог остаться равнодушным к этим местам. Смысл обеих поэм состоит в исканиях героев, которые заканчивается тем, что к ним приходит смерть. Причем никто не получает желаемого.
Оба юноши стремятся к своим идеалам, не боясь преград, лишений и даже гибели. Через своих героев Лермонтов передавал собственные мысли и чувства. Таким образом, в поэмах «Кавказский пленник» и «Мцыри» Лермонтов создал образы положительных героев, которые современниками были восприняты как образы революционеров и борцов за свободу.
Роман Лермонтова «Герой нашего времени» также тесно связан с Кавказом. Действие большинства его повестей происходит именно там. В своем романе писатель создал романтический образ восточной женщины, которая привлекла, правда, ненадолго, внимание Печорина.
Даже умирая, мучаясь от боли, Бэла ни на минуту не забывает о своем возлюбленном. Она предана ему до последней минуты. Бэла печалится, что «она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою Григория Александровича, и что иная женщина будет в раю его подругой». До последней минуты жизни Бэла даже не думает винить Печорина в своей смерти. Вся ее предсмертная печаль выражается в бесконечной любви к нему.
Живя одной любовью, Бэла оказалась перед смертью гордой женщиной, полной человеческого достоинства. Ее душевная жизнь ограничивалась только верой — и эту веру Бэла нарушила во имя любви. Но перед смертью она победила свою любовь. На предложение Максима Максимыча окрестить ее, она ответила, что умрет «в той вере, в какой родилась». Так состоялась своеобразная душевная победа Бэлы над Печориным.
Суровая и прекрасная природа Кавказа всегда привлекала русских писателей. Она создает романтическое настроение своей красотой, экзотичностью и скрывающимся в ней опасностям. Так, Лермонтов описывает переезд через Крестовый перевал в непогоду во всех леденящих душу подробностях. Однако природа может быть не только фоном, но и реальным действующим лицом, влияющим на судьбы героев. Например, из-за грозы происходит длительное свидание Печорина и Веры. Более того, Печорин в дневнике прямо говорит, что «воздух Кисловодска располагает к любви» и «здесь бывают завязки всех романов, которые когда-либо начинались у подошвы Машука».
Л. Н. Толстой служил на Кавказе почти в тех же местах, что и М. Ю. Лермонтов. Но воинственных горцев увидели они по-разному. Вернее, видели они одно и то же, но воспринимали своеобычно. Мцыри пленен еще ребенком, он умирает, подобно орлу в клетке. Жилин попадает в плен к иноверцам на вполне «законных» основаниях. Он противник, воин, по обычаям горцев его можно взять в плен и получить за него выкуп.
В повествовании Толстого нет романтического накала, как у Лермонтова, нет высоких чувств и высоких поступков. По мнению писателя, грязная обыденность намного страшнее. Он описывает жестокость горцев, их фанатичную веру, нелюбовь к русским. Но, в то же время, Толстой не делает из кавказцев зверей, неспособных на человеческие чувства. Жилина любит местная девушка. Она, рискуя своей жизнью, помогает пленнику бежать.
Таким образом, герои многих русских писателей 19 века волею судеб или своего желания оказывались на Кавказе. Здесь они искали себя, любовь, счастье. Восток в их представлении был землей, дающей обновление. Но оказывалось так, что Кавказ приносил испытания, боль, страдания, разочарования. Потому что от себя не убежишь. Нужно найти гармонию внутри себя, тогда любое место принесет тебе счастье.

Читайте также:
Тема транспорта в русской литературе XIX века: сочинение

Похожие сочинения:

Тема судьбы русской интеллигенции в произведениях русской литературы (20-е годы XX века) Интеллигенция — самый уязвимый класс общества, вернее, даже не класс, а прослойка. Именно из-за того, что интеллигенцию составляют люди из.

Какие герои русской литературы близки по своему типу Печорину и почему? В первой половине 19 века в русской литературе появляется новый тип героев — «лишние люди». Это герои, которые не похожи.

«Без великодушных идей человечество жить не может». Ф. М. Достоевский. (По одному из произведений русской литературы. — Н. Г. Чернышевский. «Что делать?».) Огромная покоряющая сила романа Н. Чернышевского «Что делать?» заключается в том, что он убеждал в истинности, красоте и величии нового.

«Поэзия-форма любви» (М. Пришвин) (по произведениям русской литературы 20 века) «Поэзия — форма любви»… Эти слова принадлежат русскому писателю 20 века Михаилу Пришвину. Он, всю жизнь писавший прозу, очень тонко.

Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века Важнейшей чертой всей русской литературы XIX века справедливо считается особое внимание к человеческой личности. Можно сказать, главный герой «золотого века».

«Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть». А. П. Чехов. (По произведениям русской литературы. — А. А. Ахматова. Любовная лирика.) Стихи Анны Ахматовой, посвященные любви, стали самыми популярным в ее творчестве. Едва ли не сразу после появления первой книги, а.

Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XIX века Человек с его мыслями, чувствами, желаниями и стремлениями во все времена был в центре внимания художников слова. Писатели разных эпох.

Автор и его герои в одном из произведений русской литературы (Н. С. Лесков «Соборяне») «Я ощущаю порой нечто на меня сходящее, когда любимый дар мой ищет действия, мною тогда овладевает некое, позволю себе сказать.

«Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть». А. П. Чехов. (По одному из произведений русской литературы. — А. С. Пушкин. «Каменный гость».) В исследованиях, посвященных «Каменному гостю», на мой взгляд, неправомерно подчеркивается в качестве трагической вины Дон Гуана, приведшей его к гибели.

Образ города в одном из произведений русской литературы XIX века …Разлетится… гнилой, склизлый город, поднимется с туманом и исчезнет, как дым, и останется Финское болото, а посреди его, пожалуй, для.

Рахметов в ряду героев русской литературы XIX века » Сильнее стучи, и тревогой Ты спящих от сна пробуди! Вот смысл глубочайший искусства; А сам маршируй впереди!» Г. Гейне.

В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века (Чехов «Тоска», Достоевский «Белые ночи», Толстой «Юность») Русская литература — это литература глубокого психологического анализа. Одной из традиций русской классической литературы является внимание к внутренней жизни человека.

Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века Известно, что над романом «Мастер и Маргарита» — главной книгой своей жизни — Булгаков работал в течение 12 лет. Первоначально.

Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой (А. С. Пушкин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы 20 века) Великая Отечественная Война — сколько боли, страданий, смерти, потерь скрыто в этих словах. Гитлер, подобно Наполеону, прошел через половину Европу.

«Мне видеть не дано, быть может…» (О поэзии Валерия Брюсова) Чеканный, сжатый, твердый, словно кованый стих, скульптурно выпуклая четкость образов, краткая, стремящаяся к афоризму фраза —.

Реальное и фантастическое в одном из произведений русской литературы XX века. (А. и Б. Стругацкие. «Жук в муравейнике».) Аркадий и Борис Стругацкие создали много прекрасных книг. Почти все их произведения написаны в жанре фантастики Но несмотря на это.

Гамлет как литературный прототип героев русской литературы 19 века Гамлет, пожалуй, самый известный персонаж во всей мировой литературе. Те, что являлись в мир до него, невольно с ним сравниваются.

Проблемы экологии в одном из произведений русской литературы XX века Долгие годы наша страна жила мыслью о грандиозном переустройстве жизни, о построении великого светлого будущего, где все будет подчинено творческой.

Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века В своем видении истории Толстой был… национальным художником, гигантом, выражающим этические взгляды народа, сложившиеся за многие столетия. Д. С. Лихачев.

Особенности жанра одного из произве-дений русской литературы XX века (С. А. Есенин. «Анна Снегина».) Поэма «Анна Снегина» написана в стихотворной форме, но ее особенностью является слияние эпического и лирического.

Читайте также:
Пушкин и Жуковский: сочинение

Философская проблематика одного из произведений русской литературы XX века Есть что-то жестокое и единственно правильное в стремлении человека бороться. И счастье, когда эта борьба идет не за кусок хлеба.

Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века Любви не утаишь… А. Пушкин Тема любви — одна из основополагающих тем мировой литературы. Каждый писатель непременно отдавал ей дань.

Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XX века Роман-эпопея — разновидность романа, с особой полнотой охватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события.

Стихотворение А. С. Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может» (восприятие, истолкование, оценка) Любовь! Трудно представить А. С. Пушкина без любви, без особого преклонения перед женщиной. На протяжении всей истории человечества любовь являлась.

Сюжетно-композиционное своеобразие одного из произведений русской литературы XX века …Я была тогда с моим народом… А. Ахматова Моим любимым поэтом XX века является Анна Андреевна Ахматова. Удивительные поэтические строки.

Особенности образа рассказчика в одном из произведений русской литературы XIX века. (М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».) «Постепенное проникновение во внутренний мир героя… Во всех повестях одна мысль, и эта мысль выражена в одном лице, которое есть.

Особенности композиции одного из произведений русской литературы X I X века. (И. А. Гончаров. «Обломов».) Термин «композиция» часто подменяют синонимичными словами «структура», «архитектоника», «конструкция» и нередко отождествляют с сюжетом и фабулой. Честно говоря, композиция не.

Роль эпиграфа в одном из произведений русской литературы XIX века. (А. С. Пушкин. «Евгений Онегин».) Эпиграф к роману: «Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих.

Быть может за стеной Кавказа (что искали на Востоке герои русской литературы 19 века): сочинение

Русская литература 19 века неразрывно связана с темой Кавказа. Герои почти всех писателей того времени имеют какие-то отношения с этим «русским Востоком», его природой и народами. На мой взгляд, это вполне объяснимо. Русские вели непрерывные воины с горцами. Русские офицеры, среди которых были и писатели, отправлялись на Кавказ воевать, привозя с собой массу впечатлений и воспоминаний.

Так что же привлекало героев русской литературы в этих местах?

Для героя поэмы А.С. Пушкина «Кавказский пленник» Восток – это, прежде всего, край сильных и свободолюбивых людей. Уставший от светского общества, своего образа жизни, герой стремится к обновлению, новым впечатлениям. На Кавказе он надеется обрести такую желанную и необходимую ему свободу духа:

Свобода! Он одной тебя

Еще искал в пустынном мире.

Страстями чувства истребя,

Охолодев к мечтам и лире.

Но здесь герой попадает в плен. Постепенно он начинает прозревать. Оказывается, свобода — это всего лишь иллюзия. Жажда жизни, которую на словах герой не ценит, заставляет его приспособиться и к плену.

Благодаря любви молодой черкешенки, герой поэмы получает возможность обрести свободу: «Ты волен,— дева говорит,— беги». Из-за безответной любви «дева гор» гибнет, герой не роняет ни слезинки. Душа его холодна и безответна.

На Кавказе иллюзии героя рушатся. Он не обретает той свободы, к которой стремился, потому что от себя не убежишь.

В 1828 году М.Ю. Лермонтов пишет поэму с одноименным названием – «Кавказский пленник». В 1837 году он создает еще одно произведение, посвященное кавказкой теме, – «Мцыри».

Обе поэмы являются похожими по тематике. Сам Лермонтов долгое время жил на Кавказе, поэтому не смог остаться равнодушным к этим местам. Смысл обеих поэм состоит в исканиях героев, которые заканчивается тем, что к ним приходит смерть. Причем никто не получает желаемого.

Оба юноши стремятся к своим идеалам, не боясь преград, лишений и даже гибели. Через своих героев Лермонтов передавал собственные мысли и чувства. Таким образом, в поэмах «Кавказский пленник» и «Мцыри» Лермонтов создал образы положительных героев, которые современниками были восприняты как образы революционеров и борцов за свободу.

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» также тесно связан с Кавказом. Действие большинства его повестей происходит именно там. В своем романе писатель создал романтический образ восточной женщины, которая привлекла, правда, ненадолго, внимание Печорина.

Даже умирая, мучаясь от боли, Бэла ни на минуту не забывает о своем возлюбленном. Она предана ему до последней минуты. Бэла печалится, что «она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою Григория Александровича, и что иная женщина будет в раю его подругой». До последней минуты жизни Бэла даже не думает винить Печорина в своей смерти. Вся ее предсмертная печаль выражается в бесконечной любви к нему.

Живя одной любовью, Бэла оказалась перед смертью гордой женщиной, полной человеческого достоинства. Ее душевная жизнь ограничивалась только верой – и эту веру Бэла нарушила во имя любви. Но перед смертью она победила свою любовь. На предложение Максима Максимыча окрестить ее, она ответила, что умрет «в той вере, в какой родилась». Так состоялась своеобразная душевная победа Бэлы над Печориным.

Суровая и прекрасная природа Кавказа всегда привлекала русских писателей. Она создает романтическое настроение своей красотой, экзотичностью и скрывающимся в ней опасностям. Так, Лермонтов описывает переезд через Крестовый перевал в непогоду во всех леденящих душу подробностях. Однако природа может быть не только фоном, но и реальным действующим лицом, влияющим на судьбы героев. Например, из-за грозы происходит длительное свидание Печорина и Веры. Более того, Печорин в дневнике прямо говорит, что «воздух Кисловодска располагает к любви» и «здесь бывают завязки всех романов, которые когда-либо начинались у подошвы Машука».

Читайте также:
В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно (Ф.М. Достоевский) (по произведениям 19 века): сочинение

Л.Н.Толстой служил на Кавказе почти в тех же местах, что и М.Ю.Лермонтов. Но воинственных горцев увидели они по-разному. Вернее, видели они одно и то же, но воспринимали своеобычно. Мцыри пленен еще ребенком, он умирает, подобно орлу в клетке. Жилин попадает в плен к иноверцам на вполне «законных» основаниях. Он противник, воин, по обычаям горцев его можно взять в плен и получить за него выкуп.

В повествовании Толстого нет романтического накала, как у Лермонтова, нет высоких чувств и высоких поступков. По мнению писателя, грязная обыденность намного страшнее. Он описывает жестокость горцев, их фанатичную веру, нелюбовь к русским. Но, в то же время, Толстой не делает из кавказцев зверей, неспособных на человеческие чувства. Жилина любит местная девушка. Она, рискуя своей жизнью, помогает пленнику бежать.

Таким образом, герои многих русских писателей 19 века волею судеб или своего желания оказывались на Кавказе. Здесь они искали себя, любовь, счастье. Восток в их представлении был землей, дающей обновление. Но оказывалось так, что Кавказ приносил испытания, боль, страдания, разочарования. Потому что от себя не убежишь. Нужно найти гармонию внутри себя, тогда любое место принесет тебе счастье.

Примеры итоговых сочинений

5 готовых сочинений по новым направлениям 2021/22 учебного года.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?

Существуют люди, которые довольствуются малым и предпочитают оставаться на одном месте, потому что так комфортнее и удобнее. О таких личностях говорят, что они следуют проторённой дорогой, то есть всегда и во всём используют привычные, хорошо известные способы. Однако есть и такие люди, которые находятся в постоянном поиске. Они готовы к изменениям и риску, пытаясь достичь высот. На мой взгляд, подобный тернистый путь, полный сомнений и трудностей, намного лучше проторённой дороги. Чтобы доказать свою позицию, обращусь к произведениям художественной литературы.

Человек должен стремиться к нравственному совершенствованию и духовному развитию. Однако герой сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» больше всего на свете боится смерти и поэтому всю свою жизнь проводит в норе. Одиночество не слишком тревожит героя, ведь любое живое существо может представлять для него опасность. Он не живёт, а большую часть времени дрожит от всепоглощающего страха, не пытаясь найти друзей и обрести семейное счастье. В конечном счёте герой понимает, что если бы все пескари следовали его примеру, то вывелся бы весь его род. Само название сказки иронично: слово «премудрый» приобретает противоположное значение. Салтыков-Щедрин размышляет о людях, которые привыкли жить точно так же, как и его герой. Их существование никому не приносит пользы, потому что они лишают себя права на полноценную жизнь. Такие люди боятся тернистого пути и всегда выбирают проторённую дорогу.

Любимые герои Л.Н. Толстого, наоборот, находятся в постоянном движении, стремясь к духовному обогащению. Автор романа-эпопеи «Война и мир» проводит персонажей через множество тяжёлых испытаний, ведь только так можно стать настоящей личностью, заслуживающей достойной жизни. В начале произведения Андрей Болконский находится в состоянии смятения и, желая найти свой путь, уходит на войну. Изначально князь Андрей, не лишённый тщеславия, мечтает пойти по стопам своего кумира Наполеона и жаждет стать таким же авторитетным и влиятельным человеком. Однако во время Аустерлицкого сражения герой разочаровывается в своих честолюбивых помыслах и понимает, насколько мелочными были его прежние стремления. Ещё одним испытанием на тернистом пути Болконского можно считать его знакомство с Наташей Ростовой. Сначала ему кажется, что он никогда не сможет простить девушку за её симпатию к Анатолю Курагину. Однако перед лицом смерти князь Андрей испытывает совершенно необыкновенное чувство: «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам». Он видит страдание человека, которого больше всего на свете презирал, и прощает его. Именно тернистый путь учит человека душевности и гуманности.

В заключение хочется отметить, что следовать проторённой дорогой – это значит останавливаться в своём развитии. Испытания закаляют человека и дают ему силы двигаться вперёд. Иногда приходится рискнуть всем, чтобы пройти путь через тернии к звёздам, бросить жребий и перейти Рубикон. Разве не в постоянной борьбе и преодолении трудностей заключается смысл человеческого существования?

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?

Мир не стоит на месте и постоянно изменяется: появляются новые технологии, изобретения, совершаются открытия, которые значительно облегчают нашу жизнь. Конечно, прогресс – это замечательно, но во всём нужно знать меру и стараться

придерживаться золотой середины. В конце концов может возникнуть опасность вытеснения духовных ценностей технологическими новшествами. В этом случае люди перестанут прислушиваться друг к другу, будут конфликтовать, проявлять жестокость и забудут о гуманности. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Проблема столкновения материального и духовного поднимается в произведении XIX века – романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Автор создаёт характер разночинца-нигилиста, увлечённого медициной. Он отрицает красоту природы, считая её не храмом, а мастерской, умаляет роль искусства – поэзии и музыки. Ему кажется, что играть на виолончели или читать Пушкина – это пережиток прошлого, поэтому герой считает поведение поэтичного Николая Петровича нелепым и глупым. По мнению Базарова, не подлежат сомнению только абсолютные истины – то есть те теории и факты, которые доказаны наукой. Евгений хочет выглядеть смелым и независимым, однако два главных испытания – смерть и любовь – подвергают его нигилизм серьёзной критике. Наука не может занять в сердце человека такое же место, как чувство привязанности и любви к близким. Так, автор подчёркивает, что пренебрежение духовными ценностями – это путь в пустоту, ведь без душевности невозможно выжить.

Читайте также:
Пушкин и Жуковский: сочинение

Такая же проблема продолжает волновать писателей и в XX веке. Герой повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» пытается узнать секрет омоложения человеческого организма и решает провести антигуманный эксперимент. Профессор Преображенский пересаживает гипофиз человека бездомной собаке, не задумываясь о последствиях. Так, обычный пёс Шарик постепенно превращается в невежественного, грубого, безнравственного Полиграфа Шарикова. Новоиспечённый гражданин употребляет алкоголь, ругается, ворует вещи, а однажды даже пишет донос на самого профессора. Всё выходит из-под контроля, и Преображенский осознаёт, какую страшную ошибку совершил. Шариков становится человеком, лишённым каких-либо моральных устоев. Именно такое будущее грозит людям, перестающим заботиться о своём духовном развитии. Так, писатель подчёркивает, что не все плоды научно-технического прогресса идут на пользу человечеству. Каждый учёный должен нести ответственность за свою деятельность. Народ, который обесценивает нравственность, обречён на вырождение.

В заключение хочется отметить, что в настоящее время ускоренное развитие науки заставляет опасаться за судьбу вечных ценностей: любви и доброты, сострадания и взаимоподдержки. Новые научные достижения упрощают жизнь и помогают сэкономить время, но они не должны становиться важнее моральных норм. В конце концов стремление к духовному обогащению – это именно то, что отличает человека от животного.

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Почему люди становятся преступниками?

Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.

Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» желает ценой одной жизни сделать как можно больше благородных дел. На самом деле Родион Раскольников обманывает самого себя: после совершения преступления он так и не смог

воспользоваться деньгами старухи-процентщицы. В первую очередь герой хотел проверить собственную теорию, позволяющую делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Раскольников считал, что сильным личностям позволено распоряжаться чужими судьбами. Однако ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным, и герой начинает понимать, как сильно заблуждался. Его теория не проходит проверку реальностью, и в эпилоге романа мы видим человека, готового вступить на новый путь. Раскольников осознаёт, как важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор.

Порой человеком управляют чувства, и он перестаёт себя контролировать. Так, главный герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» в порыве ревности убивает свою жену. После свадьбы надежды Позднышева на семейное счастье не оправдались, а свою избранницу он едва ли мог назвать родственной душой. Герой всё чаще замечал на лице жены выражение какой-то враждебности и даже презрения. Рождение детей не сблизило супругов, они постоянно ссорились и в конечном счёте отдалились друг от друга так, что стали разговаривать лишь о бытовых проблемах. Нельзя сказать, что Позднышев испытывал к этой женщине какую-либо симпатию, но, узнав об измене, не смог совладать со своими чувствами. Им руководили ненависть и досада, разочарование из-за разрушенных надежд. Герой с хладнокровием совершает преступление, но впоследствии не может избавиться от угрызений совести. Есть поступки, которые легче предупредить, чем исправить. Отняв у другого жизнь, человек теряет себя и уже никогда не сможет ничего изменить.

Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?

Есть ли будущее у мира, в котором нет места искусству? На мой взгляд, это приведёт к деградации и вырождению человечества. Именно произведения искусства делают нас более гуманными, милосердными, учат нас сопереживать другим людям. Например, книги называют «детьми разума», потому что они действительно возвышают человека и очищают его душу. Особенно приятно читать литературное произведение, на героя которого хочется равняться. Каких персонажей я могла бы назвать родственной душой?

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» одна из главных героинь – Марья Болконская, честная и душевная девушка, которая восхищает своей природной чистотой и естественностью. Княжна Марья не отличается внешней красотой, скорее, наоборот, автор постоянно акцентирует внимание на её недостатках. Лицо девушки было «некрасивым и болезненным», отец не раз называет её «дурной» или «неловкой», а Анатоль Курагин отзывается о ней следующим образом: «Бедняга! Чертовски дурна!» Почему же эта героиня вызывает у читателей такую симпатию? У княжны Марьи большие, лучистые глаза, которые, как известно, являются зеркалом человеческой души. Действительно, эта робкая девушка обладает богатым внутренним миром, она всегда доброжелательна, искренне переживает за своих близких и умеет по-настоящему любить. Марья Болконская религиозна, живёт по христианским заповедям, согласно которым все люди равны и никому не следует желать зла. Героиня Толстого помогает «божьим людям», даёт образок брату,

Читайте также:
В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно (Ф.М. Достоевский) (по произведениям 19 века): сочинение

провожая его на войну, и отличается поразительным смирением и кротостью. Я думаю, что княжна Марья – идеал женщины, она заботлива и милосердна.

Ещё одной родственной душой я бы назвала заглавную героиню романа Ш. Бронте «Джен Эйр». Так же, как и княжна Марья, Джен некрасива и на первый взгляд кажется абсолютно посредственной и ничем не примечательной девушкой. Однако на самом деле героиня Бронте оказывается сильной, решительной личностью, всегда готовой постоять за себя и свои права. Её независимость, сила воли и чувство собственного достоинства не могут не вызывать восхищения. С детства Джен приходилось противостоять грубой и властной тёте, а затем выживать в тяжёлых условиях пансиона для сирот. Героиня преодолевает все препятствия и с честью выдерживает выпавшие на её долю испытания. При этом она сохраняет лучшие человеческие качества: способность к сочувствию, кристальную честность, искренность и бесстрашие. Так, она, не опасаясь за собственную жизнь, проводит последние минуты рядом с умирающей от чахотки подруги. Джен – достаточно гордая девушка, но эта гордость не имеет ничего общего с гордыней или эгоизмом. Она возвращается к любимому человеку, когда ему требуется её помощь и поддержка, заботится о нём до конца своих дней.

Действительно, герои художественных произведений могут стать для читателя лучшими друзьями и родственными душами. Сила духа, целеустремлённость, милосердие и внутренняя красота – вот те качества, которые позволяют мне назвать героинь Л.Н. Толстого и Ш. Бронте примерами для подражания. Конечно, у каждого читателя может появиться свой идеал. Те люди, которые ничего не читают, многое упускают и лишают себя эстетического наслаждения.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?

Гражданин – это достойный сын своего Отечества. Таких людей называют патриотами, потому что они готовы пожертвовать самым ценным, что у них есть, ради общего блага. Человек с активной гражданской позицией не может быть равнодушен к судьбе своего народа и в трудную минуту будет его защищать, потому что считает это своим долгом. Ещё Н.А. Некрасов отмечал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Настоящий гражданин всегда чувствует себя ответственным за всё происходящее на его Родине. Обратимся к произведениям художественной литературы, героев которых можно назвать людьми с активной гражданской позицией.

Патриот – это волевой и решительный человек, умеющий вдохновить и объединить других людей в тяжёлое для Отечества время. Именно таким является заглавный герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Бульба – старый козак, который с глубокой преданностью защищает Запорожскую Сечь, рискуя собственной жизнью. Он упрям, горд и бесстрашен, отличается удивительной силой воли и превыше всего ставит интересы козачества. Товарищи с уважением относятся к Тарасу Бульбе, считают его одним из самых авторитетных людей, всегда прислушиваются к его мнению. Именно Тарас сумел воодушевить козаков перед битвой, не позволил им опускать руки и падать духом. Он призывает товарищей объединиться и защищать родную землю до последней капли крови. Бульба не боится смерти, трусость ему вообще не свойственна: по его мнению, даже умирать надо уметь с честью и достоинством. Таким образом, героя Н.В. Гоголя действительно можно назвать человеком с активной гражданской позицией. Это прирождённый лидер, готовый делать всё возможное ради спасения своего народа и сохранения его традиций.

Патриотом можно назвать человека, который в первую очередь живёт не для себя, а для других. Так, например, герой поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Григорий Добросклонов – настоящий альтруист и народный заступник. Своё

предназначение он видит в совершении добрых поступков, способных изменить жизни людей к лучшему. Он становится на защиту нуждающихся, выступает против угнетателей, а в своих песнях прославляет русский народ и Родину. Гриша Добросклонов мечтает о светлом будущем освобождённых от крепостничества крестьян, называя их ратью, в которой скрывается несокрушимая сила. Н.А. Некрасов, не успевший закончить поэму, именно в этом герое видел того самого счастливого человека, которого так долго искали крестьяне. Поэт подчёркивал взаимосвязь личного и народного счастья, а для Гриши Добросклонова смысл жизни и заключается в служении Отечеству.

Таким образом, человек с активной гражданской позицией – это патриот, вдохновитель, который никогда не останется в стороне, если его народ нуждается в защите и помощи. Это смелый, мужественный человек, который не боится пойти на риск. В трудное для всей страны время он может воодушевить и повести за собой других людей.

Тема Кавказа в русской литературе ХIХ века. (Пушкин, Лермонтов и Л.Н.Толстой).

Около двух столетии назад как одна из важных и волнующих тем возникла в русской литературе тема Кавказа. О самого начала встреча с Кавказом обернулась для русской литературы не просто освоением доселе неведомого внешнего объекта, а диалогом, без которого уже не представимо само ее внутреннее развитие, как не представим и сам ее облик без пушкинского “Кавказского пленника, толстовских «Казаков» и «Хаджи-Мурата». Считается, что Пушкин первый в русской поэзии воплотил в “Кавказском пленнике” (1820-21 гг.) тему Кавказа не по чужим рассказам, а опираясь на непосредственные впечатления (жил на Кавказских минеральных водах в июне-августе 1820 г.). Была тенденция в нашем литературоведении 20-х гг. относить южные поэмы Пушкина к байроническим (влияние “восточных поэм” Байрона) и в этом, прежде всего, видеть их значение. Но сам Пушкин ценил в поэме именно отражение кавказской жизни. В 1829 г. во время новой поездки на Кавказ, по пути в Арзрум, на одной из станций Военно-Грузинской дороги записал: ‘Здесь нашел я измаранный список Кавказского пленника” и признаюсь, перечел его с большим удовольствием. Все это слабо, молодо неполно; но многое угадано и выражено, верно”. А в черновом варианте “Путешествия в Арзрум добавлено: Сам не понимаю, каким образом мог я так верно, хотя и слабо, изобразить нравы и природу виденного мною издали” В “Кавказском пленнике” знаменателен одический “Эпилог”, поэт обещает воспеть: « ..тот славный час, Когда, почуя бой кровавый, На негодующий Кавказ Поднялся наш орел двуглавый»; дальше в эпилоге есть такие строки: Смирись, Кавказ, идет Ермолов! (Это уже начало собственно Кавказской войны, не с персами и турками, а с горцами, начавшейся после назначения Ермолова наместником Кавказа, осенью 1816 г.).Но у Пушкина, наряду с Ермоловым, прославлен в поэме и “черкес” за воинственность. Поэт восхищается тем, что он (“черкес”) “гроза беспечны казаков”, “исполнен огненной отваги”. В пушкинском “Кавказском пленнике” мотивировка основной сюжетной ситуации, казалось бы, совершенно очевидна: черкесы захватывают героя в плен. Но почему пушкинский Пленник вообще оказывается на Кавказе? Что его туда влечет? (Ведь, как отмечалось исследователями, он не офицер, а путник,- значит, его пребывание на Кавказе нельзя объяснить долгом службы). Как явствует из текста поэмы, Пленник, разочаровавшись в светской жизни, бежит в далекий край потому, что его влечет туда веселый призрак свободы и потому, что он надеется успокоить там воспоминание о несчастной любви. В 1829 г. Пушкин делает важный шаг в преодолении воинственного романтизма, он пишет стихотворение “Кавказ” (“Кавказ подо мною”). В нём ‘люди” Кавказа представлены “нищим наездником”, “пастырем . Сама панорама Кавказа как на школьном макете – взгляд поэта опускается сверху вниз и видит одновременно и Арагву и Терек. Дальше в стихотворении заключительная строфа о Тереке и уже после нее Пушкин дописал строки (ненапечатанные), в которых сравнивается Кавказ с Тереком, который “воет как зверь в клетке: «Так буйную вольность законы теснят. Так дикое племя под властью тоскует. Так ныне безмолвный Кавказ негодует. Так чуждые силы его тяготят». Следующий шаг Пушкина в осмыслении Кавказа – поэма «Тазит» Тот же 1829 г. Она написана в тех же Минеральных водах, что и «Кавказский пленник» , теперь уже по пути из Арзрума домой (опубликована после смерти поэта в 1837 г.). Герой поэмы «Тазит» отказывается от бытовавшего веками кровомщения у горцев, тем самым он выпадает из традиционной горской героики. Не может убивать, грабить мстить, не может проливать кровь. В то же время сама жизнь народа быт воинская обрядность в поэме даны гораздо лаконичней, выразительней, предметней, чем в “Кавказском пленнике Горцы здесь не общекавказские “черкесы” (как в “Кавказском пленнике), а конкретная народность “адехи” (абадзехи, адыгейцы).Белинский справедливо отметил что никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы как Лермонтов. В студенческие годы и позже обращается к Кавказу В поэме «Аул Бастунджи» поэт называет себя его сыном. Полюбив Кавказ еще в «младенческих годах», Лермонтов писал, что годы кавказские для него священные. Такие замечательные по содержанию. и художественному мастерству произведения как «Герои нашего времени», поэмы «Демон»,«Мцыри», «Хаджи Абрек», стих-я «Кавказ», «Тамара» «Дубовый листок» ставят Лермонтова как певца Кавказа на 1-е место в мировой литературе. У Лермонтова пушкинский «нищий наездник» обретает имя. В «Герое нашего времени» образы Казбича, Азамата, Бэлы даны крупным планом, с тонким при всем лаконизме психологизмом Картины природы в романе, в частности в «Княжне Мери», создают эмоциональный фон и знакомит читателя с природой Кавказа Л. Толстой также обращался к теме Кавказа ‘Хаджи-Мурат” – вершинное достижение русской классики в плане воссоздания образа человека из стана врага. Аварца Хаджи-Мурата – главного героя повести, воссоздания горской жизни с ее реалиями. Здесь кавказец Хаджи-Мурат – образ мирового звучания. В позднем творчестве писателя присутствует антитеза между красотой природы и уродливость всех людских отношений. Эта антитеза содержится и в повести “Хаджи-Мурат”. Толстой со свойственной ему обстоятельностью описывает летние полевые цветы, точно и тонко характеризует их признаки и свойства, вызывая у читателя глубокое чувство любования жизнью, ‘чудной природой’ с её многообразной красотой. Но красоте дикой природы снова противопоставлены действия культурного человека” – “разрушительное существо” человек, для поддержания своей жизни” уничтожая “разнообразные живые существа, растения” разрушает и красоту природы: среди мертвого чёрного поля остался только один цветок -репейник, в упорной борьбе с человеком отстоявший свою жизнь. По мере развития противопоставление усиливается, резко обозначается антитеза: красота природы – вражда и жестокость людей. В XVIII главе мы узнаём о том, что Хаджи-Мурат решил бежать от русских в горы, чтобы спасти семью от расправы Шамиля. Но вырваться из плена можно было, только рискуя собственной жизнью. И снова деспотизму людей, поставивших Хаджи-Мурата в безвыходное положение, противопоставлена красота южной природы. Хаджи-Мурат идёт к своим нукерам, чтобы исполнить смелое, но страшное решение. ‘Как только он вышел в сени с отворенной дверью его охватила росистая свежесть лунной ночи, и ударили в уши свисты и щелканье сразу нескольких соловьев из сада, примыкавшего к дому”. Поэтический образ соловья выполняет в повести роль авторской оценки и, в сущности, заменят непосредственное авторское осуждение жестокости испорченных цивилизацией людей. Во время приготовления к побегу и неизбежному бою свист сабель перемешивается со свистом соловьев: “Потом всё затихло и опять слышалось соловьиное чмоканье и свист из сада. ” В XXV главе, повествующей о гибели Хаджи-Мурата вновь возникает эта антитеза Хаджи-Мурат и его нукеры, спасаясь от врагов, въезжают на “остров распустившихся кустов”. Повторяющиеся детали – лунный свет и щелканье соловьев. “Молодой месяц, светивший сначала, зашёл за горы.” Но когда затихли люди, соловьи опять защелкали. “Делам жестоких людей – «охотников”, стоявших в пороховом дыму после убийства Хаджи-Мурата, противостоит прекрасная жизнь природы в её неизменной красоте: Соловьи, смолкнувшие во время стрельбы, опять защелкали”. “Тема Кавказа” в русской литературе 19в – это не только отражение (воссоздание, воспроизведение) кавказской жизни, тех или иных ее сторон, это и сложившееся представление о феномене Кавказа. Для русских литераторов Кавказ в то время – это и место ссылки, изгнания, и часто – отдушина, якорь спасения, где можно найти хоть какой-то приют от гонений на родине (вспомним лермонтовское: “Быть может, за хребтом Кавказа, укроюсь от твоих пашей” или приезд Пастернака в 1958—59 гг. в Тбилиси в разгар травли после издания “Доктора Живаго”).

Читайте также:
Тема транспорта в русской литературе XIX века: сочинение

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Тема Кавказа в русской литературе ХIХ века. (Пушкин, Лермонтов и Л.Н.Толстой).

Тема Кавказа в русской литературе ХIХ века. (Пушкин, Лермонтов и Л.Н.Толстой).

«Кавказ подо мною». Что писали о регионе Пушкин и его современники

Место непрекращающихся войн, беспокойная окраина, выселки инакомыслящих – в начале ХIX века Кавказ был обладателем, мягко говоря, дурной славы. Но из региона с запятнанной репутацией Кавказ стал объектом восхищения людей всей страны. И этим горная местность обязана поэтам, писателям и деятелям культуры: именно Пушкин, Лермонтов, Толстой в своем творчестве прославили Северный Кавказ как ювелирное произведение природы, родину свободолюбивых народов и хранилище национальных традиций.

Пушкин на Кавказе

Одним из первых, кто отразил Кавказ в своём творчестве, был Александр Пушкин. На Кавказе он побывал дважды: первый раз в 1820 году, когда был выслан из Петербурга за участие в кружке «Зеленая лампа», литературном филиале тайного политического общества, созданного для борьбы с самодержавием и крепостничеством. Поэт писал брату, что ему также очень нужны были лечебные воды – «серные, горячие». Путешествия в те годы были лишены элементарных удобств, к тому же были длительными и тяжелыми, поэтому сами по себе становились событиями в жизни людей, которые решились на подобные поездки. Но уже тогда Пушкина восхитили пейзажи Ставрополья – Бештау, Машук, Каменная и Змеиная горы. Поразил молодого поэта, как позже писал его биограф, и местный быт. Аулы, кибитки, верблюды – всё это было ново и непривычно для литератора. Впечатлили Пушкина и люди: вольные нравы горцев и их порой дикие обычаи стали для Пушкина открытием. Здесь привычная жизнь автора поменялась полярно: гостиницей для него стал калмыцкий аул. Всё это стало каркасом для легендарной поэмы «Кавказский пленник», в которой Пушкин отразил самобытность кавказцев и позже назвал произведение «стихами своего сердца». Увидев своими глазами, как жители станицы, а это были в основном женщины, загоняют до захода солнца в ворота скот и сами спешат укрыться, Пушкин пишет:

Читайте также:
Тема транспорта в русской литературе XIX века: сочинение

На берегу заветных вод
Цветут богатые станицы,
Веселый пляшет хоровод,
Бегите, русские певицы,
Спешите, красные, домой:
Чеченец ходит за рекой.

Способствовала творчеству поэта и любовь. На Кавказе он был рядом со своей музой Машенькой Раевской, которой позже посвятил поэму «Полтава». Но спустя пять лет после первой поездки на Кавказ, Раевская стала княгиней Волконской, а ещё через год Пушкин простился с ней навсегда, когда Волконская уезжала за декабристами.

Второй визит Пушкина на Кавказ датирован 1829 годом. Поэт провел в Пятигорске всего несколько часов по пути в армию. Памятник знаменитому автору в Ставрополе можно найти на проспекте Карла Маркса. В день рождения поэта, которое отмечают 6 июня, там всегда шумно: школьники читают стихи и разыгрывают костюмированные сценки из произведений автора.

Лучше гор могут быть.

Кавказ занял существенную нишу и в творчестве Михаила Лермонтова. Он приехал сюда ещё десятилетним ребёнком – тогда посетил Горячие воды. А спустя 12 лет попал в ссылку и жил в Пятигорске.

«Княжна Мэри», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу» – всем известные стихотворения Лермонтова ярко отражают как природу, так и людей, увиденных поэтом на Кавказе:

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами.
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами! (Пророк)

На Ставрополье много мест, связанных с великим поэтом. Домик Лермонтова, грот Лермонтова, лермонтовские ванны – всё это давно стало местными достопримечательностями, которые посещают как туристы, так и местные жители.

Здесь же, на Кавказе, поэт нашёл и свою смерть. Трагедия случилась у подножья горы Машук, на Месте Дуэли. Первоначально Лермонтов был похоронен на кладбище Пятигорска. Однако весной 1842 года свинцовый гроб с останками поэта был увезен из Пятигорска.

« Литературная колыбель» Толстого

Ещё один из всемирно известных литературных деятелей, уделивших в своем творчестве место Кавказу, – Лев Толстой. Писателю было 23 года, когда он приехал в Пятигорск.

Сначала город не произвел на Толстого никакого впечатления. Однако позже биографы писателя назовут Кавказ «литературной колыбелью» для творчества. Здесь была написана первая повесть Толстого «Детство», которая позже была опубликована в «Современнике». Работая над повестью, Толстой в Пятигорске «выносил» ещё одно произведение. Изначально оно должно было называться «Письма с Кавказа», однако позже писатель именовал рассказ как «Набег».

Можно с уверенностью говорить, что именитые персоны, которые в разные годы посещали наши земли, не только отразили Ставрополье в своей литературе. Ведь они, сами того не зная, выступили эдакими имиджмейкерами Северного Кавказа. Отличие лишь в том, что репутационный взнос на страницах книг –вечен.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: