Ахмадулина: сочинение

Ураганы любви Беллы Ахмадулиной

03/02/2016

Ураганы любви Беллы Ахмадулиной

В своем мемуарном романе “Таинственная страсть”, сериал по которому скоро покажет Первый канал, Василий Аксенов отвел особое место Белле Ахмадулиной – единственному его другу-женщине.

В 60-е годы ХХ века на страну внезапно обрушилась “оттепель”. Она поманила свободой всех, но особенно – талантливых молодых литераторов, сбившихся в богемный кружок. Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава – и единственная среди них, равных, женщина Белла Ахмадулина.

Справка “С.-И.”

Изабелла Ахатовна Ахмадулина (1937–2010) родилась в Москве в семье начальника столичной таможни, татарина по национальности, Ахата Валеевича Ахмадулина и майора КГБ Надежды Макаровны, происходившей из рода обрусевших итальянских революционеров Стопани. Была отчислена с четвертого курса Литературного института им. Горького за отказ подписать письмо против Бориса Пастернака. Позже восстановлена и получила красный диплом, вынеся из учебы понимание “как не надо писать и вообще жить”. Подписывала все письма в защиту опальных писателей. Лауреат Государственных премий СССР и России, награждена многими орденами и премиями. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Поэзия эрекции

Теперь их считают советскими классиками, а тогда они были практически диссидентами – говорили правду или, во всяком случае, так думали, что их стихи и есть правда. На вечера в Политехническом музее и Лужниках приходили тысячи, с замиранием сердца следившие за каждым словом со сцены. Тогда Евтушенко написал: “Поэт в России – больше, чем поэт”. И его стихи, и Вознесенского, и Рождественского в самом деле были полны гражданского пафоса. Ахмадулина стояла особняком. На время она увлеклась гражданственностью, но быстро поняла, что поет с чужого голоса. Она была чистый лирик, писала о вечном и личном. Но и ее слушали затаив дыхание – лирики тогда тоже не были в чести у власти. Этой особостью, женственностью она объединяла своих собратьев по перу, которые, как всякие творцы, плохо ладили между собой. Ахмадулина жила любовью, окружала себя любовью и писала о любви, чем заслужила презрение Анны Ахматовой, назвавшей ее творчество поэзией эрекции. Молодая поэтесса боготворила Ахматову, о ее отзывах знала, но себе не изменила.

Вон из дома!

В одном из последних интервью Белла Ахатовна призналась, что с юности ею владела страсть, которая вела, подчиняла, определяла путь – звучащее слово. Один из ее сборников так и называется “Звук указующий”. Только ему она мечтала служить – но жизнь предлагала разные сценарии. И она их принимала.

Первым ее мужем стал Евгений Евтушенко, они познакомились в Литинституте студентами. Брак был страстный, но всего на три года. Неудивительно: конфликт честолюбий, в котором не было победителей, хотя. Белла никогда не комментировала своих отношений с поэтом, а он оставил строки: “А собственно, кто ты такая, с какою такою судьбой, что падаешь, водку лакая, и все же гордишься собой?”

Через год после развода Ахмадулина стала пятой женой Юрия Нагибина, практически живого классика. Маститый писатель, увидев Беллу на сцене Политехнического, был сражен ее талантом и женской прелестью. Они прожили восемь лет, то разбегаясь, то бросаясь друг другу в объятия. Сцену расставания Аксенов описал в своем романе “Таинственная страсть”: Нагибин возвращается домой, тщетно зовет жену. “он шагнул в спальню и остолбенел. На супружеской кровати в живописных позах возлежали три женских тела. Члены их переплелись. Власы их простирались по подушкам, будто разбросанные ураганом любви. Взревев, он понесся по спальне, с грохотом отбрасывая предметы мебели и с треском распахивая окна. “Вон из моего дома!” Он распахнул все двери и долго выбрасывал на лестничную площадку всякий одежный хлам”.

Особые тропы

О том, что было после, красочно рассказывает преемница Ахмадулиной в роли жены классика Алла Нагибина. Белла не хотела расставаться с тем, кто обеспечил ей безбедную жизнь, и придумала способ удержать мужа. С подругой по той памятной ночи разврата Галиной Сокол (ставшей впоследствии женой Евтушенко) она отправилась к знакомой директрисе детского дома. Обе взяли по ребенку: Галина – сына, Белла – дочь Анну. Но ребенок, получивший отчество от имени Юрий, не спас брак – Нагибин считал детей недопустимой помехой творчеству, и ни одна из шести его жен это правило не нарушила.

Вскоре Аня поселилась с няней и матерью Беллы в квартире, которую купил ей Нагибин в качестве отступного. Отношения между матерью и Беллой оставляли желать лучшего, но, по рассказам Анны, мать о ней заботилась. Через пять лет в этой квартире поселилась еще одна девочка – Лиза, дочь Ахмадулиной и Эльдара, сына народного поэта Кабардино-Балкарии Кайсына Кулиева. Сын не унаследовал дарования отца и как попал в круг золотой творческой молодежи, никто не помнил. Впрочем, куда он исчез после разлуки с Беллой, тоже никто не знал.

Читайте также:
Лондон: сочинение

Не интересовалась этим и она сама: у Ахмадулиной начался роман с Василием Шукшиным, снявшим ее в эпизоде в фильме “Живет такой парень”. Ей удалось чудом примирить строптивого провинциала с Москвой, с людьми из литературно-кинематографической тусовки, в которую он стремился и которую презирал. Она научила его одеваться, купив на гонорар за ленту первые в его жизни костюм, галстук и туфли. После выхода фильма на Шукшина и Ахмадулину вылили не один ушат грязи. Всеобщего негодования не очень прочная связь не выдержала.

Белла, казалось, не слишком убивалась, теряя одну любовь за другой. Одаривала потомков бессмертными строками и шла дальше, своими особыми тропами.

Далекие и близкие

Однажды на этих тропах ей встретился театральный художник, двоюродный брат Майи Плисецкой и известный в московской богемной среде Борис Мессерер. Тогда он жил с красавицей-актрисой Эльзой Леждей (Зиночка Кибрит из советского телесериала “Следствие ведут знатоки”). Белла и Борис познакомились, выгуливая собак, разговорились, подружились и скоро поженились. Это стал последний и самый продолжительный брак поэтессы.

Пока Белла Ахатовна была жива, интервью давала только она. О творчестве, друзьях-шестидесятниках, своем времени – но никогда о личной жизни. После ее кончины Борис Асафович допустил журналистов в их с Беллой святая святых. Он объясняет, что, в отличие от других мужчин, любил в ней прежде всего женщину, а не поэта, хотя собрал и систематизировал все ее творческое наследие. Что они были на удивление близки в эстетических оценках, хотя и разнились характерами. Что дарил жене дорогие наряды, шляпы и украшения, создавая художественный образ гениальной поэтессы. Что в дружеских застольях ему пришлось научиться контролировать собственные дозы спиртного, дабы вовремя остановить жену – сама она этого не умела.

Много и охотно рассказывает овдовевший художник. Кому-то даже кажется, что настал его звездный час – благодаря Ахмадулиной он обрел-таки широкую известность, а Белла с ним была несчастна. Вот и с дочерьми жены он не общался и не общается – зачем ему чужие дети? Да и мало ли какие соображения могут омрачить отношения наследников по прямой? Меж тем Анна и Елизавета отзываются о Борисе с теплотой и благодарностью. Обе пошли по изобразительной части и даже шутят, что способности унаследовали от отчима.

Еще в молодости Ахмадулина вывела для себя истину: за все грехи человек непременно будет наказан, а для творческого человека кара страшна особенно – его оставит дар Божий. В последние годы Белла Ахатовна не могла писать. Подводило зрение, а сочинять “в голове” она не умела. Но талант не оставил ее. А значит, перед людьми и вечностью она чиста.

Шедевры на салфетках

Борис Мессерер после женитьбы на Ахмадулиной собирал и недавно издал в четырех томах большую часть ее “подаренных” стихов – тех, которые разошлись между ее друзьями и случайными знакомыми на тетрадных листках и салфетках и не попали прежде ни в один ее сборник.

Одна в трех книгах

В романе Эдуарда Лимонова “История его слуги” Ахмадулина выведена как Стелла Махмудова. В мемуарном “Дневнике” Юрий Нагибин называл ее Гелла – как дьяволицу в “Мастере и Маргарите”. В “Таинственной страсти” она – поэтесса Нэлла Аххо (по словам Аксенова, это просто возглас восторга).

Спасибо за свинью

Ия Саввина, которая озвучила Пятачка в мультфильмах Федора Хитрука про Винни Пуха, взяла его образ с Ахмадулиной. Когда его показали, поэтесса узнала себя, но совсем не обиделась и даже поблагодарила актрису за то, что та подложила ей “свинью”.

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Анна Ахматова

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Белла Ахмадулина: Творческий взлёт, ураганы любви и печальная старость яркой звезды

Белла Ахмадулина была талантливой поэтессой. Приняла участие в съемках киноленты «Живет такой парень». Её стихи можно услышать в фильмах.

Белла Ахмадулина была талантливой поэтессой и написала огромное количество замечательных произведений. Помимо этого, приняла участие в съемках трагикомедии «Живет такой парень» и мелодраме «Ключи без права передачи». В 60-е годы её творчество произвело настоящий поэтический бум. Поразительным образом Ахмадулиной удавалось собирать полные стадионы. Поклонники любили её произведения, а композиторы превращали их в прекрасные песни, романсы.

Читайте также:
Галич: сочинение

Семья и призвание

Белла Ахатовна коренная москвичка. Отец всю жизнь занимал ответственные партийные должности, храбро воевал в годы Великой Отечественной войны. Мама трудилась в органах госбезопасности. Знала несколько иностранных языков.

Редким, но красивым именем Изабелла малышку, появившуюся на свет в апреле 1937 года, нарекли по желанию бабушки. Если говорить о национальности, то по линии отца она – татарка. В жилах же матери текла русская и итальянская кровь.

В основном воспитанием ребенка занималась бабушка (по материнской линии), так как родители постоянно находились в командировках. С раннего возраста Изабелла любила читать классику, особенно восторгалась поэзией А.С. Пушкина.

Во время войны Ахмадулину эвакуировали в Казань, где проживали родственники отца. Несмотря на хороший уход, она заболела и её жизнь была в опасности. Благодаря маме, которая вовремя приехала навестить дочь, Изабелла не ушла в мир иной. Надежда Макаровна, в буквальном смысле, подняла на ноги всех врачей, и не отходила от дочери до тех пор, пока коварный недуг не отступил.

Трудное становление и студенческие годы

Первые свои стихи написала в школьные годы. Тогда же решила убрать из своего имени несколько букв, считая, что Белла звучит намного лучше. Вдохновением для творчества стало произведение американской писательницы Г. Бичер-Стоу — «Хижина дяди Тома». Именно угнетённым невольникам и их детям девочка посвятила трогательные строки.

Через время у подростка появился собственный стиль, а став совершеннолетней дебютировала в издании «Октябрь». Но не всем поэзия девушки нравилась. В газете «Комсомольская правда» (1957 год) появился очерк, в котором говорилось: «…стихи Ахмадулиной не соответствуют духу времени».

Не поддерживали Беллу и родители, советуя поступить в МГУ и стать профессиональным корреспондентом. Чтобы не огорчать близких, она так и сделала. Однако экзамены успешно сдать не удалось. Некоторое время работала в издании «Метростроивец». Но от своей мечты, учиться в Литературном институте, не отказалась.

В заветный ВУЗ Белла поступила без труда. Вскоре же произошли события, из-за которых ей не позволили продолжать учебу. В конце 50-х Борис Пастернак был награжден Нобелевской премией. Это событие привело к грандиозному скандалу.

Чиновники писали осуждающие письма и предлагали их подписывать рабочим, интеллигенции, студентам. Белла не считала, как утверждали многие, что писатель «изменник родины». Поэтому оказалась в списке отчисленных.

Ахмадулина не только покинула стены учебного заведения, но и родной город. Вскоре устроилась в иркутское издание репортером. Руководство по достоинству оценило талант писательницы, и поспособствовало её возвращению в Литературный институт.

Творчество

Первый сборник стихотворений Белла Ахатовна смогла создать и напечатать в 1962-м году. Он назывался «Струна». Его сразу же отметили именитые писатели: Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко.

Необычная манера чтения, чувственность и искренность затронули сердца многих соотечественников. Хотя критики в её адрес было предостаточно. И все же с каждым годом Ахмадулина становилась все популярней. Она трудилась не щадя себя. Один за другим выходили её сборники: «Метель», «Стихи», «Свеча».

Белла Ахатовна не только была поэтессой. Она собирала биографические сведения об известных деятелях искусства и написала о них книги (В. Набоков, М. Цветаева, В. Высоцкий, В. Ерофеев и др.).

Кинематограф

Серьезно об актерской карьере Ахмадулина никогда не задумывалась. И все же в её кинокопилке есть четыре картины. Дебютировала в экранизации Марлена Хуциева «Застава Ильича». Этот художественный фильм больше известен как «Мне двадцать лет». Главных героев сыграли Валентин Попов, Николай Губенко, Марианна Вертинская, Станислав Любшин, Лев Прыгунов.

Успех, хоть и не всесоюзного масштаба, к Белле Ахатовне пришел после премьеры трагикомедии «Живёт такой парень». Ей досталась роль журналистки молодежной газеты, которая хочет написать очерк об шофере Пашке Колокольникове. Его великолепно сыграл Леонид Куравлев.

В 1970-м году мелькнула в киноленте «Спорт, спорт, спорт». Через шесть лет приняла участие в знаменитой мелодраме Динары Асановой «Ключ без права передачи». Её героиня декламировала стихи у Пушкинского дома на Мойке. В картине также можно увидеть Е. Цыплакову, З. Герда, Е. Васильеву, А. Петренко, Е. Проклову.

Несмотря на то, что талантливая писательница так мало появлялась на экранах, её поэзия присутствует во многих картинах. В Рязановской «Иронии судьбы…» Барбара Брыльска голосом А. Пугачевой спела произведение на стихи Ахмадулиной – «По улице моей который год…». В киноленте «Жестокий романс» Лариса Гузеева голосом В. Пономаревой пела – «А напоследок я скажу…». Замечательно прочла и Светлана Немоляева стих «О, мой застенчивый герой» в культовой экранизации «Служебный роман».

Читайте также:
Верн: сочинение

Ураганы любви поэтессы

Впервые брачными узами Ахмадулина себя связала с Евгением Евтушенко. Они безумно любили друг друга. Но брак продержался всего несколько лет. Причина была в разногласиях по поводу детей. Белла мечтала о ребенке, а Евгений настоял на прерывании беременности.

Позже он корил себя за этот необдуманный поступок, который охладил к нему чувства любимой женщины.

Надолго остаться одной поэтессе не позволил Юрий Нагибин. С первой минуты очаровательная девушка завладела его сердцем. Супруги прожили вместе девять лет, но общих детей у них не было. Причиной расставания стала измена Ахмадулиной.

Уже разводясь с писателем, Белла Ахатовна решила удочерить малышку из детского приюта. Отчество приемная дочь Анна, получила от Нагибина, хотя он не имел к ней никакого отношения.

В начале 70-х у Ахмадулиной случился страстный роман с Эльдаром Кулиевым (сыном балкарского классика). Своему избраннику поэтесса подарила дочь Лизу. Несмотря на рождение ребенка, пара рассталась.

Последним мужем Беллы Ахатовны стал театральный художник Борис Мессерер. Они поженились в 1974-м году, трепетно друг к другу относились, и на всех мероприятиях появлялись вместе.

Заботу же о детях взяла на себя бабушка. Ей помогала домработница.

Впоследствии Елизавета Эльдаровна поступила и в тот же ВУЗ, что и мама. Успешно его окончила. А Анна Юрьевна пожелала учиться в полиграфическом институте.

29 ноября 2010 года в прессе появилось сообщение, что после длительной болезни ушла из жизни Белла Ахмадулина. В тот период супругов редко кто навещал на их даче в Переделкино. Поэтесса практически потеряла зрение, передвигалась на ощупь и уже ничего не писала…

Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Белла Ахмадулина: тайна имени

На библиотечной полке она – рядом с Ахматовой. В мире высокого искусства – рядом с камерной музыкой: почти бесплотной, но теплой и грустно-умной. В пространстве жизни – с бедами и эйфориями земного времени, отведенного ей Судьбой.

Но как бы ни дорожила она дружбой, любовью, вдохновенным общением, всего дороже были «замкнутые уединения». Они были «трудно-отрадны и плодотворны». Без этих часов, дней или ночей, поведенных наедине с поэзией, не было бы страниц, подписанных нежным именем «Белла».

Как причудливо тасуется колода…

Все дело в имени и дате рождения. Ведь она родилась Изабеллой. Ее мама была увлечена Испанией: гордое королевское имя Изабелла казалось ей воплощением испанского. Повзрослев, девочка отказалась от испанско-королевского следа: она избавилась от «Изы», оставив себе только «Беллу».

Родилась Белла-Изабелла в 1937 году. Прошло сто лет после гибели Пушкина, все гибли и гибли люди – по страшным и странным обвинениям. Иосиф Бродский видел в символической дате ее рождения «подтверждение изумительной жизнеспособности русской культуры».

В крови Беллы Ахмадулиной смешались русские, татарские, итальянские краски. Русско-итальянская мама служила переводчицей, отец-татарин на таможне. Бабушка была родной сестрой революционера Александра Стопани. Внук итальянского шарманщика, в октябре 1917 он находился в эпицентре событий, в Смольном.

Может быть, от Стопани внучатой племяннице Белле передались не только тонкие черты лица, но и социальная активность. Она отказалась участвовать во «всеобщем» осуждении Пастернака, боролась, как могла, за Сахарова, поддерживала решившегося на эмиграцию Войновича. И вообще была замечена в крайне не соответствующих образу милой поэтессы конфликтных ситуациях.

Жизнь как искусство

Когда начался путь Беллы в поэзию.

Читатели узнали ее сначала как журналистку, которая писала для скромной газеты «Метростроевец». (В 1964 году зрители, посмотрев фильм «Живет такой парень», узнают Беллу в стильной журналистке.) Было много забавных ситуаций. Нужно брать интервью, а над Беллой, вчерашней школьницей, смеются. Но она все равно писала – пусть пока не поэтические, а репортерские строки об оранжерее, в которой выращивают огурчики для работников Метростроя, об электропоездах.

Поэтические дебюты Ахмадулиной состоялись благодаря хлопотам двух поэтов – Евгения Винокурова и Степана Щипачева. С Винокуровым Белла познакомилась на Автозаводе имени Сталина (потом – имени Лихачева). Он вел там литературный кружок, и Белла пришла на занятия. В мае 1955 года Винокуров включил стихотворение Беллы «Родина» в поэтическую подборку для «Комсомольской правды». И Винокуров, и Щипачев хлопотали о публикации ее стихов в журнале «Октябрь». Позже Белла скажет, что ее ошеломил гонорар – 70 рублей.

Читайте также:
Айтматов: сочинение

Поэт Илья Сельвинский посоветует Белле поступить в Литературный институт имени Горького. В отзыве-рекомендации он напишет:

«Как бы там ни было, что бы в Вашей жизни ни произошло, помните, что у вас дарование с чертами гениальности, и не жертвуйте им никому и ничему!»

Белла Ахмадулина

В институте ее поэтический талант был замечен и оценен сразу, но как-то по-разному: и хвалили, и язвили. Беллин талант другого рода – не предавать! – привел к исключению. Поводом стала Нобелевская премия по литературе.

В 1958 году она была присуждена Борису Пастернаку, идеологически не благонадежному писателю. Сегодня трудно понять, почему весть о присуждении премии вызвала у Пастернака ужас. Писатель понял, что в СССР он теперь чужой среди своих. События стали развиваться по худшему сценарию.

Почти никому в СССР не известное сочинение Пастернака «Доктор Живаго» вызвало у интеллигенции и студенчества «внезапное» нежелание дышать с автором «клеветнического романа» одним воздухом. Пастернак был исключен из Союза писателей. Встал вопрос о высылке из страны.

Нетрудно представить, как была воспринята в Литературном институте выходка студентки Ахмадулиной: она отказалась подписать коллективное письмо, осуждающее писателя.

Ведь могла бы, раз так ценила Пастернака, сбегать к нему и объяснить, что вынуждена поставить подпись. Так сделали некоторые ее однокурсники. Но Белла поступила по-своему. В связи с этим в институте ей не простили пренебрежение марсксизмом-ленинизмом: она спутала на экзамене диамат (диалектический материализм) с диабетом и не смутилась. Разумеется, студентку исключили.

С такой репутацией работу ей не предлагали.

Но Белле все же посчастливилось обойтись без обвинений в тунеядстве: Сергей Смирнов, известный писатель, пристроил ее внештатным корреспондентом в «Литературную газету в Сибири». Человеком он был непростым, как говорила сама Ахмадулина, но тогда он ей действительно помог.

Позже в институте Ахмадулину восстановили. В 1960 она его благополучно окончила. Еще до того как стать «дипломированным специалистом», Белла написала много прекрасных строк. Например, вот эти:

По улице моей который год
звучат шаги – мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден.

В 1975 году благодаря композитору Микаэлу Таривердиеву строки станут романсом и прозвучат в фильме Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!»

Кстати, у Беллы с кино сложились красивые отношения. Ее стихотворение «О, мой застенчивый герой» проникновенно читает в «Служебном романе» Светлана Немоляева. Романсы на стихи Ахмадулиной звучат в рязановском фильме «Жестокий романс» (музыка Андрея Петрова). И сама Белла появлялась в кадре: она сыграла эпизодическую роль журналистки в фильме Шукшина «Живет такой парень» и прочитала свои стихи в фильме Климова «Спорт, спорт, спорт».

Октябрь 1964 года. Леонид Куравлев (слева), Василий Шукшин (в центре) и Белла Ахмадулина (справа) репетируют сцену на съемках фильма «Живет такой парень». Фото: Юрий Абрамочкин/РИА НОВОСТИ

В 1962 году издательство «Советский писатель» выпускает первый поэтический сборник Беллы Ахмадулиной – «Струна». Выход этой книги стал возможным благодаря помощи поэта Павла Антокольского.

Спустя годы в интервью Ахмадулина выскажется довольно критично о своих первых публикациях и об этом сборнике в частности. Тем не менее, тогда читатель встретил новое имя с большим интересом, а Союз писателей в том же 1962 году принял Беллу в свои ряды.

Начиналась короткая, но очень яркая эпоха «шестидесятников». Интернет называет этот феномен субкультурой. Но на деле все было проще и живее. «Шестидесятники» – это талантливые молодые люди, ободренные начавшейся политической «оттепелью».

Композитор Микаэл Таривердиев пишет о том времени и его героях:

«Нас объединяло ощущение, что мы нужны своей изменяющейся стране, что мы нужны нашим сверстникам… Будущее улыбалось нам. Иллюзии молодости никому из нас не давали трезво оценить ситуацию в стране. Нам казалось, впереди нас ждет только радость».

Белла Ахмадулина

Появляется потребность слушать стихи и потому – аншлаги на поэтических вечерах в Политехническом музее, целые стадионы жадных до поэзии людей.

Наверное, и Белла жила тогда в ожидании радости. Но на родине не все ее любили. Она регулярно совершала неправильные для советского человека поступки: то опубликуется в «эмигрантском» издательстве, то поддержит диссидента, то «свяжется» с подпольным альманахом.

Идея выпуска литературного альманаха «Метрополь», в который войдут не допущенные в официальные издания тексты, возникла в 1978 году у Василия Аксенова и Виктора Ерофеева. Позже к изданию подключились Евгений Попов, Андрей Битов, Фазиль Искандер. В «самиздатовский» альманах вошли сочинения Ахмадулиной, Вознесенского, Высоцкого, Алешковского, Сапгира и немногих других.

Читайте также:
Тема любви: сочинение

Всех участников альманаха ждали большие испытания. Впрочем, спокойной жизни у них никогда не было.

1980 год стал очень трудным для Беллы. Ей позволяли ездить по стране с выступлениями, но что она видела? Цинковые гробы с телами солдат, погибших в Афганистане, обезумевших матерей. Умер Высоцкий, уехали из страны писатели Аксенов и Войнович.

Островком относительного спокойствия была тогда для Ахмадулиной мастерская художника Бориса Мессерера, ее верного спутника. Она напишет о мастерской: «Я всегда благодарю ее стены и населяющие ее предметы, побуждающие к дружеству и чистым помыслам». Целительным окажется и пребывание в тихой провинциальной Тарусе.

Исцелившись, и сама Белла снова станет похожей на тот «надежды маленький оркестрик под управлением любви», о котором писал ее друг Окуджава.

Художник Орест Вирейский рисует Беллу Ахмадулину, фото: Риа Новости

«Маленький оркестрик»

Постепенно все наладится: появятся публикации, сборники, приглашения на встречи с читателями, зарубежные поездки.

Белле никогда не казались бедой периоды бедности. Не доводило Беллу до рыданий долгое молчанье издательств, изданий: она знала, что ее стихи нужны читателям.

Больше всего Белла дорожила строками, которые еще не родились, поэзией внутри себя. В поздних интервью признавалась, что ей очень радостен талант других: восхищалась Мариной Нееловой, Чулпан Хаматовой, грустила о Высоцком, Окуджаве. Увы, она потеряла многих-многих, их «медлительный уход» остался ее болью.

Но, как в поэзии Ахмадулиной есть место и автомату с газировкой, и кофейному чертику, так и в ее характере нашлось место озорству и юмору. И мультяшному герою.

Когда актриса Ия Саввина озвучивала Пятачка в мультике про Винни-Пуха, она пародировала манеру речи Беллы Ахмадулиной. Белла отреагировала гениально. Она позвонила актрисе и сказала:

«Спасибо, Ия, что Вы подложили мне не свинью, а прелестного поросенка».

Сколько еще парадоксов, загадок, мистификаций в мире Ахмадулиной.

Все о ней

Микаэл Таривердиев:

«А Белла всегда была такой. Она поразительно не изменилась с годами. Такая странная, бесконечно красивая, утонченно-жеманная, но абсолютно естественная. Она никогда не наигрывала. Такое вот создание. Такой вот редкостный необычный цветок.

Фото: elle.ru

Какая-то странная смесь татарской княжны и русской царевны. В ней не было простоты, в ней никогда не было панибратства. Сколько помню, а мы знакомы так много лет, мы всегда были с ней на «вы». И мне всегда было странно, когда к ней обращались на «ты». Она как-то всегда от всего дистанцировалась, при полной симпатии, расположении, нежности. Поразительной красоты и совершенства женщина. И такой она и осталась».

Иосиф Бродский:

«Белла Ахмадулина ясно, вполне отчетливо выделяется на фоне своих предшественников и современников, поскольку она не стремится подтасовывать критерии. И если уж говорить о влияниях, насколько можно говорить о влияниях на ее поэзию, она более обязана Борису Пастернаку, мужчине, нежели любой из женщин в русской поэзии – Марине Цветаевой, например, или Анне Ахматовой».

Борис Мессерер:

«У меня всегда было много друзей, общение с которыми занимало значительную часть моего времени. Но главным моим жизненным инстинктом было стремление хранить Беллу и ограждать ее от различных бытовых неурядиц, чтобы уберечь ее редкий талант».

На фото слева направо: композитор Родион Щедрин, поэтесса Белла Ахмадулина и художник Бори Мессерер, фото: коммерсант.ру / Александр Тимошенко

Павел Антокольский:

«Не трактир, так чужая таверна.
Не сейчас, так в столетье любом.
Я молюсь на тебя суеверно,
На коленях и до полу лбом.
Родилась ты ни позже, ни раньше,
Чем могла свою суть оценить.
Между нами, дитя-великанша,
Протянулась ничтожная нить.
Эта нить – удивленье и горечь, –
Сколько прожито рядом годов
В гущине поэтических сборищ,
Где дурак на бессмертье готов!
Не робей, если ты оробела.
Не замри, если ты замерла.
Здравствуй, Чудо по имени Белла
Ахмадулина, птенчик орла!»

Автор публикации: Алевтина Бояринцева.

Белла Ахмадулина. Мужчины, дети и алкоголь


«Живет такой парень».

В этом фильме Василий Шукшин доверил ей роль столичной журналистки, и она справилась блестяще. Свои стихи она всегда читала патетично, нараспев, пафосно, но при этом чрезвычайно завораживающе, а в фильме смогла блеснуть: играя роль, она жила, говоря просто, и все равно как-то необыкновенно.
Позже фильм был отмечен «Золотым львом» на Венецианском кинофестивале. Спустя шесть лет Ахмадулина снялась еще в одном фильме «Спорт, спорт, спорт», в котором помимо постановочных сцен присутствовали высказывания о спорте известных людей. В картине в авторском исполнении звучат стихи Ахмадулиной «Ты человек! Ты баловень природы…» и «Вот человек, который начал бег…».
О значимости поэтессы Ахмадулиной можно спорить вечно. Несмотря на то, что у нее было двое детей — приемная Аня и родная Лиза, она не смогла им стать матерью в общепринятом смысле этого слова. Всю жизнь она была в поисках женского счастья, была необычной и эпатажной. Только череды неудачных браков она нашла своего единственного, с которым прожила 35 лет.
Белла — удивительная женщина, ею восхищались, ее любили. Но в большей степени это была не любовь к женщине, всех влекло к великой и талантливой поэтессе и талантливому человеку, а Белла хотела тепла и женского счастья.
Она родилась 10 апреля 1937 года в Москве. Ее имя, полученное при рождении — Изабелла. Отец — Ахат Ахмадулин работал ответственным работником Государственного таможенного комитета СССР, мать — Надежда Макаровна Лазарева работала переводчицей.

Читайте также:
Искусство, культура: сочинение


Белла в детстве.

Вот что Белла Ахмадулина говорила о своем необычном имени: «Моя мать в тридцатых годах была помешана на Испании. Она бабушку просила найти для новорожденной испанское имя. Но в Испании все-таки Изабель. Бабушка даже думала, что королеву называют Изабелла, а по-настоящему королеву называют Изабель. Но я рано спохватилась и сократила все это до Белла». Также она признавалась, что только Александр Твардовский называл ее Изабеллой Ахатовной.
«Я полностью солидарна с Анастасией Ивановной Цветаевой, которая говорила: „Слово “собака» пишу большими буквами”, — признавалась Ахмадулина. В раннем детстве, когда ее родители были постоянно заняты на работе, большую часть времени девочка проводила с бабушкой, которая вместе с будущей поэтессой подбирала бездомных животных. Эту любовь к кошкам и собакам Белла сохранила на всю жизнь и передала своим дочерям.
Первые стихи вышли из-под пера Беллы Ахатовны еще в ее школьные годы, а первая их публикация приходится на 1955 год, когда ее произведения появились в журнале «Октябрь». Легкие и изящные строки Ахмадулиной многие советские критики нашли «неактуальными», «пошлыми» и «банальными», но у читателей юная поэтесса завоевала огромную популярность.
После окончания школы Ахмадулина провалилась на вступительных экзаменах на журналистском факультете МГУ, куда она поступала по желанию семьи. Она не смогла ответить на вопрос о главной советской газете «Правда», которую никогда не читала. После этого она работала в газете «Метростроевец», где получила возможность публиковать не только статьи, но и стихи. А уже в 1956 году ей удалось поступить в Литературный институт.
В первый раз Ахмадулина вышла замуж за поэта Евгений Евтушенко. Они поженились в 1957 году. Ей было 20 лет, а Евтушенко 25 лет. Это была настоящая страсть. Их знакомство состоялось еще тогда, когда Белла училась в школе. Через некоторое время они снова увиделись на одной из квартир, где проходила встреча молодых поэтов. За разговорами под рюмочку, молодые люди спорили и читали стихи. И, будучи близкими и творческими натурами, они почувствовали притяжение. Позже Евтушенко напишет в своих мемуарах:

«И вдруг одна из студенток голосом шестидесятилетней чревовещательницы сказала: «Революция сдохла, и труп ее смердит». На эти слова вдруг горячо откликнулась другая девушка. И своей реакцией восхитила юного поэта. И тогда поднялась другая восемнадцатилетняя девушка с круглым детским лицом толстой рыжей косой и, сверкая раскосыми татарскими глазами, крикнула:
— Как тебе не стыдно! Революция не умерла. Революция больна. Революции надо помочь. Эту девушку звали Белла Ахмадулина. Она вскоре стала моей женой»

Евтушенко отвез Беллу к морю, в Абхазию. Потом, по прошествии многих лет, Евтушенко будет вспоминать эту поездку как самый романтичный момент своей жизни.
Вскоре после поездки Белла забеременела, но Евтушенко испугался. Испугался, что потеряет свою творческую свободу и ребенок не даст ему творить. Он заставил Беллу сделать аборт. Она очень тяжело переживала это. Стала выпивать. Их отношения угасали, чувства остывали, и они отдалялись друг от друга. Их брак продлился год и закончился.


Белла.

Каждые новые отношения вдохновляли и окрыляли Беллу. Но каждый раз она обжигалась снова и снова. Следовал очередной развод, депрессия и затяжные периоды беспробудного пьянства.


Белла Ахмадулина.

Она начала выпивать еще будучи в первом браке с Евгением Евтушенко, а во втором — с писателем Юрием Нагибиным пагубное пристрастие развилось в настоящую зависимость.

Читайте также:
Еврипид: сочинение


Юрий Нагибин и Белла Ахмадулина.

По крайней мере, в своих дневниках Нагибин не единожды упоминает о любви супруги к спиртному.
«Ты заставила меня любить в тебе то, что никогда не любят. Как-то после попойки, когда мы жадно вливали в спаленное нутро боржом, пиво, рассол, мечтали о кислых щах, ты сказала с тем серьезно-лукавым выражением маленького татарчонка, которое возникает у тебя нежданно-негаданно:–»А мой желудочек чего-то хочет!…- и со вздохом: – Сама не знаю чего, но так хочет, так хочет!”
И мне представился твой желудок, будто драгоценный, одушевленный ларец, ничего общего с нашими грубыми бурдюками для водки, пива, мяса. И я так полюбил эту скрытую жизнь в тебе! Что губы, глаза, ноги, волосы, шея, плечи! Я полюбил в тебе куда более интимное, нежное, скрытое от других: желудок, почки, печень, гортань, кровеносные сосуды, нервы. О легкие, как шелк, легкие моей любимой, рождающие в ней ее радостное дыхание, чистое после всех папирос, свежее после всех попоек… ” — из дневников Юрия Нагибина.
Впрочем, если верить матери писателя, они оба не брезговали алкоголем. Мать Нагибина вспоминала: «Уезжают два красавца, приезжают две свиньи!» О вредной привычке поэтессы поведал в одном из своих интервью и родной брат балерины Майи Плисецкой — Азарий, который был знаком с Ахмадулиной. По словам Плисецкого, его мать очень тревожило состояние Беллы, и однажды она поинтересовалась у Ахмадулиной, зачем та пьет. Поэтесса ответила, что пробовала не пить и тут же перестала писать стихи.
С Юрием она прожила 8 лет, с 1959 по 1968 год. Они были очень разными. Белла — чересчур импульсивная, чувственная, отчасти, безалаберная.
Юрий, наоборот, невероятно дисциплинированный, скрупулезный, педант во всем. Он просыпался ровно в семь, делал зарядку, в восемь спускался в столовую. К этому времени на столе должны были стоять тарелка овсянки на воде и вазочка с тремя абрикосами. Если этого не было, он приходил в бешенство. Если задерживался обед, просто свирепел. Не выносил, когда опаздывали, когда нарушали слово… Белле было трудно жить на этом «особом режиме».
К тому же друзья всегда были для нее важнее, чем возлюбленные. Очень скоро их отношения стали нервическими. Они то расставались, то вновь сходились. Но Белла пыталась спасти их брак и решилась на важный шаг: удочерила девочку Аню. Взяла ее в детском доме. Девочка получила отчество Юрия Нагибина.
Но он никогда не принимал особого участия в воспитании девочки. Да, к слову сказать, и сама Белла не особо занималась ребенком. Этот шаг, должен был сплотить их семью, сделать ее полноценной, но брак спасти не удалось. Последовал развод. Девочку на воспитание Белла оставила у своей мамы, наняв няню в помощь.


Белла Ахмадулина.

Брак с сыном балкарского классика Кайсына Кулиева, Эльдаром, самый загадочный в биографии Ахмадулиной.


Белла и Эльдар Кулиев.

Откуда взялся этот человек, никто в компании Беллы не понимал. Нагибин пишет, что познакомился с ним в ресторане, когда того выгоняли оттуда пьяным. Писатель заступился за молодого человека. Эльдар был на 17 лет младше Беллы, но они подружились. Может, поэтому, оформив официальный развод с Ахмадулиной, Нагибин смягчился к ней и купил им с мужем квартиру. В этом браке в 36 лет она родила Лизу, это произошло 9 мая в 1973 году. Дочь Елизавету, как и приемную Аню, Ахмадулина так же отправила на воспитание к своей маме.


Белла и Борис Мессерер.

Судьба приготовила ей фантастическую встречу — однажды она выйдет во двор погулять с собакой и встретит мужчину, с которым останется на много, много лет. Последний муж Беллы Ахмадулиной, скульптор и театральный художник Борис Мессерер, после знакомства с поэтессой взялся собирать ее «подаренные» стихи — ту часть ее творчества, которая разошлась между ее друзьями и случайными знакомыми на тетрадных листках и салфетках. Набрался целый четырехтомник, позже изданный Мессерером.
В 2010 году, 29 ноября Белла Ахатовна Ахмадулина умерла. На момент смерти ей было 73 года.

«А напоследок я скажу:
прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу. Иль восхожу
к высокой степени безумства.
Как ты любил? Ты пригубил
погибели. Не в этом дело.
Как ты любил? Ты погубил,
но погубил так неумело.
Жестокость промаха… О, нет
тебе прощенья. Живо тело,
и бродит, видит белый свет,
но тело мое опустело.
Работу малую висок
еще вершит. Но пали руки,
и стайкою, наискосок,
уходят запахи и звуки. »

«Чудо по имени Белла». Как Ахмадулина покоряла мужчин

10 апреля 1937 года родилась одна из самых ярких представительниц поколения поэтов-шестидесятников Белла Ахмадулина.

Читайте также:
Шелли П. Б.: сочинение

Имя Беллы Ахмадулиной — один из символов поэтического бума 1960-х годов. Наряду с Робертом Рождественским, Андреем Вознесенским, Евгением Евтушенко, она покоряла публику своими стихами в Политехническом, на стадионах, площадях.

Сама Белла никогда не называла себя поэтессой, только — поэтом, и стала она им очень рано. Когда девушке было всего 18 лет, журнал «Октябрь» опубликовал её строки: «Голову уронив на рычаг, крепко спит телефонная трубка». А в 22 года она написала своё самое знаменитое произведение:

По улице моей который год
Звучат шаги — мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден.

Многие советские критики считали изящную поэзию Беллы «старомодной», «пошлой», «банальной», однако у простых читателей, уставших от идеологической литературы, она сразу завоевала популярность.

Девушке, чей творческий путь пришёлся на время, когда творили такие корифеи, как Борис Пастернак, Анна Ахматова и Владимир Набоков, нужно было ещё доказать право на звание поэта. Но для талантливой Беллы это не составило труда. В Литературном институте имени Горького, куда поэтесса поступила в 19 лет, она стала звездой — все мечтали поближе познакомиться с юным дарованием. Поэтесса покоряла окружающих не только своими стихами, особой манерой чтения, но и самоуверенностью. Поэт и прозаик Кирилл Ковальджи о студентке Белле вспоминал: «Словно эта девушка уже знала, кто она такая и какое место ей уготовано в русской поэзии».

Стихотворения чудный театр,
нежься и кутайся в бархат дремотный.
Я ни при чём, это занят работой
чуждых божеств несравненный талант.

Однако уже на третьем курсе звезду института отчислили. В официальных документах значилось, что студентку исключили из вуза за неуспешную сдачу экзамена по марксизму-ленинизму, на самом же деле Белла отказалась поддержать травлю Бориса Пастернака.

Пройдёт время, и девушка восстановится на курсе, чтобы окончить институт с красным дипломом. Но после продолжит высказываться в поддержку преследуемых властями советских диссидентов: Андрея Сахарова, Льва Копелева, Георгия Владимова, Владимира Войновича. Её заявления в их защиту публиковались в «Нью-Йорк таймс», передавались по «Радио Свобода» и «Голосу Америки». Но за свои слова Белле пришлось заплатить высокую цену — её произведения перестали печатать.

«Любовь и есть отсутствие былого»

Не секрет, что Белла была настоящей королевой среди мужчин поэтов-шестидесятников: её уважали, а многие и вовсе были влюблены. Сама поэтесса на этот счёт никогда не заблуждалась и, зная себе цену, не упускала возможности пококетничать. Как результат — три официальных брака и множество романов.

Ни слова о любви! Но я о ней ни слова,
не водятся давно в гортани соловьи.
Там пламя посреди пустого небосклона,
но даже в ночь луны ни слова о любви!

Тогда о бурном романе Беллы и Евтушенко знали все, а они даже не пытались скрывать свои многочисленные ссоры. Оказывается, Евтушенко излишне ревновал жену к поклонникам и относил соседской козе цветы, которые дарили жене на творческих вечерах. Но и Белла была далеко не ангелом, Марина Влади часто сравнивала её характер с погодой в Бретани: утром дождик, через десять минут глаза слепит солнце, потом вдруг буря и снова тишина.

Как вспоминал позже Евтушенко, между ними не было ссоры, из-за которой они развелись — однажды их любовь «просто исчезла». А всего через пару месяцев у поэтессы было новое увлечение. На этот раз её выбор пал на восходящую звезду кинематографа и литературы Василия Шукшина. Их роман длился недолго, но за это время он успел снять поэтессу в кино «Живёт такой парень», а она «поработать» над его имиджем.

Затем был брак с известным советским писателем Юрием Нагибиным, который оставил в своём дневнике запись: «. Я так гордился, так восхищался ею, когда в битком набитом номере она читала свои стихи нежно-напряжённым, ломким голосом и любимое лицо её горело, — я не отважился сесть, так и простоял у стены, чуть не падая от странной слабости в ногах, и мне счастливо было, что я ничто для всех собравшихся, что я — для неё одной. ». А затем в жизни поэтессы появился сын балкарского классика Эльдар Кулиев, от которого она родила дочь.

Читайте также:
Гоголь: сочинение

Главным же мужчиной в жизни Беллы стал художник, скульптор и театральный художник Борис Мессерер, с которым она прожила в счастливом браке более 30 лет. Мессерер оказался настоящим ангелом-хранителем поэтессы. Не случайно в одном из своих поздних стихотворений она к нему обращалась: «О, поводырь моей повадки робкой».

Забота Мессерера была особенно необходима поэтессе в последние годы жизни. Белла была больна раком, а почти полная слепота даже не позволяла ей читать. Семья, опекая поэтессу, скрывала от неё страшный диагноз, но так и не смогла спасти от смерти.

Белла скончалась в карете скорой помощи 29 ноября 2010 года, ей было 73 года.

«Творчество Анны Зегерс»

Творчество Анны Зегерс (1900—1983)—одно из значительнейших явлений литературы социалистического реализма. Ее перу принадлежат рассказы, повести, радиопьеса, публицистические статьи, статьи и эссе по вопросам искусства, но особенно ярко ее художественное дарование раскрылось в жанре романа.

* «Я чувствую потребность в условиях Германии писать романы. Этот жанр более всего пригоден для разъяснения сложных вещей. А читатели моей страны сами признают, что им необходимы такие разъяснения».

Слова эти были сказаны писательницей в 1960 г., в условиях ГДР, но они могли бы прозвучать и раньше: потребность писать романы возникла у Анны Зегерс с самого начала творческого пути.

Анна Зегерс — эпик в подлинном смысле слова. Движение— душа ее книг. Речь идет не о степени их событийности — у Зегерс есть романы и острособытийные («Спутники», «Путь через февраль»), и мало событийные («Спасение», «Транзит»), Но дело прежде всего в воплощении развивающейся жизни, изменений общественной атмосферы, эволюции чувств и мыслей людей. Зегерс берет жизнь широко, в ее социально-историческом развитии, в ее сегодняшней сути и перспективах. Ей интересна при этом каждая частность, потому что большое существует в малом, а она умеет видеть сквозь каплю океан.

Манера Зегерс нередко близка к сценической: она охотнее показывает, чем рассказывает, жизнь в ее романах существует как бы самостоятельно, развивается по своим собственным законам. Но мысль автора держит в поле зрения всю художественную картину, целенаправленно организуя ее. Мир предстает в романах Зегерс многолюдным, многослойным, в сложных сплетениях противоречий и борьбы, и в то же время не хаотичным, а целостным, как бы объединенным главным направлением исторического развития.

Романы Анны Зегерс — летопись истории Германии с 1929 г., с дней восстания «Спартака», и до дней развернутого строительства новой жизни в ГДР. Писательница воссоздает путь народа с суровым ясновидением и великой любовью, не минуя пи героических, ни позорных страниц истории, стремясь обнажить правду до конца. Ее романы — книги о людях, об их обыкновенной и необыкновенной жизни, об их трудной, непрямой дороге к свету.

Зегерс глубоко проникает в «диалектику души», в сложные и противоречивые процессы, скрытые во внутреннем мире человека. Она рисует характеры в их изменчивости, в их поступательном или регрессивном движении, связанном с развитием истории. При этом Зегерс особенно внимательно вглядывается в то, как пробуждаются мужество, чувство гражданской ответственности и человеческого достоинства в сердцах «маленьких», обыкновенных людей. «Сила слабых» — так назвала она один из сборников своих рассказов, и так можно было бы определить главную тему ее произведений. Традиции европейской романистики скрещиваются в них со смелыми художественными исканиями, образующими новые традиции. В числе художников, чьи произведения произвели на нее глубокое впечатление, Анна Зегерс называла Бальзака и Стендаля, Драйзера и Лондона, Кафку и Фонтане. Она проявляла большой интерес к Достоевскому. Глубокое влияние оказал на нее Л. Толстой.

Творческая биография А. Зегерс началась в 20-х гг., когда она била студенткой университета. Дочь состоятельного бюргера (ее отец был владельцем антикварного магазина и вместе с тем хранителем музея Майнцского собора), она в 1927 г. вступила в ряды коммунистической партии, навсегда связав свою судьбу с революционной борьбой немецкого пролетариата. В книге «Восстание рыбаков» (1928) молодая писательница рассказала о том, как делают свой первый шаг в борьбе люди, задавленные “нуждой, обездоленные, живущие жизнью страшной и темной. Книга — о поражении восстания, но и том, чем оно было для этих людей, что приоткрылось перед ними, что изменилось в их сознании, в их душах.

«Спутники» (1932)—роман о’борьбе коммунистов разных стран против фашистской реакции в 20-х гг. — одна из первых попыток создания в европейской литературе антифашистского романа-эпопеи. Действие исполнено острой динамики борьбы, ход событий подчеркнуто стремителен. Крупным планом даны образы коммунистов, ярко представлена героика революционной борьбы, верность партии в условиях жестоких преследований революционных борцов.

Читайте также:
Катаев: сочинение

Творчество Анны Зегерс — сочинение по творчеству А. Зегерс

Творчество Анны Зегерс (1900—1983)—одно из значительнейших явлений литературы социалистического реализма. Ее перу принадлежат рассказы, повести, радиопьеса, публицистические статьи, статьи и эссе по вопросам искусства, но особенно ярко ее художественное дарование раскрылось в жанре романа. «Я чувствую потребность в условиях Германии писать романы. Этот жанр более всего пригоден для разъяснения сложных вещей.

А читатели моей страны сами признают, что им необходимы такие разъяснения». Слова эти были сказаны писательницей в 1960 г., в условиях ГДР, но они могли бы прозвучать и раньше: потребность писать романы возникла у Анны Зегерс с самого начала творческого пути. Анна Зегерс — эпик в подлинном смысле слова. Движение— душа ее книг. Речь идет не о степени их событийности — у Зегерс есть романы и острособытийные («Спутники», «Путь через февраль»), и мало событийные («Спасение», «Транзит»), Но дело прежде всего в воплощении развивающейся жизни, изменений общественной атмосферы, эволюции чувств и мыслей людей.

Зегерс берет жизнь широко, в ее социально-историческом развитии, в ее сегодняшней сути и перспективах. Ей интересна при этом каждая частность, потому что большое существует в малом, а она умеет видеть сквозь каплю океан. Манера Зегерс нередко близка к сценической: она охотнее показывает, чем рассказывает, жизнь в ее романах существует как бы самостоятельно, развивается по своим собственным законам. Но мысль автора держит в поле зрения всю художественную картину, целенаправленно организуя ее. Мир предстает в романах Зегерс многолюдным, многослойным, в сложных сплетениях противоречий и борьбы, и в то же время не хаотичным, а целостным, как бы объединенным главным направлением исторического развития. Романы Анны Зегерс — летопись истории Германии с 1929 г., с дней восстания «Спартака», и до дней развернутого строительства новой жизни в ГДР. Писательница воссоздает путь народа с суровым ясновидением и великой любовью, не минуя пи героических, ни позорных страниц истории, стремясь обнажить правду до конца.

Ее романы — книги о людях, об их обыкновенной и необыкновенной жизни, об их трудной, непрямой дороге к свету. Зегерс глубоко проникает в «диалектику души», в сложные и противоречивые процессы, скрытые во внутреннем мире человека. Она рисует характеры в их изменчивости, в их поступательном или регрессивном движении, связанном с развитием истории. При этом Зегерс особенно внимательно вглядывается в то, как пробуждаются мужество, чувство гражданской ответственности и человеческого достоинства в сердцах «маленьких», обыкновенных людей. «Сила слабых» — так назвала она один из сборников своих рассказов, и так можно было бы определить главную тему ее произведений.

Традиции европейской романистики скрещиваются в них со смелыми художественными исканиями, образующими новые традиции. В числе художников, чьи произведения произвели на нее глубокое впечатление, Анна Зегерс называла Бальзака и Стендаля, Драйзера и Лондона, Кафку и Фонтане. Она проявляла большой интерес к Достоевскому. Глубокое влияние оказал на нее Л. Толстой.

Творческая биография А. Зегерс началась в 20-х гг., когда она била студенткой университета. Дочь состоятельного бюргера (ее отец был владельцем антикварного магазина и вместе с тем хранителем музея Майнцского собора), она в 1927 г. вступила в ряды коммунистической партии, навсегда связав свою судьбу с революционной борьбой немецкого пролетариата. В книге «Восстание рыбаков» (1928) молодая писательница рассказала о том, как делают свой первый шаг в борьбе люди, задавленные “нуждой, обездоленные, живущие жизнью страшной и темной. Книга — о поражении восстания, но и том, чем оно было для этих людей, что приоткрылось перед ними, что изменилось в их сознании, в их душах.

«Спутники» (1932)—роман о’борьбе коммунистов разных стран против фашистской реакции в 20-х гг. — одна из первых попыток создания в европейской литературе антифашистского романа-эпопеи. Действие исполнено острой динамики борьбы, ход событий подчеркнуто стремителен. Крупным планом даны образы коммунистов, ярко представлена героика революционной борьбы, верность партии в условиях жестоких преследований революционных борцов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: