И все таки узнают голос мой А. А. Ахматова: сочинение

Сочинение: И все-таки узнают голос мой

Всемирно известная поэтесса Анна Ахматова прожила большую жизнь. Более полувека она бескорыстно служила отечественной литературе. Путь ее был нелегок и непрям. Вспомним, что писала она главным образом в наше время, а работать начала до революции, да еще в среде той части русской интеллигенции, которая не только не приняла сразу Великую Октябрьскую революцию, но и оказалась по другую сторону баррикад. Судьба уготовила Ахматовой нести на своих плечах и бремя славы и тяжесть отчаяния. Не нужно закрывать на это глаза. Тем более, что она сама в тяжкую пору признавалась:

А я иду — за мной беда,

Не прямо и не косо,

А в никуда и в никогда,

Как поезда с откоса.

Но сегодня, когда пытаешься окинуть мысленным взором путь поэта, отчетливо видишь: он был ни чем иным, как восхождением, восхождением не только к вершинам творчества, но и к своему читателю.

Как понимание поэзии требует особого душевного состояния читателя, так и жизнь ставит самого поэта в обстоятельства, когда он может с наибольшей полнотой выразить самое заветное, то, что навсегда определит его лицо. Хочется вспомнить об Ахматовой «во дни торжеств и бед народных», о гражданственности ее поэзии, ее национальном, русском характере. Более чем на полувековом пути у Анны Ахматовой всегда было два надежных посоха. Это непоколебимая вера в свой народ и личное мужество. Державин и Некрасов, Пушкин и Лермонтов — это истоки творчества молодой поэтессы. Великие русские поэты помогли ей счастливо избежать модных новаций.

В вихревом 1917 году, когда произошла ломка привычных для круга Ахматовой представлений о жизни и предназначении поэта, она осталась со своей Россией, разоренной и окровавленной, голодной и выстуженной, но по-прежнему родной. Именно об этом Ахматова говорит в стихотворении-ответе тем, кто пытался переманить ее в свой злобный стан:

Мне голос был. Он звал утешно.

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный.

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих омою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем прикрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Так она писала в 1917-м. Это же повторила в 1922-м:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой мести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

С быстротой молнии по бескрайнему фронту Великой Отечественной войны разнеслось ее стихотворение «Мужество»:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, —

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Во время войны Анна Андреевна, как никогда прежде, остро почувствовала себя слитой с народом:

Как в первый раз я на нее

На Родину глядела.

Я знала: Это все мое —

Душа моя и тело,

Мы привычно называем Анну Ахматову лириком. Лириком она была особым, можно сказать, лириком трагедийного письма. Она шла к постижению истины, к самораскрытию, не щадя себя. Каким же запасом прочности должно обладать сердце, чтобы после самых тяжких испытаний сказать самой себе: «Надо снова научиться жить». И она училась, училась, училась, оставаясь наедине с чистым листом бумаги.

В прошлое давно пути закрыты,

И на что нам прошлое теперь?

Что там? — окровавленные плиты,

Или замурованная дверь,

Или эхо, что еще не может

Замолчать, хотя я так прошу…

С этим эхом приключилось то же,

Что и с тем, что в сердце я ношу.

Поэт Анна Ахматова прошла долгий и трудный путь. Многое не сбылось, многое не удалось. Впрочем мы поэтов судим по тому, что они нам оставили. Наследие Анны Ахматовой богатейшее, и мы снова и снова будем возвращаться к написанному ею, чтобы лучше понять бег нашего стремительного времени.

А.А.Ахматова. «И все-таки узнают голос мой…” А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это даю торжество… – презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемЕвгений Монахов

Похожие презентации

Презентация на тему: ” А.А.Ахматова. «И все-таки узнают голос мой…” А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это даю торжество…” — Транскрипт:

2 «И все-таки узнают голос мой…” А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это даю торжество…

4 1889 год – родилась на Большом Фонтане под Одессой, затем переехала с родителями в Царское Село, где сам воздух был полон стихами метра русской поэзии А. С. Пушкина год – родилась на Большом Фонтане под Одессой, затем переехала с родителями в Царское Село, где сам воздух был полон стихами метра русской поэзии А. С. Пушкина.

5 « Пленительный город загадок», как писала она, был музеем под открытым небом. Все было мило сердцу и дорого ему, но еще дороже возможность встреч с самим Пушкиным. Ведь Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов.

6 Ее стихи привлекают не сюжетом, а драмой чувств. Каждое стихотворение – драма женской души. Этот редкостный дар Ахматовой был сразу же замечен А. Блоком, а потом и В. Маяковским. Мне ни к чему одические рати И прелесть элегических затей. По мне, в стихах все быть должно некстати, Не так, как у людей. Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда. Сердитый окрик, дегтя запах свежий, Таинственная плесень на стене… И стих уже звучит, задорен, нежен, На радость вам и мне.

Читайте также:
Тема родины в произведениях А. А. Ахматовой: сочинение

7 1910 год – Анна Ахматова вышла замуж за Николая Гумилева год – родился сын Лев.

8 Любовь к России была главной силой, определяющей ее отношение к революции. Еще в 1917 году она написала: Мне голос был. Он звал утешно. Он говорил: «Иди сюда, Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид». Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.

9 В Париже, в Берлине на все лады стали склонять имя Ахматовой. И в 1922 году она сочла долгом прояснить свою позицию, теперь не иносказательно, а в прямой публицистической форме: Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключенный, как больной. Темна твоя дорога, странник, Полынью пахнет хлеб чужой.

10 С 1925 года стихи Ахматовой вовсе перестали печатать. Тогда поэтесса стала заниматься изучением творчества Пушкина, ленинградской архитектуры.

11 Сороковым годом помечено одно из потрясающих стихотворений: А я иду – за мной беда, Не прямо и не косо, И в никуда и в никогда, Как поезда с откоса. Это были стихи о себе и о тысячах других, по которым прокатился тяжкий каток сталинщины. Сама Ахматова не была подвергнута репрессиям. Но были арестованы и расстреляны многие знакомые и друзья, а сын Лев долгие годы скитался по лагерям.

12 Но самым удивительным произведением тех лет стало стихотворение «Реквием»: Хотелось бы всех поименно назвать, Да отняли список и негде узнать. Для них соткала я широкий покров Из бедных, у них же подслушанных слов. О них вспоминаю всегда и везде, О них не забуду и в новой беде, И если зажмут мой измученный рот, Которым кричит стомильонный народ, Пусть так же они поминают меня В канун моего погребального дня…

13 Началась Великая Отечественная война. Весь народ поднялся на защиту своей земли, и в первых рядах оказалась Анна Андреевна. У ворот и на крыше Фонтанного дома она несла боевое дежурство. Уже 19 июля на страницах «Ленинградской правды» появились четыре строки: Вражье знамя Растет, как дым. Правда за нами, И мы победим. Примерно тоже она скажет в своей знаменитой «Клятве»: И та, что сегодня прощается с милым, – Пусть боль свою в силу она переплавит. Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит.

14 В феврале 1942 года на страницах «Правды» появилось новое произведение Ахматовой – «Мужество»: Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, – И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки!

15 В 1946 году у нее было отобрано все – возможность продолжать работу, быть членом Союза писателей, печататься, даже продуктовые карточки были отобраны. Если бы не помощь друзей, то Анна Андреевна могла бы окончить жизнь так, как сотни тысяч ленинградцев во время блокады. Забудут? – вот чем удивили! Меня забывали не раз, Сто раз я лежала в могиле, Где, может быть, я и сейчас. А муза и глохла и слепла, В земле истлевала зерном, Чтоб после, как феникс из пепла, В эфире восстать голубом – в этом Ахматова была убеждена.

16 Тяжелобольная, по-прежнему не устроенная с бытом, она продолжала напряженно трудиться, веря, что И все-таки узнают голос мой, И все-таки опять ему поверят. Книг Ахматовой до 1958 года не выходило, но популярность ее многократно возросла. Слава давно перешагнула рубежи Отечества. Недаром Оксфордский университет в Англии удостоил ее звания почетного доктора, а в 1964 году она была отмечена международной литературной премией «Этна – Таормина».

17 В конце 50-х – начале 60-х Ахматова думала о создании мемориала жертвам сталинских репрессий. Она развивала идеи, которые только в наши дни обретают реальные очертания. Она думала за нас, опережая время: В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи не сочиняем, Наш горький сон она не бередит, Не кажется обетованным раем, Не делаем ее в душе своей Предметом купли и продажи, Хворая, бедствуя, немотствуя на ней, О ней не вспоминаем даже. Да, для нас она грязь на калошах, Да, для нас это хруст на зубах. И мы мелем, и месим, и крошим Тот ни в чем не замешанный прах. Но ложимся в нее и становимся ею, Оттого и зовем так свободно – своею.

18 Тысячу раз права была Ахматова, когда заметила: «И если Поэзии суждено цвести в ХХ веке именно на моей Родине, я смею сказать, что всегда была радостной и достоверной свидетельницей… И я уверена, что еще и сейчас мы не до конца знаем, каким волшебным хором поэтов мы обладаем, что русский язык молод и гибок, что мы еще совсем недавно пишем стихи, что мы их любим и верим им.»

Читайте также:
Поэзия одна великолепная цитата (по лирике А. Ахматовой): сочинение

«И всё-таки узнают голос мой…»
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Жизнь и творчество А. Ахматовой (вводный урок).

Скачать:

Вложение Размер
i_vsyo-taki_uznayut_golos_moy.doc 56 КБ

Предварительный просмотр:

Рязанцева Ирина Валериевна,

учитель русского языка и литературы

высшая квалификационная категория

МКОУ СОШ № 4 г.Куйбышев НСО

«И всё-таки узнают голос мой…»

Жизнь и творчество А.Ахматовой

  1. Орг. момент
  2. Повторение

Литературная разминка (по 2 вопроса на группу). Заполнение чайнворда на доске, выявление ключевого слова урока

  1. Религиозно-философское течение в среде русской либеральной интеллигенции, которое не принимало капиталистический путь, как путь бездуховного прагматизма. БОГОИСК А ТЕЛЬСТВО
  2. Лирический жанр, небольшое произведение, написанное в стихотворной форме . СТИ Х ОТВОРЕНИЕ
  3. Литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через многозначное иносказание. СИ М ВОЛИЗМ
  4. Род литературы, отражающий переживания, чувства и мысли автора в связи с жизненными впечатлениями. ЛИРИК А
  5. Авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала 20 века, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом. ФУ Т УРИЗМ
  6. Поэзия, задавшая песенный настрой. В центре творчества был рассказ о горькой доле народа, тяжком непосильном труде и безрадостном житье. Н О ВОКРЕСТЬЯНСКАЯ
  7. Вымышленное имя и фамилия, которые заменяют подлинные в печати или на сцене. ПСЕ В ДОНИМ
  8. Модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла. А КМЕИЗМ

Ключевое слово: АХМАТОВА

а) Слово учителя, беседа

Имя этой поэтессы вы слышали, когда мы говорили о поэзии Серебряного века. Вместе со своими современниками: Мандельштамом, Пастернаком, Маяковским, Цветаевой – Ахматова значительно расширила границы и возможности поэтической речи

– Вспомните, к какому поэтическому течению принадлежала Ахматова А.А., кто был её единомышленником?

Акмеизм, литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, прежде всего Николая Гумилёва, Осипа Мандельштама, Анну Ахматову, генетически был связан с символизмом, но противостоял его крайностям. Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова.

Действительно, русская литература Серебряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей , одна из которых А.А. Ахматова. О ней и пойдёт разговор на нашем уроке.

Звучит «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных» Сен-Санс

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины жёлто-красной,

Слагаю я весёлые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

Пушистый кот, мурлыкает умильней,

И яркий загорается огонь

На башенке озёрной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.

Какие ассоциации возникали у вас, когда я читала стихотворение. Человек, с каким характером, внутренним миром его написал.

б ) Ассоциации учащихся (сентиментальная, талантливая, грустная, великая) (по 1 ассоциации от группы учащиеся размещают рядом с портретом Ахматовой)

Именной такой вы её себе представили, слушая строки стихотворения.

Но это только наши чувства, эмоции и ощущения, которые родились благодаря музыке, атмосфере урока и, конечно, ахматовским строкам. Но мало чувствовать, важно ещё и знать! Так кто же она – А.А. Ахматова? Что же позволило ей стать в один ряд с крупнейшими лириками 20 века: Блоком, Есениным, Маяковским, Гумилёвым, Пастернаком? А помогут ответить на эти вопросы наши

*Представление творческих групп : журналисты, исследователи, читатели, артисты. Журналисты после урока выпускают газету, ведут видеозапись

в ) Жизнь и творчество Ахматовой (театрализация + видеомонтаж)

Женя: Вы слышали? Ахматова исключена из Союза писателей!

Оля: Правильно, она давно исписались.

Дима: А в войну она из блокадного Ленинграда сбежала. И ни одного стихотворения о наших воинах не написала.

Женя: Вся страна на грани великих событий. Восстановление хозяйства. В колхозах работы невпроворот, а она про любовь…

Наташа: Правильно. Правильно. Ахматова, что-то фамилия знакомая…

Дима: Да странная какая-то фамилия.

Оля: Почему же странная? Впрочем, это псевдоним Анны Горенко. Ахматова – фамилия прабабки Анны Андреевны, татарки.

Наташа: Да что она вообще собой представляет!?

Женя: Видел как-то: вся в чёрном, туфли столетней давности, но держится, я вам скажу…

Дима: Я давно за ней наблюдаю: очень стройная, патрицианский профиль.

Наташа: Да что вы все: Ахматова, Ахматова. Кто она вообще?

Учитель: Внимание на экран.

ВИДИОМОНТАЖ ОБ АХМАТОВОЙ

артисты продолжают диалог

Женя: Простите, все спорят-спорят о чём-то, а я так и не пойму, какой же была Ахматова?

Дима: А что вас интересует: внешность или стих?

Женя: Всё. Впрочем, Ахматова, говорят, была очень эффектной женщиной.

Оля: Она была поэтом.

Композиция: ученицы по очереди встают из-за столика, читая стихи М.Цветаевой, подходят к портрету Ахматовой, кладут красную розу

Оля: О, муза плача, прекраснейшая из муз!

О ты, шальное исчадие ночи белой!

Ты чёрную насылаешь метель на Русь.

И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.

И мы шарахаемся, и глухое: ох!-

Стотысячное тебе присягает, Анна

Ахматова! Это имя огромный вздох,

И в глубь он падает, которая безымянна.

Оксана: Мы коронованы тем, что одну с тобой

Мы землю топчем, что небо над нами – то же!

И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,

Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

Наташа: В певучем граде моём купола горят,

И спаса светлого славит слепец бродячий..

-и я дарю тебе свой колокольный град,

Ахматова! – и сердце своё в придачу.

г ) Материалы исследователей ( см. Приложение1 )

Уже простое перечисление событий тогдашней жизни Ахматовой А.А. показывают, насколько активны и насыщены были её дни, какие незаурядные люди её окружали. Ребята 2-ой группы изучали выдержки из материалов исследователей, посвящённых жизни и творчеству Ахматовой А., им слово.

-Чуковский Корней Иванович (настоящее имя Николай Васильевич Корнейчуков). Русский писатель, критик, детский поэт, литературовед, переводчик.

-Кузмин Михаил Алексеевич. В начале литературного пути примыкал к символистам, затем к акмеистам.

-Франсуа Мориак – один из крупнейших писателей Франции середины 20 столетия

  1. Творчество поэта А.Ахматовой

Ахматова была всегда горделиво прекрасна. Говорят, что даже мёртвая она вызывала чувство преклонения. Главной чертой Ахматовой была любовь к жизни, к людям, к близким. Она умела не только сама глубоко любить, но и выразить это чувство в стихах.

Звучат стихи в исполнении учащихся (группа читателей)

  1. Продолжение цепочки ассоциаций

Теперь мы не только чувствуем, но и знаем. Пусть не всё, но книга судьбы Ахматовой открыта и лежит перед нами. Вернёмся к началу урока и дополним «ромашку» жизни Ахматовой. Теперь какая она, Анна Андреевна, в вашем сознании.

Ассоциации учащихся (добавляют по1 понятию от группы) гордая, сильная, мудрая, лучезарная

Судьба была безжалостна к этой женщине. Сначала она потеряла мужа, поэта Гумилёва. Поэт был обвинён в причастности к контрреволюционному заговору, расстрелян. Остались его стихи. Многие из них посвящены Ахматовой. У Анны Андреевны остался сын Лев. Его могла постичь участь отца, но он, пройдя ад сталинских лагерей, всё-таки выжил. Горе матери было беспредельно. И гнев матери беспределен. Трагическая исповедь, лирическое заклинание, горестный вопль обретают эпический характер в «Реквиеме» (с которым будем знакомиться на следующих уроках).

а) Вопрос для всех групп.

Можно ли сказать, что Ахматова начала свой творческий путь как поэтесса, а закончила его как поэт?

Можно, ибо прошла большой и трудный творческий и жизненный путь (от юной красавицы, благополучной, преуспевающей, модной поэтессы- через революцию, войну, утрату близких, обвинение в антисоветской, идеологически вредной направленности, осознание социальной отверженности – к одиночеству, нищете, внешней безвестности;

От интимной, женской, популярной поэзии – к поэзии эпической, всенародной, хот и запрещённой.

б) Слово учителя.

Говоря об этой поэтессе, нельзя не выделить особо такую черту её творчества, как гражданственность и патриотизм. Эти высокие понятия, безусловно, относятся к Ахматовой. Если человек, находящийся под ударом собственной утраты, боли, не окунается в личное горе, а разделяет его с судьбами народа, то у этого человека огромное сердце. Поэтому её творчество всегда будет живым, жгущим сердца людей. Поскольку цены на совесть, честь, благородство, правду во все времена должны быть неприкосновенны.

Звучит музыка (читает учитель)

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне

Согласье на это даю торжественно.

Но только с условием – не ставить его

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня.

А здесь, где стоялая триста часов

И где для меня не открыли засов.

Затем. Что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание чёрных Марусь.

Забыть, как постылая хлопала дверь,

И выла старуха, как раненый зверь,

И пусть с неподвижных и бронзовых век,

Как слёзы, струится подтаявший снег,

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.

С творчеством поэта А.Ахматовой мы будем знакомиться подробней на следующих уроках. У нас будет время прикоснуться к творчеству великого поэта. «Прочитать» её судьбу в её стихах.

  1. Творческое задание (если осталось время) (Приложение 2)
  2. Домашнее задание

Стихотворение (любое) наизусть.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1(Материалы исследователей)

  1. Чуковский Корней Иванович (настоящее имя Николай Васильевич Корнейчуков). Русский писатель, критик, детский поэт, литературовед, переводчик.

А.А. Ахматову я знал с 1912 года. Тоненькая, стройная. То были годы первых её стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов. Прошло два-три года, и в её глазах, и в осанке, и в её общении с людьми наметилась одна главная черта её личности: величавость. Не спесивость, не надменность, а именно величавость. У неё был величайший талант чувствовать себя разлюбленной, нелюбимой, нежеланной, отверженной. У Ахматовой редкостный дар беллетриста. Её стихи не только песни, но и повести. Трагическая её биография не могла не найти отражения в лирике.

  1. Кузмин Михаил Алексеевич. В начале литературного пути примыкал к символистам, затем к акмеистам.

А.Ахматова обладает способностью понимать и любить вещи именно в их непонятной связи с переживаемыми минутами. Часто она точно и определённо упоминает какой-нибудь предмет (перчатку на столе, облако), казалось бы, не имеющий отношения ко всему стихотворению, но именно от этого упоминания более ощутимый укол, более сладостный яд мы чувствуем.

  1. Франсуа Мориак – один из крупнейших писателей Франции середины 20 столетия

Юная, лучезарная женщина. Неведомая нам при жизни, она была, и отныне мы знаем это, одним из великих поэтов советской России, но любим мы её за иное: суть в том, что это хрупкое создание взвалило на себя нескончаемую муку своего народа. Я знаю, что любая поэзия непереводима. Но здесь само страдание русской женщины, русской матери – сочится, а затем и струится сквозь непонятные слова.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (Творческое задание)

Встреча с творческим человеком рождает желание самому приобщиться к творчеству.

Конечно, на соперничество с великими мы не претендуем, напротив, мы только поклоняемся и пытаемся подражать

(Для всех групп раздаются карточки, в каждой строчке только последние слова)

Жарко веет ветер душный,

Солнце руки обожгло.

Надо мною свод воздушный,

Словно синее стекло;

Пруд лениво серебрится,

Жизнь по-новому легка …

Кто сегодня мне приснится

В пёстрой сетке гамака?

Вспомните детскую игру «Буриме». Сочините два четверостишия по последним строчкам. А потом мы сравним, что у нас получилась и перо мастера.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель урока: Обобщить знания учащихся об одноклеточных и многоклеточных организмах, их строении, жизнедеятельности, совместном существовании в природном сообществе. Продолжить формирование у.

Встреча в литературно-музыкальной гостиной, знакомство с историей романса, что означает слово “романс”.

В 2010 году команда старшеклассников ГБОУ СОШ № 294 Центрального района Санкт-Петербурга, под руководством учителя Герасимовой Т.Н. принимала участие в Молодежном Фестивале-конкурсе “Культурной столиц.

Данные рекомендации посвящены методам использования физиологически обоснованных защитных механизмов голосовых связок в вокальной технике. В настоящее время эти вопросы являются очень животрепещу.

Логопедическое занятие валеологической направленности, в котором интегрированы образовательные области “Развитие речи”, “Коммуникация”, “Здоровье”, “Музыка”, посвящено ознакомлению детей с образ.

Свойства нормального певческого звука, рабочий диапозон детского голоса. Профилактика и охрана детского голоса.

“И все-таки узнают голос мой”. Творческая судьба А.А. Ахматовой. 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с биографическими фактами А. Ахматовой; творческой судьбой, ее сборниками стихов.
  • Совершенствовать умение составлять план лекции учителя, читать стихотворения наизусть; самостоятельно готовить материал к уроку.
  • Прививать любовь к литературе; воспитывать патриотические чувства на примере жизни поэтессы; справедливость, честность.
  • Оборудование урока:

  • Портрет А.А.Ахматовой.
  • Фотографии поэтессы и ее семьи.
  • Сборники стихотворений А.А.Ахматовой.
  • Проигрыватель
  • Грамзапись песни “Смятение”.
  • Ход урока

    1. Учитель читает стихотворение.

    И мы шарахаемся, и глухое:
    Ох!
    Стотысячное – тебе присягает. –
    Анна Ахматова – это имя – огромный вздох,
    И в глубь она падает, которая безымянна.
    Мы коронованы тем, что одну с тобой
    Мы землю топчем, что небо над нами то же!
    И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
    Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

    2. Сообщение учителем целей урока и запись темы в тетради.

    Анна Андреевна
    Ахматова
    (1889-1966)

    Как черный ангел на снегу
    Ты показалась мне сегодня,
    И утаить я не могу,
    Есть на тебе печать Господня.

    3. Задание классу: составить план лекции.

    4. Изучение нового материала.

    1. Слово учителя.

    Анна Андреева Ахматова (псевдоним, настоящая фамилия Горенко) родилась 23 июня 1889 года в семье офицера флота под Одессой.

    В то время я гостила на земле.
    Мне дали имя при крещенье – Анна.

    Детство ее прошло в Царском селе, близ лицея. Первые впечатления: “зелёное великолепие парков, ипподром, старый вокзал”.

    Я к розам хочу в тот единственный сад,
    Где лучшая в мире стоит из оград.
    Где статуи помнят меня молодой,
    А я их под невскою помню водой.
    И замертво спят сотни тысяч шагов
    Врагов и друзей… друзей и врагов.
    И шествию теней не видно конца
    От вазы гранитной до двери дворца.
    Там шепчутся белые ночи мои
    О чьей-то высокой и тайной любви.
    И всё перламутром и яшмой горит,
    Но света источник таинственно скрыт.

    Первое стихотворение она написала в 11 лет, когда училась в Царскосельской женской гимназии. В 14 лет чернокосая гимназистка познакомилась с 17-летним учащимся мужской гимназии, который сразу же влюбился в нее. Звали его Николай Гумилёв. 7 лет ухаживал он за Анной, был многократно отвергаем. Наконец, в 1910 году она сказала “да” и вышла за него замуж. Николай Гумилёв к тому времени уже был признанным лидером нового литературного течения – акмеизма.

    А.Ахматова показала ему свои стихи, а он посоветовал ей заняться танцами и сказал “быть поэтом женщине нелепость”.

    Имя молодой Ахматовой тоже тесно связано с акмеизмом.

    – Что вы знаете об этом?

    Сообщение учащегося “А.Ахматова и акмеизм”.

    Учитель: В 1912 году вышел первый сборник стихов А.Ахматовой “Вечер” тиражом всего в триста экземпляров и принес ей известность.

    – Чем же примечателен был этот сборник? Какие стихотворения вошли в него? Как сама поэтесса относилась к своему раннему творчеству?

    Сообщение учащейся о сборнике стихов “Вечер”.

    Учитель: В сборник вошли интересные, красивые стихотворения о любви, овеянные грустью. Такие нотки звучат в стихотворении “Сердце к сердцу не приковано”.

    Читает стихотворение ученица.

    Иногда стихотворения похожи на короткие сценки-финалы повестей любви. Любовь у Ахматовой похожа на войну, на поединок. К таким стихотворениям можно отнести “Сжала руки под темной вуалью”.

    Выразительно читает стихотворение ученица.

    В этом же году, 1 октября 1912 года у четы Гумилевых родился единственный сын – Лев (известный историк и географ).

    Вскоре в семье начались размолвки, которые закончились разводом.

    Тебе покорной! Ты сошел с ума!
    Покорна я одной господней воле.
    Я не хочу ни трепета, ни боли,
    Мне муж – палач, а дом его – тюрьма.
    Но, видишь ли! Ведь я пришла сама…
    Декабрь рождался, ветры выли в поле,
    И было так светло в твоей неволе,
    А за окошком сторожила тьма.
    Так птица о прозрачное стекло
    Всем телом бьется в зимнее ненастье.
    И кровь пятнает белое крыло.
    Теперь во мне спокойствие и счастье.
    Прощай, мой тихий, ты мне вечно мил
    За то, что в дом свой странницу пустил.

    Учитель: В 1914 году вышла вторая книга поэтессы, которая называлась “Четки”.

    – Что особенного в этом сборнике? Почему он имел шумный успех?

    Сообщение ученика о сборнике “Четки”.

    Учитель: В этом сборнике та же приговоренность Ахматовой к любви – страданию, скорбь расставаний, отрава наслажденья. В стихотворении “Смятение” (1913) она пишет: “Пусть камнем надгробным ляжет на жизни моей любовь”.

    Послушайте песню Тухманова на стихи Анны Ахматовой.

    /Звучит песня “Смятение”/.

    “Я не любви твоей прошу”, – так называется еще одно стихотворение, вошедшее в этот сборник. /Читает ученица/.

    Учитель: В 1917 году вышла книга “Белая стая”. Она появилась при грозных обстоятельствах: революция, разруха, голод.

    Сообщение ученика о сборнике “Белая стая”.

    Учитель: А потом был сборник “Подорожник” (1921). Многие друзья Анны Андреевны Ахматовой уехали за границу, но она оставить Родину не смогла. В 1917 году она пишет стихотворение “Мне голос был. Он звал утешно”.

    Стихотворение читает ученица.

    Учитель: После революции работала в библиотеке Агрономического института. И еще раз она говорит о верности своей Родине.

    Звучит стихотворение “Не с теми я, кто бросил землю”.

    С середины 20-х годов ее стихи почти перестали печатать, а старые – перепечатывать. Она была объявлена “внутренней эмигранткой”.

    В начале 30-х годов первый раз был арестован сын. Долгими месяцами она стояла в длинных очередях в тюрьму, там и родился замысел поэмы “Реквием”, много позже будет опубликована еще одна поэма “Поэма без героя”.

    Немало было создано поэм А.Ахматовой.

    – Что вы знаете о них?

    Сообщение ученицы о поэмах поэтессы.

    Учитель: Отечественная война застала Ахматову в Ленинграде. Она копала траншеи, дежурила на крышах. В 1941 году вылетела в Москву. А потом эвакуировалась в город Ташкент.

    В 1942 году на страницах “Правды” рядом с военными сводками было напечатано стихотворение Анны Ахматовой “Мужество”.

    Ученик читает стихотворение наизусть.

    Учитель: После войны она возвращается в родной город. А потом…разразилась гроза.

    В докладе А.Жданова и в постановлении ЦК “О журналах “Звезда” и “Ленинград” беспощадно и безосновательно поэзия Ахматовой клеймилась. Говорили, что она с буржуазным уклоном. Ее исключили из Союза писателей. А дальше…10 лет забвения.

    После смерти Сталина в жизни Анны Андреевны наступают перемены: в 1955 году освобожден сын, в 1956 году напечатан сборник ее переводов.

    В 1964 году Ахматовой исполнилось 75 лет. В том же году ей присуждена премия

    “Этна Таормино”, в 1965 году Оксфордский университет присвоил ей почетное звание доктора университета. Тогда же вышла последняя при жизни поэтессы книга “Бег времени”, куда вошли стихотворения последнего десятилетия.

    В феврале 1966 года Анна Ахматова тяжело заболела. Скончалась от сердечного приступа. Похоронена на уединенном кладбище в Комарове.

    Протянется надолго, мнилось,
    Гряда ее тяжелых дней.
    Себе самой она отснилась,
    И нам явилась, словно милость.
    Ушла – увиделась полней.
    Как многозвучно, как зеркально
    Ее душа воплощена
    В строках, звучащих изначально
    Железно, медленно, хрустально,
    Но то не строки – письмена

    Обобщение учителя: Итак, ребята, мы сегодня на уроке познакомились с частичкой творчества необычайной поэтессы Анны Андреевны Ахматовой. Были названы сборники стихов поэтессы, но, к сожалению, не обо всех поговорили подробно. Невозможно на одном уроке объять необъятное. У нас еще будет время рассмотреть другие произведения Анны Ахматовой, которые, я думаю, вы полюбите.

    А сейчас проверим, какие планы у вас получились.

    2-3 ученика зачитывают планы, составленные во время урока.

    Учитель выставляет оценки за урок и задает домашнее задание.

    – выучить одно понравившееся стихотворение;

    – принести сборники стихов поэтессы;

    – прочитать по учебнику (Журавлев) стр. 146-152.

    «И все-таки узнают голос мой»

    Всемирно известная поэтесса Анна Ахматова прожила большую жизнь. Более полувека она бескорыстно служила отечественной литературе. Путь ее был нелегок и непрям. Вспомним, что писала она главным образом в наше время, а работать начала до революции, да еще в среде той части русской интеллигенции, которая не только не приняла сразу Великую Октябрьскую революцию, но и оказалась по другую сторону баррикад. Судьба уготовила Ахматовой нести на своих плечах и бремя славы и тяжесть отчаяния. Не нужно закрывать на это глаза. Тем более, что она сама в тяжкую

    А я иду — за мной беда,

    Не прямо и не косо,

    А в никуда и в никогда,

    Как поезда с откоса.

    Но сегодня, когда пытаешься окинуть мысленным взором путь поэта, отчетливо видишь: он был ни чем иным, как восхождением, восхождением не только к вершинам творчества, но и к своему читателю.

    Как понимание поэзии требует особого душевного состояния читателя, так и жизнь ставит самого поэта в обстоятельства, когда он может с наибольшей полнотой выразить самое заветное, то, что навсегда определит его лицо. Хочется вспомнить об Ахматовой «во дни торжеств и бед народных»,

    В вихревом 1917 году, когда произошла ломка привычных для круга Ахматовой представлений о жизни и предназначении поэта, она осталась со своей Россией, разоренной и окровавленной, голодной и выстуженной, но по-прежнему родной. Именно об этом Ахматова говорит в стихотворении-ответе тем, кто пытался переманить ее в свой злобный стан:

    Мне голос был. Он звал утешно.

    Он говорил: «Иди сюда,

    Оставь свой край глухой и грешный.

    Оставь Россию навсегда.

    Я кровь от рук твоих омою,

    Из сердца выну черный стыд,

    Я новым именем прикрою

    Боль поражений и обид».

    Но равнодушно и спокойно

    Руками я замкнула слух,

    Чтоб этой речью недостойной

    Не осквернился скорбный дух.

    Так она писала в 1917-м. Это же повторила в 1922-м:

    Не с теми я, кто бросил землю

    На растерзание врагам.

    Их грубой мести я не внемлю,

    Им песен я своих не дам.

    С быстротой молнии по бескрайнему фронту Великой Отечественной войны разнеслось ее стихотворение «Мужество»:

    Не страшно под пулями мертвыми лечь,

    Не горько остаться без крова, —

    И мы сохраним тебя, русская речь,

    Великое русское слово.

    Свободным и чистым тебя пронесем,

    И внукам дадим, и от плена спасем

    Во время войны Анна Андреевна, как никогда прежде, остро почувствовала себя слитой с народом:

    Как в первый раз я на нее

    На Родину глядела.

    Я знала: Это все мое —

    Душа моя и тело,

    Мы привычно называем Анну Ахматову лириком. Лириком она была особым, можно сказать, лириком трагедийного письма. Она шла к постижению истины, к самораскрытию, не щадя себя. Каким же запасом прочности должно обладать сердце, чтобы после самых тяжких испытаний сказать самой себе: «Надо снова научиться жить». И она училась, училась, училась, оставаясь наедине с чистым листом бумаги.

    В прошлое давно пути закрыты,

    И на что нам прошлое теперь?

    Что там? — окровавленные плиты,

    Или замурованная дверь,

    Или эхо, что еще не может

    Замолчать, хотя я так прошу…

    С этим эхом приключилось то же,

    Что и с тем, что в сердце я ношу.

    Поэт Анна Ахматова прошла долгий и трудный путь. Многое не сбылось, многое не удалось. Впрочем мы поэтов судим по тому, что они нам оставили. Наследие Анны Ахматовой богатейшее, и мы снова и снова будем возвращаться к написанному ею, чтобы лучше понять бег нашего стремительного времени.

    Анна Ахматова: жизнь и творчество Анна Ахматова: жизнь и творчество На рубеже прошлого и нынешнего столетий, хотя и не буквально хронологически, накануне революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в.

    Александр Блок. Жизнь и творчество. Влияние творчества Блока на поэзию Анны Ахматовой ПЛАН 1. Вступление 2. Из воспоминаний о Блоке 3. Начало. Десятые годы 1). Сборник «Вечер» 2). Сборник «Четки» 4. Поэма без героя 1) «у шкатулки.

    Краткое содержание Анна Каренина Лев Н. Толстой Л. Н. Толстой Анна Каренина Часть первая «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему. Все смешалось в доме Облонских». Степан.

    Биография Ахматова Анна Андреевна (1889 — 1966) Поэтесса. После того как в 1905 году семья родителей распалась, мать с детьми переехала в Евпаторию, оттуда в Киев. Там Ахматова окончила.

    Поэзия А. Ахматовой Час мужества пробил на наших часах, Анна Андреевна Ахматова (Горенко) вошла в русскую поэзию в те годы, когда жесточайшая политическая реакция, наступившая после поражения первой.

    Анна Андреевна Ахматова. Биография День изо дня и год из года Твоя жестокая судьба Была судьбой вceгo народа. Твой дивный дар, твоя волшба Бессильны были бы иначе… Мария Петровых.

    Тема родины в творчестве Анны Ахматовой К теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получила развитие в таком масштабе, как в творчестве А. Ахматовой. Тема Родины стала одной.

    Ахматова в ранние годы В автобиографии, озаглавленной «Коротко о себе», Анна Ахматова писала: «Я родилась 11(23) июня 1889 года под Одессой (Большой Фонтан). Мой отец был в то время.

    Рассказ. Гранатовый браслет В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря. То по целым суткам тяжело лежал над.

    «Поэзия Ахматовой — лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего современника сложной и величественной эпохи» Удивительные строчки Ахматовой вошли в мою душу так: в детстве я босиком бегала по самому краешку берега моря, о котором потом, поразившись точности восприятия поэта.

    Лирический мир Анны. Ахматовой Удивительные строчки Ахматовой вошли в мою душу так: в детстве я босиком бегала по самому краешку берега моря, о котором потом, поразившись точности восприятия поэта.

    Тема Родины в поэзии Анны Ахматовой Анна Ахматова «гостила на земле» в трагическую эпоху, — трагическую прежде всего для России. Тема Родины претерпевает в творчестве Ахматовой сложную эволюцию. Само понятие родины.

    Любовь в поэзии Анны Ахматовой Великая земная любовь является движущим началом всей лирики Ахматовой. Благодаря ее великолепным стихам читатель по-другому, более реалистично, видит мир. Анна Ахматова в одном из своих.

    Эволюция художественных образов в лирике А. Ахматовой На рубеже прошлого и нынешнего столетий, накануне революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей.

    Сочинение на тему: «ЛИРИЧЕСКИЙ МИР А. А. АХМАТОВОЙ» И все-таки узнают голос мой, И все-таки ему опять поверят. А Ахматова Удивительные строчки Ахматовой вошли в мою душу так: в детстве я босиком бегала.

    Лирика Ахматовой А. А А. А. Ахматова — русская поэтесса, разделившая трагическую судьбу России XX века. Через год после рождения Анны семья Горенко переезжает в Царское Село, о котором.

    «Я голос ваш…» Анна Ахматова В 1989 году, объявленном ЮНЕСКО годом А. А. Ахматовой, исполнилось сто лет со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой, большого русского советского поэта, женщины-матери, противопоставившей достоинство.

    Особенности поэтического мира Анны Ахматовой Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор, к смерти все готово… Всего прочнее на земле печаль И долговечней царственное слово. Анна Ахматова Анна Андреевна Ахматова.

    Судьба России в поэзии Анны Ахматовой Лирическая героиня Анны Ахматовой яркая и самобытная. Наряду с наиболее широко известными ее стихотворениями о любви поэзия Ахматовой включает в себя целый стихотворный пласт, содержащий.

    Сочинение на тему: «Я голос Ваш…» Ахматовой В 1989 году, объявленном ЮНЕСКО годом А. А. Ахматовой, ис­полнилось сто лет со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой, большого русского советского поэта, женщины-матери, противопос­тавившей достоинство.

    «Ахматова принесла в русскую лирику огромную сложность и психологическое богатство русского романа ХIХ века» Анна Ахматова очень быстро стала знаменитой после того, как в 1912 году вышла первая ее книга — «Вечер». И хотя у нее не было «таланта.

    Биография Ахматовой Анна Андреевна Ахматова — знаменитая российская поэтесса 20 века, писательница, переводчик, критик и литературовед. Автор известной поэмы «Реквием» о репрессиях 30-х годов. Ранние годы Родилась.

    Анна Ахматова Анна Андреевна Ахматова получила наконец признание как великий русский поэт. Ее исключительное лирическое дарование не только передавало душевные состояния человека, но и чутко откликалось на.

    Мой любимый поэт Серебряного века (поэзия А. А. Ахматовой) Поэзия пробуждает в душе человека наиболее звонкие струны, заставляет оторваться от реальной действительности и воспарить своей мыслью в невиданные высоты. Стихи способны стать для человека.

    Лирический мир Ахматовой Ее считали совершенством. Ее стихами зачитывались. Ее горбоносый, удивительно гармоничный профиль вызывал сравнения с античной скульптурой. На склоне лет она стала почетным доктором наук Оксфорда.

    «Книга женской души…» На рубеже прошлого и нынешнего столетий, хотя и не буквально хронологически, — недаром Ахматова писала о «настоящем», «не календарном» ХХ веке — накануне великой революции.

    Классические традиции в творчестве А. Ахматовой Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной. А. Ахматова Начало XX века.

    Лирический мир А. Ахматовой И все-таки узнают голос мой. И все-таки ему опять поверят. А. А. Ахматова Ее считали совершенством. Ее стихами зачитывались. Ее горбоносый, удивительно гармоничный профиль вызывал.

    «Слава тебе, безысходная боль!» (Тема любви в лирике А. Ахматовой) Вполоборота, о печаль, На равнодушных поглядела. Спадая с плеч, окаменела Ложноклассическая шаль. О. Мандельштам Прочитав эти строчки, я живо вспомнила другой портрет Анны Андреевны Ахматовой.

    «Романность» лирики Анны Ахматовой Поэзия Анны Ахматовой периода ее первых книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — почти исключительно любовная лирика. Ее новаторство как художника проявилось первоначально именно в этой.

    Мир женской души в лирике Ахматовой Мир женской души наиболее полно раскрывается в любовной лирике А. Ахматовой и занимает в ее поэзии центральное место. Неподдельная искренность любовной лирики Ахматовой в сочетании.

    Краткое содержание романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» В московском доме Облонских, где «все смешалось» в конце зимы 1873 г., ждут сестру хозяина, Анну Аркадьевну Каренину. Причиной семейного разлада явилось то, что князь.

    Анализ стихотворения А. А. Ахматовой «»Мне голос был. Он звал утешно.»» Стихотворение »Мен голос был. Он звал утешно» было написано в 1917 году. Это произведение вошло в сборник стихов »Белая гвардия», в котором личные переживания Анны.

    Анна Андреевна Ахматова Об Анне Ахматовой много писано, да многое уже и сказано. Писали о ней в разные времена по-разному — восторженно, с насмешкой, с презреньем, такими зазорными.

    Краткое содержание Тереза Дескейру Франсуа Мориак Тереза Дескейру Тереза Дескейру выходит из зала суда. Ее обвиняли в попытке отравления мужа, но стараниями родных дело прекратили «за отсутствием состава преступления».

    «Тереза Дескейру» Мориака в кратком содержании Тереза Дескейру выходит из зала суда. Ее обвиняли в попытке отравления мужа, но стараниями родных дело прекратили «за отсутствием состава преступления». Честь семьи спасена. Терезе.

    КЛАССИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ АННЫ АХМАТОВОЙ Когда шуршат в овраге лопухи И никнет, гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О — жизни тленной, тленной и прекрасной. А. Ахматова Начало XX.

    Загадка популярности любовной лирики Анны Ахматовой Если спросить человека, знакомого с лирикой А. А. Ахматовой лишь поверхностно, что бы он назвал основной темой стихов поэта, он, конечно, ответит: «Любовь». Действительно, именно.

    Пушкинская тема в творчестве А. Ахматовой А. С. Пушкин для поэзии серебряного века — концентрированное выражение культуры прошлого. Поэтому его «сбрасывали с корабля современности (футуристы), присваивали в единоличное владение («Мой Пушкин».

    Антифашистская направленность произведений Анны Зегерс Анна Зегерс родилась в 1900 году. Она выросла на берегу Рейна, посещала школу в городе Майнце. Окончив школу, Зегерс продолжала образование в старинном университетском городе.

    Сложнейшие сочинения по русской литературе. Все темы 2015

    «Я была тогда с моим народом…» (по лирике А.А. Ахматовой)

    …Ее поэзия… один из символов величия России.

    Ахматовская поэзия, ярко отразившая всю необычность эпохи рубежа веков, величественным кораблем вошла в океан русской культуры. Она соединила разорванную, как казалось многим, «связь времен» – век XIX и век XX, запечатлела бег времени, по-своему рассказала о трагической истории нашей Родины:

    Теперь Анна Андреевна Ахматова – признанный классик русской литературы, ее имя блистает в ряду самых великих поэтов XX века: А. Блока, Н. Гумилева, Б. Пастернака, В. Маяковского и других. «Щедро взыскана дивной судьбою», она творила в переломную для русской культуры, русской духовности, русского самосознания эпоху. И самобытный ее голос был слышен не только в России, но и во всем мире. Именно муза Анны Ахматовой не давала забыть о человечности и доброте, о душе и Боге в их исконном, спасительном понимании. Своим ярким, не по-женски мужественным талантом поэтесса заслужила право на бессмертие:

    Поэтическая мощь творчества, упругая энергия стиха вызваны ее неистощимым оптимизмом, верой в духовное раскрепощение народа.

    Пророческий дар Ахматовой рожден в недрах высокой культуры ушедшей России, идеалом которой для поэта был А.С. Пушкин, «смуглым отроком» явившийся ей в Царскосельском парке. И светлый образ первого русского поэта озарял ее трудную дорогу, полную испытаний и трагических изломов.

    «Страшный путь», на который вступила Россия в начале XX века, привел к новому мироощущению, так глубоко выраженному А. Блоком – «трагическим тенором эпохи». У него и у других поэтов-символистов училась Ахматова петь свои песни. Интуиция, провидческие озарения одухотворяли ее стихи, в которых она острее и тоньше чувствовала боль страны своей, страдания народа, тревоги и волнения женского сердца.

    Горечь, а не раскаяние и сожаление, часто звучит в поэтических шедеврах автора:

    По-моему, в поэтическом мире Ахматовой есть удивительные параллели – «мой народ» и «голос мой». Едва ли они случайны, хотя и извлечены из произведений, созданных в разное время. Они так значительны, так важны, что в стихотворении «Подпись на книге» являются смысловой доминантой, а в «Реквиеме», повторяясь дважды, приобретают символическое значение. Напряжение гражданского чувства автора так высоко, так пронзительно, что зажигает поэтическую память читателя-друга, и сами собой вспыхивают в сознании строки боготворимого поэтессой и любимого мной А.С. Пушкина:

    Поэтическая формула «солнца русской поэзии» – «голос мой // Был эхо русского народа» – отозвалась в пронзительных интонациях ахматовского послания «Многим» (1922):

    Мне кажется, Ахматова не просто провозглашает верность традиции, основанной Пушкиным, но и обостренно, чутко осознает, что большой поэт в годы народных потрясении не может не быть «голосом» своего Отечества. Это представление воплотилось, пожалуй, в самых интересных и художественно отточенных произведениях мастера: «Мне голос был. Он звал утешно». «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество», «Родная земля». Объединяет эти подлинные шедевры, созданные в разные годы, то гражданское чувство, которое вызревало в душе Анны Ахматовой с ранних лет, становясь нравственным стержнем ее характера.

    Некоторым могло показаться, что обширная страна, народ, его суровая и простая жизнь не задевали чувств лирической героини ранних сборников стихов Ахматовой «Вечер» и «Четки». В них проявились основные особенности художественного мышления поэтессы: углубленный психологизм, ассоциативность образа, внимание к детали. Читая стихи из этих сборников, ощущаешь тревогу, предчувствуешь грядущую беду, угадываешь конкретные приметы эпохи, сулящей «неслыханные перемены, невиданные мятежи»:

    Не могу не отметить удивительную способность Ахматовой даже в самых интимных лирических миниатюрах отображать живой пульс современности, выражать неудовлетворенность настоящим, смутно предвидеть грядущее. Это помогает ей создать необыкновенно изящные в своей простоте стихи:

    Для всякого знающего биографию Анны Ахматовой ясно, что «ненужная тревога», «тленная и прекрасная» жизнь – не просто стилевые приметы Серебряного века, а реальное отражение подлинных чувств и озарений недавней киевской курсистки Анны Горенко, жизнь которой отравляли оскорбительная бедность, страх смерти от туберкулеза и запрет отца, покинувшего семью, подписывать стихи родовой фамилией. Вдохновение автор книг, получивших широкую известность, черпала в обыденной жизни, что и позволило ей стать русским национальным поэтом:

    Она решительно отвергает упреки в элитарности и утонченности:

    Во время войны 1914 года Ахматова становится поэтом большого общественного звучания, проявляются новые грани ее дарования.

    Так проникновенно и задушевно звучит «Молитва».

    Бытийный, общечеловеческий характер творчества и его глубокая религиозная основа выдвинули Ахматову в число самобытных русских поэтов. Она обращается к народному творчеству, обогащая свой поэтический арсенал, широко использует и народную образность, и народно-поэтические жанры – молитву, плач, причитание.

    Народно-патриотические мотивы становятся ведущими в сборнике 1921 года «Подорожник». Отточенностью формы и остротой содержания выделяется стихотворение из этой книги «Мне голос был. Он звал утешно…». И напряженный ритмический рисунок и книжная лексика подчеркивают силу негодования поэта против тех, кто бежал от русской революции:

    Это самое значительное послереволюционное произведение Ахматовой, показавшее ее человеком высокого мужества и патриотической верности родной земле.

    Мысли о правоте своего пути, не ушедшего в сторону от судьбы народа, звучат и в другом программном стихотворении:

    В нем поэтесса дает отповедь не только бывшим друзьям-эмигрантам, но и хозяевам «нового мира». Все стихотворение – красноречивое свидетельство того, как Ахматова воспринимает власть большевиков и не мыслит своей судьбы вне судьбы России.

    Кровавый террор не пощадил независимого и честного художника: уста замкнул на долгие четырнадцать лет; вырвал из семейного круга единственного сына и мужа. После расстрела Н. Гумилева и смерти А. Блока это был хорошо спланированный и безмерно жестокий удар. Долгие месяцы провела Ахматова в тюремных очередях, оказавшись в одном строю с народом, превращенным в лагерную пыль.

    Об этом не могла не поведать потомкам оскорбленная и униженная «Сафо русской поэзии». Страдания и боль народные она оплакала в «Реквиеме»:

    В этом скорбном произведении, опубликованном спустя многие годы после смерти самой Ахматовой, впервые устами поэтессы говорит народ. Вместе со своей страной была она в годину Великой Отечественной войны, которую восприняла как самую жестокую трагедию мира. Вот почему так публицистически заостренно звучит «Клятва», а символом беззаветной любви к Родине становится «Мужество». «Русская речь, великое русское слово» становятся началом всех начал, связующим звеном между нацией и страной, основой русской культуры.

    Боль, страдания, утраты военных лет – еще одна незаживающая рана на сердце поэтессы, не отделяющей себя от общей скорби:

    С каким нетерпением она приближала победу, выступая со своими стихами перед воинами, как оплакивала и скорбела о погибших своих братьях и сестрах – ленинградцах! И какой болью отозвалось «осквернение пречистого слова» в 1946 году, когда против нее и М. Зощенко была начата настоящая охота.

    Однако горделивое чувство собственного достоинства и высшей поэтической, философской, гражданской правоты, органическая неспособность к показному и лживому покаянию ради милости правителей, презрение к своей трагической судьбе и преданность своей Родине позволили выстоять.

    Патриотизм А.А. Ахматовой – вовсе не пустая декларация, а глубокая вера в свое предназначение – быть вместе с народом, быть голосом его надежд и чаяний. Лучшим лирическим выражением гражданских чувств в мировой поэзии стало стихотворение поэтессы 1961 года «Родная земля».

    И автоэпиграф «И в мире нет людей бесследней, // Надменнее и проще нас», и подчеркнутая многозначность слова «земля» обнажили предельную искренность и глубину чувства:

    И все таки узнают голос мой А. А. Ахматова: сочинение

    Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (12.1—12.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

    Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

    Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

    Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

    Продумывайте композицию сочинения.

    Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

    Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

    12.1. Почему Фамусов и Чацкий произносят самые большие и содержательные монологи в пьесе? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)

    12.2. Какова роль Наташи Ростовой в судьбе Андрея Болконского? (По роману Л. H. Толстого «Война и мир».)

    12.3. Почему основное действие пьесы М. Горького разворачивается в городской ночлежке? (По пьесе М. Горького «На дне».)

    12.4. А. Ахматова и М. Цветаева — два поэтических голоса своей эпохи.

    Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С5.1, С5.2, С5.3).

    В бланке ответов М2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

    Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

    Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

    Продумывайте композицию сочинения.

    Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

    Комментарий к темам сочинений

    12.1. Почему Фамусов и Чацкий произносят самые большие и содержательные монологи в пьесе? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)

    Образы, созданные Грибоедовым, ярки и неоднозначны, нехарактерны для классицистической комедии; нетрадиционен и конфликт пьесы. Между Чацким и Фамусовым разгораются бурные споры о приемлемости различных способов для получения повышений по службе и наград, о значимости общественного мнения, об образовании. Конфликт этот — социальный; с одной его стороны — Чацкий и некоторые внесценические персонажи (брат Скалозуба, князь Федор, племянник Тугоуховской), с другой — московское дворянское общество во главе с Фамусовым. Это противостояние не двух людей, а двух мировоззрений, общественных позиций; Чацкий и Фамусов — лишь наиболее яркие их представители. С точки зрения речевой характеристики, все герои делятся на тех, кто говорит монологами (Чацкий, Фамусов, Репетилов), и тех, кто говорит репликами (все остальные). Те, кто произносят монологи, являются идеологами (Фамусов и Чацкий) или им подражают (Репетилов). Именно поэтому они и выражают свою идеологию в больших монологах, а диалога между ними и быть не может, настолько они разные.

    12.2. Какова роль Наташи Ростовой в судьбе Андрея Болконского? (По роману Л. H. Толстого «Война и мир».)

    Встреча Андрея с Наташей Ростовой стала одним из ключевых событий романа «Война и мир». Эти два человека были сведены судьбой неслучайно: Наташа помогает Болконскому понять в чем истинный смысл жизни, он по-настоящему влюбляется в нее, и она меняет его жизнь. Андрей Болконский – человек, уже прошедший через войну, он видел смерть, поэтому понимает, что обычная жизнь – это самое ценное, что вообще может быть на свете. Л. Н. Толстой показывает, как князь Андрей почувствовал себя «ожившим и помолодевшим» рядом с Наташей; в жизни Андрея появилась любовь, а значит и смысл всего нашего существования.

    12.3. Почему основное действие пьесы М. Горького разворачивается в городской ночлежке? (По пьесе М. Горького «На дне».)

    Пьеса М. Горького «На дне» — это социально-философская драма. В этом произведении нашли свое отражение противоречия русской жизни. Место действия пьесы — ночлежный дом Костылевых. Почти все герои пьесы — обитатели ночлежки. Разными путями попали они сюда, но обратного хода для них нет. Их отвергло общество, они никому не нужны. Настоящее их ужасно, а будущего неизвестно. Все только в прошлом. Ночлежка как тюрьма, из нее не выбраться. В образе ночлежки Горький показал нам некую модель общества, где находятся люди, попавшие на самое «дно» жизни.

    12.4. А. Ахматова и М. Цветаева — два поэтических голоса своей эпохи.

    Анна Ахматова — Марина Цветаева. Они обе жили в одну эпоху, пели эту эпоху, плакали над нею вдвоём. И обе, несмотря на сложные, во многом противоречивые отношения, родство своё «по песенной беде» ощущали. И сюжеты у них встречаются сходные. Обе писали о России: Ахматова — строго, царственно, будто капли крови, роняя тяжёлые скупые слова, Цветаева — горько, навзрыд. Писали о поэзии, о таинстве смерти. Писали о любви.

    И Ахматова, и Цветаева немало обогатили русскую поэзию. Ахматова продолжала и развивала традиции русской психологической прозы, являясь в этом смысле прямым наследником Достоевского, Толстого, Гаршина. Главным достоинством ее стиха была строго обдуманная локализованная деталь, несущая порой весь замысел.

    Сила стихов Цветаевой не в зрительных образах, а в завораживающем потоке все время меняющихся, глубоких ритмов. То торжественно-приподнятые, то разговорно-бытовые, то песенно-распевные, то иронически-насмешливые, они в своем богатстве передают гибкость ее интонационного строя, находятся в зависимости от ритма ее переживаний. И если Ахматова тонко чувствует русское слово, то Цветаева идет еще глубже — она способна воспринимать язык на уровне морфемы. Классическим примером в этом отношении может служить стихотворение, посвященное Борису Пастернаку:

    Расстояния: версты, мили…

    Нас расставили, рассадили.

    Ахматова даже самые трагические чувства, даже кипящую лаву страсти и боли неизменно заключает в гранитную оправу стиха. Стихи её, скорее всего, не слова даже, не голос, а мысли, и в их спокойствии, в их упорядоченности есть что-то от заведённого механизма: привычно выйти, привычно закрыть дверь, осмотреться вокруг:

    Я научилась просто, мудро жить,

    Смотреть на небо и молиться Богу,

    И долго перед вечером бродить,

    Чтоб утомить ненужную тревогу.

    Стихи Ахматовой, несмотря на внешнее спокойствие, пронизаны трагизмом, но в них не удар, а, скорее, столбняк, мутное, гнетущее состояние, когда всё валится из рук, а в голове беспрестанно теснятся и мысли, и образы.

    Впрочем, таким кажущимся спокойствием наполнены и стихи Марины Цветаевой:

    Вчера еще в глаза глядел,

    А нынче все косится в сторону.

    И такая неприкаянность, такая горечь в скупых лёгких словах. Но у Цветаевой лирическая боль практически перерастает в физическую, в изнеможение; в потерю себя.

    Ахматова и Цветаева — два поэтических голоса эпохи, разные и одновременно схожие, шептавшие, говорившие и кричавшие о том, что понятным становится каждому, читающему их стихи, в какое бы время он не жил.

    1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне 3 Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне 2 Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно 1 Тема не раскрыта 2. Привлечение текста произведения для аргументации Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют 3 Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки 2

    ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена

    ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки

    3. Опора на теоретико-литературные понятия Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют 3 Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют 2 4. Композиционная цельность и логичность Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов 3

    есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: