Настоящую нежность не спутаешь (любовь в лирике А. А. Ахматовой): сочинение

Любовь в лирике Анны Ахматовой сочинение

Любовная лирика Ахматовой – это небольшой мир с глубокими и драматическими переживаниями, это главная тема всей её поэзии. С выходом первого поэтического сборника Ахматовой все её современники назвали Анну Андреевну русской Сафо.

Раннюю любовную лирику многие воспринимают в качестве лирического дневника. Тем не менее, преувеличение чувств не свойственно в поэзии Анны Ахматовой. В своей поэзии она изображает простое человеческое счастье и горе, которое доступно испытать каждому: разлуку, измену, отчаяние.

У любви, описываемой Анной Андреевной, не бывает счастливого финала. Вся тема любви поэтессы переполнена печалью. К примеру: стихотворение «Муза» наполнено непониманием мужчиной девушки-поэтессы. Мужчина считал это не нужным занятием для дамы, и после этого лирическая героиня стихотворения выбрала творчество, отказавшись от отношений.

Любовные взаимоотношения – это самая распространённая тема в поэзии Анны Андреевны. Главная героиня стихотворения «Сжала руки под тёмной вуалью» рассказывает о впечатлениях после встречи с мужчиной, на которой они решили расстаться. Несмотря на обоюдное решение, женщине тяжело пережить разлуку, она раскаивается и пытается это исправить. Именно в этом и состоит «сердечная» сила притяжения.

Описывая материнскую любовь, Анна Ахматова возвышается до библейской высоты. «Реквием» потрясает своих читателей страданиями матери, которая видит крестные мучения собственного сына.

Любовь – это пятое время года, именно так назвала это чувство Анна Андреевна в своём стихотворении. Именно из этого необычного времени года можно увидеть четыре обычных. Главной мыслью стихотворения является то, что любовь преображает людей, заставляет видеть мир иначе, открывая иную реальность.

В поэзии А. А. Ахматовой не только исповедь влюблённых женщин, но и исповедь людей, которые живут, чувствуя всю боль и страсть собственного времени.

Познав любовь настоящую, Анна Андреевна Ахматова собственным творчеством доносила для читателей многогранность и разноречивость этого великого чувства. Но для того, чтобы прочувствовать всю глубину, важно осознать, что прочную уверенность в своём чувстве люди заполучат только тогда, когда смогут пережить тяжёлые моменты. Ведь любовь – это не только радость, но и разочарование и боль. Вся поэзия Анны Андреевны Ахматовой носит драматичный характер.

2 вариант

Анна Андреевна Ахматова – одна из знаменитых писателей-поэтесс нашей страны. Любовные чувства в ее стихах – наиболее острая проблематика. Однако для нее нежные чувства – не всегда радость, скорее, напротив, это огромные мучения, невыносимое недопонимание и расставание.

Писательница воспринимает любовные чувства как «эгоистическое» влечение, «любовь – забаву». Но в большинстве случаев в ее литературных трудах упоминается «великая земная любовь» для всех людей. И проявляется она, как и у многих стихотворцев серебряного столетия, в влечении к любимой родине. Как все знают, поэтессе часто советовали покинуть Россию, больше всего в трудные для нее годы, но Ахматова категорично возражала. Поэтому, в ее творческом процессе послышались переплетения самопожертвенности и влюбленности к России. Разумеется, революционные явления очень беспокоили ее, а преследование властей затронуло ее семейство: первого супруга и ребенка. О любви Ахматовой к родине выразительно описывают стихи «Молитва».

Любовные чувства, которые показывает писательница в собственных работах, никогда не содержат за собой хорошее завершение. Они, в подавляющем большинстве, переполнены горечью. К примеру, в стихах «Муза» Анна Андреевна составляла текст о не осуществившихся любовных отношениях и о неспособности понять мужчиной дамы-поэтессы. Он полагал, что женщине подобное предназначение ни к чему. После этого поэтическая знаменитость ответила отказом от этой любви ради творческой деятельности. Поэтому, писательница предназначала отдельные личные поэтические произведения музыке, таланту, лиризму.

Разумеется, отношения людей – наиболее популярный любовный сюжет в лирической поэзии Ахматовой. Возьмем общеизвестное стихотворение «Сжала руки под темной вуалью». Где основной персонаж – женщина, которая рассказывает о сильных переживаниях от знакомства с мужчиной, после которых они решили, что расставание неизбежно. И пусть это ясно им обоим, девушка достаточна остро чувствует прощание, сожалея и стараясь все изменить.

В данном поступке отражена необузданная мощь взаимного притяжения между людьми. Когда натянутая объединяющая струна между ними оборвалась, и в прошлом близкие люди бросились прочь друг от друга, а это событие заставило каждого страдать.

Заслуженная писательница узнала подлинные любовные чувства и личной деятельностью стремилась передать читателям, что этот душевный порыв обширен и разнообразен, однако для того чтобы познать все его масштабы, нужно осознать, что общее притяжение друг к другу – это не всегда радость и веселье, но и страдание, разочарованность, печаль. Люди могут поверить в неизменности своих чувств, лишь когда нашли в себе силы выдержать все сложные периоды жизни.

Также читают:

Картинка к сочинению Любовь в лирике Анны Ахматовой

Популярные сегодня темы

Лирика одного из величайших русских поэтов, Фёдора Ивановича Тютчева, отражает его глубокую духовность. Основной тематикой, проходящей через всё его творчество

В анализируемом произведении “Мещерская сторона” писатель Паустовский затрагивает тему любви к природе родной земли. Создатель повести пытается показать читателям всю многогранность, величие удивительного окружающего мира

Пимен не был настоящим историческим лицом, Пушкин не нашел для него и прототипа среди летописцев. Автор собрал его образ по маленьким частицам из характеров разных монахов-летописцев, проживающих на территории древней Руси

В произведении говорится о служивом офицере, который воевал на Кавказе. Когда он получил письмо от родной мамы, он поехал домой.

В комическом рассказе А. П. Чехова «Хамелеон» для заголовка автор использовал название известной рептилии. Благодаря ее особенности приспосабливаться за счет смены оттенков к окружающим условиям

«Настоящую нежность не спутаешь. » (любовь в лирике А. А. Ахматовой)

«Настоящую нежность не спутаешь. » (любовь в лирике А. А. Ахматовой)

Среди различных мнений и суждений литературных критиков и просто любителей поэтического жанра бытует расхожее выражение “женская поэзия”. Подобный ярлык стремятся повесить на все без исключения творения представительниц прекрасного, но слабого пола. Справедливо ли проводить подобную “демаркационную линию” в литературе, разделяя поэзию по половому признаку? Безусловно, это издержки исторического наследия, извечного подчинения женщин мужчинам, постоянной и последовательной доминанты мужского начала во всех сферах человеческого бытия. Однако существует и обратная сторона этой пропитанной духом времени медали. Слишком сложно было женщине найти внутри себя силы, чтобы заявить о себе наравне с мужчиной. Крайне неблагосклонно было общественное мнение к подобным поступкам. А. С. Пушкин в романе “Евгений Онегин” вывел на сцену смелую героиню Татьяну, которая не побоялась первой признаться в своих чувствах, идя наперекор всем устоявшимся традициям и нормам морали. Но это был литературный персонаж, вымышленный, идеализированный образ. Анна Андреевна Ахматова нашла в себе уверенность, чтобы уже в двадцать два года заставить литературную общественность обратить на себя внимание. Да, это была женская поэзия. Но она была сильна и прекрасна. Это была поэзия женского сердца, вырвавшаяся наружу вулканической лавой страстей, переживаний, мечтаний, обманов. Ахматова говорила проникновенно и громко. Она обращалась от имени каждой женщины, способной любить и желавшей быть любимой. Она своим героическим примером научила женщин говорить: Звенела музыка в саду Таким невыразимым горем.

Читайте также:
Переводческая деятельность Ахматовой А. А.: сочинение

Свежо и остро пахли морем На блюде устрицы во льду.

Он мне сказал: “Я верный друг!” И моего коснулся платья.

Как не похожи на объятья Прикосновенья этих рук.

Ахматова в своей поэзии представила широкой массе читателей бесконечное многообразие именно женских судеб. Образы жены и любовницы, вдовы и матери, сестры-музы и судьбы-разлучницы переплетаются в бесконечных повествовательных миниатюрах великой поэтессы. По выражению А. М. Коллонтай, Ахматова подарила миру “целую книгу женской души”. Без сомнения, никто не знает о тайных переживаниях женщины лучше ее самой. И уж тем более никто не смог бы передать это в стихотворной форме лучше и проникновеннее, чем это сделала Анна Ахматова.

Лирическая героиня Ахматовой поначалу юна, как и сама поэтесса. Она полна чувств и желаний, она открыта миру и Ему, тому единственному, ради которого можно все потерять, не получив ничего взамен. Ахматова поражает в самое сердце острой стрелой своей искренности. Ее слова, обращенные к собирательному образу, идеалу возлюбленного, несут в себе прелестную робость с оттенком романтической наивности: Я с тобой не стану пить вино, Оттого что ты мальчишка озорной.

Знаю я—у вас заведено С кем попало целоваться под луной.

А у нас — тишь да гладь, Божья благодать.

А у нас — светлых глаз Нет приказу поднимать.

Однако юной, трепетной девичьей душе уже известны и первые разочарования, страдания и любовные муки. Она мудра не по годам; она знает, какова цена настоящему счастью и смиренно готовится принести себя в жертву: Настоящую нежность не спутаешь Ни с чем. И она тиха.

Ты напрасно бережно кутаешь Мне плечи и грудь в меха И напрасно слова покорные Говоришь о первой любви.

Как я знаю эти упорные, Несытые взгляды твои! При этом выбор в пользу “великой земной любви” героиня лирики Ахматовой делает сознательно и вопреки духовным нравственным предписаниям. Словно поддавшаяся чарам ангела-искусителя Азазеля, научившего женщину пользоваться ее главным оружием — красотой, она делает все, чтобы возвысить свою земную привлекательность, обратить на себя Его внимание: Ты куришь черную трубку, Так странен дымок над ней.

Я надела узкую юбку, Чтоб казаться еще стройней.

О, как сердце мое тоскует! Не смертного ль часа жду? А та, что сейчас танцует, Непременно будет в аду.

Ахматова в своей любовной лирике штрихами обрисовывает и судьбу женщины-поэта. Конечно, здесь она выносит на читательский суд собственный автопортрет. Одним из самых главных адресатов любовной лирики Ахматовой был поэт Николай Владимирович Недоброво, писавший ей: “С тобой в разлуке, от твоих стихов я не могу душою оторваться”. Самые сильные и яркие любовные переживания застигали Ахматову в Петербурге—Петрограде—Ленинграде. Все эти факты находят отражение в стихах: В последний раз мы встретились тогда На набережной, где всегда встречались.

Была в Неве высокая вода, Инаводненъя в городе боялись.

Он говорил о лете и о том, Что быть поэтом женщине — нелепость.

Как я запомнила высокий царский дом И Петропавловскую крепость.

По мере взросления Ахматовой нотки беспробудной тоски и бескрайней печали начинают преобладать в безупречнойгармонии ее стихов. Мотивы безответной любви, жестокой душевной черствости, предчувствие разлуки — все это слилось воедино с ощущением витающей в воздухе творческой интеллигенции обреченности: Столько просьб у любимой всегда! У разлюбленной просьб не бывает.

Как я рада, что нынче вода Под бесцветным ледком замирает.

Но та недюжинная сила любви, которая царила в душе у Ахматовой и которую поэтесса пронесла сквозь всю свою жизнь, не покидала лирическую героиню даже в самые трудные минуты ее жизни: Так дни идут, печали умножая.

Как за тебя мне Господа молить? Ты угадал:моя любовь такая, Что даже ты ее не мог убить.

В своем более позднем творчестве Анна Ахматова уделяет большее внимание гражданской, патриотической лирике. Однако обращения к теме любви присутствуют все равно. Теперь любовь не подчиняет себе весь окружающий мир, не является центром Вселенной, тем единственным светилом в холодной космической мгле. Теперь она подчинена миру: все события, происходящие вокруг, вносят свой неповторимый колорит и пикантный вкус в возвышенное чувство любви. Но от этого любовь в стихах Ахматовой становится еще более изысканной и прекрасной.

“Настоящую нежность не спутаешь… ” (любовь в лирике А. А. Ахматовой)

Среди различных мнений и суждений литературных критиков и просто любителей поэтического жанра бытует расхожее выражение “женская поэзия”. Подобный ярлык стремятся повесить на все без исключения творения представительниц прекрасного, но слабого пола. Справедливо ли проводить подобную “демаркационную линию” в литературе, разделяя поэзию по половому признаку? Безусловно, это издержки исторического наследия, извечного подчинения женщин мужчинам, постоянной и последовательной доминанты мужского начала во всех сферах человеческого

Related posts:

А. Ахматова “Настоящую нежность не спутаешь”: Восприятие, истолкование А. Ахматова родилась на юге России, в Одессе, а в юности бывала в солнечной Евпатории и в Херсонесе на берегах Черного моря. Она несла в своей душе радость жизни, щемящую красоту женственности, ее непостижимую прелесть и понимала, что “невозможно жить без солнца телу и душе без песни”. В ее теле жило это солнце, в ее […].

“Великая земная любовь” в лирике Ахматовой Первые стихи Анны Ахматовой появились в 1911 году в журнале “Аполлон”, а уже в следующем году вышел ее поэтический сборник “Вечер”. Почти сразу же Ахматова была поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Таким образом, на рубеже XIX и XX столетий в России возникла “женская” поэзия – поэзия Анны Ахматовой. Лирика Ахматовой первых ее […].

“Тот город, мной любимый в детстве… ” (По лирике А. А. Ахматовой) Невозможно представить лирику Анны Андреевны Ахматовой без темы Царского Села и Петербурга. Красота этих мест окружала ее с детства, сформировала в ней художника, и позже поэт отдала в полной мере дань этой красоте. Живя в Царском Селе, Ахматова всем существом осознавала, что это духовная родина Пушкина, здесь он сложился как поэт, и это трогало ее […].

Судьба поколения в лирике А. А. Ахматовой Уникальность лирики великой русской поэтессы Анны Андреевны Ахматовой заключается в том, что, по словам Осипа Мандельштама, она вобрала в себя “всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века”. Но не меньший интерес представляют произведения Ахматовой для, человека, который стремится понять и почувствовать эпоху, когда русский народ прошел через испытания “настоящего Двадцатого века”, ибо […].

Читайте также:
Ахматова Елизавета Николаевна: сочинение

Своеобразие темы любви в лирике А. А. Ахматовой Мир глубоких и драматических переживаний, очарование, богатство и неповторимость личности запечатлелись в любовной лирике Анны Ахматовой. Тема любви, безусловно, занимает в ее поэзии центральное место. Неподдельная искренность, предельная откровенность в сочетании со строгой гармонией, лаконичной емкостью поэтического языка любовных стихотворений Ахматовой позволили ее современникам называть ее русской Сафо сразу же после выхода первых поэтических сборников. […].

“Книга женской души… ” (по лирике А. Ахматовой) На рубеже прошлого и нынешнего столетий, хотя и не буквально хронологически, – недаром Ахматова писала о “настоящем”, “не календарном” ХХ веке – накануне великой революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей литературе нового времени “женская” поэзия – поэзия Анны Ахматовой. Ближайшей аналогией, которая возникла […].

Великая земная любовь – движущая сила лирики А. А. Ахматовой Анна Ахматова с появлением самых первых ее стихотворений стала неповторимым, уникальным и значительным явлением в русской литературе. Ее поэзия, невероятно откровенная и живая, раскрывает саму душу поэтессы – душу человека, душу женщины. Ее стихотворения привлекают не самим сюжетом, а широчайшей гаммой чувств, которая вмещается в несколько поэтических строк. Она писала о жизни, о смерти, о […].

Муза в лирике Ахматовой Муза ушла по дороге… Я, глядя ей вслед, молчала, Я любила ее одну. А в небе заря стояла. Как ворота в ее страну. А. Ахматова Анна Андреевна Ахматова – большой и серьезный поэт, принесшая в литературу “поэтику женских волнений и мужских обаяний”. В своем творчестве она коснулась всех традиционных тем классической поэзии, но привнесла в […].

“Меня ведет Господь по голубым предутренним дорогам… ” (По лирике А. А. Ахматовой) И голубь ест из рук моих пшеницу А недописанную мной страницу. Божественно спокойна и легка. Допишет музы смуглая рука… А. Ахматова Анну Ахматову невозможно назвать поэтессой. Она всегда была поэтом, со своим голосом, тематикой и ни с чем не сравнимым лиризмом. Смело, ярко и широко шагнула она в русскую литературу, оставив в ней неизгладимый след. […].

Поэзия Анны Ахматовой Я хочу рассказать об Анне Ахматовой, моей любимой русской поэтессе. Поэзия этого удивительного человека гипнотизирует своей простотой и свободой. Произведения Ахматовой не оставят равнодушным никого, кто хоть раз слышал или читал их. Мастерство Ахматовой было признано почти сразу же после выхода первого ее поэтического сборника “Вечер”. А вышедшие через два года после этого “Четки” еще […].

“Не с теми я, кто бросил землю… ” (Патриотическая тема в лирике А. Ахматовой) Особое место в творческом наследии А. Ахматовой занимает тема связи судьбы поэта с судьбой родины, народа. В ее решении поэтесса поражает не только глубиной постижения этих связей, но и какой-то особой интимной интонацией. Ахматова-поэт очень остро ощущает противоречия своего времени, трагедию современного ей человека. Для нее это не абстрактные темы, ибо ее личная судьба была […].

Поэт и поэзия в лирике А. А. Ахматовой От странной лирики, где каждый шаг – секрет, Где пропасти налево и направо, Где под ногой, как лист увядший, слава, По-видимому, мне спасенья нет. А. Ахматова “Поэт в России больше, чем поэт”, – гласит известное изречение. Возможно, именно этим обусловлено пристальное внимание к теме поэта и поэзии в русской литературе. Поэт и толпа, поэт и […].

Тема любви в лирике С. Есенина и А. Ахматовой Мне кажется, творчество каждого поэта является субъективным выражением окружающего мира. Различные жизненные коллизии, преломляясь через призму видения автора, через какие-то особые, только ему одному присущие взгляды, отражаются в его творчестве. Поэтический мир – это зеркало души автора. Жизнь – вместилище добра и зла, прекрасного и ужасного. И в зависимости от внутренних качеств человека воспринимается все […].

Тема необратимости времени в лирике А. А. Ахматовой Когда я писала стихи, я жила Теми ритмами, которые звучали В героической истории моей страны. А. Ахматова Кто, как не поэт, чувствует быстротечность времени? Анна Андреевна Ахматова своей чуткой душой и необыкновенной интуицией ощущала время почти материально. Вначале бег его, плавный и мерный, позже воспринимается ею как неостановимая лавина, сметающая все на своем пути. Что […].

“Мне дали имя при крещенье – Анна” (По творчеству А. А. Ахматовой) На рубеже столетий, накануне Октябрьской революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась одна из самых значительных во всей современной мировой литературе “женская” поэзия – поэзия Анны Ахматовой. По выражению А. Коллонтай, Ахматова дала “целую книгу женской души”. Она “вылила в искусстве” сложную историю женского характера, оказалась открывателем обширнейшей и неведомой […].

“Слава тебе, безысходная боль!” (Тема любви в лирике А. Ахматовой) Вполоборота, о печаль, На равнодушных поглядела. Спадая с плеч, окаменела Ложноклассическая шаль. О. Мандельштам Прочитав эти строчки, я живо вспомнила другой портрет Анны Андреевны Ахматовой, написанный одним росчерком кисти великого Модильяни. От него невозможно оторвать взгляда: женщина, изображенная на нем, спокойна и величественна, несколько чувственная поза не отвлекает от лица и глаз, в которых отражен […].

Эволюция художественных образов в лирике А. Ахматовой На рубеже прошлого и нынешнего столетий, накануне революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени “женская” поэзия – поэзия Анны Ахматовой. Родилась поэтесса в 1889 году под Одессой, и вскоре после ее рождения семья переехала в Царское Село. В своей первой […].

Мир поэзии Анны Ахматовой Я была, как и ты, свободной, Но я слишком хотела жить. Анна Ахматова При упоминании имени Анны Ахматовой у меня возникает образ царственной дамы, хозяйки муз. Эта женщина прожила большую, драматическую и в то же время счастливую жизнь. Поэты “серебряного века” в своих стихах нередко признавались в любви к этой королеве русской поэзии. В бурях […].

“Я голос ваш, жар вашего дыханья… ” (по лирике А. Ахматовой) С именем А. Ахматовой в русской поэзии зазвучал новый прекрасный неповторимый голос. Войдя в литературу с поэзией женской души, она сразу встала в ряд первых русских поэтов. Пройдет немного времени после выхода ее первого сборника стихов “Четки”, и Осип Мандельштам напишет, что имя Ахматовой становится “символом России”. В первых своих стихотворениях она говорит от имени […].

Читайте также:
Произведения моей любимой русской поэтессы (по творчеству Ахматовой): сочинение

Лирика Ахматовой, Пастернака, Твардовского (сравнительная характеристика) Когда мы читаем про судьбы А. Ахматовой, Б. Пастернака, А. Твардовского, мы замечаем, что у всех этих людей была в жизни пропасть: когда начиналась травля, репрессии, переставали печатать стихи. Но это очень мужественные и сильные духом люди, которые смогли противостоять всем невзгодам. На мой взгляд, у А. Ахматовой была самая трагическая судьба. Потеряв мужа и […].

“Я была тогда с моим народом” (По творчеству А. А. Ахматовой) … Я счастлива, что жила в эти годы И видела события, Которым не было равных. А. Ахматова Анна Ахматова – поэт, пришедший в литературу в первом десятилетии нового, XX века и покинувший мир, когда XX век перевалил далеко за шестьдесят. Ближайшей аналогией, которая возникла уже у первых ее критиков, оказалась древне греческая певица любви Сапфо: […].

Новое литературное течение и его особенности в творчестве А. А. Ахматовой Имя А. А. Ахматовой стоит в одном ряду с такими поэтами, как М. Кузмин, О. Мандельштам, Н. Гумилев, когда речь заходит об акмеизме. Для начала стоит разобраться, что же такое акмеизм. Этим термином называют течение в русской поэзии 1910-х гг., последователи которого отошли от символистских стремлений к идеальному, от текучих и многозначных образов и обратились […].

“Невозможно жить душе без песен” (Поэзия А. А. Ахматовой) Музыка и звук – то, что окружает каждого человека с детства. И волшебство звука не только в том, что он воплощает в себе жизненную ситуацию, как бы впитывает ее в себя, но и в том, что длительно сохраняет ее, оберегая от разрушения временем. В неподвластности звука бегу времени – высоко ценимая Ахматовой надежность, надежность верного […].

Лирический мир А. А. Ахматовой И все-таки узнают голос мой. И все-таки ему опять поверят. А. А. Ахматова Ее считали совершенством. Ее стихами зачитывались. Ее горбоносый, удивительно гармоничный профиль вызывал сравнения со скульптурой. На склоне лет она стала почетным доктором наук Оксфорда. Имя этой женщины – Анна Ахматова “Ахматова – жасминный куст, обугленный туманом серым”, – так сказали о ней […].

А. Ахматова “Смятение”: истолкование, восприятие (Художественная деталь в творческой лаборатории А. Ахматовой) Поэтическое слово молодой Ахматовой, выпустившей в 1912 го ду свой первый сборник стихов “Вечер”, было очень внимательным и чутким по отношению ко всему, что попадало в поле зрения поэтессы. Конкретная, вещная плоть мира, его четкие материальные контуры, цвета, запахи, штрихи – все это не просто бережно переносилось в стихи, но и оживляло их, вдыхало в […].

Тема Родины и гражданского мужества в поэзии А. А. Ахматовой Трудным, долгим и очень сложным был путь Анны Ахматовой. Он не мог быть легким для великой трагической поэтессы, родившейся на рубеже, на изломе эпох, двух веков, жившей в период тяжелейших общественных потрясений: революций, мировых войн, репрессий. Ахматова гордилась тем, что застала краешек столетия, в котором жил Пушкин, ее поэзия возникла в лоне талантливого “серебряного века”, […].

Тема Родины в произведениях А. А. Ахматовой Обычно наиболее остро тема Родины встает в литературе в период войн, революций, то есть тогда, когда человеку необходимо совершить нравственный выбор. В русской литературе эта проблема стала наиболее актуальной в начале XX века. Новая идеология, которую принесла с собой революция, была неприемлема для многих людей как старого, так и нового поколения русской интеллигенции. А. А. […].

Стихотворение А. Ахматовой “Заплаканная осень, как вдова… ” (восприятие, истолкование, оценка) Анна Андреевна Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Поэты в России в такую бурную эпоху забывали, что такое свобода, им часто приходилось выбирать между свободным творчеством и жизнью. Но, несмотря на все эти обстоятельства, они все так же продолжали творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы. Так […].

Пушкин в творчестве Анны Ахматовой Творчество Пушкина, его гений были одним из источников вдохновения великой поэтессы “серебряного века” Анны Ахматовой. Лучшие поэты “серебряного века” сформировались под влиянием музы великого русского поэта, вобрали в себя все лучшее, что привнес в русскую поэтическую традицию Александр Сергеевич Пушкин. Влияние его творчества на Анну Ахматову особенно сильно не только в силу обстоятельств, но и […].

Любовь к человеку в лирике Н. А. Некрасова (1) Народ! Народ! Люблю тебя, пою твои страданья. Но где герой, кто выведет Из тъмы тебя на свет. Н. А. Некрасов Народный поэт. Нет в великой русской литературе писателя, которого бы эти слова определяли столь точно и всеобъемлюще, как Некрасова. Некрасов – народный поэт не только потому, что говорил о народе, но и потому, что им […].

Любовь к человеку в лирике Н. А. Некрасова Народ! Народ! Люблю тебя, пою твои страданья. Но где герой, кто выведет Из тьмы тебя на свет. Н. А. Некрасов Народный поэт. Нет в великой русской литературе писателя, которого бы эти слова определяли столь точно и всеобъемлюще, как Некрасова. Некрасов – народный поэт не только потому, что говорил о народе, но и потому, что им […].

Любовь в лирике А. С. Пушкина Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о любви. Одно из первых произведений, посвященных теме любви, – послание “К Наталье”. Оно относится к любовной лирике лицейского периода и написано в традициях классицизма: в […].

Дружба и любовь в лирике А. С. Пушкина И в жизни сей мне будет утешенье: Мой скромный дар и счастие друзей. А. С. Пушкин Я помню чудное мгновенье… А. С. Пушкин Чем дальше от нас те тридцать семь лет, что были отмерены Пушкину, тем пристальнее всматриваемся мы в его жизнь. Что ищем в ней? Почему хотим знать подробности? Откуда эта ностальгия по пушкинскому […].

Как разворачивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой “Реквием”? Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных “марусь”. А. А. Ахматова Имя Анны Андреевны Ахматовой нередко объединяют с любовной лирикой. Бесспорно, в своих произведениях Ахматова вдохнула свежую струю в, казалось бы, давным-давно избитую тему. Александр Трифонович Твардовский высказывался о творчестве поэтессы: “Действительно, тема любви в разнообразных, […].

Читайте также:
Влюбленность указывает человеку, ка-ким он должен быть: сочинение

Мотив исторической памяти в поэзии (По творчеству А. А. Ахматовой) Так молюсь за твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей. А. Ахматова Поэзия Анны Ахматовой хорошо знакома широкому кругу русских читателей. Если рассуждать о мотивах исторической памяти в стихах Ахматовой, то надо вспомнить, что корни этой памяти находятся в Тверской стороне. С этим краем породнил поэтессу […].

Основные мотивы поэзии А. А. Ахматовой Многое еще, наверно, хочет Быть воспетым голосом моим… А. Ахматова Творчество великого художника – реалиста ли, модерниста – заключает в себе целый мир, все бытие в его многообразии. Однако всегда существуют какие-то наиболее общие, универсальные темы и образы, присущие произведениям того или иного автора. Так и творчество А. Ахматовой в целом определено рядом основных идей […].

Достоинство таланта (По произведениям А. А. Ахматовой) Когда я ночью жду ее прихода. Жизнь, кажется, висит на волоске. Что почести, что юность, что свобода Пред милой гостьей с дудочкой в руке… А. Ахматова Имя Анны Ахматовой – одно из немногих имен русской поэзии XX века, отмеченных в десятилетиях неизменностью читательских симпатий, хотя революционные потрясения и социально-исторические перемены этих годов, казалось бы, способны […].

Гражданская лирика А. А. Ахматовой Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был… А. Ахматова А. Ахматова, поэт огромного поэтического дара, возвышенного и трагического, вошла в русскую литературу прежде всего как певец любви. Однако с течением времени – времени бурь и потрясений в судьбе России – ее лирика, поначалу камерная, интимно-исповедальная, обретает высокое гражданское звучание. […].

Мой любимый поэт Серебряного века (поэзия А. А. Ахматовой) Поэзия пробуждает в душе человека наиболее звонкие струны, заставляет оторваться от реальной действительности и воспарить своей мыслью в невиданные высоты. Стихи способны стать для человека спасением в трудных и даже в трагических обстоятельствах. Рифмованные строки заставляют задуматься о возвышенном, благородном, вечном. Поэзию Анны Андреевны Ахматовой невозможно читать с равнодушием. Буквально каждое ее произведение переворачивает все […].

Стихотворение А. Ахматовой “Родная земля” (восприятие, истолкование, оценка) Поздняя Анна Андреевна Ахматова выходит из жанра “любовного дневника”, жанра, в котором она не знала соперников и который она оставила, может быть, даже с некоторым опасением и оглядкой, и переходит на раздумья о роли и судьбе поэта, о религии, о ремесле, отечестве. Появляется острое ощущение истории. Ахматова написала о А. С. Пушкине: “Он не замыкается […].

«Настоящую нежность не спутаешь…» (любовь в лирике А. А. Ахматовой)

«Я не любви твой прошу…»

Я не любви твой прошу. Она теперь в надежном месте… Поверь, что я твоей невесте Ревнивых писем не пишу. Но мудрые прими советы: Дай ей читать мои стихи, Дай ей хранить мои портреты – Ведь так любезны женихи! А этим дурочкам нужней Сознанье полное победы, Чем дружбы светлые беседы И память первых нежных дней… Когда же счастия гроши Ты проживешь с подругой милой И для пресыщенной души Все станет сразу так постыло – В мою торжественную ночь Не приходи. Тебя не знаю. И чем могла б тебе помочь? От счастья я не исцеляю. 1914

Нежность (Нежный)

Опустела без тебя земля… Как мне несколько часов прожить? Так же падает в садах листва, и куда-то все спешат такси… Только пусто на земле одной, без тебя, а ты… ты летишь и тебе дарят звезды свою нежность… Н. Добронравов «Нежность»

Нежность (Нежный) как качество личности – склонность проявлять чувство к другому человеку,
основанное не на чувственном, сексуальном проявлении влечений и желаний, а на несексуально окрашенном расположении к нему.
Две дочки росли у отца, но он больше любил старшую дочку. Уж очень она была хороша: лицо розовое, голосок сладкий, волосы пушистые. — Ты нежная, словно роза в саду, — говорил отец, любуясь старшей дочкой. Младшая дочка тоже была хорошей и послушной, но не нравилась она отцу: на лицо грубовата, кожа на руках шершавая от домашней работы. Поэтому отец ее меньше баловал, больше работать заставлял. Однажды случилось с отцом на охоте несчастье. Ружье разорвалось в руках. Руки и лицо ему взрывом обожгло и осколками поранило. Врач обработал раны и наложил повязку на руки и лицо. Беспомощным стал отец, ничего не видит, кушать сам не может. Младшая дочка сказала: — Не волнуйся, папа, я буду твоими руками и глазами, пока ты не поправишься. Потом она напоила отца целебным отваром и покормила его. Целый год ухаживала младшая дочка за отцом. Раны на руках быстро зажили, но глаза пришлось лечить долго. Иногда отец просил старшую дочку посидеть рядом, но та всегда была занята: то в сад спешила на прогулку, то торопилась на свидание. Наконец сняли повязку с глаз. Видит он, стоят перед ним две его дочки. Старшая — нежная красавица, а младшая — самая обычная. Обнял отец младшую дочку и сказал: — Спасибо тебе, доченька, за уход, не знал я раньше, что ты такая нежная. — Мне кажется, я намного нежнее! — воскликнула старшая дочка. — Во время болезни я понял, что нежность определяется не мягкостью кожи, а поведением, — ответил отец.

Нежность – это голос души, прорвавшийся через панцирь корысти, закрывавшей сердце. Подлинная нежность всегда безусловна и бескорыстна, она не требует взаимности, не выдвигает требований: «Сначала ты со мной будь нежным, а я потом. Я очень нежная, но сначала ты». Когда в отношениях появляется «но», – это эгоистичное желание наслаждаться другим человеком, но никак не нежность. Нежность не приходит снаружи, извне приходит суррогат нежности. Фальшивка нежности изрыгает флюиды корысти. Анна Ахматова пишет: «Настоящую нежность не спутаешь. Ни с чем, и она тиха. Ты напрасно бережно кутаешь Мне плечи и грудь в меха. И напрасно слова покорные Говоришь о первой любви, Как я знаю эти упорные Несытые взгляды твои!» Безусловная любовь проявляется в одном из своих состояний – нежности, которой ничего не нужно для себя. Ей нужно только одно – счастье того, на кого проливается волшебный дождь нежности. Струи этого дождя – ласковость, тонкость, мягкость и сердечность. Нежность – это самый осознанный, трепетный и божественный лик бескорыстной любви.

Нежность – это расслабленная внутренняя сила, умерло все дурное, остались только заботливость, искренность и радостность. Российская актриса Екатерина Гусева точно подметила: «Талант – это не моя заслуга. А женственность, нежность, сила – это все мое, и не с чем тут спорить». На настоящую нежность способен лишь сильный человек. Сила открыта и доброжелательна, она легко входит в состояние другого человека и придает особую эмоциональную окраску отношениям с ним. В зале ожидания аэропорта долго плакала молодая женщина. Все видели, но никто не знал, что делать. Один парень набрался смелости, подошёл к ней, обнял её, сказал ей что-то утешительное и спросил: — Есть ли что-нибудь, что я мог бы сделать, чтобы помочь вам перестать плакать? — Боюсь, что нет, — ответила женщина, — это аллергия. Но, пожалуйста, продолжайте ваши попытки.

Читайте также:
Поэзия одна великолепная цитата (по лирике А. Ахматовой): сочинение

Нежность не отягощена сексом. Женщины, требующие у мужчин нежного к себе отношения, не понимают, что нежность – это сугубо женское качество личности. Нежность минует женщин, если в отношениях с мужем они колючи, как кактус. Мужчины сами по себе не генерируют нежность, это противоестественно их природе. Женщина соткана из энергии любви и нежности. Только она может быть источником нежности для мужчины. Он, как аккумулятор, впитывает энергию женской нежности, а затем, в пределах своей зарядки, возвращает ей нежность обратно. Система не может работать иначе. Природа хорошо позаботилась об этом. Поэтому женщины, канючащие у мужчин нежность, а сами при этом проявляющие сухость сердца, действуют крайне неразумно, рискованно и опасно. Ф. М. Достоевский писал: «В иных натурах, нежно и тонко чувствующих, бывает иногда какое-то упорство, какое-то целомудренное нежелание высказаться и выказать даже милому себе существу свою нежность не только при людях, но даже и наедине; наедине еще больше; только изредка прорывается в них ласка, и прорывается тем горячее, тем порывистее, чем дольше она была сдержана».

В советские времена была популярной песня «Будь со мною прежним». Она нам понадобится, чтобы женщины поняли, как нельзя настраиваться и действовать в отношениях с мужчиной: «Будь со мною ласковым. Будь со мною нежным. Будь со мною бережным. Будь со мною прежним. Говори счастливые, глупые слова, чтобы каруселила счастьем голова. Чтобы было жарко даже и в морозы, чтобы лишь от смеха появлялись слезы. Будь моим защитником. Будь моей опорой. Будь моим сторонником в самом трудном споре. Будь моим советчиком всюду и везде, будь моим союзником в радости, в беде». А дальше самое интересное, чего мы и ждали: «И тогда, любимый, ты увидишь чудо – навсегда веселой и красивой буду». Трудно представить более глупое поведение, а ведь так действуют многие: «Ну, веди себя нежнее со мной, скотина». В ответ слышат гневный рык. Нежность не возникает из пустоты. Женщина должна зарядить нежностью все пространство вокруг себя, и ответ нежности не заставит себя ждать. Если у женщин нежность – это определенное душевное состояние, наполненное безусловной любовью, то у мужчин – это поведение (действия, поступки). Например, материнская нежность – это одно из проявлений безусловной любви, трепетное отношение, внимательность и чуткость к ребенку, состояние радостности и благодарности. Нежность скрепляет взаимоотношения и рождает привязанности. Французский писатель Альбер Камю советовал и, думаю, надо прислушаться к его совету: «Существует на свете нечто, к чему нужно стремиться всегда и что иногда даётся в руки, и это нечто — человеческая нежность».

Петр Ковалев Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Вечером

Звенела музыка в саду Таким невыразимым горем. Свежо и остро пахли морем На блюде устрицы во льду. Он мне сказал: «Я верный друг!» И моего коснулся платья. Как не похожи на объятья Прикосновенья этих рук. Так гладят кошек или птиц, Так на наездниц смотрят стройных… Лишь смех в глазах его спокойных Под легким золотом ресниц. А скорбных скрипок голоса Поют за стелющимся дымом: «Благослови же небеса – Ты первый раз одна с любимым». 1913

«Настоящую нежность не спутаешь…» (любовь в лирике А. А. Ахматовой)

Среди различных мнений и суждений литературных критиков и просто любителей поэтического жанра бытует расхожее выражение “женская поэзия”. Подобный ярлык стремятся повесить на все без исключения творения представительниц прекрасного, но слабого пола. Справедливо ли проводить подобную “демаркационную линию” в литературе, разделяя поэзию по половому признаку? Безусловно, это издержки исторического наследия, извечного подчинения женщин мужчинам, постоянной и последовательной доминанты мужского начала во всех сферах человеческого бытия. Однако существует и обратная сторона этой пропитанной духом времени медали. Слишком сложно было женщине найти внутри себя силы, чтобы заявить о себе наравне с мужчиной. Крайне неблагосклонно было общественное мнение к подобным поступкам. А. С. Пушкин в романе “Евгений Онегин” вывел на сцену смелую героиню Татьяну, которая не побоялась первой признаться в своих чувствах, идя наперекор всем устоявшимся традициям и нормам морали. Но это был литературный персонаж, вымышленный, идеализированный образ. Анна Андреевна Ахматова нашла в себе уверенность, чтобы уже в двадцать два года заставить литературную общественность обратить на себя внимание. Да, это была женская поэзия. Но она была сильна и прекрасна. Это была поэзия женского сердца, вырвавшаяся наружу вулканической лавой страстей, переживаний, мечтаний, обманов. Ахматова говорила проникновенно и громко. Она обращалась от имени каждой женщины, способной любить и желавшей быть любимой. Она своим героическим примером научила женщин говорить: Звенела музыка в саду Таким невыразимым горем.

Свежо и остро пахли морем На блюде устрицы во льду.

Он мне сказал: “Я верный друг!” И моего коснулся платья…

Как не похожи на объятья Прикосновенья этих рук…

Ахматова в своей поэзии представила широкой массе читателей бесконечное многообразие именно женских судеб. Образы жены и любовницы, вдовы и матери, сестры-музы и судьбы-разлучницы переплетаются в бесконечных повествовательных миниатюрах великой поэтессы. По выражению А. М. Коллонтай, Ахматова подарила миру “целую книгу женской души”. Без сомнения, никто не знает о тайных переживаниях женщины лучше ее самой. И уж тем более никто не смог бы передать это в стихотворной форме лучше и проникновеннее, чем это сделала Анна Ахматова.

Лирическая героиня Ахматовой поначалу юна, как и сама поэтесса. Она полна чувств и желаний, она открыта миру и Ему, тому единственному, ради которого можно все потерять, не получив ничего взамен. Ахматова поражает в самое сердце острой стрелой своей искренности. Ее слова, обращенные к собирательному образу, идеалу возлюбленного, несут в себе прелестную робость с оттенком романтической наивности: Я с тобой не стану пить вино, Оттого что ты мальчишка озорной.

Знаю я—у вас заведено С кем попало целоваться под луной.

Читайте также:
Тема любви в лирике С. Есенина и А. Ахматовой: сочинение

А у нас — тишь да гладь, Божья благодать.

А у нас — светлых глаз Нет приказу поднимать.

Однако юной, трепетной девичьей душе уже известны и первые разочарования, страдания и любовные муки. Она мудра не по годам; она знает, какова цена настоящему счастью и смиренно готовится принести себя в жертву: Настоящую нежность не спутаешь Ни с чем. И она тиха.

Ты напрасно бережно кутаешь Мне плечи и грудь в меха И напрасно слова покорные Говоришь о первой любви.

Как я знаю эти упорные, Несытые взгляды твои! При этом выбор в пользу “великой земной любви” героиня лирики Ахматовой делает сознательно и вопреки духовным нравственным предписаниям. Словно поддавшаяся чарам ангела-искусителя Азазеля, научившего женщину пользоваться ее главным оружием — красотой, она делает все, чтобы возвысить свою земную привлекательность, обратить на себя Его внимание: Ты куришь черную трубку, Так странен дымок над ней.

Я надела узкую юбку, Чтоб казаться еще стройней.

О, как сердце мое тоскует! Не смертного ль часа жду? А та, что сейчас танцует, Непременно будет в аду.

Ахматова в своей любовной лирике штрихами обрисовывает и судьбу женщины-поэта. Конечно, здесь она выносит на читательский суд собственный автопортрет. Одним из самых главных адресатов любовной лирики Ахматовой был поэт Николай Владимирович Недоброво, писавший ей: “С тобой в разлуке, от твоих стихов я не могу душою оторваться”. Самые сильные и яркие любовные переживания застигали Ахматову в Петербурге—Петрограде—Ленинграде. Все эти факты находят отражение в стихах: В последний раз мы встретились тогда На набережной, где всегда встречались.

Была в Неве высокая вода, Инаводненъя в городе боялись.

Он говорил о лете и о том, Что быть поэтом женщине — нелепость.

Как я запомнила высокий царский дом И Петропавловскую крепость…

По мере взросления Ахматовой нотки беспробудной тоски и бескрайней печали начинают преобладать в безупречнойгармонии ее стихов. Мотивы безответной любви, жестокой душевной черствости, предчувствие разлуки — все это слилось воедино с ощущением витающей в воздухе творческой интеллигенции обреченности: Столько просьб у любимой всегда! У разлюбленной просьб не бывает…

Как я рада, что нынче вода Под бесцветным ледком замирает…

Но та недюжинная сила любви, которая царила в душе у Ахматовой и которую поэтесса пронесла сквозь всю свою жизнь, не покидала лирическую героиню даже в самые трудные минуты ее жизни: Так дни идут, печали умножая.

Как за тебя мне Господа молить? Ты угадал:моя любовь такая, Что даже ты ее не мог убить.

В своем более позднем творчестве Анна Ахматова уделяет большее внимание гражданской, патриотической лирике. Однако обращения к теме любви присутствуют все равно. Теперь любовь не подчиняет себе весь окружающий мир, не является центром Вселенной, тем единственным светилом в холодной космической мгле. Теперь она подчинена миру: все события, происходящие вокруг, вносят свой неповторимый колорит и пикантный вкус в возвышенное чувство любви. Но от этого любовь в стихах Ахматовой становится еще более изысканной и прекрас

Информация о работе ««Настоящую нежность не спутаешь…» (любовь в лирике А. А. Ахматовой)»

Раздел: Литература и русский язык Количество знаков с пробелами: 5835 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

«Настоящую нежность не спутаешь…» (любовь в лирике А. А. Ахматовой)

Сочинение по произведению на тему: «Настоящую нежность не спутаешь. » (любовь в лирике А. А. Ахматовой)

Среди различных мнений и суждений литературных критиков и просто любителей поэтического жанра бытует расхожее выражение “женская поэзия”. Подобный ярлык стремятся повесить на все без исключения творения представительниц прекрасного, но слабого пола. Справедливо ли проводить подобную “демаркационную линию” в литературе, разделяя поэзию по половому признаку? Безусловно, это издержки исторического наследия, извечного подчинения женщин мужчинам, постоянной и последовательной доминанты мужского начала во всех сферах человеческого бытия. Однако существует и обратная сторона этой пропитанной духом времени медали. Слишком сложно было женщине найти внутри себя силы, чтобы заявить о себе наравне с мужчиной. Крайне неблагосклонно было общественное мнение к подобным поступкам. А. С. Пушкин в романе “Евгений Онегин” вывел на сцену смелую героиню Татьяну, которая не побоялась первой признаться в своих чувствах, идя наперекор всем устоявшимся традициям и нормам морали. Но это был литературный персонаж, вымышленный, идеализированный образ. Анна Андреевна Ахматова нашла в себе уверенность, чтобы уже в двадцать два года заставить литературную общественность обратить на себя внимание. Да, это была женская поэзия. Но она была сильна и прекрасна. Это была поэзия женского сердца, вырвавшаяся наружу вулканической лавой страстей, переживаний, мечтаний, обманов. Ахматова говорила проникновенно и громко. Она обращалась от имени каждой женщины, способной любить и желавшей быть любимой. Она своим героическим примером научила женщин говорить:

Звенела музыка в саду

Таким невыразимым горем.

Свежо и остро пахли морем

На блюде устрицы во льду.

И моего коснулся платья.

Как не похожи на объятья

Прикосновенья этих рук.

Ахматова в своей поэзии представила широкой массе читателей бесконечное многообразие именно женских судеб. Образы жены и любовницы, вдовы и матери, сестры-музы и судьбы-разлучницы переплетаются в бесконечных повествовательных миниатюрах великой поэтессы. По выражению А. М. Коллонтай, Ахматова подарила миру “целую книгу женской души”. Без сомнения, никто не знает о тайных переживаниях женщины лучше ее самой. И уж тем более никто не смог бы передать это в стихотворной форме лучше и проникновеннее, чем это сделала Анна Ахматова.

Лирическая героиня Ахматовой поначалу юна, как и сама поэтесса. Она полна чувств и желаний, она открыта миру и Ему, тому единственному, ради которого можно все потерять, не получив ничего взамен. Ахматова поражает в самое сердце острой стрелой своей искренности. Ее слова, обращенные к собирательному образу, идеалу возлюбленного, несут в себе прелестную робость с оттенком романтической наивности:

Я с тобой не стану пить вино,

Оттого что ты мальчишка озорной.

Знаю я—у вас заведено

С кем попало целоваться под луной.

А у нас — тишь да гладь,

А у нас — светлых глаз

Нет приказу поднимать.

Однако юной, трепетной девичьей душе уже известны и первые разочарования, страдания и любовные муки. Она мудра не по годам; она знает, какова цена настоящему счастью и смиренно готовится принести себя в жертву:

Настоящую нежность не спутаешь

Ни с чем. И она тиха.

Ты напрасно бережно кутаешь

Мне плечи и грудь в меха

И напрасно слова покорные

Говоришь о первой любви.

Как я знаю эти упорные,

Несытые взгляды твои!

При этом выбор в пользу “великой земной любви” героиня лирики Ахматовой делает сознательно и вопреки духовным нравственным предписаниям. Словно поддавшаяся чарам ангела-искусителя Азазеля, научившего женщину пользоваться ее главным оружием — красотой, она делает все, чтобы возвысить свою земную привлекательность, обратить на себя Его внимание:

Читайте также:
Летопись эпохи лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака: сочинение

Ты куришь черную трубку,

Так странен дымок над ней.

Я надела узкую юбку,

Чтоб казаться еще стройней.

О, как сердце мое тоскует!

Не смертного ль часа жду?

А та, что сейчас танцует,

Непременно будет в аду.

Ахматова в своей любовной лирике штрихами обрисовывает и судьбу женщины-поэта. Конечно, здесь она выносит на читательский суд собственный автопортрет. Одним из самых главных адресатов любовной лирики Ахматовой был поэт Николай Владимирович Недоброво, писавший ей: “С тобой в разлуке, от твоих стихов я не могу душою оторваться”. Самые сильные и яркие любовные переживания застигали Ахматову в Петербурге—Петрограде—Ленинграде. Все эти факты находят отражение в стихах:

В последний раз мы встретились тогда

На набережной, где всегда встречались.

Была в Неве высокая вода,

Инаводненъя в городе боялись.

Он говорил о лете и о том,

Что быть поэтом женщине — нелепость.

Как я запомнила высокий царский дом

И Петропавловскую крепость.

По мере взросления Ахматовой нотки беспробудной тоски и бескрайней печали начинают преобладать в безупречнойгармонии ее стихов. Мотивы безответной любви, жестокой душевной черствости, предчувствие разлуки — все это слилось воедино с ощущением витающей в воздухе творческой интеллигенции обреченности:

Столько просьб у любимой всегда!

У разлюбленной просьб не бывает.

Как я рада, что нынче вода

Под бесцветным ледком замирает.

Но та недюжинная сила любви, которая царила в душе у Ахматовой и которую поэтесса пронесла сквозь всю свою жизнь, не покидала лирическую героиню даже в самые трудные минуты ее жизни:

Так дни идут, печали умножая.

Как за тебя мне Господа молить?

Ты угадал:моя любовь такая,

Что даже ты ее не мог убить.

В своем более позднем творчестве Анна Ахматова уделяет большее внимание гражданской, патриотической лирике. Однако обращения к теме любви присутствуют все равно. Теперь любовь не подчиняет себе весь окружающий мир, не является центром Вселенной, тем единственным светилом в холодной космической мгле. Теперь она подчинена миру: все события, происходящие вокруг, вносят свой неповторимый колорит и пикантный вкус в возвышенное чувство любви. Но от этого любовь в стихах Ахматовой становится еще более изысканной и прекрасной.

О стихотворении А. А. Ахматовой «Настоящую неж­ность не спутаешь…»

О стихотворении А. А. Ахматовой «Настоящую неж­ность не спутаешь…»

О стихотворении А. А. Ахматовой «Настоящую неж­ность не спутаешь…»

Стихотворение «Настоящую нежность не спутаешь…» в учебнике-хрестоматии отсутствует, поэтому приведём его пол­ностью:

Настоящую нежность не спутаешь Ни с чем, и она тиха.

Ты напрасно бережно кутаешь Мне плечи и грудь в меха.

И напрасно слова покорные Говоришь о первой любви.

Как я знаю эти упорные,

Несытые взгляды твои!

Стихотворение написано в 1913 году. Дело в том, что Ахма­това была замужем за Н. С. Гумилёвым, с которым, несмотря на замужество, у неё сложились очень непростые отношения. Гу­милёв был очень яркой личностью, он сам являлся одним из сильнейших русских поэтов того времени. Кроме этого, он был любителем-этнографом и совершенно бесстрашным человеком. Часто ездил в разнообразные экспедиции, особенно любил ез­дить в Африку. Его этнографические коллекции уступают толь­ко коллекциям знаменитого русского путешественника Миклу­хо-Маклая.

Муж и жена подолгу не виделись, причём жена продолжала вести общественно активный, правильнее даже сказать — богем­ный образ жизни. Невозможность быть рядом с мужем и беспре­станные ухаживания со стороны многих мужчин, лёгкий свет­ский флирт дразнили воображение и заставляли выдумывать различные ситуации и обыгрывать их стихотворно.

В стихотворении кратко говорится о том, что лирическая героиня стосковалась по тихой человеческой нежности, кото­рую невозможно спутать с церемонными жестами поклонни­ков женской красоты и таланта. Внешние проявления заботы и нежности далеки от соответствующих переживаний, а призна­ния в любви, тем более в первой любви, совершенно искусст­венны на фоне упорных взглядов светского охотника за жен­щинами.

Высказывание критика Н. В. Недобрбво, не имеет никакого отношения к анализу этого стихо­творения, как то подразумевается в вопросе, это был отзыв на выход целого сборника. Для того чтобы соглашаться или не со­глашаться с таким отзывом, надо быть знакомым со всем сбор­ником, иначе мнение критика, насыщенное сложными образами, остаётся сложным для понимания. В приведённом отрывке не­ясно, какому завету А. С. Пушкина должна последовать моло­дая поэтесса.

В целом, если упростить приведённое высказывание до фор­мулы: «Ахматова — поэтесса точности и глубины, исходящей из чуткости и проницательности её сердца», то с ним можно согла­ситься. В её стихах нет красочных описаний и пышных метафор. Можно сказать, что они достаточно аскетичны по форме. Минуя сложные словообразования поэтов-современников, она пишет о тех переживаниях и впечатлениях, которые зачастую и толкают человека к сложнейшим философским и психологическим изы­сканиям.

О стихотворении А. А. Ахматовой «Настоящую неж­ность не спутаешь…»

Оцените пожалуйста этот пост

На этой странице искали :
  • настоящую нежность не спутаешь анализ
  • анализ стихотворения Настоящую нежность не спутаешь
  • настоящую нежность не спутаешь анализ стихотворения
  • настоящую нежность не спутаешь ни с чем и она тиха
  • Анализ стихотворения ахматовой настоящую нежность не спутаешь
Сохрани к себе на стену!

Стихотворение «Настоящую нежность не спутаешь» Ахматова Анна Андреевна

Настоящую нежность не спутаешь Ни с чем, и она тиха. Ты напрасно бережно кутаешь Мне плечи и грудь в меха. И напрасно слова покорные Говоришь о первой любви, Как я знаю эти упорные Несытые взгляды твои!

(2 votes, average: 5,00 out of 5)

Еще стихотворения:

  1. Нежность Нежность душила меня. Нежность глушила я, нежность топтала я, в грубых словах топя… Если бы нежностью брали – на штурм – города, все, с неизбежностью, я бы взяла тогда….
  2. Нежность Нежность кутенком за пазухой спит И не скулит в потемках О том, как, Жестокостью был я бит, Жить дальше думал Потом как. Листья и травы Пьют жадно дожди. Плещется нежность…
  3. Откуда такая нежность? Откуда такая нежность? Не первые — эти кудри Разглаживаю, и губы Знавала темней твоих. Всходили и гасли звезды, Откуда такая нежность?- Всходили и гасли очи У самых моих очей. Еще…
  4. Нежность I Не в памяти, а в нежности Остался острый след. Доныне по безбрежности Лечу былому вслед. И думаю, и думаю, Хоть знаю — не вернуть. Благослови тоску мою Полуночная жуть….
  5. Я пробовала Нежность Я пробовала Нежность Создать строкой, пером… Но – лишь мороз и снежность. Пером – что топором. Фиалки взять бы дрему, Панбархатную глубь, Лилейную корону, И водорослей чуть… Но падает в…
  6. Теперь оставь и гнев, и нежность Теперь оставь и гнев, и нежность, И все, чем сердце знало жить: Одну пристойно сохранить Торжественную безмятежность. И все года переживи С такой священной простотою, Чтоб каждый день вставал мечтою…
  7. Нежность санкюлотов Мы не знаем слова «Пощади!». Пусть кипит кромешная работа – Великан на светлой площади Пробует ступени эшафота. В горе нашем, хмурясь и дрожа, Смертным криком надрывая голос, Мы несем на…
  8. Нежность Так ощутима эта нежность, вещественных полна примет. И нежность обретает внешность и воплощается в предмет. Старинной вазою зеленой вдруг станет на краю стола, и ты склонишься удивленный над чистым омутом…
  9. Радость, нежность и тоска Радость, Нежность И тоска, Чувств нахлынувших Сумятица, Ты — как солнце Между скал: Не пройти И не попятиться. Не тебе Такой наряд: Сердце вон За поглядение. Ты светла, Как водопад,…
  10. Я помню нежность ваших плеч Я помню нежность ваших плеч Они застенчивы и чутки. И лаской прерванную речь, Вдруг, после болтовни и шутки. Волос червонную руду И голоса грудные звуки. Сирени темной в час разлуки…
  11. Голос первой любви моей — поздний, напрасный Голос первой любви моей — поздний, напрасный — Вдруг окликнул, заставил на миг замереть, И звучит до сих пор обещанием счастья. Голос первой любви, как ты мог уцелеть. Над горящей…
  12. Нежность Мы когда-то встречались с тобой, Поджидали друг друга тревожно. И казалось нам: можно… Был эфир голубой. Серебрил наш весенний союз – Смех, как струн перетянутых тонкость – Разбежавшихся бус Восхищенная…
  13. Как нежность ваших слов — острей и глубже зла Как нежность ваших слов — острей и глубже зла — Меня затрагивает больно. Мы вечер проведем у этого стола, И этого уже довольно. К чему иллюзией минутною дразнить Насторожившуюся душу….
  14. Sed non satiatus (Но не утоленный) Что же мне делать, когда не пресыщен Я — этой жизнью хмельной! Что же мне делать, когда не пресыщен Я — вечно юной весной! Что же мне делать, когда не…
  15. Когда мечтательно я предан тишине Когда мечтательно я предан тишине И вижу кроткую царицу ясной ночи, Когда созвездия заблещут в вышине И сном у Аргуса начнут смыкаться очи, И близок час уже, условленный тобой, И…
  16. Делиины слова О время! знаю власть закона твоего: Все прелести лица уносишь ты с собою; Но нежность сердца моего Останется со мною; А тот, кто сердцу мил, Меня за нежность полюбил!…
  17. В родильном доме Вот они лежат, Эти будущие авторитетные букашки, Мемуарного возраста старикашки, Легкоранимые поэтические души, Ниспровергатели, Законов физики и математики, Создатели человека в пробирке. Их, кажется, спутали б собственные матери, когда б…
  18. Средь бурного моря Средь бурного моря Житейских волнений, В томлении горя, В тревоге сомнений Без слова тоскуя, Без веры я стражду, — Молитвы прошу я, И веры я жажду… Но в час тот…
  19. Из Хафиза («Ты, чье сердце — гранит…») Ты, чье сердце — гранит, чьих ушей серебро — колдовское литье, Унесла ты мой ум, унесла мой покой и терпенье мое! Шаловливая пери, тюрчанка в атласной кабо, Ты, чей облик…
  20. Не обычная наша лень Не обычная наша лень – Это хуже привычной скуки. Ни к чему уж который день Не пригодными стали руки. Равнодушье («ведь не вернешь»), Безучастие, безнадежность… Нежность, нежность! но ты живешь,…
Читайте также:
Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть. А. П. Чехов. (По произведениям русской литературы. А. А. Ахматова. Любовная лирика.): сочинение

Вы сейчас читаете стих Настоящую нежность не спутаешь, поэта Ахматова Анна Андреевна

«Настоящую нежность не спутаешь…» (любовь в лирике А. А. Ахматовой)

Среди различных мнений и суждений литературных критиков и просто любителей поэтического жанра бытует расхожее выражение “женская поэзия”. Подобный ярлык стремятся повесить на все без исключения творения представительниц прекрасного, но слабого пола. Справедливо ли проводить подобную “демаркационную линию” в литературе, разделяя поэзию по половому признаку? Безусловно, это издержки исторического наследия, извечного подчинения женщин мужчинам, постоянной и последовательной доминанты мужского начала во всех сферах человеческого бытия. Однако существует и обратная сторона этой пропитанной духом времени медали. Слишком сложно было женщине найти внутри себя силы, чтобы заявить о себе наравне с мужчиной. Крайне неблагосклонно было общественное мнение к подобным поступкам. А. С. Пушкин в романе “Евгений Онегин” вывел на сцену смелую героиню Татьяну, которая не побоялась первой признаться в своих чувствах, идя наперекор всем устоявшимся традициям и нормам морали. Но это был литературный персонаж, вымышленный, идеализированный образ. Анна Андреевна Ахматова нашла в себе уверенность, чтобы уже в двадцать два года заставить литературную общественность обратить на себя внимание. Да, это была женская поэзия. Но она была сильна и прекрасна. Это была поэзия женского сердца, вырвавшаяся наружу вулканической лавой страстей, переживаний, мечтаний, обманов. Ахматова говорила проникновенно и громко. Она обращалась от имени каждой женщины, способной любить и желавшей быть любимой. Она своим героическим примером научила женщин говорить: Звенела музыка в саду Таким невыразимым горем.

Свежо и остро пахли морем На блюде устрицы во льду.

Он мне сказал: “Я верный друг!” И моего коснулся платья…

Как не похожи на объятья Прикосновенья этих рук…

Ахматова в своей поэзии представила широкой массе читателей бесконечное многообразие именно женских судеб. Образы жены и любовницы, вдовы и матери, сестры-музы и судьбы-разлучницы переплетаются в бесконечных повествовательных миниатюрах великой поэтессы. По выражению А. М. Коллонтай, Ахматова подарила миру “целую книгу женской души”. Без сомнения, никто не знает о тайных переживаниях женщины лучше ее самой. И уж тем более никто не смог бы передать это в стихотворной форме лучше и проникновеннее, чем это сделала Анна Ахматова.

Лирическая героиня Ахматовой поначалу юна, как и сама поэтесса. Она полна чувств и желаний, она открыта миру и Ему, тому единственному, ради которого можно все потерять, не получив ничего взамен. Ахматова поражает в самое сердце острой стрелой своей искренности. Ее слова, обращенные к собирательному образу, идеалу возлюбленного, несут в себе прелестную робость с оттенком романтической наивности: Я с тобой не стану пить вино, Оттого что ты мальчишка озорной.

Знаю я—у вас заведено С кем попало целоваться под луной.

А у нас — тишь да гладь, Божья благодать.

А у нас — светлых глаз Нет приказу поднимать.

Однако юной, трепетной девичьей душе уже известны и первые разочарования, страдания и любовные муки. Она мудра не по годам; она знает, какова цена настоящему счастью и смиренно готовится принести себя в жертву: Настоящую нежность не спутаешь Ни с чем. И она тиха.

Читайте также:
Тема лирики Ахматовой — любовь: сочинение

Ты напрасно бережно кутаешь Мне плечи и грудь в меха И напрасно слова покорные Говоришь о первой любви.

Как я знаю эти упорные, Несытые взгляды твои! При этом выбор в пользу “великой земной любви” героиня лирики Ахматовой делает сознательно и вопреки духовным нравственным предписаниям. Словно поддавшаяся чарам ангела-искусителя Азазеля, научившего женщину пользоваться ее главным оружием — красотой, она делает все, чтобы возвысить свою земную привлекательность, обратить на себя Его внимание: Ты куришь черную трубку, Так странен дымок над ней.

Я надела узкую юбку, Чтоб казаться еще стройней.

О, как сердце мое тоскует! Не смертного ль часа жду? А та, что сейчас танцует, Непременно будет в аду.

Ахматова в своей любовной лирике штрихами обрисовывает и судьбу женщины-поэта. Конечно, здесь она выносит на читательский суд собственный автопортрет. Одним из самых главных адресатов любовной лирики Ахматовой был поэт Николай Владимирович Недоброво, писавший ей: “С тобой в разлуке, от твоих стихов я не могу душою оторваться”. Самые сильные и яркие любовные переживания застигали Ахматову в Петербурге—Петрограде—Ленинграде. Все эти факты находят отражение в стихах: В последний раз мы встретились тогда На набережной, где всегда встречались.

Была в Неве высокая вода, Инаводненъя в городе боялись.

Он говорил о лете и о том, Что быть поэтом женщине — нелепость.

Как я запомнила высокий царский дом И Петропавловскую крепость…

По мере взросления Ахматовой нотки беспробудной тоски и бескрайней печали начинают преобладать в безупречнойгармонии ее стихов. Мотивы безответной любви, жестокой душевной черствости, предчувствие разлуки — все это слилось воедино с ощущением витающей в воздухе творческой интеллигенции обреченности: Столько просьб у любимой всегда! У разлюбленной просьб не бывает…

Как я рада, что нынче вода Под бесцветным ледком замирает…

Но та недюжинная сила любви, которая царила в душе у Ахматовой и которую поэтесса пронесла сквозь всю свою жизнь, не покидала лирическую героиню даже в самые трудные минуты ее жизни: Так дни идут, печали умножая.

Как за тебя мне Господа молить? Ты угадал:моя любовь такая, Что даже ты ее не мог убить.

В своем более позднем творчестве Анна Ахматова уделяет большее внимание гражданской, патриотической лирике. Однако обращения к теме любви присутствуют все равно. Теперь любовь не подчиняет себе весь окружающий мир, не является центром Вселенной, тем единственным светилом в холодной космической мгле. Теперь она подчинена миру: все события, происходящие вокруг, вносят свой неповторимый колорит и пикантный вкус в возвышенное чувство любви. Но от этого любовь в стихах Ахматовой становится еще более изысканной и прекрас

Информация о работе ««Настоящую нежность не спутаешь…» (любовь в лирике А. А. Ахматовой)»

Раздел: Литература и русский язык Количество знаков с пробелами: 5835 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Анна Ахматова. Опыт анализа

… прообраз того, что мы находим у Ахматовой: До конца все видеть цепенея… О, как этот воздух странно нов. Знаешь что. я думал, что больнее Увидать пустыми тайны слов. «Ты опять со мной» Ср. у Ахматовой: И знать, что все потеряно, Что жизнь проклятый ад! О, я была уверена, Что ты придешь назад. «Вечер», 49 Или: Знаешь, я читала, Что бессмертны души. «Вечер», …

Образ родной земли в лирике А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой

… прислушиваться к «новому звучанию воздуха». Тоска по России проявляется в таких лирических стихотворениях, как «Рассвет на рельсах», «Лучина», и др. Раздел 3. Образ родной земли 3.1 Неразрывность судьбы и Родины Гражданские стихи Ахматовой относятся не к политике, они связаны с проблемой нравственного и жизненного выбора. Стихотворение «Ты отступник…» адресовано конкретному человеку, в основе …

Художественный мир поэзии А.А. Ахматовой

… «Реквиема». Ахматова и Россия. Каждый русский поэт имеет свой образ России, каждый на своем творческом пути так или иначе, раньше или позже, но говорить о России, включает ее в свою поэзию. Поэзия Ахматовой не обращена к России как к «объекту» любви или значительно какой – то особой судьбы. Тут тоже можно говорить о женском отношений Ахматовой к России, которые воплощается в чувстве какой – …

«Слава тебе, безысходная боль!» (Тема любви в лирике А. Ахматовой)

… мотивов лирики А. Ахматовой (Петербург и Пушкин, революция и сталинский террор, Великая Отечественная война, тайны поэтического мастерства и патриотизм) любовная лирика занимает едва ли не самое важное место. Уже в ранних стихах Ахматовой, посвященных теме любви, проявились свобода, внутреннее благородство, величие и лирической героини, и самого автора (она не любила слова “поэтесса”). Ю. …

А. АХМАТОВА «НАСТОЯЩУЮ НЕЖНОСТЬ НЕ СПУТАЕШЬ»: ВОСПРИЯТИЕ, ИСТОЛКОВАНИЕ

А. Ахматова родилась на юге России, в Одессе, а в юности бывала в солнечной Евпатории и в Херсонесе на берегах Черного моря. Она несла в своей душе радость жизни, щемящую красоту женственности, ее непостижимую прелесть и понимала, что «невозможно жить без солнца телу и душе без песни». В ее теле жило это солнце, в ее душе жила эта песня. И она всю свою жизнь делилась с миром этими неиссякаемыми редчайшими сокровищами. Уже первыми ее стихами подтверждается непреложный закон творческого труда: прекрасная мысль всегда находит себя в прекрасном выражении. Не из ритмов и рифмы состоит поэзия. Главное в поэзии — слово. Из слов затем уже вытекают и волнение ритмов, и сияния звуков. Не должно быть, чтобы слова стихотворения, каждое отдельно, вставлялись в ячейки ритмо-инструментальной рамы; как ни плотно они будут пригнаны, чуть мысленно уберешь раму, все слова рассыпаются, как вытряхнутый типографский шрифт. К стихам А. Ахматовой последнее не относится. Что все ее произведения построены на слове, можно показать на примере стихотворения «Настоящую нежность не спутаешь», написанного в 1913 году. Оно относится к циклу «Четки»:

Настоящую нежность не спутаешь Ни с чем, и она тиха. Ты напрасно бережно кутаешь Мне плечи и грудь в меха. И напрасно слова покорные Говоришь о первой любви. Как я знаю эти упорные Несытые взгляды твои!

На первый взгляд, речь настолько проста и обыденна, что думаешь, что это вовсе и не поэзия:

Настоящую нежность не спутаешь Ни с чем…

Какая простая, совсем будничная фраза, как спокойно и плавно течет первая строфа. Но вот, плавно перейдя во второй стих, речь сжимается и сечется. Слышно продолжение простой будничной фразы, но ритм уже передает гнев, и все стихотворение вдруг напряглось им:

Читайте также:
Тема Родины в лирике Ахматовой: сочинение

…нежность не спутаешь Ни с чем, и она тиха.

Этот гнев решил все: он уже подчинил и принизил душу того, к кому обращена речь. Поэтому в следующей строке уже выплыло на поверхность торжество победы — в холодноватом презрении: Ты напрасно бережно кутаешь… Это «бережно кутаешь» так изобразительно и так изнежено, что могло быть сказано любому. А дальше почти издевательство в словах: Мне плечи и грудь в меха. Но вдруг происходит перемена тона на простой и значительный, и как синтаксически подлинно обоснована эта перемена: повторением слова «напрасно» с «и» перед ним:

“Настоящую нежность не спутаешь…” любовь в лирике А. А. Ахматовой

Среди различных мнений и суждений литературных критиков и просто любителей поэтического жанра бытует расхожее выражение “женская поэзия”. Подобный ярлык стремятся повесить на все без исключения творения представительниц прекрасного, но слабого пола. Справедливо ли проводить подобную “демаркационную линию” в литературе, разделяя поэзию по половому признаку? Безусловно, это издержки исторического наследия, извечного подчинения женщин мужчинам, постоянной и последовательной доминанты мужского начала во всех сферах человеческого бытия. Однако существует и обратная сторона этой пропитанной духом времени медали. Слишком сложно было женщине найти внутри себя силы, чтобы заявить о себе наравне с мужчиной. Крайне неблагосклонно было общественное мнение к подобным поступкам.

А. С. Пушкин в романе “Евгений Онегин” вывел на сцену смелую героиню Татьяну, которая не побоялась первой признаться в своих чувствах, идя наперекор всем устоявшимся традициям и нормам морали. Но это был литературный персонаж, вымышленный, идеализированный образ.

Анна Андреевна Ахматова нашла в себе уверенность, чтобы уже в двадцать два года заставить литературную общественность обратить на себя внимание. Да, это была женская поэзия. Но она была сильна и прекрасна. Это была поэзия женского сердца, вырвавшаяся наружу вулканической лавой страстей, переживаний, мечтаний, обманов. Ахматова говорила проникновенно и громко. Она обращалась от имени каждой женщины, способной любить и желавшей быть любимой. Она своим героическим примером научила женщин говорить: Звенела музыка в саду Таким невыразимым горем.

Свежо и остро пахли морем На блюде устрицы во льду. Он мне сказал: “Я верный друг!” И моего коснулся платья. Как не похожи на объятья Прикосновенья этих рук. Ахматова в своей поэзии представила широкой массе читателей бесконечное многообразие именно женских судеб. Образы жены и любовницы, вдовы и матери, сестры-музы и судьбы-разлучницы переплетаются в бесконечных повествовательных миниатюрах великой поэтессы.

По выражению А. М. Коллонтай, Ахматова подарила миру “целую книгу женской души”.

Без сомнения, никто не знает о тайных переживаниях женщины лучше ее самой. И уж тем более никто не смог бы передать это в стихотворной форме лучше и проникновеннее, чем это сделала Анна Ахматова. Лирическая героиня Ахматовой поначалу юна, как и сама поэтесса. Она полна чувств и желаний, она открыта миру и Ему, тому единственному, ради которого можно все потерять, не получив ничего взамен.

Ахматова поражает в самое сердце острой стрелой своей искренности. Ее слова, обращенные к собирательному образу, идеалу возлюбленного, несут в себе прелестную робость с оттенком романтической наивности: Я с тобой не стану пить вино, Оттого что ты мальчишка озорной. Знаю я—у вас заведено С кем попало целоваться под луной. А у нас — тишь да гладь, Божья благодать. А у нас — светлых глаз Нет приказу поднимать. Однако юной, трепетной девичьей душе уже известны и первые разочарования, страдания и любовные муки. Она мудра не по годам; она знает, какова цена настоящему счастью и смиренно готовится принести себя в жертву: Настоящую нежность не спутаешь Ни с чем.

И она тиха. Ты напрасно бережно кутаешь Мне плечи и грудь в меха И напрасно слова покорные Говоришь о первой любви. Как я знаю эти упорные, Несытые взгляды твои! При этом выбор в пользу “великой земной любви” героиня лирики Ахматовой делает сознательно и вопреки духовным нравственным предписаниям. Словно поддавшаяся чарам ангела-искусителя Азазеля, научившего женщину пользоваться ее главным оружием — красотой, она делает все, чтобы возвысить свою земную привлекательность, обратить на себя Его внимание: Ты куришь черную трубку, Так странен дымок над ней. Я надела узкую юбку, Чтоб казаться еще стройней. О, как сердце мое тоскует!

Не смертного ль часа жду? А та, что сейчас танцует, Непременно будет в аду. Ахматова в своей любовной лирике штрихами обрисовывает и судьбу женщины-поэта. Конечно, здесь она выносит на читательский суд собственный автопортрет.

Одним из самых главных адресатов любовной лирики Ахматовой был поэт Николай Владимирович Недоброво, писавший ей: “С тобой в разлуке, от твоих стихов я не могу душою оторваться”. Самые сильные и яркие любовные переживания застигали Ахматову в Петербурге—Петрограде—Ленинграде. Все эти факты находят отражение в стихах: В последний раз мы встретились тогда На набережной, где всегда встречались. Была в Неве высокая вода, Инаводненъя в городе боялись. Он говорил о лете и о том, Что быть поэтом женщине — нелепость. Как я запомнила высокий царский дом И Петропавловскую крепость. По мере взросления Ахматовой нотки беспробудной тоски и бескрайней печали начинают преобладать в безупречнойгармонии ее стихов.

Мотивы безответной любви, жестокой душевной черствости, предчувствие разлуки — все это слилось воедино с ощущением витающей в воздухе творческой интеллигенции обреченности: Столько просьб у любимой всегда! У разлюбленной просьб не бывает. Как я рада, что нынче вода Под бесцветным ледком замирает. Но та недюжинная сила любви, которая царила в душе у Ахматовой и которую поэтесса пронесла сквозь всю свою жизнь, не покидала лирическую героиню даже в самые трудные минуты ее жизни: Так дни идут, печали умножая. Как за тебя мне Господа молить? Ты угадал:моя любовь такая, Что даже ты ее не мог убить.

В своем более позднем творчестве Анна Ахматова уделяет большее внимание гражданской, патриотической лирике. Однако обращения к теме любви присутствуют все равно. Теперь любовь не подчиняет себе весь окружающий мир, не является центром Вселенной, тем единственным светилом в холодной космической мгле. Теперь она подчинена миру: все события, происходящие вокруг, вносят свой неповторимый колорит и пикантный вкус в возвышенное чувство любви. Но от этого любовь в стихах Ахматовой становится еще более изысканной и прекрасной.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: