«Она (Ахматова) смотрела на мир сначала через призму сердца, потом через призму живой истории» (И.Бродский): сочинение

Сочинение: Она Ахматова смотрела на мир сначала через призму сердца, потом через призму живой истории И.Бро

«Она (Ахматова) смотрела на мир сначала через призму сердца, потом через призму живой истории» (И.Бродский)

Автор: Ахматова А.А.

Мир человеческой души наиболее полно раскрывается в лирике А. Ахматовой и занимает в её поэзии центральное место. Неподдельная искренность творчества Ахматовой в сочетании со строгой гармонией позволили современникам назвать её русской Сафо. Ахматова могла с полным правом сказать о своих стихах: «Я научила женщин говорить».

Поэзия Анны Ахматовой воспринимается как своеобразный лирический дневник, однако изображение романтически преувеличенных чувств не свойственно её поэзии. Ахматова говорит о простом человеческом счастье и о земных, обычных горестях: о разлуке, измене, одиночестве, отчаянии – обо всём, что близко многим, что способен испытать и понять каждый:

Я не любви твоей прошу –

Она теперь в надежном месте.

Поверь, что я твоей невесте

Ревнивых писем не пишу…

Любовь в лирике А. Ахматовой предстаёт как «поединок роковой», она почти никогда не изображается безмятежно, идиллически, наоборот, лирические герои всегда находятся в предельно кризисном положении: в момент разрыва, разлуки, утраты чувства или первого бурного ослепления страстью.

Обычно её стихи – начало драмы или её кульминация. «Мукой живой души» платит её лирическая героиня за любовь. Сочетание лиризма и эпичности сближает стихи А. Ахматовой с жанрами романа, новеллы, драмы, лирического дневника.

Тесно переплетены в стихах Ахматовой тема любви и тема творчества. В духовном облике героини её любовной лирики угадывается «крылатость» творческой личности. Трагическое соперничество Любви и Музы отразилось во многих произведениях, начиная с раннего, 1911 года. Однако Ахматова предвидит, что поэтическая слава не может заменить любви и счастья земного.

Лирика А. Ахматовой не ограничивается лишь изображением отношений любящих. В ней всегда – неиссякаемый интерес поэта к внутреннему миру человека. Своеобразие стихов, оригинальность поэтического голоса, передающего самые сокровенные мысли и чувства лирической героини, наполненность стихов глубочайшим психологизмом не могут не вызывать восхищения.

Как никто другой Ахматова умеет раскрыть самые потаённые глубины внутреннего мира человека, его переживания, состояния, настроения. Поразительная психологическая убедительность достигается использованием очень ёмкой, лаконичной и красноречивой художественной детали (кольцо, перчатка, красный тюльпан в петлице…).

«Земная любовь» у А. Ахматовой подразумевает и любовь к окружающему человека «земному миру». Изображение человеческих отношений неотрывно от любви к родной земле, к народу, к судьбе страны. Пронизывающая поэзию А. Ахматовой идея духовной связи с Родиной выражается в готовности пожертвовать ради неё даже счастьем и близостью с самыми дорогими людьми («Молитва»), что впоследствии так трагически сбылось в её жизни.

До библейских высот поднимается она в описании материнской любви. Страдания матери, обречённой видеть муки своего сына, просто потрясают в поэме «Реквием»:

Хор ангелов великий час восславил,

И небеса расплавились в огне.

Отцу сказал: «Почто Меня оставил!»

А Матери: «О, не рыдай мене…»

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

так никто взглянуть и не посмел.

Лирическая героиня «Реквиема» обращается к смерти, «такой простой и чудной», просит её прийти. Женщине «всё равно теперь». Каждая мать у стен Крестов не раз всерьёз задумывалась о смерти, способной избавить от мучений и дать покой.

Нет, это не я, это кто-то другой страдает.

Я бы так не могла, а то, что случилось,

Пусть чёрные сукна покроют

И пусть унесут фонари.

Сознание лирической героини Ахматовой раздваивается. Одна его часть, чувствующая, страдает, а вторая, мыслящая, как бы наблюдает за страданием со стороны. Но даже эта часть сознания не выдерживает, она сбивает классический строй стиха и, кажется, говорит непонятно о чём. Что означают «чёрные сукна» и ночь без фонарей? Может быть, героине настолько трудно, что она не в состоянии выразить свои мысли до конца? Зная стремление Ахматовой к точному слову, можно предположить, что она показывает нам, что мыслить в таких ситуациях практически невозможно, мысли парализуются горем.

А.А. стала голосом страдающих, и она это осознавала:

И если зажмут мой измученный рот,

Которым кричит стомильонный народ…

Ахматова рассказала нам о страшном времени арестов и казней; времени, когда народ страдал ни за что, когда любой мог попасть в немилость и пропасть навсегда. Она создала великий памятник народному горю, всем тем, кто был замучен и обездолен, тем, кто стоял вместе с ней в тюремных очередях:

Для них соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов.

Анна Ахматова проходила тот же тягостный путь лишений и утрат, вечного ожидания «черных марусь», что и вся её страна. Она имела полное право о себе сказать:

Я была тогда с моим народом

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Этим она заслужила истинное звание народного поэта и тем, что, в отличие от многих, не изменила ни своему таланту, ни друзьям, ни взглядам. Хотя иногда это было неимоверно трудно.

Из-под каких развалин говорю,

Из-под какого я кричу обвала,

Как в негашёной извести горю

Под сводами зловонного подвала.

Но и тогда надежда не оставляет её, недаром она пишет:

Лирическая героиня А. А. Ахматовой

Школьное сочинение

Анна Ахматова — последняя яркая звезда, загоревшаяся под знаком Серебряного века русской поэзии, талант и личное мужество которой соизмеримы: она отвергла эмиграцию, не была сломлена страшными испытаниями, выпавшими на ее долю, не склонив головы, пережила замалчивания и травлю, начавшуюся в 1946 году. Ее поэзия и сегодня собирает под свои знамена самых разных людей: христиане поднимают на щит ее глубокую веру, патриоты — ее “русскость”, антикоммунисты — внутреннее сопротивление режиму, монархисты — ее имидж императрицы. Мужчинам нравится ее женственность, женщинам — мужественность, и абсолютно всем — ее простота и понятность.

Читайте также:
Поэт и родина в лирике А.А. Ахматовой: сочинение

О ней сразу же заговорили как о явлении в литературе, хотя в это время Россия внимала голосу великих поэтов — А. Блока, К. Бальмонта, В. Брюсова и др. Поэзия Ахматовой раскрывает душу человека, в первую очередь — женщины, и ее стихи привлекают не столько сюжетом, сколько драмой чувств, которая вмещается в несколько поэтических строк.

Биография Анны Ахматовой до сих пор не написана, и факты в ней тесно сплавлены с мифом. Сама Ахматова легендарные моменты собственной жизни зачастую очень тонко, незаметно культивировала, предлагая их будущим биографам в качестве фактов.

В своей родословной поэтесса подчеркивала линию, восходящую по матери к древним новгородцам: “Ведь капелька новгородской крови во мне, как льдинка в пенистом вине”. Но в то же время любила говорить, что в качестве псевдонима взяла девичью фамилию своей бабушки, урожденной княжны Ахматовой (“бабушки-татарки”). Очутившись в эвакуации в Ташкенте, Ахматова вспомнила, что Азия — ее родина: “Я не была здесь лет шестьсот”.

В характере Анны Ахматовой присутствовал стремительный темперамент девочки, родившейся под Одессой и проведшей детство на берегу Черного моря. Но этот южный темперамент уравновешивался сдержанностью женщины, воспитанной в атмосфере Царского Села и усвоившей каноны этикетной петербургской культуры. Еще важнее, что Ахматова была человеком подлинно европейского типа и европейской образованности. В ее лице мы находим русскую европеянку с глубинными славянско-азиатскими корнями, то есть частный случай универсализма русской культуры конца XIX — начала XX века. Все это вошло в ее стихи и выстроило характер ее лирической героини. Анна Ахматова писала о жизни, о смерти, о печали, о Музе. Но главная ее тема — любовь. Фактически ее первые пять сборников от “Вечера” до “Anno Domini” почти полностью посвящены этой теме. Даже в стихах, декларирующих позицию автора в пору социальных катаклизмов (например, “Мне голос был”), тема любви не исчезает, а становится фоном. И всегда у нее это самые различные проявления чувства: дан их разный накал и напряженность, изменчивые формы, то есть любовь показана в ее переходах, неожиданных всплесках и противоречиях. Сама любовь для лирической героини — это и свет, песнь, свобода, и грех, бред, недуг, плен. Любовь сопряжена у нее с обидой, ревностью, отречением, изменой.

Первые рецензенты отмечали в стихах Ахматовой, посвященных любовной теме, обостренный психологизм, говорили, что ее лирика интересна изображением тончайших движений женской души, да и сама поэтесса ставила себе это в заслугу, написав: “Я научила женщин говорить”. Ее стихи часто сравнивали с русской психологической прозой, потому что каждое ее стихотворение — маленькая новелла, где изображено сильное психологическое переживание, в поле которого попадают случайные детали внешнего мира:

Проводила друга до передней,

Постояла в золотой пыли,

С колоколенки соседней

Звуки важные текли.

Брошена! Придуманное слово —

Разве я цветок или письмо?

А глаза глядят уже сурово

В потемневшее трюмо.

Михаил Кузмин в предисловии к “Вечеру” назвал это способностью “понимать и любить вещи в непонятной связи с переживаемыми минутами”. Позднее В. В. Виноградов отмечал, что “предметная лексика ее стихов существует в аспекте единичного переживания, создавая между лирической героиней и окружающими ее вещами “интимно-символическую связь”.

В любовных стихах Ахматовой критика часто видела рассказ о борьбе женщины с мужчиной за свое равноправие. На самом деле коллизия “Вечера” и особенно “Четок” намного сложнее. Любовь требует от любящих предельного напряжения душевных сил.

Не случайно она названа “любовной мукой” и даже “любовной пыткой”. И поединок лирическая героиня Ахматовой ведет вовсе не с мужчиной, которого любит, а с самим любовным чувством, превращающим ее в игрушку (“Разве я цветок или письмо?”), грозящим утратой чувства личного достоинства. Женщина у Ахматовой проявляет в этой ситуации, прежде всего, волю, характер: “Слаб голос мой, но воля не слабеет”. Позднее критики не раз отмечали в лирике Ахматовой сочетание романтичности, женственности и хрупкости с твердостью, властностью, сильной волей. Не потому ли, что уже в 1910-е годы Ахматова предчувствовала, что персонажам ее любовной лирики уготована необычная и жестокая историческая судьба? С наибольшей отчетливостью это проявилось в произведениях 20-х годов, в которых лирическая героиня переживает любовную радость на фоне трагического предчувствия небывалой беды.

В 30-е годы О. Мандельштам очень точно определил одно из главных качеств творческого дара Ахматовой: “Она — плотоядная чайка, где исторические события — там слышится голос Ахматовой. И события только гребень, верх волны: война, революция. Ровная и глубокая полоса жизни у нее стихов не дает”.

Эта характеристика не раз подтверждалась стихотворениями-откликами Ахматовой на события современности, например откликом на Первую мировую войну— стихотворением “Молитва” (1915):

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар.

Отними и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар.

Так молюсь за Твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

Взрослела сама Ахматова, взрослела и ее лирическая героиня. И все чаще в стихах поэтессы стал слышаться голос взрослой, умудренной жизненным опытом женщины, внутренне готовой к самым жестоким жертвам, которые потребует от нее история.

Постепенно “женская” лирика Ахматовой претерпевала метаморфозу, приближаясь, по словам О. Мандельштама, к тому, “чтобы стать одним из символов величия России”.

Октябрьский переворот 1917 года Анна Ахматова встретила так, словно давно была к нему внутренне готова, и отношение к нему сначала у нее было резко отрицательным. Она понимала, что обязана сделать свой выбор, и сделала его спокойно и сознательно, обозначив свою позицию в стихотворении “Мне голос был”. На призыв покинуть родину героиня Ахматовой дает прямой и ясный ответ:

Читайте также:
Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть. А. П. Чехов. (По произведениям русской литературы. А. А. Ахматова. Любовная лирика.): сочинение

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Позже она уточнила свой выбор:

А здесь, в глухом чаду пожара.

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час.

Лирическое “я” поэтессы сливается в этих стихах с “мы”, и точно так же от имени всего народа она напишет во время Отечественной войны стихотворение “Мужество” (1942):

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Лирическая героиня Ахматовой не раз ощущала себя стоящей на изломе эпох, на “мировом ветру”, как говорил А. Блок, и ее живое материнское чувство становилось началом, связующим в единое целое распавшуюся Россию.

В 20-е годы Ахматова активно обращается к античности, Библии, и в числе “двойников” ее лирической героини мы встречаем Дидону, Кассандру, Федру, Лотову жену, Рахиль.

Переживания лирической героини Ахматовой 20-30-х годов — это также переживание истории как испытания судьбой. Главным драматическим сюжетом лирики этих лет становится столкновение с трагическими событиями истории, в которых женщина вела себя с поразительным самообладанием. Ее героинями становятся и Клеопатра, и боярыня Морозова, и “стрелецкая женка”.

Живой интерес проявляла Анна Ахматова и к русской истории и фольклору. В стихотворении “Не бывать тебе в живых” (1921) лирическая героиня Ахматовой — плакальщица. Эти стихи родились под впечатлением трагических обстоятельств в жизни самой Ахматовой: погибли три самых близких ей духовно, самых дорогих человека — А. Блок, Н. Гумилев и А. Горенко. В стихотворении “Не бывать тебе в живых” лирическое “я” обобщено до образа всякой русской женщины, оплакивающей мужа, брата, сына, друга, чья кровь пролита за Русскую землю:

Любит, любит кровушку

В 1935 году были арестованы муж и сын Ахматовой — Николай Пунин и Лев Гумилев. И все же она не переставала писать. Так отчасти сбывалось пророчество, сделанное в 1915 году (“Молитва”): сын и муж у нее были отняты. В годы ежовщины Ахматова создает цикл “Реквием” (1935-1940), лирическая героиня которого — мать и жена, вместе с другими современницами оплакивающая своих близких. В эти годы лирика поэтессы поднимается до выражения общенациональной трагедии, и рядом с ней можно поставить разве что Н. Клюева и О. Мандельштама — двух ее мученически погибших современников.

1940 год для Ахматовой оказался переломным. Началась Вторая мировая война, охватившая практически всю Европу, Россия снова выдвинулась в центр мировой истории, и Ахматова ощутила приближение событий шекспировского размаха. Она почувствовала прилив новой стихотворной волны.

Стихи 1941-1944 годов, составившие цикл “Ветер войны”, были продиктованы ощущением Ахматовой своего личного участия в этой драме. В них мощно проявилось материнское начало. Лирическая героиня, провожая на фронт ленинградских мальчиков и понимая, что их ждет впереди, говорила от имени всех женщин:

Вот о вас и напишут книжки:

“Жизнь свою за други своя”,

Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,

Внуки, братики, сыновья!

Ахматова говорила на всю страну и за всю страну, ли в чем не изменив себе и ничем не поступившись. Ситуация общенародной беды подчеркнула национальную основу ее уникального лирического дара.

Все эти принципы окончательно оформились в ключевом произведении Ахматовой — “Поэме без героя”, над которым она работала с 1940 года практически до конца жизни.

Работая над “Поэмой без героя”, она не переставала писать лирические стихи, которые резко и ярко высветили сквозной сюжет ее поэзии в целом — драму невоплощенной любви. В этой лирике поражает мощное творческое усилие, создающее миф о великом чувстве, которое преодолевает пространство и время, — лирическая героиня снова идет навстречу собственной судьбе, как некогда шла рать Дмитрия Донского, чтобы победить:

И встретить я была готова

Моей судьбы девятый, вал.

Здесь пересекаются друг с другом две важнейшие темы творчества Ахматовой — любовная и национально-историческая. История не только формирует, но и деформирует человека, сочиняет ему другую судьбу, и противостоять этому способна только Любовь.

“Она (Ахматова) смотрела на мир сначала через призму сердца, потом через призму живой истории” (И. Бродский)

Сказал, что у меня соперниц нет.
Я для него не женщина земная,
А солнца зимнего утешный свет
И песня дикая родного края.
Когда умру, не станет он грустить,
Не крикнет, обезумевши: “Воскресни!”.
Но вдруг поймет, что невозможно жить
Без солнца телу и душе без песни.
… А что теперь?
Читая эти стихи Анны Ахматовой, понимаешь, что ее поэзия глубоко сочувствует человеку и просветляет его, делает его духовный мир осмысленным и прекрасным, существенным и значительным. В самой Анне Андреевне все было прекрасным – и внешний

Related posts:

Сочинение на тему: Анна Ахматова В облике Анны Ахматовой поражает многое… Мне нравится, что она сумела отстоять свое право быть не просто ученицей, возлюбленной и женой Николая Гумилева, но право быть поэтом. Гумилев вначале гордился женой, которая сочиняет стихи, но скоро его сердцу стала милее просто жена – домашняя, удобная, обычная. Ахматова же не ушла с избранного пути. Эта женщина […].

А. А. Ахматова “Реквием” (Опыт рецензии) Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, – Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. Анна Андреевна Ахматова… Это имя сейчас известно, пожалуй, всем, даже нелюбителям поэзии. От прабабушки, татарской княжны Ахматовой, идет этот знаменитый псевдоним, которым она заменила фамилию Горенко. Родилась Анна Андреевна […].

А. Ахматова “Смятение”: истолкование, восприятие (Художественная деталь в творческой лаборатории А. Ахматовой) Поэтическое слово молодой Ахматовой, выпустившей в 1912 го ду свой первый сборник стихов “Вечер”, было очень внимательным и чутким по отношению ко всему, что попадало в поле зрения поэтессы. Конкретная, вещная плоть мира, его четкие материальные контуры, цвета, запахи, штрихи – все это не просто бережно переносилось в стихи, но и оживляло их, вдыхало в […].

Читайте также:
Любовная Лирика Ахматовой: сочинение

Ахматова и Пушкин Гений А. С. Пушкина, обаяние его личности, его гуманистическая философия, открытия, сделанные им в области стиха, оказали огромное влияние на развитие литературы не только XIX, но и XX века. Многие современные поэты сформировались под влиянием его таланта, все они были внимательными читателями его произведений, многие внесли свой вклад в исследование его жизни и творчества. “Мне […].

Исповедь женского сердца (по поэзии А. А. Ахматовой) Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда… А. Ахматова “… Я невольно боковым зрением наблюдал, с какой убежденностью и тончайшим искусством творила Ахматова собственную легенду – как бы окружала себя сильным магнитным полем, – писал об Анне Ахматовой И. М. Ивановский. – В Конезовеком котле постоянно кипело зелье из предчувствий, […].

Анна Ахматова. “Реквием” “Реквием” – одно из самых крупных творений Ахматовой – создан в 1935-1940 годах. Заключительная часть поэмы – эпилог – датируется именно 40-м годом. Однако свет “Реквием” увидел только во второй половине 50-х годов, потому что в 1946 году Ахматову подвергли безжалостной критике чиновники и на долгое время отлучили от литературы. Вероятно, в данном отлучении был […].

Поэзия Анны Ахматовой Я хочу рассказать об Анне Ахматовой, моей любимой русской поэтессе. Поэзия этого удивительного человека гипнотизирует своей простотой и свободой. Произведения Ахматовой не оставят равнодушным никого, кто хоть раз слышал или читал их. Мастерство Ахматовой было признано почти сразу же после выхода первого ее поэтического сборника “Вечер”. А вышедшие через два года после этого “Четки” еще […].

Иосиф Бродский. Неповторимый поэтический мир Последние десятилетия мы беспрепятственно можем прочитать стихи Иосифа Бродского. Свободно. Четверть века назад его выслали из Ленинграда. Восемь лет он спасался от гонений и был вынужден выехать за границу. С того времени стихи Бродского ходили из дома в дом конспиративно, при обысках их изымали будто крамолу. А в 1988 году Шведская королевская академия присудила Бродскому […].

Анна Ахматова Анна Андреевна Ахматова получила наконец признание как великий русский поэт. Ее исключительное лирическое дарование не только передавало душевные состояния человека, но и чутко откликалось на большие события народной жизни. Она связана с эпохой, сформировавшей ее как поэта, – с так называемым серебряным веком русской художественной культуры. Литературный путь Анны Ахматовой, начавшийся еще в дореволюционные годы […].

“Мне дали имя при крещенье – Анна” (По творчеству А. А. Ахматовой) На рубеже столетий, накануне Октябрьской революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась одна из самых значительных во всей современной мировой литературе “женская” поэзия – поэзия Анны Ахматовой. По выражению А. Коллонтай, Ахматова дала “целую книгу женской души”. Она “вылила в искусстве” сложную историю женского характера, оказалась открывателем обширнейшей и неведомой […].

А. Ахматова “Настоящую нежность не спутаешь”: Восприятие, истолкование А. Ахматова родилась на юге России, в Одессе, а в юности бывала в солнечной Евпатории и в Херсонесе на берегах Черного моря. Она несла в своей душе радость жизни, щемящую красоту женственности, ее непостижимую прелесть и понимала, что “невозможно жить без солнца телу и душе без песни”. В ее теле жило это солнце, в ее […].

А. Ахматова “Песня последней встречи”: восприятие, истолкование Все, что написано А. Ахматовой, выражало ее неповторимое “я”. Ее стиль как бы соединил классическую строгость и ясность стиха с недосказанностью, вниманием к оттенкам чувств. Она пишет о том, что волновало, заставляло страдать людей до нее и будет волновать всегда – о трагедии неразделенной любви, о боли утрат, об извечном страхе перед небытием. Несчастной любви […].

Лирика Ахматовой, Пастернака, Твардовского (сравнительная характеристика) Когда мы читаем про судьбы А. Ахматовой, Б. Пастернака, А. Твардовского, мы замечаем, что у всех этих людей была в жизни пропасть: когда начиналась травля, репрессии, переставали печатать стихи. Но это очень мужественные и сильные духом люди, которые смогли противостоять всем невзгодам. На мой взгляд, у А. Ахматовой была самая трагическая судьба. Потеряв мужа и […].

“Ахматова принесла в русскую лирику огромную сложность и психологическое богатство русского романа ХIХ века” (О. Мандельштам) Анна Ахматова очень быстро стала знаменитой после того, как в 1912 году вышла первая ее книга – “Вечер”. И хотя у нее не было “таланта счастливости”, она пошла навстречу своей судьбе – признанию и восхищению, забвению и злобе, бездомности и скитальчеству. За десять лет после выхода “Вечера” Ахматова выпустила еще 4 книги стихотворений. Популярность поэтессы, […].

Тема России в поэзии русской эмиграции (И. Бродский) (рецензия) Как хорошо, на родину спеша, Поймать себя в словах неоткровенных И вдруг понять, как медленно Душа заботится о новых переменах. И. Бродский Поэт Иосиф Бродский, как мне известно, начинал свой творческий путь в ленинградских литературных салонах в шестидесятых годах. К “хрущевской оттепели” он подошел уже зрелым поэтом. Уже тогда предчувствовал свою нелегкую, но удивительную и […].

Моя Анна Ахматова Моя Анна Ахматова Непросто прожити життя жінкою. Навіть якщо це жінка така велична і сповнена гідності, як Анна Ахматова. Але її поезія переконує усіх у тому, що жінка – створіння тендітне і чутливе, здатна до високих почуттів, і разом із тим розум – її невідмінна риса. Іронічність деяких віршів вражає глибоким проникненням у суть речей. […].

Читайте также:
Московские страницы в лирике А. Ахматовой и О. Мандельштама: сочинение

Лирика истории (о поэзии О. Мандельштама) В письме Мандельштама к Тынянову есть слова: “Вот уже четверть века, как я, мешая важное с пустяками, наплываю на русскую поэзию, но вскоре стихи мои сольются с ней, кое-что изменив в ее строении и составе”. Ничего не скажешь – все исполнилось, все сбылось. Словно алмаз на стекле, словно резцом по камню мандельштамовское слово преодолело материю […].

Музыка сердца в лирике М. Ю. Лермонтова И скучно, и грустно, И некому руку подать… М. Ю. Лермонтов Михаил Юрьевич Лермонтов ввел в русскую литературу неповторимый стих, отмеченный энергией мысли и мелодичностью слова. Он рано осознал себя “избранником” судьбы, “странной” и неминуемо трагичной личностью. Он был мятежным романтиком, мечтающим о гармоническом и прекрасном мире, где земное слито с небесным, духовное с природным, […].

Мир поэзии Анны Ахматовой Я была, как и ты, свободной, Но я слишком хотела жить. Анна Ахматова При упоминании имени Анны Ахматовой у меня возникает образ царственной дамы, хозяйки муз. Эта женщина прожила большую, драматическую и в то же время счастливую жизнь. Поэты “серебряного века” в своих стихах нередко признавались в любви к этой королеве русской поэзии. В бурях […].

Мій улюблений поет – Анна Ахматова Дуже важко говорити про улюбленого поета, особливо якщо це відомий, талановитий поет, якщо його творчість – досягнення світової культури. Про мого улюбленого поета, Анну Ахматову, написано багато, і написано здебільшого тими, хто був її сучасником, безпосередньо спілкувався з нею, учився в неї. Але в кожної людини може бути і свій Пушкін, і своя Ахматова. Той, […].

Основные мотивы поэзии А. А. Ахматовой Многое еще, наверно, хочет Быть воспетым голосом моим… А. Ахматова Творчество великого художника – реалиста ли, модерниста – заключает в себе целый мир, все бытие в его многообразии. Однако всегда существуют какие-то наиболее общие, универсальные темы и образы, присущие произведениям того или иного автора. Так и творчество А. Ахматовой в целом определено рядом основных идей […].

“Изображаемая Жуковским природа – романтическая природа, дышащая таинственною жизнью души и сердца” (В. Г. Белинский) (по лирике В. А. Жуковского) Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль, И, внемля им, вздохнет о славе младость, Утешится безмолвная печаль И резвая задумается радость. А. С. Пушкин о В. А. Жуковском Трудно представить литературу и отечественную историю первой половины XIX столетия без Василия Андреевича Жуковского. Он стоял у колыбели зарождающегося таланта молодого Пушкина, с восторгом приветствуя его […].

Поэт и поэзия в лирике А. А. Ахматовой От странной лирики, где каждый шаг – секрет, Где пропасти налево и направо, Где под ногой, как лист увядший, слава, По-видимому, мне спасенья нет. А. Ахматова “Поэт в России больше, чем поэт”, – гласит известное изречение. Возможно, именно этим обусловлено пристальное внимание к теме поэта и поэзии в русской литературе. Поэт и толпа, поэт и […].

“Великая земная любовь” в лирике Ахматовой Первые стихи Анны Ахматовой появились в 1911 году в журнале “Аполлон”, а уже в следующем году вышел ее поэтический сборник “Вечер”. Почти сразу же Ахматова была поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Таким образом, на рубеже XIX и XX столетий в России возникла “женская” поэзия – поэзия Анны Ахматовой. Лирика Ахматовой первых ее […].

Тема Родины и гражданского мужества в поэзии А. А. Ахматовой Трудным, долгим и очень сложным был путь Анны Ахматовой. Он не мог быть легким для великой трагической поэтессы, родившейся на рубеже, на изломе эпох, двух веков, жившей в период тяжелейших общественных потрясений: революций, мировых войн, репрессий. Ахматова гордилась тем, что застала краешек столетия, в котором жил Пушкин, ее поэзия возникла в лоне талантливого “серебряного века”, […].

Драма “горячего сердца” в пьесе А. Н. Островского “Бесприданница” Драма А. Н. Островского “Бесприданница” была написана в конце 70-х годов XIX века. Это было время торжества нуворишей – разбогатевших купцов. Деньги, заслонив истинные ценности, оказывали все большее влияние на людей. Судьба главной героини, Ларисы Огудаловой, – воплощение трагических последствий этого пагубного влияния. Лариса – молодая красивая девушка, обладающая ярким неповторимым характером, горячим сердцем и […].

“Пойми язык живой природы – и скажешь ты: прекрасен мир” (И. С. Никитин) (Природа и человек в современной отечественной прозе) (по “Фацелии” М. Пришвина) М. М. Пришвин относится к тем счастливым писателям, которых можно открывать для себя в любом возрасте: в детстве, в юности, будучи зрелым человеком, в старости. И это открытие, если оно состоится, поистине будет чудом. Особый интерес вызывает глубоко личная, философская поэма “Фацелия”, первая часть “Лесной капели”. В жизни много тайн. И самая большая тайна, по-моему, […].

“Все, все, что гибелью грозит, для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья… “ “Пир во время чумы”, как и другие “маленькие трагедии”, А. С. Пушкин писал в 1830 году, во время своего пребывания в Болдине. Эту тему поэт избрал не случайно – его пребывание в Болдине совпало с распространением эпидемии холеры, от заболевания которой не был застрахован никто. Пушкин понимал это. Умереть от страшной болезни, тем более теперь, […].

Долгий путь к живой душе (по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”) В поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души” перед нами предстает авантюрист Чичиков, помещики Манилов и Собакевич, Ноздрев и Плюшкин, чиновники губернского города – все они страшны своей пошлостью. Герцен писал: “Можно было с ума сойти при виде этого зверинца из дворян и чиновников, которые слоняются в глубочайшем мраке, покупают и продают мертвые души крестьян. В […].

Читайте также:
Сила любви основной мотив лирики Ахматовой: сочинение

Стихотворение А. Ахматовой “Родная земля” (восприятие, истолкование, оценка) Поздняя Анна Андреевна Ахматова выходит из жанра “любовного дневника”, жанра, в котором она не знала соперников и который она оставила, может быть, даже с некоторым опасением и оглядкой, и переходит на раздумья о роли и судьбе поэта, о религии, о ремесле, отечестве. Появляется острое ощущение истории. Ахматова написала о А. С. Пушкине: “Он не замыкается […].

Достоинство таланта (По произведениям А. А. Ахматовой) Когда я ночью жду ее прихода. Жизнь, кажется, висит на волоске. Что почести, что юность, что свобода Пред милой гостьей с дудочкой в руке… А. Ахматова Имя Анны Ахматовой – одно из немногих имен русской поэзии XX века, отмеченных в десятилетиях неизменностью читательских симпатий, хотя революционные потрясения и социально-исторические перемены этих годов, казалось бы, способны […].

Анна Ахматова – “Ні до кого і слова в ці дні не кажу… ” (в перекладі М. Тарнавської) В перекладі Марти Тарнавської Анна Ахматова По неделе ни слова ни с кем не скажу… * Ні до кого і слова в ці дні не кажу, Біля моря самотня сиджу, І так любо, що бризки солоні морські, Як і сльози мої, гіркі. Весни й зими пройшли, та мені лиш одна Залишилась у згадці весна. Вже […].

Новое литературное течение и его особенности в творчестве А. А. Ахматовой Имя А. А. Ахматовой стоит в одном ряду с такими поэтами, как М. Кузмин, О. Мандельштам, Н. Гумилев, когда речь заходит об акмеизме. Для начала стоит разобраться, что же такое акмеизм. Этим термином называют течение в русской поэзии 1910-х гг., последователи которого отошли от символистских стремлений к идеальному, от текучих и многозначных образов и обратились […].

Идейно-художественное своеобразие драматургии Л. Н. Толстого (по пьесам “Власть тьмы” и “Живой труп”) Драматургия Толстого неоднородна как по способам обрисовки явлений жизни, так и по своему художественному качеству. “Власть тьмы”, “Плоды просвещения”, “Живой труп” составляют ярчайшую страницу в истории русской и мировой драматургии. Один из создателей эпоса нового времени, Толстой и в драматургии нашел оригинальные, в высшей степени плодотворные пути творчества. Между его художественной прозой и драматургией есть […].

“Тот город, мной любимый в детстве… ” (По лирике А. А. Ахматовой) Невозможно представить лирику Анны Андреевны Ахматовой без темы Царского Села и Петербурга. Красота этих мест окружала ее с детства, сформировала в ней художника, и позже поэт отдала в полной мере дань этой красоте. Живя в Царском Селе, Ахматова всем существом осознавала, что это духовная родина Пушкина, здесь он сложился как поэт, и это трогало ее […].

Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. Ахматовой “Реквием” Анне Андреевне Ахматовой суждено было прожить долгую жизнь, исполненную такого же трагизма, как и ее время. Ей пришлось пережить две мировые войны, революции, сталинские репрессии. Про Ахматову можно сказать, что она была свидетелем величайшей народной трагедии, но она никогда не была сторонним наблюдателем: трагедия народа воспринималась ею как личная трагедия. Это и обусловило особенности поздней […].

Мотив исторической памяти в поэзии (По творчеству А. А. Ахматовой) Так молюсь за твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей. А. Ахматова Поэзия Анны Ахматовой хорошо знакома широкому кругу русских читателей. Если рассуждать о мотивах исторической памяти в стихах Ахматовой, то надо вспомнить, что корни этой памяти находятся в Тверской стороне. С этим краем породнил поэтессу […].

Тема памяти в поэзии А. Ахматовой Рубеж ХІХ-ХХ веков – время кризиса, социальных катастроф, исторического перелома. Поэтому в литературе данного периода актуализируется тема памяти. Память – это ощущение присутствия прошлого в настоящем, живое воплощение связи времен. Особенно глубоко осмыслено и философски воплощено судьбоносное значение памяти в поэзии А. Ахматовой. Память присутствует в поэзии А. Ахматовой в трех измерениях: как память сердца, […].

“Невозможно жить душе без песен” (Поэзия А. А. Ахматовой) Музыка и звук – то, что окружает каждого человека с детства. И волшебство звука не только в том, что он воплощает в себе жизненную ситуацию, как бы впитывает ее в себя, но и в том, что длительно сохраняет ее, оберегая от разрушения временем. В неподвластности звука бегу времени – высоко ценимая Ахматовой надежность, надежность верного […].

Краткое содержание Посвящается Ялте – Бродский Иосиф Александрович Посвящается Ялте Краткое содержание поэмы Несколько человек, подозреваемых в убийстве, дают показания следователю, которые приводятся в том порядке, в котором они снимались. Вопросов следователя мы не слышим, но реконструируем их по содержанию ответов допрашиваемых. Человек, привлеченный в качестве свидетеля или подозреваемого к расследованию дела об убийстве, отвечает на вопросы следователя. Из его ответов следует, что […].

«ОНА (АХМАТОВА) СМОТРЕЛА НА МИР СНАЧАЛА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СЕРДЦА, ПОТОМ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЖИВОЙ ИСТОРИИ» (И. БРОДСКИЙ)

Сказал, что у меня соперниц нет.
Я для него не женщина земная,
А солнца зимнего утешный свет
И песня дикая родного края.
Когда умру, не станет он грустить,
Не крикнет, обезумевши: «Воскресни!».
Но вдруг поймет, что невозможно жить
Без солнца телу и душе без песни.
…А что теперь?

Читая эти стихи Анны Ахматовой, понимаешь, что ее поэзия глубоко сочувствует человеку и просветляет его, делает его духовный мир осмысленным и прекрасным, существенным и значительным. В самой Анне Андреевне все было прекрасным — и внешний облик, и духовный мир. Ее жизнь была нелегкой, можно сказать, трагической, но никогда в ее стихотворениях не звучали отчаяние и растерянность. Никто и никогда не видел ее с поникшей головой. Она всегда была гордой и строгой, была человеком воистину великого мужества. Свобода ее души давала ей возможность не гнуться под любыми ветрами клеветы и предательств, обид и несправедливостей. Ее в этом мире волновало все, и она умела с поразительной точностью оставлять его отпечаток в песне своего опыта. Поэзия Ахматовой солнечна, проста и свободна, как ее юность. Она — родная сестра прекрасной поэзии Эллады. Пусть у нее другой строй и ритм, другая музыка — это не мешает ей быть по-эллински вещей и вечной.

Читайте также:
Переводческая деятельность Ахматовой А. А.: сочинение

Художник начинается с беспощадности к самому себе. Видимо, к ней эта беспощадность пришла после того, как поэтесса увидела корректуру «Кипарисового ларца» Иннокентия Анненского: «Я была поражена и читала ее, забыв все на свете». Потом она назовет Анненского учителем и напишет:

А тот, кого учителем считаю,
Как тень, прошел и тени не оставил,
Весь яд впитал, всю эту одурь выпил,
И славы ждал, и славы не дождался,
Кто был предвестьем, предзнаменованьем,
Всех пожалел, во всех вдохнул томленье —
И задохнулся…

Сам о себе И. Анненский сказал горько до самоуничтожения: «Я слабый сын слепого поколенья». Может быть, у него и научилась Ахматова строгому отношению к делу своей жизни — Поэзии:

Я улыбаться перестала,
Морозный ветер губы студит,
Одной надеждой меньше стало,
Одною песней больше будет.

Она очень рано начала понимать, что писать надо только те стихи, по отношению к которым чувствуешь: если не напишешь, то умрешь. Без этого кандального принуждения нет и не может быть поэзии. Чтобы поэт мог сочувствовать людям, ему надо пройти через полюс своего отчаяния и пустыню собственного горя, научиться преодолевать его в одиночку. Характер, талант, судьба человека лепятся в юности. Юность Ахматовой была солнечной:

А я росла в узорной тишине,
В прохладной детской молодого века.

Но в этой узорной тишине Царского Села и в ослепительной голубизне древнего Херсонеса трагедии шли за ней по пятам неотступно:

А Муза и глохла, и слепла,
В земле истлевала зерном,
Чтоб снова, как Феникс из пепла,
В эфире восстать голубом.

И она восставала и снова бралась за свое. И так целую жизнь — чего только не выпадало на ее долю! И смерть сестер от чахотки, и у самой кровь горлом, и личные трагедии… две революции, две войны. Когда она узнала о том, что она — Поэт, и поверила в эту неизбежность, не кто иной, как отец, запретил ей подписывать стихи отцовской фамилией Горенко, и она взяла фамилию свой прабабушки — Ахматова. И мир благодарен этому имени. Книги Ахматовой — откровение человеческой души, облагораживающей своим примером жизни всех людей, которые склоняют головы перед песней ее откровения:

Из-под каких развалин говорю,
Из-под какого я кричу обвала,
Как в негашеной извести горю
Под сводами зловонного подвала.
Я притворюсь беззвучною зимой
И вечные навек захлопну двери,
И все-таки узнают голос мой,
И все-таки ему опять поверят.

Ее жизнь проходила в суровое время и не щадила нежную душу поэтессы. Но эта душа оказалась стойкой, способной переносить лишения всяческих, выражаясь словами Маяковского, «бед и обид» и выращивать из них правдивую поэзию:

Водою пахнет резеда
И яблоком — любовь.
Но мы узнали навсегда,
Что кровью пахнет только кровь.

Ахматова любила чувствовать жизнь во всем многообразии ее проявлений. Она любила свою родину — Россию. Это была, прежде всего, любовь к русскому языку, к его богатству, его поэзии, самая главная, самая верная ее любовь, подтвержденная всем ее многострадальным, устремленным к совершенству творчеством. Эта любовь индивидуальна и общезначима и исходит от нее одной, Анны Ахматовой, — ко всему миру:

… Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.

Она жила для великой, земной любви и пела об этом, и в этом был смысл ее жизни, естественное состояние ее души. В русской поэзии появился новый певец с удивительно чистым голосом, глубокая интимность которого усиливала его искреннее гражданское звучание. Конечно, Ахматова не могла написать «Двенадцать» или «Левый марш». Это сделали Блок и Маяковский. Она писала другое:

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда…
.
…Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

И высказываемое в этом горьком стихотворении желание осталось не пустой фразой — стало действием, добровольно взятой на себя обязанностью перед новой жизнью, стало судьбой. Никаких благ эта судьба не сулила, но в ней проглядывала великая правда времени, трудного и многообещающего. Спустя три года она говорит себе и миру жестокую правду об испытаниях, о вере своей души в новое, еще непонятное, но ощутимо заманчивое начало жизни:

Все расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоскою изглодано.
Отчего же нам стало светло?

Такова была ее извечная просветленная болью, неизменно чистая любовь к России и к ее будущему, такова была ее вера:

И дикой свежестью и силой
Мне счастье веяло в лицо,
Как будто друг от века милый
Всходил со мною на крыльцо.

Она была необходима времени, и время необходимо для нее в самых разных формах его проявления. Ахматова сама лучше всех критиков определила свое назначение в мире, свою судьбу и свою программу:

Читайте также:
Произведения моей любимой русской поэтессы (по творчеству Ахматовой): сочинение

Чтоб быть современнику ясным,
Весь настежь распахнут поэт.

Ведь это она в первые дни нашествия фашизма на Советский Союз обратилась ко всем женщинам Родины со словами клятвы:

И та, что сегодня прощается с милым,
Пусть боль свою в силу она переплавит,
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться ничто не заставит!

Анна Ахматова верила в Победу, звала народ к Победе, она вместе со своим народом победила самое страшное зло двадцатого века — фашизм. Великое русское слово, произнесенное Ахматовой, «Для славы мертвых нет», — озвучено мрамором и бронзой памятников Гнева и Скорби павшим защитникам Родины:

Ты стала вновь могучей и свободной,
Страна моя! Но живы навсегда
В сокровищнице памяти народной
Войной испепеленные года.

Крест индивидуальности таланта — очень трудный крест, избавиться от него нельзя, и Анна Андреевна Ахматова несла его до конца своих дней. Он был ее мукой и утешением одновременно:

Многое еще, наверно, хочет
Быть воспетым голосом моим:
То, что, бессловесное, грохочет,
Иль во тьме подземный камень точит,
Или пробивается сквозь дым.
У меня не выяснены счеты
С пламенем, и ветром, и водой…
Оттого-то мне мои дремоты
Вдруг такие распахнут ворота
И ведут за утренней звездой.

Бег времени ее судьбы, ее жизни, ее поэзии завершался. Череда уходящих в глубь прошлого событий сделала Ахматову заметнее не только в мире поэзии, но и самой жизни. Анну Ахматову похоронили под Ленинградом, в поселке Комарово, на кладбище среди соснового леса. И летом, и зимой на ее могиле всегда лежат живые цветы. К ней приходят и юность, и старость, приходят женщины и мужчины. Для многих она стала необходимостью. Для многих ей еще предстоит стать необходимостью. Такая у нее участь. Ведь истинный поэт тот, кто «смотрит на мир сначала через призму сердца, потом через призму живой истории». И истинный поэт живет еще очень долго — и после своей смерти. И люди будут идти на могилу Анны Ахматовой еще очень долго: Будто там впереди не могила, А таинственной лестницы взлет.

Сочинение на тему: Творчество Ахматовой: анализ, рассуждение, итоги

«ОНА (АХМАТОВА) СМОТРЕЛА НА МИР СНАЧАЛА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СЕРДЦА, ПОТОМ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЖИВОЙ ИСТОРИИ» (И. БРОДСКИЙ)

Сказал, что у меня соперниц нет.
Я для него не женщина земная,
А солнца зимнего утешный свет
И песня дикая родного края.
Когда умру, не станет он грустить,
Не крикнет, обезумевши: «Воскресни!».
Но вдруг поймет, что невозможно жить
Без солнца телу и душе без песни.
…А что теперь?

Читая эти стихи Анны Ахматовой, понимаешь, что ее поэзия глубоко сочувствует человеку и просветляет его, делает его духовный мир осмысленным и прекрасным, существенным и значительным. В самой Анне Андреевне все было прекрасным — и внешний облик, и духовный мир. Ее жизнь была нелегкой, можно сказать, трагической, но никогда в ее стихотворениях не звучали отчаяние и растерянность. Никто и никогда не видел ее с поникшей головой. Она всегда была гордой и строгой, была человеком воистину великого мужества. Свобода ее души давала ей возможность не гнуться под любыми ветрами клеветы и предательств, обид и несправедливостей. Ее в этом мире волновало все, и она умела с поразительной точностью оставлять его отпечаток в песне своего опыта. Поэзия Ахматовой солнечна, проста и свободна, как ее юность. Она — родная сестра прекрасной поэзии Эллады. Пусть у нее другой строй и ритм, другая музыка — это не мешает ей быть по-эллински вещей и вечной.

Художник начинается с беспощадности к самому себе. Видимо, к ней эта беспощадность пришла после того, как поэтесса увидела корректуру «Кипарисового ларца» Иннокентия Анненского: «Я была поражена и читала ее, забыв все на свете». Потом она назовет Анненского учителем и напишет:

А тот, кого учителем считаю,
Как тень, прошел и тени не оставил,
Весь яд впитал, всю эту одурь выпил,
И славы ждал, и славы не дождался,
Кто был предвестьем, предзнаменованьем,
Всех пожалел, во всех вдохнул томленье —
И задохнулся…

Сам о себе И. Анненский сказал горько до самоуничтожения: «Я слабый сын слепого поколенья». Может быть, у него и научилась Ахматова строгому отношению к делу своей жизни — Поэзии:

Я улыбаться перестала,
Морозный ветер губы студит,
Одной надеждой меньше стало,
Одною песней больше будет.

Она очень рано начала понимать, что писать надо только те стихи, по отношению к которым чувствуешь: если не напишешь, то умрешь. Без этого кандального принуждения нет и не может быть поэзии. Чтобы поэт мог сочувствовать людям, ему надо пройти через полюс своего отчаяния и пустыню собственного горя, научиться преодолевать его в одиночку. Характер, талант, судьба человека лепятся в юности. Юность Ахматовой была солнечной:

А я росла в узорной тишине,
В прохладной детской молодого века.

Но в этой узорной тишине Царского Села и в ослепительной голубизне древнего Херсонеса трагедии шли за ней по пятам неотступно:

А Муза и глохла, и слепла,
В земле истлевала зерном,
Чтоб снова, как Феникс из пепла,
В эфире восстать голубом.

И она восставала и снова бралась за свое. И так целую жизнь — чего только не выпадало на ее долю! И смерть сестер от чахотки, и у самой кровь горлом, и личные трагедии… две революции, две войны. Когда она узнала о том, что она — Поэт, и поверила в эту неизбежность, не кто иной, как отец, запретил ей подписывать стихи отцовской фамилией Горенко, и она взяла фамилию свой прабабушки — Ахматова. И мир благодарен этому имени. Книги Ахматовой — откровение человеческой души, облагораживающей своим примером жизни всех людей, которые склоняют головы перед песней ее откровения:

Читайте также:
Тот город, мной любимый в детстве: сочинение

Из-под каких развалин говорю,
Из-под какого я кричу обвала,
Как в негашеной извести горю
Под сводами зловонного подвала.
Я притворюсь беззвучною зимой
И вечные навек захлопну двери,
И все-таки узнают голос мой,
И все-таки ему опять поверят.

Ее жизнь проходила в суровое время и не щадила нежную душу поэтессы. Но эта душа оказалась стойкой, способной переносить лишения всяческих, выражаясь словами Маяковского, «бед и обид» и выращивать из них правдивую поэзию:

Водою пахнет резеда
И яблоком — любовь.
Но мы узнали навсегда,
Что кровью пахнет только кровь.

Ахматова любила чувствовать жизнь во всем многообразии ее проявлений. Она любила свою родину — Россию. Это была, прежде всего, любовь к русскому языку, к его богатству, его поэзии, самая главная, самая верная ее любовь, подтвержденная всем ее многострадальным, устремленным к совершенству творчеством. Эта любовь индивидуальна и общезначима и исходит от нее одной, Анны Ахматовой, — ко всему миру:

… Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.

Она жила для великой, земной любви и пела об этом, и в этом был смысл ее жизни, естественное состояние ее души. В русской поэзии появился новый певец с удивительно чистым голосом, глубокая интимность которого усиливала его искреннее гражданское звучание. Конечно, Ахматова не могла написать «Двенадцать» или «Левый марш». Это сделали Блок и Маяковский. Она писала другое:

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда…
…………………………………..
…Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

И высказываемое в этом горьком стихотворении желание осталось не пустой фразой — стало действием, добровольно взятой на себя обязанностью перед новой жизнью, стало судьбой. Никаких благ эта судьба не сулила, но в ней проглядывала великая правда времени, трудного и многообещающего. Спустя три года она говорит себе и миру жестокую правду об испытаниях, о вере своей души в новое, еще непонятное, но ощутимо заманчивое начало жизни:

Все расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоскою изглодано.
Отчего же нам стало светло?

Такова была ее извечная просветленная болью, неизменно чистая любовь к России и к ее будущему, такова была ее вера:

И дикой свежестью и силой
Мне счастье веяло в лицо,
Как будто друг от века милый
Всходил со мною на крыльцо.

Она была необходима времени, и время необходимо для нее в самых разных формах его проявления. Ахматова сама лучше всех критиков определила свое назначение в мире, свою судьбу и свою программу:

Чтоб быть современнику ясным,
Весь настежь распахнут поэт.

Ведь это она в первые дни нашествия фашизма на Советский Союз обратилась ко всем женщинам Родины со словами клятвы:

И та, что сегодня прощается с милым,
Пусть боль свою в силу она переплавит,
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться ничто не заставит!

Анна Ахматова верила в Победу, звала народ к Победе, она вместе со своим народом победила самое страшное зло двадцатого века — фашизм. Великое русское слово, произнесенное Ахматовой, «Для славы мертвых нет», — озвучено мрамором и бронзой памятников Гнева и Скорби павшим защитникам Родины:

Ты стала вновь могучей и свободной,
Страна моя! Но живы навсегда
В сокровищнице памяти народной
Войной испепеленные года.

Крест индивидуальности таланта — очень трудный крест, избавиться от него нельзя, и Анна Андреевна Ахматова несла его до конца своих дней. Он был ее мукой и утешением одновременно:

Многое еще, наверно, хочет
Быть воспетым голосом моим:
То, что, бессловесное, грохочет,
Иль во тьме подземный камень точит,
Или пробивается сквозь дым.
У меня не выяснены счеты
С пламенем, и ветром, и водой…
Оттого-то мне мои дремоты
Вдруг такие распахнут ворота
И ведут за утренней звездой.

Бег времени ее судьбы, ее жизни, ее поэзии завершался. Череда уходящих в глубь прошлого событий сделала Ахматову заметнее не только в мире поэзии, но и самой жизни. Анну Ахматову похоронили под Ленинградом, в поселке Комарово, на кладбище среди соснового леса. И летом, и зимой на ее могиле всегда лежат живые цветы. К ней приходят и юность, и старость, приходят женщины и мужчины. Для многих она стала необходимостью. Для многих ей еще предстоит стать необходимостью. Такая у нее участь. Ведь истинный поэт тот, кто «смотрит на мир сначала через призму сердца, потом через призму живой истории». И истинный поэт живет еще очень долго — и после своей смерти. И люди будут идти на могилу Анны Ахматовой еще очень долго: Будто там впереди не могила, А таинственной лестницы взлет.

Псковский областной центр чтения

А каждый читатель как тайна, как в землю закопанный клад,
Пусть самый последний, случайный, всю жизнь промолчавший подряд.

  • Главная
  • В контексте истории
    • Писатели Псковского края
    • Литературные места Псковщины
    • Книжные новинки
  • ЛитПремии
  • Поэтический клуб
  • “Наедине с книгой”
  • Фото
К 100 – летию со дня публикации второй книги стихов А.А. Ахматовой «Чётки»

Сегодня поэзия талантливой и мудрой Анны Андреевны Ахматовой помогает выжить русскому духу. Только великие народы рождают великих Поэтов. В дни Сталинградской битвы 23 февраля 1942 г. она написала:

. Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!

«Она наши души приводила в движение», говорил о ней И. Бродский. И это неслучайно, поскольку Ахматова явилась нравственным ориентиром для молодых поэтов, как олицетворение царственного достоинства и верности самой себе. Это был человек и поэт необычайно высокой духовной и интеллектуальной культуры. Королева «серебряного века», говорили о ней! Она пользовалась огромным авторитетом и популярностью, как единственный лучший представитель настоящей поэзии в Советском Союзе и Европе. Ее называют великим преемником Пушкина!
Анна Андреевна прожила долгую и по человеческим, и по поэтическим меркам, жизнь. В последние годы она не раз говорила, что пережила не только своих родных, близких, друзей и поэтов-современников, но и многих читателей: «Первые читатели «Чёток» встречаются реже, чем зубры вне Беловежской пущи. ». Жизнь Ахматовой была не просто долгой. На ее долю выпало столько трагического, что хватило бы на несколько жизней. Тревога и тоска из жизни неизменно проникали в ее творчество, становясь историческим знаком эпохи. Время, в которое она «гостила на земле», оказалось до отказа насыщенным событиями поистине мирового значения.
Все, что бы ни происходило в нашей стране от начала XX века до середины 60-х годов, коснулось ее жизни. По истории ее жизни можно изучать историю России. Как писал И. Бродский, «Она (Ахматова) смотрела на мир сначала через призму сердца, потом через призму живой истории». И это действительно так. «Серебряный век», появление новых течений и направлений в литературе и искусстве в начале XX столетия; Первая мировая война, революции и красный террор; голод и разруха 20-х годов и репрессии 30-х; Вторая мировая, короткое послевоенное воодушевление и подъем и новая волна репрессий; недолгая оттепель и быстрое ее свертывание; холодная война – все это эхом отозвалось в личной и творческой судьбе Ахматовой.
В 2014 году исполняется 100 лет со дня публикации второй книги стихов Анны Ахматовой «Чётки» . Эта книга, появившаяся в 1914 году, спустя два года после «Вечера», принесла Ахматовой всероссийскую известность. Чем же так поразил современников Ахматовой этот сборник любовной лирики, и почему он до сих пор остается актуальным и захватывает нас, современных читателей?

Человек XX века увидел в стихах «Вечера» и «Чёток» себя, свою жизнь. Узнал остроту и напряженность собственных чувств, услышал привычный, лишенный всякой метафоричности, разговорный язык, нашел знакомую смятенность и разорванность мысли. Словом, увидел в проникновенных строках свои собственные чувства, мысли, переживания, и нашел ответы на душераздирающие вопросы. А выразительная лаконичность, отбор деталей и глубина психологических переживаний стихотворений Ахматовой и по сей день не оставляют читателей равнодушными.
Раскрывая тайну создания «Чёток», Ахматова вспоминала, что стихи рождались, когда она каталась по городу в извозчичьей пролетке с поднятым верхом во время дождя, а дома только записывала уже готовые стихи.

Смятение. Так одним словом можно сказать о характере сборника «Чётки». Так называется и стихотворение, которым оно открывается:

Было душно от жгучего света,
А взгляды его – как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.

Во всех четырех частях «Чёток» переживания и мысли не текут плавно, а развиваются по спирали. Центральная тема – любовь как первооснова мира, бытия. Это любовь без взаимности, она заставляет страдать, приводит к разлуке, она – «надгробный камень», давящий на сердце.

В мою торжественную ночь
Не приходи. Тебя я знаю.
И чем могла б тебе помочь
От счастья я не исцеляю.

В 1923 году Б. М. Эйхенбаум скажет, что в «Четках» «начинает складываться парадоксальный своей двойственностью образ героини – не то «блудницы» с бурными страстями, не то нищей монахини, которая может вымолить у Бога прощенье».

«Чётки» продолжили лирический сюжет первой книги Ахматовой «Вечер» и продемонстрировали, что развитие Ахматовой как поэта идет по пути углубления психологизма. Это качество ее поэзии с годами усиливалось. Само название книги, «Чётки», указывает на «перебор» душевных состояний, приобретающих завершенность и напряжение молитвы.
О своей второй книге стихов в автобиографическом очерке «Коротко о себе» Анна Андреевна писала: “В марте 1914 года вышла вторая книга «Чётки». Жизни ей было отпущено примерно шесть недель. В начале мая петербургский сезон начинал замирать, все понемногу разъезжались. На этот раз расставание с Петербургом оказалось вечным. Мы вернулись не в Петербург, а в Петроград, из XIX века сразу попали в ХХ, все стало иным, начиная с облика города”. Казалось, маленькая книга любовной лирики начинающего автора должна была потонуть в мировых событиях. Время распорядилось иначе.

Книга, действительно, «не потонула» – более того, до 1923 года ее переиздавали девять раз. Она и вышла немалым для того времени тиражом – 1100 экземпляров. Корректуру осуществлял выдающийся поэт и переводчик Михаил Лозинский, создатель издательства «Гиперборей», где печатались произведения акмеистов, включая книги Ахматовой.
«Чётки» имели дарственную надпись Анны Андреевны: «Георгию Ивановичу Чулкову, первому приветствовавшему эту книгу, от его давнего друга Анны Ахматовой. Петербург, весна 1914 г.».
Георгий Иванович Чулков (1879–1939) – поэт, писатель, критик, который одним из первых высоко оценил стихи Ахматовой, еще в 1911 году причислив ее в одной из своих рецензий к наиболее интересным мастерам слова современности. На «Чётки» Чулков тоже откликнулся статьей «Письма со стороны», где противопоставил поэзию Ахматовой, в целом, и «Чётки», в частности, бессмысленному стихотворному потоку авторов, устремленных к чисто формальным достижениям.

В 1915 и 1916 годах книга снова переиздавалась в «Гиперборее». Одно из изданий входило в собрание Анатолия Кузьмича Тарасенкова (1909–1956), советского литературоведа и библиофила, заместителя главных редакторов журналов «Знамя» и «Новый мир», собравшего огромную коллекцию прижизненных изданий русских поэтов первой половины ХХ века. Она составляла около 10 тысяч единиц, 7250 из которых были в 1973 году приобретены Государственной библиотекой СССР им. В. И. Ленина (ныне РГБ).

После «Чёток» к Ахматовой приходит слава. Ее лирика оказалась близка не только «влюбленным гимназисткам», как иронично замечала сама Ахматова. Среди ее восторженных поклонников были поэты, только входившие в литературу: Марина Цветаева, Борис Пастернак. Одобрительно отнеслись к Ахматовой Александр Блок и Валерий Брюсов. Ее образ постепенно превратился в неотъемлемый символ петербургской поэзии эпохи акмеизма.
«Чётки» имели самый большой успех и в то же время самую противоречивую критику. Наверное, можно согласиться со словами критика Н. Недоброво, который писал «холодком лунного света и нежной, мягкой женственностью веет от стихов Ахматовой. В ее стихах нет солнечности, нет яркости, но они странно влекут к себе, манят какой-то непонятной недоговоренностью и робкой тревогой».
Несомненно, эта книга, пережившая страшные, роковые года, останется в русской поэзии навсегда. «Умело и остро почувствованные детали, сжатость и экономика выразительных средств, чеканная тонкость образов и определений – отличительные черты изысканно-простой и мудрой поэзии Анны Ахматовой», напишет о ней в 1914 г. русский критик Ашукин Николай Сергеевич.
Сам факт существования Анны Андреевны Ахматовой был определяющим моментом в духовной жизни многих людей, а ее смерть означала обрыв последней живой связи с ушедшей эпохой. Поразительно чистая и мудрая поэзия Ахматовой сразу заставляет задуматься о предназначении человека на земле. Предназначение самой Ахматовой создало время, в которое ей довелось жить. Ахматова стала голосом своей эпохи. Свою тоску и боль она выразила в прекрасных стихотворениях, которые достойно продолжают традиции русской классики. Она встала вровень со своими кумирами: Пушкиным, Лермонтовым, Блоком – не ученицей и робкой подражательницей, а мастером поэтического слова, смело и размашисто вписавшим яркую страницу в историю русской поэзии. Ее строки – средоточение стойкости, силы и мужества человека, не сломленного эпохой, и, вместе с тем, глубоко трагичного, отмеченного судьбой:

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Мы предлагаем Вам проникнуться атмосферой эпохи, в которую жила и творила А. А. Ахматова. Пусть этот проникновенный фильм Бориса Дворкина «Поэт и время. Анна Ахматова» послужит лирическим дополнением к юбилейной дате – 100 – летию со дня публикации второй книги стихов Анны Ахматовой «Чётки».
Здесь Ахматова предстает и как поэт, который воспевал тончайшие «движения женской души», и как человек, который обладал огромным мужеством, силой и ясностью взгляда на современность. Без этой стороны человеческой натуры Ахматовой не могли бы явиться и многие строки ее сочинений, не мог бы возникнуть и тот покоряющий своей сложнейшей гармонией образ «человека на все времена», который и сейчас притягивает не только любителей и ценителей поэзии, но и далеких от нее людей.
Материал подготовила Голубева Антонина. Региональный центр чтения.

«Она (Ахматова) смотрела на мир сначала через призму сердца, потом через призму живой истории» (И.Бродский): сочинение

Сегодня около 25 тысяч одиннадцатиклассников Челябинской области сдают письменный экзамен по русскому языку и литературе. Они имеют право выбрать форму экзамена: писать либо сочинение, либо изложение с творческим заданием либо сдавать ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Для написания сочинения сформировано 60 комплектов тем, по пять тем в каждом. Южноуральским выпускникам достался сегодня комплект под номером 21, содержащий следующие темы:

1. Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире. (Анализ эпизода из четвертой главы первого тома поэмы Н.В. Гоголя “Мертвые души”.)

2. “Она [Ахматова] смотрела на мир сначала через призму сердца, потом через призму живой истории” (И.А. Бродский).

3. Тема обманутых надежд в рассказах А.П. Чехова.

4. Раздумья о человеке в пьесе М. Горького “На дне”.

5. “Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе” (Д.С. Лихачев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века).

В этом году перечень тем сочинений состоял из 380 тем. Он базировался на перечне прошлого года, обновлено только 20% тем. Из них только 300 вошли в 60 комплектов. Экзаменационные материалы основываются на обязательном минимуме содержания основного общего и среднего образования.

Экзамен длится в течение шести часов, после часа работы ученик может взять текст.

Тем, кто решил писать изложение, предоставляют два текста: эпизод из прозаического произведения и фрагмент критической статьи, связанный с изученным художественным произведением. Текст выбирает учитель. Ученики могут писать подробное или сжатое изложение, как сообщает пресс-служба министерства образования и науки Челябинской области.

в рубрике: Социум

Обеспечат рациональное использование ресурсов планеты

Средняя зарплата в Челябинской области – более 45 тысяч рублей

Каждый ребенок имеет право учиться

Полиция Миасса ждёт сообщений о точках сбыта наркотиков
последние новости

ŠKODA в октябре

Обеспечат рациональное использование ресурсов планеты

Средняя зарплата в Челябинской области – более 45 тысяч рублей

В Миассе продолжается благоустройство дворов

Почти 300 тысяч рублей похитил мошенник у жительницы Миасса
Под диктовку мошенников женщина подала заявку на кредит и своими руками перевела деньги злоумышленникам

Средняя зарплата в Челябинской области – более 45 тысяч рублей
Такую информацию по итогам анализа за январь-июль 2021 года опубликовала региональная КСП

В Миассе продолжается благоустройство дворов
В рамках программы “Инициативное бюджетирование” жители Миасса в скором времени получат ещё один благоустроенный двор

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: