Сравнительно-сопоставительный анализ патриотических стихотворений А. Ахматовой, Н. Гумилева и О. Мандельштама: сочинение

Сравнительно-сопоставительный анализ патриотических стихотворений А. Ахматовой, Н. Гумилева и О. Мандельштама: сочинение

Октябрьская революция 1917 года, гражданская война, последовавшие за тем годы кровавого террора, уничтожения миллионов безвинных людей… Все это вехи нашей истории, летопись жизни России в 20 веке.

Русская интеллигенция, творческие люди, безусловно, видели все преступления, творившиеся в это время в стране. Они, безусловно, страдали за Россию, волновались за ее будущее и настоящее. Не секрет, что множество талантливых людей просто уехали из страны, спасая свою жизнь, сохраняя свою честь и достоинство. Но многие оставались здесь, неся свой крест до конца. Они со страхом ожидали расправы, но не могли не сказать и не написать то, что просто просилось на бумагу как художественное освидетельствование времени.

Обратимся к трем стихотворениям той страшной эпохи. Самое раннее из них – стихотворение Н. Гумилева «Заблудившийся трамвай», написанное в 1921 году. Оно полностью построено на метафоре. Заблудившийся трамвай – это символ России после революции, в огне гражданской войны:

Мчался он бурей темной, крылатой,

Он заблудился в бездне времен.

Лирический герой, заскочив в этот трамвай, чувствует себя неуютно, ему страшно лететь вот так в неизвестность. Тем более, что вокруг ему открываются страшные картины: «кровью налитые буквы», «вместо капусты и вместо брюквы Мертвые головы продают».

Постепенно картина приобретает сюрреалистические черты, черты кошмарных снов. Вот герою кажется, что какой-то неведомый палач «в красной рубашке» и ему срубает голову и кладет ее рядом с остальными. Мы понимаем, что это действительное ощущение героя: его страна ушла в прошлое, а вместе с ней ушла и его жизнь, ушла в небытие.

Лирический герой с любовью и болью вспоминает «забор дощатый, дом в три окна и серый газон. » Этот дом становится символом ушедшей России, родной России, Родины… Что остается герою? Лишь отслужить молебен во здравие своей страны и панихиду по самому себе, оставшемуся в прошлом:

И всё ж навеки сердце угрюмо,

И трудно дышать, и больно жить.

Машенька, я никогда не думал,

Что можно так любить и грустить.

Стихотворение Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю» было написано годом позже – в 1922 году. Оно представляет собой некий ответ, оппозицию тем, кто покинул Россию, уехал в эмиграцию. Героиня Ахматовой считает таких людей предателями:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Но, в то же время, она и жалеет их: горька участь странника, ведь без родины, корней нет и человека, нет счастья. Хлеб странника горек, потому что сделан он чужими руками из чужой пшеницы.

Безусловно, участь оставшихся в России и с Россией тяжела:

А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

Участь таких людей можно назвать жертвенной, ведь они сознательно выбрали этот горький удел: страдания, нищету, голод, расставания. Но, по мнению героини Ахматовой, да и самой поэтессы, все страдания будут оправданы и искуплены, не сейчас, так позже – «в оценке поздней оправдан будет каждый час…»

Лирический герой О. Мандельштама в стихотворении «Мы живем, под собою не чуя страны» также выражает свою гражданскую позицию, свою отношение к существующему в стране режиму, свои переживания по поводу сложившегося положения.

Стихотворение представляет собой пародию, карикатурный портрет самого И.В. Сталина и его окружения. Какой же смелостью и гражданским мужеством должен был обладать поэт, чтобы написать такое в 1933 году:

Его толстые пальцы, как черви, жирны,

И слова, как пудовые гири, верны,

Тараканьи смеются усища,

И сияют его голенища.

Окружение вождя описано с использованием фантастических, сказочных мотивов: это полулюди, льстиво вьющиеся вокруг своего кумира.

В результате правления такого монстра люди в стране живут, «под собою не чуя страны». Что это значит? Это значит, что люди запуганы, трясутся над каждым своим словом. Они не могут наслаждаться своей жизнью, просто жить, трудиться, воспитывать детей, потому что за всем этим пристально наблюдает «кремлевский горец».

Таким образом, три данных стихотворения посвящены одной и той же теме – патриотической. Они отражают отношение лирических героев Ахматовой, Гумилева и Мандельштама к событиям, произошедшим в стране, их гражданскую позицию. Эта позиция схожа: все три поэта решают остаться в России, вместе со своей страной переносить все то, что выпало на ее долю. А как же иначе? Ведь без Родины нет и русского человека, их судьба едина, как едина их культура, язык, душа…

Читайте также:
Тема любви в лирике С. Есенина и А. Ахматовой: сочинение

Сравнительно-сопоставительный анализ патриотических стихотворений А. Ахматовой, Н. Гумилева и О. Мандельштама: сочинение

С Осипом Эмильевичем Мандельштамом Анна Андреевна познакомилась в Варшаве в 14 марта 1911 года. Из дневника Анны Андреевной: “Я познакомилась с Мандельштамом на «Башне» Вячеслава Иванова весной 1911 года. Тогда он был худощавым мальчиком с ландышем в петлице, с высоко закинутой головой, пылающими глазами и с ресницами в полщеки. Второй раз я видела его у Толстых на Старо-Невском, он не узнал меня, и Алексей Николаевич стал его расспрашивать, какая жена у Гумилева, и он показал руками, какая на мне была большая шляпа. Я испугалась, что произойдет что-то непоправимое, и назвала себя. Это был мой первый Мандельштам, автор зеленого «Камня» с такой надписью: «Анне Ахматовой – вспышки сознания в беспамятстве дней. Почтительно – Автор ” [10, 15].О злоключениях и тяготах Осипа Эмильевича Анна Андреевна знала не понаслышке. В 1934 году Ахматова была в гостях у семьи Мандельштамов. У неё на глазах в доме произвели обыск, а в четыре часа утра Осипа Эмильевича увели. Л.В.Горнунг в своих воспоминаниях пишет: «В 1936 году, когда я гостил на даче у Шервинских, я застал там и Ахматову. Она не раз вспоминала о Мандельштаме. Её очень беспокоила его судьба. При первой же возможности она поехала к нему в Воронеж. Второй раз Мандельштама арестовали в Саматихе, на этот раз окончательно. Где-то на краю света, в декабре 1938 г. закончилась его беспокойная, многострадальная, трагическая жизнь [17, 315]. Когда Мандельштама уже не было в живых, Анна Ахматова во время очередной встречи с Л.В.Горнунгом произнесла: “Какую роскошную фотографию молодого Мандельштама мне подарили в литературном музеи”. Дружба между двумя поэтами не угасала несмотря ни на какие внешние события в их жизни. С 5 по 11 февраля 1936 года Анна Андреевна посетила Воронеж, потому что именно туда поначалу сослали опального поэта. Осип Эмильевич был несказанно рад появлению Ахматовой в его квартире в двухэтажном доме на углу проспекта.Именно здесь, в Воронеже, как пишет В.Л.Гордин в своих мемуарах “Мандельштамовский Воронеж. Известно, что после той поездки Ахматова посвятила Мандельштаму стихотворение «Воронеж»:

И город весь стоит оледенелый.

Как под стеклом деревья, стены, снег.

По хрусталям я прохожу несмело.

Узорных санок так неверен бег.

А над Петром воронежским – вороны,

Да тополя, и свод светло-зеленый,

Размытый, мутный, в солнечной пыли,

И Куликовской битвой веют склоны

Могучей, победительной земли.

И тополя, как сдвинутые чаши,

Над нами сразу зазвенят сильней,

Как будто пьют за ликованье наше [5, 19].

Стихотворение «Воронеж», посвященное Мандельштаму, написанное в период его воронежской ссылки, состоит из двух частей. В первой части — пейзаж: оледенелый город петровской эпохи, сквозь обледенелость время течет вспять — возникает «свод светло-зеленый» и «склоны могучей, победительной земли», веющие Куликовской битвой [10, 16]. Но жизнь — только в прошлом. В настоящем — «комната опального поэта», в которой… «Дежурят страх и Муза в свой черёд, и ночь идёт, которая не ведает рассвета». О. Мандельштам был близок Ахматовой «без изъятия». Не будь заглавия и посвящения, «Воронеж» мог быть прочитан как приговор самой себе. Эпоха, враждебная Ахматовой, не раз пыталась ее уничтожить, но «королева-бродяга» (так Ахматова себя именовала) выжила, сберегла свой до времени затаенный, раздирающий грудь крик, зов к людям из глубины, из бездны. Стихи Ахматовой впустили в себя тревоги большого мира. Эпоха — с ее войнами, революциями и движениями множеств — вдруг зазвучала в любовной мольбе. Роль здесь сыграла не сама масштабность человеческой и поэтической личности Ахматовой, а главное — ее недремлющая и воспаленная совесть. При всей своей трепетности и нежности слова Ахматовой оставались властными, твердыми и повелительны [17,316].

Подводя итог всему вышесказанному, мы в очередной раз убедились, что, оба поэта, и Мандельштам, и Ахматова, тесно связанны между собой. Мы видели, как вместе с переменами в их жизни менялся их творческий путь. У Ахматовой и Мандельштама был общий путь, одинаковое понимание самых существенных вещей и взаимная поддержка в труде и всех бедах.

Тема Родины в творчестве Анны Ахматовой – образ родной земли в стихах

Эпоха общественных потрясений

Анна Горенко родилась в семье потомственных дворян. Детство и юность она провела в Царском селе. Поэтесса гордилась тем, что смогла застать эпоху Пушкина и процветания дворянской культуры. Девушка знала несколько языков, получила прекрасное образование. Она была яркой представительницей старого дворянства. Анна Андреевна писала нежные лирические стихи о любви, преданности и дружбе. За ней закрепился статус поэтессы, пишущей для женщин.

Читайте также:
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ А. А. АХМАТОВОЙ: сочинение

В 1910 году Ахматова вышла замуж за поэта Николая Гумилева, а в 1912 г. у пары появился сын Лев. Казалось, что счастью Анны Андреевны ничто не сможет помешать. Но именно в этот период происходят трагические для России и поэтессы события. В 1914 г. начинается Первая мировая война. Николай Гумилев уходит в армию добровольцем, а Анна Андреевна остаётся одна с маленьким сыном. Политическая ситуация в России также усложняется. Дворянская строй, к которому принадлежала Ахматова, подвергается критике, а традиционные ценности общества рушатся.

В 1917 году происходит Февральская революция. Большинство друзей поэтессы эмигрировало в Европу и США. Тема Родины в лирике Ахматовой начинает занимать центральное место. В произведениях присутствуют мотивы тоски, разочарования, а также любви и нежности к родной земле. С 1920 года в жизни А. Горенко происходит череда трагических событий:

  • 1920 год — самоубийство Андрея Горенко, брата Ахматовой;
  • 1921 — арест и расстрел Н. Гумилева;
  • с 1923 г. стихотворения Ахматовой подвергаются жёсткой критике, новые произведения не печатаются;
  • 1938 — арест сына и его перевод в трудовой лагерь.

Несмотря на репрессии, Анна Андреевна отказывается покидать страну и осуждает «предателей», сбежавших за границу. По этой причине стихотворения Ахматовой стали символом культуры, которую не смогли уничтожить ни политические преследования, ни революция, ни жестокие войны.

Патриотическая тема

Образ родной земли является ключевым в поэзии Ахматовой с 1917 года до конца жизни. Теме любви к России посвящено несколько сборников стихов поэтессы и знаменитая поэма «Реквием».

Первые произведения о Родине

Сборник стихов «Белая стая» был опубликован в сентябре 1917 года. Критики отмечали, что произведения А. Горенко стали более сдержанными и философскими. Анна Андреевна писала не только о собственных переживаниях, но и о бедах всего русского народа. Первую мировую войну и революцию она называла «тучей над тёмной Россией». А. А. Ахматова предчувствовала грядущую политическую и социальную катастрофу. Атмосферу приближающейся беды она передаёт при помощи описания природных явлений:

  • «пахнет гарью, птицы не поют…»;
  • «дымилось тело вспаханных равнин…»;
  • «в жёстком свете скудного дня…»;
  • «ведь настали, тускло пламенея, дни последние весны…».

Название сборника стихотворений выбрано вовсе не случайно. Белый цвет в творчестве Ахматовой символизирует скорбь и печаль, а птицы — веру.

В сборнике присутствует множество обращений к Богу. Поэтесса считала, что религия способна помочь народу пережить все беды.

Сборник 1921 года

С 1917 по 1920 г. сочинения Ахматовой почти не публиковались. Только в 1921 году вышел сборник «Подорожник», включающий в себя 38 стихотворений. В нем вновь освещается тема Родины. В стихах Ахматовой поднимаются вопросы вынужденной эмиграции. Культурных деятелей, сбежавших из России, она называет «отступниками». К самым знаменитым стихотворениям сборника «Подорожник» можно отнести:

  1. «Ты — отступник: за остров зелёный».
  2. «Теперь прощай, столица».
  3. «Земная слава как дым».
  4. «Я слышу иволги всегда печальный голос».

О смысле названия сборника спорят многие литературные критики и историки. Одни полагают, что подорожник является символом запустения и гибели культурных традиций в государстве. Другие, напротив, видят в названии образ народного лекарства от многих болезней.

Для многих людей стихи Ахматовой в сложные времена были тем самым «лекарством» от душевных тревог и разочарований.

Поэма о трагедии народа

Лучше всего тема Родины у Ахматовой раскрывается в поэме «Реквием». Это произведение было написано в 1938—1940 гг. К этому времени Анна Андреевна пережила смерть бывшего мужа и арест единственного сына. Лев Гумилев несколько лет отбывал наказание в трудовом лагере, хотя был виновен только в том, что его родители не поддерживали советскую власть. А. Горенко безрезультатно боролась за освобождение сына.

В основу поэмы легла не только личная трагедия женщины, но и горе всех матерей в России. В «Реквиеме» раскрывается сразу несколько тем:

  • любовь к стране;
  • материнская скорбь;
  • протест политическому режиму в России;
  • народная память.

Ахматова призывает читателей не забывать о жертвах политических репрессий. Только вспоминая об этих несправедливых событиях, можно не допустить повторения страшной трагедии.

Читайте также:
Поэзия одна великолепная цитата (по лирике А. Ахматовой): сочинение

Анна Андреевна писала про Россию не так, как другие поэты. Она никогда не критиковала власть в жёсткой форме, но и не пыталась ей угодить. До конца жизни поэтесса осталась верна своему литературному стилю, образу жизни и любви к Родине.

Сочинение на тему “Тема родины в произведениях Цветаевой и Ахматовой”

Многие ошибочно ассоциируют творчество Анны Ахматовой только с любовной лирикой, однако поэтесса затрагивала и другие темы. Например, родине Ахматова посвятила более десяти стихотворений. Каждое из них наполнено сильными эмоциями, изображёнными буквально несколькими штрихами.

Патриотизм Анны Андреевны прозвучал в нелёгкие годы начала XX века, когда за окном бушевала революция, обретала мощь нескончаемая война Тройственного союза с Антантой, а муж поэтессы — Николай Гумилёв — ушёл добровольцем на фронт. Вопрос: остаться на родине или переехать? — для многих был на повестке дня. В стихотворении «Когда в тоске самоубийства…» лирическая героиня тоже спрашивала себя: покинуть Россию или нет? Хотя голос искусителя очень убедительно призывал к побегу заграницу, истинная патриотка не покорилась. Со спокойствием и без усилий лирическая героиня закрыла уши руками, чтобы не осквернить свой дух недостойной речью.

В творении «Не с теми я, кто бросил землю…» Анна Ахматова тоже размышляет об эмигрантах и истинных патриотах. Лирическая героиня резко отделяет и противопоставляет себя и других оставшихся в России от людей, покинувших Родную страну. Нет ни обвинений, ни упрёков, лишь вечная жалость к бежавшим. Поэтесса сравнивает отсутствие патриотизма у беженцев с заключением, болезнью. Утешением для лирической героини является осознание, что благодарные потомки в будущем оценят поступки патриотов, не пожелавших бросить родную страну. Она не боится погубить молодость в чаду пожаров, не отклоняя ни одного удара противника.

Эмоциональность лирической героини заставляет испытать ситуацию нравственного выбора, самому себе: «Что избрал бы я при таких обстоятельствах?»

Вариант 2

Патриотическая лирика была популярна среди многих поэтов серебряного века, однако далеко не у всех была наполнена трагизмом, присущим произведениям А. А. Ахматовой. Теме Родины А.А. Ахматова посвятила более десятка произведений, каждое из которых отличается эмоциональностью и проникновенностью. Эти стихотворения увидели свет в годы революции и гражданской войны, которые потрясли Россию.

Впервые патриотическую тематику в своем творчестве А. А. Ахматова раскрыла в стихотворном сборнике “Белая стая”, написанном в 1917 году. Произведения, вошедшие в сборник, описывают положение в стране без политического подтекста. По мнению А. А. Ахматовой, революция стала настоящей катастрофой, которая привела Россию к возможной гибели.

Поэтесса в те годы, как и многие, задавалась вопросом, остаться на Родине или мигрировать за рубеж. Будучи патриоткой, А. А. Ахматова не решилась покинуть Россию. Об этом она размышляла в стихотворении “Не с теми я, кто бросил землю…”, противопоставляя себя многочисленным мигрантам, спасающимся за рубежом. Но делает она это без осуждения и агрессии. Поэтесса испытывает лишь жалость к несчастным беглецам.

Стихотворение «Ты отступник…» опубликованное в 1921 году является автобиографичным. Оно посвящено Б. Анрепе, покинувшему Россию в годы гражданской войны. В строках произведения читается упрек. Лирическая героиня негативно относится к человеку, предавшему не только ее, но и родную страну.

В своих произведениях А. А. Ахматова стремилась связать себя с простым народом. Наиболее сильна эта связь в поэме “Реквием”, в которой несчастье лирической героини перекликается с трагедией тысяч обреченных людей. Каждая строка произведения наполнена болью и отчаянием.

С годами тема Родины в произведениях А. А. Ахматовой значительно видоизменяется и эволюционирует. Это связано с изменениями в душе поэтессы и ее восприятии окружающего мира. В юности своей родиной она считала Царское село, где провела детские годы, позже она прониклась Санкт-Петербургом, а в военные года она наконец ощутила себя частью огромного народа и прониклась любовью к необъятной России.

Она переживает за дальнейшую судьбу страны, но несмотря на все царившие в ней бедствия, ни капли не жалеет о том, что осталась на Родине. Более того, поэтесса не отреклась от страны даже после того, как ее муж и сын были репрессированы советской властью.

Эпоха общественных потрясений

Анна Горенко родилась в семье потомственных дворян. Детство и юность она провела в Царском селе. Поэтесса гордилась тем, что смогла застать эпоху Пушкина и процветания дворянской культуры. Девушка знала несколько языков, получила прекрасное образование. Она была яркой представительницей старого дворянства. Анна Андреевна писала нежные лирические стихи о любви, преданности и дружбе. За ней закрепился статус поэтессы, пишущей для женщин.

Читайте также:
Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть. А. П. Чехов. (По произведениям русской литературы. А. А. Ахматова. Любовная лирика.): сочинение

В 1910 году Ахматова вышла замуж за поэта Николая Гумилева, а в 1912 г. у пары появился сын Лев. Казалось, что счастью Анны Андреевны ничто не сможет помешать. Но именно в этот период происходят трагические для России и поэтессы события. В 1914 г. начинается Первая мировая война. Николай Гумилев уходит в армию добровольцем, а Анна Андреевна остаётся одна с маленьким сыном. Политическая ситуация в России также усложняется. Дворянская строй, к которому принадлежала Ахматова, подвергается критике, а традиционные ценности общества рушатся.

В 1917 году происходит Февральская революция. Большинство друзей поэтессы эмигрировало в Европу и США. Тема Родины в лирике Ахматовой начинает занимать центральное место. В произведениях присутствуют мотивы тоски, разочарования, а также любви и нежности к родной земле. С 1920 года в жизни А. Горенко происходит череда трагических событий:

  • 1920 год — самоубийство Андрея Горенко, брата Ахматовой;
  • 1921 — арест и расстрел Н. Гумилева;
  • с 1923 г. стихотворения Ахматовой подвергаются жёсткой критике, новые произведения не печатаются;
  • 1938 — арест сына и его перевод в трудовой лагерь.

Несмотря на репрессии, Анна Андреевна отказывается покидать страну и осуждает «предателей», сбежавших за границу. По этой причине стихотворения Ахматовой стали символом культуры, которую не смогли уничтожить ни политические преследования, ни революция, ни жестокие войны.

Сочинение Родина в лирике Ахматовой

Анна Ахматова, была всесторонней и всеми известной русской писательницей. Но достаточно много произведений она посвящает своей Родине. Безусловно, каждое стихотворение ее наполнено смыслом и пропитано особыми событиями душевными переживаниями.

На написание произведений патриотической тематики, ее сильно подтолкнула происходившая в начале XX веке, революция. Муж Анны был обычным и отважным военнослужащим, добровольцем на фронте. Во многих своих произведениях поэтесса задается, вопросом может, стоило, покинуть Россию и уехать далеко за границу или все же нет? Но, будучи патриоткой своей страны, она решает остаться на родине, так как особые нотки патриотизма перебороли и заставили ее остаться в своей стране.

В своем творчестве Анна Ахматова, не раз упоминает о тех, кто сбежал и покинул свою страну в тяжелый для нее период, не вдаваясь в подробности их такого решения, и неоднократно упоминает о тех, кто все же решил, остался, до конца защищая, свою родину. Она не в коем случае не обвиняет тех людей, и не пытается осуждать, ведь не имеет на это права, а испытывает лишь одно чувство жалости и призрения к эмигрантам. Поэтесса лишь проводит небольшое, но очень чувствительное сравнение между патриотами и покинувшими беженцами, что те, кто остался, сражаться, за родину душой и телом навсегда оставив, в своем сердце родину.

Одним единственным утешением для Ахматовой, является осознание, что когда-то будущие потомки, будут благодарными за их подвиги, и оценят их героизм по достоинству. Потому, что эти люди не продали и бросили свою страну, а положили неисчисляемое количество жизней на защиту своей родины. Она была довольно решительной и отважной женщиной, которая не боялась утратить свою жизнь в неспокойное время для своей страны.

Подводя итог непростому и интересному творчеству Анны Андреевны Ахматовой, можно сказать, она своими произведениями заставляет задуматься о происходившем времени и исторических событиях, и принимать свои решения в такое опасное и тяжелое время. Давая человеку свое право выбора, быть героем или сбежавшим по каким-то причинам эмигрантом недовольным своей страной предателем.

Патриотизм в сборнике «Белая стая»

Гражданских или политических стихов в «Белой стае» нет. Война как страшная национальная трагедия, острая боль переживания за судьбу страны — главные мотивы стихотворений. Сквозными образами проходят через сборник боль, смерть, кровь, страх.

Июль 1914

Начало Первой мировой войны стало переломным моментом в творчестве Ахматовой. Поэтесса откликнулась пророческим стихотворением «Июль 1914». Это был ее первый отклик на историческое событие. Интересно, что произведение было написано за несколько дней до объявления войны. Современники поэтессы утверждают, что она действительно обладала даром провидения. «Одноногий прохожий» — образ пророка. Война была объявлена в день памяти Серафима Саровского, который также предсказал страшные события.

«Пахнет гарью… Торф сухой по болотам горит…», «Дождик с Пасхи полей не кропил…» — автор достоверно описывает происходящие изменения. Петербургская пресса постоянно сообщала о лесных и торфяных пожарах и засухе.

Читайте также:
Тема лирики Ахматовой — любовь: сочинение

«Стало солнце немилостью Божьей…» — в начале августа было зафиксировано солнечное затмение. В народе это всегда считалось недобрым знаком, предзнаменованием страданий и горя. Конкретность и острое предчувствие надвигающейся беды придают стихотворению апокалиптическое настроение. Природные явления приобретают эсхатологическое значение и становятся народными приметами грядущих роковых событий.

Ахматова верила, что Русь православная выиграет войну: «…нашей земли не разделит на потеху себе супостат». Бог не допустит поражения, а Богородица защитит народ от врага. Ради избавления от страшней напасти от страданий и неоправданных смертей поэтесса готова отдать все, что у нее есть: «Отыми и ребенка, и друга, и таинственный песенный дар… Чтобы туча над темной Россией стала облаком в славе лучей».

Майский снег

Но уже более трагично прозвучало стихотворение «Майский снег», также вошедшее в сборник «Белая стая».Текст полностью пропитан семантикой смерти. «Белая пелена» ассоциируется с саваном, а «свежий дерн» — с новой могилой. Если «Июль 1914» это только предчувствие беды, то в «Майском снеге» апокалипсис уже случился. На полях войны гибнут тысячи молодых солдат. Поэт не видит Божьей защиты и помощи и отворачивается от Бога: «…не могу на Божий мир глядеть я».

В «Белой стае» патриотизм зазвучал со скорбной торжественностью и мужественностью. Сборник написан в период тяжелых испытаний, выпавших на долю поэтессы. На фронт ушел супруг, она мучительно долго борется с туберкулезом, страну сотрясают война и революция.

Свою личную трагедию она объединяет с бедой народа. Поэтесса больше не сторонний наблюдатель, а участник событий.

Вариант 4

В своих произведениях многие авторы описывают свою родину с самых разных сторон, как с хороших, так и не с очень, но всех их связывает одна вещь – желание помочь своей родине. Все они, через свои произведения, пытаются помочь своей стране своим творчеством, либо, вознося её, либо указывая на её недостатки, но не с целью оскорбить, а с целью сделать её лучше. Так или иначе, эти люди являются истинными патриотами, желающими своей родине только добра. Одной из таких людей и была Ахматова.

Писательница Ахматова чаще всего писала стихи и прозу, на различные темы. Во многих произведениях она благодарит свою страну за её богатую природу, в другом рассказывает о широте русской души, отождествляя её со своим идеалом.

Также во многих произведениях она размышляет о родине, обо всём том, что в ней происходит. Она описывает свою страну множеством прилагательных, стараясь передать её красоту читателю, используя различные литературные тропы, она делает свои произведения очень душевными и лирическими. Во многих произведениях она также описывает человеческие пороки, худшие черты характера человека, описывает всё то, о чём человеку хотелось бы молчать.

Рассказывая читателю, через различные приёмы поэзии, она превозносит свою страну как обитель человеческой мысли и благородства, из-за чего с ней имели место быть разногласия у других авторов. За её чрезмерный патриотизм её считали бездарным писателем, не способным писать ничего другого.

Но, несмотря на все упреки, она продолжает писать то, о чём думает и что у неё на душе, из-за чего вскоре получает уважение других автор, которые признают её литературный талант, и извиняются за свои слова в её адрес. Данный период жизни придаёт ей всё большей уверенности, из-за чего она очень сильно мотивируется на продолжение своей деятельности как автора, продолжая писать стихи на тему родины и патриотизма. Именно поэтому данный автор и заслуживает уважения. Она не побоялась делать то, что она хотела. Даже несмотря на гендерные предрассудки окружающих она смогла стать той, кем она являлась. Однако не всё так хорошо и солнечно в её жизни. Из-за своих причин она заканчивает свою жизнь самоубийством. Так Россия потеряла очень талантливую поэтессу, которая могла вытянуть патриотическое направление в поэзии на новый, ранее не виданный уровень. Это моё мнение, и я считаю, что приведенные аргументы имели вес.

Поэма «Реквием»

Патриотизм в поэзии Ахматовой достиг своего расцвета в поэме «Реквием». Сталинские репрессии затронули близких и друзей поэтессы. Гневной болью жены и матери репрессированных слился ее голос с голосами тысяч вдов и матерей:

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне…

Ощущением тоски и безнадежности проникнут образ лирической героини. «Реквием» — потрясающий по своей силе памятник всем жертвам репрессии и их родным. Это не крик души, а констатация великой исторической несправедливости. Леденящий ужас и страх за судьбу близкого человека объединял всех, кто стоял «под красною ослепшею стеной». Ахматова хочет назвать всех поименно, оценить подвиг каждой матери и жены в масштабе этой трагедии. Надежда увидеть живым своего близкого не покидала никого в те «триста часов»:

Читайте также:
Тема родины в произведениях А. А. Ахматовой: сочинение

«…я молюсь не о себе одной, а обо всех, кто там стоял со мною…».

Тема родины у Ахматовой в эти годы требует глубокого осмысления. Она не считает себя частью государства, а только частью той страны, «где крепки тюремные затворы» и несчастные люди встречаются «мертвых бездыханней». Поэма не несет патриотический пафос, а отражает искаженную действительность, происходящую под влиянием самодурства «палача».

Тема Родины в творчестве Ахматовой (в лирике, поэзии, стихах) сочинение 11 класс

В принципе, тема Родины важна для любого поэта. А в сложные периоды (революций и войн) она становится ещё более значимой. Анне Ахматовой пришлось пройти и через первое, и через второе. Пришлось совершать сложный выбор, вот почему стихи о Родине так глубоки.

Конечно, начинается всё с малой Родины. У Ахматовой есть прекрасные стихотворения о её родном доме, о желании вернуться туда. Например, в «Летнем саду» она говорит, что там всё для неё лучшее в мире, что одушевленные предметы помнят её молодой… Речь о любимом городе Петербурге, Ленинграде.

Город Бежецк поэтесса с нежностью рисует в одноименном стихотворении. Тут уже воспоминания приятные о детстве собственного сына, а также об ангельски добрых людях, о красоте церквей и природы.

Во время первой Мировой войны Анна Андреевна вспоминает «Белый дом». Войска идут куда-то, а героиня, будто во сне, пытается найти тот самый дом – свой. Но он теряется в хлопьях снега, похожих на лепестки. А на самом деле дома уже нет… Стихотворение пронизано печалью.

До второй Мировой войны Ахматова вспоминала, вторя Пушкину, об Иве, которую она смогла пережить. Обычно жизнь деревьев дольше. Но её иву срубили, убили, как будто брата Ахматовой. Здесь снова показана тоска, сожаление о том, что безвозвратно уходит. Кстати, Ахматова училась в Царскосельском лицее, чувствовала преемственность Александру Сергеевичу.

В стихотворении «Здесь всё то же…» представлен пейзаж русской деревни. Важно, что это первая деревня, которую Ахматова посетила. Впечатления, конечно, не очень радужные: непроезжая дорога, неприветливый дом, вокруг конокрады, мечтать – напрасно.

И всё-таки позже забываются черты неустройства, видится только хорошее, но не только в родном доме, столице, а в родной стране. Кто-то в «Высокомерьем дух…» ругает Россию «грешной», но Ахматова смеётся, что это просто безбожная страна. Любую вину страна сможет искупить, по мнению Ахматовой.

Поэтесса много путешествовала по Европе, в основном по Италии и Франции. Даже очаровываясь местным народом и пейзажами, не забывала о родной стране. Конечно, она отделяет страну и народ от государства, которое забрало (репрессировало) её близких.

Вариант 2

Патриотическая лирика была популярна среди многих поэтов серебряного века, однако далеко не у всех была наполнена трагизмом, присущим произведениям А. А. Ахматовой. Теме Родины А.А. Ахматова посвятила более десятка произведений, каждое из которых отличается эмоциональностью и проникновенностью. Эти стихотворения увидели свет в годы революции и гражданской войны, которые потрясли Россию.

Впервые патриотическую тематику в своем творчестве А. А. Ахматова раскрыла в стихотворном сборнике “Белая стая”, написанном в 1917 году. Произведения, вошедшие в сборник, описывают положение в стране без политического подтекста. По мнению А. А. Ахматовой, революция стала настоящей катастрофой, которая привела Россию к возможной гибели.

Поэтесса в те годы, как и многие, задавалась вопросом, остаться на Родине или мигрировать за рубеж. Будучи патриоткой, А. А. Ахматова не решилась покинуть Россию. Об этом она размышляла в стихотворении “Не с теми я, кто бросил землю…”, противопоставляя себя многочисленным мигрантам, спасающимся за рубежом. Но делает она это без осуждения и агрессии. Поэтесса испытывает лишь жалость к несчастным беглецам.

Стихотворение «Ты отступник…» опубликованное в 1921 году является автобиографичным. Оно посвящено Б. Анрепе, покинувшему Россию в годы гражданской войны. В строках произведения читается упрек. Лирическая героиня негативно относится к человеку, предавшему не только ее, но и родную страну.

В своих произведениях А. А. Ахматова стремилась связать себя с простым народом. Наиболее сильна эта связь в поэме “Реквием”, в которой несчастье лирической героини перекликается с трагедией тысяч обреченных людей. Каждая строка произведения наполнена болью и отчаянием.

Читайте также:
Любовная Лирика Ахматовой: сочинение

С годами тема Родины в произведениях А. А. Ахматовой значительно видоизменяется и эволюционирует. Это связано с изменениями в душе поэтессы и ее восприятии окружающего мира. В юности своей родиной она считала Царское село, где провела детские годы, позже она прониклась Санкт-Петербургом, а в военные года она наконец ощутила себя частью огромного народа и прониклась любовью к необъятной России.

Она переживает за дальнейшую судьбу страны, но несмотря на все царившие в ней бедствия, ни капли не жалеет о том, что осталась на Родине. Более того, поэтесса не отреклась от страны даже после того, как ее муж и сын были репрессированы советской властью.

Сочинение Родина в лирике Ахматовой

Анна Ахматова, была всесторонней и всеми известной русской писательницей. Но достаточно много произведений она посвящает своей Родине. Безусловно, каждое стихотворение ее наполнено смыслом и пропитано особыми событиями душевными переживаниями.

На написание произведений патриотической тематики, ее сильно подтолкнула происходившая в начале XX веке, революция. Муж Анны был обычным и отважным военнослужащим, добровольцем на фронте. Во многих своих произведениях поэтесса задается, вопросом может, стоило, покинуть Россию и уехать далеко за границу или все же нет? Но, будучи патриоткой своей страны, она решает остаться на родине, так как особые нотки патриотизма перебороли и заставили ее остаться в своей стране.

В своем творчестве Анна Ахматова, не раз упоминает о тех, кто сбежал и покинул свою страну в тяжелый для нее период, не вдаваясь в подробности их такого решения, и неоднократно упоминает о тех, кто все же решил, остался, до конца защищая, свою родину. Она не в коем случае не обвиняет тех людей, и не пытается осуждать, ведь не имеет на это права, а испытывает лишь одно чувство жалости и призрения к эмигрантам. Поэтесса лишь проводит небольшое, но очень чувствительное сравнение между патриотами и покинувшими беженцами, что те, кто остался, сражаться, за родину душой и телом навсегда оставив, в своем сердце родину.

Одним единственным утешением для Ахматовой, является осознание, что когда-то будущие потомки, будут благодарными за их подвиги, и оценят их героизм по достоинству. Потому, что эти люди не продали и бросили свою страну, а положили неисчисляемое количество жизней на защиту своей родины. Она была довольно решительной и отважной женщиной, которая не боялась утратить свою жизнь в неспокойное время для своей страны.

Подводя итог непростому и интересному творчеству Анны Андреевны Ахматовой, можно сказать, она своими произведениями заставляет задуматься о происходившем времени и исторических событиях, и принимать свои решения в такое опасное и тяжелое время. Давая человеку свое право выбора, быть героем или сбежавшим по каким-то причинам эмигрантом недовольным своей страной предателем.

Вариант 4

В своих произведениях многие авторы описывают свою родину с самых разных сторон, как с хороших, так и не с очень, но всех их связывает одна вещь – желание помочь своей родине. Все они, через свои произведения, пытаются помочь своей стране своим творчеством, либо, вознося её, либо указывая на её недостатки, но не с целью оскорбить, а с целью сделать её лучше. Так или иначе, эти люди являются истинными патриотами, желающими своей родине только добра. Одной из таких людей и была Ахматова.

Писательница Ахматова чаще всего писала стихи и прозу, на различные темы. Во многих произведениях она благодарит свою страну за её богатую природу, в другом рассказывает о широте русской души, отождествляя её со своим идеалом.

Также во многих произведениях она размышляет о родине, обо всём том, что в ней происходит. Она описывает свою страну множеством прилагательных, стараясь передать её красоту читателю, используя различные литературные тропы, она делает свои произведения очень душевными и лирическими. Во многих произведениях она также описывает человеческие пороки, худшие черты характера человека, описывает всё то, о чём человеку хотелось бы молчать.

Рассказывая читателю, через различные приёмы поэзии, она превозносит свою страну как обитель человеческой мысли и благородства, из-за чего с ней имели место быть разногласия у других авторов. За её чрезмерный патриотизм её считали бездарным писателем, не способным писать ничего другого.

Читайте также:
Поэт и родина в лирике А.А. Ахматовой: сочинение

Но, несмотря на все упреки, она продолжает писать то, о чём думает и что у неё на душе, из-за чего вскоре получает уважение других автор, которые признают её литературный талант, и извиняются за свои слова в её адрес. Данный период жизни придаёт ей всё большей уверенности, из-за чего она очень сильно мотивируется на продолжение своей деятельности как автора, продолжая писать стихи на тему родины и патриотизма. Именно поэтому данный автор и заслуживает уважения. Она не побоялась делать то, что она хотела. Даже несмотря на гендерные предрассудки окружающих она смогла стать той, кем она являлась. Однако не всё так хорошо и солнечно в её жизни. Из-за своих причин она заканчивает свою жизнь самоубийством. Так Россия потеряла очень талантливую поэтессу, которая могла вытянуть патриотическое направление в поэзии на новый, ранее не виданный уровень. Это моё мнение, и я считаю, что приведенные аргументы имели вес.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема Родины в лирике Ахматовой

Популярные сегодня темы

История жизни главного героя романа М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени складывается из ряда эпизодов, которые представлены автором благодаря разным видам повествования

Мечта в жизни людей играет важную роль. Жизнь без мечты превращается в очень скучное и однообразное существование. Люди, плывущие по течению жизни, не могут быть счастливыми, они в основном пессимисты и слабые духом

Услышав от кого-либо фразу о неразделенной любви, и о том, как кто-то страдает, сразу вспоминается фраза классика Бориса Заходера: «Не бывает любви несчастной. Может быть она горькой, трудной, безответной и безрассудной

Жанровая направленность произведения представляет собой короткий рассказ, повествующий о жизни детей. Повествование в рассказе ведется от третьего лица, являющегося рассказчиком.

Сказка «Подарки феи» освещает вполне обычную ситуацию: женщина имеет двух дочерей, одна из которых капризная и с характером, а другая – более кроткая и работящая. Чрезвычайно приятен тот факт

Анализ стихотворения «Мужество» Ахматова

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 85.

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 85.

Раннее творчество А. Ахматовой в основном посвящено любовной лирике, но в её зрелом творчестве много произведений гражданской направленности. К последним относится стихотворение «Мужество». Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Мужество» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1942 г., когда поэтесса находилась в эвакуации в Ташкенте. Вошло в цикл «Ветер войны».

Тема стихотворения – мужество людей в сражении за свою свободу и культуру.

Композиция Стихотворение делится на несколько смысловых частей: обращение к читателям, воинам; уверенность, что русский народ сумеет победить в борьбе; строки, похожие на клятву: русская речь будет сохранена. Текст состоит из двух строф по четыре строки и одного дистиха.

Жанр – стихотворение-манифест, призыв..

Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ и парная СС.

Метафоры«мы знаем, что ныне лежит на весах», «час мужества пробил на наших часах, и мужество нас не покинет», «и внукам дадим, и от плена спасем».

Эпитеты«горько остаться», «великое русское слово», слово «свободным, чистым».

История создания

Военное время пополнило русскую литературу лирикой, способной объединять людей, поднимать боевой дух. В творчестве А. Ахматовой тоже появились такие произведения. В 1942 году, находясь в эвакуации в Ташкенте, поэтесса написала поэтический манифест «Мужества». Стихотворение вошло в цикл «Ветер войны», над которым Анна Андреевна начала работать ещё в 1941 г.

Известно, что поэтесса не поддерживала коммунистический режим. Ведь он, словно жернова, безжалостно «перемолол» её судьбу: её мужа, поэта Николая Гумилева, расстреляли, сына сослали в Сибирь за антисоветские взгляды, а её стихотворения не допускала к печати цензура. Тем не менее А. Ахматова видела, что новая власть смогла объединить русский народ в борьбе с фашизмом. Она верила, что её соотечественники смогут освободить Родину, но знала: им нужна моральная поддержка. Поэтесса понимала, что может помочь защитникам родной земли своим творчеством.

В анализируемом стихотворении раскрывается тема мужества народа в борьбе за свою свободу и культуру. Система образов стихотворения необычная: лирическое «мы», мужество и русское слово. Чтобы усилить идейное звучание, А. Ахматова строит монолог от первого лица множественного числа. Таким образом она показывает единство народа и его силу, приобщает к нему и себя.

В первых строках поэтесса от имени народа утверждает, что знает, какова цена событий, происходящих в это время. Для её сограждан «час мужества пробил» . Анна Андреевна уверена, что мужество – главный союзник её народа.

Читайте также:
Поэт и поэзия в лирике А. Ахматовой: сочинение

Вторая строфа напоминает клятву, которую люди дают родному слову. Лирическое «мы» готово умереть, «остаться без крова» , лишь бы сохранить родную речь. Строки написаны в форме обращения к русскому слову. Такой приём подчёркивает любовь к Родине.

Дистих продолжает по смыслу предыдущую строфу и в то же время ставит точку в сказанном. В нём поэтесса обещает русской речи, слову (в широком смысле – всей русской культуре), что его спасут и передадут потомкам. Последнее слово “навеки” звучит как “аминь” в молитве. Это слово в стихотворении ни с чем не рифмуется, стоит особняком, как бы ставя точку после всего сказанного.

Композиция

Анализ произведения будет неполным без разбора композиции. Стихотворение условно делится на несколько смысловых частей: строфа, посвящённая мужеству, строки, утверждающие, что русский народ сумеет победить в борьбе, и клятва выполнить это. Текст состоит из двух строф по четыре строки и одного дистиха (двустишья).

Жанр произведения – стихотворение-манифест, призыв: в нём ощущается тревога автора за судьбу народа и печаль, вызванная кровавыми событиями. Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий. А. Ахматова использовала перекрёстную рифмовку АВАВ и парную СС. В произведении представлены мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и донесения до читателя идеи поэтесса использовала средства выразительности. Они также помогают передать настроение всего народа, его решимость бороться с врагом. Абстрактные образы А. Ахматова создала при помощи метафор: «мы знаем, что ныне лежит на весах», «час мужества пробил на наших часах, и мужество нас не покинет», «и внукам дадим, и от плена спасём» . Дополняется монолог эпитетами: «горько остаться», «великое русское слово», слово «свободное, чистое» . В наборе языковых средств воплотились как традиционные ассоциации, так и индивидуально-авторские. Торжественная приподнятость передаётся с помощью книжной лексики и фразеологии “ныне”, “кров”, “час пробил”, “лежит на весах”.

Удивляет интонация «Мужества». Содержание требует восклицаний, но А. Ахматова не использует их. Этот приём наполняет строки особым смыслом. Кажется, поэтесса знает будущее, поэтому просто констатирует факт, что её страна будет освобождена. Некоторым строкам выразительности придает аллитерация. Например, мужество и решительность передаются посредством шипящих «ж», «ш», «ч» ( «час мужества пробил на наших часах» ) и согласного «р» ( «и мы сохраним тебя, русская речь» ).

Образец анализа стихотворного текста А.А. Ахматовой «Стихи о Петербурге»
статья по литературе (11 класс) по теме

Стихотворение А.А. Ахматовой «Стихи о Петербурге» написано ей в 1913 году. Оно вошло в сборник «Четки», выпущенный в 1914 году. Это вторая книга стихов поэтессы. Как писала сама Анна Андреевна в статье «Коротко о себе», «жизни ей (книге) было отпущено примерно шесть недель. В начале мая петербургский сезон начал замирать, все понемногу разъезжались. На этот раз расставание с Петербургом оказалось вечным. Мы вернулись не в Петербург, а в Петроград, из XIX в. Попали в XX, все стало иным, начиная с облика города». Из примечания к собранию сочинений А.А. Ахматовой в двух томах видно, что герой этого цикла, по видимому, Н.В. Недоброво, об этом косвенно свидетельствует его стихотворение «Светлое воскресенье четырнадцатого года», основу которого составляет та же тема взаимной свободы, являющейся основной темой «Стихов о Петербурге». Необходимо также отметить, что в эти годы Ахматова принадлежала к акмеизму, литературному течению, сплотившему больших русских поэтов, прежде всего Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Анну Ахматову. Акмеизм этих лет генитически был связан с символизмом, но противостоял его крайностям. Ахматова в стихах этого периода пыталась заново открыть ценность человеческой жизни, простого предметного мира, первоначальную ценность слова. Главная тема раннего творчества поэта – любовь. Чувство это проявляется драматически. Сама Ахматова говорила: «Стихи – это рыдание над жизнью». Любовь уже в ранних ее сборниках – чувство абсолютно земное, лишенное лирической потусторонности. Красота реального, вещного мира – философия акмеизма.

Скачать:

Вложение Размер
ahmatova_stihi_o_peterburge.zip 9.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1

Павлово-Посадского муниципального района Московской области.

Образец анализа стихотворного текста А.А. Ахматовой

«Стихи о Петербурге»

Стихотворение А.А. Ахматовой «Стихи о Петербурге» написано ей в 1913 году. Оно вошло в сборник «Четки», выпущенный в 1914 году. Это вторая книга стихов поэтессы. Как писала сама Анна Андреевна в статье «Коротко о себе», «жизни ей (книге) было отпущено примерно шесть недель. В начале мая петербургский сезон начал замирать, все понемногу разъезжались. На этот раз расставание с Петербургом оказалось вечным. Мы вернулись не в Петербург, а в Петроград, из XIX в. Попали в XX, все стало иным, начиная с облика города». Из примечания к собранию сочинений А.А. Ахматовой в двух томах видно, что герой этого цикла, по видимому, Н.В. Недоброво, об этом косвенно свидетельствует его стихотворение «Светлое воскресенье четырнадцатого года», основу которого составляет та же тема взаимной свободы, являющейся основной темой «Стихов о Петербурге». Необходимо также отметить, что в эти годы Ахматова принадлежала к акмеизму, литературному течению, сплотившему больших русских поэтов, прежде всего Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Анну Ахматову. Акмеизм этих лет генитически был связан с символизмом, но противостоял его крайностям. Ахматова в стихах этого периода пыталась заново открыть ценность человеческой жизни, простого предметного мира, первоначальную ценность слова. Главная тема раннего творчества поэта – любовь. Чувство это проявляется драматически. Сама Ахматова говорила: «Стихи – это рыдание над жизнью». Любовь уже в ранних ее сборниках – чувство абсолютно земное, лишенное лирической потусторонности. Красота реального, вещного мира – философия акмеизма.

Любовь в «Стихах о Петербурге» – любовь спокойная, непоколебимая, свободная, а от того и счастливая. Любовь утолена. Но участник любви двоих – Петербург, им определяется ее нетленность: «Ведь под аркой на Галерной наши тени навсегда». Ахматова писала, что в ее сознании было несколько Петербургов. Один из них был связан с именем Ф.М. Достоевского, а другой – может быть вот этот, рождающийся сейчас, в этих стихах. Этот Петербург дарит блаженство, утоляющее любовь, и надежно хранит память о ней. Летний сад, Исакий, «конь великого Петра», Галерная – все величественные места города связаны с моментами ее свиданий с любимым. Ей приятно об этом говорить. Она как бы вновь переживает минуты, проведенные с любимым. Хотя ее любовь и «утолена», она еще ее не пережила. Все впереди. И месяц над Летним садом – «розовый воскрес», а «завтра лучше, чем вчера».

Все это освящает любовь и свидетельствует о ней перед вечностью. Потому-то и оказывается возможным назвать стихи о любви в Петербурге стихами о самом Петербурге как колыбели высокой любви и сокровищнице любовной памяти. Эти строки являются ответом на вопрос: почему рассказ об утоленной любви превращается в признание в любви к Петербургу?

Реальный образ города передается мерным ритмом стиха, и «сердце бьется ровно, мерно». Это подчеркивает стройную гармонию между душевным состоянием героини и строем петербургских пространств. Все строго, высоко, непоколебимо, на века. И лексика архаично высока: «облаченье», «грозное нетерпенье», «блаженный миг чудес».

Правда, надо отметить, что в этих стихах присутствует и сочетание разговорной или повествовательной интонации с патетическими восклицаниями, местами приближающими к речитативному фольклору – к частушкам и причитаниям: «Ах, своей столицей новой недоволен государь», «Что мне долгие года!».

Всегда в стихах о Петербурге упоминается Нева. Здесь она «темноводная», и это сразу как-то настораживает, отрезвляет. Для поэтического мышления 10-х годов было характерно отождествлять Неву с Летой, позднее использованное Ахматовой в «Поэме без героя». Стало быть, жизнь человеческая в Петербурге мыслится на пороге между вечной памятью и полным забвением. Поэтому здесь присутствуют слова, обозначающие острое переживание бега времени: «нетерпенье», «сердце бьется», «долгие года», «навсегда», «навеки», «миг», «воскрес», «ожидания», «завтра», «вчера».

Но Петербург, «горькой любовью любимый», здесь еще не весь. Зловеще чернеют трубы, «душный и суровый» ветер сметает с них гарь – а на этом фоне Исакий из «литого серебра» и «стынет в грозном нетерпеньи конь великого Петра», Медный Всадник – кошмар пушкинского героя, «холодная улыбка императора Петра». Все навевает мысль о вечной красоте и вечном покое, о блаженной любви и возмездии – все как бы на границе жизни и смерти, незабвенности и гибели. Петербург – город Ахматовой, столица ее поэзии. Он входит в ее стихи на правах вечного героя. Сердечной близостью с городом, чувством вечной связи с ним прони кнуты «Стихи о Петербурге».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: