Стихотворение А. Ахматовой Заплаканная осень, как вдова (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

«Заплаканная осень, как вдова…», анализ стихотворения Ахматовой

История создания стихотворения

Стихотворение «Заплаканная осень, как вдова…» Анна Ахматова создает в 1921 году, посвящая его погибшему супругу — Николаю Гумилеву. История их любви до сих пор является предметов жарких споров и обсуждений. Сложно переоценить влияние, который этот брак оказал на творчество двух молодых поэтов.

Впервые они встретились, когда Анне не было и 14 лет. Гумилеву только что исполнилось 17. По словам самого поэта, он влюбился в живую, непосредственную девушку с первого взгляда. Молодые люди стали проводить вместе много времени, однако Анна со смехом отклоняла настойчивые ухаживания юного кавалера.

В течение следующих 8 лет судьба развела пару – Гумилев уехал обучаться в Европу, а Анна оставалась жить в России, со своей семьей. Трижды за это время Николай делал Ахматовой предложение руки и сердца, однако неизменно получал отказ. Находясь на грани отчаяния, он предпринял несколько попыток самоубийства, которые, к счастью, успехом не увенчались.

Но в апреле 1910 года случилось, казалось бы, невозможное – Анна внезапно дала свое согласие на брак. Это решение было настолько неожиданным для ее семьи, что многие из ее родственников не приехали на церемонию, до последнего считая, что бракосочетание не состоится.

Это решение далось Анне нелегко. В то время она симпатизировала другому молодому человеку. Однако она посчитала, что пылкая влюбленность Николая стала прочной основой для будущей семьи и скрасит отсутствие столь же страстных чувств с ее стороны.

Свою ошибку Анна осознала слишком поздно – влюбленность Гумилева прошла так же быстро, как и вспыхнула. Не прошло и года, как он обзавелся любовницей, невзирая на то, что у них с Анной появился первенец, в будущем талантливый историк и публицист, Лев Гумилев.

Обманутая Анна долго не могла прийти в себя. Об этом говорит целый цикл гневных стихов, созданный в этот сложный период. Но, по прошествии некоторого времени, она вновь решилась выйти замуж. Казалось, ее чувства к бывшему супругу остыли.

В начале августа 1921 году Николая Гумилева арестовывают по подозрению в заговоре против власти. Вскоре поэта расстреляли. Тут-то и проявились истинное отношение Анны к бывшему мужу. Страдая от утраты дорогого ей человека, она пишет стихотворение «Заплаканная осень, как вдова… », после которого не остается и малейшего сомнения в том, что Ахматова любила Гумилева, несмотря на давно распавшийся брак, его многочисленных любовниц, брошенного общего ребенка.

Основная идея произведения

Лейтмотивом стиха стал вдовий плач по утраченному супругу. Сама Ахматова долго не могла найти утешения, потеряв близкого человека. Ее глубокие переживания нашли отражение в произведении, где она говорит о «мужниных словах», которые перебирает в своих воспоминаниях вдова. Но они не приносят ей утешения, а лишь усугубляют горечь утраты.

Память героини не дает ей покоя, вызывая в воображении старые образы и желания, которым не суждено осуществится. Она понимает, что как бы не повернулась в дальнейшем ее жизнь, ей не смириться с потерей мужа.

В своем отчаянии лирическая героиня жаждет утешения, хочет забыть перенесенную боль. Но окончания свои страданиям она видит лишь в смерти, которая принесет ей долгожданный покой.

Она надеется на изменение своего тяжкого состояния, и как мрачная дождливая осень сменяется тихой чистой зимой, так и героиня ждет умиротворения, пусть даже ей придется отдать за это жизнь. Отчаяние и безнадежность сквозят в каждой строке этого произведения, показывая реалии жизни самой поэтессы.

Несмотря на второй брак, она так и не смогла полюбить нового супруга и ее воспоминания возвращаются в то время, которое она проводила с погибшим мужем. Ее скорбные слова – это слова отчаявшегося, одинокого человека, который не видит для себя поддержки от других людей.

Особенности композиции произведения

Яркая аллегория — образ осени, как неутешной вдовы, задает тон всему произведению. Поэтесса не стремится передать внешние проявления осенней поры. Ее цель – путем сравнения донести до читателя состояние одиночества и потерянности. И это ей мастерски удается.

Помогают ей в создании особой атмосферы и другие литературные приемы:

  • Эпитеты. «Скорбная» и «усталая» осень, «тишайший» снег, «черные одежды» и прочие определения создают чувство гнетущего ожидания. Эмоциональное напряжение героини ждет выхода, так же как и осень ждет зимнюю пору.
  • Олицетворения. Образ тоскующей женщины перекликается с заплаканной осенью. Черты одушевленного времени года близки настроению самой поэтессы.
  • Особый стихотворный размер – тактовик, как нельзя лучше передает чувства героини.

Неутешная скорбь, которой пронизано все произведение, не дает надежды на забвение героиней своих страданий. Надежду на отрешение от гнетущих мыслей героиня видит в смерти, которая даст ей покой. Но страдания ее настолько глубоки, что и это не кажется ей большой ценой за обретение забвения.

Лирическая героиня А. А. Ахматовой

Школьное сочинение

Анна Ахматова — последняя яркая звезда, загоревшаяся под знаком Серебряного века русской поэзии, талант и личное мужество которой соизмеримы: она отвергла эмиграцию, не была сломлена страшными испытаниями, выпавшими на ее долю, не склонив головы, пережила замалчивания и травлю, начавшуюся в 1946 году. Ее поэзия и сегодня собирает под свои знамена самых разных людей: христиане поднимают на щит ее глубокую веру, патриоты — ее “русскость”, антикоммунисты — внутреннее сопротивление режиму, монархисты — ее имидж императрицы. Мужчинам нравится ее женственность, женщинам — мужественность, и абсолютно всем — ее простота и понятность.

Читайте также:
«А в наши дни и воздух пахнет смертью...» (пророческий характер лирики Б. Л. Пастернака, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой): сочинение

О ней сразу же заговорили как о явлении в литературе, хотя в это время Россия внимала голосу великих поэтов — А. Блока, К. Бальмонта, В. Брюсова и др. Поэзия Ахматовой раскрывает душу человека, в первую очередь — женщины, и ее стихи привлекают не столько сюжетом, сколько драмой чувств, которая вмещается в несколько поэтических строк.

Биография Анны Ахматовой до сих пор не написана, и факты в ней тесно сплавлены с мифом. Сама Ахматова легендарные моменты собственной жизни зачастую очень тонко, незаметно культивировала, предлагая их будущим биографам в качестве фактов.

В своей родословной поэтесса подчеркивала линию, восходящую по матери к древним новгородцам: “Ведь капелька новгородской крови во мне, как льдинка в пенистом вине”. Но в то же время любила говорить, что в качестве псевдонима взяла девичью фамилию своей бабушки, урожденной княжны Ахматовой (“бабушки-татарки”). Очутившись в эвакуации в Ташкенте, Ахматова вспомнила, что Азия — ее родина: “Я не была здесь лет шестьсот”.

В характере Анны Ахматовой присутствовал стремительный темперамент девочки, родившейся под Одессой и проведшей детство на берегу Черного моря. Но этот южный темперамент уравновешивался сдержанностью женщины, воспитанной в атмосфере Царского Села и усвоившей каноны этикетной петербургской культуры. Еще важнее, что Ахматова была человеком подлинно европейского типа и европейской образованности. В ее лице мы находим русскую европеянку с глубинными славянско-азиатскими корнями, то есть частный случай универсализма русской культуры конца XIX — начала XX века. Все это вошло в ее стихи и выстроило характер ее лирической героини. Анна Ахматова писала о жизни, о смерти, о печали, о Музе. Но главная ее тема — любовь. Фактически ее первые пять сборников от “Вечера” до “Anno Domini” почти полностью посвящены этой теме. Даже в стихах, декларирующих позицию автора в пору социальных катаклизмов (например, “Мне голос был”), тема любви не исчезает, а становится фоном. И всегда у нее это самые различные проявления чувства: дан их разный накал и напряженность, изменчивые формы, то есть любовь показана в ее переходах, неожиданных всплесках и противоречиях. Сама любовь для лирической героини — это и свет, песнь, свобода, и грех, бред, недуг, плен. Любовь сопряжена у нее с обидой, ревностью, отречением, изменой.

Первые рецензенты отмечали в стихах Ахматовой, посвященных любовной теме, обостренный психологизм, говорили, что ее лирика интересна изображением тончайших движений женской души, да и сама поэтесса ставила себе это в заслугу, написав: “Я научила женщин говорить”. Ее стихи часто сравнивали с русской психологической прозой, потому что каждое ее стихотворение — маленькая новелла, где изображено сильное психологическое переживание, в поле которого попадают случайные детали внешнего мира:

Проводила друга до передней,

Постояла в золотой пыли,

С колоколенки соседней

Звуки важные текли.

Брошена! Придуманное слово —

Разве я цветок или письмо?

А глаза глядят уже сурово

В потемневшее трюмо.

Михаил Кузмин в предисловии к “Вечеру” назвал это способностью “понимать и любить вещи в непонятной связи с переживаемыми минутами”. Позднее В. В. Виноградов отмечал, что “предметная лексика ее стихов существует в аспекте единичного переживания, создавая между лирической героиней и окружающими ее вещами “интимно-символическую связь”.

В любовных стихах Ахматовой критика часто видела рассказ о борьбе женщины с мужчиной за свое равноправие. На самом деле коллизия “Вечера” и особенно “Четок” намного сложнее. Любовь требует от любящих предельного напряжения душевных сил.

Не случайно она названа “любовной мукой” и даже “любовной пыткой”. И поединок лирическая героиня Ахматовой ведет вовсе не с мужчиной, которого любит, а с самим любовным чувством, превращающим ее в игрушку (“Разве я цветок или письмо?”), грозящим утратой чувства личного достоинства. Женщина у Ахматовой проявляет в этой ситуации, прежде всего, волю, характер: “Слаб голос мой, но воля не слабеет”. Позднее критики не раз отмечали в лирике Ахматовой сочетание романтичности, женственности и хрупкости с твердостью, властностью, сильной волей. Не потому ли, что уже в 1910-е годы Ахматова предчувствовала, что персонажам ее любовной лирики уготована необычная и жестокая историческая судьба? С наибольшей отчетливостью это проявилось в произведениях 20-х годов, в которых лирическая героиня переживает любовную радость на фоне трагического предчувствия небывалой беды.

В 30-е годы О. Мандельштам очень точно определил одно из главных качеств творческого дара Ахматовой: “Она — плотоядная чайка, где исторические события — там слышится голос Ахматовой. И события только гребень, верх волны: война, революция. Ровная и глубокая полоса жизни у нее стихов не дает”.

Эта характеристика не раз подтверждалась стихотворениями-откликами Ахматовой на события современности, например откликом на Первую мировую войну— стихотворением “Молитва” (1915):

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар.

Отними и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар.

Так молюсь за Твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

Взрослела сама Ахматова, взрослела и ее лирическая героиня. И все чаще в стихах поэтессы стал слышаться голос взрослой, умудренной жизненным опытом женщины, внутренне готовой к самым жестоким жертвам, которые потребует от нее история.

Постепенно “женская” лирика Ахматовой претерпевала метаморфозу, приближаясь, по словам О. Мандельштама, к тому, “чтобы стать одним из символов величия России”.

Читайте также:
Сила любви основной мотив лирики Ахматовой: сочинение

Октябрьский переворот 1917 года Анна Ахматова встретила так, словно давно была к нему внутренне готова, и отношение к нему сначала у нее было резко отрицательным. Она понимала, что обязана сделать свой выбор, и сделала его спокойно и сознательно, обозначив свою позицию в стихотворении “Мне голос был”. На призыв покинуть родину героиня Ахматовой дает прямой и ясный ответ:

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Позже она уточнила свой выбор:

А здесь, в глухом чаду пожара.

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час.

Лирическое “я” поэтессы сливается в этих стихах с “мы”, и точно так же от имени всего народа она напишет во время Отечественной войны стихотворение “Мужество” (1942):

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Лирическая героиня Ахматовой не раз ощущала себя стоящей на изломе эпох, на “мировом ветру”, как говорил А. Блок, и ее живое материнское чувство становилось началом, связующим в единое целое распавшуюся Россию.

В 20-е годы Ахматова активно обращается к античности, Библии, и в числе “двойников” ее лирической героини мы встречаем Дидону, Кассандру, Федру, Лотову жену, Рахиль.

Переживания лирической героини Ахматовой 20-30-х годов — это также переживание истории как испытания судьбой. Главным драматическим сюжетом лирики этих лет становится столкновение с трагическими событиями истории, в которых женщина вела себя с поразительным самообладанием. Ее героинями становятся и Клеопатра, и боярыня Морозова, и “стрелецкая женка”.

Живой интерес проявляла Анна Ахматова и к русской истории и фольклору. В стихотворении “Не бывать тебе в живых” (1921) лирическая героиня Ахматовой — плакальщица. Эти стихи родились под впечатлением трагических обстоятельств в жизни самой Ахматовой: погибли три самых близких ей духовно, самых дорогих человека — А. Блок, Н. Гумилев и А. Горенко. В стихотворении “Не бывать тебе в живых” лирическое “я” обобщено до образа всякой русской женщины, оплакивающей мужа, брата, сына, друга, чья кровь пролита за Русскую землю:

Любит, любит кровушку

В 1935 году были арестованы муж и сын Ахматовой — Николай Пунин и Лев Гумилев. И все же она не переставала писать. Так отчасти сбывалось пророчество, сделанное в 1915 году (“Молитва”): сын и муж у нее были отняты. В годы ежовщины Ахматова создает цикл “Реквием” (1935-1940), лирическая героиня которого — мать и жена, вместе с другими современницами оплакивающая своих близких. В эти годы лирика поэтессы поднимается до выражения общенациональной трагедии, и рядом с ней можно поставить разве что Н. Клюева и О. Мандельштама — двух ее мученически погибших современников.

1940 год для Ахматовой оказался переломным. Началась Вторая мировая война, охватившая практически всю Европу, Россия снова выдвинулась в центр мировой истории, и Ахматова ощутила приближение событий шекспировского размаха. Она почувствовала прилив новой стихотворной волны.

Стихи 1941-1944 годов, составившие цикл “Ветер войны”, были продиктованы ощущением Ахматовой своего личного участия в этой драме. В них мощно проявилось материнское начало. Лирическая героиня, провожая на фронт ленинградских мальчиков и понимая, что их ждет впереди, говорила от имени всех женщин:

Вот о вас и напишут книжки:

“Жизнь свою за други своя”,

Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,

Внуки, братики, сыновья!

Ахматова говорила на всю страну и за всю страну, ли в чем не изменив себе и ничем не поступившись. Ситуация общенародной беды подчеркнула национальную основу ее уникального лирического дара.

Все эти принципы окончательно оформились в ключевом произведении Ахматовой — “Поэме без героя”, над которым она работала с 1940 года практически до конца жизни.

Работая над “Поэмой без героя”, она не переставала писать лирические стихи, которые резко и ярко высветили сквозной сюжет ее поэзии в целом — драму невоплощенной любви. В этой лирике поражает мощное творческое усилие, создающее миф о великом чувстве, которое преодолевает пространство и время, — лирическая героиня снова идет навстречу собственной судьбе, как некогда шла рать Дмитрия Донского, чтобы победить:

И встретить я была готова

Моей судьбы девятый, вал.

Здесь пересекаются друг с другом две важнейшие темы творчества Ахматовой — любовная и национально-историческая. История не только формирует, но и деформирует человека, сочиняет ему другую судьбу, и противостоять этому способна только Любовь.

Стихотворение А. Ахматовой Заплаканная осень, как вдова (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Сочинение 9 класс. Стихотворение А. Ахматовой “Заплаканная осень, как вдова. ” (восприятие, истолкование, оценка)

Лирика Анны Ахматовой строится на чувствах, ощущениях. Радость, горе, любовь, ревность, разлука, смерть – все становится источником вдохновения. Кажется, что ее стихи рождаются за одну минуту, буквально в тот момент, когда происходит какое-нибудь особенно поразившее поэтессу событие. Она фиксирует свои мгновенные эмоции, мысли, поэтому так легко читать ее стихи – чувства сразу ложатся на бумагу, остаются свежими, ясными, не затертыми временем. Возможно, это лишь ощущение. Неизвестно, как на самом деле рождались стихи Ахматовой, но впечатление о них именно такое.
«Заплаканная осень, как вдова. » принадлежит к тем истинно ахматовским стихотворениям, которые навеяны мгновенным настроением. Оно печально, сумрачно, как сама осень. Таких стихов, наполненных светлой грустью или мрачным пессимизмом, у нее немало. Однако «Заплаканная осень, как вдова. » имеет своеобразный оттенок, поскольку Ахматова пользуется распространенным в литературе приемом: единство человеческих переживаний и природных явлений. Уже в первых двух строках сливаются два образа, осени и женщины:

Читайте также:
«Она (Ахматова) смотрела на мир сначала через призму сердца, потом через призму живой истории» (И.Бродский): сочинение

3аплаханная осень, как вдова
В одеждах черных, все сердца туманит.

В голову приходит мысль: а ведь действительно, осень похожа на безутешную вдову, слезы которой никак не иссякнут, ее страдание кажется бесконечным. Судьба несчастной вдовы и осеннее настроение сплетаются так тесно, что перестаешь понимать, о чем же ведет речь Ахматова: о самом печальном из времен года или о скорби оставленной, одинокой женщины. Мы привыкли сравнивать человеческую судьбу со сменой времен года. Часто отождествляют юность с весной, а зрелость, приближение к старости – с осенью. Таки при прочтении ахматовского стихотворения перед глазами возникает образ зрелой, многое повидавшей женщины, которая согнулась от непосильного горя, причем этот образ накладывается на менее отчетливое изображение пасмурного дня. Как будто смотришь в окно: видишь и то, что за ним, и свое собственное отражение, только очень туманное. Но над человеческой жизнью, как и над временами года, властвует время. Оно смягчает самое сильное горе, заживляет самые болезненные раны, точно так же, как заставляет померкнуть самую яркую радость и убивает самую сильную любовь. Поэтому Ахматова в стихотворении «Заплаканная осень, как вдова. » говорит о том, что сезон дождей не вечен. Приходит время, и снег заметает опавшие листья:

И будет так, пока тишайший снег
Не сжалится над скорбной и усталой.
Слезы замерзают. Человеческое горе заметает снег забвения. Самое сильное отчаяние, когда-то казавшееся невыносимым, мы хороним в дальних закоулках памяти. Это непреложный закон жизни, который известен всем и совершенно непреодолим. Все мы в минуты страдания утешаем себя, Как Соломон: «И это пройдет» и все мы в минуты почти невозможного счастья отчаиваемся: «Неужели и это пройдет?» От этой соломоновой мудрости никуда не скроешься. Ахматова очень остро чувствовала это:

Забвенье боли и забвенье нег –
За это жизнь отдать немало.

В этих строках нет уже упоминания об осени или о зиме, а лишь о человеческой душе. Жизнь Ахматовой, насколько можно судить по ее стихам, была полна надеждами и разочарованиями, взлетами и падениями. Кому, как не ей, было знать, что все это и составляет наше земное существование, которое похоже на смену времен года, с тем отличием, что в природе этот цикл повторяется до бесконечности, а в нашей жизни, увы, лишь один раз. После нашей, человеческой зимы уже никогда не расцветет весна, но хотя бы за то, что нам дано пережить это, мы должны быть благодарны судьбе: «за это жизнь отдать немало».
Стихотворение «3аплаканная осень, как вдова. » относится к сборнику под названием «Голос памяти» и представляет собой один из отзвуков этого голоса, тоскливый, но и благодарный за то, что нам дана жизнь.
Конечно, восприятие поэзии очень индивидуально. Кто-то скажет, что «Заплаканная осень, как вдова. » – всего лишь проникновенное стихотворение об осени. А кто-то воспримет его гораздо глубже – как отрывок исповеди на закате жизни. Только сама Анна Ахматова смогла бы объяснить, о чем она думала, когда писала эти строки. Не стоит спорить о смысле стихотворения, это самое бесполезное занятие, нужно воспринимать его так, как требует твое сердце. Несомненно одно: стихотворение затрагивает в глубине души, особенно женской, самые сокровенные струны, и заставляет задуматься о собственной судьбе, может быть, даже переоценить ее. Ахматовой хватало прозорливости и чувствительности, чтобы понять законы жизни, и жить, подчиняясь им. «3аплаканная осень, как вдова. » – одна из глав в повести о судьбе простой и мудрой женщины, имя которой – Анна Ахматова.

Анализ стихотворения Ахматовой Заплаканная осень как вдова

Анализ стихотворения А. Ахматовой «Заплаканная осень, как вдова…»

21 октября 2012

А. А. Ахматова жила и писала в очень непростой период времени. Это были тревожные годы для России: родину великой поэтессы без конца сотрясали революции и войны. Перед Ахматовой, как и перед другими российскими поэтами, это время поставило чёткий выбор: независимое написание стихов или существование. Однако события тех лет не только не сломали Анну Андреевну, но ещё и вдохновили её на написание новых прекрасных стихов. Она никогда не прекращала сочинять, вся жизнь Ахматовой была посвящена поэзии. Одной из самых любимых тем, которая так часто проявлялась в её поэтических произведениях, была любовная лирическая тема. Однако любовь в стихах А. Ахматовой никогда не была счастливой и спокойной, она всегда на пике кризиса. Тут и стремление ввысь, и падение, первое свидание и ссора, потеря любовной привязанности либо окончание отношений.

Например, поэтическое произведение «Заплаканная осень, как вдова …», написанное 15 сентября 1921 года в Царском Селе и размещённое в книге «Anna Domini», повествует о любовной трагедии. Уже с первых строчек в стихотворении начинают преобладать мрачные тона, что свойственно любовной поэзии Ахматовой. И сразу становится понятно: конец будет трагическим:

Читайте также:
Произведения моей любимой русской поэтессы (по творчеству Ахматовой): сочинение

«Заплаканная осень, как вдова
В одеждах черных все сердца туманит …»

Отчего же именно вдова является героиней этого произведения? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, каким годом датировано само стихотворение. События 1921года носили для Анны Андреевны трагический характер. В августе этого года был обвинён, как контрреволюционер, которым на самом деле он не являлся, и расстрелян дорогой для неё человек – бывший муж Николай Гумилёв. Он ушёл из жизни Ахматовой, но так и не покинул её сердце. Великая поэтесса тяжело переживала и оплакивала своего любимого мужа. Вот почему вдовьими слезами, бедой и переживаниями о напрасно погубленной жизни от начальных строф и до конца пропитано данное произведение. Анна Ахматова также использовала в этом произведении излюбленный свой приём – повествовать о произошедшем не прямо, а посредством говорящих подробностей. В этом стихотворении одна из таких деталей – вдова-осень.

Не секрет, что при слове «осень» мы обычно испытываем печальные, тоскливые ощущения. Вот и здесь осень приносит невесёлые тяжёлые вести, сравнивается с безутешной вдовой, она вроде бы и женщина, сломленная горем, и в то же время ей свойственны признаки природного явления. Через эту подробность поэтесса доносит до читателя психологическое состояние героини, помогает прочувствовать всю глубину её страданий. Муза Анны Андреевны – память. Из-за неё героиня не может забыть случившееся и жить нормальной жизнью:

«… Перебирая мужнины слова,
Она рыдать не перестанет …»

Память сохраняет в её голове все события прошлой жизни, побуждает бесконечно перебирать их в сознании, заставляет вновь возвращаться к прошедшему. Однако существует слабая надежда, которая, как огонёк теплится во вдовьей душе:

«И будет так, пока тишайший снег
Не сжалится над скорбной и усталой …»

И чтобы отобразить этот луч веры в лучшее, русская поэтесса использует более ясные, нежные тона, совсем не похожие на те, что были в начале стихотворения: чёрное превращается в белое, там, где был туман, воцаряется тишина («тишайший снег»). Сумрачную невесёлую осень, с её грязью и дождями, сменит в своё время белоснежная зима. Так и у главной героини есть надежда, что душа её успокоится, отхлынет горе, отойдут страдания. Но для того чтобы «вылечить» сердце, потребуются месяцы, а может, и годы. Однако героиня считает, что и за миг «забвенья были и забвенья нег», который напоминает о любимом, она пожертвовала бы собственной жизнью («за это жизнь отдать не мало»).

Лирическая поэзия Ахматовой всегда носила печальный характер, но проникновенность её заключается именно в соучастии и умении сострадать в любовных отношениях. Читатель, знакомясь со стихами Анны Андреевны, обязательно откроет для себя мир истинно великой любви.

Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Заплаканная осень, как вдова. »

Поэтесса Анна Ахматова жила в нелёгкое время, когда шла война и, казалось бы, невозможно думать о творчестве, но всё же она находила в себе силы писать удивительные творения. А всё потому, что поэзия была для Ахматовой смыслом жизни, и все свои эмоции и чувства она выражала в стихах.

Самая любимая тема стихотворений Анны Ахматовой была тема любви. Но стихи она писала чаще всего не о счастливой любви, а о трагической. Одно такое стихотворение – это «Заплаканная осень, как вдова…», которое было помещено в книге “Anno Domini” и рассказывает о несчастливой любви, которая внезапно закончилась. Уже с самых первых строчек произведения начинают появляться тёмные тона, по которым уже можно быть уверенным, что финал будет печальный. Главная героиня стихотворения «Вдова», это связано с её личной трагедией, когда в 1921 году был расстрелян её возлюбленный Николай Гумилёв. Конечно же, в то время они уже были не вместе, для нее он был очень дорог, несмотря ни на что. Исходя из этого, в каждой строчке стихотворения можно прочитать страдания и заметить горькие слезы вдовы, страдающей о том, что потеряла дорогого человека.

В этом произведении поэтесса применила тот прием, который характерен только лишь для нее, она не повествует о том, что произошло прямо, а использует для этого особые разговорные детали. Такой деталью в этом стихотворении и является «осень», которая идет в сопоставлении со вдовой и приобретает черты не только природные, но и те, которые присущи человеку. Эта деталь показывает читателю состояние души героини, и даёт прочувствовать её переживания. Ахматовской музой всегда была муза памяти. Именно она не позволяет героине всё забыть и начать жить заново. И, казалось бы, память всегда будет напоминать ей о прошлом. Но всё же небольшой огонёк ещё мерцает в душе героини. Это видно по более мягким и светлым тонам, чем в начале стихотворения. Например, словами «тишайший снег», она надеется, что светлая зима придёт на смену мрачной осени, тем самым прекратив её страдания. И только время может показать сбудутся эти надежды или нет.

В стихах Ахматовой всегда присутствует грусть, но сочувствие и сострадание делают их очень проникновенными и открывают дверь в мир настоящей любви.

Написать комментарий

Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Заплаканная осень как вдова…»

В стихотворном повествовании «Заплаканная осень как вдова…» Анна Ахматова словами и образами рисует увядающую природу как женщину, потерявшую своего мужа. Это лирическое стихотворение, но лирика в нем звучит минорными нотами печали и грусти. Это пейзаж внутри человека, его состояние внутренних переживаний и мыслей, его душевное одиночество и отчаяние от потери.

Читайте также:
Летопись эпохи лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака: сочинение

Стихотворение написано пятистопным ямбом, ударение падает на второй слог, стопа двухсложная. Ямб одна из наиболее распространенных стоп в русской литературе.

В стихотворении часто используется троеточие, как недосказанность мысли и в то же время как символ рано оборвавшейся жизни.

Смена сезонов и красок природы приравнивается к переменам в жизни людей.

Картина осени написана очень мрачными красками «в одеждах черных», нет привычного описания золотых и багровых осенних тонов. Это самая поздняя осень, лишенная красок и романтики, с холодными дождями и ветрами, природа покрыта туманом и слезами в ожидании первого снега. Белое зачеркнет черное, добро победит зло.

Что может символизировать белый снег? Возможно это время, которое сжалится над безутешной вдовой и дарует ей смирение. Сейчас «перебирая мужнины слова, она рыдать не перестанет», но в следующем четверостишье снег принесет с собой «забвенье боли и забвенье нег». Она еще переживает моменты жизни, в которых она была вместе с мужем, но скоро время сотрет из воспоминаний и все плохое и все хорошее. А возможно снег – это и сама смерть, которую изображают в белом саване, поэтому заканчивается четверостишье строчкой «за это жизнь отдать не мало».

Поэтесса использует эпитеты для придания окраски своим чувствам и переживаниям: заплаканная осень, в одеждах черных, тишайший снег, жуткая тишина, огненное счастье, медлительная истома сладострастия. Метафорами отражаются чувственные переживания героини, они даже стоят в одной строчке: «забвенье боли и забвенье нег».

Чтобы раскрыть психологическое состояние человека, Ахматова использует другие приёмы стихосложения. С третьего четверостишья смысл стихотворения меняется, от умирающей осени к чувствам людей, у которых сердца свободны и чужды «медлительной истоме сладострастья». Описывается близость людей, которая лишена «влюбленности и страсти», это даже не дружба, а нечто такое, то чего «достигшие ее поражены тоскою». Этим Ахматова объясняет, почему «мое не бьется сердце под твоей рукою». Тут уже задействована любовная лирика, окрашенная миром чувственной поэзии. Передаются переживания сердечные и душевные. Она пытается словами объяснит, что же происходит на бессознательном, эмоциональном уровне человека и объяснить природу своих чувств.

«Заплаканная осень, как вдова…» А.Ахматова

«Заплаканная осень, как вдова…» Анна Ахматова

Заплаканная осень, как вдова
В одеждах черных, все сердца туманит…
Перебирая мужнины слова,
Она рыдать не перестанет.
И будет так, пока тишайший снег
Не сжалится над скорбной и усталой…
Забвенье боли и забвенье нег —
За это жизнь отдать не мало.

Анализ стихотворения Ахматовой «Заплаканная осень, как вдова…»

В августе 1918 г. Анна Ахматова развелась с первым мужем — поэтом Николаем Гумилевым. В браке они прожили около восьми лет. Их союз подарил миру талантливого ученого-историка — Льва Гумилева. После развода бывшие супруги обид друг на друга не держали. Поэтому расстрел Николая Степановича, обвиненного в участии в заговоре против советской власти, стал тяжелым ударом для Анны Андреевны. Об аресте поэта она узнала во время похорон другого стихотворца и близкого человека — Александра Блока. Церемония проходила 10 августа. Спустя несколько дней Ахматова написала стихотворение «Страх, во тьме перебирая вещи…». В нем тревога за судьбу Гумилева соединяется с ощущениями, оставшимися после погребения Блока.

Стихотворение «Заплаканная осень, как вдова…», сочиненное осенью 1921 г. и входящее в сборник «Anno Domini МСМХХI», полностью посвящено трагической гибели Николая Степановича. Произведение четко делится на две части. В первом четверостишии заплаканная осень сравнивается с вдовой. Общее настроение — страдание, боль утраты, тоска. Во втором четверостишии говорится о тихом снеге, способном подарить забвение. В этих строках — покой, умиротворение. Их надеется обрести лирическая героиня, за что готова даже жизнь отдать.

Не будет особым преувеличением сказать, что образ вдовы впоследствии будто преследовал Ахматову. Причем речь идет не столько о творчестве, сколько о реальной жизни. В 1930 г. не дожив до сорока лет, умер от туберкулеза второй муж поэтессы — Владимир Шилейко, ученый-ассиролог. Замужем за ним она была в период с 1918 по 1922 гг. После расторжения брака Шилейко и Ахматова вели оживленную переписку вплоть до момента его смерти.

Третьим мужем Анны Андреевны стал Николай Пунин, художественный критик и историк искусства. Официально они отношения не регистрировали, но вместе жили с 1922 г. Пунина несколько раз арестовывали. В частности, в 1921 г. по делу «Петроградской боевой организации». В итоге Николай Николаевич погиб в 1953 г. будучи заключенным Абезьского лагеря.

Не слишком счастливая судьба была уготована и единственному ребенку Ахматовой — Льву Гумилеву. Его арестовывали четыре раза. В 1938 г. ученого приговорили к пяти годам заключения в лагерях. Повторно Льва Николаевича осудили в 1949 г. Наказание оказалось суровее — десять лет лагерей. Полностью срок он не отсидел, будучи реабилитированным в 1956-ом.

Горе Ахматовой — матери «врага народа» и вдовы — наиболее полно отразилось в знаменитой поэме «Реквием», которая создавалась в течение нескольких лет.

Стихотворение А. Ахматовой «Заплаканная осень, как вдова. » (восприятие, истолкование, оценка)

Анна Андреевна Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Поэты в России в такую бурную эпоху забывали, что такое свобода, им часто приходилось выбирать между свободным творчеством и жизнью. Но, несмотря на все эти обстоятельства, они продолжали творить чудеса: создавались прекрасные строки и строфы.
Так и Анна Ахматова посвятила себя и всю свою жизнь творчеству, поэзия всегда была для нее делом жизни. Излюбленная тема стихотворений Ахматовой — тема любви. Героиня ее любовной лирики могла бы сказать о себе словами Данте: “Любовью я дышу. ” Но любовь у Ахматовой почти никогда не бывает спокойной, размеренной. Это обязательно кризис: взлет или падение, первая встреча или разрыв, утрата чувства, завершение отношений.
Так, стихотворение “Заплаканная осень, как вдова. ”, помещенное на страницах книги послеоктябрьских годов “Anno Domini”, рассказывает нам о несчастной, трагично оборвавшейся любви. Первые строки стихотворения переполнены характерными для лирики Ахматовой темными тонами, что сразу настраивает читателя на печальный финал: Заплаканная осень, как вдова В одеждах черных, все сердца туманит.
Но почему “вдова” становится героиней данного стихотворения? Для ответа на этот вопрос обратимся ко времени написания произведения — 15 сентября 1921 года. 1921 год— именно тот год, когда время очень жестоко обошлось с Ахматовой. В конце августа по несправедливому обвинению в принадлежности к контрреволюционному заговору был расстрелян Николай Гумилев. Хотя их жизненные пути к тому времени уже разошлись, но он всегда оставался в памяти и в сердце Анны Ахматовой дорогим человеком, ведь ушедший из жизни — не уходит из сердца. Именно поэтому вдовий плач, горе, страдания и скорбь о безвинно загубленном человеке пронизывает каждую строку стихотворения.
В стихотворении присутствует еще один характерный для ахматовской лирики прием — поэтесса не рассказывает о случившемся прямо, она делает это с помощью говорящих деталей. Одной из таких деталей является осень. Вообще осень всегда ассоциируется с чем-то грустным и мрачным. Так и здесь: осень, как вестница горечи и тоски, сопоставляется с неутешной вдовой, обретает черты, свойственные одновременно и явлению природы, и человеку. Благодаря этой детали читатель может узнать о душевном состоянии героини, проникнуть вглубь ее переживаний.
Ахматовская муза — это муза памяти. Именно память не дает героине возможности все забыть, начать новую спокойную жизнь:

Читайте также:
Поэт и родина в лирике А.А. Ахматовой: сочинение

Перебирая мужнины слова,
Она рыдать не перестанет.

Память хранит в сознании все, что выпало героине, постоянно заставляет пересматривать и переосмысливать пережитое. И так будет вечно, память всегда будет возвращать ее к прошлому. Но все-таки маленький огонек надежды мерцает в душе героини:

И будет так, пока тишайший снег
Не сжалится над скорбной и усталой.

Об этом свидетельствует употребление Ахматовой более мягких, светлых тонов, нежели те, что были в начале стихотворения: черное сменяется белым, туманность превращается в тишину (“тишайший снег”). Героиня надеется, что так же как грязная, мрачная осень сменяется холодной, свежей зимой, так и ее усталая, измученная душа успокоится и настанет конец ее мукам и страданиям. Но, как известно, сердце никогда не забывает, поэтому сбудутся ли ее надежды, покажет время. Однако героиня уверена, что даже за минутку “забвенья боли и забвенья нег”, которую приносит ей память о дорогом человеке, она отдала бы жизнь.
Стихи Анны Андреевны Ахматовой о любви почти всегда овеяны грустью, но главное, что делает их такими проникновенными, — это сочувствие, сострадание в любви, перед тобой всегда открывается выход из мира замкнутой, эгоистичной любви, любви-забавы в мир подлинно великой любви для людей и во имя любви.

735 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Ахматова А.А. / Разное / Стихотворение А. Ахматовой «Заплаканная осень, как вдова. » (восприятие, истолкование, оценка)

Послушать стихотворение Ахматовой Заплаканная осень как вдова

Стихотворение и анализ «Заплаканная осень, как вдова…»

Заплаканная осень, как вдова

В одеждах черных, все сердца туманит…

Перебирая мужнины слова,

Она рыдать не перестанет.

И будет так, пока тишайший снег

Не сжалится над скорбной и усталой…

Забвенье боли и забвенье нег –

За это жизнь отдать не мало.

Краткое содержание

Стихотворение «Заплаканная осень, как вдова…» начинается с описания осени, мрачной, дождливой, с первых строк настраивающей читателя на печальное повествование. Ведущим мотивом этого короткого стихотворения Ахматовой становится скорбь. Ею одной переполнена душа лирической героини, потерявшей близкого человека. Пережить ее поможет только снег, который принесет забвение, и которого так ждет безутешная вдова: «забвенье боли и забвенье нег». Зима является олицетворением надежды на окончание страданий, за которое героиня готова расплатиться жизнью.

Анализ

История создания

Анна Андреевна Ахматова написала это стихотворение в 1921 году и посвятила его памяти бывшего супруга, Николая Гумилева. Он был арестован в начале августа 1921 года, как участник заговора, направленного против властей. После вынесения смертного приговора Николай Степанович был незамедлительно расстрелян. Несмотря на то, что Ахматову с Гумилевым разделяли три года после развода, именно его смерть стала доказательством того, насколько дорог ей этот человек. Боль утраты нашла свое выражение в стихотворении «Заплаканная осень, как вдова… ».

Персонажи и образы

Настроение героини передается при помощи образов природы. «Заплаканная осень» – не кто иной, как скорбящая вдова. Такое своеобразное сопряжение природы и человека создает необыкновенно мощную надрывность сюжета. Трагедия автора передана только одним, но чрезвычайно экспрессивным словом – «рыдать». Переполненная скорбью тональность произведения постепенно нарастает, и, вот уже, плач осени превращается в непрерывные рыдания. Этим моментом достигается кульминационный пик, после которого все внезапно обрывается.

Читайте также:
Слава тебе, безысходная боль!: сочинение

Листопад. Худ. Николай Тихонов

Во втором четверостишии образ заплаканной осени отходит на второй план. Настроение автора, подобно природе, меняется, появляется образ снега, несущего с собой долгожданное забвенье. Героиня пока еще не может отпустить память, которая дарит ей моменты, проведенные с мужем: «перебирая мужнины слова», но скоро снег сотрет эти воспоминания, и за это она готова отдать свою жизнь. Не исключено, что под снегом у Ахматовой скрывается образ самой смерти, на что намекает белый цвет, вызывающий ассоциацию с саваном. Но ее страдания столь глубоки, что даже это не является для нее большой ценой за обретение забвения.

Выбор вдовы на роль центрального персонажа помогает объяснить ситуацию в целом. Николай Гумилев, так рано ушедший из жизни, не ушел из сердца Ахматовой, он остался в нем до конца ее дней. Несмотря на последующие браки, гибель первого мужа стала для нее не до конца выплаканной трагедией. Поэтому рыдания несчастной вдовы, горечь о загубленной жизни от начала и до последней строчки пронизывают это произведение.

Композиция

Композиция произведения двухчастная. В первой части царит настроение утраты, горя, тоски, не случайно заплаканная осень сравнивается со скорбящей вдовой. Вторая часть – это мечта о наступлении забвения, которое героиня надеется получить от тихого снега, от наступающей зимы. За покой и умиротворение, о которых так мечтает поэтесса, она готова заплатить собственной жизнью.

Довольно непросто определяется жанровая принадлежность ахматовских произведений. По словам известного литературоведа Ю.В. Стенника, это «процесс скрещивания известных ранее традиционных жанров и их взаимной диффузии». Данное стихотворение можно отнести к плачу и эпитафии или к посланию и эпитафии. Сама Анна Андреевна говорила: «По мне, в стихах все быть должно некстати…», что свидетельствует о разрушении поэтессой ранее существующих канонов и создании новых жанровых направлений.

Размер и средства художественной выразительности

Принято считать, что стихотворение написано пятистопным ямбом с ударением на второй слог и двухсложной стопой. Но Ахматова воспользовалась при создании «Заплаканной осени» тактовиком – особым размером, в котором количество безударных мест между ударными составляет от одного до трех слогов. Этот размер широко использовался поэтами в начале 20 века, потому что он, как никакой другой, был способен передать широчайшую гамму чувств.

При помощи аллегории создается образ осени. Ахматова не ставит целью показать внешнюю картину этой поры, она стремится, используя сравнение, передать внутреннее состояние героини, ее тоску и одиночество. Снег, призванный принести умиротворение, у Ахматовой наделен эпитетом «тишайший». Использование этого прилагательного в превосходной степени позволяет придать фразе глубочайший смысл. Образы осени и снега, переплетаясь с состоянием автора, создают целостную картину единства внутреннего мира и природы.

Эпитеты «скорбная» и «усталая» осень, «тишайший» снег, «черные одежды» создают ощущение мучительного ожидания. Многоточие в конце строк указывает на некую недосказанность и служит символом рано оборвавшейся жизни.

Проблематика и основная идея произведения

Творчество Анны Андреевны Ахматовой пришлось на очень сложный период в истории страны. Это было время революций и социальных потрясений, войн и катастроф. Поэтам часто приходилось делать нелегкий выбор между свободой творчества и собственной жизнью. Многие из них, несмотря на преследования и ограничения, продолжали творить и создавать свои шедевры.

Ярким примером такой борьбы служит творчество Ахматовой, которое для нее стало делом всей жизни. Любимой темой поэтессы была тема любви. «Любовью я дышу…» – так могла бы сказать о себе Анна Ахматова. Но любовь у нее никогда не пребывает в состоянии покоя, она переживает взлеты и падения, ревность и расставание, первые встречи и завершение отношений. Примером этому служит и данное стихотворение, которое повествует о несостоявшемся счастье и трагической любви.

Стихотворение А. Ахматовой “Заплаканная осень, как вдова…” (восприятие, истолкование, оценка)

Анна Андреевна Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Поэты в России в такую бурную эпоху забывали, что такое свобода, им часто приходилось выбирать между свободным творчеством и жизнью. Но, несмотря на все эти обстоятельства, они продолжали творить чудеса: создавались прекрасные строки и строфы. Так и Анна Ахматова посвятила себя и всю свою жизнь творчеству, поэзия всегда была для нее делом жизни.

Излюбленная тема стихотворений Ахматовой – тема любви. Героиня ее любовной лирики могла бы сказать о себе словами Данте: “Любовью я дышу…” Но любовь у Ахматовой почти никогда не бывает спокойной, размеренной. Это обязательно кризис: взлет или падение, первая встреча или разрыв, утрата чувства, завершение отношений. Так, стихотворение “Заплаканная осень, как вдова…”, помещенное на страницах книги послеоктябрьских годов “Anno Domini”, рассказывает нам о несчастной, трагично оборвавшейся любви. Первые строки стихотворения переполнены характерными для лирики Ахматовой темными тонами, что сразу настраивает читателя на печальный финал: Заплаканная осень, как вдова В одеждах черных, все сердца туманит…

Но почему “вдова” становится героиней данного стихотворения? Для ответа на этот вопрос обратимся ко времени написания произведения – 15 сентября 1921 года. 1921 год – именно тот год, когда время очень жестоко обошлось с Ахматовой. В конце августа по несправедливому обвинению в принадлежности к контрреволюционному заговору был расстрелян Николай Гумилев.

Читайте также:
Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть. А. П. Чехов. (По произведениям русской литературы. А. А. Ахматова. Любовная лирика.): сочинение

Хотя их жизненные пути к тому времени уже разошлись, но он всегда оставался в памяти и в сердце Анны Ахматовой дорогим человеком, ведь ушедший из жизни – не уходит из сердца. Именно поэтому вдовий плач, горе, страдания и скорбь о безвинно загубленном человеке пронизывает каждую строку стихотворения. В стихотворении присутствует еще один характерный для ахматовской лирики прием – поэтесса не рассказывает о случившемся прямо, она делает это с помощью говорящих деталей.

Одной из таких деталей является осень. Вообще осень всегда ассоциируется с чем-то грустным и мрачным. Так и здесь: осень, как вестница горечи и тоски, сопоставляется с неутешной вдовой, обретает черты, свойственные одновременно и явлению природы, и человеку.

Благодаря этой детали читатель может узнать о душевном состоянии героини, проникнуть вглубь ее переживаний. Ахматовская муза – это муза памяти. Именно память не дает героине возможности все забыть, начать новую спокойную жизнь:

Перебирая мужнины слова, Она рыдать не перестанет. Память хранит в сознании все, что выпало героине, постоянно заставляет пересматривать и переосмысливать пережитое. И так будет вечно, память всегда будет возвращать ее к прошлому.

Но все-таки маленький огонек надежды мерцает в душе героини: И будет так, пока тишайший снег Не сжалится над скорбной и усталой.

Об этом свидетельствует употребление Ахматовой более мягких, светлых тонов, нежели те, что были в начале стихотворения: черное сменяется белым, туманность превращается в тишину (“тишайший снег”). Героиня надеется, что так же как грязная, мрачная осень сменяется холодной, свежей зимой, так и ее усталая, измученная душа успокоится и настанет конец ее мукам и страданиям. Но, как известно, сердце никогда не забывает, поэтому сбудутся ли ее надежды, покажет время. Однако героиня уверена, что даже за минутку “забвенья боли и забвенья нег”, которую приносит ей память о дорогом человеке, она отдала бы жизнь…

Стихи Анны Андреевны Ахматовой о любви почти всегда овеяны грустью, но главное, что делает их такими проникновенными, – это сочувствие, сострадание в любви, перед тобой всегда открывается выход из мира замкнутой, эгоистичной любви, любви-забавы в мир подлинно великой любви для людей и во имя любви.

Твір на тему: Стихотворение А. Ахматовой “Заплаканная осень, как вдова…” (восприятие, истолкование, оценка)

Related posts:

Анализ стихотворения А. Ахматовой “Заплаканная осень, как вдова…” Анна Андреевна Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Поэты в России в такую бурную эпоху забывали, что такое свобода, им часто приходилось.

Стихотворение А. А. Ахматовой “Сегодня мне письма не принесли…” (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение “Сегодня мне письма не принесли…” входит в самый первый сборник Ахматовой “Вечер”. Во время составления этого сборника молодой Ахматовой владело безудержное чувство “влюбленности в любовь”. Она посвящала стихи разным.

Стихотворение А. А. Ахматовой “Двадцать первое. Ночь. Понедельник…” (восприятие, истолкование, оценка) К раннему творчеству Анны Андреевны Ахматовой относятся сборники “Вечер”, “Четки”, “Белая стая”, “Подорожник”. В них поэтесса постепенно определила свое отношение к любви. В “Вечере” – это “влюбленность” в саму любовь.

Стихотворение А. А. Ахматовой “Мне ни к чему одические рати…” (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение “Мне ни к чему одические рати…”, написанное в 1940 году, является одним из центральных в программном цикле “Тайны ремесла”. Оно принадлежит руке уже зрелой поэтессы Анны Ахматовой, обдумывающей свой.

Стихотворение А. А. Ахматовой “Родная земля”. (Восприятие, истолкование, оценка.) В автобиографии Анна Ахматова сообщает: “Каждое лето я проводила в бывшей Тверской губернии, в пятнадцати верстах от Бежецка. Это неживописное место: распаханные ровными квадратами на холмистой местности поля, мельницы, трясины.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина “Осень” (Восприятие, истолкование, оценка) Унылая пора! очей очарованье! А. С. Пушкин. Осень Умение показать красоту окружающего мира, передать читателю “очарованье”, охватывающее душу, отличает произведения Александра Сергеевича Пушкина, написанные в жанре пейзажной лирики. Ни для.

Стихотворение А. С. Пушкина “Я Вас любил: любовь еще быть может…” (восприятие, истолкование, оценка) 1829-м годом Пушкин сам обозначил время создания стихотворения “Я Вас любил: любовь еще, быть может”. В большом академическом собрании сочинений поэта эта дата уточняется: “1829 год, не позднее ноября”. Впервые.

Стихотворение М. И. Цветаевой “Моим стихам, написанным так рано…” (восприятие, истолкование, оценка) Марина Цветаева занимает особую нишу в русской поэзии. Ее лирика интеллектуальна, грустна и очень красива. Стихи Цветаевой волнуют наши сердца, будят в нас самые светлые и искренние чувства, доставляют подлинное.

Стихотворение Н. А. Некрасова “В дороге” (восприятие, истолкование, оценка) Поэзия Н. А. Некрасова занимает особое место в русской литературе. В своем творчестве поэт отразил главные особенности современной ему эпохи. Поэзия Некрасова оказала значительное влияние на общественную атмосферу его времени.

Стихотворение А. А. Блока “Россия” (восприятие, истолкование, оценка) Тема родины, России – сквозная тема лирики Александра Александровича Блока. На одном из последних выступлений поэта, где он читал самые разные свои стихотворения, Блока попросили прочесть стихи о России. “Это.

Стихотворение Ф. И. Тютчева “К. Б.” (“Я встретил вас…”) (Восприятие, истолкование, оценка) Любовная лирика поэтов всегда была самой красивой и трогательной. Стихи Тютчева на эту тему отличает необыкновенная проникновенность, глубина чувств и переживаний, они западают глубоко в сердце, и еще долго чистые.

Читайте также:
Ахматова Елизавета Николаевна: сочинение

Стихотворение В. В. Маяковского “Письмо Татьяне Яковлевой” (Восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение Маяковского “Письмо Татьяне Яковлевой” (1928) было опубликовано в нашей печати лишь в 1956 году. Т. А. Яковлева, к которой обращается поэт в стихотворении, в 1925 году по вызову родных.

Стихотворение М. Ю Лермонтова “Листок” (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Листок” было написано в 1841 году. Центральный образ стихотворения – гонимый жестокой бурей листок. Это символ одинокого существования, скитальческого, бесцельного. Не Лермонтов является автором этого символа.

Стихотворение Некрасова “Рыцарь на час” (восприятие, истолкование, оценка) Еще в 1860 году поэт Некрасов задумал большую автобиографическую поэму “Рыцарь на час” с главным героем Валежниковым. Но в печати появились только два отрывка из нее: первая часть поэмы под.

Стихотворение Ф. И. Тютчева “Фонтан”. (Восприятие, истолкование, оценка.) Основными темами творчества Тютчева являются природа, любовь, философские размышления о тайнах бытия – то есть темы вечные, не ограниченные той или иной эпохой. Расцвет его творчества пришелся на 40-60-е годы.

Стихотворение В. А. Жуковского “Море” (восприятие, истолкование, оценка) “Его стихов пленительная сладость / Пройдет веков завистливую даль” – так сказал о Жуковском Пушкин, который считал себя его учеником, высоко ценил поэтическое мастерство Жуковского и любил его как человека.

Стихотворение И. А. Бунина “Крещенская ночь” (восприятие, истолкование, оценка) Иван Алексеевич Бунин в литературе 20 века стал продолжателем традиций русской классической поэзии. Творчество Пушкина, Тютчева, Фета, Майкова, Полонского было для Бунина частью окружающего мира. Именно эта поэзия переводила на.

Стихотворение А. А. Блока “О доблестях, о подвигах, о славе…” (Восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе…” было написано 30 декабря 1908 года. Оно входит в цикл “Возмездие” (1908 – 1913), название которого уже говорит о главной теме цикла –.

Стихотворение А. С. Пушкина “Безумных лет угасшее веселье…” (Восприятие, истолкование, оценка) Элегия свидетельствует о том, до какого состояния внутреннего просветления возвысился дух Пушкина… В. Белинский В одной статье Е. Евтушенко я прочитала, что каждого поэта можно сравнить с музыкальным инструментом: Михаил.

Стихотворение Блока “С доблестях. о подвигах, о славе…” (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение А. А. Блока “С доблестях. о подвигах, о славе…” по жанру представляет собой послание, Это разговор с портретом далекой возлюбленной, некогда покинувшей лирического героя. Однако герой воспринимает его как.

Стихотворение А. С. Пушкина “Бесы” (восприятие, истолкование, оценка) Лирика А. С. Пушкина, говоря словами Н. В. Гоголя, “явление чрезвычайное”. Она органично сочетает в себе высокую человечность, глубину и ясность мысли, гармонию формы и содержания. Кроме того, поэзия Пушкина.

Мое любимое стихотворение А. С. Пушкина. “Не дай мне бог сойти с ума…” (Восприятие. Истолкование. Оценка.) Перебрав множество произведений А. С. Пушкина, я случайно наткнулась на стихотворение “Не дай мне бог сойти с ума…”, и меня сразу привлекло яркое и эмоциональное начало, обращающее на себя внимание.

Стихотворение Ф. И. Тютчева “Есть в осени первоначальной…” (Восприятие, истолкование, оценка) Ф. И. Тютчев – мастер пейзажной лирики. Его стихи – это меткие, красочные, образные зарисовки природы в разные времена года. Это стихи человека, который не просто воспринимал окружающий мир “с.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Я не унижусь пред тобою…” (восприятие, истолкование, оценка) Любовь всегда была излюбленной темой поэтов. И в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова любовь являлась одной из центральных тем. Великий русский поэт был от природы влюбчив и горяч. Для Лермонтова любовь.

Стихотворение Б. Л. Пастернака “Гамлет” (восприятие, истолкование, оценка) Бориса Леонидовича Пастернака поистине можно назвать настоящим художником слова и звука. Всесторонне одаренный, он с детства занимался музыкой, после гимназии поступил и закончил философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. Безусловно.

Стихотворение А. А. Фета “Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…”. (Восприятие, истолкование, оценка.) Любовная лирика Фета – это та область творчества поэта, в которой нашли отражение его жизненные впечатления. Л. Озеров писал: “Любовная лирика Фета – самая воспаленная зона его переживаний…” Тема любви.

Стихотворение А. Фета “Это утро, радость эта…” (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение “Это утро, радость эта..” написано А. Фетом в 1881 году, оно является типичным примером поздней пейзажной лирики поэта. Природа поэзии Фета неотделима от переживаний человека. Именно природа помогает открывать.

Стихотворение А. С. Пушкина “Погасло дневное светило” (восприятие, истолкование, оценка) В творческом наследии Пушкина наряду с темами “поэта и поэзии”, любовной и гражданской лирикой принято выделять и философскую лирику. К ней относят стихотворения, в которых поэт излагает свой взгляд на.

Стихотворение С. А. Есенина “Мы теперь уходим понемногу…” (восприятие, истолкование, оценка) Творчество С. А. Есенина наполнено философскими проблемами. В 1924 .г. в его стихах неожиданно появляется множество вопросов, обращенных, в первую очередь, к самому себе: чем я жил? что я успел.

Стихотворение Б. Л. Пастернака “Никого не будет в доме…” (восприятие, истолкование, оценка) Борис Леонидович Пастернак жил и творил в очень трудное для России время. Крушились старые каноны, жестко менялась прежняя жизнь, ломались люди и судьбы. Возможно, именно это тревожное время заставляло людей.

Стихотворение А. Ахматовой “Заплаканная осень, как вдова…” (восприятие, истолкование, оценка)

Читайте также:
Тема родины в произведениях А. А. Ахматовой: сочинение

Анализ стихотворения Заплаканная осень, как вдова Ахматовой

Ключевой тематикой произведения являются лирические размышления поэтессы о трагической любви, пропитанной горечью утраты в связи с гибелью ее бывшего супруга Николая Гумилева, расстрелянного по обвинению в контрреволюционных действиях.

Произведение имеет в качестве стихотворного размера пятистопный ямб, в использовании которого ударение делается на второй слог в сочетании с троеточием, символизирующем рано оборвавшуюся по несправедливости жизнь в недосказанных авторских мыслях, при этом стопа в стихотворении применяется в виде двухсложной.

Повествовательное содержание наполняется поэтессой мягкими, светлыми тонами, меняющимися на черные, зловещие и туманные, выражающие поэтическое настроение в виде сочувствия, сострадания и беспрерывной грусти.

Минорный лейтмотив стихотворения подчеркивается применением средств художественной выразительности в форме эпитетов (заплаканная осень, тишайший снег), придающих чувственную неповторимую окраску повествованию, а также в виде метафор, передающих душевное состояние лирической героини (забвенье боли).

В качестве поэтической музы в стихотворении демонстрируются авторские воспоминания, которые не позволяют лирической героине забыть трагедию и продолжать дальнейшую обыденную жизнь, при этом образом психологического настроения стихотворения в виде вдовы выступает поздняя увядающая осенняя природа, отличающаяся отсутствием ярких багряных и золотых красок, холодом дождей, пронизывающим ветром, вызывающим слезы, тоску, грусть и ожидании мрачного зимнего периода. В образе заплаканной осени изображается безутешная женщина, описываемая в виде сломленного горем человека, оплакивающего любимого мужчину вдовьими слезами и чувствующего отчаянное одиночество от потери.

В то же время во второй части стихотворения возникают нотки надежды в виде образа белого снега, символизирующего возможное утешение тоскующей вдовы в качестве жизненного забвения и душевного спокойствия, которое придет на смену сумрачной, невеселой, грязной осени.

Стихотворение выражает присущую традиционной ахматовской любовной лирике печальную проникновенность, наполненную авторской эмоциональностью и чувственностью, пытающуюся выразить собственные сердечные и душевные страдания, объясняя природную сущность истинных человеческих чувств.

Анализ 2

Если знать биографию Ахматовой, то данное творение легко связать с расставанием с Николаем Гумилевым, с которым поэтесса прожила около восьми лет. Именно поэтому мы можем подчеркнуть траурные одежды осени, да и собственно сравнение осени со вдовой. Ахматова не расставалась с Гумилевым скандально или злобно, они, как принято говорить, остались друзьями, тем не менее, расставание определенно могло принести некоторые душевные потрясения.

Поэтесса сравнивает себя с осенью – периодом упадка, когда зима не наступила, но близится и ощущается. Полный разрыв с Гумилевым предполагает одиночество зимы, своеобразное забвение, а сейчас осень не перестает рыдать «перебирая мужнины слова». Тем не менее, со временем на эти слезы осени ляжет снег забвенья, хотя об этом Ахматова только мечтает сейчас и поэтому даже жизнь готова отдать за такое забвенье, эти строчки подчеркивают душевную боль поэтессы.

В целом, довольно интересно выстроено содержание стихотворение, которое описывает внутренние процессы в душе человека подобно смене времен года и перемене природе. Таким образом, подчеркивается естественный цикл всех подобных перемен, которые просто возникают и исчезают, одно сменяется другим. При этом мы также видим и взгляд со стороны самого автора, который указывает на свои глубокие переживания.

Какими бы естественными не были смены времен года, смены ощущений души, такие перемены не становятся менее яркими и ценными. Они всегда представляют собой тонкую природную материю, то самое бытие, которое и проявляется в этом мире на грани внешнего и внутреннего. Да слезы осени естественны, также как естественна и тоска по любимому человеку и то и другое со временем проходит и исчезает под снегом забвенья, только, когда капают слезы и идет дождь, они не думают о грядущем, они всегда здесь и сейчас, несмотря на цикличность и известность происходящего.

Также заключительные строчки стихотворения могут трактоваться не как потребность или просьба освободиться от каких-то переживаний. К примеру, боли и нег, которые вспоминаются относительно отношений, но и как стремление к общему освобождению.

Сначала Ахматова предлагает нам своеобразную схему мира, в котором и природа и люди представляют единую часть глобальных циклов. После этого заключает: «жизнь отдать не мало» за забвение. Вероятно, речь может идти о забвение – освобождении, то есть выходе из цикла страданий и радостей и переходе к чему-то более высокому.

Анализ стихотворения Заплаканная осень, как вдова по плану

Заплаканная осень, как вдова

Возможно вам будет интересно

Стихотворение было написано в 1841 году, на то время Михаил Лермонтов находился в ссылке на Кавказе. Стихотворение было одним из последних работ поэта.

Произведение относится к раннему лирическому творчеству поэта и по жанровой направленности представляет собой строгую поэтическую форму сонета в виде стихотворного послания к лицейскому другу.

Это великое стихотворение – лишь одно из целой части невероятно сентиментальных произведений этого автора того времени. Во время написания стихотворения «Осень» Николаем Михайловичем он попал в Европу

Многие стихотворения А. А. Фета представляют философские размышления автора над своей судьбой. При этом его мысли настолько глубоки, что реальная картина порой затмевается вымышленными представлениями.

Произведение относится к любовной лирике поэта и является одной из составных частей цикла стихотворений под названием «Любовь хулигана», обращенных к любви поэта к артистке Августе Миклашевской

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: