Стихотворение Иннокентиа Анненского Смычок и струны: сочинение

Анализ стихотворения Смычок и струны

Стихотворение «Смычок и струны» принадлежит перу Анненского – одного из поэтов «Серебряного века». Он особенно любил это своё творение. В жизни поэт был сдержанным человеком и обычно скрывал свои чувства, но при чтении «Смычка и струн» не мог оставаться спокойным. Очевидно, это произведение затрагивало его самые глубокие и трепетные чувства.

Сюжет стихотворения основан на взаимоотношениях двух предметов – смычка и скрипки. Однажды чья-то невидимая рука соединила их, и они почувствовали волнующую близость друг друга. Они были счастливы вместе, и от их слияния рождалась музыка, но душа скрипки при этом испытывала боль, так как им было суждено расстаться. Смычок понял её чувства и остановился, но струны скрипки продолжали звенеть, пока не иссякли последние силы.

Используя эти образы, автор раскрывает перед нами сложный мир человеческих отношений и переживаний. Он показывает, что счастье не бывает совершенным и всегда сопровождается болью от сознания его скоротечности. Но люди всё равно стремятся к высшей радости и гармонии, не останавливаясь ни перед какими мучениями, и от этого в мире рождается что-то прекрасное.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с перекрёстными рифмами и состоит из шести строф. В первых строках автор изображает сумрачный фон, на котором происходит действие:

Какой тяжёлый, тёмный бред!
Как эти выси мутно-лунны!
Касаться скрипки столько лет
И не узнать при свете струны!

При чтении этих строк воображение рисует картину: в мрачную комнату пробиваются тусклые лучи света, посредине стоит скрипач со своей скрипкой, которая кажется ему чужой. Но далее оказывается, что настоящим лирическим героем является не музыкант, а смычок:

Кому ж нас надо? Кто зажёг
Два жёлтых лика, два унылых.
И вдруг почувствовал смычок,
Что кто-то взял и кто-то слил их.

Мы видим, что человек выступает лишь как та сила, которая помогла встретиться и соединиться смычку со струнами. И между ними происходит драматический диалог, в ходе которого раскрываются их взаимные чувства:

«О, как давно! Сквозь эту тьму
Скажи одно: ты та ли, та ли?»
И струны ластились к нему,
Звеня, но, ластясь, трепетали.

«Не правда ль, больше никогда
Мы не расстанемся? довольно. »
И скрипка отвечала д а ,
Но сердцу скрипки было больно.

Звучание этих строк напоминает прикосновение смычка к струнам, а преобладающие короткие слова ассоциируются с его прерывистыми движениями. Такими выразительными средствами поэт подчёркивает противоречивые чувства радости и боли, владеющие героями. Этот внутренний конфликт достигает наивысшей силы в следующей строфе:

Смычок всё понял, он затих,
А в скрипке это всё держалось.
И было мукою для них,
Что людям музыкой казалось.

Здесь трагический разрыв между внешним благополучием и скрытым страданием оттеняется игрой слов, ведь «музыка», лишенная сердцевины (среднего слога), становится «мукой». Это созвучие противоположностей создаёт впечатление траура, которое подчёркивается эпитетом «чёрный» в заключительной части стиха:

Но человек не погасил
До утра свеч. И струны пели.
Лишь солнце их нашло без сил
На чёрном бархате постели.

На протяжении всего стихотворения сохраняется грустное, печальное настроение. В двух местах автор использует восклицательные знаки для того, чтобы показать не восторг, а всю горечь происходящего. Вопросы, остающиеся без ответа, усиливают мучительные переживания героев. Эпитеты «тяжёлый», «тёмный», «унылых» и слова «бред», «тьму», «расстанемся», «больно» подавляют редкие проявления света «мутно-лунны», «жёлтых», «зажёг». Но в конце картина изменяется: наступает утро, восходит солнце, а слово «постель» наводит на мысль об отдыхе. Здесь проступают христианские мотивы: тех, кто не останавливается в своём стремлении к высшему счастью, Бог доведёт до светлой обители, где они обретут успокоение от всех прошлых страданий.

Стихотворение «Смычок и струны» написано очень выразительным образным языком и производит неизгладимое впечатление на душу читателя. Не случайно оно стало самым известным произведением Анненского, которого вполне заслуженно считают поэтом большой психологической силы и тонкости.

Стихотворение Иннокентиа Анненского Смычок и струны: сочинение

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

г. Владимира “Гимназия №35”

  • Новости
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Основные сведения
    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
    • Образование
    • Образовательные стандарты
    • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
      • Администрация гимназии
      • Учителя начальной школы
      • Учителя математики и информатики
      • Учителя русского языка и литературы
      • Учителя истории и обществознания
      • Учителя физики, химии, биологии, географии, ОБЖ, физической культуры
      • Учителя иностранного языка
      • Учителя технологии, ИЗО, черчения, музыки, театра, ритмики
    • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
    • Стипендии и меры поддержки обучающихся
    • Платные образовательные услуги
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
    • Доступная среда
    • Международное сотрудничество
  • Информационная безопасность
    • Локальные нормативные акты
    • Нормативное регулирование
    • Педагогам
    • Родителям, школьникам
    • Безопасные сайты
  • Организация питания
  • Наши достижения
  • Итоговая аттестация
    • Итоговая аттестация 11 класс
    • Итоговая аттестация 9 класс
  • Дистанционное обучение
  • Родителям
    • Перечень учебников и учебных пособий
    • ГТО
    • Дистанционное обучение (Досуг)
  • Защита персональных данных
  • Электронный дневник
  • Горячая линия
  • Методическая работа
  • Инновационная деятельность
    • Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)
      • Нормативно-правовые документы ФГОС НОО
      • Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей
    • Основы религиозных культур и светской этики
      • Нормативно-правовая база
      • Преподавание ОРКСЭ в гимназии
      • Советы родителям
  • Всероссийские проверочные работы
  • Страница психолога
    • Родительская песочница
    • В копилку педагогу
    • Проект от журнала PSYCHOLOGIES “Фраза”
  • Наши классы
  • Воспитательная работа
  • Детские объединения
    • Клуб “Юный программист”
    • Летняя экологическая школа
    • Театральная студия “Янус”
    • Военно-патриотический клуб “Патриот”
    • ЮЗАС – юные защитники слова
    • История математического образования
  • Персонифицированное дополнительное образование
  • Дети и безопасность
  • Детский телефон доверия
  • Система экологического образования и воспитания
  • Журнал “Зеркало”
    • Разговор на актуальную тему
      • В чем смысл жизни человека
      • Какой должна быть современная семья
      • О компьютерных играх
      • О прозвищах и не только
      • О школе наших родителей и о современной школе
      • Школьная форма за или против
      • Встреча с Валерием Янковским
      • О бескорыстии
      • О защите окружающей среды
      • О правах и обязанностях
      • О словесной агрессии
      • Что в человеке самое главное
    • Наша жизнь
      • Мечты сбываются
    • Проба пера
      • Англоязычные переводы
      • Когда я был маленьким
      • Рассказы о войне
      • Фронтовое письмо
    • Читаем и размышляем
      • О повести С.К. Никитина Падучая звезда
      • О стихотворении И. Анненского Смычок и струны
      • О романе Ф.М. Достоевского Преступление и наказание
      • Отзывы о рассказе Куприна Чудесный доктор
    • Отражение
  • Фотоальбом “Школьная жизнь”
  • Учителями славится Россия
  • Музей гимназии
  • История гимназии
  • Архив новостей
  • Спрашиваете – отвечаем
  • Участвуй и побеждай!

О стихотворении И. Анненского

“Смычок и струны”

Когда мы говорим о каком бы то ни было произведении искусства, первой и, наверное, самой главной темой разговора становится наше личное интеллектуально-эмоциональное восприятие, ведь любому человеку всегда тяжело говорить о вещах, которые ему не понятны. Именно поэтому для анализа лирического стихотворения я выбрала «Смычок и струны» И.Ф. Анненского – произведение, которое я не просто поняла, а прочувствовала.

При прочтении каждой строчки этого стихотворения сердце сжимается, а в голове возникают яркие картинки-иллюстрации. Вот тёмная комната, струящийся из окна лунный свет, а вот изящный футляр в углу, покрытый тонкой тканью пыли. Всё это – первая строфа, навевающая мысли об одиночестве и о зыбкости и непостоянстве многих вещей в нашем мире. Но вот в комнату мерной величавой поступью входит человек. Он достаёт смычок и скрипку

и сливает их воедино. Смычок и струны нежно ластятся друг к другу и разговаривают, но, увы, диалог их сводится к тому, что несмотря

на искреннюю любовь друг к другу, они не могут быть вместе вечно. Судьбы их находятся в руках того, кто так редко вспоминает о существовании этой старой комнаты и старого футляра, уже давно ставшего всего лишь частью интерьера.

На мой взгляд, в этом стихотворении существуют два главных «действующих лица» – смычок и струны. Тема стихотворения выражена в его названии («Смычок и струны»), и идея заключена в словах:

И было мукою для них,

Что людям музыкой казалось.

Рассказывая «о них», Анненский рассуждает о таких качествах человека, как способность говорить, думать, чувствовать. Струны и смычок словно люди, которые не могут существовать друг без друга, но и быть вместе им тоже не суждено.

Свое стихотворение Анненский называл лирической пьесой. В нем всего лишь шесть строф, написанных двухсложным ямбом с перекрёстной рифмовкой. Но как виртуозно имитируют строки произведения прикосновение смычка к струнам. Особенно выразительны такие словосочетания, как «нас надо» и «ты та ли,

та ли», да и само построение стихотворения напоминает возвратно-поступательные движения смычка. И за этой потрясающе красивой формой скрывается глубокий в своей неоднозначности смысл произведения. Человек в поэтическом мире Анненского стремится

к преодолению одиночества и слиянию с родственными ему душами. Но, как мы видим, эти потребности человека остаются неудовлетворёнными, и это подтверждает последняя строфа, являющая собой сплошные многоточия и тусклую картину рассветной тишины.

Паламарь Екатерина, 11 «Б» (2011 год)

Персональные данные, фотографии учащихся размещены на сайте в соответствии с нормами 152 ФЗ РФ и с согласия их родителей

Персональные данные, фотографии сотрудников гимназии опубликованы на сайте на основании ст.29 273-ФЗ “Об образовании” и с их согласия.

«Смычок и струны», анализ стихотворения Анненского

История создания и публикации

Стихотворение впервые опубликовано в альманахе «Белый камень» (1908, № 1) под названием «Скрипка». В посмертном сборнике (И. Анненский. Кипарисовый ларец: Вторая книга стихов. Посмертная. М.: Кн. изд-во «Гриф», 1910), согласно плану автора, стихотворение получило название «Смычок и струны» и вошло в раздел «Кипарисовый ларец» в составе «Трилистника соблазна», который также включает в себя стихотворения «Маки» и «В марте». Сохранилось три недатированных автографа, один из них с вариантами.

Тема, жанр и литературное направление

Тема соблазна, связанная с названием «Трилистника», в который входит данное стихотворение, трактуется в нём широко и в самых разных аспектах.

В жанровом отношении перед нами образчик интимной лирики, в разновидности метафорической истории любви, популярной в европейской лирике XIX века (классический пример – «Ein Fichtenbaum steht einsam…» («Одинокий кедр…») Генриха Гейне).

Смычок и скрипка – отнюдь не абстрактные символы мужского и женского начала, а полноценные персонажи, участвующие в любовном сюжете (впрочем, достаточно условном, чтоб не ломать лирическую структуру ради перерастания в лиро-эпическую миниатюру – балладу), даже с элементами эротизма, усиленным двумя завершающими сточками.

Казалось бы, в основе стихотворения лежит олицетворение: смычок и скрипка переживают всё то. что чувствуют влюблённые: желание, восторг и боль, которые приносит единение, изнеможение после соития.

Но, как всегда в поэзии Анненского, создаваемые им конкретные образы, объединённые в стройную художественную систему, не дают основания для расширительного толкования своего иносказательного, а именно метафорического, значения ни в сторону символа, ни в сторону олицетворения. Основной художественный приём Анненского – ассоциация, о чём точно писал Вячеслав Иванов ещё в 1910 году: «И.Ф. Анненский-лирик является . символистом того направления, которое можно было бы назвать символизмом ассоциативным. Поэт-символист этого типа берёт исходною точкой в процессе своего творчества нечто физически или психологически конкретное и, не определяя его непосредственно, часто даже вовсе не называя, изображает ряд ассоциаций, имеющих с ним такую связь, обнаружение которой помогает многосторонне и ярко осознать душевный смысл явления, ставшего для поэта переживанием, и иногда впервые назвать его — прежде обычным и пустым, ныне же столь многозначительным его именем». Так в данном стихотворении тема эротического соблазна, сливаясь с темой «высокой» любви, всё равно затем раздваивается на «многозначительные» (и созвучные!) имена муки и музыки:

И было мукою для них,
Что людям музыкой казалось.

Тропы и образы

Образ лирического героя стихотворения сливается с образом скрипача, «одушевившего» музыкальный инструмент. При этом не вполне ясно, для кого он играет. Исходя из последнего стиха предпоследней строфы («…Что людям музыкой казалось»), у него всё же есть слушатели («люди»). С другой стороны, вряд ли они слушали бы его всю ночь:

Но человек не погасил
До утра свеч… И струны пели…

Если он играет для себя, то в предпоследней строфе («И было мукою для них, Что людям музыкой казалось») содержится просто рождённый автором афоризм, а вовсе не описание конкретной ситуации. Наконец, возможен и третий вариант «внешнего» сюжета: скрипач играл для своих гостей, но гости разошлись, а он, вовлечённый во «внутренний» сюжет, разворачивающийся между смычком и скрипкой, не может остановится до утра.

Таким образом, в центре лирического повествования, его «внутреннего» сюжета, всё же смычок и скрипка – не люди, а одушевлённые предметы.

«Там, где у Анненского вещь является не аксессуаром, а лирическим центром, — писала литературовед Лидия Гинзбург, — она не только не декоративна, но и вообще не статична, она вовлечена в движение. Вещи — скрипка, шарманка, будильник, испорченные часы, горящий фитиль, выдыхающийся детский шар — действуют, следовательно, меняются их соотношения с миром внешним и с тем внутренним, психологическим миром, которому они соответствуют. Через сюжетное движение вещей совершается лирическое исследование душевного процесса, детализация и конкретизация отдельных психологических состояний, которые в суммарной своей форме дали бы только отвлечённо-общие поэтические формулы — тоски, страха, разочарования или творческой радости».

Почему в итоговом сборнике поэт отказался от первоначального названия «Скрипка»? Почему скрипка вообще исчезла из названия и заменена струнами? Видимо потому, что «женское начало» должно обнаруживаться постепенно, по мере развития сюжета «слияния». При этом первые четыре строфы «рассказаны» как бы с точки зрения смычка и лишь последние две – с некой объективной, «человеческой» точки зрения.

Любовный экстаз – любовная мука, физически переживаемая скрипкой и смычком, – и она же музыка любви, эстетически переживаемая людьми – скрипачом и его слушателями, – оказывается вызванной некой внешней силой – внешней по отношению к любовникам, лишённым собственной воли. «Тяжёлый, тёмный бред» – вот что такое любовная страсть в первоначальном ощущении смычка (в первой строке стихотворения). И чем дальше образы-персонажи вовлекаются в любовный сюжет, тем больше хочется преодолеть этот «бред», навек сохранить достигнутый миг «слияния», и тем больше обнаруживается невозможность вечной гармонии и независимость любви от воли любящих (ведь «кто-то взял и кто-то слил их»):

«Не правда ль, больше никогда
Мы не расстанемся? довольно?»
И скрипка отвечала да,
Но сердцу скрипки было больно.

Размер и рифмовка

Четырёхстопный ямб (с излюбленной Анненским перекрёстной рифмовкой) — традиционный «повествовательный» размер русской лирики.

Банальность большей части рифм (вплоть до глагольных: держалось – казалось) представляется не небрежностью автора стихотворения, а тщательно продуманным фоном, на котором особенно ярко выступает свежая и сюжетно значимая рифма, связанная не только с развитием эротической сцены, но и задающая главный вопрос:

«О, как давно! Сквозь эту тьму
Скажи одно: ты та ли, та ли?»
И струны ластились к нему,
Звеня, но, ластясь, трепетали».

Анализ стихотворения «Смычок и струны»

Стихотворение “Смычок и струны” (1909), по свидетельству мемуаристов, было одним из самых любимых созданий И.Ф.Анненского. Будучи по возрасту намного старше всех других поэтов новых течений, он не любил демонстративных проявлений эмоций и обычно хорошо скрывал свои чувства под маской академической корректности. Однако, принимаясь за чтение “Смычка и струн”, поэт не мог сохранить будничного тона, присущего ему декламации собственных стихов.

…”Надрывным голосом, почти переставая владеть собой, произносил Анненский: “И было мукою для них, что людям музыкой казалось…”- вспоминал С.Маяковский. Очевидно, цитируем мемуаристом строчка воспринималась самим автором как эмоциональная кульминация, как смысловое ядро стихотворения.

Какой тяжелый, темный бред!

Как эти выси мутно-лунны!

Касаться скрипки столько лет

И не узнать при свете струны!

Кому ж нас надо? Кто зажег

Два желтых лика, два унылых.

И вдруг почувствовал смычок,

Что кто-то взял и кто-то слил их.

«О, как давно! Сквозь эту тьму

Скажи одно: ты та ли, та ли?»

И струны ластились к нему,

Звеня, но, ластясь, трепетали.

«Не правда ль, больше никогда

Мы не расстанемся? довольно. »

И скрипка отвечала «да»,

Но сердцу скрипки было больно.

Смычок всё понял, он затих,

А в скрипке эхо всё держалось.

И было мукою для них,

Что людям музыкой казалось.

Но человек не погасил

До утра свеч. И струны пели.

Лишь солнце их нашло без сил

На черном бархате постели.

Внешне стихотворение сочетает в себе признаки рассказа и драматического диалога (сам Анненский называл свои стихотворения «пьесами»). «Повествовательный» этой лирической пьесы намечен пунктиром глаголов совершенного вида: « зажёг… взял… слил… не погасил… нашло». Интересно, что субъект этой череды действий обозначен предельно общо, неконкретно: сначала неопределённым местоимением «кто-то», а в финале – существительным «человек», почти столь же неопределённым в контексте произведения. Восприятию читателя или слушателя предлагается лишь событийная рамка, как бы минимальная сюжетная мотивировка звучащего в «пьесе» диалога.

Смысл названия стихотворения.

В качестве вечных знаков психологических отношений в нём использована пара «Смычок и струны». Конкретность, вещественность этих предметов контрастирует с крайней зыбкостью человеческого присутствия. Происходит своеобразная инверсия отношений между субъектом и объектом: психологические качества – способность чувствовать, думать, страдать – переносятся на предметы. Сигнал этого переворота отношений – метафорическое использование слова « лики» по отношению к скрипке. «Два желтых лика, два унылых» при этом ассоциируются прежде всего с двумя деками скрипки: жёлтый лак их поверхности тускло отражает свет зажжённых свечей.

Однако благодаря импрессионистической, летучей манере «портретирования» однозначной связи между словом «лики» и конкретной деталью не возникает: ассоциативно оно связывается и с главными «действующими лицами» лирического события – смычком и струнами, и – шире – с любыми двумя тянущимися друг к другу существами.

Лирический сюжет сосредоточен на двух связанных между собой предметах, но сами предметы истолкованы символически, вовлечены в психологическое движение и потому сигнализируют о мире человеческих отношений. Этому способствует и форма драматического диалога, разворачивающегося в центральной части стихотворения.

«Реплики» драматического диалога имитируют прикосновение смычка к струнам. Кажется, что значение слов растворяется в звуковой имитации игры на скрипке. Строки будто пульсируют. Такое ощущение создаётся при помощи использования одно- и двусложных слов, звуковых повторов, сверхсемных ударений, а четырёхстопный ямб будто противодействует этому.

Миг переживаемого счастья неотделим от импульса боли, рождаемого сознанием того, что счастье мимолётно. Мгновение гармонии – кратковременный мираж на фоне «тёмного бреда» повседневности. Но стремление к гармонии неустранимо, даже если оно чревато гибелью, как неустранима роковая связь музыки и муки – таковы смысловые ассоциации, рождаемые движением стиха.

Человек в поэтическом мире Анненского жаждет преодолеть своё одиночество. Стремится к слиянию с миром и с родственными ему душами, но вновь и вновь переживает трагические разуверения в возможности счастья. Прежде всего потому, что не может отрешиться от бремени собственного сознания. Автор передаёт это посредством приёмов недоумения и самоиронии. Череда тревожных вопросов, звучащих во второй – четвёртой строфах, поддерживает картину мучительной работы сознания.

Раздельность и слитность становятся двумя внутренними мотивами стихотворения. Момент предельного напряжения между этими мотивами приходится на последние два стиха четвёртой строфы. Они связаны между собой контрастной парой утвердительного «да» и противительного «но».

Форма стихотворения отражает внутреннюю организацию произведения. Самое яркое тому подтверждение – фонетический ряд. Исключительное внимание к звуковому составу слов, к изысканным благозвучиям, ассонансам и аллитерациям – общее свойство поэзии символизма. Движение смысла – особенность лирики Анненского.

Первостепенная роль в звуковом ансамбле стихотворения принадлежит гласным «о» и «у» (ударным в словах заголовка). Характерно, что логические акценты приходятся на те слова, в которых ударными являются эти звуки (« тяжёлый, тёмный, мутно-лунны, столько, струны»). Эти звуки будто противостоят друг другу, на этом противостоянии возникает эмоциональная кульминация. Два неслиянных голоса взаимодействуют: смычок и струны – носители голосов. Реальный эпизод игры на скрипке (точнее, его звуковая имитация) в третьей и четвёртой строфах отмечен новой, нейтральной по отношению к взаимодействующим голосам оркестровкой: наиболее ответственные слова связаны с ассонансом на «а» и аллитерацией на «т» и «л» («ты та ли, та ли»; «ластились, ластясь, трепетали»). Это и есть краткий миг мечты, мимолётного миража, разрушаемого вернувшимся сознанием: понимание восстанавливает разнозвучие.

Нельзя не сказать о череде многоточий в стихотворении. Она подчёркивает возвращение к исходной ситуации одиночества, раздельности. Сигнализируемые ими паузы готовя к финальной картине рассветной тишины.

Истолкование и восприятие.

Современники поэта говорили, что Анненский « был весь неповторим и пленителен» (С.Маковский) Я думаю, что именно так можно сказать и о его творчестве. Отчуждённость от жизни, презрение к «здравому смыслу», мифотворчество, игра ума, неприятие реализма – это было определяющим в его постижении мира. Художник, поэт, творя слово своё и всё, что оно пробуждает в душе, творит единственную ценность – красоту иллюзии. Оттого и прекрасно, что невозможно. С горящими от любопытства глазами он проникает в самые тёмные, самые глухие закоулки человеческой души, для него ненавистно позёрство. Он пишет так, как чувствует. И это, по-моему, первостепенно.

«Монографический анализ стихотворения И. Анненского «Смычок и струны»»

Анализ стихотворения Иннокентия Анненского «Смычок и струны»

17 декабря 2015
Исследователь русского языка Иннокентий Анненский известен как представитель символистского направления в поэзии. Кому посчастливилось знакомиться с его немногочисленными стихотворениями, отмечают их утонченность и высокую образность. «Смычок и струны», по свидетельствам близких поэта, – одно из любимейших его творений собственного сочинения.

Поэзия стиха сложная, витиеватая. Анненскому довелось в работе переводчиком прочесть довольно много трудов французских мастеров пера. Обогатившись новыми изысканными оборотами речи, метафорами и литературными приемами, он создал в итоге шедевр изумительного стиля.

Символизм произведения – в теме главного сходства и противопоставления. Мир предметной природы описан в соотнесении с человеческой жизнью. Скрипка со струнами и смычок рисуются в стихотворении как образы женщины и мужчины, сперва связанные судьбой, а после – разорванные.

Трагизм и надрыв читается в строках, будто слышится отрывистая игра скрипача. Как для встречи струн со смычкой решающим является желание музыканта, так, по мнению автора, судьбой двух влюбленных сердец волен управлять только Бог, или случай, но никак не они сами. Если человек вправе сжалиться над дуэтом музыкального инструмента и играть хоть до самого утра при свете свеч. То любовью людей высшие силы часто пренебрегают, заставляя расставаться связанные сильными чувствами души.

Поэт прекрасно передал эмоции человека методом одушевления вещественного. Символы подобраны с поразительной уместностью. Центром композиции сам Анненский выделял строки предпоследней из шести строф. «…было мукою для них…» – с болью в душе, дрожащим до слез голосом декламировал поэт.

Размер стихотворения определяется как четырехстопный ямб. Рифмовка избрана традиционная – перекрестная. С применением ассоциативного метода и звуковых повторов автор строит каркас произведения. Сочетания слов звучат плавно и мелодично. Утверждение и противопоставление создает смысловое напряжение в четвертой строфе.

Неизбежность расставания после случайности встречи и тонкая мелодия бьющихся в унисон сердец в отведенное Богом время – вот зарисовка стиха, прекрасная, но трагическая.

Анализ стихотворения Смычок и струны

Стихотворение «Смычок и струны» принадлежит перу Анненского – одного из поэтов «Серебряного века». Он особенно любил это своё творение. В жизни поэт был сдержанным человеком и обычно скрывал свои чувства, но при чтении «Смычка и струн» не мог оставаться спокойным. Очевидно, это произведение затрагивало его самые глубокие и трепетные чувства.

Сюжет стихотворения основан на взаимоотношениях двух предметов – смычка и скрипки. Однажды чья-то невидимая рука соединила их, и они почувствовали волнующую близость друг друга. Они были счастливы вместе, и от их слияния рождалась музыка, но душа скрипки при этом испытывала боль, так как им было суждено расстаться. Смычок понял её чувства и остановился, но струны скрипки продолжали звенеть, пока не иссякли последние силы.

Используя эти образы, автор раскрывает перед нами сложный мир человеческих отношений и переживаний. Он показывает, что счастье не бывает совершенным и всегда сопровождается болью от сознания его скоротечности. Но люди всё равно стремятся к высшей радости и гармонии, не останавливаясь ни перед какими мучениями, и от этого в мире рождается что-то прекрасное.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с перекрёстными рифмами и состоит из шести строф. В первых строках автор изображает сумрачный фон, на котором происходит действие:

Какой тяжёлый, тёмный бред! Как эти выси мутно-лунны! Касаться скрипки столько лет И не узнать при свете струны!

При чтении этих строк воображение рисует картину: в мрачную комнату пробиваются тусклые лучи света, посредине стоит скрипач со своей скрипкой, которая кажется ему чужой. Но далее оказывается, что настоящим лирическим героем является не музыкант, а смычок:

Кому ж нас надо? Кто зажёг Два жёлтых лика, два унылых. И вдруг почувствовал смычок, Что кто-то взял и кто-то слил их.

Мы видим, что человек выступает лишь как та сила, которая помогла встретиться и соединиться смычку со струнами. И между ними происходит драматический диалог, в ходе которого раскрываются их взаимные чувства:

«О, как давно! Сквозь эту тьму Скажи одно: ты та ли, та ли?» И струны ластились к нему, Звеня, но, ластясь, трепетали.

«Не правда ль, больше никогда Мы не расстанемся? довольно. » И скрипка отвечала д а , Но сердцу скрипки было больно.

Звучание этих строк напоминает прикосновение смычка к струнам, а преобладающие короткие слова ассоциируются с его прерывистыми движениями. Такими выразительными средствами поэт подчёркивает противоречивые чувства радости и боли, владеющие героями. Этот внутренний конфликт достигает наивысшей силы в следующей строфе:

Смычок всё понял, он затих, А в скрипке это всё держалось. И было мукою для них, Что людям музыкой казалось.

Здесь трагический разрыв между внешним благополучием и скрытым страданием оттеняется игрой слов, ведь «музыка», лишенная сердцевины (среднего слога), становится «мукой». Это созвучие противоположностей создаёт впечатление траура, которое подчёркивается эпитетом «чёрный» в заключительной части стиха:

Но человек не погасил До утра свеч. И струны пели. Лишь солнце их нашло без сил На чёрном бархате постели.

На протяжении всего стихотворения сохраняется грустное, печальное настроение. В двух местах автор использует восклицательные знаки для того, чтобы показать не восторг, а всю горечь происходящего. Вопросы, остающиеся без ответа, усиливают мучительные переживания героев. Эпитеты «тяжёлый», «тёмный», «унылых» и слова «бред», «тьму», «расстанемся», «больно» подавляют редкие проявления света «мутно-лунны», «жёлтых», «зажёг». Но в конце картина изменяется: наступает утро, восходит солнце, а слово «постель» наводит на мысль об отдыхе. Здесь проступают христианские мотивы: тех, кто не останавливается в своём стремлении к высшему счастью, Бог доведёт до светлой обители, где они обретут успокоение от всех прошлых страданий.

Стихотворение «Смычок и струны» написано очень выразительным образным языком и производит неизгладимое впечатление на душу читателя. Не случайно оно стало самым известным произведением Анненского, которого вполне заслуженно считают поэтом большой психологической силы и тонкости.

LiveInternetLiveInternet

Иннокентий Фёдорович Анненский

Какой тяжелый, темный бред! Как эти выси мутно-лунны! Касаться скрипки столько лет И не узнать при свете струны!

Кому ж нас надо? Кто зажег Два желтых лика, два унылых… И вдруг почувствовал смычок, Что кто-то взял и кто-то слил их.

«О, как давно! Сквозь эту тьму Скажи одно: ты та ли, та ли?» И струны ластились к нему, Звеня, но, ластясь, трепетали.

«Не правда ль, больше никогда Мы не расстанемся? довольно. » И скрипка отвечала да, Но сердцу скрипки было больно.

Смычок все понял, он затих, А в скрипке эхо все держалось… И было мукою для них, Что людям музыкой казалось.

Но человек не погасил До утра свеч… И струны пели… Лишь солнце их нашло без сил На черном бархате постели.

Символизм как литературное явление был весьма распространен в России на рубеже 19 и 20 веков. Одним из приверженцев этого направления являлся поэт Иннокентий Анненский, который оставил довольно скромное литературное наследие. Однако при этом его поэтические произведения безупречны с точки зрения стилистики символизма, они настолько образны и изящны, что и спустя 100 лет воспринимаются так, будто бы были написаны только вчера. Заслуга в этом не только самого Анненского, но и французских поэтов, которые автор с удовольствием переводил на русский язык, впитывая в себя хрупкость их слога и черпая вдохновение в витиеватых фразах. Что же касается творчества Анненского, то одним из христоматийных произведений, опубликованных при жизни поэта, стало стихотворение «Смычок и скрипка», созданное в 1908 году.

Не секрет, что музыка является одним из способов выражения человеческих чувств. Однако Анненский воспринимал ее как источник вдохновения и один из символов жизни. Поэтому неудивительно, что в стихотворении «Смычок и скрипка» автор провел параллель между людьми и неодушевленными предметами, наделив последних умением ощущать боль и радость, любовь и безразличие.

Героями этого произведения являются скрипка и смычок, которые людьми всегда воспринимаются, как единое целое. Однако это не так, потому что они воссоединяются лишь тогда, когда звучит музыка. Точнее, по воле исполнителя музыка может возникнуть тогда, когда смычок нежно касается струн скрипки. В этом Анненский увидел высший символ взаимоотношений между мужчиной и женщиной, которые, встретившись после разлуки, словно скрипка и смычок, не смогли поначалу даже узнать друг друга. Но некто невидимый вновь толкнул их в объятия и «вдруг почувствовал смычок, что кто-то взял и кто-то слил их».

Для всех, кто был очевидцем того, что происходило, не было в увиденном ничего удивительного. Ведь скрипка и смычок рождены для того, чтобы звучала музыка. Но Анненский увидел в этом не просто набор нот и музыкальных фраз, а диалог двух живых душ, которые встретились для того, чтобы вновь расстаться. «И было мукою для них, что людям музыкой казалось», — отмечает поэт. Он видит гораздо больше, чем другие, поэтому может понять, что на самом деле означает союз скрипки и смычка. Проводя параллель с миром людей, автор делает одно удивительное открытие, убеждаясь, что и в союзе между мужчиной и женщиной всегда присутствует чья-то воля. Когда влюбленные встречаются или же расстаются, мы привыкли считать это судьбой. Но мало кто задумывается о том, что изменить ее не под силу даже тем, кто готов горы свернуть ради своей «половинки». В итоге чувство любви нередко сопровождается ощущением собственного бессилия, ведь нам не дано знать, что произойдет в следующий момент. Смычку и скрипке в этом отношении повезло, так как «человек не погасил до утра свеч… И струны пели». Земная же любовь не может похвастаться таким постоянством и жертвенностью. Ведь каждый человек, в первую очередь, ощущает собственную боль, а уж потом пытается представить, что чувствует в этот момент тот, кого он любит. Плюс ко всему, у скрипки и смычка есть еще одно преимущество: они всегда будут рядом, сложенные в одном футляре. Люди же, расставаясь, уходят друга от друга навсегда, и никакая музыка в мире не может заставить их вновь воссоединиться, забыв взаимные обиды. В этом, по мнению поэта, состоит отличие между одушевленными и неодушевленными предметами. Но при этом любой союз, даже речь идет о скрипке и смычке, является весьма символичным и в нем не может быть ничего случайного.

«Смычок и струны» И.Анненский

«Смычок и струны» Иннокентий Анненский

Какой тяжелый, темный бред! Как эти выси мутно-лунны! Касаться скрипки столько лет И не узнать при свете струны!

Кому ж нас надо? Кто зажег Два желтых лика, два унылых… И вдруг почувствовал смычок, Что кто-то взял и кто-то слил их.

«О, как давно! Сквозь эту тьму Скажи одно: ты та ли, та ли?» И струны ластились к нему, Звеня, но, ластясь, трепетали.

«Не правда ль, больше никогда Мы не расстанемся? довольно. » И скрипка отвечала да, Но сердцу скрипки было больно.

Смычок все понял, он затих, А в скрипке эхо все держалось… И было мукою для них, Что людям музыкой казалось.

Но человек не погасил До утра свеч… И струны пели… Лишь солнце их нашло без сил На черном бархате постели.

Анализ стихотворения Анненского «Смычок и струны»

Символизм как литературное явление был весьма распространен в России на рубеже 19 и 20 веков. Одним из приверженцев этого направления являлся поэт Иннокентий Анненский, который оставил довольно скромное литературное наследие. Однако при этом его поэтические произведения безупречны с точки зрения стилистики символизма, они настолько образны и изящны, что и спустя 100 лет воспринимаются так, будто бы были написаны только вчера. Заслуга в этом не только самого Анненского, но и французских поэтов, которые автор с удовольствием переводил на русский язык, впитывая в себя хрупкость их слога и черпая вдохновение в витиеватых фразах. Что же касается творчества Анненского, то одним из христоматийных произведений, опубликованных при жизни поэта, стало стихотворение «Смычок и скрипка», созданное в 1908 году.

Не секрет, что музыка является одним из способов выражения человеческих чувств. Однако Анненский воспринимал ее как источник вдохновения и один из символов жизни. Поэтому неудивительно, что в стихотворении «Смычок и скрипка» автор провел параллель между людьми и неодушевленными предметами, наделив последних умением ощущать боль и радость, любовь и безразличие.

Героями этого произведения являются скрипка и смычок, которые людьми всегда воспринимаются, как единое целое. Однако это не так, потому что они воссоединяются лишь тогда, когда звучит музыка. Точнее, по воле исполнителя музыка может возникнуть тогда, когда смычок нежно касается струн скрипки. В этом Анненский увидел высший символ взаимоотношений между мужчиной и женщиной, которые, встретившись после разлуки, словно скрипка и смычок, не смогли поначалу даже узнать друг друга. Но некто невидимый вновь толкнул их в объятия и «вдруг почувствовал смычок, что кто-то взял и кто-то слил их».

Для всех, кто был очевидцем того, что происходило, не было в увиденном ничего удивительного. Ведь скрипка и смычок рождены для того, чтобы звучала музыка. Но Анненский увидел в этом не просто набор нот и музыкальных фраз, а диалог двух живых душ, которые встретились для того, чтобы вновь расстаться. «И было мукою для них, что людям музыкой казалось», — отмечает поэт. Он видит гораздо больше, чем другие, поэтому может понять, что на самом деле означает союз скрипки и смычка. Проводя параллель с миром людей, автор делает одно удивительное открытие, убеждаясь, что и в союзе между мужчиной и женщиной всегда присутствует чья-то воля. Когда влюбленные встречаются или же расстаются, мы привыкли считать это судьбой. Но мало кто задумывается о том, что изменить ее не под силу даже тем, кто готов горы свернуть ради своей «половинки». В итоге чувство любви нередко сопровождается ощущением собственного бессилия, ведь нам не дано знать, что произойдет в следующий момент. Смычку и скрипке в этом отношении повезло, так как «человек не погасил до утра свеч… И струны пели». Земная же любовь не может похвастаться таким постоянством и жертвенностью. Ведь каждый человек, в первую очередь, ощущает собственную боль, а уж потом пытается представить, что чувствует в этот момент тот, кого он любит. Плюс ко всему, у скрипки и смычка есть еще одно преимущество: они всегда будут рядом, сложенные в одном футляре. Люди же, расставаясь, уходят друга от друга навсегда, и никакая музыка в мире не может заставить их вновь воссоединиться, забыв взаимные обиды. В этом, по мнению поэта, состоит отличие между одушевленными и неодушевленными предметами. Но при этом любой союз, даже речь идет о скрипке и смычке, является весьма символичным и в нем не может быть ничего случайного.

Тропы и образы

Образ лирического героя стихотворения сливается с образом скрипача, «одушевившего» музыкальный инструмент. При этом не вполне ясно, для кого он играет. Исходя из последнего стиха предпоследней строфы («…Что людям музыкой казалось»), у него всё же есть слушатели («люди»). С другой стороны, вряд ли они слушали бы его всю ночь:

Но человек не погасил До утра свеч… И струны пели…

Если он играет для себя, то в предпоследней строфе («И было мукою для них, Что людям музыкой казалось») содержится просто рождённый автором афоризм, а вовсе не описание конкретной ситуации. Наконец, возможен и третий вариант «внешнего» сюжета: скрипач играл для своих гостей, но гости разошлись, а он, вовлечённый во «внутренний» сюжет, разворачивающийся между смычком и скрипкой, не может остановится до утра.

Таким образом, в центре лирического повествования, его «внутреннего» сюжета, всё же смычок и скрипка – не люди, а одушевлённые предметы.

«Там, где у Анненского вещь является не аксессуаром, а лирическим центром, — писала литературовед Лидия Гинзбург, — она не только не декоративна, но и вообще не статична, она вовлечена в движение. Вещи — скрипка, шарманка, будильник, испорченные часы, горящий фитиль, выдыхающийся детский шар — действуют, следовательно, меняются их соотношения с миром внешним и с тем внутренним, психологическим миром, которому они соответствуют. Через сюжетное движение вещей совершается лирическое исследование душевного процесса, детализация и конкретизация отдельных психологических состояний, которые в суммарной своей форме дали бы только отвлечённо-общие поэтические формулы — тоски, страха, разочарования или творческой радости».

Почему в итоговом сборнике поэт отказался от первоначального названия «Скрипка»? Почему скрипка вообще исчезла из названия и заменена струнами? Видимо потому, что «женское начало» должно обнаруживаться постепенно, по мере развития сюжета «слияния». При этом первые четыре строфы «рассказаны» как бы с точки зрения смычка и лишь последние две – с некой объективной, «человеческой» точки зрения.

Любовный экстаз – любовная мука, физически переживаемая скрипкой и смычком, – и она же музыка любви, эстетически переживаемая людьми – скрипачом и его слушателями, – оказывается вызванной некой внешней силой – внешней по отношению к любовникам, лишённым собственной воли. «Тяжёлый, тёмный бред» – вот что такое любовная страсть в первоначальном ощущении смычка (в первой строке стихотворения). И чем дальше образы-персонажи вовлекаются в любовный сюжет, тем больше хочется преодолеть этот «бред», навек сохранить достигнутый миг «слияния», и тем больше обнаруживается невозможность вечной гармонии и независимость любви от воли любящих (ведь «кто-то взял и кто-то слил их»):

«Не правда ль, больше никогда Мы не расстанемся? довольно?» И скрипка отвечала да, Но сердцу скрипки было больно.

“Смычок и струны” анализ 1. Ритм размер и рифмовка
2. Лексика, языковые выразительные средства

u0421u044eu0436u0435u0442 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u044f u043eu0441u043du043eu0432u0430u043d u043du0430 u0432u0437u0430u0438u043cu043eu043eu0442u043du043eu0448u0435u043du0438u044fu0445 u0434u0432u0443u0445 u043fu0440u0435u0434u043cu0435u0442u043eu0432 u2013 u0441u043cu044bu0447u043au0430 u0438 u0441u043au0440u0438u043fu043au0438. u041eu0434u043du0430u0436u0434u044b u0447u044cu044f-u0442u043e u043du0435u0432u0438u0434u0438u043cu0430u044f u0440u0443u043au0430 u0441u043eu0435u0434u0438u043du0438u043bu0430 u0438u0445, u0438 u043eu043du0438 u043fu043eu0447u0443u0432u0441u0442u0432u043eu0432u0430u043bu0438 u0432u043eu043bu043du0443u044eu0449u0443u044e u0431u043bu0438u0437u043eu0441u0442u044c u0434u0440u0443u0433 u0434u0440u0443u0433u0430. u041eu043du0438 u0431u044bu043bu0438 u0441u0447u0430u0441u0442u043bu0438u0432u044b u0432u043cu0435u0441u0442u0435, u0438 u043eu0442 u0438u0445 u0441u043bu0438u044fu043du0438u044f u0440u043eu0436u0434u0430u043bu0430u0441u044c u043cu0443u0437u044bu043au0430, u043du043e u0434u0443u0448u0430 u0441u043au0440u0438u043fu043au0438 u043fu0440u0438 u044du0442u043eu043c u0438u0441u043fu044bu0442u044bu0432u0430u043bu0430 u0431u043eu043bu044c, u0442u0430u043a u043au0430u043a u0438u043c u0431u044bu043bu043e u0441u0443u0436u0434u0435u043du043e u0440u0430u0441u0441u0442u0430u0442u044cu0441u044f. u0421u043cu044bu0447u043eu043a u043fu043eu043du044fu043b u0435u0451 u0447u0443u0432u0441u0442u0432u0430 u0438 u043eu0441u0442u0430u043du043eu0432u0438u043bu0441u044f, u043du043e u0441u0442u0440u0443u043du044b u0441u043au0440u0438u043fu043au0438 u043fu0440u043eu0434u043eu043bu0436u0430u043bu0438 u0437u0432u0435u043du0435u0442u044c, u043fu043eu043au0430 u043du0435 u0438u0441u0441u044fu043au043bu0438 u043fu043eu0441u043bu0435u0434u043du0438u0435 u0441u0438u043bu044b.n

u0418u0441u043fu043eu043bu044cu0437u0443u044f u044du0442u0438 u043eu0431u0440u0430u0437u044b, u0430u0432u0442u043eu0440 u0440u0430u0441u043au0440u044bu0432u0430u0435u0442 u043fu0435u0440u0435u0434 u043du0430u043cu0438 u0441u043bu043eu0436u043du044bu0439 u043cu0438u0440 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u0447u0435u0441u043au0438u0445 u043eu0442u043du043eu0448u0435u043du0438u0439 u0438 u043fu0435u0440u0435u0436u0438u0432u0430u043du0438u0439. u041eu043d u043fu043eu043au0430u0437u044bu0432u0430u0435u0442, u0447u0442u043e u0441u0447u0430u0441u0442u044cu0435 u043du0435 u0431u044bu0432u0430u0435u0442 u0441u043eu0432u0435u0440u0448u0435u043du043du044bu043c u0438 u0432u0441u0435u0433u0434u0430 u0441u043eu043fu0440u043eu0432u043eu0436u0434u0430u0435u0442u0441u044f u0431u043eu043bu044cu044e u043eu0442 u0441u043eu0437u043du0430u043du0438u044f u0435u0433u043e u0441u043au043eu0440u043eu0442u0435u0447u043du043eu0441u0442u0438. u041du043e u043bu044eu0434u0438 u0432u0441u0451 u0440u0430u0432u043du043e u0441u0442u0440u0435u043cu044fu0442u0441u044f u043a u0432u044bu0441u0448u0435u0439 u0440u0430u0434u043eu0441u0442u0438 u0438 u0433u0430u0440u043cu043eu043du0438u0438, u043du0435 u043eu0441u0442u0430u043du0430u0432u043bu0438u0432u0430u044fu0441u044c u043du0438 u043fu0435u0440u0435u0434 u043au0430u043au0438u043cu0438 u043cu0443u0447u0435u043du0438u044fu043cu0438, u0438 u043eu0442 u044du0442u043eu0433u043e u0432 u043cu0438u0440u0435 u0440u043eu0436u0434u0430u0435u0442u0441u044f u0447u0442u043e-u0442u043e u043fu0440u0435u043au0440u0430u0441u043du043eu0435.n

u0421u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0435 u043du0430u043fu0438u0441u0430u043du043e u0447u0435u0442u044bu0440u0435u0445u0441u0442u043eu043fu043du044bu043c u044fu043cu0431u043eu043c u0441 u043fu0435u0440u0435u043au0440u0451u0441u0442u043du044bu043cu0438 u0440u0438u0444u043cu0430u043cu0438 u0438 u0441u043eu0441u0442u043eu0438u0442 u0438u0437 u0448u0435u0441u0442u0438 u0441u0442u0440u043eu0444. u0412 u043fu0435u0440u0432u044bu0445 u0441u0442u0440u043eu043au0430u0445 u0430u0432u0442u043eu0440 u0438u0437u043eu0431u0440u0430u0436u0430u0435u0442 u0441u0443u043cu0440u0430u0447u043du044bu0439 u0444u043eu043d, u043du0430 u043au043eu0442u043eu0440u043eu043c u043fu0440u043eu0438u0441u0445u043eu0434u0438u0442 u0434u0435u0439u0441u0442u0432u0438u0435:n

u041au0430u043au043eu0439 u0442u044fu0436u0451u043bu044bu0439, u0442u0451u043cu043du044bu0439 u0431u0440u0435u0434!n

u041au0430u043a u044du0442u0438 u0432u044bu0441u0438 u043cu0443u0442u043du043e-u043bu0443u043du043du044b!n

u041au0430u0441u0430u0442u044cu0441u044f u0441u043au0440u0438u043fu043au0438 u0441u0442u043eu043bu044cu043au043e u043bu0435u0442n

u0418 u043du0435 u0443u0437u043du0430u0442u044c u043fu0440u0438 u0441u0432u0435u0442u0435 u0441u0442u0440u0443u043du044b!n

u041fu0440u0438 u0447u0442u0435u043du0438u0438 u044du0442u0438u0445 u0441u0442u0440u043eu043a u0432u043eu043eu0431u0440u0430u0436u0435u043du0438u0435 u0440u0438u0441u0443u0435u0442 u043au0430u0440u0442u0438u043du0443: u0432 u043cu0440u0430u0447u043du0443u044e u043au043eu043cu043du0430u0442u0443 u043fu0440u043eu0431u0438u0432u0430u044eu0442u0441u044f u0442u0443u0441u043au043bu044bu0435 u043bu0443u0447u0438 u0441u0432u0435u0442u0430, u043fu043eu0441u0440u0435u0434u0438u043du0435 u0441u0442u043eu0438u0442 u0441u043au0440u0438u043fu0430u0447 u0441u043e u0441u0432u043eu0435u0439 u0441u043au0440u0438u043fu043au043eu0439, u043au043eu0442u043eu0440u0430u044f u043au0430u0436u0435u0442u0441u044f u0435u043cu0443 u0447u0443u0436u043eu0439. u041du043e u0434u0430u043bu0435u0435 u043eu043au0430u0437u044bu0432u0430u0435u0442u0441u044f, u0447u0442u043e u043du0430u0441u0442u043eu044fu0449u0438u043c u043bu0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au0438u043c u0433u0435u0440u043eu0435u043c u044fu0432u043bu044fu0435u0442u0441u044f u043du0435 u043cu0443u0437u044bu043au0430u043du0442, u0430 u0441u043cu044bu0447u043eu043a:n

u041au043eu043cu0443 u0436 u043du0430u0441 u043du0430u0434u043e? u041au0442u043e u0437u0430u0436u0451u0433n

u0414u0432u0430 u0436u0451u043bu0442u044bu0445 u043bu0438u043au0430, u0434u0432u0430 u0443u043du044bu043bu044bu0445. u00a0

u0418 u0432u0434u0440u0443u0433 u043fu043eu0447u0443u0432u0441u0442u0432u043eu0432u0430u043b u0441u043cu044bu0447u043eu043a,n

u0427u0442u043e u043au0442u043e-u0442u043e u0432u0437u044fu043b u0438 u043au0442u043e-u0442u043e u0441u043bu0438u043b u0438u0445.n

u041cu044b u0432u0438u0434u0438u043c, u0447u0442u043e u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043a u0432u044bu0441u0442u0443u043fu0430u0435u0442 u043bu0438u0448u044c u043au0430u043a u0442u0430 u0441u0438u043bu0430, u043au043eu0442u043eu0440u0430u044f u043fu043eu043cu043eu0433u043bu0430 u0432u0441u0442u0440u0435u0442u0438u0442u044cu0441u044f u0438 u0441u043eu0435u0434u0438u043du0438u0442u044cu0441u044f u0441u043cu044bu0447u043au0443 u0441u043e u0441u0442u0440u0443u043du0430u043cu0438. u0418 u043cu0435u0436u0434u0443 u043du0438u043cu0438 u043fu0440u043eu0438u0441u0445u043eu0434u0438u0442 u0434u0440u0430u043cu0430u0442u0438u0447u0435u0441u043au0438u0439 u0434u0438u0430u043bu043eu0433, u0432 u0445u043eu0434u0435 u043au043eu0442u043eu0440u043eu0433u043e u0440u0430u0441u043au0440u044bu0432u0430u044eu0442u0441u044f u0438u0445 u0432u0437u0430u0438u043cu043du044bu0435 u0447u0443u0432u0441u0442u0432u0430:n

u00abu041e, u043au0430u043a u0434u0430u0432u043du043e! u0421u043au0432u043eu0437u044c u044du0442u0443 u0442u044cu043cu0443n

u0421u043au0430u0436u0438 u043eu0434u043du043e: u0442u044b u0442u0430 u043bu0438, u0442u0430 u043bu0438?u00bbn

u0418 u0441u0442u0440u0443u043du044b u043bu0430u0441u0442u0438u043bu0438u0441u044c u043a u043du0435u043cu0443,n

u0417u0432u0435u043du044f, u043du043e, u043bu0430u0441u0442u044fu0441u044c, u0442u0440u0435u043fu0435u0442u0430u043bu0438.n

u00abu041du0435 u043fu0440u0430u0432u0434u0430 u043bu044c, u0431u043eu043bu044cu0448u0435 u043du0438u043au043eu0433u0434u0430n

u041cu044b u043du0435 u0440u0430u0441u0441u0442u0430u043du0435u043cu0441u044f? u0434u043eu0432u043eu043bu044cu043du043e. u00bbn

u0418 u0441u043au0440u0438u043fu043au0430 u043eu0442u0432u0435u0447u0430u043bu0430 u0434 u0430 ,n

u041du043e u0441u0435u0440u0434u0446u0443 u0441u043au0440u0438u043fu043au0438 u0431u044bu043bu043e u0431u043eu043bu044cu043du043e.n

u0417u0432u0443u0447u0430u043du0438u0435 u044du0442u0438u0445 u0441u0442u0440u043eu043a u043du0430u043fu043eu043cu0438u043du0430u0435u0442 u043fu0440u0438u043au043eu0441u043du043eu0432u0435u043du0438u0435 u0441u043cu044bu0447u043au0430 u043a u0441u0442u0440u0443u043du0430u043c, u0430 u043fu0440u0435u043eu0431u043bu0430u0434u0430u044eu0449u0438u0435 u043au043eu0440u043eu0442u043au0438u0435 u0441u043bu043eu0432u0430 u0430u0441u0441u043eu0446u0438u0438u0440u0443u044eu0442u0441u044f u0441 u0435u0433u043e u043fu0440u0435u0440u044bu0432u0438u0441u0442u044bu043cu0438 u0434u0432u0438u0436u0435u043du0438u044fu043cu0438. u0422u0430u043au0438u043cu0438 u0432u044bu0440u0430u0437u0438u0442u0435u043bu044cu043du044bu043cu0438 u0441u0440u0435u0434u0441u0442u0432u0430u043cu0438 u043fu043eu044du0442 u043fu043eu0434u0447u0451u0440u043au0438u0432u0430u0435u0442 u043fu0440u043eu0442u0438u0432u043eu0440u0435u0447u0438u0432u044bu0435 u0447u0443u0432u0441u0442u0432u0430 u0440u0430u0434u043eu0441u0442u0438 u0438 u0431u043eu043bu0438, u0432u043bu0430u0434u0435u044eu0449u0438u0435 u0433u0435u0440u043eu044fu043cu0438. u042du0442u043eu0442 u0432u043du0443u0442u0440u0435u043du043du0438u0439 u043au043eu043du0444u043bu0438u043au0442 u0434u043eu0441u0442u0438u0433u0430u0435u0442 u043du0430u0438u0432u044bu0441u0448u0435u0439 u0441u0438u043bu044b u0432 u0441u043bu0435u0434u0443u044eu0449u0435u0439 u0441u0442u0440u043eu0444u0435:n

u0421u043cu044bu0447u043eu043a u0432u0441u0451 u043fu043eu043du044fu043b, u043eu043d u0437u0430u0442u0438u0445,n

u0410 u0432 u0441u043au0440u0438u043fu043au0435 u044du0442u043e u0432u0441u0451 u0434u0435u0440u0436u0430u043bu043eu0441u044c. u00a0

u0418 u0431u044bu043bu043e u043cu0443u043au043eu044e u0434u043bu044f u043du0438u0445,n

u0427u0442u043e u043bu044eu0434u044fu043c u043cu0443u0437u044bu043au043eu0439 u043au0430u0437u0430u043bu043eu0441u044c.n

u0417u0434u0435u0441u044c u0442u0440u0430u0433u0438u0447u0435u0441u043au0438u0439 u0440u0430u0437u0440u044bu0432 u043cu0435u0436u0434u0443 u0432u043du0435u0448u043du0438u043c u0431u043bu0430u0433u043eu043fu043eu043bu0443u0447u0438u0435u043c u0438 u0441u043au0440u044bu0442u044bu043c u0441u0442u0440u0430u0434u0430u043du0438u0435u043c u043eu0442u0442u0435u043du044fu0435u0442u0441u044f u0438u0433u0440u043eu0439 u0441u043bu043eu0432, u0432u0435u0434u044c u00abu043cu0443u0437u044bu043au0430u00bb, u043bu0438u0448u0435u043du043du0430u044f u0441u0435u0440u0434u0446u0435u0432u0438u043du044b (u0441u0440u0435u0434u043du0435u0433u043e u0441u043bu043eu0433u0430), u0441u0442u0430u043du043eu0432u0438u0442u0441u044f u00abu043cu0443u043au043eu0439u00bb. u042du0442u043e u0441u043eu0437u0432u0443u0447u0438u0435 u043fu0440u043eu0442u0438u0432u043eu043fu043eu043bu043eu0436u043du043eu0441u0442u0435u0439 u0441u043eu0437u0434u0430u0451u0442 u0432u043fu0435u0447u0430u0442u043bu0435u043du0438u0435 u0442u0440u0430u0443u0440u0430, u043au043eu0442u043eu0440u043eu0435 u043fu043eu0434u0447u0451u0440u043au0438u0432u0430u0435u0442u0441u044f u044du043fu0438u0442u0435u0442u043eu043c u00abu0447u0451u0440u043du044bu0439u00bb u0432 u0437u0430u043au043bu044eu0447u0438u0442u0435u043bu044cu043du043eu0439 u0447u0430u0441u0442u0438 u0441u0442u0438u0445u0430:n

u041du043e u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043a u043du0435 u043fu043eu0433u0430u0441u0438u043bn

u0414u043e u0443u0442u0440u0430 u0441u0432u0435u0447. u0418 u0441u0442u0440u0443u043du044b u043fu0435u043bu0438. u00a0

u041bu0438u0448u044c u0441u043eu043bu043du0446u0435 u0438u0445 u043du0430u0448u043bu043e u0431u0435u0437 u0441u0438u043bn

u041du0430 u0447u0451u0440u043du043eu043c u0431u0430u0440u0445u0430u0442u0435 u043fu043eu0441u0442u0435u043bu0438.n

u041du0430 u043fu0440u043eu0442u044fu0436u0435u043du0438u0438 u0432u0441u0435u0433u043e u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u044f u0441u043eu0445u0440u0430u043du044fu0435u0442u0441u044f u0433u0440u0443u0441u0442u043du043eu0435, u043fu0435u0447u0430u043bu044cu043du043eu0435 u043du0430u0441u0442u0440u043eu0435u043du0438u0435. u0412 u0434u0432u0443u0445 u043cu0435u0441u0442u0430u0445 u0430u0432u0442u043eu0440 u0438u0441u043fu043eu043bu044cu0437u0443u0435u0442 u0432u043eu0441u043au043bu0438u0446u0430u0442u0435u043bu044cu043du044bu0435 u0437u043du0430u043au0438 u0434u043bu044f u0442u043eu0433u043e, u0447u0442u043eu0431u044b u043fu043eu043au0430u0437u0430u0442u044c u043du0435 u0432u043eu0441u0442u043eu0440u0433, u0430 u0432u0441u044e u0433u043eu0440u0435u0447u044c u043fu0440u043eu0438u0441u0445u043eu0434u044fu0449u0435u0433u043e. u0412u043eu043fu0440u043eu0441u044b, u043eu0441u0442u0430u044eu0449u0438u0435u0441u044f u0431u0435u0437 u043eu0442u0432u0435u0442u0430, u0443u0441u0438u043bu0438u0432u0430u044eu0442 u043cu0443u0447u0438u0442u0435u043bu044cu043du044bu0435 u043fu0435u0440u0435u0436u0438u0432u0430u043du0438u044f u0433u0435u0440u043eu0435u0432. u042du043fu0438u0442u0435u0442u044b u00abu0442u044fu0436u0451u043bu044bu0439u00bb, u00abu0442u0451u043cu043du044bu0439u00bb, u00abu0443u043du044bu043bu044bu0445u00bb u0438 u0441u043bu043eu0432u0430 u00abu0431u0440u0435u0434u00bb, u00abu0442u044cu043cu0443u00bb, u00abu0440u0430u0441u0441u0442u0430u043du0435u043cu0441u044fu00bb, u00abu0431u043eu043bu044cu043du043eu00bb u043fu043eu0434u0430u0432u043bu044fu044eu0442 u0440u0435u0434u043au0438u0435 u043fu0440u043eu044fu0432u043bu0435u043du0438u044f u0441u0432u0435u0442u0430 u00abu043cu0443u0442u043du043e-u043bu0443u043du043du044bu00bb, u00abu0436u0451u043bu0442u044bu0445u00bb, u00abu0437u0430u0436u0451u0433u00bb. u041du043e u0432 u043au043eu043du0446u0435 u043au0430u0440u0442u0438u043du0430 u0438u0437u043cu0435u043du044fu0435u0442u0441u044f: u043du0430u0441u0442u0443u043fu0430u0435u0442 u0443u0442u0440u043e, u0432u043eu0441u0445u043eu0434u0438u0442 u0441u043eu043bu043du0446u0435, u0430 u0441u043bu043eu0432u043e u00abu043fu043eu0441u0442u0435u043bu044cu00bb u043du0430u0432u043eu0434u0438u0442 u043du0430 u043cu044bu0441u043bu044c u043eu0431 u043eu0442u0434u044bu0445u0435. u0417u0434u0435u0441u044c u043fu0440u043eu0441u0442u0443u043fu0430u044eu0442 u0445u0440u0438u0441u0442u0438u0430u043du0441u043au0438u0435 u043cu043eu0442u0438u0432u044b: u0442u0435u0445, u043au0442u043e u043du0435 u043eu0441u0442u0430u043du0430u0432u043bu0438u0432u0430u0435u0442u0441u044f u0432 u0441u0432u043eu0451u043c u0441u0442u0440u0435u043cu043bu0435u043du0438u0438 u043a u0432u044bu0441u0448u0435u043cu0443 u0441u0447u0430u0441u0442u044cu044e, u0411u043eu0433 u0434u043eu0432u0435u0434u0451u0442 u0434u043e u0441u0432u0435u0442u043bu043eu0439 u043eu0431u0438u0442u0435u043bu0438, u0433u0434u0435 u043eu043du0438 u043eu0431u0440u0435u0442u0443u0442 u0443u0441u043fu043eu043au043eu0435u043du0438u0435 u043eu0442 u0432u0441u0435u0445 u043fu0440u043eu0448u043bu044bu0445 u0441u0442u0440u0430u0434u0430u043du0438u0439.n

u0421u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0435 u00abu0421u043cu044bu0447u043eu043a u0438 u0441u0442u0440u0443u043du044bu00bb u043du0430u043fu0438u0441u0430u043du043e u043eu0447u0435u043du044c u0432u044bu0440u0430u0437u0438u0442u0435u043bu044cu043du044bu043c u043eu0431u0440u0430u0437u043du044bu043c u044fu0437u044bu043au043eu043c u0438 u043fu0440u043eu0438u0437u0432u043eu0434u0438u0442 u043du0435u0438u0437u0433u043bu0430u0434u0438u043cu043eu0435 u0432u043fu0435u0447u0430u0442u043bu0435u043du0438u0435 u043du0430 u0434u0443u0448u0443 u0447u0438u0442u0430u0442u0435u043bu044f. u041du0435 u0441u043bu0443u0447u0430u0439u043du043e u043eu043du043e u0441u0442u0430u043bu043e u0441u0430u043cu044bu043c u0438u0437u0432u0435u0441u0442u043du044bu043c u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u0435u043c u0410u043du043du0435u043du0441u043au043eu0433u043e, u043au043eu0442u043eu0440u043eu0433u043e u0432u043fu043eu043bu043du0435 u0437u0430u0441u043bu0443u0436u0435u043du043du043e u0441u0447u0438u0442u0430u044eu0442 u043fu043eu044du0442u043eu043c u0431u043eu043bu044cu0448u043eu0439 u043fu0441u0438u0445u043eu043bu043eu0433u0438u0447u0435u0441u043au043eu0439 u0441u0438u043bu044b u0438 u0442u043eu043du043au043eu0441u0442u0438. “>]” data-test=”answer-box-list”>

«Смычок и струны» И. Анненский

Какой тяжелый, тёмный бред!
Как эти выси мутно-лунны!
Касаться скрипки столько лет
И не узнать при свете струны!

Кому ж нас надо? Кто зажёг
Два желтых лика, два унылых…
И вдруг почувствовал смычок,
Что кто-то взял и кто-то слил их.

«О, как давно! Сквозь эту тьму
Скажи одно, ты та ли, та ли?»
И струны ластились к нему,
Звеня, но, ластясь, трепетали.

«Не правда ль, больше никогда
Мы не расстанемся? довольно…»
И скрипка отвечала да,
Но сердцу скрипки было больно.

Смычок все понял, он затих,
А в скрипке эхо все держалось…
И было мукою для них,
Что людям музыкой казалось.

Но человек не погасил
До утра свеч… И струны пели…
Лишь солнце их нашло без сил
На черном бархате постели.

Анализ стихотворения Анненского «Смычок и струны»

Символизм как литературное явление был весьма распространен в России на рубеже 19 и 20 веков. Одним из приверженцев этого направления являлся поэт Иннокентий Анненский, который оставил довольно скромное литературное наследие. Однако при этом его поэтические произведения безупречны с точки зрения стилистики символизма, они настолько образны и изящны, что и спустя 100 лет воспринимаются так, будто бы были написаны только вчера. Заслуга в этом не только самого Анненского, но и французских поэтов, которые автор с удовольствием переводил на русский язык, впитывая в себя хрупкость их слога и черпая вдохновение в витиеватых фразах. Что же касается творчества Анненского, то одним из христоматийных произведений, опубликованных при жизни поэта, стало стихотворение «Смычок и скрипка», созданное в 1908 году.

Не секрет, что музыка является одним из способов выражения человеческих чувств. Однако Анненский воспринимал ее как источник вдохновения и один из символов жизни. Поэтому неудивительно, что в стихотворении «Смычок и скрипка» автор провел параллель между людьми и неодушевленными предметами, наделив последних умением ощущать боль и радость, любовь и безразличие.

Героями этого произведения являются скрипка и смычок, которые людьми всегда воспринимаются, как единое целое. Однако это не так, потому что они воссоединяются лишь тогда, когда звучит музыка. Точнее, по воле исполнителя музыка может возникнуть тогда, когда смычок нежно касается струн скрипки. В этом Анненский увидел высший символ взаимоотношений между мужчиной и женщиной, которые, встретившись после разлуки, словно скрипка и смычок, не смогли поначалу даже узнать друг друга. Но некто невидимый вновь толкнул их в объятия и «вдруг почувствовал смычок, что кто-то взял и кто-то слил их».

Для всех, кто был очевидцем того, что происходило, не было в увиденном ничего удивительного. Ведь скрипка и смычок рождены для того, чтобы звучала музыка. Но Анненский увидел в этом не просто набор нот и музыкальных фраз, а диалог двух живых душ, которые встретились для того, чтобы вновь расстаться. «И было мукою для них, что людям музыкой казалось», – отмечает поэт. Он видит гораздо больше, чем другие, поэтому может понять, что на самом деле означает союз скрипки и смычка. Проводя параллель с миром людей, автор делает одно удивительное открытие, убеждаясь, что и в союзе между мужчиной и женщиной всегда присутствует чья-то воля. Когда влюбленные встречаются или же расстаются, мы привыкли считать это судьбой. Но мало кто задумывается о том, что изменить ее не под силу даже тем, кто готов горы свернуть ради своей «половинки». В итоге чувство любви нередко сопровождается ощущением собственного бессилия, ведь нам не дано знать, что произойдет в следующий момент. Смычку и скрипке в этом отношении повезло, так как «человек не погасил до утра свеч… И струны пели». Земная же любовь не может похвастаться таким постоянством и жертвенностью. Ведь каждый человек, в первую очередь, ощущает собственную боль, а уж потом пытается представить, что чувствует в этот момент тот, кого он любит. Плюс ко всему, у скрипки и смычка есть еще одно преимущество: они всегда будут рядом, сложенные в одном футляре. Люди же, расставаясь, уходят друга от друга навсегда, и никакая музыка в мире не может заставить их вновь воссоединиться, забыв взаимные обиды. В этом, по мнению поэта, состоит отличие между одушевленными и неодушевленными предметами. Но при этом любой союз, даже речь идет о скрипке и смычке, является весьма символичным и в нем не может быть ничего случайного.

Читайте также:
Анненский поэт переводчик драматург критик педагог: сочинение
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: