Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – есть высочайшее счастье для литератора (по повести В.П. Астафьева Людочка): сочинение

Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – есть высочайшее счастье для литератора (по повести В. П. Астафьева «Людочка»)

Точность – противоположность лжи; все, что верно, подлинно, без промаха, справедливо, что есть. Именно так, без прикрас, показывает современную мечта один из «писателей — деревенщиков» — В. П. Астафьев. Основная проблема его произведений – человек и природа, а его герои – выходцы изо российской глубинки. Многим знакомы такие его произведения, (то) есть «Царь – рыба», «Печальный детектив», «Последний поклон». К этой но теме можно отнести, по – моему мнению, рассказик под названием «Людочка».

Со страниц небольшого согласно объему произведения встает целая жизнь обычной деревенской девушки. «Людочка»… Читаешь заголовок и понимаешь, что речь пойдет о чем – то близком, дорогом писателю.

Болью наполнены строки Владимира Соколова, которые вынесены в изречение: Ты камнем упала. Я умер под ним. В этом но эмоциональном ключе написано и вступление рассказа. Оно попросту переполнено риторическими вопросами, умолчаниями, за которыми чувствуется душа автора, его желание найти истину. И читатель уж настроен: речь пойдет о чем – то необычном, ярком, и, может находиться, поэтому столь контрастно звучит рассказ о жизни обыкновенной девушки: «Людочка родилась в жалкий угасающей деревеньке под названием Вычуган.

Мать ее была колхозницей, папанюшка – колхозником». Когда мы вспоминаем свое детство, в памяти всплывают самые яркие действие. А что могла вспомнить Людочка?

Астафьев, рассказывая о детстве девушки, подчеркивает, от детали, что ничего запоминающегося в ее жизни безвыгодный происходило: «… росла, как вялая, примороженная трава, чуточку играла, редко пела и улыбалась, в школе не выходила с троечниц, но была молчаливо – старательная и до сплошных двоек маловыгодный опускалась».Через эти строки писатель доносит прежде нас ту реальность, горькую правду, в которой росла девчушка. Читатель постоянно натыкается на такие слова, во вкусе «незаметно», «ни хорошо, ни плохо».

Чувствуется какая – ведь дисгармония, нарушено то, что каждому из нас как водится: ребенка надо любить. Людочка не ощущает инда материнской любви, ее не понимают. Чужим угоду кому) нее является и родной дом. И поэтому так свербит вырваться из серой обыденности.

Кому не понятна привидение девушки уехать в город, чтобы все, все переработать. И Людочка как все «… ехала в город – устраиваться». Безлюдный (=малолюдный) знаю как вам, но мне врезались в мнема строки о «новой жизни» Людочки: «…

первую ночь провела нате вокзале». Девочка, ничего не знавшая кроме своей деревеньки, безграмотный могла не чувствовать себя одинокой. Город встречает ее безразлично, давая понять, что она лишняя в нем. Психологически пискливо Астафьев показывает желание Людочки стать как весь, приспособиться к «новой жизни»: «…

приводила себя в городской лицо, сделала завивку, маникюр». Но мне почему – ведь было жалко ее в этот момент: никакие внешние перемены невыгодный могли в ней скрыть простую деревенскую девочку: «Тихая, чаятельно бы по-деревенски скованная, но по-крестьянски сноровистая, возлюбленная предложила подмести волосья на полу, кому – мыльница развела, кому – то салфетку подала…». Может красоваться, именно поэтому среди всех выделила Людочку старуха парикмахерша Гавриловна. Астафьев нам подробно не рассказывает о жизни Гавриловны, же за незначительными фразами, фрагментарными описаниями встает к тому же одна судьба, и читатель понимает, что привлекает Гавриловну в Людочке.

Возлюбленная осень похожа на нее, ведь когда – так эта женщина сама приехала в город за счастьем. Симпатии Астафьева всю жизнь на стороне деревенских людей, привыкших мыслить просто и да и не способных на зло, умеющих любить и уважат людей округ себя. У этих людей свое понимание совести, в них поглощать какая – то природная сила. Законы, по которым они живут, просты и человечны: вслед за добро нужно платить добром, нужно много работать как лошадь, уважать старших, не брать чужого.

В городе сие не цениться. Автор рассказывает нам о двух студентках, живших иным часом – то у Гавриловны: «…крашенные, курящие…», «… постоянно воспитывали Гавриловну…

», «… безвыгодный различали свое и чужое…». Это полный противоположность представлениям о жизни деревенских людей. Город калечит человеческие души – гляди основная идея произведений Астафьева. Люди забывают свое прежнее, теряют себя. Наверное, поэтому у всех, кроме Гавриловны и Людочки, в рассказе в помине (заводе) нет имен.

Некоторых автор просто называет «мать», «отчим», «студентки», а некоторым (т. е. животным!) дает клички («Артемка – мыло», «Стрекач»). В. Астафьев известный как мастер портретных характеристик.

«Ликом он и в самом деле смахивал для черного узкозадого жука, летающего по деревенской рухляди и что такое?-то там или кого-то там длинными хрусткими усами терзающего». Прочитав эту цитату, хреновато догадаться, что речь идет о человеке. Но тем безлюдный (=малолюдный) менее именно таким предстает со страниц рассказа Стрекатель – гроза местных жителей, человек, лишенный всяких нравственных принципов, одушевление зла. Астафьев не случайно описывает бесчинство Стрекача: «… ломом крушил окна, веранду, бил посуду, растаптывал рухлядь, рвал постели, мочился в банки с крупой и мукой…

». Ась? же позволяет этому нравственному уроду чувствовать себя хозяином? Холодность и страх окружающих, их нежелание вмешиваться. И опять Астафьев проводит намерение о том, что в городе люди живут разрозненно, всякий сам за себя.

Волчьи законы царят кругом. Эти нравственные проблемы существовали с древнейших времен – с тех пор, в духе только начало складываться человеческое общество. Это и снедать реальность, от которой никуда не уйти.

Сие истина, которую, порой, трудно осознать, воспринять. В соответствии с-моему, главную роль в понимании основной идеи рассказа играет обрисовка парка Вэпэвэрзе. Все мы привыкли к тому, а парк – это место, где человек может прочесть себя наедине с природой, отдохнуть от городской суеты.

Же в рассказе Астафьева «Людочка» все иначе. Отвращение вызывает руководство парка: «Вдоль канавы, вламываясь в сорные заросли, стояли скамейки…», «из грязной канавы и пены торчали и гудели горлами бутылки разных форм и мастей…», «всегда тута, в парке, стояла вонь, потому что в канаву бросали щенят, котят, дохлых поросят…

Читайте также:
Чем меня привлёк рассказ В. П. Астафьева Фотография, на которой меня нет?: сочинение

». И сыны Земли ведут себя по-звериному: «Бесилась, неистовствало станица, творя… телесный срам и стыд». А ведь это бытописание танцплощадки. Именно здесь столкнулись зло и незащищенность, цинизм и простодушие. … Как всегда, Людочка шла «от трамвайной остановки задолго. Ant. с дома Гавриловны через парк Вэпэвэрзе, а в парке «Стрекач, вакантный от дел, сидел…

на бетонной скамейке…». А следом ужасающе своей реалистичностью сцена изнасилования. Наверное, ни один черт не мог остаться равнодушным к судьбе девушки, идеже читал строки: «Людочка, слепо шаря по земле, точно по себе, ползала в бурьяне, натыкалась на кусты, в лоне приступами рвоты чихала и все что-то искала…». Все человеческое сердце содрогнется от сострадания, но свет, который описывает Астафьев, жесток.

Оскорбленная, униженная девочка ни у кого не находит понимания. А и нужно ведь было – пожалеть. Не замечает страданий девушки и Гавриловна, сделано привыкшая к оскорблениям и не видящая в них ничего особенного.

Маманя, самый близкий и родной человек для Людочки, без- чувствует ее боли (и Астафьев вновь проводит м: там, где разорваны кровные узы, недалеко накануне беды). Меня всегда поражало внимание Астафьева к деталям. С рассказа «Людочка» мне запомнилась та «пестренькая веревочка, туго затянувшаяся» получай шее бедной, всеми отвергнутой девушки. Эта веревочка является символом, и писатель несколько раз вводит эту деталь в текст («Вот возлюбленная, плотно скрученная веревочка!

Мать сказывала, что привязывала ее к люльке». «Отчим Людочки плюнул остаток, пошел было, но тут же вернулся, раздергал… веревочку, снял ее с тополиного обламывание…

»). От люльки до рокового дерева, от начатки жизни до ее конца, протянулась веревочка. Зачем же нужно сделать, чтобы не оборвалась сия нить, на которой держится самое дорогое и хрупкое – человеческая житьё. Астафьев учит нас: надо вовремя сказать доброе изречение, вовремя остановит зло, вовремя не растерять себя. Может состоять отчим Людочки (ведь не случайно Астафьев к нему в имущество кладет веревочку) остановит зло и беспредел, царящие около.

Несмотря на всю трагичность произведения, Астафьев дает надежду: жрать еще время опомниться! И читатель верит ему. «Дитя невыгодный в тягость нам будет, хоть мы и старые, от земли не нам будет уж как и сын и дочь точь в точь внук и как внучка, оно скрепит нас, бери плаву жизни удержит», — размышляет мать Людочки, возвращаясь в деревню а там похорон. По-моему, рассказ «Людочка» — одно изо лучших произведений современной литературы. Именно в этом рассказе Астафьев поднимает злоба дня, уже давно волнующий людей.

Сейчас, в двадцать первом веке, героев также одинок, как и раньше. Постоянно сталкиваешься с безразличием, равнодушием до отношению к другим людям. Это приводит к тому, что такое? в безвыходной ситуации человек замыкается в себе и отдаляется через окружающих еще больше. Произведение служит предупреждением о фолиант, что люди не должны забывать своих близких и родных.

Новеллист призывает беречь тех, кто окружает нас. Всего-навсего забота о друг друге и любовь к ближнему делает нас людьми. В этой книге Астафьев аспидски точно изображает реальность. Рассказ заставляет задуматься об окружающем нас мире, о беспорядке, хаосе, безразличии, которые царят вкруг. В наших силах сделать этот мир лучше, (для того, воспринимая реальность, мы не приходили в ужас, а могли лишь радоваться жизни.

Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – есть высочайшее счастье для литератора (по повести В.П. Астафьева Людочка): сочинение

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Сочинение. “Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – есть высочайшее счастье для литератора. ” (И. С. Тургенев). (По произведениям В.Г. Распутина)

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.
Н. Рубцов

Творчество известного русского писателя, нашего современника, Валентина Распутина большей частью посвящено проблемам деревни. Он из тех русских мыслителей, которые не без основания считают деревню центром нашего «национального космоса», узлом множества жизненно важных и не разрешимых до сей поры проблем. Уже после выхода в свет его первой повести «Деньги для Марии» он попал в поле зрения серьезной литературной критики и обрел широкого читателя. Далее, одна за другой, стали выходить книги: «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Пожар», которые сделали Распутина одним из ведущих писателей страны.
Все это происходило в начале 70-х годов. Наша страна переживала глубокие и не всеми принимаемые социальные изменения. Научно-техническая революция одурманила горячие головы, породила миф о спасительной роли науки и техники для всего человечества, а для России особенно. Поэзия в этот момент отдала предпочтение крайним урбанистам, вышла на эстраду. Поэты, воспевающие деревню, такие, как Николай Рубцов, оставались в тени. Этот явно разрушительный процесс оправдывался отчасти успехами в покорении космоса, возникновением атомной энергетики, новых заводов и городов. О последствиях никто, вернее, почти никто не задумывался. Сейчас мы видим, к чему привело увлечение научно-техническим прогрессом. Мир ужаснулся перед чернобыльской катастрофой, пересох Арал, искусственные моря превратились в болота. Миллионы людей срывались с насиженных мест, отправляясь на «великие стройки коммунизма». Люди, отрываясь от своих корней, нищали духовно. Особенно пострадала русская деревня. Вообще, если задуматься, сколько невзгод выпало на плечи сельчан, страшно становится. Диву даешься, что, несмотря на сплошной многовековой разор, деревня трудилась не покладая рук и кормила страну. Не случайно в конце 60-х годов в нашей литературе возникает такое явление, как «деревенская проза». Потому что писатели не могли мириться с таким положением русской деревни. Движение выдвинуло на первый план общественной жизни страны талантливых писателей — Распутина, Белова, Абрамова, Носова, Шукшина. Их еще называют «почвенниками», потому что они ратуют за сохранение родовых корней.
Повести Распутина «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Пожар» как бы составляют трилогию о русской деревне, о гибели «крестьянской Атлантиды». Мотивы катастрофы, расставания звучат в самих названиях этих повестей. К повести «Пожар» писатель взял эпиграфом слова из народной песни: «Горит, горит село родное…» Положение с деревнями в стране было такое, что данный эпиграф отражал буквально суть происходящего в них разора.
Благодаря таланту В. Распутина образы его героев-сельчан как бы вступили в борьбу за спасение деревни и всего, что связано с этой стороной жизни человека. Старуха Анна из «Последнего срока» и старуха Дарья из «Прощания с Матерой» стали воплощением народной мудрости, которая дается не столько чтением книг, сколько жизненным опытом, трудом.
Интересно начинается повесть «Последний срок»: старуха Анна лежит на узкой железной кровати возле печи и дожидается смерти. Ее младший сын Михаил, понимая, что расставание с матерью близко, вызывает остальных детей Анны проститься с матерью. Но самую ее любимую дочь Танчору не пригласил, потому что точно по-крестьянски рассчитал — мать, ожидая приезда любимой дочери, продержится на земле еще лишних несколько дней. Так оно и вышло: ожидание младшенькой продлило Анне жизнь. Описание этих дней и составляет сюжет повести.
Перед читателем встает образ простой русской женщины, прожившей трудную жизнь, потерявшей мужа и детей, но сохранившей нравственную чистоту души. Нравственная связь с родными корнями помогает ей выстоять в тяжелейших условиях. Вся родня Анны — из деревни. Они накрепко усвоили те строгие моральные заповеди, которые передавались из поколения в поколение и которым Анна следовала всю жизнь. Заповеди просты: работать не покладая рук, держать дом в чистоте и достатке, воспитывать детей честными людьми.
Во время повествования автор обращается к истории русской деревни. Его героиня вспоминает годы коллективизации. Тогда у нее забрали единственную корову Зорьку. Но корова по старой привычке по вечерам после дойки приходила к знакомой калитке. Анна обращалась с коровой, как с родным существом: выносила ей подсоленную корку хлеба, подмывала вымя. Однажды она решила проверить, хорошо ли подоена Зорька, и взялась за соски. Оказалось, что в вымени осталось еще немного молока. Анна стала подаивать корову и отдавала молоко детям. Делала она это тайком, чтобы никто не догадался. Но тайна вскоре раскрылась: дочка Люся случайно увидела, как Анна доила корову. Надо только представить себе, до какой степени совестливой была эта женщина, если после этого «извиноватила себя» и «в глаза-то Люсе до-о-олго не могла смотреть». А молоко-то это помогло детям выжить в тяжелый год. Чувство греха, присущее всем честным и добрым людям, нашло выход в своего рода исповеди: Анна рассказала про незаконную дойку подруге Миронихе, но и рассказывая продолжала сильно стыдиться своего поступка. Анна боялась и стыдилась не общественного порицания, а просто скрытность поступка уже сама по себе противоречила моральным заповедям ее предков.
Распутин философски завершает повесть. В день, когда дети разъезжаются, Анна умирает. В деревне остается один Михаил, без родни его жизнь становится вялой. Остальные, покинув навсегда деревню, не находят счастья в городе. Оторванные от своих корней, они потеряли нравственную силу души, которая всю жизнь помогала преодолевать трудности их матери. Повесть В. Распутина «Последний срок» я считаю программной в творчестве писателя. Идея повести разрабатывается и углубляется автором в новых произведениях. Много героев, страдающих и думающих о судьбе русской деревни, много разных ситуаций и обстоятельств пройдут перед читателем, если он откроет другие книги этого замечательного русского писателя, но одно в них будет неизменным — мысль, что человеку невозможно гармонично прожить жизнь, оторвавшись от своих корней. В этом смысле деревенская тема всегда будет актуальной и жизненно необходимой для нашего общества.

Читайте также:
Человек и биосфера (По произведению В. П. Астафьева Царь-рыба): сочинение

«Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – есть высочайшее счастье для литератора»

«Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – есть высочайшее счастье для литератора» (по повести В.П. Астафьева “Людочка”)

Истина – противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть. Именно так, без прикрас, показывает современную действительность один из «писателей – деревенщиков» – В.П. Астафьев. Основная тема его произведений – человек и природа, а его герои – выходцы из российской глубинки. Многим знакомы такие его произведения, как «Царь – рыба», «Печальный детектив», «Последний поклон». К этой же теме можно отнести , по – моему мнению, рассказ под названием «Людочка». Со страниц небольшого по объему произведения встает целая жизнь обычной деревенской девушки.

«Людочка»… Читаешь название и понимаешь, что речь пойдет о чем – то близком, дорогом писателю. Болью наполнены строки Владимира Соколова, которые вынесены в эпиграф:

Ты камнем упала.

В этом же эмоциональном ключе написано и вступление рассказа. Оно буквально переполнено риторическими вопросами, умолчаниями, за которыми чувствуется переживание автора, его желание найти истину. И читатель уже настроен: речь пойдет о чем – то необычном, ярком, и, может быть, поэтому столь контрастно звучит рассказ о жизни обыкновенной девушки: «Людочка родилась в небольшой угасающей деревеньке под названием Вычуган. Мать ее была колхозницей, отец – колхозником». Когда мы вспоминаем свое детство, в памяти всплывают самые яркие события. А что могла вспомнить Людочка? Астафьев, рассказывая о детстве девушки, подчеркивает, через детали, что ничего запоминающегося в ее жизни не происходило: «… росла, как вялая, примороженная трава, мало играла, редко пела и улыбалась, в школе не выходила из троечниц, но была молчаливо – старательная и до сплошных двоек не опускалась».Через эти строки писатель доносит до нас ту реальность, горькую правду, в которой росла девочка.Читатель постоянно натыкается на такие слова, как «незаметно», «ни хорошо, ни плохо». Чувствуется какая – то дисгармония, нарушено то, что каждому из нас привычно: ребенка надо любить. Людочка не ощущает даже материнской любви, ее не понимают. Чужим для нее является и родной дом. И поэтому так хочется вырваться из серой обыденности. Кому не понятна мечта девушки уехать в город, чтобы все, все изменить. И Людочка как все «… ехала в город – устраиваться». Не знаю как вам, но мне врезались в память строки о «новой жизни» Людочки: «… первую ночь провела на вокзале». Девочка, ничего не знавшая кроме своей деревеньки, не могла не чувствовать себя одинокой. Город встречает ее равнодушно, давая понять, что она лишняя в нем. Психологически тонко Астафьев показывает желание Людочки стать как все, приспособиться к «новой жизни»: «… приводила себя в городской вид, сделала завивку, маникюр». Но мне почему – то было жалко ее в этот момент: никакие внешние перемены не могли в ней скрыть простую деревенскую девочку: «Тихая, вроде бы по-деревенски скованная, но по-крестьянски сноровистая, она предложила подмести волосья на полу, кому – мыло развела, кому – то салфетку подала…». Может быть , именно поэтому среди всех выделила Людочку старая парикмахерша Гавриловна. Астафьев нам подробно не рассказывает о жизни Гавриловны, но за незначительными фразами, фрагментарными описаниями встает еще одна судьба, и читатель понимает, что привлекает Гавриловну в Людочке. Она осень похожа на нее, ведь когда – то эта женщина сама приехала в город за счастьем. Симпатии Астафьева всегда на стороне деревенских людей, привыкших мыслить просто и ясно и не способных на зло, умеющих любить и уважат людей вокруг себя. У этих людей свое понимание совести, в них есть какая – то природная сила. Законы, по которым они живут, просты и человечны: за добро нужно платить добром, нужно много трудиться, уважать старших, не брать чужого. В городе это не цениться. Автор рассказывает нам о двух студентках, живших когда – то у Гавриловны: «…крашенные, курящие…», «… постоянно воспитывали Гавриловну…», «… не различали свое и чужое…». Это полный контраст представлениям о жизни деревенских людей. Город калечит человеческие души – вот основная идея произведений Астафьева. Люди забывают свое прошлое, теряют себя. Наверное, поэтому у всех, кроме Гавриловны и Людочки, в рассказе нет имен. Некоторых автор просто называет «мать», «отчим», «студентки», а некоторым (как животным!) дает клички («Артемка – мыло», «Стрекач»). В. Астафьев известен как мастер портретных характеристик. «Ликом он и в самом деле смахивал на черного узкозадого жука, летающего по деревенской рухляди и что-то там или кого-то там длинными хрусткими усами терзающего». Прочитав эту цитату, трудно догадаться, что речь идет о человеке. Но тем не менее именно таким предстает со страниц рассказа Стрекач – гроза местных жителей, человек, лишенный всяких нравственных принципов, олицетворение зла. Астафьев не случайно описывает бесчинство Стрекача: «… ломом крушил окна, веранду, бил посуду, растаптывал скарб, рвал постели, мочился в банки с крупой и мукой…». Что же позволяет этому нравственному уроду чувствовать себя хозяином? Безразличие и страх окружающих, их нежелание вмешиваться. И опять Астафьев проводит мысль о том, что в городе люди живут разрозненно, каждый сам за себя. Волчьи законы царят вокруг. Эти нравственные проблемы существовали с древнейших времен – с тех пор, как только начало складываться человеческое общество. Это и есть реальность, от которой никуда не уйти. Это истина, которую, порой, трудно осознать, воспринять.

Читайте также:
Утверждение общечеловеческих моральных ценностей в книге В.П. Астафьева Царь рыба: сочинение

По-моему, главную роль в понимании основной идеи рассказа играет описание парка Вэпэвэрзе. Все мы привыкли к тому, что парк – это место, где человек может почувствовать себя наедине с природой, отдохнуть от городской суеты. Но в рассказе Астафьева «Людочка» все иначе. Отвращение вызывает описание парка: «Вдоль канавы, вламываясь в сорные заросли, стояли скамейки…», «из грязной канавы и пены торчали и гудели горлами бутылки разных форм и мастей…», «всегда тут, в парке, стояла вонь, потому что в канаву бросали щенят, котят, дохлых поросят…». И люди ведут себя по-звериному: «Бесилась, неистовствало стадо, творя… телесный срам и стыд». А ведь это описание танцплощадки. Именно здесь столкнулись зло и незащищенность, цинизм и наивность.

… Как всегда, Людочка шла «от трамвайной остановки до дома Гавриловны через парк Вэпэвэрзе, а в парке «Стрекач, свободный от дел, сидел… на бетонной скамейке…». А дальше ужасающе своей реалистичностью сцена изнасилования. Наверное, никто не мог остаться равнодушным к судьбе девушки, когда читал строки: «Людочка, слепо шаря по земле, по себе, ползала в бурьяне, натыкалась на кусты, между приступами рвоты чихала и все что-то искала…». Любое человеческое сердце содрогнется от сострадания, но мир, который описывает Астафьев, жесток. Оскорбленная, униженная девушка ни у кого не находит понимания. А и нужно то было – пожалеть. Не замечает страданий девушки и Гавриловна, уже привыкшая к оскорблениям и не видящая в них ничего особенного. Мать, самый близкий и родной человек для Людочки, не чувствует ее боли (и Астафьев вновь проводит мысль: там, где разорваны кровные узы, недалеко до беды).

Меня всегда поражало внимание Астафьева к деталям. Из рассказа «Людочка» мне запомнилась та «пестренькая веревочка, туго затянувшаяся» на шее бедной, всеми отвергнутой девушки. Эта веревочка является символом, и автор несколько раз вводит эту деталь в текст («Вот она, плотно скрученная веревочка! Мать сказывала, что привязывала ее к люльке». «Отчим Людочки плюнул окурок, пошел было, но тут же вернулся, раздергал… веревочку, снял ее с тополиного обломка…»). От люльки до рокового дерева, от начала жизни до ее конца, протянулась веревочка. Что же нужно сделать, чтобы не оборвалась эта нить, на которой держится самое дорогое и хрупкое – человеческая жизнь. Астафьев учит нас: надо вовремя сказать доброе слово, вовремя остановит зло, вовремя не растерять себя. Может быть отчим Людочки (ведь не случайно Астафьев к нему в карман кладет веревочку) остановит зло и беспредел, царящие вокруг. Несмотря на всю трагичность произведения, Астафьев дает надежду: есть еще время опомниться! И читатель верит ему. «Дитя не в тягость нам будет, хоть мы и старые, дитя нам будет уж как и сын и дочь как внук и как внучка, оно скрепит нас, на плаву жизни удержит», – размышляет мать Людочки, возвращаясь в деревню после похорон.

Читайте также:
В чем истинная красота человека? (По рассказу В. Астафьева Фотография, на которой меня нет): сочинение

По-моему, рассказ «Людочка» – одно из лучших произведений современной литературы. Именно в этом рассказе Астафьев поднимает вопрос, уже давно волнующий людей. Сейчас, в двадцать первом веке, человек также одинок, как и раньше. Постоянно сталкиваешься с безразличием, равнодушием по отношению к другим людям. Это приводит к тому, что в безвыходной ситуации человек замыкается в себе и отдаляется от окружающих еще больше. Произведение служит предупреждением о том, что люди не должны забывать своих близких и родных. Писатель призывает беречь тех, кто окружает нас. Только забота о друг друге и любовь к ближнему делает нас людьми. В этой книге Астафьев очень точно изображает реальность. Рассказ заставляет задуматься об окружающем нас мире, о беспорядке, хаосе, безразличии, которые царят вокруг. В наших силах сделать этот мир лучше, чтобы, воспринимая реальность, мы не приходили в ужас, а могли только радоваться жизни.

“Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – есть высочайшее счастье для литератора” (по повести В. П. Астафьева “Людочка”)

Истина – противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть. Именно так, без прикрас, показывает современную действительность один из “писателей – деревенщиков” – В. П. Астафьев. Основная тема его произведений – человек и природа, а его герои – выходцы из российской глубинки.

Многим знакомы такие его произведения, как “Царь – рыба”, “Печальный детектив”, “Последний поклон”. К этой же теме можно отнести, по – моему мнению, рассказ под названием “Людочка”. Со страниц небольшого

Когда мы вспоминаем свое детство, в памяти всплывают самые яркие события. А что могла вспомнить Людочка? Астафьев, рассказывая о детстве девушки, подчеркивает, через детали, что ничего запоминающегося в ее жизни не происходило: “… росла, как вялая, примороженная трава, мало играла, редко пела и улыбалась, в школе не выходила из троечниц, но была молчаливо – старательная и до сплошных двоек не опускалась”.Через эти строки писатель доносит до нас ту реальность, горькую правду, в которой росла девочка.

Читатель постоянно натыкается на такие слова, как “незаметно”, “ни хорошо, ни плохо”. Чувствуется какая – то дисгармония, нарушено то, что каждому из нас привычно: ребенка надо любить. Людочка не ощущает даже материнской любви, ее не понимают.

Чужим для нее является и родной дом. И поэтому так хочется вырваться из серой обыденности. Кому не понятна мечта девушки уехать в город, чтобы все, все изменить. И Людочка как все “… ехала в город – устраиваться”.

Не знаю как вам, но мне врезались в память строки о “новой жизни” Людочки: “… первую ночь провела на вокзале”. Девочка, ничего не знавшая кроме своей деревеньки, не могла не чувствовать себя одинокой. Город встречает ее равнодушно, давая понять, что она лишняя в нем. Психологически тонко Астафьев показывает желание Людочки стать как все, приспособиться к “новой жизни”: “… приводила себя в городской вид, сделала завивку, маникюр”.

Но мне почему – то было жалко ее в этот момент: никакие внешние перемены не могли в ней скрыть простую деревенскую девочку: “Тихая, вроде бы по-деревенски скованная, но по-крестьянски сноровистая, она предложила подмести волосья на полу, кому – мыло развела, кому – то салфетку подала…”. Может быть, именно поэтому среди всех выделила Людочку старая парикмахерша Гавриловна. Астафьев нам подробно не рассказывает о жизни Гавриловны, но за незначительными фразами, фрагментарными описаниями встает еще одна судьба, и читатель понимает, что привлекает Гавриловну в Людочке. Она осень похожа на нее, ведь когда – то эта женщина сама приехала в город за счастьем.

Симпатии Астафьева всегда на стороне деревенских людей, привыкших мыслить просто и ясно и не способных на зло, умеющих любить и уважат людей вокруг себя. У этих людей свое понимание совести, в них есть какая – то природная сила. Законы, по которым они живут, просты и человечны: за добро нужно платить добром, нужно много трудиться, уважать старших, не брать чужого.

В городе это не цениться. Автор рассказывает нам о двух студентках, живших когда – то у Гавриловны: “…крашенные, курящие…”, “… постоянно воспитывали Гавриловну…”, “… не различали свое и чужое…”. Это полный контраст представлениям о жизни деревенских людей. Город калечит человеческие души – вот основная идея произведений Астафьева.

Люди забывают свое прошлое, теряют себя. Наверное, поэтому у всех, кроме Гавриловны и Людочки, в рассказе нет имен. Некоторых автор просто называет “мать”, “отчим”, “студентки”, а некоторым (как животным!) дает клички (“Артемка – мыло”, “Стрекач”).

В. Астафьев известен как мастер портретных характеристик. “Ликом он и в самом деле смахивал на черного узкозадого жука, летающего по деревенской рухляди и что-то там или кого-то там длинными хрусткими усами терзающего”. Прочитав эту цитату, трудно догадаться, что речь идет о человеке. Но тем не менее именно таким предстает со страниц рассказа Стрекач – гроза местных жителей, человек, лишенный всяких нравственных принципов, олицетворение зла. Астафьев не случайно описывает бесчинство Стрекача: “… ломом крушил окна, веранду, бил посуду, растаптывал скарб, рвал постели, мочился в банки с крупой и мукой…”.

Что же позволяет этому нравственному уроду чувствовать себя хозяином? Безразличие и страх окружающих, их нежелание вмешиваться. И опять Астафьев проводит мысль о том, что в городе люди живут разрозненно, каждый сам за себя.

Волчьи законы царят вокруг. Эти нравственные проблемы существовали с древнейших времен – с тех пор, как только начало складываться человеческое общество. Это и есть реальность, от которой никуда не уйти.

Это истина, которую, порой, трудно осознать, воспринять.
По-моему, главную роль в понимании основной идеи рассказа играет описание парка Вэпэвэрзе. Все мы привыкли к тому, что парк – это место, где человек может почувствовать себя наедине с природой, отдохнуть от городской суеты. Но в рассказе Астафьева “Людочка” все иначе. Отвращение вызывает описание парка: “Вдоль канавы, вламываясь в сорные заросли, стояли скамейки…”, “из грязной канавы и пены торчали и гудели горлами бутылки разных форм и мастей…”, “всегда тут, в парке, стояла вонь, потому что в канаву бросали щенят, котят, дохлых поросят…”.

Читайте также:
Утверждение общечеловеческих моральных ценностей в книге В.П. Астафьева Царь рыба: сочинение

И люди ведут себя по-звериному: “Бесилась, неистовствало стадо, творя… телесный срам и стыд”. А ведь это описание танцплощадки. Именно здесь столкнулись зло и незащищенность, цинизм и наивность.
… Как всегда, Людочка шла “от трамвайной остановки до дома Гавриловны через парк Вэпэвэрзе, а в парке “Стрекач, свободный от дел, сидел… на бетонной скамейке…”. А дальше ужасающе своей реалистичностью сцена изнасилования. Наверное, никто не мог остаться равнодушным к судьбе девушки, когда читал строки: “Людочка, слепо шаря по земле, по себе, ползала в бурьяне, натыкалась на кусты, между приступами рвоты чихала и все что-то искала…”.

Любое человеческое сердце содрогнется от сострадания, но мир, который описывает Астафьев, жесток. Оскорбленная, униженная девушка ни у кого не находит понимания. А и нужно то было – пожалеть. Не замечает страданий девушки и Гавриловна, уже привыкшая к оскорблениям и не видящая в них ничего особенного.

Мать, самый близкий и родной человек для Людочки, не чувствует ее боли (и Астафьев вновь проводит мысль: там, где разорваны кровные узы, недалеко до беды).
Меня всегда поражало внимание Астафьева к деталям. Из рассказа “Людочка” мне запомнилась та “пестренькая веревочка, туго затянувшаяся” на шее бедной, всеми отвергнутой девушки. Эта веревочка является символом, и автор несколько раз вводит эту деталь в текст (“Вот она, плотно скрученная веревочка!

Мать сказывала, что привязывала ее к люльке”. “Отчим Людочки плюнул окурок, пошел было, но тут же вернулся, раздергал… веревочку, снял ее с тополиного обломка…”). От люльки до рокового дерева, от начала жизни до ее конца, протянулась веревочка. Что же нужно сделать, чтобы не оборвалась эта нить, на которой держится самое дорогое и хрупкое – человеческая жизнь. Астафьев учит нас: надо вовремя сказать доброе слово, вовремя остановит зло, вовремя не растерять себя.

Может быть отчим Людочки (ведь не случайно Астафьев к нему в карман кладет веревочку) остановит зло и беспредел, царящие вокруг. Несмотря на всю трагичность произведения, Астафьев дает надежду: есть еще время опомниться! И читатель верит ему. “Дитя не в тягость нам будет, хоть мы и старые, дитя нам будет уж как и сын и дочь как внук и как внучка, оно скрепит нас, на плаву жизни удержит”, – размышляет мать Людочки, возвращаясь в деревню после похорон.
По-моему, рассказ “Людочка” – одно из лучших произведений современной литературы. Именно в этом рассказе Астафьев поднимает вопрос, уже давно волнующий людей. Сейчас, в двадцать первом веке, человек также одинок, как и раньше. Постоянно сталкиваешься с безразличием, равнодушием по отношению к другим людям.

Это приводит к тому, что в безвыходной ситуации человек замыкается в себе и отдаляется от окружающих еще больше. Произведение служит предупреждением о том, что люди не должны забывать своих близких и родных. Писатель призывает беречь тех, кто окружает нас. Только забота о друг друге и любовь к ближнему делает нас людьми.

В этой книге Астафьев очень точно изображает реальность. Рассказ заставляет задуматься об окружающем нас мире, о беспорядке, хаосе, безразличии, которые царят вокруг. В наших силах сделать этот мир лучше, чтобы, воспринимая реальность, мы не приходили в ужас, а могли только радоваться жизни.

«Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – есть высочайшее счастье для литератора» (по повести В.П. Астафьева “Людочка”)

Истина – противоположность лжи; всœе, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть. Именно так, без прикрас, показывает современную действительность один из «писателœей – деревенщиков» -В.П. Астафьев. Основная тема его произведений – человек и природа, а его герои – выходцы из российской глубинки. Многим знакомы такие его произведения, как «Царь – рыба», «Печальный детектив», «Последний поклон». К этой же теме можно отнести , по – моему мнению, рассказ под названием «Людочка». Со страниц небольшого по объему произведения встает целая жизнь обычной деревенской девушки.
«Людочка»… Читаешь название и понимаешь, что речь пойдет о чем – то близком, дорогом писателю. Болью наполнены строки Владимира Соколова, которые вынесены в эпиграф:
Ты камнем упала.
Я умер под ним.
В этом же эмоциональном ключе написано и вступление рассказа. Оно буквально переполнено риторическими вопросами, умолчаниями, за которыми чувствуется переживание автора, его желание найти истину. И читатель уже настроен: речь пойдет о чем – то необычном, ярком, и, может быть, в связи с этим столь контрастно звучит рассказ о жизни обыкновенной девушки: «Людочка родилась в небольшой угасающей деревеньке под названием Вычуган. Мать ее была колхозницей, отец – колхозником». Когда мы вспоминаем свое детство, в памяти всплывают самые яркие события. А что могла вспомнить Людочка? Астафьев, рассказывая о детстве девушки, подчеркивает, через детали, что ничего запоминающегося в ее жизни не происходило: «… росла, как вялая, примороженная трава, мало играла, редко пела и улыбалась, в школе не выходила из троечниц, но была молчаливо – старательная и до сплошных двоек не опускалась».Через эти строки писатель доносит до нас ту реальность, горькую правду, в которой росла девочка.Читатель постоянно натыкается на такие слова, как «незаметно», «ни хорошо, ни плохо». Чувствуется какая – то дисгармония, нарушено то, что каждому из нас привычно: ребенка нужно любить. Людочка не ощущает даже материнской любви, ее не понимают. Чужим для нее является и родной дом. И в связи с этим так хочется вырваться из серой обыденности. Кому не понятна мечта девушки уехать в город, чтобы всœе, всœе изменить. И Людочка как всœе «… ехала в город – устраиваться». Не знаю как вам, но мне врезались в память строки о «новой жизни» Людочки: «… первую ночь провела на вокзале». Девочка, ничего не знавшая кроме своей деревеньки, не могла не чувствовать себя одинокой. Город встречает ее равнодушно, давая понять, что она лишняя в нем. Психологически тонко Астафьев показывает желание Людочки стать как всœе, приспособиться к «новой жизни»: «… приводила себя в городской вид, сделала завивку, маникюр». Но мне почему – то было жалко ее в данный момент: никакие внешние перемены не могли в ней скрыть простую деревенскую девочку: «Тихая, вроде бы по-деревенски скованная, но по-крестьянски сноровистая, она предложила подмести волосья на полу, кому – мыло развела, кому – то салфетку подала…». Может быть , именно в связи с этим среди всœех выделила Людочку старая парикмахерша Гавриловна. Астафьев нам подробно не рассказывает о жизни Гавриловны, но за незначительными фразами, фрагментарными описаниями встает еще одна судьба, и читатель понимает, что привлекает Гавриловну в Людочке. Она осœень похожа на нее, ведь когда – то эта женщина сама приехала в город за счастьем. Симпатии Астафьева всœегда на стороне деревенских людей, привыкших мыслить просто и ясно и не способных на зло, умеющих любить и уважат людей вокруг себя. У этих людей свое понимание совести, в них есть какая – то природная сила. Законы, по которым они живут, просты и человечны: за добро нужно платить добром, нужно много трудиться, уважать старших, не брать чужого. В городе это не цениться. Автор рассказывает нам о двух студентках, живших когда – то у Гавриловны: «…крашенные, курящие…», «… постоянно воспитывали Гавриловну…», «… не различали свое и чужое…». Это полный контраст представлениям о жизни деревенских людей. Город калечит человеческие души – вот основная идея произведений Астафьева. Люди забывают свое прошлое, теряют себя. Наверное, в связи с этим у всœех, кроме Гавриловны и Людочки, в рассказе нет имен. Некоторых автор просто называет «мать», «отчим», «студентки», а некоторым (как животным!) дает клички («Артемка – мыло», «Стрекач»). В. Астафьев известен как мастер портретных характеристик. «Ликом он и в самом делœе смахивал на черного узкозадого жука, летающего по деревенской рухляди и что-то там или кого-то там длинными хрусткими усами терзающего». Прочитав эту цитату, трудно догадаться, что речь идет о человеке. Но тем не менее именно таким предстает со страниц рассказа Стрекач – гроза местных жителœей, человек, лишенный всяких нравственных принципов, олицетворение зла. Астафьев не случайно описывает бесчинство Стрекача: «… ломом крушил окна, веранду, бил посуду, растаптывал скарб, рвал постели, мочился в банки с крупой и мукой…». Что же позволяет этому нравственному уроду чувствовать себя хозяином? Безразличие и страх окружающих, их нежелание вмешиваться. И опять Астафьев проводит мысль о том, что в городе люди живут разрозненно, каждый сам за себя. Волчьи законы царят вокруᴦ. Эти нравственные проблемы существовали с древнейших времен – с тех пор, как только начало складываться человеческое общество. Это и есть реальность, от которой никуда не уйти. Это истина, которую, порой, трудно осознать, воспринять.
По-моему, главную роль в понимании основной идеи рассказа играет описание парка Вэпэвэрзе. Все мы привыкли к тому, что парк – ϶ᴛᴏ место, где человек может почувствовать себя наединœе с природой, отдохнуть от городской суеты. Но в рассказе Астафьева «Людочка» всœе иначе. Отвращение вызывает описание парка: «Вдоль канавы, вламываясь в сорные заросли, стояли скамейки…», «из грязной канавы и пены торчали и гудели горлами бутылки разных форм и мастей…», «всœегда тут, в парке, стояла вонь, потому что в канаву бросали щенят, котят, дохлых поросят…». И люди ведут себя по-звериному: «Бесилась, неистовствало стадо, творя… телœесный срам и стыд». А ведь это описание танцплощадки. Именно здесь столкнулись зло и незащищенность, цинизм и наивность.
… Как всœегда, Людочка шла «от трамвайной остановки до дома Гавриловны через парк Вэпэвэрзе, а в парке «Стрекач, свободный от дел, сидел… на бетонной скамейке…». А дальше ужасающе своей реалистичностью сцена изнасилования. Наверное, никто не мог остаться равнодушным к судьбе девушки, когда читал строки: «Людочка, слепо шаря по земле, по себе, ползала в бурьяне, натыкалась на кусты, между приступами рвоты чихала и всœе что-то искала…». Любое человеческое сердце содрогнется от сострадания, но мир, который описывает Астафьев, жесток. Оскорбленная, униженная девушка ни у кого не находит понимания. А и нужно то было – пожалеть. Не замечает страданий девушки и Гавриловна, уже привыкшая к оскорблениям и не видящая в них ничего особенного. Мать, самый близкий и родной человек для Людочки, не чувствует ее боли (и Астафьев вновь проводит мысль: там, где разорваны кровные узы, недалеко до беды).
Меня всœегда поражало внимание Астафьева к деталям. Из рассказа «Людочка» мне запомнилась та «пестренькая веревочка, туго затянувшаяся» на шее бедной, всœеми отвергнутой девушки. Эта веревочка является символом, и автор несколько раз вводит эту деталь в текст («Вот она, плотно скрученная веревочка! Мать сказывала, что привязывала ее к люльке». «Отчим Людочки плюнул окурок, пошел было, но тут же вернулся, раздергал… веревочку, снял ее с тополиного обломка…»). От люльки до рокового дерева, от начала жизни до ее конца, протянулась веревочка. Что же нужно сделать, чтобы не оборвалась эта нить, на которой держится самое дорогое и хрупкое – человеческая жизнь. Астафьев учит нас: нужно вовремя сказать доброе слово, вовремя остановит зло, вовремя не растерять себя. Может быть отчим Людочки (ведь не случайно Астафьев к нему в карман кладет веревочку) остановит зло и беспредел, царящие вокруᴦ. Несмотря на всю трагичность произведения, Астафьев дает надежду: есть еще время опомниться! И читатель верит ему. «Дитя не в тягость нам будет, хоть мы и старые, дитя нам будет уж как и сын и дочь как внук и как внучка, оно скрепит нас, на плаву жизни удержит», – размышляет мать Людочки, возвращаясь в деревню после похорон.
По-моему, рассказ «Людочка» – одно из лучших произведений современной литературы. Именно в этом рассказе Астафьев поднимает вопрос, уже давно волнующий людей. Сейчас, в двадцать первом веке, человек также одинок, как и раньше. Постоянно сталкиваешься с безразличием, равнодушием по отношению к другим людям. Это приводит к тому, что в безвыходной ситуации человек замыкается в себе и отдаляется от окружающих еще больше. Произведение служит предупреждением о том, что люди не должны забывать своих близких и родных. Писатель призывает беречь тех, кто окружает нас. Только забота о друг друге и любовь к ближнему делает нас людьми. В этой книге Астафьев очень точно изображает реальность. Рассказ заставляет задуматься об окружающем нас мире, о беспорядке, хаосœе, безразличии, которые царят вокруᴦ. В наших силах сделать данный мир лучше, чтобы, воспринимая реальность, мы не приходили в ужас, а могли только радоваться жизни.

Читайте также:
Чем меня привлёк рассказ В. П. Астафьева Фотография, на которой меня нет?: сочинение

Сочинение: «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – есть высочайшее счастье для литератора»

(по повести В.П. Астафьева “Людочка”)

Истина – противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть. Именно так, без прикрас, показывает современную действительность один из «писателей – деревенщиков» – В.П. Астафьев. Основная тема его произведений – человек и природа, а его герои – выходцы из российской глубинки. Многим знакомы такие его произведения, как «Царь – рыба», «Печальный детектив», «Последний поклон». К этой же теме можно отнести , по – моему мнению, рассказ под названием «Людочка». Со страниц небольшого по объему произведения встает целая жизнь обычной деревенской девушки.

«Людочка»… Читаешь название и понимаешь, что речь пойдет о чем – то близком, дорогом писателю. Болью наполнены строки Владимира Соколова, которые вынесены в эпиграф:

Ты камнем упала.

В этом же эмоциональном ключе написано и вступление рассказа. Оно буквально переполнено риторическими вопросами, умолчаниями, за которыми чувствуется переживание автора, его желание найти истину. И читатель уже настроен: речь пойдет о чем – то необычном, ярком, и, может быть, поэтому столь контрастно звучит рассказ о жизни обыкновенной девушки: «Людочка родилась в небольшой угасающей деревеньке под названием Вычуган. Мать ее была колхозницей, отец – колхозником». Когда мы вспоминаем свое детство, в памяти всплывают самые яркие события. А что могла вспомнить Людочка? Астафьев, рассказывая о детстве девушки, подчеркивает, через детали, что ничего запоминающегося в ее жизни не происходило: «… росла, как вялая, примороженная трава, мало играла, редко пела и улыбалась, в школе не выходила из троечниц, но была молчаливо – старательная и до сплошных двоек не опускалась».Через эти строки писатель доносит до нас ту реальность, горькую правду, в которой росла девочка.Читатель постоянно натыкается на такие слова, как «незаметно», «ни хорошо, ни плохо». Чувствуется какая – то дисгармония, нарушено то, что каждому из нас привычно: ребенка надо любить. Людочка не ощущает даже материнской любви, ее не понимают. Чужим для нее является и родной дом. И поэтому так хочется вырваться из серой обыденности. Кому не понятна мечта девушки уехать в город, чтобы все, все изменить. И Людочка как все «… ехала в город – устраиваться». Не знаю как вам, но мне врезались в память строки о «новой жизни» Людочки: «… первую ночь провела на вокзале». Девочка, ничего не знавшая кроме своей деревеньки, не могла не чувствовать себя одинокой. Город встречает ее равнодушно, давая понять, что она лишняя в нем. Психологически тонко Астафьев показывает желание Людочки стать как все, приспособиться к «новой жизни»: «… приводила себя в городской вид, сделала завивку, маникюр». Но мне почему – то было жалко ее в этот момент: никакие внешние перемены не могли в ней скрыть простую деревенскую девочку: «Тихая, вроде бы по-деревенски скованная, но по-крестьянски сноровистая, она предложила подмести волосья на полу, кому – мыло развела, кому – то салфетку подала…». Может быть , именно поэтому среди всех выделила Людочку старая парикмахерша Гавриловна. Астафьев нам подробно не рассказывает о жизни Гавриловны, но за незначительными фразами, фрагментарными описаниями встает еще одна судьба, и читатель понимает, что привлекает Гавриловну в Людочке. Она осень похожа на нее, ведь когда – то эта женщина сама приехала в город за счастьем. Симпатии Астафьева всегда на стороне деревенских людей, привыкших мыслить просто и ясно и не способных на зло, умеющих любить и уважат людей вокруг себя. У этих людей свое понимание совести, в них есть какая – то природная сила. Законы, по которым они живут, просты и человечны: за добро нужно платить добром, нужно много трудиться, уважать старших, не брать чужого. В городе это не цениться. Автор рассказывает нам о двух студентках, живших когда – то у Гавриловны: «…крашенные, курящие…», «… постоянно воспитывали Гавриловну…», «… не различали свое и чужое…». Это полный контраст представлениям о жизни деревенских людей. Город калечит человеческие души – вот основная идея произведений Астафьева. Люди забывают свое прошлое, теряют себя. Наверное, поэтому у всех, кроме Гавриловны и Людочки, в рассказе нет имен. Некоторых автор просто называет «мать», «отчим», «студентки», а некоторым (как животным!) дает клички («Артемка – мыло», «Стрекач»). В. Астафьев известен как мастер портретных характеристик. «Ликом он и в самом деле смахивал на черного узкозадого жука, летающего по деревенской рухляди и что-то там или кого-то там длинными хрусткими усами терзающего». Прочитав эту цитату, трудно догадаться, что речь идет о человеке. Но тем не менее именно таким предстает со страниц рассказа Стрекач – гроза местных жителей, человек, лишенный всяких нравственных принципов, олицетворение зла. Астафьев не случайно описывает бесчинство Стрекача: «… ломом крушил окна, веранду, бил посуду, растаптывал скарб, рвал постели, мочился в банки с крупой и мукой…». Что же позволяет этому нравственному уроду чувствовать себя хозяином? Безразличие и страх окружающих, их нежелание вмешиваться. И опять Астафьев проводит мысль о том, что в городе люди живут разрозненно, каждый сам за себя. Волчьи законы царят вокруг. Эти нравственные проблемы существовали с древнейших времен – с тех пор, как только начало складываться человеческое общество. Это и есть реальность, от которой никуда не уйти. Это истина, которую, порой, трудно осознать, воспринять.

Читайте также:
Человек и биосфера (По произведению В. П. Астафьева Царь-рыба): сочинение

По-моему, главную роль в понимании основной идеи рассказа играет описание парка Вэпэвэрзе. Все мы привыкли к тому, что парк – это место, где человек может почувствовать себя наедине с природой, отдохнуть от городской суеты. Но в рассказе Астафьева «Людочка» все иначе. Отвращение вызывает описание парка: «Вдоль канавы, вламываясь в сорные заросли, стояли скамейки…», «из грязной канавы и пены торчали и гудели горлами бутылки разных форм и мастей…», «всегда тут, в парке, стояла вонь, потому что в канаву бросали щенят, котят, дохлых поросят…». И люди ведут себя по-звериному: «Бесилась, неистовствало стадо, творя… телесный срам и стыд». А ведь это описание танцплощадки. Именно здесь столкнулись зло и незащищенность, цинизм и наивность.

… Как всегда, Людочка шла «от трамвайной остановки до дома Гавриловны через парк Вэпэвэрзе, а в парке «Стрекач, свободный от дел, сидел… на бетонной скамейке…». А дальше ужасающе своей реалистичностью сцена изнасилования. Наверное, никто не мог остаться равнодушным к судьбе девушки, когда читал строки: «Людочка, слепо шаря по земле, по себе, ползала в бурьяне, натыкалась на кусты, между приступами рвоты чихала и все что-то искала…». Любое человеческое сердце содрогнется от сострадания, но мир, который описывает Астафьев, жесток. Оскорбленная, униженная девушка ни у кого не находит понимания. А и нужно то было – пожалеть. Не замечает страданий девушки и Гавриловна, уже привыкшая к оскорблениям и не видящая в них ничего особенного. Мать, самый близкий и родной человек для Людочки, не чувствует ее боли (и Астафьев вновь проводит мысль: там, где разорваны кровные узы, недалеко до беды).

Меня всегда поражало внимание Астафьева к деталям. Из рассказа «Людочка» мне запомнилась та «пестренькая веревочка, туго затянувшаяся» на шее бедной, всеми отвергнутой девушки. Эта веревочка является символом, и автор несколько раз вводит эту деталь в текст («Вот она, плотно скрученная веревочка! Мать сказывала, что привязывала ее к люльке». «Отчим Людочки плюнул окурок, пошел было, но тут же вернулся, раздергал… веревочку, снял ее с тополиного обломка…»). От люльки до рокового дерева, от начала жизни до ее конца, протянулась веревочка. Что же нужно сделать, чтобы не оборвалась эта нить, на которой держится самое дорогое и хрупкое – человеческая жизнь. Астафьев учит нас: надо вовремя сказать доброе слово, вовремя остановит зло, вовремя не растерять себя. Может быть отчим Людочки (ведь не случайно Астафьев к нему в карман кладет веревочку) остановит зло и беспредел, царящие вокруг. Несмотря на всю трагичность произведения, Астафьев дает надежду: есть еще время опомниться! И читатель верит ему. «Дитя не в тягость нам будет, хоть мы и старые, дитя нам будет уж как и сын и дочь как внук и как внучка, оно скрепит нас, на плаву жизни удержит», – размышляет мать Людочки, возвращаясь в деревню после похорон.

Читайте также:
В чем истинная красота человека? (По рассказу В. Астафьева Фотография, на которой меня нет): сочинение

По-моему, рассказ «Людочка» – одно из лучших произведений современной литературы. Именно в этом рассказе Астафьев поднимает вопрос, уже давно волнующий людей. Сейчас, в двадцать первом веке, человек также одинок, как и раньше. Постоянно сталкиваешься с безразличием, равнодушием по отношению к другим людям. Это приводит к тому, что в безвыходной ситуации человек замыкается в себе и отдаляется от окружающих еще больше. Произведение служит предупреждением о том, что люди не должны забывать своих близких и родных. Писатель призывает беречь тех, кто окружает нас. Только забота о друг друге и любовь к ближнему делает нас людьми. В этой книге Астафьев очень точно изображает реальность. Рассказ заставляет задуматься об окружающем нас мире, о беспорядке, хаосе, безразличии, которые царят вокруг. В наших силах сделать этот мир лучше, чтобы, воспринимая реальность, мы не приходили в ужас, а могли только радоваться жизни.

Примеры итоговых сочинений

5 готовых сочинений к направлениям 2021/22 учебного года.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Может ли путешествие изменить человека?

Бывают моменты, когда человек хочет сменить обстановку и отправиться в какое-нибудь новое для него место. Люди путешествуют, потому что ищут ярких впечатлений, но иногда вместе с этим изменяется и их мировоззрение. Любой путь так или иначе воздействует на человеческое сознание: появляются интересные идеи, мечты и планы. В большинстве случаев человек понимает, что должен изменить привычный уклад жизни. Именно в дороге мы больше размышляем и глубже погружаемся в свой внутренний мир. На мой взгляд, путешествия и перемены неотделимы друг от друга. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Так, например, в начале романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой – недоросль, инфантильный молодой человек, который никогда не отлучался из дома. Он мечтает о праздной жизни в Петербурге, хочет предаться всевозможным развлечениям, однако волею судьбы оказывается в Белогорской крепости. Петруша, покинув родной дом, знакомится с Зуриным, проигрывает ему большую сумму, ведёт себя достаточно грубо с Савельичем, всеми силами пытается выглядеть взрослым и самостоятельным. Но на протяжении повествования его система ценностей претерпевает важнейшие изменения: любовь к Маше Мироновой пробуждает в его сердце способность к состраданию и готовность к самопожертвованию. Путешествие, в которое отправляет Гринёва отец, помогает юноше стать сильным духом и нравственно чистым человеком.

Коренным образом изменяется и жизнь главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». «Душой – дитя, судьбой – монах» в 17 лет вырывается на свободу из стен монастыря. Три дня, которые он провёл на воле, в таинственном и немного пугающем мире, оказались важнее всей его жизни. Именно здесь он испытал сильные чувства и получил немало ярких впечатлений. Мцыри встречает грузинку, которая несёт над головой кувшин, и понимает, что влюбляется в неё с первого взгляда, хотя и не решается заговорить. Юноша бесстрашно сражается с барсом, рискуя своей жизнью. В какой-то момент он понимает, что не может быть частью этого мира, который оказывается чужим и немного враждебным. Однако герой умирает без сожалений: он счастлив, что отправился даже в такое короткое путешествие. Читая это произведение, невольно задумываешься о том, как скоротечно наше существование, поэтому так важно ценить каждое мгновение.

Читайте также:
В чем истинная красота человека? (По рассказу В. Астафьева Фотография, на которой меня нет): сочинение

Таким образом, путешествие может стать для человека дорогой к самому себе, помочь ему лучше понять свой внутренний мир и обрести душевное равновесие. Иногда для того чтобы с честью пройти путь духовных исканий, необходимо покинуть место, в котором ты сейчас находишься. Мир широк и необъятен, поэтому знакомство с ним открывает перед человеком новые горизонты.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Можно ли утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий?

В настоящее время в современном мире появляется множество новых технологий, которые упрощают нашу жизнь. Например, уже достаточно сложно представить своё существование в XXI веке без компьютеров и мобильных телефонов, позволяющих значительно сэкономить время. Ритм жизни также становится достаточно быстрым, а значит, последствия научно-технического прогресса можно считать благоприятными. Однако довольно часто у людей развивается серьёзная зависимость от новейших технологий, и от неё не всегда легко избавиться. Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы доказать эту точку зрения.

Нельзя не вспомнить мир, созданный известным фантастом Р. Брэдбери в антиутопии «451 градус по Фаренгейту». Люди практически разучились мыслить самостоятельно. Чтобы ни о чём не думать, они вставляют в уши «радиоприёмники-втулки», смотрят бессмысленные телепередачи, большую часть своего времени проводят перед огромными экранами и стараются быть абсолютно одинаковыми. С теми, кто пытается каким-то образом проявить индивидуальность, расправляется Механический пёс – робот, который помогает искать преступников. В этом обществе нет места для душевного общения и взаимоподдержки: кругозор жителей ограничен, кажется, что они ничего не знают, кроме популярных названий и марок. Эта необразованность в конечном счёте приводит к деградации. Действительно, иногда ускоренное развитие новых технологий становится опасным как для отдельной личности, так и для всего человечества.

Проблема зависимости от новейших технологий волнует и многих современных отечественных писателей. В произведении «Библия в SMS-ках» Ая Эн пишет о подростках, а также взрослых людях, которые не представляет своей жизни без мобильных телефонов. В начале каждой главы мы читаем фрагменты из смс-переписки двух молодых людей на библейские темы. Конечно, герои используют разговорную лексику и стараются как можно сильнее упростить евангельские истории. Казалось бы, между Священным Писанием и короткими сообщениями не может быть ничего общего, однако у девочки Евы, которую грозятся лишить наследства, не остаётся другого выхода. В XXI веке вместе с развитием техники идёт и значительное упрощение человеческого мышления. Люди зачастую перестают читать длинные и сложные тексты и ищут их краткое изложение в интернете. Зависимость от новых технологий делает человека потребителем, привыкающим получать информацию в готовом виде. В книге Аи Эн есть замечательный лозунг – ДСГ, что означает «думай своей головой». К сожалению, технологические новшества могут лишить нас такой способности.

В заключение хочется сказать, что зависимость от новых технологий не даёт человеку двигаться вперёд и развиваться. Именно поэтому так важно внимательнее приглядываться к миру, который тебя окружает, проводить время с близкими, как можно больше общаться вживую, читать книги, а не только новостную ленту в социальных сетях.

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Что сильнее: закон или совесть?

Что может быть страшнее для человека угрызений совести? Наверное, нельзя придумать наказания хуже, ведь неслучайно совесть называют «законом законов». Именно она становится для нас главным судьёй, не позволяющим переступать запретную черту. Иногда даже наказание, предусмотренное законом, не может исправить преступника, если он лишён способности испытывать чувство стыда. Напротив, голос совести побуждает человека к раскаянию и внутреннему изменению. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Совесть может мучить человека, даже если он лишь отчасти виноват в произошедшей трагедии. Так, например, главный герой сентиментальной повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» Эраст обвиняет себя в смерти крестьянки Лизы. Он действительно полюбил эту девушку, но не мог жениться на ней, потому что это означало бы бросить вызов светскому обществу. К тому же юноша хотел поправить своё материальное положение и ради этого женился на нелюбимой женщине. Эраст даже не подозревал, какими серьёзными могут быть последствия, он не подумал о чувствах Лизы, которая не смогла пережить предательство возлюбленного. До конца своих дней герой считает себя преступником, по вине которого пострадала бедная девушка. Эти угрызения

совести мешают Эрасту быть счастливым. Конечно, с точки зрения закона сам герой не совершил никакого преступления, поэтому не может быть наказан. Однако чувство вины не даёт молодому человеку покоя, потому что он нарушил моральные нормы.

Несомненно, совесть всегда оказывается сильнее закона, потому что её голосу невозможно сопротивляться. Так, герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат, опасаясь потерять свой авторитет, несправедливо обвиняет человека и обрекает его на смерть. Именно поэтому Иешуа Га-Ноцри отмечает, что трусость – это самый главный человеческий порок. Прокуратор боялся, что его заступничество за философа вызовет подозрение у других людей: слишком смелыми были рассуждения Иешуа о власти. Однако в глубине души Понтий Пилат понимал, что перед ним уникальный человек – единственный, кто способен исцелить его душевные раны. Самое тяжёлое наказание для прокуратора – муки совести. Он осознаёт, что предал не только философа Га-Ноцри, но и самого себя, поэтому окончательно потерял надежду на нравственное воскресение.

Читайте также:
Человек и биосфера (По произведению В. П. Астафьева Царь-рыба): сочинение

Таким образом, совесть – это действительно самый важный и нерушимый закон, соблюдение которого помогает нам оставаться гуманными при любых обстоятельствах. Многие мыслители называют совесть внутренним судьёй или голосом, который невозможно заглушить. Это именно то, что не позволяет человеку снимать с себя ответственность и действовать безрассудно. Это тот законодатель, который побуждает нас совершать добрые поступки.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

Как музыка может помочь человеку пережить трудное время?

В трудные минуты произведения искусства могут оказать человеку неоценимую помощь. Так, например, музыка способна исцелить душевные раны, стать лучшим утешением и лекарством от грусти и тревоги. Многим людям прослушивание любимых песен помогает не опускать руки и находить новые силы для движения вперёд. В чём же заключается прекрасная и таинственная сила музыки и почему её влияние на человека так велико? Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы ответить на эти вопросы.

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» музыка играет важную роль в судьбе главных героев. Николай Ростов, проигравший товарищу Долохову достаточно крупную сумму, чувствовал себя подавленным и разбитым. Ему пришлось очень грубо и развязно поговорить со своим отцом, и в глубине души молодой человек злился на самого себя. В эту тяжёлую для героя минуту его сестра Наташа Ростова играла на фортепиано и пела, не думая ни о каких мелочах и просто наслаждаясь мгновением. Заворожённый музыкой, Николай Ростов невольно задумывается о том, как низменны его проблемы в сравнении с искусством. Жизнь, в которой есть музыка, прекрасна, а всё остальное значительно уступает духовным ценностям. Стоит ли лишать себя этой замечательной возможности жить и дышать из-за каких-то временных трудностей и неудач? Николаю кажется, что именно в эту минуту он по-настоящему счастлив: музыка заглушает его душевную боль и дарует ему утешение.

Музыка способна кардинальным образом изменить жизнь человека. Заглавный герой романа И.А. Гончарова «Обломов» изначально даже не собирался вставать с дивана

и снимать домашний халат, потому что не видел смысла в насыщенном событиями существовании. Однако встреча с Ольгой Ильинской оказывает значительное влияние на героя, у которого появляется желание меняться в лучшую сторону. Примечательно, что чувство влюблённости поселяется в душе Обломова после прослушивания любимого музыкального произведения «Casta diva», исполненного новой знакомой. От звуков этой мелодии и голоса Ольги на лице героя сияет «заря пробуждённого», он сказал девушке, что глубоко почувствовал любовь, переданную через музыку. В этот момент лень и апатия отступают, уходят на второй план, жизнь Обломова преображается, его душа устремляется к счастью.

Действительно, без музыки жизнь становится бледной и пустой. М. Лютер, например, называл этот вид искусства «лучшим утешением для опечаленного человека». Безусловно, в тяжёлое для нас время музыка, вызывая определённые эмоции, помогает прислушаться к себе и наделяет особенной энергией, не позволяющей падать духом ни при каких обстоятельствах.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина?

Могут ли социальные пороки оказать влияние на жизнь и судьбу отдельной личности? Достаточно часто человек восстаёт против навязанных обществом устоев и правил, потому что не хочет быть марионеткой в чужих руках. Во многих художественных текстах разворачивается конфликт между яркими индивидуальностями и социумом. К сожалению, обычно такие герои терпят поражение в этом столкновении, но их попытка что-либо изменить представляет большую ценность для человечества в целом. Это значит, что есть люди, которые не могут смириться с социальными пороками и готовы с ними бороться, чтобы сделать мир лучше. Обратимся к литературным произведениям, чтобы доказать эту точку зрения.

Так, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» главный герой отказывается жить по правилам фамусовского общества. Он не может принять царящее вокруг лицемерие, чинопочитание и зависимость от общественного мнения. Чацкий отмечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Действительно, он не собирается становиться таким же, как представители «века минувшего», их подобострастие вызывает у героя отвращение. Он чувствует себя чужим среди людей, которые обесценивают образование и духовные ценности. Именно поэтому герою не находится места в фамусовской Москве, его называют сумасшедшим. Чацкий считает, что пороки этого общества необходимо искоренить, но в пьесе у него нет ни одного единомышленника, не считая внесценических персонажей. Герою приходится отказаться от прежних планов и надежд на семейное счастье, чтобы сохранить свою индивидуальность.

В драме А.Н. Островского «Гроза» главная героиня Катерина также пытается протестовать против патриархальных порядков. В городе Калинове нет места науке, образованию и прогрессу, семьи продолжают жить по «Домострою», а младшее поколение должно неукоснительно соблюдать все требования старших. Самые авторитетные люди города – Дикой и Кабаниха – самодуры и тираны, живущие в замкнутом мире своих ограниченных консервативных убеждений. Катерина же – неординарная натура, которая видит смысл жизни в искренней любви и свободе. Девушка отказывается жить по установленным правилам, но так же, как и Чацкий, не находит смелых единомышленников. Бросая вызов обществу, героиня совершает самоубийство, однако протест одиночки заставил её мужа Кабанова задуматься о собственном угнетённом положении. Это значит, что в дальнейшем в Калинове произойдут важные изменения, и толчком к этому стал поступок Катерины.

В заключение хочется отметить, что социальные пороки действительно влияют на судьбу отдельного человека. Довольно часто общество подвергает таких людей насмешкам и критике и пытается всеми силами избавиться от них. Однако появление личностей, не желающих смиряться с навязанными сверху правилами, доказывает несовершенство общественного устройства и говорит о необходимости перемен.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: