Анализ стихотворения Бальмонта Я мечтою ловил уходящие тени: сочинение

К. Бальмонт «Я мечтою ловил уходящие тени» (Анализ стихотворения, стиха)

Анализ лирического произведения.

Стихотворение К. Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени» создано в 1894 году (сборник «В безбрежности»). Произведение было внесено в начало сборника и выделено курсивом. Оно должно было стать прологом всей книги и, по словам Л. Е. Ляпиной, «мыслилось программным». (1, с.59) История создания стихотворения такова: поэт хотел написать произведение о человеческом пути к свету.

Произведение Бальмонта является элегией.

Тема стихотворения — повествование поэта о своих творческих достижениях.

В стихотворении можно выделить несколько смыслов: философский (поиск смысла жизни), поэтический (тема поэта и поэзии), общечеловеческий (мысль о гармонии с самим собой)

Преобладают личные интонации, о чем свидетельствует частое употребление местоимения «я».

Композиция стихотворения кольцевая. Такая композиция не придает завершенности. Поэтическая мысль автора не завершена: путь к вершине далёк. Это движение циклично, вечно.

Основная мысль стихотворения заключается в том, что человек должен двигаться все время вперед, невзирая ни на какие препятствия на пути к достижению своей цели.

Особую торжественность тексту произведения придает использование книжной лексики (выси, взор, светило).

В тексте стихотворения часто используются глаголы (входить, дрожать, идти, узнать, ловить…), которые создают ощущение постоянного движения. Личное местоимение «я» встречается 11 раз . Поэтическое «я» является основой стихотворения.

При помощи эпитетов («сияньем прощальным», «дремлющих гор», «огневое светило») и олицетворений («выси…нежно ласкали») К. Бальмонт одухотворяет природу, передает её деятельную натуру. В тексте произведения четыре раза повторяется метафора «дрожали ступени». Дрожащие ступени — символ непрочной лестницы пути, которую избрал лирический герой. Можно предположить, что путь героя не изведан, зыбок и невероятно труден. При помощи метафоры «ловить мечтою» — автор передает желание лирического героя остановиться и вспомнить о чем-то приятном.

Развернутая метафора «уходящие тени потускневшего дня» символизирует подходящий к концу прожитый день.

Анализ синтаксического уровня стихотворения позволяет выделить такие приёмы: эпифора, анафора, инверсия. Эпифорой называется повторение слова или словосочетания в конце близлежащих стихотворных строк:

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

Такой синтаксический приём, как анафора, позволяет поэту выделить лексемы, несущие важную эмоциональную и смысловую нагрузку. Повторяются анафорические слова «и чем», которые не дают остановиться до самого конца чтения.

И чем выше я шёл, тем ясней рисовались,

Тем ясней рисовались очертанья вдали.

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,

Тем светлее сверкали выси дремлющих гор.

И всё выше я шёл, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

Особую выразительность и мелодичность художественной речи придает инверсия: «Тем ясней рисовались очертанья вдали», «И какие-то звуки вдали раздавались»

Ритмика стиха — силлабо — тоническая.Стихотворение написано цезурованным четырехстопным анапестом с полной и перекрестной рифмой.

К. Бальмонт широко использует аллитерацию и ассонанс. Частое использование шипящих [ш], [ж], [х], [ч] (всего 32) заставляет читателя слышать шорох и шуршание, погружаться в атмосферу таинственности и загадочности. Особую музыкальность произведению придает обилие звуков р, [л], [м], [н]. Среди гласных часто повторяются: [и] (51), затем [а] (50) и [у] (50). (3, с. 64) Благодаря звуковым повторам речь стихотворения становится более благозвучной.

Я узнал, как ловить уходящие тени,

Уходящие тени потускневшего дня,

И всё выше я шел, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.(2, с.207)

Лирическому герою открылась истина, он хочет донести главную мысль до других людей, только начинающих этот сложный путь.

Художественные особенности стихотворения: музыкальность стиха, возвышенность тематики, наличие образов — символов позволяют сделать вывод о том, что данное произведение написано в духе символизма.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Анализ стихотворения Бальмонта Я мечтою ловил уходящие тени

Бальмонт – выдающийся поэт-символист, произведения которого содержат тонкий смысл, гармоничность звуков и, соответственно, музыкальность. Чтобы показать этот смысл, нужно проникнуться чувствами Бальмонта, понять что символизирует, например, лестница.

Свет увидел стихотворение в 1895-ом году. Произведение содержит в себе противоположные друг другу слова, например: «тьма» – «свет», «них» – «верх», «земля» – «небо». Поэтому стихотворение можно назвать неким гимном стремлений человечества, призывом добиться цели.

Бальмонт хорошо умеет сочетать образы, яркость красоты, скрытую отвлечённость, наглядность. Это стихотворение – не исключение. Под тенями Константин Бальмонт подразумевает неясность, нераспозднанность, туманность. Чтобы дойти до вершины, до цели, необходимо развеять туман, собраться с мыслями. В произведении нужно стремиться к вершине лестницы. Лестница – это образ жизненного пути, ступеньки – очередные проблемы, задачи, которые необходимо преодолеть, чтобы добиться цели, по мнению Константина Б.

Герой в стихотворении – неоромантик. Он пытается познать загадочную бытийную сущность, познать тайны мира и мироздания. Он хочет покинуть тень, войти на свет, из низов к верхам. Стихотворение пятистрофное. Конечно, по смыслу они связанные, причём последняя аккуратно переливается в начальную, а это значит, что путь ещё не окончен, что в замкнутом круге нет выхода, нет спасения.

Пока Бальмонт писал стихотворение, он использовал приёмы четырёхстопного анапеста и рифм полных и перекрёстных. Говоря без научных терминов, творение Бальмонта красивое, певучее.

Творение прекрасно раскрыло все умения Константина Бальмонта. Стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени» отличается своей музыкальностью и певучестью. Строки переплетаются и строятся в форме композиции, которая передаёт всю глубину смысла и сущность повествуемого.

Используя непростые эпитеты и довольно часто повторяя словосочетания из конца в предыдущей фразе в начале последующей, поэт смог добиться неповторимых рифм и ритма. Автор сделал текст таинственным, переливающимся, красивым, гармонично сочетая шипение, сонорность, свист звуков.

Стихотворение окрашено в позитивном ключе. Стихотворение побуждает не останавливаться, стремиться к поставленной цели. Сам же персонаж лирики добился цели и теперь хочет помочь начинающим, донести до них то, что познал, пока стремился, пока старался.

Будьте как тот персонаж. Не останавливайтесь, не бойтесь, добивайтесь своей цели и помогайте начинающим.

По плану кратко

Картинка к стихотворению Я мечтою ловил уходящие тени

Популярные темы анализов

Соприкосновение в лирике С. Есенина человека и природы всегда удивительно и неизбежно. С помощью предметов, явлений окружающего мира, в котором просматривается своеобразие и неповторимая красота, автор передает настроение,

Читайте также:
Самый читаемый поэт на рубеже XIX—XX столетий: сочинение

Эти четыре строчки, написанные на клочке бумаги – самые короткие, самые известные и самые цитируемые по сей день стихи Ф. Тютчева. Они были написаны за границей, где поэт прожил более 20 лет.

Стихотворение, датированное 1916 годом и написанное в форме сонета, относится к той группе стихотворений, в которых автор задумывается о природе и сущности поэзии как искусства, передавая свои мысли и переживания через

Стихотворение было написано в 1839 году, автор написал его, когда ему исполнилось двадцать пять лет. В своей жизни он был веселым и общительным парнем. Творчество начал в позднем периоде и всегда хотел, чтоб его заметили люди.

Стихотворение великой русской поэтессы Анны Ахматовой “Я научилась мудро жить” открывает перед нами женщину, рассуждающую о краткости жизни, а так же смерти и неизвестности следующей за ней. К написанию стихотворения послужили

Анализ стихотворения Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени …»

Константин Бальмонт: детство и юность

Будущий поэт родился 15 июня 1867 года в селе Гумнищи, недалеко от города Владимира. Там он провел свои детские годы, где под влиянием матери стал читать первые книги и полюбил музыку. Когда мальчику было десять лет, семья Бальмонтов перебралась в городок Шуя. Там Константин начинает учиться, но несколько лет спустя переезжает во Владимир.

Во Владимире поэта выгоняют из учебного учреждения после участия его в студенческом движении. Чуть позже Бальмонт едет учиться в Москву, но и там учеба не задается — его снова исключают за участие в студенческих демонстрациях. Будучи студентом, Бальмонт начинает очень много читать, расширяет круг знакомств, начинает активно общаться и симпатизировать революционным движениям.

Первые стихи Бальмонт написал в десятилетнем возрасте, за что получил «нагоняй» от матери.

В 1885 году в петербургском журнале «Живописное обозрение» появились первые публикации молодого поэта, сразу обратившие на себя внимание критиков и простых читателей.

В конце восьмидесятых годов XIX века Бальмонт переживает бедность, неудачный брак и депрессию. Совершает даже попытку самоубийства, выбрасываясь из окна. Остается жив, благодаря случаю. Это событие меняет мировоззрение поэта — он много пишет, старается публиковаться, занимается переводческой деятельностью.

Девяностые годы XIX века — это период расцвета Бальмонта как очень яркого и талантливого русского поэта. Изданы сборники “Под северным небом” (1894), “В безбрежности» (1895) и “Тишина” (1898).

Стилистика

Лирический герой представляется читателю в образе неоромантика, которому хочется познать все законы мирозданья и направляться к свету, своей заветной цели. Стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени» (Бальмонт), анализ которого уже подходит к концу, состоит из 5 строф, которые объединены одним смыслом. Основная особенность стилистического решения — это последняя строфа. Она плавно подводит читателя к первой.

Произведение отличается удивительной музыкальностью и плавным строем звуков. Еще одна особенность стихотворения — повтор. То есть последние слова строчки встречаются в следующей, словно образуя соединительную цепочку. Все это добавляет стиху некую таинственность, гармонию, лирическую грусть и красоту.

Заграница и смерть

Со второй женой, с которой они повенчались в 1896 году, Бальмонт путешествует по Европе. Работает в английских университетах.

В период первой русской революции 1905 года Бальмонт принимает активное участие в забастовках: выступает перед студентами, строит баррикады. После того как свершился Октябрь 17-го, Бальмонт уезжает из России в 1920 г. и больше не возвращается уже никогда. После 1920 года публикует за границей еще несколько сборников, пишет автобиографичные книги “Под новым серпом” и “Воздушный путь”.

Умирает Бальмонт 23 декабря 1942 года.

«Серебряный век» в отечественной литературе

В России в конце XIX века начался очень мощный интеллектуальный подъем. Хорошо это просматривается в художественной литературе, поэзии, философии того периода. Русский философ Николай Бердяев назвал это время «русским культурным ренессансом». Кстати, по одной из версий, первое употребление словосочетания «серебряный век» принадлежит именно ему.

Поэты, чувствующие ту эпоху всей душой, видели приближение перемен, которые просто раздирали страну на части. Первая революция, затем мировая война, а позже семнадцатый год — все это катком прошлось по духовной элите России, с одной стороны, просто уничтожив многих и физически, и духовно, а с другой, дав пищу для размышлений. Тема личности в то время — одна из главнейших, ведь именно личность совершала перевороты, начинала войны.

Самые выдающиеся имена той поры — это Федор Сологуб, Анна Ахматова, Николай Гумилев, Владимир Маяковский, Александр Блок, Зинаида Гиппиус и многие другие. Принадлежал к ним и поэт-символист Константин Бальмонт.

Символизм в России

В переводе с греческого языка simbolon — это «символ, знак». В Европе данное литературное течение появилось в семидесятых годах XIX века и было связано с такими именами, как Артюр Рембо или Поль Бодлер. Главная идея данного течения была в том, чтобы через символ выразить внутренний мир человека.

Для символизма очень характерны такие вещи, как:

  • ритмичность, но плавность;
  • изысканность выражений;
  • иносказательность;
  • недосказанность, обращение слова в шифр;
  • элитарность искусства;

Русский символизм, как считается, начался со статьи одного из важнейших литераторов России того периода — Мережковского, которая называется «О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе», она была опубликована в 1892 году.

Расцвет русского символизма — это творчество Александра Блока, Белого, Иванова, Анненского и других поэтов начала XX века.

Стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени»

Данное стихотворение было написано в 1895 году. Вошло в сборник поэта под названием «В безбрежности».

Проводя полный анализ стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени», критики отмечают, что данное произведение не просто одно из ключевых для Бальмонта, но для всего русского символизма в целом. Если читать текст произведения, можно видеть все основные особенности символизма, а именно: иносказательность, возвышенность языка, четкий ритм, но при этом — плавность и тягучесть.

Также, проведя анализ стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени», наблюдаем, что поэт прибегнул к одному из своих излюбленных приемов — повтору строк. С его помощью Бальмонт связывает четверостишия между собой. Конкретный анализ и текст произведения даны ниже.

Тема и проблема

В своей работе автор рассказывает о простых вещах. По сути, он говорит о своем становлении как поэта. Стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени» (Бальмонт), анализ которого предстоит провести, рассказывает о том, как трудно чего-то достичь в жизни, но если упорно идти к своей мечте — все возможно.

Читайте также:
Константин Дмитриевич Бальмонт,как представитель русского символизма: сочинение

Строфу, что начинается со слов «Я на башню всходил», можно принимать за описание того, как пришел Бальмонт в литературу. Но если посмотреть на эту фразу в общем контексте, то становится очевидным, что лирический герой произведения никогда не отступал от задуманного.

Анализ стихотворения автора Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…»

Как отмечают критики, данное стихотворение — рассказ поэта о своем появлении в поэтическом мире России. Восхождение на башню и дрожащие ступени под ногами — это метафора вхождения поэта в литературный мир России.

У Бальмонта изначально были ясные и четкие цели — о чем мы читаем в строках, где рисуются очертания вдали. У поэта просто дух захватывало от того, к каким вершинам он поднимался. И далее по тексту мы видим, насколько высоко находится автор, что уже ночь наступила под ним, а для него — сияло светило. И чем сильнее «наступала ночь внизу», тем ярче и четче для поэта «блистало дневное светило».

Проводя анализ стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени», можно также сказать, что данное произведение — не только о пути поэта к вершине, но и о творчестве Бальмонта в целом. Например, «Я узнал, как ловить уходящие тени» — это показатель того, что мастерство поэта росло постоянно. И если в начале стихотворения Бальмонт «ловил тени», то в конце он уже «узнал», то есть, этот этап «узнавания » остается в прошлом и необходимо следовать дальше — навстречу новым достижениям и вершинам.

Также, проводя анализ стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени», можно, отойдя от личности автора, сказать, что данное произведение — это описание пути человека или человечества в целом от тьмы к свету, от земли к небу.

Необходимо выделить и структуру стихотворения: постоянные повторы, которые создают впечатление замкнутости. Возможно, это символ того, что «все возвращается на круги своя». Далее, проводя анализ стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени», необходимо отметить контрасты «И чем выше я шел…» и «А внизу подо мною…», символизирующие день и ночь, землю и небо.

Анализ стихотворения Бальмонта « Я мечтою ловил уходящие тени. «

Стихотворение Бальмонта “ Я мечтою ловил уходящие тени … “ было написано в 1895 году.
Я считаю, что это стихотворение наиболее ярко отражает творчество Бальмонта и является гимном символизма.

В стихотворении “Я мечтою ловил уходящие тени…”, как легко убедиться, есть и “очевидная красота” и иной, скрытый смысл: гимн вечному устремлению человеческого духа от тьмы к свету.

Вся образная структура стихотворения Бальмонта построена на контрастах: между верхом («И чем выше я шел…»), и низом («А в низу подо мною. »), небесами и землей (оба эти слова в тексте пишутся с большой буквы — значит, им придается исключительно весомое символическое значение), днем (светом) и тьмой (угасанием). Лирический сюжет заключается в движении героя, снимающем указанные контрасты. Восходя на башню, герой покидает привычный земной мир в погоне за новыми никем не изведанными прежде ощущениями. Он мечтает («Я мечтою ловил …»), остановить ход времени, приблизится к вечности, в которой обитают «уходящие тени». Это ему вполне удается: в то время как «для уснувшей Земли» наступает ночь — пора забвения и смерти для героя продолжает сиять «огневое светило», приносящее обновление и духовный подъем, а далекие очертания «выси дремлющих гор» становятся все более зримыми. Наверху героя ждет неясная симфония звуков («И какие-то звуки вокруг раздавались. »), что знаменует его полное слияние с высшим миром.

Величественная картина, воссозданная в стихотворении, уходит корнями в романтические представления о гордом одиночке, бросающем вызов земным установлениям. Но здесь лирический герой вступает в противоборство уже не с обществом, а со вселенскими, космическими законами и выходит победителем ( «Я узнал, как ловить уходящие тени. »). Тем самым Бальмонт намекает на богоизбранность своего героя (а в конечном счете и на свою собственную богоизбранность, ведь для старших символистов, к которым он принадлежал, была важна мысль о высоком, «жреческом» предназначении поэта).

Однако стихотворение покоряет главным образом не своей идеей, а чарующей пластикой, музыкальностью, которая создается волнообразным движением интонационных подъемов и спадов, трепетными переливами звуковой структуры (особую нагрузку несут шипящие и свистящие согласные, а так же сонорные « р» и « л »), наконец, завораживающим ритмом четырехстопного анапеста (в нечетных строках он утяжелен цезурным наращиванием). Это что касается языка. Что же касается содержания стихотворения — оно наполнено глубоким смыслом. Человек идет по жизни все выше и выше, ближе и ближе к своей цели.

Критика и почитатели Бальмонта

В книге «Портреты современных поэтов» Илья Эренбург писал о Бальмонте, что он величественен, нелеп и трогателен, словно образцовый король, который порождает в сердцах преклонение, возмущение и жалость. Нельзя любить Бальмонта так, как Блока или Ахматову. Ибо Бальмонт — это осенние цветы, что очень яркие, но в яркости своей страшны и неуютны.

Александр Блок о лирики Бальмонта и холодность его как человека. В то же время Блок высоко ценил поэзию Бальмонта как «поэзию солнца».

Константин Бальмонт как представитель «старшего символизма» в России оказал влияние на многих своих современников и поэтов более младшего возраста.

Художественный анализ стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени»

Я считаю, что это стихотворение наиболее ярко отражает творчество Бальмонта и является гимном символизма. В стихотворении «Я мечтою ловил уходящие тени.», как легко убедиться, есть и «очевидная красота» и иной, скрытый смысл: гимн вечному устремлению человеческого духа от тьмы к свету. Вся образная структура стихотворения Бальмонта построена на контрастах: между верхом («И чем выше я шел.»), и низом («А в низу подо мною.»), небесами и землей (оба эти слова в тексте пишутся с большой буквы — значит, им придается исключительно
весомое символическое значение), днем (светом) и тьмой (угасанием). Лирический сюжет заключается в движении героя, снимающем указанные контрасты. Восходя на башню, герой покидает привычный земной мир в погоне за новыми никем не изведанными прежде ощущениями. Он мечтает («Я мечтою ловил .»), остановить ход времени, приблизится к вечности, в которой обитают «уходящие тени». Это ему вполне удается: в то время как «для уснувшей Земли» наступает ночь — пора забвения и смерти для героя продолжает сиять «огневое светило», приносящее обновление и духовный подъем, а далекие очертания «выси дремлющих гор» становятся все более зримыми. Наверху героя ждет неясная симфония звуков («И какие-то звуки вокруг раздавались.»), что знаменует его полное слияние с высшим миром. Величественная картина, воссозданная в стихотворении, уходит корнями в романтические представления о гордом одиночке, бросающем вызов земным установлениям. Но здесь лирический герой вступает в противоборство уже не с обществом, а со вселенскими, космическими законами и выходит победителем ( «Я узнал, как ловить уходящие тени.»). Тем самым Бальмонт намекает на богоизбранность своего героя (а в конечном счете и на свою собственную богоизбранность, ведь для старших символистов, к которым он принадлежал, была важна мысль о высоком, «жреческом» предназначении поэта). Однако стихотворение покоряет главным образом не своей идеей, а чарующей пластикой, музыкальностью, которая создается волнообразным движением интонационных подъемов и спадов, трепетными переливами звуковой структуры (особую нагрузку несут шипящие и свистящие согласные, а так же сонорные » р» и » л «), наконец, завораживающим ритмом четырехстопного анапеста (в нечетных строках он утяжелен цезурным наращиванием). Это что касается языка. Что же касается содержания стихотворения — оно наполнено глубоким смыслом. Человек идет по жизни все выше и выше, ближе и ближе к своей цели.

Читайте также:
Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта Я не знаю мудрости: сочинение

Стихотворение и анализ «Я мечтою ловил уходящие тени…»

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шел, тем ясней рисовалисль,

Тем ясней рисовались очертанья вдали,

И какие-то звуки вдали раздавались,

Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,

Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,

И сияньем прощальным как будто ласкали,

Словно нежно ласкали отуманенный взор.

И внизу подо мною уж ночь наступила,

Уже ночь наступила для уснувшей Земли,

Для меня же блистало дневное светило,

Огневое светило догорало вдали.

Я узнал, как ловить уходящие тени,

Уходящие тени потускневшего дня,

И все выше я шел, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

Краткое содержание

В стихотворениях Константина Бальмонта нередко встречаются элементы, присущие романтическому направлению в литературе. Это наблюдается даже в тех его работах, которые посвящены серьезным проблемам. Такое явление можно считать своеобразным подходом поэта к созданию литературного произведения. Стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени…» написано в таком же ключе. В нем раскрываются мысли автора по поводу собственных творческих успехов и достижений. Бальмонт описывает свои взлеты на пути к вершине поэтического мастерства.

И. Чеботарева. Восхождение. 2015

Автор настолько изящно преподносит читателю этапы своего восхождения, что с первого раза догадаться, о чем он хотел сказать, достаточно трудно. Начало покорения литературного Олимпа он описывает довольно иронично: «Я на башню всходил, и дрожали ступени, и дрожали ступени под ногой у меня». Только общий контекст произведения раскрывает смысл этого признания: автор настойчиво продвигается к своей цели, мечтая об известности и славе.

Как истинный символист, при помощи образов он описывает свое, захватывающее дух, восхождение. Чем выше он поднимается над землей, тем меньше обращает внимание на своих недоброжелателей. «И внизу подо мною уж ночь наступила», – этой фразой Бальмонт характеризует людей, которые из зависти мешают ему обрести поэтическую славу. Но все это остается позади, впереди есть только заветная мечта, где ярче «блистало дневное светило, огневое светило догорало вдали».

Анализ

История создания

На протяжении своего творчества Бальмонт нередко обращался к различным литературным направлениям и стилям. В результате этих экспериментов рождались произведения, в которых символизм поэта приобретал романтические оттенки. Примером этому служит анализируемое стихотворение, которое появилось в 1895 году. Обсуждая в нем довольно прозаическую тему, автор преподносит ее с таким изяществом, что текст приобретает черты романтического произведения, наполненного восторгом и красотой. Фраза «мечтою ловил уходящие тени» говорит о прекрасных моментах, которые сопровождают поэта во время его стремительного взлета.

Персонажи и образы

Главный персонаж стихотворения – герой-неоромантик. Известно, что представители этого течения отвергали прозу жизни и прославляли героизм и подвиги, совершаемые в своеобразной, непохожей на этот мир обстановке. Мечта героя состоит в том, чтобы остановить время и познать духовное обновление, приблизившись к вечности.

На самом верху, там, куда он стремится, звучит мелодия: «и какие-то звуки вокруг раздавались», которая означает, что высший мир не отвергает его. Такое описание напоминает сюжеты романтических произведений, где одинокий герой, бросив вызов бренности всего земного, воссоединяется с божественным началом. Таким образом, он становится избранным, что очень характерно для персонажей эпохи символизма. Открывшуюся ему истину он стремится донести до остальных людей, которые только встали на этот путь.

Композиция

Стихотворение состоит из пяти строф, каждая из которых представляет собой четверостишие. Все они по смыслу связаны между собой. Композиция произведения кольцевая: в конце мечта героя, озвученная в первой строфе, почти осуществилась: «я узнал, как ловить уходящие тени». Но самые последние строки: «и все выше я шел, и дрожали ступени, и дрожали ступени под ногой у меня» говорят о незавершенности этого пути. До вершины еще далеко, и дорога к ней может оказаться бесконечной.

Литературное направление произведения – символизм с элементами романтизма. По жанровой принадлежности – это элегия.

Размер и средства художественной выразительности

Особенной, чарующей ритмики автор добивается при помощи четырехстопного анапеста с перекрестной рифмовкой (АВАВ). Женская и мужская рифмы чередуются друг с другом.

Одухотворение природы достигается при помощи эпитетов: «огневое светило», «сияньем прощальным», «дремлющих гор». С этой же целью используется олицетворение: «выси… нежно ласкали». На протяжении текста четырежды повторяется метафора «дрожали ступени». Это выражение становится символом неустойчивой лестницы, пути, по которому продвигается герой. Присутствие развернутой метафоры «уходящие тени потускневшего дня» означает еще один прожитый день.

Проблематика и основная идея произведения

Главную мысль произведения поэт сосредоточил на движении вперед, к намеченной цели. Идти в этом направлении нужно, невзирая ни на какие препятствия. В этом смысле стихотворение несет в себе позитивный заряд. Автор, имея определенный опыт, делится им с читателем, желая помочь тем, кто отважится повторить его путь.

Урок литературы в 11 классе. Лингвистический анализ стихотворения Д.Бальмонта “Я мечтою ловил уходящие тени..”
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Данный урок поможет учащимся в подготовке к написанию сочинения на ЕГЭ

Читайте также:
Основные настроения поэзии Константина Бальмонта: сочинение

Скачать:

Вложение Размер
урок литературы 11 класс 49 КБ
literatura_11_klass.doc 49 КБ

Предварительный просмотр:

Литература 11 класс. Урок-практикум «Лингвистический анализ стихотворения К.Д.Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени».

Цели: 1) познавательные: – приобретение навыков лингвистического анализа поэтического текста;

-формирование представления об особенностям стиля автора;

-подготовка к написанию мини-сочинения;

2) развивающие: -развитие образного мышления;

– приобщение к творчеству поэта;

3) воспитательные: -воспитание внимания к поэтическому слову;

– привитие любви к русской поэзии.

  1. Беседа учителя.

Наш урок будет посвящён анализу стихотворения К.Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…» (1894). Мы узнаем о личности поэта, о его творчестве, попытаемся понять суть поэтического символизма.

Посмотрите на доску. Здесь записаны годы жизни поэта: 1867-1942.

-Назовите тот период в русской литературе, когда начался творческий путь поэта.

( Это рубеж веков, серебряный век русской поэзии).

– Как можно охарактеризовать это время?

(Это «усталое» время. Кризисное время, ощущение приближающегося конца света).

– В литературе возникает множество направлений: акмеизм, футуризм, символизм. Давайте попробуем подробнее остановиться на символизме, так как К.Бальмонт был прежде всего поэтом-символистом. Вспомните и назовите основные принципы символизма.

Основные принципы символизма.

– Основная поэтическая категория – символ.

– Особая музыкальность стиха.

– «Я» – в центре всего (эгоцентризм).

– Поэзия символизма – выражение души поэта.

– Возможно, то, что мы вспомнили, поможет нам в ходе анализа стихотворения глубже проникнуть в его смысл. А теперь обратимся к биографии.

( Ученик делает сообщение для класса).

– Остановимся коротко на основных чертах поэтики Бальмонта, отмеченных исследователями творчества поэта.

– Важность впечатления, ощущения, чувства, испытываемого в определённый момент.

– Ведущая тема – тема света, тема постоянного движения.

2.- А теперь обратимся к самой поэзии Бальмо нта. Стихотворение «Я мечтою…» было написано в 1894 году и входило в сборник под названием «В безбрежности». Это стихотворение занимает особое место в сборнике, расположено вне циклов и разделов, напечатано курсивом. Его можно считать прологом этого поэтического сборника.

Учитель читает стихотворение.

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шёл, тем ясней рисовались,

Тем ясней рисовались очертанья вдали,

И какие-то звуки вокруг раздавались,

Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,

Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,

И сияньем прощальным как будто ласкали,

Словно нежно ласкали отуманенный взор.

А внизу подо мною уже ночь наступила,

Уже ночь наступила для уснувшей Земли,

Для меня же блистало дневное светило,

Огневое светило догорало вдали.

Я узнал, как ловить уходящие тени,

Уходящие тени потускневшего дня,

И всё выше я шёл, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

– Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

( Одухотворённости, возвышенности. Ощущения свободы души, чувства постоянного движения.)

– Какие картины возникли в вашем воображении?

(Закат солнца. Высокая башня….)

-Какие особенности в построении этого поэтического текста вы сразу заметили?

-Посчитайте, сколько раз они встречаются? ( 10 раз в двадцати строчках).

– Повтор – очень сильное поэтическое средство. Для чего, с какой целью поэт его использует?

(Мы повторяем то, что для нас более всего значимо. Для усиления образности.)

– В тексте много глаголов( входить, дрожать, идти, узнать, ловить…), которые служат для создания чувства постоянного движения.

– Ещё какие-то особенности вы заметили?

(Часто употребляется личное местоимение «я»).

– Посчитайте, сколько раз. ( 11 раз в 20 строчках).

-Ещё И.Анненский отмечал у Бальмонта «нежную музыкальность» лирического «я». Позже писали, что поэтическое «я» – основа стихотворения.

– Теперь определим характер композиции.(Композиция кольцевая, так как последняя строфа зеркально отражает первую).

– Как вы думаете, в тексте стихотворения мы чаще встречаемся с прямым или переносным значением слов? ( С переносным).

– Да, переносное значение – это основа образности. На них мы будем обращать особое внимание.

3. Лингвистический анализ текста.

– С какого слова начинается стихотворение? (с местоимения «Я»).

– А кто подразумевается под «Я»?

(Это может быть лирический герой, а также и сам автор. Или читатель.)

– Эти значения «мерцают» в тексте, просвечивают друг через друга, осознаются нами постоянно. «Ловить мечтою». Как вы понимаете эту метафору?

( Мечтать, фантазировать, представлять, воображать).

– Герой хочет остановить мгновение, вспомнить что-то приятное, задержать это воспоминание.

– «…уходящие тени». Что же пытается запомнить лирический герой? К чему он стремится?

( Может быть, тени-это люди, которые уходят. Может быть, тени-это прошлое, которое нельзя вернуть.)

– Далее метафора развёртывается «Уходящие тени погасавшего дня»… Это день?

(День, который подходит к концу. Прожитый день. Это реальный мир, погрузившийся во тьму).

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

– Герой всходит на башню. Скажите, какие ассоциации вызывает у вас это слово?

(С древним миром, со средневековым. Это место, где когда-то томились узники).

– Может быть, это Вавилонская башня? Чтобы люди могли говорить с Богом. Можно предположить, что герой, восходя на башню, хочет приблизиться к вершине, к тому, кто на ней – к Богу. Интересно, что позднее поэты-символисты собирались в «башне» Вячеслава Иванова и читали свои стихи.

– А как вы понимаете выражение «дрожали ступени»?

(Ступени дрожат и тем самым создают препятствие на пути героя. Мы можем предположить, что путь который проходит герой, неизведан, зыбок, на нём много препятствий – это трудный путь.)

И чем выше я шёл, тем ясней рисовались,

Тем ясней рисовались очертанья вдали…

– В каком значении употребляют двойной союз?

(В значении сравнения, сопоставления двух явлений – выше шёл – ясней рисовались).

– Как вы понимаете слово «вдали»? К чему оно относится? (Далеко от реального мира.) Здесь явное противоречие: вдали – значит, очертанья должны быть как бы в тумане, а у поэта – они яснее.

… И какие-то звуки вокруг раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

– Прокомментируйте эти строки.

(Герой приобретает новое зрение, новый слух. В мире мечты, фантазии он видит и слышит то, что не может увидеть и услышать в реальном мире. Так герой приближается к истине.)

– Композиция стихотворения кольцевая, значит, движение – циклично, вечно.

Мы прочитали стихотворение медленно, обращая внимание на значение слов, на структуру текста. Скажите, с какой интонацией может быть прочитано стихотворение?

4) Чтение стихотворения учащимся.

– Изменилось ли ваше восприятие текста после анализа? Какие смыслы вы можете выделить теперь в тексте?

(Восприятие изменилось. Появился общечеловеческий смысл, мысль о чувстве любви ко всему, гармонии с самим собой.

– Религиозный смысл. Возвеличивается божественное начало, которое противопоставляется уснувшей Земле.

– Философский смысл. Каждый человек стремится возвысится над реальностью. Возникает проблема поиска смысла жизни.

– Поэтический смысл. Тема поэта и поэзии.

– Закончить разговор о К. Д. Бальмонте я бы хотела словами м. Цветаевой: «Если бы надо было дать Бальмонта одним словом, я бы не задумываясь, сказала – Поэт, так как кроме поэта в нём ничего не было».

5) Написание мини-сочинений.

Задание. Предлагаю вам на выбор 3 темы для сочинения. Обдумайте их и выберите ту, которая кажется вам ближе, интереснее, понятнее.

  1. Лирический герой в стихотворении К. Бальмонта « Я мечтою ловил уходящие тени…»
  2. Мечта и реальность в стихотворении К. Бальмонта.
  3. Как изменилось моё восприятие текста, после повторного прочтения.

Предварительный просмотр:

Литература 11 класс. Урок-практикум «Лингвистический анализ стихотворения К.Д.Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени».

Цели: 1) познавательные: – приобретение навыков лингвистического анализа поэтического текста;

-формирование представления об особенностям стиля автора;

-подготовка к написанию мини-сочинения;

2) развивающие: -развитие образного мышления;

– приобщение к творчеству поэта;

3) воспитательные: -воспитание внимания к поэтическому слову;

– привитие любви к русской поэзии.

  1. Беседа учителя.

Наш урок будет посвящён анализу стихотворения К.Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…» (1894). Мы узнаем о личности поэта, о его творчестве, попытаемся понять суть поэтического символизма.

Посмотрите на доску. Здесь записаны годы жизни поэта: 1867-1942.

-Назовите тот период в русской литературе, когда начался творческий путь поэта.

( Это рубеж веков, серебряный век русской поэзии).

– Как можно охарактеризовать это время?

(Это «усталое» время. Кризисное время, ощущение приближающегося конца света).

– В литературе возникает множество направлений: акмеизм, футуризм, символизм. Давайте попробуем подробнее остановиться на символизме, так как К.Бальмонт был прежде всего поэтом-символистом. Вспомните и назовите основные принципы символизма.

Основные принципы символизма.

– Основная поэтическая категория – символ.

– Особая музыкальность стиха.

– «Я» – в центре всего (эгоцентризм).

– Поэзия символизма – выражение души поэта.

– Возможно, то, что мы вспомнили, поможет нам в ходе анализа стихотворения глубже проникнуть в его смысл. А теперь обратимся к биографии.

( Ученик делает сообщение для класса).

– Остановимся коротко на основных чертах поэтики Бальмонта, отмеченных исследователями творчества поэта.

– Важность впечатления, ощущения, чувства, испытываемого в определённый момент.

– Ведущая тема – тема света, тема постоянного движения.

2.- А теперь обратимся к самой поэзии Бальмо нта. Стихотворение «Я мечтою…» было написано в 1894 году и входило в сборник под названием «В безбрежности». Это стихотворение занимает особое место в сборнике, расположено вне циклов и разделов, напечатано курсивом. Его можно считать прологом этого поэтического сборника.

Учитель читает стихотворение.

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шёл, тем ясней рисовались,

Тем ясней рисовались очертанья вдали,

И какие-то звуки вокруг раздавались,

Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,

Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,

И сияньем прощальным как будто ласкали,

Словно нежно ласкали отуманенный взор.

А внизу подо мною уже ночь наступила,

Уже ночь наступила для уснувшей Земли,

Для меня же блистало дневное светило,

Огневое светило догорало вдали.

Я узнал, как ловить уходящие тени,

Уходящие тени потускневшего дня,

И всё выше я шёл, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

– Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

( Одухотворённости, возвышенности. Ощущения свободы души, чувства постоянного движения.)

– Какие картины возникли в вашем воображении?

(Закат солнца. Высокая башня….)

-Какие особенности в построении этого поэтического текста вы сразу заметили?

-Посчитайте, сколько раз они встречаются? ( 10 раз в двадцати строчках).

– Повтор – очень сильное поэтическое средство. Для чего, с какой целью поэт его использует?

(Мы повторяем то, что для нас более всего значимо. Для усиления образности.)

– В тексте много глаголов( входить, дрожать, идти, узнать, ловить…), которые служат для создания чувства постоянного движения.

– Ещё какие-то особенности вы заметили?

(Часто употребляется личное местоимение «я»).

– Посчитайте, сколько раз. ( 11 раз в 20 строчках).

-Ещё И.Анненский отмечал у Бальмонта «нежную музыкальность» лирического «я». Позже писали, что поэтическое «я» – основа стихотворения.

– Теперь определим характер композиции.(Композиция кольцевая, так как последняя строфа зеркально отражает первую).

– Как вы думаете, в тексте стихотворения мы чаще встречаемся с прямым или переносным значением слов? ( С переносным).

– Да, переносное значение – это основа образности. На них мы будем обращать особое внимание.

3. Лингвистический анализ текста.

– С какого слова начинается стихотворение? (с местоимения «Я»).

– А кто подразумевается под «Я»?

(Это может быть лирический герой, а также и сам автор. Или читатель.)

– Эти значения «мерцают» в тексте, просвечивают друг через друга, осознаются нами постоянно. «Ловить мечтою». Как вы понимаете эту метафору?

( Мечтать, фантазировать, представлять, воображать).

– Герой хочет остановить мгновение, вспомнить что-то приятное, задержать это воспоминание.

– «…уходящие тени». Что же пытается запомнить лирический герой? К чему он стремится?

( Может быть, тени-это люди, которые уходят. Может быть, тени-это прошлое, которое нельзя вернуть.)

– Далее метафора развёртывается «Уходящие тени погасавшего дня»… Это день?

(День, который подходит к концу. Прожитый день. Это реальный мир, погрузившийся во тьму).

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

– Герой всходит на башню. Скажите, какие ассоциации вызывает у вас это слово?

(С древним миром, со средневековым. Это место, где когда-то томились узники).

– Может быть, это Вавилонская башня? Чтобы люди могли говорить с Богом. Можно предположить, что герой, восходя на башню, хочет приблизиться к вершине, к тому, кто на ней – к Богу. Интересно, что позднее поэты-символисты собирались в «башне» Вячеслава Иванова и читали свои стихи.

– А как вы понимаете выражение «дрожали ступени»?

(Ступени дрожат и тем самым создают препятствие на пути героя. Мы можем предположить, что путь который проходит герой, неизведан, зыбок, на нём много препятствий – это трудный путь.)

И чем выше я шёл, тем ясней рисовались,

Тем ясней рисовались очертанья вдали…

– В каком значении употребляют двойной союз?

(В значении сравнения, сопоставления двух явлений – выше шёл – ясней рисовались).

– Как вы понимаете слово «вдали»? К чему оно относится? (Далеко от реального мира.) Здесь явное противоречие: вдали – значит, очертанья должны быть как бы в тумане, а у поэта – они яснее.

… И какие-то звуки вокруг раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

– Прокомментируйте эти строки.

(Герой приобретает новое зрение, новый слух. В мире мечты, фантазии он видит и слышит то, что не может увидеть и услышать в реальном мире. Так герой приближается к истине.)

– Композиция стихотворения кольцевая, значит, движение – циклично, вечно.

Мы прочитали стихотворение медленно, обращая внимание на значение слов, на структуру текста. Скажите, с какой интонацией может быть прочитано стихотворение?

4) Чтение стихотворения учащимся.

– Изменилось ли ваше восприятие текста после анализа? Какие смыслы вы можете выделить теперь в тексте?

(Восприятие изменилось. Появился общечеловеческий смысл, мысль о чувстве любви ко всему, гармонии с самим собой.

– Религиозный смысл. Возвеличивается божественное начало, которое противопоставляется уснувшей Земле.

– Философский смысл. Каждый человек стремится возвысится над реальностью. Возникает проблема поиска смысла жизни.

– Поэтический смысл. Тема поэта и поэзии.

– Закончить разговор о К. Д. Бальмонте я бы хотела словами м. Цветаевой: «Если бы надо было дать Бальмонта одним словом, я бы не задумываясь, сказала – Поэт, так как кроме поэта в нём ничего не было».

5) Написание мини-сочинений.

Задание. Предлагаю вам на выбор 3 темы для сочинения. Обдумайте их и выберите ту, которая кажется вам ближе, интереснее, понятнее.

  1. Лирический герой в стихотворении К. Бальмонта « Я мечтою ловил уходящие тени…»
  2. Мечта и реальность в стихотворении К. Бальмонта.
  3. Как изменилось моё восприятие текста, после повторного прочтения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На данном материале можно исследовать язык художественного произведения;расшифровать поэтический текст через стилистические особенности синтаксических конструкций и найти заключён-ную в нём образную и.

Тема и основная мысль произведения – через образ рябины сказать о своей судьбе в частности и о судьбе русской вообще.

Представленная работа – конспект урока по предмету «Литература» для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативн.

P < margin-bottom: 0.21cm; >Технология проблемного обучения и воспитания.

Материал урока поможет провести лингвостилистический анализ поэтического текста, закрепить и обобщить знания учащихся по анализу текста, показать роль тропов и стилистических фигур в поэзии М.Цветаево.

Учитель Хоменко Клара Петровна предлагает урок литературы в 5 классе по анализу стихотворения К. Бальмонта “Снежинка”, на котором сложный анализ произведения превращается в игру, вернее, в.

Поэтическое своеобразие черт символизма, импрессионизма изучаемого стихотворения К.Д. Бальмонта рассматривается в контексте аналитических работ В.Я. Брюсова и В.Н. Орлова, чт.

Анализ стихотворения Бальмонта Я мечтою ловил

Анализ стихотворения Бальмонта « Я мечтою ловил уходящие тени. «

Стихотворение Бальмонта “ Я мечтою ловил уходящие тени … “ было написано в 1895 году.

Я считаю, что это стихотворение наиболее ярко отражает творчество Бальмонта и является гимном символизма.

В стихотворении “Я мечтою ловил уходящие тени…”, как легко убедиться, есть и “очевидная красота” и иной, скрытый смысл: гимн вечному устремлению человеческого духа от тьмы к свету.

Вся образная структура стихотворения Бальмонта построена на контрастах: между верхом («И чем выше я шел…»), и низом («А в низу подо мною. »), небесами и землей (оба эти слова в тексте пишутся с большой буквы – значит, им придается исключительно весомое символическое значение), днем (светом) и тьмой (угасанием). Лирический сюжет заключается в движении героя, снимающем указанные контрасты. Восходя на башню, герой покидает привычный земной мир в погоне за новыми никем не изведанными прежде ощущениями. Он мечтает («Я мечтою ловил …»), остановить ход времени, приблизится к вечности, в которой обитают «уходящие тени». Это ему вполне удается: в то время как «для уснувшей Земли» наступает ночь – пора забвения и смерти для героя продолжает сиять «огневое светило», приносящее обновление и духовный подъем, а далекие очертания «выси дремлющих гор» становятся все более зримыми. Наверху героя ждет неясная симфония звуков («И какие-то звуки вокруг раздавались. »), что знаменует его полное слияние с высшим миром.

Величественная картина, воссозданная в стихотворении, уходит корнями в романтические представления о гордом одиночке, бросающем вызов земным установлениям. Но здесь лирический герой вступает в противоборство уже не с обществом, а со вселенскими, космическими законами и выходит победителем ( «Я узнал, как ловить уходящие тени. »). Тем самым Бальмонт намекает на богоизбранность своего героя (а в конечном счете и на свою собственную богоизбранность, ведь для старших символистов, к которым он принадлежал, была важна мысль о высоком, «жреческом» предназначении поэта).

Однако стихотворение покоряет главным образом не своей идеей, а чарующей пластикой, музыкальностью, которая создается волнообразным движением интонационных подъемов и спадов, трепетными переливами звуковой структуры (особую нагрузку несут шипящие и свистящие согласные, а так же сонорные « р» и « л »), наконец, завораживающим ритмом четырехстопного анапеста (в нечетных строках он утяжелен цезурным наращиванием). Это что касается языка. Что же касается содержания стихотворения – оно наполнено глубоким смыслом. Человек идет по жизни все выше и выше, ближе и ближе к своей цели.

Анализ стихотворения Бальмонта « Я мечтою ловил уходящие тени. «

Стихотворение Бальмонта “ Я мечтою ловил уходящие тени … “ было написано в 1895 году.
Я считаю, что это стихотворение наиболее ярко отражает творчество Бальмонта и является гимном символизма.
В стихотворении “Я мечтою ловил уходящие тени…”, как легко убедиться, есть и “очевидная красота” и иной, скрытый смысл: гимн вечному устремлению человеческого духа от тьмы к свету.
Вся образная структура стихотворения Бальмонта построена на контрастах: между верхом («И чем выше я шел…»), и низом («А в низу подо мною. »), небесами и землей (оба эти слова в тексте пишутся с большой буквы – значит, им придается исключительно весомое символическое значение), днем (светом) и тьмой (угасанием). Лирический сюжет заключается в движении героя, снимающем указанные контрасты. Восходя на башню, герой покидает привычный земной мир в погоне за новыми никем не изведанными прежде ощущениями. Он мечтает («Я мечтою ловил …»), остановить ход времени, приблизится к вечности, в которой обитают «уходящие тени». Это ему вполне удается: в то время как «для уснувшей Земли» наступает ночь – пора забвения и смерти для героя продолжает сиять «огневое светило», приносящее обновление и духовный подъем, а далекие очертания «выси дремлющих гор» становятся все более зримыми. Наверху героя ждет неясная симфония звуков («И какие-то звуки вокруг раздавались. »), что знаменует его полное слияние с высшим миром.
Величественная картина, воссозданная в стихотворении, уходит корнями в романтические представления о гордом одиночке, бросающем вызов земным установлениям. Но здесь лирический герой вступает в противоборство уже не с обществом, а со вселенскими, космическими законами и выходит победителем ( «Я узнал, как ловить уходящие тени. »). Тем самым Бальмонт намекает на богоизбранность своего героя (а в конечном счете и на свою собственную богоизбранность, ведь для старших символистов, к которым он принадлежал, была важна мысль о высоком, «жреческом» предназначении поэта).
Однако стихотворение покоряет главным образом не своей идеей, а чарующей пластикой, музыкальностью, которая создается волнообразным движением интонационных подъемов и спадов, трепетными переливами звуковой структуры (особую нагрузку несут шипящие и свистящие согласные, а так же сонорные « р» и « л »), наконец, завораживающим ритмом четырехстопного анапеста (в нечетных строках он утяжелен цезурным наращиванием). Это что касается языка. Что же касается содержания стихотворения – оно наполнено глубоким смыслом. Человек идет по жизни все выше и выше, ближе и ближе к своей цели.

18711 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Бальмонт К. / Разное / Анализ стихотворения Бальмонта « Я мечтою ловил уходящие тени. «

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Стихотворение написано в 1894г.

При первом прочтении стихотворения возникает эффект медитации, словно поэт, постоянно повторяя окончания первой и третьей строк каждой строфы, хочет продлить миг наслаждения, открытия чего-то принципиально важного не только для самого себя, но и для всех людей на земле. Для стихотворения характерна круговая композиция. Лирический герой в первой строфе отличается от героя в последней строфе, как будто совершил это открытие, но уже не хочет делиться им. Однако он о показал процесс восхождения к этой истине, движение звукового и визуального планов. Слух и зрение будто борются за право первенства в этом открытии. Автор рассказывает в нем о себе, о своих чувствах и мыслях. Вечер, наступление сумерек, а затем темноты. Время растягивается до нескольких часов. С первых строк автор указывает на то, что время – еще день, что уходящие тени можно ловить только мечтой, потому что их не видно, но день погасает, а он всходит на башню, как будто летит, но только дрожанье ступень напоминает ему, что он идет и дрожат они от его веса (то есть он ещё материален и пока, к сожалению, не способен летать). Чем выше поднимается автор, тем лучше видит, что творится вокруг. Лучше слышит все звуки вечера. На середине башни ему показалось, что он не на земле и не на небе – он между ними.

И он говорит, что видел вершины гор, когда солнце садилось и его лучи освещали только лишь вершины величественных гор. И этот закат, эта красота природы словно нежно ласкают отуманенный взор. Но вот внизу уже не видно солнца, там уже ночь, а для него оно еще светило, оно не успело сесть до конца. Тени спустились и наверху, их было видно. И в конце идет повторение, дрожание ступень, напоминавшее ему, что он идет.

Автор в этом стихотворении использует повтор (аллитерация) звуков ч, ш, с, з – передающие полную успокоенность, умиротворенность. Многочисленные эпитеты и олицетворения доказывают одухотворённость природы, её деятельную натуру. Движение передается при помощи повторов, инверсий.

Читаемое в разделе:
Новые материалы раздела:
Авторизация

Анализ стихотворения Константина Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени»

Константин Бальмонт — один из выдающихся поэтов символистов. Его произведения проникнуты необычайным, тонким смыслом, понятным однако всем, кто проникнется творчеством поэта.

Стихотворение « Я мечтою ловил уходящие тени» увидело свет в 1895 году. Это своеобразный гимн человеческим стремлениям. Человеку свойственно движение от тьмы к свету, к славе, к признанию. Бальмонт смог ярко передать особенность этого восхождения, мастерски обращаясь с понятиями «Низ» и «Верх», «Небеса» и «Земля». Недаром в его стихотворении Небеса и Земля написаны с большой буквы, словно это имена собственные.

В произведении сочетается художественная образность, яркая наглядная красота и скрытая отвлеченность. Тени в воображении автора что-то неясное, нераспознанное. Их нужно разогнать, чтобы добраться до вершины лестницы. Символичным является образ лестницы, которые можно интерпретировать как жизненный, творческий путь. Ступени — определенные задачи, которые достигает человек на пути к главной цели.

Лирический герой — неоромантик, который стремится познать сущность бытия, разгадать секреты мироздания. Он одержим желанием уйти от тени, приблизиться к свету. Стихотворение состоит из пяти строф, связанных между собою по смыслу. Последняя строфа мягко возвращает к первой строфе, показывая тем самым, что путь незакончен и превращая композицию произведения в кольцевую. Написано это стихотворение четырехстопным анапестом с полной и перекрестной рифмой.

В этом стихотворении ярко показана особенность всего творчества Константина Бальмонта. Его произведения отличаются музыкальностью, напевностью речи. Переплетаясь, строки выстраиваются в стройную композицию, показывающую глубину, сущность того, о чем повествуется.

Уникальными являются рифмовка и ритм произведения, которые достигаются путем использования сложных эпитетов и частого повторения последних слов предыдущей фразы в начале фразы следующей (Я мечтою ловил уходящие тени, /уходящие тени погасшего дня). Плавный строй звуков из шипящих, свистящих и сонорных добавляет красоту, таинственность и переливность речи.

Стихотворение преисполнено довольно позитивным настроем. Оно учит не останавливаться и идти к намеченной цели. Лирический герой достиг истины, она открылась ему, и он стремится донести главную мысль и до других людей, кто только начинает этот путь.

«Я мечтою ловил уходящие тени…» К.Бальмонт

«Я мечтою ловил уходящие тени…» Константин Бальмонт

Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шел, тем ясней рисовалисль,

Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.

И внизу подо мною уж ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.

Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

Анализ стихотворения Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…»

Символизм Константина Бальмонта очень часто окрашен в романтические тона. Даже о серьезных вещах этот поэт может говорить с определенной долей восторга и изысканности. Подобные тенденции проявляются в большинстве произведений этого автора, и стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени…», написанное в 1895 году, не является исключением.

Между тем, речь в данном произведении идет совсем не о романтических, а о довольно прозаических вещах. В частности, автор рассказывает о своих творческих достижениях. Но делает это настолько виртуозно, что поначалу догадаться об истинном смысле произведения достаточно сложно. Свой приход в мир литературы Бальмонт описывает с некоторой долей иронии, отмечая: «Я на башню всходил, и дрожали ступени, и дрожали ступени под ногой у меня». Однако в общем контексте стихотворения эта фраза указывает на то, что поэт уверенно шел к своей цели и мечтал добиться славы любой ценой. Правда честолюбивые помыслы смешивались и с романтическими побуждениями, ведь поэт признается в том, что «мечтою ловил уходящие тени», то есть, пытался в своих стихах остановить убегающие мгновения жизни.

Тем не менее, Бальмонт признается, что у него были вполне определенные цели, которых он пытался достичь. «И чем выше я шел, тем ясней рисовались, тем ясней рисовались очертанья вдали». Если выражаться образным языком символизма, то от вершин, к которым стремился поэт, у него действительно захватывало дух. Чем выше он поднимался по лестнице поэтического успеха, тем меньше внимания обращал на тех, кто пытается ему помещать своими недоброжелательными высказываниями. «И внизу подо мною уж ночь наступила», — именно так нелестно отзывается поэт о людях, которые пытались ему помешать стать знаменитым из чувства зависти или же мести. Но тот этап, когда слова недругов могли больно ранить поэта, остались в прошлом, так как ем ближе была заветная цель, тем ярче «блистало дневное светило, огневое светило догорало вдали».

Однако ошибочно было бы предполагать, что за время своего творческого взлета Бальмонт пожинал лишь те плоды, зерна которых были брошены в благодатную почву его таланта в ранней юности. Поэт признается, что «узнал, как ловить уходящие тени», то есть отточил свое литературное мастерство настолько, что научился в стихах останавливать мгновения прошлого. И, продолжая свой путь, больше не оглядывался назад, в свое прошлое, где оставил обиды, разочарования и несбывшиеся мечты.

Послушайте стихотворение Бальмонта Я мечтою ловил

Урок литературы в 11 классе. Лингвистический анализ стихотворения Д.Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени..» план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Анализ стихотворения Бальмонта « Я мечтою ловил уходящие тени. «

Стихотворение Бальмонта “ Я мечтою ловил уходящие тени … “ было написано в 1895 году.
Я считаю, что это стихотворение наиболее ярко отражает творчество Бальмонта и является гимном символизма.

В стихотворении “Я мечтою ловил уходящие тени…”, как легко убедиться, есть и “очевидная красота” и иной, скрытый смысл: гимн вечному устремлению человеческого духа от тьмы к свету.

Вся образная структура стихотворения Бальмонта построена на контрастах: между верхом («И чем выше я шел…»), и низом («А в низу подо мною. »), небесами и землей (оба эти слова в тексте пишутся с большой буквы — значит, им придается исключительно весомое символическое значение), днем (светом) и тьмой (угасанием). Лирический сюжет заключается в движении героя, снимающем указанные контрасты. Восходя на башню, герой покидает привычный земной мир в погоне за новыми никем не изведанными прежде ощущениями. Он мечтает («Я мечтою ловил …»), остановить ход времени, приблизится к вечности, в которой обитают «уходящие тени». Это ему вполне удается: в то время как «для уснувшей Земли» наступает ночь — пора забвения и смерти для героя продолжает сиять «огневое светило», приносящее обновление и духовный подъем, а далекие очертания «выси дремлющих гор» становятся все более зримыми. Наверху героя ждет неясная симфония звуков («И какие-то звуки вокруг раздавались. »), что знаменует его полное слияние с высшим миром.

Величественная картина, воссозданная в стихотворении, уходит корнями в романтические представления о гордом одиночке, бросающем вызов земным установлениям. Но здесь лирический герой вступает в противоборство уже не с обществом, а со вселенскими, космическими законами и выходит победителем ( «Я узнал, как ловить уходящие тени. »). Тем самым Бальмонт намекает на богоизбранность своего героя (а в конечном счете и на свою собственную богоизбранность, ведь для старших символистов, к которым он принадлежал, была важна мысль о высоком, «жреческом» предназначении поэта).

Однако стихотворение покоряет главным образом не своей идеей, а чарующей пластикой, музыкальностью, которая создается волнообразным движением интонационных подъемов и спадов, трепетными переливами звуковой структуры (особую нагрузку несут шипящие и свистящие согласные, а так же сонорные « р» и « л »), наконец, завораживающим ритмом четырехстопного анапеста (в нечетных строках он утяжелен цезурным наращиванием). Это что касается языка. Что же касается содержания стихотворения — оно наполнено глубоким смыслом. Человек идет по жизни все выше и выше, ближе и ближе к своей цели.

Анализ стихотворения Бальмонта « Я мечтою ловил уходящие тени. «

Стихотворение Бальмонта “ Я мечтою ловил уходящие тени … “ было написано в 1895 году. Я считаю, что это стихотворение наиболее ярко отражает творчество Бальмонта и является гимном символизма. В стихотворении “Я мечтою ловил уходящие тени…”, как легко убедиться, есть и “очевидная красота” и иной, скрытый смысл: гимн вечному устремлению человеческого духа от тьмы к свету. Вся образная структура стихотворения Бальмонта построена на контрастах: между верхом («И чем выше я шел…»), и низом («А в низу подо мною. »), небесами и землей (оба эти слова в тексте пишутся с большой буквы — значит, им придается исключительно весомое символическое значение), днем (светом) и тьмой (угасанием). Лирический сюжет заключается в движении героя, снимающем указанные контрасты. Восходя на башню, герой покидает привычный земной мир в погоне за новыми никем не изведанными прежде ощущениями. Он мечтает («Я мечтою ловил …»), остановить ход времени, приблизится к вечности, в которой обитают «уходящие тени». Это ему вполне удается: в то время как «для уснувшей Земли» наступает ночь — пора забвения и смерти для героя продолжает сиять «огневое светило», приносящее обновление и духовный подъем, а далекие очертания «выси дремлющих гор» становятся все более зримыми. Наверху героя ждет неясная симфония звуков («И какие-то звуки вокруг раздавались. »), что знаменует его полное слияние с высшим миром. Величественная картина, воссозданная в стихотворении, уходит корнями в романтические представления о гордом одиночке, бросающем вызов земным установлениям. Но здесь лирический герой вступает в противоборство уже не с обществом, а со вселенскими, космическими законами и выходит победителем ( «Я узнал, как ловить уходящие тени. »). Тем самым Бальмонт намекает на богоизбранность своего героя (а в конечном счете и на свою собственную богоизбранность, ведь для старших символистов, к которым он принадлежал, была важна мысль о высоком, «жреческом» предназначении поэта). Однако стихотворение покоряет главным образом не своей идеей, а чарующей пластикой, музыкальностью, которая создается волнообразным движением интонационных подъемов и спадов, трепетными переливами звуковой структуры (особую нагрузку несут шипящие и свистящие согласные, а так же сонорные « р» и « л »), наконец, завораживающим ритмом четырехстопного анапеста (в нечетных строках он утяжелен цезурным наращиванием). Это что касается языка. Что же касается содержания стихотворения — оно наполнено глубоким смыслом. Человек идет по жизни все выше и выше, ближе и ближе к своей цели.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Бальмонт К. / Разное / Анализ стихотворения Бальмонта « Я мечтою ловил уходящие тени. «

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Стихотворение написано в 1894г.

При первом прочтении стихотворения возникает эффект медитации, словно поэт, постоянно повторяя окончания первой и третьей строк каждой строфы, хочет продлить миг наслаждения, открытия чего-то принципиально важного не только для самого себя, но и для всех людей на земле. Для стихотворения характерна круговая композиция. Лирический герой в первой строфе отличается от героя в последней строфе, как будто совершил это открытие, но уже не хочет делиться им. Однако он о показал процесс восхождения к этой истине, движение звукового и визуального планов. Слух и зрение будто борются за право первенства в этом открытии. Автор рассказывает в нем о себе, о своих чувствах и мыслях. Вечер, наступление сумерек, а затем темноты. Время растягивается до нескольких часов. С первых строк автор указывает на то, что время – еще день, что уходящие тени можно ловить только мечтой, потому что их не видно, но день погасает, а он всходит на башню, как будто летит, но только дрожанье ступень напоминает ему, что он идет и дрожат они от его веса (то есть он ещё материален и пока, к сожалению, не способен летать). Чем выше поднимается автор, тем лучше видит, что творится вокруг. Лучше слышит все звуки вечера. На середине башни ему показалось, что он не на земле и не на небе – он между ними.

И он говорит, что видел вершины гор, когда солнце садилось и его лучи освещали только лишь вершины величественных гор. И этот закат, эта красота природы словно нежно ласкают отуманенный взор. Но вот внизу уже не видно солнца, там уже ночь, а для него оно еще светило, оно не успело сесть до конца. Тени спустились и наверху, их было видно. И в конце идет повторение, дрожание ступень, напоминавшее ему, что он идет.

Автор в этом стихотворении использует повтор (аллитерация) звуков ч, ш, с, з — передающие полную успокоенность, умиротворенность. Многочисленные эпитеты и олицетворения доказывают одухотворённость природы, её деятельную натуру. Движение передается при помощи повторов, инверсий.

Читаемое в разделе:
Новые материалы раздела:
Авторизация

Анализ стихотворения Константина Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени»

Константин Бальмонт — один из выдающихся поэтов символистов. Его произведения проникнуты необычайным, тонким смыслом, понятным однако всем, кто проникнется творчеством поэта.

Стихотворение « Я мечтою ловил уходящие тени» увидело свет в 1895 году. Это своеобразный гимн человеческим стремлениям. Человеку свойственно движение от тьмы к свету, к славе, к признанию. Бальмонт смог ярко передать особенность этого восхождения, мастерски обращаясь с понятиями «Низ» и «Верх», «Небеса» и «Земля». Недаром в его стихотворении Небеса и Земля написаны с большой буквы, словно это имена собственные.

В произведении сочетается художественная образность, яркая наглядная красота и скрытая отвлеченность. Тени в воображении автора что-то неясное, нераспознанное. Их нужно разогнать, чтобы добраться до вершины лестницы. Символичным является образ лестницы, которые можно интерпретировать как жизненный, творческий путь. Ступени — определенные задачи, которые достигает человек на пути к главной цели.

Лирический герой — неоромантик, который стремится познать сущность бытия, разгадать секреты мироздания. Он одержим желанием уйти от тени, приблизиться к свету. Стихотворение состоит из пяти строф, связанных между собою по смыслу. Последняя строфа мягко возвращает к первой строфе, показывая тем самым, что путь незакончен и превращая композицию произведения в кольцевую. Написано это стихотворение четырехстопным анапестом с полной и перекрестной рифмой.

В этом стихотворении ярко показана особенность всего творчества Константина Бальмонта. Его произведения отличаются музыкальностью, напевностью речи. Переплетаясь, строки выстраиваются в стройную композицию, показывающую глубину, сущность того, о чем повествуется.

Уникальными являются рифмовка и ритм произведения, которые достигаются путем использования сложных эпитетов и частого повторения последних слов предыдущей фразы в начале фразы следующей (Я мечтою ловил уходящие тени, /уходящие тени погасшего дня). Плавный строй звуков из шипящих, свистящих и сонорных добавляет красоту, таинственность и переливность речи.

Стихотворение преисполнено довольно позитивным настроем. Оно учит не останавливаться и идти к намеченной цели. Лирический герой достиг истины, она открылась ему, и он стремится донести главную мысль и до других людей, кто только начинает этот путь.

В зависимости от цели анализа, некоторые позиции плана можно объединить или заменить. В целом он будет выглядеть следующим образом:

  1. Информация о произведении и его авторе.
    Анализ стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени» следует начать с кратких сведений о поэте. Не стоит переписывать всю биографию. Можно ограничиться только теми эпизодами из жизни автора, которые касаются произведения. То есть необходимо упомянуть, в каком году был написан стих, где опубликован, кому посвящался и т. д.
  2. Жанр.
    Нужно не только определить жанр произведения, но и написать о его основных признаках. Также следует определить, является ли этот вид литературного произведения типичным для поэта.
  3. Тема и проблема.
    Анализ стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени» подразумевает обязательное определение основной темы произведения и проблемы, которая в нем поднимается.
  4. Сюжет, композиция, символика.
    Если в стихотворении присутствует сюжет, его необходимо пересказать. Композиция стихотворения — это соотношение стиля и сюжета. Если в лирическом произведении отсутствует определенный ряд событий, можно просто указать, что стих написан такими-то строфами. Особое внимание стоит уделить символам, которые есть в каждом лирическом произведении. Необходимо объяснить, какую они играют роль.
  5. Герой
    . Здесь необходимо дать краткую характеристику главному герою (если он есть).
  6. Стилистика
    . Нужно описать, к каким средствам выразительности обратился автор.
  7. Отношение к произведению
    . В этом пункте не стоит ограничиваться примитивным «нравится/не нравится». Лучше всего будет написать, что вызвало положительные эмоции в стихотворении, а какой момент показался неуместным или «сырым». На этом анализ стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени» можно считать оконченным.

«Я мечтою ловил уходящие тени…» К.Бальмонт

«Я мечтою ловил уходящие тени…» Константин Бальмонт

Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шел, тем ясней рисовалисль,

Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали, Тем светлее сверкали выси дремлющих гор, И сияньем прощальным как будто ласкали, Словно нежно ласкали отуманенный взор.

И внизу подо мною уж ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали.

Я узнал, как ловить уходящие тени, Уходящие тени потускневшего дня, И все выше я шел, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня.

Анализ стихотворения Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…»

Символизм Константина Бальмонта очень часто окрашен в романтические тона. Даже о серьезных вещах этот поэт может говорить с определенной долей восторга и изысканности. Подобные тенденции проявляются в большинстве произведений этого автора, и стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени…», написанное в 1895 году, не является исключением.

Между тем, речь в данном произведении идет совсем не о романтических, а о довольно прозаических вещах. В частности, автор рассказывает о своих творческих достижениях. Но делает это настолько виртуозно, что поначалу догадаться об истинном смысле произведения достаточно сложно. Свой приход в мир литературы Бальмонт описывает с некоторой долей иронии, о. Однако в общем контексте стихотворения эта фраза указывает на то, что поэт уверенно шел к своей цели и мечтал добиться славы любой ценой. Правда честолюбивые помыслы смешивались и с романтическими побуждениями, ведь поэт признается в том, что «мечтою ловил уходящие тени», то есть, пытался в своих стихах остановить убегающие мгновения жизни.

Тем не менее, Бальмонт признается, что у него были вполне определенные цели, которых он пытался достичь. «И чем выше я шел, тем ясней рисовались, тем ясней рисовались очертанья вдали». Если выражаться образным языком символизма, то от вершин, к которым стремился поэт, у него действительно захватывало дух. Чем выше он поднимался по лестнице поэтического успеха, тем меньше внимания обращал на тех, кто пытается ему помещать своими недоброжелательными высказываниями. «И внизу подо мною уж ночь наступила», — именно так нелестно отзывается поэт о людях, которые пытались ему помешать стать знаменитым из чувства зависти или же мести. Но тот этап, когда слова недругов могли больно ранить поэта, остались в прошлом, так как ем ближе была заветная цель, тем ярче «блистало дневное светило, огневое светило догорало вдали».

Однако ошибочно было бы предполагать, что за время своего творческого взлета Бальмонт пожинал лишь те плоды, зерна которых были брошены в благодатную почву его таланта в ранней юности. Поэт признается, что «узнал, как ловить уходящие тени», то есть отточил свое литературное мастерство настолько, что научился в стихах останавливать мгновения прошлого. И, продолжая свой путь, больше не оглядывался назад, в свое прошлое, где оставил обиды, разочарования и несбывшиеся мечты.

Каждое стихотворение написано в определенном жанре. Имеет свои особенности и произведение «Я мечтою ловил уходящие тени». Анализ стихотворения показал, что работа Бальмонта является элегией – сочинением, пронизанным грустью. Пускай символизм поэта и окрашен в романтические тона, а сам автор говорит восторженно и изысканно, между строк его поэтического произведения притаилась давно возникшая в душе грусть.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: