Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта Я не знаю мудрости: сочинение

Анализ стихотворения Бальмонта Я не знаю мудрости

Константин Бальмонт выдающийся и талантливый поэт. Его произведениям присущ поиск чего-то впечатляющего и острого, которое надолго запомнится почитателям творчества поэта. Поэзия писателя запоминается необычными моментами и красивыми мгновениями. Таким выражением мыслей автор старался донести главную мысль – человеческая жизнь слишком переполнена интересными и запоминающимися событиями.

Константин Дмитриевич является представителем поколения, относящегося к русским символистам. Именно благодаря своей завораживающей поэзии писатель увлекает молодежь. Куда бы Бальмонт ни отправлялся, где бы ни путешествовал, его всегда сопровождала тоска о родном крае и Родине. Хоть Константин Дмитриевич и был представителем символического искусства, у него все же была своя точка зрения по поводу символизма в поэзии. Поэт считал, что символизм как поэзия имеет не только конкретный смысл, она еще несет в себе некое скрытое содержание. Такое содержание можно передать с помощью музыки, настроения и конкретных намеков.

Поэзия Бальмонта впечатляет. Он изображает мир поэзии с помощью тонких наблюдений и хрупких чувств. Есть в его поэтических изображениях что-то поистине невинное, детское. Это все чистота восприятия мира. Все же в большинстве стихотворений поэта просматриваются черты скорби, меланхолического настроя и даже неприятия мира в целом. В полной мере настроение и мысли автора передаются через стихотворение “Я не знаю мудрости”. Лирический герой писателя не принимает внешний мир таким, как он есть, его часто посещают разнообразные мысли, он отчаянно пытается возвеличивать природу и даже любовь. Стихотворению присущи психологические паузы, разнообразные восклицательные и даже вопросительные предложения. Для описания темы и концепции стихотворения автор применяет эпитеты и метафоры. Все выше перечисленное переполняет стих особой легкостью и музыкальностью.

Литературные приемы, используемые автором в стихотворении, пробуждают в читателях разнообразные мысли и чувства. Все детали, в которые можно всмотреться и проследить их историю, переполнены особым смыслом. Лирический герой стихотворения словно ищет тех, кто полностью поддержит его жизненные предпочтения. Он мечтатель, ищет подобных себе, таких же одиноких, но в то же время богатых душой. Герой понимает, только благодаря мимолетности можно познать всю мудрость жизни. Может быть, в своем произведении автор что-то не договорил. Он просто решил оставить все как есть, подождать того, что его мысли сможет продолжить кто-то другой.

Картинка к стихотворению Я не знаю мудрости

Популярные темы анализов

Н. А. Заболоцкий – выдающийся поэт, переводчик и философ XX века. Он признан одним из самых необычных авторов того времени. Н. А. Заболоцкий жил в эпоху потрясений и серьезных перемен, однако это не помешало ему творить и обогатить

Прекрасное по своей звуковой и цветовой гамме стихотворение «Черёмуха» было написано Сергеем Есениным в 1915г, и в этом же году прошла его публикация в журнале «Мирок». Как и многие произведения его творчества, данное относится к пейзажной лирике.

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» по праву можно считать знаковым в судьбе и творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. Оно было написано незадолго до смертоносной дуэли поэта, во время его последней поездки на Кавказ.

Любовная лирика А. Фета, вобравшая в себя каждый романтический сюжет, или эпизод, закончившийся трагически, из жизни поэта, представляет собой огромную художественную ценность. Стихотворение “Я пришел к тебе с приветом” отличается простотой фраз,

Любовь в стихотворениях у большинства поэтов занимала довольно значимое место. Каждый писатель ее воспевал и боготворил. Много стихотворений посвященных любовной линии написал Михаил Лермонтов. Он не описывал радостные чувства,

Анализ стихотворения Бальмонта «Я не знаю мудрости»

Анализ стихотворения К.Д. Бальмонта «Я не знаю мудрости»

Стихотворение К.Д.Бальмонта «Я не знаю мудрости» написано в 1902 году. Оно входит в сборник «Только любовь» (1903 год), который наряду с другими книгами («Горящие здания», «Будем как солнце») упрочил авторитет К.Д.Бальмонта как одного из ведущих поэтов символистского направления. В стихах поэта преобладают мотивы неприятия мира, меланхолия, скорбь, но для него характерны и черты импрессионизма: способность передать мгновение, утверждение мимолетности жизни, изменчивость настроений. Все эти черты и мотивы мы можем проследить в данном стихотворении: «В каждой мимолетности вижу я миры,/Полные изменчивой радужной игры». Данное стихотворение состоит из двух четверостиший. В зависимости от окончания – мужская рифма, по расположению строках – смежная рифма. Также в этом стихотворении используется анафора – во втором четверостишии используется местоимение «я»-«я ведь только», «я ведь только», «я зову». В первом четверостишии во второй и третьей строках повторяется слово «мимолетность», а во втором четверостишии во второй и третьей строках – фраза: «я ведь только облачко». В стихотворении используются вопросительные и восклицательные предложения и психологическая пауза – умолчание, причем все эти приемы находятся во втором четверостишии. Также используются метафоры: «облачко, полное огня» и эпитеты: «изменчивый радужной игры». Все перечисленные приемы придают стихотворению особую музыкальность, легкость. «Вслушиваясь долго и пристально в разные звуки, — писал Бальмонт, — всматриваясь любовно в отдельные буквы, я не могу не подходить к известным угадываниям, я строю из звуков, слогов родной своей речи заветную часовню, где все исполнено углубленного смысла и проникновения». Теперь удивительно, почему данный поэт больше других символистов музыкален. Стихотворение «Я не знаю мудрости» не столько передает мысли и чувства автора, сколько пробуждает в читателе его собственные. Но оно обращено не ко всем, не к читателю-потребителю, а читателю – творцу, соавтору, мечтателю, который сможет продолжить то, что недосказал автор, например, продолжить фразу «Я зову мечтателей».
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Читайте также:
Константин Дмитриевич Бальмонт,как представитель русского символизма: сочинение

История создания

Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить» написано в 1912 году. В это время Ахматова не жила в городе, ее вдохновляла природа близ уютного домика в имении супруга, в Слепневском. Природа и помогла тогда ещё юной поэтессе впервые обратиться к философским темам, размышлениям о сути и смысле жизни и этого мира.

Также стоит отметить, что изначально стихотворение не было понято широкой публикой. Общество 1910-ых годов ещё не чувствовало предстоящие проблемы России, а вот Ахматова стала задумываться над ними. Произведение получилось несколько мрачным и меланхоличным. Это не понравилось просвещенному читателю, поэтому в свет стихотворение вышло далеко не сразу.

Анализ стихотворения К.Д.Бальмонта «Я не знаю мудрости»

Стихотворение К.Д.Бальмонта «Я не знаю мудрости» написано в 1902 году. Оно входит в сборник «Только любовь» (1903 год), который наряду с другими книгами («Горящие здания», «Будем как солнце») упрочил авторитет К.Д.Бальмонта как одного из ведущих поэтов символистского направления. В стихах поэта преобладают мотивы неприятия мира, меланхолия, скорбь, но для него характерны и черты импрессионизма: способность передать мгновение, утверждение мимолетности жизни, изменчивость настроений. Все эти черты и мотивы мы можем проследить в данном стихотворении: «В каждой мимолетности вижу я миры,/Полные изменчивой радужной игры». Данное стихотворение состоит из двух четверостиший. В зависимости от окончания – мужская рифма, по расположению строках – смежная рифма. Также в этом стихотворении используется анафора – во втором четверостишии используется местоимение «я»-«я ведь только», «я ведь только», «я зову». В первом четверостишии во второй и третьей строках повторяется слово «мимолетность», а во втором четверостишии во второй и третьей строках – фраза: «я ведь только облачко». В стихотворении используются вопросительные и восклицательные предложения и психологическая пауза – умолчание, причем все эти приемы находятся во втором четверостишии. Также используются метафоры: «облачко, полное огня» и эпитеты: «изменчивый радужной игры». Все перечисленные приемы придают стихотворению особую музыкальность, легкость. «Вслушиваясь долго и пристально в разные звуки, — писал Бальмонт, — всматриваясь любовно в отдельные буквы, я не могу не подходить к известным угадываниям, я строю из звуков, слогов родной своей речи заветную часовню, где все исполнено углубленного смысла и проникновения». Теперь удивительно, почему данный поэт больше других символистов музыкален. Стихотворение «Я не знаю мудрости» не столько передает мысли и чувства автора, сколько пробуждает в читателе его собственные. Но оно обращено не ко всем, не к читателю-потребителю, а читателю – творцу, соавтору, мечтателю, который сможет продолжить то, что недосказал автор, например, продолжить фразу «Я зову мечтателей».

Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта “Я не знаю мудрости”

Стихотворение К. Д. Бальмонта “Я не знаю мудрости” написано в 1902 году. Оно входит в сборник “Только любовь” (1903 год), который наряду с другими книгами (“Горящие здания”, “Будем как солнце”) упрочил авторитет К. Д. Бальмонта как одного из ведущих поэтов символистского направления. В стихах поэта преобладают мотивы неприятия мира, меланхолия, скорбь, но для него характерны и черты импрессионизма: способность передать мгновение, утверждение мимолетности жизни, изменчивость настроений. Все эти черты и мотивы мы можем проследить в данном стихотворении: “В каждой мимолетности вижу я миры,/Полные изменчивой радужной игры”.

Данное стихотворение состоит из двух четверостиший. В зависимости от окончания – мужская рифма, по расположению строках – смежная рифма. Также в этом стихотворении используется анафора – во втором четверостишии используется местоимение “я”-“я ведь только”, “я ведь только”, “я зову”.

В первом четверостишии во второй и третьей строках повторяется слово “мимолетность”, а во втором четверостишии во второй и третьей строках – фраза: “я ведь только облачко”. В стихотворении используются вопросительные и восклицательные предложения и психологическая пауза – умолчание, причем все эти приемы находятся во втором четверостишии. Также используются метафоры: “облачко, полное огня” и эпитеты: “изменчивый радужной игры”.

Все перечисленные приемы придают стихотворению особую музыкальность, легкость. “Вслушиваясь долго и пристально в разные звуки, – писал Бальмонт, – всматриваясь любовно в отдельные буквы, я не могу не подходить к известным угадываниям, я строю из звуков, слогов родной своей речи заветную часовню, где все исполнено углубленного смысла и проникновения”. Теперь удивительно, почему данный поэт больше других символистов музыкален. Стихотворение “Я не знаю мудрости” не столько передает мысли и чувства автора, сколько пробуждает в читателе его собственные.

Но оно обращено не ко всем, не к читателю-потребителю, а читателю – творцу, соавтору, мечтателю, который сможет продолжить то, что недосказал автор, например, продолжить фразу “Я зову мечтателей”.

Твір на тему: Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта “Я не знаю мудрости”

Related posts:

Анализ стихотворения Бальмонта ” Я мечтою ловил уходящие тени… “ Стихотворение Бальмонта ” Я мечтою ловил уходящие тени… ” было написано в 1895 году. Я считаю, что это стихотворение наиболее ярко отражает творчество Бальмонта и является гимном символизма. В стихотворении.

Анализ стихотворения К. Бальмонта “Фантазия” К. Бальмонт – выдающийся русский поэт Серебряного века. В большинстве его произведений господствуют не люди, а обобщенные образы и чувства. Подобным примером может служить стихотворение “Фантазия”, написанное им в 1893.

Читайте также:
Пути и судьбы поэтов серебряного века в эпоху войн и революций: сочинение

Художественный анализ стихотворения А. Твардовского “Я знаю, никакой моей вины…” Я жил, я был – за все на свете Я отвечаю головой. А. Твардовский. За далью – даль Война… Страшное слово, за которым кровь, смерть, страдания, искалеченные судьбы, разрушенные семьи.

Анализ стихотворения И. Северянина “Увертюра” Творчество известного поэта серебряного века Игоря Северянина многие исследователи называют новаторским, поскольку многое из того, к чему прибегал поэт, было несвойственно для лирических произведений того времени. Северянин смело использовал новые.

Анализ стихотворения Заметался пожар голубой Есенин Заметался пожар голубой…” замечательное стихотворение Сергея Александровича Есенина относится к одному из лучших образцов любовной (интимной) лирики. Посвящено данное стихотворение известной актрисе Миклашевской, наряду и с другими из сборника ”.

Анализ стихотворения М. Цветаевой “Молодость” Стихотворение “Молодость” написано в 1921 году. Оно состоит из двух частей. Каждая из них – обращение поэта к уходящей молодости. Из первой части мы узнаем, что молодость для Цветаевой была.

Анализ стихотворения “Памятник” В 1795 году Державин Гаврил Романович написал стихотворение “Памятник”, в котором высказывает свою точку зрения на поэта и поэзия. Свое творчество он уподобляет “чудесному, вечному” памятнику. В русской литературе Державин.

Анализ стихотворения “Россия” А. Блока Александр Александрович Блок является, по моему мнению, одним из самых правдивых поэтов о России. Он пишет о той России, которую видит и “чувствует сам”, и не только восхищается ей, но.

Анализ стихотворения Блок “Россия” Анализ стихотворения – Россия Тема Родины, России имела первостепенное значение в творчестве Александра Блока. Стихотворение “Россия” начинается и заканчивается темой дороги. Путь, дорога символизируют ряд постоянно происходящих изменений. В стихотворении.

Анализ стихотворения Жуковского “Листок” Стихотворение было написано в 1818 году. В это время поэт находился в Петербурге и состоял на службе у государя – императора в качестве учителя русского языка у великой княгини Александры.

Вопросы и ответы к стихотворению К. Д. Бальмонта “Живая вода” В стихотворении “Живая вода” обращение к “родным богатырям” выступает в роли поэтического приема, который определяет эмоциональную атмосферу стихотворения и его построение. Проследите, как поэт, отдавший дань изяществу формы, чередованием обращений.

Анализ стихотворения М. И. Цветаевой “Какой-нибудь предок мой был – скрипач…” Когда-то Марина Цветаева написала: “Гений тот поезд, на который все опаздывают”. Наверное, трудно найти более емкое определение для характеристики ее самой. Ведь она и есть тот самый гений. Цветаева мощью.

Анализ стихотворения А. Т. Твардовского “К обидам собственной персоны…” Стихотворение “К обидам собственной персоны” А. Т. Твардовский написал в 1968 году, за три года до смерти. Этим стихотворением поэт хотел передать свой жизненный опыт читателю, он хотел научить людей.

Анализ стихотворения Константина Ваншенкина “Я люблю тебя, жизнь…” Константин Ваншенкин не относится к числу тех поэтов, которые развиваются скачками, озаряя свой путь вспышками. Но он умеет пристально всматриваться в окружающую жизнь, умеет находить поэзию в самых будничных вещах.

Анализ стихотворения А. Блока “Осенний день” Стихотворение А. Блока “Осенний день” имеет точную датировку – 1 января 1909 года. Оно посвящено теме родины. Его идея, на мой взгляд, выражена в последнем четверостишии: О, нищая моя страна.

“Весна” анализ стихотворения Лермонтова Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Весна” было первым произведением поэта, попавшим в печать. Его впервые опубликовали в 1830 г. в альманахе “Атеней”. Как утверждала возлюбленная поэта Сушкова Е. А., это стихотворение.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина “Сожженное письмо” Стихотворение “Сожженное письмо” было написано в 1825 году, в преиод ссылки Пушкина в село Михайловское. Вечная тема любви разработана Пушкиным очень своеобразно. Он пишет о сожженном письме, но на самом.

Анализ стихотворения С. А. Есенина “Не жалею, не зову, не плачу” Из всей русской лирики ХХ века более ярко выделяется поэзия С. А. Есенина. Его произведения красочнее, чистые, легкие, наивные. В некоторых стихотворениях поэта так переполняет чувство любви к родине, что.

“Мужество” анализ стихотворения Ахматовой Стихотворение Анны Ахматовой – “Мужество” было написано еще в самом начале войны. В своем произведении автор призывает всех к защите своей Родины от несчастья, которое ее настигло – от войны.

Анализ стихотворения А. А. Фета “Еще майская ночь…” Афанасий Афанасьевич Фет всем своим творчеством воспевал родную русскую природу. Он создавал не простые пейзажные зарисовки, а стремился передать все богатство чувств и впечатлений, навеянных природой. В каждом своем произведении.

Анализ стихотворения Есенина Не жалею, не зову, не плачу Поэт, в своих работах, не любил поднимать философские темы, утверждая, что жизнь и смерть – это не главное, что должно быть в литературе. Но, все-таки и он прибегнул однажды к.

“Ошибка” анализ стихотворения Цветаевой Часто ли люди совершают ошибки? Безусловно, ошибки, свои или чужие, дают возможность многому научиться, однако мало кто об этом задумывается, особенно в юности. Тем более удивительно обращаться к анализу стихотворения.

Анализ стихотворения А. Твардовского “Я убит подо Ржевом” По форме стихотворение А. Т. Твардовского “Я убит подо Ржевом” (1945 – 1946) представляет собой диалог-нравственное завещание убитого в боях подо Ржевом солдата своим соотечественникам и единомышленникам – тем, кто.

Анализ стихотворения Заболоцкого Гроза идет В конце 1957 года Н. А. Заболоцкий написал стихотворение под названием “Гроза идет”. Он очень любил красоту российских лесов и полей и часто восхвалял ее в своих работах. Данный стих.

Читайте также:
Самый читаемый поэт на рубеже XIX—XX столетий: сочинение

Я знаю правду! разбор стихотворения Автор: Цветаева М. Я знаю правду! Все прежние правды-прочь! Не надо людям с людьми на земле бороться. Смотрите: вечер, смотрите: уж скоро ночь. О чем – поэты, любовники, полководцы? Уж.

Анализ стихотворения Тютчева Ф. И. “Весенние воды” Стихотворение “Весенние воды” можно отнести к пейзажной лирике Тютчева. Оно было написано в 1830 году. В этом произведении описывается чудесный период ранней весны, пробуждение природы от зимнего сна, наступление радостных.

Анализ стихотворения Фета “Шепот, робкое дыханье” В стихотворении Фета “шепот, робкое дыханье” 3 строфы, в каждой из которых по 4 стиха. Темой данного стихотворения является природа. Автор описывает переходное состояние природы от ночи к утру. Описание.

Анализ стихотворения Лермонтова Нет, я не Байрон, я другой Стихотворение написано Михаилом Лермонтовым в 1832 году. Оно лишний раз заставляет задуматься о даре поэта. Он в нескольких строчках рассказывает о своей судьбе, как сделал это в стихотворении “Сон”. Лермонтов.

Анализ стихотворения Баратынского Разуверение Стихотворение, ставшее известным романсом. Здесь говорится о том, что завершенную любовь нужно отпустить. Если напоминать о ней, то она не возродится, а появится лишь беспокойство. Однако женщинам свойственно дразнить, манить.

Анализ стихотворения Маяковского О дряни Начиная с вступительных строк стихотворения, Маяковский намекает на то, что к людям низшего сословия он не имеет отвращения. Описывая мещанство поэт имеет в виду людей, которые думают только о себе.

Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта “Я не знаю мудрости”

Анализ стихотворения «Мечта» ( К. Д. Бальмонт)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 11.06.2020 · Обновлено 11.06.2020

Его считали своим учителем такие выдающиеся поэты как А. Блок, А. Белый. Его стихи приятные, «обволакивающие», светлые, его стихи – это впечатление, восхищение жизнью. К. Д. Бальмонт – самый читаемый поэт-декадент. «Я называю символической поэзией тот род поэзии, где помимо конкретного содержания есть еще содержание скрытое, соединяющееся с ним органически и сплетающееся с ним нитями самыми нежными» — так описал своё видение символистской поэзии сам К. Д. Бальмонт. Многомудрый Литрекон представляет полный анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Мечта» по плану, которое включено в сборник стихов поэта «Под Северным небом».

История создания

Фактически, сборник стихов «Под Северным небом» является вторым у автора, но принято отсчёт вести именно от него, так как первую книгу, «Сборник стихотворений», которую автор издал на свои средства в 1890 –м году, поэт уничтожил путём сожжения практически всего тиража.

В этом же году (1890) поэт пытается покончить жизнь самоубийством, причиной чего послужили проблемы с женой Ларисой Михайловной Гарелиной. Но, к счастью, ему это не удаётся, хотя увечья, полученные при падении из окна, были сильными, и весь год Бальмонт провёл в реабилитациях и восстановлении. После данного события поэзия автора резко меняется, становится отражением восхищения жизнью.

Сборник «Под Северным небом» вышел в 1894 году. Стихи, вошедшие в данный сборник, относятся к раннему периоду творчества поэта и отличаются «красивым» настроением. Произведения первых книг поэта – поэзия впечатлений, ассоциаций. Именно после первых трёх сборников к автору пришла известность.

«Я не знаю мудрости, годной для других, только мимолетности я влагаю в стих» — писал поэт сам о себе.

«Кто же Бальмонт в русской поэзии? Первый лирический поэт? Родоначальник? Выше он — или ниже других живущих? Его нельзя сравнивать. Он весь — исключение. Его можно любить только…» (М. Волошин)

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Мечта» является стансом. Пять строф объединены одной идеей, но каждая из них имеет свою законченную мысль, что является основной отличительной чертой данной жанровой формы.

Константин Дмитриевич принадлежал к течению старших символистов, хотя его можно было бы причислить и к импрессионистам, но стиль этот не перерос в отдельное направление в литературе, а стал неким бликом в произведениях авторов, принадлежащих различным течениям. Эти блики мы замечаем и в поэзии Бальмонта. Символисты своим творчеством стремились указать на прекрасное, идеальное в Мире, что замечается мимолетно, чем мгновенно вдохновляешься и уже забыть не имеешь возможности.

Данное стихотворения – это яркий пример импрессионистично-символистичного творчества Бальмонта. Стихи поэта отличаются музыкальностью, напевностью.

Размер стихотворения «Мечта» – шестистопный ямб. Рифмовка перекрестная с чередованием женской и мужской рифмы.

Композиция

Стихотворение «Мечта» состоит из 5 четверостиший. Композиционно его можно разделить также на пять частей, так как каждая строфа имеет свою законченную мысль.

  1. 1 строфа – поэт только начинает касаться образами нашего воображения. Мы видим происходящее со стороны. Стихотворение автор начинает с описания поверхности воды, затем обозначаются нежные взгляды. Последняя строка возводит нас в ранг свидетелей зарождения светлого чувства.
  2. 2 строфа – автор позволяет заглянуть глубже, в мысли влюблённых. Теперь мы знаем, как они выглядят в глазах друг друга, нам передаётся трепет их сердец, который не позволяет им открыто обмениваться взглядами.
  3. 3 строфа – это рассуждения поэта о юной влюблённости, о лёгкости пребывания в этом состоянии, об очарованности этим чувством.
  4. 4 строфа – вновь наше внимание приковано к двум конкретным влюблённым, которым не нужны слова для объяснений, которым хорошо и просто вдвоём без красивых речей, которые легко впустили светлое чувство в сердце и также легко выпустили его, сохранив тёплое, приятное воспоминание о нём.
  5. 5 строфа замыкает цепь рассуждений автора. Лёгкую влюблённость автор сравнивает с «мечтой», сопоставляет её с «Севером», а знойную страсть — с «Югом». Поэту ближе «бледный Север», нежели «светлый Юг».
Читайте также:
Основные настроения поэзии Константина Бальмонта: сочинение

Также можно предположить, что стихотворение имеет не пять, а две части.

  • Первая часть – это первые четыре строфы-воспоминания, в которых автор рассуждает о влюблённости.
  • Вторая часть – последнее четверостишие, в котором автор возвращается к реальности, подводит итог своим рассуждениям, приходя к выводу, что «Север» ему милее «Юга».

Образы и символы

Лирический герой произведений К. Д. Бальмонта – это его двойник, а точнее отражение внутренних ощущений поэта. Ему свойственна «погоня» за «мгновениями красоты», он многогранен, но эта многогранность всегда «светлая».

В произведениях Бальмонта нельзя проследить устоявшуюся, постоянную систему образов, их отличительной чертой можно назвать интерес, внимание к мимолётным ощущениям, чувствам, что создаёт абсолютно разные настроения произведений.

  1. Рассуждения по поводу образов и символов данного стихотворения хотелось бы начать с «Мечты». Этим словом озаглавлено стихотворение, оно является центральным образом произведения. Читая стихотворение, в воображении мы представляем размытый образ, имеющий что-то общее с любовью, нежный, светлый, мягкий, «бледный Север» — образ мечты. Добравшись до последней строки, бледную мечту прорезает яркий образ желаний, который представлен как «знойный Юг», сияющий, красивый, страстный. В поэзии символистов мечту часто представляют в образе женщины, что прослеживается и в данном стихотворении. Мечта в данном произведении – милая, волшебная, загадочная, ласковая возлюбленная, которая по-детски очаровательна, расставание с которой, можно сказать, неполное, она остаётся «в душе восторженным порывом», влияет на всю дальнейшую жизнь лирического героя, которая тянет его к себе, манит.
  2. Также нельзя не обратить внимание на образ моря, который часто встречается в лирике поэта. Вода, как и душа автора, находится в бесконечном движении, искании, она плавная, нежная, но в то же время сильная. В данном случае море представлено как «стекло Балтийских вод», то есть зеркало, в котором отражается небо, отражается луна, следовательно, душа поэта – это зеркало, отражающее мир.
  3. Примечательно также то, что действие происходит «под кровом северной вечерней полутьмы», то есть вечером. Данное время суток – это граница между днём и ночью, граница между реальностью и неведанным, что объясняет пристрастие многих поэтов-символистов к вечернему времени.

Темы, проблемы, настроение

В раннем творчестве К. Д. Бальмонта преобладает настроение любования, то есть просматривается постоянное стремление к Красоте. Автор обращает внимание читателя на мельчайшие детали, вздохи природы, которые находят отражение в душе человека, являясь едва уловимыми нотами, мотивами, которые определяют основное звучание жизни. Такова основная тема стихотворения «Мечта».

Настроение стихотворения «Мечта» меланхоличное, но не печальное и ранимое, а умеренно-медлительное и чувственное, тихо-оптимистичное, то есть не пышет яркими красками, не мажорное, но радостное и светлое.

Ранняя лирика поэта отличается стремлением уйти в мир неги, грёз, мечты. Этой философской теме принадлежат многие произведения автора, в том числе и данное стихотворение.

У раннего Бальмонта сложно найти стихотворения на «русскую» тему. Его не интересовал человек, как таковой, не интересовала его природа, как многих поэтов-современников. Он придавал большое значение неосязаемому, недосягаемому: небу, звездам, вечности, мимолётности, прозрачности, тишине, мечте. Проблематика его стихов вдохновляет читателя мыслить глубоко и широко.

Сам автор старался жить своими ощущениями и чувствами, к чему и призывал читателей.

Основная идея

«Равных Бальмонту в искусстве стиха в русской литературе не было… там, где другим виделся предел, Бальмонт открыл беспредельность» (В. Я. Брюсов)

Смысл стихотворения «Мечта» — это желание автора убедить читателя в значимости мечты для человека. Мечта неосязаемая, невидимая, эфемерная, но её действие на человека вполне реальное:

«Ни слова мы с тобой друг другу не сказали, но был наш разговор без слов красноречив».

Мечта как путеводная звезда, освещающая путь идущего, направляет его, вдохновляет, придаёт сил. Даже желания, которые очень похожи на мечты, но которые более «приземлённые», не могут заменить «чистую мечту». Именно в этом заключается главная мысль стихотворения «Мечта».

Средства выразительности

Основная задача поэта, по мнению Бальмонта, заключается в осмыслении тайны явлений, которую автор передаёт через намёки, недосказанность, в попытке воспроизведения мгновенных впечатлений, мыслей, в создании исключительной атмосферы, мотива стихотворения с помощью звукописи.

«Гласные -это женщины, согласные это мужчины… хоть властительны согласные, и распоряжаются они, считая себя настоящими хозяевами слова, не на согласной, а на гласной бывает ударение в каждом слове» — писал Бальмонт. Тропы в стихотворении «Мечта» перечислены в списке:

  1. Аллитерация: повторение в 1-й строфе шипящих и глухих звенящих звуков, что позволяет ощутить дуновение холодного ветра; в 3-й строфе повторяется звук «ч», что способствует созданию атмосферы загадочности.
  2. Также можно проследить в 1-й строфе звуковую анафору (Стекло-Среди).
  3. Автором использованы разнообразные эпитеты: «невольно склоняла», «волшебная загадка», «северная вечерняя полутьма», «застенчивые ласки», «минутная мечта», «детская сказка», «причудливая волна», «разговор красноречив», «знойная страсть», «чистая мечта», «бледный Север», «светлый знойный Юг».
  4. Сравнения: «мечтой минутною, как чары детской сказки, как очертания причудливой волны», «ты мне казалась волшебною загадкой».
  5. Метафоры: «печальные шхеры», «стекло Балтийских вод», «влюблённые взор», «юные души», «молодые сердца», «восторженный порыв».
  6. Олицетворение: «мечты зажглись».
  7. Автор использует инверсию на протяжении всего произведения, что помогает создать индивидуальное настроение стихотворения, поставить необходимые смысловые ударения.

Исследовательская работа по творчеству К.Д. Бальмонта

Работа представлена как исследование поэтического сборника Бальмонта К.,Д. “Будем как солнце”, его основных мотивов. Уделёно вниманию структурно-семантическому анализу стихотворения “Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце”, сопоставительному анализу – “Образ солнца в контексте русской литературы”

Читайте также:
«Поэзия заговоров и заклинаний» в творчестве Сологуба, Белого, Бальмонта: сочинение

Скачать:

Вложение Размер
Исследовательская работа по творчеству К.Д. Бальмонта 40.9 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЛАДИМИРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

Исследовательская работа по творчеству

Константина Дмитриевича Бальмонта

Выполнила: ученица 11 класса

1. Константин Дмитриевич Бальмонт

3. БУДЕМ КАК СОЛНЦЕ. Книга символов (1903 год)

4. Анализ стихотворения « Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце»

5. Образ солнца в творчестве поэта , в русском и мировом культурном процессе .

7. Список литературы.

Константин Дмитриевич Бальмонт

Русский поэт. Родился в деревне Гумнище, Владимирской губернии, в дворянской семье. Учился в гимназии в Шуе. В 1886 г. поступил на юридический факультет Московского университета, но был исключен за участие в студенческом движении.

Первый сборник стихотворений Бальмонта вышел в Ярославле в 1890 г., второй — «Под северным небом» — в 1894 г. В них преобладают мотивы гражданской скорби. Вскоре Бальмонт выступает как один из зачинателей символизма.

В конце XIX — начале XX вв. поэт выпустил сборники «В безбрежности», «Тишина», «Будем как Солнце». В 1895—1905 гг. Бальмонт был едва ли не самым известным среди русских поэтов; позднее его популярность падает. Его поэзии свойственна подчеркнутая экзотичность, некая манерность и самолюбование.

Бальмонт совершил несколько кругосветных путешествий, описав их в очерковых прозаических книгах. Был захвачен революционными событиями 1905 г., выступал со стихами, славящими рабочих (книга «Песни мстителя»).С конца того же года вследствие репрессий самодержавия жил за границей и получил возможность вернуться на родину по амнистии лишь в 1913 г. Много переводил из поэзии Запада и Востока. Первым осуществил перевод на русский язык поэмы классика грузинской литературы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».В 1921 г. эмигрировал, жил, сильно нуждаясь, во Франции. Создал там цикл ярких стихотворений, полных тоски по России.

Умер в городке Нуази-ле-Гран близ Парижа.

итриевич (1867-1942 гг.)

ПОД СЕВЕРНЫМ НЕБОМ. Элегии, стансы, сонеты (1894 год)
В БЕЗБРЕЖНОСТИ (1895 год)

ТИШИНА. Лирические поэмы (1898 год)
ГОРЯЩИЕ ЗДАНИЯ. Лирика современной души (1900 год)
БУДЕМ КАК СОЛНЦЕ. Книга символов (1903 год)
ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ. Семицветник (1903 год)
ЛИТУРГИЯ КРАСОТЫ. Стихийные гимны (1905 год)
ФЕЙНЫЕ СКАЗКИ. Детские песенки (1905 год)
ЗЛЫЕ ЧАРЫ. Книга заклятий (1906 год)

ЖАР-ПТИЦА. Свирель славянина (1907 год)
ПЕСНИ МСТИТЕЛЯ (1907 год)

ПТИЦЫ В ВОЗДУХЕ. Строки напевные (1908 год)
ЗОВЫ ДРЕВНОСТИ. Гимны, песни и замыслы древних (1908 год)
ХОРОВОД ВРЕМЕН. Всегласность (1909 год)

ЗЕЛЕНЫЙ ВЕРТОГРАД. Слова поцелуйные (1909 год)

ЛЮБОВЬ И НЕНАВИСТЬ. Испанские народные песни (1911 год)

ЗАРЕВО ЗОРЬ (1912 год)

ЗВЕНЬЯ. Избранные стихи 1890 -1912 (1913 год)

БЕЛЫЙ ЗОДЧИЙ. Таинство четырех светильников (1914 год

ЯСЕНЬ. Видение древа (1916 год)
СОНЕТЫ СОЛНЦА, МЕДА И ЛУНЫ. Песня миров (1917, 1921 годы)
ДАР ЗЕМЛЕ (1921 год)

ГАМАЮН. Избранные стихи (1921 год) ИЗ МИРОВОЙ ПОЭЗИИ (1921 год)

МАРЕВО (1922 год)

МОЕ – ЕЙ. Россия (1923 год)
В РАЗДВИНУТОЙ ДАЛИ. Поэма о России (1929 год)

ГОЛУБАЯ ПОДКОВА. Стихи о Сибири (1937)

БУДЕМ КАК СОЛНЦЕ. Книга символов (1903 год)

Сборник «Будем как Солнце. Книга символов» издан в 1903 году и пополнил общее собрание сочинений поэта-символиста ХХ века Константина Бальмонта. Сборник стихов «Будем как Солнце» написан по весне, и сам собой символизирует молодость и просветление природное и духовное. Сборник назван Книгой символов, и каждый из них посвящён одной из грандиозных природных стихий: у солнца лирический герой учится мудрости и любви, у огня черпает страсть, у воды заимствует холодный разум и источник жизненных сил, у ветра – независимость. Так или иначе, но творческий век Бальмонта всё же сродни веку его величества Солнца: подобно природному светилу, эта смелая лирика озарила поэтический небосвод России, долгое время удивляла своей яркостью и даже ослепительностью, а затем явила миру свой достойный закат, обещая свой не менее триумфальный восход после победы над всеми невзгодами.

Сборник «Будем как солнце» печатался в ноябре и вышел в свет в самом конце 1902 года (датой издания, однако, был указан 1903 год). Второе издание сборника вошло в «Собрание стихов» (1904, «Скорпион», Москва), третье — в состав «Полного собрания стихов» (Москва, «Скорпион», 1908. Т.2), четвёртое — в «Полное собрание стихов». («Скорпион», 1912, т.3), пятое — в «Собрание лирикеи» (Москва, 1918, Кн. 5) В сборник входит большое количество стихотворений :

  1. Я в этот мир пришел чтоб видеть солнце
  2. Будем как солнце
  3. ВОЗДУШНЫЙ ХРАМ
  4. ГОЛОС ЗАКАТА
  5. РАССВЕТ
  6. ГИМН ОГНЮ
  7. НОВОЛУНИЕ
  8. ЛУННОЕ БЕЗМОЛВИЕ
  9. ВЛИЯНИЕ ЛУНЫ
  10. ВОСХВАЛЕНИЕ ЛУНЫ
  11. ВЛАГА
  12. ВОЗЗВАНЬЕ К ОКЕАНУ
  13. БЕЛЫЙ ПОЖАР
  14. СОН
  15. ДВОЙНАЯ ЖИЗНЬ
  16. ЛЬДИНЫ
  17. С МОРСКОГО ДНА
  18. ДОЖДЬ
  19. ПРЕРЫВИСТЫЙ ШЕЛЕСТ
  20. БЕЗВЕТРИЕ
  21. СНЕЖИНКИ
  22. К ВЕТРУ
  23. ВЕТЕР ГОР И МОРЕЙ
  24. ВЕТЕР
  25. ЗАВЕТ БЫТИЯ
  26. ВСКРЫТИЕ ЛЬДА
  27. СЕВЕР
  28. ИСПАНСКИЙ ЦВЕТОК
  29. ТОЛЕДО
  30. PASEO DE LAS DELICIAS В СЕВИЛЬЕ
  31. К ЦАРИЦЕ ФЕЙ
  32. К ЮНОМУ СХИМНИКУ
  33. НЕ ЛУЧШЕ ЛИ СТРАДАНИЕ
  34. СУМЕРКИ
  35. СКАЗАТЬ МГНОВЕНЬЮ: СТОЙ!
  36. ВЕРБЫ
  37. ЦВЕТОК
  38. ПРАЗДНИК СВОБОДЫ
  39. МОИ ПЕСНОПЕНЬЯ
  40. СЛОВА—ХАМЕЛЕОНЫ
  41. ВОЛЯ
  42. ГЛАЗА
  43. «Я полюбил свое беспутство…»
  44. «Мне снятся караваны…»
  45. «Жить среди беззакония…»
  46. «Что достойно, что бесчестно…»
  47. «Все равно мне, человек плох или хорош…»
  48. «Если в душу я взгляну…»
  49. «Я — изысканность русской медлительной речи…»
  50. ГЛАЗА
  51. СКВОЗЬ СТРОЙ
  52. В ЗАСТЕНКЕ
  53. МСТИТЕЛЬ
  54. СОПЕРНИКИ
  55. В ДОМАХ
  56. НАШИМ ВРАГАМ
  57. ГАРМОНИЯ СЛОВ
  58. ОСВОБОЖДЕНИЕ
  59. Эти и многие другие стихотворения входят в этот сборник, написанные как попытка создать космогоническую картину мира, в центре которого находиться Солнце.

Анализ стихотворения « Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце»

Стихотворение начинается словами древнегреческого философа Анаксагора. Это изречение в качестве анафоры встречается в стихотворении дважды: в первой и последней строфах. Таким образом, можно увидеть кольцевую композицию произведения. В основе лежит монолог лирического героя. Лирический герой Бальмонта счастлив, что пришёл в этот мир. Ему дан шанс созерцать «солнце и выси гор», «море и пышный цвет долин». У него есть шанс не просто восхищаться красотой земли, он способен ее воспевать. Таким образом, он служит главному источнику жизни, которым является солнце. Он творит и славит бескрайний мир и этот прекрасный мир принадлежит ему(« Я заключил миры в едином взоре. Я властелин») Лирический герой страдал, но «победил холодное забвение», в котором не было солнечного света и тепла. «Холодное забвение» здесь поиск смысла жизни. Для героя Солнце стало источником очищения духа и путем к совершенной жизни, прозрения. Создав свою мечту, герой словно ожил — им разгадан непостижимый замысел мироздания. Человек существует только в данное мгновение, в нем выявляется вся полнота его бытия. Теперь он готов воспевать каждый прожитый миг, ибо в нем истина («Я победил холодное забвенье, Создав мечту свою. Я каждый миг исполнен откровенья, Всегда пою.») Страдания, трудный поиск истины пробудили мечту лирического героя. Обретя истину, он отдается каждому мгновению и живет в нем в своем творчестве. Лирический герой не огорчается уходу солнца, его не страшит ночная тьма. Певец считает, что восхвалять в своих песнях солнце — его жизненное предназначение. Он поет для солнца даже «в предсмертный час. Создать образ вселенной, властелином которой является лирический герой , помогают ключевые образы (горы , долины , небо). Но основным образом, является солнце. Солнце служит символом цикла человеческой жизни. Символ направлен в просторы космоса, в вечность. Солнце может видеть всю Вселенную, оно есть сердце мироздания, с которым связан и сам человек. В лексическом строе текста присутствует слово « откровенье» . Оно имеет 2 значения . Первое- раскрытая тайна . Второе – открытость людям и миру . Дважды звучит слово мечта («создав мою мечту ; мою мечту страданья побудили»).Мечта – открытие , прозрение .Автор использует художественные средства ( тропы ) для создания образа вселенной . Эпитеты – “пышный цвет” (долин), “синий кругозор” , «единый взор» ,«холодное забвенье», «певучая сила» .Метафоры – “мечту страданья пробудили”; «заключил миры в едином взоре» .Риторический вопрос – “Кто равен мне в моей певучей силе?” В стихотворении используется прием параллелизма для придания речи образности и выразительности. Этот прием дает возможность художественной речи выразить разнообразные эмоциональные оттенки.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

И синий кругозор .

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

По жанру стихотворение гимн (воспевание солнца). Это видно по интонации текста . Она торжественная, мажорная . он слагается из обращений и воззваний к солнцу. Эмоциональная насыщенность выражается в преобладаниивосклицательных и вопросительных оборотов, воззваний, обращений, многочисленных нарастаний, риторических накоплений и повторений. Автор прибегает к приему ассонанса ( Я в этот мир пришел чтоб видеть Солнце и синий кругозор . я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце и выси гор ) Он применяется в качестве оригинального инструмента, придающего тексту особый колорит. Рисунок гласных звуков подсвечивает мысленную картину, создаваемую смыслами и образами. Прием аллитерации( Я в этот мир пришел чтоб видеть Солнце И синий кругозор . Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце И выси гор)Повторение одних и тех же звуков служит в качестве дополнительного средства ритмизации речи, оно придает выразительность, певучесть .Размер стихотворения : разностопный ямб. Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге .

Я ̅в э̒то̅т ми̒р при̅ше̒л, что̅б ви̒де̅ть Со̒лнце̅

И̅ си̒ни̅й кру̒го̅зо̒р .

Рифмовка: ABAB – перекрёстная . Строфика стихотворения катрен – четверостишие с перекрёстной рифмой АВАВ .

Стихотворении занимает одно из основных мест в сборнике . Оно отражает основную тематику сборника .Достаточно хорошо раскрыт образ солнца. Наиболее схоже оно по своему жанру , интонации , смыслу оно со стихотворением «Гимн огню» , в которой автор воспевает одну из основных стихий .

Образ солнца в творчестве поэта , в русском и мировом культурном процессе .

В мировой культуре солнце понимается, в первую очередь, как центр, сердце, сила чувства и веры, способность ощущать и силу воображения. В языческих верованиях мира солнце воспринимается как верховное божество, как воплощение его всепроникающей власти. Как источник тепла, солнце представляет жизненную силу, страсть, храбрость и вечную молодость. Являясь источником света, солнце символизирует разум и знания. Солнце символизирует жизнь и смерть, а также обновление жизни через смерть. В христианском образном мире восходящее Солнце является символом бессмертия и воскресения. Особый интерес к образу солнца возник на рубеже XIX—XX веков. Тема солнца привлекла А. Белого («Золото в лазури», 1904), М. Горького («Дети солнца», 1905), В. Иванова («Солнце-сердце», 1905–1907), В. В. Маяковского («Солнце», 1923), А. Крученых («Победа над солнцем», 1913) и др. Своеобразным солнцем символизма, созидающей его силой, было и творчество К. Бальмонта. В. Брюсов высказывался о нём так: «Когда над русской поэзией восходило солнце поэзии Бальмонта, в ярких лучах этого восхода затерялись едва ли не все другие светила…» . Для К. Бальмонта поэзия, в целом, представляла собой утонченный способ для выражения чувств и мыслей. Сам Бальмонт называл свои стихи “солнечной пряжей”.Хрестоматийным в символистской поэзии стало стихотворение-гимн «Будем как солнце». Солнцу – идеалу космической красоты, его стихийной силе и животворящей мощи посвятил Бальмонт немало возвышенных строк. Современная душа, по Бальмонту,- это горение, пожар чувств. Сам Бальмонт называл свои стихи “солнечной пряжей”. Хрестоматийным в символистской поэзии стало стихотворение-гимн «Будем как солнце». Солнцу – идеалу космической красоты, его стихийной силе и животворящей мощи посвятил Бальмонт немало возвышенных строк. Современная душа, по Бальмонту,- это горение, пожар чувств. Пожалуй, в русской лирике нет мастера, которого можно было бы поставить в один ряд с Бальмонтом по страстности мироощущения. В светской литературе XVIII-XIX в. солнце встречается как светлый образ наполненный романтизмом. Примером может послужить ода М.Ломоносова «Солнце». В стихотворениях Г.Р.Державина, А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А. Фета образ солнца всегда радостный и восторженный. Так, у Державина читаем: «Но, солнце, мой вечерний луч! Уже за холмы синих туч Спускаешься ты в темны бездны»; у Пушкина: «Уж реже солнышко блистало», «Мороз и солнце; день чудесный!», «Блестя на солнце, снег лежит»; у Фета: «Еще вчера, на солнце млея», «Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок»; у Тютчева: «И солнце нити золотит», «Уж солнца раскаленный шар с главы своей земля скатила,», «Сияет солнце, воды блещут, на всем улыбка, жизнь во всем,», «Солнце светит золотое».

Таким образом, Солнце является одним из ключевых образов в русской и мировой литературе.

В заключение хочется сказать, после Бальмонта осталось большое литературное наследство: стихи, проза, критика, несметное количество переводов с многих языков мира. Но, разумеется, самое главное и ценное в его наследии – это поэзия. Бальмонт выпустил 29 поэтических книг (исключая сборники избранных стихотворений). Конечно, они неравноценны, в них нашел отражение его сложный и противоречивый творческий путь, взлеты, кризисы и угасания таланта. Бальмонт – поэт чрезвычайно плодовитый, но неровный, по преимуществу поэт – лирик. Книга символов «Будем как солнце» (1903) выявила новый этап эволюции поэта, единение его души с космосом, вечностью. Она привлекла к себе жизнеутверждающим пафосом, призывом жить радостно, светло, красиво. Образ солнца стал сквозным в творчестве поэта, в разные годы наполняясь различным философско-символическим содержанием. Языку Бальмонта характерно употребление антитез, гипербол. Часто поэт ставит в синонимический ряд слова, которые имеют антонимические отношения.
В синтаксической структуре Бальмонт отдаёт предпочтение однообразным синтаксических конструкций, использует словесные и лексические повторы. Также Константин Бальмонт любит использовать анафору, лексическую, синтаксическую, морфемную. В целом можно сказать, что язык Константина Бальмонта отличается яркой индивидуальностью. Поэтический язык Константина Бальмонта обладает разносторонней красотой, что и объясняет большую популярность поэта в зрелый период творчества. Творчество поэта Бальмонта уникально. По сути, Константин Дмитриевич чисто формально примыкал к различным течениям, дабы ему было удобней продвигать свои новые поэтические идеи, недостатка в которых он никогда не испытывал. В последнее десятилетие XIX века с творчеством поэта происходит метаморфоза: меланхоличность и мимолетность уступают место солнечному оптимизму. Номинально же принято считать, что стиль, в котором Константин Дмитриевич писал стихи, относился к поэтическому течению символизма. Если в более ранних стихах прослеживались настроения ницшеанства, то на пике развития таланта творчество Константина Бальмонта стало отличаться специфическим авторским оптимизмом и «солнечностью», «огненностью».Если в более ранних стихах прослеживались настроения ницшеанства, то на пике развития таланта творчество Константина Бальмонта стало отличаться специфическим авторским оптимизмом и «солнечностью», «огненностью».

Критика о творчестве Бальмонта. А. Блок

К. Д. Бальмонт. “БУДЕМ КАК СОЛНЦЕ”

Книга символов. Книгоиздательство “Скорпион”

К. Д. Бальмонт. “ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ”

Семицветник. Книгоиздательство “Гриф”

Эпиграфами к этим книгам служат слова Анаксагора: “Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце”, и Достоевского: “Я всему молюсь”. То и другое – лозунги поэта. И когда истинному поэту – поэту прежде всего, без всякой чужой “окраски”, но в пестрых и радужных одеждах искусства,- предъявляют посторонние “запросы”,- чувствуешь себя неловко и неопрятно. Что ответить? Сам поэт отвечает за себя:

Мы унижаемся и спорим

С своею собственной душой.

Я на год надышался морем,

И на год я для всех чужой.

Своих я бросил в чуждых странах,

Ушел туда, где шум волны,

Тонул в серебряных туманах,

И видел царственные сны.

Поняв подвижность легкой пены,

Я создаю дрожащий стих,

И так люблю свои измены,

Как неизменность всех своих.

Может быть, это не всем подходит, но надо помнить, что “нет Бальмонта кроме Бальмонта”.

Мы говорим на разных языках,

Я – свет весны, а ты – усталый холод,

Я – златоцвет, который вечно молод,

А ты – песок на мертвых берегах.

В этих строках можно угадать сущность поэзии Бальмонта. Если мы попытаемся определить ее точно, то потеряемся в определениях, исключающих друг друга. Следя стих за стихом, решительно не знаешь: есть ли область, в которую нет сил проникнуть поэту. Поэтому можно, не нарушая цельности, на любой странице цитировать Бальмонта: он весь – многострунная лира.

Обратить мир в песню таких изысканно-нежных и вместе – пестрых тонов, как у Бальмонта,- значит полюбить явления, помимо их идей. В своих книгах Бальмонт замкнут в себе. И в них – ключ к сердцу его поэзии – сердцу прежде всего, как источнику любви:

Не кляните, мудрые. Что вам до меня?

Я ведь только облачко, полное огня.

Я ведь только облачко. Видите: плыву.

И зову мечтателей. Вас я не зову!

Все равно мне, человек плох или хорош,

Все равно мне, говорит правду или ложь.

Если в небе свет погас, значит – поздний час,

Значит – в первый мы с тобой и в последний раз.

Если в небе света нет, значит – умер свет,

Значит – ночь бежит, бежит, заметая след.

Очень характерно, что Бальмонт может показаться на первый взгляд холодным. Часто это служит признаком не общепринятого, тепловатого отношения к окружающему. “Уравновешенные” люди делят любовь и вдохновение. Большего доказательства единого происхождения этих двух рычагов жизни, чем в стихах Бальмонта,- трудно найти. Вдохновение дано немногим, и, когда оно истинно, оно – “только любовь” и тем себя оправдывает и, становясь реальным, само реализует все, “о чем мечтать не смеет наша мудрость”:

Будем солнцем, будем тьмой, бурей и судьбой,

Будем счастливы с тобой в бездне голубой.

Но только тот, кто глубоко знает меру этой мудрости, может просто и без отчаянья видеть другую мудрость:

Если ж в сердце свет погас, значит – поздний час.

Значит – в первый мы с тобой и в последний раз.

Мы должны бежать от боли.

Мы должны любить ее.

В этом правда высшей Воли,

В этом счастие мое.

Так свыше разрешены для поэта узы певучей дерзости, но ему оставлена чистота кристаллов. Все в его песне предрешено заранее: ни одна капля в бегущем водопаде не смешается с другой – стих, бегущий за стихом, на миг прильнет к другому!

Над болотом позабытым брошен мост,

За болотом позабытым брызги звезд.

И снова отбегает: “Там, за тенью, цепенея, спит лазурь”. Падают в общее русло капли-звуки – смелые, легкие.

Нельзя не упрекнуть Бальмонта за обложку сборника “Будем как солнце”. Она идет вразрез с содержанием, не дает и намека на сущность книги: она – не творческая. Изящней другого – лилии, но, к несчастью, художник Фидус обставил их симметрично-неподвижными штамбовыми розами. Обнаженная фигура – очевидно, замысел Фидуса, а не Бальмонта, который поет гимны солнцу, а не грубому символу его растительных сил. Обложка книги “Только Любовь” гораздо лучше, но и она не вступает в мелодию сборника, замысел которого еще нежней и прозрачней, чем “Будем как солнце”. Впрочем, содержание обеих книг распределено не совсем равномерно, и кое-что требует перестановки.

(Источник: Александр Блок. Собрание сочинений в 8-ми т.)

Урок литературы в 11-м классе по теме: “Вечно юный, как сон”. Судьба и поэзия К.Д. Бальмонта

Разделы: Литература

Цель: Познакомить с жизнью К.Бальмонта, пробудить интерес к поэтической индивидуальности, нацелить учащихся на постижение мыслей и чувств лирического героя поэзии Бальмонта и внутреннего мира самого поэта.

Оборудование урока: портреты К.Д.Бальмонта, сборники его стихов.

Методические приёмы: лекция учителя, сообщение ученика, анализ стихотворений.

I. Слово учителя.

В слякотные и дождливые рождественские дни 1942 года в Нуази-ле-Гран близ Парижа, оккупированного гитлеровскими войсками, когда солнце весны и солнце свободы, казалось бы, надолго закатилось над милой Францией, в её чужую, холодную землю лёг навеки ещё один отверженный сын России. Надгробная надпись лаконична и печальна. Константин Бальмонт. Поэт русский. Ушёл кумир целого поколения.

Господь, господь. Внемли, я плачу,
я тоскую,
Тебе молюсь в вечерней мгле.
Зачем ты даровал мне душу
Неземную –
И приковал меня к земле.

Приглашаю вас

  • перелистать страницы жизни большого поэта;
  • увидеть его поэтическую индивидуальность;
  • попытаться понять его мировосприятие и то, как оно преломилось в его творчестве – необыкновенно ярком и своеобразном.

Окунёмся мысленно в атмосферу блистательного, Серебряного века.

Каким содержанием вы наполняете понятие Серебряный век?

Каким вам представляется созвездие ярких имён?

Оно иерархично или это скорее единство равных по таланту индивидуальностей?

Серебряный век – это эпоха возрождения духовности и культуры, творческой свободы, рождения ярких индивидуальностей, гениальных открытий. Блестящее созвездие имён просто ошеломляет: Мережковский, Гиппиус, Брюсов, Сологуб, Блок, Белый, Гумилёв, Городецкий, Ахматова, Северянин, Маяковский… можно бесконечно перечислять список имён, каждое из которых прославило русское искусство. Звуковой облик слов “Серебряный век” создаёт в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о возвышенном и прекрасном.

О Константине Бальмонте современный читатель знает мало или понаслышке, между тем, без него картина Серебряного века была бы неполной. Им восторгались, пророчили великое будущее, о нём спорили, его возносили, низвергали, над ним подтрунивали, им любовались.

В 1894 году вышел сборник стихов Бальмонта “Под северным небом”, в 1895-м – “В безбрежности”, в 1900-м – “Горящие здания”, “Только любовь” в 1903г., и, наконец, в 1903-м – “Будем как Солнце”, книга, принесшая ему поистине всероссийскую славу. “Я – изысканность русской медлительной речи, – писал он, – предо мною другие поэты – предтечи, я впервые открыл в этой речи уклоны, перепевные, гневные, нежные звоны. Я – внезапный излом, я – играющий гром, я – прозрачный ручей, я – для всех и ничей…” И действительно, не было в те годы поэтического имени более известного. На фоне будто вылинявшей поэзии конца девятнадцатого века яркие стихи Бальмонта вспыхнули как Солнце. Войдя в число основоположников символизма, нового, тогда только ещё нарождающегося литературного течения, поэт раскрылся весьма вовремя.

Манерный, крикливый, самовлюблённый, напыщенный поэт, не лишённый поэтического дарования или гениальная индивидуальность, яркая звезда в блестящем созвездии русских поэтов?

II. Работа с портретами

К его внешности, как и к творчеству, не было однозначного отношения. Но многие отмечали самобытность и неординарность внешности поэта. “Среднего роста, полноватый блондин с бородкой… Бальмонт всегда был нарядно одет и надушен крепкими английскими духами”, – писала о нём Б.Погорелова, свояченица поэта Валерия Брюсова.

Илья Эренбург в книге “Люди, годы, жизнь” писал, что в Париже трудно удивить, но на него оглядывались. В Москве в 1918 году люди хмурые. Посредине мостовой шествовал рыжий чудак: рыжая борода, рыжие кудри, спадающие на спину, бледное лицо. Вот этот рыжий чудак шёл с головой, поднятой кверху, к серому небу. В молодости Бальмонт пытался покончить жизнь самоубийством, выбросившись с третьего этажа гостиницы, в результате повредил себе ногу и всю жизнь, прихрамывая, шагал он быстро и, казалось, что скачет птица, привыкая скорее летать, чем ходить. Он походил на тропическую птицу, случайно залетевшую не на ту высоту.

А вот М.Цветаева, близко знавшая его, подчеркнула величественность Бальмонта – человека: “В присутствии Бальмонта всегда чувствуешь себя, как в присутствии высшего”. Для неё он был олицетворением самой поэзии. “На каждом Бальмонтовском жесте, слове – клеймо – печать – звездапоэта”.

И действительно, этот чувствительный человек не хотел и не мог быть никем иным, как поэтом. Стихотворения Бальмонта – гимны своему дару.

Прочитаем строки, в которых звучит гордое, порой заносчивое “Я”.

Прослушаем несколько стихотворений Бальмонта и попытаемся ответить на вопросы:

– Каково ваше отношение к многочисленным “я”?

– Что это кокетство, самовлюблённость или что-то другое?

– Какие многообразные и изменчивые “я” вы уловили?

Чтение стихотворений: “Я люблю лесные травы”, “Я устал от нежных слов”, “Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце”, “Я кликнул в поле”, “Я тебя сравнить хотел бы с нежной ивою плакучей”.

Символистами жизнь рассматривалась как путь поэта. “Я” стояло в центре, автор как бы раскрывал страницы дневника. У Бальмонта это принимало порой крайние формы

  • позу стихийного гения;
  • эгоцентризм;
  • безразличие к условиям быта и морали;
  • восторженное отношение к самому себе;
  • уверенность в своей солнечности;
  • удивление перед богатством мира, радость открытий в себе и других;
  • бравурное самоудовлетворение;
  • владыка собственного мира;
  • “Не для меня законы, раз я гений”.

Бальмонт творил собственную биографию, стремясь создать поэму из своей жизни. Это стремление принимало порой экстравагантные формы:

– повис на дереве, читая;

– в Париже лёг на асфальт, фиакр переехал через него;

– вошёл в воду с тростью, чтобы полюбоваться отблеском на воде;

Экстравагантное, чудаческое, скандальное, то, что впоследствии назовут “бальмонтовщина” заслонило образ самого поэта.

А он любил:

  • одиночество;
  • языки;
  • поглощал целые библиотеки;
  • ему обязаны знакомству с литературной планетой.

Всю жизнь Бальмонт занимался переводами. В его переводах выходили и до сих пор выходят многие произведения Шелли, Эдгара По, Уитмена, Кальдерона, Уайльда, Верлена, Бодлера, Гофмана. Он знал немецкий, французский, чешский, болгарский, грузинский языки. Бальмонт – один из лучших переводчиков поэмы “Витязь в тигровой шкуре” Ш.Руставели.

И неудивительно, все они: экстравагантный Уайльд, и страшный По, и мистический Гофман, и лирический Шелли, повлияли на характер и творчество Бальмонта. Он впитал в себя спиритизм Де Виньи, пессимизм Шопенгауэра, сверхчеловечность Ницше. Таким был он сам.

Он называл свои стихи песнопениями. Они различны по жанру: сонеты, элегии, послания, гимны, фантазии и даже молитвы.

Как бы вы определили содержание стихотворений Бальмонта, о чём стихи?

(Он стремится запечатлеть всё: ветер в камышах, жизнь и смерть, прошлое и настоящее, тончайшие ощущения и переживания.)

Бальмонту суждено было стать одним из зачинателей символистского движения. Но у него своё место.

Ученик зачитывает тезисы из статьи “Элементарные слова о символистской поэзии”.

– Эта поэзия, в которой органически, не насильственно сливаются два содержания: скрытая отвлечённость и очевидная красота.

– Символистская поэзия говорит своим особым языком, более, чем другой род поэзии трогает наши слуховые и зрительные впечатления.

Обратимся к стихотворению “Фантазия” из первого сборника “Под северным небом”.

(Изображена картина спящего леса, но земная картина лишь повод для того, чтобы развернуть игру воображения. Картина заснеженного леса переходит в поток образов. Кажется, что автор хочет почувствовать мир каждым из чувств человека. Здесь всплеск, озарение, безумство. Картины зимней природы – это лишь повод для фантазии, игры воображения. В стихотворении статичная картина зимнего леса, природные стихии: ветер, метель – всё олицетворено, всё живое.

В пейзажах Бальмонта всё пульсирует, вибрирует, дрожит, трепещет, искрится: “трепещут очертания”, “дождь струится”, “искры лунного сияния”.)

Чтение стихотворения “Аромат солнца”

Запах солнца? Что за вздор!
Нет, вздор.
В солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы
Всё слилось в согласный хор,
В сплелось в один узор.

Чтение стихотворения “Я не знаю мудрости”

Я не знаю мудрости, годной для других,
Только мимолётности я влагаю в стих.
В каждой мимолётности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.

Не кляните, мудрые. Что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите, плыву.
И зову мечтателей. Вас я не зову.

С представителями какого направления в искусстве роднит Бальмонта такой способ изображения мира?

Импрессионисты работают быстрыми маленькими мазками, накладывая чистые неспешные краски рядом без плавных переходов и оттенков, так что многие предметы только намечаются, а очертания света и теней, дробясь и рассыпаясь, переходят одно в другое. Подвижные мазки, положенные под разным углом, контрасты цветовых пятен создают волнующий эффект вибрации, переливчатости и изменчивости мира.

Константин Бальмонт внёс в русскую поэзию и тематическую новизну, и новую интенсивность восприятия, и новую рефлексию: …В каждой мимолётности вижу я миры,

Полные изменчивой радужной игры.

Романтическая созерцательность, мягкость тонов, подчёркнутая музыкальность – всё это располагало в пользу новых веяний в искусстве.

Не кляните мудрые. Что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите: плыву.
Я зову мечтателей… вас я не зову!

Стихотворение покоряет сегодняшнего читателя не своей идеей, а чарующей пластикой, музыкальностью, которая создаётся волнообразными движениями интонационных подъёмов и спадов. Этот эффект создаётся постоянным повтором фраз, которые варьируют, трепетными переливаниями звуковой структуры сонорных [р], [м] и завораживающим ритмом анапеста.

Чтение стихотворения “Я мечтою ловил уходящие тени”.

Бальмонт сам определил свою позицию как поэзию “мимолётности”. С лёгкой руки Брюсова всю лирику Бальмонта и начали определять как поэзию “запечатлённых мгновений”.

Мимолётность возведена в философский принцип. Он славит минуты, мгновения, миг. Миг – символ, знак, намёк на то, что есть вечность. Художник должен выхватить этот миг и запечатлеть в слове. Стремление выхватить миг из вечности сочетается с постоянной устремлённостью за пределы предельного.

В своей работе о Фете Бальмонт писал. “Поэт прошёл разные фазисы своего рзвития. Гармонические соединяя своё “я” со Всемирностью, он проникся желанием слиться со Вселенной, потеряться в ней, как ручей в океане, или, наоборот, вспыхнуть во всём блеске своего единичного существования, ярко возникнуть в узких рамках своего “я”, прежде, чем навеки исчезнуть в Бесконечном море мировой красоты”. Это можно отнести и к Бальмонту.

Заключительное слово учителя.

Два раза Бальмонт покидал Россию. Первый раз в 1905г., из-за цикла “революционных” стихов(в общем совсем не заслуживших такого наименования).

Вернулся он только через 7 лет, совершив кругосветное путешествие.

В мае 1913 года в Москве его встречали толпы восторженных поклонников. Жандармы запретили поэту обратиться к встречающим, и он, смеясь, бросал в толпу ландыши.

Весной 1920 Бальмонт выхлопотал у Луначарского временную творческую заграничную командировку. Командировка предполагала год-два работы за рубежом, но в 1921 году поэт заявил о своём нежелании возвращаться в Россию. В эмиграции Бальмонт издал несколько поэтических книг: “Марево”(1922), “Стихи о России”(1924), “В раздвинутой дали”(1930) и две автобиографические книги. Но талант к тому времени потускнел. Жил в приюте “Русский дом”, который содержала мать Мария, погибшая впоследствии в фашистском конц.лагере. В мае 1937г. попал в автомобильную катастрофу, после которой жаловался не на полученные травмы, а на испорченный костюм. “Русскому эмигранту в самом деле приходится размышлять, что ему выгоднее потерять – штаны или ноги, на которые они одеты”. Нищета угнетала. В письме писал: “Хоть умереть бы!”.

От былой восторженности не осталось и следа, трудно поверить, что это признание принадлежит тому же Бальмонту, “который в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце!”

Но в стихах, как и жизни, он останется прежним поэтом, верным стихии света, только свет для него будет исходить из России – уже запредельной, недосягаемой. Верность светоносному идеалу остаётся. Ему конкретное имя – Россия. Ностальгия по России рождает сильные стихи.

“Какой я сейчас? Да всё тот же. Новые мои знакомые и даже прежние смеются, когда я говорю сколько мне лет, и не верят. Вечно любить мечту, мысль и творчество – это вечная молодость. Бородка моя правда беловата, и на висках инея довольно, но всё же ещё волосы вьются, и русые они, а не седые. Мой внешний лик всё тот же, но в сердце много грусти…” – писал он Е.А.Андреевой, сохранившей с ним добрые отношения.

В 1935 году в Париже был вечер, посвящённый 50-летию литературной деятельности Бальмонта. Выступила Марина Цветаева со “Словом”. Она просила об оказании поддержки “единственному великому поэту из ныне живущих”.

Цветаева отметила, что “Бальмонт – самое лучшее, что дал в конце старый мир”.

Ученица читает стихотворение “Как мы живём”

Мы так живём, что с нами вечно
слава,
Хмельная кровь, безумствующий бред,
И может быть, в том жгучая отрава,
Но слаще той отравы в мире
нет.

Куда девалось “я”?

Удивительно, что это “мы” рождается у поэта одинокого, забытого. Но именно теперь Бальмонт сливает свой голос с общим хором всей русской поэзии.

Он умер от воспаления лёгких. Не многие пришли сказать ему последнее “прощай”: Зайцев. Терапиано, Балтрушайтис. Он ушёл, благословив мир, над которым будет вечно сиять его Солнце.

Я шепчу вослед благословенье,
Чувствую, как силы возросли,
Как, испив рассветное мгновенье,
Дали, дрогнув, манят быть вдали.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: