Оноре де Бальзак Жизнь и творческие произведения писателя: сочинение

Сочинение: Оноре де Бальзак

Оноре де Бальзак, знаменитый французский писатель. Родился 8(20) мая1799 года в Туре, умер 6(18) августа 1850 года в Париже. Не только особенностями своего творчества, но и самой своей личностью и литературной карьерой он представляет яркий тип писателя, развивавшегося под влиянием широких успехов естествознания и позитивной философии, среди суровой борьбы и жестокой конкуренции, вызванной ростом промышленности. Его жизнь — это история труженика, который с неутомимой энергией стремится пробиться вперед, во что бы то ни стало завоевать себе славу и богатство. Его творчество проникнуто стремлением перенести методы современного естествознания в художественную литературу, стереть грань, отделяющую литературу от науки. Его отец был вульгарным материалистом и оставил ряд сочинений по социальным вопросам; выше всего он ставил задачу физического улучшения человеческой породы и при помощи выводов естествознания мечтал разрешить социальные и моральные вопросы своего времени.

Бальзак унаследовал мировоззрение своего отца, его здоровье и железную волю. Получив первоначальное образование сперва в провинциальном, потом в парижском колледже, Бальзак остался в столице, когда его отец уехал с семьей в провинцию. Решив, вопреки воле отца, посвятить себя литературе, он был почти лишен поддержки со стороны семьи. Как показывают его письма к сестре Лауре, это не мешало быть ему полным энергии и честолюбивых замыслов. В своей убогой каморке он мечтал о влиянии, славе и богатстве, о завоевании великого города. Он пишет под псевдонимом ряд романов, лишенных литературного значения и не включенных им впоследствии в полное собрание его сочинений.

В то же время в нем просыпается прожектер и предприниматель. Предупреждая широко утвердившуюся впоследствии идею дешевых изданий, Бальзак первый затевает однотомные издания классиков и выпускает (1825 — 1826) со своими примечаниями Мольера и Лафонтена. Но издания его не имели успеха. Так же неудачно пошли затеянные им типография и словолития, которые он должен был уступить своим компаньонам.

Еще печальнее закончилась поездка Бальзака в Сардинию, где он мечтал открыть серебро, оставленное там древними римлянами в разрабатываемых ими копях. В результате всех этих предприятий Бальзак очутился в неоплатных долгах, вынуждавших его к упорной литературной работе. Он пишет повести, брошюры по разным вопросам, сотрудничает в журналах “Карикатура” и “Силуэт”.

Известность Бальзака начинается с появлением в 1829 году его романа “Le dernier Chouane ou la Bretagne en 1800”. С этого момента Бальзак почти не сходит с пути, на который вступил. Один за другим появляются его романы, в которых он обрисовывает все стороны французской жизни, выводит бесконечную вереницу самых разнообразных типов, составляет “величайшее собрание документов о человеческой природе”. Он типичный писатель-ремесленник. Подобно Золя и в противоположность романтикам, поэтам-пророкам, он не ждет вдохновения. Он работает по 15 — 18 часов в сутки, садится за стол после полуночи и почти не оставляет пера до шести часов следующего вечера, прерывая работу только для ванны, завтрака, а особенно для кофе, которым поддерживает в себе энергию и который сам тщательно готовил и употреблял в огромном количестве.

Появившиеся в начале тридцатых годов романы “Шагреневая кожа”, “Тридцатилетняя женщина” и особенно “Евгения Гранде” (1833) доставили ему громкую славу, и Бальзаку больше не приходиться гоняться за издателями. Однако ему не удается осуществить мечту о богатстве, несмотря на его необыкновенную плодовитость; он выпускает иногда по несколько романов в год.

Из его многочисленных романов наиболее известны: “Сельский врач”, “В поисках абсолюта”, “Отец Горио”, “Утраченные иллюзии”, “Сельский священник”, “Хозяйство холостяка”, “Крестьяне”, “Кузен Понс”, “Кузина Бетта”.

Быть может, влияние научного духа времени на Бальзака ни в чем не сказывалось так ярко, как в его попытке соединить в одно целое свои романы. Он собрал все изданные романы, присоединил к ним ряд новых, ввел в них общих героев, связал родственными, дружескими и другими связями отдельные лица и, таким образом, создал, но не довел до конца грандиозную эпопею, которую назвал “Человеческая комедия”, и которая должна была как бы послужить научно-художественным материалом для изучения психологии современного общества.

В предисловии к “Человеческой комедии” он сам проводит параллель между законами развития животного мира и человеческого общества. Разные виды животных представляют только видоизменение общего типа, возникающие в зависимости от условий среды; так, в зависимости от условий воспитания, окружающей обстановки и т. д. — такие же видоизменения человека, как осел, корова и т. д. — виды общего животного типа.

В целях научной систематизации Бальзак разбил все это огромное количество романов на серии. Кроме романов Бальзак написал ряд драматических произведений; но большая часть его драм и комедий не имела успеха на сцене.

В 1833 году Бальзак получил письмо от неизвестной ему польской аристократки Ганской, урожденной графини Ржевусской. Между романистом и почитательницей его таланта завязалась переписка (издана к столетию со дня рождения Бальзака). Бальзак впоследствии несколько раз встречал Ганскую, между прочим, в Петербурге, куда он приезжал в 1840 году. Когда Ганская овдовела, она приняла предложение Бальзака, но еще несколько лет по разным причинам не могла состояться их свадьба. Бальзак тщательно отделывал квартиру для себя и жены, но когда, наконец, в марте 1850 года свадьба состоялась в Бердичеве, смерть уже ждала его, и Бальзаку всего несколько месяцев осталось наслаждаться семейным счастьем и сравнительно обеспеченным существованием.

Бальзак является общепризнанным отцом реализма и натурализма. Развитие реализма в литературе было отражением общего научного духа XIX века так же, как торжество позитивизма в философии и успехи естествознания. Знаменитый спор Кювье и Жоффруа Сент-Илера произвел большое впечатление на тогдашние умы. Кювье признавал в животном царстве несколько отдельных типов, между которыми нет связи; Сент-Илер отстаивал принцип единства органического строения у всех животных. Бальзак был учеником Сент-Илера и перенес его метод в область романа.

Изображая “общественные разновидности” Бальзак стремиться к точной научной классификации и проявляет наблюдательность, свойственную ботанику или зоологу. Он с изумительной точностью изучал особенности, свойственные той или иной “разновидности”. Он знает привычки, обороты речи, приемы, движение, походку, жесты, даже мелочи обстановки, детали костюма, свойственные тому или другому герою. Как Кювье по найденному зубу или кости догадывается о строении целого животного организма, так Бальзак по одному жесту или слову определяет всю психику данного общественного типа. То соответствие, которое Кювье открыл между частями организма, Бальзак стремится установить между проявлениями человеческой психики. Вот почему он так тщательно следит за своими героями, подробно изображает расположение комнат в квартире, безделушек на туалетном столике, знает точно до сантима количество денег в кошельке действующего лица. Он питает глубокое уважение к факту.

Читайте также:
Рафаэль Де Валентен: сочинение

Подобно истинному ученому, он как бы сознает, что его психологические заключения будут оправданы только тогда, когда они обнимут множество фактов, и Бальзак с беспримерным рвением стремится собрать как можно большее количество документов. Для него, как и для естествоиспытателя фактов играет первостепенную роль наряду с классификацией. Бальзак поражает обилием собранного им материала. Министры, банкиры и коммерсанты, журналисты, критики и поэты, артисты и ученые, куртизанку, ростовщики, представители старой аристократии и буржуазии, столица и провинция, политическая борьба и частная жизнь — все собирает Бальзак в свою “комедию”. Этим же научным направлением бальзаковского творчества объясняется смешение художественных, научных и публицистических элементов в его романах. Рядом с изображением чувств и страстей мы встретим в них подробные сведения делового характера о банкирских операциях, о возвратном счете, о выделке дешевой бумаги, рассуждения публицистического характера о браке, нравственности, о политических и общественных вопросах и т. д.

Бальзак сливается со своими героями, он почти физически ясно переживает вместе с ними их горести и радости, он томится и страдает, когда его герой попадает в затруднительное положение, из которого он не может указать ему выхода; он приходит в отчаяние, когда не может найти среди своих героев подходящего жениха для какой-нибудь героини, употребляет все усилия, чтобы содействовать нравственному возрождению опустившегося человека или удержать от нравственного падения неопытного юношу, и искренне скорбит, когда его усилия терпят неудачу. Ему кажется, что он стоит перед живыми людьми и действительными конфликтами, которые развиваются по определенным законам, вне его власти.

Мировоззрение Бальзака, как оно выясняется из его романов, носит пессимистический оттенок. Он объективен в изображении своих героев и в этом отношении не отступает от общего научного духа своего творчества. Он не преследует сатирических целей. Его задача — собирать документы о человеке и классифицировать их. И, тем не менее, нельзя не видеть, что в общем его “Комедия” — тяжкий обвинительный акт против французского общества эпохи реставрации и июльской монархии и против человека вообще. Быть может, никто не воплотил в такие яркие образы бессердечный эгоизм, царствующий в буржуазном мире. Этот эгоизм, порожденный бешеной погоней за благами жизни, за наслаждениями и богатством, представляется Бальзаку главной движущей силой общества.

Излюбленная тема Бальзака — яростная борьба даровитых честолюбцев, пробивающих себе дорогу в большом городе. Чистый юноша, попавший в большой город и делающий карьеру ценой своей нравственной гибели, — излюбленный образ Бальзака. Таков Растиньяк (“Отец Горио”), таков Люсьен Шардон (“Утраченные иллюзии”). Его женщины в большинстве случаев такие холодные эгоистки, как дочери Горио, с легкостью торгующие как туалетами, так и душами. Его мужчины — в большинстве похотливые животные. Если он выводит чистую девушку, как Евгения Гранде, то, кажется, только для того, чтобы показать, как в ужасной атмосфере современной общественной жизни черствеет самое чуткое и нежное сердце, вытравляются искреннее чувство и трогательная любовь.

Бальзаку принадлежит один из самых лучших типов скупца, известных в литературе. В лице старика Гранде он вывел современного гения наживы, миллионера, превратившего спекуляцию в искусство. Гранде отрекся от всех радостей жизни, иссушил душу своей дочери, лишил счастья всех близких, но нажил миллионы. Его удовлетворение — в удачных спекуляциях, в финансовых завоеваниях, в торговых победах. Он своего рода бескорыстный служитель “искусства для искусства”, так как сам лично неприхотлив и не интересуется теми благами, которые даются миллионами.

Бальзак постиг власть денег. Деньги у него — главная причина событий. Он сумел показать, как его век разменял на звонкую монету все, начиная от предметов первой необходимости и кончая талантом, вдохновением и самыми нежными и святыми чувствами.

Представители самых благородных профессий — врачи, священники, публицисты, артисты, поэты — стали наемными слугами тех, кто обладает капиталом.

Этот пессимизм соответствует общему материалистическому направлению бальзаковского творчества. Идеальные образы менее удаются ему, чем те фигуры, в которых отразилось материальное направление XIX столетия.

Взгляд Бальзака на смысл современной жизни, на факторы, управляющие современным человеком, всего лучше можно сформулировать словами, которые он влагает в уста каторжника Вотрена, поучающего молодого студента: “Выскочить в люди — вот задача, которую стремятся разрешить 50 000 молодых людей в вашем положении. И вы — единица в этой сумме. Подумайте, какие усилия потребуются от вас, какая ожесточенная предстоит борьба! Вы будете пожирать друг друга как пауки! Принципов нет, а есть события; и законов нет, а есть только обстоятельства, к которым подлаживается умный человек, чтобы торговать ими по-своему. Порок теперь в силе, а таланты редки. Честность никуда не годится. Надо врезаться в эту толпу, как бомба, или прокрасться в нее, как язва”.

Жизнь представляется Бальзаку жестокой борьбой аппетитов, бессердечной братоубийственной войной всех против всех из-за наслаждений и богатства. Объективный научный метод применен Бальзаком и к исследованию внутреннего мира женщины. В противоположность большинству поэтов и романтиков, которые любили изображать восторги первой любви и первого поцелуя и опускали занавес над и историей женщины, после того как кончится период ее наивного отношения к жизни, Бальзак проследил историю женской души от юных лет до старости и сделал центральным моментом своего внимания тот период жизни женщины, когда она достигает полной зрелости, приобретает широкий опыт, достигает расцвета своих физических и духовных сил. 30-летниий возраст женщины Бальзак предпочитал ее юности, так как в этом возрасте она свободна от иллюзий, от наивного понимания жизни; она отдает свое сердце сознательно, умеет выбирать и различать людей, а потому и ее любовь имеет больше цены, дает больше счастья и утех.

Таковы основные особенности творчества Бальзака и главной черты его миросозерцания. Его романы навсегда останутся величайшим собранием документов о XIX столетии — собранием, в котором ярко освещены все уголки жизни этого промышленного и материалистического века.

Читайте также:
Противоречивость творчества Бальзака: сочинение

Список используемой литературы:

1. “Оноре де Бальзак”. Под. ред. П.Ф. Алешкина. Изд. “Голос”. 1992г.

2. “Бальзак”. Стефан Цвейг. Изд. “Саранск”. 1981г.

Оноре де Бальзак (1799-1850) – биография, жизнь и творчество писателя

Детство и юность

В середине мая 1799 года во французском городе Тур на свет появился мальчик, впоследствии ставший основоположником натуралистического романа. Оноре родился в простой семье, его папа — Бернар Бальсса — по образованию был юристом, занимался предпринимательской деятельностью, перепродавая земельные участки нищих.

Бизнес приносил хороший доход, поэтому мужчина решил поменять фамилию, чтобы «приблизиться» к интеллигенции. Бернар выбрал «родственником» писателя по имени Жан Луи де Бальзак.

Супруга, Анна-Шарлотта Саламбье, была младше своего избранника на 30 лет. Обладательница аристократических корней отличалась любовью к жизни, свободе и вниманию мужчин. Свои амурные похождения женщина не скрывала от мужа.

Вскоре Анна родила еще и внебрачного ребенка, причем старалась уделить ему максимум заботы и внимания, забывая об Оноре. Сначала воспитанием будущего писателя занималась кормилица, а затем его отправили в пансионат. Детство Бальзака трудно назвать простым и добрым, все переживания он позднее выразил в своем творчестве.

Родители хотели, чтобы сын стал юристом, поэтому вскоре отправили его в Вандомский колледж, где особый акцент делался на изучение права. Учебное заведение отличалось строгой дисциплиной, воспитанники могли встретиться с родными только во время рождественских каникул. Оноре не любил соблюдать правила, поэтому вскоре завоевал репутацию разгильдяя.

Свое первое произведение мальчик написал возрасте 12 лет. Одноклассники от души посмеялись над этой работой. Бальзак любил читать работы французских классиков, он увлекался сочинением пьес и стихотворений. К большому сожалению, сохранить юношеские рукописи не удалось. Дело в том, что преподаватели запрещали Оноре развивать литературные способности. Однажды на глазах ребенка учитель сжег его первое сочинение под названием «Трактат о воле».

Сложности, обусловленные общением среди ровесников, отношением педагогов и недостатком внимания, стали причиной появления у подростка различных заболеваний. В 14 лет родители забрали Бальзака домой. Врачи не давали никаких шансов на выздоровление, но спустя несколько лет молодой человек поправился.

Творческая деятельность

В 1816 семья будущего писателя переехала жить во французскую столицу. Там Оноре продолжил учебу в Школе права. Помимо этого, молодой человек устроился служащим в нотариальную контору, однако работа не приносила ему удовольствия. Единственным увлечением и отдушиной для него стала литература. Вскоре отец решил поддержать начинания сына.

Бернар пообещал юноше, что будет финансировать его деятельность на протяжении двух лет. Однако за это время сын должен доказать, что может получать доход от любимого дела. За этот период Бальзак издал 20 книг, но они не пользовались спросом.

В первых работах Оноре старался следовать тенденциям литературный моды, молодой человек много писал о любви, издавал свои труды, однако все заканчивалось неудачами. На последующие работы Бальзака повлияли произведения Вальтера Скотта. В течение 10 лет, начиная с 1820 года, в писательских кругах чаще всего использовалось несколько жанров:

  1. Проблемы главных героев, связанные с одиночеством.
  2. Романтизм личности, который был направлен на какие-либо героические достижения. Ярким примером работы этого жанра стала книга под названием «Робинзон Крузо».

Вскоре Бальзак решил искать что-то новое для себя. На это автора побудили произведения популярных писателей. Главным героем его работ впоследствии стало общество, а не какая-то конкретная личность.

В 1834 Бальзак создал произведение, целью которого был показ реальной «картины нравов». Свое творение писатель назвал «Человеческая комедия». Литературное издание включало в себя 6 частей, каждая из которых состояла из нескольких сочинений. Некоторые из них:

1. «Философский анализ».

2. «Этюды о нравах».

3. «Аналитические исследования».

Безусловно, это произведение стало шедевром. Оноре де Бальзак в книге описал невыдуманные факты из жизни людей.

Произведения писателя

Мужчина окончательно сформировал собственные жизненные позиции в сфере творчества после издания ряда произведений. Некоторые из них:

  1. «Шагреневая кожа» была написана в 1831 году. Эта книга сделала Бальзака известным. В произведении прослеживаются романтические и философские мотивы, там подробно описываются различные жизненные вопросы.
  2. «Утраченные иллюзии». В этой книге ярко отображаются такие качества человека, как страсть к власти, самоуверенность, эгоизм.
  3. «Гобсек». В этом сочинении ярко отображается алчность и ее влияние на жизни и судьбы героев.
  4. «30-летняя женщина». По сюжету произведения, главную героиню отличают не лучшие черты характера, по мнению общества, она ведет неправильный образ жизни. Писатель мудро излагает мысли о сущности человека.
  5. «Блеск и нищета куртизанок». Из названия может показаться, что произведение повествует о жизни куртизанок Парижа, однако это вовсе не так. Сюжет раскрывает борьбу различных категорий общества.

На сегодняшний день творчество Бальзака во многих странах мира входит в обязательную школьную программу.

Дела сердечные

Целую книгу можно написать о личной жизни Оноре де Бальзака, однако назвать ее счастливой вряд ли получится. Дело в том, что в силу отсутствия материнской любви в детстве, писатель искал в представительницах противоположного пола нежность и заботу. Мужчина часто увлекался женщинами, которые были гораздо старше него.

Величайший писатель XIX века не отличался красотой, но был красноречивым и обаятельным, умел покорять одной фразой заносчивых дамочек. Первая любовь Бальзака — Лора де Берни. Избраннице Оноре было 40 лет, она стала для него верной подругой. После расставания бывшие возлюбленные смогли остаться друзьями, поддерживая друг друга в течение всей жизни.

После того как мужчина стал успешным и популярным, женщины начали заваливать его письмами. Однажды у него в руках оказался очерк загадочной дамы, которая восхищалась талантом писателя.

Впоследствии женщина в открытую признавалась Бальзаку в любви. Некоторое время они вели переписку, а позднее повстречались в Швейцарии. На тот момент Эвелина Ганская была замужем, однако это нисколько не смущало Оноре. Позднее литератор назвал ее любовью всей жизни.

Возлюбленные редко виделись, однако регулярно вели переписку, планировали будущее. Супруг Эвелины в любой момент мог умереть, ведь он был гораздо старше своей избранницы. Бальзак всем сердцем любил девушку, однако не воздерживался от ухаживаний за другими дамами.

После смерти мужа Ганская отвергла писателя, ведь свадьба с ним могла стать причиной разлуки с ребенком. Однако спустя несколько месяцев женщина пригласила Бальзака к себе в Россию.

Читайте также:
Когда вы будете нуждаться во мне, но не будете хотеть меня рядом я буду с вами, но когда вы будете хотеть, чтобы я была с Вами, и будете нуждаться во мне я у: сочинение

В 1850 году влюбленные обвенчались. На тот момент писателю был 51 год, он был очень счастлив, однако жить вместе до глубокой старости им было не суждено.

Смерть Бальзака

Талантливый и популярный писатель мог умереть в 43 года. В этот период на него обрушились различные заболевания, однако желание жить и быть любимым придавало мужчине сил.

Вскоре после свадьбы Эвелина превратилась в сиделку. Медики вынесли Бальзаку неутешительный вердикт — гипертрофия сердца. Оноре не мог читать и писать, мужчина был не в состоянии даже ходить. Ганская не оставляла супруга, искренне стараясь наполнить последние дни его жизни заботой и любовью.

Величайший писатель умер 18 августа 1850 года. В наследство супруге остались огромные долги. Чтобы погасить их, Ганская была вынуждена продать собственное имущество в России. Затем женщина отправилась с дочкой в Париж. Эвелина взяла под опеку мать Бальзака и всю оставшуюся жизнь посвятила увековечению работ любимого мужчины.

Оноре де Бальзак — величайший французский писатель XIX века, который оставил потомкам огромное культурное наследие в виде своих книг, романов и повестей. Его произведения и сегодня изучают школьники многих стран мира.

Сочинение на тему «Гениальный автор «Человеческой комедии» (Оноре де Бальзак)»

Французский писатель Оноре де Бальзак (1799 — 1850) — крупнейший представитель критического реализма в западноевропейской литературе. «Человеческая комедия», которая по замыслу гениального писателя должна была стать такой же энциклопедией жизни, какой была «Божественная комедия» Данте для его времени, объединяет около ста произведении.

Бальзак стремился запечатлеть «всю социальную действительность, не обойдя ни одного положения человеческой жизни».

Бальзак родился на юге Франции, учился в католическом учебном заведении. Среднее образование Бальзак получил в Париже. Отец писателя был выходцем из крестьян, в годы империи он стал военным чиновником. Бальзак решил испытать свой литературный талант. Оставив семью, он уехал в Париж.

Волнующая своими контрастами бурная жизнь Парижа страстно влекла к себе писателя. Парижская жизнь предопределила его творческое развитие. В рассказе «Фачино Кане» Бальзак вспоминает, что уже в дни юности он начал «изучать нравы предместья, его жителей, их характеры». Попадая в толпу рабочих парижского пригорода, он «чувствовал на своей спине их лохмотья, шел в их деревянных башмаках». «Я уже знал, — замечает Бальзак, — для какой надобности может послужить предместье — эта практическая школа революций».

«Человеческою комедию» открывает философский роман «Шагреневая кожа», который явился как бы прелюдией к ней. «Шагреневая кожа» — отправное начало моего дела», — писал Бальзак. Автор повествует о том, как герой романа Рафаэль, отчаявшись добиться успеха честным трудом молодого ученого, решил покончить с собой. Бальзак вводит в роман фантастический «персонаж» — шагреневую кожу. Обычно это кожа особой выделки, напоминающая по рисунку ослиную. Рафаэль решил взять ее у антиквара, узнав по древней надписи на шагреневой коже, что она обладает таинственным могуществом выполнять желания своего владельца. Надпись указывала на то, что кожа и жизнь того, кто захочет испытать на себе ее силу, будут сокращаться с выполнением каждого желания. Но Рафаэля это не остановило: он предпочел продать свою жизнь за блага, которые обещал талисман.

Что ожидало молодого человека, вырвавшегося такой ценой из бедности? Бальзак показывает: смерть в рассрочку, полное перерождение личности. Вскоре, заглянув в глубь собственной души, Рафаэль «увидел, что она поражена гангреной, что она гниет…» Так своеобразно Бальзак впервые рассказал, чем кончаются попытки людей продать себя, приспособиться к жизни общества, одержимого жаждой наживы и паразитического существования.

Таким образом, за аллегориями философского романа Бальзака скрывалось глубокое реалистическое обобщение. Поиски художественного обобщения, синтеза, определяют не только содержание, но и композицию произведений Бальзака. Многие из них построены на развитии двух равных по своему значению сюжетов, Например, в романе «Отец Горио» оспаривают право быть главным героем и старик Горио, и Растиньяк. Такой же сложной по композиции является и лучшая повесть Бальзака «Гобсек», Бальзак повествует в «Гобсеке» одновременно о многих очень непохожих друг на друга людях. На втором плане повести, как бы в тени, находятся дочь виконтессы де Гранлье — Камилла и обедневший аристократ Эрнест де Ресто. Их любви сочувствует адвокат Дервиль, Сидя в гостиной г-жи де Гранлье, Дервиль сообщает матери девушки неизвестные ей подробности о печальной истории семьи графа де Ресто и о той роли, которую в этой истории сыграл ростовщик Гобсек.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Отец Эрнеста, граф де Ресто, в свое время женился на дочери папаши Горио — Анастази. Это была женщина из буржуазной среды, красавица, обладавшая решительным характером. Анастази, выйдя замуж за аристократа в годы Реставрации, разорила мужа, пустив по ветру все его состояние ради светского щеголя и авантюриста. Дервилю, в то время лишь начинавшему свою адвокатскую практику, с трудом удалось сохранить часть имущества графа де Ресто для его сына. Таков, казалось бы, сюжет повести. Но на самом деле ее сюжет этим не ограничивается. Главный герой Бальзака в данном произведении — Гобсек, живое олицетворение власти золота над людьми.

Гобсек, проникнувшись доверием к Дервилю, делился с ним своими мыслями. У него была последовательная, но пугающая своей откровенностью, своим цинизмом система взглядов, в которой мы без труда обнаруживаем житейскую философию всего буржуазного мира. «Из всех земных благ, — говорил Гобсек, — есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это… золото».

Гобсек не верил в порядочность людей. «Человек везде одинаков: везде идет борьба между бедными и богатыми, везде. И она неизбежна. Так лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили».

Дервилю, в то время во многом наивному, слова Гобсека казались кощунством. Он верил в человеческое благородство, сам он недавно полюбил девушку-белошвейку Фанни Мальво. Она, кстати, оказывается одной из случайных «клиенток» Гобсека. От Гобсека Дервиль узнал правду о жестокой борьбе интересов, которая определяет жизнь буржуазного общества, подобно тому, как узнает эту правду юный Растиньяк в романе «Отец Горио» от каторжника Вотрена. Тем более трагическими показались Дервилю сцены, связанные с разорением семьи Ресто, свидетелем которых он стал.

Читайте также:
Противоречивость творчества Бальзака: сочинение

Нравственное падение человека, корыстные интересы, хищные повадки — вот что узнал Дервиль, повстречав Гобсека. Наблюдая за Живоглотом (голландское имя «Гобсек» — по-французски «Живоглот»), с циничной откровенностью обирающим своих клиентов, Дервиль понял зловещую причину господства Гобсека над многими людьми. Он понял также истинную причину их трагедий, которые всегда имели общую основу: один отнимал деньги у другого. «Да неужели все сводится к деньгам!» — восклицает он. Именно об этом и хотел сказать Бальзак своим произведением.

В денежных отношениях Бальзак видел «нерв жизни» своего времени, «духовную сущность всего нынешнего общества». Новое божество, фетиш, кумир — деньги коверкали человеческие жизни, отнимали детей у родителей, жен у мужей… За отдельными эпизодами повести «Гобсек» стоят все эти проблемы, Анастази, столкнувшая тело умершего мужа с постели, чтобы найти его деловые бумаги, была для Бальзака воплощением разрушительных страстей, порожденных денежными интересами.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Интересен финал повести — смерть Гобсека. Живоглот в своей маниакальной привязанности к деньгам, превратившейся «на пороге смерти Гобсека в какое-то сумасшествие», не хотел «расстаться с малейшей частицей своих богатств». Его дом стал складом гниющих продуктов… Старик все умел взвесить, учесть, никогда не поступался своей выгодой, но он «не учел» только одного, что накопительство не может быть целью разумной человеческой жизни.

Бальзак еще много раз будет возвращаться к этой важной проблеме и в романе «Евгения Гранде», и в «Истории величия и падения Цезаря Биротто», и в романе «Крестьяне». Вслед за Бальзаком эту тему будут развивать и писатели XX века. Но примечательно, что Бальзак высказал приговор буржуазному обществу еще в пору его расцвета.

В «Гобсеке» проявились и другие особенности таланта Бальзака. Он создал непохожие друг на друга характеры. Речь его героев индивидуализирована. Когда Бальзак-говорит, что по вечерам, довольный проведенным днем, Гобсек «потирал себе руки, а из глубоких морщин, бороздивших его лицо, как будто поднимался дымок веселости», он достигает такой живописной выразительности, которую можно сравнить лишь с картинами старых мастеров.

В романе «Евгения Гранде» проявились наиболее характерные черты монументальной прозы Бальзака. Роман построен на тщательных портретных зарисовках жителей французского городка Сомюра. По объемности, умению выявить характерное портреты Бальзака современники сравнивали с картинами Рембрандта, когда хотели подчеркнуть их живописность. Когда заходила речь о сатирических чертах таланта Бальзака, его сравнивали с гравюрами Домье.

Главной особенностью портретов Бальзака являются их типичность и четкая историческая конкретизация. «Добряк» Гранде такого же рода накопитель, как и Гобсек. Но это человек, еще связанный с землей, в прошлом виноградарь и бочар. Он разбогател, скупая имения духовенства в период революции 1789 г. Как и Гобсека, золото «грело» душу старика, стало для него единственной мерой вещей, высшей ценностью жизни. В этом смысле Гранде, по словам Бальзака, был типичным представителем своего времени. «Скряги не верят в будущую жизнь, для них все — в настоящем. Эта мысль бросает ужасный свет на современную эпоху, когда больше, чем в какое бы то ни было другое время, деньги владычествуют над законами, политикой и нравами», — читаем мы в романе.

Монотонное течение провинциальной жизни старика Грандо, его жены и дочери нарушается приездом из Парижа Шарля Гранде, кузена Евгении, в тот момент потерявшего отца, разорившегося на финансовых операциях. Шарль представляет наименее зараженную меркантильными интересами ветвь семьи. Он избалован родителями, упивается светскими успехами. В отличие от Евгении, обладающей сильным характером, Шарль уже «размотал» «зерно чистого золота, брошенное в его сердце матерью».

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Внезапно вспыхнувшая любовь Евгении к Шарлю, его отъезд в Вест-Индию, его женитьба после возвращения в Париж на дочери маркиза д’0брион — таков сюжет романа.

Однако в романе описана не только драма любви, верности и непостоянства. Писателя главным образом привлекает драматизм имущественных отношений, которые, как показывает Бальзак, правят людьми. Евгения Гранде не только жертва тирании отца. Погоня за богатством отняла у нее и Шарля, не брезговавшего работорговлей в Вест-Индии. Шарль, вернувшись, растоптал любовь Евгении, ту любовь, которая за семь лет странствий Шарля стала «тканью жизни» затворницы из Сомюра. К тому же Шарль еще и «продешевил», поскольку Евгения, единственная наследница отца, была во много раз богаче новой невесты Шарля.

Бальзак написал свое произведение в защиту истинно человеческих взаимоотношений между людьми. Но мир, который он видел вокруг себя, являл только уродливые примеры. Роман «Евгения Гранде» был новаторским произведенном именно потому, что в нем без прикрас показано, «какая такая жизнь бывает».

Многие крупные писатели, выступившие вслед за ним, учились у Бальзака изображению среды, умению неторопливо и обстоятельно вести рассказ. Ф. М. Достоевский, прежде чем обратиться к собственным творческим замыслам, первым перевел на русский язык в 1843 г. роман «Евгения Гранде».

По своим политическим взглядам Бальзак был сторонником монархии. Разоблачая буржуазию, он идеализировал французское «патриархальное» дворянство, которое считал бескорыстным. Презрение Бальзака к буржуазному обществу привело его после 1830 г. к сотрудничеству с партией легитимистов — сторонников так называемой легитимной, т. е. законной, династии монархов, свергнутых революцией. Сам Бальзак называл эту партию отвратительной. Он отнюдь не был слепым сторонником Бурбонов, но все же встал на путь защиты этой политической программы, надеясь, что Францию спасут от буржуазных «рыцарей наживы» абсолютная монархия и просвещенное дворянство, которое осознает свой долг перед страной.

Политические идеи Бальзака-легитимиста отразились на его творчестве. В предисловии к «Человеческой комедии» он даже дал превратное истолкование всему своему творчеству, заявляя: «Я пишу при свете двух вечных истин: монархии и религии».

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Читайте также:
Рафаэль Де Валентен: сочинение

Творчество Бальзака не превратилось, однако, в изложение легитимистских идей. Над этой стороной мировоззрения Бальзака одержало победу его неудержимое стремление к правде.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://kostyor.ru/student/

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Поиск

    Главная
  • Бальзак О. – французский писатель-романист – Литературный форум

Бальзак О. – французский писатель-романист – Литературный форум

БАЛЬЗАК ОНОРЕ де (1799-1850)

– знаменитый французский писатель-романист, автор известных произведений «Щагреневая кожа» (1830), «Гобсек», «Неведомый шедевр» (1831), «Евгения Гранде», «Банкирский дом Нусингена» (1838), пьеса «Мачеха» (1848) и многих других книг и рассказов; один из основателей критического реализма в литературе.

Оноре де Бальзак родился 20 мая 1799 года в городе Тур (Франция). Отец Оноре де Бальзака – Бернар Франсуа Бальсса (в некоторых источниках указана фамилия Вальса) – крестьянин, разбогатевший в годы революции на скупке и продаже конфискованных дворянских земель, а позднее ставший помощником мэра города Тур. На рубеже 1830-х гг. Оноре видоизменил фамилию, самовольно прибавив к ней дворянскую частичку «де», оправдывая это выдумкой о своем происхождении из дворянского рода Бальзак д’Антрег. Мать Оноре Бальзака была моложе его отца на 30 лет, что, отчасти, являлось причиной ее измен: отцом младшего брата Оноре – Анри – был владелец замка.
В 1807-1813 годах Оноре учился в колледже города Вандом; в 1816-1819 – в Парижской Школе права, служа одновременно клерком в нотариальной конторе. Отец стремился подготовить сына к адвокатской деятельности, но Оноре решил стать поэтом. На семейном совете было решено дать ему два года для осуществления мечты. Оноре де Бальзак пишет драму «Кромвель», но вновь созванный семейный совет признает произведение никудышным и юноше отказывают в материальной помощи. За этим последовала полоса материальных невзгод. Литературная карьера Бальзака началась приблизительно с 1820 года, когда он под разными псевдонимами стал печатать остросюжетные романы и сочинял нравоописательные «кодексы» светского поведения. Позднее некоторые из первых романов вышли под псевдонимом Ораса де Сент-Обена. Период анонимного творчества закончился в 1829 году после публикации романа «Шуаны, или Бретань в 1799 году». «Отправным началом» своего творчества Оноре де Бальзак называл роман «Шагреневая кожа» (1830). С 1830 под общим названием «Сцены частной жизни» стали издаваться новеллы из современной французской жизни. В 1834 писатель решает связать общими героями уже написанные с 1829 года и будущие произведения, объединив их в эпопею, названную позднее «Человеческой комедией» (La comedie humaine).
Официальный брак с графиней Э. Ганской был заключен за 5 месяцев до смерти Оноре де Бальзака, умершего 18 августа 1850 года в Париже.

Будущее нации — в руках матерей.
***

Благородство чувств не всегда сопровождается благородством манер.
***

Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы, привычки и характеры друг друга.
***

Все приходит в свое время для тех, кто умеет ждать.
***

Все, что делаешь, надо делать хорошо, даже если совершаешь безумство.
***

Глупость бывает двух родов: молчаливая и болтливая.
***

Добродетель — вещь неделимая: или она есть, или ее нет.
***

Дружбу делает неразрывной и прелесть ее удваивает чувство, которого недостает любви: уверенность.
***

Если не верить в себя самого, нельзя быть гением.
***

Если жена заговорила об экономии, значит, ваши акции начали падать.
***

Люди редко выставляют напоказ недостатки — большинство старается прикрыть их привлекательной оболочкой.
***

Лесть никогда не исходит от великих душ, она — удел мелких душонок, умеющих становиться еще мельче, чтобы войти в жизненную сферу важной персоны, к которой они тяготеют.
***

Любовь — единственная страсть, не признающая ни прошлого, ни будущего.
***

Многие великие гении опередили века, некоторые таланты опережают только годы.
***

Наша совесть — судья непогрешимый, пока мы не убили ее.
***

Несчастье бывает пробным камнем характеров.
***

Отсутствие вкуса — один из тех изъянов, которые неотделимы от ханжества.
***

Постоянный труд есть закон как искусства, так и жизни.
***

Правда — точно горькое питье, неприятное на вкус, но зато восстанавливающее здоровье.
***

Сердце матери — это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение.
***

Слава — товар невыгодный. Стоит дорого, сохраняется плохо.
***

Талант — это развитие природных склонностей.
***

Только последняя любовь женщины может сравниться с первой любовью мужчины.
***

Успех одного отважного человека всегда побуждает к рвению и мужеству целое поколение.
***

ОНОРЕ де БАЛЬЗАК
ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА
(отрывок)

«…Когда вы входите в игорный дом, то закон прежде всего отнимает у вас шляпу. Быть может, это своего рода евангельская притча, предупреждение, ниспосланное небом, или, скорее, особый вид адского договора, требующего от нас некоего залога? Быть может, хотят заставить вас относиться с почтением к тем, кто вас обыграет? Быть может, полиция, проникающая во все общественные клоаки, желает узнать фамилию вашего шляпника или же вашу собственную, если вы написали ее на подкладке шляпы? А может быть, наконец, намереваются снять мерку с вашего черепа, чтобы потом составить поучительные статистические таблицы умственных способностей игроков? На этот счет администрация хранит полное молчание. Но имейте в виду, что, как только вы делаете первый шаг по направлению к зеленому полю, шляпа вам уже не принадлежит, точно так же, как и сами вы себе не принадлежите: вы во власти игры и вы сами, и ваше богатство, и ваша шляпа, и трость, и плащ. А при выходе игра возвращает вам то, что вы сдали на хранение, – то есть убийственной, овеществленной эпиграммой докажет вам, что кое-что она вам все-таки оставляет. Впрочем, если у вас новый головной убор, тогда урок, смысл которого в том, что игроку следует завести особый костюм, станет вам в копеечку…».
(Извлечение из Оноре де Бальзак «Шагреневая кожа», перевод Б. Грифцов, http://lib.ru/INOOLD/BALZAK/shagren.txt )
***

МАКСИМ ГОРЬКИЙ
О БАЛЬЗАКЕ
(статья)

Вспоминать о творчестве Бальзака мне так же приятно, как путнику, идущему по скучной, бесплодной долине, вспомнить когда-то пройденный им край — плодородный, богатый красотой и силой.
Мне было лет тринадцать, когда я прочитал первую книгу француза. Это была книга Эдмонда Гонкура «Братья Земганно» — трогательная история жизни артистов, людей, обречённых роком на духовное одиночество в тесном, искажающем душу круге враждебного любопытства к ним.
Эта славная книга взволновала меня своей человеческой грустью и навсегда внушила мне особенно внимательное, страстное и сочувственное отношение ко всем людям, отдающим миру лучшее своей души.
В то же время Гонкур разбудил у меня жажду ознакомиться с литературой Франции, историю которой я в то время немного и отрывочно знал и которая представлялась мне страною рыцарей, страной героев. Я стал спрашивать у знакомых гимназистов, какие есть авторы во Франции, и просил их доставать мне переводы французских книг.
Мне пришлось проглотить бесчисленное количество томов Дюма-отца, Понсон дю-Террайля, Буагобея, Законнэ, Габорио, Ксавье де-Монтепена и с десяток других авторов, прежде чем в руки мои попал томик Бальзака, — это была «Шагреневая кожа».
Ясно помню то неописуемое наслаждение, с которым я читал страницы, где описывается лавка антиквария, — это описание остаётся для меня одним из лучших образов пластики слова. Другое место в этой книге, поразившее меня своим мастерством, — диалог на банкете, где Зальзак, пользуясь только бессвязными фразами застольного разговора, рисует лица и характеры с поражающей отчётливостью.
Я стал искать Бальзака, и следующая его книга, прочитанная мною, была «Pere Goriot» («Отец Горио»); это окончательно победило меня, и долгое время я чувствовал себя Растиньяком, грозящим миру местью за попранное достоинство человека, за те боли, которыми люди наполнили его грудь. Мне в те дни плохо жилось, но я был здоров и поэтому стал романтиком.
«Человеческая комедия» была прочитана мною уже лет в двадцать; эта книга нанесла сильнейший удар моему неоформленному романтизму, и я почувствовал в ней гений Бальзака и полюбил его горячей любовью, как, вероятно, любят учителя и друга.
Двумя-тремя годами позднее в России явился перевод полного собрания сочинений Бальзака, я дважды прочитал все его книги и тут понял всю величину этого писателя, эпический размер его таланта изумил и пленил меня. Широта его планов, смелость мысли, правда слова и гениальные предвидения будущего, уже во многом оправданные настоящим, — делают его одним из величайших учителей мира.
Шекспир, Бальзак, Толстой — вот для меня три монумента, воздвигнутые человечеством самому себе. Без Бальзака я менее понимал бы Францию, ту страну, которая всегда шла и поныне идёт впереди человечества, всегда вырабатывая в той или иной области новые формы творчества, новые формы жизни. Её позорят банкиры, о чём мне однажды пришлось говорить и что вызвало в стране, любимой мною, непонятное и не тронувшее меня возмущение, но — антикультурная, античеловеческая деятельность французской биржи, подставившей ногу русскому народу на его пути к свободе, — эта деятельность, я знаю, никогда не затемнит чистого сияния таких имён, как имена Гюго, Бальзака, Флобера — истинных детей Франции, страны великих дел и великих имён.
Я не могу учесть, я не знаю, чем я лично обязан Бальзаку, но что его влияние вообще на русскую литературу было значительно, это несомненно и засвидетельствовано однажды Львом Толстым. Он спросил меня:
— Кого вы читаете чаще других?
Я сказал.
— Это хорошо. Но — читайте больше французов. Бальзака, у которого в оное время учились писать все, Стендаля читайте, Флобера, Мопассана. Они умеют писать, у них удивительно развито чувство формы и умение концентрировать содержание. Рядом с ними можно поставить только Диккенса да, пожалуй, Теккерея. Если бы я не читал «Пармскую шартрезу» Стендаля, я не сумел бы написать военные сцены в «Войне и мире».
На этом кончу моё письмо к вам.
Бальзак — бесконечная тема и непосильная для меня, к тому же воспоминания о нём слиты в моей жизни с её труднейшими днями, а это — волнует.
Мне хочется сказать ещё, что книга играла в жизни моей роль матери и что книги Бальзака наиболее дороги мне той любовью к людям, тем чудесным знанием жизни, которые с великой силою и радостью я всегда ощущал в его творчестве.
Примечание
Статья М. Горького «О Бальзаке» впервые напечатана (в переводе на французский язык) в журнале «La Revue», Париж, 1911, номер 14 от 15 июля; на русском языке – в журнале «Молодая гвардия», 1927, номер 1, январь. В 1938 году И.А. Груздев опубликовал статью по рукописи в своей книге «Горький и его время».
***

Читайте также:
Когда вы будете нуждаться во мне, но не будете хотеть меня рядом я буду с вами, но когда вы будете хотеть, чтобы я была с Вами, и будете нуждаться во мне я у: сочинение

Н.Ю. ИВАНОВА
Образ Парижа в творчестве Ш. Сореля и О. Бальзака
(извлечение)

«… Париж у Бальзака изображен в разных ракурсах. Необходимо выделить два основных вида поэзии в его романах. Условно говоря, это поэзия исключительной реальности (поэзия идеала, абсолютная поэзия) и поэзия доминирующей, обыкновенной реальности (относительная поэзия).
В свете абсолютной поэзии Бальзаком создается духовный, светлый Париж. Центральные образы здесь — Полина Годэн, ученые Лавриль, Планшет («Шагреневая кожа»), студент Бьяншон — люди, отрешенные от земной корысти, обладающие трудолюбивой и самоотверженно любящей душой. Это поэзия тихих кварталов и чердаков. У Сореля же отсутствует изображение возвышенного Парижа. Единственный его герой, не нарушающий правил морали, прекрасная итальянка Наис, не принадлежит Парижу, к тому же ее несколько схематично построенный образ не вызывает у автора такого восхищения, как образ легкомысленного и непоследовательного Франсиона.
Относительная поэзия у Бальзака проявляется в создании образа Парижа типичного, земного, несовершенного. Относительная поэзия включает в себя три подвида. Первый — это поэзия роскоши. Ее можно назвать поэзией ложной, потому что к ней относятся в романах Бальзака явления, имеющие порочную суть (это пошлость и внутренняя пустота), но притягательную внешность и несомненный успех в обществе (образы игорных домов, светских балов, гостиных, образ Феодоры в романе «Шагреневая кожа»). Это все то, чем Бальзак восхищается, чтобы затем разоблачить…»
(Извлечение из Н.Ю. Иванова Образ Парижа в творчестве Ш. Сореля и О. Бальзака («правдивое комическое жизнеописание Франсиона», «Шагреневая кожа», «Отец Горио») / XVII век в диалоге эпох и культур: Материалы научной конференции. Серия «Symposium». Выпуск 8. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2000. С. 55-57.
***

Учебные материалы.. первая помощь в учебе.

Жизнь и творчество Оноре де Бальзака

Биографическая характеристика

Мировой литературе известно много французских писателей, особенного внимания заслуживает Оноре де Бальзак — известный драматург. Родился 8 (20) мая 1799 года в Туре, умер 6 (18) августа 1850 года в Париже. Не только особенностями своего творчества, но и самой своей личностью и литературной карьерой он представляет яркий тип писателя, развивавшегося под влиянием широких успехов естествознания и позитивной философии, среди суровой борьбы и жестокой конкуренции, вызванной ростом промышленности. Его жизнь — это история труженика, который с неутомимой энергией стремится пробиться вперед, во что бы то ни стало завоевать себе славу и богатство. Его творчество пронизано стремлением перенести методы современного естествознания в художественную литературу, стереть грань, отделяющую литературу от науки. Его отец был вульгарным материалистом и оставил ряд сочинений по социальным вопросам; выше всего он ставил задачу физического улучшения человеческой породы и при помощи выводов естествознания мечтал разрешить социальные и моральные вопросы своего времени.

Читайте также:
Рафаэль Де Валентен: сочинение

Писателю досталось мировоззрение своего отца, его здоровье и железная воля. Получив первоначальное образование, сначала в провинциальном, а затем в парижском колледже, Бальзак остался в столице, когда его отец уехал с семьей в провинцию. Решив, вопреки воле отца, посвятить себя литературе, он был почти лишен поддержки со стороны семьи. Как показывают его письма к сестре Лауре, это не мешало ему быть полным энергии и честолюбивых замыслов. В своей убогой каморке он мечтал о влиянии, славе и богатстве, о завоевании великого города. Под псевдонимом он пишет ряд романов, лишенных литературного значения и не включенных им впоследствии в полное собрание его работ.

Желание творить и действовать

В процессе жизненных испытаний в писателе просыпается прожектер и предприниматель. Предупреждая широко утвердившуюся впоследствии идею дешевых изданий, Бальзак первый затевает однотомные издания классиков и выпускает (1825 – 1826 гг.) со своими примечаниями Мольера и Лафонтена. Но издания его не имели успеха. Так же неудачно пошли затеянные им типография и словолитие, которые он должен был уступить своим компаньонам.

Еще печальнее закончилась поездка Бальзака в Сардинию, где он мечтал открыть серебро, оставленное там древними римлянами в разрабатываемых ими копях. В результате всех этих предприятий Бальзак очутился в неоплатных долгах, вынуждавших его к упорной литературной работе. Он пишет повести, брошюры по разным вопросам, сотрудничает в журналах «Карикатура» и «Силуэт».

Первые «жаворонки» известности

С появлением в 1829 году его романа «Le dernier Chouane ou la Bretagne en 1800» начинается известность Бальзака. С этого момента Бальзак почти не сходит с пути, на который вступил. Один за другим появляются его романы, в которых он обрисовывает все стороны французской жизни, выводит бесконечную вереницу самых разнообразных типов, составляет «величайшее собрание документов о человеческой природе». Он — типичный писатель-ремесленник. Подобно Золя и в противоположность романтикам, поэтам-пророкам, он не ждет вдохновения. Он работает по 15 – 18 часов в сутки, садится за стол после полуночи и почти не оставляет пера до шести часов следующего вечера, прерывая работу только для ванны, завтрака, а особенно для кофе, которым поддерживал в себе энергию и который сам тщательно готовил и употреблял в огромном количестве.

Романы «Шагреневая кожа», «Тридцатилетняя женщина» и особенно «Евгения Гранде» (1833 г.), появившиеся в начале тридцатых годов, доставили ему громкую славу, и Бальзаку больше не приходится гоняться за издателями. Однако ему не удается осуществить мечту о богатстве, несмотря на его необыкновенную плодовитость; он выпускает иногда по несколько романов в год.

Из его известных романов наиболее известны: «Сельский врач», «В поисках абсолюта», «Отец Горио», «Утраченные иллюзии», «Сельский священник», «Хозяйство холостяка», «Крестьяне», «Кузен Понс», «Кузина Бета».

Он собрал все изданные романы, присоединил к ним ряд новых, ввел в них общих героев, связал родственными, дружескими и другими связями отдельные лица и, таким образом, создал, но не довел до конца грандиозную эпопею, которую назвал «Человеческая комедия», и которая должна была как бы послужить научно-художественным материалом для изучения психологии современного общества.

Быть может, влияние научного духа времени на Бальзака ни в чем не сказывалось так ярко, как в его попытке соединить в одно целое свои романы. В предисловии к «Человеческой комедии» он сам проводит параллель между законами развития животного мира и человеческого общества. Разные виды животных представляют только видоизменения общего типа, возникающие в зависимости от условий среды; так, в зависимости от условий воспитания, окружающей обстановки и т. д. — такие видоизменения человека, как осел, корова и т. д. — виды общего животного типа.

Кроме романов, Бальзак написал ряд драматических произведений; но большая часть его драм и комедий не имела успеха на сцене.

В целях научной систематизации Бальзак разбил все это огромное количество романов на серии. В 1833 году Бальзак получил письмо от неизвестной ему польской аристократки Ганской, урожденной графини Ржевусской. Между романистом и почитательницей его таланта завязалась переписка (издана к столетию со дня рождения Бальзака). Бальзак впоследствии несколько раз встречал Ганскую, между прочим, в Петербурге, куда он приезжал в 1840 году. Когда Ганская овдовела, она приняла предложение Бальзака, но их свадьба по разным причинам не могла состояться еще несколько лет. Бальзак тщательно отделывал квартиру для себя и жены, но когда, наконец, в марте 1850 года свадьба состоялась в Бердичеве, Бальзаку всего несколько месяцев осталось наслаждаться семейным счастьем и сравнительно обеспеченным существованием, смерть уже ждала его.

Поэтика художественных произведений Бальзака

Развитие реализма в литературе было отражением общего научного духа XIX века так же, как торжество позитивизма в философии и успехи естествознания. Бальзак считается общепризнанным отцом реализма и натурализма. Знаменитый спор Кювье и Жоффруа Сент-Илера произвел большое впечатление на тогдашние умы. Кювье признавал в животном царстве несколько отдельных типов, между которыми нет связи; Сент-Илер отстаивал принцип единства органического строения у всех животных. Бальзак был учеником Сент-Илера и перенес его метод в область романа.

Читайте также:
Противоречивость творчества Бальзака: сочинение

Бальзак стремится к точной научной классификации и проявляет наблюдательность, свойственную ботанику или зоологу, изображая «общественные разновидности». Он с изумительной точностью изучал особенности, свойственные той или иной «разновидности». Он знает привычки, обороты речи, приемы, движение, походку, жесты, любые мелочи обстановки, детали костюма, свойственные тому или другому герою. Как Кювье по найденному зубу или кости догадывается о строении целого животного организма, так Бальзак по одному жесту или слову определяет всю психику данного общественного типа. То соответствие, которое Кювье открыл между частями организма, Бальзак стремится установить между проявлениями человеческой психики. Вот почему он так тщательно следит за своими героями, подробно изображает расположение комнат в квартире, безделушек на туалетном столике, знает точно, до сантима, количество денег в кошельке действующего лица. Он питает глубокое уважение к факту.

Подобно истинному ученому, он как бы сознает, что его психологические заключения будут оправданы только тогда, когда они обнимут множество фактов, и Бальзак с беспримерным рвением стремится собрать как можно большее количество документов. Для него, как и для естествоиспытателя, факты играют первостепенную роль наряду с классификацией. Бальзак поражает обилием собранного им материала. Министры, банкиры и коммерсанты, журналисты, критики и поэты, артисты и ученые, куртизанка, ростовщики, представители старой аристократии и буржуазии, столица и провинция, политическая борьба и частная жизнь — все собирает Бальзак в свою «комедию». Этим же научным направлением бальзаковского творчества объясняется смешение художественных, научных и публицистических элементов в его романах. Рядом с изображением чувств и страстей мы встретим в них подробные сведения делового характера о банкирских операциях, о возвратном счете, о выделке дешевой бумаги, рассуждения публицистического характера о браке, нравственности, о политических и общественных вопросах и т. д.

Бальзак сливается со своими героями, он почти физически ясно переживает вместе с ними их горести и радости, он томится и страдает, когда его герой попадает в затруднительное положение, из которого он не может указать ему выхода; он приходит в отчаяние, когда не может найти среди своих героев подходящего жениха для какой-нибудь героини, употребляет все усилия, чтобы содействовать нравственному возрождению опустившегося человека или удержать от нравственного падения неопытного юношу, и искренне скорбит, когда его усилия терпят неудачу. Ему кажется, что он стоит перед живыми людьми и действительными конфликтами, которые развиваются по определенным законам, вне его власти.

Оноре де Бальзак биография, жизнь, любовь, жена, хронология событий, интересные факты о творчестве, список книг и произведений писателя

Один из самых популярных французских писателей, основоположник реализма в мировой литературе, автор множества известных произведений, которые интересны читателям и по сей день — это Оноре де Бальзак. Биография мужчины является примером того, как нужно идти к своей цели, несмотря на преграды. Учителем и наставником его считали настоящие классики, среди которых Эмиль Золя, Федор Достоевский и т. д.

Детство и юность

В середине мая 1799 года во французском городе Тур на свет появился мальчик, впоследствии ставший основоположником натуралистического романа. Оноре родился в простой семье, его папа — Бернар Бальсса — по образованию был юристом, занимался предпринимательской деятельностью, перепродавая земельные участки нищих.

Бизнес приносил хороший доход, поэтому мужчина решил поменять фамилию, чтобы «приблизиться» к интеллигенции. Бернар выбрал «родственником» писателя по имени Жан Луи де Бальзак.

Супруга, Анна-Шарлотта Саламбье, была младше своего избранника на 30 лет. Обладательница аристократических корней отличалась любовью к жизни, свободе и вниманию мужчин. Свои амурные похождения женщина не скрывала от мужа.

Вскоре Анна родила еще и внебрачного ребенка, причем старалась уделить ему максимум заботы и внимания, забывая об Оноре. Сначала воспитанием будущего писателя занималась кормилица, а затем его отправили в пансионат. Детство Бальзака трудно назвать простым и добрым, все переживания он позднее выразил в своем творчестве.

Родители хотели, чтобы сын стал юристом, поэтому вскоре отправили его в Вандомский колледж, где особый акцент делался на изучение права. Учебное заведение отличалось строгой дисциплиной, воспитанники могли встретиться с родными только во время рождественских каникул. Оноре не любил соблюдать правила, поэтому вскоре завоевал репутацию разгильдяя.

Свое первое произведение мальчик написал возрасте 12 лет. Одноклассники от души посмеялись над этой работой. Бальзак любил читать работы французских классиков, он увлекался сочинением пьес и стихотворений. К большому сожалению, сохранить юношеские рукописи не удалось. Дело в том, что преподаватели запрещали Оноре развивать литературные способности. Однажды на глазах ребенка учитель сжег его первое сочинение под названием «Трактат о воле».

Сложности, обусловленные общением среди ровесников, отношением педагогов и недостатком внимания, стали причиной появления у подростка различных заболеваний. В 14 лет родители забрали Бальзака домой. Врачи не давали никаких шансов на выздоровление, но спустя несколько лет молодой человек поправился.

Творческая деятельность

В 1816 семья будущего писателя переехала жить во французскую столицу. Там Оноре продолжил учебу в Школе права. Помимо этого, молодой человек устроился служащим в нотариальную контору, однако работа не приносила ему удовольствия. Единственным увлечением и отдушиной для него стала литература. Вскоре отец решил поддержать начинания сына.

Бернар пообещал юноше, что будет финансировать его деятельность на протяжении двух лет. Однако за это время сын должен доказать, что может получать доход от любимого дела. За этот период Бальзак издал 20 книг, но они не пользовались спросом.

В первых работах Оноре старался следовать тенденциям литературный моды, молодой человек много писал о любви, издавал свои труды, однако все заканчивалось неудачами. На последующие работы Бальзака повлияли произведения Вальтера Скотта. В течение 10 лет, начиная с 1820 года, в писательских кругах чаще всего использовалось несколько жанров:

  • Проблемы главных героев, связанные с одиночеством.
  • Романтизм личности, который был направлен на какие-либо героические достижения. Ярким примером работы этого жанра стала книга под названием «Робинзон Крузо».

    Вскоре Бальзак решил искать что-то новое для себя. На это автора побудили произведения популярных писателей. Главным героем его работ впоследствии стало общество, а не какая-то конкретная личность.

    В 1834 Бальзак создал произведение, целью которого был показ реальной «картины нравов». Свое творение писатель назвал «Человеческая комедия». Литературное издание включало в себя 6 частей, каждая из которых состояла из нескольких сочинений. Некоторые из них:

    Читайте также:
    Когда вы будете нуждаться во мне, но не будете хотеть меня рядом я буду с вами, но когда вы будете хотеть, чтобы я была с Вами, и будете нуждаться во мне я у: сочинение

    1. «Философский анализ».

    2. «Этюды о нравах».

    3. «Аналитические исследования».

    Безусловно, это произведение стало шедевром. Оноре де Бальзак в книге описал невыдуманные факты из жизни людей.

    Произведения писателя

    Мужчина окончательно сформировал собственные жизненные позиции в сфере творчества после издания ряда произведений. Некоторые из них:

  • «Шагреневая кожа» была написана в 1831 году. Эта книга сделала Бальзака известным. В произведении прослеживаются романтические и философские мотивы, там подробно описываются различные жизненные вопросы.
  • «Утраченные иллюзии». В этой книге ярко отображаются такие качества человека, как страсть к власти, самоуверенность, эгоизм.
  • «Гобсек». В этом сочинении ярко отображается алчность и ее влияние на жизни и судьбы героев.
  • «30-летняя женщина». По сюжету произведения, главную героиню отличают не лучшие черты характера, по мнению общества, она ведет неправильный образ жизни. Писатель мудро излагает мысли о сущности человека.
  • «Блеск и нищета куртизанок». Из названия может показаться, что произведение повествует о жизни куртизанок Парижа, однако это вовсе не так. Сюжет раскрывает борьбу различных категорий общества.

    На сегодняшний день творчество Бальзака во многих странах мира входит в обязательную школьную программу.

    Дела сердечные

    Целую книгу можно написать о личной жизни Оноре де Бальзака, однако назвать ее счастливой вряд ли получится. Дело в том, что в силу отсутствия материнской любви в детстве, писатель искал в представительницах противоположного пола нежность и заботу. Мужчина часто увлекался женщинами, которые были гораздо старше него.

    Величайший писатель XIX века не отличался красотой, но был красноречивым и обаятельным, умел покорять одной фразой заносчивых дамочек. Первая любовь Бальзака — Лора де Берни. Избраннице Оноре было 40 лет, она стала для него верной подругой. После расставания бывшие возлюбленные смогли остаться друзьями, поддерживая друг друга в течение всей жизни.

    После того как мужчина стал успешным и популярным, женщины начали заваливать его письмами. Однажды у него в руках оказался очерк загадочной дамы, которая восхищалась талантом писателя.

    Впоследствии женщина в открытую признавалась Бальзаку в любви. Некоторое время они вели переписку, а позднее повстречались в Швейцарии. На тот момент Эвелина Ганская была замужем, однако это нисколько не смущало Оноре. Позднее литератор назвал ее любовью всей жизни.

    Возлюбленные редко виделись, однако регулярно вели переписку, планировали будущее. Супруг Эвелины в любой момент мог умереть, ведь он был гораздо старше своей избранницы. Бальзак всем сердцем любил девушку, однако не воздерживался от ухаживаний за другими дамами.

    После смерти мужа Ганская отвергла писателя, ведь свадьба с ним могла стать причиной разлуки с ребенком. Однако спустя несколько месяцев женщина пригласила Бальзака к себе в Россию.

    В 1850 году влюбленные обвенчались. На тот момент писателю был 51 год, он был очень счастлив, однако жить вместе до глубокой старости им было не суждено.

    Смерть Бальзака

    Талантливый и популярный писатель мог умереть в 43 года. В этот период на него обрушились различные заболевания, однако желание жить и быть любимым придавало мужчине сил.

    Вскоре после свадьбы Эвелина превратилась в сиделку. Медики вынесли Бальзаку неутешительный вердикт — гипертрофия сердца. Оноре не мог читать и писать, мужчина был не в состоянии даже ходить. Ганская не оставляла супруга, искренне стараясь наполнить последние дни его жизни заботой и любовью.

    Величайший писатель умер 18 августа 1850 года. В наследство супруге остались огромные долги. Чтобы погасить их, Ганская была вынуждена продать собственное имущество в России. Затем женщина отправилась с дочкой в Париж. Эвелина взяла под опеку мать Бальзака и всю оставшуюся жизнь посвятила увековечению работ любимого мужчины.

    Оноре де Бальзак — величайший французский писатель XIX века, который оставил потомкам огромное культурное наследие в виде своих книг, романов и повестей. Его произведения и сегодня изучают школьники многих стран мира.

    Оноре де Бальзак

    Биография

    Оноре Де Бальзак – французский писатель и один из лучших прозаиков. Биография основоположника реализма схожа с сюжетами собственных произведений – бурные приключения, загадочные обстоятельства, сложности и яркие достижения.

    20 мая 1799 года во Франции (город Тур) в простой семье родился ребенок, который впоследствии стал отцом натуралистического романа. Отец Бернар Франсуа Бальсса имел юридическое образование, занимался бизнесом, перепродавая земли нищих и разорившихся дворян. Такое ведение дел приносило ему прибыль, поэтому Франсуа решил изменить родную фамилию, чтобы стать «ближе» к интеллигенции. В качестве «родственника» Бальсса выбрал писателя – Жана-Луи Гез де Бальзака.

    Портрет Оноре де Бальзака

    Мать Оноре, Анне-Шарлотте-Лауре Саламбье, имела аристократические корни и была на 30 лет младше мужа, обожала жизнь, веселье, свободу и мужчин. Любовные связи не скрывала от супруга. У Анны появился внебрачный ребенок, к которому она стала проявлять больше заботы, чем к будущему писателю. Уход за Оноре лежал на кормилице, а после мальчика отправили жить в пансионат. Детство романиста сложно назвать добрым и светлым, пережитые проблемы и стрессы позже проявились в работах.

    Родители пожелали, чтобы Бальзак получил профессию юриста, поэтому обучался их сын в Вандомском колледже с правовым уклоном. Учебное заведение славилось строгой дисциплиной, встречи с близкими допускались только на рождественские каникулы. Мальчик редко придерживался местных правил, за что приобрел репутацию разбойника и разгильдяя.

    Оноре де Бальзак в детстве и юности

    В 12 лет Оноре де Бальзак написал первое детское произведение, над которым посмеялись одноклассники. Маленький писатель читал книги французских классиков, сочинял стихи, пьесы. К сожалению, его детские рукописи сохранить не удалось, школьные преподаватели запрещали ребенку литературно развиваться, а однажды на глазах Оноре было сожжено одно из его первых сочинений «Трактат о воле».

    Трудности, связанные с общением среди сверстников, с учителями, недостаток внимания послужили появлению у мальчика заболеваний. В возрасте 14 лет семья забрала тяжело больного подростка домой. Шансов на выздоровление не оставалось. В таком состоянии он провел несколько лет, но все же выбрался

    Вандомский колледж, где учился Бальзак

    В 1816 году родители Бальзака переехали в Париж, и там молодой романист продолжил обучение в Школе права. Совместно с изучением науки Оноре устроился на работу клерком в нотариальную контору, но удовольствия от этого не получал. Литература манила Бальзака словно магнит, тогда отец решил поддержать сына в писательском направлении.

    Читайте также:
    Рафаэль Де Валентен: сочинение

    Франсуа пообещал ему финансирование в течение двух лет. За этот период Оноре должен доказать способность зарабатывать на любимом деле. До 1823 года Бальзак создал около 20 томов произведений, но большинство из них ожидал провал. Его первая трагедия «Кромвель» подверглась жесткой критике, а позже сам Бальзак называл молодое творчество ошибочным.

    Литература

    В первых работах Бальзак пытался следовать литературной моде, писал о любви, занимался издательской деятельностью, но неудачно (1825-1828 гг.). На последующие труды писателя повлияли книги В. Скотта, написанные в духе исторического романтизма.

    Оноре де Бальзак в молодости

    Тогда (1820-1830 гг.) писатели использовали всего два основных жанра:

    1. Романтизм личности, направленный на героические достижения, например книга «Робинзон Крузо».
    2. Жизнь и проблемы героя романа, связанные с его одиночеством.

    Перечитывая произведения успешных писателей, Бальзак решил отойти от романа личности, найти нечто новое. «В главной роли» его произведений стало выступать не героическая личность, а общество в целом. В этом случае современное буржуазное общество его родного государства.

    Черновик повести “Темное дело” Оноре де Бальзака

    В 1834 году Оноре создает произведение, направленное на показ «картины нравов» того времени и работает над ним на протяжении всей жизни. Книга впоследствии получила название «Человеческая комедия». Идеей Бальзака было создание художественной философской истории Франции, т.е. какой стала страна, пережив революцию.

    Литературное издание состоит из нескольких частей, включающих список различных сочинений:

    1. «Этюды о нравах» (6 отделов).
    2. «Философские исследования» (22 произведения).
    3. «Аналитические исследования» (1 произведение вместо 5 задуманных автором).

    Эту книгу можно смело назвать шедевром. В ней описаны простые люди, отмечены профессии героев произведений и их роль в обществе. «Человеческая комедия» наполнена невыдуманными фактами, все из жизни, все о человеческом сердце.

    Произведения

    Оноре де Бальзак окончательно сформировал жизненные позиции в области творчества после написания следующих произведений:

    • «Гобсек» (1830 год). Изначально сочинение имело другое название – «Опасности беспутства». Здесь ярко отображены качества: жадность и алчность, а также их влияние на судьбу героев.
    • «Шагреневая кожа» (1831 год) – это произведение принесло писателю успех. Книга проникнута романтическими и философскими аспектами. В ней детально описаны жизненные вопросы и возможные пути решения.
    • «Тридцатилетняя женщина» (1842 год). Главная героиня писателя обладает далеко не лучшими свойствами в характере, ведет осуждающую с точки зрения общества жизнь, чем указывает читателям на ошибки, которые разрушительно влияют на других людей. Здесь Бальзак мудро излагает мысли о человеческой сущности.

    Книги Оноре де Бальзака

    • «Утраченные иллюзии» (публикация в трех частях 1836-1842 гг.). В данной книге Оноре, как всегда, сумел подойти к каждой детали, создав картину нравственной жизни французских граждан. Ярко отображены в произведении: эгоизм человека, страсть к власти, богатству, самоуверенность.
    • «Блеск и нищета куртизанок» (1838-1847 гг.). Этот роман не о жизни парижских куртизанок, как изначально видится из его названия, а о борьбе светского и уголовного общества. Еще один гениальный труд, вошедший в «многотомник» «Человеческой комедии».
    • Творчество и биография Оноре де Бальзака входит в число обязательных для изучения материалов в школах стран мира согласно образовательной программе.

    Личная жизнь

    О личной жизни великого Оноре де Бальзака можно написать отдельный роман, назвать который счастливым не получится. В детстве маленький писатель недополучил материнской любви и сознательную жизнь искал в других женщинах заботу, внимание и нежность. Он часто влюблялся в дамочек гораздо старше себя по возрасту.

    Великий писатель 19 века не был красавцем, как видно по фото. Но имел изысканное красноречие, обаяние, умел покорять заносчивых барышень в простом монологе одной только репликой.

    Оноре де Бальзак

    Его первой женщиной стала госпожа Лора де Берни. Ей было 40 лет. Юному Оноре она годилась в матери, и, пожалуй, сумела ее заменить, став верной подругой и советчицей. После разрыва их романа бывшие любовники сохранили дружеские отношения, поддерживали переписку до самой смерти.

    Оноре де Бальзак и Лора де Берни

    Когда писатель добился успеха у читателей, то стал получать сотни писем от разных женщин, и однажды Бальзак натолкнулся на очерк загадочной девушки, восхищенной талантом гения. Ее последующие письма оказались явным признанием в любви. Некоторое время Оноре переписывался с чужестранкой, а после они встретились в Швейцарии. Дама оказалась замужем, что ничуть не смутило писателя.

    Незнакомку звали Эвелиной Ганской. Она была умна, красива, молода (32 года) и сразу понравилась литератору. После Бальзак присвоил этой женщине титул главной любви в его жизни.

    Оноре де Бальзак и Эвелина Ганская

    Влюбленные редко виделись, но часто переписывались, строили планы на будущее, т.к. муж Эвелины был на 17 лет ее старше и в любой момент мог уйти из жизни. Имея искреннюю любовь в сердце к Ганской, писатель не удерживал себя от ухаживаний за другими женщинами.

    Когда Венцеслав Ганский (муж) скончался, Эвелина оттолкнула Бальзака, ведь свадьба с французом грозила ей разлукой с дочерью Анной (угроза Николая I), но через несколько месяцев пригласила в Россию (место ее проживания).

    Только через 17 лет после своего знакомства пара обвенчалась (1850 год). Оноре тогда находился в возрасте 51 года и был самым счастливым человеком на свете, но прожить супружескую жизнь им не удалось.

    Смерть

    Талантливый писатель мог бы умереть еще в 43-летнем возрасте, когда его начали одолевать различные заболевания, но благодаря желанию любить и быть любимым Эвелиной он держался.

    Буквально сразу после свадьбы Ганская превратилась в сиделку. Врачи поставили Оноре страшный диагноз – гипертрофия сердца. Писатель не мог ходить, писать и даже читать книги. Женщина не покидала супруга, желая наполнить последние его дни покоем, заботой и любовью.

    Памятники Оноре де Бальзаку

    18 августа 1950 года Бальзак скончался. После себя он оставил жене незавидное наследство – огромные долги. Эвелина продала все свое имущество в России, чтобы с ними расплатиться и отправилась с дочерью в Париж. Там вдова оформила опекунство над матерью прозаика и оставшиеся 30 лет своей жизни посвятила увековечению произведений возлюбленного.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: