Рафаэль Де Валентен: сочинение

Сочинение: Литературный герой РАФАЭЛЬ ДЕ ВАЛЕНТЕН

РАФАЭЛЬ ДЕ ВАЛЕНТЕН (фр. Raphael de Valentin) – герой повести О. де Бальзака «Шагреневая кожа» (1831), входящей в «Человеческую комедию» (раздел «Философские этюды»). Р. де В.- фигура автобиографическая; этим образом Бальзак как бы подсказал свою собственную судьбу: он укоротил себе жизнь непосильным литературным трудом и «сгорел» так же, как и его герой; впрочем, без всякого влияния волшебного талисмана. Среди литературных прообразов Р. де В.- Фауст Гете или Мельмот Скиталец Ч.Метьюрена – герои, заключившие договор с дьяволом. В начале жизни Р. де В.- нищий молодой честолюбец, каких много в «Человеческой комедии». Происхождение у Р. де В. благородное; он носит титул маркиза, однако денег ему это не прибавляет. Неудачное окончание судебного процесса лишает Р. де В. состояния, и он решает жить «в труде и молчании», надеясь завоевать славу и деньги собственным трудом. Он делает ставку на два литературных произведения, которые рассчитывает закончить в течение трех лет: комедию, рассчитанную на широкую публику, и ученый трактат. Трактат называется «Теория воли»; доверив Р. де В. эту тему, Бальзак лишний раз подчеркивает свою близость с героем; он сам считал волю, распространяющуюся в пространстве в виде невидимых и невесомых флюидов, могучей силой, влиянию которой подвластны все живые существа; размышления об этом предмете он доверял своим любимым героям, например Луи Ламберу, герою одноименного романа, который тоже сочинял трактат о воле. Случайная встреча с приятелем заставляет Р. де В. изменить отшельнический образ жизни и попытаться добиться успеха иначе, вращаясь в свете и покоряя женские сердца. Так Р. де В. знакомится с богатой графиней Феодорой – «женщиной без сердца». Ради этой холодной светской красавицы Р. де В. забывает о творчестве и науке, тратит последние деньги, а взамен получает равнодушную учтивость, ибо Феодора любит только себя. В отчаянии Р. Де В. хочет покончить с собой. Перед смертью он случайно заходит в лавку антиквара, и самоубийство откладывается: антиквар дарит Р. де В. магический кусок шагреневой кожи. Благодаря коже исполняются все желания, но от каждого желания кожа съеживается, а жизнь ее владельца укорачивается. Бальзака всегда волновала проблема экономии жизненных сил; сам он их тратил без счета, но всегда с неизменным восхищением напоминал, например, философа Фонтенеля, который прожил сто лет потому, что «экономил свой жизненный флюид». Шагреневая кожа и есть материализация этих представлений о том, что жизнь можно растратить в короткий срок, а можно потреблять ее экономно. Вначале Р. де В. не верит в могущество талисмана, но очень скоро убеждается, что антиквар не солгал: желания исполняются, он становится обладателем несметных богатств – но кожа уменьшается. Между тем Р. де В. уже не хочет умирать; он стоит перед выбором: жить в свое удовольствие, но тем самым обречь себя на скорую смерть, или «оскопить свое воображение» и по доброй воле выключить себя из жизни. Чувство самосохранения оказывается сильнее, и Р. де В. отказывается от желаний. Посредником между собой и миром он избирает старого слугу Ионафана, который должен предугадывать его потребности еще прежде, чем они будут высказаны. На время Р. де В. расстается с этим «автоматическим» состоянием: он встречает в театре Полину Годен, которая полюбила его еще в ту пору, когда он вел жизнь бедного отшельника. Тогда Р. де В. не мог влюбиться в Полину, так как для него «любовь неотделима от роскоши», теперь же отец девушки разбогател, и она стала достойна внимания Р. де В. Больше того, чтобы покорить Полину, Р. де В. нет нужды прибегать к помощи талисмана, ибо Полина обожает его без всякого волшебства. Р. де В. счастлив с Полиной, однако живая жизнь плодит мелкие желания, кожа уменьшается в размерах, и владелец ее чувствует себя все хуже и хуже. Он обращается к ученым в надежде растянуть магическую кожу, но ни зоолог, ни химик, ни физик не способны справиться с шагренью. Р. де В. просит медиков вылечить его, но они расписываются в собственной беспомощности. Тогда несчастный пытается спасти себя сам: он поселяется в глухой овернской деревушке, дабы «приобщиться к внутренней жизни природы, проникнуться ее пассивной покорностью» и «освободиться от самого себя». Почти все романтические герои, начиная с Рене Шатобриана, мечтали зажить на лоне природы, среди «естественных людей», и таким образом избавиться от мучающих их страстей. Бегство Р. де В.- своеобразная пародия таких романтических эскапад. Его сельское существование не имеет в себе ровно ничего поэтического, он ведет животный образ жизни, но все равно продолжает чахнуть и, вернувшись в Париж, умирает в объятиях Полины, не удержавшись от последнего желания, оказавшегося роковым. Как и почти все герои «Философских этюдов» Бальзака, Р. де В.- мученик мысли. Его навязчивая идея – желание приобрести власть над собственной судьбой (недаром он f сочинял трактат о воле) – воплотилась в куске кожи, и эта кожа погубила его, как погубила героя «Поисков Абсолюта» мечта отыскать единую субстанцию, общую всем веществам, а героя «неведомого шедевра» – мечта нарисовать на полотне идеально красивую женщину. Между тем Бальзак был уверен, что «наши идеи – организованные, цельные существа, обитающие в мире невидимом и влияющие на наши судьбы»; такими деятельными, судьбоносными и роковыми существами становятся, благодаря магической коже, идеи (желания) Р. де В. Не случайно в конце жизни Р. де В. приходит к выводу, что даже с помощью талисмана он не свершил ничего великого: могущественная кожа выполняла лишь то, чего он просил, а попросить чего-то великого у него не хватило душевных сил. Шагреневая кожа обнажила лишь безграничное себялюбие своего владельца. Сразу после выхода «Шагреневой кожи» в трактовке образа Р. де В. проявились две тенденции, которые сохранились и в последующие годы. Французский литератор Филарет Шаль, автор предисловия к «Философским романам и повестям» Бальзака (1831), увидел в Р. де В. прежде всего «воплощение цивилизованного эгоизма» современного общества с его слабоволием, безверием и суетностью, «символ ужасающей нищеты», «денди без гроша в кармане». По мысли Шаля, в Р. де В. чувство самосохранения убивает все прочие чувства и идеи, и умирает он «в конвульсиях эгоизма». Другое предисловие к «Философским этюдам» (1834), подписанное Феликсом Давеном и обязанное многими мыслями самому Бальзаку, выделяет в истории Р. де В. его философский, метафизический аспект: мысль и воля – живые силы, они обладают убийственной энергией, которая способна погубить человека. Р. де В. погубили не столько социальные условия жизни или отрицательные свойства характера, сколько страшная сила мысли. Его судьба – это «формула жизни». В дальнейшем все исследователи, обращавшиеся к образу главного героя «Шагреневой кожи», шли в русле одной из этих двух трактовок: социальной или метафизической.

Читайте также:
Оноре де Бальзак Жизнь и творческие произведения писателя: сочинение

Лит.: Бахмутский В.Я. «…Наш век… наш эгоизм…» // Бальзак О. де. Шагреневая кожа. М., 1983. С.5-30; Citron P. Introduction pour «La Peau de chagrin» // Balzac H. de. La Comedie humaine. P., 1979. T.10. P.5-45.

«Рафаэль Де Валентен – характеристика литературного героя»

РАФАЭЛЬ ДЕ ВАЛЕНТЕН (фр. Raphael de Valentin) — герой повести О. де Бальзака «Шагреневая кожа» (1831), входящей в «Человеческую комедию» (раздел «Философские этюды»). Р. де В.— фигура автобиографическая; этим образом Бальзак как бы подсказал свою собственную судьбу: он укоротил себе жизнь непосильным литературным трудом и «сгорел» так же, как и его герой; впрочем, без всякого влияния волшебного талисмана. Среди литературных прообразов Р. де В.— Фауст Гете или Мельмот Скиталец Ч.Метьюрена — герои, заключившие договор с дьяволом. В начале жизни Р. де В.— нищий молодой честолюбец, каких много в «Человеческой комедии». Происхождение у Р. де В. благородное; он носит титул маркиза, однако денег ему это не прибавляет. Неудачное окончание судебного процесса лишает Р. де В. состояния, и он решает жить «в труде и молчании», надеясь завоевать славу и деньги собственным трудом. Он делает ставку на два литературных произведения, которые рассчитывает закончить в течение трех лет: комедию, рассчитанную на широкую публику, и ученый трактат. Трактат называется «Теория воли»; доверив Р. де В. эту тему, Бальзак лишний раз подчеркивает свою близость с героем; он сам считал волю, распространяющуюся в пространстве в виде невидимых и невесомых флюидов, могучей силой, влиянию которой подвластны все живые существа; размышления об этом предмете он доверял своим любимым героям, например Луи Ламберу, герою одноименного романа, который тоже сочинял трактат о воле. Случайная встреча с приятелем заставляет Р. де В. изменить отшельнический образ жизни и попытаться добиться успеха иначе, вращаясь в свете и покоряя женские сердца. Так Р. де В. знакомится с богатой графиней Феодорой — «женщиной без сердца». Ради этой холодной светской красавицы Р. де В. забывает о творчестве и науке, тратит последние деньги, а взамен получает равнодушную учтивость, ибо Феодора любит только себя. В отчаянии Р. Де В. хочет покончить с собой. Перед смертью он случайно заходит в лавку антиквара, и самоубийство откладывается: антиквар дарит Р. де В. магический кусок шагреневой кожи. Благодаря коже исполняются все желания, но от каждого желания кожа съеживается, а жизнь ее владельца укорачивается. Бальзака всегда волновала проблема экономии жизненных сил; сам он их тратил без счета, но всегда с неизменным восхищением напоминал, например, философа Фонтенеля, который прожил сто лет потому, что «экономил свой жизненный флюид». Шагреневая кожа и есть материализация этих представлений о том, что жизнь можно растратить в короткий срок, а можно потреблять ее экономно. Вначале Р. де В. не верит в могущество талисмана, но очень скоро убеждается, что антиквар не солгал: желания исполняются, он становится обладателем несметных богатств — но кожа уменьшается. Между тем Р. де В. уже не хочет умирать; он стоит перед выбором: жить в свое удовольствие, но тем самым обречь себя на скорую смерть, или «оскопить свое воображение» и по доброй воле выключить себя из жизни. Чувство самосохранения оказывается сильнее, и Р. де В. отказывается от желаний. Посредником между собой и миром он избирает старого слугу Ионафана, который должен предугадывать его потребности еще прежде, чем они будут высказаны. На время Р. де В. расстается с этим «автоматическим» состоянием: он встречает в театре Полину Годен, которая полюбила его еще в ту пору, когда он вел жизнь бедного отшельника. Тогда Р. де В. не мог влюбиться в Полину, так как для него «любовь неотделима от роскоши», теперь же отец девушки разбогател, и она стала достойна внимания Р. де В. Больше того, чтобы покорить Полину, Р. де В. нет нужды прибегать к помощи талисмана, ибо Полина обожает его без всякого волшебства. Р. де В. счастлив с Полиной, однако живая жизнь плодит мелкие желания, кожа уменьшается в размерах, и владелец ее чувствует себя все хуже и хуже. Он обращается к ученым в надежде растянуть магическую кожу, но ни зоолог, ни химик, ни физик не способны справиться с шагренью. Р. де В. просит медиков вылечить его, но они расписываются в собственной беспомощности. Тогда несчастный пытается спасти себя сам: он поселяется в глухой овернской деревушке, дабы «приобщиться к внутренней жизни природы, проникнуться ее пассивной покорностью» и «освободиться от самого себя». Почти все романтические герои, начиная с Рене Шатобриана, мечтали зажить на лоне природы, среди «естественных людей», и таким образом избавиться от мучающих их страстей. Бегство Р. де В.— своеобразная пародия таких романтических эскапад. Его сельское существование не имеет в себе ровно ничего поэтического, он ведет животный образ жизни, но все равно продолжает чахнуть и, вернувшись в Париж, умирает в объятиях Полины, не удержавшись от последнего желания, оказавшегося роковым. Как и почти все герои «Философских этюдов» Бальзака, Р. де В.— мученик мысли. Его навязчивая идея — желание приобрести власть над собственной судьбой (недаром он f сочинял трактат о воле) — воплотилась в куске кожи, и эта кожа погубила его, как погубила героя «Поисков Абсолюта» мечта отыскать единую субстанцию, общую всем веществам, а героя «неведомого шедевра» — мечта нарисовать на полотне идеально красивую женщину. Между тем Бальзак был уверен, что «наши идеи — организованные, цельные существа, обитающие в мире невидимом и влияющие на наши судьбы»; такими деятельными, судьбоносными и роковыми существами становятся, благодаря магической коже, идеи (желания) Р. де В. Не случайно в конце жизни Р. де В. приходит к выводу, что даже с помощью талисмана он не свершил ничего великого: могущественная кожа выполняла лишь то, чего он просил, а попросить чего-то великого у него не хватило душевных сил. Шагреневая кожа обнажила лишь безграничное себялюбие своего владельца. Сразу после выхода «Шагреневой кожи» в трактовке образа Р. де В. проявились две тенденции, которые сохранились и в последующие годы. Французский литератор Филарет Шаль, автор предисловия к «Философским романам и повестям» Бальзака (1831), увидел»Шв. де В. прежде всего «воплощение цивилизованного эгоизма» современного общества с его слабоволием, безверием и суетностью, «символ ужасающей нищеты», «денди без гроша в кармане». По мысли Шаля,»Шв. де В. чувство самосохранения убивает все прочие чувства и идеи, и умирает он «в конвульсиях эгоизма». Другое предисловие к «Философским этюдам» (1834), подписанное Феликсом Давеном и обязанное многими мыслями самому Бальзаку, выделяет в истории Р. де В. его философский, метафизический аспект: мысль и воля — живые силы, они обладают убийственной энергией, которая способна погубить человека. Р. де В. погубили не столько социальные условия жизни или отрицательные свойства характера, сколько страшная сила мысли. Его судьба — это «формула жизни». В дальнейшем все исследователи, обращавшиеся к образу главного героя «Шагреневой кожи», шли в русле одной из этих двух трактовок: социальной или метафизической.

Читайте также:
Противоречивость творчества Бальзака: сочинение

Лит.: Бахмутский В.Я. «…Наш век… наш эгоизм…» // Бальзак О. де. Шагреневая кожа. М., 1983. С.5-30; Citron P. Introduction pour «La Peau de chagrin» // Balzac H. de. La Comedie humaine. P., 1979. T.10. P.5-45.

Читать сочинение по всему другому: “Литературный герой РАФАЭЛЬ ДЕ ВАЛЕНТЕН” Страница 1

РАФАЭЛЬ ДЕ ВАЛЕНТЕН (фр. Raphael de Valentin) – герой повести О. де Бальзака «Шагреневая кожа» (1831), входящей в «Человеческую комедию» (раздел «Философские этюды»). Р. де В.- фигура автобиографическая; этим образом Бальзак как бы подсказал свою собственную судьбу: он укоротил себе жизнь непосильным литературным трудом и «сгорел» так же, как и его герой; впрочем, без всякого влияния волшебного талисмана. Среди литературных прообразов Р. де В.- Фауст Гете или Мельмот Скиталец Ч.Метьюрена – герои, заключившие договор с дьяволом. В начале жизни Р. де В.- нищий молодой честолюбец, каких много в «Человеческой комедии». Происхождение у Р. де В. благородное; он носит титул маркиза, однако денег ему это не прибавляет. Неудачное окончание судебного процесса лишает Р. де В. состояния, и он решает жить «в труде и молчании», надеясь завоевать славу и деньги собственным трудом. Он делает ставку на два литературных произведения, которые рассчитывает закончить в течение трех лет: комедию, рассчитанную на широкую публику, и ученый трактат. Трактат называется «Теория воли»; доверив Р. де В. эту тему, Бальзак лишний раз подчеркивает свою близость с героем; он сам считал волю, распространяющуюся в пространстве в виде невидимых и невесомых флюидов, могучей силой, влиянию которой подвластны все живые существа; размышления об этом предмете он доверял своим любимым героям, например Луи Ламберу, герою одноименного романа, который тоже сочинял трактат о воле. Случайная встреча с приятелем заставляет Р. де В. изменить отшельнический образ жизни и попытаться добиться успеха иначе, вращаясь в свете и покоряя женские сердца. Так Р. де В. знакомится с богатой графиней Феодорой – «женщиной без сердца». Ради этой холодной светской красавицы Р. де В. забывает о творчестве и науке, тратит последние деньги, а взамен получает равнодушную учтивость, ибо Феодора любит только себя. В отчаянии Р. Де В. хочет покончить с собой. Перед смертью он случайно заходит в лавку антиквара, и самоубийство откладывается: антиквар дарит Р. де В. магический кусок шагреневой кожи. Благодаря коже исполняются все желания, но от каждого желания кожа съеживается, а жизнь ее владельца укорачивается. Бальзака всегда волновала проблема экономии жизненных сил; сам он их тратил без счета, но всегда с неизменным восхищением напоминал, например, философа Фонтенеля, который прожил сто лет потому, что «экономил свой жизненный флюид». Шагреневая кожа и есть материализация этих представлений о том, что жизнь можно растратить в короткий срок, а можно потреблять ее экономно. Вначале Р. де В. не верит в могущество талисмана, но очень скоро убеждается, что антиквар не солгал: желания исполняются, он становится обладателем несметных богатств – но кожа уменьшается. Между тем Р. де В. уже не хочет умирать; он стоит перед выбором: жить в свое удовольствие, но тем самым обречь себя на скорую смерть, или «оскопить свое воображение» и по доброй воле выключить себя из жизни. Чувство самосохранения оказывается сильнее, и Р. де В. отказывается от желаний. Посредником между собой и миром он избирает старого слугу Ионафана, который должен предугадывать его потребности еще прежде, чем они будут высказаны. На время Р. де В. расстается с этим «автоматическим» состоянием: он встречает в театре Полину

Читайте также:
Когда вы будете нуждаться во мне, но не будете хотеть меня рядом я буду с вами, но когда вы будете хотеть, чтобы я была с Вами, и будете нуждаться во мне я у: сочинение

Похожие работы

  • Интересные статьи
  • Рефераты
  • Курсовые работы
  • Дипломные работы
  • Контрольные работы
  • Практические задания
  • Отчеты по практике
  • Сочинения
  • Доклады
  • Ответы на вопросы
  • Книги / Учебники
  • Учебные пособия
  • Методички
  • Изложения
  • Лекции
  • Статьи
  • Другое

“РефератКо” – электронная библиотека учебных, творческих и аналитических работ, банк рефератов. Огромная база из более 766 000 рефератов. Кроме рефератов есть ещё много дипломов, курсовых работ, лекций, методичек, резюме, сочинений, учебников и много других учебных и научных работ. На сайте не нужна регистрация или плата за доступ. Всё содержимое библиотеки полностью доступно для скачивания анонимному пользователю

Философский смысл «Шагреневой кожи» Бальзака.

Содержание основной части романа

Центральным для произведения стал конфликт между желаниями и долголетием. Перед тем как подробно изучать шедевр на уроках литературы, стоит ознакомиться с кратким пересказом «Шагреневой кожи», чтобы понять основную идею автора. Критики выделяют 3 основные темы:

  1. Автобиографичность. Писатель довёл до совершенства своё умение замечать детали, мастерски описывая локации и добавляя элементы собственной биографии. Считается, что он описал в этом романе дом, в котором жил в начале своей карьеры.
  2. Изображение общества. Автор критикует светскую жизнь и скептически относится к способности науки объяснить неизведанные тайны мира.
  3. Теория воли и витализма. Согласно Бальзаку, желания поглощают человека, власть разрушает, а знание утешает.

После десяти лет безуспешных попыток создать шедевр Бальзаку удалось написать книгу, которая вошла в канон мировой литературы. Она состоит из трёх глав и эпилога.

Таинственный талисман

Согласно материалам Брифля, в самом начале истории читатель знакомится с историей бедного юноши по имени Рафаэль де Валентен, который умён и образован, но не может найти своё место в жизни. В октябре 1829 года юноша проигрывает все деньги в игорном притоне. Разочаровавшись в своих перспективах, он решает свести счёты с жизнью, бросившись в Сену с Королевского моста.

Чтобы дождаться наступления темноты, он решает зайти в лавочку, где продаются древние диковинки. Владелец лавки предлагает ему таинственный талисман из шагреневой кожи, на обратной стороне которого видна печать Соломона и начертаны загадочные письмена на санскрите. Исполняя желания человека, талисман будет забирать у него дни и мгновения жизни. Сам антиквар так и не отважился попросить талисман исполнить его желание.

Несмотря на опасность, которая таится в кусочке кожи, юноша решается стать её владельцем. Чтобы испробовать силу шагреневой кожи, он решает, что ему нужно поучаствовать в вакханалии. Выйдя на улицу, он видит своих приятелей, а среди них — журналиста Эмиля, предлагающего ему отпраздновать основание оппозиционной газеты в доме у банкира Тайфера.

Молодому человеку кажется, что это событие — не более чем случайное совпадение. Он и в самом деле оказывается на празднике с куртизанками, о котором мечтал, но происшедшее представляется ему счастливой случайностью. В разговоре с другом он делится своими сомнениями, словно открывая самые сокровенные тайны на страницах дневника, и говорит, что собирался броситься в воды Сены с наступлением темноты. Эмиль не может понять, что побудило его решиться на этот ужасный шаг.

Читайте также:
Когда вы будете нуждаться во мне, но не будете хотеть меня рядом я буду с вами, но когда вы будете хотеть, чтобы я была с Вами, и будете нуждаться во мне я у: сочинение

Женщина без сердца

Во второй части главный герой делится с другом своей историей, рассказывая о том, что его отец перебрался в Париж из южных регионов страны во времена Людовика XVI и быстро сколотил приличное состояние. После революции он обанкротился, но приход к власти Наполеона и приданное супруги благотворно сказались на его финансовом положении. Надеясь, что император будет править долго, он начал приобретать владения в Пруссии и Баварии, но после ссылки Наполеона остался ни с чем. Рафаэль никогда не был привязан к отцу, а тот мечтал, что сын станет юристом.

Через 10 месяцев после окончания судебных разбирательств и смерти отца юноша распродал наследство и остался с 1120 франками в кармане. Решив вести скромный образ жизни, он переезжает на мансарду неказистой гостиницы Сен-Кантен в бедном районе Парижа, где проживёт 3 года.

Владелица гостиницы, мадам Годен, оплакивает мужа, пропавшего во время попытки переправиться через Березину в России. Она уповает на то, что барон вернётся к ней сказочно богатым. Её четырнадцатилетняя дочь Полина начинает испытывать нежные чувства к юноше. Ничего не зная о её чувствах, он учит её играть на фортепиано, посвящая свободное время комедиям и работе над трудом «Теория воли».

После случайной встречи с Ростиньяком, который советует ему поправить свои дела, женившись на богатой даме, молодой человек влюбляется в светскую красавицу Феодору. Чтобы произвести на графиню впечатление, он бездумно тратит деньги, не понимая, что в её сердце нет любви.

При посредничестве Ростиньяка Рафаэль знакомится с Фино, предлагающим ему написать фальшивые мемуары, чтобы заработать. Согласившись, юноша начинает жить в арендованном доме, покупает мебель, начинает вращаться в светском обществе, но в его сердце всё ещё теплится надежда, что Феодора ответит взаимностью на его чувства.

Однажды она приглашает его на прогулку по Люксембургскому саду и просит помочь ей с протекцией его кузена, герцога де Наварен. Когда юноша исполняет её просьбу, она теряет к нему интерес. Он признаётся ей в любви, но графиня отвечает, что счастливее всего она чувствует себя в одиночестве и согласилась бы стать супругой только герцога.

Из-за того, что он живёт не по средствам, Рафаэль быстро теряет последние деньги. В отчаянии он отправляется в игорный дом, надеясь, что ему посчастливится выиграть, как Ростиньяку, но вместо выигрыша в 27 тыс. франков он теряет последние средства и решает покончить с собой.

Вспомнив о волшебном талисмане, Рафаэль решает испытать его силу и загадывает, что хочет получить 6 млн франков. Перед этим он измеряет кожу, приложив её к салфетке и обведя контур. Утром на пороге дома появляется юрист Кардо. Он сообщает, что Рафаэль — единственный наследник своего дяди, майора О’Флаэрти из Калькутты, который недавно скончался, оставив ему огромное наследство.

Юноша приходит в ужас, увидев, что шагреневая кожа уменьшилась, но Эмиль в восторге от того, что его друг может загадать что угодно. Рафаэль думает только о том, что он разбогател, но это означает, что жить ему осталось немного. Талисман проявил свою удивительную силу.

Агония героя

Если начать читать «Шагреневую кожу» с самого начала, невозможно предугадать, как будут развиваться события. В третьей главе автор показывает жизнь отчаявшегося человека, у которого есть всё, но над ним нависает угроза неминуемой гибели. Рафаэля окружает роскошь, но он боится загадывать желания. Он приобрёл влияние в обществе, а на стене перед ним висит шагрень, обрамлённая в раму.

В один из дней его навещает его бывший наставник Поррике. Старик просит устроить его на место инспектора в одном из учебных заведений в провинции. Юноша случайно говорит, что искренне желает ему удачи, и приходит в ярость, когда замечает, что кусок шкуры снова уменьшился в размерах. Это значит, что жить ему осталось недолго.

Несмотря на тревожное начало этой главы, читательские ожидания на счастливый поворот событий не будут обмануты. Однажды в Итальянской опере Рафаэль видит Полину. Её отец-барон разбогател и вернулся во Францию. Рафаэль навещает её в мансарде гостиницы и понимает, что влюблён. Он загадывает желание и просит, чтобы красавица полюбила его, но кожа не уменьшается, ведь желание уже исполнено. Девушка признаётся ему в своих чувствах, они решают соединить свои судьбы. Думая, что проклятие шагрени потеряло силу, юноша решает выбросить её в глубокий колодец.

Читайте также:
Противоречивость творчества Бальзака: сочинение

Молодая пара счастливо живёт вместе. Однажды к Рафаэлю приходит садовник, который случайно нашёл шагрень в колодце. Молодой человек в ужасе видит, что она совсем уменьшилась. Он советуется с учёными, но их мудрость оказывается бессильной. Три попытки увенчиваются провалом:

  1. Зоолог Лавриль в мельчайших подробностях может рассказать об особенностях материала, но бессилен объяснить, можно ли растянуть кожу снова. Учёный рассказывает, что талисман сделан из кожи редкого осла — онагра, который водится только в Персии.
  2. Механик Планшет пытается увеличить её с помощью пресса, но тот выходит из строя.
  3. Даже химия бессильна помочь — когда барон Жафе пытается расщепить талисман током или порезать бритвой, он не поддаётся внешнему воздействию.

Рафаэль заболевает, у него появляется странный кашель. Полина обращается за помощью к молодому врачу Орасу Бьяншону, с которым она дружит, он приглашает коллег, но каждый из них предлагает разные объяснения его состоянию. В результате специалисты сходятся на том, что Рафаэлю стоит отправиться на воды. Приехав в Экс, он сталкивается с предубеждением окружающих. Люди боятся заразиться и прямо говорят, что ему здесь не место. Во время дуэли он убивает опытного соперника, зловещий талисман снова сжимается.

Молодой человек переезжает в хижину Мон-Дора. Сельские жители сочувствуют ему. Слуга Ионафан привозит ему письма от Полины, но Рафаэль бросает их в огонь. Рафаэль приезжает в Париж, но не решается показаться на глаза Полине. Зная, что он при смерти, он принимает опиум и погружается в искусственный сон, чтобы продлить мгновения жизни.

Когда Полина находит его и перед ним предстаёт лицо любимой, он признаётся ей во всём. Она решает наложить на себя руки, чтобы спасти его. Узнав об этом, Рафаэль считает это доказательством её любви. Преисполненный радости, он умирает в её объятиях.

Анализ романа «Шагреневая кожа» Оноре де Бальзака

автор: Ekaterina 10.11.2020 7 Комментарии

В этой статье мы проанализируем роман Бальзака «Шагреневая кожа». В формате сочинения-рассуждения.

Мое любимое направление в литературе – критический реализм. Это направление 19 века имеет целостное мировоззрение, определенное отношение к действительности. Реализм XIX века раскрывает все детали общественного устройства, рассматривает все типы человеческих отношений. Писатель-реалист глубоко изучает внутренний мир человека, его пороки и желания, социальное неравенство и др.

Мое любимое произведение Оноре де Бальзака «Шагреневая кожа». Это энциклопедия молодого, амбициозного, но бедного юношества Франции. Рафаэль де Валентен – главный герой, представитель этого юношества. Его окружают бедность и голод. В произведении так же остро встает проблема карьеры. Несмотря на огромный труд главного героя, мечта стать выдающимся журналистом не осуществляется, он ощущает свою ненужность и непризнанность в обществе. Основная причина неудач молодого Рафаэля – это конфликт со своим временем.

Несмотря на то, что роман относится к жанру реализма, в нем также есть фантастические и мистические элементы. К ним относится найденный им амулет – шагреневая кожа, которая исполняет желания, но при этом укорачивает жизнь хозяина.

Эта книга мне понравилась тем, что в ней автор широко охватывает множество проблематик и отображает дух того времени. Главная проблема молодых людей – это алчность и тщеславие. Чрезмерная расточительность не приводит ни к чему хорошему. Это ярко прослеживается, наблюдая за событиями романа. Думаю, что если бы Рафаэль вовремя остановился, не тратил бы шагреневую кожу на пустые желания, то жизнь главного героя можно было бы спасти. Автор отразил всю суть людей: когда человек оказывается между жизнью и смертью, именно в этот момент он осознает всю ценность и прелесть жизни.

Также, анализируя сюжет книги, я провожу параллели между Мефистофелем и «Шагреневой кожей», между «Бедной Лизой» и очаровательной Полиной. Полина – главная героиня, возлюбленная Рафаэля. Эта искренняя, добрая и отзывчивая девушка, которая любила и поддерживала главного героя на протяжении всего произведения. Рафаэль же слепо любил «женщину без сердца», которая не знала, на какие жертвы шел главный герой ради нее. Лишь когда Рафаэль разочаровывается и остается один, то понимает то, чего раньше не видел. Спустя долгое время, Рафаэль наконец замечает Полину, ее красоту, внешнюю и внутреннюю. После чего влюбляется и будто снова оживает.

Это произведение заставило меня переживать за Рафаэля и Полину, надеяться на шанс искупления и потенциальное счастье главного героя. Но произведение заканчивается смертью возлюбленных.

Напряжение, безнадежность, одиночество, суицидальные мысли, разочарование, ненужность, бедность, голод, боль пронизывают произведение Бальзака. В современном мире также встречаются данные проблемы и у подростков, и у более взрослых людей, поэтому они по-прежнему актуальны.

Из личного наблюдения могу привести пример: я знакома с талантливой девушкой, у которой отличные баллы по школьным предметам и творческие способности. Она мечтает поступить в Академию Штиглица, но из-за минувшего кризиса и сокращения бюджетных мест она не может поступить на желаемую специальность в самом обычном институте. Жизнь вынуждает поступать и заниматься тем, чем человек не хочет из-за плохого материального положения. Проблема одиночества и непонимания встречается еще чаще. Данное произведение заставило осознать, как важно помогать и поддерживать людей, а так же как важно ценить свою жизнь, ведь счастливой ее делают далеко не материальные вещи.

Читайте также:
Когда вы будете нуждаться во мне, но не будете хотеть меня рядом я буду с вами, но когда вы будете хотеть, чтобы я была с Вами, и будете нуждаться во мне я у: сочинение

Сочинение предоставлено Александрой usan-2016.

Похожие статьи:

Мое любимое произведение – роман Булгакова «Мастер и Маргарита» (сочинение-рассуждение)

Сочинение «Роль книги в жизни человека»

Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной:

События в эпилоге

В заключительной части истории автор намекает читателю, что не будет рассказывать о том, что ожидало Полину в будущем. Её судьба остаётся загадкой. Для Бальзака молодая женщина становится воплощением нескольких образов:

  • небесных сфер;
  • цветка, рождённого из огня;
  • ангела, являющегося в грёзах.

Бессердечная Феодора, напротив, становится для него воплощением бездушного мира светской жизением, возникшим в туманной дымке над Луарой. Женская фигура напоминаем им ундину, сильфиду или призрак Дамы у Антуана де ла Саль, котони. Бальзак рассказывает о молодой паре, которая на палубе парохода любуется загадочным видрый оберегает Францию от пагубных веяний современного мира.

Оноре де Бальзак. Мария Башкирцева. Шагреневая кожа. И чуть мистики.

Жанровая направленность произведения представляет собой сочетание реалистической и фантастической прозы, напоминающей мрачную романтическую сказку гофмановского стиля.

Основная тематика романа представляется в виде проблемы столкновения молодого человека, являющегося неискушенным в жизненных перипетиях, и развращенного многочисленными пороками общества.

Второстепенными темами в произведении являются любовь и тесно связанная с ней проблематика денег.

Композиционная структура романа состоит из трех равных частей, каждая из которых представляет собой составляющий элемент единого произведения, при этом выступая в виде самостоятельной, законченной истории.

Первая часть является завязкой повествования в виде рассказа о необычном избавлении от гибели главного героя романа, Рафаэля де Валантена. Во второй части происходит раскрытие конфликта романа, заключающейся в безответной любви и попытках поиска своего места в обществе. Третья часть представляет собой кульминацию и одновременно развязку в виде разлуки несчастных влюбленных по воле случая и смерти.

Главным героем романа является Рафаэль де Валантен, представленный в образе юного, обедневшего аристократа, прошедшего сложный жизненный путь.

Женские образы, используемые в романе, являются второстепенными персонажами произведения.

Сюжетная линия романа разворачивается в переломный жизненный момент главного героя в желании закончить свою жизнь самоубийством по причине унижения со стороны любимой женщины и отсутствия денежных средств. В этот момент у Рафаэля оказывается чудесный талисман в виде небольшого куска шагреневой кожи с печатью Соломона и предупреждающими надписями, являющимися сделкой с дьяволом, предоставившим неограниченное могущество герою в обмен на его душу. Герой испытывает невероятные мучения, которые достигают своего пика в момент обретения Рафаэлем истинной любви, представленной в образе его бывшей ученицы, ставшей юной и богатой красавицей Полиной Годэн.

Главной исходной идеей произведения является проведение авторского анализа развития психологии романтика под воздействием внешней среды и окружающих обстоятельств.

Шагреневая кожа становится символом психологических противоречий героя в виде желаний и страстей, дающих видимое временное и иллюзорное удовлетворение, укорачивающее человеческую жизнь.

Шагреневая кожа (Бальзак)

Эпиграф романа
Роману предпослан своеобразный эпиграф — горизонтально змеящаяся, извивающаяся чёрная линия и под ней ссылка на главу романа «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» английского писателя Л. Стерна. Такую линию, но вертикальную, задумчиво чертил концом палки герой романа Трим, выражая своё суждение о человеческой жизни.

Роман состоит из трёх глав и эпилога:

Талисман

Молодой человек, Рафаэль де Валентен, беден. Образование мало что дало ему, он не в состоянии обеспечить себя. Он хочет покончить с собой, и, дожидаясь удобного момента (он решает умереть ночью, бросившись с моста в Сену), заходит в лавку древностей, где старик-хозяин показывает ему удивительный талисман — шагреневую кожу. На изнанке талисмана выдавлены знаки на «санскрите» (на самом деле — арабский текст, но в оригинале и в переводах упоминается именно санскрит)[3]; перевод гласит:

Обладая мною, ты будешь обладать всем, но жизнь твоя будет принадлежать мне. Так угодно Богу. Желай — и желания твои будут исполнены. Однако соразмеряй свои желания со своею жизнью. Она — здесь. При каждом желании я буду убывать, словно дни твои. Хочешь владеть мною? Бери. Бог тебя услышит. Да будет так!

Таким образом, любое желание Рафаэля исполнится, но за это будет сокращаться и время его жизни. Рафаэль заключил договор со стариком-антикваром (мотив сделки с дьяволом, связь с «Фаустом» Гёте), который всю свою жизнь сберегал силы, лишая себя желаний и страстей, и пожелал ему влюбиться в молодую танцовщицу.

Герой загадывает устроить вакханалию (кожа сжимается до таких размеров, что можно, сложив, положить её в карман).

Читайте также:
Оноре де Бальзак Жизнь и творческие произведения писателя: сочинение

Он выходит из лавки и встречает друзей. Его друг, журналист Эмиль, призывает Рафаэля возглавить одну богатую газету и сообщает, что тот приглашён на празднество по поводу её учреждения. Рафаэль видит в этом лишь совпадение, но не чудо. Пиршество действительно соответствует всем его желаниям. Он признаётся Эмилю, что несколько часов назад был готов броситься в Сену. Эмиль расспрашивает Рафаэля о том, что же заставило его решиться на самоубийство.

Женщина без сердца

Рафаэль рассказывает историю своей жизни.

Герой воспитывался в строгости. Его отец был дворянин с юга Франции. В конце правления Людовика XVI приехал в Париж, где быстро сделал состояние. Революция его разорила. Однако во время Империи он снова добился славы и богатства, благодаря приданому жены. Падение Наполеона стало для него трагедией, ведь он скупал земли на границе империи, отошедшие теперь к другим странам. Долгий судебный процесс, в который он втянул и сына — будущего доктора права — закончился в 1825 году, когда господин де Вилель «откопал» императорский декрет о потере прав. Через десять месяцев отец умер. Рафаэль продал всё имущество и остался с суммой в 1120 франков.

Он решает жить тихой жизнью в мансарде нищенской гостиницы в отдалённом квартале Парижа. У хозяйки гостиницы, госпожи Годен, в Индии пропал без вести муж-барон. Она верит, что когда-нибудь тот вернётся, сказочно богатый. Полина — её дочь — влюбляется в Рафаэля, но он об этом не догадывается. Он полностью посвящает свою жизнь работе над двумя вещами: комедией и научным трактатом «Теория воли».

Однажды он встречает на улице молодого Растиньяка. Тот предлагает ему способ быстро обогатиться посредством женитьбы. В свете есть одна женщина — Феодора — сказочно красивая и богатая. Но она никого не любит и даже слышать о замужестве не желает. Рафаэль влюбляется, начинает тратить все деньги на ухаживания. Феодора же не подозревает о его бедности. Растиньяк знакомит Рафаэля с Фино — человеком, который предлагает написать подложные мемуары своей бабушки, предлагая большие деньги. Рафаэль соглашается. Он начинает вести разбитную жизнь: выезжает из гостиницы, снимает и обставляет дом; каждый день он в обществе… но он всё ещё любит Феодору. По уши в долгах, он идёт в игорный дом, где когда-то посчастливилось Растиньяку выиграть 27000 франков, проигрывает последний наполеондор и хочет утопиться.

На этом история завершается.

Рафаэль вспоминает о шагреневой коже, лежащей в кармане. В шутку, чтобы доказать Эмилю своё могущество, он просит двести тысяч франков дохода. Попутно они снимают мерку — кладут кожу на салфетку, и Эмиль обводит края талисмана чернилами. Все засыпают. Наутро приходит юрист Кардо и объявляет, что у Рафаэля умер в Калькутте богатый дядя, у которого не было других наследников. Рафаэль вскакивает, сверяет кожу с салфеткой. Кожа сжалась! Он в ужасе. Эмиль заявляет, что Рафаэль может исполнить любое желание. Все полусерьёзно, полушутя делают заявки. Рафаэль никого не слушает. Он богат, но в то же время почти мёртв. Талисман действует!

Агония

Начало декабря. Рафаэль живёт в роскошном доме. Всё устроено так, чтобы не произносить слов желаю

,
хочу
и т. п. На стене перед ним всегда висит шагрень в рамке, обведённая чернилами.

К Рафаэлю — влиятельному человеку — приходит бывший учитель, господин Поррике. Он просит выхлопотать для него место инспектора в провинциальном колледже. Рафаэль случайно в беседе произносит: «Я от души желаю…». Кожа сжимается, он с яростью кричит на Поррике; жизнь его висит на волоске.

Рафаэль едет в театр и там встречает Полину. Она богата — её отец вернулся, причём с большим состоянием. Они видятся в бывшей гостинице госпожи Годен, в той самой старой мансарде. Рафаэль влюблён. Полина признаётся, что всегда его любила. Они решают пожениться. Приехав домой, Рафаэль находит способ расправиться с шагренью: он бросает кожу в колодец.

Конец февраля. Рафаэль и Полина живут вместе. Однажды утром приходит садовник, выловивший в колодце шагрень. Она стала совсем маленькой. Рафаэль в отчаянии. Он едет к учёным мужам, но всё бесполезно: натуралист Лавриль читает ему целую лекцию о происхождении ослиной кожи, но растянуть её никак не может; механик Планшет кладёт её в гидравлический пресс, который ломается; химик барон Жафе не может расщепить её никакими веществами.

Полина замечает у Рафаэля признаки чахотки. Он зовёт Ораса Бьяншона — своего друга, молодого врача — тот созывает консилиум. Каждый доктор высказывает свою научную теорию, все они единодушно советуют поехать на воды, ставить на живот пиявок и дышать свежим воздухом. Однако они не могут определить причину его болезни. Рафаэль уезжает в Экс, где с ним плохо обращаются. Его избегают и почти в лицо заявляют, что «раз человек так болен, он не должен ездить на воды». Столкновение с жестокостью светского обращения привело к дуэли с одним из отважных храбрецов. Рафаэль убил своего противника, и кожа вновь сжалась. Убедившись, что он умирает, он возвращается в Париж, где продолжает скрываться от Полины, вводя себя в состояние искусственного сна, чтобы подольше протянуть, но она его находит. При виде её он загорается желанием, бросается на неё. Девушка в ужасе убегает, и Рафаэль находит Полину полураздетую — она расцарапала себе грудь и пыталась задушиться шалью. Девушка думала, что если умрет, то оставит жизнь возлюбленному. Жизнь главного героя обрывается.

Читайте также:
Противоречивость творчества Бальзака: сочинение

Эпилог

В эпилоге Бальзак даёт понять, что не желает описывать дальнейший земной путь Полины. В символическом описании он называет её то цветком, расцветшим в пламени, то ангелом, приходящим во сне, то призраком Дамы, изображённом Антуаном де ла Саль. Призрак этот как бы желает защитить свою страну от вторжения современности. Говоря о Феодоре, Бальзак отмечает, что она — повсюду, так как олицетворяет собой светское общество.

Рафаэль Де Валентен: сочинение

Мигель Анхель Астуриас

  • Литературный процесс
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ
  • ЖАНРЫ
  • ПЕРСОНАЖИ
  • БЛОГИ
  • СПЕЦПРОЕКТЫ
  • МУЛЬТИМЕДИА

Рафаэль Де Валентен (фр. Raphael de Valentin) — герой повести О. де Бальзака «Шагреневая кожа» (1831), входящей в «Человеческую комедию» (раздел «Философские этюды»). Р. де В.— фигура автобиографическая; этим образом Бальзак как бы подсказал свою собственную судьбу: он укоротил себе жизнь непосильным литературным трудом и «сгорел» так же, как и его герой; впрочем, без всякого влияния волшебного талисмана. Среди литературных прообразов Р. де В.— Фауст Гете или Мельмот Скиталец Ч.Метьюрена — герои, заключившие договор с дьяволом. В начале жизни Р. де В.— нищий молодой честолюбец, каких много в «Человеческой комедии». Происхождение у Р. де В. благородное; он носит титул маркиза, однако денег ему это не прибавляет. Неудачное окончание судебного процесса лишает Р. де В. состояния, и он решает жить «в труде и молчании», надеясь завоевать славу и деньги собственным трудом. Он делает ставку на два литературных произведения, которые рассчитывает закончить в течение трех лет: комедию, рассчитанную на широкую публику, и ученый трактат. Трактат называется «Теория воли»; доверив Р. де В. эту тему, Бальзак лишний раз подчеркивает свою близость с героем; он сам считал волю, распространяющуюся в пространстве в виде невидимых и невесомых флюидов, могучей силой, влиянию которой подвластны все живые существа; размышления об этом предмете он доверял своим любимым героям, например Луи Ламберу, герою одноименного романа, который тоже сочинял трактат о воле. Случайная встреча с приятелем заставляет Р. де В. изменить отшельнический образ жизни и попытаться добиться успеха иначе, вращаясь в свете и покоряя женские сердца. Так Р. де В. знакомится с богатой графиней Феодорой — «женщиной без сердца». Ради этой холодной светской красавицы Р. де В. забывает о творчестве и науке, тратит последние деньги, а взамен получает равнодушную учтивость, ибо Феодора любит только себя. В отчаянии Р. Де В. хочет покончить с собой. Перед смертью он случайно заходит в лавку антиквара, и самоубийство откладывается: антиквар дарит Р. де В. магический кусок шагреневой кожи. Благодаря коже исполняются все желания, но от каждого желания кожа съеживается, а жизнь ее владельца укорачивается. Бальзака всегда волновала проблема экономии жизненных сил; сам он их тратил без счета, но всегда с неизменным восхищением напоминал, например, философа Фонтенеля, который прожил сто лет потому, что «экономил свой жизненный флюид». Шагреневая кожа и есть материализация этих представлений о том, что жизнь можно растратить в короткий срок, а можно потреблять ее экономно. Вначале Р. де В. не верит в могущество талисмана, но очень скоро убеждается, что антиквар не солгал: желания исполняются, он становится обладателем несметных богатств — но кожа уменьшается. Между тем Р. де В. уже не хочет умирать; он стоит перед выбором: жить в свое удовольствие, но тем самым обречь себя на скорую смерть, или «оскопить свое воображение» и по доброй воле выключить себя из жизни. Чувство самосохранения оказывается сильнее, и Р. де В. отказывается от желаний. Посредником между собой и миром он избирает старого слугу Ионафана, который должен предугадывать его потребности еще прежде, чем они будут высказаны. На время Р. де В. расстается с этим «автоматическим» состоянием: он встречает в театре Полину Годен, которая полюбила его еще в ту пору, когда он вел жизнь бедного отшельника. Тогда Р. де В. не мог влюбиться в Полину, так как для него «любовь неотделима от роскоши», теперь же отец девушки разбогател, и она стала достойна внимания Р. де В. Больше того, чтобы покорить Полину, Р. де В. нет нужды прибегать к помощи талисмана, ибо Полина обожает его без всякого волшебства. Р. де В. счастлив с Полиной, однако живая жизнь плодит мелкие желания, кожа уменьшается в размерах, и владелец ее чувствует себя все хуже и хуже. Он обращается к ученым в надежде растянуть магическую кожу, но ни зоолог, ни химик, ни физик не способны справиться с шагренью. Р. де В. просит медиков вылечить его, но они расписываются в собственной беспомощности. Тогда несчастный пытается спасти себя сам: он поселяется в глухой овернской деревушке, дабы «приобщиться к внутренней жизни природы, проникнуться ее пассивной покорностью» и «освободиться от самого себя». Почти все романтические герои, начиная с Рене Шатобриана, мечтали зажить на лоне природы, среди «естественных людей», и таким образом избавиться от мучающих их страстей. Бегство Р. де В.— своеобразная пародия таких романтических эскапад. Его сельское существование не имеет в себе ровно ничего поэтического, он ведет животный образ жизни, но все равно продолжает чахнуть и, вернувшись в Париж, умирает в объятиях Полины, не удержавшись от последнего желания, оказавшегося роковым. Как и почти все герои «Философских этюдов» Бальзака, Р. де В.— мученик мысли. Его навязчивая идея — желание приобрести власть над собственной судьбой (недаром он f сочинял трактат о воле) — воплотилась в куске кожи, и эта кожа погубила его, как погубила героя «Поисков Абсолюта» мечта отыскать единую субстанцию, общую всем веществам, а героя «неведомого шедевра» — мечта нарисовать на полотне идеально красивую женщину. Между тем Бальзак был уверен, что «наши идеи — организованные, цельные существа, обитающие в мире невидимом и влияющие на наши судьбы»; такими деятельными, судьбоносными и роковыми существами становятся, благодаря магической коже, идеи (желания) Р. де В. Не случайно в конце жизни Р. де В. приходит к выводу, что даже с помощью талисмана он не свершил ничего великого: могущественная кожа выполняла лишь то, чего он просил, а попросить чего-то великого у него не хватило душевных сил. Шагреневая кожа обнажила лишь безграничное себялюбие своего владельца. Сразу после выхода «Шагреневой кожи» в трактовке образа Р. де В. проявились две тенденции, которые сохранились и в последующие годы. Французский литератор Филарет Шаль, автор предисловия к «Философским романам и повестям» Бальзака (1831), увидел»Шв. де В. прежде всего «воплощение цивилизованного эгоизма» современного общества с его слабоволием, безверием и суетностью, «символ ужасающей нищеты», «денди без гроша в кармане». По мысли Шаля,»Шв. де В. чувство самосохранения убивает все прочие чувства и идеи, и умирает он «в конвульсиях эгоизма». Другое предисловие к «Философским этюдам» (1834), подписанное Феликсом Давеном и обязанное многими мыслями самому Бальзаку, выделяет в истории Р. де В. его философский, метафизический аспект: мысль и воля — живые силы, они обладают убийственной энергией, которая способна погубить человека. Р. де В. погубили не столько социальные условия жизни или отрицательные свойства характера, сколько страшная сила мысли. Его судьба — это «формула жизни». В дальнейшем все исследователи, обращавшиеся к образу главного героя «Шагреневой кожи», шли в русле одной из этих двух трактовок: социальной или метафизической.

Читайте также:
Когда вы будете нуждаться во мне, но не будете хотеть меня рядом я буду с вами, но когда вы будете хотеть, чтобы я была с Вами, и будете нуждаться во мне я у: сочинение

Рафаэль де Валентен

Рафаэль де Валентен (фр. Raphael de Valentin) – герой повести Оноре де Бальзака «Шагреневая кожа», входящей в «Человеческую комедию» (раздел «Философские этюды»).

Рафаэль де Валентен – фигура автобиографическая; этим образом Бальзак как бы подсказал свою собственную судьбу: он укоротил себе жизнь непосильным литературным трудом и «сгорел» так же, как и его герой; впрочем, без всякого влияния волшебного талисмана. Среди литературных прообразов Рафаэль де Валентен – Фауст Гете или Мельмот Скиталец Ч.Метьюрена – герои, заключившие договор с дьяволом. В начале жизни Рафаэль де Валентен- нищий молодой честолюбец, каких много в «Человеческой комедии».

Происхождение у Рафаэля де Валентена благородное; он носит титул маркиза, однако денег ему это не прибавляет. Неудачное окончание судебного процесса лишает его состояния, и он решает жить «в труде и молчании», надеясь завоевать славу и деньги собственным трудом. Он делает ставку на два литературных произведения, которые рассчитывает закончить в течение трех лет: комедию, рассчитанную на широкую публику, и ученый трактат. Трактат называется «Теория воли»; доверив Рафаэлю де Валентену эту тему, Бальзак лишний раз подчеркивает свою близость с героем; он сам считал волю, распространяющуюся в пространстве в виде невидимых и невесомых флюидов, могучей силой, влиянию которой подвластны все живые существа; размышления об этом предмете он доверял своим любимым героям, например Луи Ламберу, герою одноименного романа, который тоже сочинял трактат о воле.

Случайная встреча с приятелем заставляет Рафаэля де Валентена изменить отшельнический образ жизни и попытаться добиться успеха иначе, вращаясь в свете и покоряя женские сердца. Так он знакомится с богатой графиней Феодорой – «женщиной без сердца». Ради этой холодной светской красавицы Рафаэль де Валентен забывает о творчестве и науке, тратит последние деньги, а взамен получает равнодушную учтивость, ибо Феодора любит только себя. В отчаянии он хочет покончить с собой. Перед смертью он случайно заходит в лавку антиквара, и самоубийство откладывается: антиквар дарит Рафаэлю магический кусок шагреневой кожи. Благодаря коже исполняются все желания, но от каждого желания кожа съеживается, а жизнь ее владельца укорачивается. Бальзака всегда волновала проблема экономии жизненных сил; сам он их тратил без счета, но всегда с неизменным восхищением напоминал, например, философа Фонтенеля, который прожил сто лет потому, что «экономил свой жизненный флюид». Шагреневая кожа и есть материализация этих представлений о том, что жизнь можно растратить в короткий срок, а можно потреблять ее экономно. Вначале Рафаэль де Валентен не верит в могущество талисмана, но очень скоро убеждается, что антиквар не солгал: желания исполняются, он становится обладателем несметных богатств – но кожа уменьшается. Между тем Рафаэль уже не хочет умирать; он стоит перед выбором: жить в свое удовольствие, но тем самым обречь себя на скорую смерть, или «оскопить свое воображение» и по доброй воле выключить себя из жизни. Чувство самосохранения оказывается сильнее, и Рафаэль де Валентен отказывается от желаний. Посредником между собой и миром он избирает старого слугу Ионафана, который должен предугадывать его потребности еще прежде, чем они будут высказаны. На время Рафаэль расстается с этим «автоматическим» состоянием: он встречает в театре Полину Годен, которая полюбила его еще в ту пору, когда он вел жизнь бедного отшельника. Тогда Рафаэль не мог влюбиться в Полину, так как для него «любовь неотделима от роскоши», теперь же отец девушки разбогател, и она стала достойна внимания Рафаэля. Больше того, чтобы покорить Полину, Рафаэлю де Валентену нет нужды прибегать к помощи талисмана, ибо Полина обожает его без всякого волшебства. Рафаэль счастлив с Полиной, однако живая жизнь плодит мелкие желания, кожа уменьшается в размерах, и владелец ее чувствует себя все хуже и хуже. Он обращается к ученым в надежде растянуть магическую кожу, но ни зоолог, ни химик, ни физик не способны справиться с шагренью. Рафаэль де Валентен просит медиков вылечить его, но они расписываются в собственной беспомощности. Тогда несчастный пытается спасти себя сам: он поселяется в глухой овернской деревушке, дабы «приобщиться к внутренней жизни природы, проникнуться ее пассивной покорностью» и «освободиться от самого себя». Почти все романтические герои, начиная с Рене Шатобриана, мечтали зажить на лоне природы, среди «естественных людей», и таким образом избавиться от мучающих их страстей. Бегство Рафаэль де Валентен- своеобразная пародия таких романтических эскапад. Его сельское существование не имеет в себе ровно ничего поэтического, он ведет животный образ жизни, но все равно продолжает чахнуть и, вернувшись в Париж, умирает в объятиях Полины, не удержавшись от последнего желания, оказавшегося роковым.

Читайте также:
Противоречивость творчества Бальзака: сочинение

Как и почти все герои «Философских этюдов» Бальзака, Рафаэль де Валентен- мученик мысли. Его навязчивая идея – желание приобрести власть над собственной судьбой (недаром он сочинял трактат о воле) – воплотилась в куске кожи, и эта кожа погубила его, как погубила героя «Поисков Абсолюта» мечта отыскать единую субстанцию, общую всем веществам, а героя «неведомого шедевра» – мечта нарисовать на полотне идеально красивую женщину. Между тем Бальзак был уверен, что «наши идеи – организованные, цельные существа, обитающие в мире невидимом и влияющие на наши судьбы»; такими деятельными, судьбоносными и роковыми существами становятся, благодаря магической коже, идеи (желания). Не случайно в конце жизни Рафаэль де Валентен приходит к выводу, что даже с помощью талисмана он не свершил ничего великого: могущественная кожа выполняла лишь то, чего он просил, а попросить чего-то великого у него не хватило душевных сил. Шагреневая кожа обнажила лишь безграничное себялюбие своего владельца.

Сразу после выхода «Шагреневой кожи» в трактовке образа Рафаэля де Валентена проявились две тенденции, которые сохранились и в последующие годы. Французский литератор Филарет Шаль, автор предисловия к «Философским романам и повестям» Бальзака (1831), увидел в Рафаэле прежде всего «воплощение цивилизованного эгоизма» современного общества с его слабоволием, безверием и суетностью, «символ ужасающей нищеты», «денди без гроша в кармане». По мысли Шаля, в Рафаэле де Валентене чувство самосохранения убивает все прочие чувства и идеи, и умирает он «в конвульсиях эгоизма». Другое предисловие к «Философским этюдам» (1834), подписанное Феликсом Давеном и обязанное многими мыслями самому Бальзаку, выделяет в истории Рафаэля его философский, метафизический аспект: мысль и воля – живые силы, они обладают убийственной энергией, которая способна погубить человека. Рафаэля погубили не столько социальные условия жизни или отрицательные свойства характера, сколько страшная сила мысли. Его судьба – это «формула жизни». В дальнейшем все исследователи, обращавшиеся к образу главного героя «Шагреневой кожи», шли в русле одной из этих двух трактовок: социальной или метафизической.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: