Поэтический гений Байрона: сочинение

Байронический герой

Джордж Горгон Байрон был самым выдающимся английским поэтом XIX века. Его стихи были у всех на устах. Переведенные на многие языки, они вдохновляли поэтов на создание собственных сочинений. Многие европейские поэты – поклонники и преемники Байрона – находили у него мотивы, созвучные их собственным мыслям и чувствам. Отталкиваясь от байронических стихов, пользуясь ими как формой самовыражения, они вкладывали в переводы и частицу собственного мировосприятия. Горячо оценило английского поэта и прогрессивное русское общество. Творчеством Байрона увлекались Жуковский, Батюшков, Пушкин, Лермонтов, Баратынский, а также поэты-декабристы, которым мятежный английский поэт был особенно созвучен. Герои Байрона завораживали своей смелостью, необычностью, таинственностью и, естественно, у многих появлялась мысль о сходстве их с самим автором. Отчасти это так и было.
Получив начальное образование в школе для детей аристократии, Байрон поступил в Кембриджский университет. Однако университетские науки не увлекали будущего поэта, не давали ответа на волновавшие его острые политические и социальные вопросы современности. Он много читает, отдавая предпочтение историческим сочинениям и мемуарам.
Молодого Байрона всё чаще охватывают чувства разочарования и одиночества. Назревает конфликт поэта с высшим аристократическим обществом. Эти мотивы и лягут в основу его первого поэтического сборника – во многом незрелого и подражательного – «Часы досуга», вышедшего в 1807 году.
Уже в ранней лирике поэта намечаются штрихи его будущей трагедии: окончательного разрыва с правящим классом Англии и добровольного изгнания. Уже сейчас он готов пожертвовать наследственным поместьем и громким титулом лорда, чтобы не жить среди ненавистных ему людей. Поэт с радостью бы сменил «надменной Англии тюрьму» на красоту первобытной природа с девственными лесами, заоблачными вершинами гор и широкими долинами, как он о том пишет в стихотворении «Когда б я мог в морях пустынных». Здесь же Байрон с горечью признается: «Я мало жил, но сердцу ясно, что мир мне чужд, как миру я». Заканчивается стихотворение на той же пессимистической ноте. Душа поэта, связанная предрассудками аристократического общества, страстно желает иной доли, рвется в неведомое:
О, если б из юдоли тесной,
Как голубь в теплый мир гнезда,
Уйти, взлететь в простор небесный.
Забыв земное навсегда!
Трагическое ощущение одиночества Байрон передает в стихотворении «Надпись на могиле ньюфаундлендской собаки». В словах, обращённых лирическим героем к окружающим его людям звучит глубочайшее презрение. Погрязшие во всевозможных пороках, пустые, лицемерные люди должны, по его мнению, ощущать стыд перед любым животным.
Хотя лирический герой поэзии Байрона впоследствии эволюционировал вместе со своим автором, основные черти его духовного облика: мировая скорбь, бунтарская непримиримость, пламенные страсти и свободолюбивые стремления, – все эти черты
остались неизменными. Некоторые досужие критики даже обвиняли Байрона в человеконенавистничестве, отожествляя самого автора с героями его произведений. Конечно, какая-то доля истины в этом есть. Каждый писатель, поэт, создавая произведения, прежде всего самовыражается. В своих литературных героев он вкладывает какую-то, частицу своей души. И хоть многие писатели это отрицают, известны и противоположные высказывания. Например, Флобера и Гоголя. Последний в книге «Выбранные места из переписки с друзьями» пишет по поводу «Мёртвых душ»: «Никто из читателей моих не знал того, что, смеясь над моими героями, он смеялся надо мной. Я стал наделять своих героев сверх их собственных гадостей моей собственной дрянью».
Примечательно и высказывание А.С. Пушкина по поводу единообразия героев почти во всех произведениях Байрона: «. Он (Байрон – П. Б.) постиг, создал и описал единый характер (именно свои), всё, кроме некоторых сатирических выходок. отнёс он к. мрачному, могущественному лицу, столь таинственно пленительному». Как известно, Пушкина наиболее пленил образ байроновского Чайльд Гарольда, характерными чертами которого он наделил своего героя, Онегина, назвав его «москвичом в Гарольдовом плаще».
Однако, Байрон, как и лирический герой его ранней лирики, презирал и ненавидел не всё человечество в целом, а лишь отдельных его представителей из среды развращенного и порочного аристократического общества, в кругу которого видел себя одиноким и отверженным. Человечество же он любил и готов был помочь угнетенным народам (итальянцам и грекам) сбросить ненавистное иноземное иго, что и доказал впоследствии своей жизнью и творчеством.
Не вынеся тягостной обстановки, царившей вокруг него, Байрон в 1809 году отправился в путешествие по странам Средиземноморья, плодом которого явились две первые песни поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда».
Поэма представляет собой своеобразный дневник, объединенный в одно поэтическое целое некоторой видимостью сюжета. Связующим началом произведения является история странствования молодого аристократа, пресыщенного светскими удовольствиями и разочарованного в жизни. Вначале образ Чайльд Гарольда, покидающего Англию, сливается с образом автора, но чем дальше разворачивается повествование, тем всё резче проходит грань между ними. Наряду с образом скучающего аристократа Чайльд Гарольда всё отчетливее вырисовывается образ лирического героя, воплощающий в себе авторское «я». Лирический герой восторженно говорит об испанском народе, героически защищающем свою родину от французских захватчиков, скорбит о былом величии Греции, порабощенной турками. «И под плетьми турецкими смирясь, простерлась Греция, затоптанная в грязь», – с горечью говорит поэт. Но тем не менее Байрон, созерцающий это горестное зрелище, не теряет веры в возможность возрождения свободы, С неослабевающей силой звучит призыв поэта к восстанию: «О Греция, восстань же на борьбу!» В отличие от своего героя Чайльд Гарольда Байрон вовсе не является пассивным созерцателем жизни. Его беспокойная мятущаяся душа, как бы вмещает в себя всю скорбь и боль человечества.
Поэма имела огромный успех. Однако, в разных слоях общества относились к ней по-разному. Одни видели в произведении Байрон только разочарованного героя, другие ценили не столько образ скучающего аристократа Чайльд Гарольда, сколько тот пафос
свободолюбия, которым пронизана вся поэма. Тем не менее, образ главного героя поэмы оказался глубоко созвучным современности. Хотя этот разочарованный, во всем изверившийся английский аристократ вовсе не являлся точным подобием Байрона, в его облике уже наметились типичные черты того особенного характера романтического героя, который впоследствии развили в своих произведениях многие писатели XIX века. (Чайльд Гарольд станет прообразом Пушкинского Онегина, Лермонтовского Печорина и др.).
Тема конфликта личности и общества получит свое продолжение в последующих произведениях Байрона, в так называемых «восточных поэмах», написанных в 1813 – 1816 гг. В этом поэтическом цикле, включающем шесть поэм («Гяур», «Корсар», «Лара», «Абидосская невеста», «Паризина», «Осада Коринфа») происходит окончательное формирование байронического героя в его сложных взаимоотношениях с миром и самим собою. В центре каждой поэмы стоит поистине демоническая личность. Это тип разочарованного во всем мстителя, благородного разбойника, презирающего изгнавшее его общество. (Отметим здесь, что подобный тип героя использовал А. С. Пушкин в повести «Дубровский»). Портрет героя «восточных поэм» Байрон в основном дает чисто условно, не вдаваясь в подробности. Для него главное – внутреннее состояние героя. Ведь герои этих поэм были, как бы живым воплощением смутного романтического идеала, владевшего Байроном в то время. Ненависть поэта к аристократическим кругам Англии вот-вот готова была перерасти в открытый бунт, но оставалось еще неясным, каким образом это осуществить и где те силы, на которые можно опереться. Впоследствии Байрон найдет применение своему внутреннему протесту и примкнет к движению карбонариев, боровшихся за освобождение Италии от австрийского ига. А пока в «восточных поймах» герой Байрона, как и сам поэт, несет в себе одно лишь отрицание одиночки-индивидуалиста. Вот, например, как автор описывает главного героя поэмы «Корсар» морского разбойника Конрада:
Обманут, избегаем всё сильней,
Он с юных лет уж презирал ладей
И, гнев избрав венцом своих утех,
Зло нескольких стал вымещать на всех.
Как и другие герои «восточных поэм», Конрад в прошлом был обыкновенным человеком – честным, добродетельным, любящим. Байрон, слегка приподнимая покров тайны, сообщает, что мрачный жребий, доставшийся Конраду – это результат гонений со стороны бездушного и злобного общества, подвергающего травле всё яркое, свободное и самобытное. Таким образом, возлагая ответственность за преступления Корсара на растленное и ничтожное общество, Байрон в то же время поэтизирует его личность и то душевное состояние, в котором находится Конрад. Наиболее проницательные критики в свое время отмечали эту идеализацию Байроном индивидуалистического своеволия. Так, Пушкин осуждал эгоизм героев «восточных поэм» Байрона, в частности – Конрада. А Мицкевич даже углядел в герое «Корсара» некоторое сходство с Наполеоном. Это не удивительно. Байрон, вероятно, испытывал некоторые симпатии к Наполеону, о чем свидетельствовали его республиканские настроения. В 1815 году, в палате лордов, Байрон голосовал против войны с Францией.
Революционное бунтарство английского поэта привело его к полному разрыву с буржуазной Англией. Неприязнь правящих кругов к Байрону особенно усилилась ввиду его выступления в защиту луддитов, которые разрушали станки на фабриках в знак протеста против бесчеловечных условий труда. В результате, сделав Байрона объектом жестокой травли и издевательств, воспользовавшись драмой его личной жизни (развод с женой), реакционная Англия толкнула поэта на путь изгнания.
В 1816 – 1817 гг. после путешествия по Альпам Байрон создает драматическую поэму «Манфред». Строя произведение в виде своеобразного экскурса в область внутренней жизни «байронического» героя, поэт показывает ту трагедию душевного разлада, на которую лишь намекали его «восточные поэмы». Манфред – мыслитель подобно Фаусту, разочаровавшийся в науках. Но если Фауст у Гёте, отбрасывая мертвые, схоластические науки, ищет путь к истинному знанию и находит смысл жизни в труде на благо людей, то Манфред, убедившись, что: «Древо познания не есть древо жизни», – вызывает духов, чтобы потребовать забвения. Здесь романтическая разочарованность Байрона как бы контрастирует с просветительским оптимизмом Гёте. Но Манфред не смиряется со своей участью, он бунтует, гордо бросает вызов Богу и, в конце концов, умирает непокорным. В «Манфреде» Байрон с гораздо большей определенностью, чем в ранее созданных произведениях, говорит о тех разрушительных началах, которые таятся в современном индивидуалистическом сознании. Титанический индивидуализм гордого «сверхчеловека» Манфреда выступает как своего рода знамение времени.
Еще в большей степени это проявляется в мистерии «Каин», представляющей собой значительную вершину в творчестве Байрона. Библейский сюжет поэт использует для придания бунтарству своего героя поистине вселенские масштабы. Каин восстает против Бога, который, по его мнению – виновник зла на земле. Весь мировой порядок объявляется несовершенным. Рядом с Каином присутствует образ Люцифера, гордого мятежника, побежденного в открытой схватке с Богом, но не покорившегося.
Каин отличается от прежних романтических героев Байрона, которые в гордом, одиночестве противопоставляли себя всем остальным людям. Ненависть к Богу появляется у Каина вследствие сострадания к людям. Она вызвана болью за человеческую судьбу. Но, борясь против зла, Каин сам становится орудием зла, и бунт его оказывается бесперспективным. Байрон не находит выхода из противоречий эпохи и оставляет героя одиноким скитальцем, уходящим в неизвестность. Но подобней конец не уменьшает боевого пафоса этой бунтарской драмы. Осуждение Авеля прозвучало в ней как протест против всякого примирения и рабской покорности перед тиранией власть предержащих.
Написанная в 1821 году, как раз после подавления восстания карбонариев, мистерия Байрона «Каин» с огромной поэтической силой запечатлела глубину отчаяния поэта, убедившегося, что надежды людей, в частности итальянцев, на освобождение от иноземного владычества неосуществимы. Байрон воочию увидел обреченность своего прометеевского бунта против жестоких законов жизни и истории.
В результате этого, в незавершенном произведении – романе в стихах «Дон Жуан», – байронический герой предстает в ином ракурсе. Вопреки мировой литературной традиции, изображавшей Дон Жуана волевой, активной личностью, и в полном противоречии с принципами построения характеров своих прежних героев, Байрон делает его человеком неспособным сопротивляться давлению внешней среды. Во взаимоотношениях со своими многочисленными возлюбленными Дон Жуан выступает не как соблазнитель, а как соблазняемый. А между тем, природа наделила его и смелостью, и благородством чувств. И хотя возвышенные побуждения не чужды Дон Жуану, он уступает им лишь изредка. В целом же обстоятельства сильнее Дон Жуана. Именно представление об их всесильности и становится источником иронии, пронизывающей всё произведение.
Сюжетная линия романа время от времени прерывается лирическими отступлениями. В центре их стоит второй лирический герой «Дон Жуана» – сам автор. В его горестных, но в то же время и сатирически едких речах встает образ растленного, своекорыстного мира, объективный показ которого является основой авторского замысла.
«Властитель дум» (по словам Пушкина) целого поколения, Байрон оказал большое благотворное влияние на современников. Возникло и широко распространилось даже понятие «байронизм», которое часто отождествляется с мировой скорбью, то есть страданием, вызванным ощущением, что вселенной управляют жестокие, враждебные человеку законы. Байронизм, однако, не сводится к пессимизму и разочарованию. Он включает и другие стороны многогранной жизни и творчества поэта: скептицизм, иронию, индивидуалистический бунт, и в то же время – верность общественному служению в борьбе против деспотизма, как политического так и духовного.

Читайте также:
Жизнь и творчество Джорджа Байрона: сочинение

Джордж Гордон Байрон

Школьные сочинения по творчеству

“Болезнь ума и сердца роковая” (по поэме “Паломничество Чайльд-Гарольда”)

Творчество выдающегося английского поэта Джорджа Гордона Байрона неразрывно связано с эпохой романтизма в истории мировой литературы. Он принадлежал к тем писателям, чьи произведения были наполнены пафосом свободы, ненавистью к угнетателям, верой в торжество справедливости. Однако романтики того времени еще не имели перед собой ясной цели и не видели путей осуществления своих идеалов.

“Властитель наших дум” (по творчеству Дж. Г. Байрона)

И вечно буду я войну вести
Словами — а случится, и делами! –
С врагами мысли. Мне не по пути
С тиранами.
Дж. Г. Байрон
Определяя роль поэта в мировой литературе, В. Г. Белинский писал: “Всякий великий поэт потому велик, что корни его страдания и блаженства глубоко вросли в почву общественности и истории, что он, следовательно, есть орган и представитель общества, времени, человечества”.

“Дух высокий, могучий, но дух отрицания, гордости и презрения. ” (по произведениям Дж. Г. Байрона)

Поэты-романтики обладали уникальной способностью выражать в своих произведениях собственное “я”, отстаивая свободу самовыражения. Они придерживались девиза: “Поэт — это поэзия, поэзия — правда”. В своем творчестве, в своих героях поэты-романтики отображали самих себя, свои стремления, свои чувства, свое мироощущение — свою собственную судьбу. Наиболее ярко эта черта воплотилась в произведениях английского поэта Дж. Г. Байрона.

“Дух не может погасить тюрьма” (по поэме Дж. Г. Байрона “Шильонский узник”)

Свободной Мысли вечная Душа, –
Всего светлее ты в тюрьме, Свобода!
Там лучшие сердца всего народа
Тебя хранят, одной тобой дыша.

Подвиг героя (по стихотворению Джорджа Байрона “Ты кончил жизни путь. “) (1 вариант)

С ранних лет великий английский писатель Джордж Гордон Байрон задумывался над судьбами своей страны и людей, над событиями окружающей жизни. Он жил интересами своего народа, его всегда интересовала и волновала политическая борьба, происходящая на его родине. Поэт был уверен, что смысл жизни заключается в постоянной борьбе во имя свободы. И свои мысли и стремления он отражал в произведениях, которые в большинстве своем носят бунтарский характер.

Читайте также:
Высказывания Белинского о Байроне: сочинение

Подвиг героя (по стихотворению Джорджа Байрона “Ты кончил жизни путь. “) (2 вариант)

Вольнолюбивая поэзия Д. Байрона принесла ему известность не только в родной стране, но и во всем мире, встречая горячий отклик в сердцах передовых людей.
В стихотворении “Ты кончил жизни путь. ” поэт воспевает подвиг человека, не только посвятившего свою жизнь Родине, но и погибшего за нее. “Теперь твоя начнется слава. “, — утверждает Д. Байрон, потому что “образ величавый” и мужество героя будет увековечено в народной памяти, песнях.

Подвиг героя (по стихотворению Джорджа Байрона “Ты кончил жизни путь. “) (3 вариант)

Джордж Байрон был одним из родоначальников литературного, философского романтизма. Одной из основных тем его творчества была тема свободы. Поэт лично принимал участие в освободительной войне греческого народа, так что тема эта была ему особенно близка. Сочувствием к борцам за независимость проникнуты многие его произведения.
Стихотворение “Ты кончил жизни путь. ” посвящено герою, самоотверженно сражавшемуся за свободу.

Подвиг героя (по стихотворению Джорджа Байрона “Ты кончил жизни путь. “) (4 вариант)

Байрон, замечательный английский поэт, известен во всем мире как певец свободы. Многие из его произведений посвящены людям, готовым отдать жизнь в борьбе за независимость.
Стихотворение Байрона “Ты кончил жизни путь. ” — о человеке, судьба которого была тесно связана с судьбой родины. Этот герой жил во имя свободы своего народа и во имя этой свободы умер.

  • Головна
  • Контакти
  • Реклама

УкрЛіб © 2000 — 2021, Євген Васильєв
При використанні матеріалів сайту, посилання на УкрЛіб обов’язкове.

УкрЛіб — читати повністю книги українською мовою

«Поэтический гений Байрона»

Поселившись в Италии, Байрон примкнул к тайной революционной организации итальянских патриотов — карбонариев. Они задумали освободить свою страну от австрийского ига, но в 1821 г. потерпели поражение.

Летом 1823 г. Байрон отправился в Грецию, чтобы принять участие в борьбе греческого народа против владычества турок. Поэт умер в Греции, ее народ оплакивал Байрона как своего национального героя.

В «Паломничестве Чайльд Гарольда» (первые две песни — 1812 г., третья — 1816 г., четвертая — 1818 г.) Байрон, обличая реакцию, прославлял народы Испании, Италии, Греции, которые сражались за свое освобождение от власти чужеземцев. Он вдохновлял на борьбу тех, кто медлил взяться за оружие. Чайльд Гарольд, герой поэмы, разочарованный в светском обществе, многими чертами напоминал своего создателя.

В Гяуре, Корсаре, Ларе — романтических героях одноименных восточных поэм (1813 — 1816) Байрона — нетрудно узнать, по словам В. Г. Белинского, «колоссальную, гордую и непреклонную личность» самого поэта. Эти герои порвали с ненавистным обществом, стали изгнанниками, найдя пристанище на лоне роскошной экзотической природы. Им свойственны бурные страсти. Их гордость, воля, стремление к свободе неукротимы. Они ни перед кем не склонят головы.

Читайте также:
Образцы лирики Байрона: сочинение

Подобные герои захватывали воображение современников Байрона, которые видели в них борцов за освобождение человеческой личности. Автор восточных поэм, по выражению А. С. Пушкина, надолго стал признанным «властителем. дум».

В образах романтических героев — страдальца Бонивара, заточенного в Шильонский замок за республиканские убеждения (поэма «Шильонский узник», 1816), трагически одинокого Манфреда (драматическая поэма «Манфред», 1817), богоборца Каина (драматическая поэма «Каин», 1821) — Байрон славил человеческий разум и волю, мужество бунтарей, восстающих против земных порядков или же против законов самой Вселенной.

В поэзии Байрона раскрылось богатство его души, исполненной гражданских чувств, глубоких страстей, восторга перед красотой искусства и природы.

Незаконченный стихотворный роман «Дон Жуан» (1818 — 1823) Пушкин считал шедевром Байрона, а Гёте — «бесконечно гениальным произведением». Юный Дон Жуан ничем не похож на прежних романтических героев — он самый обыкновенный человек. Его многочисленные приключения в разных странах дают Байрону повод для критики общественной и политической жизни Европы, поэтому лирические отступления порой совсем заслоняют повествование о жизни героя. Байрон — и лирик, воспевающий поэтическую любовь Жуана и Гайдэ, выражающий собственные чувства и мысли о жизни и правах людей, о природе, и сатирик, осмеивающий торгашество, лицемерие, ханжество, бичующий душителей свободы — реакционных правителей европейских государств.

Я возглашаю: камни научу я

Громить тиранов! Пусть не говорит

Никто, что льстил я тронам! Вам кричу я,

Мир в оковах рабской тьмы

Таким, каким был он, показали мы!(«Дон Жуан», перевод Т. Гнедич.)

Общественное значение творчества Байрона, по мнению Белинского, в том, что поэт стремился «не столько к изображению современного человечества, сколько к суду над его прошедшею и настоящею историей».

Перси Биши Шелли (1792-1822)

Духом протеста и свободы овеяна и революционно-романтическая поэзия друга Байрона — Перси Биши Шелли.

Так же как и Байрон, Шелли происходил из аристократической семьи. Подобно Байрону, и он был вынужден покинуть родину: революционность его первых творений напугала английские правящие классы, и они подняли против него кампанию травли и клеветы.

Шелли поселился в Италии. Однако и вдали от Англии он живо и взволнованно откликался на происходящие в ней политические события.

Как и Байрон, с которым он часто встречался, Шелли приветствовал национально-освободительную борьбу народов Италии, Испании, Греции. Погиб он случайно. Внезапно налетевшая буря опрокинула лодку, в которой он плыл по озеру.

сочинение, размышления на заданную тема или рецензия

Перси Биши Шелли.

Уже в ранних стихах Шелли выражены свободолюбивые мысли и чувства. Юношей он отверг религию. За трактат «Необходимость атеизма» (1811) его исключили из Оксфордского университета. Как и Байрон, Шелли дорожил идеями французской революции. Однако в политических взглядах Шелли пошел дальше своего друга: он воспринял идеи утопического социализма (см. т. 8 ДЭ, ст. «Томас Мор и его «Утопия» и «Шарль Фурье»).

Обличая несправедливость, гнет церкви, монархии, Шелли вдохновлялся идеалом будущего свободного бесклассового общества. В символической поэме «Восстание ислама» (1818) он запечатлел борьбу народа фантастического Золотого города и создал революционно-романтические образы вождей восстания — девушки Цитны и юноши Лаона. Уверенные в будущей победе над тиранией, они бесстрашно встретили смерть.

В лирической драме «Освобожденный Прометей» (1819) Шелли в судьбе ее героя воплотил страдания, мужество, подвиги человечества. Величественный апофеоз венчает драму Шелли: под освобождением Прометея поэт подразумевал будущее раскрепощение человечества.

Сцою веру в наступление «золотого века» он высказывает такими словами:

Повсюду будет вольным человек,

Брат будет равен брату, все преграды

Исчезли меж людьми. Племен, народов,

Сословий больше нет — в одно все слились.(Перевод С. Маршака.)

Просто и сильно написал Шелли песнь «Людям Англии» (1819), выразив в ней справедливый гнев против трутней — капиталистов, присваивающих плоды труда рабочих и крестьян. Шелли призывает тружеников силой оружия освободиться от власти этих трутней.

Байрон в национально-освободительной борьбе своего времени видел развитие французской революции. Шелли предугадывал далекое социалистическое будущее; именно поэтому Фридрих Белинский назвал его гениальным пророком.

Вальтер Скотт (1771 — 1832)

Вальтер Скотт, старший современник Байрона и Шелли, стал зачинателем исторического романа — нового. жанра в литературе. Наблюдая современную жизнь и изучая историю, он понял, что и в прошлые века в обществе шла непрерывная борьба между старым, отживающим и новыми, прогрессивными началами. В своих романах, где бы ни происходило действие, Вальтер Скотт изображал переломные исторические моменты, когда решались судьбы отдельных людей и целых народов. Так, в «Пуританах» (1816), романе, который очень любил Карл Маркс, шотландский народ восстает против деспотизма церкви и монархии. В «Айвенго» (1820), где показана Англия XII в., идет непрерывная борьба саксонских землевладельцев и крестьян против норманнских феодалов, чувствующих себя хозяевами Англии. В «Квентине Дорварде» (1823), действие которого происходит во Франции второй половины XV в., отражено становление абсолютистской монархии в борьбе с феодализмом.

С большим мастерством передает Вальтер Скотт исторические и национальные особенности разных эпох, стран, народов. В «Уэверли» (1814), «Роб Рое» (1818), «Эдинбургской темнице» (1818), как живая, встает родина писателя — Шотландия, ее суровая и величественная природа. На фоне народных сцен действуют герои В. Скотта: мятежный Роб-Рой мстит за обиды, причиненные ему и его народу; самоотверженная крестьянская девушка Дженни Динс пешком добирается до Лондона, движимая одной мыслью — спасти свою сестру Эффи, приговоренную к казни за преступление, которое она не совершала. Свои симпатии к народу писатель выразил в романе «Айвенго» в образе Робина Гуда, названного в романе вольным стрелком Локсли.

Под волшебным пером В. Скотта прошлое ожило, заиграло яркими красками. Глазами романтика смотрит писатель на ушедший мир, любуясь им, жалея, что он канул в небытие, и в то же время понимая, что ход истории требует замены старых форм жизни новыми.

Читайте также:
Образцы лирики Байрона: сочинение

В своих романах В. Скотт, шотландский чародей (так называли писателя современники), гениально показал связь судеб отдельных личностей с историческими судьбами народов.

Чарлз Диккенс (1812-1870)

С творчеством Чарлза Диккенса и Уильяма Теккерея в английской литературе утверждается реализм. В романах Чарлза Диккенса широко показана жизнь Англии XIX в. с ее конфликтами и противоречиями.

Писатель-реалист мечтал о том, что его творчество поможет искоренить социальные язвы и сделает жизнь людей счастливее и лучше. В первой книге Чарлза Диккенса — «Посмертные записки Пикквикского клуба» (1836 — 1837) — весело и заразительно звучит смех молодого писателя.

Его наивные герои — мистер Пикквик, Снодграс, Тапммен и Уинкль — то и дело попадают в комические положения из-за своего непонимания реальной жизни. Неизменной симпатией читателей пользуется остроумный слуга мистера Пикквика Самюэл Уэллер.

Некоторые эпизоды романа приоткрывают и темные стороны действительности: пикквикисты встречались иной раз с корыстью, им пришлось столкнуться с фальшью избирательной системы. Мистер

Пикквик познал несправедливость английского суда и ужасы английских тюрем. Эти эпизоды не главные в первой книге Диккенса, но в них уже ощущаются элементы сатиры, которая в дальнейшем творчестве писателя станет главным его оружием в обличении и общественной несправедливости, алчности и жестокости.

Диккенс еще в детские годы изведал нужду и унижения. Его отец, мелкий служащий, не мог обеспечить семье безбедное существование. Когда Чарлзу было двенадцать лет, его отец попал в долговую тюрьму.

Одаренному мальчику пришлось бросить учение и наняться на фабрику ваксы. Страдания, перенесенные в детскиэ годы, бесспорно, обострили внимание Диккэнса к бедственной жизни молодого поколения Англии.

Школьная Энциклопедия

Nav view search

Навигация

Искать

Поэтический гений Байрона

Подробности Категория: Поэзия XIX века Опубликовано 19.11.2019 15:00 Просмотров: 1448

Джордж Гордон Байрон – один из основоположников английского романтизма (наряду с Перси Шелли и Джоном Китсом).

Популярности его творчества способствовали, помимо несомненной одарённости, также оригинальная личность поэта, «живое пламя» его стихов, его драматическая судьба. Но отношение современников было неоднозначным: пылкий восторг – с одной стороны, и злобная ненависть – с другой.

Ричард Весталл. Портрет Байрона (1813)
Будущий поэт родился в Лондоне, в Ньюстедском аббатстве, в 1788 г.

Ньюстедское аббатство – родовое владение Байронов. Разрушено во время тюдоровской секуляризации (изъятия церковной собственности в пользу государства)
Титул лорда не означал богатства. Учился в гимназии, затем в Хэрроу в одной из известнейших и старейших британских частных школ для мальчиков, а затем в Кембриджском университете. Много читал, отлично плавал, ездил верхом, боксировал.

Байрон в 1804 г. Автор портрета неизвестен
Здесь же, в Хэрроу, Байрон написал несколько стихотворений, а в 1807 г. издал свою первую книгу собрания стихов «Часы досуга», которая принесла ему известность. Беспощадная критика на «Часы досуга» явилась в «Эдинбургском Обозрении» лишь спустя год, а за это время молодой поэт успел уже много сочинить, поэтому запоздалую критику воспринял с огорчением, но спокойно.

Романтические поэмы

Поэтический дар Байрона созрел в бурной атмосфере его эпохи. Национально-освободительное движение в Европе не обошло и Англию: здесь ширились стихийные выступления луддитов (разрушителей машин). С точки зрения луддитов, машины вытесняли из производства людей, что приводило к технологической безработице. Часто их протест выражался в погромах и разрушении машин и оборудования. Молодой поэт в своих стихах и поэмах призывал не мириться с действительностью. В Палате лордов в 1812 г. он произнёс речь в защиту луддитов, за это в 1816 г. вынужден был навсегда покинуть родину. Поселившись в Италии, Байрон примкнул к тайной революционной организации итальянских патриотов – карбонариев. Они задумали освободить свою страну от австрийского ига, но в 1821 г. потерпели поражение.

Памятник Байрону в Риме (Италия)
Летом 1823 г. Байрон отправился в Грецию, чтобы принять участие в борьбе греческого народа против владычества турок. Поэт и умер в Греции в 1824 г., и ее народ оплакал Байрона как своего национального героя.

Памятник Байрону в Афинах (Греция)
В период между 1812-1818 гг. Байрон публикует поэму «Паломничество Чайльд-Га́рольда», в которой выразил чувства тоски и разочарования своего поколения, утомлённого эпохой Великой французской революции и последовавших за ней наполеоновских войн. Чайльд-Гарольд – молодой человек, пресыщенный жизнью и разочарованный в ней, он ищет приключений в незнакомых землях. Эту поэму принято считать автобиографичной. Так появился первый пример байронического героя: человека высокого интеллекта, умеющего легко приспособиться к новым ситуациям и использовать хитрость для собственной выгоды; он образован, воспитан и умён, наделён внешней привлекательностью, стилем и тактом; он непочтителен к любой власти и, таким образом, всегда изгнанник или изгой; он высокомерен и несколько циничен, легко обольщает женщин; образ байронического героя всегда окутан тайной.
В романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин сравнивает Онегина с Чайльд-Гарольдом.

Байрон. Из «Чайльд-Гарольда»

Прости, прости мой край родной!
Ты тонешь в лоне вод.
Ревет под ветром вал морской,
Свой крик мне чайка шлет.
На запад, солнцу по пути,
Плыву во тьме ночной.
Да будет тих твой сон! прости,
Прости, мой край родной!

Не долго ждать: гоня туман,
Взойдет и день опять.
Увижу небо, океан;
Отчизны — не видать.
Заглохнет замок мой родной;
Травою зарастет
Широкий двор; поднимет вой
Собака у ворот.

(Перевод М. Михайлова)

Томас Филлипс. Портрет Лорда Байрона в албанской одежде (1835)
В Европе и России пик байронизма пришёлся на 1820-е годы. В. Белинский писал: «Все заговорили о Байроне, и байронизм сделался пунктом помешательства для прекрасных душ. Вот с этого-то времени и начали появляться у нас толпами маленькие великие люди с печатию проклятия на челе, с отчаянием в душе, с разочарованием в сердце, с глубоким презрением к «ничтожной толпе». Герои сделались вдруг очень дешевы. Всякий мальчик, которого учитель оставил без обеда за незнание урока, утешал себя в горе фразами о преследующем его роке и о непреклонности своей души, поражённой, но не побежденной».

Читайте также:
Высказывания Белинского о Байроне: сочинение

Чайльд Гарольд у мятежных албанцев (сулиотов). Иллюстрация В. Весталла к поэме Д. Байрона «Паломничество Чайльд- Гарольда»
В 1816 г. Джордж Байрон и его друг Перси Биши Шелли посетили Шильонский замок и задержались здесь на два дня из-за проливного дождя. Здесь и была написана романтическая поэма «Шильонский узник».
В 1530-1536 гг. в Шильонском замке был заключён Франсуа Бонивар, настоятель монастыря Святого Виктора. Он противостоял попыткам Карла III Савойского утвердиться в Женеве, за что и был заключён в тюрьму с 1519 по 1521 г. Но это не остановило Бонивара, и он продолжил свою политическую деятельность. В 1530 г. разбойники доставили его к герцогу Савойскому, и вновь он был заключён в подземелье, на этот раз в Шильонском замке. В 1536 г. Бонивар был освобождён жителями Берна.
На русский язык поэма была переведена В.А. Жуковским. Жуковский сам посетил Шильонский замок и подземную темницу Бонивара. В предисловии к своему переводу он писал: «Темница, в которой страдал несчастный Бонивар, выдолблена в гранитном утёсе: своды её, поддерживаемые семью колоннами, опираются на дикую, необтёсанную скалу. На одной из колонн висит ещё то кольцо, к которому была прикреплена цепь Бониварова. А на полу, у подошвы той же колонны, заметна впадина, вытоптанная ногами несчастного, который столько времени вынужден был ходить на цепи своей всё по одному месту».

Отрывок из поэмы Байрона «Шильонский узник»

День приходил, день уходил,
Шли годы – я их не считал:
Я, мнилось, память потерял
О переменах на земли.
И люди наконец пришли
Мне волю бедную отдать.
За что и как? О том узнать
И не помыслил я – давно
Считать привык я за одно:
Без цепи ль я, в цепи ль я был,
Я безнадежность полюбил;
И им я холодно внимал,
И равнодушно цепь скидал,
И подземелье стало вдруг
Мне милой кровлей. там все друг,
Все однодомец было мой:
Паук темничный надо мной
Там мирно ткал в моем окне;
За резвой мышью при луне
Я там подсматривать любил;
Я к цепи руку приучил;
И. столь себе неверны мы! –
Когда за дверь своей тюрьмы
На волю я перешагнул –
Я о тюрьме своей вздохнул.

(Перевод В.А. Жуковского)

Кроме указанных, Байрон сочинил также другие романтические поэмы: «Абидосская невеста» (1813), «Гяур» (1813), «Корсар» (1814), «Манфред» (1817), «Мазепа» (1819), «Каин» (1821), «Лара» и другие. В них, по словам В. Г. Белинского, угадывается «колоссальная, гордая и непреклонная личность» самого поэта. Герои этих поэм порвали с обществом, стали изгнанниками, найдя пристанище на лоне экзотической природы. Им свойственны бурные страсти. Их гордость, воля, стремление к свободе неукротимы. Они ни перед кем не склонят головы. Подобные герои захватывали воображение современников Байрона, которые видели в них борцов за освобождение человеческой личности. Автор этих поэм, по выражению А.С. Пушкина, надолго стал признанным «властителем дум».
В своих романтических поэмах Байрон славил человеческий разум и волю, мужество бунтарей, восстающих против земных порядков и даже против законов самой Вселенной.

Лирика Байрона

Томас Филлипс. Портрет Байрона (1813)

Одновременно с романтическими поэмами Байрон писал любовную и героическую лирику, к которой относится цикл «Еврейские мелодии». Поэт хорошо знал и любил Библию с детства и в «Еврейских мелодиях» сумел передать лиризм и эпичность эпизодов этого памятника древней литературы. В стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!» Байрон говорит о человеке, который сознательно пожертвовал жизнью для блага отечества, и восхищается им.

Ты кончил жизни путь, герой!
Теперь твоя начнётся слава,
И в песнях родины святой
Жить будет образ величавый,
Жить будет мужество твоё,
Освободившее её.

Пока свободен твой народ,
Он позабыть тебя не в силах.
Ты пал! Но кровь твоя течёт
Не по земле, а в наших жилах;
Отвагу мощную вдохнуть
Твой подвиг должен в нашу грудь.

Врага заставим мы бледнеть,
Коль назовём тебя средь боя;
Дев наших хоры станут петь
О смерти доблестной героя;
Но слёз не будет на очах:
Плач оскорбил бы славный прах.

(Перевод А. Плещеева)

В этом цикле есть стихотворения, навеянные также личными воспоминаниями и переживаниями поэта.

Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!
‎Вот арфа золотая:
Пускай персты твои, промчавшися по ней,
‎Пробудят в струнах звуки рая.
И если не навек надежды рок унес,
‎Они в груди моей проснутся,
И если есть в очах застывших капля слез —
‎Они растают и прольются.

Пусть будет песнь твоя дика. Как мой венец,
‎Мне тягостны веселья звуки!
Я говорю тебе: я слез хочу, певец,
‎Иль разорвется грудь от муки.
Страданьями была упитана она,
‎Томилась долго и безмолвно;
И грозный час настал — теперь она полна,
‎Как кубок смерти, яда полный.

(Перевод М.Ю. Лермонтова)

После поражения Наполеона при Ватерлоо и последовавших за этим политических событий в Англии и Франции Байрон написал ряд произведений о Наполеоне: «Прощание Наполеона», «С французского», «Звезда Почетного легиона» и др. В цикле о Наполеоне Байрон занимал антишовинистическую позицию, считая, что Англия, ведя войну с Францией и Наполеоном, принесла много бедствий своему народу.

Байрон «Прощание Наполеона»

Прощай, о страна, над которой восстала
Тень славы моей, что росла без границ!
В анналы твои моя доблесть вписала
Немало блестящих и мрачных страниц.
Когда, завлеченный побед метеором,
Свернувши с пути, проиграл я войну,
Меня трепетали народы, которым
Был страшен я даже в позорном плену.
Прощай же, о Франция! Венчан тобою,
Тебя превратил я в бесценный алмаз;
Ты пала, подкошена трудной борьбою,
С тобою расстаться я должен сейчас.
Сердца ветеранов отчаянье ранит,
Хотя одолели мы множество бед;
Орел мой, орел мой уже не воспрянет
К высокому солнцу, к светилу побед.
Прощай же, о край мой! Но если свободы
Ты снова услышишь знакомый призыв –
Фиалок надежды увядшие всходы
Ты вновь оживишь, их слезой оросив.
Меня призовешь ты для гордого мщенья,
Всех недругов наших смету я в борьбе,
В цепи, нас сковавшей, есть слабые звенья:
Избранником снова вернусь я к тебе!

Читайте также:
Жизнь и творчество Джорджа Байрона: сочинение

(Перевод В. Луговского)

Любовная лирика Байрона отличается необыкновенным богатством и разнообразием: в ней и благородство, и нежность, и глубокий гуманизм. В сборнике «Еврейские мелодии» Байрон создаёт свой идеал любви. Настоящими жемчужинами поэзии являются его стихи «Подражание Катуллу», «В альбом», «Афинянке», «К Тирзе», «Решусь», «На вопрос о начале любви», «Подражание португальскому», «Разлука», «О, если там, за небесами», «Ты плакала», «Стансы к Августе» и др.

Байрон «Подражание Катуллу»

О, только б огонь этих глаз целовать
Я тысячи раз не устал бы желать.
Всегда погружать мои губы в их свет –
В одном поцелуе прошло бы сто лет.

Но разве душа утомится, любя.
Все льнул бы к тебе, целовал бы тебя,
Ничто б не могло губ от губ оторвать:
Мы все б целовались опять и опять;

И пусть поцелуям не будет числа,
Как зернам на ниве, где жатва спела.
И мысль о разлуке не стоит труда:
Могу ль изменить? Никогда, никогда.

(Перевод А.А. Блока)

В поэзии Байрона раскрылось богатство его души, взволнованной глубокими страстями, восторгом перед красотой искусства и природы.
В своём незаконченном стихотворном романе «Дон-Жуан» (1818-1823), который Пушкин считал шедевром, Байрон воспевает поэтическую любовь Жуана и Гайдэ, одновременно рассказывая о жизни и нравах людей, о природе. Осмеивает торгашество, лицемерие, ханжество, бичует реакционных правителей европейских государств:

Я возглашаю: камни научу я
Громить тиранов!
Пусть не говорит
Никто, что льстил я тронам!
Вам кричу я:
– Потомки!
Мир в оковах рабской тьмы,
Таким, как был он, показали мы!

Жизнь и творчество Байрона

Джордж Гордон Байрон (1788-1824 гг.) относится к одним из знаменитых английских поэтов направления романтизма.

Байрон является уроженцем Лондона и появляется на свет в семействе лорда, потерявшего состояния, имеющего нормандское происхождение. С рождения Джордж имеет физический недостаток в виде хромоты, причиняющий глубокие душевные страдания для Байрона.

Начальное образование будущий поэт получает первоначально в частной школе, затем переведясь в классическую гимназию, после окончания которой Джордж становится слушателем Кембриджского университета.

В период студенчества начинается творческая биография Байрона в виде его дебютной книги стихотворений под названием «Часы досуга», после выхода которой поэт решает посвятить свою жизнь литературной деятельности. Однако через год первые стихи Байрона подвергаются жесткой критике, но поэт уже подвластен писательскому ремеслу, поскольку из-под его пера выходит множество различных произведений, среди которых роман, поэма, мелкие стихотворения. Спустя несколько лет Байрон ответит на критику его первых стихов поэмой «Британские барды», получившей всемирное признание и огромную популярность для автора.

По окончании Кембриджа Байрон совершает путешествие по странам Европы и Азии, по окончании которого представляет читательской аудитории поэму «По стопам Горация» и поэтические путевые заметки.

Вернувшись на родину, Байрон принимается за создание новой поэмы, названной поэтом «Паломничество Чарльд-Гарольда», в образе персонажа которой воплощается новый герой, непримиримый с общественной моралью.

Затем Байрон становится членом Палаты лордов, место которого достается ему после смерти деда по наследству, и участвуя в заседаниях отстаивает собственную позицию по защите интересов граждан страны не только в гневных поэтических произведениях, но и в своих выступлениях в Палате.

Творческая биография поэта в этот период пополняется серией романтических поэм, в числе которых «Гяур», «Лара», «Осада Коринфа».

В это же время меняется и семейная жизнь Байрона, поскольку он выступает в брак с Аннабеллой Мильбенк, имеющей аристократическое патриархальное происхождение и демонстрирующей впоследствии свое несогласие с общественным взглядами мужа. В браке у Байрона рождается дочь Ада, но когда малышке исполняется лишь год жена уходит от поэта, а ее родители инициируют бракоразводный процесс, в связи с чем под давлением общественного мнения Байрон покидает Англию до конца своей жизни.

Последние годы жизни поэт проводят сначала в Швейцарии, а затем в Италии, создавая свои поэтические шедевры, среди которых «Шильонский узник», «Вернер», «Дон Жуан».

Жизнь поэта прерывается в возрасте тридцати шести лет по причине простудного заболевания, однако его литературное наследие оказывает огромное влияние на развитие мировой литературы XIX века посредством созданного Байроном направления, названного впоследствии байронизмом.

2 вариант

Джордж Гордон Байрон родился 22 января 1788 года в Лондоне, в аристократической и бедной семье. Детство мальчика было тяжелым: отец скончался рано, они с матерью переехали в фамильное имение, которое требовало срочного ремонта. Также Джордж мучился из-за врожденной хромоты. Дошло того, что он просил лечащего доктора провести ампутацию больной ноги. Байрон страдал и от лишнего веса – в 17 лет он весил 100 килограммов при росте 172 сантиметра. Такие события заставили Байрона закрыться в себе, он открывался и становился собой только с книгами наедине.

Учился Джордж сначала дома под присмотром учителя, позже – в частной школе. В 1801 году он присоединился к ученикам из школы для аристократов в небольшом городке Харроу, а через 4 года стал студентом Тринити-колледжа при Кембридже.

Первой книгой Байрона стала «Стихи на случай», которая издана в 1806 году. Позже он написал еще один сборник стихов – «Часы досуга». Критики очень плохо отреагировали на появление нового поэта и засмеяли его пролог ко второй книге, однако Байрон не потерялся и представил им едкую сатиру «Английские барды и шотландские обозреватели». Сатира стала одной из самых известных его произведений. В 1809 году уехал из Великобритании, так как бежал от кредиторов, потому что, в студенческие годы он слишком увлекался карточными играми. Посетив Испанию и Грецию, он написал поэму под названием «Паломничество Чайльд-Гарольда», в которой главный герой отражает самого автора.

Читайте также:
Образцы лирики Байрона: сочинение

Первые две части «Чайльд-Гарольда» увидели свет в 1812 году и в этот же момент одарили славой и успехом Байрона. Следующие 2 года работал над произведениями – «Абидосская невеста», «Лара» и «Гяур». Также он опубликовал третью часть «Чайльд-Гарольда» и даже официально развестись с женой. В связи со смертью матери он продает фамильное поместье и переезжает в небольшую швейцарскую деревню. Байрону не сидится на месте, и он снова переезжает, только теперь в Венецию. Здесь он дописал последнюю часть «Чайльд-Гарольда», а в 1818 году начал работать над поэмой «Дон Жуан». Именно эту поэму критики оценили, как самое лучшее из творчества поэта, но читатели так и не смогли узнать о завершении приключений Жуана, потому что жизнь писателя подошла к концу.

Личная жизнь Джорджа была все время окружена разными слухами. Первой и единственной женой стала Анна Милбенк, которая родила ему дочь Аду. Через определенное время Анна рассталась с мужем. Известно, что Ада стала первым программистом во всем мире. В 1819 году новой возлюбленной Джорджа стала Клэр Клэрмонт, она подарила ему дочь Аллегру, которая скончалась в возрасте пяти лет. После лорд имел роман с многими представительницами прекрасного пола. Последней стала Тереза Гвиччиоли.

В 1924 году поэт уехал в Грецию для поддержки бунта против властвования турков. Он жил с повстанцами в бараках, таким образом за короткое время подхватил лихорадку и по истечению нескольких дней, 19 апреля 1924 года, скончался. Известно, что медицинскими работниками было забальзамировано определенные внутренние органы Байрона, которые они оставили в церкви. Тело захоронили недалеко от фамильного имения.

В мире существуют несколько памятников поэту: один расположен в Греции и в датском музее, а два – в Италии.

Вот такой была жизнь известного поэта Джорджа Гордона Байрона.

Жизнь и творчество Байрона

Интересные ответы

Африка – материк, на территории которого существовала одна из древнейших цивилизаций – египетская. В нынешнее время на континенте существуют народы, которых обошли стороной современная жизнь

Класс Ракообразные (лат. Crustacea) — членистоногие. Обычно это морские животные, живущие в пресной воде, но некоторые крабы живут на суше. К ним относятся такие животные, как креветки, крабы, раки, омары и криль.

Кинолог – это человек, занимающийся обучением и воспитанием собак в целом. В обязанности кинолога входит, не только дрессировка пса, но и простое общение с ним

Турецкая Республика, государство, расположенное в, основном, на Юго-Западе Азии, не является лидером среди стран ни по численности населения, ни по площади территории. Несмотря на это

В химии есть 2 раздела: органика и неорганика. В органическую химию входит много соединений: спирты, нуклеиновые кислоты, алканы, алкены, белки и так далее. Одними из представителей данного раздела являются жиры, они же триглицериды.

Статьи об авторе » Р.Усманов. Джордж Гордон Байрон

Творчество великого английского поэта Байрона вошло в историю мировой литературы как выдающееся художественное явление, связанное с эпохой романтизма. Возникшее в Западной Европе в конце XVIII – начале XIX века новое направление в искусстве было реакцией на Французскую революцию и связанное с нею просветительство.

Неудовлетворенность результатами Французской революции, усиление политической реакции в странах Европы вслед за ней оказались подходящей почвой для развития романтизма. Среди романтиков одни призывали общество вернуться к прежнему патриархальному быту, к средневековью и, отказываясь от решения насущных проблем современности, уходили в мир религиозной мистики; другие выражали интересы демократических и революционных масс, призывая продолжить дело Французской революции и воплотить в жизнь идеи свободы, равенства и братства. Пламенный защитник национально-освободительного движения народов, обличитель тирании и политики захватнических войн, Байрон стал одним из ведущих зачинателей прогрессивного направления в романтизме. Новаторский дух поэзии Байрона, его художественный метод романтика нового типа был подхвачен и развит последующими поколениями поэтов и писателей разных национальных литератур.

Выступления Байрона, осуждающие колониальную политику английского правительства, подавление свободы и принятие жестоких законов, направленных против трудового народа Великобритании, вызвали ненависть правящих кругов Англии. Эту ненависть к Байрону французский писатель Стендаль, современник поэта, определил как «ненависть политическую» <Стендаль. Собр. соч. в 15 тт. М., «Правда». 1959, т, 7. с. 297>. Враждебная кампания против поэта, начавшаяся в 1816 году, вынудила его навсегда покинуть родину. В изгнании Байрон принял активное участие в движении итальянских карбонариев и греческих повстанцев за независимость Италии и Греции.

И как поэт и как борец за свободу Байрон был «властителем дум» для своего времени, но и в дальнейшем его творчество продолжало оставаться актуальным. Энгельс, отмечая рост популярности среди трудящихся Англии двух революционных поэтов – Шелли и Байрона, – писал: «. гениальный пророк Шелли и Байрон со своей страстностью и горькой сатирой на современное общество имеют больше всего читателей среди рабочих; буржуа держит у себя только так называемые «семейные издания», выхолощенные и приспособленные к современной лицемерной морали» <Маркс и Ф. Энгельс. Об искусстве, М., «Искусство.» 1957,т. I, с. 233.>.

Прошло свыше полутора веков со дня смерти Байрона, но интерес к его личности и к его творчеству по-прежнему велик, и вокруг его имени до сих пор бушуют страсти и ведутся споры. Наряду с объективной оценкой его творчества, с изучением его в комплексе всех проблем, исторических и эстетических, в литературе о Байроне имеются работы, в которых некоторые зарубежные литературоведы пытаются рассматривать творчество поэта лишь как иллюстрацию к его биографии и в каждом его произведении видят намеки на те или иные факты его личной жизни.

В основу советского байроноведения легли традиции передовой русской критики, начало которой дали Пушкин и декабристы, критики, получившей развитие в трудах революционных демократов, в особенности Белинского.

Пушкин назвал Байрона гением и новизну его поэзии воспел во многих своих произведениях. Личность Байрона, его характер великий русский поэт сравнил со стихией моря:

Читайте также:
Высказывания Белинского о Байроне: сочинение

В своих записях, набросках Статей, высказываниях о Байроне Пушкин показал не только его сильные стороны, но и слабости и противоречия как романтика.

Большое признание снискал Байрон среди декабристов, для которых он был примером служения делу свободы. Декабристы переводили его произведения, посвящали ему стихи и поэмы и первыми в мире высоко оценили пафос революционности в творчестве Байрона.

Таким образом, уже при жизни Байрона Пушкин и декабристы взяли на себя нелегкую в царской России миссию защиты свободолюбивых идей его поэзии, бросив тем самым вызов реакции, царской цензуре, которая заявила, что «безбожное влияние байроновского разума, изуродованного свободомыслием, оставляющее неизгладимый след в умах молодежи, не может быть терпимо правительством» <Цит. по ст.: С. Машинский. Драматургия Байрона и гуманизм. - «Театр», 1938, э 1, с. 58>.

Глубокую оценку общественно-исторического значения творчества Байрона дал в русской критике В. Г. Белинский. Ко времени Белинского в ряде стран, но более всего на родине поэта, появилось довольно значительное число развернутых статей, воспоминаний и книг о Байроне. Белинский начал полемику с авторами, которые прямолинейно судили о творчестве поэта, рассматривая его особенности как результат случайного стечения обстоятельств его жизни и своеобычности его характера. «Видите ли, – говорят они: – он был несчастен в жизни, и оттого меланхолия составляет отличительный характер его произведений», – писал Белинский. – Коротко и ясно! Этак легко можно объяснить и мрачный характер поэзии Байрона: критика будет и недолга и удовлетворительна. Но что Байрон был несчастен в жизни – это уже старая новость: вопрос в том, отчего этот одаренный дивными силами дух был обречен несчастию? Эмпирические критики и тут не задумаются: раздражительный характер, ипохондрия, – скажут одни из них, – и расстройство пищеварения, прибавят, пожалуй, другие, добродушно не догадываясь в низменной простоте своих гастрических воззрений, что подобные малые причины не могут иметь своим результатом такие великие явления, как поэзия Байрона» <В. Г. Белинский. ПСС, М, Изд-во АН СССР, 1955, т. 6, сс. 585-586.>.

Определяя место Байрона в мировой литературе, Белинский указывал, что «всякий великий поэт потому велик, что корни его страдания и блаженства глубоко вросли в почву общественности и истории, что он, следовательно, есть орган и представитель общества, времени, человечества» <Там же, с, 586.>.

Поэты России, начиная с Пушкина и Лермонтова, открыли русскому читателю духовный мир английского поэта, и благодаря им в течение всего XIX и начала XX века вольнолюбивая поэзия Байрона распространилась по всей стране, она пришла и к другим народам России. Один из зачинателей советской поэзии в своей родной литературе, Хади Такташ, писал: «Во мне душа Байрона. »

В годы Советской власти творчество Байрона получило всенародное признание.

Сегодня, когда народы разных континентов борются за свою независимость, идеологи современной мировой реакции пытаются опорочить наследие Байрона, приписывая ему то, что чуждо духу и сути творчества великого поэта. Но наследие Байрона в надежных руках прогрессивного человечества, ибо он всегда оставался верным своим словам:

Джордж Гордон Байрон родился в Лондоне 22 января 1788 года. Как со стороны отца, Джона Байрона, так и со стороны матери, урожденной Кэтрин Гордон, Байрон происходил из высшей аристократии Великобритании, английской и шотландской. Но детство поэта проходило в условиях крайней бедности. Отец Байрона, блестящий гвардейский офицер, так широко и расточительно жил, что за короткий срок растратил состояние двух богатых наследниц – первой своей жены и второй – матери Байрона.

Джон Байрон женился на Кэтрин Гордон будучи вдовцом. От первого брака у него была дочь Августа, которая воспитывалась у своей бабушки, и ее дружба со сводным братом Джорджем началась лишь в 1804 году.

Родители Байрона разошлись вскоре после его рождения. Отец уехал во Францию и там умер, поэтому отца своего поэт представлял только по рассказам близких к нему людей, но к памяти его относился почтительно. «Мы с Августой всегда любили память нашего отца так же, как и друг друга. Если он растратил свое состояние, это касается одних лишь нас, его наследников, и если мы его не упрекаем, кто же еще имеет на это право?» <Байрон. Дневники. Письма. М., Изд-во АН СССР, 1963, с. 311. (Последующие ссылки на это издание даются в сокращении: Дневники, Письма.)>– писал Байрон в июле 1823 года в письме по поводу своей биографии, опубликованной во Франции.

Раннее детство поэта прошло в Шотландии. Он горячо полюбил горную страну, природа которой была столь своеобразна, а история так богата событиями, что картины Шотландии даже после того, как Байрон покинул ее, часто возникали перед его глазами.

До десяти лет Байрон жил с матерью в шотландском городе Эбердине, где начал учиться, когда ему не было и пяти лет.

«Едва выучившись читать, я пристрастился к истории,» <Дневники. Письма, с. 237.>– пишет поэт. О своих эбердинских наставниках, которые менялись один за другим, Байрон рассказывал с добрым юмором: «Свой почерк, который я сам едва разбираю, я приобрел под руководством мистера Дункана. Ему не приходилось особенно гордиться моими успехами. И все же тогда я писал много лучше, чем когда-либо потом» <Там же.>.

В Эбердине Байрон поступает в так называемую Грамматическую школу, в которой было пять классов. Когда Байрон окончил третий, пришло известие из Англии, что умер его двоюродный дед. «Мальчику из Эбердина», как называл его умерший дед Уильям Байрон, переходили по наследству титул лорда и родовое поместье Байронов – Ньюстедское аббатство, находившееся в Ноттингемском графстве. Поместье и замок были запущены, денег для их восстановления не было (от деда остались одни долги), и мать Байрона вскоре сдала Ньюстедское аббатство в аренду, а сама с сыном поселилась неподалеку от Ньюстеда, в Саутвелле.

РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ПОЭЗИИ ДЖОРДЖА ГОРДОНА БАЙРОНА

Романтизм — направление в европейском искусстве 1-й половины XIX в. Романтизм XIX в. во многом противоположен классицизму, предыдущей эпохи и нормами академического искусства. Для романтизма характерно обострённое внимание к душевному миру человека, но, в отличие от сентиментализма, романтиков интересует не обычный человек, а исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Романтический герой испытывает бурные чувства, «мировую скорбь», стремление к совершенству, мечтает об идеале — не случайно символом романтизма стал «голубой цветок», поискам которого посвящает жизнь один из героев Новалиса. Романтик любит и порой идеализирует далёкое средневековье, «первозданную природу», в мощных, исключительных проявлениях которой он видит отражение обуревающих его сильных и противоречивых чувств. Для романтизма характерно убеждение, что не логика и знание, а интуиция и воображение открывают тайны жизни. Привлекательные черты романтизма имеют и обратную сторону. Художник превращается в существо высшего порядка, которого «обычные» люди не могут понять и оценить («гений и толпа», «поэт и чернь» и т.п.). Порыв к идеалу, порой иллюзорному или недостижимому, оборачивается неприятием повседневной жизни, этому идеалу не отвечающий. Отсюда — так называемая «романтическая ирония» по отношению к устоявшейся действительности, которую обыватель принимает всерьёз. Отсюда и внутренняя раздвоенность романтика, вынужденного жить в двух несовместимых мирах идеала и реальности, преходящая порой в протест не только против костной действительности, но и против божественного миропорядка («богоборческие» мотивы у Байрона) В литературе понятие романтизма связано с творчеством авторов: Гёте, Шлегель, Новалиса, Тика, Гельдерлина, Гофмана, Скотта, Вудвортса, Байрона, Шелли, Кольриджа, Ламартина, Мюссе, Гюго, Купера и По. Яркими представителями романтизма в русской литературе были — В. Жуковский, ранний А. Пушкин, ранний Н. Гоголь, М. Лермонтов и др.

Читайте также:
Жизнь и творчество Джорджа Байрона: сочинение

Творчество великого английского поэта Джорджа Гордона Байрона вошло в историю мировой литературы как выдающееся художественное явление, связанное с эпохой романтизма. Неудовлетворённость результатами Французской революции, усиление политической реакции в странах Европы вслед за ней оказались подходящей почвой для развития романтизма. Среди романтиков одни призывали общество вернуться к прежнему патриархальному быту, к средневековью и, отказываясь от решения насущных проблем современности, уходили в мир религиозной мистики; другие выражали интересы демократических и революционных масс, призывая продолжить дело Французской революции и воплотить в жизнь идеи свободы, равенства и братства. Пламенный защитник национально-освободительного движения народов, обличитель тирании и политики захватнических войск, Байрон стал одним из ведущих зачинателей прогрессивного направления в романтизме. Новаторский дух поэзии Байрона, его художественный метод романтики нового типа был подхвачен и развит последующими поколениями поэтов и писателей разных национальных литератур.

Джордж Ноэл Гордон Байрон, с 1798 6-й барон Байрон, широко известный как лорд Байрон (22 января 1788, Дувр — 19 апреля 1824, Миссолунги, Османская Греция) —английский поэт-романтик.

В противоречивом сознании героев байроновских романтических поэм смешались понятия добра и зла, но поэту его герои дороги именно такими, они близки ему по духу. Объективно же Байрон-художник показал трагедию индивидуализма, когда герой, разрушив свои связи с людьми, теряет интерес к собственной жизни, и бунт его во имя личной свободы лишается смысла.

Между Байроном и байроническим героем были явные черты сходства: высокое происхождение, пылкое и отзывчивое сердце в юности, разочарование, злоба, отчаяние. Но байронический герой переживал драмы, о которых Байрон только мечтал.

Герои поэм Байрона выступают как судьи и мстители за поруганное человеческое достоинство; они стремятся к сокрушению оков, насильственно наложенных на человека современным им общественным строем. В их бурных монологах чувствуется отражение гнева, который подспудно зрел в те годы в народной толще и который поэт сумел чутко уловить и выразить в образах своих художественных произведений.

В «восточных поэмах» Байрон развил дальше жанр романтической поэмы. Композиция и идейный замысел этих поэм не укладываются в классицистические нормы.

Романтические поэмы были новым достижением Байрона в поэзии.Их отличает разнообразие поэтического видения душевного мира человека в самые напряженные моменты жизни. Герою, его мыслям, переживаниям созвучна природа и ее стихии. Их движение и непрерывное изменение во времени придают пейзажам в поэмах особую красоту. Где бы ни видел поэт своих героев — на фоне бескрайнего моря, диких скал или развалин замков, — он использует пейзаж не только для того, чтобы подчеркнуть их одиночество, но и показать быстротечность времени.

Новаторский дух поэзии Байрона, его художественный метод романтика нового типа был подхвачен и развит последующими поколениями поэтов и писателей разных национальных литератур. Творчество Байрона было новаторским, в нем содержались идеи, которые волновали как современников, так и последующие поколения. Недосказанное, непонятое Байроном досказывалось или рождало новые споры, но всегда его творчество тревожило умы, будило фантазию.

Стихотворения 1816-1824, 1803-1809, 1809-1816; Дон Жуан; Паломничество Чайльд-Гарольда; Гяур; Абидосская невеста; Корсар; Вампир; Лара; Шильонский узник; Беппо; Мазепа; Ирландская аватара; Видение суда; Остров, или христиан и его товарищи; Гяур (пер.В.Бетаки). Пьесы: Манфред; Марино Фальеро, дож венецианский; Сарданапал; Каин; Преображенный урод; Вернер, или Наследство.

Предпосылки

События Великой французской революции потрясли Европу, однако революция не оправдала возлагавшихся на неё надежд и повела к крушению идеалов, которыми жила эпоха Просвещения. После падения Наполеона и создания Священного союза по Европе распространился дух мрачной реакции. От этого пессимистическое настроение романтически настроенной части общества еще более усилилось.

Годы, предшествовавшие появлению в Европе французских переводов Байрона, были ознаменованы расцветом поэзии «мировой скорби». Шатобриан в лице своего альтер-эго Рене создал новый вариант скорбящего и разочарованного жизнью героя, придав ему черты демонизма, гордости, загадочности, непримиримости. В подражание Рене появились сходные типы — Оберман Сенанкура (1804) и Адольф Бенжамена Констана (1816). Ещё Пушкин справедливо видел в них предшественников Байрона.

Литература

  • Байронизм // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 65—69 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-Х.
  • Байрон в России во второй половине 20-х годов XIX века // Некоторые вопросы русской и советской литературы и методики её преподавания в школе. — Барнаул, 1972. — С. 95—124.
  • Бродский Н. Л. Байрон в русской литературе // Литературный критик. — 1938. — № 4. — С. 114—131.
  • Великий романтик: Байрон и мировая литература / АН СССР, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М: Наука, 1991. — 239 с.
  • Воробьёв В. П. Лермонтов и Байрон. — Смоленск: Маджента, 2009. — 160с
  • Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. — Ленинград: Наука, 1978 . — 423 с.
  • Люсова Ю. В. Рецепция Д. Г. Байрона в России 1810—1830—х гг.: дисс. … канд. фил. наук. — Нижний Новгород, 2006. — 214 с.
  • Маслов В. И. Начальный период байронизма в России. — Киев, 1915. — [4], 132 с.
  • Минчик С. С. Грибоедов и Крым. — Симферополь: Бизнес-Информ, 2011. — 275 с.
  • Стороженко Н. И. Влияние Байрона на европейские литературы // Из области литературы. Статьи, лекции, речи, рецензии. — М., 1902. — С. 173—187.
  • Byron’s political and cultural influence in nineteenth-century Europe. — New Jersey: Humanities Press, 1981. — 210 p.
  • The reception of Byron in Europe. — Volume 1. Southern Europe, France and Romania. — London ; New York: Thoemmes Continuum, 2004. — 233 p.
  • The reception of Byron in Europe. — Volume 2. Northern, Central, and Eastern Europe. — London ; New York: Thoemmes Continuum, 2004. — 500 p.
Читайте также:
Жизнь и творчество Джорджа Байрона: сочинение

Байронизм в Европе

Как пишет академик М. Н. Розанов, во Франции почти ни один представитель «романтической школы» не избег обаяния Байрона. Наиболее последовательно следовал за Байроном поэт Ламартин, впрочем, воспринимавший мир в гораздо более светлых тонах, чем большинство других байронистов. Альфред де Виньи нашёл в Байроне родственное себе пессимистическое настроение, поэтическое выражение которого он умело использовал для собственных задач. Виктор Гюго воспринял байронизм преимущественно с его оппозиционно-политической стороны, ценя в Байроне всего более певца политической свободы, защитника угнетенных народностей и, в особенности, греков. Альфреду де Мюссе, напротив того, оказались гораздо родственнее меланхолия, разочарование, недовольство собой, душевный разлад, свойственные байроновским героям.

Байронизм созвучен поэзии итальянца Леопарди, который, впрочем, достаточно самобытен, чтобы считаться отдельным представителем настроения «мировой скорби». Наиболее законченным типом байрониста на испанской почве считается Эспронседа. В Германии Генрих Гейне придал героям своих трагедий — Альманзору и Ратклиффу — некоторые черты байроновских типов. В Польше Мицкевич отдал обильную дань увлечению тем, кого Пушкин называл «властителем дум»: например, в «Крымских сонетах» замечаются отзвуки «восточных» поэм Байрона. Другой поляк, Юлиуш Словацкий, в 1832—33 гг. издал шесть поэм во вкусе байроновских: «Гуго», «Змея», «Белецкий», «Араб», «Монах», «Ламбро».

Биография Джорджа Байрона

Великий английский поэт, чьим именем названо целое направление в мировой литературе, Джордж Гордон Байрон родился в январе 1788 года в Лондоне, в знатной, но довольно бедной семье. Когда будущему поэту было всего три года, умер его отец. Мать поэта осталась с ребенком на руках практически без средств к существованию. Женщина была вынуждена вернуться в фамильное поместье Ньюстенд Эбби, располагавшееся под Ноттингемом. Позднее это поместье унаследовал Байрон. Жизнь в этом замке была далеко не безоблачной – старое здание разваливалось, счета находились в нищенском состоянии. Из-за постоянных трудностей мать поэта ожесточилась и постоянно придиралась к Джорджу, считая сына далеко неидеальным.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Джордж Гордон Байрон, английский поэт-романтик 440 руб.
  • Реферат Джордж Гордон Байрон, английский поэт-романтик 260 руб.
  • Контрольная работа Джордж Гордон Байрон, английский поэт-романтик 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
К тому же, врожденная хромота Байрона часто становилась предметом насмешек со стороны его сверстников. Будущий поэт серьезно переживал и даже однажды попросил ампутировать ему больную ногу. Предметом насмешек был и вес поэта – к семнадцати годам Байрон весил 102 килограмма при росте 172 см.

Эти обстоятельства не могли не повлиять на характер поэта. Байрон в юности отличался стеснительностью и замкнутостью, комфортно себя чувствовал только в одиночестве. Много времени будущий поэт проводил за чтением. А ощущение непохожести на остальных, собственной ненужности поэт пронес красной нитью через все свои произведения.

Начальное образование Джордж Байрон получил дома, с ним занимался приходящий учитель. Затем поэт продолжил обучение в частной школе в Далвиче. В 1801 году будущий поэт стал учеником закрытой школы для аристократов, находившейся в городе Харроу. В 1805 году Байрон поступил в Тринити-колледж при Кембриджском университете. Несмотря на то, что с ранних лет поэт интересовался литературой, учеба давалась ему сложно.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Популярность Байрона в Европе

Байрон был, вероятно, первой суперзвездой современного типа. В нём сошлось все, что выводит на первые полосы газет и в заголовки теленовостей. Родовитость — как у принца Чарльза, богатство — как у Гетти, красота — как у Алена Делона, участь изгнанника — как у Солженицына, причастность к революциям — как у Че Гевары, скандальный развод — как у Вуди Аллена, слухи о сексуальных отклонениях — как у Майкла Джексона. Не забудем и талант.

— Пётр Вайль. «Гений места»

Вся Европа следила за каждым шагом скандально известного кумира. Поэту нравилось рисоваться перед публикой, фраппировать её своими нескромными признаниями. Гостиные европейских столиц полнились пересудами о его «неправильной» интимной жизни. «Когда лорд Байрон забывал о своей красоте, он предавался мыслям о своем высоком происхождении», — иронизировал Стендаль. Вот как Шелли описывает время их совместного с Байроном проживания на берегу Женевского озера в 1816 году:

Жители домов, выходивших на озеро напротив дома лорда Байрона, пользовались подзорными трубами, чтобы следить за каждым его движением. Одна английская дама от испуга лишилась чувств, когда он вошел в гостиную.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: