Секреты творчества уральского сказочника (П.П.Бажов): сочинение

В чем волшебство сказов П.П. Бажова?

Школьное сочинение

Связь общих героев, как главных, так и второстепенных, объединенных в группы в сказах “Малахитовая шкатулка” писателем сознательно продумывалась для того, чтобы придать книге особую целостность. Порой сказы связывает установка на одинаковое время и место действия. Нередко в них передается словно бы судьба одного трудового семейства: Степана и Насти, их дочки; Катерины и ее супруга умельца Данилы, а дальше и их детей; старателя Леонтия и его сыновей Пантелея и Кости. Подобные семейные истории жили и по сей день продолжают жить на Урале.

Пытливый читатель, взявший в руки данную книгу, обязательно задумается над вопросом, почему она так названа. Малахитовую шкатулку — ларчик из красивейшего уральского камня, наполненный украшениями из других самоцветных камней, подарила на свадьбу рудобою Степану и его жене Насте Хозяйка Медной горы. Этот волшебный подарок имеет важный смысл для понимания не только одноименного сказа, но и всей книги. Шкатулка из зеленого “веселого” камня, которую берегут и передают из поколения в поколение, напоминает о тяжелом труде и упорстве добытчиков уральских подземных богатств, о большом искусстве народных мастеров, гранильщиков и камнерезов. Уральские рабочие, мастера горного дела — герои сказов П. П. Бажова.

Название книги оказалось удачным еще и потому, что писатель постепенно “складывал” в этот сборник, как в шкатулку, все новые и новые произведения. Сказы, как драгоценные камушки, сверкали и переливались народной выдумкой, фантазией и были огранены, обработаны Бажовым с большим писательским мастерством.

Главные герои сказов — простые люди. Люди, для которых счастье в мастерстве. И божественные существа, помогающие этим людям в достижении счастья, не требуют от них аскезы или фанатичного поклонения. Напротив, только честность, добросовестность и умелость открывают тайники Медной горы.

Общие в сказах волшебные персонажи, главные из которых — Хозяйка, или Малахитница, и Полоз. Интересно их происхождение. Еще в глубокой древности сложились у людей представления о том, что подземные богатства охраняют чудесные существа. В фольклоре хранители недр выступают в облике или Хозяина, старика, горного духа, или Хозяйки, девки Азовки. Действия их могут быть враждебны или доброжелательны по отношению к людям.

Такие фантастические предания были широко распространены среди уральских рабочих, многие поколения которых трудились в тяжелейших условиях на “подземной каторге”, в рудниках и шахтах. Стремление объяснить непонятные явления природы вызвало их к жизни, жажда справедливости, желание видеть удачу труженика и наказание угнетателя определили их содержание.

Бажов использует, развивает и дополняет фольклорные традиционные мотивы. Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых, мужественных, творчески одаренных людей. Писатель наделяет ее необыкновенной внешностью. Детали красочного портрета намекают на связь ее с миром природы. Многое роднит эту героиню со сказочной царевной. Не только необыкновенная красота, но и чудесные помощники, выполняющие все ее распоряжения, — разноцветные ящерки. Живет она в прекрасном подземном дворце, куда можно попасть, только преодолев многие испытания, похожие на те, которые проходит и герой волшебной сказки.

Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во владения Хозяйки. Другим — не жениться молодцу, который хочет обрести ее покровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с ней.

Творчеству народных умельцев, истинных художников принадлежит одно из важных мест в сказах Бажова. Неутомимый поиск характеризует, например, мастера Данилу и его сына Митю, стремящихся раскрыть красоту камня, чтоб “сердце радовалось” у людей при взгляде на их работу.

Но не всем дано оценить мастерство умельца. Для барина главное — “сколько камни стоят”. Узнав, что использован недорогой материал, разгневанный барин раздавил и в пыль растоптал Митину “дорогую выдумку”. Как и Данила, исчез Митя.

Историческое прошлое Урала вплетается в сказы Бажова не только эпизодами освоения горных богатств, постройки и расширения заводов, но и все более сильного закрепощения народа и появления в его среде отдельных смельчаков, народных мстителей.

Народ всегда приписывал своим любимым героям особую удачливость и неуязвимость от пуль, а иногда и бессмертие. Следует этому и Бажов. Чудесные силы природы, не только Хозяйка Медной горы, но и волшебная кошка с горящими ушами, как в сказке, помогают смельчакам. Но та же волшебная кошка губит незадачливых добытчиков, барских прихвостней.

Другими чудесными персонажами, связанными с золотыми месторождениями, являются Огневушка-поскакушка и бабка Синюшка, способная девицей обернуться. К таким же персонажам принадлежат и козлик Серебряное копытце, и чудесные мураши (муравьи), и голубая змейка. Эти произведения Бажова ближе к сказкам, он и сам их так иногда называл.

Творения уральского сказочника, созданные на основе фольклора, всенародные по содержанию, человеколюбивые по идеям, абсолютно народны и по стилю, и по языку. Уже не одно поколение читателей веселили и захватывали замечательные сказы Павла Петровича Бажова. И долго-предолго будут они радовать всех своими интереснейшими сюжетами, ведь мудрость сказки принадлежит не единственному человеку и не единственному народу.

Читайте также:
В чем волшебство сказов П. П.Бажова: сочинение

Сказка не ведает рубежей во времени и не знает границ между государствами и языками. Она неизменно нравственна, не выпячивается в нравоучение, обучает игре.

Жизнь и творчество Павла Бажова сочинение

Павел Петрович Бажов родился в далеком 1879 году в городке Сысерть. Отец мальчика был рабочим на заводе и любил употреблять горячительные напитки. Поэтому, ему приходилось часто менять место работы. Мать Павла занималась домашним хозяйством и воспитанием сына.

Маленький Паша очень любил читать. В земской школе он был отличником со всех предметов и знал почти все произведение Пушкина наизусть. Вскоре семья переехала в поселок Полевской. Там парень окончил сельскую школу и поступил в Екатеринбургское духовное училище. После завершения учебы в училище Павел продолжил грызть гранит науки в Пермской духовной семинарии. Но парень не был так религиозным, чтобы стать священником. Ему нравился революционный настрой и желание перемен. Вскоре отец Павла умер, из-за нехватки денег семинарию пришлось бросить.

Павел Петрович устроился работать учителем русского языка в духовное училище Екатеринбурга. Он очень полюбился детям. Учитель даже женился на своей бывшей ученице и обзавелся 7 детенышами.

Но его так привлекла революция 1917 года, что он стал ее яростным участником. Позже Павел даже стал членом Компартии. В это время он подрабатывал журналистом и вырос до редактора.

Известно, что Павел Петрович учился в индустриальных городах, которые не были сказочно привлекательны. Поэтому, молодой студент часто ездил по вдохновение в родной поселок. Там его захватывали рассказы местного сторожа Слышко с сельского фольклора. Парень сильно увлекся народным творчеством и начал собирать, и записывать фольклорные записи. А уже в 1931 году Бажов посетил в Москве конференцию, посвященную фольклору. В результате поездки ему поручили работу над сборником «Дореволюционный фольклор на Урале».

В 1936 году Павел Петрович напечатал в журнале «Девка Азовка». Через 3 года вышел сборник его уральских рассказов «Малахитовая шкатулка». Позже книга переиздавалась, при этом пополняясь новыми рассказами. За этот сборник автор был награжден в 1943 году Сталинской премией второй степени. Также П.Бажов имел самую высокую награду в СССР ‒ Орден Ленина.

За мотивом рассказа Бажова был снят в 1946 году фильм «Каменный цветок». Позже последовали и другие экранизации. Но по-настоящему Павла Петровича прославили мультфильмы, которые полюбились всеми маленькими зрителями. Они снимались по сюжетам его рассказов: «Хозяйка медной горы», «Серебряное копытце», «Подаренка», «Золотые волосы», «Огневушка-поскакушка» и другие.

Произведения П.Бажова охотно переводились на множество языков, и были вдохновителями для численных произведений музыки, живописи, искусства.

В период Великой Отечественной войны Павел Петрович читал вдохновительные лекции и прекратил писать сказки. А зимой 1950 года мастер пера умер в Екатеринбурге, прожив долгую и счастливую жизнь. Он хотел жить в сказке, но это было не реальным, особенно в то буреломное время. Поэтому, Павел написал сказки, чтобы в них, хотя бы на несколько минут, могли пожить малыши.

2 вариант

Павел Бажов известен – это уральский писатель, который написал более пятидесяти интереснейших сказов. Все они посвящены родному Уралу и местным жителям.

Родился Павел Петрович в уральской Сысерти в семье рабочего и рукодельницы. Жизнь в рабочем поселке с детства научила уважать любой труд и родину. Многие старожилы рассказывали различные сказы и предания уральской земли, которые Бажов с увлечением слушал и запоминал. Позднее некоторые из них писатель озвучил в своих произведениях.

После окончания Пермской духовной семинарии Бажов работал учителем русского языка. В это же время он влюбился в свою ученицу Валентину, которая впоследствии стала его женой.

После революции Павел Петрович решил углубиться в политику. К концу 1920 года он был заведующим комитетом народного образования, главой продовольственного отряда в Усть-Каменогорске, т.е. регулировал всю работу народного хозяйства. Но спокойно жить и работать ему мешали постоянные на него доносы, поэтому ему пришлось вернуться в Камышлов.

На Урале он вплотную занялся литературой: работал в газете и возглавлял комитет редакторов по написанию книг. Там же в 1924 году вышла его первая книга «Уральские были», где он описывал жизнь простых уральских рабочих, быт и поверья края. А первый его знаменитый сказ «Девка Азовка» был опубликован лишь в 1936 году.

Все его последующие произведения были похожи на сказочную быль, которая была наполнена волшебством, мистикой и великолепными описаниями природы. Практически каждый его сказ, пронизанный мудростью и нравственностью, читался на одном дыхании, завораживая читателя.

В 1936 году вышли в печать его сказы «Дорогое имячко» и «Медной горы Хозяйка», после которых он получил долгожданную популярность. В этих произведениях он пытался показать всю мощь русского народа, красоту природы и нежность природы.

Читайте также:
Счастье не в счастье, а в его достижении Ф. М. Достоевский. (По произведению Бажова Малахитовая шкатулка): сочинение

Большую известность Бажову принесла книга «Малахитовая шкатулка», за которую он в 1939 году получил Сталинскую премию. Сказы так полюбились читателям, что все экземпляры раскупались очень быстро. В этом сборнике Бажов постарался максимально описать разнообразие и красоту различных преданий Урала.

В начале Великой Отечественной войны Бажов продолжал писать. Тогда его основная цель была поднять боевой дух солдат и отвлечь детей от военных действий.

Труд обычных людей и их таланты были главными темами каждого сказа. Все это он описывал с элементами таинства и волшебства, поэтому эти сказы полюбили не только дети, но и взрослые.

Также читают:

Картинка к сочинению Жизнь и творчество Павла Бажова

Популярные сегодня темы

Данная картина писалась с целью показать людям чудесную природу, которая рядом с нами. Героем данного произведения можно назвать лес, который показан великим и дремучим. Шишкин изображает ели очень

Главный герой рассказа крестьянин Макар. Он беден, дремуч, как место, в котором живет – глухая слободка тайги Якутии. Но «поганых якутов» не любил и отделял себя от них, по чести сказать, разговаривая по-русски плохо.

Данте Алигьери писал «Божественную комедию» более 10 лет. Эпитет «божественная», означающий здесь качество поэмы, привязался к произведению после смерти писателя. Поэма писалась в тяжелые для Италии времена. Противостояние между гвельфами

Старушка – главная героиня рассказа. Помещица. Дает деньги в долг сыну своей знакомой. Этот факт указывает на отзывчивость и человеколюбие. Мало того, пожилая женщина оказалась

Произведение «Левша» Николая Семенович Лескова было опубликовано в 1881 году в журнале «Русь» и в том же году включена в сборник « Праведники» самим автором. Сказка имела также и второе название

П. П. Бажов – сказочник земли уральской

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:29, реферат

Краткое описание

Яркое самобытное творчество Павла Петровича Бажова, автора сказов «Малахитовая шкатулка», – книги, которая по праву вошла в сокровищницу отечественной литературы, прочно связана с жизнью горнозаводского Урала – этой колыбели русской металлургии. Выдающийся советский писатель, писатель – большевик П. Бажов принадлежал к коренному уральскому рабочему роду. Семья Бажовых – это несколько поколений горнозаводских мастеров, людей «огненного труда». Дед и прадед писателя были крепостными рабочими и всю жизнь провели у медеплавильных печей на барских заводах.

Содержание работы

1.П. П. Бажов – сказочник земли уральской.
2.»Малахитовая шкатулка» – труд всей жизни писателя.
3.Сказы» детского тона»: «Огневушка – Поскакушка», « Серебряное копытце», «Голубая змейка» и др.
4.Роль сказов Бажова в развитии детей дошкольного возраста. Моё отношение к сказам Бажова.

Содержимое работы – 1 файл

реферат2 (Автосохраненный).docx

Общие в сказах и волшебные персонажи, главные из которых – Хозяйка или Малахитница, и Полоз. Интересно их происхождение. Ещё в глубокой древности сложилось у людей представления о том, что подземные богатства чудесные существа. В фольклоре хранители недр выступают в облике или Хозяина, старика, горного духа, или Хозяина, девки Азовки. Действия их могут быть враждебны или доброжелательны по отношению к людям.

Все сказы П. Бажова поражают своей простотой, будничностью повествования, завораживает не рассказ, а как бы доверительная беседа, Произведения писателя глубоко народны не только по содержанию, но и по форме, языку, стилю. В сказах нашли яркое выражение специфические особенности русского народного языка, его образность, напевность, жизнерадостная эмоциональная окраска, основанная на столь свойственном русскому народу юморе, то лукаво простодушном, то едком и язвительном, пронизывающую самую ткань народной речи. В своём творчестве П. Бажов возродил живой яркий стиль озорных рассказчиков, воспринятый им от горнозаводских стариков и балагуров.

Литературные сказы П. П. Бажова генетически связаны с фольклором. «Окраска», стиль бажовских сказов совершенно своеобразны из–за стечения в одном тексте стилистически разноплановых языковых средств, но с чувством меры, без «перехлёстывания».

В целом при решении вопроса о мастерстве П. П. Бажова нужно учитывать диаклектическое единство следующих деталей:

1.Сказы написаны на фольклорном материале.

2.они повествуются рассказчиком (дедушкой Слышко в первых рассказах и тд.) в аудитории слушателей.

3.Рассказчик – простой представитель народа, но:

4.Устами его говорит писатель, мастер слова.

5.Сказы повествуют о жизни горно – заводских рабочих Урала.

В сказочном творчестве П. П. Бажова представлено единство фольклорных художественно – изобразительных речевых средств, речевых средств устной речи, особенностей профессиональной (старательской, камнерезной и пр.) и диалектной (уральской) речи, а также индивидуальных писательских особенностей. Последнее при решении вопроса, может быть, даже является начальным, потому что мировоззрение и художественный метод, а также другие индивидуальные писательские особенности обусловливает выбор именно данной их организации в художественном произведении.

Читайте также:
В чем волшебство сказов П. П.Бажова: сочинение

Сказы Бажова – пример мастерского использования народного языка. Бережно и в то же время, творчески относясь к выразительным возможностям народного языка. Бажов избегал злоупотребления местными речениями, псевдонародного «обыгрывания фонетической неграмотности» (выражение Бажова).

Сказы Бажова очень красочны и живописны. Цвет у него выдержан в духе народной живописи, народной уральской вышивки – цельной, густой, спелый. Цветовое богатство сказов не случайно. Она порождена красотой русской природы, красотой Урала. Писатель в своём произведении использовал все возможности русского слова, чтобы передать многообразие цветовой гаммы, её насыщенность и сочность. Столь характерной для русской природы.

Сказы Павла Петровича впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит, язык народных приданий и их народную мудрость. Однако автор не является просто фольклористом – обработчиком, он самостоятельный художник, использующий великолепное знание уральского горняцкого быта и устного творчества для воплощения философских и этических идей. Рассказывая об искусстве и уральских умельцев, о талантливости русского рабочего, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта и характерные для него социальные противоречия. Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о душевной красоте и достоинстве трудового человека, об эстетических и психологических законах творчества. Фантастические персонажи сказов олицетворяют стихийные силы природы, которая доверяет свои тайны только отважным, трудолюбивым и чистым душою. Бажов сумел придать своим фантастическим персонажам необыкновенную поэтичность и наделил их тонкой и сложной психологией.

3.Сказы «детского тона»: «Огневушка-поскакушка», «Серебряное копытце», «Голубая змейка» др.

Сказы Бажова лаконичны, их легко читать. Они универсальны, поскольку свободно воспринимаются и детьми и взрослыми.

Специальный цикл произведений Бажов написал для детей. «Сказами детского тона» он назвал «Серебряное копытце», «Голубую змейку», «Огневушку – Поскакушку», «Таюткино зеркальце». Изображая здесь ту же социально – бытовую среду и те же явления жизни, что и в сказах для взрослых, Бажов, однако, выдвигает на первый план образ ребёнка, его своеобразное воспитание мира. За искпючением «Таюткиного зеркальца», «сказы детского тона менее публицистичны и философичны, сем основные циклы сказов «Малахитовой шкатулки».

Герой – ребёнок не оторван у Бажова от взрослых. Он зачастую помогает глубже понять духовный облик рабочих. Высокой гуманностью, любовью к слабому и беззащитному существу проникнуты отношения рудобоев к попавшей в шахту маленькой Таютке. Берегут её в шахте, потешают, кто как умеет. Кто на порожней тачке подвезёт, кто камешков узорчатых подкинет, – пишет Бажов.

Весьма примечателен персонаж по имени Серебряное копытце. «Тот козёл особый. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем – там и появится дорогой камень». Если у змея Дайко это золотые кольца, у Полоза и голубой змейки – золотой след, то у Серебряного Копытца – серебряная конечность. Кроме копытца есть ещё ряд внешних признаков, выделяющих животное из ряда обычных: «Рожки у него отменные. У простых козлов на две веточки, а у него на пять веток. Простые зимой безрогие ходят, а этот всегда с рожками, хоть летом, хоть зимой». Данный персонаж умеет подражать звукам, издаваемым человеком: в ответ на домашний призыв Дарёнки «мека – мека» козёл смеётся и убегает. В описании Серебряного Копытца особо акцентируется момент отсутствия запаха («козёл лесной, лесом пахнет»).

Уральская голубая змейка «ростом не больше четверти, и до того лёгонькая, будто в ней вовсе никого весу нет». В горняцкой среде существует негласный запрет на упоминание имени голубой змейки всуе, чтобы не накликать беду. Увидеть её в одиночку – к нахождению золотой жилы, с товарищами – к ссоре, вражде. Качественно определяющим признаком персонажа становится способом передвижения. «Змейка эта не ползает. Как другие, а свернётся колечком, головёнку выставит, а хвостиком упирается и подскакивает, да так бойко, что не догонишь её. Когда она этак бежит, вправо от неё золотая струя сыплется, а влево чёрная – пречёрная». Перед нами символическое выражение близости к земле и золотым пластам. Других следов это инфернальное животное не оставляет. «По траве идёт, так ни одна былинка не согнётся». Как и Великий Полоз, голубая змейка обладает так называемым обратным изоморфизмом – принимает облик женщины. «Сказывают, будто голубая змейка иной раз прикидывается, только узнать её всё – таки можно. Как идёт, так даже на самом песке следов не оставляет. Трава и та под ней не гнётся. Эта первая примета, а вторая такая: из правого рукава золотая струя бежит, из левого – чёрная пыль».

Отчасти голубая змейка напоминает веретеницу – особый вид гадюки или безногой ящерицы, которая не ползает, а катится на брюхе. Нередко веретеница смешивается с медянкой, в сознании крестьян – кладохранительницей. Змея – медянка отливает зеленью меди, а зелёный цвет трактуется двояко: это символ роста (жизни), и символ смерти (камня). На среднем Урале змейки – медяницы являются слугами (в трактовке самого Бажова – дочерьми) Полоза, которые помогают ему проводить золото через камень и спускать его по рекам «В камне оказалось золото – Змеёвка прошла, след оставила». Клубок медянок считается знаком близости пласта, но эти змеи достаточно опасны для человека. М.Д. Чулков так характеризует их: «Сей род гадов почитают весьма вредным… Они получают зрение один раз в году, в Ивановскую ночь. Тогда они, увидев человека или другое животное, бросаются стрелком и пробивают насквозь наподобие стрелы».

Читайте также:
Счастье не в счастье, а в его достижении Ф. М. Достоевский. (По произведению Бажова Малахитовая шкатулка): сочинение

О сказочных персонажах. О сказочных событиях Бажов всегда говорит шутливо, с лукавой усмешкой. Рассказчик у него как бы сначала посмеивается над доверчивым слушателем, причудливо вплетая в были небылицы – не любо не слушай, а врать не мешай; – расцвечивает повествование красочными фантастическими узорами, не забывая, однако, время от времени подсказывать, как же на самом – то деле было. Это ироническая оценка самим же автором сказочного разрешения темы особенно явственно проступает в сказе «Огневушка – Поскакушка».

Заблудился мальчуган Федюнька в лютую стужу и повстречал Огневушку – хозяйку верхового золота, которая хранится в верхних пластах земли. Подарила ему сказочная девочка «волшебную» лопату. Лопата старенькая, – говорит Бажов, – видать не мало ею поработано: « изоржавела вся, и черенок расколотый». Но в ней чудесные свойства: помогла она Федюньке зарубки сделать, место, где золото хранится, – отметить, а кроме того, в снегу согрела и домой вывела». Фантастика событий здесь даётся шутливо и легко расшифровывается. «Потянула тут лопатка Федюньку сразу из снегу,
выволокла». Но ведь «сперва Федюнька чуть не выпустил лопату из рук, потом наловчился, и дело гладко пошло…» Лопатка потому совершает чудеса, что ею движут человеческие руки. Волшебная сила, – заключённая в ней, не что иное, как умелость и сноровка этих рук.

Урок-путешествие «Павел Петрович Бажов – сказитель земли Уральской»

Презентация к уроку

Среди просторов нашей большой земли есть край, где ты живешь, где твой родной дом. и куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной Урал. Чудесна природа Урала, лесные горы, голубые озера, быстрые реки. Но не только прекрасна Уральская земля. Она – сказочно богата. На весь мир славится своими камнями: малахитом, самоцветами, яшмой, мрамором; полезными ископаемыми: углем, рудой, золотом. А какие люди живут на Урале! Настоящие мастера своего дела. Обо всем об этом писал знаменитый писатель Павел Петрович Бажов.

Знакомя детей с творчеством П.П.Бажова, мы рассказываем о красоте края, в котором они живут, знакомим с его прошлым, с обрядами и обычаями людей, их бытом. Детям очень интересно узнать историю своего края, и поэтому они с удовольствием слушают произведения уральского сказителя “Огневушка-Поскакушка”, “Синюшкин колодец”, “Серебряное копытце”, “Золотой волос”, “Про Великого Полоза”. Сказы Бажова не только знакомят детей с прошлым людей, живших на Урале, но так же учат дружбе, честности, доброте, учат отличать добро от зла. Знакомство с ними способствует развитию познавательного интереса у младших школьников, в том числе к деятельности экспериментирования. Ведь дети младшего школьного возраста по природе своей пытливые исследователи окружающего мира. их заинтересовало, почему некоторые металлы притягивает магнит, а некоторые – нет; как появляются горы; будет ли гореть огонь, если нет воздуха. Ребята спорили, доказывали, рассуждали, добивались результата, научились самостоятельно делать выводы. Если не могли найти ответы на свои вопросы, обращались к взрослым, к детским энциклопедиям, познавательной литературе. Это способствует развитию самостоятельной, творческой личности. А как обогащается и пополняется словарный запас детей! Ведь читая произведения, мы сталкиваемся с незнакомыми словами, требующими объяснения; интересными сравнениями и т.д.

Знакомя детей с творчеством П.П.Бажова, я смогла не только заинтересовать детей и их родителей, пополнила “малахитовую шкатулку” (творческий и интеллектуальный багаж) каждого ребенка знаниями и прошлом уральского края, мудрыми раздумьями о нравственности, интересом к познанию нового и неизведанного; желанием выразить свои впечатления в продуктивной деятельности.

Основная цель данной методической разработки заключается в расширении кругозора о литературе родного края через знакомство со сказами Бажова.

Таким образом, были сформулированы следующие задачи:

  • включить учащихся в эмоционально – творческую деятельность, связанную с прочитанными произведениями П.П. Бажова;
  • развивать устную речь школьников, воображение, творческие способности; умение общаться со сверстниками;
  • воспитывать любовь к родному краю, к чтению, чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Методическая разработка реализовывается в ходе занятия, для учащихся 4- 5 классов рассчитана на 40 мин (1 урок).

Место проведения: класс

Форма проведения: урок – путешествие

Методы обучения: исследовательский, игровой, объяснительно-иллюстративный метод эвристической беседы.

Использовались здоровьесберегающие образовательные технологии, обучение в сотрудничестве.

Читайте также:
В чем волшебство сказов П. П.Бажова: сочинение

Здоровьесберегающие компоненты урока:

  • смена видов деятельности;
  • динамическая пауза;
  • игровой компонент;
  • рефлексия.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, в парах.

Во время урока использовалось слушание, обсуждение, работа с картой ,просмотр презентации, чтение по цепочке, выборочное чтении.

Оборудование, необходимое для проведения подобного классного часа:

  • мультимедийный проектор,
  • экран, ноутбук,
  • мультимедийная презентация “Павел Петрович Бажов”
  • призы для учащихся;
  • музыкальное сопровождение праздника;
  • Карта Урала;

При подготовке к уроку ученики должны читать сказы П.П.Бажова, подготовить рекомендацию для чтения понравившегося сказа, узнать интересные сведения об авторе.

Книжная выставка: “Малахитовая шкатулка” по произведениям Уральского писателя сказочника.Павла Бажова (1879-1950)

Ведущий 1: Здравствуйте, гости дорогие! Могучая цепь гор прорезает с севера на юг необозримые просторы русских равнин. Это Урал, в недрах которого хранятся несметные природные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Урал – колыбель русской тяжелой промышленности, русской металлургии: еще при Петре I возникли здесь первые заводы и рудники.

Когда говорят о России –
Я вижу свой синий Урал.
Как девочки, сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.
Я слышу – до жадного слуха
Пробилась она сквозь века –
Грохочет, гремит Громотуха,
Веселая, злая река.
Мне любы степенные речи,
Ночевки в избушках лесных,
И тяжесть котомки заплечной,
И ветер тревожной весны,
Гор неприступных высоты,
Где камни прозрачны, как лед,
И радость пытливой работы,
И песни спокойной полет,
Над краем, где сосны босые,
Сбегает с заснеженных скал.
Когда говорят о России –
Я вижу свой синий Урал.

Прославлены умельцы – камнерезы,
Хранители волшебного огня,
Чеканщики по стали и железу –
Уральцев знаменитая семья.
Да славятся седые рудознатцы, –
Пытливый, неуступчивый народ,
Умеющих без карты разобраться
В подземных дебрях каменных пород.
Почет и слава вам, мастеровые:
Горняк, строитель, токарь, сталевар,
Сыны труда, чьи руки золотые
Подняли и прославили Урал.

Ведущий 2: Урал наш батюшка богат и могуч, богатства его неисчислимы.

А открываются они только смелым, да умелым, да чистой душе.

Славится наша земля талантами. Жил когда-то на Урале замечательный человек, великий русский писатель Павел Петрович Бажов, сказитель земли Уральской. История нашего края неразрывно связана с его именем. 28 января 2014 года ему исполнилось 135 лет. Вот он- то и рассказал миру об Уральских умельцах, прославил в своих сказах родной край.

На Урале, что ни слово,
Что ни речь – то целый клад!
Сказы дедушки Бажова
Знает нынче стар и млад!

Ведущий 1: И сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в мир сказов этого великого уральского писателя. Познакомимся поближе с его творчеством. Проверим, знаете ли вы его произведения. Готовы? Ну, тогда в путь.

“Колдун уральский бородатый”, – сказал о Павле Петровиче Бажове Демьян Бедный. В самом деле, даже фамилия Бажов происходит от слова “бажить” – то есть ворожить, предвещать. У Бажова было и прозвище мальчишечье уличное – Колдунков.

Ведущий 1: 15 января или 28 января по новому стилю 1879 года в городе Сысертский Завод на Урале.

В рабочей семье Петра Васильевича и Августы Стефановны Бажевых (так писалась тогда фамилия этой семьи) родился будущий писатель Павел Петрович Бажов. Отец Павла был потомственный уральский рабочий, горнозаводской мастер на Сысертском металлургическом заводе. Он был опытным мастером, мастером золотые руки, имел независимый характер и за острый язык получил прозвище Сверло. Но характером строгим, поэтому на одном месте жить им приходилось недолго. Пережали часто с места на место. Мама занималась рукоделием, тем и жили.

Ведущий 2: Павел Бажов любил в детстве слушать старых горняков, знатоков прошлого. Такими людьми были Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но лучшим рассказчиком из всех был старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин (в сказах П. П. Бажова дед Слышко). Лет тому было более70, а самому Павлу Бажову 12. Свои истории о необычных и загадочных случаях, ящерках, бурой кошке и других чудесных помощниках камнерезов и горняков В. Хмелинин никогда не называл сказками. Сказки, говаривал он, “маленьким рассказывают. Только я это не умею. Кои знал, и те позабыл. Про старинное житьё да про земельные дела – это вот помню. только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются”.С глубоким уважением чтил Павел Бажов своих первых воспитателей – старых заводских рабочих. Это были не только народные поэты, но и своеобразные историки. К ним принадлежала и родная бабушка писателя Авдотья Петровна. От любимой бабушки , большой выдумщицы и хорошей сказительницы, маленький Павел впервые услышал много сказок, легенд и рассказов.

Ведущий 1: Когда Бажов вырос, то окончил духовное училище (1889-93) в Екатеринбурге, затем в Пермской духовной семинарии (1893- 99). Сначала в 20 лет он работал в начальной школе глухой деревни Шайдуриха под городом Невьянском, затем в качестве преподавателя русского языка в Екатеринбургском духовном училище, в епархиальном (женском) училище, где он вёл занятия по русскому языку, а также церковнославянскому и алгебре. Во время летних каникул ездил по дальним деревенькам по уральским заводам и собирал фольклор, пословицы, поговорки, сказы, интересные истории и все это записывал в тетрадь. А потом переписывал на отдельные листы и расставлял в картотеки, которую называл “узелки на память”

Читайте также:
Счастье не в счастье, а в его достижении Ф. М. Достоевский. (По произведению Бажова Малахитовая шкатулка): сочинение

Одна из выпускниц этого училища, Валентина Александровна Иваницкая, впоследствии в 1911 году стала женой Павла Петровича.

Ведущий 2:. Брак этот был счастливым и многодетным – семеро детей (дочь П. П. Бажова Ариадна вышла замуж за сына писателя А. П. Гайдара – Тимура. П. П. Бажов – дед политического деятеля Егора Гайдара)

Ведущий 1: Заслугой Бажова было то, что он сделал сказы уральских рабочих достоянием для всех. Самое первое произведение “Зеленая Кобылка” – героем которой, был он сам Павел Бажов. (показ)

Ведущий 2: Свою знаменитую “Малахитовую шкатулку” – книгу сказов – Павел Петрович Бажов создал, когда ему было уже 60 лет. Сборник вышел впервые в 1939 году в Свердловске (ныне Екатеринбург), и включал в себя 14 сказов.
“Любознательный читатель, взяв в руки эту книгу, непременно задумается над тем, почему она так названа. Малахитовую шкатулку, ларчик из красивейшего уральского камня, наполненный украшениями из самоцветных камней, подарила на свадьбу рудобою Степану и его невесте Насте Хозяйка Медной горы. Название книги оказалось удачным ещё и потому, что писатель постепенно “складывал” в этот сборник, как в шкатулку, всё новые и новые произведения. Сказы, как драгоценные камушки, сверкали и переливались народной выдумкой, фантазией и были огранены, обработаны Бажовым с большим писательским мастерством”..

Ведущий 1:Что такое сказ? Чем он отличается от сказки и рассказа? Сказ – это устное слово, устная форма речи, перенесённая в книгу.

Словарная работа

В изданиях “Малахитовой шкатулки” и отдельных её сказов всегда можно найти пояснения непонятных слов, понятий и выражений, а их немало в сказах Бажова. Ведь язык его сказов особый, его не спутаешь ни с какими другими произведениями. Многие слова, которые уральским горнякам и камнерезам были понятны и знакомы. Сейчас ушли из разговорной речи, но навсегда остались в нашей фольклорной и художественной литературе.

Ведущий 2: Действие всех сказов Павла Бажова происходит в горах и лесах Урала.Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них свои богатства. Однажды великан растянул его, пояс лёг через всю землю: от Карского моря на Севере до южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.

“Урал” по-башкирски – “пояс”. Длина его 2 500 километров. Вода, ветер, солнце и мороз давно уже разрушили когда-то величавые вершины Урала. Уральские горы невысоки, но слава Урала не в высоте вершин, а в сказочных богатствах каменного пояса. (Показ коллекции минералов)

Более 800 различных минералов хранится в Уральских горах. Это месторождения железа, меди, драгоценных камней, платины, золота, каменной соли. Люди, жившие на Урале, издавна умели не только добывать руды, но и выплавлять из них металл.

На Урале родилось слово “самоцветы”. Так называют драгоценные камни. Трудно указать драгоценный камень, которого не находили бы в Уральских горах. Урал – родина малахита, орлеца, мрамора, яшмы и других прекрасных цветных камней.

Ведущий 1: “Работа – она штука долговекая. Человек умрёт, а дело его останется”. Так говорил сам П. П. Бажов.

Последний сказ Бажов написал в 1950 году, и он был опубликован уже после смерти писателя. Евгений Пермяк писал: “Значительные литературные произведения почти никогда не живут вне других видов искусств, перевоплощаясь в них, они получают новое звучание”. Так произошло и со сказами Павла Петровича Бажова. На театральной сцене были поставлены спектакль “Серебряное копытце”, балеты “Каменный цветок” в 1954 г. и “Сказ о каменном цветке”, опера “Сказ о каменном цветке” в 1950 г. Сняты художественные фильмы по сказам Бажова “Каменный цветок” в 1946 г. и “Тайна зелёного бора”, мультфильмы “Медной горы хозяйка” и “Подарёнка”. На ВВЦ можно увидеть фонтан “Каменный цветок”, плавает по рекам теплоход “Павел Бажов”, в Москве есть улица имени писателя, а рядом с ней – Малахитовая. На родине Бажова в Сысерти и в Екатеринбурге работают музеи П. П. Бажова, ему поставлены памятники, учреждена премия им. П. П. Бажова, которая присуждается за достижения в литературной деятельности на уральскую тематику.

(Просмотр слайдов 14,15,16, 17,18)

Ведущий 2: Павел Бажов отразил в своих сказах тяжелую жизнь горнозаводских и приисковых рабочих. Всю свою недолгую жизнь добывали они камень малахит, а жили бедно и голодно. Но в сказах отражены лучшие черты русского характера. Несмотря на всю тяжесть жизни, рабочие не только умели хорошо работать, но и складывать сказки, примечая все интересное, отражая в них красочные, самобытные и многоцветные стороны природы Урала.

Под зимним солнцем серебрится
Полей заснеженный простор,
И плавок видятся зарницы,
И очертанья дальних гор.
И словно виден росный берег,
И лебедей высокий взлет.
Так долго не хотелось верить,
Что в дом хозяин не войдет.
. буран свистел у окон где-то.
Крепчал мороз еще сильней.
Зимой, бывало, до рассвета
Горел огонь в его окне.
Всегда тропа вилась у входа,
Не зараставшая травой.
Он в светлой памяти народа
Останется всегда живой.
И будут были жить веками
В чудесном малахите строк,
И не поблекнет, не завянет
Волшебный Каменный цветок

Ведущий 1: Надеюсь, что вам всем приятно было познакомиться или вспомнить сказы Бажова. О многом рассказал нам Павел Петрович: о родном Урале, о талантливых мастерах прошлого, о добрых, любознательных детях, жизнь которых была бедной и трудной, об удивительных сказочных героях, которые охраняли тайны и клады Урала.

И становится делом слово,
Продолжается сказ Бажова,
В каждом камне – цветы цветут.
Продолжаются Жизнь и Труд!

Ведущий 2: Мастер и мастерство – главные герои бажовских сказов. А мудрость, талант, трудолюбие, доброта – главные их свойства. Литературные герои Павла Петровича Бажова шагнули со страниц книги в нашу жизнь.

Читайте также:
В чем волшебство сказов П. П.Бажова: сочинение

– Что вам запомнилось на классном часе? Чтобы вы хотели ещё узнать?

Дорогие ребята! Наше с вами путешествие подошло к концу. Хотелось бы пожелать вам дальнейших поисков красивого и необычного в нашей обыденной жизни, и берегите и храните то, что остается нам от предков и от великих людей в наследство. Всего самого наилучшего!

Литература для подготовки урока по творчеству П.П. Бажова.

  1. Бажов П.П. “Малахитовая шкатулка”.- М.: Художественная литература, 1990 год;
  2. Борисенко Е. “Как Данила у Хозяйки Медной горы побывал”, “Сценарии и репертуар””, 2004 г., № 5, стр. 77-86;
  3. Гуляева Е. “Самородочек”, “Театр читателя”. Репертуарный сборник, 2007 год, № 4, стр. 139-160;
  4. Лучников Г. Драгоценные россыпи. “Сценарии и репертуар”, 2004 год, №1, стр. 17-28;
  5. Прохоренко И.Ф. Литературные викторины для учащихся 5-9 кл. / И.Ф. Прохоренко. Ростов н/Д: Феникс, 2008 г., стр. 49;
  6. Тихоновская Г. “Уральские сюжеты”. “Молодежная эстрада”. Сценарии, пьесы, инсценировки. Лит-муз альманах, 2005 год, № 7-8-9, стр. 22-36.

В чём необычность и актуальность сказов П.П.Бажова?

ВСЕМ ТЕПЛА И УЮТА ЭТИМ ЛЕТНИМ ВЕЧЕРОМ!!))

Ответить на вопрос

ЛУЧШИЙ ОТВЕТ

Уральский горнозаводской край – родина Павла Петровича Бажова. Заводская среда, в которой рос Бажов, смолоду привила ему любовь к родному краю, уважение подлинному мастерству. Здесь ценили умелые руки и презирали всяческое тунеядство.
В горнозаводских поселках бытовали «тайные сказы» – это народные предания о тяжком труде в старых рудниках. Из поколения в поколение передавались и кладоискательские сказы. И в них говорилось о больших сокровищах, скрытых в Уральских горах. По преданию их охраняла «тайная сила» – Малахитница, гигантский змей Полоз и другие персонажи. А рядом с ними возникал «горник», которому «тайная сила» открывала доступ к богатству.
Слышал эти горняцкие сказы Павел Бажов и в родном доме, и от стариков. У него накопился запас «живых» наблюдений, которые впоследствии легли в основу главной его книги «Малахитовая шкатулка».

.
Актуальность сказок в том, что в этом году исполняется 135 лет со дня рождения П.П.Бажова, а в современном мире, где человечество утратило уважение к труду, сказы Бажова как раз напоминают нам о том, что «Не всяк хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», и учат нас с почтением относиться к работе, к трудовому человеку, который высшей ценностью считает умение трудиться.

Тема и основная идея сказов П.П.Бажова, своеобразие образов трудового народа.
Основной темой сказов Бажова стала тема высокого мастерства, исторического новаторства рабочего человека.
Первое издание «Малахитовой шкатулки» состояло из 14 сказов. В последующее годы писатель все пополнял свою драгоценную «шкатулку».

Сказы Бажова образуют несколько циклов: это сказы о чудесных мастерах; о рудокопах; о Ленине; и в последние годы – сказы-были, сказы-притчи, как бы уроки жизни.
Герой бажовских сказов – рабочий человек не преклоняется перед могучими и грозными хозяевами, не отступает перед ними, а противостоит им как равный.

Сказы о мастерах воспевают смелую выдумку, умелые рабочие руки, труд, превращающийся в творчество. Истинное мастерство, думал писатель, это всегда поиски, новаторство, а не добросовестность. Например в сказе «Горный мастер» камнерез Данила задумал воплотить из камня красоту лесного цветка. Но не удается ему малахитовая чаша, хоть ее хвалят, а он не рад. Идет Данила к самой Хозяйке Медной горы, просит показать сказочный «каменный цветок». У Бажова она – хранительница секретов высокого мастерства. Этот образ фантастический.

Читайте также:
Счастье не в счастье, а в его достижении Ф. М. Достоевский. (По произведению Бажова Малахитовая шкатулка): сочинение

Сказы о рудокопах тоже связаны с фантастическим образом из горняцких легенд: хранитель золотых залежей Полоз, его дочери Змеевки. Есть в этих персонажах что-то мощное, особенное. В этих сказочных героях воплощен образ самой природы. На этом и основан мотив дружбы – только в единстве с природой можно добиться успеха. Сама природа восстает против потребительского отношения к ее дарам, жестоко наказывает тех, кто пытается превратить в деньги ее чудесные самоцветы, руду, золото. Важная роль в создании таинственного и чудесного отводится в бажовских сказах волшебным предметам. Например, малахитовая шкатулка может уменьшаться в размерах, ее нельзя украсть (случай с хитником из сказа «Малахитовая шкатулка»), кольца, серьги, бусы и прочие украшения из шкатулки могут светиться, излучать тепло или холод, превращаться в капли и совсем исчезнуть. Почему? Потому что шкатулка и украшения чудесные; рациональное объяснение здесь невозможно. В отношении к волшебным предметам раскрываются характеры персонажей. С их помощью хозяева земных богатств либо награждают, либо наказывают человека.

Есть у Бажова и группа сатирических сказов, осмеивающих пустоту и бессмысленность человеческой алчности. Например, «Сочневы камешки», где нашел герой россыпь драгоценных изумрудов, набил жадно кошелек, да хвалиться всем стал, и вдруг пуст кошелек оказался, «посмеялась над ним грозная Хозяйка».
Характерная черта сказов Бажова – их живописность, жизнерадостность, богатство речи. В сою записную книжку Павел Петрович всегда заносил словечки и речевые обороты, передающие характерные черты быта уральских горнозаводских рабочих. Во фразах много уменьшительно-ласкательных слов: ушки, хлебушка, мяконького, ломоточками, грудкой («Про Великого Полоза»). Речь героев напевна: слеза – слезой, сажа – сажей, звон – звоном, ни недогару ни перегару. Все средства подчинены главной задаче – раскрыть образ трудового человека.

Грозные годы Великой Отечественной войны явились новым испытанием для горнозаводского Урала. Осмысливая все пережитое, П.Бажов пишет свои сказы-были. Здесь уже нет фантастических героев, события обыденны, но за ними писатель учит вдумываться, вглядываться в жизнь. В центре рассказчик – старый, бывалый горняк, который учит на повседневных примерах как надо достойно жить. Например, сказ «Живинка в деле», где герой Тимоха решил обучиться каждому делу. Все смеялись над ним, а Тимоха всему научился, да только это было ремесло, а не подлинное мастерство. Понял это он, когда не смог победить старого мастера Нефеда. А учил Нефед в каждом деле «живинку» искать.

Человека сам обязан определить свою судьбу, каким путем идти в жизни, – вот чему учат бажовские сказы-притчи.
Географически Сказы связаны со старинным Сысертским горнозаводским округом, «в состав которого, – указывал П. Бажов, – входили пять заводов: Сысертский или Сысерть – главный завод округа, Полевской (он же Полевая или Полева) – самый старый завод округа, Северский (Северна), Верхний (Верх-Сысертский), Ильинский (Нижне-Сысертский). Вблизи Полевского завода было и знаменитейшее медное месторождение крепостной поры Урала – рудник Гумёшки, иначе Медная гора, или просто Гора. С этими Гумёшками, которые в течение столетия были жуткой подземной каторгой не одного поколения рабочих, связана большая часть сказов Полевского района».

Итак, в ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
1.Хозяева земных богатств совмещают у Бажова одновременно и грозные силы природы, и человеческие черты. Это важно для выражения мыслей автора. Являясь силой карающей и награждающей, Хозяйка Медной горы и великий Полоз сопровождают героев в их жизни, награждая и наказывая, открывая тайны мастерства и секреты родной земли.

2. С фольклором сказы связывает и обращение к изображению чудесных предметов. Они часто являются дарами за высокие нравственные качества героев, их уважение к родной земле, ее природе и таинствам. Однако, как и в народных сюжетах, предметы, обладающие волшебными свойствами, имеют две стороны: они часто несут в себе не только благо, но и отрицательные черты, подчеркивая авторскую мысль в том, что истинное богатство заключено не в золоте и драгоценностях, а в душевной красоте и творчестве;

3.Воздаяние за добро и зло, любовь, семейные взаимоотношения, Бажов добавляет к ним важность творчества для жизни человека и расплата за полученный дар творить.
Сказы П.П. Бажова сочетают в себе фантастические образы, язык народных преданий и народной мудрости. Но П.П. Бажов – самостоятельный художник, использовавший великолепное знание уральского горняцкого быта и устного творчества для своих идей. Рассказывая об искусстве уральских умельцев, о талантливости русского рабочего, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта, П.П. Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о душевной красоте и достоинстве трудового человека, об эстетических и психологических законах творчества.

Читайте также:
Счастье не в счастье, а в его достижении Ф. М. Достоевский. (По произведению Бажова Малахитовая шкатулка): сочинение

Заключение.
Писатель Павел Петрович Бажов хотел, чтобы его сказы не просто читались как развлекательные истории, а чтобы из них мы, читатели, извлекали нравственные уроки для себя, для воспитания своей души.
• Человек должен о ком-то заботиться
• Человек должен стремиться к знаниям, быть любознательным.
• Человек должен быть добрым и бескорыстным.
• Человек должен быть трудолюбивым, жить своим трудом, а не зариться на даровые богатства.
• Человек должен учиться видеть подлинную красоту вокруг себя, не уничтожать, а беречь ее для будущих поколений.
• Красота не должна оцениваться деньгами, ею надо любоваться.
• К природным богатствам необходимо относиться бережно и с пользой, не злоупотреблять, если их много.
• Доброта и благородство всегда вознаграждаются не только в сказах, но и в реальной жизни.
• Дети с малых лет должны себя считать ответственными членами семьи, во всем помогать взрослым.
Образы сказочных героев Бажова нашли большой отклик во многих видах искусства: театр и кино, станковое и монументальное искусство, скульптура и мелкая пластика, декоративно-прикладное творчество.
Герои уральских сказов представлены в камне, чугуне и фарфоре, в мозаичных панно и чеканке по металлу, декоративной росписи и ювелирных изделиях.

Сказы Павла Петровича Бажова так умны и так красивы, что композиторы сочиняют к ним музыку, художники рисуют иллюстрации.
Каждый из нас может открыть для себя «Малахитовую шкатулку», «достать» понравившийся сказ и полюбоваться мастерством уральского сказочника Павла Петровича Бажова.
В заключении я хочу привести слова, завершающие один из бажовских сказов: «Работа – она штука долговечная. Человек умрет, а дело его останется. Вот ты и смекай, как жить-то?»
Высокое мастерство, историческое новаторство рабоч.

Секреты творчества уральского сказочника (П.П.Бажов): сочинение

Меню сайта

  • Сочинения
    • Русская литература
    • Русский язык
    • Свободная тема
    • Сочинение по картине
    • Сочинения по произведениям
      • Абрамов Ф.А.
      • Андерсен Г.Х.
      • Айтматов Ч.Т.
      • Андреев Л.Н.
      • Астафьев В.П.
      • Ахматова А.А.
      • Бабель И.Э
      • Бальмонт К.
      • Блок А.А.
      • Булгаков М.А.
      • Достоевский Ф.М.
      • Бунин И.А.
      • Гоголь Н.В.
      • Гончаров И.А.
      • Горький М.
      • Грибоедов А.С.
      • Куприн А.И.
      • Лермонтов М.Ю.
      • Островский А.Н.
      • Пушкин А.С.
      • Солженицын А.И.
      • Тургенев И.С.
      • Фонвизин Д.И.
      • Толстой Л.Н.
      • Шолохов М.А.
      • Некрасов Н. А.
      • Тютчев Ф. И.
      • Фет А. А.
      • Маяковский В. В.
      • Есенин С.
      • Салтыков-Щедрин М. Е.
      • Карамзин Н. М.
      • Твардовский А. Т.
    • Сочинения-рассуждения
    • Сочинения на английском
    • Сочинение описание
    • Сочинения ЕГЭ
    • Сочинения 5-9 класс
    • Сочинения ОГЭ
  • Шпаргалки
  • Рефераты
  • Анализ произведения
  • Примеры решения задач
  • Биографии писателей
  • Краткие содержания
  • Твори з української мови
  • Твори з української літератури
  • Твори з зарубіжної літератури
  • Историческое сочинение
  • Литература и язык
  • История России
  • Тесты по литературе
  • Диктанты по русскому языку

Секреты творчества уральского сказочника (П.П.Бажов)

Большой интерес читателей к “Малахитовой шкатулке” побудил П.Бажова рассказать о том, как создавались сказы, раскрыть секреты своего творчества. Наполненная поездками, встречами со многими старыми уральскими рабочими жизнь газетчика, конечно, во многом обогатила писателя.

Но, по его словам, самыми важными и яркими оказались впечатления детства. “Запас образов и сюжетов уральского рабочего творчества у меня был с детских лет”, — вспоминал П. П. Бажов. Дома он многое услышал, узнал от отца и бабушки. Он любил слушать и других старых бывалых людей, знатоков прошлого.
Хорошими рассказчиками были многие старики, но лучшим из всех, кого довелось узнать Бажову, оказался старый горняк Василий Алексеевич Хмелинин. Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории. В то время Хмелинину уже шел восьмой десяток. Свои рассказы о Гумешковском руднике, его истории, хозяевах, необычных и загадочных случаях с рабочими, о “тайной силе” и девке Азовке, бурой кошке, ящерках и других чудесных помощниках горняков и камнерезов Хмелинин, как и впоследствии Бажов, не считал сказками. Сказы ведь отличаются от сказок тем, что в события, описываемые в них, верили люд^ особенно близкие своей жизнью, профессией, характером труда к героям этих произведений. В сказах, как и в сказках, есть чудеса, фантастика, но они служат объяснению непонятных явлений природы, свойств полезных ископаемых, способов их добычи. Сказ — устное слово, устная форма речи, перенесенная в книгу.
Вот и в сказах Бажова мы все время ощущаем присутствие и даже как бы видим рассказчика — веселого старичка, дедушку Слышко. Прозвали его так за постоянное обращение к окружающим: “слышь-ко”, то есть: “знаешь ли”, “послушайте-ко”. Особенно заметно обращение деда к слушателям в начале повествования, когда он хочет привлечь внимание к рассказу, и в конце сказа, когда, как и при рассказывании сказок, часто “перекидывается мостик” в современность, слушателям предлагается поразмышлять над услышанным.
Но не только обращение к слушателям характеризует речь дедушки Слышко. Она передает нам его взгляд на мир, оценку людей и событий. Дед Слышко важен не только как рассказчик, передатчик известных ему сказов, но и как личность. Он, старый мастер, многое повидавший и, главное, испытавший на своем веку, является выразителем мнения и отношения народа к окружающему, к народным героям, к народным угнетателям. Первыми он восхищается, вторыми возмущается, язвит и смеется над их глупостью и ничтожеством, клеймит коварство и злобу. Особенно достается от него барам и приказчикам, а одобрение, восхищение рассказчика относится к героям активным, способным постоять за себя и других.

Читайте также:
В чем волшебство сказов П. П.Бажова: сочинение

В чем волшебство сказов П. П. Бажова? – сочинение по “Малахитовая шкатулка” Бажов П. П

Сказы «Малахитовой шкатулки» объединяются в группы, связанные общими героями, как главными, так и второстепенными. Эта связь писателем специально продумывалась для придания книге большей цельности. Иногда сказы объединяет указание на одно и то же время и место действия. Часто в сказах дается как бы история одной рабочей семьи: Степана и Насти, их дочери; Катерины и ее мужа мастера Данилы, а затем и их детей; старателя Леонтия и его сыновей Пантелея и Кости. Такие семейные истории существовали да и сейчас существуют на Урале.

Общие в сказах и волшебные персонажи, главные из которых — Хозяйка, или Малахитница, и Полоз. Интересно их происхождение. Еще в глубокой древности сложились у людей представления о том, что подземные богатства охраняют чудесные существа. В фольклоре хранители недр выступают в облике или Хозяина, старика, горного духа, или Хозяйки, девки Азовки. Действия их могут быть враждебны или доброжелательны по отношению к людям.

Такие фантастические предания были широко распространены среди уральских рабочих, многие поколения которых трудились в тяжелейших условиях на «подземной каторге», в рудниках и шахтах. Стремление объяснить непонятные явления природы вызвало их к жизни, жажда справедливости, желание видеть удачу труженика и наказание угнетателя определили их содержание. Бажов использует, развивает и дополняет фольклорные традиционные мотивы.

Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых, мужественных, творчески одаренных людей. Писатель наделяет ее необыкновенной внешностью. Детали красочного портрета намекают на связь ее с миром природы. Многое роднит эту героиню со сказочной царевной.

Не только необыкновенная красота, но и чудесные помощники, выполняющие все ее распоряжения, — разноцвет ныс яшерки. Живет она в прекрасном подземном дворце, куда можно попасть, только преодолев многие испытания, похожие на те, которые проходит и герой волшебной сказки. Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во владения Хозяйки.

Другим — не жениться молодцу, который хочет обрести ее покровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с ней. Творчеству народных умельцев, истинных художников принадлежит одно из важных мест в сказах Бажова. Неутомимый поиск характеризует, например, мастера Данилу и его сына Митю, стремяшихся раскрыть красоту камня, чтоб «сердце радовалось» у людей при взгляде на их работу.

Но не всем дано оценить мастерство умельца. Для барина главное — «сколько камни стоят». Узнав, что использован недорогой материал, разгневанный барин раздавил и в пыль растоптал Митину «дорогую выдумку».

Как и Данила, исчез Митя. Историческое прошлое Урала вплетается в сказы Бажова не только эпизодами освоения горных богатств, постройки и расширения заводов, но и все более сильного закрепощения народа и появления в его среде отдельных смельчаков, народных мстителей. Рода и появления в его среде отдельных смельчаков, народных мстителей. Народ всегда приписывал своим любимым героям особую удачливость и неуязвимость от пуль, а иногда и бессмертие. Следует этому и Бажов.

Чудесные силы природы, не только Хозяйка Медной горы, но и волшебная кошка с горящими ушами, как в сказке, помогают смельчакам. Но та же волшебная кошка губит незадачливых добытчиков, барских прихвостней. Другими чудесными персонажами, связанными с золотыми месторождениями, являются Огневушкапоскакушка и бабка Синюшка, способная девицей обернуться. К таким же персонажам принадлежат и козлик Серебряное копытце, и чудесные мураши (муравьи), и голубая змейка. Эти произведения Бажова ближе к сказкам, он и сам их так иногда называл.

Произведения уральского сказочника, основанные на фольклоре, общенародные по содержанию, гуманные по идеям, глубоко народны и по языку, и по стилю. Не одно поколение читателей радовали и увлекали сказы Павла Петровича Бажова. И жизнь им предстоит долгаяпредолгая.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: