Белов: сочинение

Проблема отношения человека к прошлому.

Сочинение ЕГЭ:

В.Белов известен читателю как писатель, поднимающий важные для каждого вопросы. Его произведения заставляют обратить внимание на многие нравственные аспекты жизни общества. Так и в предложенном мне тексте автор отвечает на волнующий многих вопрос: действительно ли, быть современным – это значит быть безжалостным к прошлому, к воспоминаниям о малой родине?

Чтобы привлечь внимание читателя к поднятой проблеме, автор начинает своё рассуждение с ряда риторических вопросов, которые задаёт себе герой (предложения 4,5). Странным кажется отношение рассказчика к тому, что возвращает его к прошлому: к «пепелищам родной Тимонихи», отцовскому дому. С одной стороны, рассказчику очень хочется быть современным, а для этого, с его точки зрения, нельзя «бередить прошлое», нужно «вытравить из сердца» память. С другой стороны, автор детально рисует чувства героя, который не может отказаться от дум, детских воспоминаний. Одно из них – встреча с детством. Не случайно в тексте так подробно описаны хилая, тоненькая берёзка, кукование кукушки, мелкие бледные листочки деревца. Таким образом В.Белов подчёркивает, насколько дороги, реалистичны воспоминания, которые связывают человека с его корнями – малой родиной. Неоднократные повторения «надо быть современным» в предложениях 8, 47 – это попытка героя убедить себя в том, что идти в ногу со временем – это значит безжалостно относиться к прошлому.

Автор не предлагает читателю готового решения поднятой проблемы, но всем ходом своего рассуждения В.Белов подводит читателя к выводу: несмотря на то, что « день и ночь на земле. » работают реакторы и фазотроны, независимо, от того, какие цели мы преследуем, к чему стремимся, каждому из нас нужна связь с прошлым, родными местами.

То, о чём пишет В.Белов, понятно и близко и мне. Я считаю, что именно современному человеку важно постоянно возвращаться к тем местам, в которых он вырос, чтобы не превратиться в Ивана родства непомнящего.

Чтобы обосновать свою точку зрения, мне хотелось бы обратиться к публицистическому произведению Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном». Читая письмо «Еще о памятниках прошлого», понимаешь, что в основе всего лежит любовь к своему Отечеству: к родному городу, местности, к истории. Текст послания я воспринимаю как призыв воспитывать в себе «духовную оседлость», то есть привязанность, любовь к малой родине. Д.С. Лихачёву удалось убедить читателя в том, что родные места, памятники культуры оказывают огромное воздействие на духовное развитие человека. Финальная часть произведения – вывод о том, что человек без прошлого, без привязанности к родным местам – это степная трава перекати-поле, нигде не задерживающаяся подолгу.

Убедиться в том, насколько важно человеку осознавать себя частью своего народа, своего прошлого, мне помогло публицистическое произведение Б.Васильева «Летят мои кони». Надолго запомнится фрагмент из воспоминаний главного героя. Вместе с ним, ещё первоклассником, мы оказываемся перед самым древним жителем города Смоленска – вековым дубом, последним из священной рощи кривичей, живших здесь в прошлом. Мы чувствуем, как прикосновение к коре дерева делает ребёнка безмерно богатым, как ощущает он тепло, кровь и пот своих предков. Трудно себе представить, как сложилась бы жизнь героя, если бы не тот первый урок, память о котором жива в нём до сих пор, – урок патриотизма, любви к своим корням, прошлому, предкам.

Текст В.Белова обращён, безусловно, к каждому из нас. Повествование заставляет меня задуматься об отношении к корням, что связывают каждого из нас с прошлым, с малой родиной.

Текст В. Белова

(1)Вот уже две недели живу я в родной деревне, где не был много лет. (2)Всё уже узнано за это время, всё обойдено, переговорено почти со всеми. (3)И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. (4)Я думаю: зачем бередить прошлое? (5)Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? (6)Всё ушло навсегда: хорошее и плохое; плохого не жалко, а хорошего не вернёшь. (7)Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.

Читайте также:
Серебряный век русской поэзии: сочинение

(8)Надо быть современным.

(9)Надо быть безжалостным к прошлому.

(10)Довольно ходить по пепелищам родной Тимонихи, сидеть на опечках. (11)Надо помнить о том, что день и ночь на земле – как говорил поэт Хикмет – работают реакторы и фазотроны. (12)Что счётная машина действует быстрее миллиона деревенских счетоводов, что.

(13)В общем, не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо.

(14)Уходят дожди, плывут облачные флотилии. (15)Каждое утро над Тимонихой гудит турбовинтовой самолёт. (16)Каждое утро грохочет гусеничный трактор, от этого сотрясаются углы и дребезжат, как от грозы, оконные стёкла. (17)Очень хорошо, что из-за дома бывшего соседа Василия Дворцова ни утром, ни вечером не видно отцовского дома.

(19)Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. (20)Бегу по лестнице. (21)В заулке озираюсь по сторонам. (22)Никого. (23)Мама ушла за морошкой, все на покосе.

(24)Дом выдался из посада вниз, к реке. (25)Словно во сне подхожу к нашей берёзе. (26)3дравствуй! (27)Не узнала меня? (28)Высокая стала. (29)Кора лопнула во многих местах. (30)Муравьи бегают по стволу. (31)Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы. (32)Вершина стала выше трубы. (33)Не бели, пожалуйста, пиджак. (34)Когда я тебя искал с братом Юркой, ты была хилая, тоненькая. (35)Помню, была весна, и твои листочки уже проклюнулись. (36)Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. (37)Мы с братом нашли тебя на пастбище, на вахрунинской горе. (38)Помню, кукушка куковала. (39)Оборвали мы у тебя два больших корня. (40)Несли через овраги, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. (41)Посадили, вылили два ведра воды. (42)Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. (43)Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. (44)И где ты взяла эту силу под зимним окном? (45)Надо же так вымахать! (46)Уже выше отцовского дома.

(47)Надо быть современным. (48)И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева.

РУСТЬЮТОРС

  •  Главная
  •  ЕГЭ по русскому языку 
    • Пробный ЕГЭ
    • Проверка сочинения ЕГЭ
    • Теория ЕГЭ
    • Варианты ЕГЭ
    • Практика ЕГЭ по заданиям
    • Сочинение ЕГЭ
    • Примеры сочинений ЕГЭ
    • Тексты ЕГЭ
  •  Итоговое сочинение 
    • Направления ИС
    • Примеры итоговых сочинений
    • Аргументы для ИС
  •  ОГЭ по русскому языку 
    • Устное собеседование
    • Изложение ОГЭ
    • Теория ОГЭ
    • Варианты ОГЭ
    • Практика ОГЭ по заданиям
    • Сочинение ОГЭ
    • Примеры сочинений ОГЭ
    • Тексты ОГЭ
  •  ВПР по русскому языку 
    • ВПР 4 класс
    • ВПР 5 класс
    • ВПР 6 класс
    • ВПР 7 класс
    • ВПР 8 класс
  •  Диктанты 
    • Входные диктанты
    • Итоговые диктанты
    • Контрольные диктанты
  •  Литература 
    • Теория литературы
    • Краткие содержания
    • Анализ произведений
    • Литературные герои
    • Списки ллитературы
    • Короткие рассказы
  •  Русский язык для всех 
    • Синтаксис
    • Язкознание
    • Стилистика
    • Правила русского языка
  •  Изложения
  •  Платные материалы

Реальный текст ЕГЭ по русскому 2020. Белов. Об искусстве и таланте.

Великое искусство потому и зовут великим, что оно понятно для всех, по крайней мере, для большинства. Вовсе не обязательно быть докой-специалистом, чтобы читать “Войну и мир” или смотреть и слушать “Лебединое озеро”. Сложностью и недоступностью формы не так уж и редко маскирует посредственный художник недостаток таланта. Это не означает, что произведения великих, гениальных художников никогда не бывают сложными и непонятными. Разница между сложностью малоталантливого и сложностью гениального художника скорей всего в том, что в первом случае сложность топчется на одном месте, она статична, во втором — она движется, самораскрывается, обнаруживая все новые возможности произведения.

Восприятие художественного образа по сути и качественно то же, что и его создание. Разница здесь, вероятно, лишь в масштабности. Несомненно, во всяком случае, то, что восприятие образа процесс также творческий. Именно это-то обстоятельство и таит в себе великую опасность культурного иждивенчества.

Под маской скромности (где уж нам, дескать?) таится обычная трусость либо обычная лень, и человек лишь пользуется созданными до него художественными ценностями, даже не пытаясь создать что-то свое. Пусть не гениальное, но свое! Пресловутый максимализм (либо стать Микеланджело, либо совсем не заниматься творчеством) никогда не содействовал благу общенародной культуры. Игнорировать собственный талант (какой бы он ни был по величине) на том основании, что есть люди способней тебя, глушить в себе творческие позывы так же безнравственно, как безнравственно заниматься саморекламой, шумно преувеличивая собственные, нередко весьма средние возможности.

Читайте также:
Анализ стихотворения: сочинение

“Уничижение паче гордости”, — говорится в пословице. Найти свое лицо — нравственная обязанность каждого. Но к лицу ли человеку подобострастие? Растерянность перед более талантливым унижает и того и другого. Настоящий художник ждет от других не подобострастия, а обычного уважения. Ему совсем незнакомо чувство собственного превосходства. Чем больше талант, тем меньше высокомерия и гордости у его обладателя. Между величиной таланта, силой художественного образа и уровнем нравственности существует самая прямая зависимость. Стыд, совесть, целомудрие, духовная и физическая чистота, любовь к людям, превосходное знание разницы между добром и злом — все эти нравственные свойства художника отображает питаемый им художественный образ. Художественный образ не может быть создан бесстыжим, бессовестным художником, человеком с грязными руками и помыслами, с ненавистью к людям, человеком, не знающим разницы между добром и злом. Да и вообще, возможно ли подлинное творчество в неспокойном или злом состоянии? Вряд ли. Злой человек склонен более к разрушению, чем к творчеству, и нельзя путать вдохновение созидателя с геростратовским.

Подлинный художественный образ всегда нов, то есть стыдлив, словно невеста, целомудрен и чист. Свежесть его ничем не запятнана. Настоящий художник, как нам кажется, тоже стыдлив, ведь и само творчество требует уединения, тайны. Вынашивание и рождение образа не может совершаться публично, у всех на виду. Публичным, известным всем или множеству должно стать впоследствии творение художника, но отнюдь не он сам. Не потому ли гениальные творения древних русских живописцев не подписаны? Древние художники и архитекторы предпочитали остаться безвестными. Ведь значит же что-то это известное и совсем не случайное обстоятельство.

Примерный круг проблем:
1) В чем заключается величие произведения искусства?
2) Что отличает гениального художника от посредственного?
3) Что отличает талантливого художника?
4) Какими нравственными качествами должен обладать талантливый/настоящий художник?
5) В чем отличие подлинного искусства от мнимого/посредственного?

Меня могут спросить: а для чего оно нужно, такое пристальное внимание к давнему, во многом исчезнувшему укладу народной жизни? По моему глубокому убеждению, зн

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Меня могут спросить: а для чего оно нужно, такое пристальное внимание к давнему, во многом исчезнувшему укладу народной жизни? По моему глубокому убеждению, знание того, что было до нас, не только желательно, но и необходимо.
Молодежь во все времена несет на своих плечах главную тяжесть социального развития общества. Современные юноши и девушки не исключение из этого правила. Но где бы ни тратили они свою неуемную энергию: на таежной ли стройке, в полях ли Нечерноземья, в заводских ли цехах – повсюду молодому человеку необходимы прежде всего высокие нравственные критерии . Физическая закалка, уровень академических знаний и высокое профессиональное мастерство сами по себе, без этих нравственных критериев, еще ничего не значат.
Но нельзя воспитать в себе эти высокие нравственные начала, не зная того, что было до нас. Ведь даже современные технические достижения не появились из ничего, а многие трудовые процессы ничуть не изменились по своей сути. Например, выращивание и обработка льна сохранили все древнейшие производственно-эстетические элементы так называемого льняного цикла. Все лишь ускорено и механизировано, но лен надо так же трепать, прясть и ткать, как это делалось в новгородских селах и десять веков назад.
Культура и народный быт также обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно. Именно поэтому так велик интерес у нашей молодежи к тому, что волновало дедов и прадедов.
Так же точь-в-точь и будущие поколения не смогут обойтись без ныне живущих, то есть без нас с вами. Им так же будет необходим наш нравственный и культурный опыт, как нам необходим сейчас опыт людей, которые жили до нас.

Читайте также:
Астафьев: сочинение

«Но нельзя воспитать в себе высокие нравственные начала, не зная того, что было до нас» – именно этой фразой из предложенного мне текста В.И.Белова я хотела бы начать свое сочинение-рассуждение. Прогресс.… Есть ли ему место в обществе, которое не уделяет должного внимания культурному опыту, народному быту людей, которые жили до нас? Мне кажется, нет! Именно поэтому автор и поднимает проблему сохранения исторической памяти.

«Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно»- именно этой фразой из предложенного мне текста В.И.Белова я хотела бы начать свое сочинение-рассуждение. В ней – ответ на вопрос, который волнует автора: «Возможен ли прогресс общества, которое не уделяет должного внимания культурному опыту, народному быту своих предков? Проблема сохранения исторической памяти находится в центре внимания известного публициста.(. )

Нравственная проблема, которая находится в центре внимания автора, волнует многих, ведь движение вперед невозможно без опоры на историческую память. Известный русский писатель, В.И.Белов, анализирует проблему на примере современного общества. Автор убежден, что движение без опоры на опыт не возможно, поэтому необходимо знать то, что было до нас и нужно интересоваться культурой и бытом наших предшественников, для того чтобы мы могли полноценно и всесторонне развиваться. В завершении В.И.Белов отмечает, что наши потомки будут нуждаться в нашем нравственном и культурном опыте.

Нравственная проблема, о которой говорит автор, волнует многих, ведь движение вперед невозможно без опоры на историческую память. Если вы помните, в январе 2014 года жителей Санкт-Петербурга взволновал социологический опрос “Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?”, проведённый телеканалом “Дождь”. Результат показал, что забвение истории приводит к обесцениванию понятий «патриотизм», «жертвенность»: если свидетели блокады были оскорблены самой формулировкой вопроса, то 50% участников опроса утвердительно ответили на него. Решая проблему сохранения исторической памяти, известный русский писатель В.И.Белов анализирует взаимосвязь прошлого и настоящего , рассуждая о преемственности в современных технических достижениях, трудовых процессах, культуре и народном быту.

В тексте позиция автора выражена явно. Русский писатель убежден, что «знание того, что было до нас, не только желательно, но и необходимо», потому что без опоры на него невозможно развиваться. В.Белов обращается с призывом уделять внимание прошлому и не забывать, что и на наш опыт когда-нибудь будут опираться. Автор не сомневается в том, что полноценного и всестороннего развития необходимо знать то, что было до нас и интересоваться культурой и бытом наших предшественников,

Безусловно, я согласна с мнением автора: «… движение от ничего или из ничего невозможно…». В качестве первого аргумента в подтверждении своей позиции могу привести пример из повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». В этом произведении старый (когда-то очень талантливый и везучий) кубинский рыбак Сантьяго надеется, что его мастерство в ловли рыбы сохранится на века, но самое главное — оно может быть передано как самое дорогое наследство следующим поколениям. Поэтому он учит мальчика всем премудростям не только ремесла, но и жизни.

Безусловно, я согласна с мнением автора: «… движение от ничего или из ничего невозможно…». В качестве первого аргумента в подтверждении своей позиции мне хотелось бы вспомнить повесть Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». В этом произведении старый (когда-то очень талантливый и везучий) кубинский рыбак Сантьяго надеется, что его мастерство в ловле рыбы сохранится на века, но самое главное — оно может быть передано как самое дорогое наследство следующим поколениям. Читая повесть, отчётливо понимаешь, что истинный смысл жизни – в преемственности мудрости, опыта . Именно поэтому главный герой учит мальчика премудростям не только ремесла, но и жизни.

В качестве второго аргумента мне бы хотелось привести пример романа Ч.Айтматова “Буранный полустанок или И дольше века длится день”. “Легенда о манкуртах”. Можно ли сказать о человеке, который потерял память, разум, воспоминания об отчем доме и культуре, что он счастлив и что его жизнь полноценна? Я считаю, что нет! Такой человек он не живет, он существует, в нем нет духовности, нравственности. Прочитав это произведение, понимаешь: люди, потерявшие память и рассудок обречены навсегда быть забытыми. Поэтому так важно помнить и сохранять опыт, культуру и историю своих предков.

Читайте также:
Северянин: сочинение

Не менее ярко рассматривает эту проблему киргизский писатель Ч.Айтматов в романе “Буранный полустанок или И дольше века длится день”. Незабываемое впечатление произвела на меня легенда о манкуртах. Можно ли назвать того, кто потерял разум, лишился воспоминаний об отчем доме и своём народе, его традициях, человеком? Можно ли говорить о его будущем? Я считаю, нет! Вот и пленный манкурт не живет – существует, как вынутое из цепочки преемственности звено. Он не «чистый лист», ждущий информации, – он лист навсегда пустой. Прочитав это произведение, понимаешь: люди, потерявшие память, обречены быть добровольными изгоями общества. Поэтому так важно помнить и сохранять опыт, культуру и историю своих предков.

«Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его вновь». Это чьё? Получается, что прошлое важно не только как кладезь опыта наших предков, но и как предостережение от их ошибок.

“Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. 9.3”

Урок – практикум в 9 классе по подготовке к ОГЭ.

Автор разработки: учитель русского языка и литературы г. Вольска Петрушина Марина Валентиновна.

Тема урока : «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения. Часть3.9.3».

Цель урока : Выявляется умение учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы; в ходе работы на уроке у школьников выявляются навыки написания сочинения – рассуждения на морально- этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Тип урока : урок обучения умениям и навыкам

Технология: технология критического мышления, ИКТ, проблемно – поискового и дифференцированного подхода к обучению.

−образовательные:

расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о лексике, типах речи, композиции сочинения – рассуждения, способах толкования слова, правилах написания аргументов, предупреждение орфографических ошибок; обучение умению самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста.

−развивающие:

развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения анализировать исходный текст, выделять главное, обобщать и делать выводы,

отбирать материал для собственного текста, выражать личностно – эмоциональное отношение к теме.

−воспитательные:

формирование таких нравственных качеств учащихся, как уважение, взаимоуважение, самоуважение; воспитание уважения к старшему поколению, к другим людям, к себе; формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Методы обучения: проблемно – поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы : беседа, фронтальная работа, групповая работа, парная,

индивидуальная работа, самостоятельная работа.

Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся : анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком и литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения – рассуждения задания 9.3.

УМК и оборудование : видеоролик, презентация, раздаточный материал

(текст В. И. Белова, задания для групп); записи на доске (тема урока, эпиграф); памятки.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Проверка готовности к уроку .

2. Энергизатор (дать положительный настрой на урок).

3.Мотивация (знакомство с эпиграфом).

Для жизни, а не для школы учимся мы.

Сенека

(римский философ, поэт,

государственный деятель)

Вопрос: Объясните, как вы понимаете данное высказывание?

Согласны ли вы с ним (применительно к предмету «Русский язык»)? Почему?

(Предполагаю, что ученики ответят, что с высказыванием трудно не согласиться, потому что всё, чему учатся они в школе, так или иначе пригодится им в жизни)

4.Сообщение цели урока.

Сегодня наш урок-это практикум по подготовке к ОГЭ, то есть вся работа будет направлена на то, чтобы в скором времени вы смогли успешно сдать выпускной экзамен по русскому языку.

Сегодня мы с вами будем учиться писать сочинение-рассуждение

– О каких понятиях чаще всего вас просят порассуждать в задании 9.3?

(Совесть, долг, героизм, нравственность, дисциплина, дружба, семья, Родина и т.д.)

Слово учителя : Сегодня на уроке мы поговорим о чувстве, которое должно быть присуще всем нам. А вот о каком чувстве, об этом вы скажете мне, посмотрев видеоролик.

Читайте также:
Мережковский: сочинение

Демонстрация видеоролика «Уважение к старшим».

II . Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Учитель: Ребята, о каких чувствах идёт речь в видеоролике?

( О том, как не надо поступать по отношению к престарелым людям, и о том, что мы должны относиться к ним заботливо, проявлять сострадание, уважение.)

Слово учителя : Какие поступки героев говорят о том, что проявили заботу и

Учитель: О чем мы будем говорить на уроке?

Запишем в тетради сегодняшнее число и тему урока «Подготовка к сочинению-рассуждению (задание 9.3). Ребята, давайте сформулируем цели урока.

Мы будем анализировать текст, сформулируем тезис-определение, прокомментируем его, приведём примеры-аргументы, напишем сочинение-рассуждение в соответствии с его структурой.

1.Работа в группах (группы по 6-8 человек).

Продолжите следующую фразу: «Уважение – это…».

В течение 30 секунд составьте предложение. Постарайтесь ответить коротко и искренне.

-После того как все написали предложение, в группе по очереди озвучьте свой вариант (возможно, ваши ответы совпадут), выкладывая листочек с записанным предложением на середину стола. Затем обсудите в группе получившиеся ответы и сформулируйте предложение, которое вы представите в качестве ответа от группы. Определите, кто будет выступать от вашей группы.

(Представитель каждой группы зачитывает получившееся предложение).

Слово учителя : Эпиграфом к уроку будут слова древнего китайского

философа и мыслителя Конфуция . Прочитаем их.«Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, выше этого нет ничего».

Как вы их понимаете?

Сегодня будем учиться выполнять задание 9.3.

Учитель: Итак, прочитаем задание. (Чтение учащимися задания)

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое уважение?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один — из прочитанного текста, второй — из Вашего жизненного опыта. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказ или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивает 0 баллов. Сочинение пишите разборчивым почерком

Учитель: Вспомним план сочинения-рассуждения.?

Ответ ученика : Тезис, комментарий. аргументы (доказательства), вывод.

Учитель: Что такое тезис, аргументы, вывод?

Ответ ученика : Тезис−это утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы −это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод − это заключение, итог проведенного рассуждения

Учитель: Какова структура построения сочинения-рассуждения?

1. Вступление. Определение предложенного в задании слова.

2. Комментарий определения.

3. Первый пример – аргумент из текста

4. Второй пример – аргумент из вашего жизненного опыта

III . Выявление места и причины затруднения.

Учитель: Достаточно ли у нас материала к написанию сочинения?

Учитель: работа по сбору материала к сочинению. Предлагаю поразмышлять над понятием уважение, определить лексическое значение этого слова. Для этой работы мы разделимся на группы и составим кластер «Уважение».

Дети получают листы – заготовки, оформленные на формате А3, карточки с заданием прикрепляются. Работа идет в группах. По завершению работы на доске учащиеся размещают записи.

Слово учителя : Поработаем с толковыми словарями. Подберите синонимы и антонимы к слову уважение.

Ответ ученика : Синонимы: Внимание — признание — почитание — почтение−почтительность− взаимоуважение − обожание − почёт − преклонение − признание − респект − уважительность

Ответ ученика : Антонимы: презрение, неуважение, пренебрежение, надругательство, дерзость , непочтительность .

Прочитаем высказывания известных людей об уважении:

Ученик 1: Уважение других дает повод к уважению самого себя./Рене Декарт/

Ученик 2: Уважай в себе и других человеческую личность. /Д.И. Писарев/

Ученик 3: Нет для меня уважения дороже, чем уважение человека, которого сам больше всех по заслугам уважаю./Апулей/

Запишите одно из понравившихся вам высказываний в свои тетради.

Обратимся к словарю:

УВАЖЕ́НИЕ− Чувство почтения, отношение, основанное на признании чьих-н. достоинств, заслуг, высоких качеств. Оказывал ей всегда уважение.

Толковый словарь Ушакова

Уважение− Почтительное отношение, основанное на признании чьих-н. достоинств. Достоин уважения кто-н. Питать у. к кому-н. Сделать что-н. из уважения (в знак уважения). Пользоваться общим уважением. Взаимное у.

Читайте также:
Вознесенский: сочинение

Словарь Ожегова

Уважение −Чувство, основанное на признании чьих л. достоинств, заслуг, качеств; почтение. Пользоваться всеобщим уважением. □ Управляющий сказал мне: Держу вас только из уважения к вашему почтенному батюшке, а то бы вы у меня давно полетели.

Беседа с использованием приема Мозговой штурм

Примерные ответы учащихся

Кого можно уважать?

учителей, родителей, старших, друзей, одноклассников, себя

Что можно уважать?

Мнение других людей, их чувства, переживания, интересы и вкусы, круг общения

За что можно уважать?

За трудолюбие, старание, смелость, скромность достижения в спорте, в учёбе, в работе,

Каким бывает уважение?

Искренним, безграничным, глубоким, невольным

Какие качества и поступки человека, на ваш взгляд, не достойны уважения?

Лень, трусость, эгоизм, предательство, обман.

Где может проявляться уважение?

В семье, в школе, на работе, в обществе.

Как можно проявлять уважение?

Выражать благодарность, делать комплименты,

проявлять заботу, оказывать помощь, дарить подарки, уделять время, проявлять внимание, уметь слушать, проявлять интерес, учиться ставить себя на место других, смягчать свои высказывания.

Зачем нужно уважать других людей?

Уважать – это считаться с интересами окружающих нас людей. Необходимость уважать других людей неразрывно связана с самой необходимостью общаться с другими людьми, жить в социуме, в ладу с окружающими.

Для чего нужно самоуважение

Для того чтобы достичь желаемых результатов в жизни

IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Слово учителя : Ребята, давайте сформулируем и запишем определение уважения.

Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку

Часть сочинения

Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

На мой взгляд, уважение – это.

По моему мнению, уважение – это.

Мне кажется, что уважение – это.

Я думаю, что уважение – это.

Что такое уважение? Я считаю, что.

Учитель: Какие способы толкования слов вы знаете?

3.Способ отрицательного определения .

описательной частью, оформляемым чаще придаточным предложением, реже определительными оборотами

Уважение−нравственное качество человека, которое проявляется в …

Тождественным (или близким по значению) словом-синонимом

Способ отрицательного определения

Путём перечисления таких свойств, предметов, которые у него отсутствуют.

Человек, уважающий других−тот, кто никогда не…

Работа в группах : 1 группа – пишет толкованиме слова , используя описательный способ

2 группа- синонимический, 3 группа- способ отрицательного определения

Слово учителя : Подчеркнем ключевые слова в определении и прокомментируем определение, т.е. покажем важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.

Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом. В данном случае это могут быть ваши размышления по поводу того, по отношению к кому и при каких обстоятельствах может быть проявлено уважение?

Примерный ответ: Нужно с уважением и почтением относиться к старшему поколению,

к учителям, родителям, так как у них больше знаний, жизненного опыта, мудрости. Нужно бережно и с уважением относиться к природе, ко всему, что нас окружает.

Обратим внимание на критерии оценки определения и его комментария.

Используя памятку №3 «Критерии оценивания сочинения-рассуждения» оцените свою работу. (Самопроверка). А теперь поменяйтесь работами и оцените друг друга. (Взаимопроверка). Можете дать устные или письменные рекомендации друг другу для улучшения работ.

V. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Чтение текста.

Слово учителя : Обратимся к тексту В.И. Белова (Выразительное чтение текста заранее подготовленным учащимся). Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях. ). Памятка №5 «Пометки на полях» (Инсерт).

1) Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться.

2) Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который

традиционно считался главой. 3) Отца дети уважали и слушались.4) Он

занимался сельхоз работами, строительством, заготовкой леса и дров. 5) Всю

тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья. 6) Руководство

домашним хозяйством было в руках жены и матери. 7) Она ведала всем в доме:

присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. 8)Все эти работы

она делала не одна. 9) Даже дети, едва научившись ходить, понемногу вместе с

игрой начинали делать что-то полезное. 10) Доброта, терпимость, взаимное

прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь.11)

Читайте также:
Богомолов: сочинение

Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы и вызывали

жалость к их носителям. 12) Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить

добром или промолчать. 13) Любовь и согласие между родственниками давали

начало любви за пределами дома. 14) От человека не любящего и не

уважающего своих родных трудно ждать уважения к другим людям.

v Василий Иванович Белов – русский писатель, один из крупнейших представителей «деревенской прозы».

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Беседа.

Слово учителя : Какую проблему поднимает в тексте В. И. Белов?

Ответ ученика : Проблему проявления уважения к старшим, к родителям.

Слово учителя : Определите стиль данного текста.

Ответ ученика : Художественный.

Слово учителя : Какой тип речи использован в тексте?

Ответ ученика : Повествование.

Слово учителя : Какова основная мысль текста? Запишем.

Ответ ученика : Нужно уважать и любить своих родителей, помогать им во всём. Тот, кто уважает своих родных, будет с уважением относиться и к другим людям.

VII. Включение в систему знаний.

Слово учителя : Следующий этап — аргументы из текста.

Обратите внимание на критерии оценки примеров – аргументов (Памятка №3)

и речевые клише.

2. Аргумент 1

Обратимся к тексту (ФИО автора в род. п.), в котором говорится о .

В своём тексте автор поднимает очень важную для нас проблему.
В предложении № . автор говорит о том, что.

Чтобы подтвердить сказанное обратимся к тексту.

Можно связать вступление и аргументацию такими предложениями

Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем предложенный текст (автор) …

В подтверждение данного объяснения этического понятия обратимся к предложенному для анализа тексту и примерам, взятым из жизни.

Ввести в сочинение аргументы можно следующим образом:

Аргумент 1: Именно об этом и говорится в прочитанном тексте. Автор рассказывает нам о том, что…

Аргумент 2: В подтверждение того, как я понимаю слово «уважение», приведу пример из жизни.

Слово учителя : Обратимся к тексту В. Белова и сформулируем аргумент. В конце работы

подсчитайте количество слов, включая предлоги, союзы, частицы и сделайте пометку на полях своей тетради. Проверьте при помощи словаря, есть ли у вас ошибки, пользуясь памяткой «Критерии оценивания сочинения-рассуждения» оцените свою работу. (Самопроверка). А теперь поменяйтесь работами и оцените друг друга. (Взаимопроверка). Можете дать устные или письменные рекомендации друг другу для улучшения работ.

Учитель : Второй аргумент приведем из жизненного опыта.

Памятка№5 Аргументы из жизни :

2.высказывания известных философов, литераторов, художников и т.д.

3.СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы)

4.примеры из читательского опыта

5.результаты личных наблюдений

6.биография известного человека(назвать ФИО писателя, учёного, художника и т.д.)

7.культурные, национальные традиции (народная мудрость).

3. Аргумент 2

Свое мнение я могу подтвердить примером из произведения…

…(автора)
В жизни мы часто наблюдаем.
Однажды я был свидетелем события, которое…

Своё мнение я могу подтвердить примером из жизненного опыта.

Заключительным элементом сочинения является вывод. Обратите внимание на речевые клише.

4. Заключение

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что.
Таким образом, можно заключить, что.
В заключение я хочу сказать, что.

Подводя итог моим рассуждениям, могу сказать…

Итак, в заключение скажем, зачем нужно уважение?

Ответ ученика : Без уважения невозможны настоящие дружба и любовь; чтобы семьи были счастливыми и дружными; чтобы люди жили в мире и согласии между собой,

развивались духовно и эмоционально; укрепляет веру в себя и окружающих.

Слово учителя : Молодцы! Перед нами — почти готовое сочинение, которое вы дома закончите.

VIII . Рефлексия

Ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке? А теперь попробуйте продолжить фразы.

Я познакомился. (с фактами проявления уважения в окружающем мире, в истории и литературе)

Было непросто. (комментировать определение)

У меня получилось. (написать аргумент из жизни)

Хотелось бы. (успешно завершить работу над сочинением – рассуждением)

I X. Итог урока.

Ребята, уважайте и любите окружающих вас людей, мир вокруг вас и вы будете уважать самого себя.

Текст 6. Белов (о семье и детях).

Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться. Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который традиционно считался главой. Отца дети уважали и слушались. Он занимался сельхозработами, строительством, заготовкой леса и дров. Всю тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья.

Читайте также:
Кестнер: сочинение

Руководство домашним хозяйством было в руках жены и матери. Она ведала всем в доме: присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. Все эти работы она делала не одна: даже дети, едва научившись ходить, понемногу, вместе с игрой, начинали делать что-то полезное.
Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь. Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать. Любовь и согласие между родственниками давали начало любви за пределами дома. От человека, не любящего и не уважающего своих родных, трудно ждать уважения к другим людям.

Иметь семью и детей необходимо и естественно. Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца. Главу семьи дети уважали и слушались. Он занимался крестьянским трудом, всю тяжесть которого с ним разделяли взрослые сыновья.

Руководство домашним хозяйством было в руках жены, матери. Она ведала всем в доме, заботилась о питании и одежде. Во всём ей помогали дети..

В хорошей семье была взаимная любовь. Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы, вызывали жалость. Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром. Любовь и согласие внутри семьи давали начало любви за пределами дома. От человека, не любящего и не уважающего своих родных, трудно ждать уважения к другим людям.

№1 Отец издавна считался главой семьи, дети его уважали и слушались. Он занимался тяжёлой работой, а помогали ему взрослые сыновья.
№2 Домашним хозяйством занималась мать, а дети, едва научившись ходить, понемногу начинали делать что-то полезное.
№3 От человека, не любящего своих родных, трудно ждать уважения к другим людям.

Текст 7. Ю.В. Бондарев (об искусстве).

Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.
Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.
Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.

(По Юрию Васильевичу Бондареву)

Можно ли одной формулой определить, что такое искусство? Нет. Искусство – это очарование и колдовство, выявление смешного и трагедийного, мораль и безнравственность, познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное оставить след в истории.

Момент обращения человека к творчеству – величайшее открытие. Ведь через искусство каждый человек и народ в целом осмысляет свою жизнь, место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами, цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. Узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя единым целым.

Вот почему с древности искусство считалось силой, способной запечатлеть образ времени и человека и передать его потомкам.

№1 Ни одной формулой нельзя определить, что такое искусство
№2 Язык искусства универсален: он позволяет соприкоснуться с другими личностями, народами и цивилизациями.
№3 Искусство способно запечатлеть образ эпохи и передать его потомкам

Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 1326; Нарушение авторского права страницы

Читайте также:
Современная проза о милосердии и сострадании: сочинение

Сочинение о Михаиле Васильевиче Ломоносове

Михаил Васильевич Ломоносов родился в деревне Денисовка Архангелогородской губернии. С детства он выходи́л в море с отцом для ловли рыбы. Суровые условия севера закалили характер подростка. В сочинении о Ломоносове, про необъятность интересов которого говорили многие учёные, необходимо отметить проявлявшуюся с детства тягу к обучению. Твёрдая воля и стремление к познанию мира позволили ему стать величайшим учёным в истории России.

  1. Детство и юность учёного
  2. Начало научной деятельности
  3. Наследие Ломоносова

Детство и юность учёного

Ломоносов с детства полюбил книги, мать научила его читать. После её смерти жизнь мальчика в родном доме стала очень трудной. Одна из мачех сердилась, когда видела Михаила с книгой, рвала и жгла учебники. В мини-эссе про Ломоносова стоит вспомнить крестьянина Ивана Шубного, который обучал Михаила грамматике и арифметике. От своего наставника юноша узнал, что для изучения большинства наук нужно знать латинский язык, который преподают в столице. В 19 лет Ломоносов тайком ушёл из дома и отправился с рыбным обозом в Москву.

Михаил поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. Учиться взрослому юноше пришлось в одном классе с двенадцатилетними детьми, которые постоянно смеялись над ним. Кроме того, Ломоносову приходилось выдавать себя за дворянского сына, простолюдина не приняли бы в академию.

За 5 лет обучения Михаил стал одним из лучших учеников, заслужил множество похвал и получил направление в Петербургский Академический университет.

Начало научной деятельности

Дальнейшее обучение Ломоносова проходило в Германии, куда его направили как лучшего студента. Пять лет учёный углублённо занимался математикой, физикой, химией, астрономией, философией и металлургией. Оттуда же он прислал в Академию наук «Письмо о правилах российского стихотворства», в котором реформировал стихосложение на русском языке. После возвращения в Россию Михаил Васильевич получил должность профессора химии. Он стал первым русским, получившим такое звание, поэтому попросил разрешения читать лекции на родном языке. В России учёный продолжал широкую научную и общественную работу:

  • создал химическую научно-исследовательскую лабораторию;
  • открыл Московский университет, право учиться в котором получили и представители низших сословий;
  • основал мозаичную фабрику.

Ломоносов постоянно расширял сферу научной деятельности. Впоследствии он был избран в Географический департамент, где под его руководством осуществлён первый выпуск «Атласа Российского», внёсшего большой вклад в отечественную науку о земле. Избрание учёного членом Академии Художеств стало признанием его поэтического дара. Любимым жанром в творчестве Ломоносова была ода. Его перу принадлежат многие стихи, эпиграммы и похвальные благодарственные оды российским императорам.

Уделял внимание учёный-энциклопедист и журналистике. Статья «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии» посвящена теме распространения научных знаний.

Наследие Ломоносова

Учёный оставил после себя обширное наследие. Трудно назвать все области, в которых он сделал выдающиеся открытия:

  • исследовал электричество и силу тяжести;
  • развил атомно-молекулярное учение;
  • создал различные оптические приборы, например, зеркальный телескоп;
  • открыл атмосферу на Венере;
  • исследовал происхождение полезных ископаемых;
  • описал строение Земли;
  • способствовал развитию русского языка и литературы.

Благодаря Ломоносову в русском языке появилось много новых слов. «Градусник», «преломление», «равновесие», «диаметр», «горизонт», «кислота», «вещество» и даже «квадрат» и «минус» — это всё ввёл в обиход великий энциклопедист. Ломоносов обладал разносторонними знаниями в области филологии. Он переводил с древнегреческого, немецкого, французского, латинского, английского и итальянского языков.

В сочинении на тему о Ломоносове и его роли в развитии российской науки необходимо подчеркнуть, что он был первым русским академиком мирового уровня, труды которого имели огромное значение для прогресса науки и образования в России и во многих других странах. Михаил Васильевич на десятилетия опережал западных учёных и делал фундаментальные открытия, значение которых полностью стало ясно только по прошествии многих лет.

Научные деятели всего мира испытывают благодарность к первооткрывателю многих законов в области физики, химии, астрономии. Памятник М. В. Ломоносову установлен в Санкт-Петербурге на площади имени великого учёного.

Ломоносов: сочинение

  • Главная
  • О моем сайте
  • Контакты

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

16 ноября в 18.00 состоится вебинар на тему: “Сочинение по литературе в декабре”

–>

Читайте также:
Платонов: сочинение

1741-1761. Историческое сочинение. Видные деятели эпохи. М.В.Ломоносов

1741-1761. Историческое сочинение.

Видные деятели эпохи. М.В.Ломоносов

Портрет М.В.Ломоносова. Неизвестный художник, 18 век

Годы жизни:1711-1765

Михаил Васильевич Ломоносов – гений России, первый русский академик. Трудно назвать область знаний, в которой не трудился бы он. М.В.Ломоносов считал, что радость и предназначение — трудиться во благо родины и народа, долг перед Отечеством должен преобладать над личными потребностями.

Из биографии:

  • М.В.Ломоносов родился в крестьянской семье в Архангельской губернии, недалеко от Холмогор.
  • Север не знал крепостного права. Немало было среди поморских крестьян и грамотных людей, хотя школ не было. Именно один из них и научил грамоте М.В.Ломоносова
  • В 1730 году году с обозом Михаил ушёл в Москву, учиться.
  • Выдав себя за дворянского сына, в Москве Ломоносов поступил в славяно-греко-латинскую академию.
  • Через пять лет в числе лучших учеников М.В.Ломоносов был отправлен учиться в Германию горному делу и химии. Там он учился ещё и физике, изучал иностранные языки, знакомился с вопросами стихосложения и историей литературы.
  • Вернулся в Москву. Его зачислили в Академию наук, в 1745 году В.В.Ломоносов стал профессором химии.
  • В 1755 году по инициативе М.В.Ломоносова и поддержке И.И.Шувалова был открыт МГУ — первый в России университет.

Открытия М.В.Ломоносова:

  • Химия. Новый закон, корпускулярная теория
  • Физика. Раскрыл загадку грозы и северного сияния
  • Астрономия. Усовершенствовал телескоп, установил, что у Венеры есть атмосфера
  • История. Занимался историей древних славян, выдвинул антинорманнскую теорию образования государства.
  • Лингвистика. Многое сделал для совершенствования русского языка.
  • Возродил историю производства стекла, создал мозаичные картины: «Портрет Петра 1, « Полтавская битва».
  • Руководил деятельностью географического департамента в Академии наук, создание географического атласа.
  • Создал силлабо-тоническую систему стихосложения, написал ряд прекрасных стихотворений.

Основные труды М.В.Ломоносова:

  • 1747.«Ода на день восшествия на всероссийский престол её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны»
  • 1747:. «Я знак бессмертия себе воздвигнул» и др.
  • «Элементы математической химии»
  • «Письмо о пользе стекла»
  • 1755 «Русская грамматика»
  • 1756 «Слово о происхождении света»
  • 1757 «Слово о рождении металлов из трясения земли»
  • 1761 2 о размножении и сохранении российского народа» и др.

Высказывания М.В.Ломоносова

Основные направления деятельности М.В.Ломоносова и их результаты

  • Открытие Московского государственного университета 1755 году, было заложено начало профессиональной подготовки кадров с высшим образованием
  • Научная деятельность , открытия в ряде наук.
  • Педагогическая деятельность, преподавание в МГУ, разработка программ.
  • Литературная деятельность, создание новой силлабо-тонической системы стихосложения.
  • М.В.Ломоносов был выразителем антинорманнской теории образования государства Древняя Русь, отмечая, что для этого процесса были все предпосылки.

Материал к историческому сочинению

Историческая эпоха Историческое событие, причинно — следственные связи
Эпоха Елизаветы Петровны ( 1741-1761) Развитие культуры.Период правления Елизаветы Петровны- расцвет культуры России во всех её отраслях. Особенно хочется отметить деятельность выдающегося учёного М.В.Ломоносова. вклад которого в развитие культуры был огромен. Целая эпоха в развитии таких наук , как химия, физика, астрономия, литература, география, история и др. была связана с именем этого человека.(далее см. материал статьи)

Причины:

Период правления Анны Иоанновны , предшествовавший периоду Елизаветы Петровны, характеризовался грабежом страны, опустошением государственной казны, огромными тратами средств на развлечения и увеселительные мероприятия. Культура, как и остальные стороны жизни общества, не получала развития. Необходимо было её возрождение, чтобы Россия встала в один ряд со странами с высокоразвитой культурой. С этой целью уделялось большое внимание архитектуре, скульптуре, живописи, литературе, образованию.

Следствие:

Итогом стало дальнейшее развитие культуры: было построено множество прекрасных архитектурных сооружений( архитектор В.Растрелли), развивалась литература, печать, театр, науки, было открыт первый университет, Академия художеств Велика заслуга в данном процессе такого выдающегося человека, как М.В.Ломоносов.

Данный материал можно использовать, готовясь к задания № 25 по эпохе Елизаветы Петровны.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Памятник М.В.Ломоносову на Воробьёвых горах

Памятник М.В.Ломоносову на Моховой улице в Москве.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: