Моя встреча с Прекрасной дамой (лирика А. Блока, В. Брюсова, А. Белого).: сочинение

Моя встреча с Прекрасной дамой (лирика А. Блока, В. Брюсова, А. Белого).: сочинение

По традиции классической русской поэзии отношение к женщине и любви всегда было трепетным. Немногие поэты XIX века отваживались описывать эротическую сторону отношений между мужчиной и женщиной. Но XX век многое изменил не только в общественной жизни, но и в литературе. Течение символизма, родоначальником которого считают Валерия Брюсова, положило начало новой эпохе развития темы любви.

В начале своего пути старшие, а затем и младшие символисты провозглашали «земную», плотскую любовь. Это был своего рода протест против старых традиций. Но под влиянием философских теорий Вл. Соловьёва, с главным постулатом о Божественном происхождении женщины и особым значением Богородицы в русской религиозной культуре, поэзия многих видных поэтов-символистов изменяет своё звучание.

Так, элементы извращённой эротики сквозили в ранней поэзии Брюсова. По крайней мере, в эротической лирике «Tertia vigilia» («Третья стража») имеется ряд стихотворений, ориентированных именно таким образом:

Я узнал безобразие радостей,

Весь позор открываемых губ…

Само название сборника намекало на то, что книга открывает новый этап творческих поисков Брюсова – третья стража в Древнем Риме была последней ночной стражей перед рассветом.

Но идея высокой любви, к которой обязывала Брюсова традиция гуманистической литературы, запрещала эту сниженную эротику. Героическая страсть, возведённая до трагической высоты, стала постепенно основным содержанием эротического творчества поэта. Она и была тем оружием, которым он боролся с «малой любовью», с «дачными страстями». Так называемая норма «большой любви» не позволяет таким образом смешивать его с другими писателями, видевшими в любви лишь лёгкую забаву.

Тема всепобеждающего и всеопределяющего чувства к женщине проходит через всю поэзию Брюсова. Андрей Белый сказал о нем: «Валерий Брюсов… поэт здоровой целомудренной страсти».

Это определение имеет глубокое основание. Любовь открывалась лирическому герою Брюсова прежде всего как страсть. Она была тем героическим началом в любви, которое только и можно было измерять высшим эталоном: жизнью и смертью. Именно об этом баллада Брюсова «Помпеянка» (1902). Герои этой баллады были засыпаны пеплом, потому что не заметили извержения Везувия.

Также в лирике поэта раскрывается и другой вид любви – любовь-нежность и любовь-влюблённость:

Страсти сны нам только сняться, но душа проснётся вновь,

Вечным светом загорятся – лишь влюблённость! лишь любовь!

Брюсов воспевает Психею, Клеопатру, Касандру, как женщин, которые умели жить земными радостями. Высеченные из мрамора слов, они скульптурны, как античные статуи, пластичны, как древние барельефы. Он ставит эти образы рядом с «бессмертным исскуством» — высшая похвала в устах поэта. Брюсовское использование мифа занимает, как известно, особое место в культуре символизма. Для него не характерно обращение к особенностям «мифологического мышления» человечества. Поэт использует мифологическую образность, естественно входящую в систему высокой нормативности стиля, в непосредственных художественных целях.

Но самое главное – это то, что Брюсов смог подойти к теме любви как к явлению жизни космической:

Любовью – с мировым началом

Роднится дух бессильный твой.

Поэтому его символы – олицетворения отвлечённого понятия. Эта особенность лирики Брюсова роднит его со стихами Блока, посвященными Прекрасной Даме. В них отразились напряжённые, подчас трагические переживания личной жизни поэта, его отношения с Л. Д. Менделеевой. Любые прямо названные лица, предметы, события неизбежно оказываются символическими «ознаменованиями» происходящего в иных мирах.

Через весь цикл стихов, представляющий своеобразный «роман», проходит мотив идеальной любви-стремления. Реализуется этот мотив в постоянном ожидании героя встречи с героиней и боязнью этой встречей разрушить возвышенность чувства. Женский образ символичен, у неё множество имён: Прекрасная Дама, Прекрасная Женственность, Вечная Женственность, Вечная Жена, Лучезарность, Она. Но несмотря на всю её возвышенность, это реальная женщина, как реален и герой. Блок воспел все «ступени» влюблённости, служения Даме. Он проникал в сложные состояния: чистой мечты, жадных стремлений, горьких предчувствий.

«Стихи о Прекрасной Даме» объединены не только темой и лирическими героями, но и сквозным от произведения к произведению развитием мотивов, их внутренней динамикой, сближающей цикл с поэмой. Выделим ведущие мотивы: как уже было сказано, мотив ожидания; мотив недостижимости мечты; мотив двойничества (волевое, суровое начало и поэтическая устремлённость к красоте).

Особенность этого цикла в неразделённости двух планов – личного, реального и космически-универсального мифа, о путях земного воплощения Души мира. Говоря о характере этого единства, нужно отметить, что психологические, любовные, пейзажные, мистические планы повествования непрерывно связаны.

Звучание стихов Блока вызывает очень сильное эмоциональное и эстетическое сопереживание. Но было бы несправедливо этим ограничить значение цикла. За гранью «отношений» героев читаются ещё более глубокие поэтические открытия. Юному Блоку оказалась подвластной мудрость жизни, во всяком случае в той её части, которая связана с состоянием любви.

Лирика периода «Прекрасной Дамы», несомненно, мистична. Это любовь к Вечной Жене, несущей возрождение миру. Но всё же эти стихи – результат конкретных переживаний человека, по-своему воспринявшего теорию Вечной Женственности. Вот такой предстаёт перед читателем Прекрасная Дама:

Над тобой – как свеча – я тиха.

Пред тобой – как цветок – я нежна.

Жду тебя, моего жениха,

Всё невеста – и вечно жена.

Одно из самых ярких стихотворений этого цикла – «Вхожу я в тёмные храмы…». Оно было написано в 1902 году. Мерность ритма, певучая монотонность строк, даже если не вдумываешься в слова, вызывают чувство высокое, немного торжественное. Оно поддерживается лексикой тоже высокого наполнения: храм, обряд, лампады. Это стихотворение представляет нам и всю первую книгу, и мир чувств молодого Блока, отгородившегося от «противоречий, сомнений и угроз жизни». Этот мотив стремления к свету, к правде, к преображению мира станет одним из ведуших в творчестве А. Блока.

В 1904 году, одновременно со «Стихами о Прекрасной Даме», появился первый сборник стихов А. Белого «Золото в лазури». Основные стилевые особенности стихов этой книги определены уже в её названии. Сборник наполнен цветом, оттенками радостных красок, которыми пылают зори и закаты, празднично освещая мир, стремящихся к радости Вечности и Преображению. Тема зорь – сквозной мотив сборника – раскрывается в типично символичном ключе мистических ожиданий. И здесь, как и в следующем сборнике «Симфонии», мистическая фантастика Белого сплетена с гротеском. Такое сплетение двух стилевых стихий станет характерной особенностью стиля А. Белого.

Трактовка теории Соловьёва Блоком существенно отличается от изображения Лучезарной в лирике Андрея Белого:

Образ возлюбленной – Вечности –

встретил меня на горах…

Там стоит, Там манит рукой…

И летит мир предо мной –

Здесь, как видно, с самого начала образ возникает абстрактно: это – «Вечность» с прописной буквы. И хотя поэт вводит некоторые реальные детали, но все переживания лирического героя абстрактно-космичны. Таким образом, поэзия Белого – это прежде всего поэтическое воплощение философии Вл. Соловьёва, вплоть до повторения. Это отвергал Блок, ему было чуждо осмысление теории философа, как череды абстрактных страданий, жертвенности, которые приносит с собой любовь.

Под воздействием Ницше и Шопенгауэра Белый считал, что самой выразительной формой исскуства, которая может охватить все сферы человеческого духа и бытия, есть музыка, — она определяет пути развития исскуства нового времени, в частности, поэзии. Этот тезис Белый пытался доказать своими «Симфониями», навеянными уже идеями Соловьёва и построенными на сказочных, фантастических мотивах, средневековых легендах и сказаниях.

«Симфонии» полны мистики, предощущений, ожиданий, которые своебразно сочетались с обличением духовного обнищания современного человека, быта литературного окружения, «страшного мира». Этот цикл стихов строился на столкновении двух начал – высокого и низкого, духовного и бездуховного.

В первой симфонии некая королева, назвавшая себя «Женой облечённой в солнце», спасает рыцаря, погрязшего в грехе: «Молодой рыцарь забывал припадки ада. Он был спасён». Однако это ещё не означало подлинного возрождения. Слишком страшно прошлое рыцаря, его можно искупить только смертью. Таков «ропот Вечности» исходящей от самой королевы: «Ты увидишься с ней [c Вечностью], но прошлого не загладишь, пока не придёт смерть…». Вот ещё одно описание Прекрасной Дамы в стихах Белого.

Изображение Прекрасной дамы в поэзии Блока, Белого, Брюсова различно, но всех их роднит то, что Женщину они воспринимают как существо неземное, настолько возвышенное, что приближаться к нему страшно и можно лишь издали наблюдать и восторгаться. И в то же время идеальной она представала именно потому, что земные радости не были ей чужды, но не смогли осквернить её чистую душу.

Образ прекрасной дамы в творчестве Блока сочинение

Александр Блок один из самых талантливых поэтов в русской классической поэзии. Его творчество необычайно изящно и таинственно. Особенно яркими являются «Стихи о Прекрасной Даме», в которых воплощаются поиски проявления «Женской Души». Возможно, его увлечение философскими учениями Владимира Соловьева обнажилось в стихах, в которых все пропитано символизмом. В этом сборнике он обращался к женщине, в которую был страстно влюблен, а, впоследствии, стал ее мужем. Женщина, в стихах поэта, предстает существом возвышенным и недостижимым. Поэт представлял ее «Царевной» и «Звездой». «Закатная, Таинственная Дева» – пишет поэт. Образ Прекрасной Дамы в стихах Блока существует в ореоле таинственности и непостижимости. Она как туман и неуловимая дымка пронизывает все и вся.

Рассматривая тему «Прекрасной Дамы» в творчестве Блока, можно заметить некоторую трансформацию его видений. Вполне возможно, эти изменения связаны с драматическими событиями в личной жизни Блока. Но, тем не менее, женщина остается для него чем-то божественным и эфемерным. В стихотворении «Незнакомка» тема безысходности и отчаяния: «…И правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух», сплелась с темой размышлений о прекрасной Незнакомке:

. И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

В этом стихотворении поэт в достаточно концентрированном виде описывает всю ничтожность и пошлость больших городов, с каждой строчкой усиливая идею обреченности окружающего мира. И вдруг, «дыша духами и туманами», появляется Незнакомка. Вот тут и можно увидеть весь контраст и диссонанс окружающей атмосферы. Прекрасная Незнакомка является символом красоты и чистоты, она несет с собой гармонию. Интересно, что светлый образ возникает лишь на мгновение, затем оно исчезает как туман.

Вообще, в своей лирике поэт противопоставляет возвышенный лик «Прекрасной Дамы» с материальными, лишенными гармонии, вещами. Но ведь и мир менялся, а вместе с ним и образ женщины. Годы революций и смены власти в России наложили характерный отпечаток на само творчество Блока. В поэме «Двенадцать», при кажущейся простоте частушечного стиха «Дамы» предстают в совершенно другом образе:

Ах ты, Катя, моя Катя,
Толстоморденькая…

Образ женщины выражен таким непристойным образом в надежде на перерождение и переход из хаоса и тьмы в «светлое» будущее

Время меняется, и образы предстают в ином виде. Но «Прекрасная Дама» Блока – это один из самых необычайных образов в русской классической любовной поэзии. Погружение в тайны природы женственности всегда будут привлекать к творчеству выдающегося поэта Александра Блока.

Вариант 2

Александр Блок представляется нам как романтический поэт серебряного века, представитель символизма, воспевающий образ идеальной женщины. На его творчество оказала влияние философия В.Соловьева о Софии, Вечной Женственности. Лирика Блока пропитана образом ожидаемой, вечной, невозможной и осуществимой встречи. Она удивляет красотой слога, богатством метафор, глубоким содержанием. Отличительная особенность – сочетание мистического и бытового, отрешенного и повседневного, все противоречит всему.

Сюжет блоковской лирики вращается вокруг образа Прекрасной Дамы, встреча с которой и желанна и невозможна. «Стихи о Прекрасной Даме», цикл, написанный в период с 1897 по 1904 год, можно рассматривать как биографию поэта, так как в то время он остро переживает бурный и напряженный роман с Любовью Дмитриевной Менделеевой. Свои чувства и душевное волнение он обращает в стихотворную форму и передает читателю.

Произведения этого цикла пропитаны платонической любовью, благородного преклонения перед идеалом. Героиня – божество. Блок, устами своего героя, называет ее Прекрасной Дамой, Вечно Юной, Царицей. Но богиня недоступна, а герой всего лишь человек. Он видит себя живущим «в пыли, в уничижении» безвестным рабом. И с появлением героини мир вокруг героя, кажется, начинает преображаться, вспыхивать и окрашиваться разными красками – золотом, лазурью, синевой, ослепительной белизной.

Однако в отдельных стихах образ Дамы более конкретен, она обретает земной облик, без элементов сверхъестественного. Герой называет ее подругой желанной. Образ возлюбленной – это и символ некоей Души мира, той самой Вечной Женственности, и образ реальной девушки.

Герой с тревогой осознает, что не достигнет Девы – она так и осталась фантомом. В последующих стихах появляется новая героиня. Она тоже идеал, но другой, сравнимый со звездой, падающей с небес на грешную землю. Прекрасная Дама – символ с бесконечным количеством значений, замещается влирическоммире Блокафигурой Незнакомки.

Романтический образ возлюбленнойпредстает трагическим в поэзии Блока. Идеал недоступен – это символ. Поэт ищет свою Даму в реальном мире. Однако, ни восторга, ни покоя, достижение цели не приносит, ибо обретение идеала невозможно. В произведениях прослеживается развитие образа Прекрасной Дамы – от желанной, невозможной, недостижимой богини до реальной женщины.

Для реферата, сообщения, доклада.

Образ прекрасной дамы в творчестве Блока

Несколько интересных сочинений

Сергею Есенину и его творчеству отводится особое место в русской литературе. Большую часть своего творчества он отводил теме родного края, ведь родился великий поэт в селе, которое находится в Рязанской области – Константиново.

В поэме Пушкина «Евгений Онегин» лучшим другом центрального персонажа был Владимир Ленский. Эти дружеские отношения зародились неспроста.

Сказочную иллюстрацию, к хорошо знакомой нам всем сказке Иван-царевич и царевна-лягушка, нарисовал Иван Яковлевич Билибин (3 класс)

Поединок возможно одно из самых известных произведений Александра Ивановича Куприна. В данном произведении нашли отображения мысли автора. Он описывает русскую армию начала 20 века

М.Ю. Лермонтов – великий поэт с непростой судьбой, отраженной в его творчестве. Каждое его стихотворение по-своему прекрасно. Его лирический герой всегда олицетворяет самого поэта. «Утес» – мое любимое стихотворение.

17. Как изменялся образ прекрасной дамы в лирике А. А. Блока (ЕГЭ по литературе)

Несмотря на то, что лирика Блока с годами сильно менялась и он уходил от одной темы к другой, образ идеальной дамы преследовал поэта на протяжении всей жизни. Можно условно выделить три основных этапа творчества блока: Дама-невеста, Дама-жена, Дама-мать.

Первый этап — Дама-невеста плотно переплетен с циклом стихов о прекрасной даме. Эти стихи Блок посвятил ни конкретной женщине, а лишь её образу, воздушному, невесомому, недосягаемому. Даже его жена Люба Менделеева прочитав сборник стихов расплакалась и сказала: «Меня там нет».

Нужно уникальное сочинение?

Напишем в течение 3 часов.

Наши эксперты проверят Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру – учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Потому что несмотря на всю теплоту чувств поэта к жене, она не была его недосягаемым идеалом, которым так грезил Блок.

Познакомившись с идеями Соловьева, его не покидала мечта о прекрасном, смутном образе возлюбленной. К нему он прибегал во многих ранних стихотворениях. Например «Вхожу я в темные храмы», где ясно видно, как лирический герой грезит своей идеальной женщиной, даже зовет он её не просто «любимой», а «Величавой Вечной Женой». Она бесконечно далека от него.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

Но сам факт её возможного существования делает его счастливым. Образ этой идеальной девушки настолько высок для поэта, что он скорее ближе к богу, чем к людям. Она — сама богородица. Неудивительно, что место, где он надеется встретить даму – храм.

Даже если лирический герой никогда не видел свою идеальную женщину в последних строках стихотворения, он заявляет, что до конца будет верить в её возвышенность и духовную чистоту:

Но я верю: Милая — Ты.

Однако опьяняющее чувство влюбленности в свой идеал не продлилось долго. После расставания с Менделеевой Блок уходит в себя. У него начинается период самоотрицания, пересмотра, а порой даже высмеивания важнейших мотивов цикла о прекрасной даме. И это предопределило появление новой среды и новой героини. Начинается этап Дамы-жены.

К этому периоду жизни относится сборник стихов «Кармен», посвященный другой возлюбленной поэта и многие отдельные стихотворения. Но, пожалуй, лучше всего передает новый образ женского идеала Незнакомка из одноименного стихотворения. В отличии от стихов о прекрасной даме Незнакомка реальна, приземлена, но все так же недосягаема. Лирический герой понимает, что ни он, ни весь мир недостоин её. Она — совершенство, о глазах Дамы Блок говорит не просто «Красивые», а:

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.

А когда смотрит за вуаль, он видит:

И очарованную даль.

Возможно эта женщина и во все не существует, а лишь является пьяным видением лирического героя, но это его не огорчает. Если алкоголь — это шанс вновь увидеть её, то так тому и быть.

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

Последним этапом является появление образа Дамы-матери. Но под словом Мать поэт подразумевает не просто родительницу, а Мать-Россию, родину, наделенную высшей степенью женственности, непоколебимую, выстрадавшую, сильную, но нуждающуюся в защите своих детей. На этом этапе в лирике Блока особенно сильно прослеживаются и патриотические нотки. В стихотворении «На железной дороге» поэт показывает тот самый образ своего нового идеала.

В цветном платке, на косы брошенном,

Красивая и молодая.

Женщина, которая положила всю свою жизнь, на верность одному человеку. Его она прождала там, на платформе до последнего своего дня.

Так мчалась юность бесполезная,

В пустых мечтах изнемогая…

Тоска дорожная, железная

Свистела, сердце разрывая…

Кто была эта сильная женщина — не известно. Возможно она ждала возлюбленного, а быть может это был образ самой России, прождавшей чего-то, но в итоге умершей в канаве.

Некому было защитить эту женщину, она ушла, но для лирического героя осталась все тем же непревзойденным, прекраснейшим женским идеалом.

Каждый новый этап лирики Блока заметно отличается от предыдущего, но все изменения идеальной дамы поэта обусловлены его собственным душевным состоянием, кризисами, переломными моментами, появлением новых людей в его окружении.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду

/id102660

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Образ прекрасной дамы в творчестве Блока сочинение, текст для реферата

Образ Прекрасной Дамы очень важен для Александра Блока, он даже так назвал один из самых своих известных циклов. Этот образ постоянно встречается в его стихах. Она всегда, логично, прекрасная – в удивительном платье, стройная, изящная, загадочная… Как будто она, действительно, образ, идеал. Герой думает о ней, она его вдохновляет, но не всегда он решается с ней заговорить. Героиня противопоставлена остальному миру. Вокруг неё может быть грязь, зло, суета, но её ничто не может загрязнить. Наоборот, это она делает мир лучше своим присутствием, дарует свет всем. Никакая «земная» низкая мысль не касается Дамы, не очерняет её.

Известны его стихи про Даму в ресторане «по вечерам», где она против оставляется обычным гулякам. Героиня сохраняет достоинство и степенность в любой ситуации… Мне кажется, что только её свет спасает поэта, надежда на хотя бы мимолетное счастье… Иначе он не смог бы жить в таком страшном мире, каким он ему и виделся.

Она практически волшебница, ей подчиняется и живая, и неживая природа.

В разных образах предстаёт Дама. Иногда, например, её образ стилизован под «русскую красавицу»: первое в цикле стихотворение «Отдых напрасен». Тут она Царевна в тереме. То на Душа (стих «Душа молчит»), которая затерялась в выси. И тут она горда – не вмешивается в шум, а смотрит гордо вдаль. Иногда посвящает стихотворение Александр Александрович определенной женщине, например, стихотворение «Ночью сумрачной…» адресовано О. Соловьевой. Однако даже в таком случае образ адресата присоединяется к чему-то большему: тут бледноликая «дочь» (дева) слышит самого Б-га.

Для такого возвышенного образа, конечно, используется торжественная лексика: сумрачный, паренье, очи, вешний. Произведения Блока знамениты своей образностью, глубоким символизмом. С дамой часто ассоциирует поэт синее, что говорит о её загадочности и глубине.

Кстати, упоминает в своем идеале Блок и недостатки, которые Даму не портят. Вот в стихотворении «В предзакатные часы» автор слегка упрекает свою возлюбленную в «неверности очей и изменчивости души». Но и это простительно, ведь дама неуловима.

Для Блока, по-моему, Прекрасная Дама – мечта, любимый образ. Вот в «Кто-то шепчет…» поэт обращается к этому «милому сну», просит посмеяться… И Александр Блок ощущает в этом милом образе даже какую-то потустороннюю силу.

Как любой идеал, Дама просто недостижима… Но она вдохновляет всех, особенно Поэта.

Сочинение Образ прекрасной дамы в творчестве Блока

У многих деятелей русской литературы женщина предстаёт как явление прекрасное, наполненное загадочной привлекательностью и безмерной любовью. Такой же женщину представлял Блок.

Для писателя-поэта Блока женщина была чем-то вдохновляющим. Для него не было ничего прекраснее женщины, он считал женщину как величайшее творение бога, как когда либо им созданное. Но образ женщины не всегда был таким, каким он представлен в последних его произведениях. В его жизни произошло множество трагичных событий, вследствие которых он поменял свои взгляды на многие вещи, в том числе на женщину как на явление, но она так же осталась для него темой небесной и прекрасной.

В своих произведениях Блок превозносил её как существо прекрасно, которое требует ухода и любви. Через свои стихи он буквально обожествлял тот священный образ, которому был верен, из-за чего многие его читатели того времени также были верны этому образу, провозглашая его идеалом женственности и целомудрия, вследствие чего многие девушки старались придерживаться его.

Так были и люди, которые были не согласные с его мнением и всячески старались его опровергнуть, за якобы утопичные образы. Он как мог, отговаривался от критиков, говоря, что это всего лишь образ, которого, по его мнению, должны, придерживаться. Но, несмотря на это его, продолжали критиковать за его творчество и утопичные образы. Но вдохновлённый этим самым образом он продолжал своё творчество, несмотря на упрёки окружающих. За это он обрёл уважение среди многих его современников.

Пытаясь провозгласить свой созданный образ как нечто высокое, он, старался донести до читателей мысль уважать женщин, практически боготворить их за то, какие они есть, ведь, по его мнению, женщины прекрасны.

До многих людей данная мысль дошла прекрасно, до многих не дошла, а многие вообще старались изо всех сил опровергнуть данную идею, но так или иначе Блок создал потрясающий образ, который напрямую передаёт всю красоту женского пола и старается создать у читателей некоторый единый образ, которого они будут придерживаться. Это моё мнение и оно не претендует на исключительность или уникальность, из-за чего может быть опровергнуто.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ прекрасной дамы в творчестве Блока

Популярные сегодня темы

Известное и по праву легендарное произведение Гроза является одним из самых важных в школьной литературной программе. Все дело в том, что оно несет в себе важный смысл, который определяется наличием или отсутствием

Александр Сергеевич Грибоедов создал замечательную, бессмертную комедию «Горе от ума», практически, два столетия тому назад. В это произведение автор вложил огромный багаж мудрости и знаний

Михаил Васильевич Нестеров – талантливый советский художник, живописец. Один из участников уникального товарищества передвижных выставок, с помощью которых в то время деятели искусства знакомили простой

Григорий Мелехов – главный герой романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Он постоянно ищет смысл в жизни, свой истинный путь, но все попытки оказываются тщетными.

Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847) – русский художник, основатель собственной школы живописи. Начинал свой творческий путь с написания портретов. Первой картиной, созданной художником, считается портрет его матери

Моя встреча с Прекрасной дамой (лирика А. Блока, В. Брюсова, А. Белого)

По традиции классической русской поэзии отношение к женщине и любви всегда было трепетным. Немногие поэты XIX века отваживались описывать эротическую сторону отношений между мужчиной и женщиной. Но XX век многое изменил не только в общественной жизни, но и в литературе.

Течение символизма, родоначальником которого считают Валерия Брюсова, положило начало новой эпохе развития темы любви.
В начале своего пути старшие, а затем и младшие символисты провозглашали “земную”, плотскую любовь. Это был своего рода протест против старых

Соловьева, с главным постулатом о Божественном происхождении женщины и особым значением Богородицы в русской религиозной культуре, поэзия многих видных поэтов-символистов изменяет свое звучание.
Так, элементы извращенной эротики сквозили в ранней поэзии Брюсова. По крайней мере, в эротической лирике “Tertia vigilia” (“Третья стража”) имеется ряд стихотворений, ориентированных именно таким образом:
Я узнал безобразие радостей,
Весь позор открываемых губ…
Само название сборника намекало на то, что книга открывает новый этап творческих

Так называемая норма “большой любви” не позволяет таким образом смешивать его с другими писателями, видевшими в любви лишь легкую забаву.
Тема всепобеждающего и всеопределяющего чувства к женщине проходит через всю поэзию Брюсова. Андрей Белый сказал о нем: “Валерий Брюсов… поэт здоровой целомудренной страсти”.
Это определение имеет глубокое основание. Любовь открывалась лирическому герою Брюсова прежде всего как страсть. Она была тем героическим началом в любви, которое только и можно было измерять высшим эталоном: жизнью и смертью. Именно об этом баллада Брюсова “Помпеянка” (1902).

Герои этой баллады были засыпаны пеплом, потому что не заметили извержения Везувия.
Также в лирике поэта раскрывается и другой вид любви – любовь-нежность и любовь-влюбленность:
Страсти сны нам только сняться, но душа проснется вновь,
Вечным светом загорятся – лишь влюбленность! лишь любовь!
Брюсов воспевает Психею, Клеопатру, Касандру, как женщин, которые умели жить земными радостями. Высеченные из мрамора слов, они скульптурны, как античные статуи, пластичны, как древние барельефы. Он ставит эти образы рядом с “бессмертным исскуством” — высшая похвала в устах поэта.

Брюсовское использование мифа занимает, как известно, особое место в культуре символизма. Для него не характерно обращение к особенностям “мифологического мышления” человечества. Поэт использует мифологическую образность, естественно входящую в систему высокой нормативности стиля, в непосредственных художественных целях.
Но самое главное – это то, что Брюсов смог подойти к теме любви как к явлению жизни космической:
Любовью – с мировым началом
Роднится дух бессильный твой.
Поэтому его символы – олицетворения отвлеченного понятия. Эта особенность лирики Брюсова роднит его со стихами Блока, посвященными Прекрасной Даме. В них отразились напряженные, подчас трагические переживания личной жизни поэта, его отношения с Л. Д. Менделеевой.

Любые прямо названные лица, предметы, события неизбежно оказываются символическими “ознаменованиями” происходящего в иных мирах.
Через весь цикл стихов, представляющий своеобразный “роман”, проходит мотив идеальной любви-стремления. Реализуется этот мотив в постоянном ожидании героя встречи с героиней и боязнью этой встречей разрушить возвышенность чувства. Женский образ символичен, у нее множество имен: Прекрасная Дама, Прекрасная Женственность, Вечная Женственность, Вечная Жена, Лучезарность, Она. Но несмотря на всю ее возвышенность, это реальная женщина, как реален и герой.

Блок воспел все “ступени” влюбленности, служения Даме. Он проникал в сложные состояния: чистой мечты, жадных стремлений, горьких предчувствий.
“Стихи о Прекрасной Даме” объединены не только темой и лирическими героями, но и сквозным от произведения к произведению развитием мотивов, их внутренней динамикой, сближающей цикл с поэмой. Выделим ведущие мотивы: как уже было сказано, мотив ожидания; мотив недостижимости мечты; мотив двойничества (волевое, суровое начало и поэтическая устремленность к красоте).
Особенность этого цикла в неразделенности двух планов – личного, реального и космически-универсального мифа, о путях земного воплощения Души мира. Говоря о характере этого единства, нужно отметить, что психологические, любовные, пейзажные, мистические планы повествования непрерывно связаны.
Звучание стихов Блока вызывает очень сильное эмоциональное и эстетическое сопереживание. Но было бы несправедливо этим ограничить значение цикла. За гранью “отношений” героев читаются еще более глубокие поэтические открытия.

Юному Блоку оказалась подвластной мудрость жизни, во всяком случае в той ее части, которая связана с состоянием любви.
Лирика периода “Прекрасной Дамы”, несомненно, мистична. Это любовь к Вечной Жене, несущей возрождение миру. Но все же эти стихи – результат конкретных переживаний человека, по-своему воспринявшего теорию Вечной Женственности. Вот такой предстает перед читателем Прекрасная Дама:
Над тобой – как свеча – я тиха.
Пред тобой – как цветок – я нежна.
Жду тебя, моего жениха,
Все невеста – и вечно жена.
Одно из самых ярких стихотворений этого цикла – “Вхожу я в темные храмы…”. Оно было написано в 1902 году. Мерность ритма, певучая монотонность строк, даже если не вдумываешься в слова, вызывают чувство высокое, немного торжественное. Оно поддерживается лексикой тоже высокого наполнения: храм, обряд, лампады.

Это стихотворение представляет нам и всю первую книгу, и мир чувств молодого Блока, отгородившегося от “противоречий, сомнений и угроз жизни”. Этот мотив стремления к свету, к правде, к преображению мира станет одним из ведуших в творчестве А. Блока.
В 1904 году, одновременно со “Стихами о Прекрасной Даме”, появился первый сборник стихов А. Белого “Золото в лазури”. Основные стилевые особенности стихов этой книги определены уже в ее названии. Сборник наполнен цветом, оттенками радостных красок, которыми пылают зори и закаты, празднично освещая мир, стремящихся к радости Вечности и Преображению.

Тема зорь – сквозной мотив сборника – раскрывается в типично символичном ключе мистических ожиданий. И здесь, как и в следующем сборнике “Симфонии”, мистическая фантастика Белого сплетена с гротеском. Такое сплетение двух стилевых стихий станет характерной особенностью стиля А. Белого.
Трактовка теории Соловьева Блоком существенно отличается от изображения Лучезарной в лирике Андрея Белого:
Образ возлюбленной – Вечности –
встретил меня на горах…
Там стоит, Там манит рукой…
И летит мир предо мной –
Вихрь крутит…
Здесь, как видно, с самого начала образ возникает абстрактно: это – “Вечность” с прописной буквы. И хотя поэт вводит некоторые реальные детали, но все переживания лирического героя абстрактно-космичны. Таким образом, поэзия Белого – это прежде всего поэтическое воплощение философии Вл. Соловьева, вплоть до повторения.

Это отвергал Блок, ему было чуждо осмысление теории философа, как череды абстрактных страданий, жертвенности, которые приносит с собой любовь.
Под воздействием Ницше и Шопенгауэра Белый считал, что самой выразительной формой исскуства, которая может охватить все сферы человеческого духа и бытия, есть музыка, — она определяет пути развития исскуства нового времени, в частности, поэзии. Этот тезис Белый пытался доказать своими “Симфониями”, навеянными уже идеями Соловьева и построенными на сказочных, фантастических мотивах, средневековых легендах и сказаниях.
“Симфонии” полны мистики, предощущений, ожиданий, которые своебразно сочетались с обличением духовного обнищания современного человека, быта литературного окружения, “страшного мира”. Этот цикл стихов строился на столкновении двух начал – высокого и низкого, духовного и бездуховного.
В первой симфонии некая королева, назвавшая себя “Женой облеченной в солнце”, спасает рыцаря, погрязшего в грехе: “Молодой рыцарь забывал припадки ада. Он был спасен”. Однако это еще не означало подлинного возрождения. Слишком страшно прошлое рыцаря, его можно искупить только смертью.

Таков “ропот Вечности” исходящей от самой королевы: “Ты увидишься с ней [c Вечностью], но прошлого не загладишь, пока не придет смерть…”. Вот еще одно описание Прекрасной Дамы в стихах Белого.
Изображение Прекрасной дамы в поэзии Блока, Белого, Брюсова различно, но всех их роднит то, что Женщину они воспринимают как существо неземное, настолько возвышенное, что приближаться к нему страшно и можно лишь издали наблюдать и восторгаться. И в то же время идеальной она представала именно потому, что земные радости не были ей чужды, но не смогли осквернить ее чистую душу.

Любовь в лирике А. А. Блока

Литературное наследие А. А. Блока, ставшее ча­стью нашей культуры, жизни, обширно и многообраз­но. Оно помогает нам понять истоки духовных иска­ний поэта, узнать о его озарениях и разочарованиях. Родина, любовь, родная природа, революция, общече­ловеческие отношения — все эти темы затронул поэт в своих стихотворениях. Хочется особо отметить лю­бовную лирику Блока, ведь эта тема звучит в творче­стве каждого поэта, и каждый интерпретирует ее) по-своему, исходя из собственного опыта, личностных взглядов на взаимоотношения мужчины и жен­щины. Музой А. А. Блока, вдохновившей его на напи­сание большей части стихов о любви, была Л. Д. Мен­делеева. Несмотря на присутствие вполне реального объекта любви, образ возлюбленной в стихах поэта имеет несколько отвлеченный характер. Лирический герой чаще всего проповедует платоническую, незем­ную любовь к некоему воплощению Вечной Женст­венности — Прекрасной Даме, Таинственной Деве, Вечной Жене. Первый сборник произведений Блока так и называется: «Стихи о Прекрасной Даме».

Эта книга Блока была создана под влиянием мистико-философских идей символистов, в частности, Вла­димира Соловьева. Блока привлекают представления о некоем идеале — Мировой Душе, как воплощении красоты и гармонии. Стихи его полны таинственных символов, лирический герой, чаще всего, выступает как «отрок», «безрадостный и темный инок», «жрец» или «рыцарь». Он служит своей Прекрасной Даме в «темных храмах», исполняя «обряд», подобный цер­ковному.

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

Поэт противопоставляет свою героиню быстротеч­ности времени: «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо», ее образ связан с образами света: «Как ясен го­ризонт! И лучезарность близко. », предсказывающи­ми ее появление.

Облик Прекрасной Дамы меняется на протяжении всего цикла: Она — носительница полноты жизни, но Она же и смерть — в поэтическом сознании Блока на­чало позитивное. Поэт обращается к своей героине, называя ее Ясной, Святой, Величавой, Непостижи­мой.

Забудем дальний шум. Явись ко мне без гнева,

Закатная Таинственная Дева,

И завтра и вчера огнем соедини.

В первой книге поэта звучит мотив тревоги, ощу­щения близкой катастрофы, одиночества, тоски:

Все жду призыва, ищу ответа,

Но странно длится земли молчанье.

Лирический герой Блока со всей искренностью ве­рит, что встреча с Прекрасной Дамой поможет ему ра­зобраться в важных вопросах о смысле жизни, дости­жении идеала, назначении человека.

Особенностью стихотворений этого цикла является отсутствие в них подлинной страсти. От начала до конца они являются отрицанием никчемности окру­жающей жизни, которой поэт противопоставляет вы­мышленную гармонию:

И тогда, поднявшись выше тлена,

Ты откроешь Лучезарный Лик.

И, свободный от земного плена,

Я пролью всю жизнь в последний крик.

Но время меняет мироощущение поэта, поиски идеала не увенчались успехом, презрение к ничтоже­ству мещанства не нашло достойного противопостав­ления, Блок ищет новые подходы к осмыслению дей­ствительности. И в «Незнакомке» мы видим уже не противоположность «земного плена» и «Прекрасной Дамы», а контрастное их соединение. «Земной плен» — это «скука загородных дач», кабаки, ресто­раны. «Прекрасная Дама» же становится ближе к земной жизни, в ней узнаются черты земной и незем­ной красоты: с одной стороны «девичий стан, шелка­ми схваченный», с другой — «дыша духами и тумана­ми». Туманы, древние поверья, «очи синие, бездон­ные» — все подчеркивает космичность образа. Незнакомка становится символом мечты, красоты, которая спасет мир, поможет лирическому герою поверить, что в его «душе лежит сокровище», обрести истинную веру.

В более поздней лирике Блока женский образ при­обретает более конкретные черты. Если в цикле «Сти­хов о Прекрасной Даме» реальность преображена так, что жизненный прототип ее почти неузнаваем, то в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе. » можно увидеть имевшую место в жизни поэта траге­дию — разрыв поэта с Л. Д. Менделеевой, хотя ее об­раз по-прежнему исполнен таинственности, а ее порт­рет подобен для лирического героя иконе.

Стихи последующих циклов «Снежная маска» и «Фаина» посвящены актрисе Н. Н Во лоховой. Для лирики этих лет характерна страстность, предмет­ность:

Под ветром холодные плечи Твои обнимать так отрадно: Ты думаешь — нежная ласка, Я знаю — восторг мятежа! Но греховность, вседозволенность этой любви вы­зывают в сердце поэта тоску, ощущение опустошенно­сти. Блок с грустью вспоминает светлый образ «Пре­красной Дамы» — чистый и безгрешный. Воспомина­ния эти находят отражение в цикле стихов «Страшный мир»:

Ты, знающая дальней цели

Простишь ли мне мои метели,

Мой бред, поэзию и мрак?

Мотив роковой любви-страсти, противопоставлен­ный любви-преклонению звучит и в цикле «Кармен», посвященном оперной певице А. А. Андреевой-Дельмас. Здесь явственно ощутима трагедия чувства, уво­дящего человека от реальной жизни, когда одна за другой рвутся связи с миром, а сама страсть может превратиться в сон, губящий ясность мысли, ослаб­ляющий волю.

Конкретная драма чувств этого цикла получает обобщение в поэме «Соловьиный сад»:

Пусть укрыла от дальнего горя

Утонувшая в розах стена, —

Заглушить рокотание моря

Соловьиная песнь не вольна!

Человек, отошедший от реального мира ради «со­ловьиного сада», символизирующего иллюзию лич­ного уединенного счастья, не может вернуться на предназначенный ему свыше путь. Даже если он стра­стно захочет этого, он обречен на бессмысленность одинокого существования, потому что зов самой пре­красной мечты бессилен перед требовательным голо­сом реальности.

После осмысления этого Блок дает новую трактов­ку темы любви — любовь к женщине сливается для него с любовью к Родине. Она и сказочная красавица, погруженная в таинственную «дремоту», она же «жена моя». Таким образом, Блок находит свое пред­назначение, обретает гармонию в объединении своей судьбы с судьбой своей страны, в единстве чувств лич­ных и общечеловеческих.

Образ Прекрасной Дамы в творчестве А.А. Блока – эволюция и особенности женского портрета

История создания цикла

Название будущему циклу Александра Блока «Стихи о Прекрасной Даме» дал В. Брюсов в 1903 году, когда в альманахе «Северные цвета» были напечатаны первые 10 стихотворений поэта. Осенью 1904 был опубликован отдельный сборник ранних стихов с этим же названием. Второе издание сам Блок назвал трилогией. Первый том, вышедший весной 1911 года, содержал 300 «Стихов о Прекрасной Даме», которые были расположены в хронологическом порядке по году написания.

В 1916 году в издательстве «Мусагет» вышло собрание сочинений в четырех томах. Блок заново пересмотрел цикл, убрал отдельные стихотворения и внес другие, не вошедшие в ранние издания. В первый том вошли 3 рубрики:

  1. «Ante Lucem», написанный;
  2. «Стихи о Прекрасной Даме»;
  3. «Распутья».

В последнем прижизненном издании поэта в 1922 году в цикле было 164 стихотворения, разделенных на 6 частей по месту и времени написания. Прекрасная Дама в лирике Блока — это образ самой умной и прекрасной для него женщины — Любови Менделеевой, дочери известного ученого. Их взаимоотношения были непонятны окружающим. Его любимая женщина хотела реальной, земной любви и мечтала о настоящих поцелуях. Поэт же считал плотские утехи пороком. По его мнению, они мешают слиянию родственных душ, и физическая близость может быть только с женщиной легкого поведения.

Молодые люди были знакомы с юности, симпатизировали друг другу, потом их пути на какое-то время разошлись. Когда судьба их снова свела, решили, что это им послано свыше, поженились, но семейная жизнь не дала им настоящего счастья. Он настолько ее внешний облик и характер идеализировал в стихах, что не видел рядом с собой настоящую интересную личность.

Брак Блока и Менделеевой Соловьев назвал священной мистерией, которая могла бы подарить миру очищение. Но Любовь не верила в эту заоблачную женственность и одухотворенность, она хотела земного женского счастья.

Интерпретация женского образа

Появление в ранних стихах Александра Блока лейтмотива совершенной женской красоты критики и исследователи творчества поэта связывают с символизмом и учением Владимира Соловьева о Вечной Женственности. Именно она, согласно концепции, должна обновить и возродить мир. Любимая в его стихах Святая, Пречистая Дева, символ целомудрия и рыцарского преклонения. Она для него — Божество, для которого недоступны земные страдания, а он, лирический герой и двойник поэта — вечный раб, служащий своей царице: «безвестный раб, исполнен вдохновенья, Тебе поет».

Все таинства, совершающиеся в природе, — только для Нее, и днем, и ночью любимого преследует Ее «белая тень». Предмет поклонения поэта бесплотен, образ женщины не предполагает ничего земного. Он называет ее лучезарной, несказанной, озаренной. Однако в некоторых поэтических сочинениях образ Прекрасной Дамы прорисован более осязаемо и конкретно, без всякого намека на мистические сравнения: «Ты ли, подруга желанная, всходишь ко мне на крыльцо?». Здесь видится уже вполне земная женщина, и автор даже не употребляет в отношении ее заглавные буквы, как раньше.

После цикла ранних стихов образ женщины в поэзии Блока претерпевает изменение. Прежняя героиня цикла все так же недосягаема для земной любви. Более зрелые стихотворения поэта рисуют уже новый образ. Он по-прежнему идеален и воплощает свет и небесную красоту. Но вдруг этот ангел падает на землю, истекая кровавой звездой. Героя это явление огорчает, но когда он подходит к своей возлюбленной, видит, что она все так же очаровательна и мила.

Так возникает на страницах блоковских стихов образ другой героини — Незнакомки, которая, как ангел, сошла на землю. В одном из произведений девушка, как космическое тело, падая с небес, соединяет небо и землю: «Шлейф, забрызганный звездами, Синий, синий, синий взор. Меж землей и небесами вихрем поднятый костер». Мистический ареал Вечной Жены перерастает в облик романтической Незнакомки, вынужденной прозябать в грязной и пошлой земной обстановке.

Противопоставление мрачной обыденности пригрезившемуся во сне или спьяну образу воздушной красавицы позволяет читателю увидеть стихотворение «Незнакомка». Ответ самого поэта звучит трагически: «Ты право, пьяное чудовище!».

Он осознает, что идеальной любимой быть не может, идеал недоступен для земного жителя, и он вынужден смириться с этим. Так происходит эволюция женских образов в произведениях Блока: Дамы Сердца — Вечной Жены — падшего ангела — Незнакомки.

Разборы на уроке

В системе уроков литературы в 11 классе самый первый посвящен краткому обзору ранней лирики Блока и характеристике образа Прекрасной Дамы, который позволяет рассматривать связь поэта с символизмом на первом этапе творчества. Учитель, используя выполненную кем-то из учащихся презентацию, напоминает о жизненных перипетиях Блока. Видя в предстоящей революции темноту и хаос, Блок увлекается философией Соловьева, и спасение родины видит в Чистой Душе и Вечной Женственности.

Слушается в записи стихотворение «Бегут неверные дневные тени», которое входит в знаменитый цикл. Школьники отвечают на вопросы:

  1. Какие представления у вас возникают при слушании?
  2. Какое направление в литературе называется символизмом?
  3. Изложите суть концепции Соловьева (сообщение учащихся).

Можно создать игровой сюжет «Поэт и Прекрасная Дама», где используются письма поэта к Любови Менделеевой, в которых не только признания в любви, но и откровения по поводу средств изображения его Возлюбленной.

Учитель рассказывает о цикле, предложив детям заполнить таблицу об эволюции женского образа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: