Анализ стихотворения А.Блока В ресторане: сочинение

А.А. Блок «В ресторане» полный анализ стихотворения

Александр Александрович Блок, которому принадлежит произведение «В ресторане», считается одним из самых романтичных поэтов Серебряного века, это легко увидеть, углубившись в полный анализ стихотворения. Команда Литеровед.ру с радостью поделится необходимой информацией, которою ей удалось собрать на данную тему.

  1. История создания
  2. Жанр, размер
  3. Композиция
  4. Образы и символы
  5. Темы и проблемы
  6. Основная мысль
  7. Средства художественной выразительности

История создания

Анализируемое стихотворение появилось в 1910 году, а именно 19 апреля. Это было очень непростое время для поэта, поскольку он столкнулся с проблемами, которые появились в его семье.

Этот год так же забрал очень талантливых людей. Появляется новое направление – футуризм, который быстро начал занимать лидирующие позиции и оттеснять символизм. Но Блока мало заботили данные изменения в мире литературы.

По домыслам очевидцев считается, что Александр Александрович посвятил стихотворение «В ресторане» некой Ольге Афанасьевне Судейкиной, которая была танцовщицей. Её муж боготворил её и восхищался ею. Примерно эти же чувства испытывал Блок к Любови Дмитриевне. Именно ей было посвящено огромное количество стихотворений поэта.

О другой версии стихотворение «В ресторане» автор посвятил супруге артиста – Марии Дмитриевне Нелидовой.

Данное произведение входит в цикл стихотворений «Страшный мир». Отличительными чертами цикла можно назвать трагизм, непринятие опошлевшего мира, а так же страх дальнейшей жизни.

Жанр, размер

Данное стихотворение очень напоминает размышления поэта. Здесь мы видим полет мыслей автора, когда он начинает припоминать встречу, которая сумела оставить отпечаток в его памяти.

Эти все качества присущи больше всего элегии. Большая часть произведений Блока несет некий философский характер. В отличие от большинства поэтов, Александр Александрович посвятил все свои произведения единственной женщине, которая для него была эталоном.

Данной женщиной, а по совместительству и музой автора, была его супруга Любовь Дмитриевна Менделеева.

Символизм стал образом жизни Блока, что легко прослеживается в его творчестве. Это очень мешало его семейной жизни, потому что его супруге постоянно не хватало именно человека рядом, а не поэта, который в ней видит музу.

Размер написания автор использует анапест, но чередует его с четырехстопного на трехстопный. Рифмовка используется перекрестная, рифма так же чередуется – мужская и женская.

Композиция

В стихотворении «В ресторане» Александр Александрович Блок использует кольцевую композицию. В то время, как само стихотворение разделяется на шесть строф.

В первой строфе автор готовит читателя к предстоящему рассказу. Все это выглядит как разговор двух старых товарищей, которые рассказывают друг другу все самое личное.

Никогда не забуду (он был, или не был,

Этот вечер): пожаром зари

Сожжено и раздвинуто бледное небо,

И на жёлтой заре — фонари.

Данная строфа является началом композиционного кольца.

Во второй строфе уже начинается сама история. Автор переносит читателя в тот памятный вечер. Именно в этой строфе мы знакомимся с главным образом, который раскрывает поэт в стихотворении.

Я послал тебе чёрную розу в бокале

Золотого, как нёбо, аи.

В третьей строфе мы видим реакцию женщины, благодаря которой мы имеем возможность узнать её лучше.

Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко

Взор надменный и отдал поклон.

Обратясь к кавалеру, намеренно резко

Ты сказала: «И этот влюблён».

Четвертая строфа рассказывает о том, как это все воспринял сам лирический герой.

В пятой строфе мы опять возвращаемся к образу незнакомки. То, как поэт описывает даму, дает понять, что он увлекся ею не на шутку.

И завершающая строфа произведения рассказывает читателю об уходе дамы. О том, какие взгляды она бросала. Мы можем лишь догадываться – это была взаимность чувств, или же простая благодарность. Последними строками автор снова возвращается к описанию ресторана, чем закрывает начатое кольцо композиции.

Образы и символы

Лирического героя автор показывает в образе человека, который многое пережил, он устал от всего и на данный момент ему очень тяжело. Он страдает и мысли его невесёлые. Именно в этом состоянии и происходит столь неожиданная встреча, которая зарождает в нем надежду на любовь.

Главным образом произведения становится образ дамы. Мы встречались с ней уже в стихотворении «Незнакомка», ведь сходство в описании дает понять, что речь идет об одном и том же человеке. Но лирический герой относится по-разному. Скорее всего, это происходит из за «взросления» самого автора.

Читайте также:
Вечные вопросы и их решение в поэме А.А. Блока Двенадцать: сочинение

Темы и проблемы

Главной темой в анализируемом стихотворение, становится тема любви. Во всей поэзии Блока она занимает лидирующие позиции. Преподносит правда автор её не везде одинаково. В одних произведениях он воспевает любовь, возвышает и придает неземные черты. В других же – для него любовь становится трагедией, испытанием.

Проблемой же можно назвать разочарование поэта в светлых чувствах, любви. Он всеми путями старается заставить себя, а заодно и читателя, начинать искать в этом мире что-то прекрасное. Да, окружающий нас мир далеко не безупречен, в нем хватает негатива и пошлости. Но все же стоит присмотреться к нему получше, и перед нами раскроется не столь мрачная картина. Именно поэтому настроение стихотворения «В ресторане» меняется, но в итоге у читателя остаются лишь положительные эмоции.

Основная мысль

Основной мыслью стихотворения является несовершенство окружающего мира. Лирический герой понимает, что его идеалы рухнули, но это не значит, что нужно отчаиваться и опускать руки.

Он больше не верит в идеальную любовь, потому что в его глазах она была омрачена пороком. Поэтому автор призывает наслаждаться прекрасным, пока есть такая возможность. Да, мир не идеален, как того хотелось бы. Но не стоит считать, что в нем нет ничего прекрасного и красивого. Необходимо каждый миг стараться увидеть, дотронуться, почувствовать ту красоту, которая все же осталась в нашем окружении.

Средства художественной выразительности

Блок использует большое количество разнообразных троп, с помощью которых доносит до читателя основной смысл произведения. Яркие эпитеты, которые придают стихотворению краски. Сравнения, с помощью которых поэт более четко рисует образ.

Метафоры и олицетворения так же играют далеко не последнюю роль. Они делают текст более выразительным и красивым.

Так же в данном произведении можно увидеть инверсию, анафору, эллипсис и аллитерацию.

Благодаря совокупности всех использованных троп, стихотворение становится очень красивым и легким в прочтении. Читатель словно переносится в тот самый ресторан и наблюдает все происходящее воочию.

«В ресторане», сочинение по произведению Блока

Несмотря на лаконичность стихотворения, как по его объему, так и по смысловой нагрузке, оно является одним из сложнейших произведений А. Блока. В 1910 году литературный мир обогатился еще одним шедевром в исполнении Александра Блока. Стопа у стихотворения «В ресторане» – трехсложная с ударением на третьем слоге, размер – разностопный анапест с перекрестной рифмовкой.

Автор использует много символических иносказаний. Например, место у окна часто становится у Блока границей между миром гармонии и низменности человеческих инстинктов. Черная роза – это цвет страдания и скорби, а в контексте произведения – вызов судьбе. Двоякая реальность (сновидение все происходящее или нет) – это отражение желаний подсознания, которое дает возможность рассмотреть тайны, сокрытые в душе.

О чем же это стихотворение, написанное в присущей Блоку, как никому другому, символической манере? С первого поверхностного прочтения – это рассказ о нечаянной встрече мужчины и женщине «в переполненном зале» ресторана. Женщина была со спутником, но герой делает вызов, посылая ей, как знак внимания, черную розу. Герой говорит, что никогда не забудет этот вечер, но сам не понимает, было ли это взаправду или ему привиделось во сне после выпитого накануне спиртного. В целом пронизывает обстановка вульгарного заведения, свободных нравов и неприкрытой пошлости. Вот что максимум донесет это произведение простому обывателю, пробежавшему беглым взглядом по 6 строфам.

Более глубокое вникание нарисует перед вами иную картину. Читая первое четверостишье, кажется, что у героя не так давно случилось в жизни какое-то потрясение и, скорее всего, – любовное. Может его ухаживания были отвергнуты, может он расстался с подругой или имела место измена – вот что чаще всего повергает в мучения и душу, и мысли и сердце. За успокоением душевных ран герой пришел в ресторан, в котором каждый прихожий преследует свою цель, это такое место, где никому ни до кого нет дела.

Читайте также:
Стихотворение Блока С доблестях. о подвигах, о славе (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Герой уже в беспамятстве оказывается в ресторане и здесь ему становится спокойнее. Он не один, но в то же время наедине с собой. Громкая музыка, пение и крики остаются на втором плане, он слышит лишь то, что хочет: «пели смычки о любви». Но в какой-то момент взгляд его останавливается на женщине, которая отвлекает его от душевных терзаний. Герой схватился за этот островок спасения и, несмотря на то, что дама была со спутником, посылает к ее столику черную розу.

Женщина приняла подарок со всей присущей ей надменностью, избалованностью мужским вниманием, уверенная в собственной неотразимости… Она полагала, что это очередной ухажер, но что-то в этом человеке заставило ее проникнуться к нему. Женщина внезапно оказалась на одной волне с ним, и слышала не гомон вульгарного веселья, а, как и он, пение смычков. Это заставило задрожать ее пальцы, руки. Все тело вдруг затрепетало, ей стало не по себе. Она испугалась такого наваждения и поспешила удалиться из зала. Удаляясь, она бросала ему взгляды, желая, чтобы они были замечены мужчиной, вызвавшим в ней такую искреннюю симпатию.

Автор оставляет читателя в неведении, что же дальше? Продолжилось ли знакомство этих людей, или они разошлись, как в море корабли. И что же все-таки это было: ведение или реальность? Хоть эти герои и оказались в таком неприглядном месте, но от них веет надеждой, они не сломлены и видят смысл в своих жизнях. Мужчина понимает, что ночной ресторан – способ забыться, а для женщины – произошедшая ненароком встреча стала билетом в новую жизнь, о которой раньше ее предположения были весьма скептическими.

Если основываться на фактических материалах из жизни А. Блока, то можно предположить, что такой отпечаток в его жизни могла оставить звезда питерской богемы художница и актриса Ольга Судейкина (Глебова). Он с ней был знаком с детства, а во взрослой жизни их воссоединяли различные театральные премьеры, литературные вечера и многочисленные общие друзья. Но никогда Блок не воспринимал ее как свою пассию. А если учесть тот факт, что его жена и муза – Любовь Менделеева изменила, ушла к А. Белому и родила ребенка, то складывается вся картина, изложенная в этом стихотворении.

Анализ стихотворения «В ресторане» Блока

Средняя оценка: 4.9

Всего получено оценок: 41.

Средняя оценка: 4.9

Всего получено оценок: 41.

Одно из самых сложных произведений Блока — стихотворение “В ресторане”, посвящённое актрисе Ольге Судейкиной и наполненное множеством смыслов. Лучше понять его поможет краткий анализ “В ресторане” по плану, который можно использовать на уроке литературы в 11 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В ресторане.

История создания – стихотворение написано в 1910 году и посвящено звезде питерской богемы Ольге Судейкиной.

Тема – разочарование в любви и надежда на встречу с человеком, который может излечить разбитое сердце.

Композиция – это одночастное произведение, описывающее сюжетную сцену с началом, кульминацией и завершением.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – разностопный анапест с перекрёстной рифмовкой.

Эпитеты“бледное небо”, “жёлтая заря”, “черная роза”, “золотой аи”, “испуганная птица”.

Сравнения“золотой как небо”, “словно сон мой”.

Метафоры“небо сожжено пожаром зари”, “запели смычки”, “движенье испуганной птицы”.

Олицетворения“вздохнули духи”, “задремали ресницы”, “зашептались тревожно шелка”.

История создания

Стихотворение “В ресторане” написано в 1910 году и в значительной степени перекликается с тем, которое было написано ранее, гораздо более известным – “Незнакомкой”. Однако у этой истории есть совершенно определенная героиня – Ольга Судейкина. Блок был знаком с этой женщиной с детства, и впоследствии она станет его близким другом. Но пока что написанное им посвящение наполнено горечью и разочарованием – в женщинах, в любви и даже в себе.

Дело в том, что именно в этот период Блок переживал очень сложный в личном плане период – та, которую он считал своей судьбой, ушла от него к другому. Супруга не просто изменяла ему, но родила ребёнка от одного из своих любовников. Поэт, не переставая любить жену, всё же не может не чувствовать боль. Он выплескивает её со свойственным ему изяществом – в творчестве.

Читайте также:
Анализ стихотворения А. Блока «Осенняя воля» (комментарий к стихотворению): сочинение

Лирический герой, стремившийся к недосягаемому идеалу, разочарован тем, что не может найти его в реальном мире. Женщина, которая казалось ему прекрасной и далекой, на деле оказывается такой же продажной, как и все в этом мире.

Основная тема этого произведения – разочарование в любви, которое очень остро испытывает лирический герой. Очевидно, что когда-то он был настроен романтически, но это прошло.

Композиция

Композиционно это произведение действительно совершенно: и сюжетная составляющая, и смысловое наполнение развиваются параллельно, начинаясь и завершаясь в одной точке.

Сюжет на первый взгляд достаточно прост: респектабельный мужчина сидит в ресторане и наблюдает за очаровавшей его незнакомкой. Он посылает ей черную розу, несмотря на то, что у дамы уже есть спутник. И она отвечает ему заинтересованными взглядами.

Герой много выпил, так что он сам уже не уверен, что всё происходящее – не сон. Однако атмосфера неприкрытой пошлости и свободных нравов передана настолько явно, что нельзя не заметить, что рассказ ведётся от лица искренне страдающего человека.

Но это только поверхностное восприятие произведения, которое на самом деле наполнено художественными символами. И история, которая скрывается за ними, очень печальна: человек, разочарованный в любви, тот, кому нанесли глубокую рану, приходит в ресторан, чтобы забыться. И прекрасная незнакомка для него – это островок спасения. И она, поначалу восприняв знак его внимания за поступок очередного влюблённого в неё мужчины, внезапно понимает, что между ними существует душевная связь, они на одной волне. И она бросает ему взгляды, давая понять, что искренне заинтересована в его персоне.

Это лирическое стихотворение с философскими элементами, где герой опосредованно, через символы и образы, передаёт свои чувства и рассказывает о разбитом сердце. Такой жанр идеально подошёл Блоку для воплощения его идеи.

Разностопный (трёх- и четырёхстопный) анапест с перекрёстной рифмовкой делает этот литературный шедевр совершенным с точки зрения формы. Все части стихотворения гармонично связаны между собой.

Средства выразительности

Это стихотворение прежде всего наполнено символами, однако Блок использует в нём и привычные выразительные средства, создавая два слоя повествования. Это:

  • Эпитеты – “бледное небо”, “жёлтая заря”, “чёрная роза”, “золотой аи”, “испуганная птица”.
  • Сравнения – “золотой как небо”, “словно сон мой”.
  • Метафоры – “небо сожжено пожаром зари”, “запели смычки”, “движенье испуганной птицы”.
  • Олицетворения– “вздохнули духи”, “задремали ресницы”, “зашептались тревожно шелка”.

Все художественные приёмы работают на выражение идеи автора, у каждого использованного им образа есть несколько смыслов, которые исследователи его творчества пытаются разгадать не одно десятилетие. Стихотворение с полным правом считается самым загадочным и неоднозначным в лирическом наследии Блока.

Анализ поэтического произведения А.А. Блока «В ресторане»

Автор: Guru · Опубликовано 14.11.2020 · Обновлено 15.11.2020

Стихотворения Александра Блока называют одними из самых романтичных произведений Серебряного века. Это связано с тем, что большая часть его творчества, в той или иной степени, затрагивает тему любви. Одним из наиболее ярких подтверждений этому — «В ресторане», написанное поэтом в1910 году.

История создания

Для Блока 1910 год выдался не самым простым. Сложные отношения в семье, больная мать, смерть Л.Н. Толстого и М.А. Врубеля. Кроме того, на сцену литературных подмостков выходит футуризм, чуждый для поэта символиста.

Стихотворение «В ресторане» входит в цикл поэта «Страшный мир» и является своеобразным продолжением его «Незнакомки». Согласно различным данным, есть две версии того, кому оно посвящено. Одни исследователи полагают, что в произведении речь идет о супруге одного из известных артистов того времени Марии Нелидовой, другие считают, что так поэт описывал актрису Ольгу Судейкину.

Размер и жанровая направленность

Своими раздумьями стихотворение напоминает жанр элегии. Оно представляет собой чередование четырех и трехстопного анапеста. Блок как бы вспоминает тот вечер встречи с прекрасной дамой, ее мимолетные взгляды за вуалью тоски. Многие произведения поэта часто обрамлены неким философским окрасом. И понятие «прекрасная дама» носит для него не конкретный образ какой-то женщины, а скорее само понятие женственности, ее идеал.

Читайте также:
Тема любви в лирике А. Блока: сочинение

Таким идеалом для Блока стала его супруга Любовь Дмитриевна Менделеева. Она была для него не столько возлюбленной, сколько символом самой любви. Все их отношения были пропитаны неким символизмом, который затем находил свое отражение в произведениях автора. «В ресторане» также не стало исключением.

Композиция

Данное произведение представляет собой кольцевую композицию, состоящую из шести строф:

  1. В первой строфе упоминаниями о небе и «жёлтой заре» открывается композиционная закольцованность. Здесь идет как бы вступление к последующему повествованию.
  2. Во второй строфе начинается сама история, когда автор посылает даме розу, являющуюся одним из основных символов всего произведения.
  3. Третья строфа описывает реакцию дамы, демонстрирующую ее взгляды на жизнь и мировоззрение.
  4. В четвертой строфе показывается восприятие автором происходящего. Он замечает мельчайшие нюансы: «… Чуть заметным движением руки…».
  5. Пятая строфа снова посвящена даме, ее сравнительному описанию со сном и испуганной птицей, через которое выражается искренняя заинтересованность автора к ее персоне.
  6. Шестая строфа завершает историю и замыкает сюжетное кольцо: » … И визжала заре о любви». При этом дама покидает ресторан, бросая на автора пронзительные взоры, как бы показывая мимолетную взаимную увлеченность ним.

Символы и образы

Как и в других творческих изысканиях поэта, в данном стихотворении наличествует множество различных символов. В частности, «пожар зари» можно расценивать в качестве отрезвляющего символа после пьянящий мечты. «Черную розу в бокале» можно рассматривать, как нечто противоположное белой розе, которая символизирует непорочность и чистоту. При этом роза передается в бокале с «золотым» шампанским, цвет которого символизирует любовь и красоту, а сам игристый напиток — роскошь и веселье. В совокупности все это дает понимание того, что автор все еще верит в идеал любви, пусть и омраченный жизненными реалиями.

Нельзя не отметить и символичность звуков в стихотворении. «Пели смычки», «грянули струны», «зашептались… шелка», «манисто бренчало», «визжала заре» — все эти звуки позволяют символично передать само мироощущение автора и характер происходящего.

Тема и основная идея

Главной темой стихотворения является любовь, красной нитью проходящая через все творчество Блока. Здесь она носит некий волнообразный характер. Автор то разочаровывается в ее идеальности, то снова заставляет себя поверить, что пусть мир и не идеален, но и не так уж плох, если в нем все есть хотя бы намек на взаимность.

Главной идеей «В ресторане» является осознание несовершенства существующих реалий и разрушение сформировавшихся идеалов автора. Строки «Я послал тебе чёрную розу в бокале золотого, как небо аи» представляют собой визуализацию основной идейной составляющей произведения. Здесь поэт как бы демонстрирует, что порочная реальность омрачила чувственный идеал, но золото игристого вина, все же обрамляет ее своей красотой и вселяет надежду.

Анализ стихотворения А.Блока В ресторане: сочинение

Стихотворения Блока «В ресторане» было написано в 1910 году. Оно вошло в цикл стихов «Страшный мир». Это уже более позднее творчество поэта, где практически нет места восторженным чувствам.

В этом стихотворении, как почти во всем цикле, лирический герой противопоставляется буржуазному миру, окружающему его. Герой – продукт этой среды. Он такой же, как все и совершенно отличающийся от других. Этому человеку дано видеть то, что не видят другие. Он умеет смотреть глубже, сквозь маски, которые надевают все вокруг.

Данное стихотворение начинается с воспоминаний. Читатель видит, что все происходящее в стихотворении, – уже прошло:

Никогда не забуду (он был, или не был,

Этот вечер): пожаром зари

Сожжено и раздвинуто бледное небо,

И на желтой заре – фонари.

В этом четверостишии явно чувствуется мотив сна. Лирический герой говорит, что никогда не забудет события одного вечера его жизни. И в то же время, он сомневается, было ли все это на самом деле, или это только плод фантазии, сон.

Очень красиво в этом стихотворении описание вечера. Всего лишь несколькими словами автор передает прекрасную картину заката. Ему не нужны пышные описания, достаточно лишь метафоры «пожар зари». Природа в стихотворении прекрасна. Но здесь уже появляются черты цивилизации: «И на желтой заре – фонари».

Читайте также:
Любовная лирика А.А. Блока («Когда замрут отчаянье и злоба», «Забывшие Тебя» «О доблестях о подвигах о славе»): сочинение

Следующее четверостишие настраивает читателя на романтический лад:

Я сидел у окна в переполненном зале.

Где-то пели смычки о любви.

Я послал тебе черную розу в бокале

Золотого, как небо, аи.

Ресторан, скрипки, вино… Но все это приобретает у Блока пренебрежительный окрас. Ресторанный зал оказывается «переполненным». Смычки «поют где-то», они не затрагивают сердце, в их пении не чувствуется прекрасного. На фоне всего этого действия лирического героя выглядят очень романтичными. Он посылает своей возлюбленной розу в бокале «золотого аи». Но цвет розы – черный. Это говорит о трагедии, зле. Роза будто отравлена, как и чувства самого героя, цивилизацией нового жестокого мира.

Жестока и лирическая героиня:

Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко

Взор надменный и отдал поклон.

Обратясь к кавалеру, намеренно резко

Ты сказала: “И этот влюблен”.

Девушка надменна, высокомерна, жестока, холодна. Невольно задумываешься: неужели она такова от рождения? Нет, скорее – это продукт эпохи, дитя бездуховного, жестокого мира. Видно, что она намеренно старается сделать больно лирическому герою, издевается над ним. Но так ли прост и однозначен этот образ? Следующее четверостишие заставляет задуматься над этим:

И сейчас же в ответ что-то грянули струны,

Исступленно запели смычки.

Но была ты со мной всем презрением юным,

Чуть заметным дрожаньем руки.

Метафора «презрением юным» говорит о неестественности, какой-то вынужденности реакции героини. Ее поведение продиктовано негласными правилами жестокого общества, страшного мира. «Чуть заметное дрожание руки» этой девушки говорит о том, что поступок и внимание лирического героя взволновали ее, затронули глубокие нотки ее души. Об этом говорит и страстное музыкальное сопровождение: «грянули струны, исступленно запели смычки».

Возможно, героиня хотела бы повести себя совсем иначе. Ведь на фоне страшного мира автор поэтизирует этот образ:

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,

Ты прошла, словно сон мой легка.

И вздохнули духи, задремали ресницы,

Зашептались тревожно шелка.

Очень символично, что героиня «рванулась движеньем испуганной птицы». Это сравнение говорит о внутренней тяге девушки к прекрасному, настоящему, живому. На самом деле, ей тяжело в этом мире. Она уже устала играть холодную роль. На самом деле ей хочется совсем другого. И поэтому она, тайно ото всех, продолжает более искреннюю игру с лирическим героем:

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала

И, бросая, кричала: “Лови. “

А монисто бренчало, цыганка плясала

И визжала заре о любви.

Я думаю, что на самом деле героиня жаждет настоящей любви. И взгляды, которые она бросала герою, – не что иное, как крик о помощи. Думаю, она не знает, как можно иначе вести себя в мире, где «визжат о любви». В окружающей пошлости и бездуховности лишь эти два героя представляют собой островок «настоящего».

В этом небольшом стихотворении совсем мало действий. Оно наполнено различными символами и образами. С их помощью Блоку замечательно удалось передать трагедию «живой» человеческой души в мертвом мире современной городской цивилизации.

Анализ стихотворения Александра Блока «В ресторане»

У разных поэтов можно найти сложные по смыслу произведения. Они наполнены образами и отсылками, поэтому их тяжело воспринимать. Анализ стихотворения Александра Блока «В ресторане» помогает лучше понять замысел автор. Главная идея — разочарование в любви, надежда на встречу с тем, кто излечит разбитое сердце.

  1. История создания
  2. Краткое содержание
  3. Художественные приемы

История создания

Стих был написан Блоком в 1910 году. Немного ранее он также написал «Незнакомку». Оба произведения были обращены к одной женщине — Ольге Судейкиной. Они были знакомы с детства, позже Блок станет ее другом. Именно она оказалась его спасением в тяжелые минуты. Текст стихотворения наполнен горечью, обидой, разочарованием. Поэт испытывал негативные эмоции к себе, женщинам, любви.

Блок испытывал непростой период в жизни. От него ушла жена, она родила от другого мужчины ребенка, позже он узнал — супруга регулярно ему изменяла. Все это негативно сказалось на душевном равновесии поэта.

Анализ «В ресторане» Блока позволяет почувствовать боль автора. Он изящно выплескивает чувства в текст, наполняя произведение образами и символами.

Александр Александрович продолжал любить свою жену даже после расставания. Горькая правда не смогла разрушить его чувства.

Краткое содержание

Стихотворение начинается с описания воспоминания героя. Он рассказывает о необычном вечере, когда небо окрасилось золотым, начали загораться фонари. Лирический герой сидел в ресторане, который был переполнен и слушал музыку. Его внимание привлекла женщина, он послал ей черную розу в бокале вина.

Читайте также:
Тема святости и греха в поэме А. А. Блока Двенадцать: сочинение

Избранница посмотрела на героя надменно. Она была со спутником и только презрительно бросила, что и этот влюбился в нее. В этот момент заиграла музыка. Но лирический герой понимал, что сердцем женщина была с ним.

Ему кажется, что все происходящее лишь сон. В нем она вместе с ним проводит время и им легко, хорошо вместе. Женщина украдкой бросала ему взгляды и намекала на продолжение знакомства. Только на фоне гремело монисто и пела цыганка о любви.

Стихотворение рассказывает о человеке, который испытывал разочарование от любви. Незнакомка является для него спасительным кругом. Именно она дает ему надежду на спасение и изменение ситуации.

Художественные приемы

Анализ стихотворения Блока «В ресторане» позволяет определить жанр работы — лирика. В произведении автор делится личными чувствами и мыслями. В тексте можно обнаружить элементы философии. Поэт использует символы и образы, которые раскрывают его эмоции и передают ощущения разбитого сердца.

В композиции стихотворения можно выделить несколько частей:

  1. Размышления героя о несчастной любви.
  2. Встреча с прекрасной незнакомкой.
  3. У героя появляется надежда на новые отношения.

Размер стиха — трехстопный анапест. Именно он позволяет сделать произведение идеальным и по содержанию, и по звучанию. Это одна из лучших работ Блока, в ней хорошо соединяется сюжет и смысловая составляющая.

При написании стихотворения Блок использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — автор описывает небо бледным, зарю желтой, розу черной;
  • метафоры — поэт рассказывает о небе, сожжённым пожаром, поющих смычках, вздохнувших духах;
  • сравнения — Блок сравнивает небо с золотом, незнакомку с испуганной птицей.

Тема стихотворения Александра Александровича — разочарование в любви. Герой размышляет об идеале женщине, который был разрушен. Но в то же время его не покидает надежда на исправление ситуации. Если внимательно прочитать стихотворение, можно обнаружить в нем множество вольностей и пошлостей. Например, героя не смущает, что его избранница находится в ресторане с мужчиной. Он все равно предпринимает попытку заигрывать с ней.

Интересна и реакция женщины. Сначала она приняла героя за очередного бездумного поклонника, но потом поняла: между ними существует душевная связь, поэтому ей хочется продолжить знакомство, но пока она со спутником — это невозможно.

Имеет значения и обстановка. Все происходит в ресторане на виду у всех. Публика пьяная, звучит музыка и исполнители поют песни. Но все это не может отвлечь героя.

«В ресторане» — одна из самых загадочных работ поэта. Использованные в нем образы могут трактоваться неоднозначно. Текст переполнен личными чувствами поэта. Для лучшего понимания стихотворения лучше прочитать его целиком.

Анализ стихотворения Блока В ресторане

«Анализ стихотворения А. Блока «В ресторане».»

Стихотворения Блока «В ресторане» было написано в 1910 году. Оно вошло в цикл стихов «Страшный мир». Это уже более позднее творчество поэта, где практически нет места восторженным чувствам.

В этом стихотворении, как почти во всем цикле, лирический герой противопоставляется буржуазному миру, окружающему его. Герой — продукт этой среды. Он такой же, как все и совершенно отличающийся от других. Этому человеку дано видеть то, что не видят другие. Он умеет смотреть глубже, сквозь маски, которые надевают все вокруг.

Данное стихотворение начинается с воспоминаний. Читатель видит, что все происходящее в стихотворении, — уже прошло:

Никогда не забуду (он был, или не был,

Этот вечер): пожаром зари

Сожжено и раздвинуто бледное небо,

И на желтой заре — фонари.

В этом четверостишии явно чувствуется мотив сна. Лирический герой говорит, что никогда не забудет события одного вечера его жизни. И в то же время, он сомневается, было ли все это на самом деле, или это только плод фантазии, сон.

Очень красиво в этом стихотворении описание вечера. Всего лишь несколькими словами автор передает прекрасную картину заката. Ему не нужны пышные описания, достаточно лишь метафоры «пожар зари». Природа в стихотворении прекрасна. Но здесь уже появляются черты цивилизации: «И на желтой заре — фонари».

Читайте также:
Историческое прошлое России в цикле стихотворений «На поле Куликовом» Блока: сочинение

Следующее четверостишие настраивает читателя на романтический лад:

Я сидел у окна в переполненном зале.

Где-то пели смычки о любви.

Я послал тебе черную розу в бокале

Золотого, как небо, аи.

Ресторан, скрипки, вино… Но все это приобретает у Блока пренебрежительный окрас. Ресторанный зал оказывается «переполненным». Смычки «поют где-то», они не затрагивают сердце, в их пении не чувствуется прекрасного. На фоне всего этого действия лирического героя выглядят очень романтичными. Он посылает своей возлюбленной розу в бокале «золотого аи». Но цвет розы — черный. Это говорит о трагедии, зле. Роза будто отравлена, как и чувства самого героя, цивилизацией нового жестокого мира.

Жестока и лирическая героиня:

Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко

Взор надменный и отдал поклон.

Обратясь к кавалеру, намеренно резко

Ты сказала: «И этот влюблен».

Девушка надменна, высокомерна, жестока, холодна. Невольно задумываешься: неужели она такова от рождения? Нет, скорее — это продукт эпохи, дитя бездуховного, жестокого мира. Видно, что она намеренно старается сделать больно лирическому герою, издевается над ним. Но так ли прост и однозначен этот образ? Следующее четверостишие заставляет задуматься над этим:

И сейчас же в ответ что-то грянули струны,

Исступленно запели смычки…

Но была ты со мной всем презрением юным,

Чуть заметным дрожаньем руки…

Метафора «презрением юным» говорит о неестественности, какой-то вынужденности реакции героини. Ее поведение продиктовано негласными правилами жестокого общества, страшного мира. «Чуть заметное дрожание руки» этой девушки говорит о том, что поступок и внимание лирического героя взволновали ее, затронули глубокие нотки ее души. Об этом говорит и страстное музыкальное сопровождение: «грянули струны, исступленно запели смычки».

Возможно, героиня хотела бы повести себя совсем иначе. Ведь на фоне страшного мира автор поэтизирует этот образ:

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,

Ты прошла, словно сон мой легка…

И вздохнули духи, задремали ресницы,

Зашептались тревожно шелка.

Очень символично, что героиня «рванулась движеньем испуганной птицы». Это сравнение говорит о внутренней тяге девушки к прекрасному, настоящему, живому. На самом деле, ей тяжело в этом мире. Она уже устала играть холодную роль. На самом деле ей хочется совсем другого. И поэтому она, тайно ото всех, продолжает более искреннюю игру с лирическим героем:

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала

И, бросая, кричала: «Лови. »

А монисто бренчало, цыганка плясала

И визжала заре о любви.

Я думаю, что на самом деле героиня жаждет настоящей любви. И взгляды, которые она бросала герою, — не что иное, как крик о помощи. Думаю, она не знает, как можно иначе вести себя в мире, где «визжат о любви». В окружающей пошлости и бездуховности лишь эти два героя представляют собой островок «настоящего».

В этом небольшом стихотворении совсем мало действий. Оно наполнено различными символами и образами. С их помощью Блоку замечательно удалось передать трагедию «живой» человеческой души в мертвом мире современной городской цивилизации.

Другие сочинения по этому произведению

Анализ стихотворения Блока «В ресторане»

Стихотворение Александра Блока «В ресторане» написано в 1910 году, оно относится к циклу «Страшный мир». Как и весь цикл, стих наполнен размышлениями о месте человека в современном жестоком мире большого города, здесь уже нет места восторженной лирике раннего периода творчества поэта.

Автор окунает нас в свои воспоминания. Один прекрасный вечер запомнился ему своим событием, однако он уже почти стерт из памяти и лирический герой сомневается, был ли он. Лирический герой сидел в ресторане, вечер был прекрасен, желтые фонари на фоне «пожара зари», играла музыка о любви.

Автор увидел прекрасную девушку, и послал ей черную розу. И цвет этого цветка уже предзнаменуют неприятный исход. Казалось бы, что плохого в таком знаке внимания? Однако девушка холодно встретила знак симпатии, красавица» намеренно резко» оценила чувства героя. Она холодна, надменна и черства.

Однако так ли это на самом деле? От внимательного и проницательного взгляда героя не укрылось «чуть заметное дрожание рук» девушки, когда та проходила, а ее движения напоминают автору движенья «испуганной птицы». Наверняка девушке приятно внимание лирического героя, оно всколыхнуло глубокие струнки ее души, именно поэтому она не смогла сдержать эмоции, и они ее выдали.

Читайте также:
Своеобразие критической прозы Блока: сочинение

В жестоком и бездуховном мире люди одевают маски, и под влиянием общественном мысли девушка не может быть искренней и чувственной, как наверняка, хотела бы быть.

В подтверждение этих слов Блок пишет, что в продолжение вечера красавица бросала взгляды в сторону лирического героя, желая, чтоб он их заметил. И эти взгляды — крики о помощи, она не может разорвать свои невидимые оковы и поступить, как хочется ей самой.

Однако в герое она увидела личность сильную и волевую, которая, несмотря на общественное мнение и влияние, имеет нерушимые принципы и позиции.

Мне кажется, образ лирической героини трагичен,- она без оков, однако не свободна и таким являются сотни тысяч людей, подчиненные чужим законам, живущие по чужим правилам и от этого глубоко несчастные.

Стихотворение Александра Блока “В ресторане” написано в 1910 году, оно относится к циклу “Страшный мир”. Как и весь цикл, стих наполнен размышлениями о месте человека в современном жестоком мире большого города, здесь уже нет места восторженной лирике раннего периода творчества поэта.

Автор окунает нас в свои воспоминания. Один прекрасный вечер запомнился ему своим событием, однако он уже почти стерт из памяти и лирический герой сомневается, был ли он. Лирический герой сидел в ресторане, вечер был прекрасен, желтые фонари на фоне “пожара зари”, играла музыка о любви.

Автор увидел прекрасную девушку, и послал ей черную розу. И цвет этого цветка уже предзнаменуют неприятный исход. Казалось бы, что плохого в таком знаке внимания? Однако девушка холодно встретила знак симпатии, красавица” намеренно резко” оценила чувства героя. Она холодна, надменна и черства.

Однако так ли это на самом деле? От внимательного и проницательного взгляда героя не укрылось “чуть заметное дрожание рук” девушки, когда та проходила, а ее движения напоминают автору движенья “испуганной птицы”. Наверняка девушке приятно внимание лирического героя, оно всколыхнуло глубокие струнки ее души, именно поэтому она не смогла сдержать эмоции, и они ее выдали.

В жестоком и бездуховном мире люди одевают маски, и под влиянием общественном мысли девушка не может быть искренней и чувственной, как наверняка, хотела бы быть.

В подтверждение этих слов Блок пишет, что в продолжение вечера красавица бросала взгляды в сторону лирического героя, желая, чтоб он их заметил. И эти взгляды — крики о помощи, она не может разорвать свои невидимые оковы и поступить, как хочется ей самой.

Однако в герое она увидела личность сильную и волевую, которая, несмотря на общественное мнение и влияние, имеет нерушимые принципы и позиции.

Мне кажется, образ лирической героини трагичен,- она без оков, однако не свободна и таким являются сотни тысяч людей, подчиненные чужим законам, живущие по чужим правилам и от этого глубоко несчастные.

Подобные записи

«В ресторане» А.Блок

«В ресторане» Александр Блок

Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре — фонари.

Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как нёбо, аи.

Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: «И этот влюблён».

И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Исступлённо запели смычки…
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки…

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка…
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: «Лови. »
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.

Анализ стихотворения Блока «В ресторане»

Принято считать, что у Александра Блока была всего лишь одна муза – его супруга Любовь Менделеева. Именно этой женщине посвящено подавляющее большинство стихов поэта, который продолжал любить жену даже после того, как она стала любовницей Александра Белого и родила ребенка от одного из актеров своей труппы, которого Блок даже готовы был усыновить.

Читайте также:
Роль цикла Стихи о Прекрасной Даме в творчестве А. А. Блока: сочинение

Тем не менее, уже с 1907 года супруги фактически жили раздельно и проводили под одной крышей не более нескольких дней в месяц. Естественно, что это отложило отпечаток не только на творчестве Блока, но и на его чувствах. Нет, он не перестал любить ту, с которой, как считал, был повенчан самой судьбой. Однако это не помешало поэту заводить романы на стороне и посвящать стихи другим женщинам. Одной из них была актриса и художница Ольга Судейкина, в девичестве Глебова, с которой Александр Блок был знаком с самого детства. Позднее эта женщина стала одной из звезд питерской богемы, участвуя в первых показах мод, выступая в театре Веры Комиссаржевской и даже являясь примой кабаре «Бродячая собака». Судейкина и Блок часто встречались на литературных вечерах и театральных премьерах, у них было очень много общих друзей, однако поэт никогда не воспринимал эту женщину как свою возлюбленную. Тем не менее, в 1910 году он посвятил ей стихотворение «В ресторане», созданное в своей обычной символистической манере. В этом произведении Блок в очередной раз продемонстрировал свой дар провидца, словно бы предчувствуя, что Ольге Судейкиной предстоит сыграть свою роль в его непростой жизни.

В стихотворении поэт описывает один из вечеров в питерском ресторане, где он «в переполненном зале» увидел женщину ослепительной красоты и в порыве восхищения послал ей черную розу. Конечно же, он узнал в таинственной незнакомке Ольгу Судейкину, которая в этот вечер ужинала в компании с одним из своих многочисленных поклонников. Ее реакцию на подарок поэт описывает следующим образом: «Обратясь к кавалеру, намеренно резко ты сказала: «И этот влюблен». Однако на самом деле все обстояло совершенно иначе. В этой роскошной, избалованной мужским внимание женщине поэт увидел родственную душу. осознав в одно мгновение, что с Ольгой Судейкиной у него очень много общего. В первую очередь их связывал неудачных брак, так как и поэт, и давняя подруга его детства были разочарованы в семейной жизни. Они оба стремились к недосягаемому идеалу и не находили его среди живых людей, о чем впоследствии Блок упоминал в своих дневниках. И презрительная фраза Судейкиной, брошенная своему спутнику за столом, свидетельствовала о том, что эта женщина уже порядком устала от своих почитателей, которые кроме слепого обожания и денег не могли ей ничего предложить взамен, чтобы компенсировать душевную боль от неудачного замужества.

В своем стихотворении «В ресторане» Александр Блок отмечает, что именно в этот вечер между ним и героиней его произведения возникла некая духовная близость, которая не имела ничего общего с чувствами. «Но была ты со мной всем презрением юным, чуть заметным дрожаньем руки…», — написал поэт. При этом он подчеркнул, что в течение всего вечера Ольга Судейкина украдкой бросала на него взгляды «и, бросая, кричала – «Лови!». И если поначалу в этих взглядах читалось лишь любопытство, смешанное с легким презрением, то впоследствии они стали более теплыми и нежными. Но Ольга Судейкина не стала героиней очередного романа поэта, хотя они продолжали встречаться на закрытых богемных вечеринках, наблюдая друг за другом со стороны. Со временем актриса стала для Александра Блока самым близким и преданным другом, с которым он мог поделиться своими самыми сокровенными мыслями. И именно эти взаимоотношения предсказал поэт в своем стихотворении, словно бы предвидя, что, потеряв жену, он обретет душевное спокойствие и равновесие лишь благодаря этой удивительной женщине, которая оставалась его самым близким человеком до самой смерти.

«В ресторане», анализ стихотворения Блока

Когда русский поэт Александр Блок создал свой первый сборник – «Стихи о Прекрасной Даме», он написал:

Но страшно мне: изменишь облик Ты…

Действительно, та наивность, ирреальность, неопределенность образа Прекрасной Дамы со временем исчезла, потому что изменился сам поэт, а значит, изменилось в какой-то степени и его мировоззрение. Прекрасная Дама трансформировалась в Незнакомку из одноименного стихотворения, написанного в 1906 году. В этом лирическом произведении еще сохранилась грань между реальностью и нереальностью, ведь герой не разобрался до конца в своих ощущениях:

Читайте также:
Анализ стихотворения Россия А. Блока.: сочинение

Иль это только снится мне?

Двоемирие, один из главных признаков романтизма, в стихотворении «Незнакомка» призвано было подчеркнуть контраст между пошлым миром обывателей и миром, в котором оказались Незнакомка и главный герой. Если лирический герой цикла о Прекрасной Даме не был до конца уверен, встретится ли он с героиней, то герой «Незнакомки» оказывается в числе избранных – тех, кому «глухие тайны поручены» и «чье-то сердце вручено» .

И вот спустя 4 года, в 1910 году, появляется новая любовная история, описанная уже во вполне определенных обстоятельствах, примета которых вынесена и в название – «В ресторане». В стихотворении, которому посвящен анализ, уже в полной мере звучат урбанистические мотивы: город с его суетой и порочностью вовлекает героя в водоворот событий, в том числе, и любовных. Перед ним не сон, не видение, а вполне реальная женщина, явно искушенная в любовных делах, ведь каждый новый, полный восхищения взгляд, брошенный в ее сторону, вызывает у нее лишь скуку и обреченность:

Да и сам герой уже явно не бедный монах или рыцарь, каким был в «Стихах о Прекрасной Даме». Нет, это уже вполне респектабельный мужчина, позволяющий себе не только часто бывать в ресторане, но и оказывать знаки внимания понравившимся ему женщинам:

Я послал тебе черную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.

Символика, конечно, сохранилась: преобладание желтого («желтая заря» ) и золотого («золотой аи» ) у Блока символизирует разрушение. Недаром бледное небо «сожжено пожаром зари». а фонари, горящие на желтом небе, не сливаются с ним, а выделяются ярким пятном – желтое на желтом.

Интересно отметить, что теперь герои все время меняются ролями: то он смотрит смущенно, но дерзко, то она демонстрирует растерянность «чуть заметным дрожаньем руки» и «движеньем испуганной птицы». И эта своеобразная дуэль происходит «в переполненном зале». под аккомпанемент целой какафонии звуков: «исступленно запели смычки». «монисто бренчало». «цыганка визжала заре о любви» .

И все-таки в этом стихотворении, как ни странно, сохранилась связь с «Незнакомкой». Вновь возникают знакомые детали – духи и шелка:

И вздохнули духи. задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.

Снова герой ощущает нереальность происходящего: «Он был или не был, этот вечер…»

А сама героиня возникает как будто во сне: «Ты прошла, словно сон мой легка…»

Все это уже было в четыре года назад, в «Незнакомке». Однако последнее четверостишие стихотворения «В ресторане» расставляет все на свои места. Начинающееся с противительного союза «но», оно резко контрастирует со всей предыдущей картиной. Счастливое видение оборачивается жестокой явью. Героиня, отражаясь в многочисленных зеркалах, разрушает иллюзию счастья, а призывные взгляды оттуда, «из глуби зеркал». подтверждают теорию о том, что все в этом мире продается и покупается, даже любовь.

Визжащая о продажной любви цыганка является достойным завершением эволюции женской героини в стихах Александра Блока. Если в раннем творчестве героиня была сродни богине, ее и увидеть-то можно было только на образах, то есть иконах, то в «страшном мире» предреволюционных лет она действительно «изменила облик» – стала продажной девкой, как впоследствии Катька из поэмы «Двенадцать».

В чем причины такого изменения? Возможно, сам поэт со временем разочаровался в любви, ведь общеизвестен тот факт, что его жена, Любовь Дмитриевна Менделеева, на некоторое время уходила от Блока к его другу, поэту Андрею Белому, а сам Александр испытывал влечение к многим женщинам, в основном, артисткам, как и положено настоящему поэту. В любом случае, ни современники, ни потомки не вправе осуждать его за это.

Послушайте стихотворение Блока В ресторане

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: