Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре: сочинение

Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» (А. Блок)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 01.06.2020 · Обновлено 01.06.2020

Александр Блок является выдающимся русским поэтом-лириком, который творил в эпоху крушений, революций и войн. Основными темами его творчества стали тема любви, которая со временем претерпевает некие изменения, тема Родины и народа, тема войны и революции. Вся лирика поэта очень разнообразна, но воспринимается как единое целое. Сам поэт все свои произведения разделил на три книги, которые отличаются основным мотивом, пронизывающим каждую из них. Второй том включает 8 циклов, одним из которых является «Разные стихотворения». Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…», относящееся к данному циклу, Многомудрый Литрекон подверг полному анализу по плану и предлагает его Вашему вниманию.

История создания

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре» написано 5 августа 1905 года, когда Россию душила Первая революция, вот-вот могла начаться гражданская война. Поэт с болью отнёсся к расстрелу рабочих у Зимнего дворца, он искренне сочувствовал пострадавшим, скорбел по погибшим.

Это стихотворение также является откликом души автора на события Русско-японской войны, отражением его переживаний по поводу поражения нашего флота в Цусимском проливе, поражения наших, русский солдат…

Помимо этого, в данный период у Блока случился конфликт, разногласия с другом и единомышленником, писателем и поэтом Андреем Белым, что потом случалось периодически, но никогда не разрушало их крепкой дружбы.

Этот период также является переломным в творчестве поэта. Лирический герой, находящийся в гармонии со всем миром, влюблённый и мечтательный, переходит в состояние страдания и мучения, которое следует из окружающего, ныне царствующего разлада и хаоса в России.

Жанр, направление, размер

Произведение «Девушка пела в церковном хоре» написано в стансовой жанровой форме. Отличительной чертой данного жанра является обособленность, законченная мысль каждой отдельной строфы, которые воедино собирает идея. Настроение, обычно, у данных композиций задумчивое, грустное.

Александр Блок относится к младосимволистам, но занимает среди них особое место. Характерные черты данного направления у автора немного изменены, скорректированы, что и представляет его индивидуальный почерк. Александр Александрович создал собственную систему символов, которая отражает устремлённость автора к идеалу, к прекрасному.

С течением времени в творчестве автора начинают преобладать социальные движения, связанные с революцией, что просматривается и в данном стихотворении.

Размер стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» – четырёхударный дольник с односложными и двусложными межударными интервалами. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка – перекрёстная.

Композиция

Стихотворение «Девушка пела…» состоит из 4 строф, каждая из которых имеет законченную мысль, отдельные образы, что характерно для данного жанра. Каждому четверостишию можно присвоить слово, отражающее его смысловую нагрузку:

  1. 1-я строфа – молитва,
  2. 2-я строфа — песня,
  3. 3-я строфа – иллюзия,
  4. 4-я строфа – осознание.

Композиционно можно разделить произведение на две части, которые противопоставлены друг другу. Первая часть – это первые три строфы, которые несут в себе надежду, свет, а вторая часть – это четвёртая строфа, точнее две крайние строки, которые полностью противоположны настроению и мысли предыдущих строф.

Но, при более точной расшифровке стихотворения, можно заметить не два, а три фрагмента композиции.

  1. Первая часть – это льющаяся молитва, её содержание и её «внешние» характеристики.
  2. Вторая часть – это люди, стоящие в Храме, их вера в лучшее.
  3. Третья часть – это истина, противоположная их надеждам.

Образы и символы

«Всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов». (А. А. Блок)

Лирическим героем является человек, который пришёл в Храм, который со стороны наблюдает описанную картину. Он нейтральный, мы не можем представить, ощутить его характер, его особенные, выдающиеся черты не проявлены. Он будто окошко, через которое читатель может заглянуть в те события, которые описывает автор.

Безусловно, в стихотворении «Девушка пела…» имеются слова-символы, через которые автор пытается передать общую ориентацию стихотворения, его смысл и настроение.

  • Девушка (что характерно, в белом платье) – это символ надежды, чистоты. У Александра Александровича каждый употребляемый цвет несёт определённую характеристику. Белый цвет автор часто применяет как ауру, атмосферу. В воображении читателя сначала предстаёт просто девушка, затем, по ходу развития действия, автор обращает внимание на делать: «луч сиял на белом плече», далее, уже нет отдельной девушки, но есть «белое платье», которое пело в луче. Создаётся впечатление, что луч, который является символом духа, символом того, что молитва услышана, окутал всю девушку и «освятил» её в глазах лирического героя. Теперь она – это связующая ниточка между земным и божественным.
  • Корабли являются образом всех людей, которые ушли на войну, а также символом веры в то, что наступят лучшие времена.
  • Купол олицетворяет Самого Бога.
  • Также в лирике Блока особое место занимают звуки. У автора звук – это отдельная единица, а точнее материал, который он использует для объединения всего происходящего, что и определяет характер и настроение картины, её объем и полноту.
  • В данном стихотворении таким материалом является молитва, пение. Пела девушка, пел её голос, пело «белое платье» — просматривается некая градация происходящего, некая звуковая нега охватывает всех и вся. Но потом все присутствующие в храме, читатель будто просыпаются, слыша, как плачет ребёнок. Пение завораживает, дарит надежду слушающим, слышащим, но тихий плач ребёнка возвращает к реальности.
  • Ребёнок – это особенный символ. Ребёнок – это безгреховная душа, чистота. Он приближен к Божественному миру ( «только высоко, у Царских Врат,
    Причастный Тайнам»), ему открыта тайна «о том, что никто не придет назад», но он не в силах передать это знание людям, поэтому лишь плачет, что символизирует сожаление Самого Бога.

Темы, проблемы, настроение

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре» относится к философской лирике Александра Блока.

Для этого этапа творчества поэта (1904 – 1907 гг.) характерно столкновение идеального мира с реальностью, земного и неземного. Эта тенденция просматривается в произведении «Девушка пела…»: молитва, воздушный, лёгкий образ девушки, Храма и печальная реальность.

Основная тема стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» – столкновение реальности и идеала. Основная проблема — это совсем неоправданные потери войны, революции, неоправданные ожидания. Стихотворение представлено в светлых красках. После прочтения первых строф переполняют приятные ощущения, чувство тихой радости, надежда. После последних строк этот вкус никуда не уходит, а лишь дополняется печалью и скорбью, такой же тихой, тонкой, как и радость в первых строфах.

Обобщая настроение данного произведения, можно передать такими словами как светлая печаль или тихая скорбь.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Девушка пела…» очень созвучна с темой. Автор хотел донести нам идею, что никакие завоевания, покорения не могут сравниться с человеческой жизнью. Да! Стремиться к лучшему – это естественно, это прекрасно, но не такой ценой.

Читайте также:
Анализ стихотворения А.Блока В ресторане: сочинение

Автор очень болезненно воспринял события революции, «Кровавое воскресенье», войну. Одним из произведений, отражающим, передающим эту авторскую боль, скорбь, стало стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…». Смысл его — показать приоритет человеческой жизни над глобальными процессами и идеями. Все это происходит для и ради людей, значит, именно они являются главной ценностью, которую нужно беречь. Это стихотворение является одним из самых печальных произведений автора.

Средства художественной выразительности

Всё стихотворение построено на антитезе: противопоставление светлой надежды и печальной реальности.

  1. В стихотворении «Девушка пела в церковном хоре» большое количество эпитетов, что помогает отчётливо понять настроение стихотворения: «чужой край», «белое плечо», «белое платье», «тихая заводь», «усталые люди», «светлая жизнь», «голос сладок», «луч тонок».
  2. Метафоры: «усталые в чужом краю», «корабли, ушедшие в море», «пел голос», «белое платье пело».
  3. Автором, для создания особого эффекта размытости границ, используется метонимия: «О всех усталых в чужом краю», «О всех, забывших радость свою», «Так пел ее голос», «Как белое платье пело в луче».
  4. Автором использована анафора:

«О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою»,

«И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,»

«Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди»

«И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат».

  1. Блок применил синтаксический параллелизм:

«О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою»

«И голос был сладок, и луч был тонок»

Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» Блока

Стихотворение “Девушка пела в церковном хоре”, как и другие произведения Блока, полностью соответствует устоям символизма. В то же время оно проникнуто горьким чувством утраты – это строки, посвященные революционным выступлениям и расстрелам. Краткий анализ “Девушка пела в церковном хоре” по плану, использованный на уроке литературы, поможет учащимся 11 класса лучше понять поэта и настроение его эпохи.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Девушка пела в церковном хоре.
История создания – стихотворение написано в 1905 году и тесно связано с кровавыми событиями – подавлением революционных восстаний в стране. Также на поэта повлияли и рассказы о Цусимском сражении, поскольку именно в это время завершилась поражением русско-японская война.

Тема стихотворения – вера в светлое будущее, воплощенная в молитве невинной девушке, и заведомая обреченность этой молитвы.

Композиция – двухчастная. В первой части Блок показывает надежду на светлое и чистое будущее, воплощенуню в образе чистой душой девушки. Вторая часть полностью ей противоположна: в ней поэт демонстрирует жестокость бренной жизни, которая стоит на крови и страданиях.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – дольник.

Эпитеты – “чужой край”, “белое платье”, “тихая заводь”.

Метафоры – “пел ее голос”, “корабли, ушедшие в море”, “платье пело в луче”.

Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…» А. Блока

Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол, И луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал, Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок, И только высоко, у Царских Врат, Причастный Тайнам,- плакал ребенок О том, что никто не придет назад.

Филологический анализ стихотворения

Александр Блок – крупнейший поэт 20 столетия, начал свой путь как поэт-символист. Если стихотворения «Первой книги» стихотворений проникнуты мистицизмом и далеки от реальной жизни, то, начиная с 1905 года, у Блока обострился интерес к общественной жизни. Русско-японская война, Первая русская революция открыла глаза поэта на реальную действительность. В связи с этим в творчестве Блока второго периода начали звучать мотивы, ведущие его к сближению с народом, родиной и жизнью. Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…», написанное в августе 1905 года, вошло в цикл «Разных стихотворений» (1904 – 1905) «Второй книги» Блока. Поэт откликается на военные события русско-японской войны, в которой погибло огромное количество сыновей русской земли, многие были ранены, захвачены в плен. Тема стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…» — молитва о погибших и не вернувших с войны, наполненная верой в светлое будущее и надеждой, что она будет услышана. Интересна и необычна идея стихотворения – показать обреченность этой молитвы. Рассмотрим подробнее стилистику, синтаксис, языковые единицы и образный строй текста. Стихотворение состоит из четырех абзацев (строф), взаимосвязанных между собой. Каждая строфа имеет смысловую завершенность, что активизирует внимание читателя. Композиционно текст можно разделить на две части. Первые три четверостишия – молитва девушки, проникнутая светлой надеждой и святой верой в то, что всё будет хорошо. Последняя строфа, а, следовательно, вторая смысловая часть, словно отрицает первую, показывая обреченность этой молитвы. Благодаря приему антитезы, перед нами предстает противоречивый мир: земное и божественное, вера в святость молитвы и её обреченность. Целостность всего текста достигается не только по смыслу. Автор использует семантические повторы: точные лексические повторы («о всех», «луч», «радость», «корабли», «голос», «что», «и»), синонимические повторы («смотрел и слушал», «тихой» — «светлой», «сладок» — «тонок»), корневые повторы («кораблях» — «корабли», «чужой» — «чужбине», «усталых» — «усталые», «на белом» — «белое»). Таким образом, нетрудно заметить, что стихотворение построено на повторах, и это, безусловно, является одной из сильных позиций данного стихотворения. Именно повторы являются ключевыми словами и составляют семантическую доминанту данного текста. У стихотворения особый размер – четырехударный дольник. Известно, что дольник занимает промежуточное положение между силлабо-тонической и тонической системами стихосложения. Таким образом, данное стихотворение имеет ритмическую организацию, но в то же время число безударных слогов между ударными не постоянно. Четырехударный дольник передает взволнованность героини, придает тексту напевность и мелодичность. В стихотворение Блока чередуется мужская и женская рифма, что придает ему большую музыкальность и плавность (хОре – краЮ, мОре – своЮ, кУпол – плечЕ, слУшал – лучЕ, бУдет – кораблИ, лЮди – обрелИ, тОнок – ВрАт, ребЁнок – назАд). Мужская рифма в конце строфы подчеркивает законченность текста. Стихотворение имеет перекрестную рифмовку, которая придает ему особую выразительность. В третьей строфе наблюдается неточная рифма:

И всем казалось, что радость будет, Что в тихой гавани все корабли, Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели.

Читайте также:
Мечты и действительность в лирике А. А. Блока: сочинение

В каждом четверостишии нетрудно заметить анафору («о всех», «и», «что»), придающую тексту взволнованность и эмоциональность. Кроме того, в тексте используется приём многосоюзия. Повторяются сочинительные и подчинительные союзы: «и луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал… И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на чужбине усталые люди… И голос был сладок, и луч был тонок, И только высоко…». Этот стилистический приём создает эффект нанизывания сочинительных и придаточных частей подчинительных предложений. В связи с этим на протяжении всего стихотворения постепенно усиливается эмоциональное напряжение. В первом четверостишии прослеживается бессоюзие, благодаря чему молитва девушки становится более выразительной. Во втором четверостишие наблюдается инверсия «пел ее голос, летящий в купол», тем самым интонационно выделяющий слово «голос» для последующего причастного оборота, несущего в себе эстетизм. Своеобразна и временная организация стихотворения. В тексте немного глаголов, что говорит о статичности, отсутствии динамики. Интересно, что в первых трёх строфах (первой смысловой части) использованы глаголы несовершенного вида прошедшего времени («пела», «пел», «сиял», «смотрел и слушал», «пело», «казалось») что указывает на длительность и повторяемость действия. В связи с этим мы словно слышим многократное повторение молитвы. Произнося ее снова и снова, сила просьбы увеличивается, мы словно входим в состояние единения с Всевышним. Время будто замедляется, создавая иллюзию о светлом будущем. Однако во второй смысловой части помимо глаголов прошедшего времени несовершенного вида («был», «плакал») появляется глагол совершенного вида «не придёт» в будущем времени. Он указывает на завершенность действия – молитва услышана Богом. Следует обратить внимание и на то, что в данном случае глагол «не придёт» обозначает не только конец действия, но в то же время и его начало. Таким образом, выражение «никто не придет назад» приобретает дополнительный смысловой оттенок и становится метафорой, предвещающей будущие потрясения 20 столетия. Художественное время в данном тексте неразрывно связано с художественным пространством. Эту взаимосвязь принято называть хронотопом. В этом стихотворении читатель оказывается вовлеченным в два пространства, границы которых слишком размыты и практически не ощущаемы: с одной стороны, реальное и земное – девушка поет молитву в храме (1 – 3 строфы), с другой стороны – божественное (последняя строфа). Художественная выразительность и поэтичность текста стихотворения Блока достигается благодаря использованию однородных членов предложения, осложненных причастными оборотами. Автор использует причастные обороты для эстетического воздействия на чувства читателей. Своеобразна фонетика стихотворения Александра Блока. Аллитерация согласных р, л придает тексту благозвучие и музыкальность, молитва девушки словно произносится нараспев (пела, хоре, усталых, краю, кораблях, море, р адость, пел, голос, летящий, в купол, луч сиял, на белом, из мрака смотрел и слушал, белое платье пело в луче, казалось, корабли, усталые люди, светлую, обрели, сладок, только). Акцент на шипящие звуки является выражение той тишины, которая всегда царит в храме (девушка, чужом, ушедших, забывших, летящий, слушал, луч, чужбине, жизнь, Причастный, что, каждый). Для последней строфы характерна аллитерация на звонкие согласные (голос, сладок, луч, тонок, у Царских Врат, Причастный Тайнам, плакал ребёнок), что придает ощущение надрывности. Таким образом, мотив обреченности молитвы усиливается с каждой строчкой стихотворения. Особенна и тропика «Девушка пела в церковном хоре». С помощью перифраз «у Царских Врат» и «Причастный Тайнам» Блок делает текст стихотворения более возвышенным, божественным. Мы понимаем, что Царские Врата – это алтарь в церкви, а Причастный Тайнам – причащенный, т.е. приобщенный душой к высшей природе и к вечной жизни в ней. Для придания красочности и выразительности автор использует эпитеты: «чужом краю», «голос, летящий в купол», «на белом плече», «в тихой , «светлую жизнь», «луч… тонок», «голос… сладок». Особенным является эпитет «голос был сладок», показывающий желанность и искренность молитвы. Метафоры «пел ее голос» и «платье пело» подтверждают всепоглощенность молитвой по погибшим и не вернувшимся, искреннюю веру в ее силу. Несомненно слова-символы занимают одно из главных мест в стихотворении, являются его доминантой. С помощью символов поэт помогает читателю понять систему художественных образов и развитие авторской идеи. Дополнительный смысловой оттенок приобретает под пером Александра Блока слово «корабль». Он символизирует всех людей, ушедших на русско-японскую войну и не вернувшихся обратно. «Купол» становится олицетворением самого Бога. Молитва, произносимая девушкой, взывает к Иисусу, поэтому она «летящая в купол», т.е. обращенная к Богу. Да и сам образ девушки приобретает дополнительную семантическую окраску. Перед нами не просто девушка, а обобщенный образ женщины, ждущей своих сыновей с войны. Блок играет с символикой цвета. Недаром он использует белый цвет: девушка одета в белое платье. Она словно ангел. Через белый цвет автор пытается воздействовать на мысли читателя, чтобы он смог понять чувства самого поэта. Белый цвет – многозначный символ. Однако в данном стихотворении он символизирует нравственную чистоту души, невинность, материнскую заботу, приближенность к Богу. Образ луча тоже символичен. С одной стороны, луч как символ надежды людей. С другой стороны, луч как подтверждение того, что молитва услышана Богом. Кроме того, луч является связующей ниточкой мира земного и божественного, но она очень хрупка, поэтому «луч был тонок». Особой символикой обладает образ ребёнка. Вообще, ребёнок – это символ чистой, искренней и безгреховной души. Он оказывается самым приближенным к божественному миру, поскольку проходит обряд Причащения. Ребенок плакал «высоко, у Царских Врат», потому что именно около алтаря (на престоле) проходило таинство принятия Святых Даров (хлеба и вина, которые во время причащения превращались в Тело и Кровь Христовы). Плач ребенка символизирует скорбь и сожаление самого Бога. Он знает, что «никто не придёт назад». Таким образом, слова-символы, синтаксическая и композиционная организация, семантические повторы являются доминантой стихотворения. Аллитерация, тропика и метрика усиливают эмоциональное воздействие на читателя, придают эстетизм. Благодаря приему антитезы, Александр Блок показывает нам, с одной стороны, святость молитвы и веру в ее исполнение, с другой – ее обреченность, скорбь самого Бога. Блок рисует нам противоречивый мир, наполненный надеждой на светлое будущее, но в то же время жестокостью и злостью.

Читайте также:
Анализ стихотворения А. Блока О доблестях, о подвигах, о славе (адресовано жене): сочинение

История создания

Ранняя поэзия Блока проникнута революционными идеями и мятежным духом. Стихотворение “Девушка пела в церковном хоре”, написанное в 1905 году, исключением не стало. Оно основано на эмоциях, которые поэт испытывал в связи с кровавой расправой над революционно настроенными рабочими.

В то же время история создания этого произведения несколько сложнее: автор также завуалированно рассказывает о Цусимском сражении, в котором русская эскадра потерпела сокрушительное поражение. Будучи патриотом, Блок тяжело переживал не просто поражение флота, но и гибель огромного количества русских солдат.

Художественные приемы

В своей работе автор использовал разные тропы, которые позволили передать особую атмосферу стихотворения. Это лирическая работа, так как поэт делится личными чувствами и переживаниями. По его мнению, люди могли бы перестать вести бессмысленные столкновения, но они не хотят от этого отказываться.

Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» Блока

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 47.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 47.

Стихотворение “Девушка пела в церковном хоре…”, как и многие другие произведения Блока, нёсет в себе черты символизма. В то же время оно проникнуто горьким чувством утраты: это строки, посвящённые революционным событиям и расстрелу мирного выступления рабочих. Краткий анализ “Девушка пела в церковном хоре…”, использованный на уроке литературы, поможет учащимся 11 класса лучше понять строки поэта и настроение его эпохи.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Девушка пела в церковном хоре.

История создания – стихотворение написано в 1905 году и тесно связано с кровавыми событиями – подавлением революционных выступлений в стране. Также на поэта повлияли и события Цусимского сражения, поскольку именно в это время поражением России завершилась русско-японская война.

Тема стихотворения – вера в светлое будущее, воплощённая в молитве невинной девушки, и заведомая обречённость тех, за кого она молится.

Композиция – двухчастная. В первой части Блок показывает надежду на светлое будущее, воплощённую в образе чистой душой девушки. Вторая часть ей противоположна: в ней поэт демонстрирует жестокость реальной жизни, которая основана на страдании.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – дольник.

Эпитеты“чужой край”, “белое платье”, “тихая заводь”.

Метафоры“пел её голос”, “корабли, ушедшие в море”, “луч сиял”, “голос сладок”.

История создания

Для творчества Блока 1904–1907 гг. характерно обращение к теме “страшного мира”, столкновению идеального и реального, жёстокого. Стихотворение “Девушка пела в церковном хоре…”, написанное в 1905 году, исключением не стало. Оно основано на чувствах, которые поэт испытывал в связи с кровавой расправой над революционно настроенными рабочими.

В то же время история создания этого произведения несколько сложнее: автор также завуалированно рассказывает о Цусимском сражении, в котором русская эскадра потерпела поражение. Блок тяжело переживал разгром русского флота и гибель огромного количества русских солдат.

Основная тема стихотворения – столкновение мира идеального и реального, надежда и её тщетность. Первая выражается в образе невинной девушки, которая молится так искренне, что все, кто её слушает, начинают верить в благодать и в благополучный исход даже заведомо трагических ситуаций. Идею тщетности выражает младенец, который находится близко к Богу, так что ему точно известно, что кровавая жертва уже принесена и никто из тех, о ком молятся, назад не вернётся.

Композиция

Стихотворение легко разделить на две части, определив основную тематику и настроение каждой. Так, первая (три строфы) проникнута светом надежды. В ней изображена похожая на ангела девушка, поющая о надежде и мире. Искренность и чистота молящейся заставляют людей, находящихся в церкви, верить в лучшее.

Но в последней, четвёртой, строфе Блок указывает на тщетность их веры, завершая стихотворение словами “ никто не придёт назад “. Использованный им образ ребёнка – это такой же символ, как и образ прекрасной девушки. Дети – создания, наиболее близкие к Богу, так что его слезами как бы выражает сожаление сам Господь. Кроме того, для автора это ребёнок-пророк, который заранее плачет над печальным для России исходом войны и её тяжёлым будущим.

Это лирическое стихотворение, в котором поэт выражает собственные эмоции, связанные с жестокостью жизни и людей, что ведут бессмысленные войны, хотя могли бы быть свободными и жить в мире. Стихотворный размер – дольник.

Средства выразительности

Блок подчёркивает эмоциональное содержание с помощью таких выразительных средств, как:

  • Эпитеты – “чужой край”, “белое платье”, “тихая заводь”.
  • Метафоры – “пел её голос”, “корабли, ушедшие в море”, “луч сиял”, “голос сладок” .

Но автор использует и другие приёмы, например звукопись. Анафоры придают тексту благозвучие и повышают его эмоциональность, а многосоюзие только усиливает эмоциональное напряжение благодаря созданному эффекту нанизывания.

Нежный образ девушки, чья чистота неоднократно подчёркивается эпитетом “белый” , оставляет сильное впечатление.

Все средства выразительности работают на идею, выражая противоречивость мира, которую остро ощущал сам Блок: в мире есть светлая нежная надежда с одной стороны и безжалостность, жестокость – с другой.

Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» Блока

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…», как и многие другие произведения Блока, несет в себе черты символизма. В то же время оно проникнуто горьким чувством утраты: это строки, посвящённые революционным событиям и расстрелу мирного выступления рабочих.

Сочинения и краткий анализ «Девушка пела в церковном хоре…», использованный на уроке литературы, поможет учащимся 11 класса лучше понять строки поэта и настроение его эпохи.

  1. Текст стихотворения «Девушка пела в церковном хоре»
  2. Краткий анализ произведения
  3. Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре»
  4. Подробный анализ стихотворения
  5. Сочинение о стихотворении Девушка пела в церковном хоре
  6. Символизм на примере «Девушка пела в церковном хоре?»

Текст стихотворения «Девушка пела в церковном хоре»

Александр Блок

Девушка пела в церковном хоре

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у царских врат,

Причастный тайнам, — плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

Краткий анализ произведения

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…» — свидетельство серьезного перелома в душе Блока. С этого времени он избавляется от революционных взглядов и полностью уходит в символизм.

  • История создания – стихотворение написано в 1905 году и тесно связано с кровавыми событиями – подавлением революционных выступлений в стране. Также на поэта повлияли и события Цусимского сражения, поскольку именно в это время поражением России завершилась русско-японская война.
  • Тема стихотворения – вера в светлое будущее, воплощённая в молитве невинной девушки, и заведомая обречённость тех, за кого она молится.
  • Композиция – двухчастная. В первой части Блок показывает надежду на светлое будущее, воплощённую в образе чистой душой девушки. Вторая часть ей противоположна: в ней поэт демонстрирует жестокость реальной жизни, которая основана на страдании.
  • Жанр – лирическое стихотворение.
  • Стихотворный размер – дольник.
  • Эпитеты – “чужой край”, “белое платье”, “тихая заводь”.
  • Метафоры – “пел её голос”, “корабли, ушедшие в море”, “луч сиял”, “голос сладок”.
Читайте также:
Стихотворение Блока «О, я хочу безумно жить…»: сочинение

Автору кажется, что волшебный голос и «белое платье» способны образумить людей, направить их на истинный путь. В душах собравшихся в церкви воскресает надежда на лучшее. Но возникающий в финале образ плачущего ребенка возвращает к суровой действительности.

В церкви можно на время забыть об окружающих ужасах. Они все равно когда-нибудь закончатся. Но нельзя забыть о тех, кто уже никогда «не придет назад». Умершие за свои идеи люди не воскреснут и не смогут оценить, насколько необходимой была их смерть для России.

Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре»

О каких кораблях идет речь в этом стихотворении? Речь идет о гибели русской эскадры в Цусимском сражении. Сражение это произошло 14–15 мая того же 1905 года, и это было незадолго до окончательного поражения России в Русско-японской войне.

Что поет хор — и девушка в этом хоре? Это ектения , это молитва — за плава­ющих и путешествующих. Царские врата — это вход в алтарь в православной церкви, а ребенок, причастный Тайнам, — это, по-видимому, изображение Спасителя. И стихотворение заканчивается строчкой «Никто не придет назад».

Не надо забывать, что для Блока сражение при Цусиме, ход Русско-японской войны были вполне злободневными фактами, настолько же злободневными, насколько для нас злободневны сюжеты телевизионных новостей, или первые полосы газет, или интернет-новости.

Но как об этом пишет Блок? Стихотворение написано дольником , стихотвор­ным размером, который стал популярен в XX веке, в XIX веке мало кто рисковал к нему прибегать (можно его найти у Фета, например).

Дольник — это стихо­творный размер, в котором на один слог нарушено правильное чередование ударных и безударных слогов. И он создает совершенно особый, индивидуальный ритм.

Блок очень много писал дольником, но здесь не только стихотворный размер любопытно работает, а еще и звук этого стихотворения. Блок однажды при­знал­ся: «Всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов».

Ключевые слова здесь — это и есть слова-символы. Нетрудно понять, что в этом стихотворении такими ключевыми словами являются слова «пел» или «пела», слово «белый» (это цвет святости, чистоты, молитвы), слово «луч», «свет».

Причем очень важно направление света — сверху, и это стремление вверх, к небу, к младенцу над Царскими вратами — это и есть молитвенное состояние, которое в этом стихотворении, безусловно, передается.

Расстояние между этими ключевыми словами Блок заполняет звуком, му­зыкой. Ведь платье не поет — но строчка «Белое платье пело в луче» не очень царапает даже очень внимательных и чутких читателей.

Потому что Блоку важно сохранить это сочетание губного «б» или «п» и звука «ль» на протя­же­нии всего стихотворения: «пело», «белое», «платье». И этот звуковой поток и создает музыку стихотворения. Это очень существенно, это очень важно.

«Радость будет» — это тоже цитата. Может быть, не сразу заметная сего­дняш­нему читателю, но современнику Блока — совершенно, конечно, ясная. Потому что это цитата из Евангелия от Иоанна: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна».

«Радость будет» — слова Христа. Но посмотрите, как у Блока обрамлено это выражение, эта цитата: «И всем каза­лось». А младенец (Спаситель, ребенок у Царских врат) знает, что никто не придет назад.

Надо сказать, что в поэзии Блока 1905–1907 годов это очень устойчивый мотив — мотив ушедших и невернувшихся кораблей. Это есть в стихотворении «Взморье», это есть в стихотворении «Старость мертвая бродит вокруг», это есть в драме «Король на площади», где прямо сказано: «Корабли не придут. Их уничтожит буря».

Очень любопытно, как перекликаются в этом стихотворении строчки из разных строф. Первая строфа перекликается с третьей: усталые люди, корабли в тихой заводи, радость будет. Скажем, в первой строфе: «о всех усталых в чужом краю», а в третьей — «на чужбине усталые люди».

В первой — «о всех кораблях, ушедших в море», а в третьей — «в тихой заводи все корабли». В первой — «о всех, забывших радость свою», в третьей — «и всем казалось, что радость будет».

А в четных уже своя перекличка. И если в нечетных главное пространство — это даль и горизонт, то в четных это вертикаль и устремленность к небу. И это важно.

Таким образом, мы оказываемся перед вопросом, как реальный факт осмыслен у Блока в его поэзии — поэзии, которую совершенно основательно называют симвоистской. И дело не в том, что Блок как-то подписывал договор о своем участии в литературном направлении или литературном течении. Конечно, нет.

Для Блока символ — это всегда земной знак иного, неземного мира. И это всегда знак какой-то высокой ценности, которую мы на Земле можем только угадать — а можем и не угадать, не заметить.

Таким образом, для Блока символом может, в принципе, стать многое из того, что встречается нашему взору. Это может быть корабль как знак путешествия в незнакомую, в дальнюю страну. У него есть совершенно потрясающее стихотворение:

Спала зеленая вода,

Когда кильватерной колонной

Символом может стать луч. Это понятно, это общий поэтический символ: свет и высота — так же, как символом может стать звезда. Символом может стать буря. Символом может стать снежная метель.

Все может стать символом — и все таким образом приобретает уже не только конкретный, а обобщенный, глубокий, историософский смысл (историософия — это философия истории).

Не случайно во второй главе поэмы «Возмездие» Блок скажет:

Уже кровавая заря,

Грозя Артуром и Цусимой,

То есть 1905 год как предчувствие катастрофы — это кровавая заря, обеща­ющая 9 января, расстрел мирной демонстрации, обещающая Порт-Артур и Цусиму — крупнейшие поражения русской армии и русского флота в Русско-японской войне. И именно художник, поэт прозревает эту связь между конкретным фактом и его символическим значением.

Читайте также:
Борьба есть условие жизни В. Г. Белинский. (По творчеству А. Блока): сочинение

Подробный анализ стихотворения

В молодости А. Блок придерживался самых передовых и революционных взглядов. Юношеский максимализм подогревался многочисленными движениями, которые заявляли о необходимости насильственного переворота.

Вместо торжества свободы и справедливости в стране воцарился хаос. Его идеальные представления столкнулись с потоками крови и невероятной жестокостью. Эти события серьезно поколебали прежние убеждения поэта. Он понял, что цена за мнимое счастье слишком высока.

В 1905 г. Блок написал стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…». Считается, что это произошло в результате действительного посещения поэтом одного из храмов.

История создания

Для творчества Блока 1904–1907 гг. характерно обращение к теме “страшного мира”, столкновению идеального и реального, жёстокого. Стихотворение “Девушка пела в церковном хоре…”, написанное в 1905 году, исключением не стало. Оно основано на чувствах, которые поэт испытывал в связи с кровавой расправой над революционно настроенными рабочими.

В то же время история создания этого произведения несколько сложнее: автор также завуалированно рассказывает о Цусимском сражении, в котором русская эскадра потерпела поражение. Блок тяжело переживал разгром русского флота и гибель огромного количества русских солдат.

Тема

Основная тема стихотворения – столкновение мира идеального и реального, надежда и её тщетность. Первая выражается в образе невинной девушки, которая молится так искренне, что все, кто её слушает, начинают верить в благодать и в благополучный исход даже заведомо трагических ситуаций.

Идею тщетности выражает младенец, который находится близко к Богу, так что ему точно известно, что кровавая жертва уже принесена и никто из тех, о ком молятся, назад не вернётся.

Композиция

Стихотворение легко разделить на две части, определив основную тематику и настроение каждой. Так, первая (три строфы) проникнута светом надежды. В ней изображена похожая на ангела девушка, поющая о надежде и мире. Искренность и чистота молящейся заставляют людей, находящихся в церкви, верить в лучшее.

Но в последней, четвёртой, строфе Блок указывает на тщетность их веры, завершая стихотворение словами “никто не придёт назад“. Использованный им образ ребёнка – это такой же символ, как и образ прекрасной девушки.

Дети – создания, наиболее близкие к Богу, так что его слезами как бы выражает сожаление сам Господь. Кроме того, для автора это ребёнок-пророк, который заранее плачет над печальным для России исходом войны и её тяжёлым будущим.

Жанр

Это лирическое стихотворение, в котором поэт выражает собственные эмоции, связанные с жестокостью жизни и людей, что ведут бессмысленные войны, хотя могли бы быть свободными и жить в мире. Стихотворный размер – дольник.

Средства выразительности

Блок подчёркивает эмоциональное содержание с помощью таких выразительных средств, как:

  • Эпитеты – “чужой край”, “белое платье”, “тихая заводь”.
  • Метафоры – “пел её голос”, “корабли, ушедшие в море”, “луч сиял”, “голос сладок”.

Но автор использует и другие приёмы, например, звукопись. Анафоры придают тексту благозвучие и повышают его эмоциональность, а многосоюзие только усиливает эмоциональное напряжение благодаря созданному эффекту нанизывания.

Нежный образ девушки, чья чистота неоднократно подчёркивается эпитетом “белый”, оставляет сильное впечатление.

Все средства выразительности работают на идею, выражая противоречивость мира, которую остро ощущал сам Блок: в мире есть светлая нежная надежда с одной стороны и безжалостность, жестокость – с другой.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Девушка пела…» очень созвучна с темой. Автор хотел донести нам идею, что никакие завоевания, покорения не могут сравниться с человеческой жизнью. Да! Стремиться к лучшему – это естественно, это прекрасно, но не такой ценой.

Автор очень болезненно воспринял события революции, «Кровавое воскресенье», войну. Одним из произведений, отражающим, передающим эту авторскую боль, скорбь, стало стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…».

Смысл его — показать приоритет человеческой жизни над глобальными процессами и идеями. Все это происходит для и ради людей, значит, именно они являются главной ценностью, которую нужно беречь. Это стихотворение является одним из самых печальных произведений автора.

Сочинение о стихотворении Девушка пела в церковном хоре

В стихотворной работе «Девушка пела в церковном хоре» А. Блок знакомит читателя с таким прекрасным человеческим чувством, как надежда. Даже в самых сложных жизненных ситуациях, она оставляет в наших душах хоть малейший шанс на хорошее, на лучшее.

В первых строках стихотворения так и происходит. Перед нами открывается образ прекрасной девушки, которая молится в церковном храме. Она одета в белое платье, на ее плече виднеется луч солнца. Она, словно ангел, спустилась с небес и проговаривает свою молитву за тех, кто ушел на войну.

Она молится, что есть силы и передает свою веру людям, находящимся рядом. Ведь практически все они погрузились в мрачный сон, который никак не закончится. В их душах погас огонек, ведь они отправили родных, дорогих людей на войну и с ужасом ждут вестей с фронта.

Именно эта прекрасная девушка позволяет каждому из присутствующих, хоть на мгновение, почувствовать дух надежды. Сам читатель наполняет душу светлыми чувствами о том, что все будет хорошо.

Но, А. Блок, в конце стихотворения, показывает нам суровую реальность жизни. Он пишет о том, что никто уже не вернется. Всех воинов тайно ожидает страдания и смерть. После таких строк на душе становится не по себе.

Маленький ребенок, который только что был наделен надежной, узнает о страшной тайне. Как теперь ему справиться с болью, с горестью потери. Остается только лишь плакать …

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…» не имеет четкой структуры. Оно наполнено надрывистыми, волнительными эмоциями. Присутствие анафоры чувствуется практически в каждой строке.

А. Блок пытается донести до читателя мысль о том, что всякое чувство имеет свою противоположность. В их числе и надежда, которая в один миг, окрыляет человека, а в другой, рушит все его возродившиеся мечты. Иногда надежда является абсолютно бессмысленной. Но, человек не должен отрекаться от нее и всегда идти к свету.

Символизм на примере «Девушка пела в церковном хоре?»

Александр Блок в своем творчестве придерживался традиций символизма, однако его ранние стихи носили ярко выраженные революционный и патриотический характер. Поэт вырос в интеллигентной семье с передовыми взглядами и с самого детства понимал, что мир устроен несправедливо.

Идея равенства людей стала заветной мечтой Блока, и с присущим юности максимализмом поэт культивировал ее в своих произведениях, еще не осознавая того простого факта, что смена власти – это смерть, страдания и боль десятков тысяч людей, ценой жизни которых и достигается революция.

Первое отрезвление пришло к поэту в 1905 году, когда по всей России прокатилась волна восстаний рабочих и крестьян, жестоких, кровавых и беспощадных. Именно тогда Александр Блок стал задаваться вопросом о том, стоит ли даже самая благая и здравая идея того, чтобы жертвовать ради нее человеческими жизнями.

Читайте также:
Мировой пожар в творчестве А. Блока: сочинение

Именно в этот период поэтом было создано очень волнующее и трогательное стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…», в котором автор попытался показать всю бесперспективность силовых методов захвата власти, которые влекут за собой лишь смерть и разрушения.

Следует отметить, что летом 1905 года Россия была охвачена самой настоящей революционной агонией. Фактически назревала гражданская война, когда люди озверели уже настолько, что готовы были убивать своих соотечественников только за то, что те придерживаются иных политических взглядов.

В российских храмах непрерывно шли службы во спасение Отечества, и на одной из них, судя по всему, побывал Александр Блок.

Самым ярким впечатлением, которое вынес из посещения храма поэт, стало пение девушки в церковном хоре, чей голос, «летящий в купол», дарил надежду всем, кто находился рядом. Девушка пела о «кораблях, ушедших в море» и обо всех «усталых в чужом краю».

За этими расплывчатыми и завуалированными определениями явно угадываются образы простых русских крестьян и рабочих, которые вынуждены отстаивать свои интересы с оружием в руках. О том, какое будущее ждет страну, в тот момент не знал никто.

Однако массовые митинги и демонстрации, которые нещадно подавлялись властью, вселяли в простых обывателей неподдельный ужас. Мир, такой привычный, обустроенный и надежный, готовы был рухнуть в одно мгновение, погребя под своими обломками тысячи ни в чем не повинных людей.

Поэтому в песне девушки из церковного хора многие услышали обещание того, что «радость будет», и люди, выступившие в защиту своих прав, сложат оружие. Конфликт между правящей элитой и низшими сословиями будет урегулирован, и жизнь войдет в привычное, безмятежное русло.

Однако Александр Блок понимает, что прошлого уже не вернуть, и революция 1905 года является своеобразной «генеральной репетицией» перед кровавой и беспощадной бойней, которая неизбежна, когда простым людям нечего терять, кроме собственной жизни.

Поэтому автор убежден, что не стоит тешить себя несбыточными надеждами и верить сказки о светлом будущем, которое невозможно построить на костях убитых. Поэтому поэт заканчивает свое стихотворение пугающей и лишающей надежды строчкой – «у Царских Врат, причастный Тайнам, – плакал ребенок о том, что никто не придет назад».

Именно после неудавшейся революции 1905 года, сопровождавшейся еврейскими погромами, во время которых погибли десятки тысяч человек, Александр Блок отказался от своих идей о смене власти насильственным путем.

Поэт хорошо представлял себе, во что выльется подобный переворот, и пытался предостеречь от него общество. Но эти литературные попытки не увенчались успехом, и тогда Блок полностью отказался от революционных стихов, посвятив себя символизму.

Читайте также: Анализ стихотворения «Россия» А. А. Блока.

Таким образом, стихотворение А. Блока «Девушка пела в церковном хоре» противопоставляет иллюзии, связанные с верой в счастливое будущее; надежду, подаренную молитвой и весь настоящий ужас, боль, безысходную правду войны.

«Девушка пела в церковном хоре» – анализ стихотворения А.А. Блока

Краткая характеристика

Ознакомившись со стихом «Девушка пела в церковном хоре», стоит выделить основные анализируемые компоненты. Кратко они будут представлены следующим образом:

  • автор — Александр Александрович Блок;
  • год написания — 1905;
  • событие, которому посвящено произведение, — подавление революционных восстаний (Кровавое воскресенье) и Цусимское сражение;
  • тема — надежда на светлое будущее, понимание обречённости;
  • жанр — лирика;
  • размер стиха — дольник;
  • композиция произведения — двухчастная;
  • эпитеты — «чужой край», «белое платье», «тихая заводь»;
  • метафоры — «корабли, ушедшие в море», «платье пело в луче», «пел её голос».

Этот краткий анализ может пригодиться на уроках русской литературы. Его можно использовать в качестве основы при написании сочинений или эссе. Однако для полного понимания сути произведения, следует рассмотреть более подробный анализ, чтобы вникнуть в его идею и прочувствовать переживания.

История написания

Знакомясь с творчеством Блока, можно заметить, что его ранние произведения наполнены идеями революции. В них есть что-то мятежное. Не стал исключением и стих «Девушка пела в церковном хоре».

Женщина и её образ отражает скорбь и переживания людей. Вызваны эти эмоции историческими событиями, которые потрясли народ России в 1905 году.

Блок был настоящим патриотом своей родины, поэтому он не мог пройти мимо двух трагедий, которые упоминаются в стихе — расправа над рабочим классом (Кровавое воскресенье) и поражение русских солдат во время Цусимского сражения. Именно эти события и послужили причиной создания стиха, который сегодня стал классикой и достоянием русской литературы.

Суть стихотворения

Основные идеи произведения — надежда, ожидание светлого будущего и понимание того, что всё тщетно. Выражаются они в разных образах:

  • надежда — это невинная девушка, молящаяся настольно искренне, что все вокруг верят в благоприятный исход;
  • обречённость выражена в образе «причастного тайнам» младенца, который плачет «о том, кто не придёт назад».

Сложно сказать, что именно переживали люди, которые своими глазами видели страшные события. Однако можно предположить, что именно такие эмоции они пережили. Сострадая своему народу, именно это и постарался отразить в своём стихе «Девушка пела…» Блок.

Анализ идеи произведения говорит о том, что люди хотели верить в лучшее. Надежда на светлое будущее помогала пережить неспокойные и трагические времена. Однако многие понимали, что домой не вернутся многие солдаты, а восставший народ растоптан и подавлен.

Жанр и композиция

Стихотворение является лирическим. Через его текст автор выражает собственные переживания. Блок выражает суть страданий через образ молитвы, храма, невинной девушки, плачущего младенца. Это усиливает лирическую ноту произведения.

Если говорить о композиции стиха, то легко можно определить, что оно делится на две части. Каждая из них имеет своё настроение. Тропы в первой половине стиха наделены лёгкостью, нежностью, во второй половине — наполнены жестокой реальностью. В стихе используются лексические глагольные повторы и инверсия.

Говоря об общем восприятии произведения, можно утверждать о жестокой драме произведения «Девушка пела в церковном хоре». Блок девочку изображает в роли светлого человека, через голос которого простилается сильная молитва.

Невинность образа заставляет читателя проникнуться и поверить в то, что всё будет хорошо. Однако последняя часть стиха, пусть и в мягкой форме, но указывает на печальный исход военных и политических событий, которыми переполнена жить обычного народа России.

Анализ стихотворения Блока Девушка пела

«Анализ стихотворения А. Блока “Девушка пела в церковном хоре”»

Стихотворение А. Блока “Девушка пела в церковном хоре” было написано в августе 1905 года, в кровавое время первой русской революции. Стихотворение противопоставляет иллюзии, связанные с верой в счастливое будущее; надежду, подаренную молитвой и весь настоящий ужас, боль, безысходную правду войны.

Читайте также:
Тема любви в поэзии А.А.Блока и С.А.Есенина: сочинение

Стихотворение построено на антитезе двух композиционных и смысловых частей: в первой Александр Блок рисует храм, где в полумраке девушка, прекрасная, как ангел, поёт о всех, кого война заставила уйти в чужие края и забыть радость мирной жизни: корабль символизирует ушедших в море; а молитва – надежду на светлое и радостное будущее; скорбь тех, кто остался в отчаянном и тревожном ожидании. Святость храма, песни и красота девушки дарят иллюзию того, что всё будет хорошо; поющая настолько прекрасна, что кажется, будто в мире не может быть ничего плохого.

Вторая же часть: “И только высоко, у Царских Врат, /Причастный Тайнам,- плакал ребенок /О том, что никто не придет назад”, – раскрывает всю безысходную правду. При чтении стихотворения переживания сменяют друг друга: томление от неизвестности, песня – надежда девушки и чувство обреченности, вызванной плачем малыша. В этом плаче нет места иллюзиям; маленький ребёнок символизирует божественную истину, скорбь самого Бога. Плач младенца оставляет ощущение незамутнённой иллюзиями, голой боли и правды. Понимая окружающих мир по – своему, не умея объяснить то, что чувствуют, дети способны предугадывать события. И ребенку дано знание, “что никто не придет назад”.

Стихотворение не имеет определённого размера, смешиваются двусложные и трёхсложные размеры (акцентный, или свободный стих) – чтобы не нарушить ритм, приходится двусложные части читать медленнее, нараспев. В первой части, в сочетании с алитерацией на “л” и “р”, на тихие шипящие и тишиной, которая является частью атмосферы храма, акцентный стих вызывает чувство вечности, мелодичной напевности. В последней же части ясно чувствуется алитериция на звонкие согласные, что создаёт ощущение надрывности.

В стихотворении “девушка пела в церковном хоре…” А. Блок раскрывает мир во всей его противоречивости. С одной стороны, мы видим святость молитвы и великую скорбь. С другой, люди способны на такое кровавое и жестокое действо, как война. И это противоречие невозможно разрешить, его можно лишь охватить единым взглядом.

Другие сочинения по этому произведению

Анализ стихотворения Блока «Девушка пела в церковном хоре…»

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…» было на­писано А. А. Блоком в 1905 году, в период первой русской рево­люции, назревавшей гражданской войны. Также исследователи связывают это произведение с событиями русско-японской вой­ны, с Цусимским сражением.

Стихотворение построено по принципу антитезы. Прекрас­ное пение, девушка в белом платье, напоминающая ангела, кра­сота, покой и умиротворенность храма — все это противопостав­лено грубой действительности, ужасам и жестокости времени войн и революций.

Композиционно мы можем выделить в стихотворении две части. Первая часть включает в себя первые три строфы. Это пре­красная картина, увиденная поэтом в храме:

Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

Пение девушки становится здесь ее молитвой о всех тех, кому сейчас трудно. Мотив ушедшего в море корабля предполагает и возвращение его домой. Корабль у Блока — это символ обновле­ния, надежды. Исследователи отмечали, что образ поющей де­вушки переходит в стихотворении в образ поющего голоса, «ле­тящего в купол», а затем — в образ поющего платья: «белое пла­тье пело в луче». Поэт говорит здесь о великой силе искусства, о воздействии его на людей. Это прекрасное пение вселяет в душу надежду, веру в будущее, умиротворение. Также очень значим здесь мотив света и тьмы. Церковный мрак символизирует здесь мрак жизни. И мрак этот постепенно рассеивается под воздей­ствием прекрасной музыки. Тонкий луч сияет на ее белом плече, порождая в усталых душах веру в светлую жизнь.

Вторая часть произведения — это четвертая строфа. Первая строчка ее является границей, разделяющей мечту, музыку, пес­ню и реальную жизнь. Образ плачущего ребенка, «Причастного Тайнам», возвращает нас к жестокой реальности. Здесь поэт раз­вертывает библейский фразеологизм: «Устами младенца глаго­лет истина». И говорит о том, что жизнь очень жестока, в ней есть место смерти и горю:

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко у Царских Врат,

Причастный Тайнам, — плакал ребенок О том, что никто не придет назад.

Стихотворение написано дольником. Поэт использует раз­личные средства художественной выразительности: эпитет («в тихой заводи»), анафору (в каждой строфе), метафору («голос, летящий в купол»). Музыкальность, напевность этого произве­дения создается с помощью многочисленных анафор, ассонан­сов («Девушка пела в церковном хоре»), синтаксического парал­лелизма («И голос был сладок, и луч был тонок…»).

Блок написал это стихотворение после расстрела у Зимнего дворца, после многочисленных баррикад и демонстраций. На­писал его как памятник невинным жертвам, как молитву, как песню. Оно было очень дорого самому поэту. Каждое свое пуб­личное выступление он заканчивал чтением именно этого сти­хотворения.

Здесь искали:
  • девушка пела в церковном хоре анализ
  • девушка пела в церковном хоре
  • анализ стихотворения девушка пела в церковном хоре

Блок. Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…» – лучшее сочинение

Стихотворение Александра Блока “Девушка пела в церковном хоре&#8230-” написано летом 1905 года. Поражение первой русской революции Блок воспринимал как личную трагедию.

Он был сознательным гражданином, события 1905 года затронули его знакомых и родственников, однако как поэт и творческая личность он чувствовал, что царизм изжил себя и ничего прогрессивного он обществу не дает, и кровавое подавление революционного движения угнетало автора.

Стихотворение построено на антитезе двух образов, первый – это прекрасная как ангел девушка, которая поэт в храме божественной красоты песню, второй – младенец как чистое божье творение интуитивно чувствуя, что случилось что-то нехорошее, плачет “у Царских Врат”. Эти два образа отождествляют веру в светлое будущее, надежду и всю правду, боль революции.

Первая часть стихотворения занимает его большую часть. Прихожане слушают в храме девушку, которая поет песню-молитву обо всех, кто покинут свою страну, избегая преследований, образ кораблей символизирует соотечественников, которые оказались в чужих краях.

Люди слушают эту прекрасную песню, смотрят на красивую девушку и кажется, будто ничего плохого в этом мире быть не может. Ее пение вселяет надежду, что все покинувшие родину найдут утешение на чужбине, обретут там покой, а здесь все образуется и жить станет легче, лучше. Нежная песня молодой девушки заставляла забыть обо всех мучениях и лишениях, которые испытали люди, все это забывалось, а сердце наполняла лишь всепоглощающая надежда.

Однако всему этому действу противопоставляется плачущий младенец. Его маленькое сердце испытывает боль, он не подвержен иллюзиям и интуитивно чувствуя, что произошло что-то ужасное, ребенок плачет о тех, кто уже никогда не вернется, о погибших.

Читайте также:
Образы русской природы в стихах А. Блока о России: сочинение

Блок показывал скорее свое отношение к происходящему, нежели общественное мнение, это он очень хотел верить в светлое, в хорошее, но понимал все голую неприкрытую правду. А правда была ужасна – революция была жестоко подавлена, и рассчитывать на реформы или положительные изменения в жизни не приходилось.

  • Блок. Анализ стихотворения «В ресторане»

Стихотворение Александра Блока “В ресторане” написано в 1910 году, оно.

Блок. Анализ стихотворения «Осенняя воля»

Александр Блок создал целый ряд удивительных произведений о родине.В.

Блок. Анализ стихотворения «Есть минуты, когда не тревожит…»

Страшные годы, суровые времена, тяжелейшие испытания силы воли и веры.

Блок. Анализ стихотворения «Мне страшно с Тобой встречаться…»

Знаменитый российский поэт Александр Александрович Блок, родился.

Блок. Анализ стихотворения «Ты в комнате один сидишь…»

Необходимо отметить, что Лирика великого русского поэта Александра.

Блок. Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы…»

Стихотворение Александра Блока “Вхожу я в темные храмы&#8230-” написано.

Анализ стихотворения Брюсова «Кинжал»

Стихотворению Брюсова «Кинжал» предшествуют два стихотворения известных.

Анализ стихотворения “Девушка пела в церковном хоре”

Надежда – порой единственное, что всегда остается с человеком. Какие бы невзгоды ни происходили в его жизни, сколько боли бы ни принес очередной день, нужно лишь верить в наступление лучшего. Тогда и справляться с трудностями становится хотя бы немного легче.

Именно о надежде рассказывает Александр Блок в стихотворении «Девушка пела в церковном хоре». Однако автор противопоставляет этому светлому чувству жестокую реальность, настоящий ужас действительности. Кроме того, все произведение пропитано грустью, причем происходит ее градация: от светлой в начале произведения и горькой в конце. С первых строк мы знакомимся с образом девушки, которая поет в церкви. Мы понимаем, что она молится Всевышнему о том, чтобы все те, кто ушел на войну, остались в живых и обрели покой. Блок показывает её, как чистого и светлого ангела, способного в одиночку донести до небес свою мольбу. Её голос преисполнен надежды, она верит и заставляет верить других, что её слова будут услышаны, что больше не будет ни боли, ни смерти. Все люди вокруг окутаны мраком, их души скорбят по ушедшим, им остается лишь уповать на это создание, пытающееся своим пением спасти страждущих. Ей удается обратить на себя внимание этих людей, несмотря на их обреченность, она выступает своего рода посланником, о чем говорят нам и луч, сияющий на её плече, и белое платье. Девушка выступает из беспросветной тьмы, наполнившей сердца народа и желает хоть как-то снять тяжелое бремя, доставшееся не только отсутствующим воинам, но и тем, кто, не переставая, ждет их. В первых трех строфах автор сумел подарить читателю прекрасное чувство, сопровождающее и героев стихотворения: и толпу опечаленных людей, и неземную девушку. Да, и в наших сердцах живет надежда, теперь мы верим, что обязательно всё будет хорошо, и каждый солдат вернется домой, что смерть обойдет стороной любого. Но в последней строфе Блок беспощадно сталкивает нас с жестокой реальностью, разбивает все иллюзии. Спасения не будет. Никто не вернется назад. Впереди лишь смерть и страдания. И что страшнее, знание это нам передает ребенок, беззащитный малыш, который из-за своей святости и невинности посвящен в безжалостную тайну. И он не может ничего сделать, только лишь безотрадно плакать из-за открывшейся горькой правды. Ему не дается вера, её заменило это мучительное пророчество. Ужасает, что ребенок лишен ценнейшего чувства надежды, и поэтому, несмотря на детский возраст, ему суждено страдать сильнее всех.
Для передачи ощущения надрывности поэт использует различные приемы. Ярким средством художественной выразительности здесь является анафора, присутствующая во всех строфах. К тому же, произведение не имеет четко определенного стихотворного размера, что также подчеркивает его напряженный строй.
В одном из своих самых сильных и ранящих в сердце произведений «Девушка пела в церковном хоре» Александр Блок показывает нам двойственность мира, где всякая вера может, в конце концов, оказаться бесполезной, а надежда – абсолютно бессмысленной. Но это не значит, что мы не должны испытывать эти чувства. Наоборот, важна даже небольшая толика убежденности в счастливом будущем. И пусть всё, возможно, осуществится совсем не так, и впереди будут лишь несчастья, даже миг полной уверенности просто необходим.

Анализ стихотворения “Девушка пела в церковном хоре”

«Девушка пела в церковном хоре…» А.Блок

«Девушка пела в церковном хоре…» Александр Блок

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.

Анализ стихотворения Блока «Девушка пела в церковном хоре…»

Александр Блок в своем творчестве придерживался традиций символизма, однако его ранние стихи носили ярко выраженные революционный и патриотический характер. Поэт вырос в интеллигентной семье с передовыми взглядами и с самого детства понимал, что мир устроен несправедливо. Идея равенства людей стала заветной мечтой Блока, и с присущим юности максимализмом поэт культивировал ее в своих произведениях, еще не осознавая того простого факта, что смена власти – это смерть, страдания и боль десятков тысяч людей, ценой жизни которых и достигается революция.

Первое отрезвление пришло к поэту в 1905 году, когда по всей России прокатилась волна восстаний рабочих и крестьян, жестоких, кровавых и беспощадных. Именно тогда Александр Блок стал задаваться вопросом о том, стоит ли даже самая благая и здравая идея того, чтобы жертвовать ради нее человеческими жизнями. Именно в этот период поэтом было создано очень волнующее и трогательное стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…», в котором автор попытался показать всю бесперспективность силовых методов захвата власти, которые влекут за собой лишь смерть и разрушения .

Следует отметить, что летом 1905 года Россия была охвачена самой настоящей революционной агонией. Фактически назревала гражданская война, когда люди озверели уже настолько, что готовы были убивать своих соотечественников только за то, что те придерживаются иных политических взглядов. В российских храмах непрерывно шли службы во спасение Отечества, и на одной из них, судя по всему, побывал Александр Блок.

Читайте также:
Христианская символика поэмы А. А. Блока Двенадцать: сочинение

Самым ярким впечатлением, которое вынес из посещения храма поэт, стало пение девушки в церковном хоре, чей голос, «летящий в купол», дарил надежду всем, кто находился рядом. Девушка пела о «кораблях, ушедших в море» и обо всех «усталых в чужом краю». За этими расплывчатыми и завуалированными определениями явно угадываются образы простых русских крестьян и рабочих, которые вынуждены отстаивать свои интересы с оружием в руках. О том, какое будущее ждет страну, в тот момент не знал никто. Однако массовые митинги и демонстрации, которые нещадно подавлялись властью, вселяли в простых обывателей неподдельный ужас. Мир, такой привычный, обустроенный и надежный, готовы был рухнуть в одно мгновение, погребя под своими обломками тысячи ни в чем не повинных людей. Поэтому в песне девушки из церковного хора многие услышали обещание того, что «радость будет», и люди, выступившие в защиту своих прав, сложат оружие. Конфликт между правящей элитой и низшими сословиями будет урегулирован, и жизнь войдет в привычное, безмятежное русло.

Однако Александр Блок понимает, что прошлого уже не вернуть, и революция 1905 года является своеобразной «генеральной репетицией» перед кровавой и беспощадной бойней, которая неизбежна когда простым людям нечего терять, кроме собственной жизни. Поэтому автор убежден, что не стоит тешить себя несбыточными надеждами и верить сказки о светлом будущем, которое невозможно построить на костях убитых. Поэтому поэт заканчивает свое стихотворение пугающей и лишающей надежды строчкой — «у Царских Врат, причастный Тайнам, — плакал ребенок о том, что никто не придет назад».

Именно после неудавшейся революции 1905 года, сопровождавшейся еврейскими погромами, во время которых погибли десятки тысяч человек, Александр Блок отказался от своих идей о смене власти насильственным путем. Поэт хорошо представлял себе, во что выльется подобный переворот, и пытался предостеречь от него общество. Но эти литературные попытки не увенчались успехом, и тогда Блок полностью отказался от революционных стихов, посвятив себя символизму.

Послушайте стихотворение Блока Девушка пела

Анализ стихотворения А. А. Блока «Девушка пела в церковном хоре»

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Девушка пела в церковном хоре.
История создания – стихотворение написано в 1905 году и тесно связано с кровавыми событиями – подавлением революционных восстаний в стране. Также на поэта повлияли и рассказы о Цусимском сражении, поскольку именно в это время завершилась поражением русско-японская война.

Тема стихотворения – вера в светлое будущее, воплощенная в молитве невинной девушке, и заведомая обреченность этой молитвы.

Композиция – двухчастная. В первой части Блок показывает надежду на светлое и чистое будущее, воплощенуню в образе чистой душой девушки. Вторая часть полностью ей противоположна: в ней поэт демонстрирует жестокость бренной жизни, которая стоит на крови и страданиях.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – дольник.

Эпитеты – “чужой край”, “белое платье”, “тихая заводь”.

Метафоры – “пел ее голос”, “корабли, ушедшие в море”, “платье пело в луче”.

Анализ стихотворения Блока «Девушка пела в церковном хоре…»

Александр Блок в своем творчестве придерживался традиций символизма, однако его ранние стихи носили ярко выраженные революционный и патриотический характер. Поэт вырос в интеллигентной семье с передовыми взглядами и с самого детства понимал, что мир устроен несправедливо. Идея равенства людей стала заветной мечтой Блока, и с присущим юности максимализмом поэт культивировал ее в своих произведениях, еще не осознавая того простого факта, что смена власти – это смерть, страдания и боль десятков тысяч людей, ценой жизни которых и достигается революция.

Первое отрезвление пришло к поэту в 1905 году, когда по всей России прокатилась волна восстаний рабочих и крестьян, жестоких, кровавых и беспощадных. Именно тогда Александр Блок стал задаваться вопросом о том, стоит ли даже самая благая и здравая идея того, чтобы жертвовать ради нее человеческими жизнями. Именно в этот период поэтом было создано очень волнующее и трогательное стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…», в котором автор попытался показать всю бесперспективность силовых методов захвата власти, которые влекут за собой лишь смерть и разрушения .

Следует отметить, что летом 1905 года Россия была охвачена самой настоящей революционной агонией. Фактически назревала гражданская война, когда люди озверели уже настолько, что готовы были убивать своих соотечественников только за то, что те придерживаются иных политических взглядов. В российских храмах непрерывно шли службы во спасение Отечества, и на одной из них, судя по всему, побывал Александр Блок.

Самым ярким впечатлением, которое вынес из посещения храма поэт, стало пение девушки в церковном хоре, чей голос, «летящий в купол», дарил надежду всем, кто находился рядом. Девушка пела о «кораблях, ушедших в море» и обо всех «усталых в чужом краю». За этими расплывчатыми и завуалированными определениями явно угадываются образы простых русских крестьян и рабочих, которые вынуждены отстаивать свои интересы с оружием в руках . О том, какое будущее ждет страну, в тот момент не знал никто. Однако массовые митинги и демонстрации, которые нещадно подавлялись властью, вселяли в простых обывателей неподдельный ужас. Мир, такой привычный, обустроенный и надежный, готовы был рухнуть в одно мгновение, погребя под своими обломками тысячи ни в чем не повинных людей. Поэтому в песне девушки из церковного хора многие услышали обещание того, что «радость будет», и люди, выступившие в защиту своих прав, сложат оружие. Конфликт между правящей элитой и низшими сословиями будет урегулирован, и жизнь войдет в привычное, безмятежное русло.

Однако Александр Блок понимает, что прошлого уже не вернуть, и революция 1905 года является своеобразной «генеральной репетицией» перед кровавой и беспощадной бойней, которая неизбежна когда простым людям нечего терять, кроме собственной жизни. Поэтому автор убежден, что не стоит тешить себя несбыточными надеждами и верить сказки о светлом будущем, которое невозможно построить на костях убитых . Поэтому поэт заканчивает свое стихотворение пугающей и лишающей надежды строчкой — «у Царских Врат, причастный Тайнам, — плакал ребенок о том, что никто не придет назад».

Именно после неудавшейся революции 1905 года, сопровождавшейся еврейскими погромами, во время которых погибли десятки тысяч человек, Александр Блок отказался от своих идей о смене власти насильственным путем. Поэт хорошо представлял себе, во что выльется подобный переворот, и пытался предостеречь от него общество. Но эти литературные попытки не увенчались успехом, и тогда Блок полностью отказался от революционных стихов, посвятив себя символизму.

Блок А.А. в своем творческом процессе всегда сохранял устои символизма, впрочем его первые стихи несли в себе сильно демонстративный, мятежный, патриотичный, коммунистический, мятежный характер.

Читайте также:
Тема любви в поэзии А.А.Блока и С.А.Есенина: сочинение

В 1905 году А.А. Блоком был начертан стих «Девушка пела в церковном хоре» во время грядущей братоубийственной войны и русского переворота. Излучатели русской литературы говорят, что эпоха данного стихотворения была связана с действиями японско-русской войны.

По основам противоположности написано стихотворение. Голос прекрасной девушки в белом убранстве похожа, как две капли воды на ангела, спокойствие и благодать -все это антагонистичность циничной реальности страха, беспощадности, варварства и бессердечия в период гражданских переворотов и войн. Лик девушки, которая поет в стихотворении сообщается с ликом напевающего пения «уносящийся в купол», а белый наряд в стихотворении -это облик луча надеж, который пробуждает в душе надежду, веру в завтрашнюю тишь и благодать. Печаль жизни представляющий мглу церкви. Под влиянием прекрасной музыки мгла мало-помалу рассыпается под звуки пленительно сказочной музыки. Лёгкий луч света, который попадает на белое одеяние девушки представляет собой надежду, веру в светлую и спокойную жизнь.

Вторая часть стихотворения оказывается гранью, что разделяет надежду, музыку, песню и действительностью. Поэт вещает о том, что бренное существование безгранично жестоко в нем есть место для печали, беды, смерти, несчастья; развертывая при этом библейские выражения » Глаголет истину устами младенца»

После смертной казни у Зимнего дворца в последствии несчетных преград, показов, манифестаций Блок А.А. написал -это стихотворение. Самому поэту данная литература несла беспредельно высокую цену, данное писательское старание не увенчалась успехом, после чего Блок А.А. целиком отказался от написания коммунистических стихов. «Девушка пела в церковном хоре…» особенно этим стихом поэт финишировал каждое общедоступное выступление.

История создания

Ранняя поэзия Блока проникнута революционными идеями и мятежным духом. Стихотворение “Девушка пела в церковном хоре”, написанное в 1905 году, исключением не стало. Оно основано на эмоциях, которые поэт испытывал в связи с кровавой расправой над революционно настроенными рабочими.

В то же время история создания этого произведения несколько сложнее: автор также завуалированно рассказывает о Цусимском сражении, в котором русская эскадра потерпела сокрушительное поражение. Будучи патриотом, Блок тяжело переживал не просто поражение флота, но и гибель огромного количества русских солдат.

Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» Блока

В молодости А. Блок придерживался самых передовых и революционных взглядов. Юношеский максимализм подогревался многочисленными движениями, которые заявляли о необходимости насильственного переворота. Молодому поэту казалось, что, только полностью уничтожив старый мир, можно построить новое счастливое общество, в котором не будет страданий и боли. События 1905 г. открыли Блоку ужасную картину, которая сопровождает все революции. Вместо торжества свободы и справедливости в стране воцарился хаос. Фраза «Революцию не делают в белых перчатках» предстала перед Блоком во всей своей откровенной наготе. Его идеальные представления столкнулись с потоками крови и невероятной жестокостью. Эти события серьезно поколебали прежние убеждения поэта. Он понял, что цена за мнимое счастье слишком высока.

В 1905 г. Блок написал стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…». Считается, что это произошло в результате действительного посещения поэтом одного из храмов.

Православная церковь стремилась успокоить народное волнение и примирить враждующие группировки. По всей стране проходили церковные службы с горячими молитвами. Лирический герой присутствует на таком событии. Он обращает внимание на одну девушку в хоре, которая выделяется своей невинностью и чистотой. В образе девушки можно представить многострадальную душу России, которая молится за всех своих сыновей, независимо от их политических убеждений. «Усталые», «ушедшие корабли», «забывшие радость» — так охарактеризовал автор многочисленных участников революции. Для девушки не существует разницы между рабочими и жандармами. И те, и другие одинаково обмануты и увлечены ложными идеями. Гражданская война, независимо от ее исхода, в любом случае закончится массовыми убийствами и разрушениями. Девушке жалко весь народ в целом.

Автору кажется, что волшебный голос и «белое платье» способны образумить людей, направить их на истинный путь. В душах собравшихся в церкви воскресает надежда на лучшее. Но возникающий в финале образ плачущего ребенка возвращает к суровой действительности. В церкви можно на время забыть об окружающих ужасах. Они все равно когда-нибудь закончатся. Но нельзя забыть о тех, кто уже никогда «не придет назад». Умершие за свои идеи люди не воскреснут и не смогут оценить, насколько необходимой была их смерть для России.

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…» — свидетельство серьезного перелома в душе Блока. С этого времени он избавляется от революционных взглядов и полностью уходит в символизм.

Композиция

Стих легко разделить на две части, определив основную тематику и настроение каждой. Так, первая проникнута светом надежды. В ней чувствуется противопоставление похожей на ангела девушки, поющей о надежде и мире, жестокой реальности с ее кровавыми и беспощадными событиями. Искренность и чистота певицы заставляют находящихся в церкви людей верить в лучшее.

Но уже во второй части Блок указывает на тщетность их веры, завершая стихотворение словами “никто не придет назад“. Использованный им образ ребенка – это такой же символ, как и прекрасная девушка. Дети – создания, наиболее близкие к Богу, так что его слезами как бы выражает сожаление сам Господь. Кроме того, для автора это ребенок-пророк, который заранее плачет над печальным для России исходом войны и ее тяжелым будущим.

Основная идея стихотворения – надежда и ее тщетность. Первая выражается в образе невинной девушки, которая молитва так искренне, что все, кто ее слушает, начинают верить в благодать и в благополучный исход даже заведомо трагических ситуаций. Идею тщетности выражает младенец, который находится близко к Богу, так что ему точно известно, что кровавая жертва уже принесена и никто из тех, о ком молятся, назад уже не вернется.

«Тени сизые смесились» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – тема, идея, жанр, история создания

Средства выразительности

Блок подчеркивает эмоциональное содержание с помощью таких выразительных средств, как:

  • Эпитеты – “чужой край”, “белое платье”, “тихая заводь”.
  • Метафоры – “пел ее голос”, “корабли, ушедшие в море”, “платье пело в луче”.

Но он также использует и другие приемы, например, звукопись. Анафоры придают тексту благозвучие и повышают его эмоциональность, а многосоюзие только усиливает эмоциональное напряжение благодаря созданному им эффекту нанизывания.

Нежный образ девушки, чья чистота неоднократно подчеркивается эпитетом “белый”, оставляет сильное впечатление.

Все средства выразительности работают на идею, выражая противоречивость мира, которую остро ощущал сам Блок: в нем есть светлая нежная надежда с одной стороны и безжалостная жестокость – с другой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: