«Черная злоба, святая злоба» (А. Блок и революция): сочинение

“ЧЕРНАЯ ЗЛОБА, СВЯТАЯ ЗЛОБА” (А. Блок и революция)

Неотвратимость возмездия. Пожалуй, это
главное в блоковском восприятии революции.
Слишком долго в стране царили унижение, и
“грязь, и мрак, и нищета”. Слишком долго
правили “сытые”.
Капитализм воспринимался Блоком как не-
что чуждое, дьявольское, демоническое. Бес-
правные, замученные непосильным трудом ра-
ботяги, согнутые спины – это жизнь. Но жел-
тые, как глаза ночного зверя, окна, этот
“недвижный кто-то, черный кто-то”, который
то считает народ, то нехорошо смеется – кто
он? Это описание

Related posts:

Александр Блок и Революция (на примере поэмы “Двенадцать” и статьи “Интеллигенция и Революция”)Блок воспринял Октябрьскую революцию как уникальную возможность для грандиозного духовного обновления, для построения новой жизни по законам красоты и гармонии. Эти настроения отразила поэма “Двенадцать”, которую поэт считал лучшим из всего им написанного, и статья “Интеллигенция и. Революция”, создававшиеся одновременно – в январе 1918 г. В “Двенадцати” Блок приветствовал крушение старого мира и торжество новой […].

Блок и революцияПроблема отношения Блока к революции сложна и загадочна. С одной стороны, завершая “Двенадцать” образом Христа, несущего флаг, Блок дает понять, что революция – явление положительное, но, несмотря на это, в сцене убийства звучат ноты искренней жалости и сострадания к убитой девушке, бывшей, в общем-то, представительницей старого и отжившего мира. Эта позиция дает нам возможность предположить, […].

Александр Блок и РеволюцияБлок принял Октябрьскую революцию как редкостную возможность для огромного внутреннего обновления, для устройства новой жизни по канонам красоты и гармоничного созвучия. Такие настроения отобразил Блок в поэме “Двенадцать”, которую считал наилучшим из всех произведений, им написанных. Об этом говорилось в статье “Интеллигенция и Революция”, создававшейся в то же время – в январе 1918 г. В […].

Размышление: А. Блок и революцияНеотвратимость возмездия. Пожалуй, это главное в блоковском восприятии революции. Слишком долго в стране царили унижение, и “грязь, и мрак, и нищета”. Слишком долго правили “сытые”. Капитализм воспринимался Блоком как нечто чуждое, дьявольское, демоническое. Бесправные, замученные непосильным трудом работяги, согнутые спины – это жизнь. Но желтые, как глаза ночного зверя, окна, этот “недвижный кто-то, черный кто-то”, […].

Интеллигенция и революция – Александр Блок“Россия гибнет”, “России больше нет”, “вечная память России” – слышу я вокруг себя. Но передо мной – Россия: та, которую видели в устрашающих и пророческих снах наши великие писатели. Россия – буря. России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и – по-новому великой. Европа сошла с ума: цвет человечества, […].

Александр Блок и революция (Поэма “Двенадцать”)Блок встретил революцию восторженно и упоенно. Близкий поэту человек писал: “Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами”. В числе очень немногих тогда представителей художественной и научной интеллигенции поэт сразу же заявил о своей готовности сотрудничать с большевиками, с молодой Советской властью. Отвечая на анкету одной из буржуазных газет “Может ли интеллигенция работать с большевиками?”, […].

Краткое содержание Интеллигенция и революция в сокращении (Блок Александр)Русская интеллигенция стенает о гибели России, о ее уничтожении. В эти неспокойные дни можно убедиться, что сбываются самые страшные пророчества прогрессивных русских писателей. Россия переживает бурю, ее раздирают на части, топчут, унижая. Однако, Россия встрепенется, соберет все свои силы и выйдет из всей этой круговерти обновленной и великой. Иначе Россия не была бы Россией. Вся […].

Революция в творчестве Александра Блока Ненавидя, кляняРеволюция в творчестве Александра Блока Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель – я знаю Все равно: принимаю тебя! (Александр Блок) У нашего отряда в пионерлагере был девиз: “И вечный бой! Покой нам только снится” , который мне очень нравился. Лишь много позже я узнал, что слова написал “настоящий, волею божьей поэт” , по […].

Революция и старый мир в поэме “Двенадцать” А. А. БлокаПоэма “Двенадцать” – непосредственный отклик Блока на свершившуюся революцию. Написав ее, поэт записал в дневнике: “Сегодня я гений”. Поэма значительно отличается по стилю от всего, что было создано Блоком. В ней отчетливо проступает фольклорная основа, выражающаяся в использовании частушечного ритма, пословиц, городского романса. Поэма полифонична, вмещает в себе множество интонаций и точек зрения. Основной принцип […].

“МОЯ РЕВОЛЮЦИЯ”“МОЯ РЕВОЛЮЦИЯ” В ноябре 1917 года Маяковский написал стихотворение “Наш марш”. Это было первое стихотворение поэта после Октября и, вероятно, первое вообще лирическое стихотворение, славящее Октябрьскую революцию. Оно было очень восторженным, хотя еще и столь же отвлеченным. Оно было “космическим”. “Наш марш” говорил о том, как был взбудоражен, переполнен радостью поэт в первые дни после […].

Понимание и анализ финала по поэме Двенадцать (Блок Александр)Когда красногвардейцы понимают свою роль в жизни страны: … Так идут державным шагом… Блок благословляет их, сопоставляя с образом Христа: Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз – Впереди – Иисус Христос. Как Христос разрушил устои язычества, проповедовав христианство; так и революция уничтожила порядки старого самодержавного мира. И когда Блок ставит […].

Читайте также:
Поэтический мир Александра Блока: сочинение

Воспел или “отпел” пролетарскую революцию А. А. Блок? (по поэме А. А. Блока “Двенадцать”)Воспел или “отпел” пролетарскую революцию А. А. Блок? (по поэме А. А. Блока “Двенадцать”) Великий поэт “серебряного века” Александр Блок считал свою жизнь неразрывно связанной с родиной. По мнению одних критиков, он всем сердцем воспринял и принял революцию в России. По мнению других, людьми того круга, к которому относился А. Блок, все эти события воспринимались […].

Сочинение на тему: Революция и старый мир в поэме “Двенадцать”Поэма “Двенадцать” – непосредственный отклик Блока на свершившуюся революцию. Написав ее, поэт записал в дневни­ке: “Сегодня я гений”. Поэма значительно отличается по стилю от всего, что было создано Блоком. В ней отчетливо проступает фольклорная осно­ва, выражающаяся в использовании частушечного ритма, по­словиц, городского романса. Поэма полифонична, вмещает в себе множество интонаций и точек зрения. Основной принцип […].

Образ символ Христа по поэме Двенадцать (Блок Александр)С 1910 по 1921 год Блок работал над поэмой “Возмездие”, которая осталась незаконченной. В этой автобиографической поэме о трех поколениях дворянской семьи, показанной на фоне событий конца XIX – начала XX века, Блок хотел подвести итог своим размышлениям над судьбами русского дворянства, буржуазной цивилизации и самодержавия. В его творчестве тема ненависти и гнева закономерно перерастала […].

Смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге”. А. А. Блок. (По произведениям русской литературы. – Александр Блок. Стихи.)В целом поэзия Александра Блока воспринимается как на редкость откровенная и искренняя лирическая исповедь, раскрывающая душевный мир человека, потрясенного предельно обострившимися в его ^поху общественно-историческими противоречиями. / Связующим началом этой поэзии, точкой притяжения ее различных и многообразных тем служит образ самого поэта (или, точнее сказать, лирического героя), от лица которого идет лирическая исповедь. Блок открыто […].

Анализ стихотворения Толстого “Нас не преследовала злоба…”В январе 1851 года жизнь Алексея Константиновича Толстого навсегда изменилась. На маскараде, проходившем в Большом театре, граф познакомился с Софьей Андреевной Миллер. Изначально женщина, скрывавшая свое лицо под маской, приглянулась Тургеневу. Тот пригласил ее на встречу и захватил с собой Толстого. В итоге Иван Сергеевич в даме разочаровался. Позже он написал, что увидел “лицо чухонского […].

Александр Блок и Михаил ВрубельЗагадкой эпохи и символом времени называли двух романтических гениев ХХ века – художника Михаила Врубеля и поэта Александра Блока. В своем творчестве А. Блок часто использовал врубелевские образы, мотивы и символы. Давно поселилась в лирике поэта и “демоновская” тема Михаила Врубеля. По творческому мироощущению, по радости и горечи познания искусства, по влюбленности в русскую стихию […].

Блок А. А. Душа парила ввысь и там звезду нашлаБлок! Без него я не могу представить нашу большую литературу. Владимир Маяковский писал: “Творчество Александра Блока – целая поэтическая эпоха”. Блок как бы соединяет два века русской культуры. В ранних стихах он продолжает традиции интимной лирики Жуковского, Фета, затем в его поэзии появляются мотивы, родственные стихам Лермонтова: Я, отрок, зажигаю свечи, Огонь кадильный берегу, Она […].

“Интеллигенция и революция” Блока краткое содержание“Россия гибнет”, “России больше нет”, “вечная память России” – слышу я вокруг себя. Но передо мной – Россия: та, которую видели в устрашающих и пророческих снах наши великие писатели. Россия – буря. России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и – по-новому великой. Европа сошла с ума: цвет человечества, […].

С. Есенин и А. Блок – великие поэты России…Я и Цезарь – будем оба В веках равны перед судьбой… А. Блок Творчество А. Блока и С. Есенина – это целая поэтическая эпоха, эпоха недавнего прошлого, оказавшая огромное влияние на всю современную поэзию. Литературные вкусы Александра Блока формировались под влиянием традиций русской классики, почитаемой в семье воспитывавшего его деда. Творчество этого великого поэта можно […].

Роль символов по поэме Двенадцать (Блок Александр)Поэма “двенадцать” оказалась в числе последних произведение, написанных Блоком. Он создал ее в 1918г., когда находился на пике воодушевления идеей революции и общего преобразования. В поэме важна каждая деталь, любая строчка – все это несет определенный смысл. В своей поэме Блок ставил больше вопросов, которые волновали его самого. Ответов же он найти так и не […].

Бунин и русская революцияИван Алексеевич Бунин считается последним русским классиком, который хорошо сумел запечатлеть Россию конца XIX – начала XX века. Этот автор причислял себя к поколению Тургенева и Льва Толстого, нежели к поколению Горького и Вересаева. Нас всегда будет интересовать тайна творчества Ивана Бунина. Так почему же невозможно представить русскую литературу без его имени? Почему же его […].

Что услышал Блок в “музыке революции”?“Двенадцать” – поэма переворота. Не только и не столько поэма, описывающая общую атмосферу, царящую в погибающей после революции стране, сколько поэма переворота в погибающей душе самого поэта. Эта поэма – насмешка над “революцией”. Блок в каждом слове, в каждом звуке высмеивает в бессильной злобе кровавый разгул стихии: Злоба, грустная злоба Кипит в груди… Черная злоба, […].

Читайте также:
Тема любви в поэзии А.А.Блока и С.А.Есенина: сочинение

И в тайне ты почиешь, Русь. А. БлокРодина, Россия – одна из главных тем в творчестве каждого поэта. И тем не менее Россия Блока – это особое явление, это имя эпохи, погибшей после революции. Как никто другой, Блок отразил в своих стихах о России распространенные тогда среди интеллигенции чувства – восхищение своей страной, сострадание нелегкой доле, ощущение избранности, тревога за ее судьбу, […].

Два мира борьба по поэме Двенадцать (Блок Александр)Творчество Александра Блока начиналось с воспевания банального “розового облака грез”, чем занимались все камерные поэты. Пройдя сложный путь становления, он пришел к созданию одного из самых сильных произведений русской поэзии-поэмы “Двенадцать”. В ней отображена эпоха разрушений и тоска по другой музыке “нового века”, которая “взойдет средь всех несчастных поколений”. В начале ХХ века поэма “Двенадцать” […].

Поэты символисты: А. Блок и его произведенияБлок относится к поэтам Серебряного века русской литературы. Сложное время, обусловленное масштабностью происходящих в России социальных потрясений, породило непростую и слегка таинственную символику в творчестве Блока. Вместе с тем, именно Блок является любимейшим поэтом множества современников. Поэт воспринимает окружающую действительность очень остро. Минуя разум, его произведения проникают в сердце каждого думающего и интеллигентного человека. Своего […].

Александр Александрович БлокПоэтическая судьба А. А. Блока была связана с самым крупным литературным течением русского модернизма начала XX в. – Символизмом. Хотя хронологически Блок принадлежал ко второму поколению символистов – младосимволизму (вместе с Блоком младосимволистами были Андрей Белый, С. М. Соловьев, В. И. Иванов), – именно его творчество, по мнению многих его современников, явилось наиболее законченным и […].

“От своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель – с отвлеченной идеей, а как поэт – с интимной любовью”Основная часть творчества Александра Блока относится к дореволюционному периоду, времени полной дискредитации человеческих чувств. В этом мире все фальшиво и продажно: и дружба, и любовь, и сострадание… Единственным чистым чувством остается для Блока любовь к Родине. Только на нее может опереться истерзанная одиночеством, непониманием окружающих и фальшью чувств душа поэта. Путь Блока не прост и […].

Символизм в творчестве и поэзии (Блок Александр)Творчество Александра Александровича Блока (1880-1921) явилось соединительным звеном между русской классической поэзией XIX века и новой, советской поэзией. Судьба поэта была во многом необычной и поучительной: принадлежа к дворянской интеллигенции” он осознал историческую обреченность буржуазного строя, перешел на сторону народа, приветствовал Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Начало поэтического пути Блока было связано с символизмом – одним […].

Сочинение на тему: “Революция в литературе”Особую роль в процессе поиска настоящих героев для решения общественных проблем сыграли Лев Николаевич Толстой и Федор Михайлович Достоевский. Эти два писателя абсолютно разные по мировоззрению и условиям жизни, по своим художественным приемам и манере, смогли оказать огромное влияние на ускорение революционного процесса русского общества. Лев Николаевич Толстой был ненавистником Французской революции и считал, что […].

Тема революции по поэме Двенадцать (Блок Александр)Поэма Александра Блока “Двенадцать” насквозь пропитана духом и настроениями революционных событий 1917 года. Автор переплетает в поэме тревогу и страх буржуазии с решительностью и острой агрессией революционеров красного знамени. В качестве главного героя поэмы выступают 12 молодых ребят, которые добровольно стали в первые ряды революционного движения. Они смело и уверенно шагают в даль, не обращая […].

Любовь в стихах и творчестве (Блок Александр)В поэзию Блока вторгалась также музыка самой жизни с ее прозаическими интонациями, что в наибольшей степени проявилось в поэме “Двенадцать” Идеалом поэта было гармоническое единство человеческой жизни и природы, которое он называл “мировым оркестром”. Этой музыке бытия он противопоставлял “антимузыкальность” буржуазной и мещанской жизни, используя в музыкальном строе своей поэтической речи диссонансы, звуковые контрасты, резкие, […].

Блок и НекрасовСтихотворения “Ангел – хранитель” А. Блока и “Рыцарь на час” Н. А. Некрасова на первый взгляд не имеют между собой ничего общего. Действительно, А. Блок и Некрасов – это совершенно разные писатели, каждый из которых отличается своим самобытным стилем, характером произведений, они жили и творили, по – существу, в разных эпохах: “Рыцарь на час” был […].

Блок и Пушкин о назначении поэтаА мир прекрасен, как всегда А. Блок Блок остро ставит вопрос о долге, великой ответственности художника, поэта перед народом и обществом, утверждает, что “единственное оправдание для писателя” – не суждения литературной среды и критики, а “неподкупное мнение читателя”, “голос публики”, “не голос, а как бы легкое дуновение души народной”. Блока волнует нравственная основа творчества писателя, […].

Читайте также:
Анализ стихотворения А.Блока В ресторане: сочинение

Стихи детям о природе (Блок Александр)Стихи, которые вы сейчас будете читать, написал русский поэт Александр Александрович Блок. А. Блок родился давно, почти сто лет назад. В пять лет он написал свое первое стихотворение и “опубликовал” его в журнальчике, который сделал в подарок маме. Потом таких журналов было много, некоторые величиной всего со спичечный коробок. Один из журналов Саша назвал “Корабль”, […].

Родина и революция в лирике С. ЕсенинаС. Есенин – великий, самобытный, истинно русский поэт. Тема Родины всегда была основной в его творчестве, проникнутом глубокой любовью к деревенской, “избяной” Руси, к простой красоте русской природы. Нехитрый крестьянский быт, такие же бесхитростные, открытые люди, заливные луга и голубые озера окружали поэта с детства и взлелеяли его необыкновенный поэтический талант. Край любимый! Сердцу снятся […].

И опять идут двенадцать. А. БлокАлександр Александрович Блок гениальный мастер слова, одним из первых русских поэтов сумевший услышать и перелить в стихи музыку революции. В поэме Двенадцать Блок пытался запечатлеть время такое необычное, бурное и интересное. Поэма состоит из двенадцати глав, это число еще раз повторится в двенадцати революционных солдатах, охраняющих порядок в Петрограде, и в полунамеке на учеников Иисуса, […].

Символика цвета по поэме Двенадцать (Блок Александр)Символика цвета в поэме А. Блока “Двенадцать”. Поэма “Двенадцать” была написана в 1918 году, сразу же после революции и прихода к власти большевиков. Наверное, поэтому поэма отличается напряженностью и динамичностью, отражает возбужденное состояние автора. В поэме употребляется всего три цвета: черный, белый, красный. Белый цвет необходим для приема антитезы: Черный вечер. Белый снег. Но черен […].

А. А. Блок в воспоминаниях современниковАЛ. Ахматова: “И снова я уже после Революции (21 января 1919 г.) встречаю в театральной столовой исхудалого Блока с сумасшедшими глазами, и он говорит мне: “Здесь все встречаются, как на том свете”. А вот мы втроем (Блок, Гумилев и я) обедаем (5 августа 1914 г.) на Царскосельском вокзале в первые дни войны (Гумилев уже в […].

Анализ поэмы “Двенадцать” Блок А. АНазвание поэмы воспроизводит ключевой новозаветный мотив (двенадцать апостолов Христа. Число главных героев, красногвардейцев, предопределило композицию произведения (двенадцать глав). Согласно блоковской помете на рукописи (“И был с разбойником. Жило двенадцать разбойников”), число это восходит также к поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова. Появление в поэме коллективного, своего рода собирательного образа Двенадцати (персонифицирован, особо […].

Сочинение Двенадцать – «Черная злоба, святая злоба» (А. Блок и революция)

Блок “Двенадцать” – сочинение “«Черная злоба, святая злоба» (А. Блок и революция)”

Неотвратимость возмездия. Пожалуй, это главное в бло-ковском восприятии революции. Слишком долго в стране царили унижение, и «грязь, и мрак, и нищета». Слишком долго правили «сытые».
Капитализм воспринимался Блоком как нечто чуждое, дьявольское, демоническое. Бесправные, замученные непосильным трудом работяги, согнутые спины — это жизнь. Но желтые, как глаза ночного зверя, окна, этот «недвижный кто-то, черный кто-то», который то считает народ, то нехорошо смеется — кто он? Это описание фабрики в одноименном стихотворении.
. Недвижный кто-то, черный кто-то Людей считает в тишине.
Я слышу все с моей вершины: Он медным голосом зовет Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ.
Они войдут и разбредутся, Навалят на спины кули, И в жолтых окнах засмеются, Что этих нищих провели. И на фоне нищеты крестьян и рабочих — убогость существования тех, кому по воле судьбы досталась более благополучная жизнь. И что же — «они скучали, и не жили», эта благополучная жизнь была абсолютно пуста и никчемна, чинные обеды, какие-то старухи. И — возмущение оттого, что «встревожен их прогнивший хлев». «Шипят пергаментные речи, с трудом шевелятся мозги». На пороге революция 1905 года.
И жгут им слух мольбы о хлебе И красный смех чужих знамен!
Старый мир доживает последние дни. Бог с ним, пусть доживает, но «чистым детям неприлично их старой скуке подражать».
Революция — первая, провальная — оказывается трагической и кровавой. Гибнут невинные люди.
Шли на приступ. Прямо в грудь Штык наточенный направлен. Кто-то крикнул: «Будь прославлен!» Кто-то шепчет: «Не забудь!»
Рядом пал, всплеснув руками, И над ним сомкнулась рать. Кто-то бьется под ногами, Кто — не время вспоминать.
Только в памяти веселой Где-то вспыхнула свеча. И прошли, толпой тяжелой Тело теплое топча. Но тогда все заслоняет романтика:
Что же! Громче будет скрежет, Слаще боль и ярче смерть! Не жаль такой жизни — полной бессмысленной, отупляющей работы. Не жаль и такого прошлого с его мертвящей скукой и пошлостью, с его удушающей несправедливостью. Хочется перемен, о революции грезится, как о грозе — что грянет, очистит, освежит. Да и сколько народу терпеть?
В голодной и больной неволе И день не в день, и год не в год. Когда же всколосится поле, Вздохнет обиженный народ? Неотвратимость революции понимали практически все. Но вот — грянула. И что же? Террор, разруха, первобытная дикость.
Блок так объяснял происходящее в стране: «Почему дырявят древний собор? — Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой. Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? — Потому, что там насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа».
Он писал о том, что к революции примазались «сотни жуликов, провокаторов, черносотенцев, людей, любящих погреть руки». Он еще не знал, как много будет этих примазавшихся, и сколько власти они приберут к рукам.
Пока интеллигенция оплакивает утерянную Россию, Блок пишет «Двенадцать». И старый мир в поэме, «поджавший хвост», — это глупая старушка-курица, буржуй, «как пес голодный», писатель, витийствующий о гибели, брюхастый поп, барынька в каракуле. И — все. Нет, он не идеализирует пришедших на смену. Все эти петьки и андрюхи с их «грустной злобой», кипящей в груди, с бессмысленным убийством, в поисках «незримого врага», «ко всему готовы, ничего не жаль» — все это далеко от совершенства. Но с ними — Иисус Христос. Ибо с кем и быть Ему, если не с униженными, лишенными любви, тепла, — не с сильными же мира сего!
Когда-то Блок потерял горячо любимую жену — потому что не видел, не замечал живого человека за придуманным образом. Теперь он так же идеализирует революцию, не в силах поверить в неправильность выбранного Россией пути.
Он умер очень рано, в 1921 году. Это, возможно, спасло его от более горькой судьбы — погибнуть от рук тех, кого славил, во имя идеи пренебрегая такими «мелкими» трагедиями, как искалеченные судьбы, казни.

Читайте также:
Анализ стихотворения А. Блока Русь моя, жизнь моя: сочинение

Тема святости и греха в поэме А.Блока «Двенадцать»

России суждено пережить муки,
унижения, разделение; но она выйдет
из этих унижений новой и —
по-новому — великой.
А. Блок

Поэма Александра Блока «Двенадцать» была написана в первую зиму после октябрьского переворота. В стране постепенно устанавливается власть большевиков, между представителями различных слоев общества возникают новые, совершенно недопустимые ранее отношения, когда правда оказывается на стороне вчерашних рабочих, ощетинившихся на подлых «буржуев» сотнями штыков и винтовок.
В поэме «Двенадцать» ярко и реалистично переданы события, происходившие в стране в то переломное время. Александр Блок, с одно стороны, воспевал революцию как способ перехода к лучшей жизни, но и показывал ее отрицательные, греховные стороны: ненависть людей друг к другу, их склонность к унижению, жестокости и даже к убийству женщин.

Сюжет поэмы поставлен в параллель библейской легенде: образ Иисуса Христа, двенадцать учеников — двенадцать апостолов. Рождество Христово, учение Христа, первые двенадцать его последователей — все это когда-то ознаменовало начало новой эры. Новая эра, в понимании Блока, — это обновление общественного сознания. Вместо языческих верований и жертвоприношений богам утвердилась новая вера, связанная с необходимостью всеобщего равенства. Такое же обновление, по замыслу автора, происходит и в России. С одной стороны — мир отживший заслуживает уничтожения. Поэт радуется, что на смену этому безобразному миру идет нечто новое, возможно, более совершенное. С другой стороны — это утверждающееся новое в каких-то деталях неразрывно связано с прошлым:

Злоба, грустная злоба
Кипит в груди.
Черная злоба, святая злоба.

Реальный мир разделен на две контрастные половины. Конкретным проявлением действительности является «буржуи на перекрестке», «голодный пес», публичный дом, офицерский разврат, «разборка» с ударом ножа, убийство офицера, поп и т. д.
В то же время, «святое» начало революции связано с идеей обновления. И претворять в жизнь это «святое» призваны двенадцать апостолов – красноармейцев. Им поручено великое дело – защищать революцию, хотя их путь лежит через грех – кровь, насилие, жестокость. С помощью образа двенадцати красноармейцев Блок раскрывает тему пролитой крови, насилия в период великих исторических перемен, тему вседозволенности. “Апостолы революции” оказываются способны убивать, грабить, нарушать Христовы заповеди, но без этого, по мнению автора, невозможно осуществить задачи революции. Блок считал, что путь к гармоничному будущему лежит через хаос, кровь.

Образ Христа в поэме олицетворяет веру Блока в преодоление кровавого греха, в исход из кровавого настоящего к гармоничному будущему. Его образ символизирует не только веру автора в святость задач революции, не только оправдание “святой злобы” революционного народа, но и идею принятия Христом очередного греха человека, идею прощения и надежду, что люди придут к его заветам, к идеалам любви, к вечным ценностям. Иисус идет впереди двенадцати красноармейцев, которые проходят путь от свободы “без креста” к свободе с Христом.

Духовно слепым “двенадцати” не дано видеть Христа, для них он незрим. Эти апостолы нового мира только смутно чувствуют его присутствие. Их отношение к Христу трагически двойственно: они окликают его дружеским словом “товарищ” и, вместе с тем, стреляют в него. Но Христа нельзя убить, как нельзя убить в себе совесть, любовь, жалость. Пока живы эти чувства, жив и человек.
Несмотря на кровь, грязь, преступления, все то “черное”, что несет с собой революция, есть в ней и “белая” правда, мечта о свободной и счастливой жизни, ради которой ее апостолы и убивают, и умирают. Значит, Христос, призрачно возникший в финале поэмы, является у Блока символом духовно-нравственного идеала человечества.

Читайте также:
Анализ трёх стихотворений А. Блока Россия: сочинение

Вся поэма строится на контрастах: контрастах цвета, контрастах темпа и мелодики стиха, контрастности действий героев:

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем Божьем свете!

Черное небо и белый снег — символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе. Грозный вихрь нарушает спокойное течение жизни, принимает всемирные масштабы, очистительная буря революции несет новые идеи, несовместимые со всем устоявшимся укладом старого мира. Вместе с тем революция — это и кровь, грязь, преступления, Блок не скрывает ее черной стороны.

В конце поэмы возникает, еще недоступное людям начало духовного обновления. Христос, появляющийся в финале поэмы, взят не как религиозная личность, не как образ евангельской легенды, а как символ начала новой эры. Образ этот возник у автора неожиданно, и «вместо Христа должен быть кто-то другой». Но именно этот образ понятен всем, именно он символизирует обновление.

Того обновления, того просветления, которое воспел Александр Блок в своей поэме, в сущности не произошло. Та революция, о которой написана одна из замечательнейших поэм, не оправдала его ожиданий. Эта революция легла тяжким грузом на русский народ, предопределив развитие истории на много лет вперед.

«Черная злоба, святая злоба» (А. Блок и революция): сочинение

«ЧЕРНАЯ ЗЛОБА, СВЯТАЯ ЗЛОБА» (А. Блок и революция)

Неотвратимость возмездия. Пожалуй, это главное в блоковском восприятии революции. Слишком долго в стране царили унижение, и «грязь, и мрак, и нищета». Слишком долго правили «сытые».

Капитализм воспринимался Блоком как нечто чуждое, дьявольское, демоническое. Бесправные, замученные непосильным трудом работяги, согнутые спины — это жизнь. Но желтые, как глаза ночного зверя, окна, этот «недвижный кто-то, черный кто-то», который то считает народ, то нехорошо смеется — кто он? Это описание фабрики в одноименном стихотворении.

. Недвижный кто-то, черный кто-то Людей считает в тишине.

Я слышу все с моей вершины: Он медным голосом зовет Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся, Навалят на спины кули, И в жолтых окнах засмеются, Что этих нищих провели. И на фоне нищеты крестьян и рабочих — убогость существования тех, кому по воле судьбы досталась более благополучная жизнь. И что же — «они скучали, и не жили», эта благополучная жизнь была абсолютно пуста и никчемна, чинные обеды, какие-то старухи. И — возмущение оттого, что «встревожен их прогнивший хлев». «Шипят пергаментные речи, с трудом шевелятся мозги». На пороге революция 1905 года. И жгут им слух мольбы о хлебе И красный смех чужих знамен! Старый мир доживает последние дни. Бог с ним, пусть доживает, но «чистым детям неприлично их старой скуке подражать».

Революция — первая, провальная — оказывается трагической и кровавой. Гибнут невинные люди.

Шли на приступ. Прямо в грудь Штык наточенный направлен. Кто-то крикнул: «Будь прославлен!» Кто-то шепчет: «Не забудь!»

Рядом пал, всплеснув руками, И над ним сомкнулась рать. Кто-то бьется под ногами, Кто — не время вспоминать.

Только в памяти веселой

Где-то вспыхнула свеча.

И прошли, толпой тяжелой

Тело теплое топча. Но тогда все заслоняет романтика:

Что же! Громче будет скрежет,

Слаще боль и ярче смерть! Не жаль такой жизни — полной бессмысленной, отупляющей работы. Не жаль и такого прошлого с его мертвящей скукой и пошлостью, с его удушающей несправедливостью. Хочется перемен, о революции грезится, как о грозе — что грянет, очистит, освежит. Да и сколько народу терпеть?

В голодной и больной неволе И день не в день, и год не в год. Когда же всколоситпся поле, Вздохнет обиженный народ?

Неотвратимость революции понимали практически все. Но вот — грянула. И что же? Террор, разруха, первобытная дикость.

Блок так объяснял происходящее в стране: «Почему дырявят древний собор? — Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой. Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? — Потому, что там насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа».

Он писал о том, что к революции примазались «сотни жуликов, провокаторов, черносотенцев, людей, любящих погреть руки». Он еще не знал, как много будет этих примазавшихся, и сколько власти они приберут к рукам.

Пока интеллигенция оплакивает утерянную Россию, Блок пишет «Двенадцать». И старый мир в поэме, «поджавший хвост», — это глупая старушка-курица, буржуй, «как пес голодный», писатель, витийствующий о гибели, брюхастый поп, барынька в каракуле. И — все. Нет, он не идеализирует пришедших на смену. Все эти петьки и анд-рюхи с их «грустной злобой», кипящей в груди, с бессмысленным убийством, в поисках «незримого врага», «ко всему готовы, ничего не жаль» — все это далеко от совершенства. Но с ними — Иисус Христос. Ибо с кем и быть Ему, если не с униженными, лишенными любви, тепла, — не с сильными же мира сего!

Читайте также:
Анализ стихотворения А. Блока «Осенняя воля» (комментарий к стихотворению): сочинение

Когда-то Блок потерял горячо любимую жену — потому что не видел, не замечал живого человека за придуманным образом. Теперь он так же идеализирует революцию, не в силах поверить в неправильность выбранного Россией пути.

Он умер очень рано, в 1921 году. Это, возможно, спасло его от более горькой судьбы — погибнуть от рук тех, кого славил, во имя идеи пренебрегая такими «мелкими» трагедиями, как искалеченные судьбы, казни.

«Черная злоба, святая злоба» (А. Блок и революция)

Неотвратимость возмездия. Пожалуй, это главное в блокивському восприятии революции. Слишком долго в стране царили унижения, и «грязь, и мрак, и нищета». Слишком долго правили «Сити». Капитализм воспринимался Блоком как нечто далекое, дьявольское, демоническое. Бесправные, замученные непосильным трудом работяги, согнутые спины — это жизнь. Но желтые, как глаза ночного зверя, окна, этот «неподвижно кто, черный кто-то», что то считает народ, нехорошо смеется — кто он? Это описание фабрики в одноименном стихотворении.

… Недвижно кто, черный кто Людей считает в тишине Я слышу все с моей вершины: Он медным голосом зовет Согнуть измученные спины внизу, Что собрался народ. Они войдут и разбредутся, Наваль на спины кули, И в желтых окнах засмеются, Что этих нищих провели.

И на фоне нищеты крестьян и рабочих — нищета существование тех, кому волею судьбы досталось более благополучную жизнь. И что же — «они скучали и не жили», это благополучную жизнь было абсолютно пустое и ничтожное, действующие обеды, какие бабы .. И — возмущение, что «встревоженно их прогнивший хлев. «Шипеть пергаментные речи, с трудом шевелятся мозги» … На пороге революция 1905 года. И жгут им слух мольбы о хлебе И красный смех чужих знамен! Старый мир доживает последние дни. Бог с ним, пусть доживает, но «чистой детям неприлично их старую тоску подражать. Революция — первая, провальная — оказывается трагической и кровавой. Гибнут невинные люди.

Шли на приступ. Прямо в грудь Штык наточен направлен. Кто-то крикнул: «Будь прославлен» Кто шепчет: «Не забудь! Рядом упал, всплеснув руками, И над ним сомкнулась рать. Кто бьется под ногами, Кто — не время вспоминать … Только в памяти веселой Где вспыхнула свеча и прошли, толпой тяжелой Тело теплое топча … Но тогда все заслоняет романтика: Что ж! Громче будет скрежет, слаще боль и ярче смерть!

Не жаль такой жизни — полный бессмысленной, что отупляе работы. Не жаль и такого прошлого с его мертвящим скукой и пошлостью, с его душной несправедливостью. Хочется перемен, о революции грезится, как о грозе — что грянет, очистит, освежит. Да и сколько народу терпеть?

В голодной и больной, неволе И день не в день, и год не в год, а когда всколоситься поле, Вздохнет обиженный народ?

Неотвратимость революции понимали практически все. Но вот — прикрикнула. И что же? Террор, разруха, первоначальная дикость. Блок так объяснял то, что происходит в стране: «Почему дирявлять древний собор? — Потому что сто лет здесь ожиревшие поп, икаючы, хабарничав и торговал водкой. Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? — Потому что там насиловали и пороли девок: не у того пана, так у соседа ». Он писал о том, что до революции примазались «сотни мошенников, провокаторов, чорносотенцив, людей, любящих погреть руки ». Он еще не знал, как много будет этих что примазались, и сколько власти они уберут в руки … Пока интеллигенция оплакивает утерянную Россию, Блок пишет «Двенадцать». И старый мир в поэме, «хвост, пиджав», — это глупая бабушка-курица, буржуй, «как пес голодный», брюхатий поп, барыня в каракули … И — все. Нет, он не идеализирует тех. Пришедших на смену. Все эти Петька и Андрюха с их «унылой злобой, что кипит в груди, с бессмысленным убийством, в поисках« незримого врага »,« ко всему готовы, ничего не жалко »- все это далеко от совершенства. Но с ними — Иисус Христос.

Потому что с кем и быть Ему, если не с униженными, лишенными любви, тепла, — не с сильными же мира сего! Когда Блок потерял горячо любимую жену — потому что не видел, не замечал живого человека за придуманным образом. Теперь он так же идеализирует революцию, не в силах поверить в неправильности выбранного Россией пути. Он умер очень рано, в 1921 году. Это, возможно, спасло его от более горькой судьбы — погибнуть от рук тех, кого славил, во имя идеи пренебрегая такими «мелкими» трагедиями, как искалеченные судьбы, казни …

«ЧЕРНАЯ ЗЛОБА, СВЯТАЯ ЗЛОБА» (А. Блок и революция)

Неотвратимость возмездия. Пожалуй, это
главное в блоковском восприятии революции.
Слишком долго в стране царили унижение, и
«грязь, и мрак, и нищета». Слишком долго
правили «сытые».
Капитализм воспринимался Блоком как не-
что чуждое, дьявольское, демоническое. Бес-
правные, замученные непосильным трудом ра-
ботяги, согнутые спины — это жизнь. Но жел-
тые, как глаза ночного зверя, окна, этот
«недвижный кто-то, черный кто-то», который
то считает народ, то нехорошо смеется — кто
он? Это описание

Читайте также:
Образы русской природы в стихах А. Блока о России: сочинение

фабрики в одноименном сти-
хотворении.
…Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.
Я слышу все с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули,
И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.
И на фоне нищеты крестьян и рабочих —
убогость существования тех, кому по воле
судьбы досталась более благополучная жизнь.
И что же — «они скучали, и не жили», эта
благополучная жизнь была абсолютно пуста
и никчемна, чинные обеды, какие-то стару-
хи. И — возмущение оттого, что «встрево-
жен их прогнивший хлев». «Шипят перга-
ментные речи, с трудом шевелятся моз-
ги»… На пороге революция 1905 года.
И жгут им слух молъбы о хлебе
И красный смех чужих знамен!
Старый мир доживает последние дни. Бог
с ним, пусть доживает, но «чистым детям не-
прилично их старой скуке подражать».
Революция — первая, провальная — ока-
зывается трагической и кровавой. Гибнут не-
винные люди.
Шли на приступ. Прямо в грудь
Штык наточенный направлен.
Кто-то крикнул: «Будь прославлен!»
Кто-то шепчет: «Не забудь!»
Рядом пал, всплеснув руками,
И над ним сомкнулась рать.
Кто-то бьется под ногами,
Кто — не время вспоминать.
Только в памяти веселой
Где-то вспыхнула свеча.
И прошли, толпой тяжелой
Тело теплое топча…
Но тогда все заслоняет романтика:
Что же! Громче будет скрежет,
Слаще боль и ярче смерть!
Не жаль такой жизни — полной бессмыс-
ленной, отупляющей работы. Не жаль и тако-
го прошлого с его мертвящей скукой и пош-
лостью, с его удушающей несправедливос-
тью. Хочется перемен, о революции грезится,
как о грозе — что грянет, очистит, освежит.
Да и сколько народу терпеть?
В голодной и больной неволе
И день не в день, и год не в год.
Когда же заколосится поле,
Вздохнет обиженный народ?
Неотвратимость революции понимали
практически все. Но вот — грянула. И что
же? Террор, разруха, первобытная ди-
кость.
Блок так объяснял происходящее в стра-
не: «Почему дырявят древний собор? — По-
тому, что сто лет здесь ожиревший поп,
икая, брал, взятки и торговал водкой. Поче-
му гадят в любезных сердцу барских усадь-
бах? — Потому, что там насиловали и поро-
ли девок: не у того барина, так у соседа».
Он писал о том, что к революции прима-
зались «сотни жуликов, провокаторов, чер-
носотенцев, людей, любящих погреть руки».
Он еще не знал, как много будет этих прима-
завшихся, и сколько власти они приберут к
рукам…
Пока интеллигенция оплакивает уте-
рянную Россию, Блок пишет «Двенадцать».
И старый мир в поэме, «поджавший хвост», —
это глупая старушка-курица, буржуй, «как
пес голодный», писатель, витийствующий
о гибели, брюхастый поп, барынька в кара-
куле… И — все. Нет, он не идеализирует
пришедших на смену. Все эти петьки и анд-
рюхи с их «грустной злобой», кипящей в гру-
ди, с бессмысленным убийством, в поисках
«незримого врага», «ко всему готовы, ничего
не жаль» — все это далеко от совершенства.
Но с ними — Иисус Христос. Ибо с кем и
быть Ему, если не с униженными, лишен-
ными любви, тепла, — не с сильными же ми-
ра сего!
Когда-то Блок потерял горячо любимую
жену — потому что не видел, не замечал жи-
вого человека за придуманным образом. Те-
перь он так же идеализирует революцию, не
в силах поверить в неправильность выбран-
ного Россией пути.
Он умер очень рано, в 1921 году. Это, воз-
можно, спасло его от более горькой судьбы —
погибнуть от рук тех, кого славил, во имя идеи
пренебрегая такими «мелкими» трагедиями,
как искалеченные судьбы, казни…

А. Блок в Петербурге-Петрограде — жизнь и творчество На Васильевском острове, рядом со старинным зданием Двенадцати коллегий стоит двух этажный дом, где 16 ноября 1880 года родился Александр Блок. О младенческих годах «добренького.

Александр Блок 1880 — 1921 «Здравствуйте, Александр Блок. Лафа футуристам, фрак старья разлазился каждым швом». Блок посмотрел костры горят «Очень хорошо». «Хорошо», В. В. Маяковский Родился Александр.

Блок Александр Александрович «Здравствуйте, Александр Блок. Лафа футуристам, фрак старья разлазился каждым швом». Блок посмотрел костры горят «Очень хорошо». «Хорошо», В. В. Маяковский Родился Александр Александрович Блок в.

Александр Блок. Жизнь и творчество. Влияние творчества Блока на поэзию Анны Ахматовой ПЛАН 1. Вступление 2. Из воспоминаний о Блоке 3. Начало. Десятые годы 1). Сборник «Вечер» 2). Сборник «Четки» 4. Поэма без героя 1) «у шкатулки.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но.

Читайте также:
Любовь Блока к России: сочинение

Город в творчестве Блока Действенный Петербург Одно из самых прекрасных и совершеннейших созданий русского национального гения, Петербург — и как тема, и как образ — оставил глубокий, неизгладимый след.

Проблема истории в художественном мире А. С. Пушкина Пушкин и философско-историческая мысль 19 века …Пушкин явился именно в то время, когда только что сделалось возможным явление на Руси поэзии как искусства. Двадцатый год.

Александр Блок и революция (Поэма «Двенадцать») Блок встретил революцию восторженно и упоенно. Близкий поэту человек писал: «Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами». В числе очень немногих тогда представителей художественной.

Поэмы Александра Блока Александр Александрович Блок — прямой и законный наследник русской культуры XIX века. Поэт чутко вслушивался в пророческие голоса классиков накануне грозовых лет. Душа Блока была.

Александр Александрович Блок. Биография Блок — самая большая лирическая тема Блока. Эта тема притягивает как тема романа… Юрий Тынянов Имя твое — птица в руке, Имя твое — льдинка.

Биография Блок Александр Александрович (1880 — 1921) Поэт, драматург. Родители Блока разошлись сразу же после рождения будущего поэта, и он воспитывался в семье матери, принадлежавшей к кругу петербургских профессорских.

С. Есенин и А. Блок — великие поэты России …Я и Цезарь — будем оба В веках равны перед судьбой… А. Блок Творчество А. Блока и С. Есенина — это целая поэтическая эпоха, эпоха.

Александр Блок и Революция Блок принял Октябрьскую революцию как редкостную возможность для огромного внутреннего обновления, для устройства новой жизни по канонам красоты и гармоничного созвучия. Такие настроения отобразил Блок.

Тема любви в творчестве Блока Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в.

МУЧИТЕЛЬНЫЕ ДУХОВНЫЕ ПОИСКИ А. БЛОКА Александр Блок вошел в историю литера- туры как выдающийся поэт-лирик. Начав по- этический путь книгой мистических стихов о Прекрасной Даме, Блок завершил свое двад- цатилетнее.

Художественные особенности лирики Александра Блока Александр Блок — великий поэт старой, дооктябрьской России, завершивший своим творчеством поэтические искания всего XIX века. Анна Андреевна Ахматова писала: «Блок не только величайший европейский.

Краткое содержание Интеллигенция и революция Блок А. А. Блок Интеллигенция и революция «Россия гибнет», «России больше нет», «вечная память России» — слышу я вокруг себя. Но передо мной — Россия: та.

«Раздается мерный шаг…» (По поэме А. Блока «Двенадцать») И вечный бой. Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль… Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль… А. А. Блок Тему сочинения я выбираю.

Блок и Пушкин о назначении поэта А мир прекрасен, как всегда А. Блок Блок остро ставит вопрос о долге, великой ответственности художника, поэта перед народом и обществом, утверждает, что «единственное оправдание.

Александр Фадеев Л. П. Егорова, П. К. Чекалов В отличие от советских писателей, чья литературная деятельность началась до Октября, Александр Фадеев открывает новую страницу русской литературы. Фадеев.

А. Н. Островский «Гроза». Драма ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ Общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой сельский вид. На сцене две скамейки и несколько кустов. ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ Кулигин сидит на скамье.

Тема пути в лирике А. А. Блока А. А. Блок родился в Петербурге в дворянской семье. Его отец был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. Мать занималась литературной деятельностью. Никто в.

«Душа парила ввысь и там звезду нашла…» О, я хочу безумно житъ! Все сущее — увековечить, Безличное — очеловечить, Несбывшееся — воплотить! А. Блок Блок! Без него я не могу представить нашу.

Что услышал Блок в «музыке революции»? «Двенадцать» — поэма переворота. Не только и не столько поэма, описывающая общую атмосферу, царящую в погибающей после революции стране, сколько поэма переворота в погибающей душе.

ОБРАЗ РОССИИ В ЛИРИКЕ А. БЛОКА (вариант 1) Теме России я сознательно и бесповоротно посвягцаю жизнь. А. Блок «Кругом тонула Россия Блока», — имен- но так писал в поэме «Хорошо» Маяковский, говоря о.

Особенности изображения двух миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью. А. Блок Великий.

«Душа парила ввысь и там звезду нашла» (По лирике А. А. Блока) О, я хочу безумно жить! Все сущее — увековечить, Безличное — очеловечить, Несбывшееся — воплотить! А. Блок Блок! Без него я не могу представить нашу.

«Душа парила ввысь и там звезду нашла» О, я хочу безумно житъ! Все сущее — увековечить, Безличное — очеловечить, Несбывшееся — воплотить! А. Блок Блок! Без него я не могу представить нашу.

Образ России в лирике А. Блока Теме России я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. А. Блок «Кругом тонула Россия Блока», — именно так писал в поэме «Хорошо» Маяковский, говоря о явлении.

Читайте также:
Смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге. А.А.Блок. (По произведениям русской литературы. — Александр Блок. Стихи.): сочинение

«Его батальон» Быкова в кратком содержании Траншея неглубокая, сухая и пыльная — наспех отрытая за ночь в только что оттаявшем от зимних морозов, но уже хорошо просохшем пригорке. Чтоб не высовываться.

Блок и революция Проблема отношения Блока к революции сложна и загадочна. С одной стороны, завершая «Двенадцать» образом Христа, несущего флаг, Блок дает понять, что революция — явление положительное.

Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать» Поэма «Двенадцать» была написана А Блоком в январе 1918 года, когда октябрьские события были уже позади, но прошло еще недостаточно времени, чтобы осмыслить их и.

Борис Пастернак В феврале 1990 года мир отмечал 100-летие со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака — выдающегося поэта ХХ столетия. По решению ЮНЕСКО 1990 г. был объявлен.

Символизм личного переживания в поэме Александра Блока «Двенадцать» Говорят, история человечества — это прежде всего история войн. Действительно, сколько разрушительны войн, вооруженных столкновений было хотя бы за прошлое столетие, и сколько смертей, искалеченных.

Творчество Блока Блок! Без него я не могу представить нашу большую литературу. Владимир Маяковский писал: «Творчество Александра Блока — целая поэтическая эпоха». Блок как бы соединяет два.

Раздумья о судьбах Родины Существует мнение, что каждый писатель, сколько бы ни создал за свою жизнь, в сущности все время пишет одно и то же единственное произведение, образно говоря.

Борьба есть условие жизни…» В. Г. Белинский. (По произведениям русской литературы. — А. А. Блок. Стихи.) Александр Блок жил и творил на рубеже двух миров: в эпоху подготовки и осуществления тяжелейшего в истории России социального перелома — Октябрьской революции. Он оказался.

Тема родины в творчестве Александра Блока А. Блок жил и творил в эпоху исторических и социальных перемен, когда всю Россию лихорадило. Блок начал свой путь в конце 90-х годов XIX столетия.

Поэтическая версия революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» А. А. Блок — трагическая фигура в нашей национальной истории, как писала о нем 3. Гиппиус, — «потерянное дитя». Он трагичен своей ролью романтика в.

Сюжет поэмы А. А. Блока «Двенадцать», ее герои, своеобразие композиции Задолго до революции Александр Блок предвидел наступление великих перемен в стране и мире. Это можно проследить в лирике поэта, полной драматического ожидания катастрофы. События 1917.

Тема святости и греха в поэме Блока Двенадцать

А.А. Блок очень хотел связать с революцией, этим судьбоносным для страны событием, возможность обновления всего мира, его духовного очищения. Искренняя вера в спасительность «мирового пожара» революции нашла отражение, прежде всего, в поэме «Двенадцать». Поэма была написана на одном дыхании: Блок начал работать 8 января 1918 года, а 28 января уже закончил, после чего в дневнике сделал запись: «Сегодня – я гений». «Моря природы, жизни и искусства разбушевались, брызги встали радугой над нами. Я смотрел на радугу, когда писал «Двенадцать».

Первые строки «Двенадцати» определяют принцип композиции всей поэмы – контраст черного и белого, старого и нового, тьмы и света, сатиры и героики: «Черный вечер. Белый снег». Контраст мы увидим и в системе образов (голодный пес – Исус Христос), и в хронотопе, то есть временно-пространственном построении (позади – впереди), и в деталях (державный шаг – нежная поступь), и в ритмике стиха (в поэме слышится и частушка, марш, и романс).

Однако все не так однозначно, как кажется. Уже в начальной строфе обращаем внимание на неустойчивость видимого противопоставления, все пошатнулось: «Ветер, ветер! / На ногах не стоит человек. / Ветер, ветер – / На всем Божьем свете!» Границы между тьмой и светом зыбки. Шаткость мира подчеркивается четырехкратным повтором слова «ветер», строкой «На ногах не стоит человек». И эта вселенская неустойчивость становится определяющим мотивом поэмы. Неслучаен переход от универсальных символических образов природы (ветер, снег) к конкретному человеку, обобщенному образу «всякого ходока», который изображается скользящим – «скользко», «скользит». Причем ветер гуляет «на всем Божьем свете», то есть Россия символизирует собой весь мир. На русском человеке особая ответственность – выстоять, не упасть на этом ветру, когда над всей землей «черное, черное небо» и у многих людей «злоба, грустная злоба кипит в груди… Черная злоба, святая злоба…». И так трудно найти твердый путь, верный путь – путь «в тоске безбрежной», путь «сквозь кровь и пыль», к свету, к вере. Таким образом, с начала поэмы заявлена ее основная тема – грандиозная картина борьбы мирового зла и добра. За любовным сюжетом встает зарево «мирового пожара», за петроградской улицей – не только Русь, но и «весь Божий свет», за двенадцатью красногвардейцами – все человечество.

В контексте раскрытия темы святости и греха образ «двенадцати» выглядит особенно интересно. Такие отряды формировались большевиками в Петрограде из рабочего люда, были призваны стать силой пролетарской революции. Как правило, в Красную гвардию отбирались «проверенные» люди, цвет рабочего класса. Но в поэме перед нами вовсе не авангард, а голытьба, которой «на спину б надо бубновый туз» – отличительный знак каторжников. Эти люди вихрем истории подняты с самых низов. И они взяли на себя всю тяжесть исторического возмездия, все бремя платы за искупление грехов.

Читайте также:
Тема любви в творчестве Блока: сочинение

Некоторые критики считают, что Блок изначально пытался показать «кошмарно-убийственный характер революции». Но нельзя проигнорировать и строки: «Товарищ, гляди в оба!», «Революцьонный держите шаг!», «Вперед, вперед, / Рабочий народ». В душах «двенадцати» смешаны и забубенная удаль, и чувство революционного долга. Причем оба эти начала не просто совмещаются, но противоборствуют в героях, что вполне отвечает человеческой и социальной природе героев:

Как пошли наши ребята

В красной гвардии служить –

В красной гвардии служить –

Буйну голову сложить!

Позабавиться не грех!

Нынче будут грабежи!

Гуляет нынче голытьба!

С одной стороны, кажется, что красноармейцы, впереди которых Исус Христос, сравнимы с двенадцатью апостолами. Однако многими критиками подмечается, что образ «двенадцати», рассматриваемый в контексте мотива бесовства, никак не может символизировать библейских героев, несущих всему миру благую весть о возрождении человека к новой жизни. Они творят лишь разрушения на своем пути, потешаясь над христианской святостью:

Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнем-ка пулей в Святую Русь –

Эх, эх, без креста!

Неоднозначной оказывается мораль красногвардейцев и там, где дело касается любви и ненависти, своеобразных «параллелей» святости и греху. После совершенного в ревности убийства Петька восклицает: «Ох, пурга какая, спасе!» Здесь впервые появляется фигура, которая затем получит имя Христа. Но товарищи призывают его не вспоминать «золотой иконостас»:

– Петька! Эй, не завирайся!

От чего тебя упас

Бессознательный ты, право,

Рассуди, подумай здраво –

Али руки не в крови

Из-за Катькиной любви?

– Шаг держи революцьонный!

Близок враг неугомонный!

Герои поэмы не разделяют дело революции и Катькину пролитую кровь, говорят обо всем подряд или вперемежку. Петька продолжает идти с ними вместе, уже не оступаясь. Его личная драма разрешается окончательно и бесповоротно, автор больше к этому не возвращается. Однако ощущение трагизма происходящего так и остается с читателем. Продолжает в душе звучать: «Загубил я, бестолковый, / Загубил я сгоряча… ах!» И стоном отдается: «Упокой, господи, душу рабы твоея…/ Скучно!» Мы чувствуем, что грубые утешения товарищей лишь внешне помогают Петрухе справиться с собой и восстановить державный шаг: «И Петруха замедляет / Торопливые шаги… / Он головку вскидавает, / Он опять повеселел…». Веселье это напускное. Неслучайно следующую главу начинают строки, пронизанные всечеловеческой тоской: «Ох ты, горе-горькое! / Скука, скучная, Смертная!»

Так и образ Христа получает двойное истолкование. С кем он? Кого призван защитить? Некоторые обвиняли Блока в кощунственном святотатстве, свидетельствующем о том, что поэт «продался» новой власти, поставив Спасителя во главе революционеров. Другие увидели в Исусе вождя двенадцати красногвардейцев – «апостолов», который ведет их революционным путем. Они считали, что Блок воспевал величие и правоту «революции-бури», несущей возмездие старому миру. Несмотря на то, что герои поэмы идут в бой «без имени святого», «эх, эх, без креста!», дело, которое они вершат ради будущего всего человечества, право и свято. То есть Блок «освящает» именем Исуса революцию. Христос не напрасно идет «в белом венчике из роз», являющемся символом чистоты, святости, непорочности. Если «старый мир» являет собой зло, мрак, то силы, ему противостоящие, не могут не быть добрыми, светлыми, святыми. И это даже притом, что поэт не идеализирует своих героев. Коллективный портрет «двенадцати», этого отчаянного сброда, содержит в себе все крайности народной стихии – неуправляемость, бессмысленную жестокость. Однако за «гримасами» революции Блок видел ее величие. В статье «Интеллигенция и революция» читаем: «Что же вы думали? Что революция – идиллия? Что народ – паинька? что так «бескровно» и так «безболезненно» разрешится вековая распря между «черной» и «белой» костью. ». Христос в поэме становится заступником всех угнетенных и обездоленных, воплощением справедливости, символом революции. Доказательством данной мысли могут послужить строки из стихотворения Блока 1906 года «Ангел-Хранитель», в котором Христос шел «отмстить неразумным, кто жил без огня», кто унижал народ.

Поэт стремился отразить короткую переломную эпоху в жизни русского общества, когда размываются понятия святости и греха. Двенадцать красногвардейцев проходят путь от стихийного разгула (кульминацией которого является убийство Катьки) к дисциплинированности и собранности. Герои в финале поэмы уже не грозят старому миру полоснуть ножичком, не поют анархически-разбойных частушек, а действуют более осознанно. В последних главах неоднократно повторяется призыв: «Вперед, вперед, вперед, / Рабочий народ!» Вместе с тем в поэме показано, насколько жестоко творится история. Нет оправдания невинно пролитой крови (примером является образ Катьки). И как у Пушкина «бессмысленный и беспощадный» бунт почти так же беспощадно и кроваво карается властью, так и у Блока стихию народного бунта неотвратимо сменяет «державный шаг» новой власти. Ведь страшнее самой жестокой тирании безвластие, анархия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: