Два вечных памятника… А. Блок. «О доблестях, о подвигах, о славе…»: сочинение

Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе» Блока

  • Анализ стихов
  • Блок
  • О доблестях, о подвигах, о славе

Стихотворение Блока «О доблестях, о подвигах, о славе» относится к любовной лирике. Оно пронизано душевными переживаниями по поводу разлуки с любимой женщиной.

Посвящено это лирическое произведение было жене поэта. Чета хоть и рассталась, но связь они поддерживали между собой всю жизнь. Поэт считал, что они связаны духовно, и такие отношения были для него много важнее супружеских. Нужно отметить, что пара расставалась и вновь воссоединялась несколько раз. В один из таких периодов разлуки и появилось это стихотворение.

И, даже если не вдаваться в подробности истории рождения этого творения поэта, переживания, описанные в нем, можно назвать общечеловеческими. Горечь утраты и расставания с дорогими сердцу людьми знакома многим. Многим очень близко и понятно то, о чем говорится в нем.

С первых же строк становится ясно, что женщина, которой они посвящены, являлась для поэта не просто любимой, а настоящей музой. Он забывал обо всем, когда видел перед собой ее сияющее лицо. В стихотворении образ этой девушки – портрет на столе поэта.

Оно начинается словами о нем, о том, какое действие имели над автором черты любимого лица. Затем идет описание сцены расставания. Она ушла ночью, закутавшись в синий плащ. Синий цвет – символ измены. Поэт в ответ на это выбросил в ночную темноту заветное кольцо.

Кольцо – непременный атрибут венчания, символ любви и преданности. Но, кольцо выброшено – знак полного разрыва связи. Однако, автор строк осознает, что хоть и было временно забыто лицо любимой, благодаря вину и страстям, вместе с ней оказался утерянным и смысл его жизни. Мало того, уход ее он соотносит с окончанием своей молодости.

Теперь уже не мечтать ему больше о том, что ушло вместе с этой женщиной и молодостью, все это прошло, осталось позади. Во сне он видит синий плащ, завернувшись в который ушла из дома любимая. Он плакал и звал ее, но тщетно.

И, наконец, развязкой этого накала описываемых переживаний является решительный жест автора – он убирает со своего стола портрет любимой. Он подчеркивает то, что делает это собственной рукой.

Таким образом, в этом стихотворении предстает описание переживания разлуки. Причем, чувства, по- видимому, были действительно сильны. Но утерянное не всегда можно вернуть, остается лишь попытаться предать забвению. Это и видит читатель в данных строках.

История создания, кратко по плану

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением О доблестях, о подвигах, о славе.
История создания – Стихотворение было написано в 1908 году, и вошло в цикл под названием «Возмездие».

Тема стихотворения – Разочарование в любви.

Композиция – Кольцевая композиция.

Жанр – Любовное послание.

Стихотворный размер – Пятистопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры – «когда твое лицо в простой оправе», «ты отдала свою судьбу другому», «я бросил в ночь заветное кольцо».

Эпитеты – «горестная», «сырая», «проклятый».

Олицетворения – «летели дни», «вино и страсть терзали жизнь мою».

Сравнения – «И звал тебя, как молодость свою».

Инверсия – «плащ твой синий», «в сырую ночь ушла».

Архаизмы – «гордыня», «аналой».

Творческий путь

Поэт с детства был под влиянием литературы. Его тети и мама, а также бабушка были переводчицами и писательницами. И поступив в 1898 году на юридический факультет, он на нем не доучился и перевелся спустя три года учебы на филологический. Литература взяла свое. С пяти лет Александр сочинял стихи, однако серьезно стал писать только в восемнадцать. В 1906 году Блок уже получил признание как поэт.

Александр Александрович всегда преклонялся перед Пушкиным и считал его величайшим талантом. Его первые университетские стихи были написаны под впечатлением от творчества Александра Сергеевича. А незадолго до своей смерти, зимой 1921 года, Блок читал речь, посвященную Пушкину «О назначении поэта». Это было его последним публичным выступлением. Седьмого августа того же года Александр Блок скончался.

История создания

Главной женщиной в жизни молодого поэта была Любовь Дмитриевна Менделеева, в которой он видел воплощение женского идеала. В течение шести лет он посвятил ей почти семь сотен лирических стихотворений, написанных с большой любовью.

Неудивительно, что серьезным ударом для Блока стала измена любимой женщины, с которой он к тому времени обвенчался. Любовь Дмитриевна покинула поэта ради его близкого друга, поэта Андрея Белого. Уход супруги, которую он с таким трепетом боготворил все это время, опустошила Александра Александровича. Утратив иллюзии и былые идеалы, он был морально уничтожен, и долго не мог оправиться после предательства. Впоследствии Любовь Дмитриевна вернулась к супругу, но былого чувства он уже не испытывал к ней.

Глубокое эмоциональное потрясение стало причиной создания цикла «Возмездие». Однако, несмотря на красноречивое название, в нем автор не пытался расквитаться с изменницей за причиненную душевную боль. В цикл вошло и стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…», проникнутое душевными терзаниями и изнеможением поэта.

Анализ стихотворения “О доблестях, о подвигах, о славе” Блока

«О доблестях, о подвигах, о славе…» (1908)

Тема любви в творчестве Александра Блока зани­мает очень много места. Любовь поэт всегда воспри­нимал как органичное соединение радости и печали. Его идеал — женщина утончённая и возвышенная, гордая и доверчивая, прекрасная и нежная. Этот образ не находил земного воплощения.

Поэт был сильно увлечён Любовью Дмитриевной Менделеевой. Ей он посвятил цикл «Стихи о Пре­красной Даме». Всё, что написано в нём, проникнуто жаждой «в земном увидеть неземное» (В. Брюсов). Шесть лет посвящал Блок стихи этой женщине — до 1903 года, когда они обвенчались. На этом лириче­ский дневник, обращённый к Прекрасной Даме, за­кончился, и в поэтический мир Блока вошли новые темы и образы. Сюжет стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе…» и образ его лирического героя автобиографичны — оно написано в тот период жизни, когда жена Блока ушла к его близкому другу, поэту Андрею Белому.

Это стихотворение входит в цикл «Возмездие», в котором поэт предрекает скорый суд и расплату обществу, поработившему человека. Первая строчка стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе…» обманывает ожидание читателя. Кажется, что речь пойдёт о высоком гражданском долге. Но любовные переживания для лирического героя оказываются не менее важными. Безгранична горечь его утраты. А настроение произведения сразу определяет эпитет: «на горестной земле».

Читайте также:
В стихах Блока автор никогда не исчезает за своими образами личность поэта всегда перед читателем (В.Я. Брюсов): сочинение

По жанру стихотворение можно назвать любовным посланием. Лирический герой беседует со своей да­лёкой возлюбленной, которая ушла от него. Её пор­трет он воспринимает как живой, одухотворённый образ. Он разговаривает с ним так, будто любимая может услышать эти слова, осознать свою ошибку и вернуться. Глядя на портрет любимой женщины, лирический герой забывает не о своих горестях и бедах, а о доблестях, подвигах и славе — это говорит нам о том, чем полна его душа.

Во второй строфе центральным образом является «заветное кольцо» — традиционный символ верно­сти. Уход возлюбленной вызывает отчаяние — лири­ческий герой выбрасывает «заветное кольцо». Ночь здесь символизирует тьму и неизвестность. Однако значение символа никогда не может быть исчерпано до конца, и в этом случае оно может быть воспринято шире: ночь — время разгула бесовских сил. Отчаяние и потеря смысла жизни описаны эпитетами (прокля­тый рой; сырая ночь). О том, как много значила для героя его избранница, говорит сравнение: «звал тебя, как молодость свою».

Символично, что герой вспоминает свою возлюб­ленную перед аналоем. Аналой — высокий столик с покатым верхом, на который в церкви кладут иконы и священные книги. Перед аналоем в храме проводится обряд венчания. Этот образ использован автором, чтобы показать, как дороги его лирическому герою клятвы вечной любви и верности.

Расставшись с любимой, герой потерял смысл жизни. Теперь его терзают вино и страсть, и это не духовная жизнь, а лишь греховная пародия на неё, которая сжигает и опустошает его душу. В этот не­простой период поэт порывает со своими друзьями- символистами, топит своё отчаяние в вине. Но глав­ной темой его стихов всё же осталась любовь. Однако та женщина, которой поэт посвящает свои стихи, уже не прежняя Прекрасная Дама, а роковая искуситель­ница и разрушительница. Эта страсть сжигает поэта, и он не может вырваться из-под её власти.

В последней строфе стихотворения мы видим, что лирическому герою удаётся принять зрелое решение:

Твоё лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола.

Первая строка последней строфы: «Уж не мечтать о нежности, о славе…» — завершает стихотворение, образуя кольцевую композицию.

Блок включает в стихотворение свой любимый синий цвет — «синий плащ», который, по словам Марины Цветаевой, был до тоски любим всей Россией. В искусстве позднего Средневековья синий цвет обозначал измену, о чём, безусловно, было хо­рошо известно поэту.

В стихотворении есть повторы и рефрены: простая оправа; синий плащ; сырая ночь — каждая из этих важных для поэта деталей повторяется дважды.

Размер стихотворения — пятистопный ямб. Рифма перекрёстная.

Здесь искали:
  • о доблестях о подвигах о славе анализ
  • о доблестях о подвигах о славе
  • анализ стихотворения о доблестях о подвигах о славе

Главная тема произведения – разочарование в любви. Измена и уход некогда столь любимой женщины оставляют глубокую рану в душе поэта. Он не готов простить предательство и принимает для себя решение навсегда вычеркнуть из памяти образ возлюбленной.

В попытке избавиться от душевных терзаний, лирический герой пускается во все тяжкие. Однако ни вино, ни другие женщины не в состоянии залатать ту брешь, которую оставил после себя уход любимой. Все стихотворение пронизано унынием, тоской и горьким послевкусием измены.

Герой видит смысл жизни лишь в любви, и никакие земные радости не способны заменить прелести жизни духовной. Однако сильная любовь не проявляется в полумерах – она либо окрыляет и возносит до небес, либо полностью уничтожает.

Родина в стихах поэта

Александр Александрович начинал изучать Россию с преданий, заговоров, фольклора и научных статей. Стихи о России Блок начинает писать в 1906 году. Первое из них было написано 24 сентября. Называлось оно «Русь». И в нем чувствуется, как поэт вдохновлен был легендами. Блок повторяет мотивы Гоголя и Пушкина, Лермонтова и Некрасова. Но пока это еще не та Россия, в которой поэт живет. Это Русь, которую он любит.

Далее следует его цикл «Родина». Блок не отделяет себя от России, он все переживает вместе с ней. Он любит ее любую. Стихи о России Блок пишет с не меньшей любовью, чем стихи о своей Прекрасной Даме, а может, даже и с большей.

Об истории своей страны Блок написал цикл «На поле Куликовом». Поэт жаждет возрождения страны и об этом говорит в своих произведениях.

У Блока родина имеет облик не матери, как было принято, а жены. Это было новое веяние символистов, перенятое от Владимира Соловьева, который много значил для Александра и был его вдохновителем в начале его творческого пути.

Средства выразительности

Для придания большей выразительности автор использовал в своем произведении много символов, среди которых встречается и традиционная христианская символика. Так, «заветное кольцо» – это символ верности, аналой – символ любви и верности, ночь олицетворяет собой тьму и неизвестность, а синий цвет плаща – измену.

При помощи ярких эпитетов («горестная», «проклятый»), олицетворений («летели дни», «вино и страсть терзали жизнь мою») и метафор («ты отдала свою судьбу другому», «я бросил в ночь заветное кольцо») поэт описывал переживания лирического героя, потерявшего смысл жизни. Любовь же он сравнивал с безвозвратно ушедшей молодостью («И звал тебя, как молодость свою»).

Каждая фраза наполнена глубоким смыслом и символами, скрывающими страдание, печаль и отчаяние лирического героя.

Образы и символы

Своё любовное послание Александр Блок посвящает портрету. Он служит одним из символов прошлого, но для поэта это живой одухотворённый образ его любимой. Создаётся впечатление, что в портрете заключён весь мир.

Портрет жены Блока стоит на аналое – четырёхугольном столике, который стоит в храме перед иконостасом. Также перед аналоем проходит таинство венчания. Дело в том, что любовь поэт сравнивал с божественной светлой силой, и клятвы в верности ей для него значили всё. Изображение, стоящее на аналое – это символ преданности мужа и предательства жены.

Читайте также:
Революция в поэме Блока «Двенадцать»: сочинение

Центральным образом стихотворения служит «заветное кольцо», которое лирический герой выбрасывает. Ведь клятва верности нарушена. Даже время суток (ночь) тоже своего рода знак. Она выступает в роли неизвестности. Ещё одной немаловажной деталью выступает синий цвет плаща. В средневековье он являлся символом измены.

Лирический герой разговаривает с портретом своей, теперь уже далёкой, жены. Он надеется, что его слова донесутся до любимой. Её изображение, не омраченное событиями последних лет, заставляет супруга забыть о горе, доблести и о славе.

Художественные средства

В стихотворении встречается множество эпитетов. Они призваны усилить восприятие читателем чувств героя:

  • «на горестной земле»;
  • «прекрасное лицо»;
  • «ты, нежная».

Если более внимательно изучить стих, то можно увидеть, что его размер и направленность перекликаются со знаменитым пушкинским произведением «Я помню чудное мгновенье». Если Блок видит сияющее лицо любимой на столе, то Пушкин обращается к предмету своей любви наяву, говоря: «…твой образ нежный мне снился».

Но при всей схожести сюжета финалы у стихотворений разные. Если Пушкин проповедует возрождение души, то после прочтения Блока остается налет горечи и безысходного отчаяния.

При создании произведения Блок использовал в основном точные рифмы: «слава — оправа». Но встречаются и сложные созвучия: «гордыне — синий». Это позволяет подчеркнуть глубину растерянности и терзаний лирического героя.

Большое значение отведено внутренним переживаниям. В структуре стиха и рифмы содержится немало мотивов и лейтмотивов. При помощи такого стихотворного размера, как пятистопный ямб, подчеркиваются размышления героя о смысле бытия и непредсказуемости человеческой жизни. Не менее часто Блок использует точные и тематические параллелизмы, а также анафору. Эти приемы подчеркивают глубину душевной драмы.

Когда пропадает Муза

Пусть у супругов и был и абсолютно разный темперамент, но они были прочно связаны узами церкви и дружескими отношениями с детства. В момент, когда ушла Любовь у Блока было несколько романтических отношений, но было скорее поиск новой Музы, чем желание сексуальных утех.

Летели дни, крутясь проклятым роем… Вино и страсть терзали жизнь мою…

Блок пишет о страсти, которая его терзает в этот период жизни, но это скорее желание страсти, чем её прямое проявление. Обычный момент для мужчины, который начинает сильнее желать женщину, когда её теряет. Александр пытался вернуть отношения, что видно и без анализа из строк:

Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла.

Но разлука продолжала пиршествовать и синий плащ супруги все удалялся и постепенно растворялся в тумане жизни. При всей боли утраты, Блок сохраняет к Менделеевой искренние чувство, он не изливает гнев и не шлёт проклятия, а пишет:

Не знаю, где приют твоей гордыне Ты, милая, ты, нежная, нашла…

Ждёт ли более возвращения жены или Музы – это вопрос, но на сердце поэта тяжёлый груз, который приводит к развенчанию мечты о долгой и славной жизни. Фото Менделеевой убирается со стола, что означает желание поскорее забыть лицо, которой вдохновляло его на творческие подвиги и саму жизнь.

Справедливости ради отметим, что временный разрыв отношений не был простой изменой Менделеевой, так как в этот момент жизни слишком ярко проявилось различие темпераментов супругов. После воссоединения брак продолжился не без размолвок и временных расставаний, но достаточно прочно для посторонних. Любовь ещё ни раз была замечена на стороне, Александр не во все моменты был свят, но сохранял юношеские чувства к «Любаше». Супруга на 18 лет пережила мужа и последние слова умирающей были: «Сашенька», что говорит о многом.

Александр и Любовь

Обыватели сегодняшнего дня назвали бы отношения Александра Блока и Любови Менделеевой, отчасти, свободными. Супруги могли надолго расходиться и иметь связи на стороне, после чего снова соединялись для попытки найти счастье, но каждый видел его по-своему. Стихотворение имеет прямое отношение к трём людям:

  1. Александру Блоку.
  2. Любови Менделеевой.
  3. Александру Белому.

Именно к поэту Белому через 5 лет после замужества с Блоком уходит Любовь. Новый роман супруги не сложился и вскоре она вернулась в слезах и попросила прощения, но это был не единственный длительный флирт Менделеевой, поэтому степень прощения Блоком её грехов под вопросом. Строки «О доблестях, о подвигах…» посвящены именно тому периоду жизни, когда супруга ушла к Белому.

По словам очевидцев того времени, Блок был сильно влюблён в Любовь, но это была более не плотское чувство мужчины к женщины, а отношение поэта к Музе. Даже после венчания они не сразу стали делить супружеское ложе, так как автор бессмертных строк боялся нарушить духовную гармонию отношений (в первую брачную ночь муж поцеловал жену и отправился спать в другую комнату). Тем не менее, Александру было больно от измены, которая предвещала долгую разлуку.

Ты отдала свою судьбу другому, И я забыл прекрасное лицо.

Конечно, лицо не забыто, а игла в сердце вызывает боль, тем не менее, автор строк пытается забыть супругу, что показывает символизм в виде брошенного в ночь кольца.

Сочинение: Анализ стихотворения А. Блока “О доблестях, о подвигах, о славе”

Анализ стихотворения А. Блока “О доблестях, о подвигах, о славе”

Реферат выполнил Басов Сергей Геннадьевич

Александр Александрович Блок жил и писал в очень трудных исторических условиях, мучительно ощущая отсутствие гармонии в “страшном мире”. Не чувствовал он её и в своей душе. Только любовь смогла принести Блоку ту необходимую, желанную умиротворённость, без которой невозможно было жить. Любовь была призвана исключить хаос не только в душе, но и в окружающем поэта мире. Блок обожествлял любовь, которая открыла ему высокий смысл жизни. Огромное количество стихотворений он посвятил этому прекрасному чувству. Одно из них – “О доблестях, о подвигах, о славе…”.

Это стихотворение было написано в 1908 году и вошло в третий том Собраний стихотворений поэта. Цикл “Возмездия”, к которому относится стихотворение, продолжает тему “страшного мира”. Слово “возмездие” понимают обычно как наказание за некое преступление. Причём наказание, исходящее со стороны, от кого-то. Возмездие, по Блоку, – это прежде всего осуждение человеком самого себя, суд собственной совести. Главная вина героя – измена данным когда-то священным обетам, высокой любви, измена человеческому предназначению. А следствием этому – расплата: душевная опустошенность, усталость от жизни, покорное ожидание смерти. Эти мотивы звучат во всех стихотворениях цикла “Возмездие”.

Читайте также:
Гражданственность поэзии (А. Блок стихи): сочинение

Навсегда ушла из жизни поэта та высокая безгрешная любовь, действительность разрушила идеал, и поэт скорбит о потерянной чистой мечте, в которую он теперь не способен так сильно верить:

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твоё лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе…

Уж не мечтать о нежности, о славе,

Всё миновалось, молодость прошла!

Твоё лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

Стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе…” имеет структуру кольцевой композиции: первая строка повторяет последнюю, но противопоставлена ей; в заключении стихотворения автор словно хочет повторить первую строку, но он уже не думает ни о доблести, ни о подвигах, он ищет хотя бы нежности, но не находит и её.

Жанр стихотворения – любовное послание. Герой обращается к ушедшей от него любимой женщине. Он испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад. Это желание передано в стихотворении при помощи анафор и синтаксического параллелизма:

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою…

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слёзы лил, но ты не снизошла.

Расставшись с любимой, герой потерял смысл жизни, он потерял самого себя. Не встретил он больше и настоящей любви, на жизненном пути ему встречалась лишь страсть:

Летели дни, крутясь проклятым роем…

Вино и страсть терзали жизнь мою…

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою…

Те дни, когда лицо любимой сияло, сменили страшные дни, крутящиеся “проклятым роем”. Образ “страшного мира” символичен, он один из ключевых в стихотворении. Сливаясь с образом сырой ночи, он контрастирует с “синем плащом” прошлого, плащом, в который завернулась героиня, уходя из дома (синий цвет – измена):

Ты в синий плащ печально завернулась,

В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют своей гордыне

Ты, нежная, ты, милая, нашла…

Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла.

Дни подобны ночи, жизнь кажется сном (“я крепко сплю”).

В стихотворении нам встречается большое количество эпитетов: “на горестной земле”, “заветное кольцо”, “проклятым роем”, “сырая ночь”. Та нежность, с которой герой вспоминает свою любимую, сравнивая её со своей молодостью: “И звал тебя, как молодость свою”, отражена в произведении такими эпитетами, как: “прекрасное лицо”, “ты, милая”, “ты, нежная”. Встречаются в стихотворении олицетворения и метафоры: “когда твоё лицо в простой оправе”, “передо мной сияло на столе”, “я бросил в ночь заветное кольцо”, “ты отдала свою судьбу другому”, “летели дни”, “вино и страсть терзали жизнь мою”, “я крепко сплю”.

Если внимательно читать стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе…”, то нетрудно заметить, что оно перекликается со стихотворением А.С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье…”.

Когда твоё лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе…

У Пушкина мы видим сходные строчки:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты.

“И я забыл прекрасное лицо” – “И я забыл твой голос нежный”. “Летели дни” – “шли годы”. Но, не смотря на столь похожий сценарий, финалы у стихотворений совершенно противоположные: у А.С. Пушкина к концу стихотворения наступает пробуждение души, у Блока же мы видим лишь горечь, отчаяние (герой не вернул любимой).

В спасительную веру любви, любви как очищающего светлого чувства, А. Блок верил всегда и стремился отдать всего себя любви, великой любви к женщине, к Родине… Любви он посвятил свои чувства, помыслы, душу, что ярко выражено в его стихотворениях на всём протяжении творчества великого поэта, именем которого его мать, Россия, гордится и поныне.

Литература языковедение : Сочинение: Два вечных памятника

Два вечных памятника

(А. Блок. “О доблестях, о подвигах, о славе. ”)

Красивое, личное, интимное стихотворение А.Блока. Перед нами – исповедь поэта, тайна его души, боль страстного человеческого сердца.

Сказать, что это стихотворение о любви, – недостойно мало для понимания творчества А.Блока, для которого любовь – это и надежда, и страдание, неземное счастье и страшная мука – сама жизнь. Именно поэтому за автобиографическим контекстом стихотворения (оно посвящено жене поэта – Л.Д. Блок, когда она, отчаявшись решить многочисленные проблемы сложной семейной жизни, ушла из дома и поступила на сцену одного из петербургских театров) скрывается более глубокий смысл.

“О доблестях, о подвигах, о славе” – первые строки, вынесенные в заглавие, подразумевают ратные подвиги на поле битвы, имя которому -жизнь. Но борьбе за жизнь противопоставлена любовь как созидательное начало. “Лицо в простой оправе” – символ веры в любовь, надежды на будущее и свет, исходящий от портрета, свет настоящего чувства.

В стихотворении органично соединились прошлое, настоящее, будущее. Читателю открылась судьба поэта, и через всю жизнь “прошло” “лицо в простой оправе”, так много значащее для лирического героя.

“О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле”

рядом был любимый человек, с которым тьма становилась светом.

“Но час настал, и ты ушла из дому.

Я бросил в ночь заветное кольцо”.

Любовь для лирического героя Блока – костер самосожжения, полная отдача всего себя, а потому она всегда трагична. Трагична потому, что, поразив человека однажды, оставляет неизгладимый след в сердце.

“Летели дни, крутясь проклятым роем…”

так поэт определяет вихрь опустошённой жизни, жизни

“без божества, без вдохновенья”.

“Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла”.

Синтаксический параллелизм и безжалостная антитеза замыкают вечный круг одиночества лирического героя, и в этом круге он наедине со своей болью.

“Синий плащ” рефреном проходит сквозь всё стихотворение. Синий – для Блока цвет родного, желанного, того, к чему стремится душа, и вместе с тем – недосягаемая высота, отчуждённая временем и пространством. И после боли, страданий, горького одиночества удивительно ласковое: “Ты, милая, ты, нежная. ” Его любимая затерялась в неведомом мире, среди “сырой ночи”, такая же одинокая в “промозглом” (эпитет “сырая ночь” выстраивает именно такой образный ряд), неприятном, чуждом городе. Но это обращение – лишь отголосок былого чувства, подавленного грузом прожитых в ожидании лет. “Я крепко сплю” – неясный шорох ночи не выведет лирического героя из пустоты, и только в волшебных снах – “синий плащ”, “сырая ночь”, звуки и краски сказочной мечты молодости.

Читайте также:
«Трилогия вочеловечения» как отражение этапов творческого пути А. Блока: сочинение

В стихотворении два действующих лица: “я” – одинокий, страдающий лирический герой, и “она” – таинственная незнакомка, нереальная в своей отчуждённости, она далека и безучастна. Конфликт формируется с самого начала: несовместимость реальности и мечты (в лирике А.Блока 1908 года сохранились традиции “Стихов о Прекрасной Даме”), и “очи синие, бездонные” всё так же манят своей недосягаемостью.

Кольцевая композиция стихотворения подводит к трагическому выводу: нет возврата к прошлому, невозможно вернуть счастливые минуты безвозвратно ушедшей молодости. Любовь – это однажды.

“Твоё лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола”

– так лирический герой осознаёт неумолимое течение времени: то, что питало желание жить и любить, теперь убрано им со стола – “всё миновалось”. А впереди – неясное, безликое будущее, и понятно одно: “Уж не мечтать о нежности, о славе”. Умершее не воскреснет, забытое не вернется во веки – печальная правда о любви как о лучшем её проявлении.

Стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе. ” затрагивает глубинные струны души читателя. Даже без знания биографического контекста рассчитано на понимание не разумом, но сердцем, так же как и бессмертное стихотворение А. С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье. ”. Частые реминисценции из пушкинского стихотворения (“И я забыл прекрасное лицо”, “Летели дни, крутясь проклятым роем”), сохранение того же размера подтверждают связь этих стихотворений. Но, обращаясь столь явно к пушкинскому стихотворению, А.Блок полемизирует с ним, и доказательство тому – иной финал, обусловленный личным мировосприятием и ощущением поэта.

“И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь”

– это у Пушкина. Лирический герой Блока “крепко спит”, и нет продолжения утраченной мечты о счастье. И всё же стихотворение Блока “О доблестях, о подвигах, о славе. ” и стихотворение Пушкина “Я помню чудное мгновенье. ” – два шедевра, два памятника русской любовной лирики, и как памятники они вечны…

Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе…» (А. Блок)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 16.06.2020 · Обновлено 16.06.2020

Многомудрый Литрекон представляет анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе…» по плану, где представлены история создания, темы, идея и художественные особенности произведения. Вся эта информация особенно пригодится тем, кто планирует сдавать ЕГЭ по литературе.

История создания

Александр Александрович Блок — один из тех поэтов, которых называют «младшими символистами». В основе их творчества лежит философия Владимира Соловьёва и его идея о пришествии Вечной Женственности. Именно эту идею А. Блок воплотил в образе своей Прекрасной Дамы, которой посвящено не одно стихотворение поэта. «Прекрасной Дамой» Блок называл свою жену — Любовь Менделееву. К сожалению, реальная личность этой женщины не имела ничего общего с божественным образом лирической героини, которую идеализировал влюбленный поэт.

Отношения между двумя супругами были не самыми простыми, и это привело к тому, что в какой-то момент А. А. Блок разочаровался и в своей любви, и в самой Прекрасной Даме. Идеал поэта был с горькой иронией переигран в стихотворении «Незнакомка«, а свою печаль и разочарование поэт описал в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе…».

Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…» посвящено расставанию Александра Блока с Любовью Менделеевой. Женщина устала от того, что муж видел в ней исключительно своей возвышенный идеал, ведь она мечтала об обычной земной любви. Такую любовь ей смог дать друг Блока — поэт Андрей Белый. У Менделеевой завязался бурный роман с Белым, и в какой-то момент она приняла решение уйти от мужа к любовнику.

Утратив свой небесный идеал, Блок долго горевал и винил себя в произошедшем. Он был изнеможен своим страданием и описал все свои чувства после расставания в стихотворениях, вошедших в цикл «Возмездие» 1908 года. В этот цикл в том числе вошло и произведение «О доблестях, о подвигах, о славе», написанное поэтом в период разлуки.

Жанр, направление, размер

Направление стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе…» и всего творчества Блока — символизм. Поэт использует яркие образы и символы для создания художественного мира стихотворения.

Жанр стихотворения: любовное послание. В нем лирический герой обращается к своей возлюбленной, а само произведение похоже на письмо в стихах.

Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…» написано пятистопным ямбом и в нем используется перекрёстная рифмовка (ABAB).

Композиция

  1. В первом четверостишье стихотворения лирический герой говорит о том, что его любовь к женщине, воплощавшей собой идеал поэта, была настолько сильна, что ради неё он отказался и от подвигов, и от славы, и от доблестей. Ему всё это было не нужно, ведь вся его жизнь была посвящена поклонению своей любви, которая стала для него религией.
  2. Далее поэт пишет о том, что его возвышенные чувства к женщине не смогли удержать её. Она ушла от него к другому тайно, прямо посреди ночи, и он начал забывать то лицо, перед которым склонялся как перед иконой.
  3. В следующих трёх четверостишьях поэт описывает свои страдания после разлуки. Лирический герой пытался утопить свою боль в вине и в связях с другими женщинами: «Вино и страсть губили жизнь мою…». Но даже это не помогало ему избавится от воспоминаний, в которых он видел лицо своей любимой, дающей клятвы перед аналоем. Поэт постоянно умолял женщину вернуться, но та «не снизошла» до него и не вняла его слезам, она нашла «приют своей гордыне» в другом месте и с другим человеком. Поэт постоянно возвращается в стихотворении к тому моменту, когда жена покинула его в сырую ночь, завернувшись в синий плащ. Он упоминает об этом в четвертом и в пятом четверостишье, делая акцент на переломном моменте в его жизни, который и стал причиной последующих мучений.
  4. Последнее четверостишье — это переигрывание начала стихотворения, что делает его композицию кольцевой. Поэт снова говорит о быстротечности времени и о тех мечтах, которые он не смог реализовать в прошлом, отдав всё время своей любви. Теперь же его молодость, потраченная на любимую женщину, окончательно прошла, и он уже никогда не сможет мечтать ни о нежности, ни о славе.
Читайте также:
«Черная злоба, святая злоба» (А. Блок и революция): сочинение

Поэт принял то, что любимая покинула его, и теперь он больше не собирается горевать из-за неё. В первом четверостишье портрет с любимым лицом всё ещё стоял на столе, теперь же лирический герой собственной рукой убрал его и тем самым поставил точку в своих несчастных отношениях.

Образы и символы

Образ лирического героя наделён чертами характера самого автора и является его поэтическим эго. Лирический герой Блока раним, нежен и умеет любить женщину возвышенной любовью, делая её своим идеалом. Даже после измены он не испытывал ненависти к своей возлюбленной, а, наоборот, горевал и просил её вернуться, склоняясь перед ней и её волей. Сам Блок действительно никогда не держал зла на свою жену и принимал её назад даже после многочисленных измен.

В конце стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе…» лирический герой всё ещё остаётся печальным и считает, что его жизнь безнадежна и потрачена впустую. Такие мысли были и у самого Блока, и он часто выражал их в своей лирике, например в стихотворении «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.» Однако теперь лирический герой освободился от горестной любви, но всё же он потерял свой старый смысл жизни и пока что не знает, куда ему двигаться дальше.

Образ лирической героини — это видение Блоком своей возлюбленной. Её облик в стихотворении во многом раскрывается через ещё один образ — её портрет. Важная деталь этого портрета заключается в том, что он сияет:

«… твоё лицо в простой в простой оправе пред мной сияло на столе…»

Так поэт сравнивает любимое «лицо в простой оправе» с иконой. Золотая краска на иконах отражает свет и создаёт иллюзию того, что она светится изнутри. Используя это сравнение, поэт подчёркивает божественную сущностью своей любимой, её же портрет — это образ, на который лирический герой долго молился, забывая обо всём остальном в жизни.

Измена не сделала любимую хуже в глазах лирического героя, ведь даже говоря о её гордыне, поэт называет возлюбленную «милой» и «нежной»:

«не знаю, где приют твоей гордыне, ты, милая, ты, нежная нашла…».

Когда он звал лирическую героиню назад, он как-будто бы молился богине о том, чтобы та снизошла до его горя, но она не отозвалась. В конце же стихотворения поэт, наконец, отпустил свою любовь. Убрав портрет со стола, он как будто бы отрекся от своей прежней религии, теперь он больше не поклоняется Прекрасной Даме — своему былому, но исчерпавшему себя идеалу.

  1. Немаловажен в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе…» и образ ночи. Любимая женщина ушла от лирического героя под покровом «сырой ночи», что придало особую таинственность и драматизм её уходу.
  2. Важный символ, упоминающийся в стихотворении не раз — это синий плащ, завернувшись в который лирическая героиня сбегает из дома. В лирике А. Блока всегда большое значение играет символика цвета. Синий цвет для поэта — это неземная чистота и печаль. Плащ же символизирует тьму и скрытность. Лирическая героиня покинула дом втайне, но всё ещё оставалась на тот момент небесным идеалом для поэта, он не держал на неё зла за измену. Именно поэтому эти символы так важны для Блока и используются в стихотворении целых два раза.
  3. Кольцо — это символ вечности. Им лирический герой был связан со своей любимой женщиной. После ее ухода, разорвавшего вечную связь между героями, поэт бросил свое кольцо в ночь — его любовь оказалась не вечной и растворилась в ночном мраке, в котором скрылась и сама героиня.
  4. Последний важный символ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе…» — аналой — четырёхугольный столик, который используют в богослужении, в том числе и во время венчания. В стихотворении он символизирует верность. Во время своих терзаний покинутый поэт вспоминал лицо своей любимой, стоявшей перед аналоем и дающей клятвы верности в день их свадьбы. Это чистое и нежное воспоминание противопоставляется горькой реальности, в которой любимая женщина изменила поэту, предав тем самым все клятвы, данные ей в святом месте.

Темы, проблемы, настроение

Тематика и проблематика стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе…» изложены ниже:

  • Тема несчастной любви — основная в стихотворении. Лирический герой остался в одиночестве и пытается справиться со своим горем, но это у него получается сделать лишь к концу произведения. До этого поэт описывает те страдания, через которые прошёл прежде, чем отпустить свою печаль.
  • Проблема измены — важнейшая проблема произведения. Лирический герой перечисляет те мечты, которые ему пришлось принести в жертву, посвятив свою жизнь «служению» одной единственной женщине. Но, несмотря на это, он всё равно остался покинутым и преданным. Так поэт доносит до читателей мысль о том, что даже самый верный и любящий человек может быть брошен и покинут, и этого нельзя изменить.
  • Проблема разочарования в своих идеалах прослеживается во многих произведениях зрелого периода творчества А. Блока.
  • В конце стихотворения лирический герой приходит к выводу, что его возлюбленная больше не является для него идеалом и, хоть он и избавился от горя, он понятия не имеет, как ему жить дальше, ведь былые идеалы растоптаны, и теперь ему придётся искать для себя новые смыслы.
  • В стихотворении поднимается проблема быстротечности времени. Лирический герой горюет о том, что его молодость, отданная любви, прошла, и он уже не может мечтать о том, чего не осуществил прежде, ведь время упущено.
Читайте также:
Земное» и «неземное» в «Стихах о Прекрасной Даме» А. Блока: сочинение

Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…» пронизано печальным и меланхоличным настроением, подчёркивающим душевные муки лирического героя.

Основная идея

Смысл стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе…» заключается в том, что многие отношения могут закончится изменой и предательством. Период принятия того, что всё конечное может быть долгим и болезненным, человек будет «губить жизнь свою», терзаться воспоминаниями о счастливом прошлом и идеализировать свою любовь. Возможны и сожаления о потерянном времени, которое было потрачено впустую. Однако в какой-то момент боль уйдёт, а былая любовь забудется и перестанет быть для человека главным смыслом его жизни.

Главная мысль стихотворения — преодоление разочарования в любви.

Средства художественной выразительности

Тропы в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе…» перечислены нижеследующем в списке:

  • Стихотворение наполнено яркими образами — эпитетами: «горестная земля», «заветное кольцо», «прекрасное лицо», «проклятый рой», «сырая ночь».
  • В третьем четверостишье используется олицетворение: «летели дни, крутясь проклятым роем», «вино и страсть терзали жизнь мою».
  • В произведении присутствует сравнение — поэт сравнивает свою тоску по любимой с тоской по безвозвратно ушедшей молодости: «И звал тебя, как молодость свою…».
  • Инверсия помогает поэту использовать одну и ту же рифмовку в конце каждой строки: «плащ твой синий», «в сырую ночь ушла».

Стихотворение А. А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе. » (Восприятие, истолкование, оценка) – вариант 2

Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…» было написано Блоком 30 декабря 1908 года. В основе его лежит реальная биографическая основа: в 1908 году жена поэта Л. Д. Менделеева покидает его, поступает на сцену театра Мейерхольда и уезжает с труппой на гастроли.

Стихотворение входит в цикл «Возмездие» (1908 – 1913), название которого уже говорит о главной теме цикла – наказании, итоге человеческой судьбы.

Поэзия Блока чрезвычайно автобиографична. Лирический герой часто совпадает с личностью автора. Чувства героя очень реальны: это и есть сам Блок и его душа.

По сюжету поэт раскрывает нам только один реальный факт – уход женщины из его жизни. Фабульным стержнем являются рассказ лирического героя о страдании от потери любви. Перед нами не просто стихотворение. Перед нами исповедь героя.

Первое четверостишие относит нас в прошлое, когда еще ничего не предвещало трагедии:

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе.

В двух последних строчках поэт использует метонимию. Он не говорит прямо о женщине, а лишь о ее фотографии. Мы узнаем, что возлюбленная покидает героя, в начальной строчке второго четверостишия: «Но час настал, и ты ушла из дому». По внутреннему действию сюжет развивается следующим образом: от лирического героя уходит любимая женщина, он сердится и обижается («Я бросил в ночь заветное кольцо», «…я забыл прекрасное лицо»), но чувства не дают ему покоя («И вспомнил я тебя пред аналоем», «я звал тебя», «я слезы лил»). Наконец, герой прощает женщину, он называет ее «милой» и «нежной». И сам принимает решение отпустить свою любовь в душе:

Твое лицо в простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

Таким образом, стихотворение делится на три больших части («я забывал» – « и вспомнил я» – убрал я со стола»). Это деление создает кольцевую композицию во внутренней структуре произведения. И соотносится с тремя пластами времени: прошлым, настоящим и будущим. Композиция замыкается в круг и при помощи повторения рифмы в первом и последнем стихе, с помощью рефренов, повторов, своеобразных припевов. К примеру, предложение «Ты ушла из дому» во втором стихе зеркально отражается в четвертом – «Ты из дому ушла» – и в пятом – «Ты в сырую ночь ушла».

Для того, чтобы точнее понять основную мысль стихотворения, надо обратить внимание на время глаголов. Все глаголы употреблены в прошедшем времени. Это заставляет предположить, что герой не страдает в настоящую минуту. Он рассказывает нам о страданиях, которые уже испытал. А прошедшее время в последних строчках – «Твое лицо в его простой оправе / рукой убрал я со стола» – указывает на отдаленность этих событий. Только в одной строчке стихотворения есть глагол в настоящем времени: «Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий..» Эта строчка переворачивает все стихотворение и делает его светлым, исполненным тихой грусти, а не страданий. Герой любил, но теперь он «крепко спит», а, значит, душа его успокоилась.

Стихотворение написано пятистопным ямбом. Чередуются мужские и женские клаузулы. Рифма в произведении точная («славе – «оправе»), богатая ( «гордыне» – «синий»), перекрестная.

Интересно в стихотворении раскрыт женский образ. Всего по нескольким штрихам мы можем определить, какова эта женщина. Во-первых, ее лицо прекрасно. Она независима («ты ушла из дому», «ты отдала свою судьбу другому»), то есть она сама вправе распоряжаться своей судьбой. Она бесстрашна (« В сырую ночь ты из дому ушла») и горделива («…где приют своей гордыне…нашла…») Вместе с тем, лирическая героиня нежна.
Поражает отношение поэта к этой женщине: он почти обожествляет ее («…ты не оглянулась», «…ты не снизошла»). Обожествление можно отметить и в такой детали, как призрачность, почти не существование возлюбленной. Действительно, в стихотворении нет физического описания этой женщины. Поэт говорит не о лице, а лишь о фотографии, как об иконе, которая сияла на столе. И даже в снах ему видится не лицо, а «плащ … синий».

Символичность – определяющая черта в лирике Блока. Вот и это стихотворение чрезвычайно богато на символы. «Заветное кольцо», которое лирический герой «бросил в ночь», символизирует, с одной стороны, узы брака, а с другой – любовный обет, данный друг другу. «Аналой», пред которым поэт вспомнил лицо своей любимой, символизирует покаяние, мольбу о прощении. Наконец, символ «синего плаща» появляется в стихотворении дважды. Блок очень активно использовал цветопись в своей лирике. Синий цвет для Блока символизирует, в первую очередь, возвышенность, романтичность, принадлежность чему-то неземному. Может он означать и нереальность явления. В сочетании со словом «плащ», который однозначно символизирует дорогу, «синий» может означать цвет разлуки, печали, тревоги, одиночества.

Читайте также:
Звуковой колорит лирики А. Блока: сочинение

Символичность произведения поддерживается всеми художественными средствами: эпитетами («горестной земле», «заветное кольцо», «сырую ночь»), метафорами («летели дни», «лицо сияло», «бросил в ночь», «вино и страсть терзали жизнь мою») и перифразом («крутясь проклятым роем»).

Интонация стихотворения чрезвычайно интересна. Чередование инверсии и обычного порядка слов создают ощущение сбивчивости, повышенной эмоциональности героя. А фигура эллипса и многоточия создают ощущение недосказанности, специального умалчивания. Стихотворение очень динамично благодаря большому количеству глаголов.

«О доблестях, о подвигах, о славе» – первые строки, вынесенные в заглавие, – подразумевают ратные подвиги на поле битвы, имя которому – жизнь. Но для этой борьбы необходимо созидательное начало – любовь. С ее потерей мечтания о подвигах и славе становятся бессмысленными.

Два вечных памятника в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе…»

Красивое, личное, интимное стихотворение А.Блока. Перед нами – исповедь поэта, тайна его души, боль страстного человеческого сердца. Сказать, что это стихотворение о любви, – недостойно мало для понимания творчества А.Блока, для которого любовь – это и надежда, и страдание, неземное счастье и страшная мука – сама жизнь. Именно поэтому за автобиографическим контекстом стихотворения (оно посвящено жене поэта – Л.Д. Блок, когда она, отчаявшись решить многочисленные проблемы сложной семейной жизни, ушла из дома и поступила на сцену одного из петербургских театров) скрывается более глубокий смысл.

«О доблестях, о подвигах, о славе» – первые строки, вынесенные в заглавие, подразумевают ратные подвиги на поле битвы, имя которому жизнь. Но борьбе за жизнь противопоставлена любовь как созидательное начало. «Лицо в простой оправе» – символ веры в любовь, надежды на будущее и свет, исходящий от портрета, свет настоящего чувства. В стихотворении органично соединились прошлое, настоящее, будущее. Читателю открылась судьба поэта, и через всю жизнь «прошло» «лицо в простой оправе», так много значащее для лирического героя.

  • О доблестях, о подвигах, о славе
  • Я забывал на горестной земле»
  • рядом был любимый человек,
  • с которым тьма становилась светом.
  • Но час настал, и ты ушла из дому.
  • Я бросил в ночь заветное кольцо

Любовь для лирического героя Блока – костер самосожжения, полная отдача всего себя, а потому она всегда трагична. Трагична потому, что, поразив человека однажды, оставляет неизгладимый след в сердце. «Летели дни, крутясь проклятым роем. » – так поэт определяет вихрь опустошённой жизни, жизни «без божества, без вдохновенья».

  • Я звал тебя, но ты не оглянулась,
  • Я слезы лил, но ты не снизошла

Синтаксический параллелизм и безжалостная антитеза замыкают вечный круг одиночества лирического героя, и в этом круге он наедине со своей болью. «Синий плащ» рефреном проходит сквозь всё стихотворение. Синий – для Блока цвет родного, желанного, того, к чему стремится душа, и вместе с тем – недосягаемая высота, отчуждённая временем и пространством. И после боли, страданий, горького одиночества удивительно ласковое: «Ты, милая, ты, нежная. » Его любимая затерялась в неведомом мире, среди «сырой ночи», такая же одинокая в «промозглом» (эпитет «сырая ночь» выстраивает именно такой образный ряд), неприятном, чуждом городе. Но это обращение – лишь отголосок былого чувства, подавленного грузом прожитых в ожидании лет. «Я крепко сплю» – неясный шорох ночи не выведет лирического героя из пустоты, и только в волшебных снах – «синий плащ», «сырая ночь», звуки и краски сказочной мечты молодости.

В стихотворении два действующих лица: «я» – одинокий, страдающий лирический герой, и «она» – таинственная незнакомка, нереальная в своей отчуждённости, она далека и безучастна. Конфликт формируется с самого начала: несовместимость реальности и мечты (в лирике А.Блока 1908 года сохранились традиции «Стихов о Прекрасной Даме»), и «очи синие, бездонные» всё так же манят своей недосягаемостью. Кольцевая композиция стихотворения подводит к трагическому выводу: нет возврата к прошлому, невозможно вернуть счастливые минуты безвозвратно ушедшей молодости. Любовь – это однажды. «Твоё лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола» – так лирический герой осознаёт неумолимое течение времени: то, что питало желание жить и любить, теперь убрано им со стола – «всё миновалось». А впереди – неясное, безликое будущее, и понятно одно: «Уж не мечтать о нежности, о славе». Умершее не воскреснет, забытое не вернется во веки – печальная правда о любви как о лучшем её проявлении. Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе. » затрагивает глубинные струны души читателя. Даже без знания биографического контекста рассчитано на понимание не разумом, но сердцем, так же как и бессмертное стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье. ». Частые реминисценции из пушкинского стихотворения («И я забыл прекрасное лицо», «Летели дни, крутясь проклятым роем»), сохранение того же размера подтверждают связь этих стихотворений. Но, обращаясь столь явно к пушкинскому стихотворению, А.Блок полемизирует с ним, и доказательство тому – иной финал, обусловленный личным мировосприятием и ощущением поэта.

  • И сердце бьётся в упоенье,
  • И для него воскресли вновь
  • И божество, и вдохновенье,
  • И жизнь, и слезы, и любовь» – это у Пушкина.

Лирический герой Блока «крепко спит», и нет продолжения утраченной мечты о счастье. И всё же стихотворение Блока «О доблестях, о подвигах, о славе. » и стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье. » – два шедевра, два памятника русской любовной лирики, и как памятники они вечны.

«О доблестях, о подвигах, о славе…», анализ стихотворения Блока

В раннем творчестве Александра Александровича Блока тема любви была одной из центральных и животрепещущих тем. Однако в более позднем периоде она уступила место разочарованию и тоске по утраченным идеалам. Подобное настроение поэта особенно остро чувствуется в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе…», вошедшим в цикл «Возмездие». Приводим краткий анализ «О доблестях, о подвигах, о славе…» по плану, который будет полезен при подготовке учащихся к уроку литературы в 11 классе.

Читайте также:
Своеобразие критической прозы Блока: сочинение

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением О доблестях, о подвигах, о славе.
История создания – Стихотворение было написано в 1908 году, и вошло в цикл под названием «Возмездие».

Тема стихотворения – Разочарование в любви.

Композиция – Кольцевая композиция.

Жанр – Любовное послание.

Стихотворный размер – Пятистопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры – «когда твое лицо в простой оправе», «ты отдала свою судьбу другому», «я бросил в ночь заветное кольцо».

Эпитеты – «горестная», «сырая», «проклятый».

Олицетворения – «летели дни», «вино и страсть терзали жизнь мою».

Сравнения – «И звал тебя, как молодость свою».

Инверсия – «плащ твой синий», «в сырую ночь ушла».

Архаизмы – «гордыня», «аналой».

Анализ стихотворения А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…»

Это – стихотворение из сборника «Возмездие» (1908-1913). Лей и одноименного сборника стало «неминуемое ожидание фатального и стихийного возмездия «исторической юности», «нового варварства».

В феврале1908 г. Любовь Дмитриевна Блок, жена Александра Александровича, решила «поступить на сцену», покинуть дом и Петербург. Причиной этому стало желание «по-своему подвести итоги и разрубить гордиевы узлы мучительно сложных и болезненных семейных отношений 1904-1907 гг.» Тогда же, в составе труппы, собранной В. Э. Мейерхольдом для игры в провинции, Л. Д. Блок уехала на гастроли, на юг России.

В этом стихотворении поэт, смотря на портрет любимой женщины, размышляет о своих взаимоотношениях с ней. Слова «твое лицо в простой оправе // Передо мной сияло на столе» подчеркивают особые чувства, которые испытывает к ней поэт. Он пишет, что настало время, и они расстались.

«Я бросил в ночь заветное кольцо» — эти слова говорят нам, что Блок поначалу не сожалел о случившемся, вскоре забыв ее «прекрасное лицо». Через некоторое время былые чувства дали о себе знать:

Летели дни, крутясь проклятым роем…

Вино и страсть терзали жизнь мою…

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою…

Почему в этом четверостишии столько многоточий? Блоку трудно подбирать правильные слова, он задыхается от нахлынувших воспоминаний. Очевидно, Любовь Дмитриевна действительно была тем человеком, ради которого даже после столь холодной разлуки и трех лет раздора, поэт готов был идти даже в ад. Блок вспоминает, как они венчались в церкви – «по свидетельствам современников, венчание А. А. Блока и Л. Д. Блок произвело на всех свидетелей исключительно сильное и светлое впечатление: все чувствовали себя «участниками мистерии». В момент поэтической кульминации, в момент наивысшего напряжения, Блок отдельным четверостишием вспомнил небольшой момент. Это был момент их расставания. Хотя, как сказать… Скорее Любовь Дмитриевна бросила его. Ведь, как он сам пишет, «я звал тебя, но ты не оглянулась, // Я слезы лил, но ты не снизошла».

Не знаю, где приют своей гордыне

Ты, милая, ты, нежная, нашла…

Здесь можно обратиться к письмам Блока. Например, 4 апреля1908 г. он пишет своей возлюбленной: «Я совершенно не знаю ваших маршрутов и не имею понятия, куда писать. Это письмо пишу наугад. …Ты пишешь, что я могу спрашивать. Я спрашиваю, прежде всего, представляется ли тебе все будущее совершенно вне меня, или ты просто можешь судить теперь только о близком будущем?» Блок приходит к выводу, что «все миновалось», ни к чему эти воспоминания и мечты, и, вытерев слезы, пишет громовыми, торжественными словами:

Твое лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

История создания

Главной женщиной в жизни молодого поэта была Любовь Дмитриевна Менделеева, в которой он видел воплощение женского идеала. В течение шести лет он посвятил ей почти семь сотен лирических стихотворений, написанных с большой любовью.

Неудивительно, что серьезным ударом для Блока стала измена любимой женщины, с которой он к тому времени обвенчался. Любовь Дмитриевна покинула поэта ради его близкого друга, поэта Андрея Белого. Уход супруги, которую он с таким трепетом боготворил все это время, опустошила Александра Александровича. Утратив иллюзии и былые идеалы, он был морально уничтожен, и долго не мог оправиться после предательства. Впоследствии Любовь Дмитриевна вернулась к супругу, но былого чувства он уже не испытывал к ней.

Глубокое эмоциональное потрясение стало причиной создания цикла «Возмездие». Однако, несмотря на красноречивое название, в нем автор не пытался расквитаться с изменницей за причиненную душевную боль. В цикл вошло и стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…», проникнутое душевными терзаниями и изнеможением поэта.

Истинная любовь

В лирике Александра Блока любовь всегда занимала основополагающее место. Для него это были радость и печаль одновременно. Честь и мужество героя бледнели перед образом прекрасной дамы, являющейся воплощением неземного идеала. Для поэта таким ангелом стала Любовь Дмитриевна Менделеева. Именно этой женщине, своей будущей жене, он посвятил целый цикл произведений, объединенный под названием «Стихи о Прекрасной Даме».

По сути, это повесть о восторженной любви юноши к прекрасной соседке. Невозможность обретения гармонии терзает героя, и только любовь приносит умиротворённость, без которой просто нельзя жить.

Своей любимой поэт посвятил 687 стихотворений. Но после венчания лирический дневник прекратился, ему на смену пришел цикл «Возмездие».

Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе», опубликованное в 1908 году, стало знаменитым после публикации третьего тома цикла. Перед читателем предстает уже другая картинка. На смену воспеванию любви приходит чувство утраты чего-то действительно важного. Возможно, автор понял, что идеал оказался простой земной женщиной, и был этим разочарован. Это нужно понимать при написании сочинения или подготовке проекта на тему любви в творчестве Блока.

Главная тема произведения – разочарование в любви. Измена и уход некогда столь любимой женщины оставляют глубокую рану в душе поэта. Он не готов простить предательство и принимает для себя решение навсегда вычеркнуть из памяти образ возлюбленной.

В попытке избавиться от душевных терзаний, лирический герой пускается во все тяжкие. Однако ни вино, ни другие женщины не в состоянии залатать ту брешь, которую оставил после себя уход любимой. Все стихотворение пронизано унынием, тоской и горьким послевкусием измены.

Читайте также:
Историческое прошлое России в цикле стихотворений «На поле Куликовом» Блока: сочинение

Герой видит смысл жизни лишь в любви, и никакие земные радости не способны заменить прелести жизни духовной. Однако сильная любовь не проявляется в полумерах – она либо окрыляет и возносит до небес, либо полностью уничтожает.

«Анализ стихотворения А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» (адресовано жене)»

Александр Александрович Блок жил и писал в очень трудных исторических условиях, мучительно ощущая отсутствие гармонии в «страшном мире». Не чувствовал он ее и в своей душе. Только любовь смогла принести Блоку ту необходимую, желанную умиротворенность, без которой невозможно было жить. Любовь была призвана исключить хаос не только в душе, но и в окружающем поэта мире. Блок обожествлял любовь, открывшую ему высокий смысл жизни. Большое количество стихотворений он посвятил этому прекрасному чувству. Одно из них — «О доблестях, о подвигах, о славе…». Это произведение было написано в 1908 году. Оно имеет структуру кольцевой композиции: первая строка повторяет последнюю, но противопоставлена ей; в заключении стихотворения автор словно хочет повторить первую строку, однако он уже не думает ни о доблести, ни о подвигах, он ищет хотя бы нежности, но не находит и ее. Жанр стихотворения — любовное послание. Герой обращается к ушедшей от него любимой женщине. Он испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад:

И вспомнил я тебя пред аналоем, И звал тебя, как молодость свою… Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла.

Те дни, когда лицо любимой сияло, сменили страшные дни, крутящиеся «проклятым роем». Образ «страшного мира» символичен, он один из ключевых в стихотворении. Сливаясь с образом сырой ночи, он контрастирует с «синим плащом» прошлого, плащом, в который завернулась героиня, уходя из дома (синий цвет — измена):

Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла. Не знаю, где приют своей гордыне Ты, милая, ты, нежная, нашла… Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий, В котором ты в сырую ночь ушла…

Когда твое лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе. У Пушкина:

Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты.

«И я забыл прекрасное лицо» — «и я забыл твой голос нежный»; «летели дни» — «шли годы» и др. Но, несмотря на столь похожий сценарий, финалы у произведений совершенно противоположные: у Пушкина к концу стихотворения наступает пробуждение души, у Блока же мы видим лишь горечь и отчаяние (герой не вернул любимой). В спасительную силу любви, любви как очищающего светлого чувства, А. Блок верил всегда и стремился отдать всего себя любви, великой любви к женщине, к родине. Любви он посвятил свои чувства, помыслы, душу, что ярко выражено в его творчестве.

Средства выразительности

Для придания большей выразительности автор использовал в своем произведении много символов, среди которых встречается и традиционная христианская символика. Так, «заветное кольцо» – это символ верности, аналой – символ любви и верности, ночь олицетворяет собой тьму и неизвестность, а синий цвет плаща – измену.

При помощи ярких эпитетов («горестная», «проклятый»), олицетворений («летели дни», «вино и страсть терзали жизнь мою») и метафор («ты отдала свою судьбу другому», «я бросил в ночь заветное кольцо») поэт описывал переживания лирического героя, потерявшего смысл жизни. Любовь же он сравнивал с безвозвратно ушедшей молодостью («И звал тебя, как молодость свою»).

Каждая фраза наполнена глубоким смыслом и символами, скрывающими страдание, печаль и отчаяние лирического героя.

Краткий анализ стихотворения

Александр Александрович слукавил и обманул ожидания читателя, написав первую строку. Ведь Блок о подвигах в этом стихотворении вовсе не пишет. Речь о любовных переживаниях, а вовсе не о гражданском долге. Именно любовное послание является жанром стихотворения. В нем лирический герой говорит со своей возлюбленной, покинувшей его ради другого мужчины. Он надеется быть услышанным. Герой в отчаянии, он даже выбрасывает «заветное кольцо» — символ верности. Символом неизвестности выступает ночь. Блок «О доблестях, о подвигах, о славе» посвятил впервые за пять лет своей жене. Закончив шестилетний цикл любовной лирики «Стихи о Прекрасной Даме», он прекратил делать ей посвящения. Тогда Любовь Дмитриевна стала его женой. Однако стоило ей уйти, посвящения ей возобновились. Эпитетами поэт описал потерю смысла жизни: «крутясь проклятым роем», а также «в сырую ночь ты из дому ушла». А слова о том, как герой звал лирическую героиню «как молодость свою», безусловно, говорят о том, что ушедшая возлюбленная для него очень много значила. Духовная жизнь закончилась с уходом любимой, теперь он живет вином и страстью, которые его терзают. А его Прекрасная Дама превратилась в разрушительницу. Неспроста появляется в стихотворении синий цвет – он в средневековые времена обозначал измену.


Смотреть галерею

Блок «О доблестях, о подвигах, о славе» заключил в кольцевую композицию, написал пятистопным ямбом и использовал перекрестную рифму. В конце произведения герой все же принял решение, убрав портрет со стола.

Текст

О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле, Когда твое лицо в простой оправе Перед мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому. Я бросил в ночь заветное кольцо. Ты отдала свою судьбу другому, И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем… Вино и страсть терзали жизнь мою… И вспомнил я тебя пред аналоем, И звал тебя, как молодость свою…

Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла. Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют твоей гордыне Ты, милая, ты, нежная, нашла… Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий, В котором ты в сырую ночь ушла…

Уж не мечтать о нежности, о славе, Все миновалось, молодость прошла! Твое лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола.

Блок: стихи о любви

Поэт о любви писал много, с особой грустью. Это важная тема его творчества, одна из главных. «Стихи о Прекрасной Даме» Александр Александрович писал под впечатлением от влюбленности в Менделееву – свою будущую жену. Земное создание он наделял неземными качествами, видя в ней тот женский идеал, который сам себе придумал.

Читайте также:
Романтический мир раннего Блока: сочинение

Любови Дмитриевне было посвящено 687 стихотворений. После их венчания поэт переключается на другие темы – гражданские. Это были циклы «Ямбы» и «Страшный мир», а также «Возмездие», в который опять прорвалась любовная лирика. Блок «О доблестях, о подвигах, о славе» включил именно в этот цикл. Александр Александрович всегда верил в светлую силу любви и отдавался ей полностью. Однако любовь его была не только романтической. Он любил также всей душой Россию, родину.

Анализ стихотворения Блока “О доблестях, о подвигах, о славе…” (1)

Александр Александрович Блок жил и писал в очень трудных исторических условиях, мучительно ощущая отсутствие гармонии в “страшном мире”. Не чувствовал он ее и в своей душе. Только любовь смогла принести Блоку ту необходимую, желанную умиротворенность, без которой невозможно было жить. Любовь была призвана исключить хаос не только в душе, но и в окружающем поэта мире. Блок обожествлял любовь, которая открыла ему высокий смысл жизни. Огромное количество стихотворений он посвятил этому прекрасному чувству. Одно из них – “О доблестях,

о подвигах, о славе…” .

Это стихотворение было написано в 1908 году и вошло в третий том Собраний стихотворений поэта. Цикл “Возмездия”, к которому относится стихотворение, продолжает тему “страшного мира”. Слово “возмездие” понимают обычно как наказание за некое преступление. Причем наказание, исходящее со стороны, от кого-то. Возмездие, по Блоку, – это прежде всего осуждение человеком самого себя, суд собственной совести. Главная вина героя – измена данным когда-то священным обетам, высокой любви, измена человеческому предназначению. А следствием этому – расплата: душевная

опустошенность, усталость от жизни, покорное ожидание смерти. Эти мотивы звучат во всех стихотворениях цикла “Возмездие”.

Навсегда ушла из жизни поэта та высокая безгрешная любовь, действительность разрушила идеал, и поэт скорбит о потерянной чистой мечте, в которую он теперь не способен так сильно верить:

О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле, Когда твое лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе… Уж не мечтать о нежности, о славе, Все миновалось, молодость прошла! Твое лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола.

Стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе…” имеет структуру кольцевой композиции: первая строка повторяет последнюю, но противопоставлена ей; в заключении стихотворения автор словно хочет повторить первую строку, но он уже не думает ни о доблести, ни о подвигах, он ищет хотя бы нежности, но не находит и ее.

Жанр стихотворения – любовное послание. Герой обращается к ушедшей от него любимой женщине. Он испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад. Это желание передано в стихотворении при помощи анафор и синтаксического параллелизма:

И вспомнил я тебя пред аналоем, И звал тебя, как молодость свою… Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла.

Расставшись с любимой, герой потерял смысл жизни, он потерял самого себя. Не встретил он больше и настоящей любви, на жизненном пути ему встречалась лишь страсть:

Летели дни, крутясь проклятым роем… Вино и страсть терзали жизнь мою… И вспомнил я тебя пред аналоем, И звал тебя, как молодость свою…

Те дни, когда лицо любимой сияло, сменили страшные дни, крутящиеся “проклятым роем”. Образ “страшного мира” символичен, он один из ключевых в стихотворении. Сливаясь с образом сырой ночи, он контрастирует с “синим плащом” прошлого, плащом, в который завернулась героиня, уходя из дома (синий цвет – измена):

Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла. Не знаю, где приют своей гордыне Ты, нежная, ты, милая, нашла… Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий, В котором ты в сырую ночь ушла. Дни подобны ночи, жизнь кажется сном (“я крепко сплю”).

В стихотворении нам встречается большое количество эпитетов: “на горестной земле”, “заветное кольцо”, “проклятым роем”, “сырая ночь”. Та нежность, с которой герой вспоминает свою любимую, сравнивая ее со своей молодостью: “И звал тебя, как молодость свою”, отражена в произведении такими эпитетами, как: “прекрасное лицо”, “ты, милая”, “ты, нежная”. Встречаются в стихотворении олицетворения и метафоры: “когда твое лицо в простой оправе”, “передо мной сияло на столе”, “я бросил в ночь заветное кольцо”, “ты отдала свою судьбу другому”, “летели дни”, “вино и страсть терзали жизнь мою”, “я крепко сплю”.

Если внимательно читать Стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе…” , то нетрудно заметить, что оно перекликается со стихотворением А. С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье…” .

Когда твое лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе… У Пушкина мы видим сходные строчки: Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты.

“И я забыл прекрасное лицо” – “И я забыл твой голос нежный”. “Летели дни” – “шли годы”. Но, не смотря на столь похожий сценарий, финалы у стихотворений совершенно противоположные: у А. С. Пушкина к концу стихотворения наступает пробуждение души, у Блока же мы видим лишь горечь, отчаяние (герой не вернул любимой).

В спасительную веру любви, любви как очищающего светлого чувства, А. Блок верил всегда и стремился отдать всего себя любви, великой любви к женщине, к Родине… Любви он посвятил свои чувства, помыслы, душу, что ярко выражено в его стихотворениях на всем протяжении творчества великого поэта, именем которого его мать, Россия, гордится и поныне.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: