Дыхание революционной грозы: сочинение

Революцией призванный (ДЫХАНИЕ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ГРОЗЫ В СТИХОТВОРЕНИЯХ «АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ» А. БЛОКА И «РЫЦАРЬ НА ЧАС» Н. НЕКРАСОВА)

Революцией призванный

(ДЫХАНИЕ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ГРОЗЫ В СТИХОТВОРЕНИЯХ «АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ» А. БЛОКА И «РЫЦАРЬ НА ЧАС» Н. НЕКРАСОВА)

На первый взгляд, стихотворение А. Блока «Ангел-хранитель» и стихотворение Н. Некрасова «Рыцарь на час» не имеют между собой ничего общего. Блок и Некрасов жили и творили в разное время. Под стихотворением «Рыцарь на час» стоит дата: 1862 год. Для России это было тяжелое время, когда после отмены крепостного права в государ­стве происходили крестьянские волнения. Стихотворение А. Блока датируется 17 августа 1906 года — спустя месяц после роспуска Первой думы и последнего крупного восстания в ходе первой российской революции.

Но между стихотворениями, которые разделяет более чем полвека, много общего. Во-первых, это выражение грозного дыхания революционной стихии. Во-вторых, обращение к женскому образу — матери у Некрасова и жены у Блока.

Известно, что Некрасов испытывал душевные пережи­вания по поводу событий, которые последовали за «кресть­янской реформой». Повсеместные бунты подавлялись вла­стями с особой жестокостью, революционная демократия отвечала на это террором. Происходит арест М. Михайлова и Н. Чернышевского — близких Некрасову людей. Одно­временно приостанавливается издание «Современника». Осуждены на ссылку Ф. Достоевский и Т. Шевченко.

В тоскливом душевном состоянии, порожденном такой обстановкой, и рождается стихотворение «Рыцарь на час». В бессонную лунную ночь поздней осени поэт пытается при­глушить голос совести, потому что в такую ночь «созерцанию должно отдаться». Отдаваясь «во власть окружающей бод­рой природы», он ощущает, как «сила юности, мужество, страсть и великое чувство свободы наполняют ожившую грудь».

Поэт уверен, что даже если бы «в эту пору» ему при­шлось «на родную деревню взглянуть», то и на ней «не видна бедность нагая!» Потому что осень — пора сбора уро­жая, и трудолюбивые крестьяне потрудились на славу.

Мысль о родной деревне вызывает ностальгическое вос­поминание. Перед мысленным взором поэта возникает ста­рая белая церковь на невысокой горке за селом с одиноким крестом на стене; он как будто видит старика-сторожа, который поднимается на колокольню, чтобы ударить две­надцать раз в колокол. И эти картины настолько осяза­тельны,

Что не верится мне в эту пору,

Чтоб не мог увидать я и той,

Чья душа здесь незримо витает,

Кто под этим крестом почивает…

Наверное, Некрасов не был бы Некрасовым, если бы в этот миг он не обратился к образу матери — самому чисто­му и светлому воспоминанию в своей жизни. Поэтому имен­но в образе матери у него воплощается образ Родины. Обращаясь к образу матери-Родины, поэт просит спасти его, возродить в нем «силу свободную, гордую», дать волю к борьбе.

Стихотворение завершается беспощадным откровением. Оказывается, «пламя юности, мужество, страсть и вели­кое чувство свободы» пробудились в душе лирического ге­роя лишь во сне. Наяву же он «проснулся ребенка слабей».

Стихотворение А. Блока также отражает потрясение — на этот раз от поражения первой русской революции. Од­нако буря страстей и душевное потрясение здесь намного глубже и масштабнее, чем у Некрасова. Если в 1862 году русский поэт осознает, что «трудное время» захватило представителей его поколения «неготовыми к трудной борь­бе», то у Блока в водоворот трагических событий вовлече­на вся Россия. Здесь мы чувствуем приближение не­избежного краха и наступление царства всеобщего хаоса, в котором невозможно понять и разобраться, кто за кого, кто против кого, кто жертвы, а кто палачи и чем все это закончится — «Воскреснем? Погибнем? Умрем?»

Некрасов говорил лишь от себя и своего поколения, Блок говорит не только от себя и своего поколения. Он говорит от имени всей мыслящей России. Он не знает, даже не догадывается, что ждет их впереди. Он знает только, что это будет мгла. Несмотря на это, он клянет­ся, что навеки останется с Родиной — «светлой невестой, сестрой, дочерью, женой».

Дыхание революционной грозы

На первый взгляд, стихотворение А. Блока «Ангел-хранитель» и стихотворение Н. Некрасова «Рыцарь на час» не имеют между собой ничего общего. Блок и Некрасов жили и творили в разное время. Под стихотворением «Рыцарь на час» стоит дата: 1862 год. Для России это было тяжелое время, когда после отмены крепостного права в государстве происходили крестьянские волнения. Стихотворение А. Блока датируется 17 августа 1906 года — спустя месяц после роспуска Первой думы и последнего крупного восстания в ходе первой российской революции.

между стихотворениями, которые разделяет более чем полвека, много общего. Во-первых, это выражение грозного дыхания революционной стихии. Во-вторых, обращение к женскому образу — матери у Некрасова и жены у Блока.

Читайте также:
В стихах Блока автор никогда не исчезает за своими образами личность поэта всегда перед читателем (В.Я. Брюсов): сочинение

Известно, что Некрасов испытывал душевные переживания по поводу событий, которые последовали за «крестьянской реформой». Повсеместные бунты подавлялись властями с особой жестокостью, революционная демократия отвечала на это террором. Происходит арест М. Михайлова и Н. Чернышевского — близких Некрасову людей. Одновременно приостанавливается издание «Современника».

В тоскливом душевном состоянии, порожденном такой обстановкой, и рождается стихотворение «Рыцарь на час». В бессонную лунную ночь поздней осени поэт пытается приглушить голос совести, потому что в такую ночь «созерцанию должно отдаться». Отдаваясь «во власть окружающей бодрой природы», он ощущает, как «сила юности, мужество, страсть и великое чувство свободы наполняют ожившую грудь».

Поэт уверен, что даже если бы «в эту пору» ему пришлось «на родную деревню взглянуть», то и на ней «не видна бедность нагая!» Потому что осень — пора сбора урожая, и трудолюбивые крестьяне потрудились на славу.

Мысль о родной деревне вызывает ностальгическое воспоминание. Перед мысленным взором поэта возникает старая белая церковь на невысокой горке за селом с одиноким крестом на стене; он как будто видит старика-сторожа, который поднимается на колокольню, чтобы ударить двенадцать раз в колокол. И эти картины настолько осязательны,

Что не верится мне в эту пору,
Чтоб не мог увидать я и той,
Чья душа здесь незримо витает,
Кто под этим крестом почивает…

Наверное, Некрасов не был бы Некрасовым, если бы в этот миг он не обратился к образу матери — самому чистому и светлому воспоминанию в своей жизни. Поэтому именно в образе матери у него воплощается образ Родины. Обращаясь к образу матери-Родины, поэт просит спасти его, возродить в нем «силу свободную, гордую», дать волю к борьбе.

Стихотворение завершается беспощадным откровением. Оказывается, «пламя юности, мужество, страсть и великое чувство свободы» пробудились в душе лирического героя лишь во сне. Наяву же он «проснулся ребенка слабей».

Стихотворение А. Блока также отражает потрясение — на этот раз от поражения первой русской революции. Однако буря страстей и душевное потрясение здесь намного глубже и масштабнее, чем у Некрасова. Если в 1862 году русский поэт осознает, что «трудное время» захватило представителей его поколения «неготовыми к трудной борьбе», то у Блока в водоворот трагических событий вовлечена вся Россия. Здесь мы чувствуем приближение неизбежного краха и наступление царства всеобщего хаоса, в котором невозможно понять и разобраться, кто за кого, кто против кого, кто жертвы, а кто палачи и чем все это закончится -«Воскреснем? Погибнем? Умрем?»

Некрасов говорил лишь от себя и своего поколения, Блок говорит не только от себя и своего поколения. Он говорит от имени всей мыслящей России. Он не знает, даже не догадывается, что ждет их впереди. Он знает только, что это будет мгла. Несмотря на это, он клянется, что навеки останется с Родиной -«светлой невестой, сестрой, дочерью, женой».

Александр Блок. Жизнь и творчество. Влияние творчества Блока на поэзию Анны Ахматовой ПЛАН 1. Вступление 2. Из воспоминаний о Блоке 3. Начало. Десятые годы 1). Сборник «Вечер» 2). Сборник «Четки» 4. Поэма без героя 1) «у шкатулки.

Идейно-тематическое содержание поэзии Н. А. Некрасова Основные темы и мотивы поэзии Некрасова определились уже в сборнике 1856 года. В соответствии с тематикой он включал четыре раздела. Первый раздел содержал стихотворения, посвященные.

Александр Блок 1880 — 1921 «Здравствуйте, Александр Блок. Лафа футуристам, фрак старья разлазился каждым швом». Блок посмотрел костры горят «Очень хорошо». «Хорошо», В. В. Маяковский Родился Александр.

Блок Александр Александрович «Здравствуйте, Александр Блок. Лафа футуристам, фрак старья разлазился каждым швом». Блок посмотрел костры горят «Очень хорошо». «Хорошо», В. В. Маяковский Родился Александр Александрович Блок в.

Николай Некрасов — певец доли народной Творчество Некрасова охватывает сороковые-семидесятые годы позапрошлого века. Оно сложилось, окрепло и получило широкое признание во второй, революционно-демократический, период освободительного движения в России. В нем выразились.

Своеобразие лирики Некрасова Опять она, родная сторона, С ее зеленым, благодатным летом, И вновь душа поэзией полна… Да, только здесь могу я быть поэтом. Н. А. Некрасов Передо.

Поэтическое новаторство Н. А. Некрасова Как справедливо отмечал замечательный литературовед Б. Эйхенбаум, «в числе разнообразных противоречий, накопленных русской жизнью и культурой прошлого века, имеется одно, наиболее мучительное, сохранившееся вплоть до.

Белинский о Некрасове Белинский о Некрасове Критическая деятельность молодого Некрасова явилась частью той борьбы за реалистическое и социальное начало в литературе, какую вели Белинский и писатели натуральной школы.

Взаимоотношения Некрасова и Белинского Критическая деятельность молодого Некрасова явилась частью той борьбы за реалистическое и социальное начало в литературе, какую вели Белинский и писатели натуральной школы. Поэтому естественно, что.

Читайте также:
Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре: сочинение

«Народная мысль» в творчестве Некрасова «Бесконечная тянется дорога, и на ней, вслед промчавшейся тройке, с тоскою глядит красивая девушка, придорожный цветок, который сомнется под тяжелым, грубым колесом. Другая дорога, уходящая.

Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова К теме поэта и поэзии не раз обращались многие художники слова, но раскрывали ее в своих произведениях по-разному. В середине ХIХ века определились две основные.

А. Блок в Петербурге-Петрограде — жизнь и творчество На Васильевском острове, рядом со старинным зданием Двенадцати коллегий стоит двух этажный дом, где 16 ноября 1880 года родился Александр Блок. О младенческих годах «добренького.

Вопросы и ответы к лирике А. Блока Каковы основные этапы творческого пути А. Блока? Основу первого периода творчества Блока составляет цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Лирический герой — современный человек — живет.

Вопросы и ответы к лирике Н. А. Некрасова Каковы основные темы лирических произведений Н. А. Некрасова? Каким вы представляете себе лирического героя Некрасова? Это образованный, эмоциональный человек, тонко чувствующий, ранимый, демократ по убеждениям.

Николай Некрасов и Афанасий Фет Николай Некрасов и Афанасий Фет… Что-то далекое и близкое… «Между именами Некрасова и Фета такой же контраст, как между белым и черным…» Почему? Надо бы.

Тема России в лирике А. А. Блока А. А.Блок Коршун Чертя за кругом плавный круг, Над сонным лугом коршун кружит И смотрит на пустынный луг. — В избушке мать над сыном тужит.

Город в творчестве Блока Действенный Петербург Одно из самых прекрасных и совершеннейших созданий русского национального гения, Петербург — и как тема, и как образ — оставил глубокий, неизгладимый след.

Блок и Некрасов Стихотворения «Ангел — хранитель» А. Блока и «Рыцарь на час» Н. А. Некрасова на первый взгляд не имеют между собой ничего общего. Действительно, А. Блок.

Некрасов и украинская литература Интерес к жизни и культуре украинского народа у Некрасова был столь же постоянным, как и у других выдающихся представителей русской литературы. Еще в начале 40-х.

Основные мотивы поэзии Н. А. Некрасова Некрасов был самым демократическим поэтом второй трети XIX в. Его поэзия, совершенно народная и по духу и по форме, выражала мысли и чувства передовых революционных.

Позиции лирических героев в стихотворениях «Ангел-хранитель» А. Блока и «Рыцарь на час» Н. А. Некрасова Стихотворения «Ангел-хранитель» А. Блока и «Рыцарь на час» Н. А. Некрасова на первый взгляд не имеют между собой ничего общего. Действительно, А. Блок и Некрасов.

Сопоставить позиции лирических героев в стихотворениях «Ангел — хранитель» А. Блока и «Рыцарь на час» Н. А. Некрасова Стихотворения «Ангел — хранитель» А. Блока и «Рыцарь на час» Н. А. Некрасова на первый взгляд не имеют между собой ничего общего. Действительно, А. Блок.

Народ в лирике Некрасова Тема народа и проблема национального характера стала одной из основных в русской литературе еще со времен Грибоедова с его комедией «Горе от ума» и Пушкина.

«И как любил он — ненавидя!» У Некрасова был сиплый голос. Этот сиплый голос отмечали все без исключения мемуаристы. В середине 50-х годов — в пору тяжелых отношений с гражданской женой.

Биография Некрасова Николай Алексеевич Некрасов ) — классик русской поэзии, писатель и публицист. Он был революционным демократом, редактором и издателем журнала «Современник» и редактором журнала «Отечественные записки».

Мотивы лирики Н. А. Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова по праву можно считать народным поэтом, ведь не случайно столь многообразные, сложные по своей художественной структуре мотивы его лирики объединены темой народа.

Поэмы Александра Блока Александр Александрович Блок — прямой и законный наследник русской культуры XIX века. Поэт чутко вслушивался в пророческие голоса классиков накануне грозовых лет. Душа Блока была.

Биография Некрасов Николай Алексеевич (1821 — 1876) Некрасов Николай Алексеевич (1821-1876) — поэт, прозаик, критик, издатель. Детские годы Некрасова прошли на Волге в с. Грешнево Ярославской губернии. Отец Некрасова.

Традиции русской классики в лирике Некрасова Всякий литературный деятель, будь то поэт или писатель, связан с классическими традициями прежних лет, всякий в той или иной степени испытывал влияние общепризнанных гениев. В.

Тема поэта и поэзии, образ музы в лирике Н. А. Некрасова Тема поэта и поэзии — вечная в литературе. В произведениях о роли и значении поэта и поэзии автор высказывает свои взгляды, убеждения, творческие задачи. В.

Читайте также:
Тема любви в поэзии А.А.Блока и С.А.Есенина: сочинение

Гражданственность поэзии Некрасова …Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. Н. А.Некрасов Поэт в России — больше чем поэт. В ней суждено поэтами рождаться Лишь тем.

«Муза Некрасова… очень часто, смешивая благородные чувства с грубостью манер» Лирика Некрасова — новый этап в развитии русской поэзии. В ней раскрываются мысли, чувства, настроения, взгляды человека новой социальной эпохи — представителя демократических разночинных кругов.

Темы и образы некрасовской «Музы мести и печали» Лирика Некрасова — новый этап в развитии русской поэзии. В ней раскрываются мысли, чувства, настроения, взгляды человека новой социальной эпохи — представителя демократических разночинных кругов.

Тема «страшного мира» в лирике А. Блока Цели урока: рассмотреть особенности лирики А. Блока второго периода творчества, проанализировать стихотворения, относящиеся к циклу «Страшный мир»; учить приемам анализа стихотворного текста. Ход урока: I.

Своеобразие поэтической речи Николая Некрасова Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года в украинском местечке Немирове. Там служил тогда в армии его отец, вскоре вышедший в отставку и поселившийся.

Тема народных страданий в поэзии Некрасова Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт второй половины XIX века. Обращаясь к теме России, Пушкин и Лермонтов видели величие народа, широту русских земель, но.

Н. А. Некрасов о назначении поэта и поэзии Н. А. Некрасова можно заслуженно назвать поэтом-революционером. Он был одним из родоначальников социальной поэзии, для которой нет запретных тем. В своем творчестве Некрасов уделяет большое.

Он «лиру посвятил народу своему» Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт второй половины XIX века. Обращаясь к теме России, Пушкин и Лермонтов видели величие народа, широту русских земель, но.

«Смерть Артура» Мэлори в кратком содержании Король Англии Утер Пендрагон влюбляется в Игрейну, жену герцога Корнуэльского, с которым он ведет войну. Знаменитый чародей и прорицатель Мерлин обещает помочь королю завоевать Игрейну.

Краткое содержание Смерть Артура Томас Мэлори Смерть Артура Король Англии Утер Пендрагон влюбляется в Игрейну, жену герцога Корнуэльского, с которым он ведет войну. Знаменитый чародей и прорицатель Мерлин обещает.

Сочинение Революцией призванный (Дыхание революционной грозы в стихотворениях «Ангел-хранитель» А.Блока и «Рыцарь на час» Н.Некрасова)

На первый взгляд, «Ангел-хранитель» Александра Блока и «Рыцарь на час» Николая Некрасова – совершенно разные стихотворения. Сами поэты жили и творили в абсолютно разное время. Рожденное в 1862 году произведение «Рыцарь на час» – отпечаток того тяжелого для России времени, когда, уже после отмены жестокого крепостного права, в неокрепшем государстве слышались очередные крестьянские волнения. Блок написал свое стихотворение 17 августа 1906 года — то есть спустя месяц после вынужденного роспуска Первой думы, в следствии последнего крупного восстания в течении первой российской революции.

На самом деле, между разделенными во времени более чем на полвека стихотворениями, много общего. Это, во-первых, ощущение грозного дыхания непредсказуемой революционной стихии, а во-вторых, обращение к символическому женскому образу — жены у Блока и матери у Некрасова.

Небезызвестно, что Некрасов испытывал острые душевные переживания, связанные с событиями, следовавшими за «крестьянской реформой». Повсеместно возникающие бунты подавлялись властями с некой особой жестокостью, на что революционная демократия отвечала откровенным террором. Близкие Некрасову люди М. Михайлов и Н. Чернышевский арестованы. Одновременно приостановлено издание «Современника». Жестоко осуждены на ссылку Т. Шевченко и Ф. Достоевский.

В спровоцированном подобной обстановкой тоскливом состоянии души, и рождено стихотворение «Рыцарь на час». Бессонной лунной ночью поздней осени лирический герой пытается приглушить голос собственной совести, ведь в такую ночь, несомненно, «созерцанию должно отдаться». Сдавшись «во власть окружающей бодрой природы», он явно ощущает, как буйная «сила юности, мужество, страсть и великое чувство свободы наполняют ожившую грудь».

Встревоженный герой уверен, что даже если бы сейчас ему пришлось «на родную деревню взглянуть», то не проступила бы «в эту пору» ее «бедность нагая!». Ведь осень — урожайная пора, когда трудолюбивые крестьяне поработали на славу.

Мысли о родной деревне вызывают ностальгическое воспоминание. В фантазии лирического героя возникает призрак старой белой церкви на невысокой горке, что за селом, с ветхим одиноким крестом на стене. Перед мысленным взором его на колокольню поднимается старик-сторож, чтобы двенадцать раз ударить в колокол. И эти картины настолько живы и осязательные:

Что не верится мне в эту пору,

Чтоб не мог увидать я и той,

Чья душа здесь незримо витает,

Кто под этим крестом почивает.

Незабвенный почерк Некрасова в непременном обращении к образу матери — самому светлому и чистому воспоминанию в его жизни. Именно в нем воплощается образ горячо любимой Родины. Обращаясь к матери-России, лирический герой просит спасти его, возродив в нем «силу свободную, гордую», и дав необходимую волю к борьбе.

Читайте также:
Анализ стихотворения А. Блока О доблестях, о подвигах, о славе (адресовано жене): сочинение

Беспощадным откровением завершается стихотворение «Рыцарь на час». Оказывается, долгожданные «пламя юности, мужество, страсть и великое чувство свободы» воспылали в душе лирического героя только в сновидении. Наяву же несчастный «проснулся ребенка слабей».

«Ангел-хранитель» Блока также отражает пережитые поэтом потрясения — в этот раз от краха первой русской революции. Впрочем, буря страстей здесь намного масштабнее и яростней, чем у Некрасова. Тогда как, в 1862 году великий русский поэт осознает, что мятежное «трудное время» застало представителей его поколения совсем «неготовыми к трудной борьбе», то Блок видит вовлеченной в водоворот трагических событий всю Россию. В его стихотворении чувствуется приближение неизбежного краха и наступление всеобщего хаоса. Поэт мечется в потоке противоречивых мыслей — «Воскреснем? Погибнем? Умрем?»

Николай Некрасов говорит в своем произведении от себя и своего поколения, тогда как Александр Блок глаголет от имени всей мыслящей небезразличной России. Он не строит догадок о том, что ждет их впереди, но знает, что это будет мгла. И даже, несмотря на это, он страстно клянется, что навеки останется со своей Родиной, которая «сестра, и невеста, и дочь».

Конфликт поколений в драме А.Н. Островского «Гроза» – взаимоотношения эпох

«Луч света в тёмном царстве»

Молодое поколение в пьесе «Гроза» представлено людьми, которые не сказать, чтобы далеко ушли от «отцов». Они в большинстве своём показаны личностями, которые не просто ужились с правилами ветхого общества, а стали его неотъемлемой частью и уже вряд ли представляют себе другую жизнь. Эти люди привыкли врать, уклоняться от ответственности, идти по головам и обманывать во благо своим корыстным целям. Такие люди, как, например, Борис, могут вызывать только презрение и отвращение.

Главные действующие лица пьесы принадлежат разным поколениям и разным мирам:

  • Марфа Игнатьевна Кабанова, Кабаниха. Самый яркий представитель старого поколения; является, по сути, главным антагонистом произведения.
  • Катерина. Противоположность Кабановой. Является «лучом света в тёмном царстве».
  • Тихон Кабанов. Муж Катерины, который мог бы быть сторонником взглядов жены, но воспитание и авторитет его матери не позволил этому случиться.
  • Борис. Племянник купца Дикого. Любовник Катерины, который оставил её в самый тяжёлый для неё момент из-за страха потерять деньги дяди.
  • Варвара. Возможно, наиболее близкий человек для Катерины в этом городе. Как и главная героиня, не относится к «тёмному царству», однако и не является его оппозицией, ведь привыкла уживаться в этом мире лживых и мерзких людей.
  • Кулигин. Близок к Катерине по взглядам. Наравне с ней относится к новому поколению, не желающему мириться со старым.

Таким образом, к числу положительных персонажей, можно отнести единицы. По сути, лишь Катерину и Кулигина. А количество представителей «тёмного царства» по-настоящему зашкаливает.

Почти все в пьесе, так или иначе, относятся к старому прогнившему виду людей. Среди них особенно стоит выделить Кабаниху, ее мужа Тихона, купца Савел Прокофьевич Дико́го и его племянника Бориса.

Несложно сделать вывод, что шансов на победу у нового поколения совершенно нет. Катерина и Кулигин не в силах противостоять Кабановой и её свите. Всё, что остаётся сделать Катерине — это покинуть этот мир, оставшись лишь блёклым «лучом света», который, как бы ни хотел, не может изменить правила и традиции города Калинов. Катерина неспособна в одиночку сражаться с патриархальным укладом жизни в обществе, из-за чего эта самая борьба оказывается лишь внутри неё, в её душе, где и происходит истинное столкновение «тёмного» и «светлого».

Это столкновение быстро приводит героиню к абсолютной безысходности — она не может бороться с Кабанихой и не может с ней остаться. Единственным выходом остаётся самоубийство, позволяющее наконец-то выбраться из цепких лап этого самого «тёмного царства».

Конфликт между поколениями

В чём заключается противостояние «старого» и «нового»? Если кратко, то в непринятии первого вторым и страх второго перед первым. Старшее поколение по-настоящему боится младшего, так как оно представляет реальную неизбежную угрозу для его положения и влияния; для людей прошлого новые порядки — настоящая проблема, которую не помешало бы решить. А младшее, в свою очередь, просто желает иметь значение, не прятаться в тени «отцов».

В пьесе «Гроза» ситуация в целом похожа, но не идентична. Катерина не хочет быть «главной героиней романа», не стремится быть в первых рядах, оставив позади Кабанову; она только лишь хочет жить как нормальный человек, без постоянного угнетения с самых разных сторон.

Читайте также:
Образ Руси в поэзии Блока: сочинение

Калинов, казалось бы, далёк от «царства», однако это, возможно, не так; этот город весь состоит из тёмных, неприятных, жадных и слабых людей, он собирает в себе всю чернь патриархального общества и ставит во главе этой монархии Кабаниху, вольную за счёт своего величия и авторитета, творить, что ей вздумается с любым, и никто не может пойти против неё: кто-то просто боится её гнева, а кто-то боится искать единомышленников, ведь это уже чревато последствиями, а о том, чтобы протестовать одному, не может идти и речи.

Так или иначе, против Кабанихи никто не пойдёт, и всевластие «тёмного царства» так и не получит для себя какие бы то ни было ограничения.

Единственный человечный герой

«Лучом» образ Катерины стал не потому, что была против Кабанихи и её подопечных, — Варвара тоже была против, но всё равно жила по правилам этого общества — а потому, что была единственным чистым, хорошим, светлым человеком во всём «царстве». Она одна была не способна жить, обманывая; она не смогла переступить через моральные нормы и стать одной из «жителей Калинова».

  • До замужества жизнь Катерины была наполнена красотой, поэзией любовью. Она «жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле».
  • Выйдя замуж, героиня теряет свой внутренний рай. Жизнь в доме Кабановой является для неё ужасными страданиями; она вынуждена покоряться безрассудным указаниям свекрови, слушать её многочисленные упрёки.
  • К мужу Катерина чувствует только жалость, настоящей искренней любви между ними нет.
  • Катерина чиста душой, трепетно относится к Богу и боится греха. Любит детей. Внутренний моральный компас не позволяет ей лгать и притворяться.
  • Измена законному мужу для героини — тяжелейший грех. Но жить в нелюбви девушка неспособна; Борис уезжает и не берёт её с собой в Сибирь. В дом, где её постоянно угнетают она вернуться не может. Всё, что ей остаётся — убить себя.

Она оказалась слишком человечной для этого общества и не смогла с этим справиться. Сильнейшее угнетение старого поколения смогло привести героиню к тяжелейшему решению, к самоубийству. Катерина не нашла поддержки ни в Тихоне, ни тем более в Борисе и осталась одна. Одна среди настоящего ада.

Абсолютно реальная трагедия

Жестокая история Катерины по-настоящему трагична и, к большому сожалению, абсолютно правдива; неизвестно, сколько ещё подобных происшествий было возможно. Островский прекрасно понимал серьёзность проблемы силы патриархата, он был обеспокоен этим и желал донести свои мысли по этому поводу до читателей при помощи «Грозы» и «луча света в тёмном царстве». Именно вразумлению людей посвящено его знаменитое сочинение.

Конфликт поколений в драме представлен без яркого сражения и многочисленных споров, как это было, к примеру, в «Отцах и детях». Однако он никоим образом не теряет своей силы для читателя. Безвыходное положение главной героини отчётливо показывает то, насколько всё-таки глубоко вросло в общество старое время и как сильно люди не хотят терять своего влияния и своих позиций.

Сочинение по пьесе Гроза Островского (10 класс рассуждение)

Пьесу Александар Николаевча Островского “Гроза” можно считать не только литературным, но и историческим произведением. Пьеса несет в себе нотки революционных настроений, о чем говорит и символичное название. Она отражает быт и нравы городских жителей имперской России во второй половине позапрошлого века.

Главная идея произведения – возникший и разразившийся между двумя поколениями конфликт. Кабаниха и ее семья – типичный собирательный образ купечества, которое консервативно, оно старается придерживаться старых нравов и традиций, не желая понимать интересы и порывы молодежи. Гроза бушует не только в окружающей природе, но и душе каждого из героев пьесы.

Социальные противоречия, описываемые Александром Николаевичем Островским, остаются актуальными и в наши дни. Например, родители и сейчас не всегда прислушиваются мнения детей в вопросах, где должны учитываться интересы каждого члена семьи.

Островский невероятно точно смог показать читателям человеческие образы той эпохи. Кабаниха – весьма харизматичная и злая женщина, главным пороком которой является лицемерие. На людях она весьма набожна, готова протянуть руку помощи, а в бытовых условиях Кабаниха предстает настоящим тираном. Она эмоционально уничтожает своего сына Тихона, показывая его беспомощным, жалким героем.

С другой стороны, роль Екатерины тоже незавидна. Добрая, сентиментальная женщина, воспитанная, отнюдь, не в духе традиций города Калинова. Она оказывается в печальной и незавидной ситуации. Автор противопоставляет ее обществу и традициям, которые устоялись здесь за долгие десятилетия. У Екатерины не самый лучший супруг. Между ними нет любви.

Читайте также:
Стихотворение Блока «О, я хочу безумно жить…»: сочинение

Пьеса Островского показала обострившийся кризис общества, сквозь который начинают пробиваться побеги просвещенного сознания. Старые принципы и нравы все еще царствуют над описываемым автором обществом, однако, век их скоротечен и недолог.

“Гроза” является символом безудержной стихии, которая смоет весь негатив прошлой эпохи. Мир изменится, но, к сожалению, Екатерине этого не увидеть. Ее душа не вынесла проявившихся противоречий, заставивших бедную женщину совершить страшный грех.

2 вариант

Пьеса “Гроза” была написана Островским в 1859 году. Перед её написанием Островский путешествовал по Волге, с целью узнать быт и нравы местных жителей. Интересно, что уже в 1861 году крепостное право было отменено. Очевидно, писатель видел жалкое положение крестьян, а конфликт между ними и барином был показан, как борьба застоя общества и свободы.

Для выражения свободных идей Островскому нужен был сильный персонаж, отличающийся от остальных. В его пьесе им становится Катерина. Она как бы несёт свет, стараясь следовать не обязанностям, раболепного поклонения перед старшими, а рассуждает здраво, по -христиански. Она религиозна, что видно из её монологов, когда она восхищается куполом церкви и говорит о том, что видит ангелов. Она хочет помогать бедным и растить детей.

Для Марфы Игнатьевны Катерина, это не просто, невестка, это угроза. Она боится, что та может повлиять на её сына и вывезти его из состояния подчинения матери. Она говорит своему сыну Тихону, что женившись, он перестал любить её (свою мать), но что она, и только она, знает, как должна вести себя молодая жена.

Поэтому она требует от Кати, встать на колени, когда Тихон уезжает, и укоряет её, когда та не льёт слёзы от разлуки с мужем.

Казалось бы, Катерина должны была покориться такому авторитету и остаться безропотным существом, но всё происходит иначе. Она указывает Тихону, на то, что мать его неправа, но делает это мягко и деликатно. Так может разговаривать только действительно сильный и ответственный человек.

Весь сюжет пьесы разворачивается в вымышленном городе Калинове. Автор как бы намекает, что такие события могут произойти в любом русском городе, а такие персонажи, как Дикой и Марфа Игнатьевна, весьма типичны. О порядках этого города мы узнаём в самом начале пьесы. Кулигин заводит о природе и ему хочется петь, в тоже время, его друга ничего не радует, он словно отгородился от остального мира забором. Далее Кулигин, с друзьями, рассуждает о купечестве, о его ярких представителях Диком и Марфе Кабанове.

Дикой предстаёт перед нами в образе самодура, который груб и невоспитан, да, к тому же, нажил свой капитал обманным путём. Марфа Кабанова так же груба и невежественна. Она привыкла унижать всех кто её окружает, полагаясь в этом только на своё богатство. Даже её сын, рад уехать из – под её гнёта.

Таким предстаёт перед нами город Калинов в пьесе “Гроза”.

Вариант 3

Пьеса под названием «Гроза» написана Константином Островским. Его считают основателем театральной жизни в России. В своем произведении «Гроза» Константин Островский поднимает насущные проблемы, которые актуальны и сегодня. Это касается вопросов семейной жизни, любовных отношений, крепостного права и других моральных и этических отношений.

Главными героями данного произведения являются Катерина, Тихон, Дикой, Кабаниха, Варвара, Кудряш, Борис и есть второстепенные персонажи.

Самой главной героиней является Катерина. Она замужем за слабохарактерным Тихоном, которого вдобавок можно назвать «маменькиным сынком». Он не может постоять за свою жену перед матерью, которая травит ее постоянно. Она унижает ее женское достоинство, напускает клевету и вообще считает пустым местом. Потому главная героиня – это несчастная женщина, которая страдает от извечной нехватки любви и угнетений. Неудивительно, что такая при любой возможности ответит взаимности каждому встречному, с кем почувствует себя счастливой.

Скоро муж Тихон уезжает в какую-то рабочую командировку и Катерина, если можно тау выразиться, бросается «во все тяжкие». она, являясь достаточно набожной и религиозной женщиной, она начинает ходить на свидания с Борисом. Борис – это приехавший в деревню наследник умирающего дяди. Тут он начинает встречаться с бедной несчастной женщиной Катериной. С подачки Варвары, которая поощряет эти встречи и живет по принципу: «если никто не узнает, то будет хорошо».

Длительное время Борис и Катерина встречаются в садике, ключ от которого дает им сестра Тихона. Женщина признается в любви Борису и тот отвечает ей взаимностью. Скоро он получает наследство и уезжает из деревни, попрощавшись с Катериной. Женщина в горе. Она ему доверила свою судьбу, а он ее предал и в какой-то степени посмеялся над нею. Такого она не вынесла. Кроме того, что Кабаниха постоянно унижала ее и перед мужем, и перед другими окружающими. Она считала ее женщиной безнравственной. Катерина, которая, кстати, жила по законам совести и морали, была набожной, не смогла скрывать свой грех. Потому она прилюдно призналась в том, что изменяла Тихону, пока тот был в отъезде. Лично ее мужа этот факт не сильно смутил, а вот его матери дал еще больше поводов для того, чтобы ее гнобить.

Читайте также:
Анализ трёх стихотворений А. Блока Россия: сочинение

Катерина понимает, что дальше так жить невозможно, и она совершает самоубийство – прыгает в отчаянии в Волгу.

Сочинение рассуждение по драме Гроза

В 1859 году А.Н. Островский создал пьесу “Гроза” в 5-ти действиях. Островского ещё при жизни начали называть “Колумб Замоскворечья”. Он описывал своё окружение, что видел и как жил. Одной из главных заслуг стало создание Национального театра. Он создал 47 пьес, был режиссёром постановок в Александрийском и Малом театрах, расширил их репертуар. Автор открыл для читателя завесу патриархального мира купечества со своими обычаями и устоями, нравственными нормами и моралью. Большинство произведений драматурга посвящены этой теме. Одной из таких пьес была “Гроза”.

В данной пьесе Островский поднял большую часть проблем того времени. Главным конфликтом пьесы является столкновение тёмного и светлого. “Тёмным царством” являются Кабановы, Кулигин, Дикой. Катерина же является “лучиком света в тёмном царстве” по определению Добролюбова. Она является жертвой царства самодуров и не может ему противостоять. Внутренний конфликт старых нравов и желанием изменить мир в Катерине также мешает ей действовать. Ей чужда жизнь и брак ради выгоды, она хочет дарить любовь и быть любимой. Но в то же время она требует власти над собой, чтоб муж взял с неё клятву перед поездкой. В этом они с Кабановой похожи, обе верят в Домострой. Катерина не может жить в мире, где её окружают лицемеры и самодуры. Она видит выход только в самоубийстве.

Ещё одной проблемой произведения является жестокость патриархального мира. Брак зачастую был не по любви, счастливых семей было мало. Общение главы семейства с супругой напоминало дрессировку, при непослушании позволялось даже поднять на неё руку. Во всём произведении женщина играет роль прислуги, которая может только любить и пресмыкаться. Кабанова, как представительница этого самого царства считает, что во всём нужно слушаться мужчину: «Так, по-твоему, нужно все лаской с женой? Уж и не прикрикнуть на нее и не пригрозить?»

Сам город Калинов – забытый, с жестокими нравами. Отношения между людьми больше похожи на вражду: люди строят кляузы на ближних, судятся без конца, завидуют. Помещики недоплачивают рабочим, наживаются на этом. Все отношения держатся на корысти. Внутри семей обыденны побои, унижение, угнетение женщин и детей. Жители города привыкли верить сочинённым рассказам странников, это единственный источник новостей.

Из-за этого жители города воспринимают грозу по-разному: Тихон называет “грозой” властную мать, Дикой считает, что это кара божья за все грехи, Кулигин же, как единственный образованный человек, понимает, что гроза – обычное явление природы и бояться нечего.

Таким образом, можно сделать вывод, что пьеса Островского «Гроза» раскрывает важные проблемы 60-х годов.

Также читают:

Картинка к сочинению Рассуждение по пьесе Островского Гроза

Популярные сегодня темы

Практически каждому из нас приходилось слышать о человеческом характере, его свойствах и влиянии на поведение человека. Давайте же поподробнее разберёмся, что это за понятие.

Тема дружбы всегда занимала особое место в литературе. Авторы рассматривали дружбу с разных сторон, таким образом подчеркивая ее значимость в жизни человека, ее многообразие.

Интерес. Что это? Стремление узнать что – то важное? Необходимость расширить свой кругозор? Что подразумевается под выражением «интересный человек»?

Произведение В. Драгунского «Он живой и светится» входит в серию рассказов о мальчике. Мальчика зовут Дениска. А маленькие истории называются «Денискины рассказы.

Настя – девочка, которая осталась сиротой вместе со своим братом.Она была старше брата всего на два года, а Митраше было всего 10 лет.

Анализ «Гроза» Островский

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 6389.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 6389.

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Она представляет собой масштабный социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, кризис общественно-политической жизни целого государства. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку литературы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.

Читайте также:
Как решить «поэтическую тайну» стихотворения «Незнакомка»: сочинение

Год написания – 1859 год.

История создания – Пьеса написана под влиянием путешествия по Волге, во время которого писатель записывал интересные бытовые сценки, разговоры и случаи из жизни поволжских провинциалов.

Тема – В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров. Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния.

Композиция – Композиция произведения построена на контрасте. Экспозиция – описание картин Волжского простора и духоты калиновских нравов, завязка – конфликт Катерины с Кабанихой, развитие действия – любовь Катерины к Борису, кульминация – внутренние терзания Катерины, её уход из жизни, развязка – протест Варвары и Тихона против тирании матери.

Жанр – драма.

Направление – Реализм.

История создания

К написанию пьесы Островский приступил в июле 1859 года, а спустя несколько месяцев она была уже готова и отправлена в Петербург на суд литературным критикам.

Вдохновением для писателя послужила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Одним из участников этой экспедиции был и Островский.

Во время путешествия Александр Николаевич стал свидетелем множества бытовых сцен, диалогов провинциальной публики, которые он впитывал, словно губка. Впоследствии они легли в основу пьесы «Гроза», придав драме народный характер и истинный реализм.

Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, вобрал в себя характерные черты приволжских городов. Их самобытность и непередаваемый колорит восхищали Островского, который тщательно заносил все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в свой дневник.

Долгое время существовала версия, что сюжет для своего произведения писатель взял из реальной жизни. В канун написания пьесы в Костроме произошла трагическая история – молодая девушка по имени Александра Клыкова утопилась в Волге, не выдержав гнетущей атмосферы в доме мужа. Излишне властная свекровь всячески притесняла невестку, в то время как бесхарактерный супруг не мог защитить жену от нападок матери. Ситуация усугубилась любовной связью между Александрой и почтовым служащим.

Благополучно пройдя цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.

для самых рациональных –

для самых нетерпеливых –

для самых компанейских –

для самых крутых –

В своём произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох – патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.

Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Её душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все её порывы были обречены на неудачу.

Сквозь призму отношений Катерины и её новой семьи автор пытался донести до читателя сложившуюся обстановку в обществе, которое оказалось на грани глобального социального и нравственного перелома. Этой задумке как нельзя лучше соответствует смысл названия пьесы – «Гроза». Эта мощная природная стихия стала олицетворением краха застойной атмосферы провинциального городка, погрязшего в суевериях, предрассудках и фальши. Смерть Катерины во время грозы стала тем внутренним толчком, который побудил многих жителей Калинова к самым решительным действиям.

Основная мысль произведения заключена в непреклонном отстаивании своих интересов – стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.

Композиция

Анализ «Грозы» включает в себя разбор композиционной структуры пьесы. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся пьеса, состоящая из пяти действий.

В экспозиции произведения Островский рисует образ жизни обитателей города Калинова. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией к описываемым событиям.

Далее следует завязка, в которой происходит безудержное нарастание конфликта Катерины с её новой семьёй. Противостояние Катерины с Кабанихой, нежелание Кабанихи даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.

Развитие действия пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила греховный поступок по отношению к законному супругу.

Кульминация представлена признанием Катерины, совершённым под воздействием внутренних страданий и проклятий выжившей из ума барыни, и её добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех проблем только в своей смерти.

Развязка пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.

Читайте также:
Анализ стихотворения А. Блока Русь моя, жизнь моя: сочинение

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Грозы», а для основных подготовили отдельные страницы:

По мнению самого Островского, «Гроза» является драмой. Подобный литературный жанр определяет серьезный, морально тяжелый сюжет, максимально приближенный к реальности. В его основе всегда лежит конфликт главного героя с окружающей средой.

Если говорить о направлении, то данная пьеса полностью соответствует направлению реализма. Доказательством тому являются детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших приволжских городов. Данному аспекту автор придаёт большое значение, поскольку реализм произведения как нельзя лучше подчеркивает его главную идею.

Драма “Гроза” — “глоток свежего воздуха”

Школьное сочинение

В заключительной части статьи “Луч света в темном царстве” критик-демократ Н.А. Добролюбов пишет, что, по его мнению, “Гроза” есть самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий; и при том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашается, что она производит впечатление менее тягостное и грустное, нежели другие пьесы Островского. В “Грозе” есть даже что-то освежающее и ободряющее”. Это “что-то”, по мнению критика, “фон пьесы, обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства”, и “характер Катерины, рисующийся на этом фоне”, от которого веет “новой жизнью”, открывшейся “в самой ее гибели”.

Добролюбова поразила в первую очередь необыкновенная своеобразность характера Катерины Кабановой, в котором нет ничего ” внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нем и срастается с ним органически”. Это проявляется, например, в простодушном рассказе Катерины о своем детском возрасте и о жизни в доме матери. Оказывается, воспитание и молодая жизнь ничего не дали ей; в доме ее матери было то же, что и у Кабанихи: ходили в церковь, шили золотом по бархату, слушали рассказы странниц, обедали, гуляли по саду, опять беседовали с богомолками и сами молились. Выслушав рассказ Катерины, Варвара, сестра ее мужа, с удивлением замечает: “Да ведь и у нас то же самое”. Но разницу сама героиня определила так: “Да здесь все как будто из-под неволи!” Катерина не принадлежит к натурам буйным, всегда чем-то недовольным, стремящимся к разрушению. Наоборот, характер ее “созидающий, любящий, идеальный”, поэтому она старается все осмыслить и облагородить в своем воображении. Грубые и суеверные россказни странниц, подобных Феклуше, превращаются в ее сознании в “золотые поэтические сны воображения, не устрашающие, а ясные, добрые. Не обряды занимают ее в церкви: она совсем и не слышит, что там поют и читают; у нее в душе иная музыка, иные видения. “

Из своей юности Катерина вынесла только то, что не противоречило ее естественному стремлению к красоте, гармонии и счастью. “В рассказах странниц, в земных поклонах и причитаниях она видела не мертвую форму, а что-то другое, к чему постоянно стремилось ее сердце”. В душе она строила свой идеальный мир, “посвященный добру и наслаждению”, но что такое настоящее добро и истинное наслаждение для человека, она не могла определить. Этот светлый “период детства, для многих тянущийся долго, очень долго, но все-таки имеющий свой конец”, закончился для Катерины с приходом ее в дом свекрови.

В сумрачной обстановке новой семьи, под тяжелой рукой бездушной Кабанихи нет простора ее светлым видениям и ее светлым чувствам. Катерина инстинктивно ищет света, воздуха, хочет помечтать, посмотреть на солнце, на Волгу, послать свой привет всему живому, но вынуждена подчиняться условностям, которые накладывает положение замужней женщины. В доме свекрови в Катерине постоянно подозревают “нечистые, развратные замыслы”. Окружающая обстановка поддерживает и развивает в ней страх каких-то темных сил, чего-то неведомого, “что сохранилось от ее воспоминаний”. Катерина боится за каждую свою мысль, за самое простое чувство она ждет наказания: “ей кажется, что гроза убьет, потому что она грешница, картины геенны огненной на стене церковной представляются ей уже предвестием ее вечной муки. Все против Катерины, даже ее собственные понятия о добре и зле”. По мнению Добролюбова, все это должно было “заставить ее заглушить свои порывы и завянуть в холодном и мрачном феодализме семейной безгласности и покорности; без всяких живых стремлений, без воли, без любви — или же научиться обманывать людей и совесть. “. Но “Катерина не такова, — считает критик, — развязка ее любви при всей домашней обстановке — видна заранее еще тогда, когда она только подходит к делу. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы”.

Читайте также:
Человек в революции: сочинение

Такая любовь и такие чувства не могли ужиться в стенах кабановского дома с его притворством и обманом.

Катерина боится лишиться возможности видеться со своим возлюбленным, говорить с ним, наслаждаться звездными летними ночами и новыми для нее чувствами. Но приехал муж и она вынуждена таиться, хитрить, а это для нее невыносимо: “. дни и ночи она все думала, страдала, экзальтировала свое воображение, и без того горячее, и конец был тот, что она не могла вытерпеть — при всем народе, столпившемся на галерее старинной церкви, покаялась во всем мужу. “

После такого признания Катерине остается только покориться, отречься от самостоятельной жизни и стать “беспрекословной угодницей” свекрови и “кроткою рабою” своего мужа. “Но нет, не таков характер Катерины, — снова подчеркивает критик, — не за тем отразился в ней новый тип, создаваемый русской жизнью, — чтобы сказаться только бесплодною попыткой и погибнуть после первой неудачи “. Эта женщина уже не сможет возвратиться к прежней жизни. Если она не может наслаждаться своим чувством, своей волей открыто, “законно и свято”, “при свете белого дня”, “перед народом”, то и жизнь для нее не имеет смысла.

“Грустно, горько такое освобождение, — пишет Добролюбов, — но что делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера, оттого-то “Гроза” и производит на нас впечатление освежающее. “

Другой критик, Д. И. Писарев, в статье “Мотивы русской драмы” оспорил такую трактовку образа Катерины. “Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума. — утверждает он. — Только живая самостоятельная деятельность мысли, только прочные и положительные знания обновляют жизнь, разгоняют тьму, уничтожают глупые пороки. ” “Светлым явлением. “, продолжает критик, должно считать “. только то, что в большей или меньшей степени может содействовать прекращению или облегчению страдания. ” И вот как характеризуется протест Катерины против кабановских понятий о нравственности: “Она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством” которое является совершенно неожиданным для нее самой”.

Аргументы Писарева в этом споре многим могут показаться вескими и убедительными. Многие согласятся, что образ Катерины” каким его видит Добролюбов, слишком уж идеализированный, что он переоценил силу характера героини Островского и значение ее протеста. Но нельзя забывать, что статья Писарева была написана в начале 1864 года.

Революционная ситуация окончилась, крестьянские волнения шли на убыль, массовые выступления студенческой молодежи прекратились, а многие участники демократического движения были заключены в тюрьмы или сосланы на долгие годы. Писарев же, оставаясь верным революционно-демократическим идеалам, и в новых условиях искал пути продолжения дальнейшей борьбы. В статье “Мотивы русской драмы” он резко критикует “темное царство”, выражает глубокое сочувствие страданиям народа, но в качестве тактики борьбы демократических сил предлагает развитие и распространение тех знаний, которые наиболее полезны для общества, которые формируют мыслящую молодежь, готовую к активной борьбе.

А на 1860 год, когда писал свою статью Добролюбов, в России приходился пик революционно-демократического подъема и яростного сопротивления самодержавной власти. Именно в этой грозовой атмосфере увидел Добролюбов в Катерине ростки самосознания, развитие народного стремления к свободе, начало того движения”, которое должно было привести народ к непосредственному выступлению. Слова, которые Островский вложил в уста своей героини: “Что домой, что в могилу — все равно!”, прозвучали тогда в русской литературе впервые. Неграмотная Катерина Кабанова, которая и слов-то таких: “человеческое достоинство”, не знает, предпочла гибель бесконечному унижению. И демократическая печать встрепенулась: наконец-то! Начался, наконец, необратимый, как тогда казалось, процесс всенародного освобождения, если даже такая добрая и кроткая девушка осмелилась утвердить собственный выбор между возможностью быть (или даже умереть) свободной или униженно существовать.

В “темном царстве” российской действительности блеснул, наконец, для критика-демократа луч надежды на победоносный ход неизбежной в России революции. Это потом оказалось, что вовсе она не так близка. Вот почему Добролюбов называл “самое решительное” произведение Островского “глотком свежего воздуха” и утверждал, что в нем “есть что-то освежающее и ободряющее”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: