Лирический герой А. А. Блока: сочинение

Лирический герой в поэзии Блока сочинение 11 класс

А. А. Блок является одним из самых ярких представителей художественного символизма в поэзии. Данное литературное направление пришло в России из Запада. Смешавшись с русской стихотворной традицией, европейский символизм образовал собственную уникальную вариацию, на основе которой было создано множество прекрасных произведений, к числу которых, в первую очередь, относится поэзия Александра Блока.

Образ лирического героя в творчестве поэта особенно ярко отражает особенности символистского направления в произведениях автора. Характерным с этой точки зрения является стихотворение «Фабрика», главной идеей которого, помимо социальной направленности, является осознание поэтом себя, своего места в этом мире. В работе представлены три основных момента: первый – там, где люди собираются у ворот; второй – «недвижный кто-то, черный кто-то» наблюдает за остальными; третий – это сам лирический герой, который видит происходящее вокруг с вершины. ». Вершина эта означает первые шаги поэта на его творческом пути к реализму.

Первые стихотворения автора посвящены образу Прекрасной Дамы. Целый творческий цикл направлен на его раскрытие и постижение. Лирический герой здесь представлен в роли влюбленного поэта, который ощущает себя рыцарем и посвящает свою жизнь служению Даме сердца. Образ последней олицетворяет идеал прекрасного в этом мире, выступает воплощением женственности. Примечательно, что в жизни самого Блока существовала настоящая Дама сердца, которой он и посвятил этот любовный цикл. Это была жена поэта – Любовь Дмитриевна Менделеева.

На создание стихотворения «Вхожу я в темные храмы. » Блока вдохновила его встреча с Менделеевой в Исаакиевском соборе. Лирический герой видит перед собой образ столь возвышенный и светлый, столь чистый и прекрасный, что сравнить его можно с Мадонной А.С. Пушкина. В этом периоде творчества Александра Блока лирический герой являет собой истинного романтика, смыслом жизни которого является любовь и служение красоте.

Несколько в другом свете он предстает в стихотворении поэта «Незнакомка». Тема этого произведения выражается в идее противостояния идеала и красоты с неприглядной реальностью. Столкновение двух этих явлений Блок отразил в композиционном построении, разделив стихотворение на две части. Каждая строка первой части наполнена чудесным ожиданием воплощенного в мечтах образа идеальной незнакомки. Во второй части волшебство долгожданной встречи рушится от столкновения с реальностью. События происходят в ресторане, где царит неприятная атмосфера, пошлость. Реальный мир на время становится другим – становится ярче, светлее, обретает теплые краски жизни, когда в ресторане появляется чудесная незнакомка. Однако итог у этой истории один – возврат к реальности и невозможности забыться в мечтах.

В полной мере раскрыть внутренний мир своего героя, показать развитие его образа Блоку удается в поэме «Соловьиный сад». В основе сюжета – обреченность героя на возврат к реальной жизни из мира любви и мечтаний. В произведении заложены философские идеи, ставятся и решаются жизнеутверждающие вопросы, как-то: проблема поиска себя в этом мире, проблема любви.

2 вариант

А. А. Блок запоминающийся представитель художественного символизма. Это течение образовалось на Западе, а со временем пришло и в Россию. Символизм перемешался традициями написания стихов, и получилась уникальная разновидность, благодаря которой было написано множество замечательных произведений.

Блок вложил в произведения свой образ в качестве лиричного героя. В циклах сочинений он показал свои скитания и духовное взросление. До него еще никто не писал автобиографию в виде лирики.

В романах герой или похож на Блока или полностью олицетворяет его. Это очень хорошо прослеживается в цикле стихов о прекрасной даме, а именно юноша, как и автор, влюблен в Любовь Менделееву.

Также это собрание включает цепь реальных событий случившихся с А. Блоком. Лирический герой существует для одной только цели сделать свою Прекрасную Даму счастливой. Любовь для него самое ценное и важное в жизни, то ради чего он готов на все. Но когда его идеал уходит навсегда автор, пишет о несбыточных мечтах и о том, что они невозможны в реальной жизни. Начинает писать о мире вокруг него и о жизни простого люда. Блок вместе со своим героем пытается понять свое место в мире. Именно в это время его стихи набрали драматического смысла.

Читайте также:
Христианская символика поэмы А. А. Блока Двенадцать: сочинение

В стихотворении «Фабрика» блок ставит себя на вершину происходящего. Хоть он и находиться в своих мечтах он отдает отчет своим поступкам, находясь на горе четко видеть, что происходит у ее подножья. Оп не игнорирует проблемы народа, а спускается с вершины к ним. Со временем стихи А. А. Блока превращаются в его отображение.

Герой взрослеет вместе с автором. С его сочинений исчезают романтика и счастье, а все чаще появляется разочарование и опустошенность. Ведь мечты несбыточны, а любовь ранит сердце и душу.

Связь героя с писателем хорошо просматривается в лирике «О доблестях, о подвигах, о славе». Блок смог передать такие чувства как печаль, безысходность и разочарование. В своем горе лирический герой не ищет виновных, так как понимает, что по-другому не может быть.

В стихах Александр зашифровал борьбу между тьмой и светом, между отчаянием и радостью. Этих противостояния и пути их решения описаны во «О, я хочу безумно жить…». Здесь мы знакомимся с одним из парадоксов блоковского понимания мира: реальная жизнь подается как «сон тяжелый», в котором тяжело дышать лирическому герою Блока. Так и не находим ответ на вопрос, почему страшна реальность, для человека, у которого было все: образование и воспитание. Приходит мысль о том, что автор пытался показать, что русская элиты неумела, ценить и радоваться тому, что имела

Для Реферата, 11 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Лирический герой в поэзии Блока

Популярные сегодня темы

Сказка Кот в сапогах написана французским писателем Шарлем Перро в XVII веке. Действие начинается с раздела имущества в семье мельника

Произведение является составной частью прозаического цикла писателя, оформленного в виде сборника коротких новелл под названием «Донские рассказы».

Одно из выдающихся и передовых произведений русской литературы – это пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума». Пьеса уникальна тем, что в ней прекрасно гармонируют как черты классицизма, так и черты реализма.

В произведении «Слово о полку Игореве», написанном примерно в двенадцатом веке, отображаются события тех времен. Поэма рассказывает о сражении войска князей Игоря и Всеволода с армией половцев.

Алексей Пешков, он же писатель, прозаик и драматург Максим Горький, для русской и советской литературы фигура знаковая. По популярности своих произведений он мог сравниться с А.П. Чеховым и Л.Н. Толстым

Сочинение на тему «Лирический герой поэзии А. А. Блока, его эволюция»

Александр Блок был крупнейшим поэтом-символистом в русской литературе. Признание его как поэта-лирика было всеобщим и неоспоримым. При жизни Блок подготовил к изданию собрание своих стихотворений, которое рассматривал как своеобразную автобиографическую трилогию «вочеловечения».

Главный герой трилогии – лирический герой-поэт. В собрании стихов отражен путь его духовного взросления, становления, исканий. Сама мысль о создании лирической «автобиографии души» уникальна. Автор говорит не о фактах, а о чувствах, которые испытывал в тот или иной период жизни. Блок называл свою трилогию «вочеловечения» романом в стихах. Каждая книга трилогии делилась на циклы. Стихотворения в них располагались не в хронологическом порядке, а отражали те чувства и мысли, которые испытывал поэт в данный период становления души.

В ранней лирике герой переживает сложные взаимоотношения с Прекрасной Дамой. Здесь нашли отражение одновременно пейзажная и любовная темы: воспевание красот природы и поклонение перед женщиной. В ранней лирике щедро разбросаны символы состояния души поэта: «алые зори», «розовые утра», «золотистые долины» и т. д. Герой-поэт ищет свой путь просветления, свою тему. Под влиянием философских идей Вл. Соловьева Блок воспевает Вечную Женственность.

Читайте также:
Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре: сочинение

Поиски идеала всегда трагичны. В лирике Блока появляются мотивы тревоги, приближающейся катастрофы. Поэт предчувствовал наступление исторических перемен для страны, опасность разрушения культуры. Во всех явлениях действительности поэт видел скрытый мистический смысл. Под Прекрасной Дамой он понимал божественное женское начало, способное воскресить «старый мир». Лирический герой представляет себя то рыцарем, то покорным слугой этой Дамы, «рабом Царицы». Дожидаясь ее прихода, он должен:

Туманным факелом своим.

Лирический герой измучен ожиданием, его тяготит обычная жизнь, в которой он не видит смысла, живет только в своем внутреннем мире чувств:

Года проходят мимо —

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, – тоскуя и любя.

Произошедшие в стране исторические сдвиги, революция 1905–1907 годов вызвали резкое изменение мировоззрения Блока. Юношеские иллюзии исчезли, герой как будто впервые увидел реальный мир, в котором живет. Если раньше его герой пребывал «в храме», то сейчас – «в кабаке». Образ Прекрасной Дамы сменяется образом Незнакомки – «красивой и опасной», «влекущей» и «пугающей».

Во второй книге трилогии возникает тема города и «страшного мира». Герой пытается как-то определиться в отношении к миру. Он в отчаянии бродит по городу, где Незнакомка ходит среди пустых и как будто «слепых» людей. Прежние святыни в сознании поэта превращаются в фарс. Герой убеждается, что мир идет «путями зла». Душа героя

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

«замкнулась в себе». Он оценивает окружающее как «балаган и позорище». Город, с его отталкивающими картинами, притягивает поэта призрачными огнями жизни, но все в нем неживое, иллюзорное, обреченное на смерть, так как в нем нет души.

Темой третьей книги становится борьба темных и светлых сил в душе героя. Поэт выходит «из мрака» тяжелых дум и сомнений, в нем побеждает позитивное начало. Главной в его творчестве становится тема Родины, России. Это истинный Идеал для поэта. В Родине сила и стойкость, чистая, светлая, поэтическая душа. Она переживет любые испытания:

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

Поэт всем сердцем хочет служить добру, но его угнетает двойственность человека, в котором добро и зло слиты воедино. Ради светлого будущего поэт выбирает активную позицию, несмотря на двойные законы в обществе. Блок до конца жизни был уверен, что Россия, испытав много горестей, придет к счастливой, справедливой жизни.

Лирический герой А. Блока

Стихотворения великого поэта являются в первую очередь его дневником, отражающим мысли личности в момент создания очередного литературного шедевра. Ведь, на мой взгляд, любое стихотворение истинного поэта — это шедевр. Стихотворение очень трудно написать так, чтобы оно не соответствовало состоянию творца. В свои стихотворения Блок вкладывает душу. И что бы быть поэтом надо иметь особый дар и очень богатую фантазию. Нужно уметь показать состояние души и чувства словами, фразами, а это может не каждый человек. Чем больше читаешь произведения поэта, тем больше начинаешь понимать его как человека. На первый взгляд, он не очень многим отличается от остальных: те же мысли, те же желания. Только все это выражается не так, как у всех, а с особой специфичностью, быть может, более скрыто и в основном через стихотворения. Но человек с божьим даром, даром, дающим ему способность писать стихи, не может по-другому.
Весьма значимо то, что Блок понимал назначение свое как поэта: его цель — сделать мир лучше, прекраснее.
Лирический герой Блока — это постоянно меняющийся человек, ведомый жаждой познания истины, отдающийся сполна чувству любви и прекрасного. В поэзии Александра Блока — живой, яркий характер самого поэта.
В литературу начала первого десятилетия XX века Блок входит как певец «туманной» любви, неземной и возвышенной. Его лирический герой не отдается непосредственному чувству, а совершает обряд — поклоняется Ей, Прекрасной Даме.
Строй поэтической речи в самых туманных, зашифрованных картинах передает «неизъяснимую прелесть» интимного чувства:
Я скрыл лицо, и проходили годы.
Я пребывал в служенье много лет.
А. Блок использовал очень многое из теории В. Соловьева и сделал ее фундаментом для своего творчества. Однако также многое было переосмыслено поэтом. Вот почему лирический герой Блока не столько типичный герой символизма, сколько синтез его с личностью самого Блока. Если рассматривать этого героя, в общем, не разделяя его образ на различные сборники поэта, можно с легкостью определить черты, которые не изменяются на протяжении всего творчества поэта. Лирический герой интеллигентен, чист душой, ему противны пошлость и обыденность реальности: «Я не люблю пустого словаря любовных слов…»; его понимание земного несовершенства и вера (а он верит) поднимают его на высокий уровень нравственного и духовного развития — это от самого Блока. Естественно, что, обладая всеми вышеперечисленными качествами, герой автора ярко выделяется из толпы, понимает всю правду об окружающем мире и замечает то, чего не видят другие. Лирический герой Блока — во многом сам Блок. Но обладающий возможностью после пережитой трагедии, а зачастую и духовной смерти вновь возродиться для того, чтобы «безумно жить».
«Жизнь» лирического героя напрямую связана с жизнью самого поэта, и сам он (лирический герой) с каждым новым сборником автора становится все более и более трагичным и сложным образом.
В первом сборнике А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме» наиболее ярко проявляется единство романтического и реалистического, и свойственная поэту бивалентность образа. Герой Блока — романтик, любящий, но не всегда страдающий. Счастье для него в существовании идеала Прекрасной Дамы, а не в реализации любви к нему. Понятие счастливой любви переосмысливается Блоком: быть счастливым не значит быть рядом с любимой: земное чувство — ниже и упрощеннее идеала и самого героя.
К жизни лирического героя возрождает его «небесное» сердце. «О, я хочу безумно жить!» — пишет он в «Ямбах». Вернувшись к жизни, Блок возвращается к страсти в сборнике «Кармен». Для героя «бушует снежная весна». Но здесь уже намечается проблема, которая позднее будет раскрыта в поэме «Соловьиный сад»:
Здесь — страшная печать отверженности женской,
За прелесть дивную — постичь ее, нет сил.
Там — дикий сплав миров, где часть души вселенской.
Рыдает, исходя гармонией светил.
Поэт преклоняется перед идеалом красоты и женственности. Лирический герой Блока выступает здесь в качестве рыцаря, отдающего жизнь служению своей Даме. И как же иначе? Ведь она — «чистейшей прелести чистейший образец». Почти все любовные стихи Блока романтичны. Таково и его известнейшее стихотворение «Незнакомка». Но в нем возвышенный образ Незнакомки сталкивается с реальностью, с пошлостью окружающей действительности. Символично, что прекрасная Незнакомка, «дыша духами и туманами», появляется в трактире, среди пьяниц «с глазами кроликов». Лирический герой этого стихотворения ожидает таинственную Незнакомку, «друга единственного» — свою мечту. Ее появление в трактире на время преображает действительность для героя. Итог же — возврат в реальный мир, невозможность забыться. Единственно возможным представляется герою лишь продлить видение: «Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине».
Перед нами предстает фигура опустошенного существованием человека, личность с нелегкой судьбой является в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе…». Это стихотворение автобиографичное. Ведь незадолго до его создания автора бросила жена. Поэтому становится ясна неразрывная связь лирического героя с самим стихотворцем. В каждом стихотворении Блока, этот образ несет не только определенную лирическую нагрузку, но и становится носителем общечеловеческих идей, вечных ценностей. Но все же Блок не уходит и от реальных событий. В сочетании идеального и реального, в отражении внутреннего мира поэта во всей его глубине и состоит сущность лирического героя. Блок наиболее полно открыл эволюцию поэта, при этом сам стократно перерождался.
В стихотворении «Осенняя воля» поэт говорит о нерасторжимости судьбы лирического героя с судьбой Родины: «Приюти ты в далях необъятных! Как и жить и плакать без тебя!»
Лирический герой Блока вызывает у нас сопереживание, как близкий человек, — настолько открыто и искренне говорит поэт о своих чувствах. Лирика Блока, наверное, еще и потому близка нам, что в ее основе лежат общечеловеческие ценности. Стихи этого поэта пробуждают в человеке самые лучшие чувства, учат быть мудрым, дарят надежду.
. Лирический герой А. Блока

Читайте также:
Душа парила ввысь и там звезду нашла (По лирике А. А. Блока): сочинение

Лирический герой А. А. Блока: сочинение

Лирический герой Блока — это постоянно меняющийся человек, ведомый жаждой познания истины, отдающийся сполна чувству любви и прекрасного. В поэзии Александра Блока — живой, яркий характер самого поэта.

Лирический герой Блока проходит через все, что испытал сам поэт. Это жажда жизни и уныние, взлеты и разочарования, вера и опустошенность. Ранние стихотворения А. Блока полны романтики и оптимизма:

Я шел к блаженству. Путь блестел

Росы вечерней красным светом.

Путь раннего Блока безмятежен. Поэт не думает, что что-либо может нарушить его внутреннюю гармонию, творческий настрой. Он пишет, что в его душе “любви весна”. И действительно, лирический герой Блока — это человек любящий. По утверждению самого поэта “только влюбленный имеет право на звание человека”. Любовная лирика Блока широко представлена в одном из его первых сборников “Стихи о Прекрасной Даме”. В этих стихотворениях много возвышенного, романтики и даже мистики. Они проникнуты глубокой нежностью:

Мы встречались с тобой на закате.

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

Поэт преклоняется перед идеалом красоты и женственности. Лирический герой Блока выступает здесь в качестве рыцаря, отдающего жизнь служению своей Даме. И как же иначе? Ведь она — “чистейшей прелести чистейший образец”. Почти все любовные стихи Блока романтичны. Таково и его известнейшее стихотворение “Незнакомка”. Но в нем возвышенный образ Незнакомки сталкивается с реальностью, с пошлостью окружающей действительности. Символично, что прекрасная Незнакомка, “дыша духами и туманами”, появляется в трактире, среди пьяниц “с глазами кроликов”. Лирический герой этого стихотворения ожидает таинственную Незнакомку, “друга единственного” — свою мечту. Ее появление в трактире на время преображает действительность для героя. Итог же — возврат в реальный мир, невозможность забыться. Единственно возможным представляется герою лишь продлить видение: “Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине”.

Но мы видим и другого Блока. Его лирический герой может быть активным, его ведет желание что-то изменить, чем-то помочь:

Читайте также:
Любовная лирика А.А. Блока («Когда замрут отчаянье и злоба», «Забывшие Тебя» «О доблестях о подвигах о славе»): сочинение

О, я хочу безумно жить:

Все сущее — увековечить,

Лирический герой Блока отличается большой любовью к людям, в нем нет злости, он не таит обид:

Земное сердце стынет вновь,

Но стужу я встречаю грудью.

Храню я к людям на безлюдье

Подтверждение этой мысли находим и в его стихотворном шедевре “О доблестях, о подвигах, о славе”. Оно передает всю глубину душевных переживаний поэта, которого покинула любимая женщина: Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла. Но поэт ни обронил в ее адрес ни одного гневного слова. Любящему человеку чужда резкость, он по-прежнему превозносит женщину. И жизнь по-прежнему дорога лирическому герою Блока во всех ее проявлениях. Жизнь продолжается:

Нет! Все, что есть, что было, — живо!

Мечты, виденья, думы — прочь!

Волна возвратного прилива

Бросает в бархатную ночь!

Все, что человек пережил в прошлом, навсегда остается в его памяти. Он дорожит этим. Такой и лирический герой Блока:

Но верю — не пройдет бесследно

Все, что так страстно я любил.

Описывая лирику Александра Блока, нельзя обойти стороной его стихотворные произведения, посвященные России. Его отношение к событиям, происходившим в России в начале XX века, были порой противоречивы, но любовь к родине Блок пронес через всю свою жизнь. Он любит ее всей душой, как женщину. Россия у Блока — красавица, повязанная в “плат узорный до бровей”, лик которой “светел навсегда”:

О, Русь моя! Жена моя!

До боли Нам ясен долгий путь.

Родина — это не только большая любовь поэта, но и источник жизненных сил. В стихотворении “Последнее напутствие”, лирический герой которого полон отчаяния и безысходной тоски, поэт говорит о том единственном, что выводит из “постылого “круга бытия”, наполняет жизнь смыслом:

Это “единственное” — Россия. .

еще леса, поляны, И проселки, и шоссе,

Наша русская дорога, Наши русские туманы,

Наши шелесты в овсе.

В стихотворении “Осенняя воля” поэт говорит о нерасторжимости судьбы лирического героя с судьбой родины: “Приюти ты в далях необъятных! Как и жить и плакать без тебя!”

Читайте также:
Анализ трёх стихотворений А. Блока Россия: сочинение

Лирический герой Блока вызывает у нас сопереживание, как близкий человек, — настолько открыто и искренне говорит поэт о своих чувствах. Лирика Блока, наверное, еще и потому близка нам, что в ее основе лежат общечеловеческие ценности. Стихи этого поэта пробуждают в человеке самые лучшие чувства, учат быть мудрым, дарят надежду.

Сочинение: Лирический герой в поэзии А. А. Блока

Имя А. А. Блока тесно связано с символизмом. Это литера­турное течение, придя в Россию из Западной Европы на рубеже XIX и XX веков, обогатившись достижениями русской стихо­творной традиции, дало литературе множество замечательных произведений, среди которых поэзия Блока. Образы, созданные им, занимают в нем особое место.

Своеобразие поэта во многом уже проявилось в первые годы его творчества. Характерно в этом отношении стихотворение «Фабрика». С одной стороны, обращение поэта-символиста к реальности, к социальной тематике уже говорит само за себя. Но, с другой стороны, символическая философия, понимание своего места в жизни также весьма показательны. В стихотво­рении три главных образа: собравшиеся у ворот люди, «не­движный кто-то, черный кто-то», считающий пришедших, и, наконец, лирический герой, говорящий: «Я вижу все с моей вершины. » Быть на вершине — это как бы исходная точка творчества самого поэта, из которой он шел вместе со своим ли­рическим героем к реализму.

[sms]
Ранние стихотворения Блока пронизаны образом Прекрас­ной Дамы. Его раскрытию и постижению поэт посвятил целую книгу. Перед читателем открывается особый мир влюбленного человека, влюбленного поэта. Этот цикл был посвящен Любови Дмитриевне Менделеевой, жене поэта. Поэт преклоняется пе­ред идеалом красоты и женственности и ощущает себя рыца­рем, отдающим жизнь служению своей Даме. В стихотворении «Вхожу я в темные храмы. », поводом для создания которого стала встреча в Исаакиевском соборе Блока с Л. Д. Менделее­вой, перед лирическим героем появляется образ, который сравним с пушкинской Мадонной. Это «чистейшей прелести чистейший образец». Лирический герой этого периода творче­ства- Блока — романтик, для которого любовь является выс­шей ценностью.

Образ-символ получил другое освещение в стихотворении, ставшем символом самого поэта, — «Незнакомка». Тема этого стихотворения может быть выражена следующей фразой: иде­ал, потребность красоты приходит в соприкосновение с оттал­кивающей реальностью. Эту двойственность поэт отразил и в композиции произведения: оно делится на две части. Пер­вая часть пронизана настроением ожидания «друга единствен­ного» — мечты, идеального образа Незнакомки. Но место встречи с ней — трактир. Умело нагнетая описанием пейзажа, использованием звукового ряда ощущение пошлости происхо­дящего, автор мотивирует состояние лирического героя. Появ­ление Незнакомки во второй части на время преображает дей­ствительность для героя, что в художественном плане выра­жается в перемене всех оценочных эпитетов, образов природы на противоположные. Они как бы освещены с другой стороны. Итог же — возврат в реальный мир, невозможность спрятать­ся в забытьи. Единственное возможное — продлевать его: «Ты право, пьяное чудовище, Я знаю — истина в вине». В этом стихотворении проявляется тонкий психологизм в раскрытии образа лирического героя, смена его состояний очень важна для Блока.

Читайте также:
Поэтический мир Александра Блока: сочинение

Разработка подобных образов в малой стихотворной форме все же не давала возможности полно раскрыть их внутренний мир, эволюцию во времени. Это удалось сделать в поэме «Соло­вьиный сад». Основа сюжета этого произведения — неизбеж­ность возврата лирического героя из мира сладких грез и люб­ви в реальность. Герой обретает новый, общечеловеческий ста­тус. Так, многие образы поэмы имеют библейские корни. На осле ехал Иисус, чтобы указать праведный путь, истину. Хо­зяйка сада — это Ева. Сад и остальной мир разделены только оградой, но, войдя в него, лирический герой теряет свое место в той жизни, куда он потом неизбежно должен вернуться, В по­эме решаются философские проблемы: выбора жизненного пу­ти, любви. Герой обогащен новым знанием, но он и опустошен беззаботным счастьем.

Образ опустошенного жизнью, с нелегкой судьбой человека появляется в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе». Это стихотворение автобиографично. Незадолго до написания этого стихотворения Блока покинула жена. Поэтому становится ясна неразрывная связь лирического героя с самим поэтом.

В каждом стихотворении образ героя несет не только кон­кретную лирическую нагрузку, но и становится провозвестни­ком общечеловеческих идей, вечных ценностей. Но Блок не уходит и от конкретных, реальных событий. В синтезе реаль­ного и идеального, в отражении внутреннего мира поэта во всей его глубине и состоит сущность лирического героя. Он полностью отразил эволюцию поэта, при этом сам многократно изменяясь.[/sms]

Лирический герой в поэзии А. А. Блока Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хунарикова Петимат Хамидовна

в статье рассматривается путь лирического героя от влюбленного романтика, отчаявшегося, потерявшего веру человека, до ожесточенного борца за новую Россию. Автор отмечает, что Александр Блок в русскую литературу, в художественную культуру человечества вошел, прежде всего, как гениальный поэт бурной порубежной эпохи.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Хунарикова Петимат Хамидовна

in the article the way of lyric hero is examined, how he changed from an in love romantic, despairing, losing a faith man, to the bitter fighter for new Russia. The author also points that Alexander Block entered the Russian literature, fiction of mankind, as a brilliant poet of the era.

Текст научной работы на тему «Лирический герой в поэзии А. А. Блока»

Лирический герой в поэзии А.А. Блока

В статье рассматривается путь лирического героя от влюбленного романтика, отчаявшегося, потерявшего веру человека, до ожесточенного борца за новую Россию. Автор отмечает, что Александр Блок в русскую литературу, в художественную культуру человечества вошел, прежде всего, как гениальный поэт бурной порубежной эпохи.

| Ключевые слова: поэзия, лирический герой, лиризм, Блок, поэт.

A lyric hero in Block’s poetry

In the article the way of lyric hero is examined, how he changed from an in love romantic, despairing, losing a faith man, to the bitter fighter for new Russia. The author also points that Alexander Block entered the Russian literature, fiction of mankind, as a brilliant poet of the era.

| Keywords: poetry, lyric hero, lyricism, Block, poet.

Александр Блок в русскую литературу, в художественную культуру человечества вошел, прежде всего, как гениальный поэт бурной порубежной эпохи. Но на протяжении всей его творческой жизни – параллельно со стихотворными циклами – создавалась и развивалась своеобразная проза поэта – критические и философско-публицисти-ческие статьи» очерки, рецензии, остросовременные, озаренные гражданской страстностью и глубоким лиризмом поэта и «человека бесстрашной искренности». Вряд ли дискуссионные сейчас отдаленные временем и пересмотренные духовным опытом нашей жизни замечания и суждения (даже признанных филологов), в которых явно сказывается недооценка литературных и общественных выступлений Блока. Д.Е. Максимов, автор первой фундаментальной и синтетической работы о прозе поэта [3], Максимов утверждает большую и живую ценность прозаического творчества Блока: органически связанно со стихами общими идеями. Оно во многом раздвигает круг проблем, поднимаемых поэтом в лирике, углубляет и проясняет их решение, прибавляет к его облику «нечто новое, исключительно

Читайте также:
Италия в стихах А. Блока и Н. Гумилева: сочинение

важное, самоценное»; именно в прозе концентрируются значительные для Блока темы народа и интеллигенции, стихии, культуры и цивилизации, отчеканиваются «формулы его борьбы с декадентством, индивидуализмом, эстетизмом», наконец, в ней более наглядно, может быть, чем в лирике поэта, обнаруживается «логика его внутреннего пути к народной революции».

Существенно и то, что высокое качество блоков-ских статей Д.Е. Максимов видит не только Вих тесной связи со временем, в причастности к прогрессивному движению эпохи, но и в эстетической значимости их формы. Признание «художественной органичности и поэтической убедительности блоковской прозы» [4, с. 32], ее «смысловой и эмоциональней емкости и лирической точности» [4, с. 44] непосредственно вытекает из выдвинутого тезиса исследователем Г.А. Ма-лофеева, что «общепринятое в критике дискурсивное мышление часто уступало место художественному методу» [4, с. 32]. «Музыкальная спаянность» содержания с блестящей артистичностью формы и дает право рассматривать статьи и очерки Блока как замечательное явление словесного искусства. Мастерство Бло-

ка-прозаика все чаще подчеркивается последнее время в работах не только советских литературоведов, но и зарубежных исследователей.

Неоднократные высказывания самого поэта о своеобразии стиля его статей и рецензий также вскрывают художественную природу его критической мысли. Развертывая комментарий к поразившей его в рассказе Л. Андреева фразе в целую картину, Блок признается, что в этой фразе он слышит «трепет, объяснимый только образно.

Тем не менее в большинстве статей и рецензий раннего и позднего Блока-критика импрессионистические тенденции не приобретают даже той относительной последовательности, до которой они доходили в критических выступлениях Бальмонта или Ин. Анненского. Еще в 1904 году, разбирая основной сборник критических статей Бальмонта «Горные вершины» и, конечно, оценивая этот сборник уже прославленного тогда в символистских кругах поэта вполне положительно, он позволил себе выразить – осторожно и почтительно- некоторую неудовлетворенность методом бальмон-товской критики. «Не может быть спора о том, – писал он в своей рецензии, – что «субъективная» критика глубже, могущественнее, живее той – отжившей. Но и в ней, – сколько бы ни открывались перед нами пышные горизонты, – мы все будем знать, что есть еще и еще неизведанные дали. Никто не подаст спасительно руки, указующей на целое, на полноту. И хочется, чтобы кто-то протянул эту руку» [1].

Выразившееся в этих словах стремление Блока найти какие-то решения и ответы, выводящие за пределы возможностей импрессионистической критики, не подлежит сомнению. Первоначально это стремление осуществлялось в духе соловьевских идей еще в первой статье Блока о поэзии (1901-1902). «Соловьев-ский элемент» определенно улавливается в рецензиях Блока: 1903 года – на вторую симфонию А. Белого и 1904-1905 годов – на сборник стихов Поликсены Соловьевой «Иней», на книги Брюсова «Urbietorbi» (вторая рецензия) и «Stephanos» (первая рецензия). Во всяком случае вполне очевидно, что к туманной и аморфной импрессионистической стихии в критике и в художественном творчестве он, даже в те годы, относился без идеализации и рад был противопоставить ей противоположный регулирующий принцип. Реализацию такого принципа Блок, между прочим, увидел в поэзии Брюсова. «Умея ковать стихи, – писал Блок, вторично рецензируя брюсовский сборник «Stephanos», – Брюсов умеет ковать и идеи, не давать им расплыться.

Блок не любил теоретизировать по поводу своих писаний независимо от того, стихотворными они были или прозаическими, но он оставил некоторые общие суждения о своей критике и о литературной критике вообще, которые полностью распространяются и на его собственную критическую прозу и на основании которых можно заключить, что он отделял ее от общераспространенной критической литературы и склонен был сближать с языком искусства.

Читайте также:
Анализ стихотворения А. Блока О доблестях, о подвигах, о славе (адресовано жене): сочинение

Наиболее общим признаком, характеризующим художественную природу блоковской прозы, как уже было сказано, является живая индивидуальность поэта, его человеческая суть, растворенная в самых больших и самых малых, противоречивых и непрерывных элементах структуры и содержания прозаических произведений Блока.

Понятно, что названные особенности мы встречаем не только в блоковской прозе, но и в родственной ей поэтической критике его современников. И, однако, общность не мешает видеть глубокие индивидуальные отличия, которыми проза Блока на этом фоне выделяется.

О лиризме блоковской прозы, в сущности, уже шла речь в связи с общей характеристикой словесных, главным образом патетически-эмоциональных, лейтмотивов, сопровождающих или представляющих авторское я Блока в его статьях и рецензиях. Но лиризм прозаических произведений Блока, конечно, выходит за пределы этих лейтмотивов и разливается широкими волнами по тексту подавляющего большинства этих произведений, внося в них особую, в известной мере ритмизирующую их интонацию [2].

Блок не избегает анализа и умозаключений, но они пронизываются, окружаются, а иногда почти оттесняются у него наплывающим лирическим переживанием. Мысль Блока – глубокая, выстраданная, насыщенная эмоцией – не превращается в рационалистическую конструкцию, чаще всего лишена «исследовательского аппарата» (даже простые библиографические ссылки в его тексте – сравнительно редкое явление). Все это имеет прямое отношение к художественной органичности, «непреднамеренности», поэтической непосредственности блоковской прозы, но в этом же – причина ее недостаточной формально-логической вооруженности, ее «незащищенности».

Лиризм, разлитый в прозе Блока и резко изменяющийся в ней по степени своей интенсивности, то крайне снижая свою силу, то значительно ее, увеличивая, часто и даже чаще всего сосредоточивается в ее образах, образных скоплениях и сочетаниях. Лирическое начало вносит в художественный объект элемент поэтического синтеза. Художественный образ – локально-словесный или более широкий, входящий в произведение как значимая тематическая часть – также синтетичен, полисемантичен по самой своей природе, соотнесен с общим смыслом произведения, в потенции наполнен этим смыслом, а значит, обращен и к личности автора. В этом внутренняя связь обеих поэтических ипостасей – лиризма и образности – в поэтическом искусстве вообще и в прозе Блока [4].

Лирика Блока располагает целой системой генерализирующих средств. Одно из них – отсутствие конкретных бытовых и психологических мотивировок сюжетных ситуаций.

В лирических стихотворениях Блок создает социально – нравственные и психологически бытовые за-

124 Интерактивная наука | 10 • 2016

рисовки, поэт сразу вводит нас в атмосферу душевного состояния героя и дает этому состоянию нравственную оценку, не объясняя причин его возникновения. Изображение лирической ситуации обычно начинается с ее констатации.

Возникновение лирической ситуации, даже если обозначены условия и время ее появления, не мотивируется. В этих случаях конкретизируются, и то очень относительно, обстоятельства ее протекания, сама же ситуация сразу раскрывается как некая данность. В ряде произведений отсутствие конкретной мотивировки лирической ситуации подчеркивается прямым контрастом между восприятием героя и течением его мыслей, обретающих характер душевного прозрения. Мотивировка как бы остаётся за рамками стихотворения, а открывающая его картина природы или бытовая зарисовка, нередко служащее в лирике формированию настроения героя, предстают частью сложного душевного переживания, а не поводом к нему. Так, например, построены многие стихотворения цикла «Родина».

Даже в тех немногих стихотворениях, где есть элементы фабулы, в какой-то мере мотивирующие лирическую ситуацию, мотивировка не имеет определенности, что позволяет трактовать ситуацию широко и многопланово, – например, в стихотворениях «На железной дороге» и «Перед судом».

Возможность расширительного прочтения лирической ситуации увеличивается и за счет характера ее изображения. Рисунок лишь намечен, имеет вид наброска. Предметная, портретная, пейзажная детали всегда условны -либо за счет подчеркнутой импрессионистичное™, либо, наоборот, намеренной традиционности. Для читателя открывается возможность сотворчества, многовариантной конкретизации изображенного. Традиционная известная деталь занимает большое место, например, в цикле «Родина». Это и «плат узорный до бровей», и тройка, – и песня ямщика, нищие избы, поле, степь, коршун и т. д.

Читайте также:
Историческое прошлое России в цикле стихотворений «На поле Куликовом» Блока: сочинение

Такая деталь, уже встречавшаяся читателю сколько-нибудь знакомому с русской культурой, играет здесь роль своеобразной сноски, отсылая его к фольклору, к поэзии Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова, прозе Гоголя, драме Островского, живописи Нестерова, Врубеля.

Исследователи не раз отмечали склонность Блока к литературным реминисценциям – речевым и стилевым.

Очевидно, прием цитации используется Блоком и на более высоком уровне мирообразов; концепций, идейных трактовок. Составляющее характерную черту самых разных философских жанров художественное мышление аналогиями актуализирует в сознании читателя духовный опыт, накопленный человечеством, что помогает художнику встать на путь больших обобщений.

1. Александр Блок, Андрей Белый: Диалог поэтов о России и революции / Сост., вступ. ст. коммент. М.Ф. Пьяных. Библиотека студента словесника – М.: Высш. шк., 1990. – 687 с.

2. Блок А. Собр. соч. В 8-ми т. Дальше произведения Блока цитируются по этому изданию с обозначением тома – римской цифрой, страниц – арабской. – М. – Л., 1960-1963.

3. Максимов Д.Е. Критическая проза Александра Блока // Блоковский сборник. Тарту.

4. Маяковский В. Полное собрание сочинений в тринадцати томах. – М.: Гослитиздат, 1959. – Т. 12. – С. 21.

Лирический герой Блока: лицо и маски

Вы будете перенаправлены на Автор24

Лирический герой – это художественный двойник автора, образ поэта в лирике.

Лирический герой в раннем творчестве А. Блока

Александр Блок – крупнейший поэт-символист в отечественной литературе. Признание Блока как поэта-лирика было всеобщим. Еще при жизни поэт подготовил к изданию собрание стихотворений, которые считал своеобразной автобиографической трилогией «вочеловечения». Главным героем трилогии является лирический герой-поэт. В этом собрании стихов отражается путь духовного взросления поэта, его становления и скитаний. Уникальна и сама мысль о создании подобной лирической «автобиографии души». Свою трилогию Блок называл романом в стихах.

Имя Блока в сознании читателей тесно связано с течением символизма. Блок во шел в историю русской поэзии как яркий сторонник этого течения, и он же разрушил его реалистическим звучанием своего поэтического творчества. Наследие А. Блока разнообразно – это и поэмы, и стихи, и литературоведческие исследования, и критические статьи. Созданные А. Блоком поэтические образы занимают особое место в литературе. Это и образ Божественного мира, и образ Прекрасной Дамы. Однако наиболее ярко своеобразие поэзии Блока проявилось именно в образе лирического героя.

Лирическим героем называется представитель автора в произведении.

Уже в ранних стихах у А. Блока лирический герой чрезвычайно близок к автору, а иногда даже совпадает с ним.

Например, в цикле произведений о Прекрасной Даме помимо самой героини читатель видит образ поэта, влюбленного юноши. За этим образом ясно угадывается сам А. Блок, влюбленный в Любовь Дмитриевну Менделееву. Весь цикл стихотворений посвящен раскрытию этого первого нежнейшего романтического чувства и его постижению. В цикле есть описания и указания реальных событий, которые случались с поэтом и его Прекрасной Дамой. Весь цикл стихотворений поэт посвятил Л. Менделеевой. Однако мир влюбленного юноши, его страдания и переживания – это не единственная линия. В данном цикле лирический герой – это влюбленный рыцарь, который смысл жизни видит в том, чтобы служить и поклоняться своей Прекрасной Даме. Прекрасная Дама – это идеал женственности, любви и красоты, это божество, которое не имеет ничего общего с миром земным. И первая встреча лирического героя с Прекрасной Дамой неслучайно происходит в храме. Юный поэт был впечатлен мистической философией В. С. Соловьева и находился в поиске идеала Вечной Женственности. Любовь Дмитриевна стала для него этим идеалом.

Читайте также:
Образ возлюбленной в лирике А. А. Блока.: сочинение

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, лирический герой раннего творчества Александра Блока – это влюбленный юноша-романтик, для которого любовь – это высшая ценность жизни, и ради нее он готов на любые свершения.

Лирический герой в зрелом творчестве Блока

Однако Блок не может не замечать изменений в окружающей реальности. В его романтический мир врывается современность. Поэт слышит тревожный хор происходящих событий, он предчувствует скорую гибель всего его мира. По этой причине Дама его покидает – она не может остаться в таком грязном и страшном мире. Поэту тоскливо, он ее зовет и просит остаться. Однако Красота, олицетворением которой является Прекрасная Дама, уходит, и уходит безвозвратно. С этого момента поэт пишет стихи о том, что мечты и идеалы несовместимы с жизнью. Блока теперь интересует то, как живут обычные люди, то, что происходит вокруг. Поэт символист вдруг обращается к социальным проблемам, к революционным переменам, назревающим в обществе. В этом отношении характерно стихотворение «Фабрика», где сплетается реальный конфликт и символическое осмысление этого конфликта. Блок пытается осознать свое место в мире. Он понимает, что ему никак не удастся скрыться от бед этого сложного мира, поэтому это стихотворение драматично. В «Фабрике» присутствуют три ключевых образа:

  • Люди, собравшиеся у ворот;
  • Считающий пришедших «недвижный кто-то»;
  • Лирический герой.

Здесь лирический герой говорит «я вижу все с моей вершины». И на этой вершине находится и сам поэт. Он отдален своими романтическими и мистическими мечтаниями, но хорошо видит, что происходит внизу. То есть лирический герой не только не отворачивается от чужих бед и страданий, а идет со своей вершины к людям. Можно говорить о пути поэта с вершины символизма к реализму.

Все стихотворения А. Блока отражают его тончайший психологизм в раскрытии человеческих эмоций и чувств. Поэт точно передает изменение состояний своего лирического героя, который в дальнейшем творчестве Блока все больше сливается с ним. Стихи Блока становятся зеркалом его души, в них присутствует интимность тона. Но все же нельзя полностью приравнивать Блока к его лирическому герою. Во многом в героя поэт вкладывает свои переживания и мысли, однако здесь также прослеживаются и типичные черты всей молодежи того времени. Читая стихи А. Блока сейчас, читатель поражается тому, насколько переживания и чувства того времени схожи с переживаниями современных людей. Это свидетельствует о том, что поэт писал не только о себе, а обо всех людях. И в этом заключается общечеловеческое звучание его поэзии.

Лирический герой взрослеет вместе с поэтом. В зрелом творчестве Блока уже нет того ожидания счастья, напора и романтизма.

Лирический герой этого периода – разочарованный жизнью, опустошенный человек.

Он уже знает, что любовь приносит страдания и душевную боль, а мечты не сбываются. В этот период Блок пишет автобиографичное стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе». Произведение, написанное после того, как от поэта ушла его жена, привлекает рыцарским отношением к женщине. Именно в этом стихотворении наиболее ярко видна связь поэта с лирическим героем. Блок передает чувства безысходности, печали, разочарованности. Он показывает трагическую любовь и мук сердца. Лирический герой, познавший горечь и боль, никого не винит, он знает, что таков закон жизни.

Лирический герой А. Блока меняется и отражает изменения в чувствах самого поэта. Образ лирического героя у Блока несет два смысла:

  • Общечеловеческий, символический
  • Индивидуальный.

Оба смысла в творчестве поэта равноправны. Сущность лирического героя Блока состоит в том, что он объединяет в себе идеальное и реальное, мировое и человеческое.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: