Образ возлюбленной в лирике А. А. Блока.: сочинение

Образ возлюбленной в лирике А. А. Блока.

Любовная тема всегда занимала одно из главенствующих мест в русской поэзии. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, А.Толстой отдавали свою поэтическую дань этому прекрасному чувству: их стихи вошли в антологию русской поэзии о любви. Любовь к избраннице высекала искру вдохновения, и в огне вспыхнувшего пламени рождались шедевры любовной лирики. Чтобы лучше понять автора и его творение, нужно установить, из чего возник замысел, как он воплотился. Прав был Блок, когда писал, что любовную лирику следует рассматривать как дневник, написанный стихами.

Первые стихотворения Блока о любви – возвышенно-восторженные. Они связаны с именем Л. Д. Менделеевой, в которую он был влюблён («Дева», «Заря», «Величавая Вечная Жена», «Непостижимая», «Стихи о Прекрасной Даме» и другие). В молодые годы, до женитьбы на Л. Д. Менделеевой, увлёкшись элегантной, красивой дамой, на двадцать лет старше его, Блок писал стихи, посвящая их К.М.С., то есть Ксении Михайловне Садовской («Я думал, что умру сегодня к ночи…», «Помнишь ли город тревожный…», «Аметист», «Твой образ чудится невольно…» и другие).

В 1904 году выходит сборник стихотворений Александра Александровича Блока «Стихи о Прекрасной Даме». И здесь впервые появляется образ возлюбленной, который впоследствии будет развиваться и трансформироваться в лирике поэта. В названии и основной идее первой книги лежит философская концепция Владимира Соловьева – идея понимания Бога, мировой души как женщины – Прекрасной Женственности.

Весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме» объединен одним важным мотивом идеальной любви-стремления. Любовь здесь не страстный порыв, а почти платоническое, воздушное чувство. Образ Героини очень возвышен. Героиня никогда не называется по имени, обращение к ней очень уважительное. Автор называет ее «Царевна Сама», «Закатная, Таинственная Дева», «Белая Ты», «Заря, Купина», “Прекрасная Дама”, “Величавая Вечная Жена”. Хотя лирический герой и обращается к героине «Ты», но это местоимение практически всегда пишется со строчной буквы.

Вообще, женщина в лирике Блока занимает особое место. Женский образ у поэта всегда символичен и не похож ни на одну реально существовавшую женщину. В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» образ возлюбленной идеализирован. Перед нами предстает не настоящий человек, а «милый образ, нежный сон». Эта женщина даже не материализована. Мы не находим в цикле ни одной приметы ее реального существования, ни одного физического признака. Центральное стихотворение цикла «Предчувствую тебя. Года проходят мимо…» раскрывает нам призрачность образа возлюбленной:

…Все в облике одном предчувствую тебя.

Стихотворением 1925 года «Незнакомка» открывается новый этап в миропонимании Блока. Женский образ теперь погружается в конкретную реальность. Еще не совсем уйдя от образа Прекрасной Дамы, Блок помещает ее в мещанскую бытовую обстановку. Мир красоты и гармонии, недостижимый в пошлой реальности, связывается с образом женщины. Любовь здесь все еще можно охарактеризовать, как, пусть уже и не такое возвышенное, чувство стремления.

В следующем цикле стихов о любви – «Снежная маска» – образ возлюбленной и чувство к ней становится уже совершенно другим. Этот цикл посвящен Наталье Николаевне Волоховой – актрисе театра В.Ф. Комиссаржевской. В этом цикле появляется очень интересный образ змеи, соотнесенный с образом возлюбленной: «в тяжелозмейных волосах», «змеишься», «на конце ботинки узкой дремлет тихая змея». Этот образ-символ заставляет нас вспомнить сказку Гофмана «Золотой горшок» и, вообще, говорит о заколдованности, таинственности, мистичности образа возлюбленной:

Но для меня неразделимы
С тобою – ночь и мгла реки…

Женщина в этом цикле любима уже не платонической любовью, поэтому так часто в цикле встречается и мотив страстного поцелуя. Хотя сам автор намекает нам на то, что это чувство скорее не любовь, а игра: «Я опрокинут в темных струях / И вновь вдыхаю, не любя…» Отсюда – символ маски. Снег и снежные бури говорят нам об отсутствии того теплого и солнечного чувства, которым был пронизан цикл «Стихи о Прекрасной Даме».

Тема страстной любви, «цыганской стихии» получила отражение в цикле «Кармен», посвящённом оперной певице Любови Александровне Дельмас (стихотворения «Последнее напутствие», «Королевна», «Я помню нежность ваших плеч…», «Была ты всех ярче, верней и прелестней…», поэма «Соловьиный сад»).
Буйство красок и страстей характеризует этот цикл. И в нем мы видим, конечно, уже совсем другое раскрытие образа. Во-первых, Блок вводит портретные черты героини: «золото кудрей», «зубов жемчужный ряд», чуткость нервных рук и плеч. Во-вторых, это уже совсем другая, демоническая женщина.

Что общего у этого образа с Прекрасной Дамой, Незнакомкой и женщиной-змеей? Образ Кармен также символичен. Он сплетает в себе три линии: черты реальной женщины, черты героини Мериме и черты героини оперы Бизе. Новая трактовка в развитии этого женского образа в том, что Блок видит в ней равного себе человека. Кармен похожа на него, так как также живет ситуацией двоемирия. Мир Кармен Блок делит на «здесь» и «там».

Образ возлюбленный в лирике Блока плавно развивается от призрачного и воздушного существа до огненно-демонической женщины. При этом он как бы материализуется, то есть, приобретает физические и материальные признаки. Но при этом основой блоковских женских образов всегда остается их символичность.

Образ возлюбленной в лирике А. А. Блока.

Скачать сочинение
Тип: Анализ творчества поэта/писателя

Любовная тема всегда занимала одно из главенствующих мест в русской поэзии. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, А.Толстой отдавали свою поэтическую дань этому прекрасному чувству: их стихи вошли в антологию русской поэзии о любви. Любовь к избраннице высекала искру вдохновения, и в огне вспыхнувшего пламени рождались шедевры любовной лирики. Чтобы лучше понять автора и его творение, нужно установить, из чего возник замысел, как он воплотился. Прав был Блок, когда писал, что любовную лирику следует рассматривать как дневник, написанный стихами.

Читайте также:
Роль цикла Стихи о Прекрасной Даме в творчестве А. А. Блока: сочинение

Первые стихотворения Блока о любви – возвышенно-восторженные. Они связаны с именем Л. Д. Менделеевой, в которую он был влюблён («Дева», «Заря», «Величавая Вечная Жена», «Непостижимая», «Стихи о Прекрасной Даме» и другие). В молодые годы, до женитьбы на Л. Д. Менделеевой, увлёкшись элегантной, красивой дамой, на двадцать лет старше его, Блок писал стихи, посвящая их К.М.С., то есть Ксении Михайловне Садовской («Я думал, что умру сегодня к ночи…», «Помнишь ли город тревожный…», «Аметист», «Твой образ чудится невольно…» и другие).

В 1904 году выходит сборник стихотворений Александра Александровича Блока «Стихи о Прекрасной Даме». И здесь впервые появляется образ возлюбленной, который впоследствии будет развиваться и трансформироваться в лирике поэта. В названии и основной идее первой книги лежит философская концепция Владимира Соловьева – идея понимания Бога, мировой души как женщины – Прекрасной Женственности.

Весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме» объединен одним важным мотивом идеальной любви-стремления. Любовь здесь не страстный порыв, а почти платоническое, воздушное чувство. Образ Героини очень возвышен. Героиня никогда не называется по имени, обращение к ней очень уважительное. Автор называет ее «Царевна Сама», «Закатная, Таинственная Дева», «Белая Ты», «Заря, Купина», “Прекрасная Дама”, “Величавая Вечная Жена”. Хотя лирический герой и обращается к героине «Ты», но это местоимение практически всегда пишется со строчной буквы.

Вообще, женщина в лирике Блока занимает особое место. Женский образ у поэта всегда символичен и не похож ни на одну реально существовавшую женщину. В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» образ возлюбленной идеализирован. Перед нами предстает не настоящий человек, а «милый образ, нежный сон». Эта женщина даже не материализована. Мы не находим в цикле ни одной приметы ее реального существования, ни одного физического признака. Центральное стихотворение цикла «Предчувствую тебя. Года проходят мимо…» раскрывает нам призрачность образа возлюбленной:

…Все в облике одном предчувствую тебя.

Стихотворением 1925 года «Незнакомка» открывается новый этап в миропонимании Блока. Женский образ теперь погружается в конкретную реальность. Еще не совсем уйдя от образа Прекрасной Дамы, Блок помещает ее в мещанскую бытовую обстановку. Мир красоты и гармонии, недостижимый в пошлой реальности, связывается с образом женщины. Любовь здесь все еще можно охарактеризовать, как, пусть уже и не такое возвышенное, чувство стремления.

В следующем цикле стихов о любви – «Снежная маска» – образ возлюбленной и чувство к ней становится уже совершенно другим. Этот цикл посвящен Наталье Николаевне Волоховой – актрисе театра В.Ф. Комиссаржевской. В этом цикле появляется очень интересный образ змеи, соотнесенный с образом возлюбленной: «в тяжелозмейных волосах», «змеишься», «на конце ботинки узкой дремлет тихая змея». Этот образ-символ заставляет нас вспомнить сказку Гофмана «Золотой горшок» и, вообще, говорит о заколдованности, таинственности, мистичности образа возлюбленной:

Но для меня неразделимы

С тобою – ночь и мгла реки…

Женщина в этом цикле любима уже не платонической любовью, поэтому так часто в цикле встречается и мотив страстного поцелуя. Хотя сам автор намекает нам на то, что это чувство скорее не любовь, а игра: «Я опрокинут в темных струях / И вновь вдыхаю, не любя…» Отсюда – символ маски. Снег и снежные бури говорят нам об отсутствии того теплого и солнечного чувства, которым был пронизан цикл «Стихи о Прекрасной Даме».

Тема страстной любви, «цыганской стихии» получила отражение в цикле «Кармен», посвящённом оперной певице Любови Александровне Дельмас (стихотворения «Последнее напутствие», «Королевна», «Я помню нежность ваших плеч…», «Была ты всех ярче, верней и прелестней…», поэма «Соловьиный сад»).
Буйство красок и страстей характеризует этот цикл. И в нем мы видим, конечно, уже совсем другое раскрытие образа. Во-первых, Блок вводит портретные черты героини: «золото кудрей», «зубов жемчужный ряд», чуткость нервных рук и плеч. Во-вторых, это уже совсем другая, демоническая женщина.

Что общего у этого образа с Прекрасной Дамой, Незнакомкой и женщиной-змеей? Образ Кармен также символичен. Он сплетает в себе три линии: черты реальной женщины, черты героини Мериме и черты героини оперы Бизе. Новая трактовка в развитии этого женского образа в том, что Блок видит в ней равного себе человека. Кармен похожа на него, так как также живет ситуацией двоемирия. Мир Кармен Блок делит на «здесь» и «там».

Образ возлюбленный в лирике Блока плавно развивается от призрачного и воздушного существа до огненно-демонической женщины. При этом он как бы материализуется, то есть, приобретает физические и материальные признаки. Но при этом основой блоковских женских образов всегда остается их символичность.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Блок А.А. / Разное / Образ возлюбленной в лирике А. А. Блока.

Смотрите также по разным произведениям Блока :

Сочинение: Образ возлюбленной в лирике А. А. Блока.

Образ возлюбленной в лирике А. А. Блока.

Автор: Блок А.А.

Образ возлюбленной в лирике А.А. Блока претерпевал эволюцию вместе с духовной развитием самого поэта, метаморфозами в его личной жизни. Если в «Стихах о Прекрасной Даме» через любовь к женщине открывается любовь ко всему миру, а облик лирической героини связан с «непостижимой тайной» и «красотой неизреченной», то в циклах «Снежная маска» и «Фаина», отразивших чувство Блока в актрисе Наталье Волоховой, в образах лирического героя и героини воплощена идея любви – страсти, наполнившей их души, которая «никому и ничему не верна». Интересно, что эти на первый взгляд абсолютно различные ипостаси возлюбленной пройдут через всю поэзию Блока, часто совмещаясь в образе одной героини.

Читайте также:
Любовная лирика А.А. Блока («Когда замрут отчаянье и злоба», «Забывшие Тебя» «О доблестях о подвигах о славе»): сочинение

Например, в стихотворении «И вновь, сверкнув из чаши винной…» герой вспоминает конкретные эпизоды, «поцелуи на запрокинутом лице», и идеализируя любимую женщину, ей придаются неземные черты: «И ты смеешься дивным смехом, / Змеишься в чаше золотой, / И над твоим собольим мехом / Гуляет ветер голубой». Ассоциацию героини с небесным образом усиливает эпитет «голубой», который передает эмоциональное отношение и обозначает нечто возвышенное, заветное, прекрасное. Бесплотный, отвлеченно-мечтательный образ Прекрасной Дамы, Души мира, Вечной Женственности образ ипостась, лишенную ореола святости. Не случайно эпитет «Голубой», относится к ветру, а сама героиня «змеится в чаше золотой». Золото, как известно, у Блока передает лишь видимый, наружный отблеск. Женский образ оказывает слит с хмельной стихией и стихией снежной. Поэт чувствует их тайное родство, подчеркивается стихийное начало любви. Новая «встречная» в снежной метельной мгле становится воплощением красоты, способной преобразить обыденность, затянутую незримой паутиной. «Снежные вьюги» влекут к вольной, окрыленной жизни.

Смятение героя в строках «И вновь, свернув из чаши винной, / Ты поселила в сердце страх» антитетично беззаботности героини: «И ты смеешься дивным смехом, Змеишься в чаше золотой». Многогранность и сложность мировосприятия переданы тем, что один и тот же предмет имеет разные эпитеты: «из чаши винной» – «в чаше золотой», «в темных струях» – «в живые струи».

Настораживают метафоры, придающие образу героини змеиные черты: «в тяжелозмейных волосах», «змеишься в чаше золотой». Такое уподобление возлюбленной змее в циклах «Снежная маска» и «Фаина» мы встретим еще не раз, образ змеи буквально «переползает» из одного стихотворения в другое.

Так, стихотворение «сквозь винный хрусталь» композиционно делиться на три части: с первых строк («В длинной сказке / Тайно кроясь, / Бьет условный час») у нас рождается ощущение сказочности и таинственности, во второй части поэт и дама обмениваются шутливо – колкими репликами, и в финале волшебство рассеивается: «На плече за тканью тусклой, / На конце ботинки узкой / Дремлет тихая змея…» Чувство нереальности происходящего так и остается у Блока на протяжении всего их романа с Волоховой. В «лирической поэме», так назвал поэт цикл «Снежная маска», слились «среброснежные ночи», певучие вьюги, темные дали, электрический свет, разрывающий тьму, призывные рога метели, летящие звезды, застывающий серп луны, слепая и темная страсть, восторг необратимой гибели. (В. Орлов)

Облик любимой, предательской, хищнический, змеиный, словно растворяется «в ином, высоком», лирический герой как под гипнозом готов безрассудно повиноваться всему, как року, с которым безнадежно и не нужно бороться.

От стихотворения к стихотворению растет уверенность, что боль, обида, попытка таят в себе нечто возвышенное и необходимое.

Однако характерно связанное с героиней нарастание мотива смерти, либо прямо упоминаемой ( «Волю мне твою открой, / Обойми змеей – рукой: / Буду мертвым я с тобой…» ), либо иносказательной переданной.

Нельзя не заметить навязчивое употребление эпитета «темный» по отношению к героине «Снежной маски» и «Фаины». И хотя Блока все в 1907 году вспоминают необычайно легким, стремительным, окрыленным, Андрей Белый увидел в этой метельной легкости спрятанное страданье: «Веселье то – есть веселье трагедии; и полета над бездной; я видел – грядущий надлом…» Демоническая женщина для лирического героя – и влекущая комета, влачащая звездный шлейф, и близкая героиням Достоевского инфернальная «женщина, отравленная красотой своей». Однако такой образ непокорной женщины с русской «разбойной красотой» наиболее точно выражает черты самой России, как ее понимал Блок. Если в «Снежной маске» героиня выступает как символ страсти, ей не присваивают конкретные свойства характера, то в «Фаине» обрисован портрет нервной, властной и загадочной женщины, которая стала для поэта «волей, воздухом и огнем». Фаина не похожа на бесплотное и прозрачное видение. В кипении безудержных страстей восторг поэта не знает предела:

«Вот явилась. Заслонила.

Всех нарядных, всех подруг,

И душа моя вступила

В предназначенный ей круг».

«И под знойным снежным стоном

Расцвели черты твои.

Только тройка мчит со звоном

В снежно – белом забытьи…»

И здесь опять мы видим как в женском образе поэту видится Россия, ее судьба, русская национальная стихия с традиционно символизирующими ее образами – топосами – тройкой, зимой. В Фаине со всей полнотой воплощено представление Блока о свободе и удали народного характера. «Одна Наталия Николаевна русская, со своей русской «случайностью», не знающая, откуда она, гордая, красивая и свободная. С мелкими рабскими привычками и огромной свободой», – писал поэт о Волоховой. Стихотворения, воссоздающие поэтическое представление Блока о возлюбленной, насыщены колоритом «вольной Руси»:

«Смотрю я – руки вскинула,

В широкий пляс пошла.

Цветами всех осыпала

И в песне изошла…»

«С ума сойду, сойду с ума,

Что вся ты – ночь, и вся ты – тьма,

И вся ты – во хмелю…»

В этих «щемящих звуках» русской песни есть отголосок и некрасовских поэм; образ Фаины оказывается родственным той, что «коня на скаку остановит», «в горящую избу войдет». В поэтике стихотворений не случайными оказываются «лебяжья поступь», «открытый говор», «цветистый хмель». Фаина может выступит в образе «лихой солдатки».

Глубина веры поэта в «необъятные силы» России, в ее внутреннюю свободу является отличительной чертой всей поэзии Блока. Проникаясь поэзией «Вольной Руси», меняется и сам лирический герой.

Герой трезво смотрит на кричащие противоречия окружающей действительности, мы уже видим отвлеченной мечтательности, идиллической безмятежности.

Читайте также:
Судьба человека в стихах «На железной дороге»: сочинение

Из «безвременья», от воспевания вечности поэт бросается в современность, не отрицая в ней ни темного, ни жалкого, ни мелкого, так как без этого невозможна полная жизнь, в которой надо испытывать все чувства:

«и смотрю, и вражду измеряю,

Ненавидя, кляня и любя:

За мученья, за гибель – я знаю –

Все равно: принимаю тебя»!

Приходит понимание, что любовь способна перевести любую боль, обиду и придать им особый смысл.

Как меняется образ возлюбленной в произведениях А. А. Блока разных лет? (ЕГЭ по литературе)

Тема любви в лирических произведениях разных эпох всегда имела место. Она не обошла стороной ни одно литературное направление серебряного века, в том числе и символизм. А. А. Блока можно справедливо считать одним из ярких представителей данного течения. Его творчество особенно знаменито образом возлюбленной, Прекрасной Дамы, который переходит из стихотворения в стихотворение, претерпевая существенные изменения.

В раннем творчестве А. А. Блока образ возлюбленной стоит в одном ряду с Божественными созданиями. Стихотворение “Вхожу я в тёмные храмы…” из цикла “Стихи о Прекрасной Даме” Блок написал в 1902 году под влиянием философии Вл. Соловьёва. В учении этого философа поэта привлекала идея о Вечной Женственности, или о Душе Мира: через любовь возможно устранение эгоизма, единение друг с другом. Лирическое произведение навевает читателю настроение ожидания и трепета: герой, находясь в храме, “ждёт Прекрасную Даму в мерцаньи красных лампад”. Его слова обретают характер торжественного гимна, молитвенного песнопения, с которым верующие обращаются к своему Божеству. Такие стихи следует понимать как часть “бедного обряда”, ритуала, который лирический герой совершает в храме. Поэт проводит аналогию между Прекрасной Дамой и Божественными созданиями, называет её “Святой”. В образе “Величавой Вечной Жены” есть нечто неуловимое, неземное. Эпитет “красные лампады” не случаен: красный цвет — цвет любви, страсти, огня и жизни. Так, земное и небесное начала переплетаются в образе Прекрасной Возлюбленной лирического героя.

Позднее образ возлюбленной в лирике А. А. Блока претерпевает изменения. Стихотворение “Незнакомка”, написанное в 1906 году, является примером подлинного, живого представления поэта о жизни. В нём выразилась тоска и горькое сознание фантастичности в его буржуазно-прозаическом окружающем мире. Лирическое произведение “Незнакомка” можно условно разделить на две части. В первой части лирический герой описывает своё окружение:

“…И раздаётся детский плач.

…среди канав гуляют с дамами

…И пьяницы с глазами кроликов

“In vino veritas!” кричат.”

Лозунг “истина в вине”, призывающий к забвению, исходит от “пьяного чудовища” и одобряется лирическим героем горестно и трагически: сам он каждый вечер одиноко пьёт вино, заглушая душевную тоску. Вторая часть стихотворения содержит описание “Незнакомки”, вошедшей в ресторан. Она красива, загадочна и таинственна, такая же одинокая, как лирический герой. Её образ поражает его, об этом свидетельствует повтор слова “очарованный”:

“…Смотрю за тёмную вуаль

И вижу берег очарованный

И очарованную даль”.

Так, образ возлюбленной с 1906 года претерпевает изменения: теперь это не Божество, а Загадочная Незнакомка, которая сильно влияет на опьянённый вином разум героя.

В более позднем творчестве поэта уже не остаётся места восторженным чувствам, потому Прекрасная Возлюбленная лирического героя изменяется вновь. Стихотворение “В ресторане” написано в 1910 году. С помощью эпитетов и метафор поэт рисует картину “страшного мира”:

Сожжено и раздвинуто бледное небо,

И на жёлтой заре — фонари”.

Далее появляется образ возлюбленной. Теперь она надменная, резкая и презрительная. Лирический герой для неё является лишь одним из многочисленных поклонников, на романтичный жест которого она не хочет отвечать:

“Обратись к кавалеру, намеренно резко

Ты сказала: “И этот влюблён””.

Зеркала, через которые Возлюбленная лирического героя “бросала взоры”, рассеивают её красоту, уникальность гибнет, а загадочность исчезает. В позднем творчестве А. А. Блока облик некогда Прекрасной Дамы становится земным, грубым и даже грешным.

Так, от возвышенной мечты о возлюбленной, которая казалась мистической, недостижимой и божественной, А.А.Блок приходит к изображению обыкновенной, приземлённой женщины. Тем не менее, одно остаётся неизменным: поэт не лишает образ возлюбленной символичности.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Тема любви в творчестве Блока

Личный опыт каждого человека помогает выстроить понимание загадочного чувства, называемого любовью. Эта тема в литературе является самой многогранной. Мнение А.А. Блока об этом прекрасном чувстве менялось на протяжении всего периода творчества. Автор рос, развивался, и вместе с этими изменениями тема любви раскрывалась для него с разных сторон.

В его первых стихотворениях тема любви звучит с трепетом и восторгом. На тот момент он был влюблен в Любовь Менделееву, и все творения посвящал ей. Блок описывает абсолютно чистую любовь к прекрасной девушке, которую он не смеет нарушить близким знакомством. Герой Блока чаще всего наблюдает за девушкой со стороны. Поэт рисует идеальный, обожествленный образ, называет возлюбленную мадонной, пречистой девой. Блок видит любовь сквозь призму своих религиозных чувств – герой в стихотворениях преклоняется перед ней, как пред чем-то великим и в то же время прекрасным. Ранние произведения Блока более возвышенные, в них нет примитивности, приземленности. Тема любви у Блока строится на недосказанности, он дает читателю возможность задуматься над тайной бытия.

Менделеева была не единственной любовью автора. Позже он увлекся актрисой Натальей Волоховой, игравшей в драме Блока. Нежные чувства к ней выражены в цикле «Снежная маска». Образ возлюбленной обрисован реалистично – это уже не божество, а земная женщина, с которой можно общаться на равных. Чувства становятся не такими светлыми, и автор даже говорит, что «устал от ласк подруги» в произведении «Второе крещенье». Тема любви сравнивается Блоком с вьюгой, заставляющей лирического героя пропадать во тьме, или замерзать в снегах. Чувство ложится камнем на душу, не принося удовольствия.

Читайте также:
Тема поэта и поэзии в творчестве А. А. Блока: сочинение

После леденящих чувств прошлого цикла, цикл «Кармен» напротив – соткан из страсти. Героиня Блока – женщина пробуждающая страсть «окно, горящее не от одной зари», а вместе с ней и творческую искру «и видит творческие сны». Он вырисовывает яркий образ женщины-современницы, цыганки или славянки, такой же свободолюбивой, как и сам лирический герой.

Напряженная ситуация в стране, разруха и голод заставляют Блока взглянуть в глаза ужасающей действительности. Главной героине «Незнакомки», интеллигентно дышащей «духами и туманами» тяжело в этой новой жизни. И тема любви к женщине в творчестве Блока сплетается с любовью к родине. Он называет Русь своей женой, и вместе с ней чувствует боль от происходящего.

На протяжении творческого пути Блок пытался понять, что для него есть любовь, ведь на каждом этапе жизни она была разной.

2 вариант

Любовь – это одно из таких чувств, которому многие поэты посвящали огромнейшее количество своих стихотворений. Даже в настоящее время, время технологий, умной техники, никто не может объяснить – что же это за чувство? Как и откуда оно появляется? И почему после себя оставляет такую неизлечимую боль?

Александр Александрович Блок – один из самых именитых поэтов начала XX века. Является автором образа известной всем Прекрасной дамы. В творчестве поэта тема любви занимает важнейшее место. Все мысли, чувства, страдания лирического героя мы видим именно через эти сердечные стихи.

Стихотворный сборник «Стихи о Прекрасной Даме» наполнен страданиями, тревогами и страхами. В нём поэт создает образ идеала женщины, его будущей жены, которую он любил больше собственной жизни. Практически каждое стихотворение Блока посвящено будущей супруге Менделеевой Любови Дмитриевне. Основное место в сборнике занимает произведение «Вхожу я в тёмные храмы», в котором описываются чувства героя перед встречей с Прекрасной дамой. Он волнуется, ему не терпится увидеть её, ведь эта женщина является той, ради которой он живёт.

Автор называет образ женщины «Величавая Вечная Жена». Поэт испытывает самые искренние, теплые чувства любви к Менделеевой.

Однако его жизнь переворачивается с уходом Прекрасной дамы. Она ушла к другому мужчине, Андрею Белому. Знакомое всем стихотворение «Незнакомка» повествует о реалиях жизни. В данном произведении изображается столкновение реальной, суровой реальности и восхитительной мечты, а фигура женщины испаряется.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

В творении Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» также наблюдается битва между идеалом и реальностью. В самом начале произведения описывается неземная любовь, исчезающая в процессе развития событий.

Начинал творческий путь Александр Александрович Блок сборником загадочных стихов о Прекрасной Даме, а завершил свое творчество произведением “Двенадцать”.

Чувство любви Блок испытывает также по отношению к своей родной земле. Для поэта отчизна является синонимом даме: «О, Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!». У поэта были к ней такие же искренние, глубокие чувства, как и когда-то к своей жене. Родина Александра Блока – это тихая деревня и сказки няни по ночам.

Таким образом, сделаем вывод. Тема любви достаточно противоречива у Блока. В самом начале своего творчества поэт был вдохновлен образом идеальной дамы, а, уже немного повзрослев, увидел жестокую реальность. Однако, неизменно, оставалось у автора чувство любви лишь к Родине, придававшее ему силы.

Сочинение Любовь в творчестве Блока

Жизнь Александра Блока была трудной и витиеватой. И не для кого не секрет, что все свои эмоции и переживания, в том числе, и любовные, все поэты переносят на бумагу. Вот и Блок не исключение.

Его творчество можно разделить на 3 этапа, и все они связаны исключительно с женщинами, и его любви к ним.

Наиболее интересным для меня является первый этап его творчества и, соответственно, первый сборник «Стихи о Прекрасной даме». Строки пронизаны яркими, «вкусными» эмоциями. Но это отнюдь не страсть, а слепая, вечная (как кажется) привязанность и любовь, от которой щемит сердце, о которой иногда думаешь, что ее не может существовать, настолько она идеальна. Стихотворения были посвящены будущей жене Александра Блока Людмиле Менделеевой. Но по моему мнению, они пронизаны юношеским максимализмом.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Согласитесь. Это так похоже на трепетную юношескую влюбленность, робкую, иногда даже безответную.

Но и история любви поэта и его жены Людмилы оказалась палкой о двух концах. То ли не выдержав сложного характера Александра Александровича, то ли оони оба уже выросли из этих чувств, женщина уходит от него к на тот момент очень перспективному писателю Андрею Белому. И этим всем событиями видно отражение в творчестве Блока.

Теперь его «детища» стали абсолютно другими: осмысленными, с другой ритмикой и интонациями. Да и к объекту обожания теперь относится не как к чему-то неземному и не досягаемому, а к как вполне приземленному, но все также желанному нечто. Почему нечто? Да потому что он и как женщину ее особо не воспринимал. Ему просто нужно было кем-то восхищаться и кого-то любить.

К моему большому сожалению, в одном из последних циклов стихотворений Блока под названием «Кармен», посвященного танцовщице балетной труппы, на выступления которой часто ходила Александр Блок, я увидела не любовь, а именно страсть, которая вряд ли зканчивается чем-то хорошим, а ведь так хочется верить в неземную бесконечную любовь. До селе не известно, была ли эта женщина любовнице поэта, но между ними была страсть, которая и позволила писать ему такие прекрасные стихотворения.

Читайте также:
Как выражается авторская позиция в поэме А. Блока Двенадцать?: сочинение

Александр Блок ушел из жизни весьма молодым, но он так и остается символом Серебряного века русской литературы.

Вариант 4

Любовь – это то, что дается нам свыше. У каждого человека понимание любви разное: кто-то отдается этому чувству полностью, а кто-то не понимает, насколько важно и приятно любить, и быть любимым. Многие поэты, писатели, психологи, ученые пытались дать ответы на многие вопросы о любви, но однозначных ответов нет.

Александр Александрович Блок – поэт, который часто обращался к теме любви в своей лирике. Он был влюблен в Любовь Дмитриевну Менделееву, поэтому произведения искусства часто были посвящены именно этой женщине. В Прекрасной Даме сочиталась загадка, красота и гармония. Блок жил ожиданиями и желаниями, но боялся быть отвергнутым. Он любил как женщину, перед которой нужно преклоняться и которой нужно восхищаться. Его любовь к Менделеевой можно назвать неземным и божественным чувством.

Л.Д. Менделеева была для А.А. Блока чем-то сверхъестественным. Он восхищался этой женщиной, знал, что она близко, но в то же время понимал, что недосягаема. Именно возможность восхищаться женщиной и чувствовать, что она близко, дало начало многим шедеврам поэзии Блока. Он видел, как быт и будни меняют женщин в худшую сторону, поэтому хотел сделать все для своей возлюбленной.

А.А. Блок всегда на собственном жизненном пути мечтал найти свой идеал, родственную душу, но, к сожалению, ему так и не удалось найти ту, которая будет с поэтом и в радости, и в горе. Любовь Менделеева не выдержала, устала от божественной любви Блока и ушла от него к Андрею Белому. Несмотря на боль и разочарование, стихи великолепного Александра Блока остались.

Любовь к Менделеевой переплеталась с любовью к Родине в совершенных произведениях. Он хотел служить Родине, вопреки тому, что все его переживания и мысли были только о Прекрасной Даме. Александр Александрович взрослел, развивался, и его взгляды на жизнь кардинально менялись. Он не мог спокойно наблюдать за тем, что вокруг смерть, голод и страдания.

Блок искал пути к реальной жизни, на которых его ожидали разочарования, взрывы отчаяния, попытки пересмотра своих жизненных целей и т.д. Но поэту удалось доказать, что он – глубокий человек с большим сердцем. Александр Александрович Блок в своих произведениях показал, какой он человек, как он относиться к народу и любви. Он провел параллель между красивым, прекрасным и тем, что действительно важно: помощь народу, который так нуждается в спокойствии и мире.

Несмотря на то, что жизнь поэта-лирика оборвалась очень рано, популярность стихотворений Александра Александровича Блока не угасает и в наше время. Он всегда воспринимал все происходящее вокруг него чувствами. Поэтому его произведения искусства наполнены загадками, мистицизмом и имеют невероятную притягательность.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема любви в творчестве Блока

Популярные сегодня темы

Солженицын написал большое количество разных произведений, которые стали не только популярными, но и знаменитыми. А вот произведение «В круге первом» он написал в 1958 году.

Иван Андреевич Крылов известный русский баснописец. Несмотря на то, что многие сюжеты для своих произведений он заимствовал у древних авторов, критики высоко оценили его талант и оригинальность.

Жанровая направленность произведения представляется в виде романа-робинзонады, повествующего о событиях, которые происходят на придуманном острове со случайно оказавшимися там людьми, потерпевшими крушение воздушного шара.

Одним из самых известных живописных произведений в мире является Мона Лиза. Эта картина, казалось бы, проста, но почему-то приковывает к себе взгляды множества людей.

Васюткино озеро прекрасный рассказ, повествующий о мальчике по имени Вася, который, несмотря на, казалось бы, юный возраст, смог выжить, заблудившись в тайге и вернуться домой.

Образ возлюбленной в лирике А. А. Блока

Нередко можно услышать, что тема любви чуть ли не основная в лирике Блока, он и известен стал в начале XX века благодаря талантливым поэтическим описаниям утонченных романтических переживаний юных героев. Блока иногда называют певцом Прекрасной Дамы, но это лишь поверхностный взгляд на его творчество.

Тема любви, занимая большое место в проблематике его поэзии, существует не сама по себе, а в тесной связи со сложными философскими вопросами, размышлениями о Родине, о смысле человеческого существования. В ранних стихах поэта развивается мотив поисков путеводной звезды, идеала во тьме незнания истины. Любовь и мечта соединяются в сознании поэта. Ниже вы можете ознакомиться с стихами о любви А. Блока какие изучают в 9–11 классах.

Тема любви в лирике А. Блока

А. Блок

Александр Александрович Блок — величайший, выда­ющийся поэт «серебряного века». В литературу он вошел как певец Прекрасной Дамы, тонкий лирик.

Первый сборник А. Блока, появившийся в печати в конце 1904 года, — «Стихи о Прекрасной Даме».

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, И молча жду, — тоскуя и любя.

В этом сборнике много символов — таинственных и загадочных. Сам поэт чаще всего говорит не от своего имени, а играет роль «отрока», «безрадостного и темного инока». И, несмотря на то, что главный образ цикла — Прекрасная Дама — возник в душе Блока в результате его влюбленности в реальную, земную девушку — Л. Д. Менделееву, лирический герой его стихов обычно обращается к Даме «небесной», возвышенной, которую на­зывает Непостижимой, Ясной, Святой, Величавой, Вечной женой, Девой, Зарей, Купиной.

Читайте также:
Мечты и действительность в лирике А. А. Блока: сочинение

Забудем дальний шум. Явись ко мне без гнева, Закатная, Таинственная Дева, И завтра и вчера огнем соедини.

В своей возвышенно-восторженной любви поэт искрен­не верит, что его встреча с Прекрасной Дамой способна преобразить мир и поможет ему разобраться в вопросах о назначении человека, о достижении прекрасного идеала.

Тебя не вижу я, и долго бога нет. Но верю, ты взойдешь, и вспыхнет сумрак алый, Смыкая тайный круг, в движеньи запоздалый.

Однако со временем лирический герой А. Блока прихо­дит к выводу о недостижимости своего идеала, поскольку земное и небесное несоединимы.

На миг проснулось за нивой, где-то, Далеким эхом мое воззванье. Все жду призыва, ищу ответа, Но странно длится земли молчанье…

Так постепенно взор поэта обращается к противоречи­ям реальной действительности, что изменяет весь строй его поэзии. Блок ищет новые пути взаимодействия с окру­жающим миром, поскольку поиски идеала завели его в тупик: презирая мещанство, он не знает, что ему противо­поставить. Эти мысли нашли свое выражение в стихотво­рении «Незнакомка», действие которого развивается в пе­тербургском пригороде с «пылью переулочной», «скукой загородных дач», где «воздух дик и глух». Режут слух «жен­ский визг», окрики пьяных. Все вокруг бессмысленно и отвратительно, и лирический герой ищет спасения от та­кой жизни в вине, среди сонных лакеев и пьяниц «с глаза­ми кроликов».

Но вот то ли из глубины его сознания, инстинктивно тянущегося к прекрасному, то ли в реальности появляется прекрасная женщина, мечта Блока о любви, сказка.

И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука.

Этот образ, дышащий «шелками и туманами», возвыша­ет героя над пошлостью обыденного, помогает ему увидеть «берег очарованный и очарованную даль», прикоснуться к «глухим тайнам», поверить, что в его «душе лежит сокро­вище».

Последующие циклы «Снежная маска» и «Фаина» по­священы Н. Н. Волоховой, актрисе, которая произвела на Блока неизгладимое впечатление. Здесь женщина — сим­вол стихийного начала, проявление судьбы, бурной жизни, и восхищенная любовь к Прекрасной Даме сменяется стра­стью, огненной пылкостью, желанием противостоять нео­бузданной силе Женщины.

Вползи ко мне змеей ползучей, В глухую полночь оглуши, Устами томными замучай, Косою черной задуши.

Как часто лирический герой этих циклов преступает порог запретного, с замиранием сердца прикасается к тай­нам, скрытым от земных глаз. Может, поэтому в душе героя и в его отношениях с женщиной столько «холодного», «снежного»:

Под ветром холодные плечи Твои обнимать так отрадно: Ты думаешь — нежная ласка, Я знаю — восторг мятежа! И теплятся очи, как свечи Ночные, и слушаю жадно — Шевелится страшная сказка, И звездная дышит межа…

Смертельно уставший от греховной любви, чувствую­щий себя растраченным впустую, поэт погружается в «страшный мир», где нет добрых чувств, любви, взаимопо­нимания («К Музе», «Унижение», «Демон», «Даже имя твое мне презренно»).

Душа поэта стремится назад, к истокам, к светлым вос­поминаниям. Он понимает, что потерял многое:

Напрасный жар! Напрасные скитанья! Мечтали мы, мечтанья разлюбя. Так — суждена безрадостность мечтанья Забывшему тебя.

Приход новой любви ознаменован встречей Блока с А. А. Андреевой-Дельмас, оперной певицей. Увидев в ее в роли Кармен, Блок посвятил ей свой новый цикл любов­ной лирики «Кармен», образ героини которого чрезвычайно многообразен: это и современная женщина, и вольнолюби­вая испанская цыганка, и славянка, но в целом образ ярок, страстен, естественен, как гроза, природа, искусство. Материал с сайта //iEssay.ru

Сама себе закон — летишь, летишь ты мимо, К созвездиям иным, не ведая орбит… Все — музыка и свет: нет счастья, нет измен… Мелодией одной звучат печаль и радость… Но я люблю тебя: я сам такой, Кармен.

Постепенно тема любви в лирике А. Блока получает новую трактовку. Любовь к женщине сливается с любо­вью к Родине, которую Блок называет «жена моя» («На поле Куликовом»), «бедная моя жена» («Осенний день»). В стихотворении «Россия» образ возлюбленной соединен с образом России, в будущее которой он верит всем сердцем:

А ты все та же — лес, да поле, Да плат узорный до бровей… И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика.

Так развивается тема любви в творчестве А. Блока, пе­рерастая чувство приземленное, переплетая любовь к жен­щине с любовью к России, вырастая в единый символичес­кий образ самого дорогого для человека:

Россия — красавица, невеста; О, Русь моя! Жена моя!

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • сочинение на тему тема любви в лирике блока
  • я жду призыва анализ
  • анализ стихотворения даже имя твое мне презренно
  • тема любви в лирике блока
  • тема любви в лирике а.блоке

Энциклопедия Школьника – содружество русского слова и литературы

Поэт чувствует их тайное родство, подчеркивается стихийное начало любви. Новая «встречная» в снежной метельной мгле становится воплощением красоты, способной преобразить обыденность, затянутую незримой паутиной. «Снежные вьюги» влекут к вольной, окрыленной жизни. Смятение героя в строках «И вновь, свернув из чаши винной, Ты поселила в сердце страх» антитетично беззаботности героини: «И ты смеешься дивным смехом, Змеишься в чаше золотой».

Читайте также:
Анализ стихотворения А. Блока «Осенняя воля» (комментарий к стихотворению): сочинение

Многогранность и сложность мировосприятия переданы тем, что один и тот же предмет имеет разные эпитеты: «из чаши винной» — «в чаше золотой», «в темных струях» — «в живые струи». Настораживают метафоры, придающие образу героини змеиные черты: «в тяжелозмейных волосах», «змеишься в чаше золотой». Такое уподобление возлюбленной змее в циклах «Снежная маска» и «Фаина» мы встретим еще не раз, образ змеи буквально «переползает» из одного стихотворения в другое. Так, стихотворение «сквозь винный хрусталь» композиционно делиться на три части: с первых строк («В длинной сказке Тайно кроясь, Бьет условный час») у нас рождается ощущение сказочности и таинственности, во второй части поэт и дама обмениваются шутливо – колкими репликами, и в финале волшебство рассеивается: «На плече за тканью тусклой, На конце ботинки узкой Дремлет тихая змея…

» Чувство нереальности происходящего так и остается у Блока на протяжении всего их романа с Волоховой. В «лирической поэме», так назвал поэт цикл «Снежная маска», слились «среброснежные ночи», певучие вьюги, темные дали, электрический свет, разрывающий тьму, призывные рога метели, летящие звезды, застывающий серп луны, слепая и темная страсть, восторг необратимой гибели. (В. Орлов) Облик любимой, предательской, хищнический, змеиный, словно растворяется «в ином, высоком», лирический герой как под гипнозом готов безрассудно повиноваться всему, как року, с которым безнадежно и не нужно бороться. От стихотворения к стихотворению растет уверенность, что боль, обида, попытка таят в себе нечто возвышенное и необходимое.

Однако характерно связанное с героиней нарастание мотива смерти, либо прямо упоминаемой ( «Волю мне твою открой, Обойми змеей – рукой: Буду мертвым я с тобой…» ), либо иносказательной переданной. Нельзя не заметить навязчивое употребление эпитета «темный» по отношению к героине «Снежной маски» и «Фаины». И хотя Блока все в 1907 году вспоминают необычайно легким, стремительным, окрыленным, Андрей Белый увидел в этой метельной легкости спрятанное страданье: «Веселье то – есть веселье трагедии; и полета над бездной; я видел – грядущий надлом…» Демоническая женщина для лирического героя – и влекущая комета, влачащая звездный шлейф, и близкая героиням Достоевского инфернальная «женщина, отравленная красотой своей».

Однако такой образ непокорной женщины с русской «разбойной красотой» наиболее точно выражает черты самой России, как ее понимал Блок. Если в «Снежной маске» героиня выступает как символ страсти, ей не присваивают конкретные свойства характера, то в «Фаине» обрисован портрет нервной, властной и загадочной женщины, которая стала для поэта «волей, воздухом и огнем». Фаина не похожа на бесплотное и прозрачное видение. В кипении безудержных страстей восторг поэта не знает предела: «Вот явилась. Заслонила. Всех нарядных, всех подруг, И душа моя вступила В предназначенный ей круг». «И под знойным снежным стоном Расцвели черты твои.

Только тройка мчит со звоном В снежно – белом забытьи…» И здесь опять мы видим как в женском образе поэту видится Россия, ее судьба, русская национальная стихия с традиционно символизирующими ее образами – топосами – тройкой, зимой. В Фаине со всей полнотой воплощено представление Блока о свободе и удали народного характера. «Одна Наталия Николаевна русская, со своей русской «случайностью», не знающая, откуда она, гордая, красивая и свободная. С мелкими рабскими привычками и огромной свободой», — писал поэт о Волоховой. Стихотворения, воссоздающие поэтическое представление Блока о возлюбленной, насыщены колоритом «вольной Руси»: «Смотрю я – руки вскинула, В широкий пляс пошла.

Цветами всех осыпала И в песне изошла…» «С ума сойду, сойду с ума, Безумствуя, люблю, Что вся ты – ночь, и вся ты – тьма, И вся ты – во хмелю…» В этих «щемящих звуках» русской песни есть отголосок и некрасовских поэм; образ Фаины оказывается родственным той, что «коня на скаку остановит», «в горящую избу войдет». В поэтике стихотворений не случайными оказываются «лебяжья поступь», «открытый говор», «цветистый хмель». Фаина может выступит в образе «лихой солдатки».

Глубина веры поэта в «необъятные силы» России, в ее внутреннюю свободу является отличительной чертой всей поэзии Блока. Проникаясь поэзией «Вольной Руси», меняется и сам лирический герой. Герой трезво смотрит на кричащие противоречия окружающей действительности, мы уже видим отвлеченной мечтательности, идиллической безмятежности. Из «безвременья», от воспевания вечности поэт бросается в современность, не отрицая в ней ни темного, ни жалкого, ни мелкого, так как без этого невозможна полная жизнь, в которой надо испытывать все чувства: «и смотрю, и вражду измеряю, Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель – я знаю – Все равно: принимаю тебя»! Приходит понимание, что любовь способна перевести любую боль, обиду и придать им особый смысл.

Идеальные женские образы в творчестве русских поэтов

Нередко можно услышать, что тема любви чуть ли не основная в лирике Блока, он и известен стал в начале XX века благодаря талантливым поэтическим описаниям утонченных романтических переживаний юных героев. Блока иногда называют певцом Прекрасной Дамы, но это лишь поверхностный взгляд на его творчество.

Тема любви, занимая большое место в проблематике его поэзии, существует не сама по себе, а в тесной связи со сложными философскими вопросами, размышлениями о Родине, о смысле человеческого существования. В ранних стихах поэта развивается мотив поисков путеводной звезды, идеала во тьме незнания истины. Любовь и мечта соединяются в сознании поэта. Ниже вы можете ознакомиться с стихами о любви А. Блока какие изучают в 9–11 классах.

Читайте также:
Раздумья о судьбах Родины (по поэме Блока «Двенадцать»): сочинение

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Особое место в творчестве А.А. Блока занимала любовная лирика. Однако образ возлюбленной со временем претерпевает некоторые изменения. Как же это проявляется в произведениях разных лет?

В раннем творчестве Блока улавливается влияние литературного течения 20-ого века — символизма: образ женщины связан с Душой Мира, с помощью которой должен произойти синтез «неба» и «земли». Таким образом человечество сможет обрести счастье и гармонию. Лирический герой в ранних стихотворениях боготворит свою возлюбленную, относится к ней с трепетным чувством и глубоким уважением. Это провялятся в произведениях одного из первых циклов Блока — «Стихи о Прекрасной Даме».

В «Вхожу я в тёмные храмы…», написанном в 1902 г, встреча лирического героя и его возлюбленной происходит в храме. Героиня предстаёт перед читателями в «ризах», в её описании автор использует «высокие» эпитеты: «озарённый», «величавая». Лирический герой относится к ней с чувством восторга , поэтому обращения к ней написаны с заглавных букв: «Жена», «Святая» и т.д. Возлюбленная приносит гармонию и успокоение в душу взволнованного героя: ему «ласковы свечи» и «отрадны» черты девушки.

Постепенно с ослаблением идеологии символизма образ возлюбленной в лирике Блока терпит изменения. Это улавливается в стихотворениях цикла «Город», особенно в «Незнакомке» 1906 г. Образ возлюбленной здесь

Идеальные женские образы в творчестве русских поэтов

(276 слов) В творчестве многих поэтов значимую роль играет тема любви, неразрывно связанная с образами определенных женщин, дарящих писателям это чувство. Например, известный обольститель дам, Александр Сергеевич Пушкин, в стихотворении «К ***» ярко изобразил образ своей возлюбленной, приравняв его к идеалу женской красоты. Смысл повествования заключается в том, что лишь увидев свою музу, лирический герой способен вновь жить полной жизнью. В стихотворении яркую роль играют метафоры, которыми автор вознаграждает героиню: «мимолетное виденье», «гений чистой красоты». Проанализировав это произведение, мы можем смело говорить о том, что в нем изображен образ «идеальной женщины», по мнению А.С. Пушкина.

Творчество Ф.И. Тютчева также насыщенно произведениями, которые посвящены теме любви. В стихотворении «Я встретил вас…» автор так же, как и в произведении А.С. Пушкина, повествует о том, как появление в жизни идеальной женщины спасает его судьбу и воскрешает чувства: «И все былое в отжившем сердце ожило». Любовь согревает лирического героя, даруя ему последний шанс. В произведении Ф.И. Тютчева образ дамы не описывается напрямую, а раскрывается с помощью речевых средств выразительности: «милые черты», «то же в вас очарованье».

Размышляя над образами идеальных женщин в русской литературе, было бы странным не упомянуть стихотворение А.А. Блока « Вхожу я в темные храмы». Лирический герой стихотворения возносит образ возлюбленной до священных масштабов: «О, Святая», «только образ, лишь сон о ней». Для персонажа «Прекрасная Дама» недоступна, но радость ему приносит даже мысль о том, что померещившийся ему лик мог бы быть силуэтом его любимой. Стихотворение насыщенно яркими эпитетами, позволяющими понять восторженное отношение автора к музе: «озаренный образ», «Величавая Вечная Жена».

Таким образом, мы можем говорить о том, что в творчестве многих русских поэтов поднималась тема идеального женского образа, но каждый писатель раскрывал ее по-своему, отталкиваясь от личных переживаний и чувств.

Автор: Дарья Ситнова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тема любви в творчестве А.Блока

Тема «Тема любви в творчестве А.А. Блока»

показать, как раскрывается тема любви в поэзии Блока, проследить ее эволюцию в творчестве поэта; анализируя стихотворения, попытаться понять художественный мир поэта; формировать навыки комплексного анализа лирического произведения.

– урок применения знаний и умений

Используемые технологии

— технологии проблемного обучения

Оборудование:

  • компьютер,
  • интерактивная доска,
  • проектор,
  • учебник,
  • тетради,
  • краски и альбом
  • наглядный материал

Эпиграф к уроку:

Стихи Блока о любви – это колдовство, они необъяснимы и мучительны.

О них почти невозможно говорить. Их нужно перечитывать

К.Паустовский

1. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и целей урока.

2. Назовите поэтов, которые обращались к этой теме.

В творчестве А. Блока тема любви является одной из важнейших. В любовной лирике А.Блока с особой силой отразилась трагедия человека ХХ столетия, прошедшего «трилогию вочеловечения».

В начале творческого пути Блок, романтик и символист, находился под влиянием философии В.Соловьева. Тема Мировой Души, Вечной Женственности становится центральной темой ранней лирики Блока. Наиболее полное воплощение она получила в цикле “Стихи о Прекрасной Даме”.

Просмотр видеоролика о творчестве А.А.Блока

3. Чтение стихотворений наизусть заранее подготовленными учениками: “Предчувствую тебя…”, “Вхожу я в темные храмы…”, “Мы встречались с тобой на закате…”.

(Индивидуальные опережающие задания)

Учитель: “Предчувствую Тебя…”… Не чувством, а именно предчувствием, ожиданием полны стихи А.А. Блока этой поры. Стихи – это своеобразный дневник молодого человека, поэта. Первые стихи Блока о любви носят возвышенный, восторженный характер. Они навеяны любовью к Л.Д. Менделеевой.

4. Сообщение-презентация учащегося “Л.Д. Менделеева в жизни А.А. Блока”

(Опережающее домашнее задание).

Учитель. Отталкиваясь от реальных чувств, Блок в ранних стихотворениях выступает как символист. Центральные герои цикла – Он и Она.

5. Прослушивание ответа группы учащихся на тему “Лирический герой и его возлюбленная в ранней лирике А.А. Блока”

(Опережающее задание выполняется группой учащихся самостоятельно в течение 2-х недель после консультации учителя)

Важно, чтобы в ответе прозвучали следующие положения.

— Предельно обобщенный лирический герой показан в пространстве “темных храмов”, при свете лампад, в мерцании свечей, что делает его образ предельно зыбким, расплывчатым.

Лирический герой многолик: он и рыцарь, стоящий у ворот своей возлюбленной, и инок, и раб своей Царицы, и послушный отрок, поклоняющийся Вечной Женственности, идеальному образу. Отсюда та недосказанность, атмосфера тайны, которая придает стихам очарование, колдовство, но которая требует от читателя большой душевной работы.

Читайте также:
Тема любви в лирике А. Блока: сочинение

— Героиня этих стихов не Л.Д.Менделеева, а символический образ Вечной Женственности, неземное существо. Понимание любви у А.А.Блока связано с некой “Девой”, “Купиной”, “Величавой Вечной Женой”, “Ясной”, “Непостижимой”…

— Мистическому настроению ранних стихов способствует использование эпитетов: «призрачные сны», «неведомые тени», «надежды нездешние», «красота неизреченная», «непостижимая тайна», «сумрак неизвестный» и т. д. «Встреча» с Дамой, о которой мечтает герой, должна привести к преображению мира, к полной гармонии.

Слово учителя.

Юный Блок утверждал духовную ценность истинной любви. В этом он следовал традициям великой русской поэзии XIX века с ее нравственными поисками. Культ Прекрасной Дамы означал протест против мещанской прозы, был своеобразной формой непризнания и отрицания пошлого бездуховного буржуазного уклада жизни.

А.А. Блока порой называют певцом Прекрасной Дамы, но это поверхностный взгляд на его творчество. С годами поэзия меняется: в ней находят отражение характерные черты духовной жизни современников поэта, предчувствие социальных перемен. Блок трагически воспринимал отсутствие гармонии в “страшном мире. А она ему была необходима. Ее приносила поэту любовь, которая открывала автору высокий смысл жизни. Для А.Блока любовь — это и надежда, и страдание, и неземное счастье, и страшная мука, и сама жизнь Утрата любви – трагедия.

6. Чтение стихотворения “О доблестях, о подвигах, о славе” наизусть заранее подготовленным учащимся

(Индивидуальное опережающее задание)

7. Анализ стихотворения.

Это красивое стихотворение носит автобиографический характер. Это исповедь поэта, тайна и боль его души. Но за личностным контекстом, как обычно у А.Блока, скрывается более глубокий смысл. Первые строки, вынесенные в заглавие, подразумевают ратные подвиги на поле битвы, имя которому — жизнь. Борьбе за жизнь противопоставлена любовь как созидательное начало.

Вопросы, которые можно использовать при анализе стихотворения.

1). Как в стихотворении органично соединились прошлое, настоящее, будущее?

2). «Синий плащ» рефреном проходит сквозь все стихотворение. Синий — для Блока цвет родного, желанного, того, к чему стремится душа, и вместе с тем — недосягаемая высота. Какие еще символы, с какой целью использует А.А.Блок в стихотворении?

3) В стихотворении встречается большое количество эпитетов. Найдите их. Какую нагрузку они выполняют?

4). Как построено это стихотворение? К какому выводу подводит композиция?

5). Если внимательно читать стихотворение, то нетрудно заметить, что оно перекликается с шедевром А.С.Пушкина “Я помню чудное мгновенье…”. В чем вы видите сходство? Чем они различаются?

8. Прослушивание сообщения “Тема города во втором томе стихотворений А.А. Блока”.

(Групповое опережающее задание)

Это небольшое сообщение-справка позволяет показать развитие мировоззрения поэта, органично перейти к эволюции темы любви в его лирике и предваряет разговор об осознании поэтом своей причастности к судьбе России.

Учитель. “Страшный мир” — так назвал А.А.Блок мир в начале ХХ века, так назвал он центральный цикл своих стихов. “Страшный мир” для поэта – это мир, где царят бесчеловечность, пошлость, ложь и грязь. Самым страшным для него стало уничтожение и поругание любви, низведение высокого чувства со звездных высот.

9. Выразительное чтение стихотворения “Незнакомка”.

(Индивидуальное опережающее задание)

10. Анализ стихотворения.

(Фронтальная работа) Вопросы:

  1. Какие части можно выделить в этом стихотворении? Каким предстает мир в каждой из частей?
  2. Какие приемы и средства использует поэт для характеристики окружающего мира (лексика, звуки, образы, непривычные символы)?
  3. С помощью каких средств поэт изображает образ Незнакомки? Что изменяется с ее появлением?
  4. Что свидетельствует о трагедии в душе лирического героя?
  5. Как построено это стихотворение?
  6. Какова судьба любви и красоты в “страшном мире”?

11. Сравнение стихотворения А.А. Блока “Незнакомка” со “Стихами о Прекрасной Даме”

  1. Вспомните, как изображены лирический герой и его возлюбленная в ранних стихотворениях А. Блока.
  2. Как изменяются они в стихотворении “Незнакомка”?
  3. Сравните окружающую героев обстановку в цикле “Стихи о Прекрасной Даме” и в стихотворении “Незнакомка”.
  4. Сделайте выводы об эволюции темы любви в творчестве А.А. Блока.

12.Чтение наизусть стихотворения “На железной дороге”.

(Индивидуальное опережающее задание)

13. Анализ стихотворения.

Вопросы, которые можно использовать при анализе стихотворения:

  1. У каких авторов, в каких произведениях встречался образ железной дороги?
  2. Какое значение имеет образ железной дороги и проходящих поездов в стихотворении А.А.Блока?
  3. Какие ассоциации рождает эпитет “железный”?
  4. Какие еще детали в стихотворении выступают и как реалии жизни, и как символы?
  5. Реален или символичен образ героини? Что мы узнаем о ней? Как вам кажется, что важнее для читателей и автора: понять причину гибели девушки или отношение окружающих к ее судьбе?
  6. Как вы понимаете заключительные строки стихотворения?
  7. Известно, что сам А.А. Блок включил это стихотворение в цикл “Родина”. Оправдан ли разговор об этом стихотворении на сегодняшнем уроке. Мотивируйте свой ответ.

Во время беседы необходимо подчеркнуть следующее: -Тема гибели звучит в стихотворении с первой строфы и проходит через все произведение.

Все детали в стихотворении отражают реалии жизни и выступают как символы, они и создают психологическую атмосферу душевной усталости, безысходности.

— Железная дорога является символом пути жестокого. Тема дороги – это тема жизненного пути человека.

— Олицетворением равнодушной судьбы выступает поезд. Он выступает символом судьбы, о которую разбиваются надежды и мечты. Поезд, вагоны, идущие привычной линией,- это жизнь всего русского народа. Цвет вагонов отображает социальное положение людей.

— “Зеленый огонь светофора” выступает метафорическим образом свободного пути, он открывает путь в будущее, но не для героини стихотворения.

Читайте также:
Дыхание революционной грозы: сочинение

— Примечательно, что в стихотворении появляется образ жандарма, олицетворяющего самодержавную Россию.

— Героиня — это уже не Прекрасная Дама, не Незнакомка. Это простая девушка. Ее облик не очень четок, мы знаем лишь, что она молода и красива. Автору и читателю не важно, кто эта девушка, откуда она, как складывалась ее жизнь. Мы знаем только одно: она ходила встречать поезда, мечтая об иной жизни. «Так мчалась юность бесполезная». И эта юность оборвалась под колесами поезда. Бессмысленная жизнь, ненужная красота, неосуществленные мечты…

В стихотворении запечатлена драма простой девушки, молодой и красивой, перед которой промелькнула жизнь, так и не одарив ее счастьем Сюжет для Блока новый, а смысл произведения все тот же: неосуществимость любви в бездушном обществе. Поэт ясно видел, как быт, пошлость окружающей жизни, обыденность давят на женщину и губят в ней божественное начало, которое она в себе должна нести, воплощение которого так искал А.Блок в жизни и творчестве. Возникает образ женщины на фоне социальных проблем, и горькая действительность все более плотно окружает пыльной завесой светлый образ.

Сам автор включил это стихотворение в цикл “Родина”. Однако речь в нем идет о поруганной мечте, о юности, раздавленной поездом-жизнью, о несостоявшееся судьбе, несостоявшемся счастье. Это еще одна грань женской судьбы. Поэтому вполне уместно вести разговор об этом стихотворении на уроке о любовной лирике А.А.Блока.

Слово учителя. Хотя о теме Родины в лирике А.А. Блока мы будем говорить на следующем уроке, но, говоря о женских образах, невозможно не сказать о России, которая сливается для поэта с прекрасным женским обликом. А.А. Блок относится к ней как к живому существу, как к женщине.

А ты все та же — лес, да поле, Да плат узорный до бровей.

Блок творит свой неповторимый образ Родины – красивой девушки, невесты, возлюбленной. Поэт, вопреки существующей в литературе традиции, обращается к ней не как матери, а как к своей неотделимой “половине”: “О, Русь моя! Жена моя!”. И любит он ее как женщину:

Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые — Как слезы первые любви.

Такой возвышенной любовью любил лирический герой А. Блока когда-то Прекрасную Даму.

14. Подведение итогов.

Какова эволюция темы любви в лирике А.А. Блока?

Какой вывод на основании этого можно сделать о лирическом герое А.А. Блока?

нарисовать лирического героя А.Блока

Тема любви, занимая большое место в поэзии А.А. Блока, существует не сама по себе, а в тесной связи со сложными философскими вопросами, размышлениями о Родине, о смысле человеческого существования.

15. Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение

Образ Прекрасной Дамы проходит через всё творчество великого поэта. Возникла идея Прекрасной Дамы ещё в юношеские годы. Сначала под влиянием поэзии Жуковского и Фета, а впоследствии, после знакомства с идеями Вл. Соловьёва, провозгласившего первенство Мировой Души, воплощенного в образе Вечной Женственности, окончательно укоренилась в творчестве поэта. Это образ — вера в светлое начало, которое хранит женская сущность. Любая женщина, попавшая в поле зрения поэта, – не что иное, как носительница добра и красоты. А через любовь к ней человек может приблизиться к Мировой Душе. Для А.А.Блока этот образ слился воедино с реальной женщиной — Л.Д.Менделеевой – ставшей невестой, а потом и женой поэта.

Ты – моё Солнце, моё Небо, моё Блаженство… Ты – Звенящая, Великая, Полная Осанна моего сердца бедного, жалкого, ничтожного

– так писал в письме возлюбленной в 1902 году молодой поэт.

Образ Прекрасной Дамы бесплотен. Она – это звуки, краски, предчувствие. В каждом стихотворении цикла мы наблюдаем это ожидание:

Жду прекрасного ангела…Вышли ангела, Боже, с нежно-белым крылом! Но риза девственная зрима… Ждать иль нет внезапной встречи в этой звучной тишине… Я упоён великой тайной… В сердце надежды нездешние… Жду я холодного дня…

Постепенно ожидание сменяется зримыми красками. Цвета, сопровождающие образ, то огненно-красные, то лазурные, то она — «сумрак алый», то «голубыми путями за тобою клубится туман», в итоге всё смешивается в

Но чаще её образ сумеречен, туманен, во мгле, отдалён и неясен. Лирический герой стремится к Ней, но Она ускользает.

Звуки, предупреждающие появление Прекрасной Дамы, — это отдалённые «клики на том берегу», это чьи-то песни вдалеке или «песни такие весёлые…» Может это молитва? Может это заклинание? Может заговор?

Самое интересное воплощение Прекрасной Дамы – это обращение к Ней: Она и «Закатная Таинственная Дева», и «Владычица Вселенной», и «Царевна-Невеста», и «Величавая Вечная Жена». Для поэта Она и Лучезарная, и Ясная, и Златокудрая, Непостижимая и Святая. И всегда с большой буквы.

Лирический герой, напротив, смирен, тих, безропотен, он весь в таинственном ожидании божественной любви.

Прекрасная Дама ушла вместе с браком. Как-то сошла на нет. Но это не значит, что она исчезла совсем. Лирический герой Блока говорит:

Как ясен горизонт! И лучезарность близко. Но страшно мне: изменишь облик Ты!

Облик изменился. Она вернулась в стихах о Незнакомке, о той порочной страстной женщине «В ресторане». Позже она вернётся в образе «Катьки толстоморденькой» из поэмы «Двенадцать». Но это уже другой образ, который гораздо ближе к теме Родины, России-жены, возлюбленной конкретной, реальной, навсегда дорогой и близкой сердцу поэта.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: