Поэт мечты (любовная лирика А. Блока): сочинение

Тема любви в творчестве Блока сочинение

Любовь – это нежное чувство, которое не может обойти ни одного человека даже с самым черствым сердцем. Любовная лирика представлена во многих стихотворениях русских поэтов, и в них она раскрывает огромную палитру человеческих чувств. Произведения, написанные классиками русской литературы, находят признание и в кругу современных читателей.

Одним из мастеров любовной лирики является Александр Блок. Тема любви – центральная в творчестве поэта. В своем цикле стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме» А. Блок использует устаревшую лексику, символизм, уделяет особое внимание цветам и звукам. Таким образом, автор привлекает внимание читателя, заставляет его задуматься, остановить свое внимание на ключевых моментах. Через метафоры и эпитеты читатель может проследить за душевными переживаниями не только главного героя произведений, но и самого Александра Блока. В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» поэт размышляет об образе идеальной женщины. Основу женского образа составляет любимая супруга А. Блока Любовь Менделеева. В своих стихотворениях поэт говорит о светлом, непостижимом и святом по отношению к женщине, сочетающей в себе гармонию, красоту и таинственность. Но все меняется, когда любимая жена, Любовь Дмитриевна, уходит из жизни. Александр Блок тяжело переживает утрату супруги и пишет стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…», в котором он вспоминает чувства и мгновения, подаренные любовью.

В последующее время Александр Блок вновь обращается к теме любви, и на свет появляется цикл стихотворений под названием «Незнакомка». Но читатель уже не увидит тех светлых чувств, удивительного и воздушного женского образа, о которых писал поэт раннее. Жизнь превращается в пьянство и представляет собой грязь и ужасную скуку.

Однако поэт пишет не только о любви между мужчиной и женщиной, ведь чувство любви многогранно. После написания цикла «Стихи о Прекрасной Даме» поэт переживает волнения и перемены в России, о чем говорят его произведения: «Бежим, бежим, дитя свободы…» (1900 год), «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?…» (1910 года), «Унижение» (1911 года), «Новая Америка» (1913 года). В данных стихотворениях Блок описывает чувство тревоги, депрессию, разочарование в окружающей действительности. Любовь исчезает из произведений Александра Блока и заменяется «горькой» и «низкой страстью». Лирический герой проживает одинокую, наполненную переживаниями, жизнь.

Позже у А. Блока появляется новое видение любви к Родине – тревога и беспокойства плавно переходят в огромную любовь к России. Для поэта Родина – это верная и единственная жена, которой он отдан всем сердцем.

Любовная лирики в творчестве Александра Блока достаточно противоречива, но она занимает центральную позицию и остается актуальна во все времена.

Вариант 2

Тема любви занимает значительное место в творчестве каждого поэта Серебряного века. Чувство любви – это то самое, до конца не изученное глубинное чувство человеческой души, которое волновало людей во все временные эпохи. Они посвящали ему картины, стихи, другие произведения и не останавливаются на достигнутом даже сегодня. Александр Блок является известнейшим творцом слова русской литературы. Он творил в начале 20-го века. Среди его поэтических произведений имеется не мало стихов, что посвящены любви. В данной статье рассмотрена тема любви в его произведениях.

Эту тему в творчестве Александра Александровича смело можно назвать основополагающей и фундаментальной. Поэт таил в себе от выхода первого цикла стихов до самого последнего сборника трудное для понимания и парадоксальное чувство. Невозможно определить точный путь изменения его, в зависимости от времени.

Сначала Блок писал восторженно об этом чувстве. Он был влюблен в Л.Д. Менделееву. Именно ее образ вдохновлял его на творение чего-то прекрасного. Она стала для него женой, мухой до гроба. Но до встречи с этой женщиной он увлекался иной красивой девушкой, полной элегантности. Именно ей он посвящал свои первые стихотворения. Несмотря на то, что Ксения Михайловна Садовская – так звали первую «ту самую» Александра Александровича Блока – была старше молодого человека аж на двадцатки лет, это не помешало быть стихам очень проникновенными, душевными, прекрасными и способными, затронуть сердца самых больших скептиков

Владимир Соловьев и его философия конкретно отразилась на раннем творчестве Александра Блока. В его идеях привлекают поэта отношения к идеалу, женственности, красоте. Именно Александр Александрович вводит в русскую литературу образ «прекрасной дамы».

При этом в стихотворениях Александра Александровича есть какой-то религиозный трепет к даме. Его любовь не связывается с похотью и земными влечениями человека. Он рисует образ женщины, как нечто божественное, недосягаемое, великое и несравненное. В этом нет элементов земного.

Такова любовь в творчестве Александра Александровича.

Сочинение Любовь в творчестве Блока

Александр Блок попал в классику литературы как знаменитый писатель-поэт. Открыв собственную лирическую дорогу книжкой таинственных стихотворений о Прекрасной Даме, Блок закончил личный двадцатилетний творческий процесс в русской словесности инновационным литературным трудом “Двенадцать”.

Начальный этап творческого процесса писателя сосредоточивался на духовных мыслях. В 1904 году он делает серию “Стихов о Прекрасной Даме”, полных опасения и приближения скорого несчастья. Писатель скучает об совершенстве прекрасной половины человечества. Поэтическое произведение предназначено его будущей супруге, которую он сильно любил. Блок со временем становится взрослым, и изменяются его мировоззрение, он осознает, что невозможно убежать в “миры иные”, когда везде развалины, голодание, противоборство, погибель. Проблемы между обычными людьми и аристократией неудержимо проникают в творческий процесс Блока. В стихах “Незнакомка” Блок демонстрирует конфронтацию очаровательной фантазии и безнравственной реальности. Стихи звучат мелодично. Автор показывает поэтичность и музыку одновременно. К тому же сначала Блок документирует в ежедневнике, что только идеал красоты способен победить уродливую жизнь.

Блок собственными стихотворениями не просто убедил всех, что он большой, необыкновенный человек, но и отобразил близкие отношения Мира и Вечного великолепия. Жалко, что он так и не обнаружил своего совершенства на жизненном пути. Л. Д. Менделеева, утомившись от восторженных любовных отношений, сбежала к Андрею Белому, однако сильные поэтические произведения Блока сохранились. Они богаты любовью, молодые девушки знакомятся с реальными, лирическими чувствами, что сильно облегчает наши скучные, полные депрессии и страха, сегодняшние дни.

С чувствами к даме возникает также отображение любви к отечеству. Он называет родину своей женою и что он согласен разделить с ней все предстоящие трудности. Избавляясь от могущества символизма, Блок рвался продолжать традиции великой русской литературы, считавшей, что ее миссия – помогать людям. Блок независим и уникален. В его стихотворениях изображены индивидуальные стороны духовного существования большого количества людей, надежды общественных изменений. Писатель с большой эмоциональностью мечтал видеть в личности независимого создателя своей действительности. Весь жизненный путь Блока пропитан надеждою об совершенной личности, которая не содержит в себе двойственность и сомнения. Преклонение Прекрасной Даме означало несогласие перед плебейской повседневностью существования. Недосказанность, таинственность цикла о любовных отношениях заставляет призадуматься над загадками людской жизни.

Читайте также:
Символические образы и их смысл в поэме “Двенадцать”: сочинение

“Незнакомка” – это порыв способный создавать мечты, изменяющий все вокруг. Масштабность душевных волнений писателя выбирает главные темы в его лирической поэзии. Блок умер в раннем возрасте, однако его поэтические произведения будут интересны всем людям, так как они облегчают и преображают людям жизнь.

Образец 4

Каждый поэт писал про любовь. У каждого их них она своя – удачная и трагическая. А любовь невозможна без женщины. Сама жизнь не возможна без женщины.

Молодой Блок считает, что она рождена для любви. Именно этому прекрасному чувству и посвящено раннее творчество поэта. Только женщина может подарить мужчине такую любовь, что ради неё он становится способным перевернуть мир. Он придумал образ Прекрасной дамы. Да, он идеализирует её. Она для него божественна. Именно так он видел свою женщину, как Пигмалион идеализировал свою Галатею.

Этой женщиной была его жена, дочь знаменитого химика Менделеева, Любовь Дмитриевна. Именно ей он посвящал почти каждое стихотворение. Вот стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы». Поэт весь в предвкушении встречи с дамой.

Минуты волнительного ожидания перед встречей со своим идеалом. Для него Прекрасная дама – это «Вечная Жена». Но в этой жизни ничего не вечно, Любовь Дмитриевна уходит от Блока. И настроение поэта резко меняется, что отражается в его стихах.

Вот стихотворение «Незнакомка». Поэт уже повзрослел, изменились его взгляды на жизнь. В нём поэт описывает несовершенство реального мира – голод, холод, борьба за кусок хлеба. Его мечты о Прекрасной даме разбились, как морская волна о прибрежный камень и улетучились.

Теперь его идеал – обычная женщина за столиком в кабаке. Но она не пьяница, она по-прежнему прекрасна. Она проходит между столиков, за которыми сидят пьяные мужики. И оставляет за собой нежный шлейф духов и туманов.

Ещё одно стихотворение повествует о разбившихся мечтах – «О доблестях, о подвигах, о славе». Лоб в лоб сталкивается реальность и мечта. И неземная любовь просто улетает, как улетает, унесённая порывом ветра капроновая косынка с головы женщины. В реальном мире того времени такой любви нет места.

Блок любит не только женщину, но и свою родину – Россию. Для него она, как жена. Россия Блока – это деревни, леса, пригорки. Покосившиеся серые от дождей избы – нищая Россия. Но другой у поэта нет, и он её любит такой, какая она есть.

И если любовь к женщине непостоянна. Столкнувшись с реальностью, она исчезает. То любовь к родине не исчезнет никуда. И она подпитывает Блока своей силой. Именно в ней он черпает вдохновение.

Блок мечтает об идеальном человек. Создаёт образ идеальной женщины – Прекрасной дамы. Это протест против реальной жизненной прозы. В поэме «Двенадцать» тоже есть любовь. В обычную продажную женщину Катьку тоже можно влюбиться. А потом ревновать. Бедный мужчина любит её, и не может делить её с другими мужчинами. Он убивает её.

Блок считал, что любовь не только спасёт мир, но и каждого человека в отдельности.

Тема любви в творчестве Блока

Несколько интересных сочинений

Основным персонажем произведения, относящегося к комическому жанру, является рассказчик, от имени которого ведется повествование, представленный писателем в образе водопроводчика Григория Ивановича.

Сказочное произведение Ершова построено на дружбе главных персонажей. Основу сюжета составляют взаимоотношения Ивана и Конька-горбунка, а происходящие далее события каждый раз демонстрируют

Скорее всего, самая главная черта характера человека – верность. Она основана на постоянстве и честности. Отталкиваясь от своего понимания, мы сами выбираем кому или чему довериться.

«Экология стала самым громким словом на земле…» Эти слова принадлежат Валентину Распутину. Писателю, который лучше и тоньше многих чувствовал природу. Любил родную землю.

Первобытные люди не могли общаться между собой так, как можем мы.Они пользовались невербальным видом общения, используя вместо полноценного грамотного языка жесты, мимику, различные звуки

ПОЭТ МЕЧТЫ (любовная лирика А. Блока)

Весь горизонт, в огне., и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты,
А. Блок
Романтический поэт, воспевающий свою
возлюбленную, в которой все – совершенст-
во, все – воплощение красоты и вечной жен-
ственности – это первое, что мы вспоминаем
о Блоке. Да, поэт прошел сложный путь, и
темы его творчества намного шире, но так
необычны, так совершенны его стихи о Пре-
красной Даме, столько в них искренней чис-
тоты и жертвенности, что,

Related posts:

“Предчувствую Тебя…” (Любовная лирика А. А. Блока)Александр Блок – известная личность, гениальный поэт. Каким он был? Любил ли он свой народ? Природу? Кого любил? О чем мечтал? На все эти вопросы можно найти ответы в строках его произведений. Я хотела бы рассказать о юношеской лирике Блока, его раннем творчестве. Может быть, потому, что мне наиболее близок именно этот период жизни поэта, […].

Любовная лирика БлокаАлександр Блок – известная личность и гениальный поэт вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Он начал свой литературный путь книгой стихов о прекрасной Даме и закончил двадцатилетнее творчество в русской литературе мистической поэмой “Двенадцать”, которая послужила проклятием старому миру. Блок прошел сложный творческий путь поэта-символиста от бесплодной романтической мечты к реальной действительности, к революции. […].

Любовная лирика А. А. БлокаА. А. Блок – первый лирик своего времени и его лирическая поэзия в сознании читателей всегда будет неразрывно связана, прежде всего, с темой любви. Поэт обожествлял любовь, которая открыла ему высокий смысл жизни. Первый цикл стихотворений, посвященный этому прекрасному чувству, “Стихи о Прекрасной Даме”, был создан под сильным влиянием философских идей В. Соловьева. Несмотря на […].

Читайте также:
Земное и неземное в Стихах о прекрасной даме А.Блока: сочинение

Любовная лирика Александра БлокаПредельно обострившиеся в начале XX столетия общественно-исторические противоречия вызвали в жизни гениальную лирическую исповедь, именуемую читателями поэзией Блока. Она покоряет сердца читателей зачаровывающей музыкой стиха, красотой выраженного чувства. Она учит понимать и ценить подлинное искусство и получать от него истинное наслаждение. Как поэт Блок формировался под влиянием русской классической литературы. В начале творческого пути наиболее […].

Блок и его стихи. Любовная лирика Блока. Стихи о Прекрасной ДамеЛирика любви и природы, полная неясных предчувствий, таинственных намеков и иносказаний, – так можно охарактеризовать ранний период творчества Александра Блока, прекрасного поэта серебряного века. В то время он был погружен в изучение идеалистической философии (особенно близка оказалась ему теория Владимира Соловьева о двоемирии), которая проповедовала существование не только мира реального, но и некоего “сверхреального”, высшего […].

Мечты и действительность в лирике Александра БлокаАлександр Блок – яркий представитель символистов. От символизма он не отступал, по сути, никогда. Лирика Блока представляет собой, в сущности, единое произведение. “Собрание стихотворений” в трех томах составлялось самим Блоком многие годы. По этой “Трилогии вочеловечения” нетрудно проследить становление Блока как поэта, постепенный переход от мечтаний к действительности. Переход, конечно, весьма условный, но заметный. Ранний […].

Мечты и действительность в лирике А. А. БлокаАлександр Блок – выдающееся явление в русской поэзии. Это один из наиболее замечательных поэтов “серебряного века” и яркий представитель символистов. От символизма он не отступал, по сути, никогда: ни в юношеских стихах, полных туманов и грез, ни в более зрелых произведениях. Лирика Блока во всем ее многообразии представляет собой, в сущности, единое произведение (так утверждал […].

Мечты и реальность в поэзии А. А. БлокаОб Александре Блоке говорили и будут говорить многие, потому что он является одним из лучших поэтов серебряного века. Стихи и поэмы Александра Блока – это одна из версий в русской поэзии, несмотря на то что его творчество пришлось на переломный момент в жизни России – революцию 1917 года. Но тем не менее он “первый поэт […].

Любовная лирика НекрасоваЛюбовная лирики поэта посвящена А. Панаевой и З. Некрасовой. Типичными жанрами некрасовской любовной лирики являются послание, обращение, воспоминание; встречаются также сценка, диалог, стихотворный рассказ. “Панаевский” цикл принято называть “поэзией сердца”. В 1870-е годы стихи адресованы жене (“Зине”, “Так это шутка”). Некрасову присущ демократизм и в любовной лирике. Он как бы “прозаизирует” поэзию любви, т. е. […].

Любовная лирика М. Ю. Лермонтова и А. С. ПушкинаЯ помню чудное мгновенье, Передо мной явилась ты… А. С. Пушкин Окружи счастием душу достойную. М. Ю. Лермонтов Способность любить, может быть, самая главная способность, данная человеку Природой. Мне кажется, это мнение разделяли талантливые поэты всех времен. Вспомним сонеты Петрарки и Шекспира, любовную лирику Мицкевича, Байрона, Пушкина, Лермонтова. Великие русские поэты, хотя их разделяет всего […].

Любовная лирика Ф. И. ТютчеваЛюбовная лирика Тютчева – одно из вершинных явлений мировой поэзии. Центральное место в ней занимает исследование “диалектики души”, сложных и противоречивых процессов человеческой психики. Исследователи выделили у Тютчева особый цикл, связанный с его увлечением Е. А. Денисьевой и названный поэтому “денисьевским”. Это своеобразный роман в стихах, потрясающий по мужеству самоанализа, искренности и психологической глубине. Конечно, […].

Любовная лирика А. С. ПушкинаТворчество Пушкина настолько же гениально, насколько неисчерпаемо. Его поэзия несет светлую радость вот уже многим поколениям, пробуждает наши чувства, мысли, печалит и веселит, не дает уснуть по ночам. Удивительный мастер слова, Александр Сергеевич напоил нашу жизнь своей живительной поэзией, и она стала ярче, свежее, распустилась благоухающим цветком. Невозможно представить творчество Пушкина без любви. Это чувство […].

Любовная лирика Николая ГумилеваНиколай Степанович Гумилев – прекрасный поэт нашего столетия. Он оставил нам интересное и значительное литературное наследие, оказал влияние на дальнейшее развитие нашей отечественной поэзии. Его трагическая гибель в августе 1921 года от рук большевиков – трагедия нашего народа. Всей своей жизнью – и реальной и поэтической – Н. Гумилев стремился олицетворять волевое мужское начало. В […].

Сочинение Мечты и действительность в лирике БлокаМечты и действительность в лирике А. А. Блока Александр Блок – выдающееся явление в русской поэзии. Это один из наиболее замечательных поэтов “серебряного века” и яркий представитель символистов. От символизма он не отступал, по сути, никогда: ни в юношеских стихах, полных туманов и грез, ни в более зрелых произведениях. Лирика Блока во всем ее многообразии […].

Сочинение на тему: “Любовная лирика Н. С. Гумилева”Николай Степанович Гумилев, как, пожалуй, никто из современных ему поэтов, был личностью действенного волевого усилия. Это оригинальное, типичное гумилевское волевое начало, определившееся в нем еще в весьма раннем возрасте, проходит и через все его творчество, и через всю жизнь. Литературное мастерство – от начала и до конца – достигалось им путем постоянных и глубоких изучений […].

Любовная лирика А. АхматовойМне кажется, что очень трудно выделить из творчества Ахматовой, особенно из раннего, то, что можно было бы назвать, в отличие от других ее стихов, “любовной лирикой”. Все, что она пишет, посвящено или любви, или воспоминаниям об ушедшей любви. “Молюсь оконному лучу – Он бледен, тонок, прям./ Сегодня я с утра молчу,/ А сердце – пополам./ […].

МОЕ ЛЮБИМОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА (любовная лирика)“Мне грустно на тебя смотреть…” – так начинается стихотворение Сергея Есенина, наиболее мне понравившееся. У этого поэта мне нравятся многие стихи, особенно про ми- лые сердцу русские просторы, деревни, бе- резы. В них все слова понятны, читаются просто и легко. Это же стихотворение, на мой взгляд, как-то выделяется из общей массы. Есть похожие на него, […].

“И СЕРДЦЕ ВНОВЬ ГОРИТ И ЛЮБИТ…” (любовная лирика А. С. Пушкина)Величайший поэт России Александр Сер- геевич Пушкин в своем творчестве обращал- ся к темам, которые больше всего волновали его. Это – любовь, свобода, дружба, творче- ство. Наиболее полное представление об иде- алах и жизненных ценностях поэта дает его лирика. В стихотворениях все значимо: каждый об- раз, каждая художественная деталь, ибо толь- ко с помощью таких […].

Читайте также:
Тема любви в поэзии А.А.Блока и С.А.Есенина: сочинение

Любовная лирика ЛермонтоваПлан Значимость любовной лирики Неразделенная любовь в творчестве Лермонтова Любовь и творчество поэта Любовные произведения Лермонтова Значимость любовной лирики Любовная лирика Лермонтова отличается своей неповторимой красотой и глубиной. Поэт на протяжении всего своего творческого пути нежно и бережно воспевает любовные чувства. Многие произведения и стихи, написанные поэтом, адресованы реальным прототипам красавиц, к которым воспылал поэт […].

“О ты, последняя любовь. ” (любовная лирика)Чему молилась ты с любовью. Что как святыню берегла, – Судьба людскому суесловью На поруганъе предала. Ф. Тютчев Федор Иванович Тютчев во многом лирический поэт. Кроме описания великолепнейших картин природы, его перу принадлежит немало стихотворений, посвященных любви к женщине, этому прекрасному и возвышенному чувству. На протяжении всего творчества поэт обращается к этой теме, но особым […].

Любовная лирикаНо сладостным предчувствием теснится На сердце мне грядущего мечта. В. Жуковский Василий Андреевич Жуковский – один из первых поэтов-лириков, развивавших не только новые для русской поэзии жанры, но и лексику. Как поэт Жуковский прославился достаточно рано. В начале века складывается его личность, мироощущение и поэтические пристрастия. Он глубоко усваивает идеи морального самосовершенствования и личной добродетели. […].

Любовная лирика Есенина и МаяковскогоТема любви – одна из ведущих тем в творчестве любого художника. Это не удивительно. Ведь любовь во всех ее проявлениях, радостных и печальных – это вдохновение, это божий дар, это источник жизни. Любовь – главное в жизни человека, то, что определяет все его существование. Одним из высших достижений любовной лирики является цикл Есенина “Персидские мотивы”. […].

На тему “Лирика А. Блока”Назовите ведущие темы и расположения духа лирики А. Блока. 2. В какой родственной атмосфере рос А. Блок? Как семейные традиции побудили А. Блока к литературному творчеству? 3. Под влиянием каких русских поэтов формировался художественный вкус молодого А. Блока. Художественный вкус молодого А. Блока формировался под влиянием русской поэзии XIX ст. Его любимыми поэтами были В. […].

Любовная лирика Н. А. НекрасоваКаждому из нас с детства знакомы проникновенные стихи и поэмы Николая Александровича Некрасова. Его творчество занимает особое место в русской литературе и в мировой культуре. Большинство читателей знают этого поэта как певца народной жизни. С любовью, сочувствием и пониманием, с глубоким проникновением в самую суть жизни рисовал Некрасов простого человека. Он подмечал в нем живой […].

Любовная лирика ЕсенинаСергею Есенину и его творчеству отводится особое место в русской литературе. Большую часть своего творчества он отводил теме родного края, ведь родился великий поэт в селе, которое находится в Рязанской области – Константиново. Но это не основное направление творчества Есенина. Без любви Сергей не представлял своей жизни. Это чувство придавало ему сил и надежду на […].

Любовная лирика А. С. Пушкина (1)Любовь одна – веселье жизни Любовь одна – мучение сердец: Она дарит один лишь миг отрадный А горестям не виден и конец. А. С. Пушкин Искрометную, яркую, блистательную поэзию А. С. Пушкина нельзя представить без любовной лирики. Любовь у поэта многолика: это безмятежное чувство, обманчивая мечта или прекрасная сказка, которая приносит лишь страдания. Поэт молод, […].

Любовная лирика ТютчеваФедор Иванович Тютчев поэтический гений философского склада ума. Произведения о любви в поэзии Тютчева честны и даже трагичны. Он показывает чувство возвышенным и в то же время драматичным, полным переживаний и страдания. В любви много граней, у поэта раскрывается психологически сложное чувство страсти, неизбежность судьбы. В большинстве произведений о любви автор обращается к прошлому. Ушедшая […].

Любовная лирика ПушкинаВ. Г. Белинский считал, что любовное чувство Пушкина – “это не просто чувство человека, но чувство человека-художника, человека-артиста. Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека”. Среди шедевров любовной лирики Пушкина особенно выделяются три стихотворения: “Я […].

Любовная лирика А. С. Пушкина (3)Наверное, в жизнь каждого человека рано или поздно приходит любовь. Кому-то она приносит радость и счастье, кому-то – горечь неразделенного чувства, а для кого-то становится источником страданий от невозможности удержать это чувство. Не перечесть всех удивительных и тончайших оттенков любви. Гениальный художник А. С. Пушкин имел удивительный талант – умение чувствовать любое движение сердца, передавать […].

Дружеская и любовная лирикаЗаветная область лирической поэзии Пушкина. В многочисленных стихотворениях, посвященных друзьям и возлюбленным, раскрылось его понимание этих высших жизненных ценностей, созданы яркие образы друзей и любимых женщин. Дружба и любовь для Пушкина – спутники юности, они возникают в “вихре жизни молодой” и сопровождают человека всю его жизнь. Потребность Пушкина в дружеском общении, в понимании и поддержке […].

Любовная лирика В. В. МаяковскогоПЛАН 1. Стихи Маяковского – это его жизнь. 2. Ранняя любовная лирика 3. Лирический герой в поэме “Облако в штанах” а) Эмоциональность и особое выражение чувств ( любовь – болезнь ) б) Чувства лирического героя – чувства автора в) Отражение общественных принципов того времени в произведении 4. Главная Муза Маяковского а) Лили Брик и непростые […].

Любовная лирика А. С. Пушкина (5)“…Что составляет содержание мелких пьес Пушкина? Почтя всегда – любовь и дружба, как чувства, наиболее обладавшие поэтом и бывшие непосредственным источником счастия и горя всей его жизни”, – считал В. Г. Белинский. Любовная лирика Пушкина лицейского периода написана в традициях классицизма. В ней поэт часто обращается к мифологическим образам: Купидону, Венере, Амуру, и другим. Пушкин […].

Любовная лирика Заболоцкого Н. АВ 1956-1957 гг. поэт создает лирический цикл “Последняя любовь”, состоящий из 10 стихотворений. В них развертывается драматическая история взаимоотношений уже немолодых людей, чье чувство прошло нелегкие испытания. По словам А. В. Македонова, “это рассказ о каком-то несчастье, огромной душевной боли, разделившей любящих, временном разрыве; затем, после каких-то, также мучительных колебаний, происходит новое соединение и окончательное […].

Читайте также:
Поэтический мир Александра Блока: сочинение

Любовная лирика Сергея ЕсенинаСергей Есенин – поэт невероятно интересный, со своей особенной творческой судьбой. Есенин начинал свой путь в литературе как типичный крестьянин-самоучка, а закончил его как великий русский поэт. Он оставил нам большое стихотворное наследие. Его язык очень богат, интересен и уникален. В своем творчестве Есенин затрагивал многие темы, но мотив любви можно назвать сквозным во всех […].

Чем мне близка любовная лирика Н. С. ГумилеваСлепая музыка моей любви… Н. Гумилев Николай Степанович Гумилев – прекрасный поэт нашего столетия. Он оставил нам интересное и значительное литературное наследие, оказал влияние на дальнейшее развитие нашей отечественной поэзии. Его трагическая гибель в августе 1921 года от рук большевиков – трагедия нашего народа. Всей своей жизнью – и реальной и поэтической – Н. Гумилев […].

НАРОДНЫЙ ПОЭТ (лирика Сергея Есенина)Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. С. Есенин Величайший русский поэт, удивительно музыкальный, народный в самом истинном значении этого слова, Сергей Есенин, как ни- кто другой, повлиял на русскую культуру. Он прожил всего тридцать лет, но сделан- ное им даже трудно оценить. Уроженец села Константинова, Сергей Есенин с детства слышал множество народных […].

Реферат про Вл. Маяковского. Лирика гражданская и любовная. Краткое изложение текстаКак известно, лирика передает переживания человека, его мысли и чувства, вызванные различными явлениями жизни. В лирике Маяковского изображается строй мыслей и чувств нового человека – строителя социалистического общества. Основные темы лирики Маяковского – со­ветский Патриотизм, героика социалисти­ческого строительства, превосходство со­циалистического строя над капиталисти­ческим, борьба за мир, укрепление обо­ронной мощи страны, место поэта и поэзии в […].

Любовная лирика (Ахматова Анна)Анна Ахматова – автор многогранный. В ряду ее произведений полуфантастическая “Поэма без героя” соседствует с пронзительным “Реквиемом”, лирическое “У самого моря” – с суровыми и мужественными стихотворениями о войне. Но сложилось так, что словосочетание “поэзия А. Ахматовой” ассоциируется у нас первоочередно с прекрасной любовной лирикой. Все-таки основной темой в ее творчестве, особенно в раннем, были […].

Урок на тему любовная лирика СапфоЦель: Заинтересовать личностью Сапфо; ознакомить с творчеством поэтессы; совершенствовать привычки работы с текстом; развивать чувство прекрасного; воспитывать толерантность. Оборудование: Карточки к задаче “Сенкан”; тексты поэзий Сапфо, изображение Афродиты (Венеры). Красивейший на земле – это тот, кого мы любим. Сапфо ХОД УРОКА И. Актуализация Опорных Знаний 1. литературный диктант 1) школьный афинский учитель, который помог Спарте […].

Сочинение на тему: “Любовная лирика А. С. Пушкина”Рассуждая о любовной лирике великого русого поэта – А. С. ПушкинА, Белинский как – то написал: “что любовное чувство ПушкинА – это не просто чувство человека, но чувство человека-художника, человека-артиста”. В этом отношении, классик считал, что произведения ПушкинА могут воспитывать в человеке неземное чувство любви. Любовная лирика ПушкинА многогранна. Но любима всеми, и среди шедевров […].

Тема любви в творчестве Блока

Личный опыт каждого человека помогает выстроить понимание загадочного чувства, называемого любовью. Эта тема в литературе является самой многогранной. Мнение А.А. Блока об этом прекрасном чувстве менялось на протяжении всего периода творчества. Автор рос, развивался, и вместе с этими изменениями тема любви раскрывалась для него с разных сторон.

В его первых стихотворениях тема любви звучит с трепетом и восторгом. На тот момент он был влюблен в Любовь Менделееву, и все творения посвящал ей. Блок описывает абсолютно чистую любовь к прекрасной девушке, которую он не смеет нарушить близким знакомством. Герой Блока чаще всего наблюдает за девушкой со стороны. Поэт рисует идеальный, обожествленный образ, называет возлюбленную мадонной, пречистой девой. Блок видит любовь сквозь призму своих религиозных чувств – герой в стихотворениях преклоняется перед ней, как пред чем-то великим и в то же время прекрасным. Ранние произведения Блока более возвышенные, в них нет примитивности, приземленности. Тема любви у Блока строится на недосказанности, он дает читателю возможность задуматься над тайной бытия.

Менделеева была не единственной любовью автора. Позже он увлекся актрисой Натальей Волоховой, игравшей в драме Блока. Нежные чувства к ней выражены в цикле «Снежная маска». Образ возлюбленной обрисован реалистично – это уже не божество, а земная женщина, с которой можно общаться на равных. Чувства становятся не такими светлыми, и автор даже говорит, что «устал от ласк подруги» в произведении «Второе крещенье». Тема любви сравнивается Блоком с вьюгой, заставляющей лирического героя пропадать во тьме, или замерзать в снегах. Чувство ложится камнем на душу, не принося удовольствия.

После леденящих чувств прошлого цикла, цикл «Кармен» напротив – соткан из страсти. Героиня Блока – женщина пробуждающая страсть «окно, горящее не от одной зари», а вместе с ней и творческую искру «и видит творческие сны». Он вырисовывает яркий образ женщины-современницы, цыганки или славянки, такой же свободолюбивой, как и сам лирический герой.

Напряженная ситуация в стране, разруха и голод заставляют Блока взглянуть в глаза ужасающей действительности. Главной героине «Незнакомки», интеллигентно дышащей «духами и туманами» тяжело в этой новой жизни. И тема любви к женщине в творчестве Блока сплетается с любовью к родине. Он называет Русь своей женой, и вместе с ней чувствует боль от происходящего.

На протяжении творческого пути Блок пытался понять, что для него есть любовь, ведь на каждом этапе жизни она была разной.

2 вариант

Любовь – это одно из таких чувств, которому многие поэты посвящали огромнейшее количество своих стихотворений. Даже в настоящее время, время технологий, умной техники, никто не может объяснить – что же это за чувство? Как и откуда оно появляется? И почему после себя оставляет такую неизлечимую боль?

Александр Александрович Блок – один из самых именитых поэтов начала XX века. Является автором образа известной всем Прекрасной дамы. В творчестве поэта тема любви занимает важнейшее место. Все мысли, чувства, страдания лирического героя мы видим именно через эти сердечные стихи.

Стихотворный сборник «Стихи о Прекрасной Даме» наполнен страданиями, тревогами и страхами. В нём поэт создает образ идеала женщины, его будущей жены, которую он любил больше собственной жизни. Практически каждое стихотворение Блока посвящено будущей супруге Менделеевой Любови Дмитриевне. Основное место в сборнике занимает произведение «Вхожу я в тёмные храмы», в котором описываются чувства героя перед встречей с Прекрасной дамой. Он волнуется, ему не терпится увидеть её, ведь эта женщина является той, ради которой он живёт.

Читайте также:
Творчество А. А. Блока в критике и литературоведении: сочинение

Автор называет образ женщины «Величавая Вечная Жена». Поэт испытывает самые искренние, теплые чувства любви к Менделеевой.

Однако его жизнь переворачивается с уходом Прекрасной дамы. Она ушла к другому мужчине, Андрею Белому. Знакомое всем стихотворение «Незнакомка» повествует о реалиях жизни. В данном произведении изображается столкновение реальной, суровой реальности и восхитительной мечты, а фигура женщины испаряется.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

В творении Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» также наблюдается битва между идеалом и реальностью. В самом начале произведения описывается неземная любовь, исчезающая в процессе развития событий.

Начинал творческий путь Александр Александрович Блок сборником загадочных стихов о Прекрасной Даме, а завершил свое творчество произведением “Двенадцать”.

Чувство любви Блок испытывает также по отношению к своей родной земле. Для поэта отчизна является синонимом даме: «О, Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!». У поэта были к ней такие же искренние, глубокие чувства, как и когда-то к своей жене. Родина Александра Блока – это тихая деревня и сказки няни по ночам.

Таким образом, сделаем вывод. Тема любви достаточно противоречива у Блока. В самом начале своего творчества поэт был вдохновлен образом идеальной дамы, а, уже немного повзрослев, увидел жестокую реальность. Однако, неизменно, оставалось у автора чувство любви лишь к Родине, придававшее ему силы.

Сочинение Любовь в творчестве Блока

Жизнь Александра Блока была трудной и витиеватой. И не для кого не секрет, что все свои эмоции и переживания, в том числе, и любовные, все поэты переносят на бумагу. Вот и Блок не исключение.

Его творчество можно разделить на 3 этапа, и все они связаны исключительно с женщинами, и его любви к ним.

Наиболее интересным для меня является первый этап его творчества и, соответственно, первый сборник «Стихи о Прекрасной даме». Строки пронизаны яркими, «вкусными» эмоциями. Но это отнюдь не страсть, а слепая, вечная (как кажется) привязанность и любовь, от которой щемит сердце, о которой иногда думаешь, что ее не может существовать, настолько она идеальна. Стихотворения были посвящены будущей жене Александра Блока Людмиле Менделеевой. Но по моему мнению, они пронизаны юношеским максимализмом.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Согласитесь. Это так похоже на трепетную юношескую влюбленность, робкую, иногда даже безответную.

Но и история любви поэта и его жены Людмилы оказалась палкой о двух концах. То ли не выдержав сложного характера Александра Александровича, то ли оони оба уже выросли из этих чувств, женщина уходит от него к на тот момент очень перспективному писателю Андрею Белому. И этим всем событиями видно отражение в творчестве Блока.

Теперь его «детища» стали абсолютно другими: осмысленными, с другой ритмикой и интонациями. Да и к объекту обожания теперь относится не как к чему-то неземному и не досягаемому, а к как вполне приземленному, но все также желанному нечто. Почему нечто? Да потому что он и как женщину ее особо не воспринимал. Ему просто нужно было кем-то восхищаться и кого-то любить.

К моему большому сожалению, в одном из последних циклов стихотворений Блока под названием «Кармен», посвященного танцовщице балетной труппы, на выступления которой часто ходила Александр Блок, я увидела не любовь, а именно страсть, которая вряд ли зканчивается чем-то хорошим, а ведь так хочется верить в неземную бесконечную любовь. До селе не известно, была ли эта женщина любовнице поэта, но между ними была страсть, которая и позволила писать ему такие прекрасные стихотворения.

Александр Блок ушел из жизни весьма молодым, но он так и остается символом Серебряного века русской литературы.

Вариант 4

Любовь – это то, что дается нам свыше. У каждого человека понимание любви разное: кто-то отдается этому чувству полностью, а кто-то не понимает, насколько важно и приятно любить, и быть любимым. Многие поэты, писатели, психологи, ученые пытались дать ответы на многие вопросы о любви, но однозначных ответов нет.

Александр Александрович Блок – поэт, который часто обращался к теме любви в своей лирике. Он был влюблен в Любовь Дмитриевну Менделееву, поэтому произведения искусства часто были посвящены именно этой женщине. В Прекрасной Даме сочиталась загадка, красота и гармония. Блок жил ожиданиями и желаниями, но боялся быть отвергнутым. Он любил как женщину, перед которой нужно преклоняться и которой нужно восхищаться. Его любовь к Менделеевой можно назвать неземным и божественным чувством.

Л.Д. Менделеева была для А.А. Блока чем-то сверхъестественным. Он восхищался этой женщиной, знал, что она близко, но в то же время понимал, что недосягаема. Именно возможность восхищаться женщиной и чувствовать, что она близко, дало начало многим шедеврам поэзии Блока. Он видел, как быт и будни меняют женщин в худшую сторону, поэтому хотел сделать все для своей возлюбленной.

А.А. Блок всегда на собственном жизненном пути мечтал найти свой идеал, родственную душу, но, к сожалению, ему так и не удалось найти ту, которая будет с поэтом и в радости, и в горе. Любовь Менделеева не выдержала, устала от божественной любви Блока и ушла от него к Андрею Белому. Несмотря на боль и разочарование, стихи великолепного Александра Блока остались.

Любовь к Менделеевой переплеталась с любовью к Родине в совершенных произведениях. Он хотел служить Родине, вопреки тому, что все его переживания и мысли были только о Прекрасной Даме. Александр Александрович взрослел, развивался, и его взгляды на жизнь кардинально менялись. Он не мог спокойно наблюдать за тем, что вокруг смерть, голод и страдания.

Блок искал пути к реальной жизни, на которых его ожидали разочарования, взрывы отчаяния, попытки пересмотра своих жизненных целей и т.д. Но поэту удалось доказать, что он – глубокий человек с большим сердцем. Александр Александрович Блок в своих произведениях показал, какой он человек, как он относиться к народу и любви. Он провел параллель между красивым, прекрасным и тем, что действительно важно: помощь народу, который так нуждается в спокойствии и мире.

Читайте также:
Мировой пожар в творчестве А. Блока: сочинение

Несмотря на то, что жизнь поэта-лирика оборвалась очень рано, популярность стихотворений Александра Александровича Блока не угасает и в наше время. Он всегда воспринимал все происходящее вокруг него чувствами. Поэтому его произведения искусства наполнены загадками, мистицизмом и имеют невероятную притягательность.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема любви в творчестве Блока

Популярные сегодня темы

Солженицын написал большое количество разных произведений, которые стали не только популярными, но и знаменитыми. А вот произведение «В круге первом» он написал в 1958 году.

Иван Андреевич Крылов известный русский баснописец. Несмотря на то, что многие сюжеты для своих произведений он заимствовал у древних авторов, критики высоко оценили его талант и оригинальность.

Жанровая направленность произведения представляется в виде романа-робинзонады, повествующего о событиях, которые происходят на придуманном острове со случайно оказавшимися там людьми, потерпевшими крушение воздушного шара.

Одним из самых известных живописных произведений в мире является Мона Лиза. Эта картина, казалось бы, проста, но почему-то приковывает к себе взгляды множества людей.

Васюткино озеро прекрасный рассказ, повествующий о мальчике по имени Вася, который, несмотря на, казалось бы, юный возраст, смог выжить, заблудившись в тайге и вернуться домой.

Любовная лирика Блока

Статья для написания сочинения на тему: “Тема любви в поэзии А. А. Блока”

На любовную лирику Александра Блока оказали влияние романтическая поэзия XIX века и русский символизм. Его первым литературным увлечением стало творчество В. Жуковского. Желание пересоздать реальный мир, увидеть ирреальное в реальном, самоценность чувства лирического героя, его одиночество и устремленность к родственной душе, роковая невозможность достичь идеала, исповедальность – эти черты романтизма нашли свое выражение в символистских стихах Блока о любви, которую он сначала воспринимал мистически.

Символистская поэзия Блока представлена циклом «Стихи о Прекрасной Даме», в состав которого вошли стихотворения 1901 –1902 годов. Влюбленный в Любовь Дмитриевну Менделееву, Блок увидел в своей избраннице земное воплощение Вечной Женственности. Она стала героиней «Стихов о Прекрасной Даме». На образный строй и стиль этих стихов оказали влияние эстетические принципы старших символистов, Д. Мережковского и В. Брюсова. От них Блок воспринял поэтику намеков, оттенков и понятие символа как образа, воплощающего безграничную идею. А от поэта и философа Вл. Соловьева он воспринял идеалистическое, религиозное отношение к действительности, идеи о порочности мира и его спасительнице Софии, Мировой Душе, Вечной Женственности – идеале, предшественницей которого был образ жены, облеченной в солнце, из «Откровения Святого Иоанна Богослова».

Блоковская Прекрасная Дама «зрит далекие миры», она «царица чистоты», носительница «источника света». Закатная Таинственная Дева, Владычица вселенной, Купина. Блок относился к своей возлюбленной, впоследствии ставшей его женой, мистически, с религиозно возвышенным чувством, он видел в ней христианский символ: «Я в лучах твоей туманности / Понял юного Христа». Стихам придан характер молитв, потому что в действительности они, как Блок за-писал однажды в своем дневнике, и являются молитвами, а поэт – это апостол, слагающий их в «божественном экстазе», его вдохновение сродни вере.

Однако лирический герой цикла раздвоен: в Вечной Женственности он чувствовал и земную женщину. Блок писал Менделеевой о том, что не может «уйти в полную отвлеченность», что она– его «земное бытие». Уже в мистический мир его ранней поэзии входит реальность, которую поэт выразил в теме земной любви: герой желает обнять свою подругу «в упоеньи», настигнуть ее «в терему», «подруга желанная» всходит к нему на крыльцо, обещает отпереть ему дверь «в сумерках зимнего дня». В элегии 1902 года «Мы встречались с тобой на закате. » передано чувство лирического героя не к платонической Прекрасной Даме, не к символу, который является одеждами для истончающейся души поэта, а к земной женщине: «Я любил твое белое платье, / Утонченность мечты разлюбив. » Их встреча – реальность, а не иллюзия. В стихотворении присутствуют конкретные образы: «Ты веслом рассекала залив», песчаная коса, «у берега рябь и камыш». Хотя они и переплетаются с образами «лазурной тиши», «вечернего тумана», дум о «бледной красе», характерными для романтиков и символистов. Блок выразил в стихотворении ощущение неопределенности, некоторой эмоциональной усталости: «Ни тоски, ни любви, ни обиды, / Все померкло, прошло, отошло. », однако такое эмоциональное состояние может отражать не только интимный опыт поэта, но и опыт любого человека. Эта черта, столь свойственная и для поздних элегий А. С. Пушкина, отличала блоковское стихотворение от романтической элегической традиции.

Ранняя лирика Блока не исчерпывается полностью мистическими темами и мотивами, потому что истинный поэт не мог всецело подчинить свое дарование задаче стихотворного переложения отвлеченных идей. При общей мистической настроенности этой лирики в ней подчас свободно и сильно звучит звонкий, вдохновенный и искренний юношеский голос, славящий не «лучезарную глубину» «далеких и чуждых миров», созданных воображением поэта, а радость и прелесть здешнего, земного бытия. Например, стихотворение «Мне снились веселые думы. ». Оно, конечно, тесно связано с темой Прекрасной Дамы. Однако пейзаж в нем вполне конкретен: «веселые красные люди» – это вовсе не условные персонажи поэтического сновидения, а реальные петербургские рабочие, ремонтирующие лодки на реке. Все стихотворение приобретает смысл не в качестве очередной вариации на тему о сбывшемся мистическом «чуде», но как превосходная по своей изобразительной силе картина весеннего ледохода на Неве.

Образ лирического героя в ранних стихах Блока не только «безрадостный и темный инок», покорный раб Прекрасной Дамы, но и просто «красивый и высокий» юноша, полный жизненных сил, соучастник звенящей и буйствующей природы, который сам говорит о себе: «Я и молод, и свеж, и влюблен». Этот юноша вслушивается в «битву жизни» и готов в «мятежный час» сбросить с души своей иго завораживающих мистических снов. В Блоке уже в юности житейское настойчиво боролось с мистическим. В его письмах и дневниковых записях было так много идущего от жизни, а не от отвлеченного умозрения, столько молодого, горячего, задушевного и непосредственного. С рассуждениями о «знамениях», «видениях» и «предчувствиях» в записях соседствуют острые и тонкие наблюдения за жизнью, неизменный интерес к явлениям природы и к мелочам быта – к тополю, собаке, снегу и т. д. Придя к убеждению, что истинное искусство в своих стремлениях все же не совпадает с религией, Блок открыл для себя новую, как он говорит, «прекрасную, богатую и утонченную тему» – тему «мистицизма в повседневности». Обращаясь к картинам и сценам городской жизни, он любил окружать ее ореолом сказочной, романтической фантастики, сталкивая «высокое» и «низкое», рисуя призрачные видения на фоне самой низменной и пошлой обстановки. Типичный пример – написанный в 1904–1908 годах цикл стихов «Город». Здесь прослеживаются традиции изображения города Петербурга, заложенные в «Невском проспекте» и «Портрете» Гоголя, «Преступлении и наказании» Достоевского.

Читайте также:
Анализ стихотворения А. Блока Русь моя, жизнь моя: сочинение

Блоковский Петербург населен нищими, рабочими, блудницами. Среди простонародья, «женских ликов», «веселых и пьяных», обитает лирический герой, которому является Незнакомка. Это город фабричных гудков и ресторанов, голодных и сытых. Блок ввел образ города в библейский контекст; в стихотворении «Невидимка» 1905 года появился образ блудницы верхом на звере багряном: «С расплеснутой чашей вина / На Звере Багряном– Жена». Это блоковская версия апокалипсической матери блудниц, восседавшей на багряном звере с чашей, наполненной нечистотой ее блудодейства. Тема конца света была выражена и в городском пейзаже, характерные черты которого – окровавленный язык колокола, «могилы домов», оловянный закат, темно-сизый туман, «серокаменное тело» города, кровавое солнце.

Лирический герой живет здесь, «топя отчаянье в вине». Он, некогда веривший в свой союз с мистической Прекрасной Дамой, в будущую гармонию, теперь переживает крушение астральных иллюзий: «Давно звезда в стакан мой канула». Так в лирику Блока входил образ Незнакомки; она олицетворяла не только астральные тайны, но и соблазны земного быта. Новое воплощение женского начала уже не было символом абсолютной гармонии. Она являлась лирическому герою то в ресторанах, то в «неосвещенных воротах»; в ее портрете было достаточно земного; она была звездой, то ли упавшей на землю с небес, то ли падшей.

Героиня стихотворения «Незнакомка», написанного в 1906 году, – одинокая мистическая дева, в облике которой достаточно узнаваемых черт городской красавицы: шелка, «шляпа с траурными перьями», духи, «в кольцах узкая рука». Банальна и обстановка ее встречи с лирическим героем: «горячий воздух дик и глух», «тлетворный дух», переулочная пыль, скука дач, бутафорский блеск кренделя булочной, дамы и «испытанные остряки» и т. д. В то же время Незнакомка – вестница иных миров, «дальнего берега». За ее темной вуалью лирическому герою видится «берег очарованный и очарованная даль». Образ берега со времен романтической лирики обозначал гармонический, свободный, но недостижимый мир. В художественной системе «Стихов о Прекрасной Даме» образ берега также был знаком, который символизировал драму разъединенности поэта и его мистической избранницы: и лирическому герою «не найти родные берега», и на другом берегу «плачет душа одинокая», и она «на том смеется берегу». В «Незнакомке» астральная дева приблизила мистический мир к реальности, с ней в ресторанный быт проникает ирреальный мир «древних поверий».

Теперь не только она – избранная, но и лирический герой – избранник. Оба они одиноки. Не только ей, но и ему поручены «глухие тайны». Несмотря на это, в стихотворении прозвучала романтическая тема невозможности соединения родственных душ.

Однако в «Незнакомке» трагическое решение этой темы обрело дополнительную тональность – ей придана самоирония: герой высказывает предположение, не является ли Незнакомка игрой «пьяного чудовища», плодом его воображения. Ирония позволила лирическому герою найти компромисс между реальностью и иллюзией. Но этот компромисс пока еще невозможен между Незнакомкой и пригородным бытом, чудесная дева покидает его. Она и реальность два полюса, между которыми пребывает лирический герой.

В 1908 году Блок написал включенное в цикл «Возмездие» стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе. », обращенное к Любови Дмитриевне Блок, его бывшей жене, с которой он к этому времени расстался. Однако покинувшая его женщина все равно осталась для него «милой» и «нежной». В стихотворении отображена история их отношений. Лирический герой обращается к возлюбленной с исповедальным монологом о своих чувствах, он выполнен в жанре послания. Женщина – вдохновительница его поэзии, высшая истина, рядом с которой забывались иные идеалы «горестной земли» – доблесть, подвиги, слава. Она же – олицетворение его молодости. Расставшись с ней, он расстался и со своими символистскими иллюзиями: любимая ушла, завернувшись в плащ, цвет которого – синий – был знаковым образом в поэзии символистов.

В шести строфах – история любви, композиционно обрамленная изображением любимой: «. твое лицо в простой оправе». Каждая строфа стихотворения, словно повторяя композиционный принцип пушкинского стихотворения «Я помню чудное мгновенье. », сюжетно и эмоционально самостоятельна и выражает определенный период в жизни лирического героя после измены любимой: забвение, желание обрести иные опоры в жизни: «Вино и страсть терзали жизнь мою», стремление вернуть ее любовь; затем муки сменяются сном о ней и о ее уходе и, наконец, смирением, признанием невозможности вернуть любовь. Однако драматический финал отличает проблематику блоковского стихотворения от пушкинского восприятия любви.

Любовная лирика Блока – одна из вершин русской поэзии. Она свидетельствует о безостановочном пути поэта к более полному и глубокому пониманию жизни. С годами он все больше овладевает благородной простотой стихотворной речи, тончайшим поэтическим мастерством, выражающим разнообразную гамму человеческих чувств и настроений.

Сочинение на тему «Своеобразие любовной лирики А. А. Блока»

Есть поэты, чье творчество входит в наши сердца как бесценный дар, с которым мы никогда не разлучаемся. Среди них — Александр Блок… — М. Рыльский.

Поэзия А. А. Блока покоряет сердца читателей зачаровывающей музыкой стиха, красотой выраженного чувства. Она учит понимать и ценить подлинное искусство и получать от него истинное наслаждение.

Как поэт Блок формировался под влиянием русской классической литературы. В начале творческого пути наиболее близким ему оказался романтизм В. А. Жуковского. Певец природы, как называл его В. Г. Белинский, учил юного поэта чистоте и возвышенности чувств, постижению красоты окружающего мира, соприкосновению с тайной Бога, вере в возможность проникновения за предел земного.

Уроки Жуковского не прошли для Блока бесследно: взращенные ими «острые мистические и романтические переживания» обратили Блока в 1901 году к творчеству поэта и философа-мистика Вл. Соловьева, который был признан «духовным отцом» младшего поколения русских символистов (А. Блок, А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов, Эллис и др.).

Читайте также:
Дыхание революционной грозы: сочинение

Идейным стержнем его учения была мечта о царстве теократии, которое возникает из современного мира, погрязшего во зле и пороке, но спасенного в дальнейшем Мировой Душой, Вечной Женой, которая предстает своеобразным синтезом гармонии и красоты, добра, духовным началом всего живого. Эта соловьевская тема стала центральной в ранних стихотворениях Блока, составивших первую его книгу «Стихи о Прекрасной Даме» (1904 г.)

«Стихи о Прекрасной Даме» — это произведения, в основе которых лежит подлинное чувство любви к невесте, позже — жене поэта Л. Д. Менделеевой. Вместе с тем это мистическое преклонение перед Владычицей Вселенной, Вечной Женственностью.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Последовательно и систематически Блок переводит в «Стихах о Прекрасной Даме» свои земные чувства в высший, идеально-мистический план. В этих стихах возлюбленная, лишенная каких бы то ни было земных черт, наделена признаками настоящего божества. Это Небесная Дева, Вечная Женственность, Владычица Вселенной, Лучезарная Царица, Заря, Купина. Лирический герой — отрок, раб, инок, рыцарь, готовый всю жизнь служить своей Даме.

Возлюбленная представляется ему как будто в чудесном сне или сказке. Она часто является в сумраке, в тумане, окруженная зыбкими тенями. Впечатление призрачности, неопределенности образа усиливается и оттого, что поэт избегает конкретных, описательных эпитетов. Они рассчитаны лишь на эмоциональное восприятие: ароматные слезы, лазурные сновидения, шаг завороженный, бездонный взгляд, упорная мечта, сумрак таинственный.

Архаическая, церковная, «молитвенная» лексика (лампада, паникадила, ризы и др.) соответствует представлению о возлюбленной как о божестве. Постоянные мечты о встрече с Ней, ожидание Ее призыва ассоциируется со вторым пришествием, с полным обновлением, преображением всего мира.

Большой знаток и ценитель поэзии М. Рыльский писал: «Стихи о Прекрасной Даме» — это прежде всего стихи о любви и высокой человеческой красоте, это облаченное в условно-мистические одежды торжество живой жизни, предчувствие всемирной зари». Чистые чувства первой любви часто порождают идеализацию, обожествление возлюбленной, стремление видеть в ней самое прекрасное, возвышенное, «неземное». Эти чувства нашли очень точное, психологически правдивое выражение в удивительно нежных, мелодичных стихах Блока.

В служении Прекрасной Даме, которая должна преобразить мир, поэт видел свой главный подвиг жизни: Будет день — и свершится великое, Чую в будущем подвиг души. Пусть представление Блока о подвиге было смутным, неопределенным, туманным, для нас важно отметить у поэта постоянное желание, волю к подвигу.

В любовных стихах о Прекрасной Даме звучит какое-то тревожное ожидание необычных, потрясающих событий. В 1906 году поэт проникается новой идеей «мистицизма в повседневности». Изображая неприглядные стороны современного города, Блок создает образы на пересечении двух планов — реального и фантастического.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Ярким выражением таких взглядов является баллада «Незнакомка», написанная в 1906 году. Блок специально отбирает только такие детали повседневности, сочетание которых должно наиболее убедительно раскрыть пошлость мещанской «жизненной прозы» и воссоздать удушливую, тлетворную атмосферу буржуазного общества. Описываются детали неприглядной, будничной жизни: ресторан, пьяные окрики, тлетворный дух, пыль, канава, детский плач, женский визг, скрип уключин, сонные лакеи, пьяницы с глазами кроликов и т. п.

Из нескольких возможных синонимов поэт выбирает именно те, которые передают вполне определенную авторскую оценку. Символом мечты поэта об идеальном, гармоничном мире выступает прекрасная женщина — таинственная Незнакомка. Ее образ возникает на пересечении реальности и фантастики (сам Блок назвал это «фантастическим реализмом»). В стихотворении названы вполне конкретные, земные черты Незнакомки: девичий стан, упругие шелка, шляпа с траурными перьями, в кольцах узкая рука, темная вуаль.

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне… ..

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука…

Нельзя не заметить при этом, что все эти детали внешности не создают индивидуального портрета женщины. Они вызывают у читателя лишь общее представление о внешней красоте таинственной Незнакомки. Она окружена чем-то загадочным и непостижимым, как будто сама возникла из туманных грез или сновидений. С ее обликом поэт связывает и древние поверья, и глухие тайны, и чье-то солнце, и несметные сокровища.

У каждого из читателей они вызывают свои личные ассоциации, воскрешают какие-то чувства, пробуждают воспоминания.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Поэтический дебют Блока пришелся на годы кануна первой русской революции 1905—1907 годов. Мотивы сомнения, неверия проникли уже в «золотолазурные» «Стихи о Прекрасной Даме». А в последующих произведениях все меньше восторгов, ощутимее привкус горечи узнавания жизни.

Новое восприятие земного бытия, новые настроения и чувства поэта заметно проявляются в первом стихотворении цикла «Заклятие огнем и мраком» «О, весна без конца и без краю…»(1907 г.). Это стихотворение было написано тогда, когда певец Прекрасной Дамы уже разочаровался в своих прежних идеалах. Он не ожидал больше пришествия Владычицы Вселенной.

Молитвенное отношение к Небесной Деве сменилось у него естественным чувством земной любви со всеми ее радостями и муками. Поэт провозглашает иное отношение к земному бытию: «Приявший мир, как звонкий дар, как злата горсть, я стал богат». Его целиком захватывает жизнь во всех ее проявлениях, в постоянной упорной борьбе. «Принимаю!» — главная мысль, главный пафос стихотворения «О, весна без конца и без краю…» Поэт принимает удачу и неудачу, плач и смех, пустынные веси и тесные города, «осветленный простор поднебесный и томления рабьих трудов».

Читайте также:
Человек в революции: сочинение

Эти контрастные картины показывают противоречия жизни, различные ее проявления. И когда поэт говорит о своем приятии мира, мы понимаем, что он не собирается уходить от жизни в неизвестные «иные миры». Теперь в восприятии поэта непрерывная борьба, «вечный бой» являются смыслом жизни, приносят подлинную радость человеку. Эта мысль пройдет через многие стихотворения Блока последующих лет. Размышляя об исторических судьбах России, о борьбе русских с иноземными поработителями, поэт восклицает: «И вечный бой! Покой нам только снится..» («На поле Куликовом»).

Постоянное беспокойство, жажда творчества, несмотря на «жизни сон тяжелый», составляют главный «сокрытый двигатель» всей деятельности Блока. Стихотворение «О, весна без конца и без краю…» насыщено риторическими обращениями и восклицаниями восторженного поэта. Весна и мечта связываются, соединяются в сознании поэта в единое целое. С началом весны открывается перспектива новой, зарождающейся, неизведанной жизни. Пробуждаются в душе новые чувства, новые мечты — безграничные, беспредельные.

Любовь занимает главное место и в цикле стихотворений «Страшный мир». Любовь и страсть соседствуют с муками, пытками, смертью. Для поэта становится невыносимой постоянная унизительная ложь («молчаливая ложь», «лживая улыбка», «лжи и коварству меры нет» и др.). Да и сам он оказывается жертвой «страшного мира» и с беспощадной правдивостью рассказывает об этом («На островах», «Унижение»). Неверие в возможность обретения подлинного человеческого счастья рождает у Блока равнодушие, скуку, безысходную тоску (стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…»).

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Наряду с мотивами губительной страсти и разочарования в жизни и человеческих чувствах в цикле «Страшный мир» встречаются мечты и воспоминания об ушедшей любви. Тоской о возможных, но не сбывшихся надеждах проникнуто стихотворение «В ресторане»:

…Но была ты со мной всем презрением юным,

Чуть заметным дрожанъем руки…

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,

Ты прошла, словно сон мой, легка…

И дохнули духи, задремали ресницы,

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Зашептались тревожно шелка.

Встреча с незнакомкой пробуждает у героя стихотворения чувство любви, надежду на возможность счастья. Восприятие разъедающей душу тоски о несбывшемся счастье усиливают и музыка («исступленно запели смычки»), и природа.

К. Паустовский писал: «Стихи Блока о любви — это колдовство. Как всякое колдовство, они необъяснимы и мучительны… В этих стихах, особенно в «Незнакомке», «В ресторане», мастерство доходит до предела… Это не столько стихи о вечно женственном, сколько порыв огромной поэтической силы, берущей в плен и искушенные, и неискушенные сердца».

Сочинение: Любовная лирика Блока

Александр Блок — известная личность и гениальный поэт вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Он начал свой литературный путь книгой стихов о прекрасной Даме и закончил двадцатилетнее творчество в русской литературе мистической поэмой “Двенадцать”, которая послужила проклятием старому миру. Блок прошел сложный творческий путь поэта-символиста от бесплодной романтической мечты к реальной действительности, к революции. Сам он пострадал в революции (крестьянами было сожжено его имение в Шахматове), но сумел понять и принять другое — чаша терпения народа переполнилась.

Существует мнение, что каждый мужчина проносит через всю жизнь в своих мыслях и мечтах созданный еще в юношеские годы образ своей Прекрасной Дамы. Созданный образ с годами лишь слегка изменяется. И как бы ни складывалась личная жизнь, каждый человек все равно продолжает мечтать и в своих мечтах обращаться к вечно прекрасному, мудрому, недосягаемому образу Прекрасной Дамы. Ибо так устроен человек. Он не может жить без веры, без чего-то светлого в душе. Любящим свойственно обожествлять любимых.

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцании красных лампад…

Александр Блок вошел в литературу с первым циклом стихов, который так и назывался “Стихи о Прекрасной Даме”. И именно этот образ, вначале такой хрупкий, романтичный, а с годами принимавший более реальные черты, писатель бережно пронес через все свое творчество. Образы ранних стихов писателя живут в божественном, романтическом мире:

Ты из шепота слов родилась,

В вечеряющий сад забралась

И осыпала вишневый цвет,

Прозвенел твой весенний привет.

С той поры, что ни ночь, что ни день,

Надо мной твоя легкая тень…

Но проходят годы, и жизнь накладывает на все свой отпечаток. Почти уйдет юношеская восторженность и романтизм, а вместо них появится обыденный мир. И не только появится, но и займет свое главное место. А мир фантазии и мечты обратится в легкую дымку вокруг прекрасного образа. Постепенно в лирике Блока будет чувствоваться раздвоенность и восприятие образа женщины сквозь призму двух миров: близкого и скорбного “здесь” и лучшего, прекрасного “там”. Так вечная женственность и мудрость соединятся воедино со скорбной реальностью. Именно в ней и заключена та вечная прелесть женщины, воспетая поэтами всех времен и народов. И это соединение двух миров возносит женщину в глазах поэта на пьедестал богини.

Тема ожидания и предчувствия каких-то чудесных перемен — господствующая в юношеской лирике Блока. Поэт уже тогда чувствует неясную тревогу, ловит ее “знаки”. Уже тогда замечает, как вокруг него ширится и растет “буря жизни”. Знаменательно в этом смысле стихотворение “Гамаюн — птица вещая”. Но поэт еще страшится этой бури и пытается укрыться от нее в идеальном мире своей мечты и фантазии, где нет ни человеческих слез, ни мук, ни крови, а только музыка, розы, лазурь, “улыбки, сказки и сны”.

Даже свои земные, вполне реальные переживания и впечатления, юный Блок пытается истолковать в духе мистической веры, как нечто “сверхреальное”. Впрочем, живое чувство истинного поэта подчас сопротивлялось этому и упрямо прорастало сквозь зыбкую оболочку условного, мифологизированного мира, в котором он пребывал.

В ранних стихах Блока поэзия сплошь и рядом побеждает метафизику. И тогда пейзажи и любовные сюжеты обретают художественную плоть. Как, например, в рассказе о безмолвных встречах с любимой девушкой “Мы встречались с тобой на закате…”. Вечерний туман, рябь воды, камыш и весло, которым вооружена героиня, создают эстетическое, эмоциональное впечатление вне каких-либо мистических истолкований. И даже “вечерние свечи”, загорающиеся на песчаной косе, теряют свой иносказательный смысл, оказываясь на поверку тонкоствольными соснами, освещенными заходящим солнцем.

Читайте также:
Романтический мир раннего Блока: сочинение

Были странны безмолвные встречи.

Впереди — на песчаной косе —

Загорались вечерние свечи.

Кто-то думал о бледной красе.

Блок мечтал, что будущий читатель в его поэзии увидит торжество добра, света и свободы и сумеет прочесть в его стихах о светлом и прекрасном будущем, сумеет найти в них и почерпнуть жизнеутверждающие силы:

…есть ответ в моих стихах тревожных:

Их тайный жар тебе поможет жить.

Этому суждено было сбыться. Поэзия Блока с ее правдой, искренностью, тайным жаром и магической музыкой, как все истинно великое и прекрасное в искусстве, помогает и всегда будет помогать людям жить, любить, творить и бороться.

И хоть Прекрасная дама “безбожная, пустая”, и пусть пыль повседневности окутала ее, она всегда будет мученицей, а не грешницей. А любовь к ней для Блока навсегда останется самым светлым и святым чувством, ведь он сумел сохранить и пронести его через всю свою жизнь и все творчество.

Любовная лирика А. Блока (Блок Александр)

Особое место в русской литературе XX века занимает любовная лирика. Каждый писатель по-своему описывал волшебное чувство любви, создавал особенные женские образы, находил их воплощение в различных предметах и явлениях. На мой взгляд, одним из самых выдающихся поэтов, обращавшихся в своём творчестве к любовной лирике, является А.А. Блок. Он имел свое, иное, неповторимое, восприятие любви, стремился найти идеал.

Творческий путь этого поэта необычайно сложен и противоречив. На первый взгляд разные этапы его творчества ничем не схожи друг с другом, имеют разные замыслы и идеи. Однако, изучив биографию Блока, я поняла целостность, неразрывность его творческого пути – от “Стихов о Прекрасной Даме” до поэмы “Двенадцать”. Сам Блок определял свой жизненный и творческий путь как “трилогию вочеловечения”, вкладывая в это понятие поиски земного воплощения всем великим истинам, идеалам. Он рассматривал свои произведения в его единстве и нерасторжимой цельности, что и подтверждают слова А. Белого.

Творческая судьба поэта всегда была неразрывно связана с его личной жизнью. Главной и единственной женщиной, вдохновлявшей его на всём пути, стала Л.Д.Менделеева. На первом этапе своего творчества он посвятил возлюбленной сборник «Стихов о Прекрасной Даме», сюжет которого – это сюжет страстного ожидания и волнующей встречи. Молодой, окрылённый чувством неземной любви поэт, видел в обычных вещах нечто неземное. Пространство цикла «Стихов о Прекрасной Даме»- это мир конкретно-чувственных явлений, наполненный иным таинством содержания. В нём автор создал образ идеальной, недосягаемой женщины, называя её по-разному: Владычица вселенной, Душа Мира, Непостижимая, Прекрасная Дама, Царица Неба. О силе чувств поэта свидетельствует приравнивание его любви к чему-то мистическому, наделение возлюбленной признаками настоящего божества. Себя же поэт называет коленопреклонённым монахом, рабом, рыцарем. Лирический герой не испытывает радость обретения счастья, он мыслит свою жизнь лишь как молитвенное служение возлюбленной. Создавая цикл «СПД», Блок отрешился от реальности, ушел в созданный им мир. Дальнейший путь его творчества Прекрасная Дама сопровождала уже в других образах. Именно начальный период творчества Блока назван «тезой», о чём свидетельствует вера поэта в нереальное, неземное.

Становясь старше, А.А.Блок переоценивал жизненные ценности, своё отношение к происходящему. События начала XX века отразились на писателе, теперь он уже отходил от прежних идеалов, в поисках нового смысла. На втором этапе творчества меняется тематика стихотворений Блока: тема возвышенной любви переходит в тему борьбы – любиви. Он противопоставлен первому этапу, поэтому получил название «антитеза». Главным стихотворением, характеризующим данный жизненный период, является «Незнакомка». Образ Прекрасной Дамы в новом творчестве приобретает реальные черты. Трудно понять, существует ли девушка наяву или лишь снится герою во сне, но в ней ясно видны черты Прекрасной Дамы. На мой взгляд, в этом стихотворении А.А. Блок показал столкновение прекрасной мечты и реальной действительности. Второй период его творчества наполнен такими образами как вьюга, огонь, комета, что говорит о не спокойствии на душе поэта. Он был запутан реальностью, пытался найти свой новый идеал, но в его сердце всё ещё жила любовь к прекрасно даме.

Поэма «Двенадцать» стала финалом в творчестве Блока. Казалось бы, она не имеет ничего общего с прекрасным женским образом возлюбленный. Но даже здесь Блок находит воплощение Прекрасной Дамы. Два образа реальной и неземной женщины находят отражение в образе Катьки, падшей женщины, и в символе непорочности – «белом венчике из роз». В смерти Катьки поэт находит решение вопроса «Вечной Женственности». Автор дал мне понять, что конце всего останется только высший, потусторонний идеал. Центральным символом поэмы являются 12 солдат-апостолов, которые идут из старого мира в новый во тьме ночной. На мой взгляд, в этой символике Блок воплотил собственное душевное состояние, которые преследовало его в течение всей жизни. Поэт жил, не ждав идеального будущего, а ища идеалы в настоящем. Вероятно, в конце жизни он разочаровался в своих убеждениях, понял, что революция неизбежна для достижения прекрасного.

Данный этап творчества поэта так же, как и остальные, наполнен различными образами, цветами, ритмичностью и носит название «синтез».

Анализируя творческий путь Блока, я поняла смысл высказывания А. Белого. Действительно, этот писатель через весь путь пронёс свои жизненные убеждения, воплощая их в творчество. Все произведения различных этапов его жизни связывает символика образов, цвета, таинственность, поиски идеала, образ Прекрасной Дамы. Отличительной чертой женщины в произведениях Блока является нереальность, туманность, загадочность. Всех их связывает одно — отношение автора к героине. Причиной тому стало единственность вдохновительницы поэта с героинями произведений. Ведь именно Менделева и была Прекрасной Дамой, Незнакомкой и Катькой в произведениях Блока.

Её облик полуреален, она отстранена от окружающей действительности, как будто не принадлежит ей. В то же время Незнакомка вполне реальна, ее внешность невольно возникает перед мысленным взором благодаря мелким деталям:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: