Сравнительный анализ стихотворений А.А. Блока В ресторане и Незнакомка: сочинение

Сравнительный анализ стихотворений А. Блока «Незнакомка» и «В ресторане»

Одно из самых сложных произведений Блока, стихотворение “В ресторане” наполнено множеством смыслов. Лучше понять его поможет краткий анализ “В ресторане” по плану. Этот разбор может быть использован на уроке литературы в 11 классе как основной материал или в качестве дополнительной информации.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В ресторане.
История создания – стихотворение написано в 1910 году и посвящено звезде питерской богемы Ольге Судейкиной.

Тема – разочарование в любви и надежда на встречу с человеком, который может излечить разбитое сердце.

Композиция – это одночастное произведение, описывающее сюжетную сцену с началом, кульминацией и завершением.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – разностопный анапест с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты – “бледное небо”, “желтая заря”, “черная роза”, “золотой аи”, “испуганная птица”.

Сравнения – “золотой как небо”, “словно сон мой”.

Метафоры – “небо сожжено пожаром зари”, “запели смычки”, “движенье испуганной птицы”, “вздохнули духи”, “задремали ресницы”, “зашептались тревожно шелка”.

История создания

Стихотворение “В ресторане” написано в 1910 году и в значительной степени перекликается с тем, которое было написано ранее, гораздо более известным – “Незнакомкой”. Однако у этой истории есть совершенно определенная героиня – Ольга Судейкина. Блок был знаком с этой женщиной с детства, и впоследствии она станет его близким другом. Но пока что написанное им посвящение наполнено горечью и разочарованием – в женщинах, в любви и даже в себе.

Дело в том, что именно в этот период Блок переживал очень сложный в личном плане период – та, которую он считал своей судьбой, ушла от него к другому мужчине. Супруга не просто изменяла ему, но родила ребенка от одного из своих любовников. Поэт, не переставая любить жену, все же не может не чувствовать боль. Он выплескивает ее со свойственным ему изяществом – в творчестве.

Анализ стихотворения А.Блока «В ресторане»

В ресторане
Никогда не забуду (он был, или не был, Этот вечер): пожаром зари Сожжено и раздвинуто бледное небо, И на жёлтой заре — фонари. Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви. Я послал тебе чёрную розу в бокале Золотого, как нёбо, аи. Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко Взор надменный и отдал поклон. Обратясь к кавалеру, намеренно резко Ты сказала: «И этот влюблён». И сейчас же в ответ что-то грянули струны, Исступлённо запели смычки… Но была ты со мной всем презрением юным, Чуть заметным дрожаньем руки… Ты рванулась движеньем испуганной птицы, Ты прошла, словно сон мой легка… И вздохнули духи, задремали ресницы, Зашептались тревожно шелка. Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала И, бросая, кричала: «Лови. » А монисто бренчало, цыганка плясала И визжала заре о любви.

Стихотворение А.Блока «В ресторане» написано в 1910 году спустя 4 года после стихотворения «Незнакомка» и 7 лет после выхода в «Северных цветах» поэтического дневника Блока, цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Еще в 1901 году в стихотворении «Предчувствую тебя…», входящем в цикл, поэт пророчески написал:

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Действительно, образ Прекрасной Дамы с 1901 года в творчестве Блока очень сильно трансформировался. Если в «Стихах о Прекрасной Даме» мы видим поэтический, идеальный и потому недостижимый образ лирической героини, то в стихотворении «Незнакомка» эта наивность, ирреальность, неопределенность образа Прекрасной Дамы исчезла. Здесь появляется мотив сомнения в реальности образа Прекрасной Дамы:

И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне.

Образ таинственной Незнакомки приобретает земные черты: героиня появляется здесь, в ресторане, «медленно пройдя меж пьяными». Пошлость земного мира не вяжется в голове лирического героя с идеальным женским образом. Образ Прекрасной Дамы окончательно приобретает земные черты в стихотворении «В ресторане». Сложные взаимоотношения Блока с женой Л.Д. Менделеевой, многочисленные увлечения обоих супругов «на стороне» не могли не сказаться на мировоззрении А.Блока. Новой музой поэта стала актриса и художница Ольга Судейкина. Несмотря на то что Блок был знаком с ней с самого детства и никогда не воспринимал эту женщину как свою возлюбленную, именно ей он посвящает стихотворение «В ресторане».

Поэт описывает вечер в одном из ресторанов. Здесь, уже в полной мере звучат урбанистические мотивы: город с его суетой и порочностью вовлекает героя в водоворот событий, в том числе, и любовных. Перед ним не сон, не видение, а вполне реальная женщина, явно искушенная в любовных делах, ведь каждый новый, полный восхищения взгляд, брошенный в ее сторону, вызывает у нее лишь скуку и обреченность:

Да и сам герой уже явно не бедный монах или рыцарь, каким был в «Стихах о Прекрасной Даме». Нет, это уже вполне респектабельный мужчина, позволяющий себе не только часто бывать в ресторане, но и оказывать знаки внимания понравившимся ему женщинам:

Я послал тебе черную розу в бокале Золотого, как небо, аи.

Символика, конечно, сохранилась: преобладание желтого («желтая заря») и золотого («золотой аи») у Блока символизирует разрушение. Недаром бледное небо «сожжено пожаром зари», а фонари, горящие на желтом небе, не сливаются с ним, а выделяются ярким пятном – желтое на желтом. Интересно отметить, что теперь герои все время меняются ролями: то он смотрит смущенно, но дерзко, то она демонстрирует растерянность «чуть заметным дрожаньем руки» и «движеньем испуганной птицы». И эта своеобразная дуэль происходит «в переполненном зале», под аккомпанемент целой какофонии звуков: «исступленно запели смычки», «монисто бренчало», «цыганка визжала заре о любви». И все-таки в этом стихотворении, как ни странно, сохранилась связь с «Незнакомкой». Вновь возникают знакомые детали – духи и шелка:

И вздохнули духи, задремали ресницы, Зашептались тревожно шелка.

Снова герой ощущает нереальность происходящего: «Он был или не был, этот вечер…» А сама героиня возникает как будто во сне: «Ты прошла, словно сон мой легка…» Все это уже было в четыре года назад в «Незнакомке». Однако последнее четверостишие стихотворения «В ресторане» расставляет все на свои места. Начинающееся с противительного союза «но», оно резко контрастирует со всей предыдущей картиной. Счастливое видение оборачивается жестокой явью. Героиня, отражаясь в многочисленных зеркалах, разрушает иллюзию счастья, а призывные взгляды оттуда, «из глуби зеркал», подтверждают теорию о том, что все в этом мире продается и покупается, даже любовь. Визжащая о любви цыганка является достойным завершением эволюции женской героини в стихах Александра Блока. Если в раннем творчестве героиня была сродни богине, ее и увидеть-то можно было только на образах, то есть иконах, то в «страшном мире» предреволюционных лет она действительно «изменила облик» — стала продажной, как впоследствии Катька из поэмы «Двенадцать». В чем причины такого изменения? Возможно, сам поэт со временем разочаровался в любви.

Читайте также:
Как выражается авторская позиция в поэме А. Блока Двенадцать?: сочинение

Добавьте ссылку на этот материал на страничку социальной сети:

Композиция

Композиционно это произведение действительно совершенно: и сюжетная составляющая, и смысловое наполнение развиваются параллельно, начинаясь и завершаясь в одной точке.

Сюжет на первый взгляд достаточно прост: респектабельный мужчина сидит в ресторане и наблюдает за очаровавшей его незнакомкой. Он посылает ей черную розу, несмотря на то, что у дамы уже есть спутник. И она отвечает ему заинтересованными взглядами.

Герой много выпил, так что он сам уже не уверен, что все происходящее – не сон. Однако атмосфера неприкрытой пошлости и свободных нравов передана настолько явно, что нельзя не заметить, что рассказ ведется от лица искренне страдающего человека.

Но это только поверхностное восприятие произведения, которое на самом деле наполнено художественными символами. И история, которая скрывается за ними, очень печальна: человек, разочарованный в любви, тот, кому нанесли глубокую рану, приходит в ресторан, чтобы забыться. И прекрасная незнакомка для него – это островок спасения. И она, поначалу восприняв знак его внимания за поступок очередного влюбленного в нее мужчины, внезапно понимает, что между ними существует душевная связь, они на одной волне. И она бросает ему взгляды, давая понять, что искренне заинтересована в его персоне.

Сравнительный анализ стихотворений А.Блока ‘Незнакомка» и «В ресторане»

Стихотворение «В ресторане» написано поэтом почти ровно на 4 года позже «Незнакомки». Эти два произведения Блока интересно рассмотреть в сравнительном анализе, потому как очевидна эволюция женского образа. При этом обстановка, которая описывается и в которой происходит действие, в том и другом стихотворении очень похожа. Но изменилось восприятие лирическим героем этой обстановки, его мироощущение. Рассмотрим сначала обстоятельства и общую атмосферу, которые сопровождают то или иное стихотворение. И в том, и в другом произведении действие происходит в привычной для Блока обстановке шумных ресторанов, выпивки и развлечений. Можно увидеть общие детали, например в звукописи: в «Незнакомке» раздаётся «женский визг», а во втором стихотворении «цыганка плясала и визжала заре о любви». Сходства можно увидеть и в цветописи: и там, и там доминируют цвета, в произведениях Блока всегда символизирующие безумие и тлетворность — жёлтый, оттенки серого, чёрный. Например, в «Незнокомке» «золотится крендель булочной» и «переулочная пыль», а в «В ресторане» чёрная роза в «бокале золотого, как нёбо, аи» и «жёлтая заря». Но всё-таки, мне кажется, восприятие лирическим героем окружающей обстановки различается: если в «Незнакомке» чувствовалось отвращение к происходящему, то во втором стихотворении чувствуется какая-то безумная динамика, азарт. Из отношения автора следует и различие между женскими образами в этих стихотворениях. В «Незнакомке» образ Прекрасной Дамы резко контрастирует с тлетворной обстановкой вокруг, с этими отвратительными «пьяницами с глазами кроликов», к числу которых невольно можно отнести и самого лирического героя. Но в стихотворении «В ресторане» женский образ, шумная и динамичная атмосфера ресторана будто бы сочетаются и даже дополняют друг друга. Лицо Дамы в «Незнакомке» закрыто тёмной вуалью, в то время как во втором стихотворении героиня из глуби зеркал дерзкие «взоры бросала». Незнакомка была «всегда без спутников, одна», её образ плавный и эфемерный, а героиня «В ресторане» резко и надменно обращается к своему кавалеру: «И этот влюблён». Мы видим, что образ лирической героини в последнем стихотворении значительно приблизился к реальности, в то время как в «Незнакомке» Прекрасная Дама была скорее видением, недостижимой и непостижимой мечтой, гораздо более далёкой от лирического героя.
Сейчас смотрят:
Похожие сочинения

  • «Женские лики» в творчестве Блока
  • «Незнакомка» это полет творческой фантазии …
  • Как решить «поэтическую тайну» стихотворения …
  • Мир реальности в стихе А.Блока «Незнакомка»
  • Мотивы А.Блока стихотворения «Незнакомка»
  • О стихотворении А. Блока «Незнакомка» (1)
  • О стихотворении А. Блока «Незнакомка» (2)
  • Особенности композиции стихотворения А. Блока …
  • Пейзаж лирической драмы “Незнакомка”
  • Сравнительный анализ стихотворений А.А. Блока В …

Средства выразительности

Этот стих прежде всего наполнен символами, однако Блок использует в нем и привычные выразительные средства, создавая два слоя повествования. Это:

  • Эпитеты – “бледное небо”, “желтая заря”, “черная роза”, “золотой аи”, “испуганная птица”.
  • Сравнения – “золотой как небо”, “словно сон мой”.
  • Метафоры – “небо сожжено пожаром зари”, “запели смычки”, “движенье испуганной птицы”, “вздохнули духи”, “задремали ресницы”, “зашептались тревожно шелка”.

Все художественные приемы работают на выражение идеи автора, у каждого использованного им образа есть несколько смыслов, которые исследователи его творчества пытаются разгадать не одно десятилетие. Стихотворение с полным правом считается самым загадочным и неоднозначным в лирическом наследии Блока.

Стихотворение А. Блока «Незнакомка» и «В ресторане» (Сравнительный анализ)

И в стихотворении «Незнакомка», и в стихотворении «В ресторане» в центре внимания – женский образ. Но в «Незнакомке» этот образ нереален, появляется только в мечтах, а во втором стихотворении он приобретает более конкретные четкие черты.

В композиционном плане стихотворения сходны только по началу (по месту действия). Но если в стихотворении «Незнакомка» Блок описывает грязный зловонный кабак, что усиливает прием антитезы, то в стихотворении «В ресторане» слово «ресторан» – нейтрально, не имеет эмоциональной окраски.

Итак, в первом стихотворении вначале показан наполненный «детским плачем» и «женским визгом» город.

Потом появляется лирический герой, вынужденный жить в этой обстановке и сам ставший частью этого места:

Читайте также:
Италия в стихах А. Блока и Н. Гумилева: сочинение

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен…

Он привык находить утешение в вине, потому что окружающие его люди приучили героя к этому:

И пьяницы с глазами кроликов

«In vino veritas!» кричат.

Но внезапно появляется спасительный образ, который уже вначале вызывает сомнение в своей подлинности:

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И чем больше мы узнаем об этой незнакомке, тем меньше верим в ее существование:

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

И в последнем абзаце лирический герой сам признает, что она – лишь плод его воображения и что истинно только то, что на самом деле существует:

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

Основным художественным приемом в стихотворении является антитеза (пьяницы с глазами кроликов – очи синие бездонные), что подчеркивает параллельность двух миров.

Также использовано много метафор (И веют древними поверьями/ Ее упругие шелка; И очи синие бездонные/ Цветут на дальнем берегу; В моей душе лежит сокровище/ И ключ поручен только мне!),

которые придают образу незнакомки оттенок волшебства.

Стихотворение «В ресторане», в отличие от стихотворения «Незнакомка», сразу начинается с сомнения в реальности произошедшего события:

Никогда не забуду (он был, или не был,

Этот вечер): пожаром зари

Сожжено и раздвинуто бледное небо,

И на желтой заре – фонари.

Метафора, которая употреблена в данном четверостишии, указывает на неповторимость этого вечера, на то, каким особенным является вечер для лирического героя. Во втором четверостишии появляется сам автор и символ великой печали:

Я послал тебе черную розу в бокале

Золотого, как небо, аи.

Лирический герой через этот цветок сообщает девушке о чувстве, которое она в нем пробудила.

Но девушка на подарок отвечает «надменным взглядом, в котором сквозит даже презрение:

Обратясь к кавалеру, намеренно резко

Ты сказала: «И этот влюблен».

Далее мы видим, что, несмотря на ее поведение, герой тронул сердце холодной красавицы. И кончается это стихотворение под звуки цыганской мелодии, то есть, в отличие от стихотворения «Незнакомка», у него оптимистичный конец:

А монисто бренчало, цыганка плясала

И визжала заре о любви.

Использованные сравнения (Ты рванулась движеньем испуганной птицы, /Ты прошла, словно сон мой легка…) и олицетворения (…задремали ресницы, / Зашептались тревожно шелка) передает страх девушки перед своим чувством, она боится броситься в него с головой, ведь так можно и утонуть.

Но следующая за ними метафора (Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала/И, бросая, кричала: «Лови. ») говорит, что любовь оказывается сильнее, чем осторожность, и только лирический герой понимает смысл этого взгляда.

Какой бы период творчества Блока ни затронуть, мы всегда найдем в его стихотворениях образ красоты и женственности, будь то Прекрасная Дама или таинственная незнакомка. Действительно женщина для него была вечным источником вдохновения, он умел видеть мельчайшие детали и составлять из них идеальный женский образ.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Сравнительный анализ стихотворений А.А. Блока В ресторане и Незнакомка: сочинение

Стихотворения А.Блока великолепны. Поэт неоднократно писал о любви, но произведения, посвящённые этой теме, заметно отличаются друг от друга. Стихотворения “Незнакомка” и “В ресторане” показывают читателю образ прекрасной женщины. Они связаны общей темой восхищения женщиной и любви к ней. Однако женские образы очень не похожи друг на друга.

В стихотворении “Незнакомка” образ прекрасной дамы нереален.

Она таинственна, загадочна и необыкновенна. Эти качества хорошо передают следующие строки:

И странной близостью закованный,

Смотрю за тёмную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Из этих же строк мы узнаём, что Незнакомка – это мечта. Она далека от реальности, которую изобразил А.Блок в первой части стихотворения. Произведение построено на приёме антитезы. Идеальной Незнакомке противопоставлен “тлетворный дух” места, в котором лирический герой встречает “сокровище”. Здесь “раздаётся детский плач”, “бессмысленно кривится диск” и “раздаётся женский визг”. Такое описание реальности ещё больше наводит на мысль о том, что прекрасной дамы, у которой “шляпа с траурными перьями” и “в кольцах узкая рука”, не существует. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Герой и сам сомневается в её существовании:

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?)

Стихотворение “В ресторане”, в отличие от стихотворения “Незнакомка”, знакомит читателя с образом реальной и очень красивой, привлекающей внимание женщины. Изменился женский образ, изменился и лирический герой. В стихотворении “Незнакомка” он лишь наблюдает за своей мечтой. В произведении “В ресторане” лирический герой послал ей чёрную розу в бокале золотого Аи. Хочу отметить поразительную красоту цвета. На мой взгляд, сочетание чёрного и золотого восхитительно. В этом стихотворении заметна игра не только цветов, но и звуков. Чем сильнее становятся чувства героев, тем громче звуки. В начале произведения “где-то пели смычки о любви”, в финале “визжала заре о любви”. О чём это говорит? Это говорит о взаимодействии лирического героя и красавицы, этого не было в стихотворении “Незнакомка”. Женский образ дерзок и высокомерен:

Обратясь к кавалеру, намеренно резко

Ты сказала: “И этот влюблён”.

Незнакомка “всегда без спутников, одна”, а привлекательную женщину в ресторане герой встречает с кавалером. То, что в его присутствии она позволяет себе флиртовать с другим мужчиной, наводит на мысль о том, что эта женщина никогда не бывает одна.

Мне показалось интересным и удивительным то, что поэт снова сомневается в реальности происходящего:

Никогда не забуду (он был, или не был

Читайте также:
Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре: сочинение

Этот вечер): пожаром зари.

Ещё меня впечатлило то, как женский образ и динамичная атмосфера ресторана дополняют друг друга. Если в “Незнакомке” женский образ противопоставлен реальности, то в стихотворении “В ресторане” женщина – это элемент реальности.

Оба стихотворения написаны замечательно. А.Блок использует много метафор (“сожжено небо”, “золотится крендель булочной”, “из глуби зеркал”), эпитетов (“очи бездонные”, “взор надменный”, берег очарованный”), которые делают творения А.Блока очень красивыми. Мне понравились оба произведения. А.Блок мастерски создал образы красоты и женственности. То, что женский образ в его представлении меняется, приближается к реальности, говорит об эволюции поэта.

Сравнительный анализ стихотворений А. Блока «Незнакомка» и «В ресторане»

Сравнительный анализ стихотворений А. Блока «Незнакомка» и «В ресторане»

Стихотворения А.Блока великолепны. Поэт неоднократно писал о любви, но произведения, посвящённые этой теме, заметно отличаются друг от друга. Стихотворения «Незнакомка» и «В ресторане» показывают читателю образ прекрасной женщины. Они связаны общей темой восхищения женщиной и любви к ней. Однако женские образы очень не похожи друг на друга.

В стихотворении «Незнакомка» образ прекрасной дамы нереален.

Она таинственна, загадочна и необыкновенна. Эти качества хорошо передают следующие строки:

И странной близостью закованный,

Смотрю за тёмную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Из этих же строк мы узнаём, что Незнакомка — это мечта. Она далека от реальности, которую изобразил А.Блок в первой части стихотворения. Произведение построено на приёме антитезы. Идеальной Незнакомке противопоставлен «тлетворный дух» места, в котором лирический герой встречает «сокровище». Здесь «раздаётся детский плач», «бессмысленно кривится диск» и «раздаётся женский визг». Такое описание реальности ещё больше наводит на мысль о том, что прекрасной дамы, у которой «шляпа с траурными перьями» и «в кольцах узкая рука», не существует. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Герой и сам сомневается в её существовании:

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?)

Стихотворение «В ресторане», в отличие от стихотворения «Незнакомка», знакомит читателя с образом реальной и очень красивой, привлекающей внимание женщины. Изменился женский образ, изменился и лирический герой. В стихотворении «Незнакомка» он лишь наблюдает за своей мечтой. В произведении «В ресторане» лирический герой послал ей чёрную розу в бокале золотого Аи. Хочу отметить поразительную красоту цвета. На мой взгляд, сочетание чёрного и золотого восхитительно. В этом стихотворении заметна игра не только цветов, но и звуков. Чем сильнее становятся чувства героев, тем громче звуки. В начале произведения «где-то пели смычки о любви», в финале «визжала заре о любви». О чём это говорит? Это говорит о взаимодействии лирического героя и красавицы, этого не было в стихотворении «Незнакомка». Женский образ дерзок и высокомерен:

Обратясь к кавалеру, намеренно резко

Ты сказала: «И этот влюблён».

Незнакомка «всегда без спутников, одна», а привлекательную женщину в ресторане герой встречает с кавалером. То, что в его присутствии она позволяет себе флиртовать с другим мужчиной, наводит на мысль о том, что эта женщина никогда не бывает одна.

Мне показалось интересным и удивительным то, что поэт снова сомневается в реальности происходящего:

Никогда не забуду (он был, или не был

Этот вечер): пожаром зари…

Ещё меня впечатлило то, как женский образ и динамичная атмосфера ресторана дополняют друг друга. Если в «Незнакомке» женский образ противопоставлен реальности, то в стихотворении «В ресторане» женщина — это элемент реальности.

Оба стихотворения написаны замечательно. А.Блок использует много метафор («сожжено небо», «золотится крендель булочной», «из глуби зеркал»), эпитетов («очи бездонные», «взор надменный», берег очарованный»), которые делают творения А.Блока очень красивыми. Мне понравились оба произведения. А.Блок мастерски создал образы красоты и женственности. То, что женский образ в его представлении меняется, приближается к реальности, говорит об эволюции поэта.

Полезный материал по теме:

  1. Сравнительный анализ стихотворений А. Блока «Россия» и А. Белого «Родина»
  2. Стихотворение А. Блока «Незнакомка» и «В ресторане»
  3. Сравнительный анализ стихотворений М. Ю.Лермонтова «Бородино» и «Валерик»
  4. Сравнительный анализ стихотворений «Узник» и «Пленный рыцарь»
  5. Сравнительный анализ стихотворений И.Ф. Аннеского «Стансы ночи» и А. Ахматовой «Подражание И.Ф. Аннескому»

klassreferat.ru

Среди других поэтов серебряного века Блок выделяется значительностью свершившейся в его лирике эволюции любовной тематики. От возвышенной мечты о возлюбленной, которая казалась мистической и недостижимой, он приходит к восприятию образа реальной женщины. Если раньше она была Прекрасной Дамой, то теперь этот образ теряет свою волшебную ауру и становится реальным, — незнакомкой, продажной женщиной. Рассмотрим эту эволюцию на примере двух его стихотворений: Незнакомка и В ресторане . В стихотворении Незнакомка лирический герой встречает свою возлюбленную в ресторане, она является ему в пьяных мечтах, ее образ приобрел реальные черты (кольца, вуаль). Впервые он встречает женщину в новом для него обличье. Его не радует мир, в котором она появилась: пыль переулочная , испытанные остряки , среди канав . И даже луна уже не романтический символ, и лишь бессмысленно кривится диск . Лишь с помощью вина лирический герй пытается примириться с действительностью, хотя давно разочаровался в своих мечтах и потерял смысл жизни. Но образ незнакомки еще не совсем потерял таинственность. Даже ее реальные черты ( девичий стан , рука в кольцах ) не контрастируют резко с ее туманным, расплывчатым образом ( дыша духами и туманами, она садится у окна ). Под траурными перьями, за темной вуалью не видно ее лица. Множество загадок, которые надо раскрыть, пронизывают стихотворение. Что такое берег очарованный и очарованная даль ? Нет прямого ответа, так символ этот многозначен. Я думаю, что это своеобразная грань между реальным миром и ирреальным, между пошлостью и прекрасным, духовностью и бездуховностью, добром и злом. Резкое противопоставление двух миров находит выражение на нескольких уровнях: лексики: высокий стиль ( стан , очи ) с низким ( кривится , торчат , пьяницы с глазами кроликов ); звуковой организации (в начале сочетания согласных пвчрм , ндрстм и т.д., а потом аллитерация на л , м , н ( Иль это только снится мне? ) Дисгармония первой части противостоит гармонии второй. И лишь размер четырехстопный ямб остается все тем же, придает размеренность и одновременно динамичность. Лирический герой одинок ( И каждый вечер друг единственный//В моем стакане отражен+ ) Мир, построенный на его фантазиях и переменившийся с появлением Незнакомки, рожден лишь пьяными мечтами о прекрасном. Но путь, по которому движется идеал красоты у Блока, подходит к концу. Путь был непростым: из заоблачных высот в мрак и быт земной жизни. Героиня стихотворения В ресторане , идя по ступеням вниз, на этом пути окончательно утрачивает таинство своей неземной красоты, наконец, формируются черты не только земной, но даже приземленной женщины. Из предмета поклонения и обожания она стала предметом купли продажи. Однако, незнакомка показана с сочувствием и участием. Между героиней и лирическим героем происходит любовный поединок, длящийся доли секунды, но эта любовь по силе, может быть, равна чувству,. Развивающемуся долгое время. Стихотворение открывается сомнением лирического героя, как это было уже в Незнакомке : Он был или не был этот вечер? А дальше пейзажный штрих: петербургская заря желтый фонари на желтом. Северное небо, рождающее отчаяние, усиливающее усталость романтика, живущего в страшном мире , говорит о неизбежной грусти и неудовлетворенности реальной жизнью, как и в Незнакомке . Лирический герой лишь один из длинной череды надоевших поклонников. Об этом говорит фраза: И этот влюблен . Но она выделяет его из толпы обожателей, незаурядного, посмевшего быть дерзким, чтобы скрыть смущение. Но, несмотря на это, их встреча не столько счастье, удача, сколько досадное недоразумение: он красив, умен, образован, романтичен, но это еще больше отдаляет их друг от друга. Между ними пропасть: она женщина для развлечений, а он господин не ее круга. Между ними ничего не может быть серьезного, ее можно купить лишь на час. Драма отношений усиливается ( грянули , исступленно запели ) и, наконец, завершвется: взоры, отражаясь в зеркалах, пошло кричат: Лови! Зеркала, отражая и дробя образ новой незнакомки , рассеивают ее красоту, уникальность гибнет, загадка исчезает. Все это происходит под соответствующую музыку : бренчит монисто пляшущей цыганки , которая не поет, а визжит о любви. Эта вакханалия звуков адресована желтой заре так круг замыкается. Она бросает свой отблеск на грешную жизнь людей. Красота погублена,. Поругана, уничтожена, растворена в желтом мире желтого города.

  • Как решить «поэтическую тайну» стихотворения «Незнакомка»
  • Мир реальности в стихе А.Блока «Незнакомка»
  • Творческие искания Блока Баллада «Незнакомка»
  • Сравнительный анализ стихотворений А.Блока ‘Незнакомка» и «В ресторане»
  • Стихотворение Блока «Незнакомка»
  • «Женские лики» в творчестве Блока
  • О стихотворении А. Блока «Незнакомка» (1)
  • Особенности композиции стихотворения А. Блока «Незнакомка»
  • Мотивы А.Блока стихотворения «Незнакомка»
Читайте также:
Анализ стихотворения Россия А. Блока.: сочинение

Жанр, размер и эпитеты

Строки написаны в размере одностопного анапеста и имеют классическую перекрёстную рифму (зале – бокале, любви – аи). По жанру – это лирика, посвящённая разочарованию в любви, на фоне гаснущей надежды на встречу своего человека.

В качестве средств выразительности используются эпитеты (чёрная роза, желтая заря, бледное небо и др.), метафоры (движенье испуганной птицы, запели смычки) и сравнения (словно сон мой).

Постскриптум

Строки придутся по душе тем, кто был любим и познал в любви горечь разочарования, кто нёс или носит до сих пор в душе глубокую рану и теряет веру в истинные ответные чувства. Бесчувственным стихотворение «В ресторане» будет пополам, им проще обратить внимание на физиологию и игры, идя с ними по жизни, как с куском говядины, завёрнутой в газету, под мышкой. Пусть уж для них звенят монисто и бокалы, пляшет цыганка и повизгивает о любви заря, автор же анализа вполне солидарен с Блоком.

ШколеNET

ожно увидеть общие детали, например в звукописи: в «Незнакомке» раздаётся «женский визг», а во втором стихотворении «цыганка плясала и визжала заре о любви». Сходства можно увидеть и в цветописи: и там, и там доминируют цвета, в произведениях Блока всегда символизирующие безумие и тлетворность — жёлтый, оттенки серого, чёрный. Например, в «Незнокомке» «золотится крендель булочной» и «переулочная пыль», а в «В ресторане» чёрная роза в «бокале золотого, как нёбо, аи» и «жёлтая заря». Но всё-таки, мне кажется, восприятие лирическим героем окружающей обстановки различается: если в «Незнакомке» чувствовалось отвращение к происходящему, то во втором стихотворении чувствуется какая-то безумная динамика, азарт. Из отношения автора следует и различие между женскими образами в этих стихотворениях. В «Незнакомке» образ Прекрасной Дамы резко контрастирует с тлетворной обстановкой вокруг, с этими отвратительными «пьяницами с глазами кроликов», к числу которых невольно можно отнести и самого лирического героя. Но в стихотворении «В ресторане» женский образ, шумная и динамичная атмосфера ресторана будто бы сочетаются и даже дополняют друг друга. Лицо Дамы в «Незнакомке» закрыто тёмной вуалью, в то время как во втором стихотворении героиня из глуби зеркал дерзкие «взоры бросала». Незнакомка была «всегда без спутников, одна», её образ плавный и эфемерный, а героиня «В ресторане» резко и надменно обращается к своему кавалеру: «И этот влюблён». Мы видим, что образ лирической героини в последнем стихотворении значительно приблизился к реальности, в то время как в «Незнакомке» Прекрасная Дама была скорее видением, недостижимой и непостижимой мечтой, гораздо более далёкой от лирического героя. Но, тем не менее, в этих двух образах присутствуют общие детали, например, «упругие шелка» в «Незнакомке» (а во втором стихотворении «зашептались тревожно шелка»); в первом стихотворении Прекрасная Дама садится у окна, «дыша духами и туманами» (а во втором произведении, «В ресторане», «вздохнули духи, задремали ресницы»). Можно заметить, что в более раннем стихотворении эти детали описываются статически, в то время как в «В ресторане» поэт рисует их при помощи глаголов: «зашептались», «вздохнули». Если Незнакомка «в туманном движется окне», то героиня более позднего стихотворения «рванулась движеньем испуганной птицы». И для того, и для другого произведения Блок выбирает динамичные размеры: в «Незнакомке» это ямб, а в «В ресторане» — анапест; но последний размер более разительный и ударный. И в том, и в другом произведении герой задаётся вопросом о реальности происходящего, причём в обоих стихотворениях это показано при помощи аналогичных синтаксических конструкций: в «Незнакомке» это риторический вопрос, указанный в скобках («Иль это только снится мне?»), а в «В ресторане» опять же в скобках поэт замечает в самом начале стихотворения: «Он был, или не был, этот вечер». Если обобщить всё сказанное, можно понять, что образ Прекрасной Дамы в творчестве Блока эволюционировал за те четыре года, которые прошли после написания «Незнакомки» — сократилось расстояние между реальным и идеальным, а Дама значительно пирблизилась к лирическому герою.
более месяца назад

Читайте также:
Стихотворение Блока С доблестях. о подвигах, о славе (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Сочинение «Сравнительный анализ стихотворений А. Блока ‘Незнакомка и В ресторане»

Сочинение «Сравнительный анализ стихотворений А. Блока ‘Незнакомка и В ресторане»

Стихотворение «В ресторане» написано поэтом почти ровно на 4 года позже «Незнакомки». Эти два произведения Блока интересно рассмотреть в сравнительном анализе, потому как очевидна эволюция женского образа. При этом обстановка, которая описывается и в которой происходит действие, в том и другом стихотворении очень похожа.Но изменилось восприятие лирическим героем этой обстановки, его мироощущение. Рассмотрим сначала обстоятельства и общую атмосферу, которые сопровождают то или иное стихотворение. И в том, и в другом произведении действие происходит в привычной для Блока обстановке шумных ресторанов, выпивки и развлечений. Можно увидеть общие детали, например в звукописи: в «Незнакомке» раздаётся «женский визг», а во втором стихотворении «цыганка плясала и визжала заре о любви».

Сходства можно увидеть и в цветописи: и там, и там доминируют цвета, в произведениях Блока всегда символизирующие безумие и тлетворность — жёлтый, оттенки серого, чёрный. Например, в «Незнокомке» «золотится крендель булочной» и «переулочная пыль», а в «В ресторане» чёрная роза в «бокале золотого, как нёбо, аи» и «жёлтая заря». Но всё-таки, мне кажется, восприятие лирическим героем окружающей обстановки различается: если в «Незнакомке» чувствовалось отвращение к происходящему, то во втором стихотворении чувствуется какая-то безумная динамика, азарт.Из отношения автора следует и различие между женскими образами в этих стихотворениях. В «Незнакомке» образ Прекрасной Дамы резко контрастирует с тлетворной обстановкой вокруг, с этими отвратительными «пьяницами с глазами кроликов», к числу которых невольно можно отнести и самого лирического героя. Но в стихотворении «В ресторане» женский образ, шумная и динамичная атмосфера ресторана будто бы сочетаются и даже дополняют друг друга.

Лицо Дамы в «Незнакомке» закрыто тёмной вуалью, в то время как во втором стихотворении героиня из глуби зеркал дерзкие «взоры бросала». Незнакомка была «всегда без спутников, одна», её образ плавный и эфемерный, а героиня «В ресторане» резко и надменно обращается к своему кавалеру: «И этот влюблён». Мы видим, что образ лирической героини в последнем стихотворении значительно приблизился к реальности, в то время как в «Незнакомке» Прекрасная Дама была скорее видением, недостижимой и непостижимой мечтой, гораздо более далёкой от лирического героя.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Сочинение «Сравнительный анализ стихотворений А. А. Блока В ресторане и Незнакомка» Среди других поэтов серебряного века Блок выделяется значительностьюсвершившейся в его лирике эволюции любовной тематики. От возвышенной мечты овозлюбленной, которая казалась мистической и недостижимой, он…
  2. Сочинение «Сравнительный анализ стихотворений А. Блока «В неуверенном, зыбком полете…» и Б. Пастернака «Ночь»» Современный мир, осмысливаемый лирическим поэтом, всегда кажется мистическим и почти всегда фантасмагоричным.Стихотворение Блока-символиста (1910) — вершина символизма в его творчестве — яркий тому пример….
  3. Сочинение «О стихотворении А. Блока «Незнакомка» (1)» Когда вспоминается поэзия А. Блока, первое, что обычно приходит в голову, — стихотворение «Незнакомка». Конечно, это одно из самых сильных и самых завершенных стихотворений…
  4. Сочинение «О стихотворении А. Блока «Незнакомка» (2)» Александр Блок, который в ранних стихах предстает как яркий и талантливый поэт-символист, быстро преодолевает ограниченность туманного и зыбкого видения мира, характерного для большинства представителей…
  5. Сочинение «Сравнительный анализ «Ночь» — Блок» Современный мир, осмысливаемый лирическим поэтом, всегда кажется мистическим и почти всегда фантасмагоричным.Стихотворение Блока-символиста (1910) — вершина символизма в его творчестве — яркий тому пример….

referat5vip.ru

Среди других поэтов серебряного века Блок выделяется значительностью

свершившейся в его лирике эволюции любовной тематики. От возвышенной мечты о

возлюбленной, которая казалась мистической и недостижимой, он приходит к

восприятию образа реальной женщины. Если раньше она была Прекрасной Дамой, то

теперь этот образ теряет свою волшебную ауру и становится реальным, —

незнакомкой, продажной женщиной.

Рассмотрим эту эволюцию на примере двух его стихотворений: Незнакомка и В

В стихотворении Незнакомка лирический герой встречает свою возлюбленную в

ресторане, она является ему в пьяных мечтах, ее образ приобрел реальные черты

(кольца, вуаль). Впервые он встречает женщину в новом для него обличье. Его не

радует мир, в котором она появилась: пыль переулочная , испытанные остряки ,

среди канав . И даже луна уже не романтический символ, и лишь бессмысленно

кривится диск . Лишь с помощью вина лирический герй пытается примириться с

действительностью, хотя давно разочаровался в своих мечтах и потерял смысл

жизни. Но образ незнакомки еще не совсем потерял таинственность. Даже ее

реальные черты ( девичий стан , рука в кольцах ) не контрастируют резко с ее

туманным, расплывчатым образом ( дыша духами и туманами, она садится у окна ).

Под траурными перьями, за темной вуалью не видно ее лица.

Множество загадок, которые надо раскрыть, пронизывают стихотворение. Что такое

берег очарованный и очарованная даль ? Нет прямого ответа, так символ этот

многозначен. Я думаю, что это своеобразная грань между реальным миром и

ирреальным, между пошлостью и прекрасным, духовностью и бездуховностью, добром

Резкое противопоставление двух миров находит выражение на нескольких уровнях:

лексики: высокий стиль ( стан , очи ) с низким ( кривится , торчат , пьяницы

с глазами кроликов ); звуковой организации (в начале сочетания согласных

пвчрм , ндрстм и т.д., а потом аллитерация на л , м , н ( Иль это только

Дисгармония первой части противостоит гармонии второй.

И лишь размер четырехстопный ямб остается все тем же, придает размеренность

Читайте также:
Символические образы и их смысл в поэме “Двенадцать”: сочинение

и одновременно динамичность.

Лирический герой одинок ( И каждый вечер друг единственный//В моем стакане

Мир, построенный на его фантазиях и переменившийся с появлением Незнакомки,

рожден лишь пьяными мечтами о прекрасном.

Но путь, по которому движется идеал красоты у Блока, подходит к концу. Путь был

непростым: из заоблачных высот в мрак и быт земной жизни.

Героиня стихотворения В ресторане , идя по ступеням вниз, на этом пути

окончательно утрачивает таинство своей неземной красоты, наконец, формируются

черты не только земной, но даже приземленной женщины. Из предмета поклонения и

обожания она стала предметом купли продажи. Однако, незнакомка показана с

сочувствием и участием. Между героиней и лирическим героем происходит любовный

поединок, длящийся доли секунды, но эта любовь по силе, может быть, равна

чувству,. Развивающемуся долгое время.

Стихотворение открывается сомнением лирического героя, как это было уже в

Незнакомке : Он был или не был этот вечер? А дальше пейзажный штрих:

петербургская заря желтый фонари на желтом. Северное небо, рождающее

отчаяние, усиливающее усталость романтика, живущего в страшном мире , говорит

о неизбежной грусти и неудовлетворенности реальной жизнью, как и в Незнакомке .

Лирический герой лишь один из длинной череды надоевших поклонников. Об этом

говорит фраза: И этот влюблен . Но она выделяет его из толпы обожателей,

незаурядного, посмевшего быть дерзким, чтобы скрыть смущение. Но, несмотря на

это, их встреча не столько счастье, удача, сколько досадное недоразумение: он

красив, умен, образован, романтичен, но это еще больше отдаляет их друг от

друга. Между ними пропасть: она женщина для развлечений, а он господин не

ее круга. Между ними ничего не может быть серьезного, ее можно купить лишь на

Драма отношений усиливается ( грянули , исступленно запели ) и, наконец,

завершвется: взоры, отражаясь в зеркалах, пошло кричат: Лови! Зеркала, отражая

и дробя образ новой незнакомки , рассеивают ее красоту, уникальность гибнет,

загадка исчезает. Все это происходит под соответствующую музыку : бренчит

монисто пляшущей цыганки , которая не поет, а визжит о любви. Эта вакханалия

звуков адресована желтой заре так круг замыкается. Она бросает свой отблеск

на грешную жизнь людей. Красота погублена,. Поругана, уничтожена, растворена в

желтом мире желтого города.

Похожие материалы:
  • Это все о России по творчеству А. А. Блока — .
  • Этапы творческого пути А. Блока — .
  • Эволюция темы родины у А. Блока от стихотворений «Осенняя воля» и «Русь» к стихотворениям «Россия» и «Новая америка» . — .
  • Эволюция образа прекрасной дамы в лирике А. Блока — .
  • Сочинение на тему: Чем мне близка поэзия Блока — .
  • Художественные особенности лирики Блока — .
  • Художественное своеобразие и вечные образы поэмы А. Блока «Двенадцать» — .
  • Традиции и новаторство в стихотворениях А. Блока — .
Более новые статьи:
  • Сочинение на тему: Стихотворение А. Блока «Русь» — .
  • Сочинение на тему: Стихотворение А. Блока «О, я хочу безумно жить..» — .
  • Сочинение на тему: Стихотворение А. Блока «Вхожу я в темные храмы..» — .
  • Сочинение на тему: Стихотворение А. А. Блока «На железной дороге» — .
  • Сочинение на тему: Стихотворение А.А. Блока «Русь» — .
  • Стихотворение А. А. Блока «Вхожу я в темные храмы..» — .
  • Старый и новый мир в поэме А. Блока «Двенадцать» — .
  • Сравнительный анализ стихотворений А. Блока «В неуверенном, зыбком полете..» и Б. Пастернака «Ночь» — .

klassreferat.ru

Стихотворение «В ресторане» написано поэтом почти ровно на 4 года позже «Незнакомки». Эти два произведения Блока интересно рассмотреть в сравнительном анализе, потому как очевидна эволюция женского образа. При этом обстановка, которая описывается и в которой происходит действие, в том и другом стихотворении очень похожа. Но изменилось восприятие лирическим героем этой обстановки, его мироощущение. Рассмотрим сначала обстоятельства и общую атмосферу, которые сопровождают то или иное стихотворение. И в том, и в другом произведении действие происходит в привычной для Блока обстановке шумных ресторанов, выпивки и развлечений. Можно увидеть общие детали, например в звукописи: в «Незнакомке» раздаётся «женский визг», а во втором стихотворении «цыганка плясала и визжала заре о любви». Сходства можно увидеть и в цветописи: и там, и там доминируют цвета, в произведениях Блока всегда символизирующие безумие и тлетворность — жёлтый, оттенки серого, чёрный. Например, в «Незнокомке» «золотится крендель булочной» и «переулочная пыль», а в «В ресторане» чёрная роза в «бокале золотого, как нёбо, аи» и «жёлтая заря». Но всё-таки, мне кажется, восприятие лирическим героем окружающей обстановки различается: если в «Незнакомке» чувствовалось отвращение к происходящему, то во втором стихотворении чувствуется какая-то безумная динамика, азарт. Из отношения автора следует и различие между женскими образами в этих стихотворениях. В «Незнакомке» образ Прекрасной Дамы резко контрастирует с тлетворной обстановкой вокруг, с этими отвратительными «пьяницами с глазами кроликов», к числу которых невольно можно отнести и самого лирического героя. Но в стихотворении «В ресторане» женский образ, шумная и динамичная атмосфера ресторана будто бы сочетаются и даже дополняют друг друга. Лицо Дамы в «Незнакомке» закрыто тёмной вуалью, в то время как во втором стихотворении героиня из глуби зеркал дерзкие «взоры бросала». Незнакомка была «всегда без спутников, одна», её образ плавный и эфемерный, а героиня «В ресторане» резко и надменно обращается к своему кавалеру: «И этот влюблён». Мы видим, что образ лирической героини в последнем стихотворении значительно приблизился к реальности, в то время как в «Незнакомке» Прекрасная Дама была скорее видением, недостижимой и непостижимой мечтой, гораздо более далёкой от лирического героя.

  • Сравнительный анализ стихотворений А.А. Блока В ресторане и Незнакомка
  • Как решить «поэтическую тайну» стихотворения «Незнакомка»
  • Мир реальности в стихе А.Блока «Незнакомка»
  • Творческие искания Блока Баллада «Незнакомка»
  • Стихотворение Блока «Незнакомка»
  • «Женские лики» в творчестве Блока
  • О стихотворении А. Блока «Незнакомка» (1)
  • Особенности композиции стихотворения А. Блока «Незнакомка»
  • Мотивы А.Блока стихотворения «Незнакомка»

Сравнительный анализ стихотворений А. А. Блока В ресторане и Незнакомка

Одно из самых сложных произведений Блока, стихотворение “В ресторане” наполнено множеством смыслов. Лучше понять его поможет краткий анализ “В ресторане” по плану. Этот разбор может быть использован на уроке литературы в 11 классе как основной материал или в качестве дополнительной информации.

Читайте также:
Анализ трёх стихотворений А. Блока Россия: сочинение

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В ресторане.
История создания – стихотворение написано в 1910 году и посвящено звезде питерской богемы Ольге Судейкиной.

Тема – разочарование в любви и надежда на встречу с человеком, который может излечить разбитое сердце.

Композиция – это одночастное произведение, описывающее сюжетную сцену с началом, кульминацией и завершением.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – разностопный анапест с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты – “бледное небо”, “желтая заря”, “черная роза”, “золотой аи”, “испуганная птица”.

Сравнения – “золотой как небо”, “словно сон мой”.

Метафоры – “небо сожжено пожаром зари”, “запели смычки”, “движенье испуганной птицы”, “вздохнули духи”, “задремали ресницы”, “зашептались тревожно шелка”.

История создания

Стихотворение “В ресторане” написано в 1910 году и в значительной степени перекликается с тем, которое было написано ранее, гораздо более известным – “Незнакомкой”. Однако у этой истории есть совершенно определенная героиня – Ольга Судейкина. Блок был знаком с этой женщиной с детства, и впоследствии она станет его близким другом. Но пока что написанное им посвящение наполнено горечью и разочарованием – в женщинах, в любви и даже в себе.

Дело в том, что именно в этот период Блок переживал очень сложный в личном плане период – та, которую он считал своей судьбой, ушла от него к другому мужчине. Супруга не просто изменяла ему, но родила ребенка от одного из своих любовников. Поэт, не переставая любить жену, все же не может не чувствовать боль. Он выплескивает ее со свойственным ему изяществом – в творчестве.

Блок «В ресторане» — сочинение «Сравнительный анализ стихотворений А. Блока ‘Незнакомка» и «В ресторане»» Стихотворение «В ресторане» написано поэтом почти ровно на 4 года позже «Незнакомки». Эти два произведения Блока интересно рассмотреть в сравнительном анализе, потому как очевидна эволюция женского образа. При этом обстановка, которая описывается и в которой происходит действие, в том и другом стихотворении очень похожа. Но изменилось восприятие лирическим героем этой обстановки, его мироощущение. Рассмотрим сначала обстоятельства и общую атмосферу, которые сопровождают то или иное стихотворение. И в том, и в другом произведении действие происходит в привычной для Блока обстановке шумных ресторанов, выпивки и развлечений. Можно увидеть общие детали, например в звукописи: в «Незнакомке» раздаётся «женский визг», а во втором стихотворении «цыганка плясала и визжала заре о любви». Сходства можно увидеть и в цветописи: и там, и там доминируют цвета, в произведениях Блока всегда символизирующие безумие и тлетворность — жёлтый, оттенки серого, чёрный. Например, в «Незнокомке» «золотится крендель булочной» и «переулочная пыль», а в «В ресторане» чёрная роза в «бокале золотого, как нёбо, аи» и «жёлтая заря». Но всё-таки, мне кажется, восприятие лирическим героем окружающей обстановки различается: если в «Незнакомке» чувствовалось отвращение к происходящему, то во втором стихотворении чувствуется какая-то безумная динамика, азарт. Из отношения автора следует и различие между женскими образами в этих стихотворениях. В «Незнакомке» образ Прекрасной Дамы резко контрастирует с тлетворной обстановкой вокруг, с этими отвратительными «пьяницами с глазами кроликов», к числу которых невольно можно отнести и самого лирического героя. Но в стихотворении «В ресторане» женский образ, шумная и динамичная атмосфера ресторана будто бы сочетаются и даже дополняют друг друга. Лицо Дамы в «Незнакомке» закрыто тёмной вуалью, в то время как во втором стихотворении героиня из глуби зеркал дерзкие «взоры бросала». Незнакомка была «всегда без спутников, одна», её образ плавный и эфемерный, а героиня «В ресторане» резко и надменно обращается к своему кавалеру: «И этот влюблён». Мы видим, что образ лирической героини в последнем стихотворении значительно приблизился к реальности, в то время как в «Незнакомке» Прекрасная Дама была скорее видением, недостижимой и непостижимой мечтой, гораздо более далёкой от лирического героя.
.

Композиция

Композиционно это произведение действительно совершенно: и сюжетная составляющая, и смысловое наполнение развиваются параллельно, начинаясь и завершаясь в одной точке.

Сюжет на первый взгляд достаточно прост: респектабельный мужчина сидит в ресторане и наблюдает за очаровавшей его незнакомкой. Он посылает ей черную розу, несмотря на то, что у дамы уже есть спутник. И она отвечает ему заинтересованными взглядами.

Герой много выпил, так что он сам уже не уверен, что все происходящее – не сон. Однако атмосфера неприкрытой пошлости и свободных нравов передана настолько явно, что нельзя не заметить, что рассказ ведется от лица искренне страдающего человека.

Но это только поверхностное восприятие произведения, которое на самом деле наполнено художественными символами. И история, которая скрывается за ними, очень печальна: человек, разочарованный в любви, тот, кому нанесли глубокую рану, приходит в ресторан, чтобы забыться. И прекрасная незнакомка для него – это островок спасения. И она, поначалу восприняв знак его внимания за поступок очередного влюбленного в нее мужчины, внезапно понимает, что между ними существует душевная связь, они на одной волне. И она бросает ему взгляды, давая понять, что искренне заинтересована в его персоне.

Сравнительный анализ стихотворений А.А. Блока В ресторане и Незнакомка

Среди других поэтов серебряного века Блок выделяется значительностью свершившейся в его лирике эволюции любовной тематики. От возвышенной мечты о возлюбленной, которая казалась мистической и недостижимой, он приходит к восприятию образа реальной женщины. Если раньше она была Прекрасной Дамой, то теперь этот образ теряет свою волшебную ауру и становится реальным, — незнакомкой, продажной женщиной. Рассмотрим эту эволюцию на примере двух его стихотворений: Незнакомка и В ресторане . В стихотворении Незнакомка лирический герой встречает свою возлюбленную в ресторане, она является ему в пьяных мечтах, ее образ приобрел реальные черты (кольца, вуаль). Впервые он встречает женщину в новом для него обличье. Его не радует мир, в котором она появилась: пыль переулочная , испытанные остряки , среди канав . И даже луна уже не романтический символ, и лишь бессмысленно кривится диск . Лишь с помощью вина лирический герй пытается примириться с действительностью, хотя давно разочаровался в своих мечтах и потерял смысл жизни. Но образ незнакомки еще не совсем потерял таинственность. Даже ее реальные черты ( девичий стан , рука в кольцах ) не контрастируют резко с ее туманным, расплывчатым образом ( дыша духами и туманами, она садится у окна ). Под траурными перьями, за темной вуалью не видно ее лица. Множество загадок, которые надо раскрыть, пронизывают стихотворение. Что такое берег очарованный и очарованная даль ? Нет прямого ответа, так символ этот многозначен. Я думаю, что это своеобразная грань между реальным миром и ирреальным, между пошлостью и прекрасным, духовностью и бездуховностью, добром и злом. Резкое противопоставление двух миров находит выражение на нескольких уровнях: лексики: высокий стиль ( стан , очи ) с низким ( кривится , торчат , пьяницы с глазами кроликов ); звуковой организации (в начале сочетания согласных пвчрм , ндрстм и т.д., а потом аллитерация на л , м , н ( Иль это только снится мне? ) Дисгармония первой части противостоит гармонии второй. И лишь размер четырехстопный ямб остается все тем же, придает размеренность и одновременно динамичность. Лирический герой одинок ( И каждый вечер друг единственный//В моем стакане отражен+ ) Мир, построенный на его фантазиях и переменившийся с появлением Незнакомки, рожден лишь пьяными мечтами о прекрасном. Но путь, по которому движется идеал красоты у Блока, подходит к концу. Путь был непростым: из заоблачных высот в мрак и быт земной жизни. Героиня стихотворения В ресторане , идя по ступеням вниз, на этом пути окончательно утрачивает таинство своей неземной красоты, наконец, формируются черты не только земной, но даже приземленной женщины. Из предмета поклонения и обожания она стала предметом купли продажи. Однако, незнакомка показана с сочувствием и участием. Между героиней и лирическим героем происходит любовный поединок, длящийся доли секунды, но эта любовь по силе, может быть, равна чувству,. Развивающемуся долгое время. Стихотворение открывается сомнением лирического героя, как это было уже в Незнакомке : Он был или не был этот вечер? А дальше пейзажный штрих: петербургская заря желтый фонари на желтом. Северное небо, рождающее отчаяние, усиливающее усталость романтика, живущего в страшном мире , говорит о неизбежной грусти и неудовлетворенности реальной жизнью, как и в Незнакомке . Лирический герой лишь один из длинной череды надоевших поклонников. Об этом говорит фраза: И этот влюблен . Но она выделяет его из толпы обожателей, незаурядного, посмевшего быть дерзким, чтобы скрыть смущение. Но, несмотря на это, их встреча не столько счастье, удача, сколько досадное недоразумение: он красив, умен, образован, романтичен, но это еще больше отдаляет их друг от друга. Между ними пропасть: она женщина для развлечений, а он господин не ее круга. Между ними ничего не может быть серьезного, ее можно купить лишь на час. Драма отношений усиливается ( грянули , исступленно запели ) и, наконец, завершвется: взоры, отражаясь в зеркалах, пошло кричат: Лови! Зеркала, отражая и дробя образ новой незнакомки , рассеивают ее красоту, уникальность гибнет, загадка исчезает. Все это происходит под соответствующую музыку : бренчит монисто пляшущей цыганки , которая не поет, а визжит о любви. Эта вакханалия звуков адресована желтой заре так круг замыкается. Она бросает свой отблеск на грешную жизнь людей. Красота погублена,. Поругана, уничтожена, растворена в желтом мире желтого города.

Читайте также:
Лирический герой А. А. Блока: сочинение

 Философские мотивы в поэзии Ф. И. Тютчева

Федор Иванович Тютчев стоит особняком в русском поэтическом пантеоне. Он — современник Пушкина. Но это никак не читается. Его поэзия лишена временных примет. Ее стержнем является не чувственная эмоция впечатления, а единая мировоззренческая концепция. Поэтика Тютчева постигает начала и основания бытия. В ней прослеживаются две линии. Первая напрямую связана с библейским мифом о создании мира, вторая, через романтическую поэзию, восходит к античным представлениям о мире и космосе. Античное учение о происхождении мира цитируется Тютчевым постоянно. Вода — вот основа бытия, она главный элемент жи

Чехов А.П. Иванов краткое содержание

А. П. ЧеховИвановДействие происходит в одном из уездов средней полосы России. Николай Алексеевич Иванов, помещик, сидит у себя в саду и читает книгу. Миша Боркин, его дальний родственник и управляющий его имением, навеселе возвращается с охоты. Увидев Иванова, прицеливается в него из ружья, хохочет над своей шуткой, продолжает приставать к нему, требует выдать деньги для выплаты рабочим. Денег у Иванова нет, он просит оставить его в покое.Показавшаяся в окне дома его жена Анна Петровна настроена игриво: «Николай, давайте на сене кувыркаться!» Иванов раздраженно отвечает, что ей вредно стоять н

Оформление купчей в гражданской палате (Анализ эпизода 7 главы первого тома поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»)

Ах, если ты меня поймешь, Прости свободные намеки; Пусть истину сокроет ложь: Что ж делать? — Все мы человека! М. Ю. Лермонтов Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души», появившаяся в 40-е годы XIX века, раскрыла сатирический талант писателя, поднимающегося в разящем смехе до сарказма Гоголь одним из первых писателей понял великую силу сатиры и использовал ее, критикуя помещичье-крепостнический строй России. Поэма появилась в тот момент, когда крепостное право «расписалось» в своей несостоятельности, губительности не только для зависимых от него крестьян, но в еще большей степени для пом

Сочинение на тему Как я провел лето 8 класс

Как я провел летоНа мой взгляд, лето – прекраснейшее время года, поскольку очень тепло, вокруг все красиво, и у нас имеется отличная возможность отдохнуть. А еще лето – это время каникул и отпусков. Мы можем отправиться куда угодно, замечательно провести время у водоема, в тени изумрудной зелени, плескаться в теплой воде. А можно отправиться в горы, носиться на велосипеде или играть во всевозможные игры. Я хочу поделиться впечатлениями от самого запоминающегося момента за последние летние каникулы. В июле мы с моей семьей организовали выезд в лес на шашлыки. Был разведен костер, приготовлено м

Ідея гармонії людини й природи (за драмою-феєрією Лесі Українки «Лісова пісня»)

Шкільний твір.ЛЕСЯ УКРАЇНКА.»Великі народні поети, — писав Максим Рильський, — промовляють за свій народ, говорять від його імені, але говорять своїм голосом, в усій неповторній красі свого обдарування, своєї культури».Такою була Леся Українка, чиє поетичне слово хвилює нас і сьогодні. Талант письменниці багатогранний. Вона увійшла в літературу як велика поетеса-лірик, геніальний драматург, талановитий прозаїк, перекладач, блискучий літературний критик, невтомний збирач і дбайливий цінитель фольклорних скарбів.У своїй творчості Леся Українка висвітлювала ідеали волі і правди, обрії кращого жит
Сейчас смотрят:
Похожие сочинения

  • «Женские лики» в творчестве Блока
  • «Незнакомка» это полет творческой фантазии преображающий
  • Как решить «поэтическую тайну» стихотворения «Незнакомка»
  • Мир реальности в стихе А.Блока «Незнакомка»
  • Мотивы А.Блока стихотворения «Незнакомка»
  • О стихотворении А. Блока «Незнакомка» (1)
  • О стихотворении А. Блока «Незнакомка» (2)
  • Особенности композиции стихотворения А. Блока «Незнакомка»
  • Пейзаж лирической драмы “Незнакомка”
  • Сравнительный анализ стихотворений А.Блока ‘Незнакомка» и «В ресторане»
  • Стихотворение Блока «Незнакомка»
  • Творческие искания Блока Баллада «Незнакомка»

    Сравнительный анализ стихотворений А. А. Блока В ресторане и Незнакомка

    Сравнительный анализ стихотворений А. А. Блока В ресторане и Незнакомка

    Среди других поэтов серебряного века Блок выделяется значительностью

    свершившейся в его лирике эволюции любовной тематики. От возвышенной мечты о

    возлюбленной, которая казалась мистической и недостижимой, он приходит к

    восприятию образа реальной женщины. Если раньше она была Прекрасной Дамой, то

    теперь этот образ теряет свою волшебную ауру и становится реальным, –

    незнакомкой, продажной женщиной.

    Рассмотрим эту эволюцию на примере двух его стихотворений: Незнакомка и В

    В стихотворении Незнакомка

    лирический герой встречает свою возлюбленную в

    ресторане, она является ему в пьяных мечтах, ее образ приобрел реальные черты

    . Впервые он встречает женщину в новом для него обличье. Его не

    радует мир, в котором она появилась: пыль переулочная, испытанные остряки,

    среди канав. И даже луна уже не романтический символ, и лишь бессмысленно

    кривится диск. Лишь с помощью вина лирический герй пытается примириться с

    действительностью, хотя давно разочаровался в своих мечтах и потерял смысл

    жизни. Но образ незнакомки еще не совсем потерял таинственность. Даже ее

    реальные черты не контрастируют

    туманным, расплывчатым образом .

    Под траурными перьями, за темной вуалью не видно ее лица.

    Множество загадок, которые надо раскрыть, пронизывают стихотворение. Что такое

    берег очарованный и очарованная даль? Нет прямого ответа, так символ этот

    многозначен. Я думаю, что это своеобразная грань между реальным миром и

    ирреальным, между пошлостью и прекрасным, духовностью и бездуховностью, добром

    Резкое противопоставление двух миров находит выражение на нескольких уровнях:

    лексики: высокий стиль с низким ( кривится, торчат, пьяницы

    с глазами кроликов ); звуковой организации (в начале сочетания согласных

    пвчрм, ндрстм и т. д., а потом аллитерация на л, м, н ( Иль это только

    Дисгармония первой части противостоит гармонии второй.

    И лишь размер четырехстопный ямб остается все тем же, придает размеренность

    и одновременно динамичность.

    Лирический герой одинок ( И каждый вечер друг единственный В моем стакане

    Мир, построенный на его фантазиях и переменившийся с появлением Незнакомки,

    рожден лишь пьяными мечтами о прекрасном.

    Но путь, по которому движется идеал красоты у Блока, подходит к концу. Путь был

    непростым: из заоблачных высот в мрак и быт земной жизни.

    Героиня стихотворения В ресторане, идя по ступеням вниз, на этом пути

    окончательно утрачивает таинство своей неземной красоты, наконец, формируются

    черты не только земной, но даже приземленной женщины. Из предмета поклонения и

    обожания она стала предметом купли продажи. Однако, незнакомка показана с

    сочувствием и участием. Между героиней и лирическим героем происходит любовный

    поединок, длящийся доли секунды, но эта любовь по силе, может быть, равна

    чувству,. Развивающемуся долгое время.

    Стихотворение открывается сомнением лирического героя, как это было уже в

    Незнакомке : Он был или не был этот вечер? А дальше пейзажный штрих:

    петербургская заря желтый фонари на желтом. Северное небо, рождающее

    отчаяние, усиливающее усталость романтика, живущего в страшном мире, говорит

    о неизбежной грусти и неудовлетворенности реальной жизнью, как и в Незнакомке.

    Лирический герой лишь один из длинной череды надоевших поклонников. Об этом

    говорит фраза: И этот влюблен. Но она выделяет его из толпы обожателей,

    незаурядного, посмевшего быть дерзким, чтобы скрыть смущение. Но, несмотря на

    это, их встреча не столько счастье, удача, сколько досадное недоразумение: он

    красив, умен, образован, романтичен, но это еще больше отдаляет их друг от

    друга. Между ними пропасть: она женщина для развлечений, а он господин не

    ее круга. Между ними ничего не может быть серьезного, ее можно купить лишь на

    Драма отношений усиливается и, наконец,

    завершвется: взоры, отражаясь в зеркалах, пошло кричат: Лови! Зеркала, отражая

    и дробя образ новой незнакомки, рассеивают ее красоту, уникальность гибнет,

    загадка исчезает. Все это происходит под соответствующую музыку : бренчит

    монисто пляшущей цыганки, которая не поет, а визжит о любви. Эта вакханалия

    звуков адресована желтой заре так круг замыкается. Она бросает свой отблеск

    на грешную жизнь людей. Красота погублена,. Поругана, уничтожена, растворена в

    желтом мире желтого города.

    Стихотворение «В ресторане» – анализ по плану

    Вариант 1

    История создания

    Стихотворение “В ресторане” написано в 1910 году и в значительной степени перекликается с тем, которое было написано ранее, гораздо более известным – “Незнакомкой”. Однако у этой истории есть совершенно определенная героиня – Ольга Судейкина. Блок был знаком с этой женщиной с детства, и впоследствии она станет его близким другом. Но пока что написанное им посвящение наполнено горечью и разочарованием – в женщинах, в любви и даже в себе.

    Дело в том, что именно в этот период Блок переживал очень сложный в личном плане период – та, которую он считал своей судьбой, ушла от него к другому мужчине. Супруга не просто изменяла ему, но родила ребенка от одного из своих любовников. Поэт, не переставая любить жену, все же не может не чувствовать боль. Он выплескивает ее со свойственным ему изяществом – в творчестве.

    Тема

    Лирический герой, стремившийся к недосягаемому идеалу, разочарован тем, что не может найти его в реальном мире. Женщина, которая казалось ему прекрасной и далекой, на деле оказывается такой же продажной, как и все в этом мире.

    Основная тема этого произведения – разочарование в любви, которое очень остро испытывает лирический герой. Очевидно, что когда-то он был настроен романтически, но это прошло.

    Композиция

    Композиционно это произведение действительно совершенно: и сюжетная составляющая, и смысловое наполнение развиваются параллельно, начинаясь и завершаясь в одной точке.

    Сюжет на первый взгляд достаточно прост: респектабельный мужчина сидит в ресторане и наблюдает за очаровавшей его незнакомкой. Он посылает ей черную розу, несмотря на то, что у дамы уже есть спутник. И она отвечает ему заинтересованными взглядами.

    Герой много выпил, так что он сам уже не уверен, что все происходящее – не сон. Однако атмосфера неприкрытой пошлости и свободных нравов передана настолько явно, что нельзя не заметить, что рассказ ведется от лица искренне страдающего человека.

    Но это только поверхностное восприятие произведения, которое на самом деле наполнено художественными символами. И история, которая скрывается за ними, очень печальна: человек, разочарованный в любви, тот, кому нанесли глубокую рану, приходит в ресторан, чтобы забыться. И прекрасная незнакомка для него – это островок спасения. И она, поначалу восприняв знак его внимания за поступок очередного влюбленного в нее мужчины, внезапно понимает, что между ними существует душевная связь, они на одной волне. И она бросает ему взгляды, давая понять, что искренне заинтересована в его персоне.

    Жанр

    Это лирическое стихотворение с философскими элементами, где герой опосредованно, через символы и образы, передает свои чувства и рассказывает о разбитом сердце. Такой жанр идеально подошел Блоку для воплощения его идеи.

    Трехстопный анапест с перекрестной рифмовкой делает этот литературный шедевр совершенным с точки зрения формы. Все части стихотворения гармонично связаны между собой.

    Средства выразительности

    Этот стих прежде всего наполнен символами, однако Блок использует в нем и привычные выразительные средства, создавая два слоя повествования. Это:

    Эпитеты – “бледное небо”, “желтая заря”, “черная роза”, “золотой аи”, “испуганная птица”.

    Сравнения – “золотой как небо”, “словно сон мой”.

    Метафоры – “небо сожжено пожаром зари”, “запели смычки”, “движенье испуганной птицы”, “вздохнули духи”, “задремали ресницы”, “зашептались тревожно шелка”.

    Все художественные приемы работают на выражение идеи автора, у каждого использованного им образа есть несколько смыслов, которые исследователи его творчества пытаются разгадать не одно десятилетие. Стихотворение с полным правом считается самым загадочным и неоднозначным в лирическом наследии Блока.

    Вариант 2

    Восприятие, истолкование, оценка

    В толковом словаре Ожегова дается определения опыта, как «совокупности знаний и практически усвоенных навыков, умений». Действительно, «знание» и «умения» приходят к человеку с опытом, ведь он, по утверждению Томаса Карлейля «самый лучший учитель», только, добавляет британский писатель, «плата за обучение порой слишком высока». К сожалению, большинство людей не могут учиться на чужих ошибках, им необходимо пройти свой путь и «наступить» на свои «грабли».

    Наиболее емко, на мой взгляд, можно раскрыть данную тему, основываясь на лирических стихах Блока о любви. Мне бы хотелось обратиться к стихотворению Александра Блока «В ресторане» и попытаться проанализировать, какой опыт получили герои этих строк, и сколько заплатили за «уроки».

    Лирический герой стихотворения сидит у окна в «переполненном зале» ресторана, среди множества людей он выделяет прекрасную девушку и посылает ей «чёрную розу в бокале/ Золотого, как нёбо, аи». Герой стихотворения нарушает нормы этикета, ведь девушка была в ресторане не одна, её сопровождал кавалер. Казалось бы, герой совершает ошибку и дальше должно последовать наказание, например, вызов на дуэль. Вот и «урок опыта»: не стоит оказывать знаки внимания чужим дамам, и «расплата» — дуэль. Подобное развитие сюжеты мы встретим в романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».

    Онегин на одном из праздника демонстративно флиртует с возлюбленной Ленского — Татьяной. Владимир Ленский, оскорбленный таким поведением, вызывает Евгения на дуэль. Но Блок рассматривает иную ситуацию. Центральным образом стихотворения становиться не рассказчик, а та самая девушка. «Обратясь к кавалеру, намеренно резко/ Ты сказала: «И этот влюблён», — данными строками автор подчеркивает, что поклонников у девушки было не мало, и она уже устала от их внимания.

    Ведь почитатели не давали ей ничего, кроме слепого обожания, а прекрасной даме хотелось настоящих чувств. В лирическом герое девушка видит нечто особенное, не случайно весь вечер «была ты со мной всем презрением юным, / Чуть заметным дрожаньем руки». Но она «рванулась движеньем испуганной птицы» и прошла мимо. Символичным является, что герой посылает даме именно «черную розу». Черный – цвет траура.

    Эта девушка, вероятно, проведет всю жизнь, часто меняя своих кавалеров, и, в результате, останется одинока. Она получит прекрасный опыт, научившись отличать истинные чувства от кокетства и игры на публику, но заплатить за эти уроки ей придется своей молодостью и красотой, она увянет, как роза, когда-то присланная очередным поклонником.

    Таким образом, можно сделать вывод, что опыт человек получает, только анализируя ошибки. Можно читать множество поучительных историй, но пока не пройдешь свой путь, никогда не сможешь в полной мере «усвоить урок». Однако стоит быть готовым, что частные занятия – удовольствие дорогое, зато такие «объяснения» никогда не забудешь.

    Жанр и композиция

    Композиция стихотворения хорошо продумана. На первый взгляд сюжет произведения ничем не примечателен, но стоит лишь вчитаться, и понимаешь всю суть проблемы. Главный герой сидит в ресторане возле окна, через которое виднеется небо, с золотым отливом от заката. Персонаж расстроен из-за неразделенной любви, и, чтобы забыть свои переживания, заказывает из меню алкогольный напиток. Он чувствует себя поникшим и одиноким, но тут замечает прекрасную даму. Хотя герой увидел, что рядом с женщиной сидит кавалер, он все равно преподнёс ей в виде презента чёрную розу в бокале. Дама оценила данный жест и заинтересовалась незнакомцем.

    Данное произведение представлено в виде лирики с философскими рассуждениями. Образ мужчины передаёт свои чувства через различные знаки и символы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: