Старый и новый мир в поэме А. Блока Двенадцать.: сочинение

Сочинение Двенадцать — Старый и новый мир в поэме А. Блока “Двенадцать»

Старый и новый мир в поэме А. Блока Двенадцать.

Окаянные дни — этак обрисовал действия 1918 возрасты здравствовавший в эмиграции И. А. Бунин. Мужественный защитник Источник держался прочего мнения. В революции он видел перелом в прекрасной жизни Российской федерации некоторый волочит за собой столкновение престарелых высоконравственных устоев и зарождение свежеиспеченного мировоззрения. Увлеченный мыслью развития новой, лучшей жизни в большой стране, Источник в январе 1918 возрасты строчит одно изо самых ослепительных своих творений — поэму Двенадцать, тот или другой олицетворил внутри себя безудержную власть революции, сметающей для своем пути фрагменты бывшей жизни. Представление престарелого и нового круга в поэме сотворено творцом в непонятно какой особенной, совершенной утаенного общефилософского резона форме. И тот и другой характер в поэме, вырастающий точно из-под земли накануне читателем, символизирует общественное личико какого-нибудь коллективного класса или идейную расцветку приключающегося многознаменательного события. Престарелый согласий символизируют некоторое количество образов, изображенных в насмешливо-презрительном свете. Характер буржуя на перекрестке, упрятавшего трюфель в воротник, символизирует когда-то могущественную, а сейчас беззащитную накануне с лица свежеиспеченной массы буржуазию. Под образом беллетриста запрятывается созидательная интеллигенция, не принявшая революцию.

Была убита Российская федерация — рассказывает писатель, и в его словах отпечатлелись воззрения многих поверенных предоставленной общественной группы, лицезревших в приключающихся действиях погибель своей страны. Символически представлена и церковь, решившаяся прошлый власти. Составитель выдает нашему взгляду характер попа, шкандыбающего воровато, обходным путем — за сугроб, некоторый в прошлое чревом вышагивал в следующий раз и крестом блистал чрево на народ. Теперь же сотоварищ поп не иметь в распоряжении ни креста, ни былого высокомерия. Госпожа в каракуле — трон вежливого шляхетского общества. Она говорит другой, что они плакали, плакали, поскользнулась и упала. Данный эпизод, на мой взгляд, сформулировал воззрение Блока о бесхарактерности и неприспособленности избалованной знати у свежеиспеченной жизни. Все вышеперечисленные манеры показывают, что старый мир повержен, сохранились исключительно ничтожные косметики от былого величия. Игра стоит свеч буржуй, как пес голодный, Игра стоит свеч безмолвный, как вопрос. И старый мир, как пес безродный, Игра стоит свеч после ним, поджавши хвост. В данном четверостишии составитель акцентирует внимание незначительность престарелого мира, по сравнению его с образом неродовитого пса. Особь статья образное исполнение в поэме иметь в распоряжении новоизобретенный мир.

Генеральными его резидентами представляются двунадесять красноармейцев. Характер данного отряд, по моему мнению, — такое изображение реалистичного личики революции. Лицом вверх б надо бубновый туз! , Затворяйте етажи, сейчас будут грабежи! , Уж я ножичком полосну, полосну! — сходственные строки, встречающиеся в поэме, прошел слух на мой взгляд, быстрее обо анархии, чем о войне пролетариата за лучшую жизнь. В разговорах красноармейцев ни один раз далеко не встречаются вскрики типа: Мы наш, мы новый мир построим! Не возбраняется рассмотреть исключительно совершенное пренебрежение и ксенофобию к всему старому. Всеохватность революции акцентируют внимание манеры взбушевавшихся гибелей природы: разыгравшаяся вьюга, перепутывающийся воронкой снег, чернейшее небо. Исключительно во всю ширь естественную власть приключающихся происшествий символизирует ветер: Ветер, ветер! Стоя нет смысла человек. Ветер, баргузин — На всем божьем свете! И наконец, в одиночестве изо генеральных в поэме Двунадесять представляется характер Христа. Существование предоставленного манеры в поэме не возбраняется истолковывать по-разному. Непосредственно я считаю, что он символизирует создателя рабов, основного после на лицо имевшихся рабов престарелого круга и благословляющего их на борьбу с угнетателями. Имя Христа в поэме нацарапано неверно. На мой взгляд, составитель нашел это, для того чтобы сделать упор что здесь имеется в наличии в варианту далеко не бог старого мира, а бог новой, рабочей России. Не касаясь частностей о произведении я бы сказал, что Блоку получился организовать в небольшой по объему поэме достаточно впечатсяющую картину жизни, выбрасывающую понятие о событиях тех лет в революционной Российской федерации и их идеологической направленности.

ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ ГОГОЛЯ МЕРТВЫЕ ДУШИ

Образом Манилова Гоголь начинает галерею помещиков. Перед нами возникают типические характеры. В каждом портрете, созданном Гоголем, по его словам, “собраны черты тех, которые считают себя лучше других”. Уже в описании деревни и поместья Манилова проявляется сущность его характера. Дом расположен на очень невыгодном, открытом всем ветрам месте. Деревня производит убогое впечатление, так как Манилов совсем не занимается хозяйством. Вычурность, слащавость раскрываются не только в портрете Манилова, не только в его манерах, но и в том, что покосившуюся беседку он называет “храм уединенного размышления”, а детям дает имена героев Древней Греции. Сущность характера Манилова – совершенная праздность. Лежа на диване, он предается мечтам, бесплодным и фантастическим, которые никогда не сможет осуществить, так как всякий труд, любая деятельность ему чужды.
Подробнее…

Сочинение на тему “Хлестаков”

Хлестаков – главный герой комедии Гоголя Ревизор, вокруг него происходят все действия, описываемые в произведении. Что он из себя представляет?

Читайте также:
Анализ стихотворения Россия А. Блока.: сочинение

Он любит себя, приехав в гостиницу, требует самый лучший обед, потому что другой кушать не будет, азартный, проиграл все деньги и не хочет на этом останавливаться, снова хочет играть. Кричит и обзывает слугу Осипа, плохо относится к нему, но во многом доверяет ему и прислушивается. Хлестаков хвастлив, он заявляет себя в качестве автора многих на тот момент известных произведений, например, “Роберт Дьявол”, “Фенелла”, он говорит, что написал их в один вечер, представляет эти произведения в качестве литературных, но на самом деле это известные на тот момент оперы.

Старый и новый мир в поэме Александра Блока «Двенадцать»

«Окаянные дни» — так охарактеризовал события 1918 года живший в эмиграции И. А. Бунин. Александр Блок придерживался другого мнения. В революции он видел переломный момент в жизни России, который влечет за собой крушение старых нравственных устоев и зарождение нового мировоззрения.

Поглощенный идеей становления новой, лучшей жизни в стране, Блок в январе 1918 года пишет одно из самых ярких своих произведений — поэму «Двенадцать», которая воплотила в себе неудержимую мощь революции, сметающей на своем пути остатки прежней

Изображение старого и нового мира в поэме создано автором в какой-то особенной, полной скрытого философского смысла форме. Каждый образ, предстающий перед читателем, символизирует социальное лицо какого-либо общественного класса или идейную окраску происходящего исторического события.

Старый мир символизируют несколько образов, показанных в насмешливо-презрительном свете. Образ буржуя на перекрестке, упрятавшего нос в воротник, символизирует некогда могущественную, а сейчас беспомощную перед лицом новой силы буржуазию.

Под образом писателя скрывается творческая интеллигенция,

не принявшая революцию. «Погибла Россия!» — говорит писатель, и в его словах отразились мнения многих представителей данной социальной группы, видевших в происходящих событиях гибель своей страны.

Символически показана и церковь, лишившаяся былой власти. Автор предоставляет нашему взору образ попа, идущего воровато, «стороной — за сугроб», который в прежние времена «брюхом шел вперед, и крестом сияло брюхо на народ». Теперь «товарищ поп» лишен и креста, и былого высокомерия.

Барыня в каракуле — символ светского дворянского общества:

Сочинение: Старый мир в поэме Блока Двенадцать

Поэму А.А. Блока «Двенадцать» можно рассматривать как кульминацию всего его творчества. Мотив иронии автора по отношению к современному «утробному» миру и его «обитателям» пронизывает все произведение. Современный буржуа, чьи интересы сосредоточены только вокруг наживы, был столь ненавистен Блоку, что он, по собственному признанию, доходил «до какого-то патологического омерзения». И в революции поэт видел очистительную силу, способную дать миру новое дыхание, освободить его от власти людей, далеких от духовных устремлений, от идеалов справедливости и человечности, живущих лишь жаждой материальных благ и руководствуясь своими мелкими страстишками. Такое отношение прямо перекликается с евангельской притчей о богатом, которому не войти в Царство Небесное.

Первая глава представляет собой экспозицию поэмы, где показан фон города, его пестрое население. Блок в духе народной шутки описывает обывателей Петрограда, не понимающих происходящего:

Старушка, как курица,

Кой-как перемотнулась через сугроб.

– Ох, большевики загонят в гроб!

То, что фигуры «старого мира» имеют не человеческие, а животные характеристики, рождает не только у героев поэмы, но и у читателей отношение жалости.

Далее представлен герой, авторское отношение к которому более жесткое, это чувствуется по подчеркнуто суровым образам природы, его сопровождающим:

Не отстает и мороз!

И буржуй на перекрестке

В воротник упрятал нос.

С велеречивого литератора октябрьским вихрем словно сорвана маска, и автор, не узнавая, вопрошает: «А это кто?» Образ «грозного обличителя» жалок, он бормочет угрозы, которые вызывают не ужас, а смех. Возвышенное «вития» превращается в гневную, презрительную, уничижительную кличку. Точными, хлесткими словами заклеймены все, кто за пустой болтовней пытался спрятать свою пустую жизнь, брезгливость по отношению к народным горестям.

А вон и долгополый –

Сторонкой за – сугроб…

Что нынче невеселый,

Помнишь, как бывало

Брюхом шел вперед,

И крестом сияло

Вон барыня в каракуле

К другой подвернулась:

– Ужь мы плакали, плакали…

И – бац – растянулась!

Насмешливо-сочувственно звучит после почти лубочной, веселой раешной картинки авторское:

Наряду с сатирой на «старый мир», вызванной его несостоятельностью, узостью и примитивностью кругозора его представителей, автором предъявляется и более серьезное обвинение этому миру в жестокости. «Страшным миром» у Петьки была отнята возлюбленная, и он мстит за это. Если посмотреть объективно на поступки двенадцати красногвардейцев, то, кроме убийства Катьки, они за все время поэмы никаких других действий не совершают. Нигде не говорится ни о какой-то возвышенной цели, которая бы ими двигала. Постепенно раскрывается авторский замысел: любовь – более понятное и близкое для человека понятие, нежели любая политическая идея. Поэтому весь ужас «старого мира» состоит в том, что в нем убивается любовь, она здесь ничего не стоит.

Еще страшнее, что символом «старого мира» для героев-«товарищей» является «Святая Русь», наделяемая «телесными» атрибутами («толстозадая»). «Старый мир» в поэме также уподобляется «нищему», «голодному» и «холодному» псу. Иногда исследователи указывают на образ «пса» в поэме как на олицетворение сил зла (вспомним гётевского пуделя-Мефистофеля). Но почему «нищий», «голодный» и «безродный» пес для революционной «голытьбы» находится в соседстве с отвергаемым классово чуждым «буржуем»? Возможно, потому что он, как и «старый мир», который еще не готов сдаться, представляет собой угрозу:

Читайте также:
Анализ стихотворения А. Блока «Осенняя воля» (комментарий к стихотворению): сочинение

…Скалит зубы – волк голодный –

Хвост поджал – не отстает –

Пес холодный – пес безродный…

– Эй, откликнись, кто идет?

Уже в первой главе до упоминания о «двенадцати» на фоне карикатурных фигур старушки, буржуя, писателя-витии, попа звучит призыв: «Товарищ! Гляди / В оба!» Во второй главе впервые появляется образ «неугомонного врага» («Неугомонный не дремлет враг!»), и вновь раздается обращение к «товарищу»: «Винтовку держи, не трусь!» В шестой главе формула «Неугомонный не дремлет враг» повторяется, а в десятой – звучит угрожающе: «Близок враг неугомонный!» Наиболее сильно мотив тревоги и страха проявляется в одиннадцатой главе поэмы. В пургу красноармейцы слепы, красный флаг застилает им глаза, дважды упоминается образ «врага»:

Их винтовочки стальные

На незримого врага…

В переулочки глухие,

Где одна пылит пурга…

Да в сугробы пуховые –

Не утянешь сапога…

И хотя звучат обрывки революционных песен, гимна «Варшавянки», ожидание опасности не покидает героев:

И вьюга пылит им в очи

Однако действительно ли в «старом мире» герои видят своего врага? Страх красноармейцев перед этим неведомым врагом в течение поэмы нарастает. Но одновременно герои показаны полными отваги, у них «злоба кипит в груди», они готовы поглумиться над «старым миром» («Эх, эх! / Позабавиться не грех!»). А персонажи «старого мира» представлены жертвами («Ужь я ножичком / Полосну, полосну»). То есть очевидно, что в роли врага они выступать не могут. Наоборот, возмездие «страшному миру» приходит от тех, кого он сам породил.

Блок принял революцию, но не с марксистской позиции (как борьбу угнетателей и угнетенных), а с религиозно-философской, считая, что мир погряз в грехе и заслуживает возмездия. Главный переворот, по Блоку, должен совершиться не вне, а внутри людей. «Мировой пожар в крови» – символ духовного перерождения. С этой точки зрения, революция – это Апокалипсис, Страшный суд, сопровождаемый вторым пришествием Христа. И черное дело «двенадцати», их месть буржуям, сведение личных счетов – орудие в руках Божественного правосудия. А сами они будут погребены под обломками этого «старого мира».

Старый мир в поэме Блока «Двенадцать»

… В январе 1918 года я в последний раз отдался стихии. Во время и после окончания «Двенадцати» с несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг — шум слитый (вероятно, шум от крушения старого мира)

А.А. Блок из «Записок о «Двенадцати».

Поэма «Двенадцать» вышла в свет в 1918 году, по словам Блока, она была написана за два дня. Произведение стало новым во всех смыслах: ведь до этого Блока знали, как писателя, который пишет красивыми, лучезарными, легкими, нежными словами.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

В поэме же он не скупиться на брань, нецензурную лексику. Люди, ранее почитавшие Блока, стали его противниками, а те, кто его не взлюбили вначале, вдруг прониклись к нему необыкновенной теплыми чувствами.

«Двенадцать» — можно назвать лучшим произведением Блока. Произведением, на которое его вдохновила Октябрьская революция, окрылившая его как художника. Обычно беспощадно строгий к себе Блок, сказал после окончания поэмы: «Сегодня я — гений».

В поэме отразился взгляд Блока на революцию: для него она — разрушительная стихия, «дионисиевское начало», пришедшее на смену обветшалой культуре. Революция в понимании Блока — возмездие старому миру.

Поэма «Двенадцать» почти полностью состоит из символов. Причем значение одних нам ясно, а над значением других приходится изрядно поломать голову. Объяснить это просто: многие символы в поэме «Двенадцать» имеют двойной смысл. Например, строки:

— несут в себе не только конфликт цветовой, но и олицетворяет конфликт между старым и новым миром. И именно этот конфликт можно назвать основным в поэме.

Борьба двух «миров»: старого, отжившего, и нового, пришедшего с победой революции, — показана с помощью взаимодействия, переплетения в поэме многочисленных образов. С их помощью мы видим, что старый мир, обреченный на гибель, до сих пор жив и борется.

Благодаря тому, что Блок искусно владел словом, мы сами, может, того и не желая, становимся непосредственными участниками всех событий. И в этот момент черный вечер слышим вой ветра, свист вьюги, чувствуем приближение чего-то грандиозного, что перевернет с ног на голову весь этот заранее сложившийся мир то, что изменит дальнейший ход истории. Мы понимаем, что это что-то — это революция. В этот черный вечер разрушится старый мир…

В вое, свисте вьюги, ветра, метели поэт слышит «музыку революции», в которой он видит возможность возрождения России. Главным героем нового мира в первой главе является — ветер. Возможно, именно он унесет с собой предрассудки, нравы мира и очистит свет для нового улучшенного мира.

Читайте также:
Христианская символика поэмы А. А. Блока Двенадцать: сочинение

По-моему, это сопоставление заранее подготавливает нас, говорит, что победит новый мир. «Белый снег», как символ нового, чистого мира, наиболее четко выделяется на фоне черного неба, символа злого, враждебного мира. Если бы в природе царил день, то снег растворился, стал бы менее выразительным на его фоне. А вечером, снег почти без труда, только чуть воюя с ветром, ложится и покрывает всю землю. В этом разгуле стихий, сквозь вой ветра и вьюги Блок услышал музыку революции и главное, что он в ней отметил — многоголосье. В поэме все подвластно стихии — борьба, любовь, нравы людей.

Автор с неприязнью относится к старому миру и хочет показать его гибель. Из всех героев поэму мы можем к нему отнести:

  • буржуя, который стоит, как пес голодный;
  • старушку, которая является отголоском страшного и голодного мира;
  • писателя Вития, не верившего в будущее России;
  • долгополого попа;
  • барыню в каракуле, которая поскользнулась и упала.

Что говорить частью старого мира являются почти все участники поэмы. К их числу нельзя отнести только двенадцать красноармейцев, которые становятся центром второй главы повествования.

Блок смеется над представителями старого мира.

У него буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос.

Может, он боится перемен и ищет защиты, прячась с носом в воротник. Блок использует для высмеивания этих людей не просто юмор, а черную сатиру.

Помнишь, как, бывало,
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ.

Перед взором сразу предстает образ толстого попа, отъевшегося за чужие деньги и приношения. Но раньше у него было все, а теперь нет ничего…

Даже пес голодный, безродный, шелудивый и тот является отголоском старого мира. В конце мы видим, что полумертвый пес жмется к гвардейцам. Этот фрагмент говорит о том, что старый мир еще жив, он где-то рядом, он пытается приспособиться и спрятаться, но жить ему осталось недолго. Ведь абсолютно все, включая ритм стиха, меняется с появлением двенадцати красноармейцев.

Исчезают все представители злого мира, кроме пса, и это напоминает красноармейцам, что мерзкая, старая сторона жизни никуда не ушла: она идет по пятам за ними, дышит холодным дыханием в затылок:

И старый мир, как пес плешивый
Стоит за ним поджавши хвост…
… Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес плешивый,
Провались — поколочу!

Вечная проблема, конфликт — борьба старого и нового мира. Этот мотив присутствует во многих произведениях, а в поэме «Двенадцать» конфликт выливается в революцию. Здесь мы видим четкую грань между победителями и побежденными. Старый мир, хотя пока и цепляется за жизнь, обречен на погибель. Конфликт света и тьмы, нового и старого вечен, как сама история.

Старый» и «новый» миры в поэме «Двенадцать» А.Блока.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Эпиграф: «Двенадцать» — какие бы они ни были — это лучшее, что я написал. Потому что я тогда жил современностью. Это продолжалось до весны 1918 года. А когда началась Красная Армия и социалистическое строительство, я больше не мог. И с тех пор не пишу. (А.Блок)

Скачать:

Вложение Размер
a.blok_12.docx 37.3 КБ
blok._dvenadtsat.pptx 2.36 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 11 классе.

Тема урока : «Старый» и «новый» миры в поэме «Двенадцать» А.Блока.

Цель урока : проанализировать поэму «Двенадцать» А.Блока.

– образовательные: познакомить учащихся с поэмой А.Блока “Двенадцать”, объяснить символичность образов, связать с поэму историко-культурным наследием;

– развивающие: совершенствовать навыки анализа лирического произведения;

– воспитательные: прививать любовь к Родине, толерантное отношение к её истории.

Тип урока : Урок усвоения новых знаний с элементами компаративного анализа.

Оборудование: текст поэмы «Двенадцать», презентация к уроку (в системе Power Point), рисунки Ю.Анненкова к поэме.

Эпиграф: «Двенадцать» — какие бы они ни были — это лучшее, что я написал. Потому что я тогда жил современностью. Это продолжалось до весны 1918 года. А когда началась Красная Армия и социалистическое строительство, я больше не мог. И с тех пор не пишу. (А.Блок)

I. Организационный этап.

II. Объявление темы и задач урока, целеполагание.

III. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя. Мы наблюдали и обсуждали, как проходило становление личности Блока, познакомились с ним как поэтом-символистом. Читали “Стихи о прекрасной Даме”, “Незнакомку”. Обсудили тему России в творчестве поэта. Обратили внимание на то, что в стихотворении “На железной дороге” Блок в облике своей героини передал не только драматическую судьбу одной простой женщины, но и трагический удел всей России.

Поэма Блока была написана в январе 1918г. Это было страшное время: позади 4 года войны, октябрьский переворот и приход к власти большевиков, наконец, разгон Учредительного собрания, первого российского парламента. Интеллигентами того круга, к которому принадлежал Блок, все эти события воспринимались как национальная трагедия, как гибель русской земли. После Октября 1917 года Блок поначалу поверил в «очистительную силу революции». Груз противоречий эпохи он брал на себя и стремился воплотить их в стихах.

«Он ходил молодой, веселый, с сияющими газами, и прислушивался к «музыке революции», к тому шуму от падения старого мира, который непрерывно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству», – вспоминала его тетка М.А.Бекетова.

Сознанием чрезвычайной ответственности художника перед человечеством, переживающим колоссальный всемирно – исторический сдвиг, проникнуты все выступления Блока в печати и перед различными аудиториями. Он был уверен, что на ситуацию можно положительно повлиять.

Именно в это время поэт пережил последний творческий взлет, создав в течение января 1918г. свои известные произведения: статью «Интеллигенция и революция», поэму «Двенадцать», стихотворение «Скифы». Почему поэт-дворянин, эстет пишет поэму о революции? Ведь революция – это насилие, кровь, смерть.

Обратимся к воспоминаниям К.Чуковского: “ Барские навыки его стародворянской семьи были облагорожены высокой культурностью всех её членов, которые из поколения в поколение труженнически служили наукам… Образование Блок получил тоже стародворянское. его дед был профессор и его тесть был профессор, а все его тётки и мать – все были писательницы, жили книгами, молились на книги…Его биография безмятежна, а в стихах – лихорадка ужаса. Даже в тишине чуял он катастрофу… Всю жизнь он ощущал себя обречённым на гибель, выброшенным из родного уюта… Если не в своей биографии, то в творчестве он отринул всё благополучное и с юности сделался поэтом неуюта, неблагополучия, гибели…Всё его творчество было насыщено апокалипсическим чувством конца – конца неминуемого, находящегося уже “при дверях”…

С 1905 года Блок все двенадцать лет только и твердил о катастрофе. И замечательно, что он не только не боялся её, но чем дальше, тем страстнее призывал. Только в революции он видел спасение от своей “острожной тоски”. Революцию он призывал громко и требовательно:

Эй, встань и загорись, и жги!
Эй, подними свой верный молот,
Чтоб молнией живой расколот
Был мрак, где не видать ни зги!

Никто так не верил в мощь революции, как Блок. Она казалась ему всемогущей. Он предъявлял к ней огромные требования и не сомневался, что она их исполнит. Только бы она пришла, а уж она не обманет. Блок верил, что жизнь втайне прекрасна. Мы не видим её красоты, потому что она загажена всякой дрянью. Революция сожжёт эту дрянь, и жизнь предстанет пред нами красавицей. Меньшего Блок не хотел. Никаких половинных даров: всё или ничего. Что же он хотел от революции? Раньше всего он хотел, чтобы она преобразила людей. Чтобы люди сделались людьми. Поэт верил, что в огне революции чернь преобразится – в народ.

Беседа с учащимися.

– Революция свершилась. Как же она изменила людей? Что увидел поэт?

(18 февраля 1918 года поэма “Двенадцать” была опубликована в газете эсеров “Знамя труда”, а в мае вышла отдельной книжкой).

– Что такое поэма как жанр литературного произведения?

(Поэма – повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему, т.е. это сюжетное произведение в отличие от лирического стихотворения)

IV. Этап усвоения новых знаний.

Учитель читает поэму вслух и ведёт с классом беседу, в ходе которой составляется логико-смысловая схема.

– Почему поэма получила такое название? (поэма получила своё название от числа 12 апостолов Христа, 12 главных героев-красногвардейцев, 12 глав произведения).

Появление в поэме коллективного, своего рода собирательного образа двенадцати красногвардейцев закономерно. Блок хотел показать коллективное, “роевое” (по выражению Л.Толстого) сознание и коллективную волю, пришедшие на смену индивидуального начала. “Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию!” Блок верит, что именно русская интеллигенция, а не буржуазия способна принять и понять революцию. И он противопоставляет интеллигенцию буржуазии: “Той никакая музыка, кроме фортепьян, и не снилась”. Именно эта позиция предопределила сатирическое изображение буржуазии, “уходящего мира” (мы обозначим его как “старый мир”).

V. Проблемный вопрос:

Как взаимосвязаны «старый» и «новый» миры в поэме «Двенадцать»? На чьей стороне А.Блок?

VI. Технология исследовательского обучения. Работа в группах:

1 группа работает над поиском авторского отношения к «старому миру», описания его в поэме,

2 группа представит нам «новый мир», описанный в произведении.

Сообщение 1 группы:

– Кого из героев можно отнести к старому миру?

В первой главе поэмы видим: старушка никак не поймёт, что Учредительное собрание – не царь. “Старушка, как курица”, – пишет Блок о ней, символизирующей обывательское начало.

Кто еще относится к «старому миру»? Как его описывает А.Блок? Выделим ключевые слова и выражения:

На ногах не стоит человек…

Скользит — ах, бедняжка.

Старушка убивается — плачет,

Никак не поймет, что значит,

На что такой плакат…

А всякий — раздет, разут.

Старушка, как курица..

— Ох, большевики загонят в гроб.

И буржуй на перекрестке

В воротник упрятал нос.

Буржуй на перекрёстке…

А это кто?— Длинные волосы

И говорит в полголоса:

Должно быть, писатель —

Что нынче не веселый,

Вон барыня в каракуле

К другой подвернулась:

— Уж мы плакали, плакали.

«Вся власть Учредительному Собранию!»

. И у нас было собрание.

На время — десять, на ночь — двадцать пять.

. И меньше ни с кого не брать.

Злоба, грустная злоба

Черная злоба, святая злоба.

Общее настроение, которым проникнуто описание «старого мира»: грусть, холод, голод, злоба… Если посмотреть, сколько героев представляет этот мир, и еще к ним добавить появляющегося в конце поэмы “пса безродного”, то получится символическое, многозначащее число: двенадцать.

Итак, “старый мир”:

1) старушка,
2) буржуй на перекрёстке,
3) писатель – вития,
4) товарищ поп,
5) барыня в каракуле,
6) 5 проституток,
11) бродяга,
12) пёс безродный.

Сообщение 2 группы:

– А кто составляет “новый мир”?

Прежде всего, «Старому миру» противопоставлены двенадцать красногвардейцев, с которыми и связано представление о “новом” мире. Блок описывает их так:

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

Винтовок черные ремни

Кругом — огни, огни, огни.

В зубах цигарка, примят картуз,

На спину надо бубновый туз!

Эх, эх, без креста!

Всеобщая ненависть, готовность биться с врагом, подстёгивание бдительности, недоверчивость составляют революционное сознание отряда. Поэтому в центре поэмы – вседозволенность кровавой расправы, обесценивание жизни, свобода “без креста”).

Работа с классом.

–А Катька и Ванька? Какое место они занимают в поэме?

Их нельзя отнести ни к одному, ни к другому миру. Они занимают как бы промежуточное положение между двумя мирами. Дело в том, что на фоне изображения революции Блок показывает историю любви, историю гибели героини. Поэта заботил облик Катьки: “Катька – здоровая, толстомордая, страстная, курносая русская девка; свежая, простая,– добрая – здорово ругается, проливает слёзы над романами, отчаянно целуется…”. “Толстомордость” очень важна, ведь она подчеркивает некую девственность ее натуры. В шестой главе Катька погибает, Петруха, “бедный убийца”, оплакивает её, но другие красногвардейцы одёргивают его, “стервеца”, и все вместе они идут на разбой.

Итак, Катька с Ванькой образуют свой мир, промежуточный, в котором самое главное – любовь, а не революция.

– Во вьюге “идут без имени святого…” двенадцать красноармейцев ( “новый мир”), позади них плетётся “голодный пёс”, олицетворяющий “старый мир”, а впереди – Христос.

Одни воспринимают Иисуса Христа как попытку освятить дело революции, другие – как кощунство. Блок сам удивился: почему Христос? Но ничего с собой не мог поделать: он видел Иисуса Христа. В марте 1918 года поэт пишет в дневнике: “Разве я восхвалял?” (имеется в виду большевиков). Я только констатировал факт: если вглядеться в столбы метели на этом пути, то увидишь Иисуса Христа. Но я иногда сам глубоко ненавижу этот женственный образ”.

Технология обучения на основе схемных и знаковых моделей (опорные схемы).

Схематически «миры» можно так изобразить (запись в тетрадях):

(старушка, буржуй на перекрестке, писатель-вития, товарищ поп,

барыня в каракуле, 5 проституток, бродяга, пес безродный)

«промежуточный мир»

«новый мир» (12 красногвардейцев)

“Промежуточный мир” тянется к “новому миру”, но у него ещё много от “старого мира”.

Поэма заканчивается словами:

. Так идут державным шагом —

Позади — голодный пёс.

Впереди — с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз —

Впереди — Исус Христос.

– Что хотел сказать этим поэт? Блок не ответил ничего на этот вопрос. Давайте попробуем разобраться.

Иисус Христос – символ добра и справедливости. Но сейчас этот образ утрачивает традиционное значение. Кроме того, Он «за вьюгой невидим», поэтому получается, что добро и справедливость – вечные спутники человечества и в «старом», и в «новом» мирах.

Слово учителя: Также нужно заметить, что с обоими мирами связано число 12. И что такое “новый” мир как не отражение “старого”? Но не о таком мире и не о таких людях грезил Блок. Революция, о которой мечтал поэт, не изменила людей, а разрушила традиционный порядок, разрушила веру и в Бога, и в смысл Бытия. Неслучайно в предсмертном бреду Блок требовал от своей жены обещания сжечь все до единого экземпляра поэмы “12”.

После создания поэмы в мировоззрении Блока произошли большие изменения. Это отразилось в его докладе “Крушение гуманизма”, который был прочитан в 1919г. в издательстве “Всемирная литература”. “Но покой и волю тоже отнимают…И поэт умирает, потому что дышать уже нечем”; жизнь потеряла смысл. Доклад был посвящён А.С.Пушкину и приурочен к “ ежегодным поминкам”. Блок писал не только о Пушкине, но и о себе: “Его убило отсутствие воздуха”.

VII. Использование кейс-технологий.

– Объясните, как связана идея поэмы с пейзажем?

Снежная вьюга революции начинается с первых же строк поэмы; и с первых же её строк черное небо и белый снег — как бы символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе.

На ногах не стоит человек.

Так через всю поэму проходят, переплетаясь, два внутренних мотива. Черный вечер — кровь, грязь, преступление; белый снег — та новая правда, которая через тех же людей идет в мир. И если бы поэт ограничился только одной темой, нарисовал бы одну только «черную» оболочку революции или только ее «белую» сущность — он был бы восторженно принят в одном или другом из тех станов, на которые тогда раскололась Россия. Но поэт одинаково далек и от светлого славословия, и от темной хулы; он дает двойственную, переплетающуюся истину в одной картине. Контрастность двух цветов подчеркивает бескомпромиссность противостояния враждующих сил. И вот на этом фоне, под нависшим черным небом, под падающим белым снегом, «идут двенадцать человек. »

Хаос событий, хаос вьюги, хаос возмущенной стихии, сквозь которую видны обрывки проносящихся лиц, положений, действий, нелепых в своей обрывочности, но связанных общим полетом сквозь ветер и снег. Поэт рисует картину революционного Петрограда. Тут и огромный плакат «Вся власть Учредительному собранию!», и «невеселый товарищ поп», и старушка, которая «никак не поймет, что это значит, на что такой плакат, такой огромный лоскут», и оплакивающая Россию «барыня в каракуле», и злобно шипящий «писатель, вития». И все это так мелко, так далеко от того великого, что совершается в мире, так убого, что «злобу» против этого всего можно счесть «святой злобой». И все эти события разворачиваются на фоне метели – символе неразберихи, хаоса.

Сопоставьте иллюстрации Ю.Анненкова и текст поэмы.

Давайте вернемся к проблемному вопросу:

– Как представлен «старый» мир в поэме «Двенадцать» А.Блока»?

– Что символизируют 12 красногвардейцев»?

– На чьей стороне поэт?

– Какова роль пейзажа в произведении?

– Что нового вы узнали о личности А.Блока и о его лирике?

IX. Подведение итогов.

Итак, «Двенадцать» — поэма о революционном Петрограде, поэма о крови, о грязи, о преступлении, о падении человеческом. Это — в одном плане. А в другом — о революции, о том, что через запачканных в крови людей в мир идет благая весть о человеческом освобождении.

Оценку работы групп дают сами учащиеся. Отмечают положительные стороны работы, указывают на недостатки и пути их устранения.

XI. Объявление домашнего задания:

  1. Из текста поэмы выписать образы-символы.
  2. Проанализируйте финальную главу поэмы и ответьте на вопрос: «Как решается тема исторического пути России в поэме Блока. «Двенадцать».

«Старый мир» в поэме А. А. Блока «Двенадцать»

Поэма Блока «Двенадцать» отражает во всей полноте отношение поэта к революции 1917 года. В этом произведении в лучших традициях символизма он описывает своё, во многом объективное, видение революционной эпохи, представленной двумя противоборствующими мирами – старым и новым. И новый мир неизменно должен победить.

Со старым миром поэт знакомит нас в первой главе поэмы, являющейся своеобразным прологом. Блок выводит на сцену старушку, ругающую большевиков. По её мнению, они потратили огромное количество ткани, из которой вышло бы много портянок для раздетых и разутых, на никчемный плакат: «Вся власть учредительному собранию!». Да и зачем ей этот плакат с лозунгом, ведь она его всё равно не поймёт.
Далее, вслед за старушкой, появляется «буржуй на перекрёстке», от мороза упрятавший в воротник нос. Затем мы слышим, что кто-то «говорит вполголоса»:

– Предатели!
– Погибла Россия!

Далее появляется «товарищ поп», отчего-то «невесёлый». Затем «барыня в каракуле», разговаривающая с другой, проститутки, обсуждающие на своём собрании, сколько с кого брать… И, наконец, бродяга, просящий хлеба. По сути дела, на этом описание старого мира заканчивается, но только внешне, так как за простым перечислением героев, во-первых, скрывается глубокий идейный смысл, во-вторых, отголоски этого же старого мира будут слышны на протяжении всей поэмы.

Итак, поэт не даёт нам обширного, пространного описания старого мира и его представителей в силу ограниченности объёма повествования, обусловленной стихотворным жанром. Но, в то же время, предельная сжатость образов позволяет ему подчеркнуть основную мысль – старый мир уже не существует как единое целое, его время прошло, на «обломках цивилизации» размещаются лишь отдельные её представители, да и те не самые яркие. Эту мысль поэт выделяет авторскими репликами: «А это кто?», «А вот и долгожданный…», «Вон барыня в каракуле».

Блок вносит в повествование о представителях старого мира черты иронии, используя сниженную просторечную лексику: «брюхо», «бац – растянулась», «курица». Поэт смеётся над прогнившим до основания обществом, потому что уверен, что за ним нет будущего. Символом старого мира в прологе выступает чёрный цвет, которому противопоставлен цвет белый – символ нового мира.

Уже во второй главе поэмы встречается упоминание о Катьке и Ваньке – ещё двух представителях старого мира. Причём девушка не была таковой изначально. Катька была возлюбленной красноармейца Петрухи, но, поддавшись искушениям буржуазного общества, стала падшей женщиной. Об этом мы узнаём из пятой главы, когда Петруха, ревнуя и злясь, рассказывает о её блудодеяниях с офицерами, юнкерами, а потом и с обычными солдатами.

Представителем отмирающего буржуазного общества, бесом-искусителем для Катьки является солдат Ванька. Но это опять-таки не лучший представитель старого мира. Его физиономия (даже не лицо) «дурацкая», он «плечист» и «речист», а это указывает на его развитость. Петруха это понимает, и поэтому обида его на Катьку из-за того, что она этого не разглядела, приводит к трагической развязке любовной линии повествования.

Итак, можно сделать вывод, что старый мир в поэме, несмотря на то, что отмирает, приносит людям, стремящимся к лучшей жизни, огромные страдания. И хотя эти люди пока ещё не видят, куда нужно стремиться, они осознают совершенно ясно, что сначала надо побороть старый мир. Эта идея борьбы нового со старым постоянно прослеживается в рефрене:

Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

Святая Русь – это образ отживающего свой век старого общества. Призывами борьбы с ним исполнены следующие строки:

Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь –
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!

И опять здесь поэт использует сниженную лексику, чтобы подчеркнуть падение былого авторитета «Святой Руси».
В девятой главе происходит окончательное развенчивание образа старого мира:

Стоит буржуй, как пёс голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос,
И старый мир, как пёс безродный,
Стоит за тем, поджавши хвост.

Если в первой главе старое общество представляли человеческие образы, то теперь образ буржуя и вовсе сменяется образом безродного, побитого пса, который, как мы увидим в двенадцатой главе – эпилоге, плетётся позади двенадцати красноармейцев – представителей нового мира. Такая развязка, по мысли Блока, была неминуема, потому что впереди апостолов нового мира появился «в белом венчике из роз» Иисус Христос – символ гармонии, чистоты, обновления. Это образ той светлой жизни, к которой, пусть ещё только подсознательно, стремятся люди. А потому старый мир неизбежно рано или поздно изживёт себя, как «голодный пёс».

«Старый мир» в поэме А. А. Блока «Двенадцать»

Поэма Блока «Двенадцать» отражает во всей полноте отношение поэта к революции 1917 года. В этом произведении в лучших традициях символизма он описывает своё, во многом объективное, видение революционной эпохи, представленной двумя противоборствующими мирами – старым и новым. И новый мир неизменно должен победить.

Со старым миром поэт знакомит нас в первой главе поэмы, являющейся своеобразным прологом. Блок выводит на сцену старушку, ругающую большевиков. По её мнению, они потратили огромное количество ткани, из которой вышло бы много портянок для раздетых и разутых, на никчемный плакат: «Вся власть учредительному собранию!». Да и зачем ей этот плакат с лозунгом, ведь она его всё равно не поймёт.
Далее, вслед за старушкой, появляется «буржуй на перекрёстке», от мороза упрятавший в воротник нос. Затем мы слышим, что кто-то «говорит вполголоса»:

Далее появляется «товарищ поп», отчего-то «невесёлый». Затем «барыня в каракуле», разговаривающая с другой, проститутки, обсуждающие на своём собрании, сколько с кого брать… И, наконец, бродяга, просящий хлеба. По сути дела, на этом описание старого мира заканчивается, но только внешне, так как за простым перечислением героев, во-первых, скрывается глубокий идейный смысл, во-вторых, отголоски этого же старого мира будут слышны на протяжении всей поэмы.

Итак, поэт не даёт нам обширного, пространного описания старого мира и его представителей в силу ограниченности объёма повествования, обусловленной стихотворным жанром. Но, в то же время, предельная сжатость образов позволяет ему подчеркнуть основную мысль – старый мир уже не существует как единое целое, его время прошло, на «обломках цивилизации» размещаются лишь отдельные её представители, да и те не самые яркие. Эту мысль поэт выделяет авторскими репликами: «А это кто?», «А вот и долгожданный…», «Вон барыня в каракуле».

Блок вносит в повествование о представителях старого мира черты иронии, используя сниженную просторечную лексику: «брюхо», «бац – растянулась», «курица». Поэт смеётся над прогнившим до основания обществом, потому что уверен, что за ним нет будущего. Символом старого мира в прологе выступает чёрный цвет, которому противопоставлен цвет белый – символ нового мира.

Уже во второй главе поэмы встречается упоминание о Катьке и Ваньке – ещё двух представителях старого мира. Причём девушка не была таковой изначально. Катька была возлюбленной красноармейца Петрухи, но, поддавшись искушениям буржуазного общества, стала падшей женщиной. Об этом мы узнаём из пятой главы, когда Петруха, ревнуя и злясь, рассказывает о её блудодеяниях с офицерами, юнкерами, а потом и с обычными солдатами.

Представителем отмирающего буржуазного общества, бесом-искусителем для Катьки является солдат Ванька. Но это опять-таки не лучший представитель старого мира. Его физиономия (даже не лицо) «дурацкая», он «плечист» и «речист», а это указывает на его развитость. Петруха это понимает, и поэтому обида его на Катьку из-за того, что она этого не разглядела, приводит к трагической развязке любовной линии повествования.

Итак, можно сделать вывод, что старый мир в поэме, несмотря на то, что отмирает, приносит людям, стремящимся к лучшей жизни, огромные страдания. И хотя эти люди пока ещё не видят, куда нужно стремиться, они осознают совершенно ясно, что сначала надо побороть старый мир. Эта идея борьбы нового со старым постоянно прослеживается в рефрене:

Революционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Святая Русь – это образ отживающего свой век старого общества. Призывами борьбы с ним исполнены следующие строки:

Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнём-ка пулей в Святую Русь –

И опять здесь поэт использует сниженную лексику, чтобы подчеркнуть падение былого авторитета «Святой Руси».

В девятой главе происходит окончательное развенчивание образа старого мира:

Стоит буржуй, как пёс голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос,

И старый мир, как пёс безродный,

Стоит за тем, поджавши хвост.

Если в первой главе старое общество представляли человеческие образы, то теперь образ буржуя и вовсе сменяется образом безродного, побитого пса, который, как мы увидим в двенадцатой главе – эпилоге, плетётся позади двенадцати красноармейцев – представителей нового мира. Такая развязка, по мысли Блока, была неминуема, потому что впереди апостолов нового мира появился «в белом венчике из роз» Иисус Христос – символ гармонии, чистоты, обновления. Это образ той светлой жизни, к которой, пусть ещё только подсознательно, стремятся люди. А потому старый мир неизбежно рано или поздно изживёт себя, как «голодный пёс».

Сочинение Анализ по поэме Блока Двенадцать 12 рассуждение

В произведении Александра Александровича Блока описаны события октябрьской революции. Двенадцать красноармейцев патрулируют по городу в комендантское время и сохраняют порядок. В революцию, которая началась в 1917 году, многие люди не захотели принимать новую власть, и перемены им пришлось уехать навсегда из России. Остальные кто остались потихоньку начали приспосабливаться к новым устоям и правилам правительства.

Александр Александрович описывает двенадцать человек, вид у них не дружелюбный, почти у всех бубной туз на спине, а это значит что человек каторжанин. Раньше на каторгу ссылали только людей, которые совершили тяжкие преступления убийства, грабежи и насилие. Как правило, такие люди не с самым радужным и хорошим прошлым, но все они рассчитывают на хорошее будущее.

Красноармейцы обсуждают своего товарища, который вместо того что бы им помогать связался с Катькой, у которой не очень хорошая репутация. Ванька припоминает Катьке, сколько же мужчин трогало ее тело и говорит ей о том, чтобы она сейчас с ним вела себя так же как с ними.

Когда же Ванька и Катька едут с извозчиком они встречают красноармейцев, которые захотели расправиться со своим товарищем, они начали стрелять и прострелили Катьке голову. Ваньке удалось все же убежать, а крики вслед разъярённых товарищей только усилил его страх.

Среди красноармейцев находился Петька, который очень сильно любил ту самую Катьку и прострелил ей голову. Вначале его мучает совесть, но вскоре это проходит и он говорит о том, что он готов убивать и грабить. Александр Александрович олицетворяет их как двенадцать апостолов, они хотят полностью уничтожить старый мир.

Блок пишет о том, что в конце своего пути красноармейцы увидели кого-то впереди и начали стрелять, но как оказалось, это был Христос. Ведь именно Христос отвечал за все человеческие грехи. Красноармейцы пытались отпугнуть старый мир, который Александром Александровичем был представлен в виде паршивого пса. Солдаты и прогоняют и пытаются заколоть штыками, но он все равно увязывается за ними и получается, так что старый мир сзади, а Исус Христос ведет народ в новый мир. Все хотят жить хорошо, и представляет себе каждый по-своему эту жизнь. Блок описал метания людей и переход в новую жизнь. Меняться власть и правительство будет постоянно, но очень жаль, что не всегда учитывается желание народа.

Вариант 2

Для полного восприятия творчества Блока необходимо погрузится во время, в котором жил автор. Между 1917 и 1918 годами Блок во многом переосмыслил свою жизнь и естественно это заметно в его работах. Поэт хотел передать все качества и пороки людей тех времен. Произведение писалось легко и автор утверждает, что это лучшая его работа.

Поэма очень хорошо передает реальность тех лет. Сюжет, по сути, незамысловат. 12 красноармейцев контролируют соблюдение порядка в город. Солдаты входят в состав патруля. Простота сюжета, благодаря деталям перерастает вполне четкую передачу постреволюционного времени.

Поэма берет свое начало со строк, в которых автор возносит ветер. Ветреная стихия легко разносит препятствия и преграды, которые попадаются на пути. Немного позже становится ясно, что ветер это революция. Автор пытается сказать, что старый режим и правила уходят. Приход нового порядка тесно связан с образами красноармейцев. Блок описывает их довольно суровыми и темными личностями. Оружие с черными ремнями, картуз и сигарета в зубах. Также автор подчеркивает, что на их спине должен быть туз бубновый. Эти строки можно понять так, что жизнь до революции у красноармейцев была темная, но все же они несут надежды на новое будущее.

Основой произведения является контраст. Автор красит ветер в черный цвет, а снег соответственно в белый. Роль ветра упомянутого в начале поэмы это разрушить грань между двумя образами. Мир до революции автор показывает светлым тоном, а вот новый порядок ассоциируется с темнотой и злобой. Но эта злоба не просто пришла с революцией, она зародилась до нее. Люди устали от рабства и издевательства над собой.

Блок показывает, что будущее у того народа, который идет вперед и без всяких запретов. Нет больше ничего святого. Бога нет для людей. Но вот в конце автор вводит совершенно неожиданный образ Иисуса Христа. Ни один критик и специалист творчества Блока не может понять и объяснить, почему автор ввел в поэму данный образ. С одной стороны, если Блок хотел придать революции черты светлого и святого, то это невозможно исходя из смысла поэмы. А с другой стороны ставить бога в вершине преступников тоже неверно.

Каждый должен лично расценить идею данного произведения. Ведь кто-то верующий, а для кого закона нет и бога нет. Литература является бессмертной, поэтому наверно каждое поколение расценит по- своему данную поэму.

Вариант 3

В 1917 году в России произошла революция и началась гражданская война. Многие русские поэты посвятили своё творчество этим событиям. Одним из них был талантливый поэт – символист А.А.Блок. Его стихи отличались искренностью, любовью к Родине и честной гражданской позицией. Вместе с народом он поддерживал необходимость грядущих перемен и его волновали все вопросы, поставленные революцией. Под впечатлением всего происходящего, зимой 1918 года он пишет поэму «Двенадцать», посвящённую Октябрьской революции.

Воспринимая революционные перемены как неизбежность, он, в тоже время, задаётся вопросом – готов ли народ построить новое общество, разрушив до основания старое? Тема конфликта между старым и новым миром является главной в поэме. Вихрь революции сметает всё на своём пути. Поэт сравнивает революцию с метелью «Ветер, ветер на всём белом свете». Олицетворением старого мира в поэме являются «буржуй на перекрёстке», «товарищ поп», а главный символ прогнившего режима – это паршивый пёс «поджавший хвост».

Образы нового мира – это двенадцать красногвардейцев. Число 12 знаменательно в истории многих культур и религий, а в христианстве двенадцать апостолов – сподвижники Иисуса. В событиях, описанных Блоком, патруль красногвардейцев также состоял из двенадцати человек. Они главные герои поэмы и непримиримые борцы против буржуазного строя. Эти люди готовы на жертвы, на кровавый террор, на разрушения, их ничто не может остановить. На фоне «мирового пожара» обесценивается жизнь человека. Один из патрульных из-за ревности убивает свою подругу и сомневается в своём поступке. Но остальные убеждают его «не время расслабляться» и все потери ещё впереди. Блок даёт им меткую характеристику – идут «все двенадцать вдаль ко всему готовых, ничего не жаль». Противоречивое отношение автора к революционному хаосу, выражено в образе старушки. Увидев огромный плакат из ткани, она плачет, ведь сейчас «всякий раздет, разут», лучше бы сделать из плаката портянки ребятам. «Ох, большевики загонят в гроб» – причитает она.

В своем произведении Блок применяет символы и принципы контраста. Чтобы усилить восприятие событий, он даёт сравнительные характеристики своим героям. Буржую, «безмолвному, как вопрос» и попу, который раньше «брюхом шёл вперёд», автор противопоставляет двенадцать красногвардейцев, которые «держат революционный шаг» и уверенно идут к своей цели.

Блок верит в созидание, и не зря в последней главе появляется образ Христа. Этим автор подчёркивает святость и справедливость революции. Идут вперёд «державным шагом» двенадцать апостолов – красногвардейцев … « И в белом венчике из роз, впереди Исус Христос». Поэт считает, что у русского народа хватит сил и мудрости преодолеть разрушения и возродить Россию.

Анализ стихотворения Блока Двенадцать

Поэма «Двенадцать» – это поистине великое и уникальное произведение, оно является апогеем творчества А.А. Блока. Многие считают, что поэма посвящена переменам, коренным переломам, происходившим в стране, что это некий реквием по государству, по его устоям.

Поэма очень интересна по своей композиции, она представляет собой кольцо. Также неоднозначно и необычно толкуется название поэмы. В произведении есть религиозный подтекст, число 12 использовано не просто так, идет отсылка к 12 апостолам. Блок пытается донести до читателя простую мысль, революция в России – это начало освобождения всех угнетенных и рабов по всему миру, как Христос пришел когда-то со своими учениками, так и здесь красноармейцы идут давать свободу, уничтожать старый строй и наконец водворять царствие Божие.

В произведении всего 12 глав, каждая из них является важным звеном из всей цепочки, без которого не сложится полная картина того времени.

Автор обезличивает героев, по отдельности они – ничто, а вот вместе они настоящая сила, разрушительная, но в тоже время объединяющая народ, который также поднялся во имя свободы. Таким образом, Блок изображает единство, которое охватило страну.

Нужно отметить и многообразие тем и проблем, которые подняты в произведении. Конечно же, это тема революции. По мнению автора любой переворот обладает сильной разрушительной силой, именно поэтому показаны в произведении образы вьюги и ветра, представители всего старого не знают куда деваться, им нет места в новом мире. «Буржуй» здесь равен бездомному псу, он также никому не нужен.

Тема смены нравственных установок также обсуждается автором. В произведении описываются сборища проституток, которые собираются установить единогласные расценки на обслуживание своих клиентов. В русской литературе такие темы вообще запретны, а здесь Блок даже не осуждает это. Автор поражает своей честностью, новый мир – новые правила, оковы сняты, нет цензуре.

В поэме религия – это старая традиция, которой нет места в будущем, поэтому она и подлежит уничтожению. А с другой стороны, существует версия, что народ воспринимал Христа вне церкви, поддерживающей царизм, т.е. его учение было изуродовано и направлено против людей. А теперь Христос пришел снова, чтобы уже сделать мир справедливым.

Поэма А.А. Блока – это поистине грандиозное произведение, поражающее своим реализмом, сюда вкраплены песни, разговоры, агитационные речи, образы и картины. С первых строк читателей поражает хаотичность действующего миропорядка, контрасты, но также воодушевление и сила простого народа.

Сочинение по поэме Двенадцать Блока

Александр Блок-величайший писатель и поэт, крупнейший представитель символизма, творивший в XX веке. Его работы были наполнены трагизмом, свойственным для того опасного времени, назревания будущей революции. Изначально же, до смутных времен, А. Блок писал стихи о своей Прекрасной Даме, в которую был по-настоящему влюблен. Однако времена начали меняться. Менялось и творчество Блока.

Основой произведения является конфликт самой революции, противостояние старых устоев с обновленными. Исход этого противостояния ясен. Непримиримость сторон отлично показана автором, стороны очень контрастны. Каждая из них стоит на своем, однако общее в них то, что они не готовы смириться со своей участью и не готовы принять перемены, которым революция подвергает общество.

Поэма хорошо сочетает в себе реализм с нотками романтизма. Произведение имеет говорящее название, являющееся отсылкой к 12 апостолам-ученикам Иисуса Христа. Однако более реалистичное объяснение название таково: это красногвардейцы, чей отряд состоял из как раз таки 12 человек.

Сюжет является последовательным, в нем присутствуют психологические нотки, нежели фабульные. Двенадцать – являются врагами старого мира, его старинных устоев, хотя они сами являются его частью. Автор пытается это показать символически, называя старый народ “псом безродным”, который все же не отстает от молодых, следуя за ними. В нем чувствуется что-то темное, опасное.

Сила созидания не была описана Блоком четко. Однако он отмечает, что борьба придает героям силы, они начинаю осознавать свое место и предназначение в этом мире. Она очистила их мысли от всего лишнего и помогает сконцентрироваться на своем долге родине.

Поэма “Двенадцать” показала настоящее значение революции в русской литературе, подчеркнула ее масштабы. Это событие оказало огромное влияние на людей, разбудило их светлые стороны, пробудило в них способность любить, и А. Блок смог это показать.

В поэме “Двенадцать” Блоку удалось передать масштаб социального противостояния, описать его с помощью драматических и контрастных образов.

Можно утверждать, что “Двенадцать” — один из самых реалистичных, сложных и поучительных шедевров русской литературы начала XX века.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ поэмы Блока Двенадцать

Популярные сегодня темы

Я думаю, что в своём произведении «Кавказский пленник» Толстой использовал приём говорящих фамилий. Двух главных героев зовут Жилин и Костылин. Я предполагаю, что Жилин от слова «жилистый» «крепкий», а Костылин от слова «костыль»

Область человеческих чувств всегда притягивала музыкантов, поэтов, художников и прочих деятелей искусства. Не удивительно, ведь эмоции часто сложно понять и обозначить, они абстрактны, но их силу каждый может почувствовать на себе.

Великий художник-пейзажист И. И. Шишкин написал картину “Зима в лесу” в 1877 году. На картине художник изобразил красоту леса в зимний период. Перед глазами зрителя раскинулось настоящее снежное царство.

В сатирическом произведении «Горе от ума» Грибоедов описал людей в разных образах, у которых различные мировоззрения и судьбы. Главным действующим персонажем комедии

Другие и я… Думаю, что так название скромней было бы! Всегда ведь, если подписываешь, к примеру, поздравительное письмо, то своё местоимение нужно в конец ставить. С другой стороны, мы на всё смотрим со своей точки зрения

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: