Стихотворение Блока С доблестях. о подвигах, о славе (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе…» Блока

Средняя оценка: 4.9

Всего получено оценок: 54.

Средняя оценка: 4.9

Всего получено оценок: 54.

В раннем творчестве Александра Александровича Блока тема любви была одной из центральных. Позднее в его стихах появляется мотив разочарования и тоски по утраченным идеалам. Это особенно остро чувствуется в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе…», включённом в цикл «Возмездие». Приводим краткий анализ «О доблестях, о подвигах, о славе…» по плану, который будет полезен при подготовке учащихся к уроку литературы в 11 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением О доблестях, о подвигах, о славе. .

История создания – Стихотворение написано в 1908 году и вошло в цикл «Возмездие».

Тема стихотворения – Утрата гармонии и разочарование в любви.

Композиция – Кольцевая композиция.

Жанр – Послание.

Стихотворный размер – Пятистопный ямб; перекрестная рифмовка.

Метафоры« лицо сияло», «ты отдала свою судьбу другому», «приют гордыне нашла».

Эпитеты«горестная», «сырая», «проклятый».

Олицетворения«летели дни», «вино и страсть терзали жизнь мою».

Сравнения – « звал тебя, как молодость свою».

Инверсия«плащ твой синий», «в сырую ночь ушла».

Архаизмы«гордыня», «аналой».

История создания

Главной женщиной в жизни молодого поэта была Любовь Дмитриевна Менделеева, в которой он видел воплощение женского идеала. В течение шести лет он посвятил ей несколько сотен лирических стихотворений. Но отношения с Любовью Дмитриевной, ставшей женой поэта, были неровные, их любовь подвергалась испытаниям.

Однажды она оставила Блока и ушла к его близкому другу, поэту Андрею Белому, который тоже её любил. Уход супруги, которую он боготворил, опустошил Александра Александровича. Многие внешние факторы также повлияли на состояние поэта. Он чувствует себя морально уничтоженным. Впоследствии Любовь Дмитриевна вернулась, но отношения между супругами изменились.

Глубокое эмоциональное потрясение стало толчком к созданию цикла «Возмездие». Несмотря на красноречивое название, в нём автор не пытается расквитаться за причинённую душевную боль. Вину за понесённую утрату поэт возлагает на “страшный мир” и на самого себя. Цикл открывается стихотворением «О доблестях, о подвигах, о славе…», проникнутым душевными терзаниями и разочарованием лирического героя.

Главная тема произведения – разочарование в любви и окружающем героя “страшном мире”. Измена и уход некогда столь любимой женщины лишь одно из событий, которые оставляют глубокую рану в душе поэта. Он принимает решение навсегда вычеркнуть из памяти образ возлюбленной.

В стихотворении явственно звучат композиционные и образные переклички с пушкинским “Я помню чудное мгновенье…” (А.П. Керн). Блок, как и Пушкин, воспевает глубокую любовь к земной и одновременно неземной женщине, но на фоне знаменитых стихов Пушкина становится ощутимым трагизм блоковского произведения.

У героя утрачена гармония жизни; ни вино, ни страсть не в состоянии залечить раны. Всё стихотворение пронизано тоской и горьким послевкусием измены.

Композиция

Стихотворение имеет кольцевую композицию, в которой последняя строфа почти полностью повторяет первую, но при этом противопоставляется ей. Данный приём помогает замкнуть сюжет произведения в некий безысходный круг. Лирический герой наполнен горечью и отчаянием, он подавлен утратой своей мечты и былых идеалов.

При сходстве композиций стихотворений Блока и Пушкина (“Я помню чудное мгновенье…”) – воспоминание о счастье в любви, разлука и забвение – у них резко контрастируют финалы. У Пушкина – пробуждение души героя, “чудное мгновенье”, у Блока – отчаяние и возмездие. Героиня Пушкина вносит в мир гармонию, у героя Блока эта душевная цельность, наоборот, утрачена.

Однако он всё же страстно мечтает вернуть любовь и прежние идеалы, и этим желанием пронизано всё стихотворение, что подчеркивается синтаксическим параллелизмом и двойной анафорой.

Стихотворение написано в жанре послания. Лирический герой обращается к любимой женщине, покинувшей его. Он страстно мечтает вернуть её, а вместе с ней – ощущение гармонии мира, которые он некогда испытывал.

Дни без любви летят «проклятым роем», и ничто не предвещает душевного покоя.

Стихотворный размер – пятистопный ямб с пиррихиями; рифмовка перекрестная.

Средства выразительности

Являясь поэтом-символистом, автор для большей выразительности использовал в своём произведении символы, среди которых встречается и традиционная христианская символика. Так, «заветное кольцо» – это символ верности, аналой – символ любви и верности, ночь олицетворяет собой тьму и неизвестность, а синий цвет плаща – измену.

При помощи ярких эпитетов (« горестная», «проклятый »), олицетворений (« летели дни», «вино и страсть терзали жизнь мою ») и метафор (« ты отдала свою судьбу другому», «приют гордыне нашла ») поэт описывает переживания лирического героя, потерявшего смысл жизни. Любовь же он сравнивает с безвозвратно ушедшей молодостью (« И звал тебя, как молодость свою »).

Каждая фраза наполнена глубоким смыслом и символами, скрывающими страдание, печаль и отчаяние лирического героя.

Сочинение: Анализ стихотворения А. Блока “О доблестях, о подвигах, о славе”

Анализ стихотворения А. Блока “О доблестях, о подвигах, о славе”

Реферат выполнил Басов Сергей Геннадьевич

Читайте также:
Гражданственность поэзии (А. Блок стихи): сочинение

Александр Александрович Блок жил и писал в очень трудных исторических условиях, мучительно ощущая отсутствие гармонии в “страшном мире”. Не чувствовал он её и в своей душе. Только любовь смогла принести Блоку ту необходимую, желанную умиротворённость, без которой невозможно было жить. Любовь была призвана исключить хаос не только в душе, но и в окружающем поэта мире. Блок обожествлял любовь, которая открыла ему высокий смысл жизни. Огромное количество стихотворений он посвятил этому прекрасному чувству. Одно из них – “О доблестях, о подвигах, о славе…”.

Это стихотворение было написано в 1908 году и вошло в третий том Собраний стихотворений поэта. Цикл “Возмездия”, к которому относится стихотворение, продолжает тему “страшного мира”. Слово “возмездие” понимают обычно как наказание за некое преступление. Причём наказание, исходящее со стороны, от кого-то. Возмездие, по Блоку, – это прежде всего осуждение человеком самого себя, суд собственной совести. Главная вина героя – измена данным когда-то священным обетам, высокой любви, измена человеческому предназначению. А следствием этому – расплата: душевная опустошенность, усталость от жизни, покорное ожидание смерти. Эти мотивы звучат во всех стихотворениях цикла “Возмездие”.

Навсегда ушла из жизни поэта та высокая безгрешная любовь, действительность разрушила идеал, и поэт скорбит о потерянной чистой мечте, в которую он теперь не способен так сильно верить:

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твоё лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе…

Уж не мечтать о нежности, о славе,

Всё миновалось, молодость прошла!

Твоё лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

Стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе…” имеет структуру кольцевой композиции: первая строка повторяет последнюю, но противопоставлена ей; в заключении стихотворения автор словно хочет повторить первую строку, но он уже не думает ни о доблести, ни о подвигах, он ищет хотя бы нежности, но не находит и её.

Жанр стихотворения – любовное послание. Герой обращается к ушедшей от него любимой женщине. Он испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад. Это желание передано в стихотворении при помощи анафор и синтаксического параллелизма:

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою…

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слёзы лил, но ты не снизошла.

Расставшись с любимой, герой потерял смысл жизни, он потерял самого себя. Не встретил он больше и настоящей любви, на жизненном пути ему встречалась лишь страсть:

Летели дни, крутясь проклятым роем…

Вино и страсть терзали жизнь мою…

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою…

Те дни, когда лицо любимой сияло, сменили страшные дни, крутящиеся “проклятым роем”. Образ “страшного мира” символичен, он один из ключевых в стихотворении. Сливаясь с образом сырой ночи, он контрастирует с “синем плащом” прошлого, плащом, в который завернулась героиня, уходя из дома (синий цвет – измена):

Ты в синий плащ печально завернулась,

В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют своей гордыне

Ты, нежная, ты, милая, нашла…

Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла.

Дни подобны ночи, жизнь кажется сном (“я крепко сплю”).

В стихотворении нам встречается большое количество эпитетов: “на горестной земле”, “заветное кольцо”, “проклятым роем”, “сырая ночь”. Та нежность, с которой герой вспоминает свою любимую, сравнивая её со своей молодостью: “И звал тебя, как молодость свою”, отражена в произведении такими эпитетами, как: “прекрасное лицо”, “ты, милая”, “ты, нежная”. Встречаются в стихотворении олицетворения и метафоры: “когда твоё лицо в простой оправе”, “передо мной сияло на столе”, “я бросил в ночь заветное кольцо”, “ты отдала свою судьбу другому”, “летели дни”, “вино и страсть терзали жизнь мою”, “я крепко сплю”.

Если внимательно читать стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе…”, то нетрудно заметить, что оно перекликается со стихотворением А.С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье…”.

Когда твоё лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе…

У Пушкина мы видим сходные строчки:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты.

“И я забыл прекрасное лицо” – “И я забыл твой голос нежный”. “Летели дни” – “шли годы”. Но, не смотря на столь похожий сценарий, финалы у стихотворений совершенно противоположные: у А.С. Пушкина к концу стихотворения наступает пробуждение души, у Блока же мы видим лишь горечь, отчаяние (герой не вернул любимой).

В спасительную веру любви, любви как очищающего светлого чувства, А. Блок верил всегда и стремился отдать всего себя любви, великой любви к женщине, к Родине… Любви он посвятил свои чувства, помыслы, душу, что ярко выражено в его стихотворениях на всём протяжении творчества великого поэта, именем которого его мать, Россия, гордится и поныне.

Стихотворение Блока С доблестях. о подвигах, о славе (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…» было написано 30 декабря 1908 года. Оно входит в цикл «Возмездие» (1908 – 1913), название которого уже говорит о главной теме цикла – наказании, итоге человеческой судьбы.

Читайте также:
Судьба человека в стихах «На железной дороге»: сочинение

Это стихотворение основано на реальных биографических событиях: в 1908 году жена поэта Л. Д. Менделеева покидает его, поступает на сцену театра Мейерхольда и уезжает с труппой на гастроли. Вообще, поэзия Блока автобиографична: лирический герой часто совпадает с личностью автора. Чувства героя очень реальны. По сюжету он раскрывает нам только одно событие – уход женщины из его жизни. Сюжетом стихотворения является рассказ лирического героя о страдании от потери любви. Перед нами не просто лирическое произведение – перед нами исповедь героя.

Первое четверостишие относит нас в прошлое, когда еще ничего не предвещало трагедии:

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе.

В двух последних строчках поэт говорит не о женщине, а лишь о ее фотографии. Мы узнаем, что возлюбленная покидает его, в начальной строчке второго четверостишия: «Но час настал, и ты ушла из дому». Далее сюжет развивается следующим образом: от поэта уходит любимая женщина, он сердится и обижается («Я бросил в ночь заветное кольцо», «…я забыл прекрасное лицо»), но чувства не дают ему покоя («И вспомнил я тебя пред аналоем», «я звал тебя», «я слезы лил»). Наконец, герой прощает женщину, называет ее «милой» и «нежной» и принимает решение отпустить свою любовь в душе:

Твое лицо в простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

Таким образом, стихотворение делится на три больших части («я забывал» – «и вспомнил я» – «убрал я со стола»). Это деление создает кольцевую композицию стихотворения и соответствует прошлому, настоящему и будущему времени.

Для того, чтобы точнее понять основную мысль стихотворения, надо обратить внимание на времена глаголов. Все глаголы употреблены в прошедшем времени. Возможно, герой не страдает в настоящую минуту. Он рассказывает нам о тех страданиях, которые уже испытал. Только в одной строчке стихотворения есть глагол в настоящем времени: «Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий…» Эта строчка переворачивает все стихотворение и делает его светлым, исполненным тихой грусти, а не страданий. Герой любил, но теперь он «крепко спит», и душа его успокоилась.

Интересно в стихотворении раскрыт женский образ. Всего по нескольким штрихам мы можем определить, какова эта героиня – возлюбленная поэта. Во-первых, ее лицо прекрасно. Она независима («ты ушла из дому», «ты отдала свою судьбу другому»), то есть сама вправе распоряжаться своей судьбой. Она бесстрашна («В сырую ночь ты из дому ушла») и горделива («…где приют своей гордыне…нашла…») Вместе с тем, эта женщина нежна.

Поражает отношение героя к своей возлюбленной: он почти обожествляет ее («…ты не оглянулась», «…ты не снизошла»). Она как бы призрачна, ведь в стихотворении нет конкретного описания внешности женщины. Поэт говорит не о лице, а лишь о фотографии, как об иконе, которая сияла на столе. И даже в своих снах ему снится не лицо, а «плащ … синий».

Символичность – основная черта в лирике Блока. «Заветное кольцо», которое лирический герой «бросил в ночь», символизирует любовный обет, данный друг другу. Дважды в стихе используется символ «синего плаща». Синий цвет для Блока означает возвышенность, романтичность, принадлежность чему-то неземному. В сочетании со словом «плащ», который символизирует дорогу, «синий» может значить цвет разлуки, печали, тревоги, одиночества.

В данном стихотворении Блок использует следующие художественные средства: эпитеты («горестной земле», «заветное кольцо», «сырую ночь»), метафоры («летели дни», «лицо сияло», «бросил в ночь», «вино и страсть терзали жизнь мою»), перифраз («крутясь проклятым роем»). Стихотворение написано пятистопным ямбом. Рифма в произведении перекрестная.

Очень интересна интонация стихотворения. Чередование инверсии и обычного порядка слов позволяют передать чувства и эмоции героя. Многоточия создают ощущение недосказанности, умалчивания. Стихотворение очень живо благодаря большому количеству глаголов.

Первые строки – «О доблестях, о подвигах, о славе» – наводят на мысли о ратных подвигах на поле битвы, имя которому – жизнь. Но для этой борьбы необходимо созидательное начало – любовь. С ее потерей мечтания о подвигах и славе становятся бессмысленными.

Стихотворение Блока «С доблестях. о подвигах, о славе. » (восприятие, истолкование, оценка)

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Стихотворение А.А.Блока «С доблестях. о подвигах, о славе. » по жанру представляет собой послание, Это разговор с портретом далекой возлюбленной, некогда покинувшей лирического героя. Однако герой воспринимает его как живой, одухотворенный образ. Именно поэтому он называет его не портретом, а лицом и, обращаясь к портрету, он говорит так, как будто покинувшая его возлюбленная способна услышать его слова, осознать всю глубину своей ошибки и. мажет быть, наконец, вернуться к герою.
Все стихотворение построено на оппозиции двух образов(лирического героя и его любимой женщины), что призвано подчеркнуть дистанцию, непреодолимый барьер между ними.
В художественной структуре произведения образ возлюбленной будто бы раздваивается. Ее портрет является зримым и реальным. Сама же она овеяна мистическими чертами. Возлюбленная уходит из дома в ночь, в иную непознаваемую реальность. Перед уходом она закутывается в синий плащ. Эта повторяющаяся деталь делает ее образ еще болев далеким л недосягаемым.
Первая строчка произведения «0 доблестях, о подвигах. о славе. » как бы обманывает ожидание читателя. Кажется, что речь пойдет о теме гражданского долга. Однако любовные переживания оказываются для героя на определенном этапе жизни важнее всего, так велика и безгранична горечь его утраты. Тему печали подчеркивает уже в первой строфе стихотворения эпитет « горестный». « Лицо в простой оправе» воспринимается героем как высшая мировая ценность.
Во второй строфе центральным образом является заветное кольцо – символ любовной верности. Беспредельное отчаяние лирического героя выражено через жест: он «бросил в ночь заветное кольцо».
Ночь в данном случае символизирует тьму и неизвестность. Однако, согласно эстетическим взглядам поэтов-символистов, к которым принадлежал и А.А.БЛОК, значение символа никогда не может быть исчерпано до конца. В этом случае оно может быть воспринято и шире: ночь – это время, когда восстают бесовские силы.
Очевидно, что, лишившись возлюбленной, герой разуверился в жизни, потерял нравственную опору Центральный мотив этой строфы – это мотив измены (Ты отдала свою судьбу другому. “). Метафора «Летели дни, крутясь проклятым роем. » передает чувство огорчения. Утрата сделала всю жизнь героя бесцельным существованием. Его терзали вино и страсть, но это не духовная жизнь, а лишь греховная пародия на нее. Символично. что герой вспоминает возлюбленную перед аналоем (аналой – высокий столик с покатым верхом, на который в церкви кладут иконы и священные книги). Очевидно. в любви он ищет спасения для своей заблудшей души.
Даже по прошествии лет лирический герой все вспоминает тот роковой день прощания:
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
‘ Повторы подчеркивают многократность минут скорбных воспоминаний.
Силу любовного чувства лирического героя актуализирует и мотив сна:
Я крепко сплю, мне спится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла.
Потеряв возлюбленную, лирический герой не озлобился против нее. Спустя годы он все еще называет ее милой и нежной. Разрыв воспринимается им как роковая случайность, в которой виновата гордыня.
Первая строка последней строфы «Уж не мечтать о нежности, о славе. », с одной стороны, композиционно завершает стихотворение, образуя кольцевую композицию. С другой стороны, она содержит глубокую мысль о том, что личное счастье человека и его социальная роль тесно связаны между собой.

Читайте также:
Тема святости и греха в поэме А. А. Блока Двенадцать: сочинение

Следующая строка «Все миновалось, молодость прошла!» подчеркивает, что время нельзя повернуть вспять. Человек, погрузившись в свои страдания, а потом, стремясь утешиться, проводя дни в поисках истины в вине, потерял не только любовь. Он потерял все. Честолюбивые мечты юности безвозвратно ушли в прошлое. Жизненные планы остались нереализованными. Только осознав это, лирический герой нашел в себе силы убрать портрет возлюбленной со стола. Всю жизнь он лелеял надежду на ее возвращение. Портрет, убранный со стола в финале стихотворения, свидетельствует об окончательной утрата этой надежды, но одновременно это и определенный мужественный шаг человека, а котором разум. наконец, победил болезненное, разросшееся до вселенских масштабов чувство. Однако в этот прощальный жест героя А.А.Блок сумел вложить столько горя и тоски, что читатель, даже понимая правильность совершенного поступка, все равно продолжает сочувствовать несчастному человеку.
В стихотворении ярко выражено драматургическое начало, что характерно для лирики А.А.Блока в целом. Типичный любовный треугольник превратился в безутешную драму разбитого сердца. Некоторые образы в стихотворении также напоминают детали театрального реквизита.

6277 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

/ Сочинения / Блок А.А. / Разное / Стихотворение Блока «С доблестях. о подвигах, о славе. » (восприятие, истолкование, оценка)

Смотрите также по разным произведениям Блока :

Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе…» (А. Блок)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 16.06.2020 · Обновлено 16.06.2020

Многомудрый Литрекон представляет анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе…» по плану, где представлены история создания, темы, идея и художественные особенности произведения. Вся эта информация особенно пригодится тем, кто планирует сдавать ЕГЭ по литературе.

История создания

Александр Александрович Блок — один из тех поэтов, которых называют «младшими символистами». В основе их творчества лежит философия Владимира Соловьёва и его идея о пришествии Вечной Женственности. Именно эту идею А. Блок воплотил в образе своей Прекрасной Дамы, которой посвящено не одно стихотворение поэта. «Прекрасной Дамой» Блок называл свою жену — Любовь Менделееву. К сожалению, реальная личность этой женщины не имела ничего общего с божественным образом лирической героини, которую идеализировал влюбленный поэт.

Читайте также:
С чем связан драматизм звучания стихов А. А. Блока о России?: сочинение

Отношения между двумя супругами были не самыми простыми, и это привело к тому, что в какой-то момент А. А. Блок разочаровался и в своей любви, и в самой Прекрасной Даме. Идеал поэта был с горькой иронией переигран в стихотворении «Незнакомка«, а свою печаль и разочарование поэт описал в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе…».

Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…» посвящено расставанию Александра Блока с Любовью Менделеевой. Женщина устала от того, что муж видел в ней исключительно своей возвышенный идеал, ведь она мечтала об обычной земной любви. Такую любовь ей смог дать друг Блока — поэт Андрей Белый. У Менделеевой завязался бурный роман с Белым, и в какой-то момент она приняла решение уйти от мужа к любовнику.

Утратив свой небесный идеал, Блок долго горевал и винил себя в произошедшем. Он был изнеможен своим страданием и описал все свои чувства после расставания в стихотворениях, вошедших в цикл «Возмездие» 1908 года. В этот цикл в том числе вошло и произведение «О доблестях, о подвигах, о славе», написанное поэтом в период разлуки.

Жанр, направление, размер

Направление стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе…» и всего творчества Блока — символизм. Поэт использует яркие образы и символы для создания художественного мира стихотворения.

Жанр стихотворения: любовное послание. В нем лирический герой обращается к своей возлюбленной, а само произведение похоже на письмо в стихах.

Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…» написано пятистопным ямбом и в нем используется перекрёстная рифмовка (ABAB).

Композиция

  1. В первом четверостишье стихотворения лирический герой говорит о том, что его любовь к женщине, воплощавшей собой идеал поэта, была настолько сильна, что ради неё он отказался и от подвигов, и от славы, и от доблестей. Ему всё это было не нужно, ведь вся его жизнь была посвящена поклонению своей любви, которая стала для него религией.
  2. Далее поэт пишет о том, что его возвышенные чувства к женщине не смогли удержать её. Она ушла от него к другому тайно, прямо посреди ночи, и он начал забывать то лицо, перед которым склонялся как перед иконой.
  3. В следующих трёх четверостишьях поэт описывает свои страдания после разлуки. Лирический герой пытался утопить свою боль в вине и в связях с другими женщинами: «Вино и страсть губили жизнь мою…». Но даже это не помогало ему избавится от воспоминаний, в которых он видел лицо своей любимой, дающей клятвы перед аналоем. Поэт постоянно умолял женщину вернуться, но та «не снизошла» до него и не вняла его слезам, она нашла «приют своей гордыне» в другом месте и с другим человеком. Поэт постоянно возвращается в стихотворении к тому моменту, когда жена покинула его в сырую ночь, завернувшись в синий плащ. Он упоминает об этом в четвертом и в пятом четверостишье, делая акцент на переломном моменте в его жизни, который и стал причиной последующих мучений.
  4. Последнее четверостишье — это переигрывание начала стихотворения, что делает его композицию кольцевой. Поэт снова говорит о быстротечности времени и о тех мечтах, которые он не смог реализовать в прошлом, отдав всё время своей любви. Теперь же его молодость, потраченная на любимую женщину, окончательно прошла, и он уже никогда не сможет мечтать ни о нежности, ни о славе.

Поэт принял то, что любимая покинула его, и теперь он больше не собирается горевать из-за неё. В первом четверостишье портрет с любимым лицом всё ещё стоял на столе, теперь же лирический герой собственной рукой убрал его и тем самым поставил точку в своих несчастных отношениях.

Образы и символы

Образ лирического героя наделён чертами характера самого автора и является его поэтическим эго. Лирический герой Блока раним, нежен и умеет любить женщину возвышенной любовью, делая её своим идеалом. Даже после измены он не испытывал ненависти к своей возлюбленной, а, наоборот, горевал и просил её вернуться, склоняясь перед ней и её волей. Сам Блок действительно никогда не держал зла на свою жену и принимал её назад даже после многочисленных измен.

В конце стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе…» лирический герой всё ещё остаётся печальным и считает, что его жизнь безнадежна и потрачена впустую. Такие мысли были и у самого Блока, и он часто выражал их в своей лирике, например в стихотворении «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.» Однако теперь лирический герой освободился от горестной любви, но всё же он потерял свой старый смысл жизни и пока что не знает, куда ему двигаться дальше.

Образ лирической героини — это видение Блоком своей возлюбленной. Её облик в стихотворении во многом раскрывается через ещё один образ — её портрет. Важная деталь этого портрета заключается в том, что он сияет:

«… твоё лицо в простой в простой оправе пред мной сияло на столе…»

Так поэт сравнивает любимое «лицо в простой оправе» с иконой. Золотая краска на иконах отражает свет и создаёт иллюзию того, что она светится изнутри. Используя это сравнение, поэт подчёркивает божественную сущностью своей любимой, её же портрет — это образ, на который лирический герой долго молился, забывая обо всём остальном в жизни.

Читайте также:
Творчество А. А. Блока в критике и литературоведении: сочинение

Измена не сделала любимую хуже в глазах лирического героя, ведь даже говоря о её гордыне, поэт называет возлюбленную «милой» и «нежной»:

«не знаю, где приют твоей гордыне, ты, милая, ты, нежная нашла…».

Когда он звал лирическую героиню назад, он как-будто бы молился богине о том, чтобы та снизошла до его горя, но она не отозвалась. В конце же стихотворения поэт, наконец, отпустил свою любовь. Убрав портрет со стола, он как будто бы отрекся от своей прежней религии, теперь он больше не поклоняется Прекрасной Даме — своему былому, но исчерпавшему себя идеалу.

  1. Немаловажен в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе…» и образ ночи. Любимая женщина ушла от лирического героя под покровом «сырой ночи», что придало особую таинственность и драматизм её уходу.
  2. Важный символ, упоминающийся в стихотворении не раз — это синий плащ, завернувшись в который лирическая героиня сбегает из дома. В лирике А. Блока всегда большое значение играет символика цвета. Синий цвет для поэта — это неземная чистота и печаль. Плащ же символизирует тьму и скрытность. Лирическая героиня покинула дом втайне, но всё ещё оставалась на тот момент небесным идеалом для поэта, он не держал на неё зла за измену. Именно поэтому эти символы так важны для Блока и используются в стихотворении целых два раза.
  3. Кольцо — это символ вечности. Им лирический герой был связан со своей любимой женщиной. После ее ухода, разорвавшего вечную связь между героями, поэт бросил свое кольцо в ночь — его любовь оказалась не вечной и растворилась в ночном мраке, в котором скрылась и сама героиня.
  4. Последний важный символ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе…» — аналой — четырёхугольный столик, который используют в богослужении, в том числе и во время венчания. В стихотворении он символизирует верность. Во время своих терзаний покинутый поэт вспоминал лицо своей любимой, стоявшей перед аналоем и дающей клятвы верности в день их свадьбы. Это чистое и нежное воспоминание противопоставляется горькой реальности, в которой любимая женщина изменила поэту, предав тем самым все клятвы, данные ей в святом месте.

Темы, проблемы, настроение

Тематика и проблематика стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе…» изложены ниже:

  • Тема несчастной любви — основная в стихотворении. Лирический герой остался в одиночестве и пытается справиться со своим горем, но это у него получается сделать лишь к концу произведения. До этого поэт описывает те страдания, через которые прошёл прежде, чем отпустить свою печаль.
  • Проблема измены — важнейшая проблема произведения. Лирический герой перечисляет те мечты, которые ему пришлось принести в жертву, посвятив свою жизнь «служению» одной единственной женщине. Но, несмотря на это, он всё равно остался покинутым и преданным. Так поэт доносит до читателей мысль о том, что даже самый верный и любящий человек может быть брошен и покинут, и этого нельзя изменить.
  • Проблема разочарования в своих идеалах прослеживается во многих произведениях зрелого периода творчества А. Блока.
  • В конце стихотворения лирический герой приходит к выводу, что его возлюбленная больше не является для него идеалом и, хоть он и избавился от горя, он понятия не имеет, как ему жить дальше, ведь былые идеалы растоптаны, и теперь ему придётся искать для себя новые смыслы.
  • В стихотворении поднимается проблема быстротечности времени. Лирический герой горюет о том, что его молодость, отданная любви, прошла, и он уже не может мечтать о том, чего не осуществил прежде, ведь время упущено.

Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…» пронизано печальным и меланхоличным настроением, подчёркивающим душевные муки лирического героя.

Основная идея

Смысл стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе…» заключается в том, что многие отношения могут закончится изменой и предательством. Период принятия того, что всё конечное может быть долгим и болезненным, человек будет «губить жизнь свою», терзаться воспоминаниями о счастливом прошлом и идеализировать свою любовь. Возможны и сожаления о потерянном времени, которое было потрачено впустую. Однако в какой-то момент боль уйдёт, а былая любовь забудется и перестанет быть для человека главным смыслом его жизни.

Главная мысль стихотворения — преодоление разочарования в любви.

Средства художественной выразительности

Тропы в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе…» перечислены нижеследующем в списке:

  • Стихотворение наполнено яркими образами — эпитетами: «горестная земля», «заветное кольцо», «прекрасное лицо», «проклятый рой», «сырая ночь».
  • В третьем четверостишье используется олицетворение: «летели дни, крутясь проклятым роем», «вино и страсть терзали жизнь мою».
  • В произведении присутствует сравнение — поэт сравнивает свою тоску по любимой с тоской по безвозвратно ушедшей молодости: «И звал тебя, как молодость свою…».
  • Инверсия помогает поэту использовать одну и ту же рифмовку в конце каждой строки: «плащ твой синий», «в сырую ночь ушла».
Читайте также:
Мировой пожар в творчестве А. Блока: сочинение

«О доблестях, о подвигах, о славе…», анализ стихотворения Блока

В раннем творчестве Александра Александровича Блока тема любви была одной из центральных и животрепещущих тем. Однако в более позднем периоде она уступила место разочарованию и тоске по утраченным идеалам. Подобное настроение поэта особенно остро чувствуется в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе…», вошедшим в цикл «Возмездие». Приводим краткий анализ «О доблестях, о подвигах, о славе…» по плану, который будет полезен при подготовке учащихся к уроку литературы в 11 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением О доблестях, о подвигах, о славе.
История создания – Стихотворение было написано в 1908 году, и вошло в цикл под названием «Возмездие».

Тема стихотворения – Разочарование в любви.

Композиция – Кольцевая композиция.

Жанр – Любовное послание.

Стихотворный размер – Пятистопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры – «когда твое лицо в простой оправе», «ты отдала свою судьбу другому», «я бросил в ночь заветное кольцо».

Эпитеты – «горестная», «сырая», «проклятый».

Олицетворения – «летели дни», «вино и страсть терзали жизнь мою».

Сравнения – «И звал тебя, как молодость свою».

Инверсия – «плащ твой синий», «в сырую ночь ушла».

Архаизмы – «гордыня», «аналой».

Анализ стихотворения А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…»

Это – стихотворение из сборника «Возмездие» (1908-1913). Лей и одноименного сборника стало «неминуемое ожидание фатального и стихийного возмездия «исторической юности», «нового варварства».

В феврале1908 г. Любовь Дмитриевна Блок, жена Александра Александровича, решила «поступить на сцену», покинуть дом и Петербург. Причиной этому стало желание «по-своему подвести итоги и разрубить гордиевы узлы мучительно сложных и болезненных семейных отношений 1904-1907 гг.» Тогда же, в составе труппы, собранной В. Э. Мейерхольдом для игры в провинции, Л. Д. Блок уехала на гастроли, на юг России.

В этом стихотворении поэт, смотря на портрет любимой женщины, размышляет о своих взаимоотношениях с ней. Слова «твое лицо в простой оправе // Передо мной сияло на столе» подчеркивают особые чувства, которые испытывает к ней поэт. Он пишет, что настало время, и они расстались.

«Я бросил в ночь заветное кольцо» — эти слова говорят нам, что Блок поначалу не сожалел о случившемся, вскоре забыв ее «прекрасное лицо». Через некоторое время былые чувства дали о себе знать:

Летели дни, крутясь проклятым роем…

Вино и страсть терзали жизнь мою…

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою…

Почему в этом четверостишии столько многоточий? Блоку трудно подбирать правильные слова, он задыхается от нахлынувших воспоминаний. Очевидно, Любовь Дмитриевна действительно была тем человеком, ради которого даже после столь холодной разлуки и трех лет раздора, поэт готов был идти даже в ад. Блок вспоминает, как они венчались в церкви – «по свидетельствам современников, венчание А. А. Блока и Л. Д. Блок произвело на всех свидетелей исключительно сильное и светлое впечатление: все чувствовали себя «участниками мистерии». В момент поэтической кульминации, в момент наивысшего напряжения, Блок отдельным четверостишием вспомнил небольшой момент. Это был момент их расставания. Хотя, как сказать… Скорее Любовь Дмитриевна бросила его. Ведь, как он сам пишет, «я звал тебя, но ты не оглянулась, // Я слезы лил, но ты не снизошла».

Не знаю, где приют своей гордыне

Ты, милая, ты, нежная, нашла…

Здесь можно обратиться к письмам Блока. Например, 4 апреля1908 г. он пишет своей возлюбленной: «Я совершенно не знаю ваших маршрутов и не имею понятия, куда писать. Это письмо пишу наугад. …Ты пишешь, что я могу спрашивать. Я спрашиваю, прежде всего, представляется ли тебе все будущее совершенно вне меня, или ты просто можешь судить теперь только о близком будущем?» Блок приходит к выводу, что «все миновалось», ни к чему эти воспоминания и мечты, и, вытерев слезы, пишет громовыми, торжественными словами:

Твое лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

История создания

Главной женщиной в жизни молодого поэта была Любовь Дмитриевна Менделеева, в которой он видел воплощение женского идеала. В течение шести лет он посвятил ей почти семь сотен лирических стихотворений, написанных с большой любовью.

Неудивительно, что серьезным ударом для Блока стала измена любимой женщины, с которой он к тому времени обвенчался. Любовь Дмитриевна покинула поэта ради его близкого друга, поэта Андрея Белого. Уход супруги, которую он с таким трепетом боготворил все это время, опустошила Александра Александровича. Утратив иллюзии и былые идеалы, он был морально уничтожен, и долго не мог оправиться после предательства. Впоследствии Любовь Дмитриевна вернулась к супругу, но былого чувства он уже не испытывал к ней.

Читайте также:
Смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге. А.А.Блок. (По произведениям русской литературы. — Александр Блок. Стихи.): сочинение

Глубокое эмоциональное потрясение стало причиной создания цикла «Возмездие». Однако, несмотря на красноречивое название, в нем автор не пытался расквитаться с изменницей за причиненную душевную боль. В цикл вошло и стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…», проникнутое душевными терзаниями и изнеможением поэта.

Истинная любовь

В лирике Александра Блока любовь всегда занимала основополагающее место. Для него это были радость и печаль одновременно. Честь и мужество героя бледнели перед образом прекрасной дамы, являющейся воплощением неземного идеала. Для поэта таким ангелом стала Любовь Дмитриевна Менделеева. Именно этой женщине, своей будущей жене, он посвятил целый цикл произведений, объединенный под названием «Стихи о Прекрасной Даме».

По сути, это повесть о восторженной любви юноши к прекрасной соседке. Невозможность обретения гармонии терзает героя, и только любовь приносит умиротворённость, без которой просто нельзя жить.

Своей любимой поэт посвятил 687 стихотворений. Но после венчания лирический дневник прекратился, ему на смену пришел цикл «Возмездие».

Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе», опубликованное в 1908 году, стало знаменитым после публикации третьего тома цикла. Перед читателем предстает уже другая картинка. На смену воспеванию любви приходит чувство утраты чего-то действительно важного. Возможно, автор понял, что идеал оказался простой земной женщиной, и был этим разочарован. Это нужно понимать при написании сочинения или подготовке проекта на тему любви в творчестве Блока.

Главная тема произведения – разочарование в любви. Измена и уход некогда столь любимой женщины оставляют глубокую рану в душе поэта. Он не готов простить предательство и принимает для себя решение навсегда вычеркнуть из памяти образ возлюбленной.

В попытке избавиться от душевных терзаний, лирический герой пускается во все тяжкие. Однако ни вино, ни другие женщины не в состоянии залатать ту брешь, которую оставил после себя уход любимой. Все стихотворение пронизано унынием, тоской и горьким послевкусием измены.

Герой видит смысл жизни лишь в любви, и никакие земные радости не способны заменить прелести жизни духовной. Однако сильная любовь не проявляется в полумерах – она либо окрыляет и возносит до небес, либо полностью уничтожает.

«Анализ стихотворения А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» (адресовано жене)»

Александр Александрович Блок жил и писал в очень трудных исторических условиях, мучительно ощущая отсутствие гармонии в «страшном мире». Не чувствовал он ее и в своей душе. Только любовь смогла принести Блоку ту необходимую, желанную умиротворенность, без которой невозможно было жить. Любовь была призвана исключить хаос не только в душе, но и в окружающем поэта мире. Блок обожествлял любовь, открывшую ему высокий смысл жизни. Большое количество стихотворений он посвятил этому прекрасному чувству. Одно из них — «О доблестях, о подвигах, о славе…». Это произведение было написано в 1908 году. Оно имеет структуру кольцевой композиции: первая строка повторяет последнюю, но противопоставлена ей; в заключении стихотворения автор словно хочет повторить первую строку, однако он уже не думает ни о доблести, ни о подвигах, он ищет хотя бы нежности, но не находит и ее. Жанр стихотворения — любовное послание. Герой обращается к ушедшей от него любимой женщине. Он испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад:

И вспомнил я тебя пред аналоем, И звал тебя, как молодость свою… Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла.

Те дни, когда лицо любимой сияло, сменили страшные дни, крутящиеся «проклятым роем». Образ «страшного мира» символичен, он один из ключевых в стихотворении. Сливаясь с образом сырой ночи, он контрастирует с «синим плащом» прошлого, плащом, в который завернулась героиня, уходя из дома (синий цвет — измена):

Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла. Не знаю, где приют своей гордыне Ты, милая, ты, нежная, нашла… Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий, В котором ты в сырую ночь ушла…

Когда твое лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе. У Пушкина:

Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты.

«И я забыл прекрасное лицо» — «и я забыл твой голос нежный»; «летели дни» — «шли годы» и др. Но, несмотря на столь похожий сценарий, финалы у произведений совершенно противоположные: у Пушкина к концу стихотворения наступает пробуждение души, у Блока же мы видим лишь горечь и отчаяние (герой не вернул любимой). В спасительную силу любви, любви как очищающего светлого чувства, А. Блок верил всегда и стремился отдать всего себя любви, великой любви к женщине, к родине. Любви он посвятил свои чувства, помыслы, душу, что ярко выражено в его творчестве.

Средства выразительности

Для придания большей выразительности автор использовал в своем произведении много символов, среди которых встречается и традиционная христианская символика. Так, «заветное кольцо» – это символ верности, аналой – символ любви и верности, ночь олицетворяет собой тьму и неизвестность, а синий цвет плаща – измену.

Читайте также:
Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре: сочинение

При помощи ярких эпитетов («горестная», «проклятый»), олицетворений («летели дни», «вино и страсть терзали жизнь мою») и метафор («ты отдала свою судьбу другому», «я бросил в ночь заветное кольцо») поэт описывал переживания лирического героя, потерявшего смысл жизни. Любовь же он сравнивал с безвозвратно ушедшей молодостью («И звал тебя, как молодость свою»).

Каждая фраза наполнена глубоким смыслом и символами, скрывающими страдание, печаль и отчаяние лирического героя.

Краткий анализ стихотворения

Александр Александрович слукавил и обманул ожидания читателя, написав первую строку. Ведь Блок о подвигах в этом стихотворении вовсе не пишет. Речь о любовных переживаниях, а вовсе не о гражданском долге. Именно любовное послание является жанром стихотворения. В нем лирический герой говорит со своей возлюбленной, покинувшей его ради другого мужчины. Он надеется быть услышанным. Герой в отчаянии, он даже выбрасывает «заветное кольцо» — символ верности. Символом неизвестности выступает ночь. Блок «О доблестях, о подвигах, о славе» посвятил впервые за пять лет своей жене. Закончив шестилетний цикл любовной лирики «Стихи о Прекрасной Даме», он прекратил делать ей посвящения. Тогда Любовь Дмитриевна стала его женой. Однако стоило ей уйти, посвящения ей возобновились. Эпитетами поэт описал потерю смысла жизни: «крутясь проклятым роем», а также «в сырую ночь ты из дому ушла». А слова о том, как герой звал лирическую героиню «как молодость свою», безусловно, говорят о том, что ушедшая возлюбленная для него очень много значила. Духовная жизнь закончилась с уходом любимой, теперь он живет вином и страстью, которые его терзают. А его Прекрасная Дама превратилась в разрушительницу. Неспроста появляется в стихотворении синий цвет – он в средневековые времена обозначал измену.


Смотреть галерею

Блок «О доблестях, о подвигах, о славе» заключил в кольцевую композицию, написал пятистопным ямбом и использовал перекрестную рифму. В конце произведения герой все же принял решение, убрав портрет со стола.

Текст

О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле, Когда твое лицо в простой оправе Перед мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому. Я бросил в ночь заветное кольцо. Ты отдала свою судьбу другому, И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем… Вино и страсть терзали жизнь мою… И вспомнил я тебя пред аналоем, И звал тебя, как молодость свою…

Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла. Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют твоей гордыне Ты, милая, ты, нежная, нашла… Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий, В котором ты в сырую ночь ушла…

Уж не мечтать о нежности, о славе, Все миновалось, молодость прошла! Твое лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола.

Блок: стихи о любви

Поэт о любви писал много, с особой грустью. Это важная тема его творчества, одна из главных. «Стихи о Прекрасной Даме» Александр Александрович писал под впечатлением от влюбленности в Менделееву – свою будущую жену. Земное создание он наделял неземными качествами, видя в ней тот женский идеал, который сам себе придумал.

Любови Дмитриевне было посвящено 687 стихотворений. После их венчания поэт переключается на другие темы – гражданские. Это были циклы «Ямбы» и «Страшный мир», а также «Возмездие», в который опять прорвалась любовная лирика. Блок «О доблестях, о подвигах, о славе» включил именно в этот цикл. Александр Александрович всегда верил в светлую силу любви и отдавался ей полностью. Однако любовь его была не только романтической. Он любил также всей душой Россию, родину.

Анализ стихотворения Блока “О доблестях, о подвигах, о славе…” (1)

Александр Александрович Блок жил и писал в очень трудных исторических условиях, мучительно ощущая отсутствие гармонии в “страшном мире”. Не чувствовал он ее и в своей душе. Только любовь смогла принести Блоку ту необходимую, желанную умиротворенность, без которой невозможно было жить. Любовь была призвана исключить хаос не только в душе, но и в окружающем поэта мире. Блок обожествлял любовь, которая открыла ему высокий смысл жизни. Огромное количество стихотворений он посвятил этому прекрасному чувству. Одно из них – “О доблестях,

о подвигах, о славе…” .

Это стихотворение было написано в 1908 году и вошло в третий том Собраний стихотворений поэта. Цикл “Возмездия”, к которому относится стихотворение, продолжает тему “страшного мира”. Слово “возмездие” понимают обычно как наказание за некое преступление. Причем наказание, исходящее со стороны, от кого-то. Возмездие, по Блоку, – это прежде всего осуждение человеком самого себя, суд собственной совести. Главная вина героя – измена данным когда-то священным обетам, высокой любви, измена человеческому предназначению. А следствием этому – расплата: душевная

Читайте также:
Тема пути в лирике А. А. Блока: сочинение

опустошенность, усталость от жизни, покорное ожидание смерти. Эти мотивы звучат во всех стихотворениях цикла “Возмездие”.

Навсегда ушла из жизни поэта та высокая безгрешная любовь, действительность разрушила идеал, и поэт скорбит о потерянной чистой мечте, в которую он теперь не способен так сильно верить:

О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле, Когда твое лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе… Уж не мечтать о нежности, о славе, Все миновалось, молодость прошла! Твое лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола.

Стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе…” имеет структуру кольцевой композиции: первая строка повторяет последнюю, но противопоставлена ей; в заключении стихотворения автор словно хочет повторить первую строку, но он уже не думает ни о доблести, ни о подвигах, он ищет хотя бы нежности, но не находит и ее.

Жанр стихотворения – любовное послание. Герой обращается к ушедшей от него любимой женщине. Он испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад. Это желание передано в стихотворении при помощи анафор и синтаксического параллелизма:

И вспомнил я тебя пред аналоем, И звал тебя, как молодость свою… Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла.

Расставшись с любимой, герой потерял смысл жизни, он потерял самого себя. Не встретил он больше и настоящей любви, на жизненном пути ему встречалась лишь страсть:

Летели дни, крутясь проклятым роем… Вино и страсть терзали жизнь мою… И вспомнил я тебя пред аналоем, И звал тебя, как молодость свою…

Те дни, когда лицо любимой сияло, сменили страшные дни, крутящиеся “проклятым роем”. Образ “страшного мира” символичен, он один из ключевых в стихотворении. Сливаясь с образом сырой ночи, он контрастирует с “синим плащом” прошлого, плащом, в который завернулась героиня, уходя из дома (синий цвет – измена):

Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла. Не знаю, где приют своей гордыне Ты, нежная, ты, милая, нашла… Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий, В котором ты в сырую ночь ушла. Дни подобны ночи, жизнь кажется сном (“я крепко сплю”).

В стихотворении нам встречается большое количество эпитетов: “на горестной земле”, “заветное кольцо”, “проклятым роем”, “сырая ночь”. Та нежность, с которой герой вспоминает свою любимую, сравнивая ее со своей молодостью: “И звал тебя, как молодость свою”, отражена в произведении такими эпитетами, как: “прекрасное лицо”, “ты, милая”, “ты, нежная”. Встречаются в стихотворении олицетворения и метафоры: “когда твое лицо в простой оправе”, “передо мной сияло на столе”, “я бросил в ночь заветное кольцо”, “ты отдала свою судьбу другому”, “летели дни”, “вино и страсть терзали жизнь мою”, “я крепко сплю”.

Если внимательно читать Стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе…” , то нетрудно заметить, что оно перекликается со стихотворением А. С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье…” .

Когда твое лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе… У Пушкина мы видим сходные строчки: Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты.

“И я забыл прекрасное лицо” – “И я забыл твой голос нежный”. “Летели дни” – “шли годы”. Но, не смотря на столь похожий сценарий, финалы у стихотворений совершенно противоположные: у А. С. Пушкина к концу стихотворения наступает пробуждение души, у Блока же мы видим лишь горечь, отчаяние (герой не вернул любимой).

В спасительную веру любви, любви как очищающего светлого чувства, А. Блок верил всегда и стремился отдать всего себя любви, великой любви к женщине, к Родине… Любви он посвятил свои чувства, помыслы, душу, что ярко выражено в его стихотворениях на всем протяжении творчества великого поэта, именем которого его мать, Россия, гордится и поныне.

Стихотворение А. А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе. » (Восприятие, истолкование, оценка) – вариант 2

Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…» было написано Блоком 30 декабря 1908 года. В основе его лежит реальная биографическая основа: в 1908 году жена поэта Л. Д. Менделеева покидает его, поступает на сцену театра Мейерхольда и уезжает с труппой на гастроли.

Стихотворение входит в цикл «Возмездие» (1908 – 1913), название которого уже говорит о главной теме цикла – наказании, итоге человеческой судьбы.

Поэзия Блока чрезвычайно автобиографична. Лирический герой часто совпадает с личностью автора. Чувства героя очень реальны: это и есть сам Блок и его душа.

По сюжету поэт раскрывает нам только один реальный факт – уход женщины из его жизни. Фабульным стержнем являются рассказ лирического героя о страдании от потери любви. Перед нами не просто стихотворение. Перед нами исповедь героя.

Первое четверостишие относит нас в прошлое, когда еще ничего не предвещало трагедии:

Читайте также:
Анализ стихотворения А. Блока Русь моя, жизнь моя: сочинение

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе.

В двух последних строчках поэт использует метонимию. Он не говорит прямо о женщине, а лишь о ее фотографии. Мы узнаем, что возлюбленная покидает героя, в начальной строчке второго четверостишия: «Но час настал, и ты ушла из дому». По внутреннему действию сюжет развивается следующим образом: от лирического героя уходит любимая женщина, он сердится и обижается («Я бросил в ночь заветное кольцо», «…я забыл прекрасное лицо»), но чувства не дают ему покоя («И вспомнил я тебя пред аналоем», «я звал тебя», «я слезы лил»). Наконец, герой прощает женщину, он называет ее «милой» и «нежной». И сам принимает решение отпустить свою любовь в душе:

Твое лицо в простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

Таким образом, стихотворение делится на три больших части («я забывал» – « и вспомнил я» – убрал я со стола»). Это деление создает кольцевую композицию во внутренней структуре произведения. И соотносится с тремя пластами времени: прошлым, настоящим и будущим. Композиция замыкается в круг и при помощи повторения рифмы в первом и последнем стихе, с помощью рефренов, повторов, своеобразных припевов. К примеру, предложение «Ты ушла из дому» во втором стихе зеркально отражается в четвертом – «Ты из дому ушла» – и в пятом – «Ты в сырую ночь ушла».

Для того, чтобы точнее понять основную мысль стихотворения, надо обратить внимание на время глаголов. Все глаголы употреблены в прошедшем времени. Это заставляет предположить, что герой не страдает в настоящую минуту. Он рассказывает нам о страданиях, которые уже испытал. А прошедшее время в последних строчках – «Твое лицо в его простой оправе / рукой убрал я со стола» – указывает на отдаленность этих событий. Только в одной строчке стихотворения есть глагол в настоящем времени: «Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий..» Эта строчка переворачивает все стихотворение и делает его светлым, исполненным тихой грусти, а не страданий. Герой любил, но теперь он «крепко спит», а, значит, душа его успокоилась.

Стихотворение написано пятистопным ямбом. Чередуются мужские и женские клаузулы. Рифма в произведении точная («славе – «оправе»), богатая ( «гордыне» – «синий»), перекрестная.

Интересно в стихотворении раскрыт женский образ. Всего по нескольким штрихам мы можем определить, какова эта женщина. Во-первых, ее лицо прекрасно. Она независима («ты ушла из дому», «ты отдала свою судьбу другому»), то есть она сама вправе распоряжаться своей судьбой. Она бесстрашна (« В сырую ночь ты из дому ушла») и горделива («…где приют своей гордыне…нашла…») Вместе с тем, лирическая героиня нежна.
Поражает отношение поэта к этой женщине: он почти обожествляет ее («…ты не оглянулась», «…ты не снизошла»). Обожествление можно отметить и в такой детали, как призрачность, почти не существование возлюбленной. Действительно, в стихотворении нет физического описания этой женщины. Поэт говорит не о лице, а лишь о фотографии, как об иконе, которая сияла на столе. И даже в снах ему видится не лицо, а «плащ … синий».

Символичность – определяющая черта в лирике Блока. Вот и это стихотворение чрезвычайно богато на символы. «Заветное кольцо», которое лирический герой «бросил в ночь», символизирует, с одной стороны, узы брака, а с другой – любовный обет, данный друг другу. «Аналой», пред которым поэт вспомнил лицо своей любимой, символизирует покаяние, мольбу о прощении. Наконец, символ «синего плаща» появляется в стихотворении дважды. Блок очень активно использовал цветопись в своей лирике. Синий цвет для Блока символизирует, в первую очередь, возвышенность, романтичность, принадлежность чему-то неземному. Может он означать и нереальность явления. В сочетании со словом «плащ», который однозначно символизирует дорогу, «синий» может означать цвет разлуки, печали, тревоги, одиночества.

Символичность произведения поддерживается всеми художественными средствами: эпитетами («горестной земле», «заветное кольцо», «сырую ночь»), метафорами («летели дни», «лицо сияло», «бросил в ночь», «вино и страсть терзали жизнь мою») и перифразом («крутясь проклятым роем»).

Интонация стихотворения чрезвычайно интересна. Чередование инверсии и обычного порядка слов создают ощущение сбивчивости, повышенной эмоциональности героя. А фигура эллипса и многоточия создают ощущение недосказанности, специального умалчивания. Стихотворение очень динамично благодаря большому количеству глаголов.

«О доблестях, о подвигах, о славе» – первые строки, вынесенные в заглавие, – подразумевают ратные подвиги на поле битвы, имя которому – жизнь. Но для этой борьбы необходимо созидательное начало – любовь. С ее потерей мечтания о подвигах и славе становятся бессмысленными.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: