Тема поэта и поэзии в творчестве А. А. Блока: сочинение

Тема поэта и поэзии в творчестве Александра Блока

Тема поэта и поэзии в творчестве Блока А.А.

Тема поэта и поэзии — традиционная для русской лирики. Она включает в себя вопрос о назначении искусства, о задачах поэтического творчества, о миссии поэта, о его избранности и одиночестве, о миссии пророка и о том, чем приходится платить за избранничество. Тема поэта и поэзии в творчестве Блока трактуется не в традиционном ключе. Особенно ярко это видно в лирике третьего тома, где с образом художника в поэзию привносится тема трагического одиночества и непонятости.

Стихотворение «Земное сердце стынет вновь...» включает в себя целый ряд романтических оппозиций: «земное сердце» лирического героя — и лютая стужа; люди — безлюдье; любовь к людям — гнев и презрение к ним; забвение — избрание, которое он готов читать в глазах «мужей и дев». Они создают лейтмотив, вообще характерный для блоковской трактовки этой темы, — лейтмотив романтического противостояния художника и толпы. Он заявлен в первой же строфе: «Храню я к людям на безлюдьи / Неразделенную любовь». Неразделенная любовь влечет за собой гнев и презрение, которые в третьей строфе приводят не к снятию заранее заданных противоречий, но к утверждению их с еще большей силой. Призыв людей, обращенный к поэту: «Вернись в красивые уюты!», оборачивается отказом от уюта и покоя, утверждением невозможности их обретения. Не проявляется ли здесь вновь характерная для Блока мысль о невозможности приятия сущего, отрицание его, все тот же русский максимализм, о котором размышлял Е. Трубецкой? Противостояние поэта и стужи оказывается неразрешимым, становится чуть ли не условием существования творческой личности:

Пускай зовут: Забудь, поэт!

Вернись в красивые уюты!

Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!

Уюта — нет. Покоя — нет.

Наиболее явно блоковская концепция творческой личности выявилась в стихотворении «Художник». Здесь воспроизводится сам творческий акт, сам процесс творческого созидания, процесс, не обогащающий творческую личность, но опустошающий, полный душевной муки, ведущий к неизъяснимому страданию духа.

В первой строфе содержится уже знакомое нам романтическое противоречие между художником и толпой. Эта оппозиция определена рядом противостоящих понятий: ваши свадьбы, торжества, похороны (характерно, что в одном для поэта ряду следуют события принципиально различные, радостные и трагические, которые тем не менее совершенно равнозначны и скучны для лирического героя) — и моя «скука смертельная», которая может быть развеяна неким легким, доселе не слышанным звоном, предвестником творческого вдохновения.

Сопоставьте метафору некого звука, звона, звоночков, которая содержится у Блока и в цикле А. Ахматовой «Тайны ремесла» (стихотворение «Творчество»). У Ахматовой ожидание этих звуков, предвестников вдохновения, становится целью творческого акта, они несут слова, продиктованные свыше. Восприятие творчества как вдохновения, ниспосланного свыше, как некого чудесного и счастливого состояния, когда художник оказывается причастен к горним сферам, когда ему доступно божественное провидение, характерно не только для Ахматовой, оно, скорее, принадлежит традиции русской литературы. Обратитесь к стихотворению А. С. Пушкина «Осень», покажите, как поэт описывает вдохновение и акт творчества. Для Пушкина пробуждение поэзии — это счастливейшее состояние, дарованное свыше.

Для лирического героя Блока творчество — мучительный и изматывающий процесс, который не оправдывается ни чувством удовлетворения гармонией звуков, ни признанием читателя. Сам же творческий акт описывается невероятной метафорой: процесс созидания сопоставим с убийством — звука, райской птицы, ниспосланного свыше слова:

Вот он — возник. И с холодным вниманием

Жду, чтоб понять, закрепить и убить.

И перед зорким моим ожиданием

Тянет он еле приметную нить.

Родившийся, возникший из небытия звук связует лирического героя с иными сферами бытия, он мистическими путями открывает перед ним райское, неведомое, неописуемо прекрасное и еле уловимое в своих очертаниях. Причастный к иному бытию, лирический герой улавливает остановку земного времени, он способен прозреть «горний ангелов полет», услышать райские песни небесных птиц.

Творчество позволяет остановить время, прикоснувшись к мирам, где времени нет, перед поэтом открывается вся перспектива жизни своей и общей, будущее и прошлое прозрачны для него; перед ним открываются новые и неведомые доселе звуки, ему виден неземной свет:

Длятся часы, мировое несущие.

Ширятся звуки, движенье и свет.

Прошлое страстно глядится в грядущее.

Нет настоящего. Жалкого — нет.

Однако в следующей строфе эта тема получает совершенно неожиданный поворот. Появляется новая оппозиция: душа — разум. Разум, убивающий творческое вдохновение, уничтожающий причастность к тому чудесному миру, который лишь мгновение назад был видим и внятен лирическому герою. Новый мир, новое бытие, причастность к которому только что ощущал лирический герой и которое, казалось бы, обретет свое воплощение в творческом акте, бесследно исчезает, сраженное «творческим разумом», воплощением некого рационального начала, убивающего неведомое.

В шестой строфе содержится кульминация стихотворения: воплощенные в слове, волшебные образы подобны вольной птице в клетке, лишенной естества и движения. Акт творчества — гибель звука, неподвластного букве, гибель образа, неподвластного кисти художника.

Противостояние живого образа, который в слове не получает свое новое воплощение, но безвозвратно гибнет, и живого света, неподвластного кисти художника и исчезающего в бессилии его палитры, подчеркивается и рифмой «холодную — свободную».

Наслаждение пением райских сиринов оборачивается их пленением, холодной клеткой, приручением:

Вот моя клетка — стальная, тяжелая,

Как золотая, в вечернем огне.

Вот моя птица, когда-то веселая,

Обруч качает, поет на окне.

Эта строфа рисует нестерпимое для романтика противопоставление: образы сиринов райских, цветения майских яблок, полета ангела сменяются образами пленения, смерти, несвободы, золотой клетки; райский сирин качает обруч и поет на окне, его «крылья подрезаны, песни заучены». Как и в предшествующем стихотворении, романтические противоречия отнюдь не снимаются развитием лирического сюжета стихотворения, напротив, лишь обостряются и обнаруживают свою неразрешимость: любопытство толпы, стоящей под окном художника и лицезреющей плененную райскую птицу, с одной стороны; измученный претворением образов горнего мира в слова и вновь скучающий художник, равнодушный к толпе и презирающий ее, — с другой.

Читайте также:
С чем связан драматизм звучания стихов А. А. Блока о России?: сочинение

Блок был художником трагического миросозерцания. Трагизм бытия, постоянно ощущаемый им, ярче всего воплотился в лирике третьего тома. Стихотворение «Я пригвожден к трактирной стойке…» воплощает и это миросозерцание, и его истоки, и попытки его преодоления.

В первой же строфе звучит мотив опьянения, характерный для лирического героя Блока, навевающий тему равнодушного забвения и самого себя, и безвозвратной утраты собственного счастья, и всего сущего. Широкий поэтический образ-символ счастья, уносящегося от лирического героя в сребристый дым, получает свое развитие и поэтическую конкретизацию в следующей строфе. Вторая строфа переводит изображаемое из конкретно-бытовой ситуации (трактирная стойка, опьянение, равнодушие) в план символический и надвременной, в «снег времен» и «даль веков»; образ утраченного счастья связывается с беспредельным заснеженным русским пространством и с глубинами русской истории. В последней строфе образ тройки обретает волшебные, фантастические очертания («И только сбруя золотая / Всю ночь видна… Всю ночь слышна…») — и тем большим контрастом выглядит возвращение к прежнему мотиву опьянения, формирующее кольцевую композицию стихотворения:

А ты, душа… душа глухая…

Пьяным пьяна… пьяным пьяна…

Истинная, настоящая и глубокая трагедия всегда несет в себе и оптимистическое звучание, ибо зритель ее, вдумчивый и серьезный, может пережить катарсис, возвышающее эмоциональное страдание, ведущее к очищению. Три тома лирики Блока рассказывают о глубинном трагическом переживании общей жизни и собственного бытия и о сложном и тернистом пути к обновлению, то выводившем лирического героя к прозрению, то оборачивающемся тупиками. Без трагического и светлого опыта этого пути непредставима история русской литературы XX века.

Источник: Голубков М.М. Русская литература ХХ в.: Учебное пособие для абитуриентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2003

Тема поэта и поэзии в лирике Л. А. Блока

Зла, добра ли ? — Ты вся — не отсюда.

Мудрено про тебя говорят:

Для иных ты — и Муза, и чудо.

Для меня ты — мученье и ад.

Кто из великих поэтов и писателей не задумывался о своем при­звании, об истинном назначении своего творчества? Волновали эти мысли и А Блока — замечательного поэта, прожившего недолгую жизнь, но оставившего нам, потомкам, бесценное, богатейшее на­следие своих лирических и философских произведений.

Обыватели почти всегда относились к живущим (но не умер­шим!) поэтам предвзято. Им казалось, что если это еще не при­знанная личность, то она занимается глупостями, если же человек достиг славы, признания, то он сразу должен стать необыкновен­ным, загадочным — «творцом»! Но ведь поэты — это во многом люди обычные, со своими недостатками, привычками, страстями. В сти­хотворениях «Друзьям» и «Поэты» А. Блок даже сгущает краски, утрирует напряженные отношения между представителями «боге­мы», говоря, что «друг другу мы тайно враждебны, завистливы, глу­хи, чужды». Перед нами встают образы людей, далеких от идеала: пьющие, разгульные, «предатели в жизни и дружбе», надменные и высокомерные, часто — лицемеры. И все же они возвышаются над обыденностью, поскольку умеют прикасаться к вечному, к тайнам мироздания.

Нет, милый читатель, мой критик слепой! По крайности, есть у поэта Икосы, и тучки, и век золотой, Тебе ж недоступно все это.

Поэту приходится расплачиваться за все — за свою особость, за свое видение мира, за непохожесть на окружающих. Творчество для многих — конечный этап тяжелой душевной драмы, которая ра­зыгрывается в сердце поэта из-за неприятия окружающего мира.

Да. Так диктует вдохновенье: Моя свободная мечта Все льнет туда, гдеуниженье, Где грязь, и мрак, и нищета…

Всю жизнь жестоко ненавидя И презирая этот свет,

Пускай грядущего не видя, — Дням настоящим молвив: нет!

Самым тяжелым для поэта оказывается столкновение с людь­ми, для которых, казалосьбы, он творит. Обыватели постоянно хо­тят заставить творческую личность служить себе, своим интересам, стремятся услышать лишь то, что им хочется, строят из себя вели­ких критиков, думая, что лишь им доверено право оценивать чу­жую боль. Поэт же любит людей,

Но за любовью — зреет гнев, Растет презренье и желанье Читать в глазах мужей и дев Печать забвенья иль признанья.

Окруженный своими почитателями или гонителями, поэт час­то оказывается бесконечно одиноким, поскольку очень мало у него настоящих друзей или близких, способных подняться над болотом быта и обыденности.

Храню я к людям на безлюдьи Неразделенную любовь.

Блок сравнивает чуткие сердца поэтов с черным бриллиантом, который «спит сном неведомым и странным» глубоко в недрах земли, пока «в горах не запоет кирка», пока не настанет время действовать. А в реальной жизни духовная глубина и внутренняя жизнь прикоснувшегося к Поэзии заслонена для людей «забота­ми суетного света», и они требуют, чтобы поэт приносил пользу своим творчеством, чтобы он «сметал сор» с их «улиц шумных», просвещал их, очищал души. Но такое служение грозит поэту гибелью:

Вот моя клетка — стальная, тяжелая, Как золотая, в вечернем огне. Вот моя птица, когда-то веселая, Обруч качает, поет на окне.

Крылья подрезаны, песни заучены, Любите вы под окном постоять ?

А. Блок не зря говорит, что его призвание и вдохновение для него, как и для многих творцов, — «мученье и ад», а не награда, не «чудо». Этотбожественныйдар обрекает поэта на изнурительный, нечеловеческий труд — мысли, души, сердца — и чаще приносит разочарование и неудовлетворенность, чем радость и облегчение. Обращаясь к Музе, Блок говорит:

Я хотел, чтоб мы были врагами, Так за что ж подарша мне ты Луг с цветами и твердь со звездами — Все проклятье своей красоты ?

Читайте также:
Сравнительный анализ стихотворений А.А. Блока В ресторане и Незнакомка: сочинение

Бесконечна дорога к совершенству, и на этом пути не предус­мотрены остановки. Наверное, поэтому многие великие поэты уми­рают молодыми — в жизни им нет отдыха, «уюта — нет», «покоя — нет». Блоку удалось сформулировать смысл жизни и творчества по­этов — так, как он его понимал: «испытывать сердца, производить отбор в грудах человеческого шлака, добывать нечеловеческое — звездное, демоническое, ангельское, даже и только звериное — из быстро идущей на убыль породы, которая носит название «челове­ческого рода»…

Сочинение на тему «Тема поэта и поэзии в лирике А. Блока»

Печальная доля — так сложно,

Так трудно и празднично жить,

И стать достоянъем доцента,

И критиков новых плодить…

Тема поэта и поэзии имеет в классической литературе глубокие корни и традиции. Александр Блок тоже отдал дань этой теме очень оригинально, без излишнего пафоса и напыщенности. В стихотворениях «Друзьям» и «Поэты» автор нарочито сгущает краски, поднимаясь до гротеска и сарказма в описании быта и взаимоотношений поэтов, далеко не небожителей, а мелочных и завистливых, хвастливых и алчных. Но вот нисходит озарение, и настоящий поэт отрекается от повседневности. Ему открывается высший смысл бытия и творчества. Все поэт мог принести в жертву, но только не истину и вдохновение. Он остается верен своему призванию и идеалам. И несмотря на слабости, заблуждения и ошибки, поэт остается над толпой, для которой творит, тратя пыл своей души, быть может, напрасно, ведь дар ему ниспослан в награду и наказание.

Нет, милый читатель, мой критик слепой!

По крайности, есть у поэта

И косы, и тучки, и век золотой,

Тебе ж не доступно все это.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Да, поэты смертны, чаще они гибнут по собственной вине из-за излишней душевной расточительности, не всегда красиво и в кругу семьи, а порой вообще не имеют близких, но никогда не предают своих идеалов. Растрачивая, но не продавая свой божественный дар, Блок как бы полемизирует с обывателем, судящим о поэте по своим мелочным меркам.

Ты будешь доволен собой и женой,

Своей конституцией куцей,

А вот у поэта — всемирный запой,

И мало ему конституций!

Пускай я умру под забором, как пес,

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Пусть жизнь меня в землю втоптала,—

Я верю: то Бог меня снегом занес,

То вьюга меня целовала!

В стихотворении «К Музе» поэт старается объяснить свое отношение к дарованию, творчеству, ниспосланному ему свыше. Это не награда, не легкая услада сердца, а тяжкий труд, несущий чаще разочарование и неудовлетворенность, чем лавры и радость страждущей душе. Вдохновение ниспослано Богом, а за любой дар надо платить, и поэт платит личным счастьем и покоем, уютом и благополучием.

Я хотел, чтоб мы были врагами.

Так за что ж подарила мне ты

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Луг с цветами и твердь со звездами —

Все проклятье своей красоты?

И была роковая отрада

В попираньи заветных святынь,

И безумная сердцу услада —

Эта горькая страсть, как полынь.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Блок уверен, что сладкозвучные стихи рождаются в душе поэта не бесконечно и свободно. Ими кровоточит душа — только тогда получается тот результат, к которому стремится поэт. Читатели в восторге, а что же сам творец? Он опять в вечном поиске более совершенной формы.

Вот моя клетка — стальная, тяжелая,

Как золотая, в вечернем огне.

Вот моя птица, когда-то веселая,

Обруч качает, поет на окне.

Крылья подрезаны, песни заучены.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Любите вы под окном постоять?

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Сочинение по творчеству Блока

Творчество А.А. Блока связано с серебряным веком русской литературы. В это период создавали свои произведения такие замечательные поэты, как Гумилев, Ахматова, Северянин, Маяковский, Есенин и многие другие.

В литературу А. Блок входит с любовной лирикой. Первый сборник стихотворений – «Стихи о Прекрасной Даме». Источник вдохновения этого цикла сам поэт определяет как «острые мистические и романтические переживания». Мистические переживания – это увлечение философией В. Соловьева, в основе которой представление женского начала мира, а романтические – любовь к Л.Д. Менделеевой. Возлюбленная в его стихотворениях предстает в образе Величественной Вечной Жены. Лирический сюжет этого цикла стихов строится на мотиве ожидания встречи с Прекрасной Дамой («…предчувствую тебя…»). Душа лирического героя страстно томится в преддверии этой встречи. Мир воспринимается с позиции идеала. Лирический герой – рыцарь, давший обет вечного служения идеалу. Ему страшно, что Прекрасная Дама обернется земной женщиной («И страшно мне: изменишь облик ты…»). В стихотворении «Незнакомка» появляется женщина-тайна, женщина-мечта. Образ Незнакомки нарисован воображением поэта, его творческой фантазией.

Постепенно в поэзии Блока появляется тема города («Фабрика», «Сытые»). Поэт показывает мир социального неравенства: мир сытых, с одной стороны, и мир нищих – с другой. Блок использует при описании «страшного мира» мертвые цвета – желтый и черный. По Блоку, быть богатым и сытым неприлично, потому что это делает тебя глухим к нуждам бедных. В стихотворении «Ангел-хранитель» звучит отношение поэта к миру нищих: «…О нищих и бедных скорблю». Новое узнавание мира заявляет Блок в стихотворении «На железной дороге». Это мир унижений и душевных страданий. Поругание женщины, женской судьбы им воспринимается как трагедия. Отношение лирического героя к происходящему выражено словом «больно».

Читайте также:
«Трилогия вочеловечения» как отражение этапов творческого пути А. Блока: сочинение

В цикле стихов о России помогают нам осмыслить отношение к ней уже знакомые художественные образы: образ-идеал Вечной Женственности и образ пути, движения к идеалу как осознание своей миссии, своего назначения. В стихотворении «Русь» поэт изображает Русь как нечто святое, заколдованное. В цикле «На поле Куликовом» звучит тревога поэта за будущее страны. Но он верит, что Россию ожидает великое будущее. В стихотворении «Россия» поэт говорит о единстве своего пути и своей судьбы с единством пути и судьбы России.

Блок приветствовал Октябрьскую революцию, хотя не все в ней понимал. В статье «Интеллигенция и революция» он призывает слушать музыку революции. В поэме «Двенадцать» Блок сопоставляет два мира, и старый мир показан жестоким. Образ Христа рожден в сознании поэта, это символ нового мира. В своей поэме Блок утверждал высокий смысл шествия двенадцати и благословил этот путь.

Творчество Блока

Писатель по фамилии Блок довольно интересная личность. Этот человек был не просто обычным обывателем, который хотел заработать на литературе и на продаже своих произведений. Блок преследовал цель гораздо большую, чем просто материальные блага общества и человека. Современники называли его человеком чести, и говорили о том, что для Блока не было ничего важнее, чем, правда, в истинном её проявлении. Он был человеком, который не терпел лжи, и старался добиться правды в любом деле, при любых обстоятельствах, что также очень заметно по его произведениям. Всё его мировоззрение вылилось через его многочисленные произведения, которые были тепло, восприняты публикой.

В своих произведениях автор затрагивал темы, которые были близки каждому человеку его времени. Он старался достучаться до души своего читателя, выявить те проблемы, которые царят в обществе, и вместе с читателем найти их решение. Он говорил о том, что хоть и очень сложно создать связь с читателем через произведение, но ему всё равно удаётся это на ура, и потому он продолжает заниматься тем, чем занимается. Творчество для Блока было некоторым способом высказаться, сказать, что он думает, раскритиковать то, что он не мог раскритиковать в обычном разговоре. И таким образом, он также доносил свою точку зрения до читателя, заставляя его тем самым размышлять на данную тему, и попытаться найти решение или логический вывод оной.

Автор также очень часто говорил о темах связанных с политикой, и потому также отражал это в своих произведениях. Он отнюдь не всегда был доволен правящей властью, и потому ему приходилось высказывать своё недовольство в произведениях, так как сказать об этом напрямую, не через большое количество человек он не мог, так как просто опасался за свою жизнь. В начале своего творческого пути Блок хоть особо и не презирал правительство, однако он довольно критично относился ко всем видам власти, говоря о том, что на данный момент она имеет множество недочётов и недостатков. Подобным образом автор выражал своё неприятие установленных порядков, и готовность пойти на борьбу с ними же.

Таким образом, мы видим, что на творчество Блока очень сильно повлияло его мировоззрение, которое впоследствии и изменило мировоззрение множества его читателей. С помощью своих уникальных произведений он мотивировал людей на протест, мотивировал на несогласие с тем, что уже есть.

Тема поэта и поэзии в творчестве А. А. Блока

Идейное и художественное своеобразие произведений того или иного автора определяется в первую очередь его творческой концепцией. В лирике творческая концепция формируется в стихотворениях, посвященных теме поэта и поэзии. В них устанавливаются основные принципы творчества, взгляды на предназначение поэта. Вопрос о роли поэта в обществе, о его влиянии на окружающий мир был впервые всерьез затронут поэтами XIX века. С именем А. С. Пушкина связано начало употребления слова “поэт” в качестве названия профессии, призвания. Такая творческая

Related posts:

Тема поэта и поэзии в лирике А. Блока Печальная доля – так сложно, Так трудно и празднично жить, И стать достоянъем доцента, И критиков новых плодить… А. А. Блок Тема поэта и поэзии имеет в классической литературе глубокие корни и традиции. Александр Блок тоже отдал дань этой теме очень оригинально, без излишнего пафоса и напыщенности. В стихотворениях “Друзьям” и “Поэты” автор нарочито сгущает […].

Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина Эта достаточно традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и др. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал Пушкин в своей поэзии. Наиболее ярко это проявилось в теме поэта и поэзии. Этот вопрос затрагивается уже в первом опубликованном стихотворении “К другу стихотворцу” (1814 г.). Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, […].

Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова XIX век принес в русскую литературу прекрасных поэтов, таких как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов и многих других. Стихотворения этих творцов вносят в скучную, однообразную жизнь луч света и много радости, они помогают разобраться в очень сложных проблемах действительности. В своем необъятном творчестве эти поэты затрагивали много тем, но особенно нужно […].

Читайте также:
Образы русской природы в стихах А. Блока о России: сочинение

Тема поэта и поэзии в творчестве Б. Пастернака Размышляя о природе поэтического творчества, Б. Пастернак писал: “Современные течения вообразили, что искусство – как фонтан, тогда как оно губка. Они решили, что искусство должно бить, тогда как оно должно всасывать и насыщаться. Они сочли, что оно может быть разложено на средства выразительности, тогда как оно складывается из органов восприятия. Ему следует всегда быть в […].

Тема любви в творчестве Блока Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о Прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в русской литературе революционной поэмой “Двенадцать”. Ранний период творчества поэта прошел под знаком религиозных раздумий. В 1904 году он создает цикл “Стихов о Прекрасной Даме”, полных тревоги, ощущения близкой катастрофы. Поэт […].

Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского Большинство поэтов задумывалось о целях своего творчества, о своем предназначении и месте в жизни страны и народа. Еще в глубокой древности наряду с самой поэзией возникали вопросы – что и для кого должен писать поэт? Поэт или гражданин? Поэт и гражданин? Поэт – гражданин? Необходимо ли поэту – божьему избраннику – быть еще и гражданином? […].

Тема поэта и поэзии в творчестве М. Цветаевой Творческий облик М. И. Цветаевой необычайно многогранен: перед читателем предстает самобытный поэт и неожиданный прозаик, оригинальный драматург и тонкий мемуарист, исследователь литературы и глубокий, парадоксальный мыслитель. Поэтесса – яркая индивидуальность. Сама Цветаева писала: “Большим поэтом может быть всякий – большой поэт. Для большого поэта достаточно большого поэтического дара. Для великого самого большого дара – мало, […].

Тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова (1) С Пушкиным Лермонтов не был знаком и не входил в его окружение. Стихотворение “Смерть поэта”, написанное сразу после получения известия о гибели Пушкина на дуэли, сделало молодого поэта как бы наследником и продолжателем пушкинских традиций в русской поэзии. “Погиб поэт! – невольник чести – пал, оклеветанный молвой… ” Лермонтов как бы говорил от имени целого […].

Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского Теме поэта и поэзии большое внимание в своем творчестве уделяли многие русские поэты – Пушкин, Лермонтов, Некрасов и другие. Владимир Маяковский не был исключением. Но эта тема осмысливалась поэтом в другое время, на фоне литературного развития 20-х годов XX века. Поэтому у Маяковского мы находим новое понимание этой проблемы. Но многое в его понимании роли […].

Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов внесли значительный вклад в отечественную литературу, положили начало развитию новых традиций в русской словесности. Пушкин и Лермонтов – почти современники. Но формирование пушкинской поэзии происходило в момент подъема общественного самосознания после победы в войне 1812 года. Лермонтов же начал писать после разгрома декабристов, в 30-е годы. “Ничто не […].

Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского (1) Поэты всегда задумывались о цели поэтического творчества, о месте поэта в жизни страны, народа. Что и для кого должен писать поэт – эти вопросы возникли еще в глубокой древности одновременно с самой поэзией. Поэт или гражданин? Поэт и гражданин? Поэт – гражданин? Необходимо ли поэту – Божьему избраннику – быть еще и гражданином? Великий русский […].

Тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова Погиб Поэт – невольник чести, пал, оклеветанный молвой… Белинский, сравнивая Лермонтова с Пушкиным, предлагает не упускать из виду прежде всего то обстоятельство, что Лермонтов – “поэт уже совсем другой эпохи”. Эта эпоха полна трагического, и именно это и сформировало мировоззрение юного наследника пушкинской славы. Пушкину довелось испытать горечь непонимания, и голос его иногда звучал, как […].

Тема родины в творчестве А. Блока Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь! Н. А. Некрасов К теме родной земли так или иначе обращались многие поэты, но каждый по-своему понимал знакомую для всех нас Россию. Не является исключением и Александр Блок. Тема родины – одна из важнейших в его поэзии. Блок не сразу нашел […].

Тема Родины в творчестве Александра Блока “Рано или поздно все будет по-новому, потому что жизнь прекрасна”, – писал Блок. Источником этой спасительной веры была для него Россия. К теме родной земли так или иначе обращались многие поэты, но каждый по-своему понимал знакомую для всех нас Россию. Не является исключением и Александр Блок. Тема родины – одна из важнейших в его поэзии. […].

“Быть знаменитым некрасиво” (тема поэта и поэзии в творчестве Б. Л. Пастернака) В стихотворении “Быть знаменитым некрасиво” Б. Пастернак сам ответил на вопрос, в чем заключается назначение поэзии: Цель творчества – самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. “Самоотдача” – вот то слово, которое дает ключ к пониманию творчества Пастернака. Он писал не потому, что стремился к известности, […].

Тема поэта и поэзии Тема поэта и поэзии в творчестве русских стихотворцев имеет глубокие исторические корни. Впервые она возникает и развивается в произведениях поэтов-философов XVIII века – Ломоносова и Державина. В XIX веке ее продолжателем стал Пушкин. Вопрос о назначении поэта, о сущности поэзии в жизни наиболее трагично звучит в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. По эволюции данной темы в […].

Тема любви в поэзии А. А. Блока и С. А. Есенина Творческий путь как А. А. Блока, так и С. А. Есенина был сложным и трудным, исполненным резких противоречий, но в конечном счете прямым и неуклонным. Я думаю, что понять поэта – это войти в мир его волшебства, приобщиться к тайне восприятия им окружающего нас мира. А мир А. Блока и С. Есенина – это их […].

Читайте также:
Роль цикла Стихи о Прекрасной Даме в творчестве А. А. Блока: сочинение

Тема Родины в творчестве А. А. Блока О, Русь моя! Жена моя. А. А. Блок Основная часть творчества Александра Блока относится к дореволюционному периоду, времени полной дискредитации человеческих чувств. В этом мире все фальшиво и продажно: и дружба, и любовь, и сострадание… Единственным чистым чувством остается для Блока любовь к Родине. Только на нее может опереться истерзанная одиночеством, непониманием окружающих и фальшью […].

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (1) Выбирая в своем творчестве тему поэта и поэзии, А. С. Пушкин не был новатором – до него о значении поэтического творчества уже рассуждали в своих произведениях такие великие предшественники, как Гораций, Ломоносов, Державин. Новаторство Пушкина проявилось в том, что он сделал эту тему одной из ведущих в своем творчестве – не случайно первым опубликованным стихотворением […].

Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова Где не погибло слово, там и дело еще не погибло… А. И. Герцен М. Ю. Лермонтов – духовный преемник Пушкина. Он отразил в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались “из пламя и света”, то есть из бури чувств и напряженно бьющейся мысли. Так, большинство произведений […].

Тема любви в поэзии А. Блока и С. Есенина Большое место в художественной литературе занимают лирические произведения. Они, как правило, не посвящаются событиям и людям, а раскрывают эмоциональное состояние человека (тоску, грусть, печаль или радость). Лирика показывает красоту внешне незначительных предметов, ее нужно уловить и объяснить. Примером лирической поэзии А. Блока является цикл стихотворений “О прекрасной даме”. Он создавался на протяжении двух лет. Все […].

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Эта традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и другие. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал в своей поэзии А. С. Пушкин. Наиболее ярко это проявилось в теме предназначения поэта и поэзии. Этот вопрос затрагивается в первом опубликованном стихотворении “К другу стихотворцу” (1814). Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, […].

Тема Родины в поэзии Блока Общеизвестна поэтическая метафора: “Родина-мать”. В облике женщины-матери, в частности, на плакатах периода Великой Отечественной войны часто изображали Родину русские художники. В литературоведении данный метод именуется “олицетворением”. Например, образ Правды может появиться в облике женщины в лохмотьях, это будет являться символом ее гонимости и неприкаянность, а образ Справедливости – в обличье женщины с весами в руках […].

Тема России в творчестве М. Ю. Лермонтова и А. А. Блока Тему России можно рассмотреть в творчестве двух поэтов XIX и XX вв. – Лермонтова и Блока, так как в их взглядах на родину много общего, Эта тема проходит через все творчество и Лермонтова, и Блока. У них она ярко выражена, эти поэты сознательно работали над ней. Этого нельзя заметить, например, у Пушкина: в его творчестве, […].

Тема поэта и поэзии в лирике Н. А. Некрасова Н. А. Некрасов пишет в то время, когда в русской литературе безраздельно господствует проза, в эпоху непоэтическую. Именно в такие моменты поэту особенно важно определить назначение поэта и роль поэзии в жизни, оправдать необходимость своего творчества. И Н. А. Некрасову приходится искать новую аудиторию, новые направления в лирике. Русская поэтическая традиция создала два устойчивых образа […].

Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского Личность В. В. Маяковского до сих пор недостаточно понятна как для исследователей – критиков и литературоведов, так и для почитателей таланта этого поэта. Споры о значении его поэзии в русской литературе не утихают и по сей день: одни возвеличивают Маяковского, говоря о том, что он создал новый тип поэзии, разрушил рамки старого искусства и внес […].

Тема “страшного мира” в поэзии А. Блока “Страшный мир! Он для сердца тесен!” (по лирике Блока) Александр Александрович Блок – поэт – символист. Заставляют читателя задуматься, домыслить до конца, постараться самостоятельно найти ответы на жизненно важные вопросы, которые автор задает себе и людям. Каждый смех имеет свою необычную мелодию и ритм, что помогает нам не только представить нарисованную картину, но и услышать […].

Тема России в творчестве А. А. Блока По словам самого Блока, тема России – главная в его поэзии. Блок обратился к этой теме уже в самом начале своего творческого пути и остался верен ей до конца жизни. Стихотворение “Гамаюн, птица вещая” стало первым произведением юного Блока, посвященным судьбе России. Уже в нем встает тема исторического пути родины, ее трагической истории. Птица Гамаюн […].

Тема поэта и поэзии в лирике В. Маяковского Двадцатый век – это век колоссальных общественных противоречий и потрясений. Каждый век нуждается в собственном поэте, который сделал бы “боль времен своею собственной болью”. Таким поэтом своего времени был В. Маяковский. С его мощной, властно вошедшей в наше сознание и литературу поэзией связано очень многое. Он первый, используя свой необыкновенный ритм, соединил политику и лирику. […].

“Чувства добрые я лирой пробуждал” (Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина) Глаголом жги сердца людей. А. С. Пушкин. Пророк У каждого большого поэта есть строки, в которых он размышляет о своем предназначении, роли в обществе, месте в поэзии. Такие стихи называют программными – не потому, что их изучают по школьной программе, в курсе какого-то класса, а потому, что они являются программой жизни и творчества поэта. Читатель […].

Читайте также:
Стихотворение Блока С доблестях. о подвигах, о славе (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова (1) В одном из своих самых известных произведений – стихотворении “Смерть поэта”, написанного после трагической гибели А. С. Пушкина, – молодой поэт выступил как выразитель гнева народного, защитник славы народной и русской национальной культуры. Лирика Лермонтова, как писал Луначарский, – “это последнее эхо декабрьского восстания”. Его по праву можно назвать одним из основоположников реализма в русской […].

Тема поэта и поэзии в лирике Н. Гумилева Роль поэзии в жизни – ключевое место в мировоззрении поэта. Это та социальная ниша, которая позволяет поэту чувствовать себя нелишним в обществе и мире вообще. По способу определения места поэзии авторов можно разделить на два “лагеря”: на тех, кто считает поэзию дополнением (разумным) к общественному долгу, и тех, кто ставит ее во главу угла, почитает […].

Тема поэта и поэзии в лирике Николая Гумилева Роль поэзии в жизни – ключевое место в мировоззрении поэта. Это та социальная ниша, которая позволяет поэту чувствовать себя нелишним в обществе и мире вообще. По способу определения места поэзии авторов можно разделить на два “лагеря”: на тех, кто считает поэзию дополнением (разумным) к общественному долгу, и тех, кто ставит ее во главу угла, почитает […].

Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова Русское общество сороковых годов XIX века – времени, в которое началась литературная деятельность Н. А. Некрасова, – активно искало пути развития России. Тогда уже достаточно четко определились такие течения и направления общественной мысли, как официальная идеология, славянофильство, западничество; в этот же период шло формирование революционной демократии, возглавляемой Белинским и Герценом. Проблемой, избежать решения которой в […].

Пророчество поэта А. А. Блока И черная, земная кровь Сулит нам, раздувая вены, Все разрушая рубежи, Неслыханные перемены, Невиданные мятежи… А. Блок Поэты вообще обладают свойством предугадывать будущее, не только свое личное, но и целой страны. Александр Блок особенно отличался этим даром. Но мне все же кажется, что пророчество Блока надо понимать как общий вывод здравомыслящих честных людей того времени. […].

А. С. Пушкин о назначении поэта и поэзии (1) Осмысление роли литературы, искусства в жизни общества – это, наверное, один из самых важных вопросов, стоящих перед писателями и поэтами. Не составляет исключение и А. С. Пушкин. В поздний период творчества поэта было создано программное стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный… “, в котором посмертная слава поэта отождествляется с вечной жизнью: Нет, весь я не […].

А. С. Пушкин о назначении поэта и поэзии Вопрос о роли и месте поэта в духовной истории человечества занимал всех великих поэтов и писателей. Не составляет исключение и А. С. Пушкин. В поздний период творчества поэта было создано программное стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный… “, в котором посмертная слава поэта отождествляется с вечной жизнью: Нет, весь я не умру; душа в заветной […].

Образ лирического героя в поэзии А. А. Блока А. А. Блок – крупнейший поэт-символист, творивший на рубеже двух грозных веков. За свою недолгую жизнь он написал очень много лирических стихотворений, пьес, поэм. Поэзия Блока несколько раз претерпевала серьезные изменения, но сам поэт считал все свои произведения единым целым, своего рода романом в стихах. Всю свою поэзию поэт разделил на три тома, которые соответствовали […].

Россия в творчестве Блока Сотри случайные черты – И ты увидишь: мир прекрасен. А. Блок “Жизнь – это путь”,- говорил Лев Толстой. Жизнь Александра Блока – это путь среди революций, трудный и сложный. От “Стихов о Прекрасной Даме” до поэмы “Двенадцать”, то есть от предельно индивидуальной лирики до дышащих революционным пафосом произведений. Революционные события вплотную подвели Блока к теме […].

Тема поэта и поэзии во вступлении к поэме В. Маяковского “Во весь голос” Делами, Кровью, Строкою вот этою, Нигде Не бывшею в найме, Я славлю Взвитое красной ракетою Октябрьское, Руганное И пропетое, Пробитое пулями знамя! В. Маяковский Десятилетия, отделяющие нас от создания последних поэтических строк В. Маяковского, – достаточно большой срок для проверки временем силы читательского внимания к поэту и его влияния на поэзию своего времени и последующих […].

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. А. БЛОКА

Идейное и художественное своеобразие произведений того или иного автора определяется в первую очередь его творческой концепцией. В лирике творческая концепция формируется в стихотворениях, посвященных теме поэта и поэзии. В них устанавливаются основные принципы творчества, взгляды на предназначение поэта. Вопрос о роли поэта в обществе, о его влиянии на окружающий мир был впервые всерьез затронут поэтами XIX века. С именем А. С. Пушкина связано начало употребления слова «поэт» в качестве названия профессии, призвания. Такая творческая концепция была принята поэтами начала XX века.

Трактовка темы поэта и поэзии Блоком в определенные периоды его творчества сходна с пушкинской трактовкой этой темы.

Несмотря на то что теме поэта и поэзии посвящено не так уж много стихотворений, все они чрезвычайно значимы для понимания всего творчества А. А. Блока. Как уже было сказано, трактовка темы творчества Блоком носила определенные черты пушкинского восприятия этой темы. Идея свободы поэта, его независимости от общественного мнения, превосходства над толпой проходит через все ранние стихотворения на тему творчества. Для Блока поэт выше любого представителя толпы уже потому, что он поэт, и совершенно неважно, каков он в жизни. Мотив несоответствия внешнего и внутреннего облика поэта также перешел в лирику Блока из творчества А. С. Пушкина. Для подтверждения этого достаточно сравнить стихотворение Блока «Поэты» и пушкинское стихотворение «Поэт», написанное в 1827 году. Поэт Пушкина:

Читайте также:
Образ Руси в поэзии Блока: сочинение

В заботах суетного света. малодушно погружен;

Молчит его святая лира,

Душа внушает хладный сон,

Быть может, всех ничтожней он.

Это определение в полной мере подходит и поэтам, которые живут там, где «за городом вырос пустынный квартал на почве болотной и жидкой». Они даже гораздо ничтожней, чем поэт Пушкина, но именно этим окончательно утверждается идея стихотворения «Поэт». Блок как бы дополняет Пушкина, он утверждает, что даже настолько опустившийся поэт, как тот, что «свой день посвящал вину и усердным работам», выше и чище духовно, чем «милый читатель» и «критик слепой», который «доволен собой и женой «.

Поэтому поэт не должен прислушиваться к мнению толпы, толпа противостоит поэту, она не понимает его, ибо ей доступны «и косы, и тучки, и век золотой». Кроме того, иногда толпа просто пытается уничтожить поэта:

Там – он на эшафоте черном,

Слагает голову свою;

Здесь – именем клеймят позорным

Вследствие такого противоборства поэта и толпы определяются и основные задачи поэта, цель его творчества. Она заключается в том, чтобы уйти от мира суеты в мир прекрасного. Только тогда поэт сможет реализовать свое предназначение:

Все сущее – увековечить,

Только тогда потомки скажут о нем:

Он весь – дитя добра и света,

Он весь – свободы торжество.

Такой подход к этой теме в ранние периоды творчества Блока был прежде всего связан с его приверженностью символистской школе, также пропагандировавшей уход поэта из мира реального в мир идеальный.

Однако позже в творчестве Блока происходит коренной перелом, меняется его представление о роли поэта, его начинает волновать все происходящее вокруг, он становится участником разворачивающихся событий. Блок, предчувствуя близящиеся перемены. принимает общую позициюинтеллигенции, готовой погибнуть, но искупить свою «вину» перед народом. И уже вдохновенье велит поэту совсем не то, что раньше:

Моя свободная мечта

Все льнет туда, где униженье,

Где грязь, и мрак, и нищета.

Блок готов с радостью воспевать «сей мир ужасный», потому что он верит в приход нового, светлого мира. С миром же прежним поэт должен порвать, ибо нельзя совместить сразу два противоположных мира:

Пускай зовут: Забудь поэт!

Вернись в красивые уюты!

Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!

Уюта – нет. Покоя – нет.

В этом отношении показательна поэма Блока «Соловьиный сад». В духовном мире лирического героя поэмы отразились те противоречия, которые переживал сам Блок. Противоречия, связанные с пониманием долга поэта. Поэт, как и герой «Соловьиного сада», стоит перед выбором между личным, эгоистическим счастьем и пользой, при этом фактически жертвуя собой.

Идея жертвенности поэта сохраняется в поэзии Блока вплоть до поэмы «Двенадцать». После этого происходит самый глубокий кризис в творчестве поэта. Блок понимает, что «мир иной, обетованный и прекрасный» не придет, таким образом, Блок оказывается как бы вне времени и пространства: он отрекся от мира старого, не нашел мира нового. И тогда Блок вновь обращается к имени Пушкина, в котором он видел идеал поэта. В стихотворении «Пушкинскому Дому» отразилась новая творческая концепция Блока, концепция глобальная, утверждающая внутреннюю свободу поэта как наивысшую ценность. Здесь же отразилось и окончательное восприятие поэзии как рода художественной литературы. Поэзия не должна быть сиюминутной, она должка быть всеобъемлющей, охватывать самые различные, пусть и незначительные, жизненные проявления, находя в них красоту. В поэзии должны слышаться:

На торжественной реке.

С пароходом вдалеке и вообще все, что мило и дорого сердцу. Таким образом, тема творчества в лирике Блока прошла как бы три основных этапа, с которыми менялась трактовка поэтом данной темы. Первый период, связанный с влиянием символизма, утверждал необходимость отрыва поэта от суетного мира и обращения его к прекрасному. Для второго же этапа характерна прямо противоположная творческая концепция, требующая подчинения поэта законам времени. И, наконец, последний этап, представленный фактически одним стихотворением, является объединяющим оба предыдущих этапа и как бы примиряющим поэта и окружающий его мир.

Тема поэта и поэзии в творчестве А. Блока

Тема поэта и поэзии в творчестве Блока А.А.

Тема поэта и поэзии — традиционная для русской лирики. Она включает в себя вопрос о назначении искусства, о задачах поэтического творчества, о миссии поэта, о его избранности и одиночестве, о миссии пророка и о том, чем приходится платить за избранничество. Тема поэта и поэзии в творчестве Блока трактуется не в традиционном ключе. Особенно ярко это видно в лирике третьего тома, где с образом художника в поэзию привносится тема трагического одиночества и непонятости.

Стихотворение «Земное сердце стынет вновь...» включает в себя целый ряд романтических оппозиций: «земное сердце» лирического героя — и лютая стужа; люди — безлюдье; любовь к людям — гнев и презрение к ним; забвение — избрание, которое он готов читать в глазах «мужей и дев». Они создают лейтмотив, вообще характерный для блоковской трактовки этой темы, — лейтмотив романтического противостояния художника и толпы. Он заявлен в первой же строфе: «Храню я к людям на безлюдьи / Неразделенную любовь». Неразделенная любовь влечет за собой гнев и презрение, которые в третьей строфе приводят не к снятию заранее заданных противоречий, но к утверждению их с еще большей силой. Призыв людей, обращенный к поэту: «Вернись в красивые уюты!», оборачивается отказом от уюта и покоя, утверждением невозможности их обретения. Не проявляется ли здесь вновь характерная для Блока мысль о невозможности приятия сущего, отрицание его, все тот же русский максимализм, о котором размышлял Е. Трубецкой? Противостояние поэта и стужи оказывается неразрешимым, становится чуть ли не условием существования творческой личности:

Читайте также:
Тема любви в творчестве Блока: сочинение

Пускай зовут: Забудь, поэт!

Вернись в красивые уюты!

Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!

Уюта — нет. Покоя — нет.

Наиболее явно блоковская концепция творческой личности выявилась в стихотворении «Художник». Здесь воспроизводится сам творческий акт, сам процесс творческого созидания, процесс, не обогащающий творческую личность, но опустошающий, полный душевной муки, ведущий к неизъяснимому страданию духа.

В первой строфе содержится уже знакомое нам романтическое противоречие между художником и толпой. Эта оппозиция определена рядом противостоящих понятий: ваши свадьбы, торжества, похороны (характерно, что в одном для поэта ряду следуют события принципиально различные, радостные и трагические, которые тем не менее совершенно равнозначны и скучны для лирического героя) — и моя «скука смертельная», которая может быть развеяна неким легким, доселе не слышанным звоном, предвестником творческого вдохновения.

Сопоставьте метафору некого звука, звона, звоночков, которая содержится у Блока и в цикле А. Ахматовой «Тайны ремесла» (стихотворение «Творчество»). У Ахматовой ожидание этих звуков, предвестников вдохновения, становится целью творческого акта, они несут слова, продиктованные свыше. Восприятие творчества как вдохновения, ниспосланного свыше, как некого чудесного и счастливого состояния, когда художник оказывается причастен к горним сферам, когда ему доступно божественное провидение, характерно не только для Ахматовой, оно, скорее, принадлежит традиции русской литературы. Обратитесь к стихотворению А. С. Пушкина «Осень», покажите, как поэт описывает вдохновение и акт творчества. Для Пушкина пробуждение поэзии — это счастливейшее состояние, дарованное свыше.

Для лирического героя Блока творчество — мучительный и изматывающий процесс, который не оправдывается ни чувством удовлетворения гармонией звуков, ни признанием читателя. Сам же творческий акт описывается невероятной метафорой: процесс созидания сопоставим с убийством — звука, райской птицы, ниспосланного свыше слова:

Вот он — возник. И с холодным вниманием

Жду, чтоб понять, закрепить и убить.

И перед зорким моим ожиданием

Тянет он еле приметную нить.

Родившийся, возникший из небытия звук связует лирического героя с иными сферами бытия, он мистическими путями открывает перед ним райское, неведомое, неописуемо прекрасное и еле уловимое в своих очертаниях. Причастный к иному бытию, лирический герой улавливает остановку земного времени, он способен прозреть «горний ангелов полет», услышать райские песни небесных птиц.

Творчество позволяет остановить время, прикоснувшись к мирам, где времени нет, перед поэтом открывается вся перспектива жизни своей и общей, будущее и прошлое прозрачны для него; перед ним открываются новые и неведомые доселе звуки, ему виден неземной свет:

Длятся часы, мировое несущие.

Ширятся звуки, движенье и свет.

Прошлое страстно глядится в грядущее.

Нет настоящего. Жалкого — нет.

Однако в следующей строфе эта тема получает совершенно неожиданный поворот. Появляется новая оппозиция: душа — разум. Разум, убивающий творческое вдохновение, уничтожающий причастность к тому чудесному миру, который лишь мгновение назад был видим и внятен лирическому герою. Новый мир, новое бытие, причастность к которому только что ощущал лирический герой и которое, казалось бы, обретет свое воплощение в творческом акте, бесследно исчезает, сраженное «творческим разумом», воплощением некого рационального начала, убивающего неведомое.

В шестой строфе содержится кульминация стихотворения: воплощенные в слове, волшебные образы подобны вольной птице в клетке, лишенной естества и движения. Акт творчества — гибель звука, неподвластного букве, гибель образа, неподвластного кисти художника.

Противостояние живого образа, который в слове не получает свое новое воплощение, но безвозвратно гибнет, и живого света, неподвластного кисти художника и исчезающего в бессилии его палитры, подчеркивается и рифмой «холодную — свободную».

Наслаждение пением райских сиринов оборачивается их пленением, холодной клеткой, приручением:

Вот моя клетка — стальная, тяжелая,

Как золотая, в вечернем огне.

Вот моя птица, когда-то веселая,

Обруч качает, поет на окне.

Эта строфа рисует нестерпимое для романтика противопоставление: образы сиринов райских, цветения майских яблок, полета ангела сменяются образами пленения, смерти, несвободы, золотой клетки; райский сирин качает обруч и поет на окне, его «крылья подрезаны, песни заучены». Как и в предшествующем стихотворении, романтические противоречия отнюдь не снимаются развитием лирического сюжета стихотворения, напротив, лишь обостряются и обнаруживают свою неразрешимость: любопытство толпы, стоящей под окном художника и лицезреющей плененную райскую птицу, с одной стороны; измученный претворением образов горнего мира в слова и вновь скучающий художник, равнодушный к толпе и презирающий ее, — с другой.

Блок был художником трагического миросозерцания. Трагизм бытия, постоянно ощущаемый им, ярче всего воплотился в лирике третьего тома. Стихотворение «Я пригвожден к трактирной стойке…» воплощает и это миросозерцание, и его истоки, и попытки его преодоления.

В первой же строфе звучит мотив опьянения, характерный для лирического героя Блока, навевающий тему равнодушного забвения и самого себя, и безвозвратной утраты собственного счастья, и всего сущего. Широкий поэтический образ-символ счастья, уносящегося от лирического героя в сребристый дым, получает свое развитие и поэтическую конкретизацию в следующей строфе. Вторая строфа переводит изображаемое из конкретно-бытовой ситуации (трактирная стойка, опьянение, равнодушие) в план символический и надвременной, в «снег времен» и «даль веков»; образ утраченного счастья связывается с беспредельным заснеженным русским пространством и с глубинами русской истории. В последней строфе образ тройки обретает волшебные, фантастические очертания («И только сбруя золотая / Всю ночь видна… Всю ночь слышна…») — и тем большим контрастом выглядит возвращение к прежнему мотиву опьянения, формирующее кольцевую композицию стихотворения:

А ты, душа… душа глухая…

Пьяным пьяна… пьяным пьяна…

Истинная, настоящая и глубокая трагедия всегда несет в себе и оптимистическое звучание, ибо зритель ее, вдумчивый и серьезный, может пережить катарсис, возвышающее эмоциональное страдание, ведущее к очищению. Три тома лирики Блока рассказывают о глубинном трагическом переживании общей жизни и собственного бытия и о сложном и тернистом пути к обновлению, то выводившем лирического героя к прозрению, то оборачивающемся тупиками. Без трагического и светлого опыта этого пути непредставима история русской литературы XX века.

Читайте также:
Анализ стихотворения А. Блока Незнакомка: сочинение

Источник: Голубков М.М. Русская литература ХХ в.: Учебное пособие для абитуриентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2003

Тема поэта и поэзии в творчестве Александра Блока

Блок является одним из ярчайших представителей поэтов ХІХ-ХХ веков. Этот период был переломным в истории России и, в целом, в судьбах людей. Поэт часто думал о сущности своей сферы деятельность. К нему приходит осознание глубокой мисси, которая возложена не его плечи. Она заключается в следующем: первое – это избавить человечество от пустых звуков, второе – это придать форму словам, звукам и третье – это абсолютно гармонизировать внешний мир. Именно это и формирует творческий стиль автора и его концепцию. Тогда же формируются основные принципы
и взгляды на творчество. Во многом, творческие взгляды Блока сходились с взглядами Пушкина. Именно Александр Сергеевич впервые заявил о том, что поэт – это профессия. Поэт был свободным от каких-либо предрассудков, он был выше общественного мнения, только потому, что он поэт. И становилось совершенно не важно, каков человек был в обыденной жизни. Поэзия – это, своего рода, стремление к идеалу, чему-то высокому и недоступному. Сам творческий процесс, по-праву, считается таковым лишь тогда, когда он является ступенью в стремлении к высшему благу. Тема поэта и поэзии поднимается у Блока не часто, но каждое его стихотворение из этого блока важно для восприятия и осознания его творчества, в целом. Идея Блока, главным образом, заключается как раз в том, что поэт ни в коем случае не должен вплыть по течению и прислушиваться к тому, что говорит толпа. Толпа никогда не поймет, кроме того, может даже попытаться уничтожить поэта. Главной целью и задачей является уединение в мире идеальном, полный уход от жизненной суеты. Только в этом случае появится возможность реализовать истинное предназначение, как поэта. Так, Блок в течение всей жизни воспринимает свой дар к слову, прежде всего, как обязанность перед другими людьми. Исходя из сказанного, уйти в мир идеальный не представляется возможным. Ввиду раздвоения между реальным миром и тем самым прекрасны, человек не может априори пребывать спокойном и уравновешенном состояние, он не может находиться в гармонии с собой. Напротив, он чувствует боль от того, насколько контрастны эти миры. Спустя какое-то время, утвердилась новая концепция творчества Блока, которая была более глобальной, она ярко утверждала внутреннюю свободу поэта – это и было кульминационным моментом в жизни Блока. Поэт также пришел к мысли о том, что поэзия нив коем случае не может быть сиюминутной, она, главным образом, должна охватывать самые разные жизненные проявления, показывать сущность жизни, в частности и целом. Но ты художник, твердо веруй начала и концы. Ты знай, Где стерегут нас ад и рай. Тебе дано бесстрастной мерой Измерить все, что видишь ты…

Тема поэта и поэзии в творчестве А. А. Блока

Идейное и художественное своеобразие произведений того или иного автора определяется в первую очередь его творческой концепцией. В лирике творческая концепция формируется в стихотворениях, посвященных теме поэта и поэзии. В них устанавливаются основные принципы творчества, взгляды на предназначение поэта. Вопрос о роли поэта в обществе, о его влиянии на окружающий мир был впервые всерьез затронут поэтами XIX века. С именем А. С. Пушкина связано начало употребления слова «поэт» в качестве названия профессии, призвания. Такая творческая
концепция была принята поэтами начала XX века. Трактовка темы поэта и поэзии Блоком в определенные периоды его творчества сходна с пушкинской трактовкой этой темы. Несмотря на то что теме поэта и поэзии посвящено не так уж много стихотворений, все они чрезвычайно значимы для понимания всего творчества А. А. Блока. Как уже было сказано, трактовка темы творчества Блоком носила определенные черты пушкинского восприятия этой темы. Идея свободы поэта, его независимости от общественного мнения, превосходства над толпой проходит через все ранние стихотворения на тему творчества. Для Блока поэт выше любого представителя толпы уже потому, что он поэт, и совершенно неважно, каков он в жизни. Мотив несоответствия внешнего и внутреннего облика поэта также перешел в лирику Блока из творчества А. С. Пушкина. Для подтверждения этого достаточно сравнить стихотворение Блока «Поэты» и пушкинское стихотворение «Поэт», написанное в 1827 году. Поэт Пушкина: В заботах суетного света …малодушно погружен; Молчит его святая лира, Душа внушает хладный сон, Быть может, всех ничтожней он… Это определение в полной мере подходит и поэтам, которые живут там, где «за городом вырос пустынный квартал на почве болотной и жидкой». Они даже гораздо ничтожней, чем поэт Пушкина, но именно этим окончательно утверждается идея стихотворения «Поэт». Блок как бы дополняет Пушкина, он утверждает, что даже настолько опустившийся поэт, как тот, что «свой день посвящал вину и усердным работам», выше и чище духовно, чем «милый читатель» и «критик слепой», который «доволен собой и женой». Поэтому поэт не должен прислушиваться к мнению толпы, толпа противостоит поэту, она не понимает его, ибо ей доступны «и косы, и тучки, и век золотой». Кроме того, иногда толпа просто пытается уничтожить поэта: Там — он на эшафоте черном Слагает голову свою; Здесь — именем клеймят позорным Его стихи… Вследствие такого противоборства поэта и толпы определяются и основные задачи поэта, цель его творчества.

Читайте также:
Любовная лирика А.А. Блока («Когда замрут отчаянье и злоба», «Забывшие Тебя» «О доблестях о подвигах о славе»): сочинение

Все школьные сочинения по литературе

Тема поэта и поэзии в творчестве А. А. Блока

Идейное и художественное своеобразие произведений того или иного автора определяется в первую очередь его творческой концепцией. В лирике творческая концепция формируется в стихотворениях, посвященных теме поэта и поэзии. В них устанавливаются основные принципы творчества, взгляды на предназначение поэта. Вопрос о роли поэта в обществе, о его влиянии на окружающий мир был впервые всерьез затронут поэтами XIX века. С именем А. С. Пушкина связано начало употребления слова «поэт» в качестве названия профессии, призвания. Такая творческая концепция была принята поэта­ми начала XX века.

Трактовка темы поэта и поэзии Блоком в определенные периоды его творчества сходна с пушкинской трактовкой этой темы.

Несмотря на то что теме поэта и поэзии посвящено не так уж много стихотворений, все они чрезвычайно значимы для понимания всего творчества А. А. Блока. Как уже было сказано, трактовка темы творчества Блоком носила определенные черты пушкинского восприятия этой темы. Идея свободы поэта, его независимости от общественного мнения, превосходства над толпой проходит через все ранние стихотворения на тему творчества. Для Блока поэт выше любого представителя толпы уже потому, что он поэт, и совершенно неважно, каков он в жизни. Мотив несоответствия внешнего и внутреннего облика поэта также перешел в лирику Блока из творчества А. С. Пушкина. Для подтверждения этого достаточно сравнить стихотворение Блока «Поэты» и пушкинское стихотворение «Поэт», написанное в 1827 году. Поэт Пушкина:

В заботах суетного света

Молчит его святая лира,

Душа внушает хладный сон,

Быть может, всех ничтожней он.

Это определение в полной мере подходит и поэтам, которые живут там, где «за городом вырос пустынный квартал на почве болотной и жидкой». Они даже гораздо ничтожней, чем поэт Пушкина, но именно этим окончательно утверждается идея стихотворения «Поэт». Блок как бы дополняет Пушкина, он утверждает, что даже настолько опустившийся поэт, как тот, что «свой день посвящал вину и усердным работам», выше и чище духовно, чем «милый читатель» и «критик слепой», который «доволен собой и женой».

Поэтому поэт не должен прислушиваться к мнению толпы, толпа противостоит поэту, она не понимает его, ибо ей доступ­ны «и косы, и тучки, и век золотой». Кроме того, иногда толпа просто пытается уничтожить поэта:

Там — он на эшафоте черном

Слагает голову свою;

Здесь — именем клеймят позорным

Вследствие такого противоборства поэта и толпы определяются и основные задачи поэта, цель его творчества. Она заключается в том, чтобы уйти от мира суеты в мир прекрасного. Только тогда поэт сможет реализовать свое предназначение:

Все сущее — увековечить,

Только тогда потомки скажут о нем:

Он весь — дитя добра и света,

Он весь — свободы торжество.

Такой подход к этой теме в ранние периоды творчества Блока был прежде всего связан с его приверженностью символистской школе, также пропагандировавшей уход поэта из мира реального в мир идеальный.

Однако позже в творчестве Блока происходит коренной перелом, меняется его представление о роли поэта, его начинает волновать все происходящее вокруг, он становится участником разворачивающихся событий. Блок, предчувствуя близящиеся перемены, принимает общую позицию интеллигенции, готовой погибнуть, но искупить свою «вину» перед народом. И уже вдохновенье велит поэту совсем не то, что раньше:

Моя свободная мечта

Все льнет туда, где униженье,

Где грязь, и мрак, и нищета.

Блок готов с радостью воспевать «сей мир ужасный», по­тому что он верит в приход нового, светлого мира. С миром же прежним поэт должен порвать, ибо нельзя совместить сразу два противоположных мира:

Пускай зовут: Забудь, поэт!

Вернись в красивые уюты!

Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!

В этом отношении показательна поэма Блока «Соловьиный сад». В духовном мире лирического героя поэмы отразились те противоречия, которые переживал сам Блок. Противоречия, связанные с пониманием долга поэта. Поэт, как и герой «Соловьиного сада», стоит перед выбором между личным, эгоистическим счастьем и пользой, при этом фактически жертвуя собой.

Идея жертвенности поэта сохраняется в поэзии Блока вплоть до поэмы «Двенадцать». После этого происходит самый глубокий кризис в творчестве поэта. Блок понимает, что «мир иной, обетованный и прекрасный» не придет, таким образом, Блок оказывается как бы вне времени и пространства: он отрекся от мира старого, не нашел мира нового. И тогда Блок вновь обращается к имени Пушкина, в котором он видел идеал поэта. В стихотворении «Пушкинскому Дому» отразилась новая творческая концепция Блока, концепция глобальная, утверждающая внутреннюю свободу поэта как наивысшую ценность. Здесь же отразилось и окончательное восприятие поэзии как рода художественной литературы. Поэзия не должна быть сиюминутной, она должна быть всеобъемлющей, охватывать самые различные, пусть и незначительные, жизненные проявления, находя в них красоту. В поэзии должны слышаться:

На торжественной реке,

С пароходом вдалеке —

и вообще все, что мило и дорого сердцу. Таким образом, тема творчества в лирике Блока прошла как бы три основных этапа, с которыми менялась трактовка поэтом данной темы. Первый период, связанный с влиянием символизма, утверждал необходимость отрыва поэта от суетного мира и обращения его к прекрасному. Для второго же этапа характерна прямо противоположная творческая концепция, требующая подчинения поэта законам времени. И наконец, последний этап, представленный фактически одним стихотворением, является объединяющим оба предыдущих этапа и как бы примиряющим поэта и окружающий его мир.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: