Тема пути в лирике А. А. Блока: сочинение

Тема пути в лирике А. А. Блока: сочинение

А. А. Блок родился в Петербурге в дворянской семье. Его отец был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. Мать занималась литературной деятельностью. Никто в семье его никогда не “преследовал”, все только любили и баловали. “Музыка старых русских семей” звучала вокруг ребенка. “Бабушки, тетушки, нянюшки”, красота окружающей природы, отдаленность и огражденность дома Бекетовых от всех проблем и невзгод жизни — все это формировало душу и сознание будущего поэта.

Но вот “Сашурочка” постепенно превратился в “Сашуру”, в “Сашу”. И Блока из его уютного бекетовского дома “позвал” внешний мир:

Погружался я в море клевера,

Окруженный сказками пчел.

Но ветер, зовущий с севера,

Мое детское сердце нашел.

Мир притягивает поэта своей новизной. Но его Блок называет “севером” — это тревожный, неизведанный край. Это было только предчувствие желанного и вместе с тем тревожного поворота в собственной судьбе, а окончательному разрыву с бекетовским домом послужила любовь Блока к Л. Д. Менделеевой. Это чувство помогает поэту выйти за пределы мира, созданного семьей. И он покидает родной бекетовский дом, уют и спокойствие меняет на неизвестность: “Я вышел в ночь. ”. Основная тема этого стихотворения — это путь жизненный, человеческий. Поэт называет внешний мир “ночью”, так как он не знает его и не готов к самостоятельной жизни, но Блок надеется все “узнать” и “понять”:

О, как понять, откуда стук,

Откуда будет слышен голос.

У каждого человека свой жизненный путь. У Блока — это путь познания, искания, это путь изменения человека.

Тема пути получает свое развитие в поэме “Соловьиный сад”. Мы видим непокой, смятение лирического героя, желание любви и успокоения. Но так как для Блока жизнь — это вечный поиск и движение, то необходим выбор: бекетовский дом или внешний мир. Душа лирического героя, да и самого поэта, раздваивается между любовью и долгом, между бекетовским долгом и внешним миром. Это смятение выражено в вопросе:

Наказанье ли ждет иль награда,

Если я уклонюсь от пути?

Лирический герой так и не находит покоя, он понимает необходимость выбора и одновременно его невозможность, ибо душа и сознание раздваиваются между любовью и долгом. Это трагическая тема. Лирический герой, погружаясь в новый для него мир, постепенно начинает узнавать и понимать его. Но тема пути, по Блоку, — это еще путь познания, искания.

Поэт “выходит” во внешний мир, в “ночь”, и начинается его самостоятельная жизнь, полная трудностей и препятствий.

В 1898—1904 годах А. Блок создает первый цикл — “Стихи о Прекрасной Даме”. Ранний период творчества поэта прошел под знаком мистически окрашенных мечтаний, “Стихи о Прекрасной Даме” стали попыткой Блока разобраться в вопросах, которые будут волновать его на протяжении всей жизни.

“Серафим из своего беспредметного мира упал прямо в петербургскую ночь”, — писал К. И. Чуковский в своей книге о Блоке. И действительно, в начале 900-х годов поэт открывает для себя кричащее противоречие реальной действительности. Это изменяет весь строй его поэтического мира.

В 1902—1904 годах Блок создает второй цикл стихов — “Распутья”. Уже само название говорит о пересмотре прежних идеалов и о поиске новых путей. “Распутья” воспринимаются поэмой познания конкретной жизни. Она еще не понята, но стремление проникнуть в тайны живого мира главенствует. В дальнейшем эта тема получит свое развитие в циклах стихов “Город” (1904— 1908), “Страшный мир” (1909—1915) и в других произведениях. Здесь на смену возвышенному поклонению приходит тревога. Все непонятно и страшно. Поэт пристально всматривается в новый мир и по-своему рассказывает о нем.

В конце 1903 года было написано стихотворение “Фабрика” , которое можно рассматривать как точку поворота на творческом пути Блока. Здесь он заговорил о несчастных, нищих, голодных людях, обездоленных, униженных, обманутых “сытыми”.

В соседнем доме окна жолты.

По вечерам — по вечерам

Скрипят задумчивые болты,

Подходят люди к воротам.

Так начинается стихотворение “Фабрика”. Слово “жолты” сразу привлекает своей орфографией. Этот эпитет поэт использует для выражения негативных чувств — отвращения, отчуждения. Другой “говорящий” эпитет стихотворения — черный. “Недвижный кто-то, черный кто-то” — воплощение страшных сил, насилия, надругательства над людьми. Здесь не назван этот “кто-то”: это и фабричный гудок (“Он медным голосом зовет”), и те неизвестные, которые “в жолтых окнах засмеются, что этих нищих провели”. Такая недоговоренность, жуткая таинственность только усиливает эмоциональное воздействие на читателя. Нетрудно догадаться, на чьей стороне автор. Поэт сочувствует, сострадает миру “нищих”, но он ужасается той покорности, которую проявляют люди:

Они войдут и разбредутся,

Навалят на спины кули.

Мотивы “Фабрики” получают свое дальнейшее развитие в творчестве Блока в период революционного подъема 1905 года. Место действия стихотворений — город. Каков же город Блока? Серый, туманный. У него серокаменное тело, тусклые площади, жители — серые виденья мокрой скуки. Переулки, улицы, тротуары. Жизнь кошмарна. “Забвенье купить” могут только люди, предающиеся пьянству, разврату, или самоубийцы. За картинами блоковского города узнается город конкретный — Петербург, он в тогдашнем восприятии и изображении поэта превращается в арену “странных и ужасных” происшествий. Это город “жуткий” и “демонический”, населенный фантастическими персонажами — безмолвными “черными человечками”, “пьяными красными карликами”, хохочущими “невидимками”. И надо всем царит грозный город: “И меня поглотили дома. ” В стихотворении “Сытые” из цикла “Город” Блок выражает искреннюю ненависть к миру “сытых”, которые “скучали и не жили”. Поэт рисует их мертвыми красками: “желтые” круги на лицах, “пергаментные речи”. Автор показывает антидуховность, мещанство, внутреннее убожество мира “сытых”.

Блок увидел, что внешний мир — это мир социального неравенства, социальной несправедливости, социального разъ единения, и поэтому — мир зла. В стихотворении “На железной дороге” читаем:

Любовью, грязью иль колесами

Она раздавлена — все больно.

Это стихотворение заканчивается смертью героини, которой раньше поклонялся Блок. Разрушены все надежды. Душевное состояние лирического героя выражено словом “больно”. Для поэта внешний мир — это еще мир боли и скорби. Нет здесь .радости и любви.

В цикле “Страшный мир” Блок заявляет новое понимание мира. Мы становимся свидетелями взаимоотношений героя со своей душой: “Взглянул в свое сердце. и плачу”, — потому что “на дне твоей души, безрадостной и черной, безверие и грусть”. Эта раздвоенность души героя свидетельствует об углублении драматизма. Окружающий мир сбивает душу человеческую с истинного пути, калечит жизнь людей. Но это происходит незаметно для самого человека:

Читайте также:
Тема любви в творчестве Блока: сочинение

Тело тихо холодело,

Пробудился: тридцать лет.

Хвать-похвать, — и сердца нет.

Таким образом, главное в пейзаже души лирического героя — страшно все.

Страшный мир — это не только мир внешний, но и мир внутренний, мир в душе лирического героя, так как это предчувствие гибели, смертельной усталости, это безрадостный мир.

Та же тема пути и в стихотворениях о России. Блок считал, что Россия как движение, как путь — это путь всего человечества к обретению идеала, гармонии. Вот что мы читали в письме к Станиславскому от 9 декабря 1906 года:

“Этой теме (теме родины) я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни. ”

Образ родины, России, “проявляется” в стихах Блока постепенно. Она будто открывает то один свой лик, то другой. Но одно чувство пронизывает все стихи поэта — это чувство безоглядной любви. “Как и жить и плакать без тебя”, — восклицает Блок, в России для него все — “жизнь или смерть, счастье иль погибель”.

Таким образом, мы видим, что лирический герой поэмы Блока, выйдя в “ночь” и поставив перед собой задачу “узнать, понять”, добивается цели. Путь этот сложен и труден, но познаваем. Личность творит сама себя. Тема пути — это тема самоопределения, процесс духовного движения. И несмотря на весь трагизм, Блок заявляет: “И я люблю сей мир ужасный!”

Сочинение: Тема пути в лирике А. А. Блока

А. А. Блок родился в Петербурге в дворянской семье. Его отец был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. Мать занималась литературной деятельностью. Никто в семье его никогда не “преследовал”, все только любили и баловали. “Музыка старых русских семей” звучала вокруг ребенка. “Бабушки, тетушки, нянюшки”, красота окружающей природы, отдаленность и огражденность дома Бекетовых от всех проблем и невзгод жизни — все это формировало душу и сознание будущего поэта.

Но вот “Сашурочка” постепенно превратился в “Сашуру”, в “Сашу”. И Блока из его уютного бекетовского дома “позвал” внешний мир: Погружался я в море клевера, Окруженный сказками пчел.

Но ветер, зовущий с севера, Мое детское сердце нашел.

Мир притягивает поэта своей новизной. Но его Блок называет “севером” — это тревожный, неизведанный край. Это было только предчувствие желанного и вместе с тем тревожного поворота в собственной судьбе, а окончательному разрыву с бекетовским домом послужила любовь Блока к Л. Д. Менделеевой. Это чувство помогает поэту выйти за пределы мира, созданного семьей. И он покидает родной бекетовский дом, уют и спокойствие меняет на неизвестность: “Я вышел в ночь. ”. Основная тема этого стихотворения — это путь жизненный, человеческий. Поэт называет внешний мир “ночью”, так как он не знает его и не готов к самостоятельной жизни, но Блок надеется все “узнать” и “понять”: О, как понять, откуда стук, Откуда будет слышен голос.

У каждого человека свой жизненный путь. У Блока — это путь познания, искания, это путь изменения человека.

Тема пути получает свое развитие в поэме “Соловьиный сад”. Мы видим непокой, смятение лирического героя, желание любви и успокоения. Но так как для Блока жизнь — это вечный поиск и движение, то необходим выбор: бекетовский дом или внешний мир. Душа лирического героя, да и самого поэта, раздваивается между любовью и долгом, между беке-товским долгом и внешним миром. Это смятение выражено в вопросе: Наказанье ли ждет иль награда, Если я уклонюсь от пути? Лирический герой так и не находит покоя, он понимает необходимость выбора и одновременно его невозможность, ибо душа и сознание раздваиваются между любовью и долгом. Это трагическая тема. Лирический герой, погружаясь в новый для него мир, постепенно начинает узнавать и понимать его. Но тема пути, по Блоку, — это еще путь познания, искания.

Поэт “выходит” во внешний мир, в “ночь”, и начинается его самостоятельная жизнь, полная трудностей и препятствий.

В 1898—1904 годах А. Блок создает первый цикл — “Стихи о Прекрасной Даме”. Ранний период творчества поэта прошел под знаком мистически окрашенных мечтаний, “Стихи о Прекрасной Даме” стали попыткой Блока разобраться в вопросах, которые будут волновать его на протяжении всей жизни.

“Серафим из своего беспредметного мира упал прямо в петербургскую ночь”, — писал К. И. Чуковский в своей книге о Блоке. И действительно, в начале 900-х годов поэт открывает для себя кричащее противоречие реальной действительности. Это изменяет весь строй его поэтического мира.

В 1902—1904 годах Блок создает второй цикл стихов — “Распутья”. Уже само название говорит о пересмотре прежних идеалов и о поиске новых путей. “Распутья” воспринимаются поэмой познания конкретной жизни. Она еще не понята, но стремление проникнуть в тайны живого мира главенствует. В дальнейшем эта тема получит свое развитие в циклах стихов “Город” (1904— 1908), “Страшный мир” (1909—1915) и в других произведениях. Здесь на смену возвышенному поклонению приходит тревога. Все непонятно и страшно. Поэт пристально всматривается в новый мир и по-своему рассказывает о нем.

В конце 1903 года было написано стихотворение “Фабрика” , которое можно рассматривать как точку поворота на творческом пути Блока. Здесь он заговорил о несчастных, нищих, голодных людях, обездоленных, униженных, обманутых “сытыми”.

В соседнем доме окна жолты.

По вечерам — по вечерам Скрипят задумчивые болты, Подходят люди к воротам.

Так начинается стихотворение “Фабрика”. Слово “жолты” сразу привлекает своей орфографией. Этот эпитет поэт использует для выражения негативных чувств — отвращения, отчуждения. Другой “говорящий” эпитет стихотворения — черный. “Недвижный кто-то, черный кто-то” — воплощение страшных сил, насилия, надругательства над людьми. Здесь не назван этот “кто-то”: это и фабричный гудок (“Он медным голосом зовет”), и те неизвестные, которые “в жолтых окнах засмеются, что этих нищих провели”. Такая недоговоренность, жуткая таинственность только усиливает эмоциональное воздействие на читателя. Нетрудно догадаться, на чьей стороне автор. Поэт сочувствует, сострадает миру “нищих”, но он ужасается той покорности, которую проявляют люди: Они войдут и разбредутся, Навалят на спины кули.

Читайте также:
Как решить «поэтическую тайну» стихотворения «Незнакомка»: сочинение

Мотивы “Фабрики” получают свое дальнейшее развитие в творчестве Блока в период революционного подъема 1905 года. Место действия стихотворений — город. Каков же город Блока? Серый, туманный. У него серокаменное тело, тусклые площади, жители — серые виденья мокрой скуки. Переулки, улицы, тротуары. Жизнь кошмарна. “Забвенье купить” могут только люди, предающиеся пьянству, разврату, или самоубийцы. За картинами блоковского города узнается город конкретный — Петербург, он в тогдашнем восприятии и изображении поэта превращается в арену “странных и ужасных” происшествий. Это город “жуткий” и “демонический”, населенный фантастическими персонажами — безмолвными “черными человечками”, “пьяными красными карликами”, хохочущими “невидимками”. И надо всем царит грозный город: “И меня поглотили дома. ” В стихотворении “Сытые” из цикла “Город” Блок выражает искреннюю ненависть к миру “сытых”, которые “скучали и не жили”. Поэт рисует их мертвыми красками: “желтые” круги на лицах, “пергаментные речи”. Автор показывает антидуховность, мещанство, внутреннее убожество мира “сытых”.

Блок увидел, что внешний мир — это мир социального неравенства, социальной несправедливости, социального разъ единения, и поэтому — мир зла. В стихотворении “На железной дороге” читаем: Любовью, грязью иль колесами Она раздавлена — все больно.

Это стихотворение заканчивается смертью героини, которой раньше поклонялся Блок. Разрушены все надежды. Душевное состояние лирического героя выражено словом “больно”. Для поэта внешний мир — это еще мир боли и скорби. Нет здесь .радости и любви.

В цикле “Страшный мир” Блок заявляет новое понимание мира. Мы становимся свидетелями взаимоотношений героя со своей душой: “Взглянул в свое сердце. и плачу”, — потому что “на дне твоей души, безрадостной и черной, безверие и грусть”. Эта раздвоенность души героя свидетельствует об углублении драматизма. Окружающий мир сбивает душу человеческую с истинного пути, калечит жизнь людей. Но это происходит незаметно для самого человека: Тело тихо холодело, Пробудился: тридцать лет.

Хвать-похвать, — и сердца нет.

Таким образом, главное в пейзаже души лирического героя — страшно все.

Страшный мир — это не только мир внешний, но и мир внутренний, мир в душе лирического героя, так как это предчувствие гибели, смертельной усталости, это безрадостный мир.

Та же тема пути и в стихотворениях о России. Блок считал, что Россия как движение, как путь — это путь всего человечества к обретению идеала, гармонии. Вот что мы читали в письме к Станиславскому от 9 декабря 1906 года: “Этой теме (теме родины) я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни. ” Образ родины, России, “проявляется” в стихах Блока постепенно. Она будто открывает то один свой лик, то другой. Но одно чувство пронизывает все стихи поэта — это чувство безоглядной любви. “Как и жить и плакать без тебя”, — восклицает Блок, в России для него все — “жизнь или смерть, счастье иль погибель”.

Таким образом, мы видим, что лирический герой поэмы Блока, выйдя в “ночь” и поставив перед собой задачу “узнать, понять”, добивается цели. Путь этот сложен и труден, но познаваем. Личность творит сама себя. Тема пути — это тема самоопределения, процесс духовного движения. И несмотря на весь трагизм, Блок заявляет: “И я люблю сей мир ужасный!”

Тема и образ России в творчестве Блока (в лирике, стихах) сочинение

Основной темой творчества Блока является тема Родины. Образ России проходит через всю лирику поэта, начиная с самых первых произведений. Отечество предстает в его стихах то в образе старой загадочной Руси, то, как революционная страна, ставшая на путь индустриализации. В развитии промышленности Блок видит будущее России. Даже такое далекое, казалось бы, событие как Куликовская битва нашло отражение в его творчестве.

“О, Русь моя! Жена моя!” с такими словами Блок обращается к Родине в цикле стихов «На поле Куликовом». Это подчеркивает то, что он относится к ней как к живому родному существу. В произведении перед читателем открываются картины, в которых страна предстает в огне, крови и дыму. Истерзанной, но не сломленной, гордой.

Совсем другой Россию можно увидеть в стихотворении «Русь». Это загадочная земля, наполненная преданиями, сказаниями, суевериями. Здесь обитают ведуны с ворожеями, здесь можно встретить с «мутным взором колдуна», чертей и ведьм. Это дико страшно таинственно, и в то же время прекрасно. Но за такими сказочными, казало бы, образами прослеживается совсем другая действительность: образ нищей убогой жизни. Это прослеживается всего лишь в нескольких словах произведения: «утлое жилье», «страны родимой нищету», «в лоскутах ее лохмотий». А разгадка тайны, которая присутствует в стихотворении в том, что Русь “укачала на своих просторах живую душу”, не запятнав ее начальной чистоты.

Еще с одной стороны страна открывается в стихотворении «Россия». В произведение отсутствует мистика, все образы носят вполне реальный характер. Поэт обращает внимание на то, что Россия остается такой же «как в годы золотые», она все та же «лес, да поле». Несмотря на тяжелую жизнь русского народа, стихотворение наполнено нескончаемой любовью к родине. Верой в лучшее: «не пропадешь, не сгинешь ты».

Блок чувствует свою неразрывную связь с Россией, с народом, с судьбой страны. Творчество Блока тесно перекликается с творчеством Лермонтова и Некрасова. Можно встретить немало сходства в форме и размере стиха, и, что самое главное, в их содержание. Ведь лирика этих поэтов наполнена гордостью, уважением и любовью к России.

Блок жил в годы революции, поэтому его лирика не могла пройти стороной мимо вопроса будущего страны. В чем же видит будущее России Блок? Конечно же, в обновлении, в создании фабрик и мануфактур, в развитии промышленности. Таким образом, творчество поэта охватывает достаточно большой период из жизни страны. В начале это загадочная таинственная Русь, страна разбитых дорог и нищих деревень. В более поздних стихах Родина преображается и становится местом, где дым заводов и фабрик возвещает о приближении новой жизни русского народа.

Сочинение Тема России в лирике Блока

Тема России занимает одно их главных мест в творчестве Блока. Он придерживался её всю жизнь. Будучи молодым, он пишет про богатую историю страны, затрагивает монголо-татарское иго. А потом закономерно перетекает в цикл «На поле Куликовом». Именно на этом поле решалась судьба России, именно здесь русское войско одержало победу над монголо-татарами. А его фраза: «И вечный бой! Покой нам только снится…» стала крылатой.

Читайте также:
Судьба человека в стихах «На железной дороге»: сочинение

«Рождённые в года глухие…» Стихотворение показывает обречённость ровесников поэта. Он их называет всех «дети страшных лет России».

Эту фразу вложил в уста одной из своих героинь Борис Васильев в повести «А зори здесь тихие». Вот именно это стихотворение читает вслух студентка Соня Гурвич, она очень любит Блока. И эта фраза приобретает конкретный смысл. Девушка погибает за Россию от рук фашистов. Она тоже дитя «страшных лет России».

Россия никогда не застынет, не закостенеет. Её ждёт много перемен хороших и плохих. И не видно конца, только мелькают верстовые столбы. Для Блока Россия не мать, она – жена, невеста. Он так и пишет: «О Русь! Жена моя!» В другом стихотворении называет её «невестой». Сравнивает свою любовь к родине с любовью к женщине.

Стихотворение «Сытые» – это отклик Блока на события 1905 года, первая русская революция. Он надеется, что грядущие перемены изменят жизнь людей в лучшую сторону. Сколько же можно жить в доме без света!

Ещё одна, ставшая крылатой фраза о том, что к России надо подходить с особой меркой, а не мерить традиционным «аршином». У неё своя особая судьба. Она не поддаётся никаким расчётам, таинственная и непредсказуемая, как истинная женщина. В неё надо просто верить.

Социалистическая Революция 1917 года получила отражение в поэме «Двенадцать». Прежняя забитая Россия перестала существовать. Грандиозные перемены в России всегда сопровождаются погромами и пьянками. Вот и тут Блок пишет про грабежи и разгул в Петрограде. Но, несмотря на все издержки, поэт принимает революцию.

Поэт верил в свою страну. Верил в то, что пройдя свой нелёгкий путь, хлебнув горя и предательства, Россия всё-равно останется великой державой. Эти слова очень своевременны в наши дни.

В своих произведениях о России поэт стирает границу между вымыслом и реальностью. Поэтому, в поэме «Двенадцать» красногвардейцы представлены в виде ангелов, и вместе с ними идёт Иисус Христос. Конечно, это довольно трудно для восприятия.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема России в творчестве Блока

Популярные сегодня темы

Древнерусское произведение представляет собой эпическую поэму, созданную неизвестным автором, предположительно старым монахом, повествование которой посвящено реальным событиям, произошедшим в русской истории

Мне кажется, любовь к родине является делом довольно личным и не требует какого-то публичного оглашения и обсуждения. Конечно, для того чтобы углубиться в эту тему, возможно почитать какую-то

Произведение М. М. Пришвина «Выскочка» повествует о появлении в доме осенним днем собаки охотничьей породы, которой дали кличку Бия. Именно так называется одна из рек Сибири, откуда и прибыло это животное

Первый человек, который встречается в пьесе – это простой мещанин по фамилии Кулигин. По своей натуре он мечтатель и смог даже освоить профессию механика. Правда не сильно углубляясь в детали.

В качестве примера счастья из литературы мне хотелось бы предложить рассказ Рюноске Акутагавы, который и называется Счастье. Мне кажется, здесь рассуждения о счастье и его понимании человеком отражаются довольно точно и правдоподобно

Тема пути в лирике А. А. Блока

А. А. Блок родился в Петербурге в дворянской семье. Его отец был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. Мать занималась литературной деятельностью. Никто в семье его никогда не “преследовал”, все только любили и баловали. “Музыка старых русских семей” звучала вокруг ребенка. “Бабушки, тетушки, нянюшки”, красота окружающей природы, отдаленность и огражденность дома Бекетовых от всех проблем и невзгод жизни – все это формировало душу и сознание будущего поэта.
Но вот “Сашурочка” постепенно

Related posts:

Тема России в лирике А. Блока Тема родины, России занимала в творчестве А. Блока особенное место. Россия народная, природная, с ее историей, традициями, нераскрытым, но огромным духовным потенциалом, давала мужество поэту и надежду на будущее. В декабре 1908 года А. Блок напишет К. Станиславскому: “… стоит передо мной моя тема, тема о России. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь”. […].

Тема поэта и поэзии в лирике А. Блока Печальная доля – так сложно, Так трудно и празднично жить, И стать достоянъем доцента, И критиков новых плодить… А. А. Блок Тема поэта и поэзии имеет в классической литературе глубокие корни и традиции. Александр Блок тоже отдал дань этой теме очень оригинально, без излишнего пафоса и напыщенности. В стихотворениях “Друзьям” и “Поэты” автор нарочито сгущает […].

Тема родины в лирике А. Блока В сборник стихов о России, наряду с новыми, впервые появившимися стихами, были помещены стихи, напечатанные несколько лет назад. И каждое стихотворение несет в себе определенную идейную нагрузку, оно – своеобразное звено в цепи. Открывается книга циклом стихов о Куликовом поле. Этот цикл задает тон всему сборнику – просветленную грусть и мудрую любовь поэта к России, […].

Тема любви в творчестве Блока Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о Прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в русской литературе революционной поэмой “Двенадцать”. Ранний период творчества поэта прошел под знаком религиозных раздумий. В 1904 году он создает цикл “Стихов о Прекрасной Даме”, полных тревоги, ощущения близкой катастрофы. Поэт […].

“Страшный мир” в лирике А. А. Блока Александр Блок был романтическим поэтом не только по системе отображения жизни, но и по духу ее восприятия. Он творил в порыве вдохновения, и эта способность осталась у него на всю жизнь. Через душу А. Блока прошли все потрясения его времени. Лирический герой его произведений заблуждался, радовался, отрицал, приветствовал. Это был путь поэта к людям, путь […].

“Мелодией одной звучат печаль и радость… ” (Тема любви в лирике А. Блока) … Трагический тенор эпохи. А. Ахматова Существует такое расхожее представление, что слова “любовь” и “символизм” являются едва ли не абсолютными синонимами. Основанием для такого мнения служит как принадлежность большинства символистов (Зинаида Гиппиус, Андрей Белый, Константин Бальмонт и другие) к чистым лирикам, главным содержанием творчества которых было отражение в поэзии чувств, и прежде всего любви, так […].

Читайте также:
Раздается мерный шаг (По поэме А. Блока Двенадцать): сочинение

Тема Родины в творчестве Александра Блока “Рано или поздно все будет по-новому, потому что жизнь прекрасна”, – писал Блок. Источником этой спасительной веры была для него Россия. К теме родной земли так или иначе обращались многие поэты, но каждый по-своему понимал знакомую для всех нас Россию. Не является исключением и Александр Блок. Тема родины – одна из важнейших в его поэзии. […].

Образ России в лирике А. А. Блока Теме России я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. А. Блок “Кругом тонула Россия Блока”, – именно так писал в поэме “Хорошо” Маяковский, говоря о явлении, которого ни до, ни после не было. Россия для Блока не просто тема, это целый мир, наделенный своими чертами, заполненный особыми образами и символами. Вновь и вновь поэт возвращается к […].

Тема родины в творчестве А. Блока Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь! Н. А. Некрасов К теме родной земли так или иначе обращались многие поэты, но каждый по-своему понимал знакомую для всех нас Россию. Не является исключением и Александр Блок. Тема родины – одна из важнейших в его поэзии. Блок не сразу нашел […].

Тема Родины в творчестве А. А. Блока О, Русь моя! Жена моя. А. А. Блок Основная часть творчества Александра Блока относится к дореволюционному периоду, времени полной дискредитации человеческих чувств. В этом мире все фальшиво и продажно: и дружба, и любовь, и сострадание… Единственным чистым чувством остается для Блока любовь к Родине. Только на нее может опереться истерзанная одиночеством, непониманием окружающих и фальшью […].

Тема любви в поэзии А. А. Блока и С. А. Есенина Творческий путь как А. А. Блока, так и С. А. Есенина был сложным и трудным, исполненным резких противоречий, но в конечном счете прямым и неуклонным. Я думаю, что понять поэта – это войти в мир его волшебства, приобщиться к тайне восприятия им окружающего нас мира. А мир А. Блока и С. Есенина – это их […].

Социальные мотивы в лирике А. А. Блока Пускай зовут: забудь, поэт! Вернись в красивые уюты! Нет? Лучше сгинуть в стуже лютой! Уюта – нет. Покоя – нет. А. Блок. Поэтическое творчество А. Блока – одного из величайших поэтов в истории русской лирики – было насыщено духом современной ему эпохи, противоречивой, тревожной, пронизанной ощущением близкой катастрофы. Его поэзия стала воплощением духовных исканий русской […].

Тема поэта и поэзии в творчестве А. А. Блока Идейное и художественное своеобразие произведений того или иного автора определяется в первую очередь его творческой концепцией. В лирике творческая концепция формируется в стихотворениях, посвященных теме поэта и поэзии. В них устанавливаются основные принципы творчества, взгляды на предназначение поэта. Вопрос о роли поэта в обществе, о его влиянии на окружающий мир был впервые всерьез затронут поэтами […].

Поэтический образ России в лирике А. А. Блока А. А. Блок всегда говорил, что теме Родины он посвящает все свое творчество. Образ России присутствует практически во всех его произведениях, от самых ранних, юношеских, до последних. Отечество для Блока – маяк, который освещает весь его творческий путь. Если проследить этот путь от начала до конца, то можно увидеть Россию во всем ее многообразии. Блок […].

Образ России в лирике А. Блока Теме России я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. А. Блок Александр Александрович Блок творил и жил на рубеже двух столетий. Это был по праву последний великий поэт старой России, и вместе с тем с его именем связано открытие первой страницы в истории советской и русской поэзии. Больше всего привлекает меня в поэзии этого автора тема […].

Мечты и действительность в лирике А. А. Блока Александр Блок – выдающееся явление в русской поэзии. Это один из наиболее замечательных поэтов “серебряного века” и яркий представитель символистов. От символизма он не отступал, по сути, никогда: ни в юношеских стихах, полных туманов и грез, ни в более зрелых произведениях. Лирика Блока во всем ее многообразии представляет собой, в сущности, единое произведение (так утверждал […].

“Душа парила ввысь и там звезду нашла” (По лирике А. А. Блока) О, я хочу безумно жить! Все сущее – увековечить, Безличное – очеловечить, Несбывшееся – воплотить! А. Блок Блок! Без него я не могу представить нашу большую литературу. Владимир Маяковский писал: “Творчество Александра Блока – целая поэтическая эпоха”. Блок как бы соединяет два века русской культуры. В ранних стихах он продолжает традиции интимной лирики Жуковского, Фета, […].

Тема родины в произведениях А. А. Блока и В. В. Маяковского Александр Блок и Владимир Маяковский – два великих русских поэта. Сравнивать их творчество нелегко, так как в идейном и стилевом отношении они очень сильно отличаются друг от друга. Если Блок относился к символистам (представителям наиболее сильного литературного течения конца XIX-начала XX в.) и его творчество во многом основывалось на традициях золотого – пушкинского – века […].

Тема “страшного мира” в поэзии А. Блока “Страшный мир! Он для сердца тесен!” (по лирике Блока) Александр Александрович Блок – поэт – символист. Заставляют читателя задуматься, домыслить до конца, постараться самостоятельно найти ответы на жизненно важные вопросы, которые автор задает себе и людям. Каждый смех имеет свою необычную мелодию и ритм, что помогает нам не только представить нарисованную картину, но и услышать […].

Тема Родины в поэзии Блока Общеизвестна поэтическая метафора: “Родина-мать”. В облике женщины-матери, в частности, на плакатах периода Великой Отечественной войны часто изображали Родину русские художники. В литературоведении данный метод именуется “олицетворением”. Например, образ Правды может появиться в облике женщины в лохмотьях, это будет являться символом ее гонимости и неприкаянность, а образ Справедливости – в обличье женщины с весами в руках […].

Читайте также:
Анализ стихотворения А.Блока В ресторане: сочинение

Стихотворение А. А. Блока “Россия” Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые – Как слезы первые любви! Тема Родины – тема России – занимала особое место в жизни А. Блока, она была для него поистине всеобъемлющей. Он считал тему о России своей темой, которой сознательно посвящал жизнь. У поэта с Россией образовалась явственная, кровная связь. Особое […].

Тема России в творчестве А. А. Блока По словам самого Блока, тема России – главная в его поэзии. Блок обратился к этой теме уже в самом начале своего творческого пути и остался верен ей до конца жизни. Стихотворение “Гамаюн, птица вещая” стало первым произведением юного Блока, посвященным судьбе России. Уже в нем встает тема исторического пути родины, ее трагической истории. Птица Гамаюн […].

Тема любви в поэзии А. Блока и С. Есенина Большое место в художественной литературе занимают лирические произведения. Они, как правило, не посвящаются событиям и людям, а раскрывают эмоциональное состояние человека (тоску, грусть, печаль или радость). Лирика показывает красоту внешне незначительных предметов, ее нужно уловить и объяснить. Примером лирической поэзии А. Блока является цикл стихотворений “О прекрасной даме”. Он создавался на протяжении двух лет. Все […].

Тема России в творчестве М. Ю. Лермонтова и А. А. Блока Тему России можно рассмотреть в творчестве двух поэтов XIX и XX вв. – Лермонтова и Блока, так как в их взглядах на родину много общего, Эта тема проходит через все творчество и Лермонтова, и Блока. У них она ярко выражена, эти поэты сознательно работали над ней. Этого нельзя заметить, например, у Пушкина: в его творчестве, […].

Эволюция образа прекрасной дамы в лирике А. А. Блока Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне – изменишь облик Ты, И дерзкое возбудишь подозренъе, Сменив в конце привычные черты. А. Блок С именем Блока в нашем представлении связан, прежде всего, образ романтического поэта, воспевающего в своих стихах идеальную возлюбленную, воплощение совершенной женственности и красоты. Появление этого мотива (скорее, даже лейтмотива раннего […].

Тема дороги, пути в поэмах “Мертвые души” Н. В. Гоголя и “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова В своих поэмах Н. В. Гоголь и Н. А. Некрасов решили обзорно показать жизнь всей Руси. Понятно, что такая глобальная задача не под силу одному человеку, поэтому Гоголь ограничился описанием жизни уездного города и его окрестностей, а Некрасов – нескольких смежных деревень. Основным сословием, выбранным для описания, у Гоголя является мелкопоместное дворянство, а у Некрасова […].

Прекрасная дама в лирике А. А. Блока Забудем дольний шум. Явись ко мне без гнева, Закатная, Таинственная Дева, И завтра и вчера огнем соедини. А. Блок Лирика любви и природы, полная неясных предчувствий, таинственных намеков и иносказаний, – так можно охарактеризовать ранний период творчества Александра Блока, прекрасного поэта серебряного века. В то время он был погружен в изучение идеалистической философии (особенно близка […].

Тема революции в поэме А. Блока “Двенадцать” Это первая крупная послеоктябрьская поэма в русской литературе. В ней нашли свое отражение не только революционная современность, но и мысли целого поколения интеллигентов, к числу которых относился и Александр Блок. В “Двенадцати” поэт поднялся к грандиозным социальным обобщениям. Характерную особенность произведения составляет органическое слияние реалистического и романтического. В самом ее названии намечается связь с легендой […].

Тема революции в поэме А. А. Блока “Двенадцать” Поэма “Двенадцать” была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков, наконец, разгон Учредительного собрания, первого российского парламента. Интеллигентами того круга, к которому относился А. Блок, все эти события воспринимались как национальная трагедия, как погибель русской земли, на […].

Трагедия любви в лирике А. А. Блока В моей душе любви весна Не сменит бурного ненастья… А. Блок Говорят, что каждый мужчина через всю жизнь бережно проносит в своих мыслях и мечтах созданный еще в юношеские годы образ своей Дульсинеи Тобосской, своей Прекрасной Дамы. И с годами этот образ только лишь слегка изменяется. И как бы ни складывалась личная жизнь, каждый все […].

Образы русской природы в стихах А. Блока о России За снегами, лесами, степями Твоего мне не видно лица. Только лъ страшный простор пред очами, Непонятная ширь без конца? А. Блок Тонкий лирик и психолог, Блок удивительно точно и зримо отражает в своих произведениях картины природы России. Он не идеализирует окружающее. Ему милы убогие и скучные пейзажи родной страны. Его мистическому настроению и меланхолии близка […].

Ліричний герой поезії О. Блока I. Олександр Блок – поет, наділений божественним даром. II. Особливості ліричного героя О. Блока. 1. Входження Блока в літературу як співця “туманної любові, неземної і піднесеної” (гармонійність віршованої мови, натхенність і вишуканість почуттів ліричного героя в ранніх віршах Блока). 2. Драматична суперечка ліричного героя з вульгарним буржуазним побутом (“Незнайомка” – виникнення романтичного, піднесеного любовного переживання […].

Тема любви в лирике А. С. Пушкина (3) Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в его лирике. Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. Античные поэты считали чувство любви самым главным: в нем они черпали вдохновение, любовь обогащала их духовно. На священных чувствах любви и дружбы полностью основывается такое литературное направление, как сентиментализм. Большое место тема любви […].

Пророчество поэта А. А. Блока И черная, земная кровь Сулит нам, раздувая вены, Все разрушая рубежи, Неслыханные перемены, Невиданные мятежи… А. Блок Поэты вообще обладают свойством предугадывать будущее, не только свое личное, но и целой страны. Александр Блок особенно отличался этим даром. Но мне все же кажется, что пророчество Блока надо понимать как общий вывод здравомыслящих честных людей того времени. […].

Тема поэта и поэзии в лирике Н. А. Некрасова Н. А. Некрасов пишет в то время, когда в русской литературе безраздельно господствует проза, в эпоху непоэтическую. Именно в такие моменты поэту особенно важно определить назначение поэта и роль поэзии в жизни, оправдать необходимость своего творчества. И Н. А. Некрасову приходится искать новую аудиторию, новые направления в лирике. Русская поэтическая традиция создала два устойчивых образа […].

Читайте также:
Роль цикла Стихи о Прекрасной Даме в творчестве А. А. Блока: сочинение

Образ поэта и тема творчества в лирике М. Ю. Лермонтова (1) Тема творчества – одна из центральных в лирике М. Ю. Лермонтова. Герой уже ранних стихотворений, по мироощущению тождественный самому Лермонтову, размышлял о смысле жизни, о назначении поэта и поэзии. Идеалом для него стал Байрон, английский поэт-романтик. Лермонтова увлекала бунтарская поэзия Байрона, его протест против деспотизма власти, тирании. Мотивы безверия, разочарования, одиночества, вызванные конфликтом с несовершенным […].

Лирический герой А. А. Блока (2) Лирический герой Блока – это постоянно меняющийся человек, ведомый жаждой познания истины, отдающийся сполна чувству любви и прекрасного. В поэзии Александра Блока – живой, яркий характер самого поэта. Лирический герой Блока проходит через все, что испытал сам поэт. Это жажда жизни и уныние, взлеты и разочарования, вера и опустошенность… Ранние стихотворения А. Блока полны романтики […].

Тема поэта и поэзии в лирике В. Маяковского Двадцатый век – это век колоссальных общественных противоречий и потрясений. Каждый век нуждается в собственном поэте, который сделал бы “боль времен своею собственной болью”. Таким поэтом своего времени был В. Маяковский. С его мощной, властно вошедшей в наше сознание и литературу поэзией связано очень многое. Он первый, используя свой необыкновенный ритм, соединил политику и лирику. […].

Тема поэта и поэзии в лирике Николая Гумилева Роль поэзии в жизни – ключевое место в мировоззрении поэта. Это та социальная ниша, которая позволяет поэту чувствовать себя нелишним в обществе и мире вообще. По способу определения места поэзии авторов можно разделить на два “лагеря”: на тех, кто считает поэзию дополнением (разумным) к общественному долгу, и тех, кто ставит ее во главу угла, почитает […].

Три встречи с любовью (по лирике Пушкина, Тютчева, Блока) Только влюбленный имеет право На звание человека. А. Блок Снова и снова обращаемся к вечной теме. Теме, не имеющей границ, не признающей временной определенности. Вспыхивающей, как взрыв вулкана, врывающейся в земную атмосферу искрой-кометой. Ищущей именно поэта, ибо кто еще так сможет выразить бешеную силу чувства… 1825 год. Псковские леса. Одиночество, замкнутость в маленьком родовом имении. […].

Тема Родины в лирике Блока – сочинение

Александр Блок из-за своей тонкой душевной натуры и сострадания к любимой отчизне всегда упоминал и писал в своих произведениях о родине. Много работ посвящено любимой стране.

  1. Сочинение Родина в поэзии Блока
  2. Образ Родины у Блока – короткие сочинения
  3. Тема Родины в творчестве Блока
  4. Эссе про Родину в стихах Блока
  5. Анализ стихотворения «Россия» Блока

Сочинение Родина в поэзии Блока

Кто из людей не думал на тему Родины, что это земля где ты живешь или это страна, в которой ты родился это вечный вопрос. Тему Родины затрагивали и поэты, но каждый по-своему.

Каждый из них переживал за страну по-своему кто всерьез, кто просто ради приличия все по-разному. Кто-то любил Родину за природу, кто-то переживал за страну и народ. У всех Родина одна, но видели, они ее по-разному.

А. Блок, прежде чем преступить к написанию произведений про Родину попробовал много других направлений. Но про Россию, про Родину он начал писать, после того как увлекся окружающим миром вокруг себя.

В глазах поэта Родина выглядела по-разному как две стороны одной медали. Вроде бы все хорошо и все всем довольны с другой бедность и нищета простых людей. Он как можно лучше раскрыл тему многогранности и величии России развитие экономики и промышленности и безработицу на улицах.

В итоге главное, что видим мы во всех его произведениях, – это бесконечная любовь поэта и вера в силу и возможности России. Он полон уверенности в том, что, сколько бы не пришлось пережить страданий и падений, она все равно выстоит, и будет идти, вперед, развиваться и становиться более сильной.

Все испытания, которые выпали на ее пути это все мелочи, они делают ее только совершеннее и могущественней.

А. Блок видит не только современную любимую ему Родину. Он показывает все ее внутренние богатства и путь дальнейшего развития своей страны. Он представляет ее в своих произведениях во всей красе, рисуя разные ее образы. То он описывает ее, как волшебную страну, населенную тайной, то предстает она в образе молодой и сильной женщины.

Для поэта Россия выглядит, словно многодетная мать, выращивающая кучу детей и которая хочет успеть помочь всем и сразу. Эта женщина, которая отдала все свои силы и теперь ждет от своих сыновей и дочерей тепла и ласки. она ждет ответной любви от своих чад.

Но есть и противоречия где поэт наоборот видит ее юной и дерзкой девушкой. Которая пытается все делать по-своему, ей не кто не указ, что захотела, сделала, захотела пошла вперед, не спрашивая не у кого разрешения. Вот такой он видит свою Родину Россию матушку.

Образ Родины у Блока – короткие сочинения

Вариант 1

Для А. А. Блока характерно обращение к теме Родины. Его интересовали такие проблемы, как судьба Родины, исторические события, с которыми ей пришлось столкнуться.

А. А. Блок демонстрирует свою «странную» любовь к Родине, показывает свои искренние чувства к «нищей России», которую он любит, несмотря ни на что.

Стоит отметить, что сначала лирика А. А. Блока была наполнена мотивами мечты и ирреальности. Когда Россия сталкивается с Первой мировой войной, революцией и Гражданской войной, лирика приобретает более реалистичный характер.

Итогом размышлений А. А. Блока о Родине стал цикл стихов «Родина», который датируется 1907 – 1916 гг.

Вариант 2

Тема Родины – одна из важных тем творчества А. А. Блока. Ее образ многогранен и необычен. В первую очередь это касается женского начала этого образа.

Родина Блока не только мать, но и возлюбленная, невеста, жена. Она то страстная женщина, наделенная разбойной красой, то обманутая, обездоленная нищенка.

Читайте также:
Анализ стихотворения Россия А. Блока.: сочинение

Поэт любит Родину в любом обличии. Блок говорил о том, что нужно почувствовать сострадание к родной земле, которое и является началом любви.

Родина – защита и опора для человека, в то же время она тоже нуждается в защите.

Вариант 3

Тема родины занимает большое место в творчестве А. А. Блока. По признанию поэта, этой теме он посвятил свою жизнь. В его произведениях создается образ страны с непростой, особенной и великой судьбой. Чтобы понять путь России, Блок обращается к прошлому своей страны.

В цикле «На поле Куликовом» он сопоставляет прошлое и будущее своей родины.

Он приветствовал Октябрьскую революцию. События, последовавшие за ней, разочаровали поэта и вызвали нервное расстройство и болезнь сердца. Только одно осталось неизменным: он по-прежнему любил родину.

Тема Родины в творчестве Блока

В стихах раннего творчества Блок пишет о красивой мощной Росси, а после первых событий, которые привели к революции автор долго переживал их и все свои мысли и чувства оставил в творчестве.

Когда прошла волна революционных событий и страна вновь обрела былую мощь. Автор знал, что это еще не все страдания на пути его любимой и родной страны. Поэтому когда пришла вторая волна данных событий, автор был шокирован тем, как ведет себя каждый житель страны.

Блок всегда хотел, чтобы его родина была могущественной, свободной и процветающей страной. Но когда в ходе бунтарств и восстаний народа, было много событий, которые привели к убийствам хаосу. Блок все равно был на стороне России, он истинный патриот, любит свою страну такой какая она есть без прикрас.

Но все же в своих стихотворениях всю грязь и последствия революций автор не обнажает, а показывает все в белом цвете. Благодаря чему многие почитатели его творчества осуждают его за это. Хотя многие при этом благодарят его за это освещение в более выгодном свете для всей страны и участников данного конфликта.

Блок всегда верил в светлое и престижное будущее своей страны, поэтому все стихотворения пронизаны верой во все хорошее и доброе. Поэтому он признан самыми строгими критиками лучшим поэтом светлого и доброго стихотворения за всю историю России.

Блок первым их русских поэтов отошел от стандартного образа изображения родины в роли матери. Он изображает Русь матушку в образе юной красивой девушки. И любовь к родине он выражает в стихах через признание и восхищение красотой этой юной красавицы.

Но не всегда он восхваляет свою страну в произведениях, он пишет о ее силе и слабостях. Во многих стихах он пишет точные слабые стороны своей отчизны, это плохие дороги, нищета, ветхие жилища людей.

И тут же не дает читателю осуждать ее, мягко переходит на ее сильные стороны и напоминает о могуществе, свободе и величии на широких просторах своей страны. Также поэт часто пишет произведения, в которых говориться о других темах, но не забывает внести немного слов и упоминаний о своей отчизне.

Автор много произведений, таких как битва, на Куликовом поле, осенняя воля. Эти произведения он целиком и полностью посвятил родине, в которых точно и правдиво, описал все свои мысли и чувства. А также степень значимости данных событий на будущее и настоящее страны в целом.

Читая произведения автора, невольно стаешь поклонником его родины и самой России в целом, даже если не являешься ее гражданином.

Благодаря искусно описанным просторам и рекам, деревенским сюжетом и бескрайним просторам страны. Читателю хочется оказаться там на этом луге или в лесу и многие под влиянием творчества Блока посетили России, чтобы увидеть родину их любимого поэта.

Эссе про Родину в стихах Блока

Серебряный век — смутное, темное и противоречивое время в русской поэзии. Людям, воспитанным на творчестве таких великих поэтов как Пушкин и Лермонтов, трудно понять идеи писателей-модернистов, которые проповедовали культ красоты и самовыражения.

Однако именно в это время приходит одно из самых интересных литературных направлений – символизм. Одним из самых ярких поэтом серебряного века можно считать представителя младшего символизма Александра Блока.

Александр Блок жил в тяжелый период времени и это не могло не отразиться в его произведениях, но вместе с этим в них обязательно присутствуют символы. Блок пишет стихотворения на разные темы: любви, войны, философские темы, но самой главной в его творчестве является тема Родины.

Стихотворение “На железной дороге” начинается с осмысления судьбы родины через женскую судьбу:

Железная дорога выступает символом пути и судьбы, а тему дороги и жизненного пути автор задает через вереницу вагонов.

Тема родины также широко отражена в стихотворении Александра Блока «Россия», включенном в цикл стихов «Родина» (1907–1916), центральной темой здесь является судьба России, которая также как и в стихотворении «На железной дороге» осмысливается через женскую трагическую судьбу.

Герой «России» признается ей в огромной, великой любви. Позже Блок преодолевает символизм, но реалистические символы остаются в его произведениях: Блок остается верен самому себе и стремится к совершенствованию.

Еще одно стихотворение – «Русь», написанное в 1906 году, пронизано духом древности. Автор уносит нас в прошлое. Лирический герой произведения видит в Руси особенную загадку.

Здесь Русь предстает не только как волшебная, загадочная страна, вместе с тем она еще и нищая, печальная, но лирический герой искренне влюблен в нее. Имея особые отношения с Родиной, он довольно часто называет её женой, ведь именно с ней человек проходит свой жизненный путь.

Именно в стихотворениях Александра Блока тема Родины прослеживается наиболее ярко. Для его произведений характерно осмысление значения России, его исторического пути. В них можно предугадать будущее страны.

Его произведения, посвященные теме Родины, насыщены теплотой, сопереживанием и верой в самое лучшее будущее любимой страны, несмотря на то, что он замечает её недостатки, определенные трудности и рассказывает об этом читателям, Александр Блок также искренне сострадает его самой любимой и родной стране.

Анализ стихотворения «Россия» Блока

Тема Родины занимает важное место в творчестве русских поэтов, и Блок не стал в их ряду исключением. Однако написанное им стихотворение “Россия” достаточно нетипично.

  • История создания – написано произведение в 1908 году, когда Александр Блок глубоко разочаровался в существующем режиме и страстно ждал революции. Позднее оно вошло в цикл под названием “Родина”.
  • Тема стихотворения – любовь к Родине, даже если она несовершенна.
  • Композиция – двухчастная, в первой части пять строф, в завершении – шесть строк.
  • Жанр – гражданская лирика.
  • Стихотворный размер – четырехстопный ямб.
Читайте также:
Как выражается авторская позиция в поэме А. Блока Двенадцать?: сочинение

А теперь более подробно.

Тема

Основная тема произведения – любовь к своей стране. Она может быть несовершенной, в ней многое не так, как хотелось бы, но поскольку это твоя Родина, ты просто не можешь ее не любить.

Композиция

Разделенное на две части, произведение начинается с отсылки у Гоголю – “опять” мчится Русь-тройка, сама не понимая, куда. Лирический герой понимает, что его страна – нищая и серая, но все равно любит ее, не задумываясь о причинах этого чувства.

И он, безусловно, восхищается ею – вне зависимости от того, кто ею правит, она стойко переносит все невзгоды, только грустит немного больше. Основная проблема, которую ставит в своем произведении Блок, – это несение своего креста.

То есть, в его понимании, родившись в России, нужно и жить в этой стране, и свои чувства также посвящать ей. Она при этом остается неизменно прекрасной в глазах любящего ее сына – этой мыслью и завершается первая часть стиха.

Вторая часть – всего шесть строк. В нем появляется мотив дороги, но он не закольцовывает композицию, ведь если в первой строфе Россия мчалась куда-то, то теперь Блок видит расстилающуюся перед ней дорогу в светлое будущее. И хотя песня ямщика все так же звучит острожной тоской, но в дорожной дали мелькает надежда – взор красавицы.

Жанр

Несмотря на общий лиризм произведения, он имеет явно гражданский характер: поэт в нем высказывает не только свою позицию касательно любви к Родине, но и недовольство тем, как она живет, и желание перемен.

Использованный для передачи этих мыслей и чувств, такой стихотворный размер, как четырехстопный ямб с перекрестной рифмой, делает стихотворение одновременно ритмичным и ясным.

Средства выразительности

Стремясь передать читателю свои чувства и мысли, Александр Александрович использует разные художественные средства:

  • Эпитеты – “золотые годы”, “стертые шлеи”, “расхлябанные колеи”, “расписные спицы”, “серые избы”, “прекрасные черты”.
  • Метафоры – “крест свой бережно несу”, “какому хочешь чародею отдай разбойную красу”, “забота затуманит черты”, “звенит тоской острожной”.
  • Сравнение – “как слезы первые любви”.

С их помощью он создает образ дороги и Родины-матери, говорит о долготерпении с одной стороны и надежде с другой, а также показывает, что в любом случае самое главное – это любовь. С учетом того, что Россия для Блока была частью образа Весной женственности, этот мотив прописан особенно выразительно.

Читайте также: «Мастер и Маргарита» герои романа Булгакова – характеристика образов.

Блок и остается одним из самых известных и читаемых поэтов России. И многие читатели невольно начинают любить нашу страну, благодаря ее творческим талантам и величию русских поэтов.

Сочинение по творчеству Блока

Творчество А.А. Блока связано с серебряным веком русской литературы. В это период создавали свои произведения такие замечательные поэты, как Гумилев, Ахматова, Северянин, Маяковский, Есенин и многие другие.

В литературу А. Блок входит с любовной лирикой. Первый сборник стихотворений – «Стихи о Прекрасной Даме». Источник вдохновения этого цикла сам поэт определяет как «острые мистические и романтические переживания». Мистические переживания – это увлечение философией В. Соловьева, в основе которой представление женского начала мира, а романтические – любовь к Л.Д. Менделеевой. Возлюбленная в его стихотворениях предстает в образе Величественной Вечной Жены. Лирический сюжет этого цикла стихов строится на мотиве ожидания встречи с Прекрасной Дамой («…предчувствую тебя…»). Душа лирического героя страстно томится в преддверии этой встречи. Мир воспринимается с позиции идеала. Лирический герой – рыцарь, давший обет вечного служения идеалу. Ему страшно, что Прекрасная Дама обернется земной женщиной («И страшно мне: изменишь облик ты…»). В стихотворении «Незнакомка» появляется женщина-тайна, женщина-мечта. Образ Незнакомки нарисован воображением поэта, его творческой фантазией.

Постепенно в поэзии Блока появляется тема города («Фабрика», «Сытые»). Поэт показывает мир социального неравенства: мир сытых, с одной стороны, и мир нищих – с другой. Блок использует при описании «страшного мира» мертвые цвета – желтый и черный. По Блоку, быть богатым и сытым неприлично, потому что это делает тебя глухим к нуждам бедных. В стихотворении «Ангел-хранитель» звучит отношение поэта к миру нищих: «…О нищих и бедных скорблю». Новое узнавание мира заявляет Блок в стихотворении «На железной дороге». Это мир унижений и душевных страданий. Поругание женщины, женской судьбы им воспринимается как трагедия. Отношение лирического героя к происходящему выражено словом «больно».

В цикле стихов о России помогают нам осмыслить отношение к ней уже знакомые художественные образы: образ-идеал Вечной Женственности и образ пути, движения к идеалу как осознание своей миссии, своего назначения. В стихотворении «Русь» поэт изображает Русь как нечто святое, заколдованное. В цикле «На поле Куликовом» звучит тревога поэта за будущее страны. Но он верит, что Россию ожидает великое будущее. В стихотворении «Россия» поэт говорит о единстве своего пути и своей судьбы с единством пути и судьбы России.

Блок приветствовал Октябрьскую революцию, хотя не все в ней понимал. В статье «Интеллигенция и революция» он призывает слушать музыку революции. В поэме «Двенадцать» Блок сопоставляет два мира, и старый мир показан жестоким. Образ Христа рожден в сознании поэта, это символ нового мира. В своей поэме Блок утверждал высокий смысл шествия двенадцати и благословил этот путь.

Творчество Блока

Писатель по фамилии Блок довольно интересная личность. Этот человек был не просто обычным обывателем, который хотел заработать на литературе и на продаже своих произведений. Блок преследовал цель гораздо большую, чем просто материальные блага общества и человека. Современники называли его человеком чести, и говорили о том, что для Блока не было ничего важнее, чем, правда, в истинном её проявлении. Он был человеком, который не терпел лжи, и старался добиться правды в любом деле, при любых обстоятельствах, что также очень заметно по его произведениям. Всё его мировоззрение вылилось через его многочисленные произведения, которые были тепло, восприняты публикой.

Читайте также:
Тема любви в поэзии А.А.Блока и С.А.Есенина: сочинение

В своих произведениях автор затрагивал темы, которые были близки каждому человеку его времени. Он старался достучаться до души своего читателя, выявить те проблемы, которые царят в обществе, и вместе с читателем найти их решение. Он говорил о том, что хоть и очень сложно создать связь с читателем через произведение, но ему всё равно удаётся это на ура, и потому он продолжает заниматься тем, чем занимается. Творчество для Блока было некоторым способом высказаться, сказать, что он думает, раскритиковать то, что он не мог раскритиковать в обычном разговоре. И таким образом, он также доносил свою точку зрения до читателя, заставляя его тем самым размышлять на данную тему, и попытаться найти решение или логический вывод оной.

Автор также очень часто говорил о темах связанных с политикой, и потому также отражал это в своих произведениях. Он отнюдь не всегда был доволен правящей властью, и потому ему приходилось высказывать своё недовольство в произведениях, так как сказать об этом напрямую, не через большое количество человек он не мог, так как просто опасался за свою жизнь. В начале своего творческого пути Блок хоть особо и не презирал правительство, однако он довольно критично относился ко всем видам власти, говоря о том, что на данный момент она имеет множество недочётов и недостатков. Подобным образом автор выражал своё неприятие установленных порядков, и готовность пойти на борьбу с ними же.

Таким образом, мы видим, что на творчество Блока очень сильно повлияло его мировоззрение, которое впоследствии и изменило мировоззрение множества его читателей. С помощью своих уникальных произведений он мотивировал людей на протест, мотивировал на несогласие с тем, что уже есть.

Россия и ее судьба в поэзии А.Блока.

Александр Блок необычный писатель-символист. Его талант настолько ценен, что многие события того времени отразились в блестящих его стихотворениях. В основе творчества Блока лежит философия Соловьева, благодаря учению которого нашел свое предназначение ещё один человек.

Александру Блоку никогда не была чужда тема России, ибо родина в сердце писателя занимала особое место. Образы Отечества стали раскрываться еще в «Стихах о Прекрасной Дамы», где считалось, что женственность сродни любви. Все это вечно. В виде женщины предстает Россия. А для Блока они – это нечто возвышенное, глубоко духовное. Говоря об этом, стоит упомянуть произведение «Новая Америка», где сродни истинным любовным волнениям и переживаниями является само чувство патриотизма, считающееся истинным.

Заботясь об Отечестве, постоянно о нем думая, Блок выпускает новый цикл «Родина», что посвящен Любови Дельмас, которая была возлюбленной писателя.

Александр Блок сливал себя с родиной, ибо считал, что они одно целое, неделимое. Он говорил: «О Русь моя! Жена моя!» Сразу видно, что для писателя Россия не просто слово, не просто понятие. Это нечто большее, ибо любит он её не столь за что-то внешнее, сколько за внутреннее. Всю свою внимательность и заботу к родине излил писатель в стихотворении «Россия», написанное в 1908 году.

Писатель верит в светлое будущее России, принимает ее такой, какая она есть. Без гнева впускает революцию, не считая при этом, что такое деяние как-то положительно скажется на родине. Это видно в поэме «Двенадцать», где раскрываются ужасы происходящего во время переворотных действий. Блок осознает, что той прежней России, к сожалению, нет, это катастрофа. Однако даже после всего произошедшего писатель не перестает проявлять теплые чувства к родине.

Так, образ России многозначен у Александра Блока. В его творчестве воплощаются мотивы любви, нежности, заботы к ней. Несмотря ни на что творец не разочаровывается в Отечестве. Когда случаются падения, то он не перестает ее любить и уважать, а наоборот, старается всеми силами участвовать в ее жизни.

Сочинение Образ России в творчестве Блока 11 класс

Как можно не любить свою страну, свою Родину? Ведь её, как и родителей, не выбирают. К образу России Блок обращается неоднократно. Он писал и про старую Русь, и про Русь революционную. Куликовской битве он посвятил несколько стихотворений. Он называет Русь своей женой, обращается к ней, как к самому близкому человеку.

Россия всегда была загадкой для иностранцев. В раннем творчестве в стихотворении с названием «Русь» он пишет про нечистую силу — колдунов с мутным взором, чертей, ведьм, которые обитают на её просторах. А за этой сказкой скрывается реальность — нищая, убогая жизнь на огромных просторах. Некоторые территории необъятной России и сейчас так живут. Убогие, покосившиеся от старости избы, люди, живущие за чертой бедности.

Ещё одно стихотворение называется «Россия». В нём описывается русская деревня. Разбитая дорога, серые от дождей избы. Но поэт верит, что Россия не пропадёт, не сгинет, какой бы правитель не стоял у руля. Да, она не сгорела в горниле двух мировых войн. Разобралась с внутренними и внешними врагами, стала современной державой, с которой вынуждены считаться и друзья, и враги.

Для Блока Россия — это женщина. Прекрасная незнакомка из ранних произведений поэта. Для него понятия любить Россию и любить женщину -равнозначные.

В поэме «Двенадцать» поэт размышляет о дальнейшей судьбе России. Поэма у современников вызвала множество споров. Что же хотел сказать поэт в поэме? Перед страной лежит нелёгкий путь. И он пройдёт его вместе с ней. Он ни на минуту не отделяет себя от России. Вот он спрашивает «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» Вместе, вместе.

У неё много лиц. Вначале она была простой женщиной с повязанным до бровей узорным платком. Страна разрушенных деревень и дорог. Истерзанная, в крови, сражается на Куликовском поле и побеждает. Пережив революцию, превращается в мировую промышленную державу.

Блок признаёт великое прошлое великой страны. Россия воевала и воюет постоянно. Она защищалась от половцев и печенегов, боролась с ордами хана Мамая, скинула монголо-татарское иго. Беды, страдания, нищета выпали на её долю. Поэт любит и жалеет Россию, как любимую женщину. «О, бедная моя жена, о чём ты горько плачешь?» спрашивает поэт. Он верит в величие любимой России, в её светлое будущее.

«И вечный бой! Покой нам только снится!» Вот предначертание поэта. Вся история России — непрекращающийся бой и борьба за свою независимость. Особенно это актуально сейчас, когда в мире есть желающие ослабить могущество России.

Читайте также:
Пророчество поэта А. Блока: сочинение

Другие сочинения: ← Образ Руси в поэзии Блока↑ БлокТема Родины в творчестве Блока →

  • Автор: А. А. Блок
  • Произведение: Поэзия Блока
  • Это сочинение списано 41 935 раз

Вряд ли найдется в истории русской литературы хоть одинписатель, хоть один поэт, в творчестве которого одно из первых мест не занимала бы темародины. Не вобрав в себя всю красоту, всю прелесть родных мест, не проникнувшись всем сердцем важнейшими событиями и вехами в истории отчизны, невозможно стать по-настоящему национальным, народным поэтом, способным затронуть глубинные струны человеческой души. Тема родины, России всегда звучит в произведениях истинно русских писателей, но творчество Блока настолько неразрывно связано с этим образом, что, о чем бы ни думал поэт, о чем бы ни писал — о весне, природе, о любви, дружбе, об исторических событиях, страданиях народа или его героических победах, — его мысли всегда были о родной стране. «Это все — о России», — открыто заявлял о своем творчестве поэт. «Этой теме, — писал он, — я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Ведь здесь жизнь и смерть, счастье или погибель».

В России Блока можно часто встретить черты родины, воспетые Тютчевым, Некрасовым, Пушкиным, Толстым и другими прозаиками и поэтами, но все же Россия Блока — такая многогранная, неповторимая, изменчивая — во многом отличается от России других художников слова. Это образ, сочетающий в себе и романтические, и реалистические черты, и радостные, светлые, грустные, порой трагические чувства. Это необъятная страна и в то же время — женщина, земля и возлюбленная невеста, мать и жена. Этот образ живет, меняется, взрослеет вместе с поэтом. В самых ранних стихотворениях Блока мы видим сказочную Россию, с «золотыми да красными» заставками, с народными песнями и плясками, с легендами, преданьями старины, поверьями, шутками и прибаутками, с теремом Царевны. Она «опоясана реками и дебрями окружена, с болотами и журавлями, и с мутным взором колдуна». Вместе с молодым поэтом мы восхищаемся ее необъятными просторами, «песнями ветровыми», тройками удалыми, далями туманными, дорогами дальними, где виден «неба осветленный край средь дымных пятен». Сказочные, чарующие мотивы встречаются и в более поздних стихотворениях поэта:

  • Где ведуны с ворожеями
  • Чаруют злаки на полях,
  • И ведьмы тешатся с чертями
  • В дорожных снеговых столбах.

Но здесь уже в тему бесконечного мирного российского простора с проблесками рябиновых кистей и голубыми лентами рек вплетаются «зарева горящих сел», дальние огни. Все чаще возникают символы «ветра», «метели», «бури»:

  • Дикий ветер
  • Стекла гнет,
  • Ставни с петель
  • Буйно рвет.

В этих образах-символах все сильнее чувствуется нарастание неукротимой народной силы, народной стихии. Теперь блоковская Россия — это страна назревающей революции. И поэт твердо уверен, что его родине предстоит сыграть важную роль в истории всего человечества. Этот этап в жизни родной страны не мог остаться незамеченным, не отразиться в произведениях Блока, в душе которого « было смешанное чувство России: тоска, ужас, покаяние, надежда».

  • О, Русь моя! Жена моя!
  • До боли Нам ясен долгий путь.

Да, перед страной лежит долгий путь, но в сердце поэта ни на минуту не возникает сомнений, что этот путь они пройдут вместе, — они неразрывно связаны, едины в горе и в радости. И только в таком единстве для человека станет «невозможное возможно».

  • Русь моя, жизнь моя, Вместе ль нам маяться?

спрашивает поэт, хотя точно знает ответ: Россия-мать никогда не оставит своего сына, так же, как и он ее. И все же Россия для Блока всегда была связана не столько с образом матери, сколько с образом жены, суженой, возлюбленной, молодой и прекрасной, которая любит и ждет, которая все поймет и простит: Только скажет: «Прощай. Вернись ко мне». — И опять за травой колокольчик звенит…

  • Она сражается вместе с ним в бою, смело проходя «сквозь кровь и пыль»..Она сойдет «в одежде, свет струящей», блеснет «серебром волны на стальном мече», освежит на плече воина «пыльную кольчугу». И поэт бесконечно любит «мать, сестру и жену в едином лице Родины-России».

Блок видит родину всегда такой, какая она есть. Он не умаляет ее заслуг и достоинств, он осознает величие исторического прошлого России, которое начиная с самых древних времен было героическим, — защищалась ли она от половцев, сражалась ли с ордой хана Мамая, заслоняя Европу от нашествия татар. Но видит он и беды, страдания, нищету, выпавшие на долю любимой России. И все же, как бы ни менялась в своем историческом развитии милая сердцу поэта родина, каким бы ни было его отношение к переменам в этой стране, вызывающим то восторг и восхищение, то жалость и боль, — неизменной оставалась его любовь к великой России. Эта любовь всегда оставалась созвучной любви к женщине:

  • О, нищая моя страна.
  • Что ты для сердца значишь?
  • О, бедная моя жена,
  • О чем ты горько плачешь?

Он всегда испытывал к России самые трогательные чувства: любовь, нежность и сострадание. Именно эти чувства вдохновляли поэта на создание лучших произведений. Эта любовь к родине рождает веру — веру в светлое будущее России, в « новый век», несущий новые победы, новые великие и решающие события. Именно этой светлой верой были продиктованы уверенные, оптимистические слова: «Все будет хорошо, Россия будет великой!» Да, образ России у Блока сложен и многогранен. Он совмещает в себе все: и радость, и горе, и отчаяние, и надежду. Родина — единственная духовная опора, высшее начало в жизни человека и в жизни всего народа. Все в ней вызывает вдохновенный восторг и преклонение поэта. О чем бы ни писал А. Блок, все было проникнуто мыслями о родине, а значит, искренней, большой человеческой любовью. И потому для нас его стихотворения — это величайшая поэзия, от которой перехватывает дыхание и замирает сердце.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: