«Трилогия вочеловечения» как отражение этапов творческого пути А. Блока: сочинение

«Трилогия вочеловечения» Александра Блока

  • Мотивы «Трилогии вочеловечения» Александра Блока
  • Характеристика трилогии
    • Первый том «Я иду» — 1902-1904 гг.
    • Второй том «Падение в жизнь» — 1904-1908 гг.
    • Третий том «Симфония жизни» — 1909-1916 гг.
  • Художественный мир поэта
  • Тема города и «страшного мира»

Мотивы «Трилогии вочеловечения» Александра Блока

«Трилогия вочеловечения» — трехтомник поэта Серебряного века Александра Блока, состоящий из цикла стихов.

События в России начала 1900-х годов, общественные настроения и изменения в личной жизни повлияли на творчество поэта Блока и предопределили его дальнейший поэтический путь. Александр влюбился в Любовь Менделееву, дочь известного ученого-химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Влияние идей В. Соловьева, философа, публициста и литературного критика, также отчетливо прослеживается в поэзии Блока.

Сам Александр выделял такую особенность в своем творчестве: вся его лирика, наполненная художественным разнообразием, многоплановой проблематикой представляет собой единое произведение.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Почему Блок выбрал слово «вочеловечение», давая название своей трилогии? Оно означает перевоплощение Бога в человеческую ипостась — в Сына Человеческого. Христос в лирике Блока — творец, который преобразует мир, делает его красивее, благороднее и чище. Лирический герой поэта проходит длительный путь, что и легло в сюжет трилогии. С ним происходят разные ситуации, где он сталкивается с обществом, с природой, с многообразными явлениями окружающего мира. Этот путь тернист: героя терзают страдания, страхи и иллюзии. Он совершает череду ошибок, однако с каждым этапом герой становится мудрее и опытнее. Примечательность внешней композиции трилогии в том, что ее пространство постепенно расширяется, а под конец охватывается вся страна.

Трилогия поделена на тома и циклы, внутри которых — многообразие образов, мотивов и поворотов. Сюжет в трилогии как таковой отсутствует, однако мотив выступает связующим звеном и превращает цикл в одну композицию. Он видоизменяется в зависимости от ситуаций, однако его суть остается прежней.

Характеристика трилогии

Рассмотрим содержание каждого отдельного тома из «Трилогии вочеловечения».

Первый том «Я иду» — 1902-1904 гг.

Свое первое собрание сочинений Блок решает издать в трех книгах, состоящих из 18 циклов.

Первый том посвящен любви и романтике пейзажа. Ключевыми темами стали чувства к женщине и любование природой. Сборник состоит из циклов:

  • «До света»;
  • «Стихи о прекрасной даме»;
  • «Распутье».

Эти стихи написаны совсем еще юным Блоком. Прослеживается дуальность восприятия жизни: поэт то пишет, что «стар душой», то говорит о «стремлении к воле». Однако ключевым персонажем произведений становится «прекрасная дама» и ее околомистический образ. Это связано с сильным чувством к Любови Менделеевой, которая становится его женой.

Любовь к женщине приобретает глубокий смысл, отчасти роковой и фатальный. Но не только романтические чувства становятся главной темой лирического героя. Он вплетает в творчество и политический аспект наравне с социальным.

Так, его раннее произведение «Фабрика» говорит о трудах народа с «измученными спинами». Он предвидит наступление перемен, коренного перелома в жизни России. Поэт переживает за судьбу страны и народа, хотя пока что его творчество посвящено мистицизму. Цикл завершается «Распутьем», которое знаменует изменения в творчестве поэта.

Цель лирического героя Блока в первом томе — приблизиться к идеалу.

Второй том «Падение в жизнь» — 1904-1908 гг.

Во второй том вошли циклы:

  • «Город»;
  • «Снежная маска»;
  • «Фаина».

В своем творчестве Блок акцентирует внимание на событиях, которые происходили в то время в стране, поэтому мистицизм перестает фигурировать в прежней степени в лирике поэта. В этот период в России начинается революция, и Блок выступил наблюдателем за происходящими событиями. Он оценивает ситуацию, оставаясь в стороне, рассуждая на тему судьбы народа и интеллигенции.

Родина в творчестве поэта отождествляется с женским образом. Она таинственна и непостижима. Россия того периода неоднозначно воспринимается Блоком.

Это был тяжелый этап в жизни поэта. Блок потом признавал, что данный цикл — одно из самых его больших достижений.

Цель героя второй части трилогии — осознать и исследовать величие страны.

Третий том «Симфония жизни» — 1909-1916 гг.

  • «Страшный мир»;
  • «Возмездие»;
  • «Ямбы»;
  • «Родина».

Завершающая часть трилогии, которая подытоживалась циклом «Страшный мир». Это произведение об окружающей действительности и о разоблачении буржуазии. Идея несовершенного мира давно прослеживалась в лирике Блока, здесь она становится центральной. Также свое развитие получила еще одна тема — тема двойника.

Отсюда самое известное творение Блока, известное даже массовому читателю, — «Ночь, улица, фонарь, аптека» из цикла «Пляски смерти». Ограниченность пространства и времени становятся лейтмотивом третьего тома. Но поэт не теряет надежду и стремится к свету и верит в победу добра. В строках встречается слово «вочеловечить», что знаменует победу духовного начала. Именно к духовности и шел поэт на протяжении всего цикла.

Каждая часть трилогии — это путь Блока как творца и художника мысли. Здесь же он заключает «О, я хочу безумно жить…». В цикл третьего тома входят темы музыки и природы, как и раньше.

Подытоживая, можно заключить, что вся поэзия трилогии «Вочеловечения» представляет собой трудный путь Блока, его личностное преобразование. Он начинает с мистического, переходя к философским размышлениям о жизни и стране. Так произошло становление Блока как великого классика поэзии Серебряного века.

Цель лирического героя остается неизменной со времен второго тома — исследование величия страны и ее дальнейшей судьбы.

Читайте также:
Два вечных памятника... А. Блок. «О доблестях, о подвигах, о славе...»: сочинение

Художественный мир поэта

Что представляет собой поэзия Александра Блока? Его можно назвать уникальным поэтом, ведь все его творчество представляет собой единый пласт.

Его лирике присуще повторение определенных слов. В раннем творчестве Блока часто встречаются «туманы» и «сны». Лирика наполнена символами, образами, различными ситуациями, в которых оказывается герой Блока. Они не только «упакованы» в словесные конфигурации, но и несут особый окрас, придающий специфическую атмосферу произведению.

При этом цикл произведений поэта, как он сам того желал, нужно воспринимать как единый роман в стихах. Поэтому Блок соединил их в трилогию под названием «Трилогия вочеловечения».

Во главе угла лирики поэта стоит личность человека — современника Блока. Поэту интересны взаимоотношения человека с обществом, природой и космосом. Эта проблема рассматривалась другими авторами, однако она отражалась в форме романа, а не поэзии. Лирический сюжет в творчестве Блока перекликается со сферой чувственного и мыслительного, с мотивацией героев.

Личность героя и самого поэта тесно связаны между собой. Можно заключить, что лирический герой «Трилогии вочеловечения» и есть сам Блок.

Выделяют следующие черты лирики поэта:

  • музыкальность;
  • мистицизм;
  • стремление к духовному;
  • элемент недосказанности;
  • туманность образов.

У Блока каждый герой разный: это обычный посетитель кафе, Гамлет, воин армии Дмитрия Донского. Однако у них единое мировоззрение, одинаковый образ мыслей и аналогичные впечатления от мира.

Юрий Тынянов, прозаик и литературовед, провел анализ трилогии и ввел термин «лирический герой. Он считал, что Блок писал о самом себе в разных ипостасях, которые представляли собой его герои. То есть все эти лица, герои «Трилогии вочеловечения», и есть сам поэт.

Тема города и «страшного мира»

События начала XX века, произошедшие в стране, нашли прямое отражение в творчестве Блока. Теперь перед нами человек, который резко повзрослел и перестал смотреть на мир через призму романтики, мистицизма и туманных женских образов. Произошла серьезная эволюция в творчестве поэта.

Город, окружающий «страшный мир» становятся ключевой темой нового периода в поэзии Блока. Мистицизм почти исчезает, как и идея о гармонии мира. Блок погружается в размышления о жизни, наполненной страданиями, болью и печалью, внутренними страстями и борьбе человека с ними.

Произведения из цикла «Пузырь земли» отражают низменную природу с присущей ей стихийностью. Это выступает прологом к этой части.

Другие циклы, «Разные стихотворения» и «Город», погружают читателя в мир тревог и сомнений. Сам Блок становится непосредственным участником этих событий. Происходящие в стране события трактуются поэтами Серебряного века как разрушительная сила, как борьба народа с господами, с собственными бесправием, с засилием пошлости и вранья.

Во второй книге лирический герой исследует собственное отношение к окружающему миру, он в поисках некой Незнакомки, ищет ее в городе, который заселили «слепые» люди. Все, что было свято ранее, теперь стало объектом насмешек. Блок заключает, что мир погружается в пучину зла, а события вокруг характеризует как позор. Город умер, души в нем больше не осталось.

Цикл его стихотворений, написанных в этот период, позднее назовут «чердачный цикл»:

  • «В октябре»;
  • «Окна во двор»;
  • «Холодный день»;
  • «На чердаке».

Герой — это человек из низкого городского сословия, бедный и униженный.

Стих «Фаина» из второго цикла, как и «Снежная маска» стали посвящением Волоховой Н.Н., актрисе. У Блока снова проснулись чувства к этой женщине. Теперь стихия природы сменяется на стихию необузданных чувств и страстей. Цикл «Вольные мысли» завершили второй том.

Третий том пронизывает тема добра и зла, борьбы темного и светлого начал личности героя. Блок видит свет в конце тоннеля и стремится к нему, несмотря на то, что он сам полон сомнений и страхов. Третий том трилогии подытоживает жизненный этап поэта, который ему пришлось пройти. «Страшный мир» — главная тема, которая сквозит через все сюжетные линии произведений данного цикла.

1909 год — вышел в свет цикл «Итальянские стихи». Здесь представлено непривычное творчество для Блока, на первый взгляд. Он трактует «чистое искусство» как ложь.

Блок писал, что тема Родины — самая главная в его поэзии. Так, конец третьего тома завершает циклом «О чем поет ветер». Он посвящен размышлениям и грусти, что во многом напоминает «Страшный мир». Мы видим кольцевое построение композиции, пришли к тому, с чего и начали. Характерные спирали — отличительная черта творческого поэта Александра Блока.

Отражение этапов творческого пути в «Трилогии вочеловечивания»

Отражение этапов творческого пути в «Трилогии вочеловечивания»

Собрание стихотворений Блока состоит из трех томов, что проясняет название, данное собранию самим автором, — “трилогия вочеловечения”. Блок говорил, что процесс творчества ведет к рождению художника, “мужественно глядящего в лицо миру”.

Первый том (1898 – 1904г.) «Ante Lucem» («До света»), «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья» — преддверие будущего творческого пути. В нем собраны стихи совсем еще юного поэта. Его восприятие жизни двояко. С одной стороны, мотивы разочарованности: “я стар душой”, с другой — тяга к жизни: “я стремлюсь к роскошной воле”. Но уже в самых первых стихах Блок говорит о высоком назначении поэта, о его предвидении “нового света”.

Центральное место в первом томе отводится “Прекрасной Даме”, образ которой неизменно ассоциируется с именем Блока. В этот период женщина для поэта — воплощение Вечной Жены, Вечной Женственности, Святой, Ясной.

Читайте также:
Своеобразие критической прозы Блока: сочинение

Он несколько мистически воспринимает любовь. Отсюда и рождаются такие строки:

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

Блок творил в тот период под влиянием двух обстоятельств: любви к и увлечения идеями философа Соловьева. Образ Вечной Жены как раз перенят от Соловьева, которому принадлежит мысль о том, что любовь к миру открыта через любовь к женщине. Так вполне земное чувство к обычной женщине переросло у Блока в мистически-философский миф.

Но не только любовные переживания нашли отражение в первом томе. Блок затрагивал и совершенно иного плана вопросы. Например, социальные и политические. Характерным примером является стихотворение “Фабрика”: Я слышу все с моей вершины: Он медным голосом зовет Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ.

Даже в этом раннем стихотворении слышится предчувствие больших перемен в жизни страны. У юного Блока уже появляются размышления о народной судьбе, которые позже привели к созданию поэмы “Двенадцать”. Хотя, по большому счету, он еще замкнут на мистицизме, но цикл “Распутья”, завершающий первый том, намечает перелом в творчестве Блока.

Из мира Прекрасной Дамы… (свет гармоничного мира Прекрасной Дамы ослепил поэта, но он видел, что реальный мир остается чуждым Идеалу).

Во втором томе (1904 – 1908 г.): «Пузыри земли», «Разные стихотворения», «Город», «Снежная маска» – поэт в значительной мере отходит от мистицизма, от идеала мировой гармонии. Это не значит, что он разочаровался в идеях Соловьева. Но вокруг кипела жизнь, настолько полная событиями, что уже невозможно было не участвовать в ней. Период, когда создавался второй том, совпал с революционными событиями. Однако Блок еще не ощущает себя сопричастным революции, он как бы стоит в стороне, наблюдая и оценивая. Размышления, на которые наводят Блока происходящие события, вызывают к жизни тему “народ и интеллигенция”.

1907 г. Циклы стихов «Нечаянная радость» и «Снежная маска». Появляется социальная тема. Возникает поэтический символ стихии. Герой оказывается перед необходимостью выбора пути, он должен найти в хаосе порядок. Циклы «Снежная маска» и «Фаина» (1906 – 1908) навеяны образом (1878 – 1966). Сюжетная канва циклов – история мучительной любви – страсти.

Самое известное стихотворение Блока, относящееся ко второму периоду творчества, – «Незнакомка». Стихотворение было создано в 1906 году. Этот период жизни для Блока был трудным, – начиная с семейных неприятностей, заканчивая разрывом с поэтами-символистами. Время было неспокойным также в плане социальных потрясений. Поэта не покидало ощущение неблагополучия, противоречивой трагичности жизни, что порождало «глухой мрак». Реальный мир, где канавы, пыль, остряки и их визжащие дамы, бессмысленно кривящийся диск луны, отходит на второй план, когда в «назначенный» час в помещение входит Она. Незнакомка — трансформированный образ Пре­красной Дамы. Это обычная посетительница загород­ного ресторана или «смутное видение» лирического героя. Образ этот символизирует раздвоенность со­знания лирического героя. Он очень хочет уйти от ненавистной ему действительности, однако она никуда не исчезает — и именно в этот мир приходит Незнакомка. Это вносит в образ лирического героя трагедийные ноты. Духи и туманы, бездонные синие очи Незнакомки и дальний берег — это всего лишь грёзы, минутное опьянение, но истинный смысл жизни открывается лирическому герою именно в эти мгновения.

Немаловажен во втором томе и созданный блоком образ Родины. Русь всегда была для поэта разноликой. Часто для поэта Родина приобретала об­раз женщины. Иногда — представала таинственной, сказочной страной: “и в тай не ты почиешь, Русь”. Несмотря на неоднозначное восприятие поэтом своей страны, Родина для него не есть нечто раздробленное. Неодинаковость образа Родины в разных стихотворениях — особенность восприятия; на самом деле Русь для поэта — одно гармоничное целое.

Для Блока был нелегок период, когда создавался второй том. Но в любом случае это было его существенное достижение, большой шаг вперед. Сам поэт утверждал, что все, что он оставляет за спиной — “равно великое”.

Третий том (1909 – 1916г.): «Страшный мир», «Пляски смерти», «Возмездие», «Кармен», «Родина» — вершина “трилогии вочеловечения”. Не всегда поэт шел к ней по восходящей. Иногда он отклонялся с пути, делал ошибки, но все же, пусть медленно, двигался к вершине.

Основные мотивы – обличение буржуазного существования, дисгармония окружающей действительности Мир замкнут, но поэт обретает веру в победу света и жизни, обретает новые идеалы.

Третий том открывается циклом “Страшный мир”. Надо сказать, что эта тема присутствовала и в первом, и во втором томе. С одной стороны, “страшный мир” для поэта — это обличение буржуазного существования, с другой — окружающая действительность, которая терзает блоковского лирического героя своей дисгармонией. Душа героя греховна, пуста, лишена веры. Потеря духовных ценностей, и, как следствие этого, бессмысленность бытия угнетает Блока. В «страшном мире» нет красоты и гармонии.

“Страшный мир” замкнут, из него нет выхода. Он пугает своей цикличностью. Вспомним знаменитое “Ночь, улица, фонарь, аптека. “. Это стихотворение совершенно неожиданно заканчивается теми же словами, но в другом порядке, — “аптека, улица, фонарь. ” Замкнутость времени и пространства пугают Блока. И все же он верит в победу света, жизни:

О, я хочу безумно жить:
Все сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!

Читайте также:
Борьба есть условие жизни В. Г. Белинский. (По творчеству А. Блока): сочинение

В этом стихотворении наконец прозвучало давно ожидаемое слово “вочеловечить”. Это мысль, к которой поэт шел долгие годы. Может быть, в том, чтобы вочеловечить безличное, и заключается высокая миссия поэта. Все три тома трилогии — это история души художника. В третьем томе — апогей его духовного развития, выраженный всего несколькими строками стихотворения “О, я хочу безумно жить. “

Неизменной остается тема Родины. «Земля в снегу» 1911г. «Ночные часы» 1913 г. Лирическая драма «Роза и крест», цикл «На поле Куликовом» 1917 – 1918 г. Блок изображает любовь к Родине как чувство глубоко личное. Лирический герой размышляет о судьбе страны, ее прошлом, настоящем и будущем. Появляется неожиданный для русской поэзии образ Родины-жены. Революцию поэт принимает как потрясение космического масштаба, как крушение прежнего мироустройства.

Путь и автора, и его лирического героя к “вочеловечению” — это путь, полный ошибок, противоречий, сомнений. Но Блок преодолевает этот путь: от юношеского, не совсем еще осознанного мистицизма он переходит к серьезным размышлениям о реальной жизни, о России. Мы видим, как поэт растет, развивается и, наконец, становится тем классиком, которого мы знаем, как Александра Блока.

9. Творческий путь а. Блока. «Трилогия вочеловечения».

Жизнь и творчество А. Блока.

А.А. Блок родился и воспитывался в высококультурной и дворянско-интеллигентской семье. Его отец, Александр Львович, вёл свой род от врача Иоганна фон Блока, приехавшего в Россию в середине 18 века из Мекленбурга, и был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. По отзывам сына, он был также способным музыкантом, знатоком литературы и тонким стилистом. Однако его деспотический характер стал причиной того, что мать будущего поэта, Александра Андреевна, была вынуждена уйти от мужа ещё до рождения сына. Таким образом, детские и юношеские годы Блока прошли сначала в петербургском «ректорском» доме (дед, Андрей Николаевич Бекетов, – профессор-ботаник, ректор Петербургского университета), затем, после 2-го замужества матери, в доме отчима – офицера Франца Феликсовича Кублицкого-Пиоттух, а каждое лето – в бекетовском подмосковном имении Шахматово.

В либеральной и «народолюбивой» семье Бекетовых многие занимались литературным трудом. Дед Блока был автором не только солидных трудов, но и многих научно-популярных очерков. Бабушка, Елизавета Григорьевна, всю жизнь занималась переводами научных и художественных произведений. Литературной работой систематически занимались и её дочери – мать Блока и его тётки.

Атмосфера литературных интересов очень рано пробудила в нем непреодолимую тягу к поэзии. Начал писать с пяти лет (матери), однако, серьёзное обращение к поэтическому творчеству, во многом связанное с увлечением юного Блока поэзией Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Полонского, падает на годы окончания им гимназии и поступления в 1898 году на юридический факультет Петербургского университета (В 1901 году он перейдёт на славяно-русское отделение историко-филологического факультета и успешно его закончит в 1906 году).

В самом начале 1900-ых годов 2 важных события определили творческую судьбу поэта. Первое из них – глубокое чувство к Л.Д.Менделеевой, увенчавшееся их браком в 1903 году. Второе – увлечение некоторыми философскими идеями Вл. Соловьёва. Результат взаимодействия этих событий – 1-ый поэтический сборник Блока «Стихи о Прекрасной Даме» (1904-1905).

Выход 1-ой книги ввёл её автора в круг видных поэтов. Он общается с символистами старшего и младшего поколений – Д.Мережковским, З.Гиппиус, В.Брюсовым, К.Бальмонтом, А.Белым, В.Ивановым и др. Имя Блока приобретает известность. Вместе с тем в его художественной позиции назревают существенные изменения. Они связаны с той общественной атмосферой, которая сложилась в России накануне и в годы 1-ой русской революции (1905-1907). Именно в это время поэт спускается с «небес» на «землю», с нарастающим вниманием вглядываясь в окружающую его повседневность, жизнь «униженных и оскорблённых», в дисгармоничный мир, где торжествует стихийное начало. Всё это нашло отражение в его новых книгах – «Нечаянная радость», «Снежная маска» (1907 год), «Земля в снегу» (1908), и «Ночные часы» (1911). В эти же годы Блок создаёт цикл лирических драм: «Балаганчик», «Король на площади» и «Незнакомка» (1906), а позже ещё две драмы: «Песня Судьбы» и «Роза и Крест» (1913), а также печатает ряд публицистических и литературоведческих статей – «Безвременье», «Народ и интеллигенция», «О современном состоянии русского символизма» и др. Содержание его творчества расширяется и углубляется. Этому способствовали и его поездки в Германию, Францию, Бельгию, Нидерланды и особенно в Италию – цикл «Итальянские стихи» (1909). В 1910-1911 годах Блок подготавливает свое первое «Собрание стихотворений».

К 1915-1916 годам творческая активность поэта заметно снижается. Причины и личные (драма с женой), и 1-ая мировая война 1914 года. В это время Блок усиленно работает над поэмой «Возмездие», но завершить её не удаётся: летом 1916 года он призывается в армию в качестве табельщика одной из строительных дружин и направляется на фронт, где живёт, по его словам, «бессмысленной жизнью, без всяких мыслей, почти растительной». После Февральской революции Блок возвращается в Петербург и работает редактором стенографических отчетов Чрезвычайной следственной комиссии, которая проводила допросы бывших деятелей царского правительства. В это время почти не пишет (хотя и приветствовал падение самодержавия).

Перелом наступил после Октября 1917 года. Блок поверил в «очистительную силу революции». «Он ходил молодой, весёлый, бодрый, с сияющими глазами, – вспоминает его тётка М.А.Бекетова, – и прислушивался к «музыке революции», к тому шуму от падения старого мира, который непрестанно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству». Именно в это время поэт пережил последний творческий взлёт, создав в течение января 1918 года статью «Интеллигенция и революция», поэму «Двенадцать», стихотворение «Скифы». Как истый романтик, верил, что революцией «задумано переделать всё», верил, что жизнь станет справедливой, чистой, прекрасной. Статью «Интеллигенция и революция» завершал призыв: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию !»

Читайте также:
Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре: сочинение

Блок подвергнут травле со стороны бывших друзей («Продался большевикам»), но, убеждённый в своей правоте, стоически переносил несправедливые упрёки в свой адрес. Более того, он с охотой включается в практическую деятельность по культурному строительству: активно сотрудничает в Горьковском издании «Всемирная литература», становится председателем управления Большого драматического театра, является членом коллегии Литературного отдела Наркомпроса, возглавляет Петроградское отделение Всероссийского союза поэтов и т.д. Однако со временем многочисленные заседания становятся для поэта «отбыванием воинской повинности». Он в этих организациях и в окружающей жизни с отвращением обнаруживает не только не исчезнувшие, но, наоборот , торжествующие – бюрократизм, пошлость, мещанство, комчванство. Отсюда и горькая запись в дневнике: «Жизнь изменилась (она изменилась, но не новая…) – вошь победила весь свет, это уже свершившееся дело, и всё теперь будет меняться только в другую сторону, а не в ту, которой жили мы, которую любили мы». Наиболее убедительно трагедию Блока в послереволюционный период охарактеризовал Иванов-Разумник : «Мы знаем теперь: не душа Блока изменилась – изменилась душа революции; ни от чего Блок не отрекался, но он задохся, когда исторический воздух, очищенный стихийным взрывом, снова отяжелел и сгустился». Это ускорило его смерть. Блок умер от болезни сердца и нервного расстройства в Петрограде 7 августа 1921 года.

Художественный мир поэта

Лирика Блока – явление уникальное. При всём многообразии её проблематики и художественных решений , при всём отличии ранних стихотворений от последующих – она выступает как единое целое, как одно развёрнутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом «пути». На эту её особенность указывал и сам Блок.

В 1910-1911 годах, подготавливая к изданию своё первое собрание стихотворений, Блок разместил их по трём книгам. В окончательном виде (1918-1921) 3 тома включают в себя 18 лирических циклов («стран души», по выражению поэта). В предисловии к 1-ому изданию Блок подчёркивал единство своего замысла: «Каждое стихотворение необходимо для образования главы (т.е. цикла); из нескольких глав составляется книга; каждая книга есть часть трилогии; всю трилогию я могу назвать «романом в стихах…». И далее в письме к А.Белому он раскрывает основной смысл этапов пройденного им пути и содержание каждой из книг трилогии: «… таков мой путь, теперь, когда он пройден, я твёрдо уверен, что это должное и что все стихи вместе – «трилогия вочеловечения» (от мгновения слишком яркого света – через необходимый болотистый лес – к отчаянию, проклятиям, «возмездию» и…- к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру».

В 1-ый том (1898-1903) вошли 3 цикла: «До света» – как бы предварение будущего нелегкого пути. Романтическая приподнятость, двойственное отношение молодого поэта к жизни. На одном полюсе – мотивы мрачной разочарованности («Я стар душой. Какой-то жребий чёрный – Мой долгий путь».) Зато на другом – тяга к жизни, приятие её:

Я стремлюсь к роскошной воле,

Мчусь к прекрасной стороне,

Где в широком чистом поле

Хорошо, как в чудном сне-

И осознание высокой миссии поэта, его грядущего торжества:

Но к цели близится поэт,

Стремится, истиной влекомый,

И вдруг провидит новый свет

За далью, прежде незнакомой…

Центральный цикл 1-ого тома – «Стихи о Прекрасной Даме». Это и есть то «мгновение слишком яркого света». (Любовь к Л.Д.Менделеевой и увлечение философией Вл. Соловьёва, особенно близки его идеи о существовании Души Мира или Вечной женственности).

Многопланов образ героини. С одной стороны, это вполне реальная, «земная» женщина. С другой же стороны, перед нами небесный, мистический образ «Девы», «Зари», «Величавой Вечной жены», «Святой», «Ясной», «Непостижимой». То же можно сказать и о герое цикла: «Я и молод, и свеж, и влюблён» – и «безрадостный и тёмный инок», или «отрок», зажигающий свечи. Для усиления мистического впечатления Блок щедро использует эпитеты «призрачные», «неведомые дали», «неведомые тени, звуки», «надежды нездешние», «красота неизречённая», «непостижимая тайна» и т.д. Таким образом, история земной, вполне реальной любви преображается в романтико-символический, мистико-философский мир.

Драматическая напряженность присуща и завершающему 1-ый том циклу «Распутья». Тема Прекрасной Дамы звучит и здесь, но возникает и нечто новое: связь с «повседневностью», внимание к людскому горю, социальной проблематике ( «Фабрика», «Из газет», «По берегу плёлся больной человек»). «Распутья» намечают возможность грядущих перемен в творчестве поэта.

Лирика 2-ого тома (1904-1908) отразила существенные изменения блоковского мировосприятия. Он отходит от мистицизма Вл.Соловьёва, идеала мировой гармонии, но не потому, что в него более не верит. Просто он погружается в сложный и противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы.

Своеобразный пролог ко второму тому – цикл «Пузыри земли», признаёт закономерность существования стихийного мира низменной природы.

Следующие 2 цикла – «Разные стихотворения» и «Город». Поэт погружается в тревожный, остро конфликтный мир, ощущая себя сопричастным ему.

Читайте также:
Романтический мир раннего Блока: сочинение

События революции он воспринимал подобно другим символистам как проявление народной разрушительной стихии, как борьбу людей новой формации с ненавистным ему царством социального бесправия, насилия и пошлости. («Шли на приступ. Прямо в грудь…», «Поднимались из тьмы погребов…», «Митинг», «Сытые», «Барка жизни стала…»). Одна из главных проблем – народ и интеллигенция.

Тема Родины – «Осенняя воля» , 1905 – лермонтовские традиции. «Русь», 1906. Русь – это тайна. Разгадка тайны – в «живой душе» народа, не запятнавшей на просторах России своей «первоначальной чистоты». Чтобы её постичь, надо жить одной жизнью с народом.

Погружаясь в стихию повседневности, Блок создаёт и ряд стихотворений, которые исследователи его творчества называют «чердачным циклом»: «Холодный день», «В октябре», «Окна во двор», «На чердаке» и др. Лирический герой цикла – представитель городских низов, один из многих «униженных и оскорблённых».

Два следующих цикла 2-ого тома – «Снежная маска» и «Фаина» отражают внезапно вспыхнувшее чувство поэта к актрисе Н.Н.Волоховой. Стихия природы («Пузыри земли»), стихия повседневной жизни («Разные стихотворения», «Город») теперь сменяются стихией хмельной, испепеляющей страсти («О весна, без конца и без края…»). Венчает 2-ой том цикл с многозначительным названием «Вольные мысли».

3-ий том (1907-1916) – завершающий, высший этап пройденного поэтом трудного, подчас мучительного пути. Он открывается циклом «Страшный мир» (1909-1916). Тема «страшного мира» – сквозная в творчестве Блока. Здесь отсутствуют естественные, здоровые человеческие чувства. («Унижение», «На островах», «В ресторане», «Чёрная кровь», «Демон», «Двойник»).

Трагическое мироощущение, «угрюмство», свойственное большинству стихотворений цикла, находят своё крайнее выражение в тех из них, где законы «страшного мира» приобретают космические масштабы:

Миры летят. Года летят. Пустая

Вселенная глядит в нас мраком глаз.

А ты, душа, усталая, глухая,

О счастии твердишь, – который раз?

Мысль о роковом круговороте жизни, о её безысходности с удивительной простотой и силой выражена в стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека…»:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет

Живи ещё хоть четверть века –

Всё будет так. Исхода нет.

Умрешь – начнёшь опять сначала,

И повторится всё как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Тему «страшного мира» продолжает два небольших цикла – «Возмездие» и «Ямбы». Возмездие, по Блоку, это прежде всего осуждение человеком самого себя, суд собственной совести. Главная вина героя – измена данным когда-то священным обетам, высокой любви, измена человеческому предназначению. А следствие этому – расплата: душевная опустошённость, усталость от жизни, покорное ожидание смерти. Эти мотивы звучат во всех стихотворениях цикла, начиная со знаменитого «О доблестях, о подвигах, о славе…» и кончая «Шагами командора» и «Как свершилось, как случилось?».

В «Ямбах» возмездие грозит уже не отдельному человеку, а «страшному миру» в целом. И звучит вера в добро и свет:

О, я хочу безумно жить:

Всё сущее – увековечить,

1909 год – цикл «Итальянские стихи» кажется несколько чужеродным, но он определяет «чистое искусство» как творческую ложь. Раздел «Разные стихотворения» определяется знаменитым «Благословляю всё, что было». Цикл «Арфы и скрипки». Название связано с блоковской концепцией музыки как внутренней сущности мира, его организующей силы.

Следующий цикл – «Кармен»(1914) посвящён Л.А. Дельмас, оперной певице, тема всепоглощающей любви. Является своеобразным прологом к поэме «Соловьиный сад».Поэма эта – новый шаг Блока в поисках смысла жизни и места человека в ней. Уходя из замкнутого круга «соловьиного сада», поэт вступает широкий и суровый мир, заключающей в себе ту подлинную и высокую правду, к постижению которой он стремился на протяжении всего творческого пути. Так возник цикл «Родина», едва ли не вершинный цикл не только 3-его тома, но и всей поэзии Блока.

Тема Родины, России – сквозная блоковская тема. На одном из последних его выступлений, где поэт читал самые разные свои стихотворения, его попросили прочесть стихи о России. «Это всё – о России, – ответил Блок и не покривил душой, ибо тема России была для него поистине всеобъемлющей. Однако наиболее целеустремленно он обратился к этой теме в период реакции. В письме к Станиславскому (1908 год, декабрь) Блок пишет: «Стоит передо мной моя тема, тема о России (вопрос об интеллигенции и народе, в частности). Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче осознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни».

Родина для Блока – понятие настолько широкое, что он посчитал возможным включить в цикл и стихотворения сугубо интимные («Дым от костра струёю сизой…», «Посещение»), и стихи прямым образом связанные с проблематикой «страшного мира» («Грешить бесстыдно, непробудно…», «На железной дороге»).

Смысловое ядро цикла составляют стихи, посвященные непосредственно России. Среди самых знаменитых – цикл «На поле Куликовом» и стихотворение «Россия».

Цикл «На поле Куликовом» включает 5 стихотворений. Связанный своим содержанием с известным историческим событием – Куликовской битвой 1380 года, когда русские воины под предводительством великого князя Московского Дмитрия Донского разгромили полчища золотоордынского хана Мамая, блоковский цикл не только и не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, а точнее – о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.

Стихотворение Блока «Россия» – самое известное из цикла «Родина». В нём слиты воедино чувство дюбви к родине вера в её будущее возрождение, выражено чувство нераздельности личной судьбы поэта и судьбы Родины, органическое ощущение национальной стихии, любовь к неброской деревенской природе, внимание к народному слову, наконец, к традициям отечественной литературы. Уже в первой строфе образ тройки может вызвать ассоциацию с гоголевской Русью-тройкой. А следующая строфа вновь заставляет вспомнить о лермонтовской «странной любви» к отчизне:

Читайте также:
Анализ стихотворения А.Блока В ресторане: сочинение

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слёзы первые любви.

И далее развертывается чисто блоковское чудо «перетаскивание» образа женщины в образ Родины и наоборот. Его Россия – женщина-красавица то ли из сказки, то ли из жизни. Её красота – «разбойная, непокорная», поэтому даже во власти «чародея» она не пропадёт, не сгинет. Только «забота затуманит» её «прекрасные черты». А дальше снова образ женщины незаметно перетекает в образ родины:

Ну что ж? Одной заботой боле –

Одной слезой река шумней,

А ты всё та же – лес, да поле…

И опять женщины:

Да плат узорный до бровей.

Заключительная строфа – 6-тистишие. Она возвращает к началу стихотворения –теме тройки, теме пути. Она устремлена в будущее («И невозможное возможно».

Казалось бы, цикл «Родина» мог бы достойно завершить последний том «трилогии вочеловечения». Однако поэт посчитал необходимым поместить в конце книги небольшой цикл «О чём поёт ветер», исполненный грустных, элегических настроений, раздумий. Заключительный цикл чем-то перекликается со «Страшным миром» и, таким образом, 3- ий том тяготеет к кольцевому построению, что соответствует спиралеобразному характеру пути поэта.

Творчество Блока как «трилогия вочеловечения». Ст. Д. Е. Максимова «Идея пути в творчестве Блока».

«Первым и главным признаком того, что данный пи­сатель не есть величина случайная и временная, — говорится в статье Блока «Душа писателя» (1909), — являет­ся чувство пути. Писатель — растение многолетнее. Как у ириса или у лилии росту стеблей и листьев сопутствует периодическое развитие корневых клубней, — так душа писателя расширяется и развивается периодами, а творения его — только внешние результаты подземного роста души». Эти мысли Блока — прежде всего результат его само­наблюдения. В предисловии к сборникам, в письмах и записях Блока исключительно важное место занимают суждения, характеризующие отдельные периоды его развития и весь его путь в целом. Блок не только фикси­ровал содержание этих периодов по мере их протекания, но и возвращался к ним впоследствии, ретроспек­тивно осмысляя их и комментируя. Более того, он предсказывал предстоявшие ему в бу­дущем изменения своей внутренней жизни, и эти пред­сказания входили в текст его стихотворений (см. «Пред­чувствую Тебя. Года проходят мимо. », 1901). Но вместе с тем Блок в большинстве случаев не мог определить свой путь и при­знавался, что не умеет его назвать.

Широкоизвестная статья Блока «О современном состоянии русского символизма» (1910), в сущности, представляет собой описание пути, который прошел он сам и, как ему представлялось, другие сим­волисты. Характеристика пути основывается в этой статье на понятиях тезы и антитезы.

(теза) лирический герой знает идеал, кот оторван от реальной жизни.

(антитеза) герой погружен в реальность, кот оторвана от идеала;

(синтез) нужно иметь мужество служить освобождению красоты и сотворение некой новой жизни (России).

Позже Блок по-новому истолковал свое развитие, сравнив его со спиралью. «Если рассматривать мое твор­чество, как спираль, — говорил он
Н. А. Павлович, — то «Двенадцать» будут на верхнем витке, соответствующем нижнему витку, где «Снежная Маска».

По Максимову существует два понятия пути, приложимо к творчеству: путь как жизненная позиция, как кредо, и путь как развитие.

Для Максимова идея пути у Блока выходит на первый план в его творчестве. Блок, как и многие символисты, придерживался следующего пути: раз­витие писателя, его направленное духовное движение. Тема пути – порождение динамического, беспокойного, мятущегося сознания поэта в период идейных брожений. В творчестве Блока определяющую роль играют искания, переходы к новому, самостроительство, процессы самоодоления, объективированные в теме пути, – все это в единстве составляет как бы миф о пути Блока.

Существенным фактором, который способствовал воз­никновению этой темы, являлись ориентация на личность автора, атмосфера лиризма и в какой-то мере совпадаю­щая с ней — тенденция к автобиографизму, формировав­шая произведения писателя.

Путь Александра Блока выделяется своей рельефностью, последовательностью и скрытой в нем мыслью о его «обязательности», о его сверхиндивидуальном значении.

Все написанные к 1912г стих-я Блок публикует в 3х томах, тем самым разделяя свое тв-во на несколько периодов: «Трилогия вочеловечения» (в.-применимо к Христу). Блок избирает это для того, чтобы показать трудность своего пути.

Блок изменяется, и его изменения соответствуют его пути, определяют идею и тему пути и сами определяются ими. Этапы его эволюции, смены духовно-поэтических стадий и внутренних ситуаций реализуются в трех зонах его творчества:

– в зоне лирического «Я» и лирического героя;

– в поэтических образах Блока (образы космоса, природы, человеческого и предметного окружения);

– в сменах женских образов (от Прекрасной Дамы до Катьки).

Изменения не означают полной отмены предшествующих стадий и явлений поэтического сознания Блока. Прошлое сохранилось у него в недрах вновь возникающего, образуя единый процесс наследования пребывания – отрицания – становления.

Читайте также:
Анализ стихотворения А. Блока Русь моя, жизнь моя: сочинение

В развитии творчества Блока мы наблюдаем крутые ломки, взрывы и постепенное, но ускоренное нарастание нового или почти параллельные резкие движения в различных направлениях с различными результатами (от «Пузырей земли», к «Снежной Маске» к «Вольным мыслям») и другие сложные переходы.

Громадность пути Блока определяется расстоянием между крайними точками его отсчета — интимной юношеской лирикой и поэмой «Двенадцать». За этот двадцатилетний период Блок «эмблематически», в далеко уводящих преломлениях отразил совершавшийся в России (и в мире) вековой процесс смены социально окрашенных идейно-художественных форма­ций. Сила поэзии Блока — не только, а иногда и не столько в индивидуальной неповторимости каждого его стихотворения, сколько в связи стихотворений, в их объединенном, слитном действии.

По-видимому, наиболее четкое, многократно упоми­наемое исследователями заявление Блока о смысле его пути содержится в его письме к А. Белому от 6 июня 1911 года: «. . .таков мой путь (. ) я твердо уверен, что это должное и что все стихи вместе — «трилогия вочело­вечения» (от мгновения слишком яркого света — через необходимый болотистый лес — к отчаянью, проклятиям, «возмездию» и. — к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру, получившего право изучать формы (. ) вглядываться в контуры «добра и зла» — ценою утраты части души)» (VIII, 344). Через несколько лет, обдумывая поэму «Возмездие», Блок кратко определит этот процесс как «переход от личного к общему» (IX, 304).

Можно сказать, что лирическое творчество Блока на­чинается с бурного разрастания темы пути. Герой моло­дого Блока — путник. Эти стихотворения густо насыщены словесными формулами, относящимися к теме пути, и соответствую­щими иносказательными обозначениями движения лири­ческого героя: я шел, шли мы, приду, иду, ухожу, бреду, ищу, стремлюсь, мерю ночные пути, душа летит, улетай, плыви, стучись в преддверьи идеала и др. В «Стихах о Прекрасной Даме» тема пути, по срав­нению с «Ante Lucem», убывает, хотя «пейзаж пути», об­становочный комплекс сохраняется («Отдых напрасен. Дорога крута. » и мн. др.). Блоку представляется в этот период, что он уже вполне явственно ощутил дыхание «цели» — присутствие той разлитой в мире гармонии, о которой до сих пор лишь смутно мечтал.

В поэтическом творчестве Блока второго периода мож­но найти все те комплексы, относящиеся к идее пути—раз­вития и противостоящие этой идее. Главным становится двойственность его лирического отношения к вопросу о возможности обновления и совер­шенствования жизни. Наряду с прославлением «розоперстой судьбы» (1907, «Ямбы») и ее благоговоди­тельства он в какие-то моменты своего поэтического бы­тия отказывался верить в грядущие целительные пере­мены.

Тема пути в лирике Блока «третьего тома» во многих случаях тяготела к аллегорическому выражению. Не случай­но в стихах «позднего Блока» так часто встречаются связанные с темой пути («дороги») иносказательные фор­мулы.

Формы утверждения пути в творчестве зрелого Бло­ка по сравнению с предшествующим периодом выяв­ляются резче и определенней. Блок в ряде стихотворений сохраняет за своим лирическим героем образ пут­ника, воина, борца со «страшным миром», но этот образ, в согласии с общим колоритом, характерным для позд­него творчества поэта, становится сумрачней и суровей.

Тема и идея пути имеют основополагающее значение и в последнем эпохальном произведении Блока, в «Две­надцати», хотя поэтически материализуются в этой поэме иначе, чем в «Возмездии». Путь в «Возмездии» — метафорическое понятие, поясняющее эволюцию поколений. Шествие красногвардейцев-апостолов в «Двенадцати» — это реальное, эмпирическое их движение по вьюжным улицам города и вместе с тем символическое движение революции в истории. Структура «Двенадцати» — вытя­нутая трагическая линия пути именно в таком двойном смысле: прямом и переносном.

Путь Блока: трилогия вочеловечения

Вы будете перенаправлены на Автор24

«Трилогия вочеловечения» – это собрание стихотворений А. Блока, состоящее из трех книг, которые включают в себя 18 циклов.

Художественный мир поэта. Первый том «Трилогии вочеловечения»

Творческую судьбу А. Блока в самом начале 1900-х годов определили два важнейших события. Первое – это глубокое чувство к Любови Дмитриевне Менделеевой, второе – увлечение идеями В. Соловьева.

Лирика А. Блока уникальна. При большом многообразии проблематики, художественных решений, при отличии от стихотворений раннего периода от последующих она является единым целым, выступает как одно произведение, развернутое во времени, является отражением пути, пройденного поэтом. На такую особенность своей поэзии указывал и сам А. Блок.

В 1910-1911 гг. А. Блок готовил к изданию свое первое собрание сочинений. Стихотворения поэт разместил по трем книгам. Три тома в окончательном виде включают в себя восемнадцать лирических циклов.

Первый том – предварение нелегкого пути. Сюда вошли три цикла:

  • «До света»
  • «Стихи о Прекрасной Даме»
  • «Распутье».

В первом томе трилогии «вочеловечения» нашли отражение одновременно и любовная, и пейзажная темы. Поэт воспевает красоту природы и поклоняется перед женщиной. В ранней лирике можно встретить множество символов состояния души поэта – «золотистые долины», «розовые утра», «ясные зори» и т.д. Лирический герой ищет собственный путь просветления и свою тему. Здесь Блок воспевает красоту и Вечную Женственность. Однако поиски идеала всегда трагичны, поэтому в лирике Блока появляются тревожные мотивы, ожидание приближающейся катастрофы. Для цикла «До света» характерна романтическая приподнятость и двойственное отношение молодого Блока к жизни. С одной стороны – мотивы мрачной разочарованности, а с другой – тяга к жизни и ее принятие.

Читайте также:
Мировой пожар в творчестве А. Блока: сочинение

Центральный цикл первой книги – «Стихи о Прекрасной Даме». Образ героини цикла многопланов. С одной стороны, это «земная», вполне реальная женщина. Но с другой стороны – это мистический, небесный образ «Величавой Вечной жены», «Зари», «Девы», «Непостижимой», «Ясной», «Светлой». Герой цикла – молод, свеж, влюблен. Блок щедро применяет эпитеты «неведомые тени, звуки», «призрачные дали», «красота неизреченная», «надежды нездешние», «непостижимая тайна» и т.д., что усиливает мистическое впечатление.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, история реальной, земной любви преображается в мистико-философский, романтико-символический мир.

Завершающему первый том циклу «Распутья» присуща драматическая напряженность. Здесь тоже звучит тема Прекрасной Дамы, однако возникает и нечто совершенно новое, а именно внимание к человеческому горю, социальным проблемам, связь с обыденностью. Цикл намечает возможность последующих перемен в творчестве Блока.

Тема города и «страшного мира»

Исторические сдвиги, произошедшие в стране, революция 1905-1907 гг. вызвали изменение в мировоззрении Блока. Присущие ему юношеские иллюзии исчезли, и герой увидел реальный мир. Возникает тема города и «страшного мира». Блок отходит от идеала мировой гармонии, от мистицизма Соловьева, но не потому, что перестал в него верить, а потому, что погрузился в противоречивый, сложный мир человеческих страданий, борьбы и страстей. Цикл «Пузырь земли», в котором признается закономерность существования стихийного мира низменной природы, является своеобразным прологом ко второму тому. В следующих двух циклах «Город» и «Разные стихотворения» поэт погружается в конфликтный, тревожный мир, ощущает себя причастным к нему.

События революции Блок, как и другие символисты, воспринимал в качестве проявления народной разрушительной стихии, в качестве борьбы людей с ненавистным господством социального бесправия, пошлости, лжи и насилия. Герой второй книги пытается определиться в своем отношении к миру. Он бродит по городу, где среди пустых и словно «слепых» людей бродит Незнакомка. В сознании поэта прежние святыни превращаются в фарс, и он убеждается в том, что мир следует пути зла. Окружающее герой оценивает как позорище и балаган. В городе все выглядит неживым, иллюзорным, обреченным на смерть, так как в нем отсутствует душа.

Погруженный в стихию обыденности, Блок пишет ряд стихотворений, названных исследователями «чердачным циклом»:

  • «Окна во двор»
  • «Холодный день»
  • «На чердаке»
  • «В октябре» и т. д.

Лирическим героем цикла является представитель городских низов, из числа «униженных и оскорбленных».

В следующих циклах второго тома – «Фаина» и «Снежная маска» – отражаются внезапно вспыхнувшие чувства Блока к актрисе Н. Н. Волоховой. Стихия природы и повседневной жизни сменяются стихией испепеляющей, хмельной страсти. Завершает второй том цикл, имеющий многозначительное название – «Вольные мысли».

Тема третьего тома – борьба светлых и темных сил в душе героя.

Поэт находит силы выйти «из мрака» тяжелых мыслей и сомнений, позитивное начало берет в нем верх.

Третий том – завершающий этап трудного, порой мучительного пути, пройденного поэтом. Тема «страшного мира» является сквозной в творчестве А. Блока.

В 1909 году выходит цикл «Итальянские стихи». Он кажется в какой-то степени чужеродным, однако именно он определяет «чистое искусство» как творческую ложь. Название цикла «Арфы и скрипки» связано с концепцией музыки как организующей силы, внутренней сущности мира.

Цикл «Кармен» 1914 г. поэт посвятил оперной певице Л. А. Дельмас. главной темой этого цикла является тема всепоглощающей любви. «Кармен» является своего рода прологом к поэме «Соловьиный сад». Эта поэма – новый шаг поэта в поисках места человека в жизни и в поисках смысла жизни вообще.

Цикл «Родина» – вершинный цикл третьего дома. Главной темой творчества Блока становится тема России, Родины. Родина – истинный Идеал для поэта. В ней стойкость и сила, светлая, чистая, поэтическая душа. Тема России является сквозной темой творчества Блока. Она была для него всеобъемлющей. Он писал, что этой теме он сознательно и бесповоротно посвящает свою жизнь.

В конце третьего тома поэт поместил небольшой цикл «О чем поет ветер». Заключительный цикл, исполненный элегических раздумий, грустных настроений, чем-то перекликается с циклом «Страшный мир», и таким образом, третья книга тяготеет к кольцевому построению. Такое построение соответствует спиралеобразному характеру пути А. Блока.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ. “ТРИЛОГИЯ ВОЧЕЛОВЕЧЕНИЯ ” А.А.БЛОКА
план-конспект урока (литература, 11 класс) по теме

Этот опорный конспект обобщает работу по поэзии А.А.Блока в 11 классе,

систематизируя знания учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ. “ТРИЛОГИЯ ВОЧЕЛОВЕЧЕНИЯ” А.А.БЛОКА 57 КБ

Предварительный просмотр:

А.А.БЛОК .«ТРИЛОГИЯ ВОЧЕЛОВЕЧЕНИЯ»

Это лирический дневник поэта, последовательное описание переживаний, событий, происходивших в его жизни: «Таков мой путь, я твердо уверен… что все стихи вместе — «трилогия вочеловечения» (от мгновения слишком яркого света — через необходимый болотистый лес — к отчаянию, проклятиям, «возмездию» и — к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру, получившего право изучать формы, сдержанно испытывать годный и негодный материал, вглядываться в контуры «добра и зла» — ценою утраты части души» .

В предисловии к первому изданию поэт изложил концепцию своего творчества: “Каждое стихотворение необходимо для образования главы (цикла); из нескольких глав составляется книга; каждая книга есть часть трилогии; всю трилогию я могу назвать “романом в стихах”. В слове “вочеловечение” есть Библейский смысл. “Вочеловечением” называется земной путь Христа

1 КНИГА ( 1898-1904 )

“Ante Lucem”, “Стихи о Прекрасной Даме”, “Распутья”

Вместо точных подлежащих — туманные: тяготение к неопределенным местоимениям и односоставным предложениям, чаще безличным (влияние Фета).

Стихотворная речь зашифрована. Слова: туманный, тайный,таинственный, тайна, сон – доминируют в ранней лирике 1 книги ( влияние символизма).

Антитеза света и тьмы условно разделяла в воображении лирического героя весь мир пополам: на черную половину и белую. В черной помещались окружающий мир, люди, реальность, а в светлой — неземное, т.е. Она (Прекрасная Дама)

Святость его возлюбленной была для него непререкаемым догматом. Он так и называл ее святая: «О, святая, как ласковы свечи»

Небесно-голубой, белый, золотой в антитезе с черным – любимая гамма цветов беспорочной любви без похоти и сладострастия. Похоть для героя – грех.

«Servus — Reginae» ( Раб –царице) название стихотворения, созвучное всей книге, потому что вся его книга – выражение этой коленопреклоненной любви.

Лирический герой полон предчувствиями, мечтами: «Предчувствую Тебя…»

Место действия многих стихотворений 1 книги – храм : « Я, отрок, зажигаю свечи, Огонь кадильный берегу…»

1 книга – мечта о встрече со Светом и Любовью, книга ожиданий и надежд

2 КНИГА (1904-1908)

“Вступление”,”Пузыри земли”, “Ночная фиалка”,

“Разные стихотворения”, “Снежная маска”,

“Город”, “Фаина”, “Вольные мысли”

Слово «кабак» стало повторяться у него столь же часто, как некогда слово «храм». Его потянуло к вину. Говорить от лица пьяных гуляк стало его постоянной потребностью: «И на щеке моей блеснула, сверкнула пьяная слеза….»

2 том – «пьяный, мутный, — не горние высоты, но низменности. Недаром в этом томе столько стихов о болоте» ( К.Чуковский), чертях, нечисти.

«Эта книга есть март его жизни, тот «весенний и тлетворный дух» , которым была тогда напоена его кровь» ( Чуковский ): «Это шутит над вами болото…»

В лирике появились люди, раздавленные непосильною ношею: женщина, которая заперла дома детей, а сама легла на рельсы, под поезд; больной человек, который надорвался под тяжестью, упал и умер в пути; уличная девушка, которая размозжила себе голову о стену. И поэт вопрошал в изумлении:

« Господь, ты слышишь? Господь, простишь ли?»

Лирический герой стал демонстративно издеваться над своими святынями.

«Бешенство объятий», «ночные желания» — эти слова появились у него только теперь. В 1904 г. в его стихах впервые появляется слово «блудница» и с тех пор уже не сходит со страниц:

«Здесь та изумительная двойственность , в которой было главное обаяние лирики Блока: пафос, разъедаемый иронией; ирония, побеждаемая лирикой; хула и хвала одновременно. Все двоилось у него в душе , и причудливы были те сочетания веры с безверием, которые сделали его столь близким современной душе. Он и веруя — не верил, что верует, и насмехаясь над мечтами — мечтал» ( К.Чуковский), – таковы особенности 2 книги. ( «Незнакомка» – открытие двойственности в поэзии)

КНИГА ( 1907 – 1916 )

“Страшный мир” , “Возмездие” , “Ямбы”, “Итальянские стихи”,

“Разные стихотворения”, “Арфы и скрипки” , “Кармен” ,

поэма “Соловьиный сад”, “Родина”, “О чем поет ветер”

Если во втором томе был март, то в третьем – сентябрь ( мысль Чуковского)

Ощущение лирическим героем мировой пустоты:

( «Жизнь пуста, безумна и бездонна…» – «Шаги командора»)

В русской литературе еще никогда не звучал такой кощунственный страшный смех: Что делать! Изверившись в счастье, / От смеху мы сходим с ума,

И, пьяные, с улицы смотрим, / Как рушатся наши дома!

Об этом смехе в 1908 году, Блок написал статью «Ирония»: «Я знаю людей, которые готовы задохнуться от смеха, сообщая, что умирает их мать, что они погибают с голоду, что изменила невеста. Человек хохочет, и не знаешь, выпьет ли он сейчас, расставшись со мною, уксусной эссенции, увижу ли его еще раз? И мне самому смешно, что этот самый человек, терзаемый смехом, повествующий о том, что он всеми унижен и всеми оставлен, — как бы отсутствует; будто не с ним я говорю, будто и нет этого человека, только хохочет передо мною его рот…. Самого меня ломает бес смеха ; и меня самого уже нет. Нас обоих нет. Каждый из нас — только смех, оба мы — только нагло хохочущие рты».

Лирический герой потерял веру, любовь; смеясь над своей любовью и верой, он уничтожает себя, топя в этом разлагающем смехе «свою радость и свое отчаяние, себя и близких своих, свое творчество, свою жизнь и, наконец, свою смерть».

Этот смех есть смерть . И все восемь лет, с 1908 до 1916 года, Блок неустанно твердил, что он мертвый : «Сердце — крашеный мертвец…»

Такие слова, как «гибель», «губительный», «гибельный», «смерть» , – особенно

полюбились ему: «Нет исхода из вьюг, и погибнуть мне весело…»

Восторг гибели был почти всегда связан у него с ощущением ветра,

вьюги, разгулявшейся стихии

«Любить для него значило чувствовать ветер. Иногда сама любовь казалась ему ветром, ворвавшимся в сердце» ( Чуковский) : « Как ветер, ты целуешь жадно».

«Трилогия вочеловечения» как отражение этапов творческого пути А. Блока: сочинение

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Сочинение 9 класс. “Трилогия вочеловечения” как отражение этапов творческого пути А.А. Блока

Лирика Блока – явление абсолютно уникальное в русской литературе. Несмотря на то, что круг тем и проблем, затрагиваемых Блоком, крайне разнообразен, его лирика является гармоничным единым произведением, занимающим временной отрезок длиной во всю жизнь. Собрание стихотворений Блока состоит из трех томов, что проясняет название, данное собранию самим автором,- «трилогия вочеловечения». Блок говорил, что процесс творчества ведет к рождению художника, «мужественно глядящего в лицо миру». Этим художником был, конечно, он сам.
Первый том – преддверие будущего творческого пути. В нем собраны стихи совсем еще юного поэта. Его восприятие жизни двояко. С одной стороны, мотивы разочарованности: «я стар душой», с другой – тяга к жизни: «я стремлюсь к роскошной воле». Но уже в самых первых стихах Блок говорит о высоком назначении поэта, о его провидении «нового света».
Центральное место в первом томе отводится «прекрасной даме», образ которой неизменно ассоциируется с именем Блока. В этот период женщина для поэта – воплощение Вечной Жены, Вечной Женственности, Святой, Ясной. Он несколько мистически воспринимает любовь. Отсюда и рождаются такие строки:

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

Блок творил в тот период под влиянием двух обстоятельств: любви к Л.Д. Менделеевой и увлечения идеями философа Соловьева. Образ Вечной Жены как раз перенят от Соловьева, которому принадлежит мысль о том, что любовь к миру открыта через любовь к женщине. Так вполне земное чувство к обычной женщине переросло у Блока в мистически-философский миф.
Но не только любовные переживания нашли отражение в первом томе. Блок затрагивал и совершенно иного плана вопросы. Например, социальные и политические. Характерным примером является стихотворение «Фабрика»:

Я слышу все с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.

Даже в этом раннем стихотворении слышится предчувствие больших перемен в жизни страны. У юного Блока уже появляются размышления о народной судьбе, которые позже привели к созданию поэмы «Двенадцать». Хотя, по большому счету, он еще замкнут на мистицизме, но цикл «Распутья», завершающий первый том, намечает перелом в творчестве Блока.
Во втором томе поэт в значительной мере отходит от мистицизма, от идеала мировой гармонии. Это не значит, что он разочаровался в идеях Соловьева. Но вокруг кипела жизнь, настолько полная событиями, что уже невозможно было не участвовать в ней. Период, когда создавался второй том, совпал с революционными событиями. Однако Блок еще не ощущает себя сопричастным революции, он как бы стоит в стороне, наблюдая и оценивая. Размышления, на которые наводят Блока происходящие события, вызывают к жизни тему «народ и интеллигенция».
Немаловажен во втором томе и созданный блоком образ Родины. Русь всегда была для поэта разноликой. Часто для поэта Родина приобретала образ женщины. Иногда – представала таинственной, сказочной страной: «и в тайне ты почиешь, Русь». Несмотря на неоднозначное восприятие поэтом своей страны, Родина для него не есть нечто раздробленное. Неодинаковость образа Родины в разных стихотворениях – особенность восприятия; на самом деле Русь для поэта – одно гармоничное целое.
Для Блока был нелегок период, когда создавался второй том. Но в любом случае это было его существенное достижение, большой шаг вперед. Сам поэт утверждал, что все, что он оставляет за спиной – «равно великое».
Третий том – вершина «трилогии вочеловечения». Не всегда поэт шел к ней по восходящей. Иногда он отклонялся с пути, делал ошибки, но все же, пусть медленно, двигался к вершине.
Третий том открывается циклом «Страшный мир». Надо сказать, что эта тема присутствовала и в первом, и во втором томе. С одной стороны, «страшный мир» для поэта – это обличение буржуазного существования, с другой – окружающая действительность, которая терзает блоковского лирического героя своей дисгармонией. Душа героя греховна, пуста, лишена веры. Часто он раздваивается сам в себе. Это еще одна тема третьего тома – тема двойника.
«Страшный мир» замкнут, из него нет выхода. Он пугает своей цикличностью. Вспомним знаменитое «Ночь, улица, фонарь, аптека. ». Это стихотворение совершенно неожиданно заканчивается теми же словами, но в другом порядке,- «аптека, улица, фонарь. » Замкнутость времени и пространства пугают Блока. И все же он верит в победу света, жизни:

О, я хочу безумно жить:
Все сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!

В этом стихотворении наконец прозвучало давно ожидаемое слово «вочеловечить». Это мысль, к которой поэт шел долгие годы. Может быть, в том, чтобы вочеловечить безличное, и заключается высокая миссия поэта. Все три тома трилогии – это история души художника. В третьем томе – апогей его духовного развития, выраженный всего несколькими строками стихотворения «О, я хочу безумно жить. »
Надо заметить, что третий там посвящен в немалой степени и так называемой «чистой поэзии», то есть поэзии музыки, природы, красоты. Неизменной остается тема Родины. Путь и автора, и его лирического героя к «вочеловечению» – это путь, полный ошибок, противоречий, сомнений. Но Блок преодолевает этот путь: от юношеского, не совсем еще осознанного мистицизма он переходит к серьезным размышлениям о реальной жизни, о России. Мы видим, как поэт растет, развивается, и, наконец, становится тем классиком, которого мы знаем, как Александра Блока.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: