В стихах Блока автор никогда не исчезает за своими образами личность поэта всегда перед читателем (В.Я. Брюсов): сочинение

Сочинение: В стихах Блока автор никогда не исчезает за своими образами.

Александр Блок – крупнейший русский поз, XX века. Выросший в дворянской интеллигентской семье (дед — про­фессор, ректор Петербургского университета, бабушка — из­вестная переводчица, отец — юрист и философ, профессор Варшавского университета, правда, будущий поэт встречал­ся с ним редко), Александр Александрович учился сначала на юридическом, затем на историко-филологическом отделе­нии Петербургского университета. В юности он познакомил­ся со своею будущей женой — Любовью Дмитриевной Менде­леевой, дочерью великого русского химика. Чувство к ней стало одним из источников его раннего творчества.

Весной и летом 1898 года 18-летний поэт написал не­сколько светлых, радостных стихотворений.

Одной тебе, тебе одной,
Любви и счастия царице,
Тебе прекрасной, молодой,
Все жизни лучшие страницы.

Он говорил о счастье, которое пророчит соловей влюблен­ным и которое «из полной светлой чаши» мы пьем, «пока не видя дна».

Но Блоку не суждено было стать певцом радости. Слиш­ком рано он почувствовал дисгармонию жизни, ощутил раз­лад мечты и действительности. В его чистый, идиллически безмятежный мирок ворвались отголоски «страшного мира»:

Здесь бушуют неверные бури,
Злые сны пролетают, звеня.

[sms]

Он увидел суету «безумных»., «скудные сердца» и «безна­дежные лица» никогда не знавших весны. И гуманистиче­ский идеал поэта пришел в столкновение с низменными ин­тересами пошлой толпы.

В мире нет счастья, радость иллюзорна, поэт одинок. Не может дать удовлетворения и любовное чувство; любовь вспоена страданием:

Там, там, глубоко под корнями
Лежат страдания мои,
Питая вечными слезами,
Офелия, цветы твои!

Единственный выход — уйти от мира, от суеты повсе­дневности в область одинокой мечты:

Отрекись от любимых творений,
От любви и общений в миру,
Отрекись от мирских вожделений,
Думай день и молись ввечеру.
На земле не узнаешь награды,
Духом ясным пред
Божьим лицом,
Догорай, покидая лампаду,
Одиноким и верным огнем.

Но своеобразие Блока в том, что отъединенность от мира, от полноты земной жизни он воспринимал как ужас, как ка­тастрофу, как величайшее несчастье. В основе его лирики ле­жат не мотивы человеконенавистничества, индивидуализма, эгоцентризма, смерти, а жажда любви, жизни, созидания.

Он уходит от мира — и рвется к нему, он боится подземных толчков, сотрясающих Родину, но он же говорит о своей люб­ви к «гибели», он пытается запереться в «башне из слоновой кости» — и мучительно переживает свое одиночество. Он мечтает о борьбе с «мраком и дождем», о помощи «бедным, нагим несчастливцам», «страдальцам». Его тоска — тоска о грядущем, его страдания —переживания человека, лишен­ного возможности действовать (недаром так много совпаде­ний в лирике раннего Блока с лирикой Лермонтова); его пес­симизм — беспокойное чувство, толкающее к жизни, к подвигу:

Я жить хочу, хоть здесь и счастья нет,
И нечем сердцу веселиться,
Но все вперед влечет какой-то свет,
И будто им могу светиться.

Но временами мрак окружающей жизни казался поэту, непробиваемым. И тогда им овладевало отчаяние, и появля­лись стихи, подобные тем, что написаны в 1912 году:

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Все будет так. Спасенья нет.

Красота становится добычей невозвратного прошлого, как это случилось с Равенной, что спит «у сонной вечности в руках».

А виноградные пустыни,
Дома и люди — все гроба.

Гораздо чаще, однако, в поэзии Блока слышны мотивы жизнеутверждения, даже в тех стихах, где он говорит о горе­стях и душевных страданиях.

В стихотворении, созданном в 1914 году, «Ты помнишь? В нашей бухте сонной. » — воспоминание о встрече с че­тырьмя военными судами, вошедшими в «сонную бухту» и сразу преобразившими окружающее («Мир стал заманчивей и шире»). Но суда ушли — «и вновь обычным стало море, маяк уныло замигал. ». Не следует, однако, по мысли поэта, предаваться тоске и горестным раздумьям:

Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран —
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман! —

(обратим внимание на игру слов «стран» — «странным»). От нас зависит умение увидеть мир в его сложности и красоте. О своей жизненной позиции, о своем призвании Блок пи­сал в том же году:

О, я хочу безумно жить.
Все сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!
Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне, —
Быть может, юноша веселый
В грядущем вспомнит обо мне.
Простим угрюмство — разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь — дитя добра и света,
Он весь — свободы торжество!

Как всякий поэт, Блок ряд стихотворений посвятил теме творчества. Он видел сложность, противоречивость своей по­эзии и, обращаясь к Музе, писал:

Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть
Зла, добра ли? — Ты вся — не отсюда.
Мудрено про тебя говорят:
Для иных ты — и Муза, и чудо.
Для меня ты — мученье и ад.

Поэт, творя, испытывает и «роковую отраду», и «безум­ную сердцу усладу — эту горькую страсть, как полынь!» («К Музе»).

Путь, как символ России, ее просторов, ее «далей необъ­ятных», ее тоски и исступленного стремления, и бродяга-нищий, порожденный этим путем, — вот новые «слова-звезды» лирики Блока.

Читайте также:
Мелодией одной звучат печаль и радость (тема любви в лирике А. Блока).: сочинение

Ими освящено удивительное стихотворение «Русь».

Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь!

Из материала работы о русских заговорах и заклинаниях строится образ демонической колдовской Руси. Дебри, боло­та, зарева пожаров, снеговые столбы, где кружатся ведьмы, ночные хороводы разноликих народов, пути и распутья, ве­тер и вьюга, страшная, нищая Россия. И вся она — в движе­нии, в полете, взметенная и взвихренная. В этом вихре — ее душа. Темный лик — лишь покров, закрывающий тайну. Стихотворение кончается торжественными мистическими строфами:

Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах ты,
И вот, она не запятнала
Первоначальной чистоты.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь,
Она и в снах необычайна,
Ее одежды не коснусь.

Отметим несравненное мастерство «звуковой светотени», контраста темных «у» со светлыми «а». После приглушен­ной мелодии на «у» («Живую душу. Русь») — какими по­бедными трубами поют созвучия на «а»:

И вот, она не запятнала
Первоначальной чистоты.

«Живая душа» России, «нищая» ее природа озарена не­здешним светом. Тайна ее приоткрывается в стихотворении «Вот Он — Христос в цепях и розах», навеянном пейзажами Нестерова. Синее небо, поля, леса, овраги складываются в черты иконописного Лика:

В простом окладе синего неба
Его икона смотрит в окно,
Убогий художник создал небо,
Но Лик и синее небо одно.

На русской земле, смиренной и скудной, отпечатлен Лик Христа. И чтобы понять Его — нужно стать странником, ски­тальцем, «нищим, распевающим псалмы»:

И не постигнешь синего Ока,
Пока не станешь сам, как стезя.

«Путь» — «стремление» — «странничество» — «Рос­сия» — «Христос» — такова-линия нарастания лирической волны в стихах Блока.

В стихотворении «Художник», написанном в традициях символизма — с зашифрованными, не всегда ясными образ­ами, — та же мысль о проклятии, тяготеющем над поэтическим дарованием: поэт не может не писать; но как же мучительно для духа его желание заключить живые явления живого мира в стальную, тяжелую клетку художественных образов:

Вот моя клетка — стальная, тяжелая,
Как золотая, в вечернем огне.
Вот моя птица, когда-то веселая,
Обруч качает, поет на окне.
Крылья подрезаны, песни заучены.
Любите вы под окном постоять?
Песни вам нравятся.
Я же, измученный,
Нового жду — и скучаю опять.

Тяжел крест поэта, особенно русского. Тяжел, но и сла­вен. Блок чувствовал свою ответственность перед Родиной, перед историей. И потому в его творчестве постоянно, в раз­ных поворотах, звучит тема России, Родины.[/sms]

Сочинение В стихах Блока автор никогда не исчезает за своими образами личность поэта всегда перед читателем

Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-10-29

В стихах Блока автор никогда не исчезает за своими образами личность поэта всегда перед читателем

Творчество Александра Блока – великого поэта начала XX века – одно из самых примечательных явлений русской поэзии. По силе дарования, страстности отстаивания своих воззрений и позиций, по глубине проникновения в жизнь, стремлению ответить на самые большие и насущные вопросы современности, по значительности новаторских открытий, ставших неоценимым достоянием русской поэзии, Блок является одним из тех деятелей нашего искусства, которые составляют его гордость и славу.

Что же привлекает в поэзии Блока? Прежде всего то, что все явления окружающего мира и все события истории, все предания веков, народное горе, мечты о будущем – все, что становилось темой переживаний и пищей раздумий, Блок переводил на язык лирики и прежде всего воспринимал как лирику. Даже сама Россия была для него «лирической величиной», и эта «величина» была столь огромной, что далеко не сразу вместилась в рамки его творчества.

Крайне существенно и то, что большая патриотическая тема, тема Родины и ее судеб, входит в лирику Блока одновременно с темой революции, захватывающей поэта до самых потаенных глубин его души и породившей строй совершенно новых чувств, переживаний, стремлений, возникавших словно при грозовых разрядах, в их ослепительном свете, – и тема Родины становится в творчестве Блока основной и главнейшей. Одно из самых примечательных его стихотворений, написанных в дни революции 1905 года и вдохновленных ею, – «Осенняя воля». В этом стихотворении, за которым последует и огромный по своему внутреннему значению и художественному совершенству цикл «Родина», глубоко сказались те переживания и раздумья поэта, которые придали его лирике новые и необычайно важные черты.

Вся та же, прежняя, а вместе с тем и совершенно иная красота родной земли открылась поэту в самой неприметной для «иноплеменного взора» равнине, не поражающей ни яркими цветами, ни пестрыми красками, спокойной и однообразной, но неодолимо привлекательной в глазах русского человека, как это остро почувствовал и передал поэт в своем стихотворении:

Выхожу я в путь, открытый взорам,

Ветер гнет упругие кусты,

Битый камень лег по косогорам,

Желтой глины скудные пласты.

Разгулялась осень в мокрых долах,

Обнажила кладбища земли,

Но густых рябин в проезжих селах

Читайте также:
Звуковой колорит лирики А. Блока: сочинение

Красный цвет зареет издали…

Казалось бы, все однообразно, привычно, издавна знакомо в этих «мокрых долах», но в них поэт увидел нечто новое, неожиданное и словно перекликнувшееся с тем мятежным, молодым, задорным, что он почувствовал в себе самом; в строгости и даже скудности открывшегося перед ним простора он узнал свое, родное, близкое, хватающее за сердце – и не смог не откликнуться на алеющий перед ним красный цвет рябины, зовущей куда-то и радующей новыми обещаниями, которых дотоле не слышал поэт. Вот почему он испытывает такой небывалый подъем внутренних сил, по-новому возникла перед ним прелесть и красота полей и косогоров родной земли:

Вот оно, мое веселье, пляшет

И звенит, звенит, в кустах пропав!

И вдали, вдали призывно машет

Твой узорный, твой цветной рукав!

Перед ним возникают настоящие леса, поля, косогоры, его манит пропадающий вдали путь. Именно об этом с какой-то вдохновенной радостью, светлою грустью и необычайной широтой, словно вмещающей весь родной простор, говорит поэт в своей «Осенней воле»:

Запою ли про свою удачу,

Как я молодость сгубил в хмелю…

Над печалью нив моих заплачу,

Твой простор навеки полюблю…

Чувством, опаляющим сердце поэта и его творчество, неизменно примешивающимся к каждой мысли, к каждому переживанию, становится, помимо любви к Родине, и любовь к матери. Матери, в подвиге сына которой видится сияние самого солнца, и пусть этот подвиг стоит сыну всей жизни – сердце матери переполняет «золотая радость», ибо сыновний свет победил окружающую мглу, царит над ней:

Сын не забыл родную мать:

Сын воротился умирать.

Его лирика стала сильнее его самого. Это яснее всего выражено в его стихах о любви. Сколько бы он ни твердил, что женщины, которых мы любим, картонные, он вопреки своей воле видел в них и звезды, чувствовал в них нездешние дали, и – сколько бы сам ни смеялся над этим – каждая женщина в его любовных стихах сочеталась для него с облаками, закатами, зорями, каждая открывала просветы в Иное, поэтому он и создает свой первый цикл – «Стихи о Прекрасной Даме». Прекрасная Дама – воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Лирический герой – служитель Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преображения жизни.

Надежды на пришествие «вечной женственности» свидетельствуют о неудовлетворенности Блока действительностью:

Года проходят мимо…

Прекрасная Дама, единая и неизменная в своем совершенстве, в своей дивной прелести, вместе с тем постоянно меняет черты и является перед своим рыцарем и слугой то «Девой, Зарей», то «Женой, облеченной в солнце», и это к ней взывает поэт в чаянии времен, предреченных в старинных и священных книгах:

Тебе, чей Сумрак был так ярок,

Чей голос тихостью зовет, –

Приподними небесных арок

Все опускающийся свод.

Сама любовь собирает в глазах поэта черты идеальные, небесные, и в своей возлюбленной он видит не обычную земную девушку, а ипостась божества. В стихах о Прекрасной Даме поэт воспевает ее и наделяет всеми атрибутами божественности – такими, как бессмертие, безграничность, всемогущество, непостижимая для земного человека премудрость, – все это поэт усматривает в своей Прекрасной Даме, которая ныне «в теле нетленном на землю идет».

Даже когда лирика Блока говорила, казалось бы, всего только о частном, интимном, личном, ибо в ней сквозь личное, неповторимое прорывается великое, мировое. «Единство с миром» – этот мотив, общий для всей лирики Блока, – необычайно важно для понимания значения произведений Блока, его творчества, даже выходящего за рамки непосредственного отклика на то или иное событие.

Поэт исследовал многие области человеческих отношений и переживаний, на себе испытывал весь цикл чувств, страстей, стремлений, мужал и закалялся в испытаниях и борьбе – все это составляет содержание того «романа в стихах», каким и является лирика Блока, взятая в целом:

В стихах Блока автор никогда не исчезает за своими образами личность поэта всегда перед читателем (В.Я. Брюсов): сочинение

Валерий Яковлевич Брюсов

Собрание сочинений в семи томах

Том 6. Статьи и рецензии. Далекие и близкие

Д. Максимов. Брюсов-критик

Статьи и рецензии 1893-1912

Нисколько не желая отдавать особого предпочтения символизму и не считая его, как это делают увлекающиеся последователи, «поэзией будущего», я просто считаю, что и символистическая поэзия имеет свой raison d’etre [1]. Замечательно, что поэты, нисколько не считавшие себя последователями символизма, невольно приближались к нему, когда желали выразить тонкие, едва уловимые настроения.

Кроме того, я считаю нужным напомнить, что язык декадентов, странные, необыкновенные тропы и фигуры, вовсе не составляет необходимого элемента в символизме. Правда, символизм и декадентство часто сливаются, но этого может и не быть. Цель символизма — рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение.

Следующие выпуски этого издания будут выходить по мере накопления материала. Гг. авторов, желающих поместить свои произведения, просят обращаться с обозначением условий на имя Владимира Александровича Маслова. Москва, Почтамт, poste restante [2].

Прежде всего прошу не сердиться на это обращение. Что Вы очаровательны, — я позволяю себе догадываться по почерку и конверту, что Вы для меня незнакомка, — отрицать невозможно, потому что в Вашем письме нет не только подписи, но даже малейших указаний, по которым я мог бы узнать Вас. Оно все состоит из упреков и осуждений, за исключением немногих строк похвалы вначале, число которых — при моем самомнении — показалось мне очень незначительным.

Читайте также:
Два вечных памятника... А. Блок. «О доблестях, о подвигах, о славе...»: сочинение

Впрочем — надо Вам отдать справедливость — Вы снисходительнее, чем наши критики. Те просто предлагали отправить меня в сумасшедший дом, Вы же допускаете, что я сделался символистом по ошибке, «из подражания, может быть, невольного». При этом Вы разъясняете, что символисты бывают трех родов: мистификаторы, которые, не надеясь на талант, хотят взять оригинальностью, люди душевно ненормальные и несчастные заблудшие, к которым Вы великодушно причисляете меня и которые еще могут возвратиться на истинный путь. «Произведения таких лиц, восклицаете Вы дальше, не могли образовать новой школы! И в самом деле! Что общего между теми разнородными творениями, которые называют символическими? Не сходятся ли отдельные поэты только в одном, в желании написать что-нибудь постраннее и понепонятиее! Пусть кто-нибудь попробует просто ответить на вопрос, „в чем сущность символизма“ — и я уверена, это ему не удастся».

Между тем именно на этот вопрос я и «попробую» ответить в своем письме, хотя бы для того, чтоб Вы не считали меня в числе несчастных заблудших, так как, право, мне менее обидно оказаться даже в числе обманщиков. Только я должен предупредить Вас, что те взгляды, которые я буду высказывать, вовсе не составляют обычного credo символистов. Очень возможно, что многие прямо не согласятся со мной, так как в теории символисты действительно делятся на много отдельных кружков. Тем замечательнее, впрочем, что в своих произведениях они приходят к одинаковым результатам.

Первая особенность моего взгляда на символизм состоит в том, что я решительно не обращаю внимания на его крайности.

Начинающая школа всегда бывает склонна к крайностям, которые, конечно, не составляют ее сущности. Кроме того — в том, пожалуй, со мной согласятся многие — от символизма необходимо отделять некоторые несомненно чуждые элементы, присоединявшиеся к нему во Франции. Таков мистицизм, таково стремление реформировать стихосложение и связанное с ним введение старинных слов и размеров, таковы полуспиритические теории, проповедуемые Сэром Пеладаном. Все это в символизме случайные примеси.

Выделив их, я разделяю все символические произведения на три следующих вида.

1. Произведения, дающие целую картину, в которой, однако, чувствуется что-то недорисованное, недосказанное; точно не обозначено несколько существенных признаков. Таковы, напр., сонеты Малларме.

2. Произведения, которым придана форма целого рассказа или даже драмы, но в которых отдельные сцены имеют значение не столько для развития действия, сколько для известного впечатления на читателя или зрителя.

3. Произведения, которые представляются Вам бессвязным набором образов и с которыми Вы познакомились, вероятно, по стихотворению Метерлинка «Теплицы среди леса», переведенному у нас несколько раз.

Вы, конечно, спешите возразить мне, что я далеко не охватил всего символизма, что в нем есть много иных форм.

На это прежде всего я скажу Вам, что мои три вида имеют множество разновидностей. Связь образов, напр., может быть то совершенно незаметною, то очень легко восстанавливаемой.

Во-вторых, ряду произведений, обыкновенно называемых символическими и декадентскими, я принужден отказать в этом названии. Так, я не считаю символическими те из них, которые отличаются одной странностью метафор, сравнений, вообще смелыми тропами и фигурами. Стремление обновить поэтический язык замечается, правда, почти у всех символистов, но принадлежит не исключительно им. Они разве только смелее в своих нововведениях. Впрочем, далеко не робким в этом отношении был, напр., Т. Готье, которого нет причин считать символистом.

Далее, не считаю я символическими произведения, блещущие одной новизной сюжета. Символизм действительно располагает поэта обращаться к чувствам и настроениям современного человека, но отсюда не следует, чтобы всякое подобное произведение было символическим. Я встречал не мало стихотворений, написанных странным языком с безумными метафорами, в которых изображалось какое-нибудь удивительное настроение «конца века» и о которых я не мог сказать — «вот символическое стихотворение».

Наконец, столь прославленное сближение поэзии с музыкой я считаю тоже одним из средств, которыми пользуется символизм, а не его сущностью. Символист старается мелодией стиха вызвать определенное настроение в читателе, которое помогло бы ему уловить общий смысл, — и только. Таково, напр., стихотворение Метерлинка «Павлины», вероятно, известное Вам из разных журналов. Правда, некоторые символисты отдавались игре звуками, так что у них главное, а иногда единственное значение получали звуковые комплексы слов, — но это уже крайности, которых я, как известно, не касаюсь.

Таким образом, каждое символическое произведение мне удается подвести под один из моих трех видов. Вы, конечно, уже по моим определениям заметили, что я нахожу между ними общего. Очевидно, во всех трех случаях поэт передает ряд образов, еще не сложившихся в полную картину, то соединяя их как бы в одно целое, то располагая в сценах и диалогах, то просто перечисляя один за другим. Связь, даваемая этим образам, всегда более или менее случайна, так что на них надо смотреть, как на вехи невидимого пути, открытого для воображения читателя. Поэтому-то символизм можно называть, как непоследовательно делаете и Вы, — «поэзией намеков».

Читайте также:
Борьба есть условие жизни В. Г. Белинский. (По творчеству А. Блока): сочинение

Итак, «в тех разнородных творениях, которые называют символическими», нашлось кое-что общее, позволяющее считать их принадлежащими к одной школе. Теперь можно перейти к самому сильному Вашему обвинению, которое поможет нам окончательно выяснить сущность символизма: «Во всяком случае, зачем говорить намеками, если можно сказать прямо?» Только этот вопрос я поставлю так: «Нарушается ли сущность поэтического произведения, если вместо полного образа даются намеки?» Поэзия, как искусство, облекает мысли в образы. Но в каждой мысли можно проследить целый процесс развития от первого зарождения до полного развития. Сущность различия литературных школ и заключается именно в том, на какой ступени развития воплощает поэт свою мысль. Так, в ново романтической школе каждый образ, каждая мысль являются в своих крайних выводах.

В стихах Блока автор никогда не исчезает за своими образами личность поэта всегда перед читателем (В.Я. Брюсов): сочинение

Благодаря этому не только юношеские стихотворения Блока, но и его позднейшие создания требуют от читателя большого напряжения внимания. Должно досказывать недоговоренное, восстанавливать связь между образами, явную для поэта, но не всегда выраженную, а главное, каждое отдельное стихотворение — принимать как одну главу из длинного ряда других, дополняющих и объясняющих ее. Так, например, только тому, кто сжился с поэзией Блока в ее целом, становится вполне понятно такое его стихотворение:

С этим же связана наклонность Блока не называть в стихах действующих лиц; он охотно ставит одни глаголы: «поднимались из тьмы погребов», «выходили», «смеялись», предоставляя читателю угадать, кто поднимался, кто выходил, кто смеялся.

Почти всегда стих Блока музыкален. Он умеет находить напевность в самом сочетании звуков (напр.: «По вечерам над ресторанами») и даже несколько чуждается полной точности размера. У Блока, например, не редкость — лишняя стопа в отдельном стихе. Никто по-русски так удачно не писал сочетаниями двух и трехсложных стоп, как Блок (стих, обычный в «Книге песен» Гейне). Чаще, чем другие новые поэты, Блок отказывается от однообразных четверостиший и дает свои произвольные, нестрофические сочетания стихов, чередуя строки длинные и короткие, умея безошибочно находить соответствующий метр для выражения того или иного чувства. Вместе с тем есть в стихе Блока невыразимое своеобразие, дающее этому стиху самостоятельное место в русской литературе.

Столь же свободно относится Блок к рифме. Часто он сознательно заменяет ее аллитерацией (гибели — вывели, прорубью — поступью) или «созвучием неравносложных окончаний» (изламывающий — падающий, оснеженный — безнадежный). Нередко Блок рифмует слова, которые, строго говоря, не могут считаться рифмами (смерть — смерч, свергни — черни, веер — север, пепел — светел, кроясь — прорезь). Большое чутье к музыке слов и тонкий вкус поэта позволяют Блоку выходить победителем из этих опасных опытов. Притом ничего показного, ничего рассчитанного на эффект нет в этих вольностях Блока. Он любит и умеет скрывать свою смелость, так что она становится видна только внимательному наблюдателю.

Среди современных поэтов Блок занимает вполне определенное положение. Он не повторяет чужих тем, но с бесстрашной искренностью черпает содержание своих стихов из глубины своей души. Это придает его поэзии особую свежесть, делает все его стихи жизненными, позволяет поэту постоянно открывать новые и новые источники вдохновения. Блок как-то сразу создал свой стиль, во многом самобытный, но не замкнулся в нем и в каждой своей новой книге ищет новых путей для своего творчества. Большой мастер стиха, хотя и не стремящийся во что бы то ни стало к новым формам, он во всех своих созданиях остается красивым и завлекательным. Его стихи как бы просят музыки, и, действительно, многие его стихотворения были положены композиторами на музыку. Интимная поэзия Блока никого не может оттолкнуть от себя с первого взгляда, но для своего настоящего понимания требует вдумчивости и внимания. Надо войти в круг переживании поэта, чтобы полно воспринять их; надо вчитаться в его стихи, чтобы вполне оценить их оригинальность и красоту.

Игорь Северянин

«Когда возникает поэт, душа бывает взволнована», — писал Ф. Сологуб в предисловии к «Громокипящему кубку». Конечно, певец звезды Маир, обычно скупой на похвалы, не мог ошибиться, произнося приговор столь решительный. Чуткость не изменила Ф. Сологубу, когда он приветствовал Игоря Северянина высоким именем Поэта. Да, Игорь Северянин — поэт, в прекрасном, в лучшем смысле слова, и это в свое время побудило пишущего эти строки, одного из первых, в печати обратить на него внимание читателей и в жизни искать с ним встречи. Автор этой статьи гордится тем, что он, вместе с Ф. Сологубом и Н. Гумилевым, был в числе тех, кто много раньше других оценили подлинное дарование Игоря Северянина.

Однако самое название «поэт», в каждом отдельном случае, требует пояснений и определений. Конечно, «не тот поэт, кто рифмы плесть умеет». С другой стороны, мы только условно называем «поэтом» того, кто совсем не умеет «плесть рифмы». В одной эпиграмме Баратынский шутил: «И ты — поэт, и он — поэт, но разницумеж вас находят»… Даже между великими поэтами «разница» несомненна. Может быть, но силе непосредственного стихийного дарования Тютчев не уступал Пушкину. И все же Пушкин стал родоначальником всей новой русской литературы, а роль Тютчева в истории нашей поэзии гораздо менее значительна. Это происходит оттого, что один талант еще не определяет всего значения поэта и писателя.

Читайте также:
Тема святости и греха в поэме А. А. Блока Двенадцать: сочинение

Мы знаем, что гений иногда «озаряет голову безумца, гуляки праздного». Хорошо, если таким гулякою оказывается Моцарт, да и то Сальери сказал не всю правду: из биографии Моцарта мы знаем, как много он учился и как много работал. Когда гений соединяется с огромным умом, жаждущим познаний, с безошибочным вкусом и с неустанным трудолюбием, получается титан литературы, как наш Пушкин или германский Гете. Томы сочинений Пушкина, его глубокие суждения о разнообразнейших вопросах истории, политики, науки, искусства, его черновые рукописи, свидетельствующие о кропотливой работе, опровергают то представление о нашем великом поэте, какое готов был поддерживать он сам: как о «повесе, вечно праздном». Разносторонность познаний и интересов Гете достаточно известна. Когда же поэтический дар не сочетается ни с исключительным умом, ни с неодолимым терпением, в лучшем случае выходит русский Фофанов или французский

«В стихах Блока автор никогда не исчезает за своими образами; личность поэта всегда перед читателем»

Творчество Александра Блока — великого поэта начала XX века — одно из самых примечательных явлений русской поэзии. По силе дарования, страстности отстаивания своих воззрений и позиций, по глубине проникновения в жизнь, стремлению ответить на самые большие и насущные вопросы современности, по значительности новаторских открытий, ставших неоценимым достоянием русской поэзии, Блок является одним из тех деятелей нашего искусства, которые составляют его гордость и славу.

Что же привлекает в поэзии Блока? Прежде всего то, что все явления

окружающего мира и все события истории, все предания веков, народное горе, мечты о будущем — все, что становилось темой переживаний и пищей раздумий, Блок переводил на язык лирики и прежде всего воспринимал как лирику. Даже сама Россия была для него «лирической величиной», и эта «величина» была столь огромной, что далеко не сразу вместилась в рамки его творчества.

Крайне существенно и то, что большая патриотическая тема, тема Родины и ее судеб, входит в лирику Блока одновременно с темой революции, захватывающей поэта до самых потаенных глубин его души и породившей строй совершенно

Вся та же, прежняя, а вместе с тем и совершенно иная красота родной земли открылась поэту в самой неприметной для «иноплеменного взора» равнине, не поражающей ни яркими цветами, ни пестрыми красками, спокойной и однообразной, но неодолимо привлекательной в глазах русского человека, как это остро почувствовал и передал поэт в своем стихотворении:

Выхожу я в путь, открытый взорам,

Ветер гнет упругие кусты,

Битый камень лег по косогорам,

Желтой глины скудные пласты.

Разгулялась осень в мокрых долах,

Обнажила кладбища земли,

Но густых рябин в проезжих селах

Красный цвет зареет издали…

Казалось бы, все однообразно, привычно, издавна знакомо в этих «мокрых долах», но в них поэт увидел нечто новое, неожиданное и словно перекликнувшееся с тем мятежным, молодым, задорным, что он почувствовал в себе самом; в строгости и даже скудности открывшегося перед ним простора он узнал свое, родное, близкое, хватающее за сердце — и не смог не откликнуться на алеющий перед ним красный цвет рябины, зовущей куда-то и радующей новыми обещаниями, которых дотоле не слышал поэт. Вот почему он испытывает такой небывалый подъем внутренних сил, по-новому возникла перед ним прелесть и красота полей и косогоров родной земли:

Вот оно, мое веселье, пляшет

И звенит, звенит, в кустах пропав!

И вдали, вдали призывно машет

Твой узорный, твой цветной рукав!

Перед ним возникают настоящие леса, поля, косогоры, его манит пропадающий вдали путь. Именно об этом с какой-то вдохновенной радостью, светлою грустью и необычайной широтой, словно вмещающей весь родной простор, говорит поэт в своей «Осенней воле»:

Запою ли про свою удачу,

Как я молодость сгубил в хмелю…

Над печалью нив моих заплачу,

Твой простор навеки полюблю…

Чувством, опаляющим сердце поэта и его творчество, неизменно примешивающимся к каждой мысли, к каждому переживанию, становится, помимо любви к Родине, и любовь к матери. Матери, в подвиге сына которой видится сияние самого солнца, и пусть этот подвиг стоит сыну всей жизни — сердце матери переполняет «золотая радость», ибо сыновний свет победил окружающую мглу, царит над ней:

Сын не забыл родную мать:

Сын воротился умирать.

Его лирика стала сильнее его самого. Это яснее всего выражено в его стихах о любви. Сколько бы он ни твердил, что женщины, которых мы любим, картонные, он вопреки своей воле видел в них и звезды, чувствовал в них нездешние дали, и — сколько бы сам ни смеялся над этим — каждая женщина в его любовных стихах сочеталась для него с облаками, закатами, зорями, каждая открывала просветы в Иное, поэтому он и создает свой первый цикл — «Стихи о Прекрасной Даме». Прекрасная Дама — воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Лирический герой — служитель Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преображения жизни.

Читайте также:
Тема поэта и поэзии в творчестве А. А. Блока: сочинение

Надежды на пришествие «вечной женственности» свидетельствуют о неудовлетворенности Блока действительностью:

Года проходят мимо…

Прекрасная Дама, единая и неизменная в своем совершенстве, в своей дивной прелести, вместе с тем постоянно меняет черты и является перед своим рыцарем и слугой то «Девой, Зарей», то «Женой, облеченной в солнце», и это к ней взывает поэт в чаянии времен, предреченных в старинных и священных книгах:

Тебе, чей Сумрак был так ярок,

Чей голос тихостью зовет, —

Приподними небесных арок

Все опускающийся свод.

Сама любовь собирает в глазах поэта черты идеальные, небесные, и в своей возлюбленной он видит не обычную земную девушку, а ипостась божества. В стихах о Прекрасной Даме поэт воспевает ее и наделяет всеми атрибутами божественности — такими, как бессмертие, безграничность, всемогущество, непостижимая для земного человека премудрость, — все это поэт усматривает в своей Прекрасной Даме, которая ныне «в теле нетленном на землю идет».

Даже когда лирика Блока говорила, казалось бы, всего только о частном, интимном, личном, ибо в ней сквозь личное, неповторимое прорывается великое, мировое. «Единство с миром» — этот мотив, общий для всей лирики Блока, — необычайно важно для понимания значения произведений Блока, его творчества, даже выходящего за рамки непосредственного отклика на то или иное событие.

Поэт исследовал многие области человеческих отношений и переживаний, на себе испытывал весь цикл чувств, страстей, стремлений, мужал и закалялся в испытаниях и борьбе — все это составляет содержание того «романа в стихах», каким и является лирика Блока, взятая в целом:

Благословляю все, что было,

Я лучшей доли не искал.

О сердце, сколько ты любило!

О разум, сколько ты пылал!

Пускай и счастие, и муки

Свой горький положили след,

Но в страстной буре, в долгой скуке —

Я не утратил прежний свет…

Александр Блок. Жизнь и творчество. Влияние творчества Блока на поэзию Анны Ахматовой ПЛАН 1. Вступление 2. Из воспоминаний о Блоке 3. Начало. Десятые годы 1). Сборник «Вечер» 2). Сборник «Четки» 4. Поэма без героя 1) «у шкатулки.

Александр Блок 1880 — 1921 «Здравствуйте, Александр Блок. Лафа футуристам, фрак старья разлазился каждым швом». Блок посмотрел костры горят «Очень хорошо». «Хорошо», В. В. Маяковский Родился Александр.

Блок Александр Александрович «Здравствуйте, Александр Блок. Лафа футуристам, фрак старья разлазился каждым швом». Блок посмотрел костры горят «Очень хорошо». «Хорошо», В. В. Маяковский Родился Александр Александрович Блок в.

А. Блок в Петербурге-Петрограде — жизнь и творчество На Васильевском острове, рядом со старинным зданием Двенадцати коллегий стоит двух этажный дом, где 16 ноября 1880 года родился Александр Блок. О младенческих годах «добренького.

Город в творчестве Блока Действенный Петербург Одно из самых прекрасных и совершеннейших созданий русского национального гения, Петербург — и как тема, и как образ — оставил глубокий, неизгладимый след.

Вопросы и ответы к лирике А. Блока Каковы основные этапы творческого пути А. Блока? Основу первого периода творчества Блока составляет цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Лирический герой — современный человек — живет.

Библейские мотивы в Творчестве М. Ю. Лермонтова Введение М. Ю. Лермонтов — очень сложное явление в истории литературной жизни России. Поэт, проживший всего 26 лет и оставивший относительно небольшое литературное наследство, до.

Поэмы Александра Блока Александр Александрович Блок — прямой и законный наследник русской культуры XIX века. Поэт чутко вслушивался в пророческие голоса классиков накануне грозовых лет. Душа Блока была.

Лирический герой А. Блока Лирический герой Блока — это постоянно меняющийся человек, ведомый жаждой познания истины, отдающийся сполна чувству любви и прекрасного. В поэзии Александра Блока — живой, яркий.

Тема России в лирике А. А. Блока А. А.Блок Коршун Чертя за кругом плавный круг, Над сонным лугом коршун кружит И смотрит на пустынный луг. — В избушке мать над сыном тужит.

Тема творчества у Есенина, Блока, Маяковского, Ахматовой и Пастернака Поэзия XX века значительно отличалась от поэзии XIX века. В XX веке сформировались различные литературно-художественные направления (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм). Поэты, принадлежащие к тому или.

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОИ А. БЛОКА (вариант 1) Лирический герой Блока — это постоян- но меняющийся человек, ведомый жаждой познания истины, отдающийся сполна чувст- ву любви и прекрасного. В поэзии Алексан- дра Блока.

Лирический герой Александра Блока Стихотворения великого поэта являются в первую очередь его дневником, отражающим мысли личности в момент создания очередного литературного шедевра. Ведь, на мой взгляд, любое стихотворение истинного.

Александр Александрович Блок. Биография Блок — самая большая лирическая тема Блока. Эта тема притягивает как тема романа… Юрий Тынянов Имя твое — птица в руке, Имя твое — льдинка.

Тема «страшного мира» в лирике А. Блока Цели урока: рассмотреть особенности лирики А. Блока второго периода творчества, проанализировать стихотворения, относящиеся к циклу «Страшный мир»; учить приемам анализа стихотворного текста. Ход урока: I.

Читайте также:
Особенности изображения двух миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Первый вариант): сочинение

Духовный путь Александра Блока Тема пути является одной из основных лирических тем поэтов серебряного века и особенно поэтов-символистов. Их стихи — это точная фиксация пути лирического героя и его.

Моя любимая книга стихов Александра Блока Поэзия Александра Блока — явление удивительное. Именно этот поэт стал наиболее близким мне по духу. Но особенно дорога и понятна мне первая книга его стихов.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но.

Любовная лирика Александра Блока Предельно обострившиеся в начале XX столетия общественно-исторические противоречия вызвали в жизни гениальную лирическую исповедь, именуемую читателями поэзией Блока. Она покоряет сердца читателей зачаровывающей музыкой стиха.

Своеобразие любовной лирики Блока Поэзия А. А. Блока покоряет сердца читателей зачаровывающей музыкой стиха, красотой выраженного чувства. Она учит понимать и ценить подлинное искусство и получать от него истинное.

Что привлекло меня в поэзии «серебряного века? «Стихи о Прекрасной Даме» — ранняя утренняя заря — те сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь Одиночество, мгла, тишина.

Своеобразие любовной лирики А. А. Блока Есть поэты, чье творчество входит в наши сердца как бесценный дар, с которым мы никогда не разлучаемся. Среди них — Александр Блок… М. Рыльекий Поэзия.

Развитие русской любовной лирики в XVIII веке Введение Любовная лирика как разновидность письменной литературы появилась в России в 18 веке. Конечно же, в русском фольклоре существовала любовная песня. Но древнерусская литература не.

Раздумья о судьбах Родины Существует мнение, что каждый писатель, сколько бы ни создал за свою жизнь, в сущности все время пишет одно и то же единственное произведение, образно говоря.

Мотивы лирики А. А. Блока О, я хочу безумно жить: Все сущее — увековечить, Безличное — очеловечить, Несбывшееся — воплотить! А. Блок Творчество Александра Блока — великого поэта начала XX.

Проблема истории в художественном мире А. С. Пушкина Пушкин и философско-историческая мысль 19 века …Пушкин явился именно в то время, когда только что сделалось возможным явление на Руси поэзии как искусства. Двадцатый год.

Лирический герой в поэзии Блока Имя Александра Александровича Блока тесно связано в сознании читателей с символизмом. Это литературное течение, придя в Россию из Западной Европы на рубеже XIX и ХХ.

Италия в стихах Александра Блока и Николая Гумилева Италия… О Италия! Как бы стремительно ни бежало время, Италия никогда не состарится. Древность этой страны лишь передает неповторимый аромат ее юности. Очарование вечной молодости.

Страшный мир! Он для сердца тесен!» (По лирике А. А. Блока.) Блок… «Имя твое — птица в руке. Имя твое — льдинка на языке. Одно-единственное движение губ. Имя твое — пять букв…» И как бы вторя.

«Россия, Русь! Храни себя, храни…» (по произведениям русских писателей XIX и XX веков) «Россия, Русь! Храни себя, храни…» (по произведениям русских писателей XIX и XX веков) Тему России можно рассмотреть в творчестве двух поэтов XIX и XX вв.

Тема пути в лирике А. А. Блока А. А. Блок родился в Петербурге в дворянской семье. Его отец был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. Мать занималась литературной деятельностью. Никто в.

Италия в стихах А. Блока и Н. Гумилева Италия… О Италия! Как бы стремительно ни бежало время, Италия никогда не состарится. Древность этой страны лишь передает неповторимый аромат ее юности. Очарование вечной молодости.

«Величайший поэт современной эпохи» Об Александре Блоке, одном из самых значительных поэтов «серебряного века», говорили и писали многие. А. Ахматова утверждала, что Блок — «трагический тенор эпохи», А. Белый.

Идейно-тематическое содержание поэзии Н. А. Некрасова Основные темы и мотивы поэзии Некрасова определились уже в сборнике 1856 года. В соответствии с тематикой он включал четыре раздела. Первый раздел содержал стихотворения, посвященные.

Россия в лирике А. А. Блока Блок… При звуке этого имени почему-то вспоминается: Когда я думаю о Блоке, Когда тоскую по нему, То вспоминаю я не строки, А мост, пролетку и.

«Мелодией одной звучат печаль и радость…» (Тема любви в лирике А. Блока) …Трагический тенор эпохи. А. Ахматова Существует такое расхожее представление, что слова «любовь» и «символизм» являются едва ли не абсолютными синонимами. Основанием для такого мнения служит.

Прошлое, настоящее и будущее России в поэзии Блока Тема родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве А. Блока эта тема обретает особое.

Тема родины в произведениях А. А. Блока и В. В. Маяковского Александр Блок и Владимир Маяковский — два великих русских поэта. Сравнивать их творчество нелегко, так как в идейном и стилевом отношении они очень сильно отличаются.

РОССИЯ А. БЛОКА Тема Родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве А. Блока эта тема обретает особое.

Читайте также:
Мечты и действительность в лирике А. А. Блока: сочинение

О поэтическом цикле «Стихи о Прекрасной Даме» Прототип известного цикла Александра Блока «Стихи о Прекрасной Даме» — возлюбленная и жена поэта — Любовь Дмитриевна Менделеева. Как божественная Беатриче для Данте, несравненная Лаура.

«В стихах Блока автор никогда не исчезает за своими образами личность поэта всегда перед читателем» (В. Я. Брюсов)

Печальная доля — так сложно, Так трудно и празднично жить, И стать достоянъем доцента, И критиков новых плодить. Блок
Тема поэта и поэзии имеет в классической литературе глубокие корни и традиции. Александр Блок тоже отдал дань этой теме очень оригинально, без излишнего пафоса и напыщенности. В стихотворениях «Друзьям» и «Поэты» автор нарочито сгущает краски, поднимаясь до гротеска и сарказма в описании быта и взаимоотношений поэтов, далеко не небожителей, а мелочных и завистливых, хвастливых и алчных. Но вот нисходит озарение,

Мотивы А. Блока стихотворения «Незнакомка» Это стихотворение Александра Блока принадлежит к периоду написания «Страшного мира», когда главными в восприятии поэтом мира были ощущения тоски, отчаяния и неверия. Мрачные мотивы многих стихотворений данного периода выражали протест.

Трагическое предвидение Блоком судьбы России в стихотворении «На поле Куликовом» Однако тема трагического предвидения звучит в стихотворениях из цикла Родина, написанных задолго до войны 1914 года, в стихотворениях, объединенных темой, обозначенной в названии: «На поле Куликовом». Написаны эти стихотворения в.

Человек в революции Бушует стихия. Волны всей своей мощью ударяются о прибрежные скалы и вдребезги разбиваются. Суровый Ветер несется над бурлящей водой, срывая паруса одиноких кораблей, не успевших укрыться в порту. Некогда Безграничное.

Роль композиции в раскрытии идейного содержания поэмы Блока «Двенадцать» Как мы понимаем идею художественного произведения? Ведь ни один автор не высказывает ее напрямую, как, например, в публицистике. Понять то, что хотел сказать автор, помогает весь строй художественного произведения: и.

Стихотворение Блока «Незнакомка» Стихотворение Блока «Незнакомка» было написано в годы расцвета его творчества. В это время он становится профессиональным литератором, его имя уже приобретает довольно широкую известность. Революция 1905 года произвела огромное впечатление.

Историческое прошлое России в цикле стихотворений «На поле Куликовском» Блока На мой взгляд, у Александра Блока свое особое отношение к Родине. Россия — это не просто тема, а это мир, наделенный своими чертами, заполненный различными образами и символами. А. Блок.

Печаль и радость в стихотворении Стихотворение «Незнакомка» написано в 1906 году. К этому времени поэт поменял свое мировоззрение, и тема Любви стала изображаться несколько иначе, чем раньше в его творчестве. В начале века Блок, как.

Образ Христа и загадка финала поэмы Блока «Двенадцать» Поэма Александра Блока «Двенадцать», в которой поэт принял недавно свершившуюся Октябрьскую революцию, вызвала резкую критику со стороны противников большевиков, в частности, из-за кощунственного, по их мнению, употребления христианской символики в.

Гражданственность поэзии А. Л. Блока Стихотворение «Фабрика», написанное в конце 1903 года, может рассматриваться как точка поворота на творческом пути Александра Блока. В образе кого-то «неподвижного» и «черного» поэт, впервые непосредственно обратившись к социальной теме.

Тема революции в поэме А. Блока «Двенадцать» Поэма А. Блока «Двенадцать» была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков.

Романтический мир раннего Блока Александра Блока называют последним великим поэтом старой, дореволюционной России. С его смертью (в 1921 году) закончилась целая полоса русской поэзии, ее «серебряный век», который сегодня часто называют «блоковским». Как истинный.

Красота России в лирике Блока В стихотворении «Русь» (1906) Россия предстает перед читателем таинственной, колдовской землей: Русь, опоясана реками И дебрями окружена, С болотами и журавлями, И с мутным взором колдуна. Русь сказочно прекрасна, но.

Трактовка символизма у Блока Александр Александрович Блок (1880-1921). Блок относился к символизму более страстно, чем Брюсов. Он глубоко разделял некоторые доктрины этого течения и тем резче порывал с ними. Блок-критик развивался одновременно с Блоком-поэтом.

Изора — характеристика литературного героя (персонажа) ИЗОРА — героиня драмы Блока «Роза и Крест» (1912). При создании пьесы Блок использовал провансальский рыцарский роман «Фламенка», откуда взята фабула и бытовая обстановка драмы, имена некоторых героев. Использовал Блок.

Чтобы отвести беду (по поэме А. Блока «Двенадцать») Иисус Христос Блока, идущий впереди отряда красногвардейцев, состоявший из двенадцати человек, остается одной из загадок мировой литературы. Ведь сам Христос ведет один из отрядов, был перенят глубокой ненавистью ко всему.

«Страшный мир, ты для сердца тесен.» Здесь камни похожи на мыло, А сталь похожа на жесть. И слабость — как сила, И правда — как лесть. В. Цой Нельзя жить в этом мире не ощутив на.

Мотивы лирики Блока О, я хочу безумно жить: Все сущее — увековечить, Безличное — очеловечить, Несбывшееся — воплотить! А. Блок Творчество Александра Блока — великого поэта начала XX века — одно из самых.

Творчество Блока в критике и литературоведении МЛ. Волошин: «Поэма «Двенадцать» является одним из прекрасных художественных претворений революционной действительности. Не изменяя ни самому себе, ни своим приемам, ни формам, Блок написал глубоко реальную и — что удивительно.

Читайте также:
Значение символических образов в поэме А. Блока «Двенадцать».: сочинение

Художественное своеобразие и вечные образы поэмы А. Блока «Двенадцать» 1919 год. Литературный вечер в холодном большевистском Петрограде. «Прочтите «Двенадцать»! — голос из зала. «Я не умею читать «Двенадцать», — сухо отвечает Александр Блок. Эта поэма появилась в год, когда.

Интимная любовь Блока к России План I. Осмысление прошлого, настоящего и будущего России. II. Сокровенная любовь Блока к Родине. 1. Интимность чувств. 2. Несгибаемость России. 3. «О, Русь моя! Жена моя!» 4. Предчувствие нелегкого пути.

«Женские лики» в творчестве Блок Когда вспоминается поэзия А. Блока, первое, что обычно приходит в голову, — стихотворение «Незнакомка». Конечно, это одно из самых сильных и самых завершенных стихотворений поэта. Но дело не только в.

Моя тема — тема о России» . — Блок Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю свою жизнь. Из письма А. Блока к К. С. Станиславскому Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах! Муза Пушкина.

«Страшный мир! Он для сердца тесен!» (По лирике А. Блока.) И, вглядываясь в свой ночной кошмар, Строй находить в нестройном вихре чувства, Чтобы по бледным заревам искусства Узнали жизни гибельный пожар! А. Блок Поэзия А. Блока — это поистине удивительное.

ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ В ПОЭМЕ БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ» Поэма А. Блока «Двенадцать» была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков.

Многозначность образа Христа в финале поэмы «Двенадцать» Блок встретил революцию восторженно и упоенно. В статье «Интеллигенция и революция», напечатанной вскоре после Октября, Блок восклицал: «Что же задумано? Переделать все. Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте.

Поэтическая символика А. Блока План I. А. Блок — представитель русского символизма. II. Эволюция поэтической символики Блока. 1. Раннее творчество Блока. 2. Символика стихотворения «Фабрика». 3. Символическое значение образа Незнакомки. 4. «Двенадцать» — поэма.

Поэма «Двенадцать» Блока Поэма «Двенадцать» формально не входит в блоковскую «трилогию», но, связанная с ней многими нитями, она стала новой и высшей ступенью его творческого пути. «Во время и после окончания «Двенадцати»,- свидетельствовал.

КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ А. БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ» И опять идут двенадцать. А. Блок Александр Александрович Блок — гениальный мастер слова, одним из первых русских поэтов сумевший услышать и перелить в стихи «музыку революции». В поэме «Двенадцать» Блок.

Это все о России по творчеству Блока На одном из поэтических вечеров Блок, завершая выступление, прочел стихотворение, которым часто заканчивал свое чтение — «Голос из хора». Из зала раздавалось требовательное: «Прочтите стихи о России!» «Это все о.

Отношение Ахматовой к лирической поэме «Двенадцать» Отношение Ахматовой к этой лирической поэме Блока было, по-видимому двойственным. По сообщению Д. Е.Максимова, она усматривала в ней немало «звездной арматуры», т. е. безвкусия, характерного по ее мнению для модернистского.

«Осенняя воля» и «Россия» — Блок О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш, путь — стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь. А. Блок Александр Александрович Блок — замечательный русский поэт.

Главная драматическая линия в поэме «Двенадцать» Главная драматическая линия произведения связана с очистительной силой революционного движения, с возвышающим красногвардейцев подвигом, который совершается во имя свободы и народа. Своеобразие поэтики Блока, поиски нужного ему образа приводят и.

Пейзаж лирической драмы «Незнакомка» Пейзаж лирической драмы «Незнакомка» (1906), по словам биографа Блока, был «навеян метаньями по глухим углам петербургской стороны». Пивная, изображенная в «Первом издании» пьесы, помещалась на углу Гесперовского проспекта и Большой.

Тема любви в лирике Блока Литературное наследие Блока обширно и многообразно, оно уже давно стало частью нашей культуры и жизни. Любовь — определяющая тема в творчестве великого русского поэта. От первого цикла «Стихи о Прекрасной.

Рожденный революцией «новый» человек в творчестве А. Блока и И. Бабеля К теме большевистской революции и тех невообрази­мых общественных, политических и экономических потря­сений, которые пережил русский народ, мы будем возвра­щаться снова и снова. Этот интерес продиктован стремле­нием демифологизировать события 1917-1922 годов.

Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать» Известно, что А. Блок принадлежал к такому направлению в русской поэзии, как символизм, а точнее, младосимволизм. Поэтому стихи поэта столь насыщены символами, истинный смысл которых раскрывается далеко не сразу. По.

Сравнительный анализ «Ночь» — Блок Современный мир, осмысливаемый лирическим поэтом, всегда кажется мистическим и почти всегда фантасмагоричным. Стихотворение Блока-символиста (1910) — вершина символизма в его творчестве — яркий тому пример. Поэт размывает границы реального и.

Как решить «поэтическую тайну» стихотворения «Незнакомка» Вот прочитано в классе стихотворение «Незнакомка». Первое же четверостишие с беспощадной реалистичностью воспроизводит неприглядность, почти безобразность действительности. Чтобы углубить эмоционально-эстетическую оценку поэзии Блока, обратимся к анализу особенностей стихотворной речи. Четырехстопный.

Композиция стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе» Раннее творчество Александра Блока. Первый его сборник Стихи о Прекрасной Даме. В нем отразились мысли, настроение и мироощущение двадцатидвухлетнего юноши. Достаточно взглянуть на фотоснимок, сделанный в 1904 году. Какая вселенская.

Читайте также:
Романтический мир раннего Блока: сочинение

Человек в революции: рождение или гибель Бушует стихия. Волны всей своей мощью ударяются о прибрежные скалы и вдребезги разбиваются. Суровый ветер несется над бурлящей водой, срывая паруса одиноких кораблей, не успевших укрыться в порту. Некогда безграничное.

Сейчас вы читаете: «В стихах Блока автор никогда не исчезает за своими образами личность поэта всегда перед читателем» (В. Я. Брюсов)

В стихах Блока автор никогда не исчезает за своими образами личность поэта всегда перед читателем (В.Я. Брюсов): сочинение

узнаешь 1 июня, прям сидя за партой. вот. (кхе)

Да фигня всё это!

Люди узнают всё за дня 2 точно.

Дак чё уже известно или нет.

Сочинение уже ЗАВТРА. Поговаривают что уже можно узнать! Люди , кто что узнал поделитесь информацией! ПЛЗ.

КОМПЛЕКТЫ ТЕМ СОЧИНЕНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПИСЬМЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЗА КУРС СРЕДНЕЙ (ПОЛНОЙ) Ш

№ 1. 1. Стихотворение В.А. Жуковского “Певец во стане русских воинов”. (Восприятие, истолкование, оценка.) Стихотворение В.А. Жуковского “Море”. (Восприятие, истолкование, оценка).1 2. Можно ли среди споров ночлежников о правде, о вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По драме М. Горького “На дне”). 3. а) Трагизм образа Базарова. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».) б) Пейзаж в романе И.С. Тургенева “Дворянское гнездо”. 4. Образ героя-бунтаря в поэзии В.В. Маяковского.2 Своеобразие сатиры В.В. Маяковского (На примере 2-3- произведений). 5. “Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой” (А.С. Пушкин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.) № 2. 1. Стихотворение Н.А. Заболоцкого “О красоте человеческих лиц”. (Восприятие, истолкование, оценка.) Стихотворение Н.А. Заболоцкого «Метаморфозы». (Восприятие, истолкование, оценка.) 2. а) Каковы итоги жизненных исканий Григория Мелехова? (По роману М.А.Шолохова “Тихий Дон.) б) Какова роль образа Половцева в романе М.А.Шолохова “Поднятая целина”? В чем необычность главного героя рассказа В.И.Белова «Привычное дело»? 3. Герои и сюжеты сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. Основная проблематика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. 4. Мир природы в лирике Б.Л. Пастернака 5. “…Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!” (А.П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.) № 3. 1. Стихотворение Н.А. Некрасова «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»). (Восприятие, истолкование, оценка). 2. «В стихах Блока автор никогда не исчезает за своими образами; личность поэта всегда перед читателем» (В.Я. Брюсов). 3. Образы Манилова и Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”. Образ Ноздрева в поэме Н.В.Гоголя « Мертвые души». 4. а) Тема творчества в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. б) Образ Города в романе М.А. Булгакова “Белая гвардия”. «Шариковщина» как социальное и моральное явление. (По повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».) 5. «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно…» (А.С.Пушкин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.) № 4. 1. Стихотворение М.Ю. Лермонтова “Листок”. (Восприятие, истолкование, оценка.) Стихотворение М.Ю.Лермонтова «И скучно, и грустно…». (Восприятие, истолкование, оценка.) 2. «Любовь к людям у Достоевского – это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И.Ф. Анненский). (По одному из романов Ф.М. Достоевского: «Преступление и наказание» или «Идиот».) 3. Образ “жестокого мира” в драматургии А.Н. Островского. (По одной из пьес: «Гроза» или “Бесприданница”.) Образы купцов-самодуров в пьесе А.Н. Островского «Гроза». 4. Лирический герой ранней лирики В.В. Маяковского. Тема поэта и поэзии во вступлении к поэме В.В. .Маяковского «Во весь голос». 5. “Подвиг не рождается сразу. Для этого… нужно щедрую душу иметь ” (Г.А. Медынский). (По одному из произведений русской литературы XX века.) № 5. 1. Стихотворение Ф.И. Тютчева “К.Б.” (“Я встретил вас – и все былое…”). (Восприятие, истолкование, оценка.) 2. Почему “Евгений Онегин” назван А.С. Пушкиным “свободным” романом? Каковы причины и следствия дуэли Онегина с Ленским? (По роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».) 3. Семья Болконских и семья Курагиных в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”. Тема любви в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». 4. Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького “На дне”. 5. “Просвещенный – тот, кто понимает смысл своей жизни” (Л.Н. Толстой). (По одному из произведений русской литературы ХХ века.) № 6. 1. Рассказ Луки про “праведную землю”. (Анализ эпизода из III акта пьесы М. Горького “На дне”.) 2. а) В чем причины самоубийства Свидригайлова? (По роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”.) Каковы причины преступления Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”.) б) Что сближает князя Мышкина с Рогожиным? (По роману Ф.М. Достоевского “Идиот”.) 3. Изображение поместного дворянства в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. 4. Тема памяти в лирике А.Т. Твардовского.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: