Судьба поэта: сочинение

Судьба поэта: сочинение

От знака, которым поэзия отмечает на лету, от имени, которое она дает, когда это нужно, — никто не может уклониться, так же, как от смерти. Это имя дается безошибочно.

В 1987 году Иосиф Александрович Бродский стал пятым русским литератором, получившим Нобелевскую премию, присуждаемую Шведской Королевской Академией.

Вместе с другим нобелевским лауреатом – А. И. Солженицыным – Иосиф Бродский достойно представляет русскую современную литературу перед лицом всего мира. Творчество Бродского относится к высшим достижениям русской и мировой культуры.

Родился И. Бродский в Ленинграде в 1940 году. До 15 лет учился в школе, затем работал, сменив много профессий. Писать стихи, по его собственному свидетельству, начал в 1 б лет. К 1960 году уже был хорошо известен и ценим как поэт — главным образом среди молодежи и в неофициальных литературных кругах. Официальная литература его отвергла, давая возможность нищенски существовать лишь случайными заработками на переводах.

Невольно вспоминаются слова Александра Блока, произнесенные им на юбилее А. С. Пушкина в 1921 году: “Поэт — сын гармонии, и ему дана какая-то роль в мировой культуре. Три дела возложены на него: во-первых, освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых, — привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих, внести эту гармонию во внешний мир”. И далее Блок замечает: “. люди догадались выделить из государства один только орган — цензуру. Этим способом они поставили преграду лишь на третьем пути поэта: на пути внесения гармонии в мир”.

И действительно, бюрократическая машина государства строит стену между настоящим поэтом и читателем. Именно о таких, как Бродский, писалось в журнале “Нева”: “Люди разного масштаба и противоречивых устремлений, они самим фактом своего существования угрожали тому, что мы называем сегодня “бюрократическим социализмом”. И это мужественное противостояние традиционным представлениям о нашем мироустройстве, наверное, главное в личной и трагической судьбе поэта Иосифа Бродского.

Поэт рано приобщился к литературной среде. Первые лирические этюды Бродского привлекли внимание не только его сверстников, но и тех, кто уже сказал свое слово в русской поэзии. Так, Анна Андреевна Ахматова всегда выделяла среди молодых талантов Иосифа Бродского. Его лирический голос, поэтическое видение мира напомнили ей исповедальный стих Осипа Мандельштама. Бродскому посвящены ее пророческие строки:

О своем я уже не заплачу,

Но не видеть бы мне на земле

Золотое клеймо неудачи

На еще безмятежном челе.

Разве мог представить себе начинающий поэт, что трагические ноты этого четверостишия станут лейтмотивом его будущей творческой судьбы?

Популярность Иосифа Бродского быстро росла. И чем убедительнее и ярче звучала его муза, тем подозрительнее относились к нему чиновники. В 1963 году состоялись печально известные встречи Хрущева с интеллигенцией, на которых было строго указано, как надлежит вести себя представителям наук, искусств и литературы. В результате ленинградские власти решили “очистить город” от нежелательных представителей свободных творческих профессий, обвинив их в тунеядстве. .

Бродский был первым, по которому пришелся удар этой бессмысленной кампании. Поэт был объявлен тунеядцем, несмотря на то что в свои двадцать с небольшим лет он успел уже поработать фрезеровщиком на заводе, санитаром, кочегаром в котельной, побывать в геологических экспедициях. Но тем не менее по решению суда он был на 5 лет выслан в глухую деревушку Архангельской области:

Это трудное время.

Мы должны пережить,

перегнать эти годы,

с каждым новым страданьем забывая

и встречая, как новость, эти раны

и боль поминутно,

беспокойно вступая в туманное новое утро.

Благодаря заступничеству А. А. Ахматовой, А. Т. Твардовского, Д. Д. Шостаковича и других замечательных людей, под давлением общественного негодования, нашедшем отклик и за границей, Бродский был досрочно освобожден. В последующие годы он достигает высочайшего уровня в поэзии, но ему не разрешили даже издать сборник стихов. Зато на Западе вышли два его сборника: “Стихи и поэмы ” и “Остановка в пустыне”. На родине же за все это время ему удалось опубликовать всего четыре стихотворения.

В 1972 году идеологи из партийного аппарата вынудили поэта покинуть Родину. И Бродский становится эмигрантом. Он поселился в США, нашел широкое признание: изданы сборники “В Англии”, “Римские элегии”, “Урания”, “Конец прекрасной эпохи”. Он преподает русскую литературу в американских университетах и колледжах, будучи профессором.

‘ Но в своих поэтических откровениях поэт говорит о тех сложных и болезненных процессах, которые происходят в его душе, о горькой обиде, о тоске по родине, которая гложет его сердце:

. Теперь мне сорок

Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.

Только с горем я чувствую солидарность.

Но пока мне рот не забили глиной,

из него раздаваться будет лишь благодарность.

(“Я входил вместо дикого зверя в клетку. “)

Его мать и отец, так и не добившись разрешения увидеться с сыном, умерли в 1984-1985 годах. В поэтическом мире Бродского преобладают темы тупика, пустоты, одиночества, бессмысленности всякой деятельности.

Звук уступает свету не в скорости,

внятных даже окаменев,

Оба преломлены, искажены,

сокращены: сперва — до потемок,

В лирике Бродского со временем значительно усиливается философское звучание:

Когда снег заметает море и

скрип сосны оставляет

в воздухе след глубже,

Читайте также:
Творчество И. Бродского: сочинение

чем санный полоз,

до какой синевы могут дойти глаза?

до какой тишины

может упасть безучастный голос.

Специалисты отмечают виртуозное владение Бродским средствами языка. Поэтическую картину его мира правильнее было бы назвать “картиной языка”. В его стихах наблюдается использование арго, газетного и телевизионного словаря, архаической, технической лексики, уличного просторечия и молодежного сленга:

Другой мечтает жить в глуши,

бродить в полях и все такое.

Он утверждает: цель в покое и

в равновесии души. А я скажу, что это — вздор

Пошел он с этой целью к черту!

Когда вблизи кровавят морду,

Куда девать спокойный взор?

Для Бродского характерны контрасты, парадоксальные сочетания. Критики отмечают многословность и “большой объем стихотворений”. Если Блок считал оптимальным объемом стихотворения 12—16 строк, то у Бродского стихи порой достигают 200 и более строк. Бродский признает в мире две силы: слово и смерть. Для того, чтобы слово жило, по его мнению, необходим безостановочный поток слов. Это и будет преградой смерти.

Исследователи отмечают в поэзии Бродского “байронические мотивы” . Примером этому может служить его стихотворение “Осенний крик ястреба”, насчитывающее 120 строк. Гордая одинокая птица парит над миром, с высоты ее полета все, что внизу, кажется ничтожным и суетным. Ястреб ликует: “Эк куда меня занесло!” Он еще не знает, что, достигнув апогея, он найдет свой конец. Он чувствует гордость, но все-таки “смешанную с тревогой”:

Он парит в голубом океане, сомкнувши клюв,

с прижатою к животу плюсною — когти в кулак,

точно пальцы рук — чуя каждым пером поддув

снизу сверкая в ответ глазною ягодою.

Тема одиночества, незащищенности человека перед миром несправедливости, желание помочь всем страждущим, спасти человечество от надвигающейся катастрофы звучат в стихах позднего периода жизни лауреата Нобелевской премии:

Сколько света набилось

в осколок звезды,

на ночь глядя! Как беженцев в лодку.

Не ослепни, смотри! Ты и сам сирота,

отщепенец, стервец, вне закона.

(“Снег идет, оставляя весь мир в меньшинстве”)

Покидая Россию в 1972 году, Бродский написал письмо Брежневу, в котором были такие строки. “Мне горько уезжать из России. Я здесь родился, вырос, жил, и всем, что я имею за душой, я обязан ей. Я верю, что я вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге. ” “Во плоти” Бродскому не удалось вернуться. Но стихи поэта действительно вернулись и продолжают возвращаться:

А если ты дом покидаешь —

включи звезду на прощанье в четыре свечи,

чтоб мир без вещей освещала она,

вослед тебе глядя, во все времена.

Хотелось бы, чтобы творчество крупнейшего современного поэта широко вошло в обиход русского читателя. Соприкосновение с поэтическим миром Иосифа Бродского дает богатую пищу уму и сердцу современного человека.

Судьба поэта

Скачать сочинение

От знака, которым поэзия отмечает на лету, от имени, которое она дает, когда это нужно, — никто не может уклониться, так же, как от смерти. Это имя дается безошибочно.
Александр Блок

В 1987 году Иосиф Александрович Бродский стал пятым русским литератором, получившим Нобелевскую премию, присуждаемую Шведской Королевской Академией.
Вместе с другим нобелевским лауреатом – А. И. Солженицыным – Иосиф Бродский достойно представляет русскую современную литературу перед лицом всего мира. Творчество Бродского относится к высшим достижениям русской и мировой культуры.
Родился И. Бродский в Ленинграде в 1940 году. До 15 лет учился в школе, затем работал, сменив много профессий. Писать стихи, по его собственному свидетельству, начал в 1 б лет. К 1960 году уже был хорошо известен и ценим как поэт — главным образом среди молодежи и в неофициальных литературных кругах. Официальная литература его отвергла, давая возможность нищенски существовать лишь случайными заработками на переводах.
Невольно вспоминаются слова Александра Блока, произнесенные им на юбилее А. С. Пушкина в 1921 году: “Поэт — сын гармонии, и ему дана какая-то роль в мировой культуре. Три дела возложены на него: во-первых, освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых, — привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих, внести эту гармонию во внешний мир”. И далее Блок замечает: “. люди догадались выделить из государства один только орган — цензуру. Этим способом они поставили преграду лишь на третьем пути поэта: на пути внесения гармонии в мир”.
И действительно, бюрократическая машина государства строит стену между настоящим поэтом и читателем. Именно о таких, как Бродский, писалось в журнале “Нева”: “Люди разного масштаба и противоречивых устремлений, они самим фактом своего существования угрожали тому, что мы называем сегодня “бюрократическим социализмом”. И это мужественное противостояние традиционным представлениям о нашем мироустройстве, наверное, главное в личной и трагической судьбе поэта Иосифа Бродского.
Поэт рано приобщился к литературной среде. Первые лирические этюды Бродского привлекли внимание не только его сверстников, но и тех, кто уже сказал свое слово в русской поэзии. Так, Анна Андреевна Ахматова всегда выделяла среди молодых талантов Иосифа Бродского. Его лирический голос, поэтическое видение мира напомнили ей исповедальный стих Осипа Мандельштама. Бродскому посвящены ее пророческие строки:

О своем я уже не заплачу,
Но не видеть бы мне на земле
Золотое клеймо неудачи
На еще безмятежном челе.

Читайте также:
Иосиф Бродский один из самых молодых нобелевских лауреатов в области литературы: сочинение

Разве мог представить себе начинающий поэт, что трагические ноты этого четверостишия станут лейтмотивом его будущей творческой судьбы?
Популярность Иосифа Бродского быстро росла. И чем убедительнее и ярче звучала его муза, тем подозрительнее относились к нему чиновники. В 1963 году состоялись печально известные встречи Хрущева с интеллигенцией, на которых было строго указано, как надлежит вести себя представителям наук, искусств и литературы. В результате ленинградские власти решили “очистить город” от нежелательных представителей свободных творческих профессий, обвинив их в тунеядстве. .
Бродский был первым, по которому пришелся удар этой бессмысленной кампании. Поэт был объявлен тунеядцем, несмотря на то что в свои двадцать с небольшим лет он успел уже поработать фрезеровщиком на заводе, санитаром, кочегаром в котельной, побывать в геологических экспедициях. Но тем не менее по решению суда он был на 5 лет выслан в глухую деревушку Архангельской области:

Это трудное время.
Мы должны пережить,
перегнать эти годы,
с каждым новым страданьем забывая
былые невзгоды
и встречая, как новость, эти раны
и боль поминутно,
беспокойно вступая в туманное новое утро.

Благодаря заступничеству А. А. Ахматовой, А. Т. Твардовского, Д. Д. Шостаковича и других замечательных людей, под давлением общественного негодования, нашедшем отклик и за границей, Бродский был досрочно освобожден. В последующие годы он достигает высочайшего уровня в поэзии, но ему не разрешили даже издать сборник стихов. Зато на Западе вышли два его сборника: “Стихи и поэмы ” и “Остановка в пустыне”. На родине же за все это время ему удалось опубликовать всего четыре стихотворения.
В 1972 году идеологи из партийного аппарата вынудили поэта покинуть Родину. И Бродский становится эмигрантом. Он поселился в США, нашел широкое признание: изданы сборники “В Англии”, “Римские элегии”, “Урания”, “Конец прекрасной эпохи”. Он преподает русскую литературу в американских университетах и колледжах, будучи профессором.
‘ Но в своих поэтических откровениях поэт говорит о тех сложных и болезненных процессах, которые происходят в его душе, о горькой обиде, о тоске по родине, которая гложет его сердце:

. Теперь мне сорок
Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность.
(“Я входил вместо дикого зверя в клетку. “)

Его мать и отец, так и не добившись разрешения увидеться с сыном, умерли в 1984-1985 годах. В поэтическом мире Бродского преобладают темы тупика, пустоты, одиночества, бессмысленности всякой деятельности.

Звук уступает свету не в скорости,
но в вещах,
внятных даже окаменев,
обветшав, обнищав.
Оба преломлены, искажены,
сокращены: сперва — до потемок,
до тишины.

В лирике Бродского со временем значительно усиливается философское звучание:

Когда снег заметает море и
скрип сосны оставляет
в воздухе след глубже,
чем санный полоз,
до какой синевы могут дойти глаза?
до какой тишины
может упасть безучастный голос.
(“Шведская музыка”)

Специалисты отмечают виртуозное владение Бродским средствами языка. Поэтическую картину его мира правильнее было бы назвать “картиной языка”. В его стихах наблюдается использование арго, газетного и телевизионного словаря, архаической, технической лексики, уличного просторечия и молодежного сленга:

Другой мечтает жить в глуши,
бродить в полях и все такое.
Он утверждает: цель в покое и
в равновесии души. А я скажу, что это — вздор
Пошел он с этой целью к черту!
Когда вблизи кровавят морду,
Куда девать спокойный взор?

Для Бродского характерны контрасты, парадоксальные сочетания. Критики отмечают многословность и “большой объем стихотворений”. Если Блок считал оптимальным объемом стихотворения 12—16 строк, то у Бродского стихи порой достигают 200 и более строк. Бродский признает в мире две силы: слово и смерть. Для того, чтобы слово жило, по его мнению, необходим безостановочный поток слов. Это и будет преградой смерти.
Исследователи отмечают в поэзии Бродского “байронические мотивы” . Примером этому может служить его стихотворение “Осенний крик ястреба”, насчитывающее 120 строк. Гордая одинокая птица парит над миром, с высоты ее полета все, что внизу, кажется ничтожным и суетным. Ястреб ликует: “Эк куда меня занесло!” Он еще не знает, что, достигнув апогея, он найдет свой конец. Он чувствует гордость, но все-таки “смешанную с тревогой”:

Он парит в голубом океане, сомкнувши клюв,
с прижатою к животу плюсною — когти в кулак,
точно пальцы рук — чуя каждым пером поддув
снизу сверкая в ответ глазною ягодою.

Тема одиночества, незащищенности человека перед миром несправедливости, желание помочь всем страждущим, спасти человечество от надвигающейся катастрофы звучат в стихах позднего периода жизни лауреата Нобелевской премии:

Сколько света набилось
в осколок звезды,
на ночь глядя! Как беженцев в лодку.
Не ослепни, смотри! Ты и сам сирота,
отщепенец, стервец, вне закона.
(“Снег идет, оставляя весь мир в меньшинстве”)

Покидая Россию в 1972 году, Бродский написал письмо Брежневу, в котором были такие строки. “Мне горько уезжать из России. Я здесь родился, вырос, жил, и всем, что я имею за душой, я обязан ей. Я верю, что я вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге. ” “Во плоти” Бродскому не удалось вернуться. Но стихи поэта действительно вернулись и продолжают возвращаться:

Читайте также:
Художественный мир Иосифа Бродского: сочинение

А если ты дом покидаешь —
включи звезду на прощанье в четыре свечи,
чтоб мир без вещей освещала она,
вослед тебе глядя, во все времена.

Хотелось бы, чтобы творчество крупнейшего современного поэта широко вошло в обиход русского читателя. Соприкосновение с поэтическим миром Иосифа Бродского дает богатую пищу уму и сердцу современного человека.

5612 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой 11 класс сочинение

Анна Ахматова писала стихи не только о любви. Она была патриотом своей страны. Она интересовалась её историей. В годы Первой мировой войны Ахматова заняла иную точку зрения, чем официальные власти. Она придерживалась идей пацифизма, была против любой войны. «…Над ребятами стонут солдатки, вдовий плач по деревне звенит…»

Ахматова в другом стихотворении молит бога о том, чтобы он отобрал у неё всё, что она имеет. Всё для того, чтобы тёмные туча над страной превратилась в светлое облако, купающееся в лучах славы.

У женщин сильно развита интуиция. Вот Ахматова просто нутром чувствует, как Россию рвут на части. Тут не до радости, когда страна плачет. Как-будто её зовёт незнакомый голос, он предлагает уехать из России. Взамен он обещает ей счастье и покой, которых ей так не хватает. Но она просто затыкает уши руками, чтобы не слышать его.

Она не представляет жизни на чужбине, вне родины. Уехавших людей она сравнивает с заключёнными или больными, от которых все шарахаются. На чужбине кажется, что хлеб пахнет горечью, и темным-темна дорога. Уж лучше оставаться на родине, «…в глухом чаду пожара…», стойко выносить удары судьбы. Русских людей не может понять никто, но при всей надменности русские – самые простые люди.

Для некоторых друзей и современников поэтессы Великая октябрьская революция стала разломом их жизни. Она раскололась на «до» и «после». Они переживали личную трагедию. Но Ахматова пытается видеть в революции не только плохое, но и хорошее. Вишнёвый лес возле города, ночное звёздное небо над головой в июле. И это обычное чудо рядом с покосившимися избами.

В тридцатые годы на мировой арене поднимает голову фашизм. Женским чутьём она чувствует скорую беду. Фашистский сапог начинает свой победоносный марш по Европе. А в России идёт война против собственного народа. Колесо репрессий прокатилось и по её семье, друзьям, коллегам. «…Муж в могиле, сын в тюрьме…»

Что значит её судьба на фоне судьбы всего народа, миллионов напрасных жертв? Какие могут быть нормы человеческой морали в государстве, где во главу угла поставлена диктатура? Она чувствует себя здесь одинокой и отверженной. Сравнивает себя с прокаженной, которая ходит по улицам с трещоткой. И «смелый» люд будет шарахаться от неё.

Вершиной творчества Анны Ахматовой можно считать поэму «Реквием». В ней она открыто, не боясь расправы властей, говорит о трагичной участи своего поколения.

В годы Великой отечественной войны Ахматова была эвакуирована в Ташкент. Но её очень волновала судьба родного Ленинграда. Она пишет о нём, как о человеке «…я тебя не предам никогда…». И далее, что она, будучи в эвакуации, «…не слышала его стона, он не просил у неё хлеба…». Понимая, как трудного пришлось и городу, и его жителям, она просит принести горсточку «…невской студёной воды…», чтобы смыть следы крови с его золотых куполов.

Её поистине пророческие слова «…мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово…» очень актуальные в наши дни. И надо нести его «…свободным и чистым…» спасти от плена и передать внукам и правнукам. Поистине пророческие слова великой поэтессы, великой женщины!

2 вариант

Судьба поэта и судьба России тесно переплетены в творчестве русской поэтессы Анны Ахматовой. Ее поэзия включается в себя обширный пласт стихотворений, посвященных патриотизму и любви к родине. В годы первой мировой войны Ахматова заняла позицию, расходящуюся с общепринятой. Поэтесса выступила как ярый противник войны. Так в стихотворении “Молитва” она говорит, что готова принести в жертву все что у нее есть за светлое будущее родины. Лирическая героиня Ахматовой вместе с Россией переживает тяжелые годы.

Стихотворение “Мне голос был. Он звал утешно. ” о сознательном выборе поэтессы разделить со своей страной все тяготы и беды. Ахматова не видит своего будущего вдали от родины. Предать Россию, оставить ее не мыслимо для поэтессе. Ей неприятен голос, который звал “утешно” оставить родину, чтобы искать счастье на чужбине. Ее стихотворения – это отражение той части интеллигенции, которая осталась со своей страной в тяжелое для нее время. Любовью к родине и патриотизмом наполнено и стихотворение “Не с теми я кто бросил землю. ”. Поэтесса осуждает тех, кто оставил родную страну “на растерзание врагам”.

Тридцатые годы стали для Ахматовой временем тяжелых жизненных испытаний. Старый, дореволюционный мир был разрушен. Для поэтессы и многих ее современников это стало настоящим ударом. Но Ахматова находит в себе силы найти что-то светлое в вечной новизне жизни. Началась вторая мировая война. В стране же в это время началась война власти со своим народом. Многих единомышленников и друзей Ахматовой коснулись репрессии. Семья поэтессы была разрушена. Муж приговорен к расстрелу, сын взят под арест. Отчаянье и боль Ахматовой нашли отражение в строках “Реквиема”. Тема народного страдания раскрыта Ахматовой сквозь призму собственной, личной трагедии. “Реквием” – это плач матери, плач России над своими детьми. Поэтесса правдиво и открыто говорит о трагедии своего времени.

Читайте также:
Творчество И. Бродского: сочинение

В 1942 году поэтессой было написано стихотворение “Мужество”. Ахматова верила в будущее России. В стихотворении раскрывается тема народа, мужественно защищающего свою страну. Анна Ахматова – это страстный патриот, сильная женщина и любящая мать. Ее лирика наполнена состраданием к судьбе своей страны. По мнению Ахматовой, связь с отечеством не может разорвать даже смерть. Итогом патриотических размышлений о связи человека и Родины становится стихотворение “Родная земля”. Оно относится к позднему творчеству Ахматовой. Центральной темой стихотворения является любовь к родине. Об этом чувстве Ахматова говорит без лишней патетики, считая ее наигранным патриотизмом. Родня земля, дающая людям приют, пищу, неисчерпаемое мужество и силу рассматривается поэтессой не как природный ресурс, а как самая большая ценность в жизни человека.

Также читают:

Картинка к сочинению Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой

Популярные сегодня темы

Произведение под названием «Горе от ума» написано гениальным писателем 19 века Александром Грибоедовым. По вкладу, внесенному в русскую и мировую литературу, он подобен Александру Сергеевичу Пушкину.

Фет и Тютчев были лучшими друзьями. Ф.А. Тютчев хорошо отзывался о таланте А.А.Фета. А Фет в Тютчеве видел свой идеал поэта. Их творчество взаимосвязано. Они любили писать о прекрасной природе

Многие задумывались о том, что помогает им в трудных жизненных ситуациях не опустить руки. Зачастую этой опорой становиться надежда. Она прибавляет человеку сил для движения вперёд несмотря на препятствия или неудачи.

Человек является частью социума. Потребность в общении заложена в людях с рождения от природы. Человек не сможет в одиночку справляться с житейскими трудностями и опасностями. Каждую минуту мы должны знать

Самые ранние произведения Максима Горького, относятся к теме романтики. Например в своём произведении, автор показывает героя с разных сторон, самое главное что он пытается показать, это его внутреннее начало

Судьба поэта Бродский

От знака, которым поэзия отмечает на лету, от имени, которое она дает, когда это нужно, — никто не может уклониться, так же, как от смерти. Это имя дается безошибочно.
Александр Блок

В 1987 году Иосиф Александрович Бродский стал пятым русским литератором, получившим Нобелевскую премию, присуждаемую Шведской Королевской Академией.
Вместе с другим нобелевским лауреатом – А. И. Солженицыным – Иосиф Бродский достойно представляет русскую современную литературу перед лицом всего мира. Творчество Бродского относится к высшим достижениям русской и мировой культуры.
Родился И. Бродский в Ленинграде в 1940 году. До 15 лет учился в школе, затем работал, сменив много профессий. Писать стихи, по его собственному свидетельству, начал в 1 б лет. К 1960 году уже был хорошо известен и ценим как поэт — главным образом среди молодежи и в неофициальных литературных кругах. Официальная литература его отвергла, давая возможность нищенски существовать лишь случайными заработками на переводах.
Невольно вспоминаются слова Александра Блока, произнесенные им на юбилее А. С. Пушкина в 1921 году: “Поэт — сын гармонии, и ему дана какая-то роль в мировой культуре. Три дела возложены на него: во-первых, освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых, — привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих, внести эту гармонию во внешний мир”. И далее Блок замечает: “. люди догадались выделить из государства один только орган — цензуру. Этим способом они поставили преграду лишь на третьем пути поэта: на пути внесения гармонии в мир”.
И действительно, бюрократическая машина государства строит стену между настоящим поэтом и читателем. Именно о таких, как Бродский, писалось в журнале “Нева”: “Люди разного масштаба и противоречивых устремлений, они самим фактом своего существования угрожали тому, что мы называем сегодня “бюрократическим социализмом”. И это мужественное противостояние традиционным представлениям о нашем мироустройстве, наверное, главное в личной и трагической судьбе поэта Иосифа Бродского.
Поэт рано приобщился к литературной среде. Первые лирические этюды Бродского привлекли внимание не только его сверстников, но и тех, кто уже сказал свое слово в русской поэзии. Так, Анна Андреевна Ахматова всегда выделяла среди молодых талантов Иосифа Бродского. Его лирический голос, поэтическое видение мира напомнили ей исповедальный стих Осипа Мандельштама. Бродскому посвящены ее пророческие строки:

О своем я уже не заплачу,
Но не видеть бы мне на земле
Золотое клеймо неудачи
На еще безмятежном челе.

Разве мог представить себе начинающий поэт, что трагические ноты этого четверостишия станут лейтмотивом его будущей творческой судьбы?
Популярность Иосифа Бродского быстро росла. И чем убедительнее и ярче звучала его муза, тем подозрительнее относились к нему чиновники. В 1963 году состоялись печально известные встречи Хрущева с интеллигенцией, на которых было строго указано, как надлежит вести себя представителям наук, искусств и литературы. В результате ленинградские власти решили “очистить город” от нежелательных представителей свободных творческих профессий, обвинив их в тунеядстве. .
Бродский был первым, по которому пришелся удар этой бессмысленной кампании. Поэт был объявлен тунеядцем, несмотря на то что в свои двадцать с небольшим лет он успел уже поработать фрезеровщиком на заводе, санитаром, кочегаром в котельной, побывать в геологических экспедициях. Но тем не менее по решению суда он был на 5 лет выслан в глухую деревушку Архангельской области:

Читайте также:
Художественный мир Иосифа Бродского: сочинение

Это трудное время.
Мы должны пережить,
перегнать эти годы,
с каждым новым страданьем забывая
былые невзгоды
и встречая, как новость, эти раны
и боль поминутно,
беспокойно вступая в туманное новое утро.

Благодаря заступничеству А. А. Ахматовой, А. Т. Твардовского, Д. Д. Шостаковича и других замечательных людей, под давлением общественного негодования, нашедшем отклик и за границей, Бродский был досрочно освобожден. В последующие годы он достигает высочайшего уровня в поэзии, но ему не разрешили даже издать сборник стихов. Зато на Западе вышли два его сборника: “Стихи и поэмы ” и “Остановка в пустыне”. На родине же за все это время ему удалось опубликовать всего четыре стихотворения.
В 1972 году идеологи из партийного аппарата вынудили поэта покинуть Родину. И Бродский становится эмигрантом. Он поселился в США, нашел широкое признание: изданы сборники “В Англии”, “Римские элегии”, “Урания”, “Конец прекрасной эпохи”. Он преподает русскую литературу в американских университетах и колледжах, будучи профессором.
‘ Но в своих поэтических откровениях поэт говорит о тех сложных и болезненных процессах, которые происходят в его душе, о горькой обиде, о тоске по родине, которая гложет его сердце:

. Теперь мне сорок
Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность.
(“Я входил вместо дикого зверя в клетку. “)

Его мать и отец, так и не добившись разрешения увидеться с сыном, умерли в 1984-1985 годах. В поэтическом мире Бродского преобладают темы тупика, пустоты, одиночества, бессмысленности всякой деятельности.

Звук уступает свету не в скорости,
но в вещах,
внятных даже окаменев,
обветшав, обнищав.
Оба преломлены, искажены,
сокращены: сперва — до потемок,
до тишины.

В лирике Бродского со временем значительно усиливается философское звучание:

Когда снег заметает море и
скрип сосны оставляет
в воздухе след глубже,
чем санный полоз,
до какой синевы могут дойти глаза?
до какой тишины
может упасть безучастный голос.
(“Шведская музыка”)

Специалисты отмечают виртуозное владение Бродским средствами языка. Поэтическую картину его мира правильнее было бы назвать “картиной языка”. В его стихах наблюдается использование арго, газетного и телевизионного словаря, архаической, технической лексики, уличного просторечия и молодежного сленга:

Другой мечтает жить в глуши,
бродить в полях и все такое.
Он утверждает: цель в покое и
в равновесии души. А я скажу, что это — вздор
Пошел он с этой целью к черту!
Когда вблизи кровавят морду,
Куда девать спокойный взор?

Для Бродского характерны контрасты, парадоксальные сочетания. Критики отмечают многословность и “большой объем стихотворений”. Если Блок считал оптимальным объемом стихотворения 12—16 строк, то у Бродского стихи порой достигают 200 и более строк. Бродский признает в мире две силы: слово и смерть. Для того, чтобы слово жило, по его мнению, необходим безостановочный поток слов. Это и будет преградой смерти.
Исследователи отмечают в поэзии Бродского “байронические мотивы” . Примером этому может служить его стихотворение “Осенний крик ястреба”, насчитывающее 120 строк. Гордая одинокая птица парит над миром, с высоты ее полета все, что внизу, кажется ничтожным и суетным. Ястреб ликует: “Эк куда меня занесло!” Он еще не знает, что, достигнув апогея, он найдет свой конец. Он чувствует гордость, но все-таки “смешанную с тревогой”:

Он парит в голубом океане, сомкнувши клюв,
с прижатою к животу плюсною — когти в кулак,
точно пальцы рук — чуя каждым пером поддув
снизу сверкая в ответ глазною ягодою.

Тема одиночества, незащищенности человека перед миром несправедливости, желание помочь всем страждущим, спасти человечество от надвигающейся катастрофы звучат в стихах позднего периода жизни лауреата Нобелевской премии:

Сколько света набилось
в осколок звезды,
на ночь глядя! Как беженцев в лодку.
Не ослепни, смотри! Ты и сам сирота,
отщепенец, стервец, вне закона.
(“Снег идет, оставляя весь мир в меньшинстве”)

Покидая Россию в 1972 году, Бродский написал письмо Брежневу, в котором были такие строки. “Мне горько уезжать из России. Я здесь родился, вырос, жил, и всем, что я имею за душой, я обязан ей. Я верю, что я вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге. ” “Во плоти” Бродскому не удалось вернуться. Но стихи поэта действительно вернулись и продолжают возвращаться:

А если ты дом покидаешь —
включи звезду на прощанье в четыре свечи,
чтоб мир без вещей освещала она,
вослед тебе глядя, во все времена.

Хотелось бы, чтобы творчество крупнейшего современного поэта широко вошло в обиход русского читателя. Соприкосновение с поэтическим миром Иосифа Бродского дает богатую пищу уму и сердцу современного человека.

Судьба поэта

Сочинение по произведению на тему: Судьба поэта

От знака, которым поэзия отмечает на лету, от имени, которое она дает, когда это нужно, — никто не может уклониться, так же, как от смерти. Это имя дается безошибочно. Александр Блок

Читайте также:
Иосиф Бродский один из самых молодых нобелевских лауреатов в области литературы: сочинение

В 1987 году Иосиф Александрович Бродский стал пятым русским литератором, получившим Нобелевскую премию, присуждаемую Шведской Королевской Академией.

В месте с другим нобелевским лауреатом А. И. Солженицыным Иосиф Бродский достойно представляет русскую современную литературу перед лицом всего мира. Творчество Бродского относится к высшим достижениям русской и мировой культуры.

Родился И. Бродский в Ленинграде в 1940 году. До 15 лет учился в школе, затем работал, сменив много профессий. Писать стихи, по его собственному свидетельству, начал в 1 б лет. К 1960 году уже был хорошо известен и ценим как поэт — главным образом среди молодежи и в неофициальных литературных кругах. Официальная литература его отвергла, давая возможность нищенски существовать лишь случайными заработками на переводах.

Невольно вспоминаются слова Александра Блока, произнесенные им на юбилее А. С. Пушкина в 1921 году: “Поэт — сын гармонии, и ему дана какая-то роль в мировой культуре. Три дела возложены на него: во-первых, освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых, — привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих, внести эту гармонию во внешний мир”. И далее Блок замечает: “. люди догадались выделить из государства один только орган — цензуру. Этим способом они поставили преграду лишь на лретьем пути поэта: на пути внесения гармонии в мир”.

И действительно, бюрократическая машина государства строит стену между настоящим поэтом и читателем. Именно о таких, как Бродский, писалось в журнале “Нева”: “Люди разного масштаба и противоречивых устремлений, они самим фактом своего существования угрожали тому, что мы называем сегодня “бюрократическим социализмом”. И это мужественное противостояние традиционным представлениям о нашем мироустройстве, наверное, главное в личной и трагической судьбе поэта Иосифа Бродского.

Поэт рано приобщился к литературной среде. Первые лирические этюды Бродского привлекли внимание не только его сверстников, но и тех, кто уже сказал свое слово в русской поэзии. Так, Анна Андреевна Ахматова всегда выделяла среди молодых талантов Иосифа Бродского. Его лирический голос, поэтическое видение мира напомнили ей исповедальный стих Осипа Мандельштама. Бродскому посвящены ее пророческие строки:

О своем я уже не заплачу,

Но не видеть бы мне на земле

Золотое клеймо неудачи

На еще безмятежном челе.

Разве мог представить себе начинающий поэт, что трагические ноты этого четверостишия станут лейтмотивом его будущей творческой судьбы?

Популярность Иосифа Бродского быстро росла. И чем убедительнее и ярче звучала его муза, тем подозрительнее относились к нему чиновники. В 1963 году состоялись печально известные встречи Хрущева с интеллигенцией, на которых было строго указано, как надлежит вести себя представителям наук, искусств и литературы. В результате ленинградские власти решили “очистить город” от нежелательных представителей свободных творческих профессий, обвинив их в тунеядстве. .

Бродский был первым, по которому пришелся удар этой бессмысленной кампании. Поэт был объявлен тунеядцем, несмотря на то что в свои двадцать с небольшим лет он успел уже поработать фрезеровщиком на заводе, санитаром, кочегаром в котельной, побывать в геологических экспедициях. Но тем не менее по решению суда он был на 5 лет выслан в глухую деревушку Архангельской области:

Это трудное время.

Мы должны пережить,

перегнать эти годы,

с каждым новым страданьем забывая

и встречая, как новость, эти раны

и боль поминутно,

беспокойно вступая в туманное новое утро.

Благодаря заступничеству А. А. Ахматовой, А. Т. Твардовского, Д. Д. Шостаковича и других замечательных людей, под давлением общественного негодования, нашедшем отклик и за границей, Бродский был досрочно освобожден. В тюследующие годы он достигает высочайшего уровня в поэзии, но ему не разрешили даже издать сборник стихов. Зато на Западе вышли два его сборника: “Стихи и поэмы ” и “Остановка в пустыне”. На родине же за все это время ему удалось опубликовать всего четыре стихотворения.

В 1972 году идеологи из партийного аппарата вынудили поэта покинуть Родину. И Бродский становится эмигрантом. Он поселился в США, нашел широкое признание: изданы сборники “В Англии”, “Римские элегии”, “Урания”, “Конец прекрасной эпохи”. Он преподает русскую литературу в американских университетах и колледжах, будучи профессором.

‘ Но в своих поэтических откровениях поэт говорит о тех сложных и болезненных процессах, которые происходят в его душе, о горькой обиде, о тоске по родине, которая гложет его сердце:

. Теперь мне сорок

Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.

Только с горем я чувствую солидарность.

Но пока мне рот не забили глиной,

из него раздаваться будет лишь благодарность.

(“Я входил вместо дикого зверя в клетку. “)

Его мать и отец, так и не добившись разрешения увидеться с сыном, умерли в 1984-1985 годах. В поэтическом мире Бродского преобладают темы тупика, пустоты, одиночества, бессмысленности всякой деятельности.

Звук уступает свету не в скорости,

внятных даже окаменев,

Оба преломлены, искажены,

сокращены: сперва — до потемок,

В лирике Бродского со временем значительно усиливается философское звучание:

Когда снег заметает море и

скрип сосны оставляет

в воздухе след глубже,

чем санный полоз,

до какой синевы могут дойти глаза?

Читайте также:
Творчество И. Бродского: сочинение

до какой тишины

может упасть безучастный голос.

Специалисты отмечают виртуозное владение Бродским средствами языка. Поэтическую картину его мира правильнее было бы назвать “картиной языка”. В его стихах наблюдается использование арго, газетного и телевизионного словаря, архаической, технической лексики, уличного просторечия и молодежного сленга.

Другой мечтает жить в глуши,

бродить в полях и все такое.

Он утверждает: цель в покое и

в равновесии души. А я скажу, что это — вздор

. Пошел он с этой целью к черту!

Когда вблизи кровавят морду,

Куда девать спокойный взор?

Для Бродского характерны контрасты, парадоксальные сочетания. Критики отмечают многословность и “большой объем стихотворений”. Если Блок считал оптимальным объемом стихотворения 12—16 строк, то у Бродского стихи порой достигают 200 и более строк. Бродский признает в мире две силы: слово и смерть. Для того, чтобы слово жило, по его мнению, необходим безостановочный поток слов. Это и будет преградой смерти.

Исследователи отмечают в поэзии Бродского “байронические мотивы” . Примером этому может служить его стихотворение “Осенний крик ястреба”, насчитывающее 120 строк. Гордая одинокая птица парит над миром, с высоты ее полета все, что внизу, кажется ничтожным и суетным. Ястреб ликует: “Эк куда меня занесло!” Он еще не знает, что, достигнув апогея, он найдет свой конец. Он чувствует гордость, но все-таки “смешанную с тревогой”:

Он парит в голубом океане, сомкнувши клюв,

с прижатою к животу плюсною — когти в кулак,

точно пальцы рук — чуя каждым пером поддув

снизу сверкая в ответ глазною ягодою.

Тема одиночества, незащищенности человека перед миром несправедливости, желание помочь всем страждущим, спасти человечество от над вигаю – щейся катастрофы звучат в стихах позднего периода жизни лауреата Нобелевской премии:

Сколько света набилось

в осколок звезды,

на ночь глядя! Как беженцев в лодку.

Не ослепни, смотри! Ты и сам сирота,

отщепенец, стервец, вне закона.

(“Снег идет, оставляя весь мир в меньшинстве”)

Покидая Россию в 1972 году, Бродский написал письмо Брежневу, в котором были такие строки. “Мне горько уезжать из России. Я здесь родился, вырос, жил, и всем, что я имею за душой, я обязан ей. Я верю, что я вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге. ” “Во плоти” Бродскому не удалось вернуться. Но стихи поэта действительно вернулись и продолжают возвращаться:

А если ты дом покидаешь —

включи звезду на прощанье в четыре свечи,

чтоб мир без вещей освещала она,

вослед тебе глядя, во все времена.

Хотелось бы, чтобы творчество крупнейшего современного поэта широко вошло в обиход русского читателя. Соприкосновение с поэтическим миром Иосифа Бродского дает богатую пищу уму и сердцу современного человека.

Сочинение Судьба поэта

От знака, которым поэзия отмечает на лету, от имени, которое она дает, когда это нужно, — никто не может уклониться, так же, как от смерти. Это имя дается безошибочно.
Александр Блок

В 1987 году Иосиф Александрович Бродский стал пятым русским литератором, получившим Нобелевскую премию, присуждаемую Шведской Королевской Академией.
Вместе с другим нобелевским лауреатом – А. И. Солженицыным – Иосиф Бродский достойно представляет русскую современную литературу перед лицом всего мира. Творчество Бродского относится к высшим достижениям русской и мировой культуры.
Родился И. Бродский в Ленинграде в 1940 году. До 15 лет учился в школе, затем работал, сменив много профессий. Писать стихи, по его собственному свидетельству, начал в 1 б лет. К 1960 году уже был хорошо известен и ценим как поэт — главным образом среди молодежи и в неофициальных литературных кругах. Официальная литература его отвергла, давая возможность нищенски существовать лишь случайными заработками на переводах.
Невольно вспоминаются слова Александра Блока, произнесенные им на юбилее А. С. Пушкина в 1921 году: “Поэт — сын гармонии, и ему дана какая-то роль в мировой культуре. Три дела возложены на него: во-первых, освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых, — привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих, внести эту гармонию во внешний мир”. И далее Блок замечает: “. люди догадались выделить из государства один только орган — цензуру. Этим способом они поставили преграду лишь на третьем пути поэта: на пути внесения гармонии в мир”.
И действительно, бюрократическая машина государства строит стену между настоящим поэтом и читателем. Именно о таких, как Бродский, писалось в журнале “Нева”: “Люди разного масштаба и противоречивых устремлений, они самим фактом своего существования угрожали тому, что мы называем сегодня “бюрократическим социализмом”. И это мужественное противостояние традиционным представлениям о нашем мироустройстве, наверное, главное в личной и трагической судьбе поэта Иосифа Бродского.
Поэт рано приобщился к литературной среде. Первые лирические этюды Бродского привлекли внимание не только его сверстников, но и тех, кто уже сказал свое слово в русской поэзии. Так, Анна Андреевна Ахматова всегда выделяла среди молодых талантов Иосифа Бродского. Его лирический голос, поэтическое видение мира напомнили ей исповедальный стих Осипа Мандельштама. Бродскому посвящены ее пророческие строки:

О своем я уже не заплачу,
Но не видеть бы мне на земле
Золотое клеймо неудачи
На еще безмятежном челе.

Читайте также:
Художественный мир Иосифа Бродского: сочинение

Разве мог представить себе начинающий поэт, что трагические ноты этого четверостишия станут лейтмотивом его будущей творческой судьбы?
Популярность Иосифа Бродского быстро росла. И чем убедительнее и ярче звучала его муза, тем подозрительнее относились к нему чиновники. В 1963 году состоялись печально известные встречи Хрущева с интеллигенцией, на которых было строго указано, как надлежит вести себя представителям наук, искусств и литературы. В результате ленинградские власти решили “очистить город” от нежелательных представителей свободных творческих профессий, обвинив их в тунеядстве. .
Бродский был первым, по которому пришелся удар этой бессмысленной кампании. Поэт был объявлен тунеядцем, несмотря на то что в свои двадцать с небольшим лет он успел уже поработать фрезеровщиком на заводе, санитаром, кочегаром в котельной, побывать в геологических экспедициях. Но тем не менее по решению суда он был на 5 лет выслан в глухую деревушку Архангельской области:

Это трудное время.
Мы должны пережить,
перегнать эти годы,
с каждым новым страданьем забывая
былые невзгоды
и встречая, как новость, эти раны
и боль поминутно,
беспокойно вступая в туманное новое утро.

Благодаря заступничеству А. А. Ахматовой, А. Т. Твардовского, Д. Д. Шостаковича и других замечательных людей, под давлением общественного негодования, нашедшем отклик и за границей, Бродский был досрочно освобожден. В последующие годы он достигает высочайшего уровня в поэзии, но ему не разрешили даже издать сборник стихов. Зато на Западе вышли два его сборника: “Стихи и поэмы ” и “Остановка в пустыне”. На родине же за все это время ему удалось опубликовать всего четыре стихотворения.
В 1972 году идеологи из партийного аппарата вынудили поэта покинуть Родину. И Бродский становится эмигрантом. Он поселился в США, нашел широкое признание: изданы сборники “В Англии”, “Римские элегии”, “Урания”, “Конец прекрасной эпохи”. Он преподает русскую литературу в американских университетах и колледжах, будучи профессором.
‘ Но в своих поэтических откровениях поэт говорит о тех сложных и болезненных процессах, которые происходят в его душе, о горькой обиде, о тоске по родине, которая гложет его сердце:

. Теперь мне сорок
Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность.
(“Я входил вместо дикого зверя в клетку. “)

Его мать и отец, так и не добившись разрешения увидеться с сыном, умерли в 1984-1985 годах. В поэтическом мире Бродского преобладают темы тупика, пустоты, одиночества, бессмысленности всякой деятельности.

Звук уступает свету не в скорости,
но в вещах,
внятных даже окаменев,
обветшав, обнищав.
Оба преломлены, искажены,
сокращены: сперва — до потемок,
до тишины.

В лирике Бродского со временем значительно усиливается философское звучание:

Когда снег заметает море и
скрип сосны оставляет
в воздухе след глубже,
чем санный полоз,
до какой синевы могут дойти глаза?
до какой тишины
может упасть безучастный голос.
(“Шведская музыка”)

Специалисты отмечают виртуозное владение Бродским средствами языка. Поэтическую картину его мира правильнее было бы назвать “картиной языка”. В его стихах наблюдается использование арго, газетного и телевизионного словаря, архаической, технической лексики, уличного просторечия и молодежного сленга:

Другой мечтает жить в глуши,
бродить в полях и все такое.
Он утверждает: цель в покое и
в равновесии души. А я скажу, что это — вздор
Пошел он с этой целью к черту!
Когда вблизи кровавят морду,
Куда девать спокойный взор?

Для Бродского характерны контрасты, парадоксальные сочетания. Критики отмечают многословность и “большой объем стихотворений”. Если Блок считал оптимальным объемом стихотворения 12—16 строк, то у Бродского стихи порой достигают 200 и более строк. Бродский признает в мире две силы: слово и смерть. Для того, чтобы слово жило, по его мнению, необходим безостановочный поток слов. Это и будет преградой смерти.
Исследователи отмечают в поэзии Бродского “байронические мотивы” . Примером этому может служить его стихотворение “Осенний крик ястреба”, насчитывающее 120 строк. Гордая одинокая птица парит над миром, с высоты ее полета все, что внизу, кажется ничтожным и суетным. Ястреб ликует: “Эк куда меня занесло!” Он еще не знает, что, достигнув апогея, он найдет свой конец. Он чувствует гордость, но все-таки “смешанную с тревогой”:

Он парит в голубом океане, сомкнувши клюв,
с прижатою к животу плюсною — когти в кулак,
точно пальцы рук — чуя каждым пером поддув
снизу сверкая в ответ глазною ягодою.

Тема одиночества, незащищенности человека перед миром несправедливости, желание помочь всем страждущим, спасти человечество от надвигающейся катастрофы звучат в стихах позднего периода жизни лауреата Нобелевской премии:

Сколько света набилось
в осколок звезды,
на ночь глядя! Как беженцев в лодку.
Не ослепни, смотри! Ты и сам сирота,
отщепенец, стервец, вне закона.
(“Снег идет, оставляя весь мир в меньшинстве”)

Покидая Россию в 1972 году, Бродский написал письмо Брежневу, в котором были такие строки. “Мне горько уезжать из России. Я здесь родился, вырос, жил, и всем, что я имею за душой, я обязан ей. Я верю, что я вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге. ” “Во плоти” Бродскому не удалось вернуться. Но стихи поэта действительно вернулись и продолжают возвращаться:

Читайте также:
Иосиф Бродский один из самых молодых нобелевских лауреатов в области литературы: сочинение

А если ты дом покидаешь —
включи звезду на прощанье в четыре свечи,
чтоб мир без вещей освещала она,
вослед тебе глядя, во все времена.

Хотелось бы, чтобы творчество крупнейшего современного поэта широко вошло в обиход русского читателя. Соприкосновение с поэтическим миром Иосифа Бродского дает богатую пищу уму и сердцу современного человека.

Сочинение: Пушкин о судьбе поэта и назначении поэзии

Пушкин о судьбе поэта и назначении поэзии

Автор: Пушкин А.С.

В «Деревне» Пушкин тосковал, что ему не дан в удел «витийства грозный дар». Чем же он дается и почему назван «грозным»?

В 1826 г., после расправы с декабристами, Пушкин пишет стихотворение «Пророк». Гневная и горькая книга пророка Исайи в Библии оказывается близка поэту. Видя «народ грешный, народ, обремененный беззакониями», пророк в отчаянии-«Во что нас бить еще, продолжающие свое упорство?» И далее Исайя рассказывает: «И сказал я: «Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами. Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами. И коснулся уст моих и сказал: «Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». И услышал я голос Господа, говорящего: «Кого Мне послать? И кто пойдет для нас?» И я сказал: «Вот я, пошли меня». И сказал Он: «Пойди и скажи этому народу: слухом услышите и не уразумеете, и очами смотреть будете и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего. » И сказал я: «Надолго ли, Господи?» Он сказал: «Доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и долы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет».

Библейский сюжет лишь в общем своем значении отражен в стихотворении. Пушкинский герой не осквернен язвами нечистого общества, но угнетен ими. Пробуждение его, превращение в пророка подготовлено его состоянием («духовной жаждою томим»). Для Пушкина не греховно существо человеческое. Исайя в отчаянии именно от того, что родствен людям. Серафим является к Исайе сразу грозным («в руке у него горящий уголь»). У Пушкина серафим поначалу нежен («с перстами легкими, как сон»), В библейской легенде акцент сделан на картине нравов неправедного народа, глухого к добру. У Пушкина преображение человека в пророка развернуто, внимание сосредоточено на том, как человек становится пророком. Исайя сам вызывается осуществить грозную миссию. Пушкинский пророк после преображения лежит в пустыне, «как труп». Идея библейской легенды — беспощадная месть народу, отступившему от добра. Исайя должен вершить возмездие, «доколе не опустеют города».

В чем же смысл пушкинского «Пророка», опирающегося на библейскую легенду и отступающего от нее?

Стихотворение начинается с чуда оживления одинокого и усталого путника. «Пустыня мрачная» озаряется явлением серафима, который в действиях своих энергичен и стремителен. Он «шестикрылый», он «явился». Путник «влачился» и «томим». Путник не только бессилен, его путь бесцелен. Шестикрылый серафим явился «на перепутье» как спасение от незнания, куда идти. Действия серафима поначалу осторожны, бережны: «Перстами легкими, как сон, моих зениц коснулся он»; «Моих ушей коснулся он». Но следствия этих неясных прикосновений полны драматизма:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

В путника входят напряжение, зоркость, уши «наполнил шум и звон». Так начинается страдание, когда в человека входит весь мир, как бы разрывая его своей многозвучностью:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

Для человека теперь нет тайн, он открыт всему, и это прекрасно и страшно вместе. А серафим одушевляется, его жесты становятся решительными:

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный, и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

Освобождение от человеческой природы рождается страданием, доходящим до оцепенения («уста замершие мои»). Это обретение качеств более широкого, чем человек, природного мира (зоркости орлицы, мудрости змеи). Но и этих мучений мало, чтобы стать пророком. Серафим все беспощаднее, безудержнее в жестах и проникает все глубже:

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Чтобы стать пророком, оказывается, нужно отрешиться от трепетности чувств, от сердца, сочувствующего и жалеющего, от нежности и страха. И так страшны эти преображения, совершенные серафимом, так непохож путник на себя прежнего, что лежит в пустыне, «как труп». Лежит еще и потому, что качества пророка есть, а смысла, цели еще нет. Он дан всевышней волей:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

И теперь пророк будет так же беспощаден к людям, как серафим был безжалостен к нему. Мы привыкли к метафоричности слова. Но если вернуть ему первозданное значение, то миссия пророка прекрасна и страшна одновременно: «Глаголом жечь сердца людей». Очищать мир от скверны невозможно без страданий. Мучительное преображение человека в пророка оказывается жестокой ценой, которой покупается право учить людей. В Библии нет об этом речи. Исайя лишь очищен серафимом от грехов, и о мучительности этого освобождения от человеческой природы не говорится. Пушкин больше любит человеческую натуру, чем религиозный пророк. Пушкин добрее к людям и потому страдание замечает. Но жестокая сила обстоятельств русской истории заставляет поэта быть дерзким и гневным: «Восстань» — это не только призыв к изменению положения пророка, который лежал, «как труп»; это и побуждение к протесту, к сопротивлению тому, что видит и слышит пророк вокруг себя.

Читайте также:
Иосиф Бродский один из самых молодых нобелевских лауреатов в области литературы: сочинение

Стихотворение Пушкина «Арион» написано в следующем, 1827 г. Читая его и сравнивая со знакомой из Геродота легендой, вы замечаете, что Пушкин существенно изменил миф. Действительно, рядом с Арионом не враждебные корабельщики, а пловцы, которым он поет. Правда, Пушкин колебался в обнаружении степени близости певца и пловцов. В черновике строка «Нас было много на челне» заменена на «Их было много на челне». Но в тексте, который появился в «Литературной газете» (30 июля 1830 г.) без подписи Пушкина, восстановлено «нас». Так что эти колебания можно объяснить нежеланием выдать правительству свою верность и близость декабристам. Изменены и другие сюжетные повороты мифа. Пловцы погибают в буре, певец «на берег выброшен грозою», а не «спасен дельфином», как было в черновике. Эти отступления от мифа, как видим, последовательны, настойчивы. Пушкин приближает ситуацию стихотворения к русской жизни, к историческому потрясению 14 декабря 1825 г.

Имя Ариона скорее связывало Пушкина с декабристами, чем «прикрывало» эту связь. Впоследствии Пушкин хотел напечатать «Путешествие в Арзрум», пестревшее именами декабристов, в альманахе, который он предполагал назвать так же, как и стихотворение 1827 г., «Арион». Пушкин мог не поставить своего имени под стихотворением, которое три года не печаталось, но маскироваться в самом стихотворении не мог. Как его любимый герой Моцарт, Пушкин пренебрегал «презренной пользой». Творчество для него было свято и не допускало вторжения охранительных соображений. Поэт принадлежит к «избранным счастливцам праздным, единого прекрасного жрецам». Миф об Арионе у Геродота наделен мыслью о спасительной силе искусства и о справедливости как законе мироздания. Спасение певца для Пушкина не чудо, как в мифе, а естественное следствие его доверия к миру. Пловцы в стихотворении даны в трудном сопротивлении стихии, в напряжении преодоления. Певец «беспечной веры полн», свободен, доверчив. И «вихорь шумный» его не губит. В черновике была строка: «Гимн избавления пою». Но Пушкин убирает эту ноту благодарения за случайное спасение. «Гимны прежние пою» — это и верность пловцам-декабристам, и верность себе, своей вере в справедливость мира. Поэт именно в силу своей любви к миру, доверия к природе оказывается лицом неприкосновенным, он защищен от бурь и ветров: «И ризу влажную мою сушу на солнце, под скалою».

«Поэзия как ангел-утешитель» (черновик «Вновь я посетил. ») не раз спасала Пушкина. Поэзия была естественным, как дыхание, свойством его души, проявлением того душевного приятия мира и сознания его красоты, высоты, которое было основой пушкинского гуманизма. Поэзия пришла к Пушкину счастливо и просто, как искренняя любовь:

В младенчестве моем она меня любила

И семиствольную цевницу мне вручила.

Она внимала мне с улыбкой.

Пушкин гневно защищал независимость поэта («Поэт и толпа», 1828). Он всегда признавал творчество возвышающим и спасительным («Поэт», 1827). Как венецианский гондольер, «он любит песнь свою»:

На море жизненном, где бури так высоко

Преследуют во мгле мой парус одинокий,

Как он, без отзыва утешно я пою

И тайные стихи обдумывать люблю.

(«Близ мест, где царствует Венеция златая. », 1827)

В «Осени» этот мотив разрастается и получает философское осмысление. Поэт ценит в осени «красу тихую, блистающую смиренно». Это жизнь, не умолкающая и на пороге смерти: «журча еще бежит за мельницей ручей», «в багрец и золото одетые леса», «ветра шум и свежее дыханье». В осенней природе «своенравная мечта» поэта находит нечто родственное «чахоточной деве», обреченной, но «с улыбкой на устах» живущей еще. Эти признаки жизни в уже почти погибшем и рождают вдохновение, которое творит новый мир вопреки увядающей природе:

И с каждой осенью я расцветаю вновь. Желания кипят — я снова счастлив, молод, Я снова жизни полн.

Осень привлекает поэта еще и свободой открывшегося в прозрачной дали пространства, раздвинутым горизонтом, спавшими завесами. Это тоже рождает потребность движения («Ведут ко мне коня. »).

«Гаснет краткий день», но «пробуждается поэзия». 1ак человек преодолевает круговорот природы, выходит за ее границы в поэзии. Творчество возможно, когда поэт «жизни полн», вдохновлен красотой природы и противится ее необратимому ходу. Поэзия для Пушкина не только слияние с миром, но и замена его:

И забываю мир — и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем.

Однако эта победа над круговоротом природы, которая продолжает свое течение и никогда не отступает от него, ставит человека перед мучительным вопросом: «Куда нам плыть?» Выход за границы природы дает свободу вдохновенную, но требует определения пути, выбора, воли.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: