В. Брюсов – поэт серебряного века: сочинение

Своеобразие поэзии В. Я. Брюсова

Школьное сочинение

В конце 90-х годов XIX века в русской литературе возникает новое направление — символизм. Основоположником этого направления считается Валерий Брюсов — поэт, прозаик, переводчик и главный теоретик символизма. Его творчество было настолько новым, непривычным, своеобразным, что, хотя и вызывало в свое время различные толки, ни для кого не могло остаться незамеченным. Как писатель-символист, Брюсов в своей поэзии особое внимание уделял символу, “туманной неясности”, полутонам. Даже сама личность поэта является загадкой для современников, что создает некий ореол таинственности и недоступности всего, что бы он ни делал. Его творчество, как и сама его жизнь, отражает противоречивые искания человека, стоящего на рубеже двух веков. О своеобразии его поэтического мира можно судить по тому, как описывает поэт сам процесс творчества:

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний

На эмалевой стене.

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

В звонко-звучной тишине.

“Кто из художников не знает, что в эти моменты в его душе родятся самые фантастические картины, — писал Брюсов. — С целью внушить читателю то же настроение я могу прибегать к самым сильным, к самым неестественным преувеличениям. ” Само понятие символизма поэт определил как “поэзию оттенков” в противоположность прежней “поэзии красок”.

Тематика творчества В. Брюсова широка и многообразна. Здесь мы встречаем и гимн мечте, и одиночество лирического героя в современном городе, и традиционное обращение к античности, и собственное восприятие поэзии, жизни, любви. Но о чем бы ни писал поэт, главным всегда оставалось его стремление “вызвать в душе читателя совершенно особые движения”, которые он называл “настроениями”. В. Брюсов был убежден в том, что именно символизм должен стать “поэзией оттенков”, “выразить тонкие, едва уловимые настроения” и тем самым “как бы загипнотизировать читателя”.

Поэта всегда волновали события современности. В его душе неизгладимый след оставили первая русская революция 1905-1907 годов и Первая мировая война, рост промышленного производства, строительство и расширение городов, словом, все социально-экономические преобразования, происходившие в стране. Одной из основных тем поэзии Брюсова стала урбанистическая тема.

Поэт чувствовал большую тревогу за судьбу и жизнь города. С одной стороны, он был убежден, что этот “коварный змей с волшебным взглядом” притягивает людей, овладевает их душами и убивает, бросая в объятия нищеты и порока. С другой — понимал, что современный “стальной”, “кирпичный”, “стеклянный” город является центром науки, искусства и прогресса:

Горят электричеством луны

На выгнутых длинных стеблях;

Звенят телеграфные струны

В незримых и нежных руках.

Можно сказать, что Валерий Брюсов, обеспокоенный судьбой и жизнью города, считавший, что тот, совмещая все ужасы цивилизации, сам “подымает” над собой “нож, с своим смертельным ядом”, отдавал должное его красоте, величию, верил в торжество разума и добра:

Я люблю большие дома

И узкие улицы города, —

В дни, когда не настала зима,

А осень повеяла холодом.

Пространства люблю площадей,

Стенами кругом огражденные, —

В час, когда еще нет фонарей,

А затеплились звезды смущенные.

Город и камни люблю,

Грохот его и шумы певучие, —

В миг, когда песню глубоко таю,

Но в восторге слышу созвучия,

В душе поэта постоянно жила жажда обновления, ожидания счастливых перемен. Погружаясь в романтические мечты, он создавал в своем воображении яркие экзотические картины, ирреальные, неожиданные образы. Реальная жизнь, к сожалению, не могла дать ему те настроения, которые он мечтал испытать. Поэтому, как признавался сам поэт, он искал эти настроения в творчестве и создавал “поэзию, чуждую жизни”, творил свой собственный мир, устремленный к неземной красоте, вечной любви, высокому искусству:

Создал я в тайных мечтах

Читайте также:
Брюсов — родоначальник символизма: сочинение

Мир идеальной природы, —

Что перед ним этот прах:

Степи, и скалы, и воды!

Именно красоту Брюсов считал источником всего лучшего, источником истинного вдохновения. А единственным божеством для поклонения стихотворца является творчество. Поэтому он не замыкался на переживании мрачных минут настоящего, не оглядывался с тоской на прошлое. Он всеми средствами художественного слова и художественного образа стремился приблизить будущее. Тема будущего, космоса все чаще звучит в его стихотворениях (“Сын Земли”, “Детские упования” и др.). в поисках связующего звена истории, в попытках осмыслить закономерности происходящих процессов, предопределить будущее автор старается установить связь времен: между прошлым и настоящим, настоящим и будущим. И все чаще таким связующим звеном снова оказывается гармонии, красота, единство культуры, людей, природы. Мысли о гармонии, счастье и всеобщем единстве заставляют поэта все чаще обращаться к античному миру, где он находил торжество добра, милосердия, человеколюбия, справедливости—тех жизненных ценностей, которых так не хватало в реальном современном мире.

В традициях античности Брюсов осмысливает всю жизнь. (“Правда вечная кумиров”, “Последний мир”), отдельную личность (“Юлий Цезарь”, “Ассаргадон”), природу. Следуя античной традиции в описании окружающего мира, поэт не просто воспевает природу, ее красоту, естественность и гармоническое совершенство, но и стремится проникнуть в тайный смысл простых, обыденных явлений. Так, весна для Брюсова — символ надежды, мечты, обновления мира:

Что же! Пусть не мед, а горечь тайную

Собрал я в чашу бытия!

Сквозь боль души весну приветствую,

Как прежде, светлой песней я!

“Словно строгий счет мгновений”, проходят облака над землей, а “вечер на лесном пути во всей с иным, далеким, сходен”. Пейзажная лирика Валерия Брюсова отличается ясностью, простотой, образностью. Она и заставляет задуматься о смысле жизни, и позволяет проникнуть в тайны Вселенной, и окутывает небывалым ощущением возвышенного, волшебства, поражает красотой и гармонией:

Волна набегает, узорно

Извивами чертит песок

И снова отходит покорно,

Горсть раковин бросив у ног.

Так же как в описании природы, в описании любовного чувства поэт часто обращается к экзотическим образам, к античным традициям. Подобно художникам далекого прошлого, Брюсов воспевает чувственную любовь, настоящую страсть, пылкие сильные чувства. Хотя при этом в любовной лирике поэта часто звучит мотив обреченности, трагичности:

И ты вошла в неутолимый сад

Для отдыха, для сладостной забавы?

Цветы дрожат, сильнее дышат травы,

Чарует все, все выдыхает яд.

День проскользнет. Глаза твои смежатся.

То будет смерть. — И саваном лиан

Я обовью твой неподвижный стан.

И все же красоту, очарование, прелесть автор стремится видеть абсолютно во всем. “Все семь цветов радуги одинаково прекрасны, — писал он, — и все земные переживания не только счастие, но и печаль, не только восторг, но и боль”. Поэт любил жизнь во всех ее проявлениях, пытался осмыслить, понять, проникнуть в суть всех явлений на земле. Но для своего времени он, его поэзия были не всегда понятны, потому что были необычны, новы. Сам Брюсов осознавал это, потому в предисловии к одной из своих книг писал: “Бедная моя книга. Ты будешь похожа. на безумного певца, который вышел на поле битвы, в дым, под выстрелы, — только с одной арфой. Одни, пробегая, не заметят тебя, другие оттолкнут со словами: “не время!”, третьи проклянут за то, что в руках у тебя не оружие. Не отвечай на эти упреки. Они правы: ты не для сегодняшнего дня. Проходи мимо, чтобы спокойно ждать своего часа”. И поэзия его, книга его жизни дождалась своего часа, прошла через упреки, критику, непонимание. Прошла — для того, чтобы теперь светить людям, очаровывать, покорять, поражать, вдохновлять, волновать сердца. И теперь эта книга по праву заняла свое почетное место на золотой полке русской поэтической классики.

Читайте также:
Образ города в первых произведениях Брюсова: сочинение

Стремясь постигнуть творчество этого незаурядного человека, нужно прежде всего видеть в нем поэта, о стихотворениях которого А. Блок писал: “Книга совсем тянет, жалит, ласкает, обвивает. долго просижу еще над ней, могу похвастаться и поплясать по комнате, что не всю еще прочел, не разгадал всех страниц, не пронзил сердце всеми запятыми”.

Сочинение: В. Я. БРЮСОВ «Поэт всегда с людьми. »

Мне кажется, что поэзия Валерия Брюсовастоит как-то особня­ком отосновного потока «серебряного века». И сам он, какличность, резко отличается от современных ему поэтов. Он весь городской, кубообразный, жесткий, с хитринкой и очень волевой человек. Этот облик возник у меня после прочтения мемуаров о нем и различных литературоведческих статей, где его имя так или иначе фигурирова­ло. Его не любили, как О. Мандельштама, Вяч. Иванова, И, Северя­нина или Е. Бальмонта. В нем, видимо, не было определенного лич­ного обаяния. Как, впрочем, нет обаяния в городском пейзаже. Я уверена, что на любой, пусть даже самый красивый, город никто не взглянет с таким умилением, как на сельский пейзаж.

Следует отметить, что такое направление его творчества было подготовлено семейными традициями. Воспитывали Брюсова, как он вспоминал, «в принципах материализма и атеизма». Особо по­читавшимися в семье литераторами были Н. А. Некрасов и Д. И. Писарев. С детства Брюсову прививались интерес к есте­ственным наукам, независимость суждений, вера в великое пред­назначение человека-творца. «От сказок, от всякой «чертовщины» меня усердно оберегали, — вспоминал Брюсов, — зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научил­ся умножению.

Нечего говорить, что о религии в нашем доме и помину не было. после детских книжек настал черед биографий великих людей. Эти биографии произвели на меня сильнейшее впечатление: я начал мечтать, что сам непременно сделаюсь «вели­ким. » Такие начала воспитания сказались на всем дальнейшем жизненном и творческом пути Брюсова.

Основой поэтической практики и теоретических взглядов мо­лодого Брюсова на искусство стали индивидуализм и субъективизм. В тот период он считал, что в поэзии и искусстве на первом месте сама личность художника, а все остальное — только форма.

Другой темой Брюсова стала тема города, прошедшая через все творчество поэта. Продолжая и объединяя разнородные традиции (Достоевского, Некрасова, Вердена, Бодлера и Верхарна), Брюсов стал, по сути, первым русским поэтом-урбанистом XX в., отразившим обобщенный образ новейшего капиталистического города. Вначале он ищет в городских лабиринтах красоту, называет город «обдуманнымчудом», любуется «буйством» людскихскс пищи «свя­щенным сумраком» улиц. Но при всей своей урбанистической на­туре Брюсов изображал город трагическим пространством, где свер­шаются темные и непристойные дела людей: убийства, разврат, революции и т. д.

Стихи Брюсова перекликались со стихами сверхурбаниста В. Маяковского. Брюсов писал:

Ах, не так ли Египты, Ассирии,
Римы, Франции, всяческий бред, —
Те империей, trie утлее, сирее, —
Все в былом, в запруду, в запрет.
Так в великом крушеньи (давноль оно?).

Брюсов пытается предрекать падение и разрушение городов как порочного пространства, но у него это получается хуже, чем у Мая­ковского или, например, Блока.

Протест против бездушия городской цивилизации приводил Брюсова к раздумьям о природе, оздоравливающих начал которой поэт не признавал в своем раннем творчестве. Теперь он ищет в природе утраченную современным человеком цельность и гармо­ничность бытия. Но следует отметить, что его «природные» стихи значительно уступают его урбанистической лирике.

С большой художественной силой миру растворенной в городе пошлости противостоит у Брюсова поэзия любви. Стихи о любви сгруппированы, как и стихи на другие темы, в особые смысловые циклы — «Еще сказка», «Баллады», «Элегии», «Эрот, непобедимый в битве», «Мертвые напевы» и др. Но мы не найдем в стихотворени­ях этих циклов напевности, душевного трепета, легкости. У Брюсо-валюбовь — всепоглощающая, возведенная до трагедии, «предель­ная», «героическая страсть». За Брюсовым, как известно, всю жизнь влачился темный хвост различных сплетен и слухов. Он появлялся в самых шумных ресторанах, имел романы с известными дамами.

Читайте также:
Урбанистическая тема в поэзии Брюсова: сочинение

Во времена новых революционных преобразований в городе наступила довольно неуютная и тревожная жизнь, нищета была всеобщей. Но Брюсов относился к этому с присущим ему сарказ­мом. Недаром в свое время было написано:

Прекрасен в мощи грозной власти
Восточный царь Ассаргадон,

И океан народной страсти,
В щепы дробящий утлый челн.

В поэзии Брюсова город неотделим от его личности, и в траге­дийности города прежде всего чувствуется трагедия самого автора, для которого нередко трагедии превращаются в фарс:

Вновь я хочу все изведать, что было,
Ужас и скорбь, и любовь.

Мне кажется, что отобразить трагедийный мир современного города Брюсову удалось более полно в его знаменитом цикле сти­хотворений «В стенах»:

Словно нездешние тени,
Стены меня обступили.
Думы былых поколений!
В городе я как в могиле.
Здания — хищные звери
С сотней несытых утроб!
Страшны закрытые двери:
Каждая комната — гроб!

Мы дышим комнатною пылью,
Живем среди картин и книг.

Поэт с живой страстью откликался на все важней­шие события современности. В начале века русско-японская вой­на и революция 1905 года становятся темами его творчества, во многом определяют его взгляд на жизнь и искусство. В те годы поэт заявлял о своем презрении к буржуазному обществу, но и к социал-демократии проявлял недоверие, считая, что она посягает на творческую свободу художника. Однако в революции Брюсов видел не только стихию разрушения, он воспевал счастливое бу­дущее «нового мира» как торжество демократии, «свободы, брат­ства, равенства» («К счастливым», 1904—1905), славил певцов борьбы:

Поэт — всегда слюдьми, когда шумит гроза,
И песня с бурей — вечно сестры.

Стихи Брюсова о первой русской революции, наряду со стиха­ми Блока, являются вершинными произведениями, написанными на эту тему поэтами начала века.

А вот в годы реакции поэзия Брюсова уже не поднимается до высокого жизнеутверждающего пафоса. Перепеваются старые мо­тивы, усиливается тема усталости и одиночества:

Холод, тело тайно сковывающий,
Холод, душу очаровывающий.
Все во мне — лишь смерть и тишина,
Целый мир—лишь твердь и в ней луна.
Гаснут в сердце невзлелеянные сны,
Гибнут цветики осмеянной весны.

Но и в этот период творчества поэт продолжает славить челове­ка-труженика, искателя и созидателя, верит в будущее торжество революции. Послеоктябрьские стихи Брюсова открывают последний пери­од его литературного пути, представленный сборниками «В такие дни», «Миг», «Дали». Поэт ищет новые художественные формы для выражения нового поворота в своем мировоззрении и воссоз­дания в искусстве революционной действительности («Третья осень», «К русской революции»). В сборниках «Дали» и «Меа» Брю­сов представляет образцы «научной поэзии» («Мир электрона», «Мир N-измерений» и др.)

Оригинальное художественное творчество Брюсова не ограни­чивается стихами. Зная основные классические и европейские язы­ки, Брюсов активно занимался переводами. Он переводил Метер-линка, Верлена, Гюго, Эдгара По, Верхарна, Райниса, финских и армянских поэтов.

В Брюсове помимо дара художника жил неукротимый дух ис­следователя, который искал рационалистические «ключи тайн» к самым сокровенным человеческим чувствам, а также стремился Понять причины рождения новых форм в искусстве, логику их раз­вития. Брюсов внес значительный вклад в русскую культуру; совре­менные читатели благодарны этому человеку и поэту за то, что он своим творчеством создавал эпоху «серебряного века», эпоху блис­тательных достижений русской поэзии.[/sms]

Сочинение на тему: Мой любимый поэт серебряного века Брюсов

Тип работы: Сочинение
Дата добавления: 21.11.2020
Читайте также:
Анализ стихотворения Брюсова Конь Блед: сочинение

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице “что такое сочинение и как его написать” я подробно написала.

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

Мне нравится поэзия Серебряного века за его новизну и загадочность. В то время появилось много новых имен. У каждого есть свой любимый, но мне нравится Валерий Брюсов.

Валерий Брюсов был основоположником символизма в русской поэзии. С ним начинается “серебряный век” поэзии конца XIX – начала XX века.

Валерий Брюсов родился 13 декабря 1873 года в Москве. В богатой купеческой семье, но корни его семьи восходят к крепостному праву. Лишь в 1859 году его дед смог выкупить свою семью.

Брюсов начал писать в раннем возрасте. К 13 годам Брюсов уже связал свое будущее с поэзией.

Первые его стихи были написаны в 1881 году, а с 1895 года он издал один сборник, а иногда и два.

Брюсов задал тон главному направлению поэзии этого периода, и это был тон “русской символике”. В своих произведениях поэт дал много места символам, мистике, чувствам. Но в первую очередь в его творчестве были чувства, которые поэт передал своим читателям. Он считал, что нужно жить в будущем, а не в настоящем. Он сказал: “Нужно жить с чувствами, с внутренним миром. И нужно полностью посвятить себя искусству.

Он был не только новатором, но и взял лучшее из классической литературы. В каждом его произведении можно увидеть торжественность и серьезность. Я люблю поэзию этого автора, потому что ему удается переосмыслить образы и передать активное отношение к жизни. В своих стихах он не передавал ясных мыслей, передавал основной смысл через образы, ассоциации. Его поэзия необычна для обычного человека. Он имеет много метафор, яркие образы, сильные чувства, которые он использует для выражения читателя. Многие коллекции были написаны при его жизни.

Стихи поэта Серебряного века Валерия Яковлевича Брюзова проверяются временем, и это самое главное.

Поэзия Брюсова повлияла на мое отношение к жизни. Его работы рассказывают о героях, которые ничего не боятся, ни работы, ни ответственности за свои поступки. Веселый дух его стихов помогает преодолевать жизненные трудности, поэтому мне нравится его творчество.

Сборник “Венок”, изданный в 1905 году, сам поэт считал пиком своего творчества. Все стихи в нем написаны в стиле поэзии среднего класса.

Как поэт, он не стремился стать поэтом новой жизни. Стиль позднего Брюсова называется “академический авангардизм”. Поэт умер в Москве 9 октября 1924 года. Согласно одной версии церебральной пневмонии, другой – лекарств. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Читайте также:
Анализ стихотворения Брюсова Грядущие гунны: сочинение

Сочинение: “Серебряный век” русской литературы (В. Брюсов, Н. Гумилев, В. Маяковский)

“Серебряный век” русской литературы

В. Брюсов, Н. Гумилев, В. Маяковский

Кончался XIX век, “золотой век” русской литературы, началось XX столетие. Это переломное время вошло в историю под красивым именем “серебряного века”. Он породил великий взлет русской культуры и стал началом ее трагического падения. Начало “серебряного века” относят обычно к 90-м годам XIX столетия, когда появились стихи В. Брюсова, И. Анненского, К. Бальмонта и других замечательных поэтов. Расцветом “серебряного века” считают 1915 год — время его наивысшего подъема и конца. Общественно-политическая обстановка этого времени характеризовалась глубоким кризисом существующей власти, бурной, неспокойной атмосферой в стране, требующей решительных перемен. Может быть, поэтому и пересеклись пути искусства и политики. Так же, как общество напряженно искало пути к новому социальному строю, писатели и поэты стремились к освоению новых художественных форм, выдвигали смелые экспериментаторские идеи. Реалистическое изображение действительности перестало удовлетворять художников, и в полемике с классикой XIX века утверждались новые литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм. Они предлагали разные способы постижения бытия, но каждое из них отличалось необычайной музыкой стиха, оригинальным выражением чувств и переживаний лирического героя, устремленностью в будущее.

Одним из первых литературных течений стал символизм, объединивший таких разных поэтов, как К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый и др. Теоретики символизма считали, что художник должен создавать новое искусство с помощью образов-символов, которые помогут более утонченно и обобщенно выразить настроения, чувства и мысли поэта. Причем истина, прозрение могут появиться у художника не в результате раздумий, а в момент творческого экстаза, как бы ниспосланного ему свыше. Поэты-символисты уносились мечтой ввысь, задаваясь глобальными вопросами о том, как спасти человечество, как вернуть веру в Бога, добиться гармонии, слившись с Душой Мира, Вечной женственностью, Красотой и Любовью.

Признанным метром символизма становится В. Брюсов, воплотивший в своих стихах не только формальные новаторские достижения этого течения, но и его идеи. Своеобразным творческим манифестом Брюсова стало небольшое стихотворение “Юному поэту”, которое воспринималось современниками как программа символизма.

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее — область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Конечно, провозглашенная поэтом творческая декларация не исчерпывается содержанием этого стихотворения. Поэзия Брюсова многогранна, многолика и многозвучна, как жизнь, которую она отображает. Он обладал редким даром удивительно точно передать каждое настроение, каждое движение души. Пожалуй, главный признак его поэзии заключается в точно найденном сочетании формы и содержания.

И я хочу, чтоб все мои мечты,

Дошедшие до слова и до света,

Нашли себе желанные черты.

Трудная цель, высказанная Брюсовым в “Сонете к форме”, мне думается, была достигнута. И это подтверждает его удивительная поэзия. В стихотворении “Творчество” Брюсов сумел передать ощущение первого, еще полубессознательного этапа творчества, когда будущее произведение еще неясно вырисовывается “сквозь магический кристалл”.

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний

На эмалевой стене.

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

В звонко-звучной тишине.

Символисты рассматривали жизнь как жизнь Поэта. Сосредоточенность на самом себе характерна для творчества замечательного поэта-символиста К. Бальмонта. Он сам был смыслом, темой, образом и целью своих стихов. И. Эренбург очень точно заметил эту особенность его поэзии: “Бальмонт ничего в мире не заметил, кроме собственной души”. Действительно, внешний мир существовал для него лишь затем, чтобы он мог выразить свое поэтическое “я”.

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу, спеша.

Читайте также:
Мне видеть не дано, быть может: сочинение

Мое единое отечество –

Моя пустынная душа.

Поэт не уставал следить за неожиданными поворотами своей души, за своими переменчивыми впечатлениями. Бальмонт старался запечатлеть в образе, в словах бегущие мгновения, летящее время, возведя мимолетность в философский принцип.

Я не знаю мудрости, годной для других,

Только мимолетности я слагаю в стих.

В каждой мимолетности вижу я миры,

Полные изменчивой радужной игры.

Смысл этих строк, наверное, в том, что человек должен жить каждым мгновением, в котором выявляется вся полнота его бытия. И задача художника — вырвать этот миг у вечности и запечатлеть его в слове. Поэты-символисты сумели в стихах выразить свою эпоху с ее неустойчивостью, зыбкостью, переходностью.

Так же, как отрицание реализма породило символизм, новое литературное течение — акмеизм — возникло в ходе полемики с символизмом. Он отвергал тягу символизма к неведомому, сосредоточенность на мире собственной души. Акмеизм, по мысли Гумилева, не должен был стремиться к непознаваемому, а обращаться к тому, что можно понять, то есть к реальной действительности, пытаясь как можно полнее охватить многообразие мира. При таком взгляде художник-акмеист в отличие от символистов становится причастным мировому ритму, хотя и дает оценки изображаемым явлениям. Вообще, когда стараешься вникнуть в суть программы акмеизма, сталкиваешься с явными противоречиями и непоследовательностью. По-моему, прав Брюсов, который посоветовал Гумилеву, Городецкому и Ахматовой “отказаться от бесплодного притязания образовывать какую-то школу акмеизма”, а вместо этого писать хорошие стихи. Действительно, сейчас, в конце XX столетия, имя акмеизма сохранилось только потому, что с ним связано творчество таких выдающихся поэтов, как Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам.

Ранние стихи Гумилева поражают романтической мужественностью, энергией ритма, эмоциональной напряженностью. В его знаменитых “Капитанах” весь мир предстает как арена борьбы, постоянного риска, высшего напряжений сил на грани жизни и смерти.

Пусть безумствует море и хлещет,

Гребни волн поднялись в небеса –

Ни один пред грозой не трепещет,

Ни один не свернет паруса.

В этих строчках слышится смелый вызов стихиям и судьбе, им противопоставляется готовность к риску, отвага и бесстрашие. Экзотические пейзажи и обычаи Африки, джунгли, пустыни, дикие звери, таинственное озеро Чад — весь этот удивительный мир воплотился в сборнике “Романтические цветы”. Нет, это не книжная романтика. Создается впечатление, что в стихах незримо присутствует и участвует сам поэт. Так глубоко его проникновение в мир легенд и преданий Абиссинии, Рима, Египта и других экзотических для европейца стран. Но при всей виртуозности изображения действительности социальные мотивы крайне редко встречаются у Гумилева и других поэтов-акмеистов. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности.

Наверное, поэтому акмеизму пришлось уступить дорогу новому литературному течению — футуризму, который отличался революционным бунтом, оппозиционной настроенностью против буржуазного общества, его морали, эстетических вкусов, всей системы общественных отношений. Недаром первый сборник футуристов, считающих себя поэтами будущего, носил явно вызывающее название “Пощечина общественному вкусу”. С футуризмом было связано раннее творчество Маяковского. В его юношеских стихах чувствуется желание начинающего поэта поразить читателя новизной, необычностью своего видения мира. И Маяковскому это действительно удалось. Например, в стихотворении “Ночь” он использует неожиданное сравнение, уподобляя освещенные окна руке игрока с веером карт. Поэтому в представлении читателя возникает образ города-игрока, одержимого соблазнами, надеждами, жаждой наслаждений. Но рассвет, гасящий фонари, “цари в короне газа”, рассеивает ночной мираж.

Багровый и белый отброшен и скомкан,

в зеленый бросали горстями дукаты,

А черным ладоням сбежавшихся окон

раздали горящие желтые карты.

Да, эти строки ничуть не похожи на стихи поэтов-классиков. В них явственно проступает творческая декларация футуристов, отрицающих искусство прошлого. Такие поэты, как В. Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский, угадывали в союзе поэзии и борьбы особое духовное состояние своего времени и старались найти новые ритмы и образы для поэтического воплощения бурлящей революционной жизни.

Читайте также:
Владимир Набоков русский и американский писатель: сочинение

По-разному сложились судьбы замечательных поэтов “серебряного века”. Кто-то не смог вынести жизни на неприветливой родине, кто-то, как Гумилев, был расстрелян без вины, кто-то, как Ахматова, до последних своих дней остался на родной земле, пережив с ней все беды и горести, кто-то поставил “точку пули в своем конце”, как Маяковский. Но все они создали в начале XX века настоящее чудо — “серебряный век” русской поэзии.

Валерий Брюсов

краткая биография

Роль и место в литературе

Знаменитому литературному деятелю, поэту и переводчику Валерию Яковлевичу Брюсову принадлежит огромная роль в развитии русского символизма. Брюсов настаивал на первоочередной роли личности поэта, и считал, что форма стиха играет второстепенную роль.

От многих поэтов серебряного века его отличало то, что главным объектом его творчества стала городская тема, а не красота русской природы. Он описывал картины города, используя его многоликость, красоту и опасность одновременно.

В личности Брюсова удачно переплетались рациональный склад ума и художественная одаренность. Он с интересом наблюдал за развитием новых направлений, но не отходил и от классических форм. Несмотря на тяготение к классике, поэзия Брюсова – все же модерн с его постоянными противоречиями.

Творческое наследие Брюсова оказало очень сильное влияние на Пастернака, Мандельштама, Гумилева и других поэтов Серебряного века, называвших его мэтром и учителем. В числе его заслуг многочисленные переводы на русский язык зарубежных писателей и поэтов.

Происхождение и ранние годы

Дом Брюсовых в Москве

Брюсов родился в первый день зимы 1873 года, в Москве. Глава купеческой семьи Яков Кузьмич постоянно пропадал на скачках, переводя на ставки огромные деньги. Мать – Матрена Александровна, была большой любительницей французских романов и занималась воспитанием пятерых детей.

Образование

Первое образование мальчика было домашним. В 1885 году его отдали в гимназию Креймана. Дальнейшее обучение он продолжил в гимназии Поливанова.

Брюсов с родителями

В 1893 году будущий поэт поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В студенческие годы молодой человек знакомится с декадентским творчеством французских поэтов Бодлера и Верлена. Пиком восторга от их поэзии стало написание поэмы «Декаденты. (Конец столетия)».

За последующие два года Брюсов выпускает три сборника «Русские символисты». Сборник «Шедевры» вышел в1895 году, а в 1897 – «Это я».

Творчество

Успешно окончив университет, Брюсов в 1899 году становится сотрудником редакции журнала «Русский архив». В 1900 издается сборник стихотворений «Третья стража». К поэту приходит литературная известность.

Высший литературно-художественный институт

Начинается период продуктивного творчества. Брюсов совместно с другими литературами создают издательство «Скорпион», поэт пишет для журнала «Новый путь», выпускает очередной сборник.

В 1901 году Брюсов становится одним из учредителей альманаха «Северные цветы», с 1904 года он выполняет функции редактора журнала русских символистов «Весы». Этот период жизни поэта насыщен многочисленными знакомствами с представителями литературной богемы. В 1908 году Брюсова избирают директором литературно-художественного кружка.

На революцию 1905 года Брюсов отреагировал драмой «Земля», а также стихотворным сборником «Венок». В 1907 году выпускается сборник рассказов «Земная ось».

Постепенно характер лирики поэта приобретает новые черты. Все чаще в ней звучит задушевность, появляется простота в изложении, интимность в выражении чувств. К этому периоду относится сборник «Все напевы».

В течение двух лет, с 1911 по 1912 годы продолжается работа над романом «Алтарь победы», в 1913 году издается сборник прозы «Ночи и дни».

Во время первой мировой войны Брюсов был фронтовым корреспондентом петербургской газеты, стихи посвящал теме патриотизма. Октябрьскую революцию поэт принял с воодушевлением, активно поддерживал новую власть, и в 1920 году стал членом РКП(б).

Читайте также:
Влияние символизма на ранее творчество Брюсова: сочинение

С 1917 по 1921 годы занимал руководящие должности комитетов и отделов, связанных с книгоиздательством и образованием. В 1921 году основал Высший литературно-художественный институт, ректором которого был до конца жизни.

Фрагмент стихотворения

Хвала человеку В.Я. Брюсов

Мира древний дровосек,

Будь прославлен, Человек!

По глухим тропам столетий

Ты проходишь с топором,

Целишь луком, ставишь сети,

Торжествуешь над врагом!

Камни, ветер, воду, пламя

Ты смирил своей уздой,

Взвил ликующее знамя

Прямо в купол голубой.

Вечно властен, вечно молод,

В странах Сумрака и Льда,

Петь заставил вещий молот,

Залил блеском города.

Главные произведения

Брюсов немало писал на тему поэзии и роли поэта. Этой теме посвящено стихотворение «Творчество», где ведется рассуждение о процессе сотворения поэтического шедевра. Присущие всем символистам скрытые образы обозначают муки творчества, через которые обязательно проходит поэт.

Музей Серебряного века. Дом Брюсова

Стихотворение «Каменщик» – символ борьбы с социальным неравенством. Повествование ведется в форме диалога рабочего с богатым прохожим. Поэт пытается показать, что социальное разъединение является разрушительным по своей сути, и служит препятствием на пути к миру и гармонии.

Памятник на могиле Брюсова

Стихотворение «Кинжал» – яркий пример гражданской лирики поэта. Написано оно было, когда дух революции уже витал, но народные массы еще были пассивны. Брюсов в этом произведении оставляет символизм и начинает простым классическим языком, с применением эпитетов, метафор и пафосных выражений разговаривать с читателем. Главная тема – место поэта и его бессилие что-либо изменить, если это не будет поддержано народом.

Последние годы

В 20-е годы Брюсов в числе других занимался подготовкой к изданию Большой советской энциклопедии. В год своего пятидесятилетия он был награжден правительственной грамотой за заслуги в области литературы.

Сборники, выходившие в 1922, 1924 годах представили читателю совершенно обновленную поэтику автора. Стихи были перегружены неологизмами, футуристическими элементами, жестким ритмом. Одним словом, это были стихи авангардистского направления, характерного для позднего Брюсова.

Две футуристические пьесы «Диктатор» и «Мир семи поколений» были опубликованы после смерти поэта, которая наступила 9 октября 1924 года от пневмонии. Брюсова похоронили на Новодевичьем кладбище столицы.

Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) Событие
1873 Год рождения В.Я. Брюсова
1885 Поступление в гимназию
1893 Первый поэтический опыт, драма «Декаденты»
1893 Поступление в университет
1894 Сборник «Русские символисты»
1895 Сборник стихов «Шедевры»
1897 Выход сборника «Это я»
1900 Сборник «Третья стража»
1903 Сборник «Граду и миру»
1904 Драма «Земля»
1904 Работа в журнале «Весы»
1907 Выпуск сборника рассказов «Земная ось»
1914 Отбытие на фронт
1915 Сотрудничество с журналом «Летопись»
1919 Председатель Президиума Всероссийского союза поэтов
1921 Основание Высшего литературно-худож-го института
1924 Не стало В.Я. Брюсова
Интересные факты
  • в 8 лет написал первый стих, в 11 лет опубликовался в журнале;
  • из-за одаренности был принят сразу во 2 класс гимназии;
  • Брюсов интересовался историей древней Руси;
  • у поэта не было детей;
  • принимал участие в поисках Янтарной комнаты;
  • Брюсов был филателистом;
  • поэт состоял в масонской ложе;
  • работал переводчиком, особенно много переводил с армянского;
  • дед поэта был крепостным.
Память о поэте

Улица и проезд в Краснодаре носят имя В. Брюсова

«В. Брюсов – поэт серебряного века»

Валерий Яковлевич Брюсов — поэт, организатор и «идеолог» символистского движения. Он обосновал и развил в своем творчестве особенности поэтики символистов, когда худож­ник отказывается от социальной направленности, а на первый план выдвигает личное, субъективное начало. Познание мира происходит через внутренний, духовный опыт. Действительность отражается в двух планах: реальном и мистическом.

Читайте также:
Что же представляла собой поэзия Брюсова: сочинение

Свою программу символизма Брюсов поэтически изложил в стихотворении «Юному поэту»:

Юноша бледный со взором, горящим.

Ныне даю я тебе три завета:

Первый прими: не живи настоящим.

Только грядущее — область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй.

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий, храни: поклоняйся искусству.

Только ему, безраздельно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущенным!

Если ты примешь мои три завета.

Молча паду я бойцом, побежденным.

Зная, что в мире оставлю поэта.

Символ рождает не логическую, смысловую, а лишь ассоциативную связь, поэтому особенностью символизма становится бессюжетность или размытость его. Основа стиха — не со­бытие, а движение души. От вещи, от предмета идет взлет к чувству, идее.

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний

На эмалевой стене.

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

В звонко-звучной тишине.

Тайны созданных созданий

С лаской ластятся ко мне,

И трепещет тень латаний

На эмалевой стене.

Как поэтично и красиво показан процесс творчества? Поэ­ту очень важны ассоциации, которые возникают в связи с на­блюдением конкретных предметов. И из реальной жизни рож­дается почти фантастический пейзаж:

. Я вернулся на яркую землю,

Меж людей, как в тумане, брожу,

И шумящему говору внемлю,

И в горящие взоры гляжу.

Основа стиха в поэзии Брюсова — метафора, создающая образ, символ. Здесь видится стремление найти великий синтез человека и красоты. Поэт старается отбросить мелкое, обыденное, а отсюда возникают намеки, тайные знаки, появляются сложные образы, используются аллитерации (игра согласных) и ассонанс (игра гласных). Брюсов употребляет в своих произведениях составные эпитеты. Все эти приемы рождают удивительную музыкальность стиха.

Мой дух не изнемог во мгле противоречий.

Не обессилел ум в сцепленьях роковых.

Я все мечты люблю, мне дороги все речи,

И всем богам я посвящаю стих.

И странно полюбил я мглу противоречий

И жадно стал искать сплетений роковых.

Мне сладки все мечты, мне дороги все речи,

И всем богам я посвящаю стих.

Брюсов добивается максимального использования звучания слова. Он передает в стихе не предмет, а впечатление от него:

Если б некогда гостем я прибыл,

К вам, мои отдаленные предки, —

Вы собратом гордиться смогли бы.

Полюбили бы, взор мой меткий.

Я буду, как все — и особый.

Волхвы меня примут, как сына.

Я сложу им песню для пробы,

Но от них уйду я в дружину.

Гей вы! Слушайте, вольные волки!

Повинуйтесь жданному кличу!

У коней развеваются челки,

Мы опять летим на добычу.

К концу девяностых годов Брюсов входит в круг наиболее заметных поэтов-символистов. Огромное значение для его творчества, по свидетельству самого поэта, имело общение с Бальмонтом. «. Через Бальмонта мне открылась тайна музыки стиха»,— писал Валерий Яковлевич.

Я люблю большие дома

И узкие улицы города, —

В дни, когда не настала зима,

А осень повеяла холодом.

Поэты-символисты: Мережковский, Блок, Бальмонт, Гиппиус, Белый, Балтрушайтис во главе с Валерием Брюсовым оказали огромное влияние на общество, но вскоре испытали сопротивление, и в первую очередь Гумилева и Городецкого (акмеисты). Стихи Валерия Яковлевича выдержали испытание временем, а это главное для поэта и для поэзии в целом.

Сочинение Брюсов В.Я. – Разное

Тема: – «Поэзия серебряного века»

Мой царь! мой раб! родной язык!
Мои стихи — как дым алтарный!
Как вызов яростный — мой крик!
В. Брюсов

Валерий Яковлевич Брюсов — поэт, организатор и “идеолог” символистского движения. Он обосновал и развил в своем творчестве особенности поэтики символистов, когда художник отказывается от социальной направленности, а на первый план выдвигает личное, субъективное начало. Познание мира происходит через внутренний, духовный опыт. Действительность отражается в двух планах: реальном и мистическом.
Свою программу символизма Брюсов поэтически изложил в стихотворении “Юному поэту”:

Читайте также:
Анализ стихотворения Брюсова Конь Блед: сочинение

Юноша бледный со взором, горящим.
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим.
Только грядущее — область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй.
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий, храни: поклоняйся искусству.
Только ему, безраздельно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь мои три завета.
Молча паду я бойцом, побежденным.
Зная, что в мире оставлю поэта.

Символ рождает не логическую, смысловую, а лишь ассоциативную связь, поэтому особенностью символизма становится бессюжетность или размытость его. Основа стиха — не событие, а движение души. От вещи, от предмета идет взлет к чувству, идее.

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.
(“Творчество”)

Как поэтично и красиво показан процесс творчества? Поэту очень важны ассоциации, которые возникают в связи с наблюдением конкретных предметов. И из реальной жизни рождается почти фантастический пейзаж:

. Я вернулся на яркую землю,
Меж людей, как в тумане, брожу,
И шумящему говору внемлю,
И в горящие взоры гляжу.

Основа стиха в поэзии Брюсова — метафора, создающая образ, символ. Здесь видится стремление найти великий синтез человека и красоты. Поэт старается отбросить мелкое, обыденное, а отсюда возникают намеки, тайные знаки, появляются сложные образы, используются аллитерации (игра согласных) и ассонансы (игра гласных). Брюсов употребляет в своих произведениях составные эпитеты. Все эти приемы рождают удивительную музыкальность стиха.

Мой дух не изнемог во мгле противоречий.
Не обессилел ум в сцепленьях роковых.
Я все мечты люблю, мне дороги все речи,
И всем богам я посвящаю стих.
И странно полюбил я мглу противоречий
И жадно стал искать сплетений роковых.
Мне сладки все мечты, мне дороги все речи,
И всем богам я посвящаю стих.
(“Я”)

Брюсов добивается максимального использования звучания слова. Он передает в стихе не предмет, а впечатление от него:

Если б некогда гостем я прибыл,
К вам, мои отдаленные предки, —
Вы собратом гордиться смогли бы.
Полюбили бы, взор мой меткий.
Я буду, как все — и особый.
Волхвы меня примут, как сына.
Я сложу им песню для пробы,
Но от них уйду я в дружину.
Гей вы! Слушайте, вольные волки!
Повинуйтесь жданному кличу!
У коней развеваются челки,
Мы опять летим на добычу.
(“Скифы”)

К концу девяностых годов Брюсов входит в круг наиболее заметных поэтов-символистов. Огромное значение для его творчества, по свидетельству самого поэта, имело общение с Бальмонтом. “. Через Бальмонта мне открылась тайна музыки стиха”,— писал Валерий Яковлевич.

Я люблю большие дома
И узкие улицы города, —
В дни, когда не настала зима,
А осень повеяла холодом.

Поэты-символисты: Мережковский, Блок, Бальмонт, Гиппиус, Белый, Балтрушайтис во главе с Валерием Брюсовым оказали огромное влияние на общество, но вскоре испытали сопротивление, и в первую очередь Гумилева и Городецкого (акмеисты). Стихи Валерия Яковлевича выдержали испытание временем, а это главное для поэта и для поэзии в целом.

Я люблю одно: бродить без цели
По шумным улицам, один;
Люблю часы святых безделий,
Часы раздумий и картин.
В теснине стен я весь на страже;
Да уловлю Господень лик!
(“Люблю одно”)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: