Булгаковская Москва: сочинение

Литература языковедение : Сочинение: Булгаковская Москва в романе «Мастер и Маргарита»

Булгаковская Москва в романе “Мастер и Маргарита”

“Из всех писателей 20-х – 30-х гг. нашего, идущего сегодня к концу, века, наверное, Михаил Булгаков в наибольшей мере сохраняется в российском общественном сознании. Сохраняется не столько своей биографией, из которой вспоминают обычно его письма Сталину и единственный телефонный разговор с тираном, сколько своими гениальными произведениями, главное из которых – “Мастер и Маргарита”. Каждому следующему поколению читателей роман открывается новыми гранями. Вспомним хотя бы “осетрину второй свежести”, и придет на ум печальная мысль, что вечно в России все второй свежести, все, кроме литературы. Булгаков это как раз блестяще доказал”. – Вот так, в нескольких словах, Борис Соколов, известный исследователь творчества Булгакова, сумел показать, какой ощутимый вклад внес писатель в русскую и мировую литературу. Выдающиеся творческие умы признают роман “Мастер и Маргарита” одним из величайших творений двадцатого века.

Роман, называвшийся тогда “Черный маг” или “Копыто инженера”, Булгаков задумал и стал писать, по-видимому, зимой 1929-1930 годов. Последние вставки в роман он диктовал своей жене в феврале 1940 года, за три недели до смерти. Он писал “Мастера и Маргариту” в общей сложности более 10 лет. Одновременно с написанием романа шла работа над пьесами, инсценировками, либретто, но этот роман был книгой, с которой он не в силах был расстаться, роман-судьба, роман-завещание.

Роман заключает в себе три вполне самостоятельных произведения: эпическое повествование о пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате и бродячем философе Га-Ноцри, романтическая история Мастере и Маргарите, а также сатирически-фантастическое описание похождений Воланда и его свиты в Москве, о котором, в основном, я и буду вести речь. Стоит еще раз напомнить, что работа над романом завершалась в 1937-1938 годах. Сатирическое изображение действительности было в те годы делом более чем опасным. И хотя Булгаков не рассчитывал на немедленную публикацию романа, он, может быть, невольно, а может, и сознательно смягчил сатирические выпады против тех или иных явлений этой действительности. Это уже не “Собачье сердце”, где вся постреволюционная действительность представлена аллегорически в виде ужасного эксперимента над Шариком, во всех отношениях приятным псом, которого превратили в злое, бездушное существо – Клима Чугункина. В “Мастере и Маргарите” автор только сожалеет обо всех странностях и уродствах бытия своих современников.

Иное дело, когда взгляд его падает на тех, кто отлично приспособился к этим условиям: на взяточников и мошенников, шпионов и доносчиков, бюрократов и очковтирателей. Для них писатель придумал разнообразные наказания, начиная от обычного “спуска с лестницы” и заканчивая смертью, даже чем-то более страшным – “небытием”.

Исполнителями воли Булгакова, карателями, выступают высшие силы: Воланд и его свит, а это: Коровьев-Фагот, кот-Бегемот, Гелла и Азазелло. В тексте романа Булгаков называет Воланда “дьявол”, “сатана”, “князь тьмы”, “дух зла и повелитель теней”. Однако по сути Воланд никогда не проявляет себя как “дьявол” классического толкования. Он не обращает людей во зло, а, скорее, наоборот, открывает зло в людях. Зачастую он исцеляет людей от различных пороков, к примеру, Варенуха, который хамил и лгал по телефону, приобрел “всеобщую популярность и любовь за свою невероятную, даже среди театральных администраторов, отзывчивость и вежливость”. В то же время Воланд олицетворяет судьбу, карающую Берлиоза, барона Майгеля и других, преступающих нормы христианской морали. Это первый дьявол в мировой литературе, наказывающий за несоблюдение заповедей Христа.

Степа Лиходеев, директор варьете, отделывается тем, что ассистенты Воланда перебрасывают его из Москвы в Ялту, хотя “…вообще они, – докладывает Коровьев, говоря о Степе во множественном числе, – в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение, ни черта не делают, да и делать ни черта не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки”. Даже “машину зря гоняют казенную!” И за все это всего лишь вынужденная прогулка в Ялту. Без чересчур тяжелых последствий обходится встреча с Воландом и взяточнику Никанору Ивановичу, и дяде Берлиоза, хитроумному охотнику за московской квартирой племянника, и руководителям Зрелищной комиссии, типичным бюрократам и бездельникам. Зато крайне суровые наказания выпадают тем, кто вроде бы ни за чем этим не замечен.

Читайте также:
Здесь Бог с дьяволом борется, а поле битвы – сердца людей: сочинение

О бароне Майгеле мы знаем очень мало, однако все его описание можно выразить двумя словами: наушник и шпион. В романе право карать или решать чью-то судьбу имеют только высшие силы, и всех, кто преступает этот закон, Булгаков сурово карает. Доносами и шпионажем Майгель, фактически, взял на себя право решать судьбу других людей, и за это он умирает. Та же ситуация и с Берлиозом. Будучи директором МАССОЛИТА, он навязывал молодым писателям свои взгляды и мнения, хотя на самом деле они были даже и не его, а просто следствия из сложившихся догм и установок. Он решал судьбы многих людей, не имея на это никакого морального права, ведь вместе с верой в Бога он отрицал возможность существования чего-либо загадочного и таинственного, старался все законы природы выстроить в собственную схему и навязать эту схему остальным. Несмотря на свою эрудицию, он так и не смог опровергнуть “седьмое доказательство” Воланда и ушел в небытие, на что и рассчитывал при жизни.

Совершенно иная судьба предназначена Ивану Бездомному, который в споре с сомнительным иностранцем, вторя Берлиозу, осмеивал возможность существования и Христа и дьявола. Однако в самом начале романа Булгаков подробно описывает диалог редактора и поэта. Перед Бездомным стояла задача написать антирелигиозную поэму, в которой существование Христа как исторической личности было бы поставлено под сомнение. Бездомный не справился с задачей: в его поэме “Христос был совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж”. В принципе, Воланд не наказывает молодого поэта, а, скорее, открывает ему путь к духовному выздоровлению. Одно из проявлений которого – отказ от претензии на всезнание и всепонимание. Это выздоровление поэта стало, на мой взгляд, надеждой на “возрождение” всей русской интеллигенции. В эпилоге романа Иван Николаевич Понырев возникает перед нами в облике скромного ученого, как будто заодно с фамилией изменился и весь его духовный мир. Теперь он стал подлинным учеником Мастера, и , может быть, когда-нибудь напишет продолжение романа о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри.

10 мая 1939 года (за год до смерти) Михаил Афанасьевич сделал памятную надпись жене на своей фотографии: “Вот как может выглядеть человек, возившийся несколько лет с Алозием Могарычем, Никанором Ивановичем и прочими. В надежде, что ты прояснишь это лицо, дарю тебе, Елена, карточку, целую и обнимаю”. Здесь речь не только о многолетней до изнеможения работе над “Мастером и Маргаритой”, но и намек на то, что жизнь писателя прошла в общении с людьми, подобными Могарычу и Босому. Однако создается впечатление, что отношение Булгакова к москвичам в целом выразил Воланд во время сеанса черной магии в Варьете: “Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было. Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны. ну что ж. и милосердие иногда стучится в их сердца. обыкновенные люди. в общем, напоминают прежних. квартирный вопрос только испортил их. ”

Москва и москвичи в романе «Мастер Маргарита»

Введение

Москва в «Мастере и Маргарите» Булгакова не зря выбрана основным местом действия романа. Вторым служит Ершалаим. В древнем городе несет свои светлые идеи Иешуа, в Москве 30 годов – «гастролирует» Воланд, сокрушаясь, «что люди совсем не изменились».

Москва была в то время культурным центром, сердцем страны. Соответственно, и ее жители воплощали основные черты современников писателя, возможно именно потому Булгаков выбрал ее городом, где напишет свой великий роман мастер и куда совершит визит Воланд и его свита.

Читайте также:
Евангельский и демонический миры в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Москва как место действия

Изображение Москвы в романе происходит в двух плоскостях: Москва, как место действия, и Москва сатирическая, овеянная легким юмором, показана будто наизнанку. Изображая городские пейзажи, Михаил Булгаков берет лишь те краски и полутона, которые способны не просто очертить декорации, а и подчеркнуть настроение, атмосферу романа и его героев. Это и цвета, и ощущения, и даже запахи, как запах сирени, что перекочевывает из древнего Ершалаима в современную Москву.

Вспомним начало романа. Это май 30-х годов. Но уже стоит безумная жара. Действие начинается в «час небывало жаркого заката». Жара и раскаленная Москва вызывают ощущение тревоги, ожидание неких событий, которые не заставляют себя долго ждать.

А при встрече мастера с Маргаритой, Булгаков описывает мрачный проулок, «грязную желтую стену», тысячи идущих чужих людей, чтобы показать темное мрачное одиночество главных героев, в котором они пребывали до встречи.

Описание Москвы подчеркивает настроение героев и тонкий юмор писателя. Например, в описании «Грибоедова», как прозвали Массолитовцы пресловутый Дом Грибоедова, не может не вызвать улыбку «на дверях первой же комнаты» рисунок – «карась, попавшийся на уду».

Изображение представителей Массолита и варьете

Создавая декорации для своего романа, писатель не жалеет и красок юмора, иногда переходящего в сатиру, а иногда превращающегося в дружескую насмешку, сочувствие.

Булгаковская Москва в романе «Мастер и Маргарита» совсем не скрывает своих недостатков и несовершенств. Так, бывший дом великого Грибоедова – теперь дом Массолита, где определяют писатель человек, или нет по наличию удостоверения, а в доме Герцена так и вовсе сделали ресторан.

Представители «Ассоциации литературы»: Берлиоз и Латунский, другие критики и «великие литераторы», настолько приземлены, что когда дело доходит до разговора о доме литературы вспоминают не творчество, а гастрономические излишества в виде «порционных судачков» и «яиц-коккот» да привилегии, что дает им «членский билет с золотой широкой каймой».

Мастер вспоминает этот мир критиков и литераторов с ужасом. Он, принесший им свой роман, в который вложил душу, в ответ получает низкопробную критику и насмешки, поле которой, ослабевший рассудком, сжигает свой роман.

Образ Москвы в «Мастере и Маргарите» проникается нотами осуждения и сатиры, когда Булгаков показывает людей искусства и массовой культуры – представителей варьете Лиходеева, Варенуху, Римского. Степа Лиходеев пьяница и лжец. За сою подлую натуру он будет наказан Воландом, что внезапно перенесет его в Ялту, а Варенуха и вовсе станет вампиром. Но, не смотря на то, что эти персонажи понесли справедливое наказание, их образы вызывают грусть. Казалось бы, в самом центре великой страны представители культуры должны быть людьми как минимум моральными и одухотворенными. А на деле же мы видим шайку подлецов и трусов, которых интересует лишь свое теплое местечко да забавы.

Образы москвичей в романе

Москва и москвичи в «Мастер и Маргарита» довольно сильно контрастируют с мастером и его внутренним миром. При этом, практически нет различий с людьми Ершалаима. И сейчас, и две тысячи лет назад, люди все так же желали обогащения, шли на поводу толпы и стремились не пропустить зрелища.

В московских главах и гастролях Воланда москвичи поддаются на искушения и ведут себя так, как и ожидает Воланд. Как ни странно, его это совсем нее радует, даже наоборот, «темных дел мастер» грустно взирает на то, как сходит с ума казавшаяся приличной публика варьете.

Господа вызываются в драку за падающие деньги, приличные благовоспитанные дамы бросаются надевать невиданные заморские платья, которые окажутся иллюзией. При чем. Где то на уровне подсознания люди осознают, что все это проделки умелого фокусника, но все равно идут на поводу своих желаний.

Михаил Булгаков в своем фантасмагорическом романе удивительно виртуозно чередует бытовые сцены с монументальными сценами Ершалаима и бала Воланда. Так, летящая Маргарита заглядывает в окно коммунальной кухни, где за не вовремя выключенный свет ссорятся женщины. Мистическое сплетается с реальными ежедневными событиями, образы дьявола и его свиты теряются в толпе обычных москвичей. Пожалуй, словами Воланда с ноткой грусти «Люди как люди, такие же, как и раньше» говорит о жителях Москвы сам автор.

Читайте также:
Судьба человека (на примере романа М. А. Булгакова Мастер и Маргарита и поэмы В. Гете Фауст): сочинение

В заключение

В романе «Мастер и Маргарита» Москва 30 годов выступает основным местом действия. Город и его герои не только становятся фоном для событий романа, но и принимают участие в нем.

В изображении города Михаил Булгаков использует и сатиру, и юмор, осуждение и теплые ноты.

Здесь живет и творит мастер, здесь он встречает Маргариту, которая станет его «тайной женой и музой». Сюда прибывает Воланд, чтобы раскрыть москвичам глаза на их низменные желания. Москва в романе «Мастер и Маргарита» будто выступает отдельным персонажем. Она живет, дышит сиренью и «абрикосовой водой», меняет свое настроение вместе с героями.

Москва и москвичи в романе Мастер Маргарита сочинение

Москва тридцатых годов в самом начале романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” встречает читателей раскаленной жарой, несмотря на то, что на улице май. Это вызывает напряжение, ожидание странных событий и происшествий. Обстановка давила на людей, делала их одинокими, несчастными, неспособными оценить настоящее творчество, потворствовующими низкопробному искусству.

Дом литературы занимается бюрократией : перекладывают бумажки из стороны в сторону, уделяют внимание несущественным формальностям, заполняют никому не нужные бланки и решают свои ” квартирные вопросы ” . Мир литературы, в котором есть все, кроме самой литературы, отталкивает мастера, он ужасается их порядкам и такому служению искусству, поэтому его не удивляет, что на пороге он видит ” девицу со скошенными от постоянного вранья глазами ” и редактора, смущенно хихикающего и смотрящего, будто у человека щека раздута флюсом, как будто ничто больше не могло их привлечь в молодом литераторе.

Недостатки и несовершенства той Москвы так и бросаются в глаза : бывший дом великого Грибоедова переименовали в дом Массолита, где каким – то странным способом, ” на глаз “, определяют писатель человек, или нет. Наличие у него удостоверения для них решающий аргумент в этом вопросе. Дом Герцена и вовсе превратили в ресторан.

” Ассоциация литературы ” в лице Берлиоза и Латунского, разных критиков и ” выдающихся ” литераторов, предстает ограниченной, приземленной, даже отсталой, так как их сфера интересов распространяется на гастрономию больше, чем на писательство: им бы главное поесть что ” порционных судачков ” и ” яйца -коккот ” , а там гляди и до творчества дело дойдет. ” Членский билет с золотой широкой каймой ” вызывает у них вожделение, нездоровый интерес, так как его наличие обеспечит их потребности, сделает их привилегированными особами и в своих глазах они поднимутся на небывалую высоту .

Мир критиков и литераторов – это ” змея “, которая чуть не задушила талант мастера: принесенный им на рецензию роман не мог тронуть их души, потому что у них они отсутствуют, но зато в большой степени в них присутствует насмешничество, после которого даже у сильных духом людей опускаются руки. Безысходность толкает их уничтожать свои рукописи, как это попытался сделать мастер со своим романом. Шайка подлецов и трусов, которые трясутся только над своими теплыми местечками и думают исключительно о своих забавах несправедливо вершат судьбами гениев, которых мир мог просто не узнать, если бы эти завсегдатаи не дали им дорогу. Неслучайно, именно по такой Москве ” гастролирует ” Воланд. Даже ” царь тьмы ” взирает на это разнузданное общество с грустью, казавшаяся приличной публика варьете ужасает своей глупостью, алчностью, пошлостью : драка за падающие деньги, невиданные заморские платья приводят их в иступление, они, как бешеные, идут на поводу у своих желаний. ” Люди не изменились ” – к такому выводу приходит видавший немало на своем веку Воланд.

Читайте также:
Влияние Салтыкова-Щедрина на творчество Булгакова: сочинение

Таким образом, фантасмагорический роман ” Мастер и Маргарита” показывает нам нравы москвичей того времени, Москву, которая погрязла в ” болоте “, из которого просто необходимо выбраться, пока Воланд не воспользовался ситуацией и не стер их ее жителей с лица земли.

2 вариант

В произведении Михаила Булгакова каждый элемент является продуманным. Выбор мест действия не является исключением. Москва в тридцатые годы была самым развитым городом страны. Жители Москвы были образом современников Булгакова. Скорее всего, поэтому он и выбрал столицу, как основное место действия.

Описывая Москву, писатель использует и цвета, и даже запахи. Например, начало романа приходится на жаркий май. Столица будто раскалена, это вызывает у читателя ощущение тревоги и переживания. Другой эпизод – встреча мастера с Маргаритой. Темный переулок, несуразные желтые стены домов, множество идущих людей, все это является символом невыносимого одиночества, которое переживали оба героя до их встречи.

Когда читателям показывается «Грибоедов», целью Булгакова становится показать отсутствие литературы, в литературном доме. Зашедшего туда человека встречают странные рисунки и записи. Но атмосферы творчества там точно нет. Только формальность: какие-то бланки, квартирный вопрос. Мастеру этот мир представился ужасным, его встретила девушка со скошенными от вранья глазами. Он не так представлял себе творческий мир писателей. Принеся им роман, который он писал от души, мастер получил лишь критику и разочарование.

Бывший дом Грибоедова, а теперь дом Массолита не скрывает своих недостатков. Например, вход туда, а значит и принадлежность к писательскому обществу, определяется по специальному удостоверению. А дом Герцена и вовсе превратился в ресторан.

Других членов культурного общества, таких как Лиходеев, Варенуха и Римский, Булгаков изобразил с иронией. Образ каждого из них пропитан ложью и подлостью. От Воланда они получили по заслугам. Но они взывают не только отвращение, но и жалость. Казалось бы, представители культурного общества должны быть одухотворенными, но на самом деле они трусы и подлецы.

На представлении Воланда¸ собрались приличные люди, высшего общества, но они без малейших раздумий поддались искушению, как и ожидал темный маг. Несмотря на то, что они понимали, что это фокусы, устоять все равно не смогли.

Михаил Булгаков сочетает в своем романе мистические события с бытовыми. Воланд и его свита теряются на фоне обычных людей.

Москва и её жители являются важной частью романа Булгакова. Без этих образов, ему не удалось бы показать чувства автора и Маргариты, а также отсутствие изменений среди ценностей людей, со времен Ершалаима до Москвы тридцатых годов.

Также читают:

Картинка к сочинению Москва и москвичи в романе Мастер Маргарита

Популярные сегодня темы

Поэма-Сказка « Руслан и Людмила» – уникальное творение Пушкина. Именно в этом произведении автор полностью раскрепощается и дает волю фантазии и творческой свободе.

Салтыков-Щедрин в сказке «Бедный волк» продолжает идею произведения «Самоотверженный заяц» о том, что все поступки и поведение человека в обществе так или иначе влияет на других людей, их поступки.

Во время написания романа «Дубровский» Александр Сергеевич Пушкин использовал собственные наблюдения, и рассказы из жизни реальных персонажей. Реальность персонажей описанных в этом произведении

Здоровье – это то, что необходимо ценить и к чему следует относиться бережно. Так как оно одно, многое можно купить за деньги, но не здоровье.

Известный русский творческий деятель Аркадий Александрович уже с самого раннего детства передавал свои эмоции от красоты увиденного на холст. Обучаясь в мастерской Архипа Ивановича Куинджи

Сочинение на тему: Булгаковская Москва итоги воландовской ревизии

Тип работы: Сочинение
Дата добавления: 28.04.2020

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Читайте также:
Сатирический роман Булгакова в Мастере и Маргарите: сочинение

Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице “что такое сочинение и как его написать” я подробно написала.

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

Роман “Мастер и Маргарита” стал самым великолепным произведением М. Булгакова. Автор работал над его созданием около двенадцати лет. Поэтому в тексте романа показана целая эпоха жизни, которую Булгаков наблюдал в течение многих лет.

В своем творчестве писатель хотел раскрыть свои взгляды на добро и зло, на тьму и свет, на любовь. Булгаков изображает тип своих современников, тех людей, которые жили в Москве в те годы. Он описал и своих соратников, и простых рабочих, и простых прохожих.

Большинство поэтов, добившихся славы, действовали не по сердцу, а так, как это радовало триумфальную силу. Разговор между М.А. Берлиозом и Иваном Бездомным – яркое тому подтверждение. На самом деле, Берлиоз давно потерял всю душевность и человечность. Он обменял их на престижную руководящую должность. Поэтому все, что Воланд мог сделать по отношению к этому герою, это убить его тело. Душа Берлиоза была давно мертва.

M. Булгаков также не дает лучшего описания представителей этой разновидности. Они все живут только для того, чтобы извлечь выгоду из кого-то другого. Они ленивые и все еще эти бездельники, бездельники и отличные лжецы. Без всяких угрызений совести, герои принимают взятки и грубые. Поэтому Воланд справедливо наказывает их по заслугам.

Интересный персонаж романа – Боса Никанор Иванович. Такого взяткодателя, как он, было трудно найти. Этот человек не уступит, пока ему не предложат крупную сумму денег или пока ему не позвонит вышестоящий чиновник. Воланд тоже его наказывает. Босоногих арестовывают за взятку. После ареста героя преследуют кошмары, от которых он заслуженно страдает.

Женские персонажи романа также не казались лучшими. Булгаков описывает их как безумных любителей всяких странных вещей. Они были готовы на все ради духов, платьев и халатов. Кроме того, М. Булгаков не раз задумывался о том, что супруги людей начали предавать друг друга. Чувства любви и верности между ними полностью исчезли. Люди стали необычайно жадными к деньгам.

Чтобы сделать образы персонажей еще более реалистичными, М. Булгаков дал детальное описание их внешнего вида и одежды. Время, описанное автором, было довольно пугающим, даже пугающим для всех москвичей. Люди испугались известий об иностранных шпионах, появившихся в Москве. Для такого шпиона они думали, что Воланд.

В разгар всей суматохи и мрака на страницах романа есть и положительные персонажи. Конечно, это мастер и Маргарита, которые по отношению друг к другу испытывают реальные, искренние чувства любви. Только здесь такие герои не имеют достойного места в неправильной Москве. Поэтому они заслуживают мира, в котором они обретут счастье вместе.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

Булгаковская Москва в романе «Мастер и Маргарита». — Литература, Лингвистика

Булгаковская Москва в романе «Мастер и Маргарита».

«При чтении «Мастера и Маргариты» людям старших поколений сразу бросается в глаза, что главным полем для сатирических наблюдений Булгакова послужила московская обывательская, в том числе окололитературная и околотеатральная, среда… с ее, как тогда говорили, «отрыжками нэпа».

Роман «Мастер и Маргарита» является удивительным сочетанием реальности и фантастики. Сатира Михаила Афанасьевича Булгакова беспощадно реалистична, конкретна, исторически и психологически достоверна; время, город и люди соединяются в живописную и удивительную картину, недаром есть понятие «булгаковская Москва». Действие романа происходит в Москве 30-х годов, которая населена обыкновенными людьми – современниками автора. Именно здесь появляется великий Сатана, Воланд, который раз в столетие приходит на Землю, чтобы посмотреть, как живут люди. Жизнь Москвы того времени становится объектом интереса не только Князя тьмы, но и самого Булгакова.

Читайте также:
Гелла 2: сочинение

В Москве основные события романа разворачиваются в небольших замкнутых пространствах. Здесь находится и «подвал Мастера», и «особняк Маргариты», и варьете, где выступал Воланд со своими помощниками, и знаменитый «Дом Грибоедова», и, конечно же, «нехорошая квартира на Садовой, 302-бис». Но на этом небольшом пространстве разыгрываются невероятные трагедии и комедии. Здесь правит бал Сатана, обнажающий все пороки добропорядочных и уважаемых москвичей.

Булгаковская Москва населена бездушными атеистами, верящими в безраздельное торжество разума, такими, как Берлиоз, который от всего сверхъестественного отмахивался одной фразой: «Этого не может быть». Беспощадна сатира автора в отношении московских литераторов и чиновников от литературы. Писатели ассоциации МАССОЛИТ не занимаются поиском истины в творчестве, не стремятся к самосовершенствованию, потому что они знают, что реальная правда – это престижная дача, отдых на курорте, изысканная пища в ресторане, вход в который простому смертному закрыт.

Москвичи предстают в романе ограниченными, не верящими ни во что, кроме денег и материальных благ. В мире Москвы, который посетил Воланд, нет ни настоящей дружбы, ни святого искусства и великих талантов, ни просто мудрых и честных людей, за исключением Мастера и Маргариты, да еще Ивана Бездомного.

Мир Москвы – это мир полностью материальный, пустой, бездуховный; мир, в котором любой факт проявления чего-то необъяснимого будет тут же истолкован примитивно, как что-то вредное и чуждое. Москвичи абсолютно закрыты для всего нового, они не видят и не слышат ничего, кроме самих себя. Голоса в телефонной трубке Римский и Варенуха приняли за проделки шайки хулиганов. Степа Лиходеев, будучи человеком совершенно невежественным, объяснял свое присутствие в Ялте силой гипноза, в глубине души все же понимая, что «никакой гипноз не может забросить человека за тысячу километров».

На сеансе черной магии, который устраивают в столичном варьете помощники Воланда, Сатана искушает Москву деньгами, компрометируя каждого человека в отдельности и весь город в целом. «Горожане сильно изменились, – замечает мессир, – внешне…» Но в остальном – они «люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… квартирный вопрос только испортил их…». Квартирный вопрос, как и другие материальные проблемы, волнует москвичей больше, чем вопросы спасения души. Дело даже не в том, что персонажи романа не гнушаются брать взятки и прячут золотые червонцы. Они утратили представления о добре, справедливости, а это гораздо страшнее.

Мир москвичей похож на царство духовно слепых людей, не верящих ни во что, кроме того, что им знакомо, не ищущих ничего в жизни и абсолютно закрытых для всего нового, а следовательно, абсолютно пустых. Мастеру, который «писал то, чего никогда не видел, но о чем наверняка знал, что это было», нет места в этом мире. Поэтому Воланд забирает его, даруя вечный покой. Мастер отказался от своего романа, от своих идей, от творчества. Отказался под чудовищным давлением толпы, неистовавшей, ругавшей писателя. Мир Москвы не вынес появления чего-то, что не вписывалось в привычные рамки, москвичам оказался не нужен роман о Пилате. Только Ивану Бездомному была интересна история распятия Иешуа, то есть Иисуса Христа.

Водланд грозой проносится над Москвой, жестоко карая низость, ложь, подлость, алчность. Один из ярких парадоксов романа заключается в том, что, изрядно набедокурив в Москве, шайка Воланда в то же время возвращала к жизни порядочность, честность и жестоко наказывала зло и неправду, служа, как ни странно, утверждению тысячелетних нравственных заповедей. И если его свита предстает в лице мелких бесов, неравнодушных к поджогам, разрушению и пакостничеству, то сам мессир неизменно сохраняет некоторую величавость. Он наблюдает Москву как исследователь, ставящий научный опыт. Полномочия его велики: он обладает привилегией наказующего деяния. Воланд появляется в Москве, чтобы «испытать» героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим любовь и верность друг другу, покарать взяточников, предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут не перед людским судом. Судьей им будет время, как стало оно судьей для жестокого пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации бороться со злом следует силами зля, чтобы восстановить справедливость.

Читайте также:
Особенности булгаковской и чеховской характерологии: сочинение

Булгаковская Москва фантастична, но взгляд писателя на столицу нельзя назвать исключительно субъективным. Именно реальная Москва была тем фоном, на котором можно было воплотить авторский замысел, ибо реальность того времени мало отличалась от фантастики своей неестественностью. Надо было только взглянуть на нее с позиций общечеловеческих ценностей. И тогда становилось ясно, что в древней столице все не так, как того требуют законы нормальной человеческой жизни.

Сочинение. Булгаковская Москва в романе «Мастер и Маргарита». «При чтении «Мастера и Маргариты» людям старших поколений сразу бросается в глаза, что главным полем для сатирических наблюдений Булгакова послужила московская обывательская, в том ч

Булгаковская Москва в романе «Мастер и Маргарита»

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Роман «Мастер и Маргарита» стал итоговым в жизни и творчестве М.А. Булгакова. Он писал его на протяжении двенадцати лет. В этом произведении автор выразил свои взгляды на Свет и Тьму, Добро и Зло, Верность и Предательство, Любовь и Ненависть.

Через весь роман проходят образы москвичей, современников Булгакова. Автор подробно описал быт и нравы московских литераторов, которые очень хорош знал. Кроме того, Булгаков нарисовал жизнь и других жителей Москвы 20-30-ых годов: служащих Варьете, работников домкома, продавцов и просто уличных зевак.

Роман открывается знакомством читателя с представителями «пишущей братии»: председателем Массолита М.А. Берлиозом и подающим надежды поэтом Иваном Бездомным. Вникая в их беседу, мы сразу сталкиваемся с ложью, узостью мышления, приспособленчеством. Берлиоз отчитывает Бездомного за его антирелигиозную поэму, героем которой был Иисус Христос. Мы сразу понимаем, что это «творение» было написано молодым поэтом не от души, а в угоду власти.
Булгаков показывает нам, как в то время рождались известные поэты. Талант учитывался в последнюю очередь, на первый план выходило неукоснительное следование слову партии и вождя. Достаточно просто взглянуть на председателя Массолита, чтобы понять, какие люди ценились в то время. Берлиоз давно уже продал свой талант за теплое местечко, он не способен отличить настоящее произведение искусства от мишуры, а настоящего поэта от подделки.
Сам Булгаков относился к этому герою с большой иронией. Просвещая Бездомного в вопросах религии, «высокий тенор Берлиоза разносился в пустынной аллее, и по мере того, как Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя свернуть себе шею, лишь очень образованный человек, – поэт узнавал все больше и больше…» Душа Берлиоза давно мертва, поэтому Воланду остается только одно – убить его тело.

Не лучшим образом выглядят и представители Варьете. Директор театра Степа Лиходеев – гуляка, лентяй, пьяница, враль. Подобны ему и сотрудники Варьете: финдиректор Римский, администратор Варенуха. Они заботятся лишь о своем благополучии. Эти герои без зазрения совести берут взятки, хамят, врут, подличают. Поэтому все эти работники Варьете и получают свое наказание от Воланда. Лиходеев в одно мгновение был выкинут в Ялту, Римского напугала до полусмерти Гелла, а Варенуха побывал в шкуре вампира.

Одним из ярких «московских» персонажей является Никанор Иванович Босой, председатель домкома. Этого «великого» взяточника знали все жители его дома. Единственной возможностью добиться от него улучшения жилищных условий была либо большая взятка, либо звонок от влиятельного человека. Никакие другие доводы (тяжелое семейное положение, большое количество детей) на Никанора Ивановича не действовали.
Сама фамилия героя иронична. Несмотря на то, что он всегда был сыт, одет и обут, он оставался Босым. И этот герой был справедливо наказан Воландом. Взяточничество обернулось против Никанора Ивановича. Он взял взятку советскими червонцами, которые в «нужный» момент превратились в доллары. Босого арестовали. Уже в камере герою приснилось, что он валютчик и его продолжают преследовать.

Читайте также:
Бегство Тальберга (анализ эпизода из главы 2 части 1 романа М. А. Булгакова Белая гвардия).: сочинение

Для того, чтобы показать главные пороки москвичей, Булгаков на страницах своего романа устраивает сеанс разоблачительной черной магии. Ничто так не оживляет внимания публики, как падающие из-под купола червонцы. Приличная, казалось бы, московская публика начинает устраивать бедлам в погоне за деньгами: «В бельэтаже послышался голос: «Ты чего хватаешь? Это моя! Ко мне летела!» и другой голос: «Да ты не толкайся, я тебя сам как толкану!» и вдруг послышалась плюха». Тем самым Булгаков показывает невероятную тягу москвичей к легкой наживе. Ради денег они готовы на все, даже потерять человеческий вид.

Не лучшим образом выглядит и женское население Москвы. Советских дам очень легко было подкупить всякими заграничными штучками. Москвички с радостью мерили иностранные платья, забыв обо всем на свете: «И вот тут прорвало начисто, и со всех сторон на сцену пошли женщины…Одна, как буря, ворвалась за занавеску,…овладела первым, что подвернулось, – шелковым, в громадных букетах, халатом и, кроме того, успела подцепить два футляра духов».

Булгаков замечает, что современные ему москвичи – неверные супруги, падки до денег и т.д. Но больше всего их испортил квартирный вопрос, что замечает и Воланд.

Но при всех своих недостатках жители Москвы – неплохие люди. Им свойственны жалость, сочувствие. Так, они просили Воланда не мучить конферансье Бенгальского, которому оторвали голову за надоедливость.

Автор подчеркивает реальность своего повествования детальным описанием одежды москвичей. Так, мы видим, что Берлиоз был одет «в летнюю серенькую пару…приличную шляпу пирожком…сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе…» Иван Бездомный был «в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках».

В то страшное время, которое описывает Булгаков, все москвичи были охвачены страхом перед иностранными шпионами. Мы понимаем это уже из первых сцен романа. Берлиоз и Бездомный принимают Воланда за иностранного засланца. Это символично: для советского человека зарубежный шпион приравнивался к самому Дьяволу.

На страницах романа есть и лучшие представители Москвы – Мастер и Маргарита. Мастер воплощает собой образ настоящего художника, противостоящего толпе. Он подобен Иешуа. Но этот герой не достоин света, так как, в отличие от Га-Ноцри, не претерпел до конца и отрекся от своего детища – романа. Всепоглощающую любовь и большую преданность олицетворяет собой Маргарита. В этом образе писатель нарисовал идеальную спутницу гения.

Важно то, что лучшим героям Булгакова нет места в лживой и продажной Москве. Они заслужили покой, который невозможно получить в этом городе. Формально их тела умирают, а по сути эти герои уходят в другую реальность, оставив Москву ее жителям.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Мастер и Маргарита / Булгаковская Москва в романе «Мастер и Маргарита»

Смотрите также по произведению “Мастер и Маргарита”:

Москва и москвичи в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Произведение Булгакова было написано в 1937 году, но опубликовать его удалось только в 1966 году. Автор описывает параллельные миры, которые переплетаются между собой, а также различных персонажей. Кроме этого, представлены Москва и москвичи. В романе «Мастер и Маргарита» затрагиваются темы творчества, любви, веры, добра и зла. Читатель наблюдает за судьбами героев и их образом жизни. Проблемы, раскрываемые в книге, актуальны по сей день.

  1. Анализ произведения
  2. Краткий пересказ
  3. Продолжение фрагмента
  4. Описание столицы и ее горожан
  5. Город как место действия
  6. Представители МАССОЛИТа и театра
  7. Образы москвичей

Анализ произведения

В романе представлены две сюжетные линии: история о Понтии Пилате, любовь Мастера и Маргариты. А также в нем показаны два города — Ершалаим и Москва.

Читайте также:
Смысл сатиры Михаила Булгакова (на примере повести Собачье сердце и романа Мастер и Маргарита): сочинение

Краткий пересказ

Два человека гуляли на Патриарших прудах и обсуждали существование Христа. Этими людьми были Берлиоз и Иван Бездомный. Они встретили мага, который путешествует вместе со своей свитой. К ней относятся:

  • кот Бегемот;
  • Гелла;
  • Коровьев;
  • Азазелло.

Мага звали Воланд, как окажется в дальнейшем, это сам Сатана. Он подтвердил, что Христос когда-то существовал, заодно сообщил, что Берлиоз совсем скоро останется без головы, а Бездомный попадет в психлечебницу. Эти события произошли на самом деле.

Воланд заселился в квартире вместе с Лиходеевым. Он был директором театра. Маг заключил сделку с этим человеком, что он даст концерт в Варьете. Чтобы получить квартиру, Коровьев подкупает председателя жилищного кооператива, которого немного позже схватили власти за хранение валюты.

Маг дает представление в театре, при этом испытывает своих зрителей. Сначала он осыпал их деньгами, потом предложил женщинам сменить наряды на новые. После концерта купюры превратились в обычные бумажки, а одежда исчезла.

Продолжение фрагмента

В психлечебнице Бездомный знакомится с Мастером, который ушел с работы после выигрыша в лотерею, поселился в подвале и стал работать над своей книгой о Понтии Пилате и Иешуа. Позже писатель познакомился с Маргаритой и полюбил ее.

Мастер хотел напечатать свою рукопись. Он отнес ее в редакцию, но там отказались выпускать в свет это произведение из-за пропаганды христианства. Мастер был разочарован отказом и решил сжечь свое творение, но возлюбленная успела спасти книгу, вытащив ее из печи.

Позже Маргарита ушла домой, чтобы поговорить с мужем. Она забрала роман с собой. Через какое-то время Мастера забрали непонятные люди. Вернувшись домой, он обнаружил других жильцов, что привело к его помешательству. Герой оказался в психиатрическом отделении.

Тем временем Азазелло принес Маргарите приглашение на бал и крем. Он сообщил, что если девушка придет на бал, то получит информацию о своем возлюбленном. Маргарита натерлась кремом и обнаружила у себя способность летать на метле. Она решила отправиться на бал, где Воланд выполнил свое обещание и Мастер и Маргарита встретились.

Бал закончился пожаром, маг стоял на крыше здания и смотрел на Москву. Он мысленно прощался с ней. Вдруг рядом с ним появился Левий Матвей, который сказал, что, по его мнению, пара заслужила покой, и предложил забрать их с собой. Мастер и Маргарита в это время были в квартире, а Азазелло наливал им вино. Оказалось, что оно было отравлено. Любовная пара упала, а в этот же момент на Арбате умирает женщина и безымянный больной в лечебнице. После этого пара унеслась вдаль вместе с Воландом и его свитой.

Описание столицы и ее горожан

В древнем Ершалаиме Иешуа представлял свои светлые мысли и идеи. В Москве же давал концерты Воланд в течение 30 лет. Маг считает, что за эти годы москвичи совсем не изменились, несмотря на то, что город был культурной столицей.

Город как место действия

Москва в романе изображается в нескольких плоскостях. С одной стороны, это город, где происходят действия героев, а с другой — сатирическая столица, показанная наизнанку. Булгаков описывает прекрасные городские пейзажи. Этим он не только очерчивает декорации, но и подчеркивает настроение героев, атмосферу, в которой они находятся. Автор пытается передать читателю даже ощущения и запахи.

Роман начинается с мая 30-х годов. В это время стоит безумная жара. Встреча Мастера и Маргариты описывается мрачно, герои проходят мимо грязной стены через проулок. Вокруг них идут тысячи совершенно незнакомых и чужих людей. Так писатель хочет показать одиночество главных персонажей.

Описание Москвы в романе «Мастер и Маргарита» подчеркивает настроение героев, а также булгаковский юмор. Примером может стать эпизод, где описывается Дом Грибоедова. Двери в помещении содержат странные записи и рисунки, которые вызывают улыбку у читателя.

В литературном доме на самом деле нет литературы, а только формальности да бумаги с бланками.

Представители МАССОЛИТа и театра

Юмор писателя периодически переходит в сатиру. Иногда он насмехается над своими героями или сочувствует им. Образ Москвы в романе не скрывает недостатков. Так, Грибоедовский дом стал МАССОЛИТом, где определить наличие писательского таланта можно только по наличию удостоверения.

Читайте также:
Юмор и сатира в пьесах Булгакова: сочинение

Критики приземленные. Если дело доходит до беседы о литературном доме, то они вспоминают не творчество, а лишь гастрономические излишества и привилегии, которые дает им членский билет. Для Мастера мир критиков ужасен, особенно их отказ и насмешки. Он вложил всю душу в свою рукопись, а ее отвергли эти низменные люди.

Автор показывает людей искусства и культуры, например, представителей театра Лиходеева (пьяницы и обманщика), Варенуху (вампира), Римского. За свое непристойное поведение они будут наказаны. Это вызывает грусть у читателя, ведь в центре культурной столицы должны быть моральные и одухотворенные творческие личности, но на деле оказалась только шайка подлецов, обманщиков, трусов, которые заинтересованы лишь в своем насиженном месте и выгоде.

Образы москвичей

Описание Москвы и москвичей в московских главах «Мастера и Маргариты» сильно контрастирует с Мастером и его духовным миром. А вот при сравнении с людьми Ершалаима различий практически нет. Можно с уверенностью сказать, что люди того времени и современники всегда хотели обогатиться, поэтому шли на поводу у толпы.

Московские жители соблазнились деньгами и новой одеждой. Этого от них и ждал Воланд. Его не радовало такое положение дел. Он грустно смотрел на то, как сходит с ума публика театра, которая со стороны казалась довольно приличной. Люди дерутся за деньги, кидаются на невиданные платья. Они идут на поводу своих желаний. Может быть, люди понимают, что все это слишком нереально, но не могут устоять.

В произведении Булгакова переплетаются бытовые сцены с эпизодами Ершалаима и бала Воланда. Мистика сплетается с настоящими каждодневными событиями, а образы Сатаны и его свиты теряются на фоне обычного московского общества.

Цитата, которую Воланд произносит, вот так характеризует москвичей: «Люди как люди, такие же, как и раньше». Жителям Москвы Булгаков приписывает следующие черты:

  • жадность и любовь к деньгам;
  • жажда легкой наживы;
  • неверность;
  • легкомыслие.

Вот на каких реалиях строится образ москвичей. Воланд считает, что проблема жителей столицы — квартирный вопрос, он-то и испортил людей. Это на самом деле так, эта проблема отодвинула все важные качества человека на задний план. Примером может стать дядя Берлиоза, который приехал в Москву не на похороны племянника, а для получения наследства в виде квартиры номер 50.

В московских главах «Мастера и Маргариты» автор рассматривал определенные пороки человека на отдельных персонажах. Например, Никанор Босой, который оказался взяточником, или Степан Лиходеев, оказавшийся лентяем и алкоголиком. Воланд убивал тех, кого нельзя было исправить, но те, у кого была душа, находились в психбольнице, где излечивались.

Маргарита с Мастером были непорочными людьми. Их смерть была во благо, так как эти персонажи не могли жить среди порочных личностей. Они покинули тела, но их души соединились в ином мире.

Таким образом, можно сказать, что читатель видит мелочных и корыстных москвичей, которые ставят материальное благополучие гораздо выше духовных качеств и нравственных ценностей. Есть люди, которых можно исправить, а кто-то безнадежен. Но каждый человек должен самостоятельно прийти к этому и осознать свои пороки. Маг со своей свитой только может помочь в этом, остальные действия — за человеком.

Роман востребован и в наши дни. По данному произведению сняли фильм и сериал, в школе дети проходят его на уроках литературы, делают презентации. Это доказывает актуальность булгаковского романа, а также социальных проблем, раскрываемых в нем, в современном обществе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: