Человек и власть в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита: сочинение

Человек и власть в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» – произведение удивительное. При всей своей злободневности и современности (писатель рисует быт и нравы Москвы 20-ых годов 20 века), оно говорит о вечном.
В романе рассматриваются важные философские вопросы, волновавшие людей на протяжении всего существования человечества. И то, что Булгаков помещает современную ему Москву в рамки библейского Ершелаима и потустороннего мира Добра и Зла, доказывает, что жизнь человеческая и человеческая природа вечны и неизменны. А значит, ответы на важные философские вопросы универсальны и правильны для любого времени.
Одной из значимых тем «Мастера и Маргариты» является вопрос взаимодействия, соотношения человека и власти в этом мире. Булгаков показывает нам, как этот вопрос решается в древнем Ершелаиме и в современной ему Москве.
В «библейской» части романа данная проблема связана с образом Понтия Пилата. Видя перед собой подсудимого Га-Ноцри, беседуя с ним, Пилат невольно проникается симпатией к этому «сумасшедшему философу». Игемон осознает, что перед ним на допросе стоит ни в чем не виновный человек, способный нести людям только добро. Он желает помочь Иешуа и даже сначала отменяет тому смертный приговор. Но затем раскрываются страшные подробности: подсудимый посмел сомневаться в величии власти кесаря. Дело Га-Ноцри становится делом государственной важности.
Прокуратор все еще пытается как-то спасти невинного Иешуа. Разговаривая с президентом Синедриона Иосифом Каифой, игемон отмечает, что в честь великого праздника Пасхи он считает необходимым из двоих преступников помиловать именно Га-Ноцри. Но первосвященник непреклонен: «Синедрион просит отпустить Вар-раввана».
Тем не менее, у прокуратора есть свобода выбора: последнее слова остается все-таки за ним. Но, испугавшись потерять свою высокую должность, игемон приговаривает Иешуа к страшной смертной казни. После объявления смертного приговора подсудимому Пилат чувствует, что совершает непоправимую ошибку: «мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом: «Погибли!…» Расплатой за трусость для прокуратора стало бессмертие и вечные муки совести: «Бессмертие… Пришло бессмертие… Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке».
После страшной и мучительной гибели Иешуа прокуратор мучается и желает какими-то уже запоздалыми действиями исправить свою ошибку. Но это уже не имеет смысла, игемон проклят за свою трусость.
В московских главах проблема человека и власти тесным образом связана с темой творчества. Мастер, главный герой романа, появляется перед читателем только ближе к середине романа. До этого мы успеваем познакомиться с представителями «пишущей братии» Москвы, понять, что в них нет ни капли творчества, таланта. Эти люди все делают в угоду власти, они панически боятся свободомыслия, гонят от себя действительно талантливых людей.
Мастер – гений, поэтому его не приняли. После опубликования его удивительного романа на героя начались настоящие гонения в печати. Когда Мастер закончил свое произведение, он вышел с ним в свет: «Я впервые попал в мир литературы, но теперь, когда все уже кончилось и гибель моя налицо, вспоминаю о нем с ужасом. »
В весьма неприглядных тонах описывает Булгаков этот мир «людей искусства». Временами явно прослеживается горькая ирония автора: «Я…был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами». Видимо, Булгаков описывал среду, хорошо ему знакомую.
Мастер пошел со своим детищем в свет, но кто встретил его там? Всевозможные латунские, лавровичи, ариманы… Мелкие графоманы, занимающиеся псевдотворчеством. После того, как был напечатан отрывок из романа Мастера, эти плебеи МАССОЛИТа начинают травить гения.
Устами Мастера автор делает ценное замечание: « Мне все казалось, – и я не мог от этого отделаться, – что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим». Видимо, некоторые гонители героя чувствовали всю ценность его романа, но страх и желание угодить власти взяли свое. Они травят писателя, доводят его до сумасшедшего дома и полного отказа от своего детища. Мастер убивает роман и, забитый окружающим его обществом псевдолитераторов, сходит с ума. Он сам направляется в «дом скорби», где мы его и встречаем.
Итак, верхушка литераторов, «чиновники от литературы» подчиняются власти, то есть руководству страны. Они обязаны проводить их директивы в жизнь, иначе… Иначе – лагери или расстрел. Но эти чиновники являются властью для «рядовых» писателей, то есть истинных художников, творцов. Ведь именно от МАССОЛИТа зависело, увидит твое произведение свет или нет, сможешь ты дать жизнь своему детищу или оно навсегда останется лишь плодом твоего воображения.
Булгаков показывает, что во все времена преклонение перед властью, страх или пошлое желание выслужиться, добиться каких-то благ за счет попирания своих моральных принципов процветало. Лишь единицы могли противостоять Власти, и судьба их была печальна.

Читайте также:
Шариков и шариковщина (по повести М. Булгакова Собачье сердце): сочинение

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Мастер и Маргарита / Человек и власть в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Смотрите также по произведению “Мастер и Маргарита”:

Тема власти в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Михаил Афанасьевич Булгаков и сюжет его знаменитого романа “Мастер и Маргарита”. Тема власти как способности воздействовать на деятельность и поведение других людей, не взирая на их сопротивление. Герои романа, связь темы власти с темой творчества.

Рубрика Литература
Вид сочинение
Язык русский
Дата добавления 30.09.2014
Размер файла 13,1 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Тема власти в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Всякая власть есть непрерывный заговор.

Оноре де Бальзак

Михаил Афанасьевич Булгаков – великий русский писатель, драматург, режиссёр и актёр. Автор знаменитого на весь мир романа «Мастер и Маргарита», который переведен на множество иностранных языков. Впервые я познакомилась с этим произведением, будучи совсем маленькой, услышав как мои родные обсуждали его между собой. Тогда мне показалось, что они говорили о каком-то фантастическом рассказе, наполненным ужасами. Но позже, самостоятельно изучив роман, я увидела его глубочайший смысл. Роман «Мастер и Маргарита» охватывает Евангельскую историю, динамично сочетаясь с различными событиями современной жизни. В романе четко определена тема власти, как способности воздействовать на деятельность и поведение других людей, не взирая на их сопротивление.

Одной из значимых тем «Мастера и Маргариты» является вопрос взаимодействия человека и власти в этом мире. Булгаков показывает нам, как этот вопрос решается в древнем мире и в современной ему Москве. В исторической части романа, проблема власти преподносится читателю через образ Понтия Пилата, который проникается симпатией к подсудимому, этому «сумасшедшему философу» Га-Ноцри. Игемон осознает, что человек, стоящий перед ним, может нести людям только добро, что он ни в чем неповинен. Он желает помочь Иешуа, отменяет смертный приговор, но раскрываются страшные детали: этот философ посмел оспорить величие и власть кесаря. С этого момента дело приобретает важность государственного масштаба. Понтий Пилат все еще пытается спасти Иешуа, он просит президента Синедриона Каифа разрешить ему отпустить Га-Ноцри, по обычаю отпускать одного из пленных в день Пасхи. Но он непреклонен: «Синедрион просит отпустить Варраввана».

Тем не менее, у прокуратора есть свобода выбора: последнее слово остается все-таки за ним. Но, испугавшись потерять свою высокую должность, игемон приговаривает Иешуа к смерти. После объявления смертного приговора подсудимому Пилат чувствует, что совершает непоправимую ошибку: «мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом: «Погибли!…» Расплатой за трусость для прокуратора стало бессмертие и вечные муки совести: «Бессмертие… Пришло бессмертие… Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке». В этой части романа, читатель наблюдает то, как люди издревле зависели от власти. роман булгаков власть творчество

Читайте также:
Мастер и его время в творчестве Булгакова: сочинение

В строках романа о современной Москве темы власти и творчества тесно связаны друг с другом. Мастер, главный герой романа, предстает перед читателем не с самого начала, а в середине повествования, в московских главах. Перед этим автор знакомит читателей с представителями «пишущей братии» Москвы, давай понять, что они абсолютно бездарны. Эти люди находятся под давлением органов власти, панически боятся свободы ни то что слова, но даже мысли, гонят от себя действительно талантливых людей, которые хотят творить, а не делать то, что понравится властям.

Михаил Булгаков описывает мир «людей искусства» в отталкивающих тонах. Время от времени заметна ирония автора: «Я…был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами». Видимо, Булгаков описывал среду, хорошо ему знакомую. Мастер пошел со своим детищем в свет, но кто встретил его там? Мелкие графоманы, занимающиеся псевдотворчеством. После того, как произведение Мастера было напечатано, члены МАССОЛИТа начинают его травить. У них есть власть, а Мастер для них обычный человек, с талантом которого они властны сделать всё, что только захотят. Устами Мастера автор делает ценное замечание: « Мне все казалось, – и я не мог от этого отделаться, – что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим». Многие члены МАССОЛИТа понимали, что роман героя является гениальным, но они боялись давать разрешение на печать произведения из страха перед представителями власти.

Я считаю, что тема власти играет очень важную роль в идейном содержании романа “Мастер и Маргарита”. О значимости темы говорят ее современность, вечность и актуальность. Булгаков показывает, что во все времена преклонение перед властью, страх или пошлое желание выслужиться, добиться каких-то благ за счет попирания своих моральных принципов процветало. Лишь единицы могли противостоять Власти, и судьба их была печальна.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

“Мастер и Маргарита” – главное произведение М. А. Булгакова. Личность М. А. Булгакова. История написания романа. Главные герои романа. Сходства романа с другими произведениями. Опера “Фауст” Гуно. Повесть “Золотой горшок” Гофмана.

реферат [2,0 M], добавлен 24.02.2007

Личность Булгакова. Роман “Мастер и Маргарита”. Главные герои романа: Иешуа и Воланд, свита Воланда, Мастер и Маргарита, Понтий Пилат. Москва 30-х годов. Судьба романа “Мастер и Маргарита”. Наследство потомкам. Рукопись великого произведения.

реферат [36,6 K], добавлен 14.01.2007

Историк, сделавшийся писателем. Творческая история романа Булгакова “Мастер и Маргарита”. Главный прототип Маргариты. Москва как глобальный символ романа. Истинное лицо Воланда. Авторская правка, варианты названий. Символико-семантический аспект романа.

презентация [1,3 M], добавлен 21.04.2014

История создания романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”; идейный замысел, жанр, персонажи, сюжетно-композиционное своеобразие. Сатирическое изображение советской действительности. Тема возвышающей, трагической любви и творчества в несвободном обществе.

дипломная работа [112,0 K], добавлен 26.03.2012

Тема любви в мировой литературе . Куприн-певц возвышенной любви. Тема любви в повести А. И. Куприна “Гранатовый браслет”. Многоликость романа “Мастер и Маргарита”. Тема любви в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Две картины смерти влюбленных.

реферат [42,3 K], добавлен 08.09.2008

История создания романа. Связь романа Булгакова с трагедией Гете. Временная и пространственно-смысловая структура романа. Роман в романе. Образ, место и значение Воланда и его свиты в романе “Мастер и Маргарита”.

реферат [44,8 K], добавлен 09.10.2006

Читайте также:
История создания романа «Мастер и Маргарита»: сочинение

История создания романа “Мастер и Маргарита”. Идейно–художественный образ сил зла. Воланд и его свита. Диалектическое единство, взаимодополняемость добра и зла. Бал у сатаны – апофеоз романа. Роль и значение “темных сил” заложенных в романе Булгаковым.

реферат [48,1 K], добавлен 06.11.2008

Человек и власть в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита: сочинение

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» – произведение удивительное. При всей своей злободневности и современности (писатель рисует быт и нравы Москвы 20-ых годов 20 века), оно говорит о вечном.

В романе рассматриваются важные философские вопросы, волновавшие людей на протяжении всего существования человечества. И то, что Булгаков помещает современную ему Москву в рамки библейского Ершелаима и потустороннего мира Добра и Зла, доказывает, что жизнь человеческая и человеческая природа вечны и неизменны. А значит, ответы на важные философские вопросы универсальны и правильны для любого времени.

Одной из значимых тем «Мастера и Маргариты» является вопрос взаимодействия, соотношения человека и власти в этом мире. Булгаков показывает нам, как этот вопрос решается в древнем Ершелаиме и в современной ему Москве.

В «библейской» части романа данная проблема связана с образом Понтия Пилата. Видя перед собой подсудимого Га-Ноцри, беседуя с ним, Пилат невольно проникается симпатией к этому «сумасшедшему философу». Игемон осознает, что перед ним на допросе стоит ни в чем не виновный человек, способный нести людям только добро. Он желает помочь Иешуа и даже сначала отменяет тому смертный приговор. Но затем раскрываются страшные подробности: подсудимый посмел сомневаться в величии власти кесаря. Дело Га-Ноцри становится делом государственной важности.

Прокуратор все еще пытается как-то спасти невинного Иешуа. Разговаривая с президентом Синедриона Иосифом Каифой, игемон отмечает, что в честь великого праздника Пасхи он считает необходимым из двоих преступников помиловать именно Га-Ноцри. Но первосвященник непреклонен: «Синедрион просит отпустить Вар-раввана».

Тем не менее, у прокуратора есть свобода выбора: последнее слова остается все-таки за ним. Но, испугавшись потерять свою высокую должность, игемон приговаривает Иешуа к страшной смертной казни. После объявления смертного приговора подсудимому Пилат чувствует, что совершает непоправимую ошибку: «мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом: «Погибли!…» Расплатой за трусость для прокуратора стало бессмертие и вечные муки совести: «Бессмертие… Пришло бессмертие… Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке».

После страшной и мучительной гибели Иешуа прокуратор мучается и желает какими-то уже запоздалыми действиями исправить свою ошибку. Но это уже не имеет смысла, игемон проклят за свою трусость.

В московских главах проблема человека и власти тесным образом связана с темой творчества. Мастер, главный герой романа, появляется перед читателем только ближе к середине романа. До этого мы успеваем познакомиться с представителями «пишущей братии» Москвы, понять, что в них нет ни капли творчества, таланта. Эти люди все делают в угоду власти, они панически боятся свободомыслия, гонят от себя действительно талантливых людей.

Мастер – гений, поэтому его не приняли. После опубликования его удивительного романа на героя начались настоящие гонения в печати. Когда Мастер закончил свое произведение, он вышел с ним в свет: «Я впервые попал в мир литературы, но теперь, когда все уже кончилось и гибель моя налицо, вспоминаю о нем с ужасом. »

В весьма неприглядных тонах описывает Булгаков этот мир «людей искусства». Временами явно прослеживается горькая ирония автора: «Я…был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами». Видимо, Булгаков описывал среду, хорошо ему знакомую.

Мастер пошел со своим детищем в свет, но кто встретил его там? Всевозможные латунские, лавровичи, ариманы… Мелкие графоманы, занимающиеся псевдотворчеством. После того, как был напечатан отрывок из романа Мастера, эти плебеи МАССОЛИТа начинают травить гения.

Читайте также:
Иешуа и Понтий Пилат в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Устами Мастера автор делает ценное замечание: « Мне все казалось, – и я не мог от этого отделаться, – что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим». Видимо, некоторые гонители героя чувствовали всю ценность его романа, но страх и желание угодить власти взяли свое. Они травят писателя, доводят его до сумасшедшего дома и полного отказа от своего детища. Мастер убивает роман и, забитый окружающим его обществом псевдолитераторов, сходит с ума. Он сам направляется в «дом скорби», где мы его и встречаем.

Итак, верхушка литераторов, «чиновники от литературы» подчиняются власти, то есть руководству страны. Они обязаны проводить их директивы в жизнь, иначе… Иначе – лагери или расстрел. Но эти чиновники являются властью для «рядовых» писателей, то есть истинных художников, творцов. Ведь именно от МАССОЛИТа зависело, увидит твое произведение свет или нет, сможешь ты дать жизнь своему детищу или оно навсегда останется лишь плодом твоего воображения.

Булгаков показывает, что во все времена преклонение перед властью, страх или пошлое желание выслужиться, добиться каких-то благ за счет попирания своих моральных принципов процветало. Лишь единицы могли противостоять Власти, и судьба их была печальна.

«Человек и власть в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» — произведение удивительное. При всей своей злободневности и современности (писатель рисует быт и нравы Москвы 20-ых годов 20 века), оно говорит о вечном.

В романе рассматриваются важные философские вопросы, волновавшие людей на протяжении всего существования человечества. И то, что Булгаков помещает современную ему Москву в рамки библейского Ершелаима и потустороннего мира Добра и Зла, доказывает, что жизнь человеческая и человеческая природа вечны и неизменны. А значит, ответы на важные философские вопросы универсальны и правильны для любого времени.

Одной из значимых тем «Мастера и Маргариты» является вопрос взаимодействия, соотношения человека и власти в этом мире. Булгаков показывает нам, как этот вопрос решается в древнем Ершелаиме и в современной ему Москве.

В «библейской» части романа данная проблема связана с образом Понтия Пилата. Видя перед собой подсудимого Га-Ноцри, беседуя с ним, Пилат невольно проникается симпатией к этому «сумасшедшему философу». Игемон осознает, что перед ним на допросе стоит ни в чем не виновный человек, способный нести людям только добро. Он желает помочь Иешуа и даже сначала отменяет тому смертный приговор. Но затем раскрываются страшные подробности: подсудимый посмел сомневаться в величии власти кесаря. Дело Га-Ноцри становится делом государственной важности.

Прокуратор все еще пытается как-то спасти невинного Иешуа. Разговаривая с президентом Синедриона Иосифом Каифой, игемон отмечает, что в честь великого праздника Пасхи он считает необходимым из двоих преступников помиловать именно Га-Ноцри. Но первосвященник непреклонен: «Синедрион просит отпустить Вар-раввана».

Тем не менее, у прокуратора есть свобода выбора: последнее слова остается все-таки за ним. Но, испугавшись потерять свою высокую должность, игемон приговаривает Иешуа к страшной смертной казни. После объявления смертного приговора подсудимому Пилат чувствует, что совершает непоправимую ошибку: «мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом: «Погибли…» Расплатой за трусость для прокуратора стало бессмертие и вечные муки совести: «Бессмертие… Пришло бессмертие… Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке».

После страшной и мучительной гибели Иешуа прокуратор мучается и желает какими-то уже запоздалыми действиями исправить свою ошибку. Но это уже не имеет смысла, игемон проклят за свою трусость.

В московских главах проблема человека и власти тесным образом связана с темой творчества. Мастер, главный герой романа, появляется перед читателем только ближе к середине романа. До этого мы успеваем познакомиться с представителями «пишущей братии» Москвы, понять, что в них нет ни капли творчества, таланта. Эти люди все делают в угоду власти, они панически боятся свободомыслия, гонят от себя действительно талантливых людей.

Читайте также:
Фантастика антиутопия и сатира в повести «Собачье сердце»: сочинение

Мастер — гений, поэтому его не приняли. После опубликования его удивительного романа на героя начались настоящие гонения в печати. Когда Мастер закончил свое произведение, он вышел с ним в свет: «Я впервые попал в мир литературы, но теперь, когда все уже кончилось и гибель моя налицо, вспоминаю о нем с ужасом. »

В весьма неприглядных тонах описывает Булгаков этот мир «людей искусства». Временами явно прослеживается горькая ирония автора: «Я…был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами». Видимо, Булгаков описывал среду, хорошо ему знакомую.

Мастер пошел со своим детищем в свет, но кто встретил его там? Всевозможные латунские, лавровичи, ариманы… Мелкие графоманы, занимающиеся псевдотворчеством. После того, как был напечатан отрывок из романа Мастера, эти плебеи МАССОЛИТа начинают травить гения.

Устами Мастера автор делает ценное замечание: «Мне все казалось, — и я не мог от этого отделаться, — что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим». Видимо, некоторые гонители героя чувствовали всю ценность его романа, но страх и желание угодить власти взяли свое. Они травят писателя, доводят его до сумасшедшего дома и полного отказа от своего детища. Мастер убивает роман и, забитый окружающим его обществом псевдолитераторов, сходит с ума. Он сам направляется в «дом скорби», где мы его и встречаем.

Итак, верхушка литераторов, «чиновники от литературы» подчиняются власти, то есть руководству страны. Они обязаны проводить их директивы в жизнь, иначе… Иначе — лагери или расстрел. Но эти чиновники являются властью для «рядовых» писателей, то есть истинных художников, творцов. Ведь именно от МАССОЛИТа зависело, увидит твое произведение свет или нет, сможешь ты дать жизнь своему детищу или оно навсегда останется лишь плодом твоего воображения.

Булгаков показывает, что во все времена преклонение перед властью, страх или пошлое желание выслужиться, добиться каких-то благ за счет попирания своих моральных принципов процветало. Лишь единицы могли противостоять Власти, и судьба их была печальна.

referat5vip.ru

Главное меню

  • Главная
  • Сочинения по русской литературе
  • Сочинение по картине
  • Сочинения по русскому языку
  • Анализ стихотворения
  • Биографии писателей
  • Краткое содержание произведений
  • Твори з української мови
  • Сочинения ОГЭ
  • Сочинения на ЕГЭ
  • Математика
  • Сочинения на английском
  • Шпаргалки по литературе

Сочинения на тему: Белая гвардия, Мастер и Маргарита, Собачье сердце, Дни Турбиных

Человек и власть в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» – произведение удивительное. При всей своей злободневности и современности (писатель рисует быт и нравы Москвы 20-ых годов 20 века), оно говорит о вечном.
В романе рассматриваются важные философские вопросы, волновавшие людей на протяжении всего существования человечества. И то, что Булгаков помещает современную ему Москву в рамки библейского Ершелаима и потустороннего мира Добра и Зла, доказывает, что жизнь человеческая и человеческая природа вечны и неизменны. А значит, ответы на важные философские вопросы универсальны и правильны для любого времени.
Одной из значимых тем «Мастера и Маргариты» является вопрос взаимодействия, соотношения человека и власти в этом мире. Булгаков показывает нам, как этот вопрос решается в древнем Ершелаиме и в современной ему Москве.
В «библейской» части романа данная проблема связана с образом Понтия Пилата. Видя перед собой подсудимого Га-Ноцри, беседуя с ним, Пилат невольно проникается симпатией к этому «сумасшедшему философу». Игемон осознает, что перед ним на допросе стоит ни в чем не виновный человек, способный нести людям только добро. Он желает помочь Иешуа и даже сначала отменяет тому смертный приговор. Но затем раскрываются страшные подробности: подсудимый посмел сомневаться в величии власти кесаря. Дело Га-Ноцри становится делом государственной важности.
Прокуратор все еще пытается как-то спасти невинного Иешуа. Разговаривая с президентом Синедриона Иосифом Каифой, игемон отмечает, что в честь великого праздника Пасхи он считает необходимым из двоих преступников помиловать именно Га-Ноцри. Но первосвященник непреклонен: «Синедрион просит отпустить Вар-раввана».
Тем не менее, у прокуратора есть свобода выбора: последнее слова остается все-таки за ним. Но, испугавшись потерять свою высокую должность, игемон приговаривает Иешуа к страшной смертной казни. После объявления смертного приговора подсудимому Пилат чувствует, что совершает непоправимую ошибку: «мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом: «Погибли!…» Расплатой за трусость для прокуратора стало бессмертие и вечные муки совести: «Бессмертие… Пришло бессмертие… Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке».
После страшной и мучительной гибели Иешуа прокуратор мучается и желает какими-то уже запоздалыми действиями исправить свою ошибку. Но это уже не имеет смысла, игемон проклят за свою трусость.
В московских главах проблема человека и власти тесным образом связана с темой творчества. Мастер, главный герой романа, появляется перед читателем только ближе к середине романа. До этого мы успеваем познакомиться с представителями «пишущей братии» Москвы, понять, что в них нет ни капли творчества, таланта. Эти люди все делают в угоду власти, они панически боятся свободомыслия, гонят от себя действительно талантливых людей.
Мастер – гений, поэтому его не приняли. После опубликования его удивительного романа на героя начались настоящие гонения в печати. Когда Мастер закончил свое произведение, он вышел с ним в свет: «Я впервые попал в мир литературы, но теперь, когда все уже кончилось и гибель моя налицо, вспоминаю о нем с ужасом. »
В весьма неприглядных тонах описывает Булгаков этот мир «людей искусства». Временами явно прослеживается горькая ирония автора: «Я…был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами». Видимо, Булгаков описывал среду, хорошо ему знакомую.
Мастер пошел со своим детищем в свет, но кто встретил его там? Всевозможные латунские, лавровичи, ариманы… Мелкие графоманы, занимающиеся псевдотворчеством. После того, как был напечатан отрывок из романа Мастера, эти плебеи МАССОЛИТа начинают травить гения.
Устами Мастера автор делает ценное замечание: « Мне все казалось, – и я не мог от этого отделаться, – что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим». Видимо, некоторые гонители героя чувствовали всю ценность его романа, но страх и желание угодить власти взяли свое. Они травят писателя, доводят его до сумасшедшего дома и полного отказа от своего детища. Мастер убивает роман и, забитый окружающим его обществом псевдолитераторов, сходит с ума. Он сам направляется в «дом скорби», где мы его и встречаем.
Итак, верхушка литераторов, «чиновники от литературы» подчиняются власти, то есть руководству страны. Они обязаны проводить их директивы в жизнь, иначе… Иначе – лагери или расстрел. Но эти чиновники являются властью для «рядовых» писателей, то есть истинных художников, творцов. Ведь именно от МАССОЛИТа зависело, увидит твое произведение свет или нет, сможешь ты дать жизнь своему детищу или оно навсегда останется лишь плодом твоего воображения.
Булгаков показывает, что во все времена преклонение перед властью, страх или пошлое желание выслужиться, добиться каких-то благ за счет попирания своих моральных принципов процветало. Лишь единицы могли противостоять Власти, и судьба их была печальна.

Читайте также:
Анализ главы Бал у сатаны: сочинение
Похожие материалы:
  • «Жизнь дана на добрые дела» (на материале романа М.А. Булгакова «Белая гвардия») – .
  • «Человек – частица истории» (по роману М. Булгакова «Белая гвардия») – .
  • Анализ 1 главы 1 части романа М.А.Булгакова «Белая гвардия» – .
  • Анализ эпизода «Сцена в Александровской гимназии» (по роману М.А. Булгакова “Белая гвардия”) – .
  • Бегство Тальберга (анализ эпизода из главы 2 части 1 романа М.А.Булгакова «Белая гвардия») – .
  • Гибель Най-Турса и спасение Николая (анализ эпизода из 11 главы части 2 романа М.А.Булгакова «Белая гвардия») – .
  • Гражданская война в романах А. Фадеева «Разгром» и М. Булгакова «Белая гвардия» – .
  • Дом Турбиных как отражение семьи Турбиных в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» – .
Более новые статьи:
  • ри мира в романе Булгакова “Мастер и маргарита” – .
  • Фантастические образы в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” – .
  • Фаустовская тема в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» – .
  • Фаустовская тема в романе М. А. Булгакова Мастер и Маргарита – .
  • Христианские мотивы в прозе М. А. Булгакова (по роману «Мастер и Маргарита») – .
  • Христианские мотивы в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” – .
  • Художественное своеобразие романа «Мастер и Маргарита» – .
  • Художественное своеобразие романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» – .

Самые читаемые

  • Сочинение по роману Пушкина “Дубровский” 6 класс
  • Сочинение Тургенев Муму 5 класс
  • Сочинение Мцыри 8 класс
  • Моя родина Узбекистан сочинение
  • Сочинение-волшебная сказка 5 класс
  • Любовь к родителям сочинение
  • Сочинения на тему Материнская любовь
  • Сочинение на тему Капитанская дочка 8 класс

Сочинения по русскому языку и литературе 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 класс.

Материалы взяты из открытых источников. Все материалы являются собственностью их авторов.

Сочинение по роману Булгакова Мастер и Маргарита

«Мастер и Маргарита» — произведение Михаила Булгакова, известного писателя, автора таких произведений как «Собачье сердце», «Белая гвардия» и др. Работа над романом началась Булгаковым в 20-е годы, он писал его до самой своей смерти в 1940 году. Однако сам роман был закончен.

Произведение долгие годы было запрещено на родине писателя и только в 1973 году было издано в СССР.

Читайте также:
Вера в человека и ее воплощение в одном из произведении русской литературы: сочинение

Главная идея романа – это противостояние добра и зла. Он ставит вопросы о том «что есть истина», где правда, где ложь. Булгаков соединил временные рамки, – время суда и распятия Христа (Иешуа) и пошлость и безвремие 30-х годов двадцатого века (времена Сталина). Время сталинского правление – это когда по всей стране правило бал зло (под видом добра).

В романе же дьявол (Воланд) скорее положительный чем отрицательный герой. Он действует под видом зла, но творит по сути, не то что бы добро в полном смысле слова, а справедливое наказание людей их поступков. Как написано в «Фаусте» Гёте о дьявольской силе «та сила что сеет зло, но желая блага». Не зря Булгаков начал произведение с эпиграфа из Фауста.

В произведении Булгаков как бы ведёт полемику с читателем и пытается показать что человеческой жизнью управляют «высшие силы». Человек не в состоянии всё просчитать и управлять своей жизнью как утверждал Берлиоз, который и поплатился за своё неверие и атеизм. Берлиоз предстаёт перед читателем как скептик а Воланд как «проповедник» того что Бог есть. В итоге побеждает вера Воланд а не скептицизм Берлиоза.

Он наказывает людей за их животные инстинкты и поступки. Булгаков показывает что прогресс человечества не изменил «низменных» страстей человека. Это характерно показано в главе про выступление в Варьете.

Людские пороки (грехи), были во все времена и время не может излечить это. Булгаков показал отношении власть человек и человек власть. На примере сцены когда Маргарита (возлюбленная Мастера) после бала сидит за ужином у Воланда. Он говорит ей что не надо просить у власти «никогда, ничего», они дадут всё сами. Не стоит унижаться перед властителями, кто бы они ни были.

В конце произведения Булгаков делает вывод: да противостояние добра со злом будет всегда, но зло это в первую очередь «мы сами», нужно сначала бороться с внутренним «демоном».

К тому же Булгаков не навязывает никому своего мнения. Читателю самому дана свобода выбора. Поэтому каждый сам должен для себя решить вереи ли он или нет. Какой точки зрения на добро и зло придерживается.

Читайте также:
Азазелло в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Сочинение по роману №2

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” является одним из самых противоречивых произведений того времени. Невозможно рассуждать о романе, не отметив, что известный русский писатель вырос в православной семье с богословскими традициями. Булгаков великолепно знал философию, богословие и русскую литературу. Отсюда и вытекает религиозная тема в произведении. Именно поэтому Воланд появляется в Москве – столице России. Ведь сознание русского человека основано на эсхатологии. События московских глав в произведении имеют богословский смысл, город становится атеистическим, это больше всего восхищает Воланда. Так, можно заметить, что атеисты абсолютно беззащитны перед сатаной. Воланд приписывает себе божественные возможности (судить и награждать). Если же сравнивать Иисуса Христа с героем романа – Иешуа, то важно заметить, что Иешуа – это как бы искаженный образ Иисуса Христа. Например, в Евангелие сказано, что Иисус – сын Бога живого, Иешуа же не знает своих родителей. У Иисуса есть последователи – апостолы, а Иешуа “один в этом мире”.

Важно заметить, что если отрицается Иисус Христос, то отрицается и церковь. Такая картина и изображена в романе. В Москве разрушается Храм Христа Спасителя, теперь царит Воланд в атеистической Москве. Жизнь москвичей становится кощунственной, как и действия свиты князя тьмы.

В книге пересекаются два времени: настоящее время – это основное повествование романа, события разворачиваются в Москве, а прошедшее время – это события “Романа о Понтии Пилате”, которые происходят в римской провинции Иудея.

В настоящем времени автор изображает противостояние здравомыслия невежеству. C самого начала романа Михаил Булгаков повествует о наказании человека за неучтивость. Так, Берлиозу пришлось заплатить жизнью за свое безрассудное отношение к религии. Он не знал о том, что спорит с самим воплощением зла, поэтому пренебрежительно относился ко всему.

Автор также изображает проблему выбора правильного пути, возникающую у героев. Это заметно по метаниям Понтия Пилата между своим долгом и благоразумием. Тот же прокуратор знал, что он совершает ошибку, но все-таки объявил Иешуа смертный приговор. В итоге, страх и малодушие поглотили героя. Это касается и Маргариты, когда она сравнивает жизнь с мужем и жизнь, в которой, как ей казалось, она будет абсолютно счастлива, жизнь с Мастером. При этом не стоит забывать, что главная роль Маргариты в романе – это оказание давления на Мастера : “толкала его на борьбу”.

Таким образом, роман М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” – это спорный роман, не имеющий абсолютно идеальных героев. Это произведение можно считать исключительным произведением тех времён.

По роману Мастер и Маргарита

Популярные сочинения

Одним из самых известных поэтов-баснописцев является Иван Андреевич Крылов. Знаменитый русский публицист написал ряд сатирических и познавательных басен, которые довольно легко читаются.

Это красивая, но немного странная картина. От неё веет свежестью, прохладой… Здесь много воды и зелени (деревьев и кустов). И ещё тут есть лодка с двумя фигурами.

Каждый человек хотя бы раз в своей жизни может испытать это чувство. Оно очень неприятное и приходит совсем незаметно. Зависть порой может подтолкнуть человека к самым глупым и необратимым поступкам

Философско-библейские мотивы в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Школьное сочинение

  • 1. “Рукописи не горят” (По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”)
  • 2. Авторская позиция в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Все похожие сочинения (21) ↓

Русская литература XX века выросла из литературы века XIX, в которой значительное место уделялось евангельским мотивам. Но политические события в новой России наложили отпечаток на отношение к религии и церкви. Советское время ознаменовалось, помимо всего прочего, гонениями на церковь и ее служителей, в стране шла бурная антирелигиозная, атеистическая пропаганда, но какой бы методичной и целенаправленной она ни была, она так и не смогла разрушить в сознании людей многовековые традиции их предков. Евангельские мотивы стали ключевыми образами русской литературы XX века. Рожденные бурей революции, они возникали в произведениях самых гнетущих лет, неся людям откровение, веру, надежду.

Читайте также:
Первое прочтение романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

К евангельским мотивам обращались в своем творчестве А. Блок и Б. Пастернак, А. Ахматова и М. Горький, И. Бунин и Л. Андреев и многие другие. Примечательно, что особое внимание русские писатели уделяли определенным моментам Евангелия — трагическому периоду от Великого понедельника до Пасхи. Чаще всего в их произведениях мы встречаем ссылки на распятие Христа и на дни Его страстей. И все же, несмотря на сходство взятых образов, авторы переосмысливают их по-разному.

В творчестве Михаила Булгакова отразились лучшие традиции отечественной прозы и наиболее высокие идеи мировой литературы. В своих произведениях он затрагивал самые актуальные, самые волнующие и жизненно важные вопросы. Булгаков стремился осветить глобальные темы истории, нравственности, морали. С уникальной философской глубиной подходил он к осмыслению практически всех вечных проблем человечества.

Роман “Мастер и Маргарита” стал своеобразной энциклопедией человеческих душ, исторических событий и библейских сюжетов. В нем органически соединились события в раннесоветской Москве и древнем Ершалаиме, драматическая история Мастера и его Маргариты и мистическое театральное действо — бал Воланда. Причем ершалаимская трагедия Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата стала как бы мерилом всего человеческого, мерилом духовности, нравственности, морали. Булгаков не случайно переплетает романтические библейские мотивы и реалистическое повествование о московской жизни — в романе автор стремится не столько осмыслить и поведать людям историю Иешуа, сколько вдается в более глубокие философские исследования человеческой души. Евангельские мотивы тесно переплелись с текстом романа, который представляет собой как бы два Евангелия: авторское Евангелие “от Воланда” и Евангелие Мастера “от Иешуа”. История Иешуа зеркально отражается в окнах московских многоэтажек, во всем ходе мистерии, разыгравшейся в столице.

Действие “Мастера и Маргариты” разворачивается на Страстной неделе перед Пасхой, т. е. перед днем, когда, по преданию, воскрес Иисус Христос. Бал Воланда — это праздник прощения преступников, один из которых, по Евангелию, первым вошел в рай с Христом. Евангельская история зеркально отражается в событиях на Страстной неделе, в символике праздника Воланда: бал — Страсти по Христу, одеяние Воланда —: рубище Иисуса, череп барона Майгеля — череп Адама и т. д.

Москва становится центром нового Евангелия, городом обновления и надежд.

Но Булгакова занимают не столько сами евангельские события, сколько проблемы добра и зла и их взаимоотношения. В его прочтении евангельской истории Иешуа предстает не как Бог, но как человек. Не случайно Булгаков выводит здесь Христа под Его арамейским именем.

История 2000-летней давности открывается нам со страниц рукописи романа, который пишет Мастер. В этом романе он повествует о закате античной культуры и о начале христианской цивилизации. События разворачиваются в Страстную неделю — когда люди постятся, присутствуют на всех службах, когда открываются все человеческие грехи. Пытаясь приподнять завесу над истинной сущностью людей, Булгаков вводит в свое произведение образ Воланда, который фактически занимает место Бога и переворачивает на свой лад традиционную процедуру покаяния. Глазами Воланда автор с “точки зрения вечности” рассматривает все слабости и недостатки человеческие. Эти же недостатки писатель открывает и осуждает и в истории Иешуа и Понтия Пилата.

Никто не признает в Иешуа единственного пророка, его ученик — Левий Матвей — не представляет собой исключения. Сохранивший в себе черты евангельского апостола Матфея (сборщика податей), Левий представляет в своем лице сразу всех учеников, кроме Иуды. Даже слова, записанные им на пергаменте (“. Мы увидим чистую реку воды жизни. Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл”.”), взяты не из Евангелия, а из Откровения, следовательно, должны были быть записаны не Матфеем, но Иоанном. Кроме того, ученики Христа ждали, когда Он “придет во славе”. Левий Матвей не ждет этого, и заповедей Иешуа он не выполняет, угрожая зарезать Иуду из Кириафа. Да и главенствующее положение в мире занимает Воланд, князь тьмы.

Читайте также:
Судьба художника в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусости, малодушии, в неспособности защитить собственное достоинство под напором диктатуры. Именно эту задачу ставил перед собой и Булгаков. К тому же судьба Мастера очень напоминает судьбу самого писателя. Как и перед Мастером, перед ним стояла непростая задача выжить во враждебных условиях и суметь при этом реализовать свой талант.

Как уже отмечалось, в “Мастере и Маргарите” поднимаются не только и не столько библейские вопросы, сколько проблемы философские, вечные. С помощью Библии автор старается переосмыслить борьбу добра и зла, преступление и последующие угрызения совести, казнь невиновного и ответственность за эту жестокость, бессмысленность предательства и бесплодные попытки искупить его наказанием зла. История Иешуа и Пилата воплощает в себе борьбу света и тьмы. Та же борьба происходит и в современной писателю Москве. Булгаков видит в Иешуа не столько Бога, сколько человека, чьи мысли и поступки могут быть присущи любому смертному. Он, так же как и каждый в этом мире, испытывает общечеловеческие чувства — от страха до страдания. И только сам человек способен разобраться в этих чувствах, управлять своей судьбой. Но какое бы направление ни избрал человек в жизни, все это контролирует Бог и потому наказание за грехи — справедливое наказание — обязательно настигнет грешника. Эту мысль автор проводит в истории Пилата — носителя “самого страшного порока” — трусости. Эту же мысль вкладывает он в уста Воланда. Трусость Понтия Пилата привела к гибели невиновного, и наказание за эту трусость несет именно Пилат. Однако прощен и Пилат и блудница Фрида, а Воланд выполняет просьбу Иешуа. Тьма же — обязательная часть мироздания, ведь если бы не было тьмы, что бы мы называли светом?

Булгаков пытается определить сущность добра и зла, а приходит все к одному и тому же: добро есть любовь, добро есть преданность; зло есть ненависть, трусость и предательство. Будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как могут любить немногие. Поэтому Левий просит, чтобы “. ту, которая любила и страдала. вы взяли бы тоже. “. Его слова перекликаются со словами Христа в Евангелии от Луки: “Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит” (от Луки, 7:50). “Прощение и вечный приют” Пилата в романе — это акт доброты и свободы. И, как заключает Воланд, именно “на этом построен мир”.

И Мастер в своей рукописи, и Булгаков в своем романе возводят обычные житейские противоречия в высокую степень мирового зла. И автор, и его герой скорбят по утраченной духовности. Чтобы читатели поняли эту скорбь, прочувствовали, осознали, этот мир рассматривается во всех подробностях, в мельчайших деталях, чтобы не упустить главного, чтобы открыть людям путь к спасению, сохранению своего духовного мира.

Михаил Булгаков создал необыкновенное произведение, бесконечное, бескрайнее, как сама вечность.

Важнейшие, глобальные мировые вопросы, волновавшие писателя и освещенные им в романе “Мастер и Маргарита”, никогда не перестанут быть актуальными и никогда не станут менее острыми. Они всегда будут волновать читателей, заставлять снова и снова переосмысливать свою жизнь с точки зрения вечности, переосмысливать всю историю человечества в целом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: