Черты революционной эпохи в повести М. Булгакова Собачье сердце: сочинение

Черты революционной эпохи в повести М. Булгакова «Собачье сердце»

М. А. Булгаков — выдающийся русский писатель, человек сложной и драматичной судьбы. Булгаков — удивительная личность, которой присущи были твер­дые убеждения и непоколебимая порядочность. Не­обычайно тяжело было выжить такой личности в ре­волюционную эпоху. Писатель не желал приспосаб­ливаться, жить по диктуемым свыше идеологическим нормам.

Современную ему эпоху М. А. Булгаков сатириче­ски изобразил в повести «Собачье сердце», которая по понятным причинам в СССР была опубликована толь­ко в 1987 году.

В центре повести профессор Преображенский и его грандиозный эксперимент над Шариком. Все остальные события повести так или иначе связаны именно с ними.

Сатира звучит едва ли не в каждом авторском сло­ве, начиная с того самого момента, где жизнь Москвы показывается глазами Шарика. Вот пес сравнивает повара графа Толстых с поваром из совета Нормально­го питания. И сравнение это явно не в пользу послед­него. В этом самом «Нормальном питании» «мерзав­цы из вонючей солонины щи варят». Чувствуется тос­ка автора по уходящей культуре, дворянскому быту. В молодой советской стране воруют, лгут, кляузни­чают. Любовник машинисточки из шариковых раз­мышлений мыслит так: «Я теперь председатель, и сколько ни накраду — все на женское тело, на рако­вые шейки, на Абрау-Дюрсо». Булгаков подчеркива­ет, что, несмотря на слишком дорогую цену произо­шедших в стране перемен, к лучшему в ней ничто не изменилось.

Писатель упорно изображает интеллигенцию как лучший слой общества. Примером этого является культура быта, культура мыслей, культура общения профессора Преображенского. Во всем у него чувству­ется подчеркнутая аристократичность. Это «умствен­ного труда господин, с французской остроконечной бородкой», он носит шубу «на чернобурой лисе», чер­ный костюм английского сукна, золотую цепь. Про­фессор занимает семь комнат, каждая у него имеет свое назначение. Преображенский держит прислугу, которая его заслуженно уважает и почитает. Обедает доктор очень культурно: и прекрасная сервировка стола, и само меню заставляют любоваться его трапезой.

Противопоставляя Преображенскому тех, кто при­ходит на смену таким, как он, Булгаков и читателю дает почувствовать всю драматичность наступившей в стране эпохи. Дом, в котором живет профессор, заселяется жилтоварищами, происходит уплотнение квартир, выбирается новое домоуправление. «Боже, пропал Калабуховский дом!» — восклицает доктор, узнав об этом. Преображенский не случайно так гово­рит. С приходом новой власти многое поменялось в Калабуховском: пропали все калоши, пальто, само­вар у швейцара, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице, убрали ковер с па­радной лестницы, избавились от цветов на площад­ках, появились проблемы с электричеством. Профес­сор легко предсказывает и дальнейшее течение собы­тий в стране, управляемой швондерами: «в сортирах замерзнут трубы, потом лопнет котел в паровом ото­плении и так далее». А ведь Калабуховский дом — это только отражение общей разрухи, наступившей в стране. Впрочем, Преображенский считает, что глав­ное в том, что «разруха не в клозетах, а в головах». Он справедливо подмечает, что те, кто называет себя вла­стью, отстали в развитии от европейцев лет на двести, а потому ни к чему хорошему они страну привести не могут.

Булгаков не раз обращает внимание читателя на предпочтительность в ту эпоху пролетарского проис­хождения. Так Клима Чугункина, уголовника и пья­ницу, от сурового справедливого наказания легко спа­сает его происхождение, а Преображенскому, сыну кафедрального протоирея, и Борменталю, сыну судеб­ного следователя, на спасительную силу происхожде­ния надеяться не приходится.

Яркая примета революционного времени — жен­щины, в которых и женщин-то разглядеть очень труд­но. Они лишены женственности, ходят в кожанках, ведут себя подчеркнуто грубо. Какое они могут дать потомство, как его воспитать? Вопрос риторический.

Полно иронии не только авторское изображение новой власти, но и описание процветающих нэпме

Показывая все эти приметы революционной эпохи, Булгаков подчеркивает, что процесс, лишенный нравственности, несет людям гибель. Профессор Пре­ображенский проводит великий эксперимент, и изо­бражение его в повести символично. Для писателя все, что именовалось строительством социализма, не более чем масштабный и более чем опасный опыт. К попыткам создания нового общества силовыми мето­дами Булгаков относился крайне отрицательно. По­следствия такого эксперимента писатель видит толь­ко плачевными и предупреждает об этом общество в своей повести «Собачье сердце».

«Черты революционной эпохи в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»»

Сатирические произведения Булгакова строятся по законам чудовищной истории, гротеска ситуаций. Писатель не просто выбирает такие события, которые свидетельствовали бы об отклонении от нормы, но он такие отклонения показывает как норму для современной действительности. Повесть «Собачье сердце» Булгаков определяет как «чудовищную историю», о чем пишет в заголовке. В повести Булгаков показывает алогичность современной реальности как закономерность. Новая революционная норма уже прочно вошла в жизнь, и никого не удивляет, кроме тех, кто еще сохранил способность мыслить более широко. В повести с блестящим мастерством и талантом раскрыта тема дисгармонии, доведенной до абсурда благодаря вмешательству человека в вечные законы природы. Революционное изменение жизни, считает автор, революция и новые порядки — такое же вмешательство в законы природы. Булгаков представляет изображенную им нелепую действительность как некий дьявольский промысел. В самом деле, только в такой «ненормальной реальности» смог бы успешно пройти подобный эксперимент. Профессор Преображенский задумывает улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью, создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга. Так на свет появляется Шариков, воплощающий в себе нового советского человека. Профессор Преображенский — демократ по происхождению и убеждениям, типичный московский интеллигент. С его помощью обаятельный, добродушный пес Шарик превращается в ничтожное и агрессивное человекообразное существо.
Черты революционной эпохи пронизывают повесть, иногда намеренно непосредственно, иногда косвенно показывая нам последствия революционных преобразований. Вечно голодный горемычный пес Шарик, который получает человеческий мозг, еще будучи собакой, дает нам представление о том, какова она, советская действительность. Он оценивает быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа с ее многочисленными магазинами, трактирами на Мясницкой «с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак», «где играли На гармошке и пахло сосисками». Наблюдая жизнь улицы, он делает различные умозаключения, например: «Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь». Изменения, произошедшие с Шариком, во многом обусловлены тем, что мужчина, чей мозг он получил, был типичнейшим представителем новой революционной эпохи, «пролетарием». Человек этот — Клим Петрович Чугункин, двадцати восьми лет, три раза судился. Профессия его — играть на балалайке по трактирам. Он «маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти — удар ножом в сердце в пивной». В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо, целиком унаследовавшее «пролетарскую» сущность своего «предка». Шариков, подобно людям нового строя, «пролетариям», во что бы то ни стало хочет выбиться в люди, стать не хуже других. Но он не может понять, что для этого надо проделать путь долгого духовного развития, требуется труд по развитию интеллекта, кругозора, овладение знаниями. В поведении Полиграфа По-лиграфовича мы видим, все характерные черты, свойственные тем, кто, благодаря революции, стали новыми хозяевами жизни. Само его имя — Полиграф Полигра-фович — отражает стремление советских людей 20-х годов ко всему новому, звучно му, оригинальному. Он чувствует себя хозяином жизни, нагл, чванлив и агрессивен. Первые произнесенные им слова были ругань, первое отчетливое слово: «буржуи». Он устраивает дикие погромы в квартире, гоняется (по своей собачьей сущности) за котами, устраивает потоп. На замечания профессора о том, что такое поведение недопустимо, у него есть ответ: «Что-то вы меня, папаша, больно утесняете. Что вы мне жить не даете?» Союзника Шариков находит в лице председателя домкома Швондера. Швондер воплощает в себе черты человека советской эпохи, выбившегося в начальники и обладающего некой властью. Шариков с его помощью быстро находит себе место в обществе, где «кто был ничем, тот станет всем». Швондер устраивает его заведующим подотделом очистки города от бродячих животных. Вывод из учений Швондера Шариков делает один: «Надо все поделить». Он инстинктивно учуял главное кредо новых хозяев жизни: грабь, воруй, растаскивай все созданное.
Повесть «Собачье сердце» отличается предельно ясной авторской идеей: свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного духовного развития общества, а безответственным и преждевременным экспериментом. Поэтому страну необходимо возвратить в ее прежнее состояние, не допустив необратимых последствий такого эксперимента. В повести профессор исправляет свою ошибку, превращая Шарикова обратно в пса. Но в жизни подобные эксперименты необратимы.

Читайте также:
Все, кружась, исчезает во мгле: сочинение

Сочинение: Портрет эпохи в повести «Собачье сердце» (М.А. Булгаков)

(620 слов) Свою известную повесть «Собачье сердце» выдающийся русский писатель Михаил Булгаков создавал в непростое для России время. Это был период НЭПа, в 1925 году. Эта самобытная эпоха, конечно же, не могла не отразиться на событиях, которые разворачиваются в известном произведении. Михаил Булгаков демонстрирует читателю основные черты послереволюционной жизни. Чтобы лучше понять замысел данного произведения, рассмотрим их поподробнее.

В своем произведении писатель показывает то время, когда закончилась эпоха революционных романтиков, и наступил период бюрократов — тех, кто поспешил воспользоваться чужими завоеваниями и поскорее занять все социальные лифты. Это было время, когда люди благодаря своей лояльности к режиму приобретали власть. Михаил Булгаков показал всю суть революционной эпохи глазами своих персонажей, которые имеют разные убеждения и взгляды на действительность. По мнению профессора Преображенского, данная ситуация представляет собой фарс, ведь его участники настолько невежественны, что их распоряжения вызывают у него лишь смех. Учёный не желает признавать нуждаемость единственным критерием человеческой значимости. Иными словами, он не собирается отдавать нажитые трудом материальные блага тем, кто их не заслужил, но отчаянно в них нуждается. Профессор Преображенский не любит пролетариат, и на то у него есть свои причины. Ведь профессору не дают нормально работать: в доме постоянно проводятся массовые мероприятия, а те, кто должен убирать подъезды и следить за порядком, теперь поют песни, отгоняя разруху только на словах. Зато эти лентяи и певцы охотно требуют у единственного работающего человека отдать им все, что он заработал. Главный герой возмущен этой наглостью и несправедливостью. Профессор ненавидит пролетариат и за отсутствие у него культурных, нравственных и интеллектуальных способностей. У представителей новой эпохи отсутствуют элементарные понятия о культуре и моральных принципах. Именно в этом, по мнению профессора Преображенского, состоит истинная причина разрухи:

«Невозможно в одно и то же время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев!».

Именно поэтому учёный считает, что скоро наступит конец калабуховскому дому, в котором он проживает.

Читайте также:
«У времени в плену...»: сочинение

А вот люди, которые придерживаются новой политики, не разделяют взглядов профессора Преображенского. Они одержимы великой социальной идеей, гарантирующей всеобщее равенство и справедливость: «Все поделить!». Это объясняет их приход к профессору Преображенскому с заявлением о намерении «уплотнения» квартиры учёного. Ведь в столице наблюдается жилищный кризис. Также герои собирают денежные средства для детей Германии, веря, что им необходима помощь, но не видя, что родные дети нуждаются гораздо больше. Делегацию этих просителей возглавляет Швондер. В его образе писатель показал человека, который занят общественный деятельностью, но ничем конкретным в особенности. Он делает что угодно, только не то, что должен. Ведь в его доме грязь, воровство и бедность, которые контрастируют с дореволюционным изобилием и порядком. Весьма не удивительно, что как только в доме профессора Преображенского появляется новый жилец — Шариков, управдом сразу же берет его под свою опеку. Швондер всячески старается воспитать Шарикова в нужном для него направлении. Автор показывает, как Швондер помогает новому жильцу выбрать имя, решить вопрос с пропиской, а также снабжает его книгами.

Также автор не обошел самую гадкую черту того времени — доносительство. Швондер занимается тем, что пишет обличительные статьи в газетах и доносы. Смотря на Швондера, Шариков тоже пишет донос на Преображенского, обвиняя его в том, что он говорит «контрреволюционные речи». А Зину персонаж называет «социал-прислужницей». Именно такой вульгарно-социальный подход к жизни наблюдался в двадцатые годы. Тогда классовое происхождение становилось выше личных качеств, а доносы превращались в средство шантажа и мести.

В своем произведении Михаил Булгаков показывает читателю ещё одну очень важную черту, характерную для того времени- усиление бюрократизма в учреждениях. Так, Шариков, став заведующим подотделом очистки, начинает шантажировать машинистку тем, что он сократит штат в случае, если она не будет с ним жить. А бесцеремонный визит милиционеров в дом профессора Преображенского с ордером на обыск предвещает в будущем события, когда ночные аресты и массовые репрессии станут привычным явлением для Советской России.

Михаил Булгаков, создав сатирический портрет Советской России, заставил читателя задуматься о том, как важно не потерять здравый смысл в погоне за светлым будущим.

Черты революционной эпохи в повести М. Булгакова Собачье сердце: сочинение

Русский писатель М.А. Булгаков создавал в своих полуфантастических произведениях очень точный и реалистичный образ той действительности, которая возникла в России после революции. Современная писателю окружающая обстановка показана в гротесковой манере, но именно это позволяет обнажить нелепости и противоречия существующего общественного строя.

В письме Правительству СССР Булгаков так определял особенности своего писательского дара: «…Чёрные и мистические краски… в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране, и противопоставление ему излюбленной и Великой Эволюции, а самое главное — изображение страшных черт моего народа, тех черт, которые задолго до революции вызывали глубочайшие страдания моего учителя М. Е. Салтыкова-Щедрина».

Итак, место действия повести «Собачье сердце» — Москва, 1924 год. Основу повествования составляет внутренний монолог Шарика, вечно голодного уличного пса. Он по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времён НЭПа с ее магазинами, трактирами на Мясницкой «с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак», «где играли на гармошке и пахло сосисками».

Весь продрогший, голодный пёс наблюдает жизнь улицы и делает умозаключения: «Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь». Он сочувствует бедной барышне-машинистке, замёрзшей, «бегущей в подворотню в любовниковых фильдеперсовых чулках»: «Ей и на кинематограф не хватает, на службе с неё вычли, тухлятиной в столовой накормили, да половину её столовских сорока копеек завхоз украл…»

Читайте также:
Образ профессора Преображенского (по повести М. Булгакова Собачье сердце): сочинение

Другой полюс повести — профессор Преображенский, который пришёл в булгаковскую повесть с Пречистенки, где издавна селилась потомственная интеллигенция. Профессор видит Москву глазами потомственного интеллигента. Его возмущает, что с лестниц пришлось убрать ковры, потому что по этим лестницам начали ходить люди в грязных калошах, а водку нельзя больше покупать в магазине, потому что «бог их знает, чего они туда плеснули». Но самое главное — он не понимает, почему все в Москве говорят о разрухе, а при этом лишь поют революционные песни да смотрят, как бы сделать плохо тому, кто живет лучше. Хрестоматийной стала фраза этого героя: «Да, я не люблю пролетариата».

Поэтика повести во многом основана на многочисленных ассоциациях и интертекстуальных связях. Экспозиция является своеобразным ключом к произведению. Все атрибуты вступления: зима, вьюга, господин в шубе, бродячий пёс — это всё очевидные переклички с поэмой Блока «Двенадцать».

В художественный строй повествования включается даже такая, казалось бы, незначительная деталь, как воротник. Буржуй в поэме Блока “в воротник упрятал нос”, бездомный же пёс определяет социальный статус своего будущего благодетеля прежде всего по воротнику: «…Дверь через улицу в ярко освещённом магазине хлопнула, и из неё показался гражданин. Именно гражданин, а не товарищ, и даже вернее всего — господин. Ближе — яснее — господин. Вы думаете, я сужу по пальто? Вздор. Пальто теперь очень многие и из пролетариев носят. Правда, воротники не такие, об этом и говорить нечего, но всё же издали можно спутать».

Поэма Блока была первым откликом русской литературы на Октябрьскую революцию. Булгаковская же повесть стала во многом полемикой с произведением Блока, с заключённой в ней картиной революционной России. Но оба эти произведения являются хорошими подобиями фотографий прошлого, хотя и с разных сторон.

Важной деталью описания быта революционной Москвы у Булгакова становится плакат с надписью “Возможно ли омоложение?”. Он так похож на другой плакат с лозунгом «Вся власть Учредительному Собранию!».

Интересно и то, что первое слово, произнесённым существом, в которое превращается Шарик, было «главрыба». Это указание на аббревиатуры, которыми окружила себя новая власть. А чтобы эффект был более комичным, Булгаков заставляет Шарика произносить слова наоборот: «абырвалг». Получается полная нелепица, соответствующая реальности.

Обратимся к эпизоду, в котором, привлечённый запахом колбасы, Шарик ползёт к профессору Преображенскому. Эта колбаса куплена в «кооперативе центрохоза». Шарик как бы обращается к человеку: «Для чего вам гнилая лошадь? Нигде кроме такой отравы не получите, как в Моссельпроме». Перед нами не что иное, как намёк на рекламу, которую сочинял Маяковский. Маяковский для Булгакова становится одним из столпов того мира.

Полиграф Полиграфович Шариков, искусственно выведенный гуманоид, выступает в повести как реализация целей пролетарской революции, провозгласившей своей целью создание нового человека. Научный эксперимент профессора Преображенского, как и использование открытия профессора Персикова (пьеса М.А. Булгакова “Роковые яйца”), — булгаковские картины пролетарской революции, несущей гибель культуре.

Умозаключения Шарикова о том, что следует просто «взять всё да и поделить…», сделанные им в результате чтения переписки Энгельса с Каутским, и представляющие собой крайнюю степень вульгаризации коммунистической доктрины, – последняя точка в обрисовке революционной эпохи, описанной в повести «Собачье сердце».

Итак, Москва 20-х годов в повести Булгакова — это город уходящей русской культуры, агрессивных пролетариев, бескультурья, грязи и пошлости.

Сочинение Собачье сердце – Черты революционной эпохи в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Булгаков “Собачье сердце” – сочинение “Черты революционной эпохи в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»”

Сатирические произведения Булгакова строятся по законам чудовищной истории, гротеска ситуаций. Писатель не просто выбирает такие события, которые свидетельствовали бы об отклонении от нормы, но он такие отклонения показывает как норму для современной действительности. Повесть «Собачье сердце» Булгаков определяет как «чудовищную историю», о чем пишет в заголовке. В повести Булгаков показывает алогичность современной реальности как закономерность. Новая революционная норма уже прочно вошла в жизнь, и никого не удивляет, кроме тех, кто еще сохранил способность мыслить более широко. В повести с блестящим мастерством и талантом раскрыта тема дисгармонии, доведенной до абсурда благодаря вмешательству человека в вечные законы природы. Революционное изменение жизни, считает автор, революция и новые порядки — такое же вмешательство в законы природы. Булгаков представляет изображенную им нелепую действительность как некий дьявольский промысел. В самом деле, только в такой «ненормальной реальности» смог бы успешно пройти подобный эксперимент. Профессор Преображенский задумывает улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью, создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга. Так на свет появляется Шариков, воплощающий в себе нового советского человека. Профессор Преображенский — демократ по происхождению и убеждениям, типичный московский интеллигент. С его помощью обаятельный, добродушный пес Шарик превращается в ничтожное и агрессивное человекообразное существо.
Черты революционной эпохи пронизывают повесть, иногда намеренно непосредственно, иногда косвенно показывая нам последствия революционных преобразований. Вечно голодный горемычный пес Шарик, который получает человеческий мозг, еще будучи собакой, дает нам представление о том, какова она, советская действительность. Он оценивает быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа с ее многочисленными магазинами, трактирами на Мясницкой «с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак», «где играли На гармошке и пахло сосисками». Наблюдая жизнь улицы, он делает различные умозаключения, например: «Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь». Изменения, произошедшие с Шариком, во многом обусловлены тем, что мужчина, чей мозг он получил, был типичнейшим представителем новой революционной эпохи, «пролетарием». Человек этот — Клим Петрович Чугункин, двадцати восьми лет, три раза судился. Профессия его — играть на балалайке по трактирам. Он «маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти — удар ножом в сердце в пивной». В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо, целиком унаследовавшее «пролетарскую» сущность своего «предка». Шариков, подобно людям нового строя, «пролетариям», во что бы то ни стало хочет выбиться в люди, стать не хуже других. Но он не может понять, что для этого надо проделать путь долгого духовного развития, требуется труд по развитию интеллекта, кругозора, овладение знаниями. В поведении Полиграфа По-лиграфовича мы видим, все характерные черты, свойственные тем, кто, благодаря революции, стали новыми хозяевами жизни. Само его имя — Полиграф Полигра-фович — отражает стремление советских людей 20-х годов ко всему новому, звучно му, оригинальному. Он чувствует себя хозяином жизни, нагл, чванлив и агрессивен. Первые произнесенные им слова были ругань, первое отчетливое слово: «буржуи». Он устраивает дикие погромы в квартире, гоняется (по своей собачьей сущности) за котами, устраивает потоп. На замечания профессора о том, что такое поведение недопустимо, у него есть ответ: «Что-то вы меня, папаша, больно утесняете. Что вы мне жить не даете?» Союзника Шариков находит в лице председателя домкома Швондера. Швондер воплощает в себе черты человека советской эпохи, выбившегося в начальники и обладающего некой властью. Шариков с его помощью быстро находит себе место в обществе, где «кто был ничем, тот станет всем». Швондер устраивает его заведующим подотделом очистки города от бродячих животных. Вывод из учений Швондера Шариков делает один: «Надо все поделить». Он инстинктивно учуял главное кредо новых хозяев жизни: грабь, воруй, растаскивай все созданное.
Повесть «Собачье сердце» отличается предельно ясной авторской идеей: свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного духовного развития общества, а безответственным и преждевременным экспериментом. Поэтому страну необходимо возвратить в ее прежнее состояние, не допустив необратимых последствий такого эксперимента. В повести профессор исправляет свою ошибку, превращая Шарикова обратно в пса. Но в жизни подобные эксперименты необратимы.

Читайте также:
Трагическая тема революции в пьесе «Дни Турбиных»: сочинение

Черты революционной эпохи в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”

Русский писатель М. А. Булгаков создавал в своих полуфантастических произведениях очень точный и реалистичный образ той действительности, которая возникла в России после революции. Современная писателю окружающая обстановка показана в гротесковой манере, но именно это позволяет обнажить нелепости и противоречия существующего общественного строя. В письме Правительству СССР Булгаков так определял особенности своего писательского дара: “…Черные и мистические краски… в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране, и противопоставление ему излюбленной и Великой Эволюции, а самое главное – изображение страшных черт моего народа, тех черт, которые задолго до революции вызывали глубочайшие страдания моего учителя М. Е. Салтыкова-Щедрина”. Итак, место действия повести “Собачье сердце” – Москва, 1924 год.

Основу повествования составляет внутренний монолог Шарика, вечно голодного уличного пса. Он по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времен НЭПа с ее магазинами, трактирами на Мясницкой “с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак”, “где играли на гармошке и пахло сосисками”. Весь продрогший, голодный пес наблюдает жизнь улицы и делает умозаключения: “Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь”. Он сочувствует бедной барышне-машинистке, замерзшей, “бегущей в подворотню в любовниковых фильдеперсовых чулках”: “Ей и на кинематограф не хватает, на службе с нее вычли, тухлятиной в столовой накормили, да половину ее столовских сорока копеек завхоз украл…” Другой полюс повести – профессор Преображенский, который пришел в булгаковскую повесть с Пречистенки, где издавна селилась потомственная интеллигенция. Профессор видит Москву глазами потомственного интеллигента.

Его возмущает, что с лестниц пришлось убрать ковры, потому что по этим лестницам начали ходить люди в грязных калошах, а водку нельзя больше покупать в магазине, потому что “бог их знает, чего они туда плеснули”. Но самое главное – он не понимает, почему все в Москве говорят о разрухе, а при этом лишь поют революционные песни да смотрят, как бы сделать плохо тому, кто живет лучше. Хрестоматийной стала фраза этого героя: “Да, я не люблю пролетариата”. Поэтика повести во многом основана на многочисленных ассоциациях и интертекстуальных связях. Экспозиция является своеобразным ключом к произведению.

Читайте также:
Булгаков испытывал всю жизнь острую и уничтожающую ненависть ко всему, что носило в себе хотя бы малейшие черты обывательщины, дикости и фальши: сочинение

Все атрибуты вступления: зима, вьюга, господин в шубе, бродячий пес – это все очевидные переклички с поэмой Блока “Двенадцать”. В художественный строй повествования включается даже такая, казалось бы, незначительная деталь, как воротник. Буржуй в поэме Блока “в воротник упрятал нос”, бездомный же пес определяет социальный статус своего будущего благодетеля прежде всего по воротнику: “…Дверь через улицу в ярко освещенном магазине хлопнула, и из нее показался гражданин. Именно гражданин, а не товарищ, и даже вернее всего – господин.

Ближе – яснее – господин. Вы думаете, я сужу по пальто? Вздор. Пальто теперь очень многие и из пролетариев носят.

Правда, воротники не такие, об этом и говорить нечего, но все же издали можно спутать”. Поэма Блока была первым откликом русской литературы на Октябрьскую революцию. Булгаковская же повесть стала во многом полемикой с произведением Блока, с заключенной в ней картиной революционной России. Но оба эти произведения являются хорошими подобиями фотографий прошлого, хотя и с разных сторон. Важной деталью описания быта революционной Москвы у Булгакова становится плакат с надписью “Возможно ли омоложение?”.

Он так похож на другой плакат с лозунгом “Вся власть Учредительному Собранию!”. Интересно и то, что первое слово, произнесенным существом, в которое превращается Шарик, было “главрыба”. Это указание на аббревиатуры, которыми окружила себя новая власть.

А чтобы эффект был более комичным, Булгаков заставляет Шарика произносить слова наоборот: “абырвалг”. Получается полная нелепица, соответствующая реальности. Обратимся к эпизоду, в котором, привлеченный запахом колбасы, Шарик ползет к профессору Преображенскому.

Эта колбаса куплена в “кооперативе центрохоза”. Шарик как бы обращается к человеку: “Для чего вам гнилая лошадь? Нигде кроме такой отравы не получите, как в Моссельпроме”. Перед нами не что иное, как намек на рекламу, которую сочинял Маяковский.

Маяковский для Булгакова становится одним из столпов того мира. Полиграф Полиграфович Шариков, искусственно выведенный гуманоид, выступает в повести как реализация целей пролетарской революции, провозгласившей своей целью создание нового человека. Научный эксперимент профессора Преображенского, как и использование открытия профессора Персикова (пьеса М. А. Булгакова “Роковые яйца”), – булгаковские картины пролетарской революции, несущей гибель культуре. Умозаключения Шарикова о том, что следует просто “взять все да и поделить…”, сделанные им в результате чтения переписки Энгельса с Каутским, и представляющие собой крайнюю степень вульгаризации коммунистической доктрины, – последняя точка в обрисовке революционной эпохи, описанной в повести “Собачье сердце”.

Итак, Москва 20-х годов в повести Булгакова – это город уходящей русской культуры, агрессивных пролетариев, бескультурья, грязи и пошлости.

Твір на тему: Черты революционной эпохи в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”

Related posts:

Черты революционной эпохи в повести М. Булгакова “Собачье сердце” Кто не знает знаменитый и уже ставший любимым фильм В. Бортко “Собачье сердце”, снятый по одноименной повести Михаила Афанасьевича Булгакова? Как и многие другие, я впервые познакомился с этим произведением.

Нравственная проблематика повести М. Булгакова “Собачье сердце” План I. Постановка нравственных проблем в повести М. Булгакова “Собачье сердце”. II. Что понял и чего не понял профессор Преображенский. 1. Преображенский – главный герой повести. 2. Эксперимент Преображенского –.

Вопросы и ответы к повести “Собачье сердце” М. А. Булгакова 1. Что объединяет повести М. Булгакова “Роковые яйца” и “Собачье сердце”? Эти произведения объединяет тема нравственной ответственности ученого за проводимый эксперимент; сатирическое изображение послереволюционной действительности; использование фантастики и гротеска. 2.

Темы сочинений по повести “Собачье сердце” 1. Смысл названия повести “Собачье сердце”. 2. Портрет эпохи в повести “Собачье сердце”. 3. Художественное своеобразие повести “Собачье сердце”. 4. “Великие преобразователи природы” (по повестям М. А. Булгакова “Роковые.

Читайте также:
«Швондер и есть самый главный дурак» (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»): сочинение

Автор и его герои в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце” Судьба многих произведений Булгакова трагична: они не были напечатаны при жизни автора и нашли своего читателя лишь через десятилетия. Такая участь не обошла и фантастическую повесть “Собачье сердце”. Цензура запретила.

Сатира в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце” Повесть М. А. Булгакова “Собачье сердце”. Центральной темой повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”, написанной в 1925 г., становится стремление автора предостеречь общество от страшных последствий вторжения человеческого разума в.

Роль фантастики в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце” Повесть “Собачье сердце” стала откликом М. Булгакова на культурную и социально-историческую ситуацию в советской России первой половины 20-х годов 20 века. Научный эксперимент, изображенный в повести, – это картина пролетарской.

Смысл названия повести М. А. Булгакова “Собачье сердце” Повесть Булгакова “Собачье сердце” вызвала град нападок со стороны критики. Резкое неодобрение произведения со стороны властей и литераторов привело даже к расторжению договора о постановке повести и ее публикации. Рукопись.

Роковые эксперименты (по повести М. Булгакова “Собачье сердце”) В последнее время очень остро встает вопрос об ответственности каждого человека за результаты своего труда. Труда в самом широком смысле слова. Многочисленные безответственные эксперименты над природой привели к экологической катастрофе.

Шариков и шариковщина (по повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”) “Собачье сердце” – одно из знаменитейших произведений М. А. Булгакова. Эта повесть стала этапной в творческой эволюции писателя. О важности для Булгакова “Собачьего сердца” свидетельствует и тот факт, что он.

Проблематика и художественное своеобразие повести М. А. Булгакова “Собачье сердце” Михаил Афанасьевич Булгаков родился в Киеве, в семье преподавателя Духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Сочинять он стал, по свидетельству близких, рано. В основном это были небольшие рассказы, сатирические стихи, драматические.

Шариков и шариковщина (по повести М. Булгакова “Собачье сердце”) Тема дисгармонии, доведенной до абсурда из-за вмешательства человека в законы развития общества, с блестящим мастерством и талантом раскрыта Михаилом Булгаковым в повести “Собачье сердце”. Эта идея реализуется писателем в аллегорической.

“Шариковщина” как социальное и моральное явление (по повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”) Михаил Афанасьевич Булгаков, как и всякий творческий человек, несомненно обладал тонкой душевной организацией, остротой восприятия. Поэтому он не мог не чувствовать и не переживать сложность и трагичность современного ему постреволюционного.

Комическое и трагическое в произведениях М. А. Булгакова (на примере повести “Собачье сердце”) Сатира – это излюбленный прием русских писателей. Хрестоматийно сатирическими считаются произведения, созданные Гоголем, Салтыковым-Щедриным, Чеховым. Этих писателей волновали проблемы власти, народа, интеллигенции, маленького человека в большом мире. Эти же проблемы.

История создания и судьба повести М. А. Булгакова “Собачье сердце” Повесть Булгакова “Собачье сердце”, имеющая подзаголовок “Чудовищная история”, не публиковалась при жизни писателя. Впервые она была напечатана в 1968г. (“Студент”. Лондон. №№ 9, 10; “Грани”. Франкфурт. № 69). В.

Советская Москва и “новый человек” (по повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”) Булгаков умел талантливо объединять противоречия эпохи в одно целое, подчеркивать их взаимосвязи. Писатель в своей повести “Собачье сердце” показал явления и героев во всей их противоречивости и сложности. Тема повести.

Роль сатиры в повести М. Булгакова “Собачье сердце” …вам нужно молчать и слушать, что вам говорят. Учиться и стараться стать хоть сколько-нибудь приемлемым членом…общества. М. Булгаков. Собачье сердце. В повести М. Булгакова “Собачье сердце”, написанной в 1925 году.

Нравственная проблематика повести М. А. Булгакова “Собачье сердце” Повесть “Собачье сердце” написана М. Булгаковым в 1925 году, ее сюжет основан на принципах научной фантастики. Первоначальное название было “Собачье счастье. Чудовищная история”. Впервые автор прочел свое произведение на Никитинском.

“Собачье сердце”, анализ повести Булгакова История создания Повесть Булгакова “Собачье сердце” была написана в начале 1925 г. Она должна была быть напечатана в альманахе “Недра”, но цензура запретила публикацию. Повесть была закончена в марте, и.

“Великий эксперимент” в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце” Творчество М. А. Булгакова – крупнейшее явление русской художественной литературы XX века. Основной его темой можно считать тему “трагедии русского народа”. Писатель был современником всех тех трагических событий, которые происходили.

Актуальность повести М. Булгакова “Собачье сердце” План 1. Насильственные преобразования в обществе – основа повести “Собачье сердце”. 2. Эксперимент Преображенского по созданию “нового человека”. 3. Роль Швондера в воспитании Шарикова. 4. Финал эксперимента. 5. “Шариковы” наших.

Читайте также:
Возвращение писателя (М. А. Булгаков): сочинение

Монолог Преображенского как один из элементов его портретной характеристики (по повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”) Монолог Преображенского как один из элементов его портретной характеристики (по повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”) Образ профессора Филиппа Филипповича Преображенского – гениального ученого и врача – является одним из.

Рецензия на повесть М. А. Булгакова “Собачье сердце” Повесть “Собачье сердце” написана в 1925 году. Рукопись была изъята при обыске на квартире Булгакова в 1926 году. Впервые она была опубликована за границей в 1968 году, в СССР в.

Шариков и “шариковщина” (по повести М. Булгакова “Собачье сердце”) (Первый варант) “…весь ужас в том, что у него Уж не собачье, а именно человеческое Сердце. И самое паршивое из всех, Которые существуют в природе”. М. Булгаков Когда в 1925 г. была.

Анализ повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”, план В данном произведении объединены три жанрово-художественные формы: фантастика, социальная антиутопия и сатирический памфлет. Фантастическое – это операция, которую осуществил профессор Преображенский, а также результаты, незамедлительно последовавшие за ней. Тем не.

“Собачье сердце” краткое содержание по главам повести Булгакова Глава 1 События, описанные в произведении, разворачиваются зимой 1924-1925 года. В подворотне замерзает голодный и больной пес по кличке Шарик. Столовский повар облил его кипятком, и теперь у Шарика сильно.

Смысл двух превращений Шарика в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце” Михаил Афанасьевич Булгаков является одним из самых значимых писателей первой половины 20 века. В произведениях двадцатых годов, одним из которых является и “Собачье сердце” (1925), формировалась его оригинальная художественная система.

Почему эксперимент профессора преображенского можно назвать неудачным? (по повести М. Булгакова “Собачье сердце”) Повесть Михаила Булгакова “Собачье сердце” можно назвать пророческой. В ней автор, задолго до отказа нашего общества от идей революции 1917 года, показал тяжелейшие последствия вмешательства человека в естественный ход развития.

Взгляд М. А. Булгакова на революцию (по повести “Собачье сердце”) Над одним из своих самых значительных произведений, повестью “Собачье сердце”, М. А. Булгаков работал, предположительно, в 1924- 1925 годах. Почти шестьдесят лет пролежала повесть в архиве, и только в1987 году.

Сатирическое изображение “нового человека” (по повести “Собачье сердце” М. А. Булгакова) Эпиграфом к повести “Собачье сердце” Булгаков мог бы поставить слова Горького из “Несвоевременных мыслей” о том, что революционный эксперимент, который проделывают с русским народом, этот жестокий опыт заранее обречен на.

Черты революционной эпохи в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”

Особенности раскрытия темы революции в повести «Собачье сердце»

Взгляд с небес мы переводим на грешную землю, начиная читать повесть «Собачье сердце». Здесь мы видим непримиримое отрицание поверженной и исковерканной действительности, по которой пронесся бесовский шабаш.

На высшую ступень сатирической фантастики писатель поднимается в социально-философской повести “Собачье сердце”. Однако при очевидной склонности автора к фантастике, его сатира беспощадно реалистична, конкретна, исторически и психологически достоверна. Что же представляет собой новая реальность, реальность людей, одержавших победу в революции?

Если сатира констатирует, то сатирическая фантастика предупреждает общество о грядущих опасностях и катаклизмах. Речь идет о трагическом несоответствии достижений науки – стремлении человека изменить мир – и его противоречивой, несовершенной сущности, неспособности предвидеть будущее, здесь он воплощает свою убежденность в предпочтительности нормальной эволюции перед насильственным, революционным методом вторжения в жизнь, об ответственности ученого и страшной, разрушительной силе самодовольного агрессивного невежества.

Мысль о том, что голый прогресс, лишенный нравственности, несет людям гибель, по-новому выражается писателем именно в повести “Собачье сердце”.

Повесть “Собачье сердце”, пожалуй, отличается предельно ясной авторской идеей. Коротко ее можно сформулировать так: свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного социально-экономического и духовного развития общества, а безответственным и преждевременным экспериментом; посему необходимо страну возвратить, по возможности, в ее естественное прежнее состояние.

Эта идея реализуется писателем в аллегорической форме посредством превращения незатейливого, добродушного пса в ничтожное и агрессивное человекообразное существо. При этом в действие вплетается целый ряд лиц, при столкновении которых выявляются многие проблемы общего или частного порядка, чрезвычайно интересовавшие автора. Но и они чаще всего прочитываются аллегорически. Аллегории нередко многозначны и могут иметь много трактовок.

Эту повесть, написанную в 1925 году, автор так и не увидел напечатанной, она была изъята у автора вместе с его дневниками сотрудниками ОГПУ во время обыска 7 мая 1926 года.

“Собачье сердце” – последняя сатирическая повесть Булгакова. Она избежала участи своих предшественников – не была высмеяна и растоптана лжекритиками от “советской литературы”, т.к. вышла в свет лишь в 1987 году.

Читайте также:
«Собачье сердце» повесть предупреждение: сочинение

В основе повести лежит великий эксперимент. Все, что происходило вокруг и что именовалось строительством социализма, воспринималось Булгаковым именно как эксперимент – огромный по масштабам и более чем опасный. К попыткам создания нового совершенного общества революционными, т.е. не исключающими насилия, методами, к воспитанию теми же методами нового, свободного человека он относился крайне скептично. Для него это было таким вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными, в том числе и для самих “экспериментаторов”. Об этом автор своим произведением и предупреждает читателей.

Герой повести профессор Преображенский пришел в булгаковскую повесть с Пречистенки, где издавна селилась потомственная московская интеллигенция. Недавний москвич, Булгаков этот район знал и любил. В Обуховом (Чистом) переулке он поселился, здесь написаны “Роковые яйца” и “Собачье сердце”. Здесь жили люди, близкие ему по духу, по культуре. Прототипом профессора Филиппа Филипповича Преображенского считают родственника Булгакова по матери, профессора Н. М. Покровского. Но, в сущности, в нем отразился тип мышления и лучшие черты того слоя русской интеллигенции, который в окружении Булгакова назывался “Пречистинской”.

Булгаков считал своим долгом “упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране”. Он уважительно любовно относился к своему герою-ученому, в какой-то степени профессор Преображенский – воплощение уходящей русской культуры, культуры духа, аристократизма.

Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уединенно в прекрасной комфортабельной квартире. Автор любуется культурой его быта, его облика – Михаил Афанасьевич и сам любил аристократизм во всем.

Гордый и величественный профессор Преображенский, который так и сыплет старинными афоризмами, светило московской генетики, гениальный хирург, занимается прибыльными операциями по омоложению стареющих дам и бойких старцев.

Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решается посоревноваться с самой Жизнью и создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга. Но сам Ф.Ф. Преображенский впоследствии скажет Борменталю об эксперименте: “Вот, доктор, что получается, когда исследователь, вместо того чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей”.

В булгаковской повести по-новому звучит тема Фауста, и она также трагична, вернее, по-булгаковски трагикомична. Лишь по свершении ученый осознает всю безнравственность “научного” насилия над природой и человеком.

Профессор, осуществляющий превращение пса в человека, носит фамилию Преображенский. А само действие происходит в канун Рождества. Между тем, всеми возможными средствами писатель указывает на противоестественность происходящего, что это есть антитворение, пародия на Рождество. И по этим признакам можно сказать, что в “Собачьем сердце” уже просматриваются мотивы последнего и лучшего произведения Булгакова – романа о дьяволе.

Взаимоотношения ученого и уличного пса Шарика-Шарикова составляют основу сюжетной канвы повести. Создавая образ Шарика, автор, безусловно, использовал литературную традицию.

И вот Шарик живет в роскошной профессорской квартире. Начинает звучать одна из ведущих, сквозных тем творчества Булгакова – тема Дома как средоточия человеческой жизни. Большевики уничтожили Дом как основу семьи, как основу общества. Обжитому, теплому, казалось, вечно прекрасному дому Турбиных (“Дни Турбиных”) писатель противопоставляет распадную Зойкину квартиру (комедия “Зойкина квартира”), где идет яростная борьба за жилплощадь, за квадратные метры. Может быть, поэтому в булгаковских повестях и пьесах устойчивая сатирическая фигура – председатель домкома? В “Зойкиной квартире” это Портупея, достоинство которого в том, что он “в университете не был”, в “Собачьем сердце” он называется Швондером, в “Иване Васильевиче” – Буншей, в “Мастере и Маргарите” – Босых. Он, преддомкома, истинный центр малого мира, средоточие власти и пошлого, хищного быта.

Таким социально – агрессивным, уверенным в своей вседозволенности администратором является в повести “Собачье сердце” преддомкома Швондер, человек в кожаной тужурке, черный человек. Он в сопровождении “товарищей” является к профессору Преображенскому, чтобы изъять у того “лишнюю” площадь, отобрать две комнаты. Конфликт с непрошенными гостями становится острым: “Вы ненавистник пролетариата!” – гордо сказала женщина. “Да, я не люблю пролетариата”, – печально согласился Филипп Филиппович. Ему не нравится бескультурье, грязь, разруха, агрессивное хамство, самодовольство новых хозяев жизни. “Это – мираж, дым, фикция”, – так оценивает профессор практику и историю новых хозяев.

Но вот профессор совершает главное дело своей жизни – уникальную операцию эксперимент: он пересаживает псу Шарику человеческий гипофиз от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины 28 лет.

Человек этот – Клим Петрович Чугункин, двадцати восьми лет, судился три раза. “Профессия – игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти – удар ножом в сердце в пивной”.

Читайте также:
Начало романа Булгакова «Белая гвардия». (Анализ 1 главы, 1 части): сочинение

В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо – нелюдь, целиком унаследовавшее “пролетарскую” сущность своего “предка”. Первые произнесенные им слова были ругань, первое отчетливое слова: “буржуи”. А потом – слова уличные: “не толкайся!” “подлец”, “слезай с подножки” и т.п. Это был омерзительный “человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие. Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными ниточками бровей начиналась густая головная щетка”. Так же безобразно вульгарно он и “принарядился”.

Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, “основой” которого был люмпен – пролетарий Клим Чугункин, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Конфликт между профессором Преображенским, Борменталем и человекообразным люмпеном абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. “Человек у двери мутноватыми глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом. “. “Окурки на пол не бросать, – в сотый раз прошу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова. В квартире не плевать! С Зиной всякие разговоры прекратить. Она жалуется, что вы в темноте ее подкарауливаете. Смотрите!“ – негодует профессор. “Что-то вы меня, папаша, больно утесняете, – вдруг плаксиво выговорил он (Шариков) – . Что вы мне жить не даете?” Вопреки недовольству хозяина дома, Шариков живет по-своему, примитивно-паразитически: днем большей частью спит на кухне, бездельничает, творит всяческие безобразия, уверенный, что “в настоящее время каждый имеет свое право”. Усмешка жизни в том, что, едва встав на задние конечности, Шариков готов утеснить, загнать в угол породившего его “папашу” – профессора.

И вот это человекообразное существо требует от профессора документ о проживании, уверенный, что в этом ему поможет домком, который “интересы защищает”.

– Чьи интересы, позвольте осведомиться?

– Известно чьи – трудового элемента.

Филипп Филиппович выкатил глаза.

– Почему же вы – труженик?

– Да уж известно, не непман.

Из этого словесного поединка, пользуясь растерянностью профессора по поводу его происхождения (“вы ведь, так сказать, неожиданно появившееся существо, лабораторное”) гомункулус выходит победителем и требует присвоить ему “наследственную” фамилию Шариков, а имя он себе выбирает Полиграф Полиграфович. Он устраивает дикие погромы в квартире, гоняется (по своей собачей сущности) за котами, устраивает потоп. Все обитатели профессорской квартиры деморализованы, ни о каком приеме пациентов и речи быть не может.

Шариков наглеет с каждым днем. К тому же он находит союзника теоретика Швондера. Именно он, Швондер требует выдачи документа Шарикову, утверждая, что документ самая важная вещь на свете.

– Я не могу допустить пребывания в доме бездокументного жильца, да еще не взятого на воинский учет милицией. А вдруг война с империалистическими хищниками?

– Я воевать не пойду никуда! – вдруг хмуро тявкнул Шариков в шкаф.

– Вы анархист-индивидуалист? – спросил Швондер, высоко поднимая брови.

– Мне белый билет полагается, – ответил Шариков на это.

Страшно то, что бюрократической системе наука профессора не нужна. Ей ничего не стоит, кого угодно назначить человеком. Любое ничтожество, даже пустое место – взять и назначить человеком. Ну, естественно, оформив это соответствующим образом и отразить, как положено, в документах.

Нужно отметить так же Швондера, председателя домкома, который несет не меньшую ответственность, чем профессор, за человекообразного монстра. Швондер поддержал социальный статус Шарикова, вооружил его идейной фразой, он его идеолог, его “духовный пастырь”.

Парадокс же в том, что, как это уже видно хотя бы из приведенного диалога, помогая утвердиться существу с “собачьим сердцем”, он и себе копает яму. Натравливая Шарикова на профессора, Швондер не понимает, что кто-то другой легко может натравить Шарикова на самого же Швондера. Человеку с собачьим сердцем достаточно указать любого, сказать, что он враг, и “от самого Швондера останутся рожки да ножки”. Как это напоминает советское время и особенно тридцатые годы.

Швондер, аллегоричный “черный человек”, снабжает Шарикова “научной” литературой, дает тому на “изучение” переписку Энгельса с Каутским. Звероподобное существо не одобряет ни того, ни другого автора: “А то пишут, пишут. Конгресс, немцы какие-то. “, – брюзжит он. Вывод он делает один: “Надо все поделить”.

– Вы и способ знаете? – спросил заинтересованный Борменталь.

– Да какой тут способ, – становясь словоохотливым после водки, объяснил Шариков, – дело не хитрое. А то что же: один в семи комнатах расселился, штанов у него сорок пар, а другой шляется, в сорных ящиках пропитание ищет.” Так люмпен Шариков инстинктивно “учуял” главное кредо новых хозяев жизни, всех Шариковых: грабь, воруй, растаскивай все созданное, а также главный принцип создававшегося, так называемого социалистического общества: всеобщая уравниловка, называемая равенством. К чему это привело – общеизвестно.

Читайте также:
Анализ эпизода Сцена в Александровской гимназии (по роману М. А. Булгакова Белая гвардия): сочинение

Шариков, поддерживаемый Швондером, все более распоясывается, хулиганит открыто: на слова измученного профессора, что он найдет для Шарикова комнату, чтоб тот съезжал, люмпен отвечает:

– Ну да, такой я дурак, чтобы съехать отсюда, – очень четко ответил Шариков и предъявил ошарашенному профессору бумагу Швондера, что ему полагается в профессорской квартире жилая площадь в 16 метров.

Вскоре “Шариков присвоил в кабинете профессора 2 червонца, пропал из квартиры и вернулся поздно, совершенно пьяный”. Явился он в пречистенскую квартиру не один, а с двумя неизвестными личностями, которые обокрали профессора.

Далее учиняет ночные нападения на дам пречистенской квартиры.

Звездным часом для Полиграфа Полиграфовича явилась его “служба”. Исчезнув из дома, он предстает перед изумленным профессором и Борменталем этаким молодцом, полным достоинства и уважения к себе, “в кожаной куртке с чужого плеча, в кожаных же потертых штанах и высоких английских сапожках. Страшный, неимоверный запах котов сейчас же расплылся по всей передней”. Удивленному профессору он предъявляет бумагу, в которой говорится, что товарищ Шариков состоит заведующим подотделом очистки города от бродячих животных. Конечно, устроил его туда Швондер. На вопрос, почему же от него так отвратительно пахнет, монстр отвечает:

– Ну, что ж, пахнет. известно: по специальности. Вчера котов душили – душили.

Итак, булгаковский Шарик совершил головокружительный прыжок: из бродячих собак – в санитары по очистке города от бродячих собак (и кошек, естественно). Что ж, преследование своих – характерная черта всех Шариковых. Они уничтожают своих, словно заметая следы собственного происхождения.

Следующий ход Шарикова – явление в пречистенскую квартиру вместе с молодой девушкой. “Я с ней расписываюсь, это – наша машинистка. Борменталя надо будет выселить. – крайне неприязненно и хмуро пояснил Шариков”. Конечно, негодяй обманул девушку, рассказывая о себе небылицы. Он вел себя с ней столь безобразно, что в пречистенской квартире вновь вспыхнул грандиозный скандал: доведенные до белого каления профессор и его помощник стали защищать девушку.

Последний, заключительный аккорд шариковской деятельности – донос-пасквиль на профессора Преображенского.

Нужно отметить, что именно тогда, в тридцатые годы донос становится одной из основ “социалистического” общества, которое правильней было бы назвать тоталитарным. Так как только тоталитарный режим может иметь в своей основе донос.

Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, кроме подлости, ненависти, злобы.

Хорошо, что на страницах повести чародею-профессору удалось обратное превращение человека-монстра в животное, в собаку. Хорошо, что профессор понял, что природа не терпит насилия над собой. Увы, в реальной жизни Шариковы победили, оказались живучими, ползущими из всех щелей. Самоуверенные, наглые, уверенные в своих священных правах на все, полуграмотные люмпены довели нашу страну до глубочайшего кризиса, ибо большевистско-швондеровская идея “большого скачка социалистической революции”, глумливое пренебрежение законами развития эволюции могло породить только Шариковых.

В повести Шариков превратился обратно в собаку, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь и в тридцатые – пятидесятые годы травил людей, как когда-то по роду службы бродячих котов и собак. Через всю свою жизнь он пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Вступив в разумную жизнь, он оставался на уровне инстинктов и готов был приспособить всю страну, весь мир, всю вселенную, чтобы их, эти звериные инстинкты удовлетворить. Он гордится своим низким происхождением. Он гордится своим низким образованием. Он гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко – над теми, кто духом высок, кто разумом высок, и потому должны быть втоптаны в грязь, чтоб над ними мог возвыситься Шариков. Невольно задаешь себе вопрос: сколько их было и есть среди нас? Тысячи? Десятки, сотни тысяч?

В нашей стране после революции были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Шариковы, рожденные противоестественным, революционным путем со своей поистине собачьей живучестью, несмотря ни на что, пройдут везде по головам других.

Таковы невеселые раздумья о последствиях большевистской революции и взаимодействия трех ее составляющих: аполитичной науки, агрессивного социального хамства и сниженной до уровня домкома духовной власти.

Симптом духовной катастрофы в Советской России налицо, делает вывод своим произведением, повестью «Собачье сердце», писатель М.А. Булгаков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: