Ершалаимские главы у Булгакова: сочинение

Сочинение Ершалаимские главы в романе Мастер и Маргарита Булгакова

В одном из романов М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» была использована одна из интересных композиционных особенностей – рамочное повествование, то есть помимо главной сюжетной линии, события которой разворачиваются в столице России, присутствует еще одна, разворачивающаяся в Ершалаиме. Второй линия присутствует в произведении для изложения истории Мастера – истории из Евангелия о Боге – Иисусе Христе.

Во второй не менее значимой линии присутствует два главных героя. Первый – нищий бродяга и по совместительству проповедник правды и истины Иешуа Га-Ноцри. Второй – прокуратор Иудеи – Понтий Пилат. Встреча персонажей происходит после того, как первого приговорили к смерти. Понтий Пилат сильно удивляется, когда осужденному удается предугадать его недуг – сильную головную боль и излечить ее.

Бродяга поражает прокуратора Иудеи сообразительностью. Понтию Пилату сразу было понятно, что перед ним находится довольно интересная личность с выдающимися способностями. Прокуратор хотел оказать проповеднику помощь, но приговор обжалованию не подлежал, ведь Иешуа совершил два тяжких преступления – организовал мятеж и нанес оскорбления правящему государю. Понтий Пилат был глубоко поражен тем, что не в состоянии помочь бедняку – впоследствии это мучало его все оставшиеся годы.

Ершалаимские главы фоново отличаются от всего повествования. Для их написания был использован необычайно яркий и живой язык. В этой части романа полностью отсутствует юмор и комизм, который характерен для столичных глав. Манера изложения событий ерашалаимских глав отличается не только возвышенностью, но и определенной долей трагизма и драматизма, что позволяет воссоздать живые картины в воображении читателей.

Московские и ершалаимские главы схожи героями, между которыми можно провести параллель. Мастер схож с проповедником Иешуа, в особенности в отношении с Бездомным. Первый поделился с молодым поэтом собственным жизненным опыт, за счет чего мировоззрение Ивана изменятся.

Для чего же Булгаков включил ершалаимские главы в произведение? Писатель хотел показать всю сложность изложения правды. Понтию Пилату было не сложно сказать истину и защитить проповедника, но это могло стоить прокуратору карьеры и жизни. За два тысячелетия мало что изменилось, царят все те же порядки. Поэты занимаются написанием стихов, но не часто получают доход и признание, но награждаются покоем и счастьем, но уже не в земном мире.

Вариант 2

В произведении Булгакова М.А. основной герой пишет свою книгу, то есть получается, как бы книга в книге. Главы, события которых происходят в Ершалаиме в книге «Мастер и Маргарита» сопоставляются с бытием в городе Москва.

Мыслитель Иешуа становится героем произведения Мастера, как и представитель иудейской власти Понтий Пилат. Те события, которые описаны в романе с чем-то схожи с теми, которые описываются в святой Евангелие.

Иешуа выступает в книге в роли Иисуса, но он более приземленный и очеловеченный. Перед смертью мужчина борется за высшую правду. Мыслитель уверяет, что в мире нет безнадежных и злых людей и отстаивает христианские заповеди.

В книге Мастера представителем власти Иудеи является Понтий Пилат. Он просто обязан допросить Иешуа. В ходе беседы, его изначальное пренебрежительное отношение претерпевает изменение, так как прокуратор видит правду в словах героя. Понтий Пилат стоит на распутье: ему требуется сделать выбор в пользу своей совести или карьеры. Побеждает в итоге желание власти и прокуратор выносит приговор о смерти героя. За свою ошибку ему приходится испытывать мучения совестью и не знать покоя нескончаемые века.

Жизнь в Москве в романе Михаила Афанасьевича Булгакова и Ершалаиимские главы объединяет одна перво идея – это нахождение истины. Эта часть книги наполнена глубоким смыслом. Мыслитель ратует за борьбу против какой-либо власти, он не страшится высказывать собственные мысли и идеи, личности, которая наделена большой властью. В разговоре между мужчинами идет поиск правды. Прокуратор, страшась, потерять свое земное могущество отправляет на казнь безвинного человека, за что и оказывается наказан вечными муками. Всегда истина будет выступать в защиту совести.

Мир Мастера разнится с Москвой автора того времени. В действительности важна финансовая авторитетность и властвует суета, в то время как в мире Мастера жизнь течет медленно и спокойно, принимаются решения о жизни и смерти не спеша в диалоге. Но и в столице каждый день совершаются решение о чей-то жизни и дальнейшей судьбе. Миры такие разные и одновременно очень похожие. Дилемма человека между обязанностью и совестью, нахождением правды бесконечен. Каждый самостоятельно делает свой выбор и берет за него ответ.

Ершалаимские главы несут не типичное решение в композиции романа и являются его важной частью, что существенно оказывает влияние на книгу в целом.

Ершалаимские главы в романе Мастер и Маргарита

Несколько интересных сочинений

Чтобы стать успешным и уважаемым человеком, недостаточно получить дорогое образование на деньги родителей. Надо ещё быть культурным человеком. Образование ещё не говорит об уровне культуры.

Комедия в стихах «Горе от ума» А.С. Грибоедова отразила жизнь дворянства начала 19 века. Главной темой стал конфликт между консервативно настроенным старым поколениям и новаторской молодежью.

Я очень люблю свою улицу. Здесь проходило раннее детство, совершилось столько ярких событий, что забыть их уже невозможно.

В романе слуга Захар неразделимо связан с образом своего барина Ильи Ильича. Они настолько давно вместе, что Захар помнит Обломова младенцем, а сам Илья Ильич помнит своего верного слугу молодым

Читайте также:
Библейские сюжеты в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Герои рассказа типичны для времени правления Николая Первого, их образы позволяют автору показать дух и колорит эпохи, когда казарма считалась наилучшим способом общественного устройства.

Ершалаимские главы в романе Мастер и Маргарита

Роман «Мастер и Маргарита», написанный Михаилом Булгаковым, имеет одну композиционную особенность — это наличие романа в романе. Таким образом, кроме основной сюжетной линии, происходящей в Москве, есть еще одна линия, происходящая в Ершалаиме. Эта вторая линия является романом Мастера, его своеобразным изложением евангельской истории об Иисусе Христе.

Главными героями этой истории являются Иешуа Га-Ноцри — нищий бродяга, проповедник истины — и Понтий Пилат — прокуратор Иудеи. Эти герои встречаются тогда, когда Иешуа приговаривается к смертной казни. Понтий Пилат был удивлен, когда осужденный смог угадать его головную боль и вылечить ее. Иешуа поразил героя своей проницательностью. Понтий Пилат понял, что это непростая личность, выдающаяся. Он захотел помочь бродяге, но никак нельзя было изменить приговор, ведь Иешуа не только обвинялся в организации бунта, но еще и в оскорблении государя. Понтий Пилат был очень разочарован в том, что не смог помочь хорошему человеку. Это волновало его всю его жизнь.

Ершалаимские главы сильно выделяются на фоне всего повествования. Во-первых, они написаны необычайно ярким и живым языком. Во-вторых, здесь нет того юмора и комизма, который присущ московским главам. Язык и манера повествования ершалаимских глав характеризуется некой возвышенностью, трагизмом, драматичностью. Сцены, созданные автором, будто бы оживают в сознании читателя.

Между московскими и ершалаимскими главами можно провести в некотором отношении параллель. Мастер чем-то напоминает Иешуа Га-Ноцри, особенно в отношении с Иваном Бездомным. Мастер делится с юным поэтом своим опытом и мудростью, меняет его мировоззрение. Кстати, у Иешуа тоже был ученик — Левий Матвей, но он отличался от Ивана Бездомного. Левий Матвей больше держался за свое понимание учения наставника, в то время как Бездомный принял понимание Мастера.

Для чего автор вообще включил эту историю в роман? Таким образом писатель хотел показать, что говорить истину нелегко. Понтий Пилат мог сказать правду и защитить Иешуа Га-Ноцри, но это стоило бы ему карьеры, а ,возможно, и жизни. За две тысячи лет ничего не изменилось, и в булгаковской Москве действуют те же порядки. Поэты пишут стихи о том, во что не верят, иначе они не смогут получить доход и признание. Но точно как и в Ершалаиме в Москве тоже есть свои искать истины — Мастер, и его искания были награждены покоем и счастьем, но уже не в земном мире.

2 вариант

Стоит сказать о том, что Булгаковым был создан весьма уникальный стиль, в котором он в одной повествовательной линии смог добавить другие. Благодаря этому, можно увидеть, как в этом произведении центральный герой создал произведение, которое отражено автором. Благодаря Ершалаимским главам в данной истории, автор хотел показать сравнение жизни в Москве с тем, что происходило в произведении. Также, можно добавить и тот факт, что центральными персонажами в произведении явился Иешуа, который представлен в образе бродячего мыслителя. Можно выделить пятого прокуратора Понтия Пилата, который также появляется в рассказе довольно часто. Такой персонаж, как Иешуа сравнивается многими читателями с Иисусом. В основном такое сравнение происходит потому, что события, описанные автором, походят на истории из Евангелие.

Сохранены в Иешуа характер и мысли божественного персонажа. Однако, стоит сказать, что он создан Булгаковым лишь в качестве прототипа для божественного героя, так как является более приземленной и очеловеченной фигурой в произведении. Стоит сказать, что перед тем, как ему будет суждено умереть, он стоит до конца на своих принципах, и в этом вопросе он не намерен отступать от взглядов. Верит герой в то, что не существует исключительно плохих или злых людей, и всех можно перевоспитать. Проповедуя христианство, он старается учить людей доброте, пониманию и заботе друг о друге.

Понтия Пилата автор отобразил в качестве человека, у которого в руках находилась власть. Стоит сказать, что он допрашивал главного героя в лице Иешуа. И если вначале он относился к нему, как к безумцу с рядом отрицательных идей, то, поняв его слова глубже, принял многие из них за справедливые и верные. Несмотря на то, что в душе он хотел помиловать Иешуа, но боялся лишиться своей карьеры, и понял, что все-таки казнит героя. Обманув себя в этом вопросе, герой обрек свою душу на вечные муки и страдания, и теперь ей не суждено обрести покой ни в этом, ни в загробном мире. В Ершалаимских главах отображено то, насколько важно оставаться верным своим идеям и принципам. Стоит сказать, что в них заложен огромный философский смысл, который заключался в том, чтобы донести до читателя то, что следует помогать людям и заботиться о ближних. Произведение получилось очень ярким, интересным, и созданным в совершенно нестандартной форме, благодаря чему читать его становится еще интересней и загадочней.

Также читают:

Картинка к сочинению Ершалаимские главы в романе Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

Во всех пьесах Островского раскрываются образы русских женщин через героинь его пьес. Что же может сближать двух героинь пьесы Н. Островского Бесприданница и Гроза Ларису Огудалову и Катерину Кабанову

Рассказ «После бала» был написан в 1903 году. Данное произведение обладает своими специфическими особенностями, которые требуют особого рассмотрения. Произведение не слишком большое, но имеет точную суть и свои особенности рассказывания.

Читайте также:
Вера в человека и ее воплощение в одном из произведении русской литературы.: сочинение

Глава «О корени происхождения глуповцев» является частью романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города». Произведение было создано в 1870 году.

Одним из замечательных явлений литературы XX века является приход великого писателя, чьи труды почитаемы не только в России, но и за границей.

На картине Серова «Девочка с персиками» на переднем плане изображена девочка. Ей 12-13 лет. Она сидит на стуле. Лицо у нее загорелое, с румянцем. Глаза карие, блестящие, брови черные.

ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА «ЕРШАЛАИМСКИХ» ГЛАВ по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл)

Сюжеты Евангелие интересовали Гёте, в 18 веке написавшего трагедию «Фауст», в которой обратился к образу дьявола Мефистофеля, интересовали Леонида Андреева, который в начале 20 века по-своему интерпретировал сюжет казни Иисуса и образ Иуды в частности. Михаил Булгаков тоже не остался в стороне – «ершалаимские» главы разделяют течение основных событий романа – событий, происходящих в Москве 30х годов. Булгаковым раскрывается персонаж Понтий Пилат. Хоть в Евангелие он не описывается так подробно, писатель показывает его чувства, размышления и даже мучения.

По моим наблюдениям, «Ершалаимская» линия вносит целых 8 проблематик в основной сюжет. Как уже было сказано, Михаил Булгаков сделал акцент на образ Понтия Пилата: во-первых, внимание привлекает контраст отношения прокуратора к Иешуа вначале: обычный бродяга, которых он видел не раз и увидит ещё, и в конце: философ со своей, особенной истиной, человек, открывший глаза Пилату не только на власть, но и на собственную жизнь.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Кстати говоря, власть – вторая проблематика. В сюжете приказывается убить Иешуа из-за того, что он проповедовал новую истину, не выгодную для власти, ломающую её устойчивость. Впоследствии новатора казнили, помиловав убийцу. Думаю, что можно даже не говорить об отстутсвии морали в этом поступке. Печально то, что эта проблема не решилась ни во времена написания Евангелие, ни во времена написания романа «Мастер и Маргарита», ни в наши дни.

Продолжая тему власти, хочется сказать об ещё одной проблематике – проблематике внутренней несвободы от этой самой власти. Ведь Понтий Пилат понял, что Иешуа Га-Ноцри не виновен, понял его истину, но прокуратору пришлось поступить простив себя и своих выводов под давлением Синедриона. Такой поступок прокуратора можно назвать трусливым, а трусость – это следующая проблематика. Игемон проявил слабость в тот момент, когда озвучил, что будет помилован Вар-Равван, хотя хотел помиловать Иешуа. Пилат побоялся потерять свой статус, авторитет и свою обеспеченную жизнь, побоялся презрения народа и коллег. Позже Понтию как бы в упрёк передали, что Иешуа Га-Ноцри считал трусость худшим людским пороком.

Любая провинность влечёт за собой наказание. Наказание Понтия Пилата открывает нам ещё одну проблему – проблему бессметрия. Казалось бы, что плохого в бессмертии? В наши дни многие ученыё стремятся создать лекарства от всех болезней, увеличить продолжительность жизни, то есть, как раз желают раскрыть секрет, как избежать конца жизни. Вспомним Ларру из повести Максима Горького «Старуха Изергиль»: бессмертие стало для него наказанием за гордыню, и так он вечно страдал от того, что люди его не замечают. Таким образом, бессмертие является адом для того, кто обречен на страдания и одиночество. Так и Понтий Пилат лишился сна и претерпевал постоянную головную боль и лишь спустя две тысячи лет обрёл покой и воссоединился с Иешуа.

О спасении прокуратора не было написано в Евангелие – это опять же задумка Булгакова. А так же отличием является образ Иуды: Булгаковым он изображен обычным человеком с красивой внешностью, хотя Андреев создаёт Иуду уродливым и неприятным. Почему писатель не взял Андреевского Иуду за прототип? Здесь поднимается ещё одна проблема – проблема обыденности предательства в наши дни. Для Булгаковского Иуды предательство было обычным делом и не несло такого эмоционального потрясения, как для Иуды из повести Андреева. С помощью этого безразличного образа Булгаков намекает на то, что в современном и ему, и нам обществе много таких «Иуд» – завсегдатых предателей, всегда всё делающих для своей выгоды, даже если если это будет во вред другим.

Вставляя «ершалаиские» сюжеты между московских, автор сравнивает моральное развитие народа, которое тоже является одной из проблем. Как и на казни в Ершалаиме толпа гудела и жаждала крови, так и в современном для романа мире людям были важны только деньги – никаких моральных ценностей.

Удивительно, что в советские времена – времена процветания атеизма, Булгаков обратился к религиозным сюжетам. В этом

кроется последняя проблема – проблема свободы веры. Отец автора был профессором духовной академии, соответсвенно, сам Михаил жил тесно с религией и он негодовал от советских принципов. В его романе каждый верил в то, что хотел: Бездомный поверил в мистику и в Иисуса, Иешуа верил в свою истину, а Берлиоз, не верящий ни во что, был обезглавлен.

Таким образом, философская проблематика «ершалаимских» глав романа «Мастер и Маргарита» обширна и передает большинство мыслей, которые хотел донести автор до читателя. Морали этих глав актуальны для всех времен и достойны внимания читателя любой категории. Булгаков «от противного» показывает нужную модель поведения человека и на примере современности, и на примере религиозных сюжетов

Читайте также:
Первые рассказы и повести Булгакова: сочинение

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id32380

Ершалаимские главы в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»

В своем нашумевшем произведении Михаил Булгаков использует нестандартный авторский прием. Особую роль играют в романе «Мастер и Маргарита» Ершалаимские главы. Они противопоставляются современной Москве описываемого времени. А герои, присутствующие в обеих частях, в конце встречаются. Пересечение сюжетных линий заставляет персонажей поверить в Господа и нечистую силу.

  1. Центральные персонажи
  2. Смысл и роль Ершалаимских глав
  3. Краткое содержание
  4. Понтий Пилат
  5. Казнь на Лысой горе
  6. Спасение Иуды
  7. Погребение и отмщение

Центральные персонажи

Образы главных героев Ершалаимских глав в романе «Мастер и Маргарита» были позаимствованы писателем из евангельских строк. Тут присутствуют и библейские события, например предательство Иуды, казнь Иисуса Христа, и герои-прототипы. Ввел Булгаков события, схожие с историями из Библии, неспроста.

Действующих лиц в данной части произведения не так много:

  1. Прокуратор Иудеи — Понтий Пилат. Он стал пятым человеком, занимающим столь высокую должность. Он вынужден устраивать допрос Иешуа, хотя испытывает к мыслителю симпатию. Прокуратор понимает, что во многом странник прав. Несмотря на это, представитель власти настолько боится потерять свое влияние, что выносит смертный приговор Га-Ноцри. Это решение не приносит герою счастья, ему приходится до конца жизни сожалеть о содеянном.
  2. Иешуа Га-Ноцри — бродячий мыслитель, рассуждающий о том, что неугодно правительству, за что ему приходится поплатиться собственной жизнью. Прототипом главного героя стал Иисус. Это прослеживается в жизненном описании, мышлении и даже внешности, данной автором персонажу. В нем есть божественные черты, но в произведении Булгакова Иешуа приближен к людям. Он очеловечен, обладает приземленными привычками, мыслями. Его цель — отстаивание высшей истины, продвижение в народные массы идеи о несуществовании плохих людей на земле, проповедничество христианских законов. Бескомпромиссность мыслителя приводит того к смерти.

История жизни Иешуа совершенно противоположна Иисусу из Назарета. Отважный и сострадательный человек не является сыном Божьим, поэтому ему не суждено воскреснуть. В Ершалаимские главы Булгаков вложил следующий смысл — прославление человека как высшей ценности. Авторский Понтий Пилат также отличается от своего прототипа. Он более человечный, благородный, сострадательный. В конце произведения герой таки получает прощение.

Смысл и роль Ершалаимских глав

Московская жизнь в романе «Мастер и Маргарита» и главы о Ершалаиме (номер 2, 16, 25, 26) соединены важной идеей — это обретение истины. Иешуа Га-Ноцри популяризует отсутствие власти, он не боится идти против устоев, пропагандировать собственные мысли. Ища истину, герои ведут диалоги.

Понтий Пилат хотел спасти мыслителя-проповедника, но не может пойти против вышестоящей власти. Должностные обязанности заставляют прокуратора Иудеи казнить ни в чем неповинного человека. Физически Иешуа умирает, но обретает духовную победу над противниками, ведь доказывает таким образом правильность собственных утверждений. Прокуратор же теряет после проступка вечный покой. Истина кроется в его совести.

Роль Ершалаимских глав заключается в противопоставлении Москвы древнему городу. Значение в сравнение автор вложил следующее:

  • Беспокойство современного мира и ценность денег.
  • Степенность и размеренность жизни в Ершалаиме, что подталкивает к поиску истины.
  • Принятие судьбоносных решений, вершение судеб.
  • Контрастность параллельных миров, наталкивающая на размышления о вечных проблемах, например, противостояние добра и зла, выбор между честностью перед самим собой и властью.

Это приводит к логичному выводу, что каждый человек ответственен за свою духовную чистоту и покой. Только от его решений и способности нести за них ответственность зависит судьба.

Краткое содержание

Ершалаимские главы — это неотъемлемая часть романа, ставшая композиционной основой. Авторское решение влияет на смысл, заложенный писателем в произведение. Анализ и краткое содержание этой части позволит написать емкое сочинение или подготовить к литературному уроку презентацию по теме. А также понять, зачем Булгаков создал отсылку к Ершалаиму и библейским историям. Чтобы подробнее разобраться в проблематике, рекомендуется читать произведение полностью.

Понтий Пилат

Перед прокуратором Иудеи предстает странник Иешуа Га-Ноцри. Его привели на допрос к Понтию Пилату. Решение было за высокопоставленным наместником римского кесаря. Допрашивая мыслителя-проповедника, прокуратор проникается симпатией к нему. Приговоренный Иудейским Синедрионом к смертной казни считает всех людей добрыми. Симпатия возникает не только из-за мировоззрения Иешуа, но и по причине удивительного излечения им приступа гемикрании.

Понтий Пилат становится сперва на сторону Га-Ноцри. Он утверждает, что приговоренный — лишь душевнобольной, который никогда не подбивал людей к поиску истины и городским беспорядкам. Главная цель прокуратора — держать мыслителя около себя в Кесарийской резиденции.

Несмотря на это, вершителю судеб приносят доказательства подстрекательства со стороны Иешуа. Эти речи растолковали как проповеди, направленные против власти римского кесаря. Пилат пытается все-таки спасти смертника и подсказывает тому, что говорить, дабы скрыть факт подстрекательства. Арестованный не слушает советчика, говорит правду. Тогда тот решает спасти философа, обращается за помощью к первосвященнику Каифу, выпрашивая для Иешуа помилование. Принято решение отпустить Варраввана.

Казнь на Лысой горе

Всех приговоренных к смерти привозят на Лысую гору. Следом за процессией идут зеваки, желающие посмотреть на зрелище. После распятия глазеющие расходятся, не вынося палящего солнца. Остаются только солдаты. О спасении Иешуа молит Левий Матвей — ученик Га-Ноцри, сборщик податей. Но казненный продолжает мучиться от истязаний. Смерть не приходит. Левий проклинает Господа. Иешуа периодически теряет сознание и снова приходит в себя.

Читайте также:
Интеллигенция в произведениях Булгакова: сочинение

Скоро должен пойти дождь. Распятым смачивают губы влажными губками, из которых также можно испить воды. Несчастных добивают солдаты уколами копий в сердца. В это время они произносят слова прославления прокуратора за его великодушие. Дождь разгоняет солдат. Но гроза не становится причиной для побега Левия Матвея, который снимает труп учителя с креста и похищает его.

Спасение Иуды

Ершалаим напитывался каплями дождя. Прокуратор ожидал вестей с места казни. Понтий Пилат зол, он гневно разбивает кувшин с вином, лежит около стола с едой. Перед властителем показывается начальник тайной службы Афраний. Он рассказал, что все прошло хорошо, горожане не буйствуют. Потом гость поведал историю об Иешуа, который отказался от предсмертного питья и доверительно заглядывал в глаза солдатам, улыбаясь при этом растерянной улыбкой.

Га-Ноцри ничего не проповедовал. Он только сказал, насколько порочны трусливые люди. Он никого не винил в своей смерти. Пилат приказывает Афранию похоронить тела казненных людей и позаботиться о безопасности Иуды из Кириафа. До прокуратора дошли слухи, что того должны зарезать в скором времени.

Погребение и отмщение

Нет прокуратору покоя. Мужчина ощущает, что утратил что-то ценное. Свою безнадегу он пытается исправить мелкими поступками. Порой его утешают беседы с Бангой (псом). Афраний отправляется к Низе — возлюбленной Иуды. В это время предатель получает вознаграждение за предательство Иешуа во дворце Каифы.

Стоит праздничная ночь Пасхи. Иуда встречается с Низой. Она попросила встретиться в масличном саду. Там с предателем расправляются мужчины, нанятые Афранием по приказу Понтия Пилата. Лишается Иуда не только жизни, но и кошелька, заполненного тридцатью сребрениками.

Прокуратору снится, как он идет подле с Иешуа. Их путь освещает лунная дорога. Они спорят и ведут счастливую беседу. Пилату кажется, что казни не было. Подле него идет Банга. Мужчина рассказывает о том, что понимает, почему трусость является главным пороком. Сейчас бы он распрощался с карьерой ради спасения жизни мыслителю.

Левий Матвей отдает тело Иешуа. Он собирается отомстить Иуде, убить того. Но о смерти предателя ученику философа сообщает прокуратор.

Ершалаимские главы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» – анализ, суть и описание образов

Проповедник Га-Ноцри

Евангельским прообразом персонажа традиционно считается Иисус Христос. Так же как и сын Божий бродяга ходит по миру и философствует на определенную тему. Зачем Булгакову понадобилось ввести в книгу подобную фигуру понятно: ведь раз есть дьявол, то должна присутствовать и противоположная сила. Тем не менее образ Иешуа не так однозначен и не настолько близок к библейскому, как может показаться на первый взгляд. Литературоведами названы четыре версии того, с кем писатель мог отождествлять одно из ключевых действующих лиц религиозной части произведения:

  • Христос;
  • Мастер;
  • Воланд;
  • он сам.

Несмотря на то что даже школьник увидит сходство между Господом и проповедником из романа Мастера, Михаил Афанасьевич наделяет арестованного рядом существенных отличий от содержания Священного Писания. Так, у Иешуа неизвестна мать, в то время как Иисуса доподлинно родила Мария. Книжный герой младше библейского — ему не тридцать три года, а около двадцати семи. Отличает прототип от воплощения и такой немаловажный момент, как форма казни — Христа распяли на кресте, а ершалаимского бунтаря повесили на столбе, проткнув сердце копьем. И в отличие от Библии, человек просит его отпустить.

Если первые два толкования сущности Га-Ноцри кажутся вполне объективными и объяснимыми, то уж образ Князя тьмы и самого Булгакова не сразу связывается в уме с книжным арестантом, подвергшимся казни на Лысой горе. Как и Мастера, великого русского писателя-мистика роднит с молодым философом отсутствие понимания со стороны толпы и сильных мира сего. Аналогией между противостоянием Иешуа власти в лице Пилата является борьба Мастера с литературной средой Москвы 30-х годов, а самого автора бессмертного романа — с системой, царившей примерно в то же время.

Булгаков, в точности, как и его герой, сжигает первую редакцию «Фантастического романа», который был рабочим названием «Мастера и Маргариты», после отказа в публикации пьесы «Кабала святош», что подтверждает его близость к поэту и к философу в книге.

Прокуратор Иудеи

В главе номер два романа «Понтий Пилат» перед читателем предстает еще один персонаж библейских событий. Говоря о том, что же все-таки объединяет воплощения Воланда и Га-Ноцри, образ ершалаимского судьи будет рассмотрен как нельзя кстати, ведь в предводителе темных сил сочетаются они оба. Мистическая сущность Сатаны в книге, как и загадочность самого писателя, порой наводит на мысль, что черный маг понемногу существует в каждом из персонажей произведения. Так, с Иешуа Воланда роднит отсутствие постоянного пристанища, знание нескольких языков, мудрость и мнение окружающих об их безумстве.

Увидеть же сходство между прокуратором и Князем тьмы в тексте проблема куда более разрешимая. Пилат, как и дьявол, будучи под гнетом власти, имеющей оборотную сторону в виде грехов, совершает поступки и принимает решения противоречащие понятиям морали и добра.

Вот почему обе эти фигуры значительны своим всесилием и каждый из них в отдельности выступает в качестве антипода святости, заключенной в молодом бродяге-философе.

Писатель неслучайно вновь обращается к древнему сюжету — Бог и Антихрист вечны, а значит вечны и сказания о них.

Читайте также:
Анализ главы 1 части первой из романа Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Как и авторское переложение образа Христа в персонаже Га-Ноцри, Понтий Пилат в «Мастере и Маргарите» несколько отличается от своего исторического прообраза. Например, новозаветный префект Иудеи трижды отказывался придать казни Иисуса. Однако, сходства с библейским прототипом дают основания полагать, что менять судьбу прокуратора на страницах романа Булгаков не был настроен, но тем не менее прощению Пилата дано более развернутое толкование, нежели в Евангелии. Тема угрызений совести судьи и его духовного состояния заключает в себе один из главных смыслов величайшего романа.

Диалог героев

Смысл разговора между игемоном и бунтарем, как и весь роман Булгакова в целом сводится к вопросам добра и зла, свободы и ее отсутствия, власти и анархии. Глубоким посылом для читателя выступает то, как образ и слова Иешуа смогли повлиять на иудейского прокуратора, коснуться его души и возродить ее.

Символизм носит в себе даже недуг, который мучает Пилата — гемикрания, поражающая невыносимой болью ровно половину головы. Натура ершалаимского судьи двойственна, его душа еще не полностью закостенела на беспринципной службе, а значит и он сам находится в состоянии дисгармонии и замешательства.

Появление Га-Ноцри играет для прокуратора и его духовной кармы решающую роль. Пораженный тем, как тонко чувствует философ истину, заключавшуюся в желании Пилата погладить свою собаку Бангу, способную хоть ненамного облегчить его страдания, игемон меняется и сам. Прощение проповедника станет для него самым главным смыслом как на остаток жизни, так и после нее. Анализ эпизодов общения судьи и арестанта позволяет говорить о связи античного романа с Москвой тогдашнего периода и его сравнении с ней.

Толпа олицетворяет собой столичное общество, стадные инстинкты которого, как и бездумное потребительство обличаются Воландом и свитой на представлении в театре Варьете. Сам Иешуа и его истина — это будто бы Мастер и истинное литературное искусство, живущее в нем. В лице игемона воплощена вся сущность советской власти и литературной системы. Все четыре основные сюжетные линии произведения Булгакова тесно переплетены между собой в виртуозной задумке гениального русского писателя. Мистику удалось затронуть и раскрыть тему дьявольщины и евангелических текстов новаторски и гармонично.

Художественные особенности

Читать библейские части романа по ощущениям получается совсем иначе, нежели московские. Сатирическое описание порочной столицы и проделки воландовской свиты, презентация сеанса черной магии в театре Варьете и полет главной героини на метле — все это проглатывается на одном дыхании и имеет свою атмосферу. Античные главы в романе «Мастер и Маргарита» отличает даже особый авторский слог:

  • неспешный,
  • выдержанный,
  • безэмоциональный.

В изложении иудейских событий полностью отсутствует какая-либо авторская точка зрения и оценка происходящего.

Несмотря на то что история о Понтии Пилате и Иешуа заключена всего в нескольких частях произведения, она играет важнейшую роль как в рамочной композиции романа, так и в смысловой нагрузке книги. Примечательно, что отрывки из фантастического города распределены в тексте булгаковского творения особым образом:

  • Глава 2 «Понтий Пилат» — рассказана Воландом на Патриарших.
  • Глава 16 «Казнь» — снится Бездомному в психиатрической больнице.
  • Главы 25 «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа» и 26 «Погребение» были прочтены Маргаритой после того, как мессир возродил роман Мастера из пепла.

Тридцать вторая глава детища Михаила Афанасьевича трактуется литературоведами двойственно. Будучи соединением ранее не соприкасавшихся мест повествования — Москвы и Ершалаима, «Прощение и вечный приют» официально не считается пятой частью центра композиции, а относится к общей линии повествования. Мостами, связывающими Иудею и столицу на страницах книги, становятся Левий Матвей и Афраний.

Своего последователя Иешуа успевает отправить к Воланду с просьбой даровать вечный покой Мастеру и его преданной музе и возлюбленной.

Начальник секретной стражи при Понтии Пилате, будучи малоприметным персонажем, играет в произведении одну из самых мистических ролей. История с перстнем, полученным за расправу с Иудой, донесшим на Га-Ноцри, роднит его с Князем Тьмы, носящим похожее украшение на руке в московской реальности романа.

Роль в произведении

Образ этого героя в романе символизирует всевидящее око Сатаны и не исключает его личного присутствия в ходе действия античной части книги в воплощении именно Афрания. В пользу такой версии говорит и режиссерское видение блестящей экранизации Владимира Бортко, где начальник секретной стражи и Воланд говорят голосом одного и того же актера.

Значение в «Мастере и Маргарите» ершалаимских глав заключается не только в содержании дела жизни главного героя, труда, за который он поплатился рассудком и верой, но и в том контрасте, который показан Булгаковым между Иудеей и Москвой. Несмотря на то что темы, поднимаемые в беседе участников античных сцен, перекликаются с общей идеей произведения, Ершалаим показан спокойным и умудренным на фоне хаотичной и дерганой столицы. И хотя автор проводит массу параллелей между событиями двух миров, духовно фантастический город стоит на порядок выше реального.

Вот почему власть, воплощенная в образе Понтия Пилата, в рукописи Мастера способна воззвать к совести и снизойти до поиска прощения от ложно осужденного. В Москве этого нет, ведь даже получив порцию справедливого возмездия от приспешников дьявола, большая часть столичных персонажей не обретет духовного перерождения — большинство из них просто напуганы проделками нечистой силы.

Тем самым писатель отражает в произведении незрелость современного ему общества и порочность правящего строя, которым, в отличие от библейских персонажей, далеко до внутреннего преображения. Таким образом, ершалаимские главы в книге выступают одновременно и лакмусовой бумажкой для мира, окружающего Булгакова, и смысловым центром произведения — теми самыми «рукописями», которые «не горят».

Читайте также:
«Настоящий писатель — то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди» (по повести Булгакова «Собачье сердце»): сочинение

Ершалаимские главы в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита», написанный Михаилом Булгаковым, имеет одну композиционную особенность — это наличие романа в романе. Таким образом, кроме основной сюжетной линии, происходящей в Москве, есть еще одна линия, происходящая в Ершалаиме. Эта вторая линия является романом Мастера, его своеобразным изложением евангельской истории об Иисусе Христе.

Главными героями этой истории являются Иешуа Га-Ноцри — нищий бродяга, проповедник истины — и Понтий Пилат — прокуратор Иудеи. Эти герои встречаются тогда, когда Иешуа приговаривается к смертной казни. Понтий Пилат был удивлен, когда осужденный смог угадать его головную боль и вылечить ее. Иешуа поразил героя своей проницательностью. Понтий Пилат понял, что это непростая личность, выдающаяся. Он захотел помочь бродяге, но никак нельзя было изменить приговор, ведь Иешуа не только обвинялся в организации бунта, но еще и в оскорблении государя. Понтий Пилат был очень разочарован в том, что не смог помочь хорошему человеку. Это волновало его всю его жизнь.

Ершалаимские главы сильно выделяются на фоне всего повествования. Во-первых, они написаны необычайно ярким и живым языком. Во-вторых, здесь нет того юмора и комизма, который присущ московским главам. Язык и манера повествования ершалаимских глав характеризуется некой возвышенностью, трагизмом, драматичностью. Сцены, созданные автором, будто бы оживают в сознании читателя.

Между московскими и ершалаимскими главами можно провести в некотором отношении параллель. Мастер чем-то напоминает Иешуа Га-Ноцри, особенно в отношении с Иваном Бездомным. Мастер делится с юным поэтом своим опытом и мудростью, меняет его мировоззрение. Кстати, у Иешуа тоже был ученик — Левий Матвей, но он отличался от Ивана Бездомного. Левий Матвей больше держался за свое понимание учения наставника, в то время как Бездомный принял понимание Мастера.

Для чего автор вообще включил эту историю в роман? Таким образом писатель хотел показать, что говорить истину нелегко. Понтий Пилат мог сказать правду и защитить Иешуа Га-Ноцри, но это стоило бы ему карьеры, а ,возможно, и жизни. За две тысячи лет ничего не изменилось, и в булгаковской Москве действуют те же порядки. Поэты пишут стихи о том, во что не верят, иначе они не смогут получить доход и признание. Но точно как и в Ершалаиме в Москве тоже есть свои искать истины — Мастер, и его искания были награждены покоем и счастьем, но уже не в земном мире.

Главные герои Ершалаимских глав

В качестве главных героев в произведении Мастера выступают бродячий мыслитель по имени Иешуа и пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат. В образе Иешуа Га-Ноцри без труда читается схожесть с Иисусом, а сами главы несколько похожи на события, которые описаны в Евангелие.

Иешуа Га-Ноцри

Иешуа Га-Ноцри сохраняет божественные черты своего прототипа. Но Булгаков показывает его более приземленным, очеловеченным. Перед лицом гибели герой отстаивает высшую истину, в этом вопросе он бескомпромиссен. Он уверен, что нет на земле плохих людей, проповедует законы христианства.

Понтий Пилат

В ерашалаимских главах Понтий Пилат является представителем власти. Он вынужден допрашивать Иешуа. В начале он относится к нему с явным пренебрежением. Но в ходе разговора понимает, что герой во многом прав. Прокуратору предстоит сделать сложный выбор между совестью и карьерой. Боясь потерять власть, судья выносит смертный приговор. Но за обман самого себя и за несправедливое и незаслуженное лишение жизни честного человека, вынужден страдать целую вечность. Муки совести теперь всегда будут преследовать Понтия Пилата, не давая обрести покой.

Мастер и Маргарита — Булгаков Михаил

– Фу ты черт, – неожиданно воскликнул мастер, – ведь это, подумать только, – он затушил окурок в пепельнице и сжал голову руками, – нет, послушай, ты же умный человек и сумасшедшей не была. Ты серьезно уверена в том, что мы вчера были у сатаны?

  • Совершенно серьезно, – ответила Маргарита.
  • Конечно, конечно, – иронически заметил мастер, – теперь, стало быть, налицо вместо одного сумасшедшего двое! И муж и жена.

– Он воздел руки к небу и закричал: – Нет, это черт знает что такое, черт, черт, черт!

Вместо ответа Маргарита обрушилась на диван, захохотала, заболтала босыми ногами и потом уж вскричала:

  • Ой, не могу! Ой, не могу! Ты посмотри только, на что ты похож!

Отхохотавшись, пока мастер сердито поддергивал больничные кальсоны, Маргарита стала серьезной.

3 стр., 1265 слов

Тема христианского всепрощения в романе М.А. Булгакова «Мастер …

… в должности «ознакомителя иностранцев с достопримечательностями столицы», Алоизий Могарыч, журналист. Все трое — предатели. Иуда предает Иешуа, Могарыч — Мастера, Майгель — Воланда и его окружение, включая Мастера и Маргариту. … романе Мастера зло концентрируется в одном Пилате, Кайфа с его синедрионом — не в счет. Зато во «внешнем» романе … неизвестно каким образом ставший на дороге всадника …

– Ты сейчас невольно сказал правду, – заговорила она, – черт знает, что такое, и черт, поверь мне, все устроит! – глаза ее вдруг загорелись, она вскочила, затанцевала на месте и стала вскрикивать: – Как я счастлива, как я счастлива, как я счастлива, что вступила с ним в сделку! О, дьявол, дьявол! Придется вам, мой милый, жить с ведьмой. – После этого она кинулась к мастеру, обхватила его шею и стала его целовать в губы, в нос, в щеки. Вихры неприглаженных черных волос прыгали на мастере, и щеки и лоб его разгорались под поцелуями.

  • А ты действительно стала похожей на ведьму.
  • А я этого и не отрицаю, – ответила Маргарита, – я ведьма и очень этим довольна!
Читайте также:
История создания романа «Мастер и Маргарита»: сочинение

– Ну, хорошо, – ответил мастер, – ведьма так ведьма. Очень славно и роскошно! Меня, стало быть, похитили из лечебницы! Тоже очень мило. Вернули сюда, допустим и это… Предположим даже, что нас не хватятся, но скажи ты мне ради всего святого, чем и как мы будем жить? Говоря это, я забочусь о тебе, поверь мне.

В этот момент в оконце показались тупоносые ботинки и нижняя часть брюк в жилочку. Затем эти брюки согнулись в колене, и дневной свет заслонил чей-то увесистый зад.

  • Алоизий, ты дома? – спросил голос где-то вверху над брюками, за окном.
  • Вот, начинается, – сказал мастер.
  • Алоизий? – спросила Маргарита, подходя ближе к окну, – его арестовали вчера. А кто его спрашивает? Как ваша фамилия?

В то же мгновение колени и зад пропали, и слышно было, как стукнула калитка, после чего все пришло в норму. Маргарита повалилась на диван и захохотала так, что слезы покатились у нее из глаз. Но когда она утихла, лицо ее сильнейшим образом изменилось, она заговорила серьезно и, говоря, сползла с дивана, подползла к коленям мастера и, глядя ему в глаза, стала гладить голову.

– Как ты страдал, как ты страдал, мой бедный! Об этом знаю только я одна. Смотри, у тебя седые нитки в голове и вечная складка у губ. Мой единственный, мой милый, не думай ни о чем. Тебе слишком много пришлось думать, и теперь буду думать я за тебя! И я ручаюсь тебе, ручаюсь, что все будет ослепительно хорошо.

– Я ничего и не боюсь, Марго, – вдруг ответил ей мастер и поднял голову и показался ей таким, каким был, когда сочинял то, чего никогда не видел, но о чем наверно знал, что оно было. – И не боюсь потому, что я все уже испытал. Меня слишком пугали и ничем более напугать не могут. Но мне жалко тебя, Марго, вот в чем фокус, вот почему я твержу об одном и том же. Опомнись! Зачем тебе ломать свою жизнь с больным и нищим? Вернись к себе! Жалею тебя, потому это и говорю.

– Ах, ты, ты, – качая растрепанной головой, шептала Маргарита, – ах, ты, маловерный, несчастный человек. Я из-за тебя всю ночь вчера тряслась нагая, я потеряла свою природу и заменила ее новой, несколько месяцев я сидела в темной каморке и думала только про одно – про грозу над Ершалаимом, я выплакала все глаза, а теперь, когда обрушилось счастье, ты меня гонишь? Ну что ж, я уйду, я уйду, но знай, что ты жестокий человек! Они опустошили тебе душу!

9 стр., 4481 слов

Кто такой имиджмейкер? — Имиджмейкер не делает людей красивыми. …

… имиджмейкеров. Все очень просто. Имиджмейкер в России — нелегальная профессия Скажу сразу, что профессия «имиджмейкер», … это искусство быть собой, искусство … но стала одной … имиджмейкер. Выявить закономерности и способы формирования позитивного имиджа в глазах … имиджмейкера. С каждым годом интерес людей к своей внешности и здоровью растет, многие стремятся сделать успешную карьеру, создать счастливую …

Горькая нежность поднялась к сердцу мастера, и, неизвестно почему, он заплакал, уткнувшись в волосы Маргариты. Та, плача, шептала ему, и пальцы ее прыгали на висках мастера.

– Да, нити, нити, на моих глазах покрывается снегом голова, ах, моя, моя много страдавшая голова. Смотри, какие у тебя глаза! В них пустыня… А плечи, плечи с бременем… Искалечили, искалечили, – речь Маргариты становилась бессвязной, Маргарита содрогалась от плача.

Тогда мастер вытер глаза, поднял с колен Маргариту, встал и сам и твердо сказал:

  • Довольно! Ты меня пристыдила. Я никогда больше не допущу малодушия и не вернусь к этому вопросу, будь покойна. Я знаю, что мы оба жертвы своей душевной болезни, которую, быть может, я передал тебе… Ну что же, вместе и понесем ее.

Примеры похожих учебных работ

Мастер и маргарита казнь анализ. Анализ эпизода Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри — . …

… тут же озвучил для записи в протокол: игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа и состава преступления в нем не нашел. «- Все о нем? – спросил Пилат …

Понтий Пилат и Иешуа (встреча, разговор,спор, диалог) в романе Мастер и Маргарита

… продолжение диалога, в своем воспаленном и измученном совестью разуме. Сочинение Иешуа и Понтий Пилат в романе Булгакова Мастер и Маргарита Герои романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри встречаются при весьма …

Образ и характеристика Понтия Пилата в романе Мастер и Маргарита Булгакова

… И тогда в конце пути станешь, как Понтий Пилат: «свободным». Образ и характеристика Понтия Пилата в романе Мастер и Маргарита … В любом случае, Пилат во всех смыслах сильный человек проявил слабость. Сочинение Характеристика и образ Понтия Пилата …

Читайте также:
Тема добра и зла в романе “Мастер и Маргарита” М. Булгакова: сочинение
Образ Понтия Пилата и проблема совести

… Место романа в творчестве писателя. 2. Образ Понтия Пилата. 3. Преступление и муки совести. 4. Образ Мастера. 5. Воздаяние. Трусость — мать … человек делает в своей жизни. Пилат сделал свой выбор. И самую большую проблему составляет то, что действиями …

Роковой выбор Понтия Пилата в романе М Булгакова «Мастер и Маргарита

… добрые люди»? Ты всех, что ли, так называешь? Всех, — ответил арестант, — злых людей нет на свете». И он не … чтобы подчеркнуть состояние прокуратора. И все же возникает вопрос, почему же так не любил Пилат … в итоге всадник Понтий Пилат передумал и …

Смысл Ершалаимских глав

Московская жизнь в романе Булгакова и Ершалаимские главы объединены важной идеей. Она заключается в поиске истины. Ершалаимские главы имеют глубокий философский смысл. Иешуа пропагандирует отсутствие власти, он не боится противопоставлять свои идеи человеку, который занимает гораздо более высокий статус и имеет власть над ним самим. В процессе поиска истины проходит значительная часть диалога героев. Понтий Пилат мог спасти Иешуа, он понимал, что так будет правильно. Но выбор, сделанный человеком власти, только доказывает правоту проповедника. Ограниченный властью и должностными обязанностями, Пилат не может помиловать ни в чем не повинного человека. Этот выбор стоит ему многого: сохранив земную власть Пилат теряет вечный покой. Истина оказывается на стороне совести, и проповедник даже погибая на кресте оказывается прав.

Библейский прокуратор и герой романа

Многие детали образа прокуратора писатель заимствовал из поэмы о Понтии Пилате, написанной Г. Петровским в 1893 г. Он брал также детали образа из исторических хроник, описывающих сражение при Идиставизо. Упоминание об этой битве, произошедшей под руководством Германика в 16 году, говорит о храбрости Пилата, его достоинстве. Этот древний бой не выдуман. Битва действительно существовала. Но был ли Пилат в действительности участником сражений — неизвестно.

Конец Пилата, который в романе живет в горах и смотрит на луну, — это уже выдумка писателя. Она исходит из германского мифа о человеке, который живет на горном хребте и каждую пятницу спускается к реке отмыть руки, которые, как он чувствует, все еще в крови. Всадник Золотое копье и евангельский Пилат в действительности во многом разнятся. Это образы скопированные, но не идентичные.

Мастер отпускает в финале своего героя, дав ему тот лунный свет, о котором тот мечтал. И одновременно он отпускает свою тоску от неисполненного долга. Он не смог донести современникам истину о любви и распятии этой любви. И только теперь прощает сам себя.

Роль Ершалаимских глав в романе

В «Мастере и Маргарите» история о Га-Ноцри и Понтии Пилате является ярким противопоставлением современной автору Москве. В реальности царят беспокойство и материальные ценности, в то время как в Ершалаиме – степенная и размеренная атмосфера располагает к поиску истины в долгих беседах. Принятие решения имеет судьбоносный характер для обоих героев, но и в Москве в это время решаются судьбы. Контраст двух миров говорит не только о течении времени и разнице в восприятии мира. Он также наталкивает читателя на мысль, что темы, поднимаемые автором, действительно вечны. Противоборство добра и зла оказывается не таким уж и явным – грань между ними еле заметна. Выбор человека между честностью и властью, совестью и долгом, истиной и положением вечен. Каждый сам должен принимать решения и нести за них ответственность.

Таким образом, мы видим, что Ершалаимские главы – не просто неотъемлемая часть произведения Булгакова, а важное композиционное решение, прямым образом влияющее на смысл романа. Данная статья поможет написать сочинение на тему «Ершалаимский мир в романе «Мастер и Маргарита» и описать его основных героев, смысл и роль для всего произведения.

Краткое содержание

Ершалаимские главы — это неотъемлемая часть романа, ставшая композиционной основой. Авторское решение влияет на смысл, заложенный писателем в произведение. Анализ и краткое содержание этой части позволит написать емкое сочинение или подготовить к литературному уроку презентацию по теме. А также понять, зачем Булгаков создал отсылку к Ершалаиму и библейским историям. Чтобы подробнее разобраться в проблематике, рекомендуется читать произведение полностью.

Понтий Пилат

Перед прокуратором Иудеи предстает странник Иешуа Га-Ноцри. Его привели на допрос к Понтию Пилату. Решение было за высокопоставленным наместником римского кесаря. Допрашивая мыслителя-проповедника, прокуратор проникается симпатией к нему. Приговоренный Иудейским Синедрионом к смертной казни считает всех людей добрыми. Симпатия возникает не только из-за мировоззрения Иешуа, но и по причине удивительного излечения им приступа гемикрании.

Понтий Пилат становится сперва на сторону Га-Ноцри. Он утверждает, что приговоренный — лишь душевнобольной, который никогда не подбивал людей к поиску истины и городским беспорядкам. Главная цель прокуратора — держать мыслителя около себя в Кесарийской резиденции.

Несмотря на это, вершителю судеб приносят доказательства подстрекательства со стороны Иешуа. Эти речи растолковали как проповеди, направленные против власти римского кесаря. Пилат пытается все-таки спасти смертника и подсказывает тому, что говорить, дабы скрыть факт подстрекательства. Арестованный не слушает советчика, говорит правду. Тогда тот решает спасти философа, обращается за помощью к первосвященнику Каифу, выпрашивая для Иешуа помилование. Принято решение отпустить Варраввана.

Читайте также:
Значение эпиграфа в романе «Мастер и Маргарита»: сочинение

Казнь на Лысой горе

Всех приговоренных к смерти привозят на Лысую гору. Следом за процессией идут зеваки, желающие посмотреть на зрелище. После распятия глазеющие расходятся, не вынося палящего солнца. Остаются только солдаты. О спасении Иешуа молит Левий Матвей — ученик Га-Ноцри, сборщик податей. Но казненный продолжает мучиться от истязаний. Смерть не приходит. Левий проклинает Господа. Иешуа периодически теряет сознание и снова приходит в себя.

Скоро должен пойти дождь. Распятым смачивают губы влажными губками, из которых также можно испить воды. Несчастных добивают солдаты уколами копий в сердца. В это время они произносят слова прославления прокуратора за его великодушие. Дождь разгоняет солдат. Но гроза не становится причиной для побега Левия Матвея, который снимает труп учителя с креста и похищает его.

Спасение Иуды

Ершалаим напитывался каплями дождя. Прокуратор ожидал вестей с места казни. Понтий Пилат зол, он гневно разбивает кувшин с вином, лежит около стола с едой. Перед властителем показывается начальник тайной службы Афраний. Он рассказал, что все прошло хорошо, горожане не буйствуют. Потом гость поведал историю об Иешуа, который отказался от предсмертного питья и доверительно заглядывал в глаза солдатам, улыбаясь при этом растерянной улыбкой.

Га-Ноцри ничего не проповедовал. Он только сказал, насколько порочны трусливые люди. Он никого не винил в своей смерти. Пилат приказывает Афранию похоронить тела казненных людей и позаботиться о безопасности Иуды из Кириафа. До прокуратора дошли слухи, что того должны зарезать в скором времени.

Погребение и отмщение

Нет прокуратору покоя. Мужчина ощущает, что утратил что-то ценное. Свою безнадегу он пытается исправить мелкими поступками. Порой его утешают беседы с Бангой (псом). Афраний отправляется к Низе — возлюбленной Иуды. В это время предатель получает вознаграждение за предательство Иешуа во дворце Каифы.

Стоит праздничная ночь Пасхи. Иуда встречается с Низой. Она попросила встретиться в масличном саду. Там с предателем расправляются мужчины, нанятые Афранием по приказу Понтия Пилата. Лишается Иуда не только жизни, но и кошелька, заполненного тридцатью сребрениками.

Прокуратору снится, как он идет подле с Иешуа. Их путь освещает лунная дорога. Они спорят и ведут счастливую беседу. Пилату кажется, что казни не было. Подле него идет Банга. Мужчина рассказывает о том, что понимает, почему трусость является главным пороком. Сейчас бы он распрощался с карьерой ради спасения жизни мыслителю.

Левий Матвей отдает тело Иешуа. Он собирается отомстить Иуде, убить того. Но о смерти предателя ученику философа сообщает прокуратор.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Мастер и Маргарита»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Мастер и Маргарита»
  • для самых компанейских — Главные герои «Мастер и Маргарита»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Мастер и Маргарита»
  • для самых любопытных — Анализ «Мастер и Маргарита» Булгаков

Идейное значение ершалаимских сцен романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» читают и любят во многом именно благодаря его «древней» части. Здесь содержится оригинальная версия тех событий, о которых рассказывает нам Евангелие. Главные герои ершалаимских глав — пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат и нищий бродяга Иешуа Га-Ноцри, в котором угадывается Иисус Христос. Зачем Булгаков нам о них рассказывает? Думаю, чтобы дать высокий образец, с которым можно сравнить пошлую московскую жизнь. И написаны эти главы иначе, чем современная часть романа. Как торжественно и тревожно звучит: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над ипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды. Пропал Ершалаим — великий город, как будто не существовал на свете». Кажется, будто переносишься на две тысячи лет назад, во времена Христа, и воочию наблюдаешь давнюю трагедию.
Пилат впервые видит Иешуа и сперва относится к нему с нескрываемым презрением. И лишь когда невзрачный арестант исцеляет его от страшной и прежде неистребимой головной боли, прокуратор начинает постепенно понимать, что перед ним — незаурядный человек. Пилат сначала думает, что Иешуа — великий врач, потом — что великий философ. Прокуратор надеется спасти понравившегося ему человека, убедившись во вздорности выдвинутых против Га-Ноцри обвинений в намерении разрушить ершалаимский храм. Однако тут всплывает куда более серьезное прегрешение — нарушение «закона об оскорблении величества». И Пилат трусит перед жестоким кесарем Тиверием. Иешуа пытается убедить прокуратора, что «правду говорить легко и приятно». Пилат же знает, что поступить «по правде» — отпустить ни в чем не повинного арестанта может стоить ему карьеры. Осудив Иешуа на смерть, прокуратор старается соблюсти букву закона, но одновременно хочет поступить по совести и спасти осужденного от смерти. Понтий Пилат вызывает главу Синедриона Кай-фу и убеждает его помиловать Га-Ноцри. Но первосвященник сам подстроил ловушку для Иешуа с помощью Иуды из Кириафа. Кайфе нужно погубить нового проповедника, своим учением подрывающего власть иудейского духовенства. Когда Пилат понимает, что казнь неизбежна, его начинает мучить совесть. Пытаясь успокоить ее, прокуратор организует убийство предателя Иуды, но все напрасно. Лишь во сне Пилат может вновь увидеться с казненным Иешуа и закончить спор об истине. Наяву же он с ужасом сознает, что последствия собственного малодушия необратимы, что «казнь была». Только в финале романа раскаяние в конце концов освобождает прокуратора от вечных мук, и он вновь встречается с Га-Ноцри. Но встреча эта происходит не на земле, а в звездном небе.
История Пилата и Иешуа доказывает, что отнюдь не все люди добрые, как полагает Га-Ноцри. Последний рассказывает нам, каким должно быть общество, живущее по заветам христианства. Но от этого идеала очень далека как древняя Римская империя, так и современная Булгакову Москва. Среди персонажей московских сцен нет ни праведников, ни тех, кто раскаивается в содеянном зле. Мастер способен написать гениальный роман о Понтий Пилате. Однако он уже не считает, что «правду говорить легко и приятно». Кампания травли убедила Мастера, что это совсем не так. Автор романа о Пилате оказался сломлен неблагоприятными жизненными обстоятельствами, оставил надежды на публикацию своего произведения, отказался от борьбы. Мастер теперь не верит, что все люди добрые. Он, в отличие от Иешуа, не готов умереть за свои убеждения. Да и не дело писателя погибать за роман. Нет в булгаковской Москве и тех, кого, подобно Пилату, мучает нечистая совесть. Лишь на мгновение прозревает собственную бездарность поэт Рюхин, не верящий в те бодрые революционные лозунги, которые озвучивает в праздничных стихах. Однако тут же заливает свое горе водкой. Невозможно представить себе Берлиоза, Латунского или других гонителей Мастера, мучающихся угрызениями совести. Персонажи московских сцен выглядят на порядок мельче персонажей сцен ершалаимских.
С образом Понтия Пилата связана и тема власти, волновавшая Булгакова. Писатель видел произвол режима, установившегося в стране после 1917 года. На примере из истории зарождения христианства он пытался понять, почему государственная власть оказывается враждебна свободной личности. Иешуа утверждает, что «всякая власть является насилием над людьми, и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».
Чтобы опровергнуть идеи Га-Ноцри, Пилат-не находит ничего лучшего, как произнести неискреннюю здравицу в честь презираемого им императора Тиверия. Это понадобилось прокуратору. Для демонстрации присутствующим при допросе секретарю и солдатам конвоя своей лояльности кесарю и несочувствия мысли красноречивого арестанта о царстве справедливости, где в императорской власти отпадет всякая нужда. И тут же не фальшивой декларацией, а делом доказывает, что Иешуа прав в своей оценке существующей власти. Обрекая на мучительную казнь невиновного, Пилат свершает не имеющее никаких оправданий насилие. Когда-то прокуратор был храбрым воином. Теперь же, став наместником Иудеи, он боится свершить правое дело, освободить от наказания человека; неповинного в преступлении. Поэтому Иешуа перед распятием утверждает, что одним из главных человеческих пороков является трусость. Пилат, по крайней мере, помнил былые бои и когда-то спас от гибели великана Марка Крысобоя. Последнего только полученное в сражении при Идиставизо увечье заставило ненавидеть людей и сделало убежденным палачом. Персонажи же московских сцен «Мастера и Маргариты», в отличие от Пилата и Крысобоя, боев и подвигов уже не помнят, хотя от окончания кровопролитной гражданской войны их отделяет не более чем десяток лет. Здесь показаны люди, власть которых более ограничена, чем у прокуратора Иудеи. Они, в отличие от Понтия Пилата, не вольны в жизни и смерти граждан. Но довести до нищеты и гибели неугодных оказывается вполне в пределах власти литературных начальников вроде Берлиоза, Лавровича или Латунского. А пьяница и развратник Степа Лиходеев на посту директора театра «Варьете» наглядно свидетельствует о деградации власти по сравнению с римской эпохой. То, что было трагедией в древнем Ершалаиме, в современной Булгакову Москве выродилось в фарс «Варьете».
И у Иешуа и у Мастера есть по одному ученику — Левий Матвей и Иван Бездомный. Матвей — фанатик. Для него превыше всего собственное понимание учения Иешуа. Бездомный же до встречи с Мастером — человек невежественный. А после этой встречи, по совету автора романа о Понтии Пилате, навсегда бросает занятия поэзией. Однако и превратившись в профессора-историка Ивана Николаевича Понырева, Бездомный обрел веру не в гениальность своего учителя, а в собственное всезнание: «Ивану Николаевичу все известно, он все знает и понимает. Он знает, что в молодости он стал жертвой гипнотизеров, лечился после этого и вылечился». С Мастером, Иешуа и Пилатом бывший поэт встречается теперь только во сне, в ночь весеннего полнолуния. И в данном случае Иван Николаевич — лишь сниженное подобие Левия Матвея.
Ершалаимские сцены «Мастера и Маргариты» — это идейный центр романа, тот эталон высокой трагедии, по которому проверяется современная Булгакову московская жизнь. И выясняется, что праведник точно так же обречен на гибель в Москве, как и в Ершалаиме. Но в древних главах нам не хочется смеяться ни над одним из персонажей, а вот в московской части романа смех, по замыслу автора, призван замаскировать трагизм происходящего, подготовить нас к оптимистическому финалу, когда Мастер и его возлюбленная получают заслуженную награду — покой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: