Фантастика и реальность в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

«Фантастика и реальность в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Роман «Мастер и Маргарита» не укладывается в обычные схемы. В произведении причудливо переплетается реальное и фантастическое. С одной стороны, в романе представлена Москва 20-х гг., с другой — полумифические события в древнем Ершалаиме. Поэтому «Мастера и Маргариту» можно смело считать как бытовым, так и фантастическим романом.

Произведение Булгакова состоит как бы из двух романов. Один — из античной жизни (роман-миф), который пишет Мастер, и другой — о современной жизни и о судьбе самого Мастера, написанный в духе «фантастического реализма». Но это формально-структурное деление романа не закрывает очевидного, того, что каждый из этих романов не мог бы существовать отдельно, так как их связывает общая философская идея.

В «Мастере и Маргарите» автор пытается решить вопросы о жизни и смерти, добре и зле, о человеке, его совести и нравственных ценностях, без которых он не может существовать.
Гпавный герой романа — Мастер. Выиграв большую сумму денег, он покупает себе комнату, где уединяется, чтобы писать главный роман своей жизни, роман о жестоком пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате и бродячем философе Иешуа Га-Ноцри.

Перенесемся в далекий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи. В белом плаще появляется он перед человеком лет 27, который обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма. Арестант (звали его Иешуа) беззащитен, слаб физически, но силен духовно. У него своя жизненная философия: «злых людей нет на свете», есть люди «несчастливые», «правду говорить легко и приятно». Ни страх, ни наказания не могут заставить его изменить свою идею добра и милосердия.

Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им. И вдруг появляется некто, который думает иначе: «. рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины». Несмотря на крамольные речи, Иешуа показался интересен прокуратору своей убежденностью, абсолютной независимостью разума и духа. На арестанта не действует ни атмосфера допроса, ни токи власти, идущие от Понтия Пилата. Как свободно он разговаривает с ним, самим прокуратором римским. Но Пилат, прежде всего, человек, и ничто человеческое ему не чуждо, в том числе сострадание. Он сразу убедился в невиновности Иешуа, даже попытался спасти новоявленного «пророка». Но это оказалось невозможно, так как тот решительно не хотел отказываться от своей «истины». Иешуа казнили.
А прокуратор продолжает мучиться. Мучение приходит к нему во сне, будто он идет с Иешуа по лунной дороге. Для Пилата очень важно поверить в то, что он не казнил философа, пусть даже во сне: «Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением — ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. Казни не было! Не было! Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны».

Но пробуждение возвращает прокуратора в жестокую реальность.
Иешуа казнен. Но за что? Только ли за то, что нанес оскорбление величеству? Нет, он казнен за свою истину, за то, что верил в доброту людей.

Он отважился сказать свое слово о добре, отстаивать истину.И в давние эпохи политики именем интересов своих стран и народов играли в хитроумные политические игры, а народы тем временем жили в невежестве и нищете, и новая эра мало что изменила. В судьбе России во всяком случае. К такому выводу приходишь, читая после ершалаимских глав московские главы «Мастера и Маргариты». «Бесчисленные уродства нашего быта», как сказано в письме Булгакова правительству, проступают во всех эпизодах и сценах «современного» романа. Это и киоск «Пиво и воды», где в жаркий день нет ни пива, ни воды, зато есть хмурая продавщица; домоуправление, в котором все воры, взятки берут, прописывают за деньги; валютный магазин для избранных.

Булгаков использует сатирические приемы, фантастику, обнажает пороки времени с помощью сверхъестественной СИЛЫ.
Образ Воланда связан с Мефистофелем из трагедии «Фауст» Гете. Эта связь обнаруживается с эпиграфа, который предваряет роман:
«. так кто ж, наконец?
— Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Воланд и его свита играют в романе необычную для себя роль — воздают по заслугам, «по делам их». Дела их, в данном случае, явные и скрытые пороки москвичей: алчность, жадность, лживость и пр. «Дух зла и повелитель теней» разоблачает людей, выводит их на чистую воду.
Парадоксально, но свита Воланда вершит Добро, восстанавливает Справедливость. В представлении Булгакова лишь потусторонние силы в это время были способны защитить художника от бесчинств официальной власти.

За свои четырехдневные гастроли в Москве 20-х г. XX в. Сатана выворачивает наизнанку деятелей окололитературной среды, чиновников и просто обывателей. Он определяет точно, «кто есть кто», Степа Лиходеев, большой человек в культурном мире Москвы, — бездельник, развратник; пьяница Никанор Иванович Босой — взяточник; Фомин, буфетчик варьете, — вор; барон Майгель, служащий одной из контор, — доносчик, а «тщательно маскирующийся под пролетария» поэт Рюхин — закоренелый лицемер. Поэтому эпизод черный магии и ее разоблачения так важен в романе. Разоблачаются не фокусы Воланда, а москвичи, пришедшие на представление. Именно там корысть и алчность проявили себя во всем блеске. За веру в мнимые ценности, за черствость, равнодушие человек бывает наказан, как в булгаковском романе персонажи наказаны болезнью, страхом, муками совести.

Роман поражает своей актуальностью и в наши дни. Человек в нравственном отношении все также глух. Личности нужно «запускать» свой механизм — механизм самоусовершенствования. Это и трудно, и легко. Фантастика и сатира Булгакова помогают облегчить процесс работы над собой.

Фантастика и реальность в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Реальное и фантастическое в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

  • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Главная
  • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Мои работы
  • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Обучающимся
    • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />ЕГЭ
    • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Тропы и стилистические фигуры
  • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Родителям
    • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Доклад «Когда появляются трудные дети?»
    • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Средний подростковый возраст
    • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Как помочь ребёнку в учёбе
  • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Коллегам
    • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Л. Н. Толстой
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Патриотизм русского народа в войне 1812 года в романе «Война и мир»
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Кутузов в романе «Война и мир»
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Андрей Болконский
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Война в романе «Война и мир» ( Правда о войне в романе)
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Образ русского воина-труженика в романе «Война и мир»
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Наташа и Анатоль
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Наташа и Андрей
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Наташа и др. герои
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Наташа Ростова
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Отъезд князя Андрея на войну
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Пьер Безухов
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Пьер Безухов и Наташа Ростова
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Пьер Безухов и Элен
    • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />М. А. Булгаков
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Многообразие тематики
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Пейзаж в романе «Мастер и Маргарита»
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Реальное и фантастическое
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Иешуа и Понтий Пилат
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Тема человеческой судьбы (тема греха и покаяния)
    • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Н. В. Гоголь
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Роль лирических отступлений
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Павел Иванович Чичиков
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Помещики
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Чиновники и Чичиков
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Чиновники
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Чичиков и народ
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Чичиков и Ноздрёв
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Образ Руси в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Селифан и мужики
    • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Методические материалы
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />программы курса литературы в 11 классе

      В философском романе , А. Булгакова «Мастер и Маргарита» воплотились раздумья писателя о трагической истории человечества за два тысячелетия, об ответственности за добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству, предательству и бесчеловечности.

      Эти идейные устремления мастерски совмещаются с мифом и современной действительностью — повседневной обывательской жизнью Москвы 30-х годов ХХ века.

      В произведении реальное и фантастическое переплетаются, как в волшебном зеркале, с первых страниц, кода Берлиоз и Иван Бездомный встречают на Патриарших прудах «в час небывалого жаркого заката» Воланда, предсказывающего их судьбу. Михаилу Александровичу Берлиозу он говорит: « Вам отрежут голову. », а поэту Бездомному пророчит шизофрению — и его предсказания сбываются. Призрачно, прозрачно, загадочно не толь появление Князя Тьмы, но и его помощников: глумливого Коровьева, в сажень росту, узкого в плечах, с жокейским картузиком на голове, в клетчатом кургузом воздушном пиджачке, и неизвестно откуда взявшегося громадного чёрного кота «с отчаянными кавалерийскими усами».

      Реальное при этом не теряет своей реальности (аллея парка, скамья, «на которой помещались редактор и поэт», «высокие дома, квадратом окаймлявшие пруд»), а фантастические персонажи вписываются в повседневную жизнь большого города («. в аллее показался. человек. остановился и вдруг уселся на соседней скамейке, в двух шагах от приятелей»).

      С помощью фантастики, гротеска и сатиры осмеивается безобразное в жизни и одновременно утверждаются общечеловеческие ценности.

      Применяя эти приёмы, М. А. Булгаков рисует портрет выдвиженца 30-х годов, который, не зная дела, использует свой пост в личных целях и ведёт себя как сановник, не признающий ничего святого на свете.

      Таков Стёпа Лиходеев, отражающийся в зеркале, как под увеличительным стеклом «в виде человека с торчащими в разные стороны волосами, с опухшей, покрытой чёрной щетиною физиономией, с заплывшими глазами, в грязной сорочке с воротником и галстуком, в кальсонах и носках». Вся сцена встречи с помощниками нечистой силы раскрывает порочную натуру директора Варьете: «Вообще, они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя своё служебное положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки!» – гнусавит Коровьев, издеваясь над Стёпой – « сволочью, склочником, приспособленцем и подхалимом».

      Развивая сюжетные события, создавая ярчайшие картины, в которых реальное обретает фантастический характер, а демоническое — свою силу, в сцене с магическим сеансом в Варьете М. А. Булгаков обнажает мещанское нутро обывателей с их вульгарным представлением о красоте, жаждой наживы. Экзамен, который устраивает Коровьев-Фагот зрителям, выявляет: никакой прогресс не способен изменить натуру человека. Несмотря на трамваи, автобусы, телефоны, сущность его остаётся прежней: «. Люди как люди. Любят деньги, но это всегда было. » Собственнические инстинкты — вечный закон жизни. Так думает не только Воланд, но и сам писатель, срывающий после представления в театре «парижские» платья с «мадам» и показывающий их в реальном безобразном виде. «В ярком свете сильнейших уличных фонарей» Римский видит в окно «даму в одной сорочке и панталонах фиолетового цвета. На голове у дамы, правда, была шляпа, а в руках зонтик».

      Реалистически изображая аферистов, взяточников, спекулянтов, автор «Мастера и Маргариты» показывает пройдоху и хапугу буфетчика Сокова, который, нажив целое состояние обманом, хочет обвести вокруг пальца самого Воланда, но. терпит крах. «Вторая свежесть – . вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. » – говорит мессир.

      М. А. Булгаков подчёркивает, что все пути мошенников нажиться бессмысленны: Соков умрёт от рака печени, и никакие деньги и светила медицины его не спасут; домоуправ Босой сойдёт с ума; валютчика Дунчиля выдаст любовница, которой он доверил своё состояние.

      Используя фантастический элемент, писатель гротескно рисует образ бюрократа, чья бездушность возведена в символ и представлена в виде пустого костюма, который перекладывает кипу бумаг, накладывает резолюции «сухим пером», отдаёт распоряжения в одних и тех же выражениях. Бюрократия — сродни безумию, поэтому легко поддаётся влиянию дьявольской силы, заставляющей чиновников петь, не переставая, любимую песню каторжан: «Славное море, священный Байкал. »

      Сатирически изображённую реальность нельзя отделять от фантастики. Сталкиваясь с дьявольской силой Сатаны, безобразное обнажает своё мерзкое существо и становится ещё безобразнее, а Воланд, Коровьев, Азазелло, кот Бегемот привлекательнее, умнее тех мерзавцев, которых они разоблачают или проделывают с ними разные фокусы.

      Если в первой части романа демоническое начало вторгается в повседневную жизнь, то во второй оказывается там, где должно быть — в потустороннем мире, усиливая трагическое ощущение зыбкости существования и глобальных явлений жизни.

      Фантастические картины великого бала Сатаны предстают бесконечной цепью человеческих преступлений и злодеяний. Реальность распадается, и действие переходит в колдовскую карнавальную буффонаду.

      Вот из камина, как из исчадия ада, хлынула толпа убийц и отъявленных негодяев — воскресшие тени прошлого.

      М. А. Булгаков выбирает типы злодеев их разных эпох, но с особым пристрастием описывает госпожу Тофану, помогшую своим ядом набожным неаполитанкам отправить на тот свет около пятисот мужей. Омерзение вызывает бесконечный поток убийц, карьеристов, людей без чести и совести во фрачных костюмах и «голые женские тела», на которых в «. в ливне света играли и плясали, рассыпали искры драгоценные камни». «Ах, какой чудесный публичный дом был у неё в Страсбурге», – говорит Коровьев, увидев мнимую красавицу.

      Кажется, нет границ нравственного падения этих героев, которые, в отличие от персонажей дантовского ада, не обречены на вечные муки, а раз в году веселятся на великом бале Сатаны, своеобразной кульминацией которого является сцена расправы Воланда над ожившей головой Берлиоза и доносчиком бароном Майгелем — двумя представителями современной действительности.

      Князь Тьмы карает тех, кто больше всего нанёс оскорблений самому Булгакову как писателю, травил его, заставляя мучиться: это рапповское руководство (Берлиоз), доносчики и стукачи, добровольные соглядатаи, по сигналам которых у автора происходили обыски и конфисковывались рукописи. Наказывая негодяев, Воланд творит добро, хотя в принципе он сам есть воплощение зла.

      Глубокая серьёзная сатира и ирония позволяет автору романа и в реальной жизни, и в фантастических сценах говорить об ответственности человека за свои деяния, ведущие или к любви и милосердию, или к преступлению и злу. Борьба противоположных сил, света и тьмы, высокой справедливости и низменных страстей — это всеобщий закон развития человечества, который М. А. Булгаков выражает в неповторимо своеобразной форме романа «Мастер и Маргарита», создав особый художественный мир — реальный и фантастический.

      Философско-библейские мотивы в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

      Школьное сочинение

      • 1. “Рукописи не горят” (По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”)
      • 2. Авторская позиция в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

      Все похожие сочинения (21) ↓

      Русская литература XX века выросла из литературы века XIX, в которой значительное место уделялось евангельским мотивам. Но политические события в новой России наложили отпечаток на отношение к религии и церкви. Советское время ознаменовалось, помимо всего прочего, гонениями на церковь и ее служителей, в стране шла бурная антирелигиозная, атеистическая пропаганда, но какой бы методичной и целенаправленной она ни была, она так и не смогла разрушить в сознании людей многовековые традиции их предков. Евангельские мотивы стали ключевыми образами русской литературы XX века. Рожденные бурей революции, они возникали в произведениях самых гнетущих лет, неся людям откровение, веру, надежду.

      К евангельским мотивам обращались в своем творчестве А. Блок и Б. Пастернак, А. Ахматова и М. Горький, И. Бунин и Л. Андреев и многие другие. Примечательно, что особое внимание русские писатели уделяли определенным моментам Евангелия — трагическому периоду от Великого понедельника до Пасхи. Чаще всего в их произведениях мы встречаем ссылки на распятие Христа и на дни Его страстей. И все же, несмотря на сходство взятых образов, авторы переосмысливают их по-разному.

      В творчестве Михаила Булгакова отразились лучшие традиции отечественной прозы и наиболее высокие идеи мировой литературы. В своих произведениях он затрагивал самые актуальные, самые волнующие и жизненно важные вопросы. Булгаков стремился осветить глобальные темы истории, нравственности, морали. С уникальной философской глубиной подходил он к осмыслению практически всех вечных проблем человечества.

      Роман “Мастер и Маргарита” стал своеобразной энциклопедией человеческих душ, исторических событий и библейских сюжетов. В нем органически соединились события в раннесоветской Москве и древнем Ершалаиме, драматическая история Мастера и его Маргариты и мистическое театральное действо — бал Воланда. Причем ершалаимская трагедия Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата стала как бы мерилом всего человеческого, мерилом духовности, нравственности, морали. Булгаков не случайно переплетает романтические библейские мотивы и реалистическое повествование о московской жизни — в романе автор стремится не столько осмыслить и поведать людям историю Иешуа, сколько вдается в более глубокие философские исследования человеческой души. Евангельские мотивы тесно переплелись с текстом романа, который представляет собой как бы два Евангелия: авторское Евангелие “от Воланда” и Евангелие Мастера “от Иешуа”. История Иешуа зеркально отражается в окнах московских многоэтажек, во всем ходе мистерии, разыгравшейся в столице.

      Действие “Мастера и Маргариты” разворачивается на Страстной неделе перед Пасхой, т. е. перед днем, когда, по преданию, воскрес Иисус Христос. Бал Воланда — это праздник прощения преступников, один из которых, по Евангелию, первым вошел в рай с Христом. Евангельская история зеркально отражается в событиях на Страстной неделе, в символике праздника Воланда: бал — Страсти по Христу, одеяние Воланда —: рубище Иисуса, череп барона Майгеля — череп Адама и т. д.

      Москва становится центром нового Евангелия, городом обновления и надежд.

      Но Булгакова занимают не столько сами евангельские события, сколько проблемы добра и зла и их взаимоотношения. В его прочтении евангельской истории Иешуа предстает не как Бог, но как человек. Не случайно Булгаков выводит здесь Христа под Его арамейским именем.

      История 2000-летней давности открывается нам со страниц рукописи романа, который пишет Мастер. В этом романе он повествует о закате античной культуры и о начале христианской цивилизации. События разворачиваются в Страстную неделю — когда люди постятся, присутствуют на всех службах, когда открываются все человеческие грехи. Пытаясь приподнять завесу над истинной сущностью людей, Булгаков вводит в свое произведение образ Воланда, который фактически занимает место Бога и переворачивает на свой лад традиционную процедуру покаяния. Глазами Воланда автор с “точки зрения вечности” рассматривает все слабости и недостатки человеческие. Эти же недостатки писатель открывает и осуждает и в истории Иешуа и Понтия Пилата.

      Никто не признает в Иешуа единственного пророка, его ученик — Левий Матвей — не представляет собой исключения. Сохранивший в себе черты евангельского апостола Матфея (сборщика податей), Левий представляет в своем лице сразу всех учеников, кроме Иуды. Даже слова, записанные им на пергаменте (“. Мы увидим чистую реку воды жизни. Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл”.”), взяты не из Евангелия, а из Откровения, следовательно, должны были быть записаны не Матфеем, но Иоанном. Кроме того, ученики Христа ждали, когда Он “придет во славе”. Левий Матвей не ждет этого, и заповедей Иешуа он не выполняет, угрожая зарезать Иуду из Кириафа. Да и главенствующее положение в мире занимает Воланд, князь тьмы.

      Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусости, малодушии, в неспособности защитить собственное достоинство под напором диктатуры. Именно эту задачу ставил перед собой и Булгаков. К тому же судьба Мастера очень напоминает судьбу самого писателя. Как и перед Мастером, перед ним стояла непростая задача выжить во враждебных условиях и суметь при этом реализовать свой талант.

      Как уже отмечалось, в “Мастере и Маргарите” поднимаются не только и не столько библейские вопросы, сколько проблемы философские, вечные. С помощью Библии автор старается переосмыслить борьбу добра и зла, преступление и последующие угрызения совести, казнь невиновного и ответственность за эту жестокость, бессмысленность предательства и бесплодные попытки искупить его наказанием зла. История Иешуа и Пилата воплощает в себе борьбу света и тьмы. Та же борьба происходит и в современной писателю Москве. Булгаков видит в Иешуа не столько Бога, сколько человека, чьи мысли и поступки могут быть присущи любому смертному. Он, так же как и каждый в этом мире, испытывает общечеловеческие чувства — от страха до страдания. И только сам человек способен разобраться в этих чувствах, управлять своей судьбой. Но какое бы направление ни избрал человек в жизни, все это контролирует Бог и потому наказание за грехи — справедливое наказание — обязательно настигнет грешника. Эту мысль автор проводит в истории Пилата — носителя “самого страшного порока” — трусости. Эту же мысль вкладывает он в уста Воланда. Трусость Понтия Пилата привела к гибели невиновного, и наказание за эту трусость несет именно Пилат. Однако прощен и Пилат и блудница Фрида, а Воланд выполняет просьбу Иешуа. Тьма же — обязательная часть мироздания, ведь если бы не было тьмы, что бы мы называли светом?

      Булгаков пытается определить сущность добра и зла, а приходит все к одному и тому же: добро есть любовь, добро есть преданность; зло есть ненависть, трусость и предательство. Будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как могут любить немногие. Поэтому Левий просит, чтобы “. ту, которая любила и страдала. вы взяли бы тоже. “. Его слова перекликаются со словами Христа в Евангелии от Луки: “Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит” (от Луки, 7:50). “Прощение и вечный приют” Пилата в романе — это акт доброты и свободы. И, как заключает Воланд, именно “на этом построен мир”.

      И Мастер в своей рукописи, и Булгаков в своем романе возводят обычные житейские противоречия в высокую степень мирового зла. И автор, и его герой скорбят по утраченной духовности. Чтобы читатели поняли эту скорбь, прочувствовали, осознали, этот мир рассматривается во всех подробностях, в мельчайших деталях, чтобы не упустить главного, чтобы открыть людям путь к спасению, сохранению своего духовного мира.

      Михаил Булгаков создал необыкновенное произведение, бесконечное, бескрайнее, как сама вечность.

      Важнейшие, глобальные мировые вопросы, волновавшие писателя и освещенные им в романе “Мастер и Маргарита”, никогда не перестанут быть актуальными и никогда не станут менее острыми. Они всегда будут волновать читателей, заставлять снова и снова переосмысливать свою жизнь с точки зрения вечности, переосмысливать всю историю человечества в целом.

      Реальное и фантастическое в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

      Скачать сочинение

      «… Одно из наиболее сильных побуждений, ведущих к искусству и науке,– это желание уйти от будничной жизни с её мучительной жестокостью и безутешной пустотой, уйти от уз вечно меняющихся собственных прихотей… Но к этой негативной причине прибавляется позитивная. Человек стремится… создать в себе простую и ясную картину мира; и это не только для того, чтобы преодолеть мир, в котором он живёт, но и для того, чтобы в известной мере попытаться заменить этот мир созданной им картиной».
      А. Эйнштейн
      «Принципы научного исследования»

      «Вы знаете, вышла новая книга о Гарри Поттере, вы еще не читали? Просто прелесть!» – такие высказывания все чаще слышатся сейчас практически везде. Весь мир и Россию, в том числе, охватила заново вспыхнувшая страсть к жанру «фэнтези». Толкиена и книги о Гарри Поттере стали издавать в огромном количестве—все просто сходят по ним с ума. Фильм «Властелин колец» назван лучшим в Голливуде за последние 30 лет…и т.д. и т.п. Почему так происходит? Зачем люди (и я в том числе) читают фантастику? Есть очень простое, очевидное объяснение: чтобы уйти от реальной жизни, но … не слишком ли это просто? Я думаю, что людям хочется, чтобы в жизни, как в книге добро побеждало зло. Хотя, если задуматься, в любой хорошей книге абсолютно счастливого конца не бывает. Примером могут служить произведения того же Толкиена, но, наверное, лучше понять, в чем же связь реальной жизни и книжной фантастики мне поможет не «буржуйский» «Властелин колец», а наш, родной и обожаемый мной роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
      Необычное здесь «вклинивается» в жизнь, причем так органично, что в реальности Воланда и его свиты мы совершенно не сомневаемся. Совсем наоборот: призрачной кажется вся Москва 30-х, а четко виден лишь древний Ершалаим. В романе очень много событий волшебных, магических, фантастических. Обыденность всё время готова к превращению, постоянно может обнаружить своё сверхъестественное содержание. Однако жители столицы 30-х годов не способны поверить в потусторонние силы. Все странности и чудеса персонажи романа пытаются объяснить через известное, тривиальное, шаблонное – пьянство, галлюцинации, провалы памяти.
      Но все-таки, сами по себе чудеса, зла никому не причиняют. Пример — известный фокус с червонцами. Да, Коровьев наколдовал фальшивые деньги. Но ведь никто не заставлял людей собирать их, класть в карманы! И тратить эти денежки «люди как люди» быстренько побежали к Ивану Фомичу в буфет сами, сообразив, что такие червонцы долго не продержатся.
      Нечистая сила в романе не творит зло своими руками, а только подталкивает людей к совершению злых поступков. Любой предмет, любой человек может стать оборотнем, втянутый в опасную ситуацию. Такое произошло с Варенухой и Никанором Ивановичем Босым, и Бенгальским и многими другими мелкими и не очень героями романа. Все они попали под власть Воланда и его свиты. Почему выбор Воланда пал именно на этих людей? Что – то было не так с этими людьми. Зло чувствует, где можно поступать жестоко, где действовать уговорами, а некоторых людей оно не трогает совсем.
      Как же реагируют люди в романе на волшебство? Все они поначалу просто пугаются, последующую реакцию можно разделить на два типа. Одни уверяют себя, что все — сон, гипноз, галлюцинации, а потом, в последующей жизни изо всех сил стараются не вспоминать о странных событиях. Такие люди не извлекли никакого урока для себя. Единственное что осталось у них — это страх перед повторением встречи с нечистой силой. К ним можно отнести профессора Кузьмина, Римского и Берлиоза.
      Но есть и другой тип людей. К нему принадлежат Иванушка и Николай Иванович. Оба они пострадали от действий Воланда. Иванушка даже попал в сумасшедший дом. Но в то же время каждый с помощью темных сил стал, как ни странно, лучше, в каком – то смысле духовнее, у них появились новые цели и идеалы. За все надо платить. И все, кто когда – то общался с дьяволом, неизлечимо больны. «Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на Патриарших человек Иван Николаевич Понырев. Не может совладать он с этим весенним полнолунием. Лишь только оно начинает приближаться, лишь только начинает разрастаться и наливаться золотом светило, которое когда – то висело выше двух пятисвечий, становится Иван Николаевич беспокоен, нервничает, теряет аппетит и сон, дожидается, пока не созреет луна. И когда наступает полнолуние, ничто не удержит Ивана Николаевича дома. Под вечер он выходит и идет на Патриаршие пруды». Тем, кто читал Толкиена, сразу вспомнится Фродо и его такая же мучительная и неизлечимая боль от заколдованной раны и потери Кольца.
      Но есть в повествовании два человека, которые не боятся Воланда, а уважают его и, наверно, им восхищаются. Они особенные. Поэтому именами этих людей и назван роман.
      Маргарита после потери Мастера не боится никого и ничего. На сделку с дьяволом она соглашается, конечно, для Мастера, но, скорее всего ею двигало еще и любопытство. Колдовство ей близко. Мне кажется, что и до встречи в Александровском саду она уже была немножко ведьмой. К сделке она относится даже с долей юмора. Но, увидев Воланда, она осознает, КТО это такой и интуитивно понимает, как нужно себя вести, что говорить и делать. Общение с Воландом не поражает ее, как и фантастический бал мертвецов. Ведь Маргарита уже давно живет в придуманном, но более живом, чем современная Москва Ершалаиме, а Воланд—почти житель этого города.
      Мастер относится к Воланду совершенно по–другому. Он описал в своем романе Иешуа, а значит и его идейного противника. Мастер давно знаком с Воландом, кроме того: подготовлен к встрече с ним рассказом Иванушки. Но, несмотря на все это, встреча лицом к лицу потрясает Мастера гораздо больше, чем Маргариту. Писатель встретился с героем своего романа, существом из своих снов, плодом своего воображения — что может быть фантастичнее? И несмотря на нелепость момента, Мастер держится лучше всех. Он с глубоким уважением относится к Воланду, а к его свите обращается почтительно — даже Бегемота называет на Вы. Он сразу всем нравится, в том числе и хозяину. Может, поэтому Воланд и согласился наградить Мастера покоем и дать закончить роман?
      Ершалаим, придуманный (или, скорее, описанный) Мастером, – фантастика. Но именно он выглядит в романе самым реальным. А Иешуа не выглядит непорочным библейским персонажем. Он резко, даже подчеркнуто, реален, хотя и является плодом фантазии автора. Таков же Понтий Пилат—не бравый ни в чем не сомневающийся легат, а обычный умный немолодой и больной человек. Он лицо историческое, стопроцентно реальное, но колдовство романа, болезнь, появляющаяся от соприкосновения с необычайным заразила и его, наказала. «Двенадцать тысяч лун за одну луну когда – то…» Много это или мало за трусость и предательство себя? Не знаю, да и не мне решать. Решать должен Иешуа. Он простил. «Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля – звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат»
      Истинная фантастика, считал Рихтер, должна не разрушать чудесное, но заставить его соприкоснуться с нашим внутренним миром. Немецкий романтик сравнивал истинную фантастику с прекрасной «сумеречной бабочкой». При виде этой «сумеречной бабочки» пробуждаются тайные желания человека, яснее становятся скрытые движения души… Для такого соприкосновения нужно, разумеется, особое отношение к чуду как к чему-то, что реально присутствует в нашей жизни.
      Гейне писал, что мир кажется нам то пленительно юной красавицей, то ужасной брокенской ведьмой. Зависит это от того, через какие очки смотреть – выпуклые или вогнутые. Фантастика позволила человеку увидеть сразу обе стороны действительности, убедила, что мир похож и красавицу и на ведьму.
      Но все же для чего люди читают фантастику? Наверное, по тем же причинам, что и дети любящие сказки — чтобы поверить в события книги. Страшновато, конечно, думать, что где – то рядом живут Гестас, Азазелло и Воланд. Но ведь это значит, что где – то пишется великий роман, Пилат летит к окну, Бегемот одевает «галстух», выходит на прогулку твой Мастер, а твоя Маргарита уже несет в руках отвратительные желтые тревожные цветы…

      40908 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

      / Сочинения / Булгаков М.А. / Мастер и Маргарита / Реальное и фантастическое в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

      Смотрите также по произведению “Мастер и Маргарита”:

      Сочинение № 2. Фантастическое, легендарное и реальное в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

      Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» появился как полемический отклик на идейные установки 30-х годов, по правилам которых существовало советское общество. «Мастер и Маргарита» – философское произведение: в романе Булгаков ставит вопрос об истинности человеческих представлений о мире. Первая глава книги – экспозиция, введение в проблематику романа, и уже в ней появляется основная идея книги: в споре Берлиоза и Бездомного поставлен важнейший, быть может, определяющий все человеческое бытие вопрос о существовании Иисуса. Берлиоз, человек образованный и начитанный, уверяет молодого поэта, что Христа не было и этот факт научно обоснован. И словно в ответ как сила, отрицающая, казалось бы, установленную истину, появляется новая фигура – таинственный Воланд, свидетель бытия и гибели Иисуса. Так определяются в романе два мира: мир действительный и мир фантастический. Заметим, кстати, что самый загадочный герой романа, Воланд, существует в обоих этих мирах.

      Кто же такой Воланд? По мере чтения мы понимаем, что «профессор черной магии» не отрицательная, не демоническая сила, не Мефистофель и не Сатана. Можно даже сказать, что он сила положительная, безжалостно разоблачающая ложные истины 30-х годов, сила, восстанавливающая прерванную связь времен. Именно поэтому Воланду предоставлено первому прочесть отрывки из романа Мастера. Определяя роль Воланда в произведении, мы неизбежно вспоминаем слова Гете в эпиграфе к роману о «силе, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

      Силы, традиционно считающиеся силами зла, в тексте не только играют положительную роль, но и своим присутствием определяют диалектическое единство мира, состоящего, по мнению Булгакова, из взаимодействия сил добра и зла, неба и земли, света и тьмы, порядка и хаоса. Именно поэтому логика «философского противоречия» становится ведущей в построении сюжета романа и его образной системы, она же обусловливает и проблематику произведения. Например, отрицающему истину Берлиозу противостоит утверждающий истину Воланд, отрицающему добро в людях Понтию Пилату – верящий в безграничные возможности человека Иешуа. Многогранная и многомерная проблематика романа определяет и сложную композицию произведения – наличие трех планов повествования: легендарного, фантастического и реального. Каждый из этих планов не может быть понят вне связи с другими, иначе будет разрушена логика повествования.

      Первый план повествования – легендарный, или исторический. Это страницы книги Мастера об Иисусе. Легенда о Христе у Булгакова значительно отличается от канонической. Герой романа Мастера, Иешуа Га-Ноцри, идет на казнь в возрасте двадцати семи лет, а не тридцати трех, как Иисус; у Иешуа только один ученик, а не двенадцать, как у Христа; бродячий философ, в отличие от Богочеловека, ничего не знает о своих родителях. Образ Христа, как мы видим, значительно снижен и очеловечен: суд Пилата представляется не величественной библейской картиной, а обычным допросом заключенного, обвиняемого в провоцировании беспорядков. Да и внешний вид Иешуа демонстрирует нам прежде всего человеческое страдание: перед прокуратором предстает нищий бродяга, с синяком под глазом и ссадиной в углу рта. Иешуа у Булгакова именно человек, а не Богочеловек: писателю важно показать, что идеалы добра и правды способен защищать и обычный человек.

      В ходе допроса, который все больше и больше походит на беседу двух философов, выявляется жизненная позиция и Иешуа, и Пилата. Заметим сразу, что позиции эти противоположны, более того, они исключают друг друга. Га-Ноцри обращается к прокуратору со словами «добрый человек». Он вообще уверен в изначальной доброте каждого человека: злых людей, с его точки зрения, на свете нет. Есть несчастные, «изуродованные», как кентурион Крысобой и… Понтий Пилат, мышление и представления которого, как мы скоро убеждаемся, «изуродованы» властью. Умный человек, Пилат одновременно ограничен: следуя установленной верховной властью идеологии, он привык думать и поступать по заданной схеме, что разрушило его веру в людей. Прокуратор убежден, что мир населен злыми людьми, а задача государства – наказывать людей за их проступки. Мнимая вера в возможность распоряжаться человеческой жизнью поставила Понтия Пилата выше обычных людей, а потому он лишен самого главного – понимания необходимости связи между людьми. Властитель бесконечно одинок. В отличие от него, Га-Ноцри считает всякую власть насилием над людьми. Он верит в возможность самосовершенствования человека, которое, по его мнению, и определяет развитие человечества, а значит, неизбежно приведет к «царству истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть…». Разоблачает Иешуа и ложные представления Пилата о том, что человек, облеченный властью, способен управлять людьми и миропорядком: «…Согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил».

      Идеи странствующего философа поражают Пилата своей искренней верой в торжество добра, истины и справедливости, а также заставляют задуматься, усомниться в правильности своих воззрений. Прокуратор убеждается в том, что Га-Ноцри ни в чем не виновен, и не желает отправлять его на казнь. Но правитель, наделенный силой и влиянием, оказывается беспомощным перед властью императора. Боязнь потерять власть становится причиной сделки с совестью.

      Однако правду казнить нельзя, утверждает Булгаков. Смерть Иешуа положила начало бессмертию его идей. А Пилата муки совести заставляют совершить возмездие и вступить на путь покаяния. Именно поэтому в конце романа он прощен и отправляется по лунной дороге к тому, с кем мечтает продолжить разговор, и это происходит уже в другом плане романа – в плане фантастическом, в который незаметно перешел план реальный, в котором повествуется о судьбе Мастера и Маргариты.

      Судьба Пилата в романе перекликается с судьбой героя плана реального – Берлиоза. Берлиоз, отрицая традиционные истины и утверждая новые знания о законах человеческого бытия, тоже оказывается наказанным за ограниченность мышления. На балу, обращаясь к голове Михаила Александровича, Воланд скажет: «Каждому будет дано по его вере». Так Булгаков разоблачает ограниченность человеческих представлений об истине, показывает ущербность атеистической идеи и утверждает связь времен, забытую людьми «новой веры». Писатель убежден, что за идею нужно бороться. Истина рождается в диалоге, в противоречии, но она бессмертна, она освещает людям путь. Бессмертным становится и тот человек, который идет во имя истины до конца.

      Образ Иешуа Га-Ноцри, человека, сумевшего не только найти истину, но и пойти в ее утверждении до конца, – идейный центр романа. В повествовании о реальной Москве автор проводит параллель между Иешуа и Мастером, провозглашая необходимость подвига, противопоставляя взгляды Иешуа абсурдным идеям, определяющим жизнь москвичей 30-х годов. Если герой книги Мастера совершает нравственный подвиг, то сам Мастер совершает подвиг творческий: он пишет роман о Понтии Пилате согласно своей совести и велению души. Книга отвергнута обществом приспособленцев: роман признан членами Массолита неактуальным и не соответствующим господствующим в обществе идеям. Жестокая критика убивает в Мастере веру в справедливость и торжество истины. Человек слабый, он впадает в уныние и, в отличие от своего героя, отказывается идти до конца: признает поражение и… сжигает рукопись. Отрекшийся от своих идей человек, по мнению Булгакова, недостоин света, поэтому наградой Мастеру становится покой и радость общения с возлюбленной.

      Но если герой разочаровался в торжестве добра, то сам писатель в него искренне верит. Не случайно со смертью Мастера бессмертие обретает его творение – роман не погиб в огне: «рукописи не горят», потому что истина, как мы знаем, бессмертна.

      С точки зрения Булгакова, в утверждении добра важную роль играют добро и милосердие. Право отстаивать любовь в романе принадлежит женщине. По мнению писателя, именно женщина способна на самопожертвование, именно в ней – созидательная сила бытия. Иешуа совершает подвиг во имя истины, Маргарита – во имя человека. Очень важно, что этот подвиг опять совершает обычный человек. Маргарита Николаевна на первый взгляд совершенно обычная женщина, но ее отличает стремление не к бытовому удобству, а к настоящему чувству и неподдельному счастью. Во имя истинной любви Маргарита жертвует спокойной и благоустроенной жизнью. Она посвящает жизнь любимому человеку и его творению. Любовь и вера в возможность счастья освобождает от власти государства, денег, традиционной морали. Сильное чувство раздвигает границы обычного бытия, не случайно Маргарите и Мастеру доступно многое: они причастны к истории Иешуа и Пилата, способны проникнуть в фантастический мир…

      Ключевой эпизод в развитии отношений Мастера и Маргариты – бал Сатаны. Здесь героиня открывает относительность представлений человека о жизни и убеждается в неспособности людей «управлять» ходом событий. Маргарита совершает благородный поступок: просит проявить милосердие к Фриде и этим поступком добивается расположения Князя Тьмы.

      Реальный план романа не ограничивается лирическим сюжетом, он включает и сатирическую линию повествования. Именно сатира, с точки зрения Булгакова, способна «излечить» запутавшийся мир. А силой, разоблачающей гордыню и лицемерие человека, восстанавливающей справедливость, становится Воланд. Сатана в романе – сила не только разоблачающая, но и изучающая. Воланд появляется в Москве с конкретной целью: выяснить, как изменился человек в «новом мире», стал ли он лучше. Пребывание Воланда в Москве открывает, что и мир изменился только внешне, и человек остался прежним. Сеанс черной магии в Варьете убеждает Князя Тьмы, что власть денег и вещей по-прежнему сильна над людьми, а страсть к деньгам и вовсе неискоренима. А вокруг, даже в писательской среде, торжествуют пошлость, мещанство и невежество. Москва населена бездарными и скучными людьми: Никанор Иванович, «выжига и плут», «хапуга» Поплавский, подлец Ласунский, лгун и хам Варенуха – все они заслуженно наказаны Воландом. Наказывая очковтирателей, бездельников, мошенников и проходимцев, силы зла, как это ни парадоксально, действительно творят добро.

      Важно, что в последней главе романа появляются герои всех трех планов повествования: Воланд и его свита, Мастер и Маргарита, Понтий Пилат и незримо присутствующий Иешуа. Герои неизбежно должны были встретиться, потому что мир един. В эпилоге происходит разрешение конфликта, каждый находит свой путь. Последние страницы романа проникнуты верой в свет и добро. Пилат обретает долгожданное прощение и идет по лунной дорожке навстречу Иешуа, Мастер и Маргарита наконец обретают друг друга и покой. В Москве же, где проделки «нечистой силы» вскоре забываются, остается Иван Бездомный, теперь Иван Иванович Понырев, сотрудник Института истории и философии. Бездарный поэт превращается в «ученика» Мастера.

      Роман «Мастер и Маргарита» – философский завет Булгакова потомкам. Книга утверждает безграничность и многогранность мира, целостность всего бытия. Каждая страница произведения проникнута верой в силу человеческого духа, в торжество положительных начал жизни. «Мастер и Маргарита» вселяет веру в будущее, столь необходимую нашему поколению.

      Тема раскрыта полно и глубоко. За ограниченное время учащийся успел рассмотреть все ее аспекты, написав большое и серьезное сочинение. Автор работы подробно анализирует произведение, подтверждая свои выводы примерами из текста. Сочинение демонстрирует хорошее знакомство с критической литературой. Работа написана грамотным литературным языком, речевые недочеты незначительны. Некоторым недостатком является то, что начало сочинения несколько растянуто. Оценка – «отлично» .

      Фантастический и реальный мир в романе

      Тяготение М.А. Булгакова к притчевой форме повествования, объясняет столь масштабное соединение в его произведениях реальных событий, героев и персонажей фантастико-аллегорических.

      В литературе немало произведений, в которых «соседствуют» миры реальный и фантастический. Это и «Илиада» Гомера и «Божественная комедия» Данте, и романтические баллады Жуковского. С появлением реализма данный прием практически вышел из употребления. Поэтому появление романа «Мастер и Маргарита» стало важным, так как в нем действительно объединены реальность и фантастика. Посредством этих сочетаний Булгаков в своем произведении поднимает много проблем, показывает нравственные изъяны и недостатки общества.

      Фантастика – особая форма изображения действительности

      Фантастика для Булгакова, научная или мистическая, не самоцель. В первую очередь для него важно осмысление картины человеческой жизни, человеческой сущности и соотношение в человеке и мире темного и светлого начала. Все остальное – это лишь средства для раскрытия и более полного освещения замысла.

      Далеко не все способны осмыслить роман «Мастер и Маргарита» в том идеологическом и философском ключе, который предлагает автор. Конечно, чтобы понять все подробности романа, человек должен обладать высокой культурной подготовленностью и исторической осведомленностью по многим вопросам, но феномен восприятия в том, что «Мастер и Маргарита» перечитывают и юные. Дело в том, вероятно, что молодежь привлекают в произведении фантастические, сказочные элементы, и даже, если подросток не способен понять сложные истины и глубинный смысл произведения, он воспринимает то, что способно заставить работать воображение и фантазию.

      В романе нет границы между фантастикой и реальностью, так как она разрушена вторжением в реальный мир персонажей мистико-фантастических. Недаром Булгаков говорил о себе: «Я – мистический писатель».

      Фантастика – это особая форма изображения действительности, логически несовместимая с реальным представлением об окружающем мире. Она позволяет автору развернуть перед нами целую галерею персонажей.

      Одной из первых фантастических фигур, которая появляется на страницах романа «Мастер и Маргарита», является Воланд. Появившись в Москве, он выворачивает наизнанку действительность, обнажая ее ценности, истинные и мнимые. Воланд и его свита оказываются в роли своеобразного суда, приговор которого скор, справедлив и приводится в исполнение немедленно. Но их задача заключается в том, чтобы извлечь из Москвы Маргариту, гения Мастера и его роман о Понтии Пилате.

      По замыслу автора фантастический образ Воланда должен восприниматься как реальность. Булгаков использует прием фантастического попадания из вечности в Москву. «И вот как раз в то время, когда Михаил Александрович рассказывал поэту о том, как ацтеки лепили из теста фигурку Вицлипуцли, в аллее показался первый человек». Момент пришествия Воланда на землю является наиболее интересным и важным. Он и его свита появляются в Москве для того, чтобы наказать людей за предательство, жадность, подлость, трусость, любовь к деньгам. Воланд со своей свитой хотят узнать, изменилось ли московское общество, для этого они устраивают сеанс черной магии в театре Варьете, на котором Воланд, Азазелло, Бегемот и Коровьев показывают фантастические вещи. Например, с потолка сыплются червонцы, за которыми начинается охота «сверкнуло, бухнуло, и тот час же из-под купола, ныряя между трапециями, начали падать в зал белые бумажки», публичную казнь конферансье Бенгальскому, которому отрывают голову «Голову оторвать? Это идея! Бегемот, – закричал он коту, – делай!» и открывают дамский магазин, в котором, по словам Фагота, «Совершенно бесплатно производится обмен старых дамских платьев и обуви на парижские модели и парижскую же обувь». Такое дикое поведение людей является обнажением их скрытых пороков. Становится понятным смысл этого представления. Воланд делает вывод «Они люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было … Ну, легкомысленны … Ну, что ж … и милосердие иногда стучится в их сердца … Обыкновенные люди …, в общем напоминают прежних».

      Но на этом фантастические вещи не заканчиваются Воланд, Кот Бегемот, Коровьев-Фагот и Азазелло появляются в квартире № 50, в которой проживает Степа Лиходеев. После обсуждения пороков Степы приговор следует незамедлительно, и чудесная сила уносит директора Варьете за тысячу верст и заставляет его растерянно озираться на ялтинском молу.

      Нечто подобное происходит и с администратором Варьете Варенухой. Он превращается в вампира от поцелуя Геллы, а позже пытается убить финдиректора Римского, которому чудом удается спастись.

      Человеком, верящим в чудеса, неожиданно оказывается и такой трезво мыслящий мужчина, как председатель жилтоварищества Никанор Иванович Босой. Этот взяточник получает от Коровьева деньги за квартиру самым привычным для себя и лишенным мистики способом. Но, попавшись, он иначе объясняет дело: «… Тут случилось, как утверждал впоследствии председатель, чудо: пачка сама вползла к нему в портфель».

      Волшебная мазь Азазелло, одарившая чудной красотой Маргариту, превращает ее соседа, плотоядного Николая Ивановича, в борова, тем самым как бы проявляя его свинячью суть.

      Нечистая сила не проходит мимо и сотрудников Зрелищной комиссии, бухгалтеров, курьеров, секретарей. Они в разгар рабочего дня против своей воли начали петь хором, управляемым Коровьевым «Славное море священный Байкал». «Хористы, рассеянные в разных местах, пели очень складно, как будто весь хор стоял, не спуская глаз с невидимого дирижера». Люди никак не могли освободиться от этого популярного напева, так что в конце грузовики увозят их, поющих, в клинику Стравинского.

      И еще одна необычная история происходит с Прохором Петровичем. Когда к нему в кабинет приходит Бегемот, Прохор имеет неосторожность сказать: «Черти б меня взяли!» На что кот улыбнулся и сказал: «Черти чтоб взяли? А, что ж, это можно». После этих слов за письменным столом заведующего филиалом остается один лишь «руководящий» костюм «Пиджак и штаны тут, а в пиджаке ничего нету».

      Вторая часть романа «Мастер и Маргарита» еще более фантастична, чем первая, и реалистические сцены в ней снять эти впечатления не могут. Совсем иначе – не в будничной детали, а в фантастике больших обобщений – раскрывается сокровенная сущность образов, уже прошедших по страницам первой части, и действительность, опрокинувшаяся в фантастику, предстает перед нами в каком-то новом освещении.

      «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

      За мной, мой читатель, и только за мной, И я покажу тебе такую любовь!» – эти слова открывают главу о Маргарите.

      Бездетная тридцатилетняя женщина, жена крупного технического специалиста, была красива и умна. И вот в тот поворотный весенний день Маргарита угадала Мастера, как он угадал своего всадника Понтия Пилата. Она утверждала, что они любили друг друга давным-давно, не зная друг друга, Маргарита действительно любила своего Мастера сильно и самозабвенно. В последнюю их ночь она обещала погибнуть вместе с ним. Без него жизнь ее стала мучением в роскошном особняке с чужим человеком.

      Но весна принесла новый поворот в судьбу Маргариты. Однажды, проснувшись, она не заплакала, как всегда, она ощутила предчувствие чего-то значительного, того, что сегодня наконец-то произойдет. Все эти ощущения были навеяны ей во сне.

      «Я верую! – шептала Маргарита торжественно. – Я верую! Что-то произойдет! Не может не произойти, потому что за что же, в самом деле, послана пожизненная мука? … Что-то случилось непременно, потому что не бывает так, чтобы что-нибудь тянулось вечно. А, кроме того, мой сон был вещий, за это я ручаюсь». В истомленной душе Маргариты не перестает жить надежда на перемены к лучшему.

      Маргарита приходит на то место под Кремлевской стеной, где ровно год назад, день в день, час в час она сидела с возлюбленным на скамейке. Его не было рядом, но Маргарита мысленно разговаривала с ним и умоляла его, если он умер, уйти из ее памяти, дать «свободу жить, дышать воздухом». Именно на этом месте произошла ее встреча с Азазелло, который явился послом от Воланда. Он приглашает Маргариту в гости к иностранцу. Она неясно догадывается о вмешательстве в ее жизнь сверхъестественных сил, которые обещают дать знать ей о Мастере. Некоторое время она колеблется и, наконец, заявляет Азазелло: « Я знаю, на что иду. Но иду на все из-за него, потому что ни на что в мире надежды у меня нет …, если вы меня погубите, вам будет стыдно! Да, стыдно! Я погибаю из-за любви!» Азазелло дает Маргарите волшебный крем и, выполнив инструкции, она превращается в ведьму.

      Маргарита наполняется сатанической радостью, чувством свободы и предчувствием, что прежнюю жизнь она покидает навсегда. Это предчувствие возрождает душевные силы Маргариты, совсем было погибающей от разбитой любви. Маргарита становится королевой на балу у самого дьявола.

      На этот шаг Маргарита пошла осознанно лишь ради Мастера, о котором никогда не переставала думать и о судьбе которого могла узнать, только выполнив условия Воланда. За свою услугу Маргарита получила то, о чем так долго мечтала. Воланд возвращает ей Мастера. Мастер и Маргарита вместе, больше они никогда не расстанутся. Но вряд ли они смогли бы спокойно жить в атмосфере тогдашней действительности. Поэтому Мастер и Маргарита покидают этот мир, обретя покой в другом.

      Их любовь находит выход из грязи окружающей действительности. Но выход этот был фантастическим, так как реальный вряд ли был возможен.

      Фантастические образы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

      Роль фантастики в романе «Мастер и Маргарита»

      Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» необычен уже тем, что в нем тесно переплелись реальность и фантастика. Мистические герои погружены в водоворот бурной московской жизни 30-х годов, и это стирает границы между миром действительным и миром метафизическим.

      В облике Воланда перед нами во всей красе предстает не кто иной, как сам властитель тьмы, Сатана. Цель его визита на землю — посмотреть, сильно ли изменились люди за последние тысячелетия. Воланд прибыл не один, с ним его свита: нелепо одетый весельчак Коровьев-Фагот, который в конце окажется темно-фиолетовым рыцарем, забавный шутник Бегемот, превратившийся в заключении в юного пажа, демон безводной пустыни Азазелло, исполнительная Гелла. Все они беспрестанно вмешиваются в жизнь людей и за несколько дней успевают взбудоражить целый город. Воланд со своей свитой постоянно устраивают проверку москвичам на честность, порядочность, силу любви и веры. Эти испытания не выдерживают очень многие, потому что экзамен не из легких: исполнение желаний. А желания у людей оказываются самыми низменными: карьера, деньги, роскошь, наряды, возможность получить побольше и даром. Да, Воланд — искуситель, но он же и сурово карает «проштрафившихся»: деньги тают, наряды исчезают, остаются обиды и разочарования. Таким образом, Булгаков в романе по-своему интерпретирует образ Сатаны: Воланд, являясь воплощением зла, в то же время выступает Судьей, оценивающим мотивы человеческих действий, их совестью: именно он восстанавливает истину и наказывает во имя ее. Воланд имеет доступ во все три мира, изображенные в романе: свой, потусторонний, фантастический; наш— мир людей, реальности; и мир легендарный, изображенный в романе, написанном Мастером. На всех планах бытия это темное начало умеет заглянуть в человеческую душу, которая оказывается так несовершенна, что властителю тьмы приходится быть пророком истины.

      Еще более удивительно то, что Воланд не только карает «грешников», но и награждает достойных. Так, готовые на бесконечные жертвы во имя истинной любви Маргарита и Мастер получили право на свой собственный рай — покой. Так «прощенный в ночь на воскресенье… жестокий пятый прокуратор Иудеи… Понтий Пилат» ушел по лунной дорожке, расспрашивая Иешуа, казненного по его воле, о недопонятом, недослышанном, недосказанном.

      Сама фантастика в чистом виде не является для М. Булгакова самоцелью, она лишь помогает писателю глубже раскрыть понимание философских и нравственно-этических проблем. Используя фантастические элементы как средства для раскрытия и более полного освещения замысла, М. Булгаков и нам предлагает поразмыслить о вечных вопросах добра и зла, истины и предназначения человека на земле.

      Роль фантастики в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

      Когда люди совершенно ограблены,

      Как мы с тобой, они ищут

      Спасения у потусторонней силы.

      М. Булгаков. Мастер и Маргарита

      Роман (бессмертное произведение) М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” необычен уже тем, что в нем тесно переплелись реальность и фантастика. Мистические герои погружены в водоворот бурной московской жизни 30-х годов, и это стирает границы между миром действительным и миром метафизическим.

      В облике Воланда перед нами во всей красе предстает не кто иной, как сам властитель тьмы, Сатана. Цель его визита на землю – посмотреть, сильно ли изменились люди за последние тысячелетия. Воланд прибыл не один, с ним его свита: нелепо одетый весельчак Коровьев-Фагот, который в конце окажется темно-фиолетовым рыцарем, забавный шутник Бегемот, превратившийся в заключение в юного пажа, демон безводной пустыни Азазелло, исполнительная Гелла. Все они беспрестанно вмешиваются в жизнь людей и за несколько дней успевают взбудоражить целый город. Воланд со своей свитой постоянно устраивают проверку москвичам на честность, Порядочность, силу любви и веры. Эти испытания не выдерживают очень многие, потому что экзамен не из легких: исполнение желаний. А желания у людей оказываются самыми низменными: карьера, деньги, роскошь, наряды, возможность получить побольше и даром. Да, Воланд – искуситель, но он же и сурово карает “проштрафившихся”: деньги тают, наряды исчезают, остаются обиды и разочарования. Таким образом, Булгаков в романе по-своему интерпретирует образ Сатаны: Воланд, являясь воплощением зла, в то же время выступает Судьей, оценивающим мотивы человеческих действий, их совестью: именно он восстанавливает истину и наказывает во имя ее. Воланд имеет доступ во все три мира, изображенные в романе: свой, потусторонний, фантастический; наш – мир людей, реальности; и мир легендарный, изображенный в романе, написанном Мастером. На всех планах бытия это темное начало умеет заглянуть в человеческую душу, которая оказывается так несовершенна, что властителю тьмы приходится быть пророком истины.

      Еще более удивительно то, что Воланд не только карает “грешников”, но и награждает достойных. Так готовая на бесконечные жертвы во имя истинной любви Маргарита и Мастер получили право на свой собственный рай – покой. Так “прощенный в ночь на воскресенье., жестокий пятый прокуратор Иудеи… Понтий Пилат” ушел по лунной дорожке, расспрашивая Иешуа, казненного по его воле, о недопонятом, недослышанном, недосказанном.

      Сама фантастика в чистом виде не является для М. Булгакова самоцелью, она лишь помогает глубже раскрыть писателю его понимание философских и нравственно-этических проблем. Используя фантастические элементы как средства для раскрытия и более полного освещения замысла, М. Булгаков и нам предлагает поразмыслить о вечных вопросах добра и зла, истины и предназначения человека на земле.

      «Сатирический и фантастический пласты в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

      Сатирический и фантастический пласты

      романа Булгакова «Мастер и Маргарита»

      рассмотреть авторские примы раскрытия сатирического и фантастического пластов своего романа; определить значение образа Воланда в развитии сюжета и в раскрытии идейного содержания произведения; развивать навыки анализа прозаического текста.

      I. Проверка домашнего задания.

      Проверка домашнего задания по вопросу 6 учебника (см. предыдущий урок):

      — Попробуйте определить соотношение вечного и злободневного в романе «Мастер и Маргарита».

      Прослушивается индивидуальное сообщение.

      Делается вывод о значении «ершалаимских» глав в романе.

      II. Работа над новым материалом.

      1. Вступительное слов учителя.

      В работе Б. В. Соколова (1991 г.) дана следующая оценка романа Булгакова: «Мастер и Маргарита» — роман не только сатирический и философский, это роман «городской». И он останется в истории русской и мировой литературы не только как свидетельство человеческой стойкости и гражданственности Булгакова-писателя, не только как гимн человеку нравственному и бесстрашному — Иешуа Га-Ноцри и человеку творческому — Мастеру, не только как история неземной любви Маргариты, но и как грандиозный памятник Москве, которая теперь неизбежно воспринимается с учетом этого великого произведения».

      Наша задача — представить образ булгаковской Москвы 30-х годов, чтобы раскрыть для себя сатирические и фантастические пласты повествования в произведении.

      2. Индивидуальное сообщение.

      «Москва и москвичи в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» по плану:

      1) Найдите в романе зарисовки быта и нравов Москвы 30-х годов, отразившие «как личные наблюдения Булгакова, так и литературные источники» (Б. В. Соколов).

      2) Каково в романе авторское отношение к Москве и москвичам?

      3) Какие художественные приемы использует Булгаков в создании «московских сцен» романа?

      3. Ответ на вопрос 3 учебника

      — Почему советская Москва показана в тонах сатирической буффонады, а далекая, почти мифическая библейская Иудея изображена средствами строгого реализма?

      4. Работа с текстом.

      Стержнем повествования в книге Булгакова стали Иешуа и Воланд: они не только являются представителями противоборствующих «ведомств» Добра и Зла (кстати, не противопоставленных в романе), но и объединяют временное пространство.

      — Кто же такой Воланд, чем он занимается, с какой целью прибыл в постреволюционную Москву?

      — Перечитайте эпиграф к роману. (…так кто ж ты, наконец?

      Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.)

      — Как вы понимаете его смысл?

      Эпиграф к роману отсылает читателя к трагедии Гете «Фауст», к образу Мефистофеля. Но можно ли утверждать, что Воланд — литературное продолжение Мефистофеля?

      — Перечитайте описания Воланда и сопоставьте их с традиционными изображениями героя трагедии Гете (например, скульптура М. Антокольского «Мефистофель», портрет Шаляпина в роли Мефистофеля в опере Ш. Гуно «Фауст»).

      1. «Воланд сидел на складном табурете, одетый в черную свою сутану. Его длинная и широкая шпага была воткнута между двумя рассекшимися плитами террасы вертикально, так что получились солнечные часы. Тень шпаги медленно и неуклонно удлинялась, подползая к черным туфлям на ногах сатаны. Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг».

      2. «Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней. Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто навеки сжег загар».

      Сходство Воланда с традиционным изображением Мефистофеля очевидно. Но по своей роли в романе Воланд «дерзостно» не похож на Мефистофеля. У Гете дьявол развенчивает все, что представляется высоким и чистым, искушает людей с помощью обмана и доводит человека до преступления.

      — Чем же занимается «ведомство» Воланда?

      Практически нигде в романе мы не увидим непосредственного вмешательства Воланда в течение жизни: он наблюдает её, но не изменяет. Люди, «не заслуживающие света», после смерти остаются в ведомстве Воланда, и лишь после их смерти Воланд вершит свой суд, определяя их дальнейшую судьбу. Решения «повелителя теней» основаны только на фактах (пример тому — хотя бы история Фриды) — это правило, удерживающее мир от распада и хаоса. Не возмездие осуществляет Воланд, а справедливость: каждый получает по той мере, в какой нарушил при жизни этические нормы.

      Милосердие чуждо Воланду, ибо оно мешает принимать справедливые решения: «Иногда совершенно неожиданно и коварно оно (милосердие) пролезает в самые узенькие щелки», а «каждое ведомство должно заниматься своими делами».

      Хозяин земли не мог не посетить Москвы, претендовавшей когда-то на роль третьего Рима, Москвы — сердца страны, провозгласившей новые принципы жизнеустройства, новые моральные и культурные ценности, — по сути, построение рая на земле для живых людей, обещанный Христом Новый Иерусалим. Воланд явился, чтобы воочию убедиться в истинности заверений, сделать выводы из фактов: не судить, не наказывать, а узнать из первоисточника. Люди, с которыми он сталкивается, не вызывают у него гнева: они настолько мелочны и ничтожны, что рождают лишь брезгливость, желание избавиться от их назойливого любопытства, пресечь их корыстные стремления.

      Итоговый эксперимент Воланд проводит во время сеанса черной магии в Варьете.

      — Расскажите об этом.

      Москвичи разоблачают себя сами — в прямом и переносном смысле. Пошлая жизнь, алчность, стадность волнами взмывают в варьете, и ни у кого не возникает вопроса о цене; следствие из этого — позор и унижение. Вывод Воланда неутешителен: «Люди как боги. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги… Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»

      — Расскажите о похождениях Коровьева и Бегемота.

      Москвичи страдают не от самого Воланда (исключение составляет лишь барон Майгель), а от проделок его свиты. Похождения Коровьева и Бегемота составляют отдельную сюжетную линию романа; суть их — в обнажении тела. Москва оказывается прибежищем всех смертных грехов: поступками жителей столицы руководит тщеславие, зависть и алчность, они легко впадают в гнев, прелюбодействуют и чревоугодничают. Казалось бы, только уныние им несвойственно. Но этот грех числится за Мастером. Зло скрытое страшнее, опаснее зла проявленного, преданного осмеянию и посрамлению.

      Зло разлито в московском мире, и именно с ним связываются традиционные представления об аде.

      В обществе, в той Москве, которую изображает писатель, царствуют подлецы и ничтожества, лицемеры и приспособленцы. Они лгут, наушничают, воруют, берут взятки, и, до тех пор пока не сталкиваются с подручными сатаны, им это вполне удается.

      Алоизий Могарыч, написавший донос на Мастера, вселяется в его квартиру. Степа Лиходеев, дурак и пьяница, благополучно работает директором Варьете. Никанор Иванович, представитель столь нелюбимого Булгаковым племени домкомов, прописывает за деньги и благоденствует.

      Но вот появляется «нечистая сила», и все эти мерзавцы вмиг оказываются разоблаченными и наказанными. Подручные Воланда (как и он сам) всесильны и всезнающи: любого они видят насквозь, обмануть их невозможно.

      «Лишь только председатель покинул квартиру, из спальни донесся низкий голос:

      — Мне этот Никанор Иванович не понравился. Он выжига и плут».

      Моментальное и точнейшее определение — и за ним следует строго соответствующее «заслуга наказание.

      Степу Лиходеева забрасывают в Ялту, Варенуху делают вампиром (правда, не навсегда), Максимилиана Андреевича, киевского дядю Берлиоза, до смерти напугав, изгоняют из квартиры, самого Берлиоза отправляют в небытие. Каждому по заслугам.

      Уместнее сказать, что Коровьев и сотоварищи лишь выявляют, вытаскивают на свет Божий все гадкое, что есть в людях, а не создают это гадкое. «Нечистая сила в «Мастере и Маргарите» не без юмора обнажает перед нами людские пороки», — пишет Б. Соколов. По его мнению, в романе Булгакова сатана представлен «как беспристрастный и высокий судия рода людского, выявляющий его пороки и добродетели».

      В. Акимов считает, что «столкновение с ними (нечистой силой) — это столкновение с самим собой». Власть нечистой силы проявляется, по его мнению, лишь там, где отступает человеческое. Не над людьми как таковыми издевается свита Воланда, а над их пороками, предавая в конце своего визита очистительному огню главные места их скопления.

      Писатель явно не является сторонником идеи непротивления злу насилием, напротив, по его мнению, как и по мнению русского философа И. Ильина (автора книги «О противлении злу силою»), «привести в чувство» людей, закосневших в зле, возможно только силой, потому что эти люди ведут себя по человечески (во внешнем смысле) лишь тогда, когда боятся вести себя иначе. Свита Воланда, таким образом, воплощает в романе принцип справедливости, возмездия, но не добра.

      III. Итог урока.

      — Что же такое добро и зло в романе Булгакова? Совпадает ли это с вашим представлением?

      — В чем значение «московских» глав романа? Какова роль фантастических персонажей?

      Домашнее задание.

      Проанализируйте эпизод «Великий бал у Сатаны».

      Читайте также:
      Основные образы в романе М. А. Булгакова Белая гвардия: сочинение
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: