Гибель Най-Турса и спасение Николки: сочинение

Гибель Най-Турса и спасение Николая (анализ эпизода из 11 главы части 2 романа М.А.Булгакова «Белая гвардия»)

Скачать сочинение
Тип: Анализ эпизода

Книги Булгакова читали тайком, хотя официального запрета на них не было. И поэтому души широкого круга читателей Булгаков начал завоевывать только в 70-ые годы 20 века. Судьба писателя была трудной, но, несмотря на это, исключительно счастливой. В 1925 году роман «Белая гвардия» начинает публиковаться в журнале «Россия».

Роман “Белая гврдия”– история семьи Турбиных. Их жизнь совсем не идеализируется, хотя Россию дореволюционную Булгаков считал идеальной и не желал, чтобы она рушилась.

Много внимания в романе уделяется смелым и благородным людям, таким, как Алексей и Николка Турбины, Най-Турс, Мышлаевский, Карась, Шервинский. Они отважно защищают своих близких, своих соотечественников, хотя и знают, что, скорее всего, победы за ними не будет. Но они не отступают, выполняя свой долг, долг чести офицеров. А долг, по мнению Булгакова, то, без чего жить на свете бессмысленно. Значит, у достаточного числа действующих лиц в романе нет смысла существования.

Николка Турбин, несмотря на свою молодость, возглавляет отряд юнкеров, хотя порой его одолевает немалый страх. Он ведет свой отряд из двадцати восьми юнкеров на указанное ему по телефону место. И вот они на месте – безлюдный перекресток, никакого неприятеля нет, но повсюду слышится грохот пулеметов. Вскоре в конце переулка Николка разглядел бегущих.… Но по золотистым погонам он понял, что это «свои»: «Тяжелые, рослые, запаренные в беге, константиновские юнкера в папахах вдруг остановились, упали на одно колено и, бледно сверкнув, дали два залпа по переулку туда, откуда прибежали. Затем вскочили и, бросая винтовки, кинулись через перекресток, мимо Николкиного отряда. По дороге они рвали с себя погоны, подсумки и пояса, бросали их на разъезженный снег. – Бегите, бегите с нами! Спасайся, кто может!»

Николкины юнкера недоуменно поднимаются на ноги.… Последним бежит Най-Турс, Николка его сразу узнал. В правой руке у него кольт, пустая кобура хлопает по ноге. Лицо офицера зло. Най-Турс с треском срывает Николкины погоны, да так сильно, что Николка упал на Ивашина, который сидел на корточках у пулемета. И вдруг Най-Турс отдает команду таким громким голосом, что Николка думает, что ее слышно, наверное, на весь город. Полковник кричит юнкерам, чтобы те бежали как можно быстрее, срывая на бегу погоны и уничтожая свои документы. Чтобы всем, кто встретится на пути, приказывали бежать.

Юнкера в панике подчиняются приказу. Все вокруг закрутилось-завертелось, и Николка в этот момент не сошел с ума потому, что все произошло слишком быстро.

Николка не желал бежать, он сел на корточки у пулемета и начал заправлять в него ленту. Вдали показались несколько конных.… Най-Турс стреляет, несколько лошадей падают: «И полковник Най-Турс отнесся к ним странно. Он подпрыгнул на одной ноге, взмахнул другой, как будто в вальсе, и по-бальному оскалился неуместной улыбкой. Затем полковник оказался лежащим у ног Николки. Тут он увидел, что из полковника через левый рукав стала вытекать кровь, а глаза у него зашли к небу».
Николка не сразу понимает, что именно произошло. Смерть полковника Булгаков сравнивает с танцем, вальсом. Неожиданное сравнение. Неожиданное, как и то, что «из полковника через левый рукав вытекает кровь» – описание уже чего-то неживого. Писатель так и не сказал, что полковника убили. Ни слова о том, что в него выстрелили. Най-Турс просто умер. Теперь уже из полковника по капле вытекает и голос – он просит, уже не приказывает, чтобы Николка бросил все и бежал. Просит уже не как высший по званию, а как человек, который сейчас умрет потому, что сам не бежал ранее.

Читайте также:
Шариков и шариковщина (по повести М. А. Булгакова Собачье сердце): сочинение

Най-Турс, как и некоторые герои «Белой гвардии», вызывает у автора большое уважение, ведь он отважен и храбр. Он защищает Россию, несмотря на то, что почти уверен, что сильнее окажутся не его воины. А так как Булгаков никогда не скрывал отношения к своим героям, то и читатель проникается восхищением к этому человеку. И эпизод его смерти Най-ТУрса в середине романа никак не убавляет его заслуг – он успел сделать много важного. К тому же, есть те, кто так же предан своей родине, как он.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Белая гвардия / Гибель Най-Турса и спасение Николая (анализ эпизода из 11 главы части 2 романа М.А.Булгакова «Белая гвардия»)

Смотрите также по произведению “Белая гвардия”:

Сочинение: Гибель Най-Турса и спасение Николки

Трагические события революции и братоубийственной Гражданской войны отражались в русской литературе с разных точек зрения. Пролетарские писатели изображали эту эпоху как борьбу народа за своё счастье, писатели, не разделявшие большевистских взглядов, рассматривали её как национальную трагедию. Такую же авторскую позицию занял и М.А. Булгаков, посвятив событиям 1918 года роман «Белая гвардия». Город, в котором происходят события, неоднократно переходит из рук в руки. Один из наиболее драматических эпизодов романа – захват Города петлюровскими войсками. Русская армия готова защищать Город, но офицеры ещё не знают, что командование сбежало вместе с отступившими немецкими войсками. Поэтому нет организованной обороны Города, защитники его фактически брошены на произвол судьбы. Полковник Най-Турс приказал своим юнкерам отходить на Город, а троих отправил узнать, где остальные части и что с ними. Но посланные вернулись с сообщением, что никаких частей нет, стрельба идёт в тылу и будто бы неприятельская конница уже входит в Город. И юнкера услышали от полковника «никогда ими не слыханную странную команду».

В это же время Николка Турбин по телефонному приказу вывел свою команду – двадцать восемь юнкеров – по маршруту. Они должны были встретить и «подкрепить» отряд третьей дружины, но, как ни странно, никакого отряда не было. Юнкера залегли цепью, пулемётчик устроился возле пулемёта, а Николка предаётся рассуждениям о том, что ему кажется странным. Он озадачен тем, что нет отряда, что выстрелы слышны где-то в тылу, он не уверен в себе и боится обнаружить свой страх. И далее действие развивается очень динамично и сумбурно, и Николка подчиняется этому бешеному непонятному ритму. «Посыпались по переулку серые фигуры в бешеном беге», Николка с удивлением понимает, что это свои, но ещё больше его удивляет то, что они на ходу срывают с себя погоны и кричат всем: «Спасайся кто может». Молниеносно подумав о том, что он может стать героем, Николка пытается остановить панику и обращается к последнему бежавшему – полковнику Най-Турсу. «И тут последовало чудовищное»: полковник сам оборвал погоны на Николкиной шинели. Он приказывает всем юнкерам бежать, срывать погоны, уничтожить документы, но сам он не бежит далее – он устраивается у пулемёта. Ошеломлённый Николка отказывается бежать и помогает с пулемётом полковнику. Ругаясь, Най-Турс начинает обстрел показавшихся вдали конных фигур, одновременно крича Николке, чтобы «глупый малый» удирал, и в это время его смертельно ранили. Он успел только сказать Турбину, чтобы тот бросил геройствовать, и назвал улицу – Мало-Провальная. Николке «страшно от тоски и одиночества», он сумел доползти до угла и свернуть в переулок, считая это господним чудом. Дворник в каком-то дворе пытался задержать Николку, но у того в руках Най-Турсов кольт, и дворник, получив удар рукояткой револьвера, убежал к воротам, зовя петлюровцев. Сообразив, что нельзя возвращаться в переулок, потому что конница Петлюры заскочила с фланга в Город, Николка дворами пробирается на другую улицу, перелезая через стены, бросив на ходу папаху и подобрав чью-то студенческую фуражку. Редкие прохожие на улицах в панике разбегаются, теряя вещи, и Николка явственно ощущает случившуюся катастрофу. По дороге он заставляет скрыться в подъезд кадета с винтовкой в руках и благополучно достигает своего района, где ещё тихо и стрельба слышна только издалека. И у самого своего дома Николка с удивлением видит, как мирно катаются дети на салазках, занятые игрой и своими детскими переживаниями. Дети мало что понимают в происходящем, поэтому, по их мнению, так офицерам и надо за то, что они «дурака валяли». «Пришёл Петлюра, а у него миллион войска», – видимо, такое мнение они услыхали от кого-то из старших. И только дома Николка узнаёт, что Алексей ещё не вернулся.

Читайте также:
Евангельский и демонический миры в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

В этом эпизоде ярко раскрываются характеры героев: и полковник Най-Турс, и Николай Турбин – люди чести. Не считая возможным губить зря своих подчинённых, полковник разгоняет их по домам, но себя он не освобождает от ответственности за людей от исполнения своего долга. По тем же принципам поступает Николка – он не может бросить полковника одного. Его нравственные переживания, сумятица чувств, объяснимая возрастом героя и его неопытностью, вызывают к нему ещё большую симпатию читателей. Но главное в эпизоде – динамичное развитие действия, драматизм сюжета и наглядное ощущение напрасности жертв братоубийственной войны.

Гибель Най-Турса и спасение Николки: сочинение

Русская литература XX века выросла из литературы века XIX, в которой значительное место уделялось евангельским мотивам. Но политические события в новой России наложили отпечаток на отношение к религии и церкви. Советское время ознаменовалось, помимо всего прочего, гонениями на церковь и ее служителей, в стране шла бурная антирелигиозная, атеистическая пропаганда, но какой бы методичной и целенаправленной она ни была, она так и не смогла разрушить в сознании людей многовековые традиции их предков. Евангельские мотивы стали ключевыми образами русской литературы XX века. Рожденные бурей революции, они возникали в произведениях самых гнетущих лет, неся людям откровение, веру, надежду.

К евангельским мотивам обращались в своем творчестве А. Блок и Б. Пастернак, А. Ахматова и М. Горький, И. Бунин и Л. Андреев и многие другие. Примечательно, что особое внимание русские писатели уделяли определенным моментам Евангелия — трагическому периоду от Великого понедельника до Пасхи. Чаще всего в их произведениях мы встречаем ссылки на распятие Христа и на дни Его страстей. И все же, несмотря на сходство взятых образов, авторы переосмысливают их по-разному.

В творчестве Михаила Булгакова отразились лучшие традиции отечественной прозы и наиболее высокие идеи мировой литературы. В своих произведениях он затрагивал самые актуальные, самые волнующие и жизненно важные вопросы. Булгаков стремился осветить глобальные темы истории, нравственности, морали. С уникальной философской глубиной подходил он к осмыслению практически всех вечных проблем человечества.

Читайте также:
Мастер и массолит. Две концепции литературного творчества в произведении М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Роман “Мастер и Маргарита” стал своеобразной энциклопедией человеческих душ, исторических событий и библейских сюжетов. В нем органически соединились события в раннесоветской Москве и древнем Ершалаиме, драматическая история Мастера и его Маргариты и мистическое театральное действо — бал Воланда. Причем ершалаимская трагедия Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата стала как бы мерилом всего человеческого, мерилом духовности, нравственности, морали. Булгаков не случайно переплетает романтические библейские мотивы и реалистическое повествование о московской жизни — в романе автор стремится не столько осмыслить и поведать людям историю Иешуа, сколько вдается в более глубокие философские исследования человеческой души. Евангельские мотивы тесно переплелись с текстом романа, который представляет собой как бы два Евангелия: авторское Евангелие “от Воланда” и Евангелие Мастера “от Иешуа”. История Иешуа зеркально отражается в окнах московских многоэтажек, во всем ходе мистерии, разыгравшейся в столице.

Действие “Мастера и Маргариты” разворачивается на Страстной неделе перед Пасхой, т. е. перед днем, когда, по преданию, воскрес Иисус Христос. Бал Воланда — это праздник прощения преступников, один из которых, по Евангелию, первым вошел в рай с Христом. Евангельская история зеркально отражается в событиях на Страстной неделе, в символике праздника Воланда: бал — Страсти по Христу, одеяние Воланда —: рубище Иисуса, череп барона Майгеля — череп Адама и т. д.

Москва становится центром нового Евангелия, городом обновления и надежд.

Но Булгакова занимают не столько сами евангельские события, сколько проблемы добра и зла и их взаимоотношения. В его прочтении евангельской истории Иешуа предстает не как Бог, но как человек. Не случайно Булгаков выводит здесь Христа под Его арамейским именем.

История 2000-летней давности открывается нам со страниц рукописи романа, который пишет Мастер. В этом романе он повествует о закате античной культуры и о начале христианской цивилизации. События разворачиваются в Страстную неделю — когда люди постятся, присутствуют на всех службах, когда открываются все человеческие грехи. Пытаясь приподнять завесу над истинной сущностью людей, Булгаков вводит в свое произведение образ Воланда, который фактически занимает место Бога и переворачивает на свой лад традиционную процедуру покаяния. Глазами Воланда автор с “точки зрения вечности” рассматривает все слабости и недостатки человеческие. Эти же недостатки писатель открывает и осуждает и в истории Иешуа и Понтия Пилата.

Читайте также:
Фантастический реализм в романе «Мастер и Маргарита»: сочинение

Никто не признает в Иешуа единственного пророка, его ученик — Левий Матвей — не представляет собой исключения. Сохранивший в себе черты евангельского апостола Матфея (сборщика податей), Левий представляет в своем лице сразу всех учеников, кроме Иуды. Даже слова, записанные им на пергаменте (“. Мы увидим чистую реку воды жизни. Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл”.”), взяты не из Евангелия, а из Откровения, следовательно, должны были быть записаны не Матфеем, но Иоанном. Кроме того, ученики Христа ждали, когда Он “придет во славе”. Левий Матвей не ждет этого, и заповедей Иешуа он не выполняет, угрожая зарезать Иуду из Кириафа. Да и главенствующее положение в мире занимает Воланд, князь тьмы.

Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусости, малодушии, в неспособности защитить собственное достоинство под напором диктатуры. Именно эту задачу ставил перед собой и Булгаков. К тому же судьба Мастера очень напоминает судьбу самого писателя. Как и перед Мастером, перед ним стояла непростая задача выжить во враждебных условиях и суметь при этом реализовать свой талант.

Как уже отмечалось, в “Мастере и Маргарите” поднимаются не только и не столько библейские вопросы, сколько проблемы философские, вечные. С помощью Библии автор старается переосмыслить борьбу добра и зла, преступление и последующие угрызения совести, казнь невиновного и ответственность за эту жестокость, бессмысленность предательства и бесплодные попытки искупить его наказанием зла. История Иешуа и Пилата воплощает в себе борьбу света и тьмы. Та же борьба происходит и в современной писателю Москве. Булгаков видит в Иешуа не столько Бога, сколько человека, чьи мысли и поступки могут быть присущи любому смертному. Он, так же как и каждый в этом мире, испытывает общечеловеческие чувства — от страха до страдания. И только сам человек способен разобраться в этих чувствах, управлять своей судьбой. Но какое бы направление ни избрал человек в жизни, все это контролирует Бог и потому наказание за грехи — справедливое наказание — обязательно настигнет грешника. Эту мысль автор проводит в истории Пилата — носителя “самого страшного порока” — трусости. Эту же мысль вкладывает он в уста Воланда. Трусость Понтия Пилата привела к гибели невиновного, и наказание за эту трусость несет именно Пилат. Однако прощен и Пилат и блудница Фрида, а Воланд выполняет просьбу Иешуа. Тьма же — обязательная часть мироздания, ведь если бы не было тьмы, что бы мы называли светом?

Булгаков пытается определить сущность добра и зла, а приходит все к одному и тому же: добро есть любовь, добро есть преданность; зло есть ненависть, трусость и предательство. Будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как могут любить немногие. Поэтому Левий просит, чтобы “. ту, которая любила и страдала. вы взяли бы тоже. “. Его слова перекликаются со словами Христа в Евангелии от Луки: “Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит” (от Луки, 7:50). “Прощение и вечный приют” Пилата в романе — это акт доброты и свободы. И, как заключает Воланд, именно “на этом построен мир”.

Читайте также:
Судьба человека (на примере романа М. А. Булгакова Мастер и Маргарита и поэмы В. Гете Фауст): сочинение

И Мастер в своей рукописи, и Булгаков в своем романе возводят обычные житейские противоречия в высокую степень мирового зла. И автор, и его герой скорбят по утраченной духовности. Чтобы читатели поняли эту скорбь, прочувствовали, осознали, этот мир рассматривается во всех подробностях, в мельчайших деталях, чтобы не упустить главного, чтобы открыть людям путь к спасению, сохранению своего духовного мира.

Михаил Булгаков создал необыкновенное произведение, бесконечное, бескрайнее, как сама вечность.

Важнейшие, глобальные мировые вопросы, волновавшие писателя и освещенные им в романе “Мастер и Маргарита”, никогда не перестанут быть актуальными и никогда не станут менее острыми. Они всегда будут волновать читателей, заставлять снова и снова переосмысливать свою жизнь с точки зрения вечности, переосмысливать всю историю человечества в целом.

«Гибель Най-Турса и спасение Николки»

Трагические события революции и братоубийственной Гражданской войны отражались в русской литературе с разных точек зрения. Пролетарские писатели изображали эту эпоху как борьбу народа за своё счастье, писатели, не разделявшие большевистских взглядов, рассматривали её как национальную трагедию. Такую же авторскую позицию занял и М.А. Булгаков, посвятив событиям 1918 года роман «Белая гвардия». Город, в котором происходят события, неоднократно переходит из рук в руки. Один из наиболее драматических эпизодов романа – захват Города петлюровскими войсками. Русская армия готова защищать Город, но офицеры ещё не знают, что командование сбежало вместе с отступившими немецкими войсками. Поэтому нет организованной обороны Города, защитники его фактически брошены на произвол судьбы. Полковник Най-Турс приказал своим юнкерам отходить на Город, а троих отправил узнать, где остальные части и что с ними. Но посланные вернулись с сообщением, что никаких частей нет, стрельба идёт в тылу и будто бы неприятельская конница уже входит в Город. И юнкера услышали от полковника «никогда ими не слыханную странную команду».

В это же время Николка Турбин по телефонному приказу вывел свою команду – двадцать восемь юнкеров – по маршруту. Они должны были встретить и «подкрепить» отряд третьей дружины, но, как ни странно, никакого отряда не было. Юнкера залегли цепью, пулемётчик устроился возле пулемёта, а Николка предаётся рассуждениям о том, что ему кажется странным. Он озадачен тем, что нет отряда, что выстрелы слышны где-то в тылу, он не уверен в себе и боится обнаружить свой страх. И далее действие развивается очень динамично и сумбурно, и Николка подчиняется этому бешеному непонятному ритму. «Посыпались по переулку серые фигуры в бешеном беге», Николка с удивлением понимает, что это свои, но ещё больше его удивляет то, что они на ходу срывают с себя погоны и кричат всем: «Спасайся кто может». Молниеносно подумав о том, что он может стать героем, Николка пытается остановить панику и обращается к последнему бежавшему – полковнику Най-Турсу. «И тут последовало чудовищное»: полковник сам оборвал погоны на Николкиной шинели. Он приказывает всем юнкерам бежать, срывать погоны, уничтожить документы, но сам он не бежит далее – он устраивается у пулемёта. Ошеломлённый Николка отказывается бежать и помогает с пулемётом полковнику. Ругаясь, Най-Турс начинает обстрел показавшихся вдали конных фигур, одновременно крича Николке, чтобы «глупый малый» удирал, и в это время его смертельно ранили. Он успел только сказать Турбину, чтобы тот бросил геройствовать, и назвал улицу – Мало-Провальная. Николке «страшно от тоски и одиночества», он сумел доползти до угла и свернуть в переулок, считая это господним чудом. Дворник в каком-то дворе пытался задержать Николку, но у того в руках Най-Турсов кольт, и дворник, получив удар рукояткой револьвера, убежал к воротам, зовя петлюровцев. Сообразив, что нельзя возвращаться в переулок, потому что конница Петлюры заскочила с фланга в Город, Николка дворами пробирается на другую улицу, перелезая через стены, бросив на ходу папаху и подобрав чью-то студенческую фуражку. Редкие прохожие на улицах в панике разбегаются, теряя вещи, и Николка явственно ощущает случившуюся катастрофу. По дороге он заставляет скрыться в подъезд кадета с винтовкой в руках и благополучно достигает своего района, где ещё тихо и стрельба слышна только издалека. И у самого своего дома Николка с удивлением видит, как мирно катаются дети на салазках, занятые игрой и своими детскими переживаниями. Дети мало что понимают в происходящем, поэтому, по их мнению, так офицерам и надо за то, что они «дурака валяли». «Пришёл Петлюра, а у него миллион войска», – видимо, такое мнение они услыхали от кого-то из старших. И только дома Николка узнаёт, что Алексей ещё не вернулся.

Читайте также:
Возвращение писателя (М. А. Булгаков): сочинение

В этом эпизоде ярко раскрываются характеры героев: и полковник Най-Турс, и Николай Турбин – люди чести. Не считая возможным губить зря своих подчинённых, полковник разгоняет их по домам, но себя он не освобождает от ответственности за людей от исполнения своего долга. По тем же принципам поступает Николка – он не может бросить полковника одного. Его нравственные переживания, сумятица чувств, объяснимая возрастом героя и его неопытностью, вызывают к нему ещё большую симпатию читателей. Но главное в эпизоде – динамичное развитие действия, драматизм сюжета и наглядное ощущение напрасности жертв братоубийственной войны.

Гибель Най-Турса и спасение Николки

Трагические события революции и братоубийственной Гражданской войны отражались в русской литературе с разных точек зрения. Пролетарские писатели изображали эту эпоху как борьбу народа за своё счастье, писатели, не разделявшие большевистских взглядов, рассматривали её как национальную трагедию. Такую же авторскую позицию занял и М.А. Булгаков, посвятив событиям 1918 года роман «Белая гвардия». Город, в котором происходят события, неоднократно переходит из рук в руки. Один из наиболее драматических эпизодов романа – захват Города петлюровскими войсками. Русская армия готова защищать Город, но офицеры ещё не знают, что командование сбежало вместе с отступившими немецкими войсками. Поэтому нет организованной обороны Города, защитники его фактически брошены на произвол судьбы. Полковник Най-Турс приказал своим юнкерам отходить на Город, а троих отправил узнать, где остальные части и что с ними. Но посланные вернулись с сообщением, что никаких частей нет, стрельба идёт в тылу и будто бы неприятельская конница уже входит в Город. И юнкера услышали от полковника «никогда ими не слыханную странную команду».

В это же время Николка Турбин по телефонному приказу вывел свою команду – двадцать восемь юнкеров – по маршруту. Они должны были встретить и «подкрепить» отряд третьей дружины, но, как ни странно, никакого отряда не было. Юнкера залегли цепью, пулемётчик устроился возле пулемёта, а Николка предаётся рассуждениям о том, что ему кажется странным. Он озадачен тем, что нет отряда, что выстрелы слышны где-то в тылу, он не уверен в себе и боится обнаружить свой страх. И далее действие развивается очень динамично и сумбурно, и Николка подчиняется этому бешеному непонятному ритму. «Посыпались по переулку серые фигуры в бешеном беге», Николка с удивлением понимает, что это свои, но ещё больше его удивляет то, что они на ходу срывают с себя погоны и кричат всем: «Спасайся кто может». Молниеносно подумав о том, что он может стать героем, Николка пытается остановить панику и обращается к последнему бежавшему – полковнику Най-Турсу. «И тут последовало чудовищное»: полковник сам оборвал погоны на Николкиной шинели. Он приказывает всем юнкерам бежать, срывать погоны, уничтожить документы, но сам он не бежит далее – он устраивается у пулемёта. Ошеломлённый Николка отказывается бежать и помогает с пулемётом полковнику. Ругаясь, Най-Турс начинает обстрел показавшихся вдали конных фигур, одновременно крича Николке, чтобы «глупый малый» удирал, и в это время его смертельно ранили. Он успел только сказать Турбину, чтобы тот бросил геройствовать, и назвал улицу – Мало-Провальная. Николке «страшно от тоски и одиночества», он сумел доползти до угла и свернуть в переулок, считая это господним чудом. Дворник в каком-то дворе пытался задержать Николку, но у того в руках Най-Турсов кольт, и дворник, получив удар рукояткой револьвера, убежал к воротам, зовя петлюровцев. Сообразив, что нельзя возвращаться в переулок, потому что конница Петлюры заскочила с фланга в Город, Николка дворами пробирается на другую улицу, перелезая через стены, бросив на ходу папаху и подобрав чью-то студенческую фуражку. Редкие прохожие на улицах в панике разбегаются, теряя вещи, и Николка явственно ощущает случившуюся катастрофу. По дороге он заставляет скрыться в подъезд кадета с винтовкой в руках и благополучно достигает своего района, где ещё тихо и стрельба слышна только издалека. И у самого своего дома Николка с удивлением видит, как мирно катаются дети на салазках, занятые игрой и своими детскими переживаниями. Дети мало что понимают в происходящем, поэтому, по их мнению, так офицерам и надо за то, что они «дурака валяли». «Пришёл Петлюра, а у него миллион войска», – видимо, такое мнение они услыхали от кого-то из старших. И только дома Николка узнаёт, что Алексей ещё не вернулся.

Читайте также:
«У времени в плену...»: сочинение

В этом эпизоде ярко раскрываются характеры героев: и полковник Най-Турс, и Николай Турбин – люди чести. Не считая возможным губить зря своих подчинённых, полковник разгоняет их по домам, но себя он не освобождает от ответственности за людей от исполнения своего долга. По тем же принципам поступает Николка – он не может бросить полковника одного. Его нравственные переживания, сумятица чувств, объяснимая возрастом героя и его неопытностью, вызывают к нему ещё большую симпатию читателей. Но главное в эпизоде – динамичное развитие действия, драматизм сюжета и наглядное ощущение напрасности жертв братоубийственной войны.

Реферат: Сочинение: Гибель Най-Турса и спасение Николки

Трагические события революции и братоубийственной Гражданской войны отражались в русской литературе с разных точек зрения. Пролетарские писатели изображали эту эпоху как борьбу народа за своё счастье, писатели, не разделявшие большевистских взглядов, рассматривали её как национальную трагедию. Такую же авторскую позицию занял и М.А. Булгаков, посвятив событиям 1918 года роман «Белая гвардия». Город, в котором происходят события, неоднократно переходит из рук в руки. Один из наиболее драматических эпизодов романа – захват Города петлюровскими войсками. Русская армия готова защищать Город, но офицеры ещё не знают, что командование сбежало вместе с отступившими немецкими войсками. Поэтому нет организованной обороны Города, защитники его фактически брошены на произвол судьбы. Полковник Най-Турс приказал своим юнкерам отходить на Город, а троих отправил узнать, где остальные части и что с ними. Но посланные вернулись с сообщением, что никаких частей нет, стрельба идёт в тылу и будто бы неприятельская конница уже входит в Город. И юнкера услышали от полковника «никогда ими не слыханную странную команду».

В это же время Николка Турбин по телефонному приказу вывел свою команду – двадцать восемь юнкеров – по маршруту. Они должны были встретить и «подкрепить» отряд третьей дружины, но, как ни странно, никакого отряда не было. Юнкера залегли цепью, пулемётчик устроился возле пулемёта, а Николка предаётся рассуждениям о том, что ему кажется странным. Он озадачен тем, что нет отряда, что выстрелы слышны где-то в тылу, он не уверен в себе и боится обнаружить свой страх. И далее действие развивается очень динамично и сумбурно, и Николка подчиняется этому бешеному непонятному ритму. «Посыпались по переулку серые фигуры в бешеном беге», Николка с удивлением понимает, что это свои, но ещё больше его удивляет то, что они на ходу срывают с себя погоны и кричат всем: «Спасайся кто может». Молниеносно подумав о том, что он может стать героем, Николка пытается остановить панику и обращается к последнему бежавшему – полковнику Най-Турсу. «И тут последовало чудовищное»: полковник сам оборвал погоны на Николкиной шинели. Он приказывает всем юнкерам бежать, срывать погоны, уничтожить документы, но сам он не бежит далее – он устраивается у пулемёта. Ошеломлённый Николка отказывается бежать и помогает с пулемётом полковнику. Ругаясь, Най-Турс начинает обстрел показавшихся вдали конных фигур, одновременно крича Николке, чтобы «глупый малый» удирал, и в это время его смертельно ранили. Он успел только сказать Турбину, чтобы тот бросил геройствовать, и назвал улицу – Мало-Провальная. Николке «страшно от тоски и одиночества», он сумел доползти до угла и свернуть в переулок, считая это господним чудом. Дворник в каком-то дворе пытался задержать Николку, но у того в руках Най-Турсов кольт, и дворник, получив удар рукояткой револьвера, убежал к воротам, зовя петлюровцев. Сообразив, что нельзя возвращаться в переулок, потому что конница Петлюры заскочила с фланга в Город, Николка дворами пробирается на другую улицу, перелезая через стены, бросив на ходу папаху и подобрав чью-то студенческую фуражку. Редкие прохожие на улицах в панике разбегаются, теряя вещи, и Николка явственно ощущает случившуюся катастрофу. По дороге он заставляет скрыться в подъезд кадета с винтовкой в руках и благополучно достигает своего района, где ещё тихо и стрельба слышна только издалека. И у самого своего дома Николка с удивлением видит, как мирно катаются дети на салазках, занятые игрой и своими детскими переживаниями. Дети мало что понимают в происходящем, поэтому, по их мнению, так офицерам и надо за то, что они «дурака валяли». «Пришёл Петлюра, а у него миллион войска», – видимо, такое мнение они услыхали от кого-то из старших. И только дома Николка узнаёт, что Алексей ещё не вернулся.

Читайте также:
Композиция и система образов в романе «Мастер и Маргарита»: сочинение

В этом эпизоде ярко раскрываются характеры героев: и полковник Най-Турс, и Николай Турбин – люди чести. Не считая возможным губить зря своих подчинённых, полковник разгоняет их по домам, но себя он не освобождает от ответственности за людей от исполнения своего долга. По тем же принципам поступает Николка – он не может бросить полковника одного. Его нравственные переживания, сумятица чувств, объяснимая возрастом героя и его неопытностью, вызывают к нему ещё большую симпатию читателей. Но главное в эпизоде – динамичное развитие действия, драматизм сюжета и наглядное ощущение напрасности жертв братоубийственной войны.

Сочинение: Гибель Най-Турса и спасение Николки

Трагические события революции и братоубийственной Гражданской войны отражались в русской литературе с разных точек зрения. Пролетарские писатели изображали эту эпоху как борьбу народа за своё счастье, писатели, не разделявшие большевистских взглядов, рассматривали её как национальную трагедию. Такую же авторскую позицию занял и М.А. Булгаков, посвятив событиям 1918 года роман «Белая гвардия». Город, в котором происходят события, неоднократно переходит из рук в руки. Один из наиболее драматических эпизодов романа – захват Города петлюровскими войсками. Русская армия готова защищать Город, но офицеры ещё не знают, что командование сбежало вместе с отступившими немецкими войсками. Поэтому нет организованной обороны Города, защитники его фактически брошены на произвол судьбы. Полковник Най-Турс приказал своим юнкерам отходить на Город, а троих отправил узнать, где остальные части и что с ними. Но посланные вернулись с сообщением, что никаких частей нет, стрельба идёт в тылу и будто бы неприятельская конница уже входит в Город. И юнкера услышали от полковника «никогда ими не слыханную странную команду».

В это же время Николка Турбин по телефонному приказу вывел свою команду – двадцать восемь юнкеров – по маршруту. Они должны были встретить и «подкрепить» отряд третьей дружины, но, как ни странно, никакого отряда не было. Юнкера залегли цепью, пулемётчик устроился возле пулемёта, а Николка предаётся рассуждениям о том, что ему кажется странным. Он озадачен тем, что нет отряда, что выстрелы слышны где-то в тылу, он не уверен в себе и боится обнаружить свой страх. И далее действие развивается очень динамично и сумбурно, и Николка подчиняется этому бешеному непонятному ритму. «Посыпались по переулку серые фигуры в бешеном беге», Николка с удивлением понимает, что это свои, но ещё больше его удивляет то, что они на ходу срывают с себя погоны и кричат всем: «Спасайся кто может». Молниеносно подумав о том, что он может стать героем, Николка пытается остановить панику и обращается к последнему бежавшему – полковнику Най-Турсу. «И тут последовало чудовищное»: полковник сам оборвал погоны на Николкиной шинели. Он приказывает всем юнкерам бежать, срывать погоны, уничтожить документы, но сам он не бежит далее – он устраивается у пулемёта. Ошеломлённый Николка отказывается бежать и помогает с пулемётом полковнику. Ругаясь, Най-Турс начинает обстрел показавшихся вдали конных фигур, одновременно крича Николке, чтобы «глупый малый» удирал, и в это время его смертельно ранили. Он успел только сказать Турбину, чтобы тот бросил геройствовать, и назвал улицу – Мало-Провальная. Николке «страшно от тоски и одиночества», он сумел доползти до угла и свернуть в переулок, считая это господним чудом. Дворник в каком-то дворе пытался задержать Николку, но у того в руках Най-Турсов кольт, и дворник, получив удар рукояткой револьвера, убежал к воротам, зовя петлюровцев. Сообразив, что нельзя возвращаться в переулок, потому что конница Петлюры заскочила с фланга в Город, Николка дворами пробирается на другую улицу, перелезая через стены, бросив на ходу папаху и подобрав чью-то студенческую фуражку. Редкие прохожие на улицах в панике разбегаются, теряя вещи, и Николка явственно ощущает случившуюся катастрофу. По дороге он заставляет скрыться в подъезд кадета с винтовкой в руках и благополучно достигает своего района, где ещё тихо и стрельба слышна только издалека. И у самого своего дома Николка с удивлением видит, как мирно катаются дети на салазках, занятые игрой и своими детскими переживаниями. Дети мало что понимают в происходящем, поэтому, по их мнению, так офицерам и надо за то, что они «дурака валяли». «Пришёл Петлюра, а у него миллион войска», – видимо, такое мнение они услыхали от кого-то из старших. И только дома Николка узнаёт, что Алексей ещё не вернулся.

Читайте также:
Знакомство Ивана Бездомного с Мастером: сочинение

В этом эпизоде ярко раскрываются характеры героев: и полковник Най-Турс, и Николай Турбин – люди чести. Не считая возможным губить зря своих подчинённых, полковник разгоняет их по домам, но себя он не освобождает от ответственности за людей от исполнения своего долга. По тем же принципам поступает Николка – он не может бросить полковника одного. Его нравственные переживания, сумятица чувств, объяснимая возрастом героя и его неопытностью, вызывают к нему ещё большую симпатию читателей. Но главное в эпизоде – динамичное развитие действия, драматизм сюжета и наглядное ощущение напрасности жертв братоубийственной войны.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: