Идейно-художественное своеобразие романа Булгакова Белая гвардия: сочинение

«Идейно-художественное своеобразие романа Булгакова «Белая гвардия»»

Роман «Белая гвардия» был написан в 1923−24 годах. События, легшие в основу романа, были пережиты самим автором в 1918—1919 годах в его родном городе Киеве.

Переосмысление и анализ гражданской войны дан Булгаковым в нетрадиционной для советского времени манере: история рассказана с позиции белых офицеров. Свою авторскую позицию писатель определил как попытку «стать бесстрастно над красными и белыми». Это стремление, с одной стороны, загубило печатную историю произведения: было издано только начало романа. С другой стороны, оно поставило «Белую гвардию» в один ряд с таким великим произведением русской литературы, как «Война и мир» .

С романом Толстого «Белую гвардию» связывает многое. Неслучайно в романе то заходит речь о произведении этого писателя, то промелькнут бородинские полки на портрете Александра I в гимназии. Два романа сближаются, в первую очередь, своей «беспристрастностью» в описании истории. В отличие от слащавой и напыщенной советской литературы, обличавшей белое движение, исторически «Белая гвардия» более точна.

Поднимается Булгаковым тема истории и личности в романе. Но, в отличие от Толстого, он не столь большой фаталист в истории.

Народные массы в «Белой гвардии» играют важную роль в развитии исторического процесса. Но они направляются не какой-то высшей силой, как утверждается в «Войне и мире», а своими собственными внутренними устремлениями.

В историческом конфликте, по Булгакову, участвуют несколько сил: офицеры, штаб во главе с гетманом и их защищающие немцы. Но есть и «третья сила на громадной шахматной доске» — петлюровцы, которые выражают стремления простых украинских мужиков.

Народная стихия, поддержавшая Петлюру, оказывается в «Белой гвардии» мощной силой, сокрушающей слабую, по-своему тоже стихийную, плохо организованную армию Скоропадского. Именно в недостатке организации обвиняет гетмана герой романа Алексей Турбин.

Но, как и бывает в жизни, от недостатка информации самое главное и не было замечено: как катилась к городу большая грозовая большевистская туча. Булгаков не отрицает того, что, возможно, именно большевики — та власть, которая принесет в Город мир и покой, столь желанные Турбиным. Вместе с тем, Булгаков старался дать понять читателям, что насилие исходило от большевиков никак не в меньшей степени, чем от их противников. Большевистский миф, по цензурным условиям, он вынужден разоблачать иносказательно, намеками на полное сходство красных с петлюровцами (последних ругать не запрещалось).

Это проявилось, в частности, в следующем эпизоде. По дорогам пошло привидение — некий старец Дегтяренко, полный душистым самогоном и словами страшными… Затем этот же Дегтяренко-пророк лежал и выл, и пороли его шомполами люди с красными бантами на груди. И самый хитрый мозг сошел бы с ума над этой закавыкой: ежели красные банты, то ни в коем случае не допустимы шомпола, а ежели шомпола — то невозможны красные банты.

Лейтмотивом «Белой гвардии» становится идея сохранения Дома, родного очага, несмотря на все потрясения войны и революции. Основной конфликт также строится на противопоставлении дома, семейного очага, сокрытого за «кремовыми шторами», внешнему миру, который «грязен, кровав и бессмыслен».

Композиция романа строится хронологически. В построении композиции также можно заметить перекличку с толстовским произведением. В романе есть сцены, происходящие в доме, — сцены «мира» и сцены за пределами дома — сцены «войны».

Я считаю, что Булгаков в своем романе утвердил человеческую жизнь как абсолютную ценность, возвышающуюся над всякой национальной и классовой идеологией. Одна из самых важных сцен для раскрытия этой мысли — сцена в морге. Подробное описание трупов, уложенных штабелями, и тошнотворного запаха необходимо автору для того, чтобы показать весь ужас смерти. А Война по Булгакову — это и есть смерть.

В художественном отношении в романе также можно отметить влияние поэмы Блока «Двенадцать». Такие образы, как вьюга, ветер, люди в черном со штыками и красными звездами явно напоминают нам знаменитое произведение Блока.

В финале романа автор соглашается со Львом Толстым: только обращение к абсолюту, который символизирует звездное небо, может заставить людей навсегда отказаться от насилия. Однако, наученный опытом революции и гражданской войны, автор «Белой гвардии» вынужден констатировать, что люди не желают взглянуть на звезды над ними и следовать добру.

Идейно-художественное своеобразие романа Булгакова Белая гвардия: сочинение

Роман «Белая гвардия» М.А. Булгакова был написан в 1923-24 годах. События, легшие в основу романа, были пережиты самим автором в 1918-1919 годах в его родном городе Киеве.

Переосмысление и анализ гражданской войны дан Булгаковым в нетрадиционной для советского времени манере: история рассказана с позиции белых офицеров. Свою авторскую позицию писатель определил как попытку «стать бесстрастно над красными и белыми». Это стремление, с одной стороны, загубило печатную историю произведения: было издано только начало романа. С другой стороны, оно поставило «Белую гвардию» в один ряд с таким великим произведением русской литературы, как «Война и мир» Л.Н. Толстого.

С романом Толстого «Белую гвардию» связывает многое. Неслучайно в романе то заходит речь о произведении этого писателя, то промелькнут бородинские полки на портрете Александра I в гимназии. Два романа сближаются, в первую очередь, своей «беспристрастностью» в описании истории. В отличие от слащавой и напыщенной советской литературы, обличавшей белое движение, исторически «Белая гвардия» более точна.

Читайте также:
Проблематика и сюжетно-тематические особенности романа М. А. Булгакова Мастер и Маргарита: сочинение

Поднимается Булгаковым тема истории и личности в романе. Но, в отличие от Толстого, он не столь большой фаталист в истории.

Народные массы в «Белой гвардии» играют важную роль в развитии исторического процесса. Но они направляются не какой-то высшей силой, как утверждается в «Войне и мире», а своими собственными внутренними устремлениями.

В историческом конфликте, по Булгакову, участвуют несколько сил: офицеры, штаб во главе с гетманом и их защищающие немцы. Но есть и «третья сила на громадной шахматной доске» – петлюровцы, которые выражают стремления простых украинских мужиков.

Народная стихия, поддержавшая Петлюру, оказывается в «Белой гвардии» мощной силой, сокрушающей слабую, по-своему тоже стихийную, плохо организованную армию Скоропадского. Именно в недостатке организации обвиняет гетмана герой романа Алексей Турбин.

Но, как и бывает в жизни, от недостатка информации самое главное и не было замечено: как катилась к городу большая грозовая большевистская туча. Булгаков не отрицает того, что, возможно, именно большевики – та власть, которая принесет в Город мир и покой, столь желанные Турбиным. Вместе с тем, Булгаков старался дать понять читателям, что насилие исходило от большевиков никак не в меньшей степени, чем от их противников. Большевистский миф, по цензурным условиям, он вынужден разоблачать иносказательно, намеками на полное сходство красных с петлюровцами (последних ругать не запрещалось).

Это проявилось, в частности, в следующем эпизоде. По дорогам пошло привидение – некий старец Дегтяренко, полный душистым самогоном и словами страшными. Затем этот же Дегтяренко-пророк лежал и выл, и пороли его шомполами люди с красными бантами на груди. И самый хитрый мозг сошел бы с ума над этой закавыкой: ежели красные банты, то ни в коем случае не допустимы шомпола, а ежели шомпола – то невозможны красные банты.

Лейтмотивом «Белой гвардии» становится идея сохранения Дома, родного очага, несмотря на все потрясения войны и революции. Основной конфликт также строится на противопоставлении дома, семейного очага, сокрытого за «кремовыми шторами», внешнему миру, который «грязен, кровав и бессмыслен».

Композиция романа строится хронологически. В построении композиции также можно заметить перекличку с толстовским произведением. В романе есть сцены, происходящие в доме, – сцены «мира» и сцены за пределами дома – сцены «войны».

Я считаю, что Булгаков в своем романе утвердил человеческую жизнь как абсолютную ценность, возвышающуюся над всякой национальной и классовой идеологией. Одна из самых важных сцен для раскрытия этой мысли – сцена в морге. Подробное описание трупов, уложенных штабелями, и тошнотворного запаха необходимо автору для того, чтобы показать весь ужас смерти. А Война по Булгакову – это и есть смерть.

В художественном отношении в романе также можно отметить влияние поэмы Блока «Двенадцать». Такие образы, как вьюга, ветер, люди в черном со штыками и красными звездами явно напоминают нам знаменитое произведение Блока.

В финале романа автор соглашается со Львом Толстым: только обращение к абсолюту, который символизирует звездное небо, может заставить людей навсегда отказаться от насилия. Однако, наученный опытом революции и гражданской войны, автор «Белой гвардии» вынужден констатировать, что люди не желают взглянуть на звезды над ними и следовать добру.

Анализ произведения «Белая гвардия» (М. Булгаков)

Автор: Guru · 11.10.2017

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891 –1940) — писатель с непростой, трагической судьбой, повлиявшей на его творчество. Будучи выходцем из интеллигентной семьи, он не принял революционные перемены и реакцию, что последовала за ними. Идеалы свободы, равенства и братства, навязываемые авторитарным государством, его не воодушевляли, ведь для него, человека с образованием и высоким уровнем интеллекта, был очевиден контраст демагогии на площадях и волны красного террора, захлестнувшей Россию. Он глубоко переживал трагедию народа и посвятил ей роман «Белая гвардия»

История создания

С зимы 1923 г. Булгаков приступает к работе над романом «Белая гвардия», где описываются события украинской Гражданской войны конца 1918 г., когда Киев был занят войсками Директории, свергнувшими власть гетмана Павла Скоропадского. В декабре 1918 г. власть гетмана пытались защищать офицерские дружины, куда был либо записан добровольцем, либо, по другим сведениям, был мобилизован Булгаков. Таким образом, роман содержит автобиографические черты — даже номер дома, в котором в годы захвата Киева Петлюрой жила семья Булгаковых, сохранён — 13. В романе эта цифра приобретает символический смысл. Андреевский спуск, где расположен дом, в романе назван Алексеевским, а Киев — просто Городом. Прототипы персонажей — это родные, друзья и знакомые писателя:

  • Николка Турбин, например — это младший брат Булгакова Николай
  • Доктор Алексей Турбин – сам писатель,
  • Елена Турбина-Тальберг — младшая сестра Варвара
  • Сергей Иванович Тальберг — офицер Леонид Сергеевич Карум (1888 – 1968), который, однако, не уехал за границу как Тальберг, а в конечном итоге был сослан в Новосибирск.
  • Прототип Лариона Суржанского (Лариосика)— это дальний родственник Булгаковых, Николай Васильевич Судзиловский.
  • Прототип Мышлаевского, по одной из версий — друг детства Булгакова, Николай Николаевич Сынгаевский
  • Прототип поручика Шервинского — другой друг Булгакова, служивший в войсках гетмана — Юрий Леонидович Гладыревский (1898 – 1968).
  • Полковник Феликс Феликсович Най-Турс — образ собирательный. Он состоит из нескольких прототипов — во-первых, это белый генерал Фёдор Артурович Келлер (1857 – 1918), убитый петлюровцами во время сопротивления и приказавший юнкерам бежать и срывать погоны, осознав бессмысленность боя, во-вторых — это генерал-майор Добровольческой армии Николай Всеволодович Шинкаренко (1890 – 1968).
  • Был прототип и у трусливого инженера Василия Ивановича Лисовича (Василисы), у которого Турбины снимали второй этаж дома — архитектор Василий Павлович Листовничий (1876 – 1919).
  • Прототип футуриста Михаила Шполянского — крупный советский литературовед, критик Виктор Борисович Шкловский (1893 – 1984).
  • Фамилия Турбины — это девичья фамилия бабушки Булгакова.
Читайте также:
Мои впечатления после прочтения романа: сочинение

Однако следует отметить и то, что «Белая гвардия» — не полностью автобиографический роман. Что-то вымышлено – например, то, что мать Турбиных умерла. На самом деле в то время мать Булгаковых, являющаяся прототипом героини, жила в другом доме со вторым мужем. Да и членов семьи в романе меньше, чем было в действительности у Булгаковых. Впервые целиком роман был опубликован в 1927 – 1929 гг. во Франции.

О чём?

Роман «Белая гвардия» — о трагической судьбе интеллигенции в тяжёлые времена революции, после убийства императора Николая II. Книга также повествует о сложном положении офицерства, готового исполнять долг перед отечеством в условиях зыбкой, нестабильной политической обстановки в стране. Белогвардейские офицеры были готовы защищать гетманскую власть, но автор ставит вопрос — есть ли в этом смысл, если гетман сбежал, оставив страну и её защитников на произвол судьбы?

Алексей и Николка Турбины — офицеры, готовые защищать родину и прежнюю власть, но перед жестоким механизмом политической системы они (и такие, как они) оказываются бессильными. Алексея тяжело ранят, и он вынужден бороться уже не за родину и не за оккупированный город, а за свою жизнь, в чём ему помогает женщина, спасшая его от смерти. А Николка в последний момент бежит, спасённый Най-Турсом, которого убивают. При всём желании защищать отечество герои не забывают о семье и доме, о сестре, оставленной мужем. Образ-антагонист в романе — капитан Тальберг, который, в отличие от братьев Турбиных, покидает отечество дом и жену в тяжёлое время и уезжает в Германию.

Кроме того, «Белая гвардия» — роман об ужасах, беззаконии и разрухе, которые творятся в оккупированном Петлюрой городе. В дом инженера Лисовича врываются с поддельными документами бандиты и грабят его, на улицах стрельба, а пан куренной с помощниками — «хлопцами», учинили жестокую, кровавую расправу над евреем, подозревая его в шпионаже.

В финале город, захваченный петлюровцами, отвоёвывают большевики. В «Белой гвардии» ясно выражено отрицательное, негативное отношение к большевизму — как к губительной силе, которая в итоге сотрёт с лица земли всё святое и человеческое, и придёт страшное время. Этой мыслью и завершается роман.

Главные герои и их характеристика

  • Алексей Васильевич Турбин — двадцативосьмилетний доктор, дивизионный врач, который, отдавая долг чести отечеству, вступает в схватку с петлюровцами, когда его часть распустили, так как борьба уже была бессмысленна, но получает серьёзное ранение и вынужден спасаться. Заболевает тифом, находится на грани жизни и смерти, но в итоге выживает.
  • Николай Васильевич Турбин (Николка) — семнадцатилетний унтер-офицер, младший брат Алексея, готовый до последнего сражаться с петлюровцами за отечество и гетманскую власть, но по настоянию полковника убегает, срывая с себя знаки отличия, так как бой уже не имеет смысла (петлюровцы захватили Город, а гетман сбежал). Затем Николка помогает сестре ухаживать за раненым Алексеем.
  • Елена Васильевна Турбина-Тальберг (Елена рыжая) — двадцатичетырёхлетняя замужняя женщина, которую оставил муж. Переживает и молится за обоих братьев, участвующих в военных действиях, ждёт мужа и втайне надеется, что тот вернётся.
  • Сергей Иванович Тальберг — капитан, муж Елены рыжей, неустойчивый в политических взглядах, который меняет их в зависимости от обстановки в городе (действует по принципу флюгера), за что верные своим взглядам Турбины его не уважают. В итоге он покидает дом, жену и ночным поездом уезжает в Германию.
  • Леонид Юрьевич Шервинский — гвардии поручик, щеголеватый улан, поклонник Елены рыжей, друг Турбиных, верит в поддержку союзников и рассказывает, будто бы сам видел государя.
  • Виктор Викторович Мышлаевский — поручик, ещё один друг Турбиных, верный отечеству, чести и долгу. В романе один из первых предвестников петлюровской оккупации, участник боя в нескольких километрах от Города. Когда петлюровцы врываются в Город, Мышлаевский принимает сторону тех, кто хотят распустить мортирный дивизион, чтобы не губить жизни юнкеров, и хочет поджечь здание юнкерской гимназии, чтобы она не доставалась врагу.
  • Карась — друг Турбиных, сдержанный, честный офицер, который во время роспуска мортирного дивизиона присоединяется к тем, кто распускает юнкеров, встаёт на сторону Мышлаевского и полковника Малышева, предложившего такой выход.
  • Феликс Феликсович Най-Турс — полковник, который не боится дерзить генералу и распускает юнкеров в момент захвата Города Петлюрой. Сам героически погибает на глазах у Николки Турбина. Для него ценнее, чем власть свергнутого гетмана, жизнь юнкеров — молодых людей, которых чуть не отправили на последний бессмысленный бой с петлюровцами, но он в спешном порядке распускает их, заставляя срывать знаки отличия и уничтожать документы. Най-Турс в романе — образ идеального офицера, для которого ценны не только боевые качества и честь собратьев по оружию, но и их жизни.
  • Лариосик (Ларион Суржанский) — дальний родственник Турбиных, который приехал к ним из провинции, переживая развод с женой. Неуклюжий, растяпа, но добродушный, любит бывать в библиотеке и держит кенара в клетке.
  • Юлия Александровна Рейсс — женщина, которая спасает раненого Алексея Турбина, и у него завязывается с ней роман.
  • Василий Иванович Лисович (Василиса) — трусливый инженер, домохозяин, у которого Турбины снимают второй этаж дома. Скопидом, живёт с жадной женой Вандой, прячет ценности в тайниках. В итоге его грабят бандиты. Своё прозвище — Василиса, получил из-за того, что из-за беспорядков в городе в 1918 году стал подписываться в документах другим почерком, сокращая имя и фамилию так: «Вас. Лис».
  • Петлюровцы в романе — лишь шестерёнки в глобальном политическом перевороте, который влечёт за собой необратимые последствия.
Читайте также:
Борьба или капитуляция: Тема интеллигенции и революции в творчестве М.А. Булгакова (роман «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных» и «Бег»): сочинение

Тематика

  1. Тема нравственного выбора. Центральной темой является положение белогвардейцев, которые вынуждены выбирать — участвовать ли им в бессмысленных сражениях за власть сбежавшего гетмана или всё-таки спасать свои жизни. Союзники не являются на помощь, и город захватывают петлюровцы, а, в конечном итоге, большевики — реальная сила, угрожающая старому жизненному укладу и политическому строю.
  2. Политическая нестабильность. События разворачиваются уже после событий Октябрьской революции и расстрела Николая II, когда большевики захватили власть в Петербурге и продолжали укреплять свои позиции. Петлюровцы, захватившие Киев (в романе — Город), слабы перед большевиками, равно как и белогвардейцы. «Белая гвардия» — это трагический роман о том, как погибает интеллигенция и всё, что с ней связано.
  3. В романе присутствуют библейские мотивы, и, чтобы усилить их звучание, автор вводит образ помешанного на христианской религии больного, который приходит лечиться к доктору Алексею Турбину. Начинается роман с отсчёта от Рождества Христова, а перед самым финалом упоминаются строки из Апокалипсиса св. Иоанна Богослова. То есть — судьба Города, захваченного петлюровцами и большевиками, в романе сравнивается с Апокалипсисом.

Христианские символы

  • Помешанный больной, явившийся к Турбину на приём, называет большевиков «аггелами», а Петлюру выпустили из камеры №666 (в Откровении Иоанна Богослова — число Зверя, антихриста).
  • Дом на Алексеевском спуске — №13, а это число, как известно, в народных суевериях — «чёртова дюжина», число несчастливое, и дом Турбиных постигают различные несчастья — родители умирают, старший брат получает смертельную рану и едва выживает, а Елену бросает и предаёт муж (а предательство – это черта Иуды Искариота).
  • В романе присутствует образ богородицы, которой молится Елена и просит спасти Алексея от смерти. В страшное время, описанное в романе, Елена испытывает похожие переживания, что и дева Мария, но только не за сына, а за брата, который, в итоге, преодолевает смерть подобно Христу.
  • Также в романе присутствует тема равенства перед божьим судом. Перед ним все равны — и белогвардейцы, и воины Красной Армии. Алексей Турбин видит сон о рае — как туда попадают полковник Най-Турс, белые офицеры и красноармейцы: им всем суждено попасть в рай как павшим на поле битвы, а богу всё равно, верят ли они в него или нет. Справедливость, согласно роману, есть лишь на небе, а на грешной земле царствуют безбожие, кровь, насилие под красными пятиконечными звёздами.

Проблематика

Проблематика романа «Белая гвардия» — в безвыходном, бедственном положении интеллигенции, как чуждого победителям класса. В их трагедии – драма всей страны, ведь без интеллектуальной и культурной элиты Россия не сможет гармонично развиваться.

  • Бесчестье и трусость. Если Турбины, Мышлаевский, Шервинский, Карась, Най-Турс единодушны и собираются защищать отечество до последней капли крови, то Тальберг и гетман предпочитают бежать как крысы с тонущего корабля, а индивиды вроде Василия Лисовича трусят, хитрят и приспосабливаются к существующим условиям.
  • Также одна из главных проблем романа заключается в выборе между нравственным долгом и жизнью. Ставится вопрос ребром — есть ли смысл с честью защищать такое правительство, которое бесчестно покидает отечество в труднейшие для него времена, и тут же есть ответ на этот самый вопрос: смысла нет, в этом случае жизнь ставится на первое место.
  • Раскол русского общества. Кроме того, проблема в произведении «Белая гвардия» заключается в отношении народа к происходящему. Народ не поддерживает офицеров и белогвардейцев и, в целом, встаёт на сторону петлюровцев, ведь на той стороне беззаконие и вседозволенность.
  • Гражданская война. В романе противопоставляются три силы — белогвардейцы, петлюровцы и большевики, и одна из них лишь промежуточная, временная — это петлюровцы. Борьба с петлюровцами не сможет оказать такого сильного влияния на ход истории, как борьба между белогвардейцами и большевиками — двумя реальными силами, одна из которых проиграет и канет в Лету навсегда — это и есть Белая гвардия.
Читайте также:
Влияние Салтыкова-Щедрина на творчество Булгакова: сочинение

Смысл

В целом, смысл романа «Белая гвардия» — это борьба. Борьба между смелостью и трусостью, честью и бесчестьем, добром и злом, богом и дьяволом. Отвага и честь — это Турбины и их друзья, Най-Турс, полковник Малышев, распустивший юнкеров и не позволивший им умирать. Трусость и бесчестье, им противопоставленные — это гетман, Тальберг, штабс-капитан Студзинский, который, побоявшись нарушить приказ, собрался арестовать полковника Малышева за то, что тот хочет распустить юнкеров.

Обычные граждане, не участвующие в военных действиях, в романе тоже оцениваются по этим же критериям: честь, храбрость – трусость, бесчестье. Например, женские образы — Елена, ждущая оставившего её мужа, Ирина Най-Турс, не побоявшаяся вместе с Николкой идти в анатомический театр за телом убитого брата, Юлия Александровна Рейсс — это олицетворение чести, смелости, решительности — и Ванда, жена инженера Лисовича, скупая, жадная до вещей, — олицетворяет трусость, низменность. Да и сам инженер Лисович — мелочный, трусливый и скаредный. Лариосик, несмотря на всю свою неуклюжесть и нелепость ,— человечный и мягкий, это персонаж, который олицетворяет если не отвагу и решимость, то просто добронравие и мягкосердечие — качества, которых так не хватает в людях в то жестокое время, описанное в романе.

Ещё один смысл романа «Белая гвардия» — в том, что к богу близки не те, кто ему официально служат – не церковники, но те, кто даже в кровавое и беспощадное время, когда на землю спустилось зло, сохранили в себе зёрна человечности, и пусть даже это — красноармейцы. Об этом рассказывает сон Алексея Турбина — притча романа «Белая гвардия», в которой бог объясняет, что белогвардейцы попадут в свой рай, с церковными полами, а красноармейцы — в свой, с красными звёздами, потому что и те, и другие верили в наступление добра для отечества, хоть и по-разному. Но суть и тех, и других одна, несмотря на то, что они по разным сторонам. А вот церковники, «служители бога», согласно этой притче, не попадут в рай, так как многие из них отступали от истины. Таким образом, суть романа «Белая гвардия» в том, что человечность (добро, честь, бог, смелость) и бесчеловечность (зло, дьявол, бесчестье, трусость) всегда будут бороться за власть над этим миром. И неважно, под какими знамёнами будет эта борьба происходить — белыми или красными, но на стороне зла всегда будут насилие, жестокость и низменные качества, которым должно противостоять добро, милосердие, честность. В этой извечной борьбе важно выбрать не удобную, а правильную сторону.

Анализ романа Белая гвардия Булгакова

Произведение является частично автобиографичным, поскольку повествует о событиях Гражданской войны в Украине, в которых принимал участие писатель. Кроме того, прототипами многих персонажей являются друзья и родные автора. Однако роман не является полностью автобиографией, поскольку содержит вымышленный сюжет.

Основная сюжетная линия романа представляет собой изображение трагической судьбы представителей интеллигенции в тяжелый период революционных событий, происходящих после гибели русского царя.

Отличительной особенностью романа является выражение отрицательного, негативного отношения к большевистской власти, являющейся, с точки зрения автора, губительной силой, не имеющей ничего святого и человеческого.

Главными персонажами романа являются члены семьи Турбиных в лице Алексея Васильевича, двадцативосьмилетнего доктора, дивизионного врача, вступившего в борьбу с петлюровцами, получая ранение и спасаясь от преследования, Николки, семнадцатилетнего унтер-офицера, младшего брата Алексея, готового до последнего биться с Петлюрой, но срывающему с себя знаки отличия и впоследствии ухаживающим за раненным братом. Также основным персонажем является сестра Турбиных Елена, представленная в образе двадцатичетырёхлетней замужней женщины, оставленной супругом, Сергеем Ивановичем Тальбергом, капитаном, отличающимся неустойчивыми политическими взглядами, решившим уехать в Берлин.

Второстепенными персонажами романа являются друзья Турбиных, поручик Мышлаевский, Карась, Най-Турс, представленные в образах честных, героических боевых офицеров.

Среди отрицательных героев в романе выделяется образ Василия Ивановича Лисовича, трусливого инженера, жадного предателя, которого в конце концов наказывает судьба в виде грабежа бандитов.

Основными темами произведения представляются нравственный выбор, политическая нестабильность, а также изображение судьбы страны в сочетании с библейскими мотивами.

Своеобразие романа заключается в использовании автором в повествовании христианских символов в виде чисел 13, чертовой дюжины 666, числа антихриста, образа богородицы, а также равенства людей в отношении божьего суда.

Среди проблем, поднимаемых в романе, выделяются изображение бесчести и трусости, выбора между жизнью и нравственным долгом, раскола общества, а также последствий военных действий в виде противопоставления трех сил: белогвардейцев, петлюровцев и большевиков.

Читайте также:
Миры романа Мастер и Маргарита: сочинение

Смысловая нагрузка романа заключается в постоянной борьбе, затрагивающей смелость, трусость, честь, добро и зло, бога и дьявола. Автор рассматривает отношении обычного народа к происходящим событиям, поддерживающего петлюровцев, отличающихся вседозволенностью и беззаконием.

Суть произведения состоит в борьбе человечности в лице добра, бога, смелости, милосердия и бесчеловечности, представляющейся злом, дьяволом, насилием, трусостью и бесчестием, которые описываются в романе в качестве белых и красных.

2 вариант

«Белая гвардия» – первый роман Михаила Афанасьевича Булгакова, написанный в 1923 и опубликованный в 1925году, посвященный событиям, происходившим во времена Гражданской войны на Украине 1918 года. В центре романа – положение русской интеллигенции и царского офицерства, т.е. те люди, которые близки к самому автору, из-за чего произведение содержит немало автобиографических черт, например даже декорациями романа стала квартира семьи Булгаковых в Киеве, в которой они жили в 1918.

Роман отражает тот страх и ужас, который овладевает людьми во время масштабных исторических событий, политических и социальных потрясений, полностью меняющих привычную жизнь общества. Автор передаёт это через семью Турбиных, в частности через братьев Алексея и Николая – двух белых офицеров, всю проживших всю свою жизнь при монархии и посвятивших её служению Родине и царю. В один миг они оказались не нужными своей родине, а все идеалы прошлой жизни, приверженцами которых они были, в одночасье «выбрасываются на обочину истории» в угоду новым.

Второй проблемой, затронутой Булгаковым в романе, стала проблема нравственного выбора, с которым сталкивается каждый человек. В годы событий, описываемых в романе, выбор стоит перед каждым человеком: примкнуть к красным (которые самим делятся на множество групп и движений), к белым или вовсе к зеленым, выбрать смелость, храбрость и честь или трусость, бегство и бесчестье.

Воздерживаясь от оценки каждого из движений, Булгаков так же доносит до своих читателей мысль, что ни одна политическая идеология и взгляды не стоит даже одной человеческой жизни. Самого Михаила Афанасьевича не раз критиковали за нейтралитет в данном вопросе: советские критики за «слишком человечных» классовых врагов и представителей «старого мира», представители интеллигенции и эмигранты за лояльность к большевистской власти.

Для передачи всех этих идей, Булгаковым используются различные художественные средства. Для начало стоит отметить, что роман имеет кольцевую композицию – он начинается с предчувствия чего-то глобального и страшного и заканчивается предчувствием грядущего апокалипсиса. Всё это подкрепляется различными образами и символами: религиозными, цветовыми. Так же стоит добавить, что этому помогает сочетание различных манер повествования, особая система персонажей и то, как голос автора «вливается» и звучит одновременно вместе с голосами его героев, усиливая полифонию из голосов, идей и взглядов.

Композиция романа строится на стилистических и тематических контрастах, в основе которых главным образом лежит противопоставление дома Турбиных и остального города. Дом Турбиных олицетворяет спокойствие и жизненный уклад до масштабных потрясений, город же наоборот являет нам хаос и непреодолимые силы, захватывающие героев, что подкрепляется описанием массовых событий в гимназии и на городской площади, которые заметно выделяются на фоне спокойствия домашних сцен.

Анализ произведения 3

Михаил Афанасьевич – известный писатель, судьба которого сложилась трагически. Автор был рожден и воспитан в интеллигентной семье. Писатель не был согласен с революционными переменами и выступал против них. Михаил Афанасьевич прекрасно понимал, что происходит. Его невозможно было причислить к серой массе. Он понимал, что на площадях одна демагогия, а на самом деле красные учиняют террор. Автор очень болезненно переживал происходящее, поэтому и написал этот труд.

Работа над произведением началась в 1923 году. В нем описаны события войны 1918 года, происходящие в Киеве. Власть гетмана по имени Павел Скоропадский была свергнута. Власть вышестоящего пытались защищать офицеры со своими командами. В одной из таких дружин служил сам Булгаков. Киев именуется Городом, помимо этого много других улиц тоже переименовано. Персонажи – являются подобием близких людей автора. Данный роман не полная автобиография автора, в нем имеют место вымышленные детали.

Роман описывает тяжелые исторические события. Это период революции, который начал активно набирать обороты после убийства последнего царя Николая Вторая. Далее, поднимается тема очень сложной жизни офицеров белой гвардии. До этого они были единственной действующей армией при царе, которые защищали его интересы и отечества. Теперь не стало царя, политика поменялось, по всей стране красные учиняют восстания и беспорядки. Как им теперь исполнять свой долг, когда они даже не знают, что теперь от них требуется. Такого государства, как Российская империя больше не существует. Пришел период потрясений, действующая власть свергнута. Теперь действует временный комитет, только не понятно какой в толк в его существовании.

Офицеры белых пытаются всеми силами отстоять власть гетмана. В итоге, он сбегает, спасая собственную шкуру. Теперь страна и белогвардейцы остались на произвол судьбы.

Главные герои семьи Трубиных, которых зовут Леша и Николка. Они готовы отстаивать интересы своего государства. Однако, маховик новой власти уже запущен и офицеры белых буквально бессильны пред ним. Алексей оказывается серьезно ранен, теперь он борется только за свою жизнь. Одна женщина спасла его от смерти. Николка вынужден бежать, его чуть не убили. Най-Турс спас парня ценой своей жизни. Герои всегда помнят о своей семье. Трубины противопоставляются Тальбергу, который легко бросает свою семью и страну и едет в Германию.

Читайте также:
Тема семьи и дома в романе Булгакова «Белая гвардия»: сочинение

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ романа Белая гвардия

Популярные сегодня темы

Особое место в творчестве А. С. Пушкина занимает тема любви, она проходит через всё его творчество, этим чувством пронизаны все произведения писателя. Так как сам поэт являлся личностью влюбчивой

Картина «Северный край» была написана прекрасным художником-пейзажистом А.Васнецовым. Он мог удивительно четко изобразить прелесть русской природы. Примером этому служит его картина «Северный край».

Произведение Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» затрагивает вопросы поведения людей, попавших в одинаковую жизненную историю.

Интерес. Что это? Стремление узнать что – то важное? Необходимость расширить свой кругозор? Что подразумевается под выражением «интересный человек»?

Иван Васильевич является главным героем рассказа, от его лица идет повествование. Он рассказывает о некоторых события, которые происходили с ним в прошлом в одном провинциальном городе.

Сочинение по произведению Белая гвардия Булгакова

Гражданская война стала творческим кормильцем для многих авторов периода становления Советской власти. Писатели описывали трагизм тех событий, анализировали роль войны в историческом контексте, описывали судьбы обычных людей в горниле беспощадного кровавого противостояния.

Уделил свое внимание этой животрепещущей теме и М. Булгаков. Более того, «Белая гвардия» стала первым масштабным романом писателя, где он отточил навыки эпического жизнеописания.

Как известно, свой жизненный путь Булгаков начал на Украине. Жил и развивался в дружной интеллигентской семье. Становится понятным, почему автор развернул повествование именно на украинской земле. Он прекрасно знал и мог живописно описать местные просторы и типажи людей.

Внутренний философ писателя мучительно оценивал цели и последствия революции и Гражданской войны. Все свои переживания и мысли по этому поводу писатель и вместил в «Белую гвардию». Основным мотивом изложения стала судьба интеллигенции в обстановке послереволюционной смуты.

Главные герои – Турбины. Место действия – Киев. Год – 1918. Автором скрупулезно описывается атмосфера в семье. Их уютный и налаженный мир нарушен социальной катастрофой. Город еще не взят под контроль большевиками, поскольку он оккупирован немецкой армией. В столице Украины создается дружественное немцам военное общество Скоропадского. На город наступает Петлюра. Жители в страхе. Что же их ждет? В итоге петлюровские войска занимают город, немцы и отряды Скоропадского уходят прочь. Боевые действия ярко обнажают людские характеры – кто-то в страхе бежит, кто-то борется с внешней угрозой до последней капли крови. Смена власти, атмосфера безысходности и страха перед будущим царит в городе. Кто-то принимает условия игры и всецело предается духу мародерства и жестокости на развалинах старого социального строя. Но многие, например Турбины, пытаются сохранить лицо и жить согласно чести и достоинству.

Дом Турбиных стал прибежищем для многих людей, потрепанных войной.

Городское население в недоумении: за кого же радеть? за что воевать? Некоторые высказывают разумную мысль, что скоро править бал будут или одни большевики или одни бывшие царские военные.

Сам автор не встает на чью-либо сторону и просто показывает великую трагедию родной страны во всем многообразии на примере города и отдельно взятой семьи

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика Стародума с цитатами и афоризмами из комедии Недоросль
    Недоросль — знаменитая комедия Д.И.Фонвизиа, в основе которой лежит социально-политический конфликт. Одним из центральных положительных героев пьесы является Стародум
  • Анализ произведения Мой сосед Радилов Тургенева
    Произведение относится к творческим сочинениям писателя, рассматривающим в качестве ключевой тематики человеческие взаимоотношения.
  • Сочинение по картине Борисова-Мусатова Осенняя песня (описание)
  • Сочинение Любовь в рассказе После бала Толстого
    В рассказе показана, как я считаю, гибель любви… Всё могло бы быть по-другому, герой мог возмутиться ситуации – украсть невесту, мог смириться – стать таким, как её отец. Но Иван ушел от этой ситуации.
  • Образ и характеристика Алёши Пешкова из рассказа Детство Горького
    Главный герой повести – автобиографии А.М. Горького «Детство» это мальчик Алеша Пешков. Рассказывая о жизни своего героя, писатель повествует нам о своей собственной судьбе. Будущему классику пришлось расти в мрачной и тяжелой атмосфере

Тема, проблематика, идея романа

Основная тема произведения – ужас, беспомощность обывателей перед лицом глубоких социальных и политических потрясений, с которыми столкнулась Россия в начале прошлого столетия.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Булгаков М.А. «Белая гвардия», краткий анализ 440 руб.
  • Реферат Булгаков М.А. «Белая гвардия», краткий анализ 280 руб.
  • Контрольная работа Булгаков М.А. «Белая гвардия», краткий анализ 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Автор затрагивает проблематику ощущения растерянности, ненужности в среде дворянской интеллигенции и белых офицеров. Люди, посвятившие свою жизнь служению Родине, в одночасье оказались не нужны своей стране. Продолжать борьбу было не кому, да и не за что. В белом движении царит отчаяние и предательство, а страна оказалась разделена между множеством политических сил и идей.

Читайте также:
Мастер и его время в творчестве Булгакова: сочинение

В сложившейся ситуации каждый оказывается в ситуации выбора, причем, не только выбора между многочисленными движениями красных, белых и зеленых, которые рвут на части Киев и страну, но выбора между смелостью и храбростью, богом и дьяволом, честью и бесчестьем. Немаловажной также представляется проблема огромного количества жертв, к которым привела необходимость этого выбора.

Тематика произведения может быть условно сведена к следующим положениям:

  • проблема нравственного выбора;
  • проблема политической нестабильности и ее последствий.

Важно добавить, что автор воздерживается от любых оценочных суждений, понять его отношение к происходящим в действительности и положенным в основу произведения событиям можно лишь из диалогов главных героев, и через них автор проносит идею невозможности принесения человеческих жертв во имя любой идеологии.

Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Сочинение по роману М.А. Булгакова «Белая гвардия»

М.А. Булгаков родился и вырос в Киеве. Всю жизнь он был предан этому городу. Символично, что имя будущему пи­сателю было дано в честь хранителя города Киева архангела Михаила. Действие романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» происходит в том самом знаменитом доме №13 на Андреев­ском спуске (в романе он назван Алексеевским), где когда-то жил сам писатель. В 1982 году на этом доме была установлена мемориальная доска, а с 1989 года находится Литературно мемориальный дом-музей имени М.А. Булгакова.

Автор не случайно выбирает для эпиграфа фрагмент из «Ка­питанской дочки», романа, рисующего картину крестьянского бунта. Образ вьюги, метели символизирует вихрь развернувших­ся в стране революционных перемен. Роман посвящен второй жене писателя Любови Евгеньевне Белозерской-Булгаковой, ко­торая также какое-то время жила в Киеве и помнила те страшные годы постоянной смены власти и кровавых событий.

В самом начале романа у Турбиных умирает мать, завещая детям жить. «А им придется мучиться и умирать», — воскли­цает М.А. Булгаков. Однако ответ на вопрос о том, что делать в тяжелое время, дает в романе священник: «Уныния допус­кать нельзя… Большой грех — уныние…». «Белая гвардия» — в определенной степени автобиографичное произведение. Известно, например, что поводом для написания романа стала скоропостижная смерть матери самого М.А. Булгакова Варва­ры Михайловны от тифа. Писатель сильно переживал это со­бытие, вдвойне тяжело было ему потому, что он не смог даже приехать из Москвы на похороны и проститься с матерью.

Из многочисленных художественных деталей в романе вы­рисовываются бытовые реалии того времени. «Революционная езда» (час едешь — два стоишь), грязнейшая батистовая сорочка Мышлаевского, обмороженные ноги — все это красноречиво свидетельствует о полной бытовой и хозяйственной неразберихе в жизни людей. Глубокие переживания социально-политических конфликтов выразились и в портретах героев романа: Елена и Тальберг перед разлукой даже внешне осунулись, постарели.

Крах устоявшегося уклада М.А. Булгаков показывает и на примере интерьера дома Турбиных. С детства привычный для героев порядок со стенными часами, мебелью старого красно­го бархата, изразцовой печкой, книги, золотые часики и се­ребро — все это оказывается в полнейшем хаосе, когда Тальберг решает бежать к Деникину. Но все-таки М.А. Булгаков призывает никогда не сдергивать абажур с лампы. Он пишет: «Абажур священен. Никогда не убегайте крысьей побежкой на неизвестность от опасности. У абажура читайте — пусть воет вьюга, — ждите, пока к вам придут». Однако Тальберга, чело­века военного, жесткого и энергичного, не устраивает на сми­ренная покорность, с которой автор романа призывает отно­ситься к жизненным испытаниям. Елена воспринимает бегство Тальберга как предательство. Не случайно перед отъездом тот упоминает, что у Елены есть паспорт на девичью фамилию. Он словно отрекается от жены, хотя в то же время пытается убедить ее в том, что скоро вернется. В ходе дальнейшего раз­вития сюжета мы узнаем, что Сергей уехал в Париж и вновь женился. Прототипом Елены считается сестра М.А. Булгакова Варвара Афанасьевна (по мужу Карум). Тальберг — известная в мире музыки фамилия: в девятнадцатом веке в Австрии был пианист Зигмунд Тальберг. Писатель любил использовать в своем творчестве звучные фамилии известных музыкантов (Рубинштейн в «Роковых яйцах», Берлиоз и Стравинский в романе «Мастер и Маргарита»).

Измученные люди в вихре революционных событий не зна­ют, во что им верить и куда податься. С болью в душе встречает киевское офицерское общество известие о гибели царской семьи и вопреки осторожности поет запрещенный царский гимн. От бе­зысходности офицеры напиваются до полусмерти.

Ужасающий рассказ о киевской жизни периода граждан­ской войны перемежается воспоминаниями о прошлой жизни, которая выглядят сейчас как непозволительная роскошь (на­пример, о поездках в театр).

В 1918 году Киев стал приютом для тех, кто, опасаясь рас­правы, покинул Москву: банкиров и домовладельцев, артистов и художников, аристократов и жандармов. Описывая культур­ную жизнь Киева, М.А. Булгаков упоминает о знаменитом те­атре «Лиловый негр», кафе «Максим» и декадентском клубе «Прах» (на самом деле он назывался «Хлам» и располагался в подвале гостиницы «Континенталь» на Николаевской улице; в нем бывали многие знаменитости: А. Аверченко, О. Ман­дельштам, К. Паустовский, И. Эренбург и сам М. Булгаков). «Город разбухал, ширился, лез, как опара из горшка», — пи­шет М.А. Булгаков. Мотив бегства, обозначенный в романе, станет сквозным мотивом для ряда произведений писателя. В «Белой гвардии», как это становится понятным уже из назва­ния, для М.А. Булгакова важна прежде всего судьба русского офицерства в годы революции и гражданской войны, которое в большинстве своем жило с понятием офицерской чести.

Читайте также:
Евангельский сюжет в трактовке М. А. Булгакова: сочинение

Автор романа показывает, как в горниле лютых испытаний звереют люди. Узнав о зверствах петлюровцев, Алексей Тур­бин зря обижает мальчишку-газетчика и тут же сам ощущает стыд и нелепость от своего поступка. Однако чаще всего герои романа остаются верны своим жизненным ценностям. Не слу­чайно Елена, когда узнает, что Алексей безнадежен и должен умереть, зажигает лампаду перед старой иконой и молится. После этого болезнь отступает. С восхищением описывает М.А. Булгаков благородный поступок Юлии Александровны Рейс, которая, рискуя собой, спасает раненого Турбина.

Отдельным героем романа можно считать Город. В родном Киеве у самого писателя прошли лучшие годы. Городской пей­заж в романе поражает сказочной красотой («Вся энергия горо­да, накопленная за солнечное и грозовое лето, выливалась в свете), обрастает гиперболами («И было садов в Городе так много, как ни в одном городе мира»). М.А. Булгаков широко использует старинную киевскую топонимику (Подол, Крещатик), часто упоминает дорогие каждому сердцу киевлянина достопримечательности города (Золотые ворота. Софийский собор, Михайловский монастырь). Лучшим местом в мире на­зывает он Владимирскую горку с памятником Владимиру. От­дельные фрагменты городского пейзажа столь поэтичны, что напоминают стихотворения в прозе: «Сонная дрема прошла над Городом, мутной белой птицей пронеслась, минуя стороной крест Владимира, упала за Днепром в самую гущу ночи и по­плыла вдоль железной дуги». И тут же эту поэтичную картину прерывает описание паровоза бронепоезда, злобно сипящего, с 76 тупым рылом. В этом контрасте войны и мира сквозным обра­зом является крест Владимира — символ православия. В фина­ле произведения освещенный крест зрительно превращается в угрожающий меч. А писатель призывает нас обратить внимание на звезды. Таким образом, от конкретно-исторического воспри­ятия событий автор переходит к обобщенно-философскому.

Важную роль в романе играет мотив сна. Сны видят в произведении Алексей, Елена, Василиса, часовой у бронепо­езда и Петька Щеглов. Сны помогают расширить художест­венное пространство романа, глубже охарактеризовать эпоху, а главное — в них поднимается тема надежды на будущее, на то, что после кровопролитной гражданской войны у героев начнется новая жизнь.

Сочинение по роману М.А. Булгакова «Белая гвардия»

Идейно-художественное своеобразие романа Булгакова Белая гвардия: сочинение

  • Сочинения
  • ЕГЭ по русскому языку
  • Сочинения по литературе
    • Мастер и Маргарита
    • Дни Турбиных
    • Белая гвардия
    • Борис Годунов
    • Дубровский
    • Евгений Онегин
    • Капитанская дочка
    • Медный всадник
    • Повести Белкина
    • Станционный смотритель
    • Герой нашего времени
    • Мцыри
    • Преступление и наказание
    • Война и мир
    • После бала
    • Реквием
    • Шинель
    • Мертвые души
    • Ревизор
    • Тарас Бульба
    • Старуха Изергиль
    • На дне
    • Челкаш
    • Горе от ума
    • Идиот
    • Бедная Лиза
    • Гранатовый браслет
    • Олеся
    • Поединок
    • Левша
    • Очарованный странник
    • Кому на Руси жить хорошо
    • Гроза
    • Вишневый сад
    • Ионыч
    • Недоросль
    • Отцы и дети
    • Тимур и его команда
    • Гобсек
    • Двенадцать
  • Сочинения на свободную тему
  • Сочинения 5 класс
  • Сочинения 6 класс
  • Сочинения 7 класс
  • Сочинения 8 класс
  • Сочинения 9 класс
  • Сочинения 10 класс
  • Сочинения 11 класс
  • Сочинения про весну
  • Сочинения про лето
  • Сочинения про осень
  • Сочинения про зиму
  • Сочинения по картинам
  • сочинение про школу
  • Сочинения про животных
  • Сочинения описания
  • Рефераты
  • Краткие содержания
  • Украинская литература
  • Сочинения, рефераты, краткие содержания
  • Шпаргалки по философии
  • Шпаргалки по истории
  • Биографии
  • Анализ стихотворения
  • Пословицы
  • Cчиталки для детей
  • Поздравления учителям
  • Поздравления ученикам
  • Сочинения ОГЭ и ЕГЭ
  • Подготовка к ЕГЭ по биологии

Идейно-художественное своеобразие романа Булгакова «Белая гвардия»

Роман «Белая гвардия» М.А. Булгакова был написан в 1923-24 годах. События, легшие в основу романа, были пережиты самим автором в 1918-1919 годах в его родном городе Киеве.

Переосмысление и анализ гражданской войны дан Булгаковым в нетрадиционной для советского времени манере: история рассказана с позиции белых офицеров. Свою авторскую позицию писатель определил как попытку «стать бесстрастно над красными и белыми». Это стремление, с одной стороны, загубило печатную историю произведения: было издано только начало романа. С другой стороны, оно поставило «Белую гвардию» в один ряд с таким великим произведением русской литературы, как «Война и мир» Л.Н. Толстого.

С романом Толстого «Белую гвардию» связывает многое. Неслучайно в романе то заходит речь о произведении этого писателя, то промелькнут бородинские полки на портрете Александра I в гимназии. Два романа сближаются, в первую очередь, своей «беспристрастностью» в описании истории. В отличие от слащавой и напыщенной советской литературы, обличавшей белое движение, исторически «Белая гвардия» более точна.
Поднимается Булгаковым тема истории и личности в романе. Но, в отличие от Толстого, он не столь большой фаталист в истории.

Читайте также:
Знакомство Ивана Бездомного с Мастером: сочинение

Народные массы в «Белой гвардии» играют важную роль в развитии исторического процесса. Но они направляются не какой-то высшей силой, как утверждается в «Войне и мире», а своими собственными внутренними устремлениями.

В историческом конфликте, по Булгакову, участвуют несколько сил: офицеры, штаб во главе с гетманом и их защищающие немцы. Но есть и «третья сила на громадной шахматной доске» – петлюровцы, которые выражают стремления простых украинских мужиков.

Народная стихия, поддержавшая Петлюру, оказывается в «Белой гвардии» мощной силой, сокрушающей слабую, по-своему тоже стихийную, плохо организованную армию Скоропадского. Именно в недостатке организации обвиняет гетмана герой романа Алексей Турбин.

Но, как и бывает в жизни, от недостатка информации самое главное и не было замечено: как катилась к городу большая грозовая большевистская туча. Булгаков не отрицает того, что, возможно, именно большевики – та власть, которая принесет в Город мир и покой, столь желанные Турбиным. Вместе с тем, Булгаков старался дать понять читателям, что насилие исходило от большевиков никак не в меньшей степени, чем от их противников. Большевистский миф, по цензурным условиям, он вынужден разоблачать иносказательно, намеками на полное сходство красных с петлюровцами (последних ругать не запрещалось).

Это проявилось, в частности, в следующем эпизоде. По дорогам пошло привидение – некий старец Дегтяренко, полный душистым самогоном и словами страшными. Затем этот же Дегтяренко-пророк лежал и выл, и пороли его шомполами люди с красными бантами на груди. И самый хитрый мозг сошел бы с ума над этой закавыкой: ежели красные банты, то ни в коем случае не допустимы шомпола, а ежели шомпола – то невозможны красные банты.

Лейтмотивом «Белой гвардии» становится идея сохранения Дома, родного очага, несмотря на все потрясения войны и революции. Основной конфликт также строится на противопоставлении дома, семейного очага, сокрытого за «кремовыми шторами», внешнему миру, который «грязен, кровав и бессмыслен».

Композиция романа строится хронологически. В построении композиции также можно заметить перекличку с толстовским произведением. В романе есть сцены, происходящие в доме, – сцены «мира» и сцены за пределами дома – сцены «войны».

Я считаю, что Булгаков в своем романе утвердил человеческую жизнь как абсолютную ценность, возвышающуюся над всякой национальной и классовой идеологией. Одна из самых важных сцен для раскрытия этой мысли – сцена в морге. Подробное описание трупов, уложенных штабелями, и тошнотворного запаха необходимо автору для того, чтобы показать весь ужас смерти. А Война по Булгакову – это и есть смерть.

В художественном отношении в романе также можно отметить влияние поэмы Блока «Двенадцать». Такие образы, как вьюга, ветер, люди в черном со штыками и красными звездами явно напоминают нам знаменитое произведение Блока.

В финале романа автор соглашается со Львом Толстым: только обращение к абсолюту, который символизирует звездное небо, может заставить людей навсегда отказаться от насилия. Однако, наученный опытом революции и гражданской войны, автор «Белой гвардии» вынужден констатировать, что люди не желают взглянуть на звезды над ними и следовать добру.

Педагогический проект: Идейно-тематическое своеобразие романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»
проект (литература, 11 класс) по теме

Актуальность педагогического проекта: основная тема романа – трагическая судьба русской интеллигенции в годы революции и Гражданской войны на примере русского офицерства – белой гвардии.

Проект призван помочь обучающимся раскрыть основные проблемы, затронутые автором в романе.

Скачать:

Вложение Размер
pechatat.docx 32.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

МОУ «СОШ №103» г. Саратов

Идейно-тематическое своеобразие романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»

учитель русского языка и литературы

  1. Пояснительная записка.
  2. Введение
  3. Идейно-тематическое своеобразие романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»
  1. Авторская позиция.
  2. Своеобразие решения темы.
  3. Тема доблести русского офицерства.
  4. Символика романа.
  1. Заключение
  2. Литература

Урок-дискуссия по роману М.А. Булгакова «Белая гвардия» на тему «Человек. Семья. История»

  1. Пояснительная записка

Автор помещает в эпиграф знаменитые строки из Апокалипсиса, согласно которым «судим будет каждый сообразно с делами своими». Тема возмездия за содеянное, тема моральной ответственности за свои поступки, за выбор, который человек делает в своей жизни, – ведущая тема романа. Такое обрамление произведения словами Библии придает ему дыхание вечности, соединяет судьбы человеческие в единую цепь, которая питается из глубины веков и становится историей.

Личность на крутом повороте истории, человек в водовороте событий, образ Времени и нравственная ответственность за выбор в момент трагической ломки – вот что волновало писателя в романе.

Актуальность педагогического проекта: основная тема романа –

трагическая судьба русской интеллигенции в годы революции и Гражданской войны на примере русского офицерства – белой гвардии.

Проект призван помочь обучающимся раскрыть основные проблемы, затронутые автором в романе.

Обоснование проекта: сохранение культурного наследия прошлого, вопросы долга, чести, человеческого достоинства.

Цель: показать на примере русской интеллигенции трагедию людей, которые стали жертвами истории.

Задачи: понять, как раскрывается человек в ситуации выбора.

Интерес к творчеству М. Булгакова не утихает вот уже несколько десятилетий, и об этом свидетельствуют сотни литературоведческих, биографических, методических работ, посвященных писателю. Однако современное булгаковедение характеризуется не только увеличением количества монографий и статей, но и актуализацией новых аспектов интерпретации произведений этого автора.

Исследователи творчества М. Булгакова 60-80-х годов часто оценивали произведения писателя с идеологической точки зрения, акцентируя социально-историческую проблематику и оставляя без должного внимания проблемы религиозно-философские и онтологические. Такое, несколько поверхностное толкование приводило к искажению художественного мира М. Булгакова.

За последние двадцать лет точка зрения исследователей творчества М. Булгакова на его произведения изменилась. Многие подчеркивают в своих работах одну из особенностей творческого метода писателя, ставшую методологическим принципом всего булгаковедения последних лет: взгляд на человеческую жизнь и исторические события с позиции вневременных ценностей.

Методологической основой исследования послужили труды русских философов рубежа XIX-XX веков Н. Бердяева, С. Булгакова, И. Ильина, М. Гершензона, Н. Трубецкого, П. Струве, П. Флоренского. Литературоведческой базой являются теоретические положения М.М. Бахтина, Е.М. Мелетинского, Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова, Б.М. Гаспарова, В.Е. Хализева, Е.Б. Скороспеловой. В исследовании использовались биографический, системно-целостный методы, элементы мотивного, мифопоэтического, интертекстуального анализа, метод религиозно-философской интерпретации текстов.

Методы исследования: анализ методической и художественной литературы.

3. Идейно-тематическое своеобразие романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»

3.1. Авторская позиция.

Обращение М. А. Булгакова к традиционной в 1920-е гг. теме революции и Гражданской войны нашло отражение в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» (1925) и пьесе «Дни Турбиных» (1926). Авторская трактовка изображаемых событий расставляла акценты иначе, чем было принято в официальной литературе «нового общества»: белая гвардия не предстает в виде отрицательных персонажей. В пьесе, претерпевшей не одну переработку, автор уделил особое внимание семье Турбиных, о чем писал П. С. Попов, друг М. А. Булгакова: «Дни Турбиных» — одна из тех вещей, которые как-то вдвигаются в собственную жизнь и становятся эпохой для самого себя. Можно откинуть стиль, воплощение, игру, общественную значимость, идеологическую заостренность, исторический колорит, можно взвесить и взмерить все эти ингредиенты, и все-таки сверх всего остается еще одна изюминка, в которой «вся соль». Воплощена ли она в символе кремовых штор, елки или небесного занавеса, усыпанного звездами, облекающими мир, но тут есть всепокоряющий стимул жизни, он и выступает так мощно, что стягивает все части». Писатель в романе, а затем и в его драматическом переложении показал трагедию людей, которые стали жертвами истории.

Роман М. Булгакова «Белая гвардия» – книга пути и выбора, книга прозрения. Но главная мысль автора в следующих словах романа: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» И весь роман – это призыв автора к миру, справедливости, правде на земле.

3.2.Своеобразие решения темы.

Практически все герои романа имели своих прототипов, а сама «Белая гвардия» писалась на автобиографической основе. По сути, М. А. Булгаков создает гимн верности своему долгу, благородству русского воинства, не способного ценой предательства того, во что верили всю жизнь, спасти свои жизни. По стране поднимается буран, метель, за которой не видно дороги, не видно будущего. Не случайно в качестве эпиграфа писатель берет слова из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». И каждый определяет дорогу сам, в соответствии со своими жизненными ценностями. Решению авторской задачи подчинена и своеобразная композиция романа. Летописный стиль повествования придает частным фактам более обобщенное звучание и эпическую глубину.

3.3.Тема доблести русского офицерства.

Образ Дома Турбиных становится главным в структуре романа и противостоит символическому образу Города. Сам М. А. Булгаков отмечал, что роман — это «изображение интеллигентстко-дворянской семьи, брошенной в годы Гражданской войны в лагерь белой гвардии». Не столкновение масс изображает писатель в романе, а трагедию конкретных людей. В центре событий оказывается семья Турбиных, автор сделал это намеренно, т.к. считал именно «русскую интеллигенцию самым лучшим слоем в нашей стране». Русское офицерство, предаваемое генералами и используемое в качестве разменной монеты в политических играх, всегда оставалось символом доблести и благородного служения своему народу, своему Отечеству, таковы в романе образы военврача Алексея Турбина, его младшего брата юнкера Николки, поручика Мышлаевского, полковника Най-Турса.

3.4. Символика романа.

В пространстве Дома остается островок прошлой жизни с ее трогательными атрибутами: кремовые шторы, зеленый абажур, печка с изразцами и т.д. За окнами Дома воет вьюга Города, там решается история, там рушится размеренный мир, там решается возможная судьба России. По выражению М. Волошина, М. Булгаков оказался в числе первых русских писателей, кто «запечатлел душу русской усобицы».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: