Интеллигенция в произведениях Булгакова: сочинение

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

  • Готові українські шкільні твори
  • Содержания школьных произведений
  • Сочинения на свободную тему
  • Сочинения неизвестных авторов
  • Сочинения по зарубежной литературе
  • Сочинения по русской литературе
  • Сочинения по русскому языку
  • Сочинения по современной литературе

  • Закладки
  • Лучшие сочинения
  • Список сочинений
  • Скачать
  • Статьи
  • Получить сочинение

Интеллигенция в произведениях Булгакова

Интеллигенция в произведениях Булгакова. Белая и красная армии: я думаю, эти понятия знакомы всем школьникам среднего звена из курса истории. Но, к сожалению, история предоставляет нам информацию о событиях, происходящих в начале 20-го века, однобоко. Так, например, я долгое время считала, что красная армия – честные «богатыри», борющиеся за справедливость, а белая армия – зло, которое мешает установиться этой самой справедливости. Но ведь существует и обратная сторона медали, которую я смогла разглядеть благодаря произведениям Михаила Афанасьевича Булгакова. Ведущей темой произведения «Белая гвардия» стала судьба интеллигенции в обстановке гражданской войны и всеобщего одичания.

Булгаков противопоставляет окружающему хаосу стремление сохранить нормальный быт, «кремовые шторы», лампу под абажуром, всегда белую и накрахмаленную скатерть. Семья Турбиных – типичная интеллигентная семья военных, где старший брат Алексей – военный врач, младший брат Николка – юнкер, сестра Елена – замужем за капитаном Тальбергом. Они живут в большой квартире, где есть библиотека, где играют на пианино и, подвыпив, поют запрещенный российский гимн. В этот дом всегда можно копирование запрещено © 2005 прийти.

Здесь не очень удивятся неожиданному появлению кузена из Житомира Лариосика и приютят его. Это дружная семья, все любят друг друга и если будет нужно, то пожертвуют всем самым дорогим и святым, лишь бы все были вместе, живы, здоровы и счастливы. Белое движение погибает, так как у него нет никакой настоящей цели и никакого смысла для существования, но хочется верить, что все герои этого романа действительно станут счастливыми, что их минует участь многих интеллигентов страшных тридцатых, сороковых, пятидесятых годов непростого 20-го века. В повести «Собачье сердце» описывается столь же нелегкая судьба интеллигенции, представленной в образах профессора Преображенского и его окружения.

Профессор так же, как и семья Турбиных, хочет сохранить свой привычный быт: есть в столовой, оперировать в операционной, спать в спальне. Но несносный Швондер, а вместе с ним и результат необдуманного биосоциального эксперимента Преображенского – Шариков никак не могут этого понять. Их цель – отобрать все у всех и разделить поровну, чтобы, будто бы, восстановить справедливость.

Но на самом деле они занимаются урыванием куска для себя. И правильно замечает Филипп Филиппович, что разруха царит не в стране, а «разруха в головах». В романе «Мастер и Маргарита» интеллигенция представлена, на мой взгляд, в образах Мастера и Маргариты. Они заметно отличаются от окружающих их лицемерных, духовно мертвых, «думающих нажраться лучше как» людей.

Мастер оказался чуть ли не единственным служителем настоящего искусства. И оказывается, что ему и его возлюбленной нет места на земле, и они достойны если не света, то во всяком случае покоя. Таким образом, мы видим, что судьба интеллигенции отнюдь не простая. Большевики не хотели понимать того, что все они люди, которым свойственна любовь, переживания, преданность, желание сохранить свой привычный быт, уют в доме. По-моему, Булгаков хотел показать и то, что развитие интеллектуальное неразрывно связано с развитием духовным, что искусство божественно и приобщение к нему может склонить человека к поиску истины и стремлению к добру.

А ведь если творить добро, то зло навсегда покинет наши души, а значит, мир станет лучше и добрее.

Судьба интеллигенции глазами писателя-евразийца М. А. Булгакова Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гаджиева Д.А.

В статье рассматривается нелегка судьба русской интеллигенции в период революции и гражданской войны с позиции писателя-евразийца М.А. Булгакова. М.А. Булгаков негативно воспринял революцию 1917 года, как некую опасную авантюру, как переломное событие в судьбах русской интеллигенции , с которой считал себя связанным «кровными узами». Анализируя творчество М.А. Булгакова, автор приходит к выводу, что главное достижение писателя состоит в том, что он талантливо описал как революция 1917 года изменила историю всей России и всего мира, затянув в водоворот перемен миллионы человеческих судеб. При этом М.А. Булгаков повествует в своих романах о том, что тысячи представителей русской интеллигенции вынуждены были строить свою жизнь заново. А наименьшая её часть не дала пропасть остальным, жертвуя многим. Они наладили культуру и быт эмигрантов за границей, открывали издательства, защищали их права. Они подарили Европе новую жизнь, и мечтали о том, чтобы вновь, пусть уже не они сами, но хотя бы их дети и внуки вернулись в Россию .

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Гаджиева Д.А.

DESTINY OF INTELLIGENTSIA IN THE VIEW OF M. A. BULGAKOV, A EURASIANIST WRITER

The article discusses hard destiny of the Russian intelligentsia during the revolution and civil war from the perspective of a M. A. Bulgakov, a writer and a follower of the theory of Eurasianism . M. A. Bulgakov noted many negative sides in the revolution of 1917, named it a kind of dangerous adventure, as a watershed event in the lives of the Russian intelligentsia , with which he considered himself bound “by blood”. Analyzing the work of M. A. Bulgakov, the author comes to the conclusion that probably the main achievement of the writer is that he had cleverly described the way the revolution of 1917 changed the whole history of Russia and the whole world, tightening the vortex of change in millions of lives. M. A. Bulgakov describes in his novels that thousands of representatives of intelligentsia were forced to build their lives anew, and the smallest part of them sacrificed a lot to not leave the rest in trouble. They have established a culture and life of emigrants abroad, opened publishing houses, defended their rights. They have given Europe new life, and dreamed about that again, though it is not they themselves but even their children and grandchildren returned to Russia.

Читайте также:
Возвращение писателя (М. А. Булгаков): сочинение

Текст научной работы на тему «Судьба интеллигенции глазами писателя-евразийца М. А. Булгакова»

Hadzhiyeva D.A., postgraduate (Philology), Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

DESTINY OF INTELLIGENTSIA IN THE VIEW OF M. A. BULGAKOV, A EURASIANIST WRITER. The article discusses hard destiny of the Russian intelligentsia during the revolution and civil war from the perspective of a M. A. Bulgakov, a writer and a follower of the theory of Eurasianism. M. A. Bulgakov noted many negative sides in the revolution of 1917, named it a kind of dangerous adventure, as a watershed event in the lives of the Russian intelligentsia, with which he considered himself bound “by blood”. Analyzing the work of M. A. Bulgakov, the author comes to the conclusion that probably the main achievement of the writer is that he had cleverly described the way the revolution of 1917 changed the whole history of Russia and the whole world, tightening the vortex of change in millions of lives. M. A. Bulgakov describes in his novels that thousands of representatives of intelligentsia were forced to build their lives anew, and the smallest part of them sacrificed a lot to not leave the rest in trouble. They have established a culture and life of emigrants abroad, opened publishing houses, defended their rights. They have given Europe new life, and dreamed about that again, though it is not they themselves but even their children and grandchildren returned to Russia.

Key words: Russian intelligentsia, Eurasianism, destiny of Russian revolution, M. Bulgakov.

Д.А. Гаджиева, соискатель учёной степени канд. филол. наук, Дагестанский государственный педагогический

институт, г. Махачкала, E-mail: diana7733@mail.ru

СУДЬБА ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ГЛАЗАМИ ПИСАТЕЛЯ-ЕВРАЗИЙЦА М.А. БУЛГАКОВА

В статье рассматривается нелегка судьба русской интеллигенции в период революции и гражданской войны с позиции писателя-евразийца М.А. Булгакова. М.А. Булгаков негативно воспринял революцию 1917 года, как некую опасную авантюру, как переломное событие в судьбах русской интеллигенции, с которой считал себя связанным «кровными узами». Анализируя творчество М.А. Булгакова, автор приходит к выводу, что главное достижение писателя состоит в том, что он талантливо описал как революция 1917 года изменила историю всей России и всего мира, затянув в водоворот перемен миллионы человеческих судеб. При этом М.А. Булгаков повествует в своих романах о том, что тысячи представителей русской интеллигенции вынуждены были строить свою жизнь заново. А наименьшая её часть не дала пропасть остальным, жертвуя многим. Они наладили культуру и быт эмигрантов за границей, открывали издательства, защищали их права. Они подарили Европе новую жизнь, и мечтали о том, чтобы вновь, пусть уже не они сами, но хотя бы их дети и внуки вернулись в Россию.

Ключевые слова: русская интеллигенция, евразийство, судьба, Россия, революция, М.А. Булгаков.

Евразийская доктрина, возникшая после поражения белого движения, стала своего рода реакцией на события 1917 года, а также реакцией на послереволюционную реальность, когда многие представители русской интеллигенции вынуждены были покинуть Россию и жить на чужбине. Наивысшее развитие евразийское учение получило в Пражском университете, в среде русских профессоров и преподавателей, ставших поневоле эмигрантами. Программа евразийской концепции была формулирована в сборнике статей «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения», вышедшим в Софии в 1921 – 1922 гг. и ознаменовавшим собой рождение нового учения.

По интересному замечанию Петра Савицкого: «. евразийцы дают новое географическое и историческое понимание России и всего того мира, который они именуют российским, или «евразийский» [1, с. 5]. В этом ключе нам бы хотелось рассмотреть наследие писателя-евразийца М.А. Булгакова, который неоднократно развивал тему исторической судьбы России в своём творчестве.

Массовая эмиграция, имевшая место после революции 1917 года, разделила представителей русской интеллигенции на три лагеря. Первый лагерь составляли те, кто, отказавшись принять революцию, покидали страну. В составе второго лагеря были те, кто принял революцию. А третий состоял из тех, кто вначале эмигрировал, но затем вернулся на родину. Всех их ожидала разная участь: одни, эмигрировав, вернулись через много лет, чтобы умереть на родине; другие сумели адаптироваться к условиям новой власти; третьи стали жертвами репрессий. Судьба интеллигенции является центральной темой многих произведений М.А. Булгакова, отражающих глубокую неприязнь к установившейся новой действительности.

Одним из таких произведений является пьеса «Бег», в основу которой положен острый драматический конфликт. Пьесы, рассказы и повести М.А. Булгакова постоянно запрещались, так как считались несоответствующими официальной идеологии. И пьеса «Бег» не избежала этой участи: при жизни писателя она так и не была поставлена. В пьесе изображена горькая судьба русских эмигрантов. Булгаков поставил героев своей пьесы перед выбором: остаться в России, рискуя быть затянутым в чрезвычайный кризис, либо бежать из России, спасая свою жизнь. Об этом выборе в своей статье «Время и вечность в пьесах М.Булгакова» А.Кораблев писал: ««Бег» – пьеса испытаний, булгаков-ский вариант «Хождений по мукам», раздумья о непреложности «исторической судьбы» и возможностях личной свободы. Бег –

жизнь во времени – удел человека, но бегство – это уже акт его свободного выбора между бессмертием и отсутствием смерти» [3, с. 46]. В первых двух действиях пьесы события происходят в Крыму, который белые покидают в панике после успешного штурма большевиков. Сам писатель уподобляет бегство белых тараканьим бегам. Так, Хлудов рассказывает главнокомандующему: «Да в детстве это было. В кухню зашел раз в сумерки, тараканы на плите. Я зажег спичку, чирк, а они и бежали. Спичка возьми да и погасни. Слышу, они лапками шуршат – шур-шур, мур-мур. И у нас тоже – мгла и шуршание. Смотрю и думаю, куда бегут? Как тараканы, в ведро. С кухонного стола – бух!» [2, с. 271].

Читайте также:
Гелла 2: сочинение

Жизнь белых в эмиграции тяжела. Бывший генерал Чарнота торгует резиновыми чертями, его «походная жена» Люська торгует собой, бывшая светская львица Серафима Владимировна от безысходности уже готова отправиться на панель, бывший приват-доцент Сергей Голубков ходит с шарманкой по дворам, зарабатывая себе кусок хлеба.

Герои пьесы задыхаются на чужбине, задаваясь мучительным вопросом: продолжать это нищенское и убогое существование на чужой для них земле или вернуться назад, на свою Родину.

Так, в пьесе возникает мысль об исцеляющем душу «беге назад». В образе Голубкова М.А.Б улгаков обобщил черты интеллигенции, какой она ему виделась: чистая, светлая духом, но крайне оторванная от жизни и беспомощная в борьбе. Через всю пьесу проходит нелёгкая судьба русской интеллигенции, оказавшейся волею свершившейся революции на чужбине. Герои пьесы осознают, что их бегство – это не выход, тянутся всей своей исстрадавшейся душой к Родине.

Судьба интеллигенции, невольно втянутой в революционные события и оказавшейся впоследствии за пределами России, показана М.А. Булгаковым и в романе «Белая гвардия». «Белая гвардия» – автобиографическое произведение, материалом для которого стали воспоминания Булгакова о событиях 1917 – 1918 годов. Роман повествует о семье Турбиных – образованных, интеллигентных людях, которые оказываются в гуще гражданской войны. Турбины преданы некогда царствующему монарху Николаю II и надеются на то, что государь всё-таки еще жив. Являясь истинными представителями «белой гвардии», они честны, преданы и надежны. Алексей Турбин стремится к налаживанию мирной жизни и покою в тихом семейном кругу. Но и он, и его брат понимают, что долг офицера – воевать до последнего вздоха за свою страну и царя. Не изменяя своим морально-нравственным

принципам, братья подчиняются этому долгу. Для героев романа дом – это нерушимая крепость, надежное убежище не только для них, но и для их друзей. И когда в городе, в котором угадывается Киев, грохочут пушки, в доме у Турбиных звучит музыка. Сюда приходит из внешнего неспокойного мира Мышлаевский, смертельно замерзший, но не покинувший своего поста вместе с остальными соратниками, пока на подмогу не появился полковник Най-Турс. Най-Турс – один из лучших героев произведения, человек чести, проявляющий искреннюю заботу о вверенных ему солдатах. Во время попытки защитить город от петлюровцев, он понимает, что помощь от командования уже не стоит ждать и ценой своей жизни спасает юнкеров из своего отряда. В романе «Белая гвардия» М.А. Булгаков ставит проблему нравственного выбора. Кто-то из его героев идет против совести ради спасения своей жизни, а кто-то жертвует собой ради совести.

Нелегкая судьба интеллигенции представлена в образах героев повести «Собачье сердце». Главный герой, профессор Преображенский, знаменитый ученый, хирург-экспериментатор, профессор. Он ищет способы практического омоложения и достигает в этом значительных успехов. Профессор Преображенский – один из оставшихся в послереволюционной России старых интеллигентов, по сути своей проповедующих принципы морали и истинной нравственности. Не скрывая своей антипатии к установившимся революционным порядкам, он не принимает новых правил, возмущается поведением ставленников новой власти, необразованных и лишенных культуры. Профессор, понимая, что становиться в открытую оппозицию

по отношению к властям ему ни к чему, идет на вынужденный компромисс с новой властью. Он лечит её представителей, а они, в свою очередь, обеспечивают ему вполне сносное существование и относительную неприкосновенность. Углубляясь в свои исследования по омоложению, профессор задумывает довольно смелый эксперимент по «превращению» собаки в человека. Но этот эксперимент оканчивается неудачей. При этом описывая неудачный эксперимент своего героя, Булгаков как бы говорит о том, что с Россией тоже был проведен чудовищный эксперимент, грубо изменивший в худшую сторону социально-экономическое и духовное развитие общества. Тем самым в повести отражено негативное отношение Булгакова к революции, которая не принесла стране ничего, кроме разрухи и массовой гибели людей.

Русский философ Иван Ильин в своей статье «Русская революция была безумием» писал: «Она была безумием, и притом разрушительным безумием, достаточно установить, что она сделала с русской религиозностью всех вероисповеданий. что она учинила с русским образованием. с русской семьею, с чувством чести и собственного достоинства, с русской добротой и патриотизмом. ».

Таким образом, анализируя творчество М.А. Булгакова, мы, опираясь на мнение ряда искусствоведов, филологов, можем сделать вывод о том, что главное достижение писателя состоит в том, что он талантливо описал, как революция 1917 года изменила историю всей России и всего мира, затянув в водоворот перемен миллионы человеческих судеб.

1. Трубецкой Н.С. Европа и человечество. София, 1920.

2. Булгаков М.А. Пьесы 1920-х годов. Санкт-Петербург: Искусство, Ленинградское отделение, 1989.

3. М.А. Булгаков – драматург и художественная культура его времени. Москва: Союз театральных деятелей РСФСР, 1988.

4. Ильин И. Русская революция была безумием. Available at: http://apocalypse.orthodoxy.ru/problems/047.htm

1. Trubeckoj N.S. Evropa ichelovechestvo. Sofiya, 1920.

2. Bulgakov M.A. P’esy 1920-h godov. Sankt-Peterburg: Iskusstvo, Leningradskoe otdelenie, 1989.

3. M.A. Bulgakov – dramaturg i hudozhestvennaya kul’tura ego vremeni. Moskva: Soyuz teatral’nyh deyatelej RSFSR, 1988.

Читайте также:
Рассуждения над страницами повести: сочинение

4. Il’in I. Russkaya revolyuciya byla bezumiem. Available at: http://apocalypse.orthodoxy.ru/problems/047.htm

Статья поступила в редакцию 19.03.16

Gasanova U.U., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Dagestan State University (Makhachkala, Russia),

Shakhbanova Z.I., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Dagestan State University (Makhachkala, Russia),

ARABISMS IN ONOMASTIC VOCABULARY OF DARGWA. The article analyzes Arabisms in the onomastic lexicon of Dargwa. In this work, the authors make the first attempt to compose the onomastic vocabulary of Dargwa that possesses elements from the Arabic language. Borrowings by the Dargwa language from other languages, such as Arabic, Turkic, Persian, other languages of people who live in the Caucasus are evidence of language contacts of the Dargwa at different periods of the history. This effect occurred also in the personal names of the peoples of Dagestan. It is connected with the spread of Islam led to fundamental changes in the vocabulary of the North Caucasian peoples. The authors show that in the formation of the Dargin antroponymy the important role is played by the religious factor, as evidenced by common the names, personal names with the epithets of Allah, the appellatives of religious painting. The article is an attempt to present a total of onomastic vocabulary related to the most ancient periods in the history of Dargwa: anthroponyms, toponyms and ethnonyms.

Key words: Arabisms, vocabulary, names, ethnonyms, toponyms, Dargwa language.

У.У. Гасанова, д-р филол. наук, проф. каф. дагестанских языков, Дагестанский государственный университет,

г. Махачкала, E-mail: uzlipat066@mail.ru

З.И. Шахбанова, канд. филол. наук, ст. преп. каф. иностранных языков для ЕНФ, Дагестанский государственный

университет, г. Махачкала, E-mail: uzlipat066@mail.ru

АРАБИЗМЫ В ОНОМАСТИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКЕ ДАРГИНСКОГО ЯЗЫКА

В статье анализируются арабизмы в ономастической лексике даргинского языка. В данной работе впервые сделана попытка обобщённо представить ономастическую лексику даргинского языка, связанную с арабским языком. В ономастике даргинцев оставили отпечаток древние связи даргинцев с различными народами – персами, арабами, тюркскими и кавказскими народами. Заимствование даргинским языком, как и другими дагестанскими языками, арабских слов в разные периоды проходило по-разному. Это влияние происходило также в системе личных имён дагестанских народов. Оно связано с распространением ислама и привело к коренным изменениям в лексике народов Северного Кавказа. Авторы показывают, что в формировании даргинской антропонимии немаловажную роль сыграл религиозный фактор, о чем свидетельствуют распространенные в дагестанском, в том числе и в даргинском, именнике антропонимы с эпитетами Аллаха.

Ключевые слова: арабизмы, лексика, ономастика, этнонимы, топонимы, даргинский язык.

Интеллигенция и власть в произведениях Булгакова

Михаил Афанасьевич Булгаков и сейчас является одним из самых популярных русских писателей, хотя творчество его относится к первой половине XX века. Причина глубокого интереса к его произведениям в первую очередь кроется в том, что проблемы, волновавшие писателя, не утратили своей актуальности и в наши дни. В полной мере это относится и к той проблеме, которую я выбрал для сочинения, — взаимоотношениям интеллигенции и власти.

М. А. Булгаков был писателем трудного времени. Грандиозная эпоха мировых войн и революций, огненных катаклизмов и жесточайших потрясений нашла в его лице достойного художника. Как и многие русские интеллигенты, Михаил Афанасьевич не принял революцию, но отделить свою судьбу от судьбы России не смог. Он пройдет до конца крестный путь художника, отмеченного клеймом инакомыслия. Тем же путем идут и его герои — интеллигенты. Мне кажется, что для Булгакова тема «интеллигенция и власть» является глубоко личной, отражающей важнейшие аспекты его мировоззрения. Именно поэтому она сквозной нить проходит через все творчество писателя.

Первое произведение Булгакова, роман «Белая гвардия», решает проблему взаимоотношения интеллигенции и власти в остром и драматическом ключе.

«Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская — вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс».

Это ощущение апокалипсиса, конца прежнего мира и вместе с тем рождения нового, неведомого проходит через весь роман. В центре его семья Турбиных и их квартирка в доме номер тринадцать по Алексеевскому спуску — крохотный оазис любви и уюта, надежности и тепла. Кремовые шторы отделяют героев от крови и грязи, безумного хаоса за окнами. Весело потрескивает печка, выложенная голландскими изразцами. Горит огонь в бронзовой лампе, и милые интеллигентные люди каждый вечер собираются за столом, неизменно накрытым белой крахмальной скатертью. Роскошные розы даже зимой, изысканное благородство манер — всем этим герои стремятся убедить самих себя, что в их жизни ничего не изменилось, что бушующий вихрь не властен над ними. Но невозможно остаться в стороне, когда бездна разверзается под ногами. И Алексей Турбин, бывший военный врач, и юнкер Николка, и их друзья, поручик Мышлаевский и подпоручик Карась, оказываются втянутыми в кровавый водоворот. За что эти люди собирались сражаться? Они бы ответили на этот вопрос коротко: «За Россию». Но оказывается, что само это понятие утратило свою целостность, и трудно понять, что же стоит за этим словом — «Россия». Турбины очень быстро осознают, что прежние непреложные истины утратили свой смысл и надо мучительно отыскивать новые. Немцы, гетман, Петлюра — все они проносятся над Городом, как мимолетные призраки, а что же остается? Мы оставляем героев в ночь, когда в Город должны вступить красные. Это последняя нОчь, ночь гибели былого и рождения нового мира. Напряженно вслушиваются герои в поступь судьбы.

Но вот свершилось, отгремело, пронеслось, и в новом воцарившемся мире мы встречаем все тех же интеллигентов, так и не сумевших принять новые ценности и отказаться от старых. Филипп Филиппович Преображенский, известнейший ученый, также пытается сделать вид, что ни революции, ни всех изменений, которые она внесла в жизнь, не существует. Плотные шторы на окнах, уютный свет зеленой лампы, тусклый блеск серебра и благородный звон хрусталя — все это осталось в квартире Преображенского неизменным. И накатывающиеся время от времени волны новой жизни в лице домкома с Швондером во главе бессильно разбиваются о порог докторского кабинета. Но сам Филипп Филиппович незаметно для себя заражается идеологией нового времени. Он ставит свой революционный эксперимент: путем пересадки гипофиза пытается превратить собаку в человека. Уникальный эксперимент оканчивается полным крахом: говоря словами профессора, ему удалось «милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают». В чем же просчет профессора? Да в том же, в чем и всех великих «экспериментаторов» XX века, стремившихся вывести новую породу счастливых людей за считанные годы. Увы, столь ненавистный Преображенскому Швондер своими идеями в чем- то удивительно близок ему. Оба они — один научным путем, другой с помощью идеологии — стремятся превратить Клима Чугункина в Человека, и оба терпят крах. «Собачье сердце» явилось блестящим ударом по всем социальным утопиям XX века.

Читайте также:
Собачье сердце, Рождественская история на Пречистенке (основные темы повести М. Булгакова «Собачье сердце»): сочинение

Судьба интеллигенции так или иначе затрагивается Булгаковым в каждом его произведении, но наиболее полно эта тема раскрывается в главной его книге — романе «Мастер и Маргарита». Трагическая судьба гения, создавшего роман о Понтии Пилате, — это синтез десятков и сотен сломанных революцией творческих судеб. Мастер, великий провидец, гениальный писатель, не противостоит своей эпохе. Он просто не вписывается в нее и уже поэтому подлежит уничтожению. Он отстраняется от действительности, стремится подняться над ней, даже не пытаясь противостоять обстоятельствам. В последнем романе Булгакова в спор вступают не просто интеллигент и власть — сталкиваются вечное и сиюминутное.

Прослеживая судьбы русской интеллигенции на протяжении 1920—1930-х годов, Булгаков предъявляет обвинение не только власти, сгубившей цвет нации, но и самой интеллигенции, не сумевшей отстоять свои идеалы. Ведь если Турбины и выглядят рыцарями без страха и упрека, то ни профессор Преображенский, ни профессор Персиков, герой повести «Роковые яйца», таковыми не являются. Мастер, как с горечью признается в финале, заслужил покой, но не заслужил света.

Проблемы, затронутые Булгаковым, обозначившиеся еще в далекие революционные годы, не разрешены и поныне. Перемены, свершившиеся в нашем обществе, выдвинули на первый план вопрос о роли и судьбе интеллигенции. Вот почему размышления Булгакова помогают нам найти ответы на жгучие вопросы современности, помогают определить свое место в мире.

Как написать сочинение – Интеллигенция в произведениях Булгакова?

Можно пару предложений по сути.

Следует описать характер интеллигенции, их сущность. Часто это делается комически. Человеческие желания овладевают разумом. Собственные амбиции путаются с моральными принципами. Обязательно нужно упомянуть несколько образов.

Для начала хочу встать на защиту современных детей. Они ничуть не тупее своих родителей и бабок с дедками. Это я к тому, что родители и бабки-дедки в массе были такими же тупыми тридцать и пятьдесят лет назад, хотя в жизни было гораздо меньше бессмысленного развлекалова, а государство даже предпринимало серьёзные усилия по приобщению населения к высокой культуре.

Однако на практике часто бывало, как показано в известном советском фильме, где не очень культурно развитая девица полагает, что на фото А. Блока изображён квартиранткин ухажёр, подстриженный под Тарзана. А потом приходит сама учительница и слушает 2-й концерт Рахманинова, который передают по её заявке, а также для некоего киномеханика и комбайнёра.

В 1975 году в кинопрокат вышел фильм, побивший все рекорды за всё время существования СССР. Им оказалась примитивная мексиканская “Есения” – и это в стране, где сняли шедевры мирового киноискусства. Я честно пыталась смотреть этот фильм, но это такое же днище, как и мексиканские телесериалы. Но зрителям самой читающей в мире стране с массой бесплатных общедоступных открытых по воскресеньям библиотек и государственным радио, читавшим целыми днями то Толстого, то Тургенева, хотелось псевдоцыганских страстей.

Так что давайте без облыжных обвинений в том, что нынешнее поколение безвозвратно испорчено ЕГЭ, гаджетами, Интернетом, ещё какой-нибудь современной “заразой”. Его предки массово глядели в бумажную книгу и видели в ней отнюдь не растительную фигу. К мозгам предыдущих поколений культура в любом виде прилипала так же плохо и отваливалась также быстро, как и у нынешнего, просто слетать на машине времени и ткнуть носом в собственное славное прошлое, к сожалению, не получится.

Для того, чтобы писать хорошие сочинения, нужны следующие условия:

  1. Свобода мышления. Когда мозги не умеют думать, а способны лишь воспроизводить набор заученных ранее заклинаний, любая тема для школьного сочинения, выходящая за рамки пережёвываемых уже столетие, попадает в разряд страшно трудных. Любая.
  2. Широкий кругозор. Мало много прочитать, нужно размышлять о прочитанном, увиденном, услышанном и стремиться узнавать всё больше.
  3. Обширная практика, складывающаяся из постоянных тренировок по созданию текстов определённого объёма на заданную тему.

Тему свободы у Булгакова можно раскрыть на примере романа “Мастер и Маргарита”. Это произведение о свободных и несвободных людях. Пример – Иешуа и Пилат. Иешуа – свободный человек и смелый. Даже под страхом смерти он не отказывается от своих слов. Пилат, несмотря на всю данную ему власть, полностью зависит от Кесаря и Римского государства.

Другой пример – это Мастер и критики Массолита. Мастер не скован какими-то догмами, он пишет от души, тогда как Берлиоз и ему подобные вынуждены писать (да и жить) в каких-то рамках.

Читайте также:
Бегство Тальберга (анализ эпизода из главы 2 части 1 романа М. А. Булгакова Белая гвардия).: сочинение

Интересна также эволюция Ивана Бездомного. Через весь роман он проходит путь от несвободы к свободе.

Тема, конечно, обозначена достаточно широко, поэтому, как говорится, есть где растечься “мыслию по древу”. Но, учитывая то, что в тэге указана школа, нужно сделать акцент в первую очередь на произведениях, входящих в школьную программу, т.е. на повести “Собачье сердце” и романе “Мастер и маргарита”.

Я бы начала сочинение следующим образом: сказала бы, что Булгаков родился в семье священника (это очень важно, особенно если более подробно будет рассматриваться “Мастер и Маргарита”), получил медицинское образование и работал по специальности в качестве земского врача. Врачебный опыт нашел отражение в цикле “Записки юного врача”, в котором поднимаются проблемы мракобесия и пренебрежения здоровьем (особенно остро эти подняты в рассказах “Тьма египетская” и “Звездная сыпь”), а также повесть “Морфий”, обрисовывающую картину борьбы главного героя (повествование ведется от первого лица) с наркозависимостью. Надо сказать, что критики сравнивали “Записки юного врача” с ранее вышедшим в свет произведением В. Вересаева “Записки юного хирурга”, получившего широкий общественный резонанс.

На долю Булгакова пришлось много жизненный трудностей: скитания, поиск заработка, несправедливая критика, травля. Он не принял революцию, но не эмигрировал. Повесть “Собачье сердце” является сатирой на новое общество, в котором балом правят беспринципность, наглость, вседозволенность. Образ Полиграфа Полиграфовича Шарикова это некая квинтэссенция отрицательных черт “новых хозяев жизни”. Шариков противопоставлен в повести профессору Преображенскому, является его антиподом. Именно между двумя этими персонажами ведется борьба на страницах повести. По сути образ Шарикова как результат эксперимента Филиппа Филипповича это аллегория на беспрецендентный социальный эксперимент, проводимый Советской властью. На протяжении всего повествования Шариков активно поддерживается председателем домкома Швондером – недальновидным функционером, не подозревающим, какое чудовище он взял под свою опеку. Образ Швондера – это образ современной Булгакову власти, не ведающей, к чему приведут ее действия. Доктор Борменталь – это интеллигенция, тихая, скромная, но могущая в крайнем случае дать отпор (случай в спальне прислуги). Повесть “Собачье сердце” было и во многом остается злободневным произведением.

Роман “Мастер и Маргарита” увидел свет уже после смерти автора. Булгаков писал его на протяжении длительного времени, существует несколько вариантов рукописи. “Мастер и Маргарита” самое сложное и неоднозначное произведение Булгакова. Это многоплановое произведение, имеющее сложную пространственно-врем­ енную организацию. События разворачиваются параллельно в трех измерениях: советская Москва 20-30-х годов, бал Воланда и ершалаимские сцены. Причем ближе к середине произведения читатель понимает, что события, происходящие в Иерашалаиме это отрывки из сожженного романа Мастера, таким образом, Булгаков вводит в свое произведение интертекс, что в целом не характерно для литературы его времени, придерживающейся реализма и линейности повествования. В романе можно выделить следующие ключевые фигуры: Мастер, Маргарита, Воланд, Иешуа Га-Ноцри. Под фигурой Мастера угадывается сам автор, попавший в немилость власти и литературных критиков, Маргарита это, безусловно, третья жена Булгакова Елена Сергеевна. Более спорным является образ Воланда, т.к. эту фигуру можно и нужно рассматривать с разных точек зрения. С первых страниц романа автор отсылает нас к “Фаусту” Гете: эпиграф из бессмертной поэмы, набалдашник трости в виде головы пуделя, да и сам Воланд намекает Берлиозу с Бездомным, что перед ними дьявол. Однако некоторые литературоведы уверены, что образ Воланда собирателен, и одним из прототипов является Сталин. Основывается эта точка зрения на хранящихся в архивах документам, из которых можно было сделать вывод, что Елена Сергеевна сотрудничала с НКВД и, таким образом, мстила обидчикам мужа (вспомним, как расправилась Маргарита с квартирой Латунского). И наконец последняя значимая фигура романа – Иешуа Га-Ноцри. Аналогии с Иисусом Христом очевидна: еще в первой главе Воланд уверяет своих собеседников-атеисто­ в, что Иисус действительно жил, и, более того, сам он, Воланд, присутствовал при разговоре Христа с Понтием Пилатом, а далее уже ставшее хрестоматийным: “В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великова вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат”. Однако если мы внимательно прочитаем текст, то увидим, что между образом Иешуа Га-Ноцри и евангельским образом Христа никак нельзя поставить знак равенства. Во-первых, Иешуа Га-Ноцри представляется в образе человека, незаурядного, но человека, со своими страданиями, страстями и страхами. Нигде не говорится о его божественном происхождении. Во-вторых, сам Га-Ноцри заявляет, что он сирота и не помнит своих родителей, Иисус же сиротой не являлся. Старался ли Булгаков переосмыслить образ Христа, отойти от канона (отец писателя был священником и потому Булгаков наверняка был знаком с Евангелием)? Трудно сказать, образ бродячего философа Иешуа Га-Ноцри совершенно точно не тождественен библейскому. Да и роман Мастера, если вспомним, был посвящен Понтию Пилату, а не Иешуа. Душевным переживаниям прокуратора Иудеи уделяется куда больше внимания, чем бродяге Га-Ноцри, так что в ершалаимским сценах роль первой скрипки играет Понтий Пилат.

Словом, “Мастер и Маргарита” это роман, прячущий в себе немало тайн и загадок.

В общем, как-то так. Главное, не забывать вставлять в текст цитата, дабы не быть голословным, и стараться, чтобы изложенные в сочинении мысли не противоречили друг другу. Желаю успеха!

Интеллигенция в произведениях М. Булгакова

Белая и Красная армии. Я думаю, эти понятия знакомы всем школьникам среднего звена из курса истории. Но, к сожалению, история предоставляет нам информацию о событиях, происходивших в начале XX века, однобоко. Так, например, я долгое время считала, что Красная Армия – честные “богатыри”, боровшиеся за справедливость, а белая армия – зло, которое мешало установиться этой самой справедливости.

Но ведь существует и оборотная сторона медали, которую я смогла разглядеть благодаря произведениям Михаила Афанасьевича Булгакова. Ведущей темой произведения “Белая гвардия” стала судьба интеллигенции в обстановке гражданской войны и всеобщего одичания. Булгаков противопоставляет окружающему хаосу стремление сохранить нормальный быт, “кремовые шторы”, лампу под абажуром, всегда белую и накрахмаленную скатерть.

Читайте также:
Рукописи не горят (эссе по роману М. А. Булгакова Мастер и Маргарита): сочинение

Семья Турбиных – типичная интеллигентная семья военных, где старший брат Алексей – военный врач, младший брат Николка – юнкер, сестра Елена – замужем за капитаном Тальбергом. Они живут в большой квартире, где есть библиотека, где играют на пианино и, подвыпив, поют запрещенный российский гимн. В этот дом всегда можно прийти. Здесь не очень удивятся неожиданному появлению кузена из Житомира Лариосика и приютят его.

Это дружная семья, все любят друг друга, а если будет нужно, то пожертвуют самым дорогим и святым, лишь бы все были вместе, живы, здоровы и счастливы. Белое движение погибает, так как у него нет настоящей цели и никакого смысла для существования, но хочется верить, что все герои этого романа действительно станут счастливыми, что их минует участь многих интеллигентов страшных 30-х, 40-х, 50-х годов непростого XX века. В повести “Собачье сердце” описывается столь же нелегкая судьба интеллигенции, представленной в образах профессора Преображенского и его окружения. Профессор так же, как и семья Турбиных, хочет сохранить свой привычный быт: есть в столовой, оперировать в операционной, спать в спальне.

Но несносный Швондер, а вместе с ним и результат необдуманного биосоциального эксперимента Преображенского Шариков никак не могут этого понять. Их цель – отобрать все у всех и разделить поровну, чтобы, якобы, восстановить справедливость. Но на самом деле они пытаются урвать кусок для себя. И правильно замечает Филипп Филиппович, что разруха царит не в стране, а в головах. В романе “Мастер и Маргарита” интеллигенция представлена, на мой взгляд, в образах Мастера и Маргариты.

Они заметно отличаются от окружающих их лицемерных, духовно мертвых, “думающих нажраться лучше как” людей. Мастер в романе чуть ли не единственный служитель настоящего искусства. И оказывается, что ему и его возлюбленной нет места на земле.

Таким образом, мы видим, что судьба интеллигенции отнюдь не простая. Большевики не хотели понимать того, что все они – люди, которым свойственны любовь, переживания, преданность, желание сохранить свой привычный быт, уют в доме. По-моему, Булгаков хотел показать и то, что интеллектуальное развитие неразрывно связано с развитием духовным, что искусство божественно и приобщение к нему может склонить человека к поиску истины и стремлению к добру.

А ведь если творить добро, то зло навсегда покинет наши души, и, значит, мир станет лучше и счастливее.

Твір на тему: Интеллигенция в произведениях М. Булгакова

Related posts:

Интеллигенция и революция в романе М. А. Булгакова “Белая гвардия” Революция 1917 года стала переломным событием для всей России. Не могла она не отразиться и на судьбах русской интеллигенции. М. А. Булгаков считал себя представителем интеллигенции и выразителем его дум.

Интеллигенция “мнимая” и “настоящая” в романе М. А. Булгакова “Белая гвардия” В своем романе “Белая гвардия” Булгаков показывает народ и интеллигенцию в пламени гражданской войны на Украине. Вопрос “мнимой” и “настоящей” интеллигенции в первую очередь завязан на понимании самого слова “интеллигенция”.

“Жизнь дана на добрые дела” (на материале романа М. А. Булгакова “Белая гвардия”) “Белая гвардия” М. А. Булгакова – роман о судьбе русской интеллигенции в годы революции и гражданской войны. В центре повествования находится семья белогвардейцев Турбиных. Их квартира – это теплый, уютный.

Почему так притягателен дом Турбиных (по роману М. Булгакова “Белая гвардия”) План 1. Линия дома и семьи в романе “Белая гвардия”. 2. Уют родного дома как консолидирующее начало. 3. Образ дома Турбиных. Основное действие в романе Михаила Афанасьевича Булгакова “Белая гвардия”.

Проблема выбора в романе М. А. Булгакова “Белая гвардия” “Белая гвардия” М. А. Булгакова – роман о судьбе русской интеллигенции в годы революции и гражданской войны. В центре повествования находится семья белогвардейцев Турбиных. Их квартира – это теплый, уютный.

Основные образы романа “Белая гвардия” М. Булгакова Гражданская война началась 25 октября 1917 года, когда Россия раскололась на два лагеря: “белых” и “красных”. Кровавая трагедия перевернула представления людей о морали, чести, достоинстве, справедливости. Каждая из воюющих сторон.

Трагедия интеллигенции в романе М. А. Булгакова “Белая гвардия” Годы революции и гражданской войны прогремели по всей России. В это сложное время ломались тысячи судеб, погибло огромное количество людей. Менялись порядки и нравы, сменилась власть, в головах людей царил.

История создания романа Булгакова “Белая гвардия” Роман “Белая гвардия” впервые опубликован (не полностью) в России, в 1924 году. Полностью – в Париже: том первый – 1927 год, том второй – 1929 год. “Белая гвардия” – во.

“Человек – частица истории” (по роману М. Булгакова “Белая гвардия”) Годы революции и гражданской войны прогремели по всей России. В это переломное время ломались тысячи судеб, погибло огромное количество людей. Менялись порядки и нравы, сменилась власть, в головах людей царил.

Тема Гражданской войны в романе М. А. Булгакова “Белая гвардия” (План-сочинение) Авторская позиция. Обращение М. А. Булгакова к традиционной в 1920-е гг. теме революции и Гражданской войны нашло отражение в романе М. А. Булгакова “Белая гвардия” (1925) и пьесе “Дни Турбиных”.

“Всякая благородная личность глубоко осознает свои кровные связи с отечеством” (В. Г. Белинский) (по роману М. А. Булгакова “Белая гвардия”) Тема Родины и взаимоотношений с ней является базовой, коренной темой русской литературы. XX век стал веком великих потрясений для России: несколько революций, гражданская война, первая мировая, Великая Отечественная, чеченская… Это.

Читайте также:
Тема прощения в романе «Мастер и Маргарита»: сочинение

Тема ответственности в произведениях Булгакова Творчество Михаила Булгакова считается классикой советской литературы, но судьба его литературного наследия очень драматична. Многие произведения Булгакова подвергались гонениям и замалчивались. Вершина его творчества – роман “Мастер и Маргарита”- вышел.

Идея Дома в пьесе М. А. Булгакова “Дни Турбиных” Никто не будет спорить, что М. А. Булгаков был и остается неповторимым писателем, удивительным явлением в отечественной литературе. Революция, которая привела к коренной ломке уклада русской жизни, несомненно, повлияла на.

Комическое и трагическое в произведениях М. А. Булгакова (на примере повести “Собачье сердце”) Сатира – это излюбленный прием русских писателей. Хрестоматийно сатирическими считаются произведения, созданные Гоголем, Салтыковым-Щедриным, Чеховым. Этих писателей волновали проблемы власти, народа, интеллигенции, маленького человека в большом мире. Эти же проблемы.

Урок-дискуссия по роману М. А. Булгакова “Белая гвардия” Человек. Семья. История Ход урока 1. Введение. – Почему мы обращаемся к роману М. А. Булгакова “Белая гвардия”? – Какие мысли приходят к нам в результате чтения романа? (Учащиеся говорят.

Система образов в романе М. А. Булгакова “Белая гвардия” Михаил Афанасьевич Булгаков – писатель сложный, но в то же время, ясно и просто излагающий самые высокие философские вопросы в своих произведениях. Его роман “Белая гвардия” рассказывает о драматических событиях.

Интеллигенция и революция в романе А. Толстого “Хождение по мукам” Трилогия “Хождение по мукам” – это роман о русской интеллигенции, о ее пути к Октябрьской революции. Работа над эпопеей, над одним из главных созданий художника, продлилась больше 20 лет, от.

Вопросы и ответы к жизни и творчеству М. А. Булгакова Какие пьесы Булгакова и какие прозаические произведения вам знакомы? Пьесы “Дни Турбиных” (по роману “Белая гвардия”), “Бег” (был снят художественный фильм), “Иван Васильевич” (кинофильм “Иван Васильевич меняет профессию”), “Зойкина квартира”.

Реальное и ирреальное в произведениях М. А. Булгакова “Собачье сердце” и “Мастер и Маргарита” Творчество М. А. Булгакова – одна из прекраснейших страниц литературы, национальное достояние русского народа. Он следует литературным традициям Гоголя, Достоевского, Салтыкова-Щедрина. Большинство произведений Михаила Афанасьевича – это, в первую очередь.

Образ дома в романе М. А. Булгакова “Белая гвардия” Гражданская война… Хаос… Выстрелы… Непогода… Город. Ощущение тревоги, которое испытывают все. Страх в душах людей. Где найти покой? М. Булгаков приводит своих героев в семью. Именно она, семья Турбиных, противостоит.

Дом Турбиных как отражение семьи Турбиных в романе М. А. Булгакова “Белая гвардия” О “Белой Гвардии” М. А. Булгаков говорил: “Роман этот я люблю больше всех других моих вещей”. Да, эта книга для писателя дорогая и особенная, она полна воспоминаниями о родном Киеве.

Чем привлекателен дом Турбиных (по роману М. А. Булгакова “Белая гвардия”) Судьба семьи Турбиных находится в центре повествования двух произведений М. А. Булгакова – романа “Белая гвардия” и пьесы “Дни Турбиных”. Эти произведения были написаны в двадцатые годы XX века и.

Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М. А. Булгакова “Белая гвардия”) Судьба семьи Турбиных находится в центре повествования двух произведений М. А. Булгакова – романа “Белая гвардия” и пьесы “Дни Турбиных”. Эти произведения были написаны в двадцатые годы 20 века и.

Каким предстает белое движение в романе М. А. Булгакова ” Белая гвардия”? В 1923 году в журнале “Россия” появляется известие о том, что Михаил Булгаков заканчивает свой роман “Белая гвардия”, охватывающий эпоху борьбы с белыми на юге (1919 – 1920 гг.) В.

“Дни Турбиных” М. Булгакова – пьеса об интеллигенции и о революции В 1934 году в связи с 500-м спектаклем “Дней Турбиных” друг М. Булгакова П. Попов писал: “”Дни Турбиных” – одна из тех вещей, которые как-то вдвигаются в собственную жизнь и.

Борьба или капитуляция: Тема интеллигенции и революции в творчестве М. А. Булгакова (роман “Белая гвардия” и пьесы “Дни Турбиных” и “Бег”) Михаил Афанасьевич Булгаков революцию октября 1917г. воспринял как переломное событие не только в истории России, но и в судьбах русской интеллигенции, с которой справедливо считал себя кровно связанным. Послереволюционную трагедию.

Пьеса Булгакова “Дни Турбиных” Пьеса “Дни Турбиных” является своего рода драматургическим вариантом романа “Белая гвардия”. Она создавалась Булгаковым на его основе; но в то же время это самостоятельное художественное произведение, во многом отличающееся от.

История в изображении М. А. Булгакова (на примере романа “Белая гвардия”) Рассматривая проблему изображения истории в романе “Белая гвардия”, необходимо учитывать несколько важных моментов: историческую ситуацию, в который было написано произведение, исторический фон для развития сюжета романа и, наконец, Историю как.

Тема революции и гражданской войны у М. Булгакова Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных тем русской литературы XX века. Эти события не только круто изменили жизнь России, перекроили всю карту Европы, но и изменили.

Гоголевские традиции в произведениях М. А. Булгакова Михаила Афанасьевича Булгакова можно в полной мере назвать учеником и последователем Н. В. Гоголя, так часто вносившего в свои произведения элементы мистицизма, любившего “подпустить черта” и прочую нечистую силу. В.

Интеллигенция в произведениях М. Булгакова

Борьба или капитуляция: Тема интеллигенции и революции в творчестве М.А. Булгакова (сочинение)

(роман «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных» и «Бег»)

Михаил Афанасьевич Булгаков революцию октября 1917г. воспринял как переломное событие не только в истории России, но и в судьбах русской интеллигенции, с которой справедливо считал себя кровно связанным. Послереволюционную трагедию интеллигенции, очутившейся в водовороте гражданской войны, а после ее окончания, в значительной своей части — в эмиграции, писатель запечатлел в первом своем романе «Белая гвардия» и лучших пьесах — «Дни Турбиных» и «Бег».

Читайте также:
Все, кружась, исчезает во мгле: сочинение

В «Белой гвардии» во многом автобиографическая интеллигентная семья Турбиных оказывается втянута в события гражданской войны в не называемом по имени Городе, за которым легко угадывается родной для Булгакова Киев. Главный герой романа, старший брат Алексей Турбин, — военный медик, много повидавший за три года мировой войны. Он — один из тысяч офицеров старой русской армии, которым после революции приходится делать выбор между противоборствующими сторонами, вольно или подневольно служить в одной из враждующих армий.

В «Белой гвардии» противопоставлены две группы офицеров — те, кто «ненавидели большевиков ненавистью горячей и прямой, той, которая может двинуть в драку», и «вернувшиеся с войны в насиженные гнезда с той мыслью, как и Алексей Турбин, — отдыхать и отдыхать и устраивать заново не военную, а обыкновенную человеческую жизнь». Однако Алексею и его младшему брату Николке участия в драке избежать не удается. Они в составе офицерских дружин участвуют в безнадежной обороне города, где сидит правительство никем не поддерживаемого опереточного гетмана, против армии Петлюры, пользующейся широкой поддержкой украинского крестьянства. Впрочем, в армии гетмана братья Турбины служат всего несколько часов. Правда, старший успевает получить ранение в перестрелке с преследующими его петлюровцами. Больше Алексей в гражданской войне участвовать не намерен. Николка же еще собирается сражаться с красными в составе добровольческой армии, и в финале содержится намек на его будущую гибель при обороне врангелевского Крыма на Перекопе.

Сам писатель явно на стороне Алексея Турбина, стремящегося к мирной жизни, к сохранению семейных устоев, к налаживанию нормальной жизни, устройству быта, несмотря на господство большевиков, разрушивших прежнюю жизнь и пытающихся заменить старую культуру новой, революционной. Булгаков воплотил в «Белой гвардии» свою идею сохранения дома, родного очага после всех потрясений революции и гражданской войны. Дом, который старается сохранить в океане общественных бурь Алексей, — это дом Турбиных, в котором угадывается булгаковский дом на Андреевском спуске в Киеве.

Когда писатель заканчивал свой роман в первой половине 20-х годов, он еще верил, что при советской.власти возможно восстановить нормальную жизнь, без страха и насилия. В финале «Белой гвардии» он предсказывал: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» Из романа выросла пьеса «Дни Турбиных», где в заключительной сцене возникала та же тема, но уже в несколько сниженном виде. Один из комических персонажей пьесы, житомирский кузен Лариосик, произносит возвышенный монолог: «. Мой утлый корабль долго трепало по волнам гражданской войны. Пока его не прибило в эту гавань с кремовыми шторами, к людям, которые мне так понравились. Впрочем, и у них я застал драму. Но не будем вспоминать о печалях. Время повернулось, и сгинул Петлюра. Мы живы. да. все снова вместе. И даже больше этого.

Елена Васильевна, она тоже много перенесла и заслуживает счастья, потому что она замечательная женщина. И мне хочется сказать ей словами писателя: «Мы отдохнем, мы отдохнем. » Здесь цитируются слова Сони из финала чеховского «Дяди Вани», с которыми соседствует знаменитое: «мы увидим все небо в алмазах». Булгаков видел идеал в том, чтобы сохранить «гавань с кремовыми шторами», хотя время и повернулось. Булгаков явно видел в большевиках лучшую альтернативу по сравнению с петлюровской вольницей и считал, что интеллигентам, уцелевшим в огне гражданской войны, надо, скрепя сердце, примириться с советской властью. Однако при этом следует сохранить достоинство и неприкосновенность внутреннего духовного мира, а не идти на беспринципную капитуляцию.

Носителем белой идеи в пьесе Булгаков сделал Алексея Турбина, который здесь — артиллерийский полковник, боевой офицер. Его гибель символизирует крах белого движения. И перед смертью Алексей Васильевич признает безнадежность борьбы как с петлюровцами, так и с красными. Он распускает свой дивизион, призывая офицеров, юнкеров и студентов разойтись по домам: «. Идти в бой, — я вас не поведу, потому что в балагане я не участвую, и тем более, что за этот балаган заплатите своею кровью и совершенно бессмысленно — вы». Турбин не советует подчиненным идти на Дон к добровольческой армии Деникина: «Слушайте вы, там, на Дону, вы встретите то же самое, если только на Дон проберетесь. Вы встретите таких же генералов и ту же штабную ораву».

Белая идея оказалась слаба перед красной, дискредитирована трусостью и шкурничеством штабов, бестолковостью вождей. Однако это не значит, что идеи победивших в гражданской войне большевиков в нравственном отношении сколько-нибудь привлекательны для Булгакова. Там тоже насилие, тоже кровь, за которую никто не ответит, как подчеркивается в финале «Белой гвардии».

Уцелевшие герои пьесы — Николка Турбин, Шервинский, Мышлаевский отказываются уйти из Киева при приближении Красной Армии, а решают приспособиться к новой власти, служить ей, не поступаясь, однако, собственной совестью. Штабс-капитан Мышлаевский, например, прекрасно понимает, что красные его мобилизуют, и даже по-своему рад этому: «По крайней мере, я знаю, что буду служить в русской армии». Предложение своего товарища капитана Студзинского эмигрировать Мышлаевский отвергает: «Нужны вы там, как пушке третье колесо, куда ни приедете, в харю наплюют. Я не поеду, буду здесь, в России. И будь с ней что будет. » Такое же решение принял и сам Булгаков. Горькую же судьбу русских эмигрантов он отобразил в написанной в конце 20-х годов пьесе «Бег».

Читайте также:
Сочинение по произведениям М. А. Булгакова: сочинение

В «Беге» в конце концов решение вернуться в Россию принимают и белогвардейский генерал Роман Хлудов, на совести которого сотни и тысячи казненных, и увлеченные общим потоком беженцев петербургский приват-доцент Сергей Голубков и его возлюбленная, молодая петербургская дама, Серафима Корзухина, на которых крови нет. Если Хлудов стремится на родину, чтобы успокоить больную совесть, то Серафиму и Голубкова гонит в родные места не только неустроенность эмигрантской жизни, но и ностальгическая тоска. Серафима гак объясняет, почему она решила вернуться: «Я хочу опять на Караванную, я хочу опять увидеть снег! Я хочу все забыть, как будто ничего не было!» Ей вторит Голубков: «Ничего, ничего не было, все мерещилось! Забудь, забудь! Пройдет месяц, мы доберемся, мы вернемся, и тогда пойдет снег, и наши следы заметет. »

Булгаков справедливо считал, что желание жить на родине, в России, присуще подавляющему большинству русских интеллигентов, и ради этого необходимо найти какой-то консенсус с большевиками, отказавшись от борьбы с советским режимом, но не поступаясь нравственными принципами. В ставшем впоследствии знаменитым письме правительству от 28 марта 1930 г. писатель откровенно признавал: «. Последние мои черты в погубленных пьесах «Дни Турбиных», «Бег» и в романе «Белая гвардия»: упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение интеллигентско-дворянской семьи, волею непреложной исторической судьбы брошенной в годы гражданской войны в лагерь белой гвардии, в традициях «Войны и мира». Такое изображение вполне естественно для писателя, кровно связанного с интеллигенцией». Однако, как отмечал Булгаков в том же письме, все его «великие усилия стать бесстрастно над красными и белыми» привели лишь к тому, что власти стали видеть в нем «белогвардейца-врага». Поэтому публикация «Белой гвардии» так и не была завершена в СССР при жизни автора, «Бег» так и не увидел сцены до смерти Булгакова, а «Дни Турбиных» подверглись более чем двухлетнему запрету и были возвращены на сцену только по личному распоряжению Сталина. Тем не менее писатель остался верен своей принципиальной позиции. И предложенная им позиция для интеллигенции оказалась в конечном счете правильной. Лучшим ее представителям удалось сохранить традиции русской культуры и нравственный стержень в душе, несмотря на десятилетия господства тоталитарного режима.

Новое в блогах

Сообщество «Клуб интеллектуалов»

Михаил Булгаков как зеркало постреволюционной интеллигенции

Автор: Александр Гончаров

130 лет прошло со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова (1891-1940). По масштабам XX века, он был писателем великим, но не русским, а советским. Он являлся религиозным мистиком, однако, не православным, а гностического толка.

Булгаков широкими шагами вышел из литературы России периода «Серебряного века». Пик популярности его произведений пришелся на 80-90 гг. прошлого столетия, то есть через 40-50 лет после смерти. Именно тогда читающая публика и открыла для себя Булгакова.

Месяца три тому назад у меня состоялся разговор с приятелем, преподающим русский язык и литературу в одной из провинциальных элитных школ. О Михаиле Булгакове сей учитель сказал так: «Стоит писателю попасть в школьную программу, как его дети тут же перестают читать. Булгакова нынешние ученики не любят, не знают и не понимают. Впрочем, других писателей тоже. Культура чтения потеряна безвозвратно!»

От этих горьких слов сложилось некое двойственное впечатление. Чтение находится в загоне – это плохо. Но вот Булгакова школьникам, пожалуй, изучать и рано – можно ненароком испортить душу и сердце. И так ребятишки отравлены сериалами про вампиров, монстров и колдунов, а тут еще возникает Михаил Афанасьевич со своим романом «Мастер и Маргарита», где Воланд (то бишь сатана) изображен просто «обояшкой».

Булгаков – автор сложный и противоречивый. Его писательский дар раскрылся во всю силу лишь после революции 1917 года. И, как ни странно, именно Михаил Афанасьевич и его произведения стали зеркалом, в котором отразился образ постреволюционной интеллигенции советской России.

Михаил Булгаков, участвовавший в Белом движении, по разным причинам (болезни и т. д.) не сумел эмигрировать. Ему пришлось приспосабливаться к социально-политическим условиям, сложившимся при Советах и большевиках, которые засели чиновничьих кабинетах в качестве управленцев и вершителей судеб многих и многих людей.

Русский философ Иван Ильин писал: «Итак, вот общая и основная черта, свойственная коммунистам в России и на западе: это люди, утратившие веру в Бога и неспособные к самостоятельному мышлению, исследованию и миросозерцанию. Их мышление авторитарно, полуобразованные или почти-необразованные – эти люди раз навсегда заполнили свою умственную пустоту чужими трафаретными формулами…

Патриотическая верность им смешна. И государственное правление их, построенное на терроре, попирает все законы совести, чести и человечности.

Все это можно было бы выразить так: это люди, инстинктивно разнузданные и дерзающие, душевно ожесточившиеся, а духовно омертвевшие. Или иначе: биологически это индивидуализированные люди, а духовно – полулюди, опустившиеся на низшую ступень первобытного всесмешения.

Естественно, что тоталитарное государство становится для них основной формой политического бытия. Оно дает им сразу: плен мысли, порабощение воли; развязание зависти, ненависти и мести; упоение грабежом и произволом, санкцию безбожия и всяческое первенство. Оно дает им иллюзию всемогущества, за которою скрывается подлинное рабство – рабство вверх и рабовладение вниз».

Булгакову невольно пришлось подстраиваться под вкусы этой полуинтеллигенции, ведь он, как и другие писатели и драматурги – выходцы из «эксплуататорских слоев» изначально находился в «пролетарском» черном списке. Михаил Афанасьевич отлично видел ложь советской власти, но ради того, чтобы банально выжить, стал лгать и самым. В романе «Белая гвардия», например, Белой гвардии то и нет. Основные действия разворачиваются в гетманском Киеве и при «петлюровщине». Приход красных Булгаковым показан, как надежда на установление хоть какой-нибудь вменяемой власти. И не дан ответ на вопрос: «А была ли она вменяемой?»

Читайте также:
Роль фантастики в романе М А Булгакова Мастер и Маргарита: сочинение

Пьеса «Дни Турбиных», выросшая из романа, заточена в смысловом плане на капитуляции русских людей перед советской властью, причем капитуляции не только физической, но и духовной. Перед нами капитуляция самого Булгакова, если рассмотреть все честно.

Иосиф Сталин все это хорошо понял. Недаром, именно он, оказался среди защитников пьесы перед нападками украинских коммуно-националистов и записных партийных критиков: «Конечно, если белогвардеец посмотрит «Дни Турбиных», едва ли он будет доволен, не будет доволен. Если рабочие посетят пьесу, общее впечатление такое – вот сила большевизма, с ней ничего не поделаешь. Люди более тонкие заметят, что тут очень много сменовеховства, безусловно, это отрицательная сторона, безобразное изображение украинцев – это безобразная сторона, но есть и другая сторона».

И роман, и пьеса писались Булгаковым не для русских, а для советских людей. Точно также обстоит дело и со самыми знаменитыми произведениями Михаила Афанасьевича: «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита», которые при жизни писателя не публиковались.

Я решительно отказываюсь считать эти повесть и роман антисоветскими. В них Булгаков не воюет словом с коммунистическим режимом. Он обличает советскую номенклатуру, бюрократию, новое чиновничество, живущих за счет других, тех кто трудится и хоть что-то реально делает, а не болтает языком напропалую о несчастных судьбах «заграничных голодранцев».

Персонажи-интеллигенты из «Собачьего сердца» вполне притерлись к власти, притерпелись и привыкли к ней. Филипп Филиппович Преображенский и доктор Борменталь занимаются наукой, недурственно зарабатывают, могут позволить себе развлечься, непонятным для массы, оперным искусством. Они хорошо кушают и добротно одеваются. Страдания рядовой секретарши им так сразу и не понять. Булгаков здесь разворачивается как выдающийся художник-бытописатель: «Иная машинисточка получает по девятому разряду четыре с половиной червонца, ну, правда, любовник ей фильдеперсовые чулочки подарит. Да ведь сколько за этот фильдеперс ей издевательства надо вынести! Прибежит машинисточка, ведь за четыре с половиной червонца в «Бар» не пойдешь. Ей и на кинематограф не хватает, а кинематограф у женщин единственное утешение в жизни.

Дрожит, морщится, а лопает. Подумать только: сорок копеек из двух блюд, а они оба эти блюда и пятиалтынного не стоят, потому что остальные двадцать пять копеек заведующий хозяйством уворовал. А ей разве такой стол нужен? У нее и верхушка правого легкого не в порядке, и женская болезнь на французской почве, на службе с нее вычли, тухлятиной в столовке накормили, вон она, вон она!! Бежит в подворотню в любовниковых чулках. Ноги холодные, в живот дует, потому что шерсти на ней нет, голая кожа, а штаны она носит холодные, так, кружевная видимость. Рвань для любовника. Надень-ка она фланелевые, попробуй. Он и заорет: «До чего ты не изящна! Надоела мне моя Матрена, намучился я с фланелевыми штанами, теперь пришло мое времечко. Я теперь председатель, и сколько ни накраду – все, все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо. Потому что наголодался в молодости достаточно, будет с меня, а загробной жизни не существует».

Швондер и Шариков вторгаются как некое природное бедствие, как ураган или цунами. Так же они и проходят. Наивные надежды постреволюционной интеллигенции воплощены в «Собачьем сердце» с полной достоверностью.

В «Мастере и Маргарите» картина складывается более безрадостной. Мастер попадает под репрессии из-за доноса пролетарского полуинтеллигента, возжелавшего получить его жилую площадь. Справедливость как в «Собачьем сердце» не торжествует. Мастеру и Маргарите, чтобы остаться вместе приходится умереть, а их судьбами, по гамбургскому счету, распоряжается не Творец всяческих, а Воланд.

Роман, написанный во вполне гностическом ключе, ближе и понятнее советскому человеку, чем Евангелие. К тому же и Спасителя в «Мастере и Маргарите» нет, а имеется образ непризнанного пророка Добра – Иешуа Га-Ноцри, позаимствованный не то из сочинений Ренана, не то из Талмуда.

В романе хорошо отразилась мистика Булгакова, но это мистика тела (близкая к католической), а не мистика души. Все сны и видения телесны, а не духовны.

Поэтому книга «Мастер и Маргарита» и оказалась популярна у позднего советского читателя, привыкшего к материализму и атеистической пропаганде.

Михаила Афанасьевича Булгакова часто сравнивают с Николаем Васильевичем Гоголем. Если разобраться, то Гоголь и Булгаков разновекторны, их творческие идеалы расходятся в противоположные стороны. И уж если на то пошло, то мистическое различие между ними очень хорошо иллюстрирует следующая история с памятником на могиле писателя: «В поисках плиты или камня Е. С. захаживала в сарай к гранильщикам и подружилась с ними… Однажды видит: в глубокой яме среди обломков мрамора, старых памятников мерцает огромный чёрный ноздреватый камень. «А это что?» – «Да Голгофа». – «Как Голгофа?» Объяснили, что на могиле Гоголя в Даниловском монастыре стояла Голгофа с крестом. Потом, когда к гоголевскому юбилею 1952 года сделали новый памятник, «Голгофу» за ненадобностью бросили в яму. «Я покупаю», – не раздумывая сказала Е. С. «Это можно, – отвечают ей, – да как его поднять?» – «Делайте что угодно, я за всё заплачу…»

Камень перевезли, и глубоко ушёл он в землю над урной Булгакова. Стёсанный верх без креста, со сбитой строкой из Евангелия, – он выглядел некрасиво. Тогда всю глыбу перевернули – основанием наружу».

Вот вам и символика. Одна Голгофа устремляется вверх к небу, другая – вниз, под землю. Фантасмагория в стиле Иеронима Босха…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: