Истинная и ложная свобода в романе М А Булгакова Мастер и Маргарита: сочинение

Истинная и ложная свобода в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Я была, как и ты, свободной,

Но я слишком хотела жить.

“Мастер и Маргарита” М. А. Булгакова – Роман философский, в котором не только затронуты многие вечные вопросы: о жизни и смерти, смысле человеческого существования, таланте и бездарности, но и совершена попытка разгадать тайны человеческой души.

Очень многое в жизни человека зависит от того, насколько он свободен, и речь здесь идет не столько о внешней свободе, хотя и она тоже важна, сколько о внутренней: свободе выбора, независимости суждений, умении избегать связующей власти обстоятельств. Так, например, Иешуа Га-Ноцри, даже изувеченный побоями и приговоренный к смерти, не изменяет себе, своим принципам, продолжает до последней минуты своей жизни (и даже после смерти) нести людям добро. Он остается свободным внутренне, несмотря на то, что у него нет никакой возможности вырваться из рук своих врагов.

А вот – Понтий Пилат. Казалось бы, облеченный властью могущественный римский прокуратор должен пользоваться абсолютной свободой и независимостью. Но он зажат в тисках своей должности и не может даже спасти Иешуа, как бы ему ни хотелось этого.

Самое ужасное, что людей, подобных Пилату, бесчисленное множество и в реальной Москве 30-х годов. Им даже еще хуже, чем прокуратору: не все современники Булгакова понимают, что находятся в рабстве у общественного мнения, карьеры, удовольствий. Так, литературные критики “говорят не то, что хотят сказать”, горожане без лишних сомнений покупают “осетрину второй свежести”, служащие Управления зрелищ по указанию начальства поют в ненавистном им хоре.

Суровое время и неумение следовать в своей жизни четким принципам сделали этих людей слабыми и безвольными, хотя они, конечно же, так не считают.

Совсем по-другому воспринимается Мастер, отстаивающий свой роман перед критиками, зажатыми в тесные рамки литературных течений, указаний свыше и в жесткие тиски понимания, как именно должно быть. Но истинное творчество – это прежде всего свобода, безудержный полет мысли и фантазии, поэтому при кажущемся внешнем поражении Мастер все же выигрывает этот бой, хотя и не в земной реальности.

Маргарита тоже личность независимая и, на мой взгляд, еще более сильная, чем Мастер. Однажды сделав выбор, она бесстрашно борется за возможность достижения цели. Маргарита готова на любые испытания, на жертвы и лишения, чтобы иметь право жить так, как хочет, и любить.

Я думаю, что только внутренне независимый человек способен на творческое изменение своей жизни и мира в целом. Но эта свобода – не анархия, а большая ответственность перед самим собой и окружающими людьми. На самом деле очень сложно освободиться от рабства множества условностей, которыми наполнена наша повседневная жизнь, а это говорит о том, какую колоссальную работу нужно проделать человеку, чтобы добиться истинного освобождения.

Твір на тему: Истинная и ложная свобода в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Related posts:

Тест к роману “Мастер и Маргарита” М. А. Булгакова 1. Традиции каких писателей наследует М. Булгаков в романе “Мастер и Маргарита”? А. Гоголь Б. Достоевский В. Гофман Г. Толстой Д. Гете 2. Откуда взят эпиграф к роману М. Булгакова.

Писательская трагедия Мастера в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” Над романом “Мастер и Маргарита” М. Булгаков работал в течение двенадцати лет. Этот роман является вершиной его творчества. Произведение долгое время находилось в рукописях и при жизни автора не было.

Сочинение Выбор Мастера и Маргариты в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Выбор Мастера и Маргариты в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Судьба – загадка, решение которой человечество пытается найти с дав­них времен. В жизни каждого человека может наступить момент.

Мастер в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Михаил Афанасьевич Булгаков в своих произведениях, таких как неокон-ченный сатирический “Театральный роман” и роман “Жизнь господина де Мольера”, обращался к теме взаимоотношений художника и общества. Но свое наиболее глубокое воплощение.

Судьба художника в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Рукописи не горят! М. Булгаков План I. Судьба Булгакова как гражданина и писателя. II. Тема судьбы художника в романе “Мастер и Маргарита” 1. Судьба мастера. 2. Роман Мастера о Понтии.

Всепобеждающая сила любви и творчества в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” Истинно любящие, не помышляя до последнего дыхания о личном ведут битву за душу любимого – за ее восхождение. И они эту битву выигрывают, потому что любят. Они выигрывают ее, даже.

Судьба художника в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” является наиболее значительным и сложным произведением писателя. Справедливо заметил В. Петелин: “Но выявить подлинный творческий замысел М. Булгакова, воплощенный в романе “Мастер и.

Размышления о романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита В начале 20-х годов Булгаковым был задуман роман “Инженер с копытом”, но с 1937 года он полу чает другое название – “Мастер и Маргарита”. Все, что пережил Булгаков на своем.

Сочинение Концепция личности в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Trong>Концепция личности в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” За свою недолгую жизнь М. А. Булгаков написал много замечатель­ных произведений, таких как “Роковые яйца”, “Собачье сердце”, “Похож­дения Чичикова”. Самое.

Образ Маргариты в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Очень интересно, что, читая роман Булгакова “Мастер и Маргарита”, читатель долгое время не может понять, почему произведение названо именно так. Ведь эти герои появляются лишь ближе к середине романа. Впервые.

Фаустовская тема в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита Булгаков стал сатириком как раз в то время, кода никакая настоящая сатира в СССР, проникающая в запретные зоны, была абсолютно немыслима. В 1937 году М. А. Булгаков решил вернуться к.

Читайте также:
Образ Маргариты в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита: сочинение

Добро и зло в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” “Кто сердцем добр, тот и в бедной одежде благороден”. Г. Фрейтаг Роман (бессмертное произведение) “Мастер и Маргарита” необычный, он не вписывается в традиционные представления об этом жанре. В нем и.

Образ Маргариты в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Образ Маргариты, возлюбленной и музы Мастера, занимает важное место в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”. С этой героиней связана в произведении тема истинной любви, творчества, свободы. Большую роль этот.

Тема свободы в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Пожалуй, нет человека, который не согласился бы с тем, что тема свободы традиционно была одной из самых острых тем в русской литературе. И нет такого писателя или поэта, который не.

Проблема счастья в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” – вершинное произведение писателя. Замысел этой книги возник в 1928 году, а работа над ней начата в 1929. Роман имел варианты названий: “Черный.

Проблема одиночества в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” – Родные есть? – Нет никого. Я один в мире. М. Булгаков. Мастер и Маргарита. Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” называют “вершинным романом русской литературы 20 века”. Это произведение.

Роль фантастики в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Когда люди совершенно ограблены, Как мы с тобой, они ищут Спасения у потусторонней силы. М. Булгаков. Мастер и Маргарита Роман (бессмертное произведение) М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” необычен уже.

Тема любви в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Еще ни одно произведение русской классической литературы не обошлось без того, чтобы так или иначе не освятить бессмертную тему любви. Писатели по-разному видели это чувство. Для одних оно было проклятием.

Мастер и Маргарита в одноименном романе М. А. Булгакова Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” – произведение новаторское и “нестандартное”. Взгляд на мир и человека, изложенный в нем, отличается от традиционных представлений о Добре и Зле, о Свете и.

Трагическая любовь героя в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Размышляя над темой любви в романе “Мастер и Маргарита”, читатель, на мой взгляд, невольно приходит к мысли, что это самая прекрасная и трагичная история жизни двух влюбленных. Ибо данное чувство.

Я хочу рассказать… (о романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” во многом можно назвать автобиографичным. В образе Мастера можно проследить черты самого Булгакова. Автор “подарил” герою фрагменты своей биографии. Мастер появляется перед читателем.

Литературный мир 20-30-х годов в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман “Мастер и Маргарита” – вершинное произведение М. А. Булгакова, над которым он работал с 1928 года до конца жизни. Автор читал его фрагментами друзьям, но понимал, что опубликовать роман.

Нетрадиционность образа сатаны в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Нетрадиционность образа сатаны в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Мы привыкли связывать сатану со злом. На протяжении жизни нам навязывают образ плохого существа литература, газеты, телевидение. Которое только ищет.

Проблемы творчества и творческой личности в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” в некоторой степени автобиографичен, поскольку Мастер – двойник Булгакова. Нет, это не тень автора, не его копия, это – живое лицо. Он одновременно.

Сочинение “Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита””. Краткое изложение текста Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” – одна из ключевых, и, по моему мнению, гений автора превзошел в ее раскрытии всех предшественников. Добро и зло.

Комическое и трагическое в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Нужно искать сердцевину, самое глубокое Средоточие человеческого в человеке. М. Булгаков Роман (бессмертное произведение) М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” – произведение не только философское и фантастическое, но и сатирическое.

Образ Понтия Пилата в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Трусость – самый страшный порок. М. Булгаков План I. Проблематика романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”. II. Понтий Пилат – обвинитель и жертва. 1. Понтий – олицетворение власти. 2. Пилат.

Вечные вопросы в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” В своем бессмертном романе “Мастер и Маргарита” Булгаков поднял вечные вопросы различного характера. Важнейшей темой в произведении является вопрос ценности истинного искусства, истинного творчества. В самом начале романа Булгаков знакомит.

Вопросы и ответы к роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” (№2) 1. В чем заключается смысл эпиграфа к роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”? Эпиграф романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”: “Я – часть той силы, что вечно хочет зла и.

Проблема Добра и Зла в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Творческий путь М. А. Булгакова (1891 – 1940) проходил в непростые для России годы. Это были годы великих перемен – социальных, бытовых, религиозных. Булгаков был художником, остро осознающим свою ответственность.

Истинная и ложная свобода в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Истинные и мнимые ценности в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Истинные ценности

Все ценности человека можно разделить на истинные и мнимые. К первой группе относится все то, что действительно представляет большую значимость для людей и никогда не потеряет свою важность. Мнимо – это все то, что кажется человеку необходимым, однако на самом деле таковым не является.

Истинно важное для людей – это духовные ценности. Именно благодаря им человек может повлиять на общество и на свое собственное поведение. К таковым относятся прежде всего мораль, совесть, религия, нравственность и эстетика. На основании духовных ценностей человек расставляет для себя жизненные приоритеты, выбирает тактику поведения и построения взаимоотношений с окружающими.

Читайте также:
Мастер и его время в творчестве Булгакова: сочинение

Основной особенностью истинных ценностей является то, что их невозможно отнять у индивида. Человек может потерять все свои материальные блага, близких людей и даже свободу, но при этом сохранить внутренние убеждения и моральные качества личности.

Сочинение на тему: Истинные и мнимые ценности в романе Мастер и Маргарита, Булгаков

­Истинные и мнимые ценности

В романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков ставит своих героев перед нравственным выбором, заставляет их размышлять об истинных и мнимых ценностях жизни, о цели существования и законах бытия. Неоспоримой и высшей ценностью в романе выступает любовь. Именно она способна изменять все вокруг и преодолевать самые сложные препятствия. В самом начале произведения автор знакомит нас с двумя литераторами Михаилом Берлиозом и Иваном Бездомным.

Из их разговора становится ясно, что их творчество ложно и однобоко.

В наказание Берлиозу отрубает голову трамваем, а Бездомный попадает в психиатрическую клинику, где встречает настоящего писателя с верными ценностями. Иван сам осознает бессмысленность своей поэзии и обещает Мастеру впредь ничего не писать. Таким образом, по версии Булгакова творчество может быть истинным и мнимым. К другим спорным материям он относит свободу личности и дружбу.

Например, в Московской Ассоциации Литераторов руководители создали огромное множество никому не нужных кружков, лишь бы как-то занять время участников. В наказание свита Воланда заставила их петь без остановки, чтобы они почувствовали,

каково это делать что-то без особого желания и без способностей. Тема дружбы в романе тесно переплетается с нравственными проблемами. По мнению автора счастлив тот, кто находит дружбу в любви и каждому воздается по его вере.

Лучшим примером дружбы можно назвать тесную связь между Мастером и Маргаритой и добросердечные отношения между простым смертным Га-Ноцри и могущественным Понтием Пилатом. Мнимой и явно ложной ценностью автор представил деньги. Как в ершалаимском мире, так и в современной Москве они ведут к отрицательным последствиям. Две тысячи лет тому назад за тридцать серебряников Иуда продал Га-Ноцри, за что был впоследствии убит.

А в Москве 1930-х годов люди теряют головы от неожиданного денежного дождя, устроенного Воландом в театре Варьете. В наказание все купюры, которые они жадно собирают, позже превращаются в обыкновенные бумажки. Особое наказание было предъявлено председателю жилтоварищества дома на Садовой, который страдал манией взяточничества. Ему было предъявлено обвинение за спекуляции с валютой. Единственными героями, которые оставались равнодушными к деньгам, были Воланд и его приспешники.

Нужно отметить, что Маргарита также не была во власти денег. Ее интересовали лишь личное благополучие с Мастером и достойная оценка его творчества. Если составить два отдельных списка истинных и мнимых ценностей, затронутых в романе, то к первым примкнут любовь, дружба, истинное творчество, свобода личности, вера и честность. А под вторую категорию подойдут деньги, лжетворчество, «квартирный вопрос», предательство и жажда личной выгоды.

Подводя итог, можно сказать, что Булгаков, разделяя мир на истинное и мнимое, выделял сильных и слабых людей. Сильные люди могли противостоять ложным ценностям и их гнету, а слабые нет.

Истинные и мнимые ценности в произведении Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» был написан в 1915 году. Это было сложное время не только для России, но и для многих других стран. Ведь в эти годы шла первая мировая война. В этот трудный период происходило переосмысление ценностей. Писатели пытались понять, почему произошла такая катастрофа, как избежать подобных происшествий в будущем. Не ушел от этой темы и И.А. Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско» поднимает проблемы жизни и смерти, человека и природы, назначения человека на земле. Писатель рассуждает здесь, что же главное в существовании каждого человека, к чему ему следует стремиться, чтобы не потерять свою душу. Главный герой рассказа – пожилой человек. Он всю жизнь много и тяжело работал, и вот решился, наконец, «приступить к жизни» и отправиться в долгое путешествие. Этот господин сам прекрасно осознает, что до этого момента он не жил, а существовал, все его время было занято зарабатыванием денег. Но теперь он может позволить себе отдохнуть, но именно так, как отдыхали другие, которых «он взял себе за образец». Теперь он стремится к той жизни, которой доселе не знал. Герой тщательно разрабатывает маршрут. У него на этот счет нет своих мыслей, он поступает лишь так, как положено в его среде. Здесь мы явно видим писательскую иронию: «Люди, к которым принадлежал он, имели обычай начинать наслаждения жизнью с поездки в Европу, в Индию, в Египет». Благодаря своему состоянию, герой может многое себе позволить. Из-за неплохого состояния он считает себя властелином мира. Ему доступны многодневный круиз в страны Старого Света, верхняя палуба парохода «Атлантида», хорошие номера отелей, дорогие рестораны и т.д. Но все это «внешние» вещи, лишь атрибуты, которые не способны согреть душу человека, а тем более, сделать его счастливым. За все эти годы господин так и не обрел настоящей основы в жизни. В его мире нет места подлинным эмоциям. Он много лет живет с нелюбимой женщиной, которая также холодна к нему. Такую жизненную позицию перенимает его дочь. Она до сих пор не нашла себе «достойного» человека, сердце ее пусто. Она не замужем, потому что в выборе партнера ею руководят холодный расчет, прагматизм. Писатель иронично замечает, что в этом круизе все семейство рассчитывало встретить богатого жениха для нее: «…разве не бывает в путешествиях счастливых встреч? Тут иной раз сидишь за столом или рассматриваешь фрески рядом с миллиардером». Интересно то, что автор говорит о господине из Сан-Франциско, что он богат, но не называет его имени, в то время как имена имеют даже слуги из итальянского отеля. Это говорит о двух вещах: с одной стороны, образ героя принимает обобщенный характер; с другой – у этого героя нет личности, как нет и имени собственного. Примечателен и тот факт, что мы нигде не встречаем описания глаз героя. Хотя, в тоже время, автор тщательно описывает его портрет, показывает нам человека, живущего в достатке и комфорте, привыкшего к дорогим вещам и уходу за своим телом. Но нет глаз – нет и души. Зато писатель много внимания уделяет распорядку пассажиров парохода, персонажи следуют строго этому режиму. Автоматизм их распорядка еще больше подчеркивает механичность их жизни. Они действуют как заведенные машины, по строго отработанной схеме. Интересно то, что герой получил все, что искал: комфорт, великолепные условия… Но его ожидания не сбываются. Он не чувствует, что начал именно «жить». Причину этого он готов видеть во всем, чем угодно, только не в истинном положении вещей. В своей неудачной поездке он обвиняет испортившуюся погоду, неудачный, снежный декабрь. По утрам он ссорится с женой. Кульминацией всего рассказа, безусловно, становится смерть господина из Сан-Франциско. Эта сцена поражает своим натурализмом. Именно в момент смерти автор показывает нам глаза своего героя. Это проявление бьющейся живой души, противящейся смерти. После смерти господина оказалось, что деньги не играют в жизни такой уж большой роли, как он предполагал раньше. На самом деле настоящее значение имел лишь тот факт, что этого человека никто не любил, никто не уважал. И вот его тело возвращается домой на том же пароходе «Атлантида», только в трюме, среди ящиков и всякого хлама. Так подчеркивается истинная значимость этого человека. Итог его жизни плачевен. Своим рассказом Бунин подчеркивает, что истинную значимость имеет душа, внутреннее развитие человека. Но мир начала 20 века совершенно забыл об истинных ценностях, подменив их ложными идеалами. Существование в мире денег, физического довольства, внешнего лоска неминуемо ведет к гибели. Именно поэтому эпиграфом к своему рассказу писатель выбирает строки из Апокалипсиса: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий…».

Читайте также:
«Швондер и есть самый главный дурак» (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»): сочинение

Понятие ценностей человека

Система ценностей человека представляет собой предметы и нематериальные блага, которые имеют для индивида особую важность и значимость. Таковыми могут являться здоровье, любовь и семья, дети, дружба, возможность самореализации, материальный достаток и положение в обществе. Кроме того, существуют духовные ценности, к которым относится религия, мораль и нравственность.

Огромное значение для человека имеет свобода. Как правило, эта ценность предельно важна для всех людей. Вот почему лишение свободы используется с древних времен в качестве сурового наказания. Не менее значимо для людей ощущение стабильности. Это касается как политической ситуации в стране, так и личной жизни и работы.

Учебные материалы.. первая помощь в учебе…

М. А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» ставит своих героев перед вечными проблемами бытия, заставляя размышлять о смысле и цели существования, об истинных и мнимых ценностях, о законах развития жизни. А что такое истинные и мнимые ценности. Истинные ценности – это то, что важно всегда, везде и при любых условиях. Они одинаковы для всех людей. • Любовь • Дружба • Вера • Истинное творчество • Честность • Свобода личности Мнимые ценности — это попытка замены основной и единственной цели человека целью вспомогательной. Их реализация несёт в мир зло и несчастье другим людям. • Деньги • «квартирный вопрос» • Жажда личной выгоды • Предательство Любовь. Смерть и Время царят на земле, —
Ты владыками их не зови;

Все, кружась, исчезает во мгле,

Неподвижно лишь солнце любви. Любовь… Именно она придает роману загадочность и неповторимость. она способна изменить многое, противостоять различным трудностям. именно Маргарита открывает темы веры, творчества, любви — всего того, из чего вырастает истинная жизнь.Любовь двигала Маргаритой, сквозь все препятствия она прошла ради Мастера. Вытерпела смертельные муки на балу, не будучи уверенной, что ее желание осуществится. И то, что она продала душу дьяволу, еще раз доказывает силу ее любви к Мастеру. Вознаграждение: Мастер и Маргарита обретают вечное счастье и вечный покой. Истинное творчество: . В самом начале романа автор знакомит нас с двумя писателями: с Берлиозом, он является руководителем МАССОЛИТа, и с Бездомным, поэтом в том же МАССОЛИТе Из диалога видно, что творчество этих писателей однобоко и является ложным. Наказание: Иван Бездомный попадает в психиатрическую лечебницу. Однако он осознаёт бесполезность своего лжетворчества и обещает Мастеру больше ничего не писать. Деньги. В романе эта мнимая ценность затронула два мира – древний ершалаимский и современный. Равнодушным к деньгам остался лишь Воланд со своей свитой. Иуда, который предал своего друга за 30 серебряников, жители Москвы, которые жадно ловили деньги, падающие с потолка в варьете, барон Майгель – все они «служили» этой мнимой ценности. Наказание: Иуда и барон Майгель были убиты, а жители Москвы получили хороший урок за свою страсть к деньгам, когда их купюры превращались в простые бумажки а одежда таяла на глазах. Понёс наказание даже Босой, который не устоял перед возможностью получить лёгкие деньги. Свобода личности. Вспомним Московскую Ассоциацию Литераторов. Её руководители создавали огромное количество бесполезных клубов и кружков, для того, чтобы полностью занять всех участников. Причём способности и таланты людей не имели никакого значения. Иными словами, человек был обязан выполнять различные постановления, и ни о какой свободе здесь не могло идти и речи. Наказание: Свита Воланда заставляет всех этих руководителей петь без остановки, чтобы показать, какого это, делать что-либо против своей воли, без желания и способностей.

Итог: Булгаков хотел донести нам читателям, что в мире много ложных ценностей и только сильная личность может противостоять их гнету. Человек не может быть счастлив, если большое количество времени тратит на мнимые ценности, потому что они делают его жизнь пустой.

Читайте также:
Проблема одиночества в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита: сочинение

Мнимые ценности

В современном обществе огромной проблемой является принятие человеком мнимых ценностей за истинные. Очень часто люди живут, даже не задумываясь о том, что все, имеющее важность для них, на самом деле мнимо. Это может быть жажда материального достатка, получения удовольствий и желание постоянно развлекаться. Все перечисленное не является недостатком для человека, при условии, что не заменяет ему духовных ценностей.

К сожалению, с каждым годом планка моральных и нравственных норм современного общества опускается все ниже. На первый план для человека выходит все, что на самом деле мнимо. Это в конечном итоге может привести к моральному разложению общества, процветанию разврата и безнаказанности.

$ AlexLat $

Но кто вникнет в закон
совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем
забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании.

Библия

Ах, как удобно вы пристроились!
У вас есть закон и дурной глаз на того, кто только в помыслах обращен против
закона. Мы же свободны — что знаете вы о муке ответственности в отношении самого
себя!

Ф. Ницше

Как указал
однажды Шелер, человек имеет право считаться виновным и быть наказанным.
Отрицать его вину посредством объяснения, что он есть жертва обстоятельств, —
значит отнимать у него его человеческое достоинство. Я бы сказал,
что это прерогатива человека — становиться виновным. Конечно
же, на его ответственности лежит также преодоление вины.

В. Франкл

Роман «Мастер и Маргарита» — очень
сложное произведение. Сегодня его часто пытаются трактовать с политической,
религиозной или социальной точки зрения, однако такие попытки зачастую выглядят
навязчиво и уродливо. Сам автор подробных комментариев не оставлял, поэтому
сложно судить о «критике социального строя и властных структур», и, тем более,
о христианском нравоучении. Ведь темные силы в романе выглядят положительными
персонажами.

Однако есть тема, которая явственно прослеживается на всем
протяжении романа. Это тема свободы. Человек может и должен быть свободным
в любом обществе, в любую эпоху, при любом социальном строе. Свобода в понимании
Булгакова — это способность сделать выбор, невзирая на деньги, угрозы, волю тех,
кто «наверху». Свободный человек выбирает правду и действует в соответствии
с велением сердца.

Герои произведения сталкиваются с выбором между
свободой и несвободой. Правильный выбор один — свобода. С таким испытанием
сталкивается Понтий Пилат. В руках этого человека судьба целого народа,
он всемогущ. Но это лишь видимость. Пилат не свободен. Он скован страхом перед
кесарем, перед тюрьмой, перед смертью. А трусость наглухо закрывает путь
к свободе. Поэтому трусость в романе именуется самым страшным пороком.

Роман, написанный мастером, открывается встречей Иешуа и Пилата. Сцена
допроса — один из ключевых моментов романа. Перед богатым и могущественным
стоит человек, закованный в цепи. И этот человек
абсолютно свободен. Иешуа не способен и помыслить о том, чтобы спасти свою жизнь
с помощью лжи. «Правду говорить легко и приятно», — объясняет заключенный. Пилат
хочет спасти этого человека, но считает, что не может. Ведь, освободив философа,
он навлечет на себя гнев кесаря. Поэтому он видит лишь единственный правильный
выход — обречь заключенного на смерть.

Однако впоследствии Пилат
осознает, что выбор не был столь очевиден. Он разговаривает с первосвященником
Каифой, пытаясь убедить его отпустить Иешуа в честь
праздника Пасхи. Пилат понимает, что эти попытки бесполезны, что Синдерион
ни за что не отпустит «опасного» мыслителя. Поэтому этот разговор скорее
представляет собой первую смутную попытку сказать «нет» и освободиться.
Но уже слишком поздно. Заключенный обречен на смерть, и обречен самим Пилатом.

За совершенную ошибку Пилата постигает страшная кара. За «одну луну»
он платит «двенадцатью тысячами лун», проведенных в мучениях. После этого
его прощают и освобождают.

Перед подобным выбором оказывается и главная
героиня романа. Богатство, высокое социальное положение, горячо любящий муж —
все это представляет собой золотую клетку. Ее необходимо покинуть, чтобы обрести
счастье с возлюбленным. Маргарита выбирает путь лжи и притворства.
Она становится тайной любовницей мастера, продолжая жить в роскошном особняке
с ничего не подозревающим мужем. За это ее настигает кара, и женщина теряет
любимого. Маргарита понимает, что все это «плата за ложь», но понимает
это слишком поздно.

Однако судьба в лице Воланда дарит Маргарите второй
шанс. И тогда она, не задумываясь, меняет роскошные платья на ведьминскую
наготу, и устремляется на бал «висельников и убийц». За это она вознаграждена —
возлюбленный возвращен к ней из небытия клиники для душевнобольных.

проходят испытание выбором домработница Наташа
и «боров» Николай Иванович. Наташа не упускает возможности стать свободной.
Она сама умоляет, чтобы ее оставили ведьмой, а не возвращали в серую обыденную
жизнь. Николай Иванович, попав в ту же ситуацию, ведет себя очень комично.
Он настолько сер, что его даже не удивляет необычная обстановка, в которой
он оказался. И служащий требует от Воланда справку о том, что провел ночь
на балу у Сатаны. В результате он, как и Пилат, наказан годами сожалений.

Сожаления о неправильном выборе — самая страшная мука. Люди, поступающие
не по велению сердца, а под давлением общества, обречены на это наказание. Ярким
примером становятся гости на балу у Сатаны. Перед нами встают тысячи душителей,
отравителей, разбойников, проведших жизнь в жестокости и разврате. В загробном
мире они чувствуют себя великолепно. Страдает лишь одна гостья — Фрида.
Эта девушка задушила собственного младенца, убоявшись, что ей «нечем кормить
ребенка». Фрида совершила преступление из трусости, за что и была наказана
такими мучениями.

Что же лишает людей свободы, ослепляет их, заставляет
действовать неправильно? Прежде всего, как говорилось выше, это трусость.
Но дверь в вечность закрывают и другие пороки. На мой взгляд, после трусости
следует алчность. Деньги и вещи отнимают у людей свободу, закрывают дверь
в вечность. Человек, находящийся под их властью, беспокоится лишь о том,
как набрать червонцев и как их удержать. Звон денег и шорох платьев заглушает
голос сердца. Лишает нас свободы и лживость. Обманывая других, мы обманываем
и себя. В результате лживость очень скоро лишает нас всякой способности слышать
себя.

Читайте также:
Основные образы в романе М. А. Булгакова Белая гвардия: сочинение

Из всего этого можно сделать вывод, что человеческая свобода
не зависит ни от политического устройства, ни от социального положения. Человек
сам выбирает, быть ему свободным или не быть.

Истинная и ложная свобода в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Я была, как и ты, свободной,

Но я слишком хотела жить.

«Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова — Роман философский, в котором не только затронуты многие вечные вопросы: о жизни и смерти, смысле человеческого существования, таланте и бездарности, но и совершена попытка разгадать тайны человеческой души.

Очень многое в жизни человека зависит от того, насколько он свободен, и речь здесь идет не столько о внешней свободе, хотя и она тоже важна, сколько о внутренней: свободе выбора, независимости суждений, умении избегать

А вот — Понтий Пилат. Казалось бы, облеченный властью могущественный римский прокуратор должен пользоваться абсолютной свободой и независимостью. Но он зажат в тисках своей должности и не может даже спасти Иешуа, как бы ему ни хотелось этого.

Самое ужасное, что людей, подобных Пилату, бесчисленное

Суровое время и неумение следовать в своей жизни четким принципам сделали этих людей слабыми и безвольными, хотя они, конечно же, так не считают.

Совсем по-другому воспринимается Мастер, отстаивающий свой роман перед критиками, зажатыми в тесные рамки литературных течений, указаний свыше и в жесткие тиски понимания, как именно должно быть. Но истинное творчество — это прежде всего свобода, безудержный полет мысли и фантазии, поэтому при кажущемся внешнем поражении Мастер все же выигрывает этот бой, хотя и не в земной реальности.

Маргарита тоже личность независимая и, на мой взгляд, еще более сильная, чем Мастер. Однажды сделав выбор, она бесстрашно борется за возможность достижения цели. Маргарита готова на любые испытания, на жертвы и лишения, чтобы иметь право жить так, как хочет, и любить.

Я думаю, что только внутренне независимый человек способен на творческое изменение своей жизни и мира в целом. Но эта свобода — не анархия, а большая ответственность перед самим собой и окружающими людьми. На самом деле очень сложно освободиться от рабства множества условностей, которыми наполнена наша повседневная жизнь, а это говорит о том, какую колоссальную работу нужно проделать человеку, чтобы добиться истинного освобождения.

Чем определяется гуманизм Достоевского Само существо человеческой личности — в последней своей основе есть то таинственное начало, которое Достоевский в одном из набросков к «Братьям Карамазовым» называет «чудом свободы». Это есть по истине «узкий.

Рыльский: «Август с сентябрем сжимают» В персонифицированных образах августа и сентября, которые «скрестили длинные шпаги бессмертные» , описана борьба между летом и осенью. Главный образ этого стихотворения — медовая земля. Такой была Украина, вся наша.

Первое лирические стихотворения Лермонтова Первое лирическое стихотворение «Элегия» начинает собой тему разочарования, которая выражается в ряде Стихотворений и достигает своей кульминации в стихотворении «Монолог». Этому произведению уделено особое внимание. Оно занимает всю страницу, сверху.

Органы чувств. Регуляция деятельности организма Вопрос 1. Каково значение органов чувств для животного? Наличие органов чувств позволяет животному организму получать различную информацию из окружающей среды, реагировать на нее, определять характер собственных действий в данной ситуации.

Нескучный текст Опыт одного урока подготовки к ЕГЭ Всякий раз, готовя учеников к сочинению в рамках ЕГЭ , сталкиваешься с одним и тем же. Тексты, представленные в пособиях, не интересны, эмоционально учеников.

Писатели русского зарубежья о Владимире Сирине Сирин — один из последних потомков знатного рода. За ним стоят великие деды и отцы: и Пушкин, и Тютчев, и Фет, и Блок. Несметные скопили они сокровища — он чувствует.

Трагедия Луция Сенеки «Фиест» Герои этой трагедии — два царя-злодея из города Аргоса, Атрей и Фиест. Сыном этого Атрея был знаменитый вождь греков в Троянской войне Агамемнон — тот, которого убила его жена Клитемнестра.

Предлагаем вашему вниманию подборку самых интересных фактов из мира спорта 1. В шашках возможно всего 7 вариантов первого хода. 2. В игре «Морской бой» корабли занимают 22 клетки из 100. 3. Самый популярный вид спорта в кинематографе — бокс. 4.

Методическая разработка урока «Принцип работы проводной телефонной связи» Методическая разработка урока По учебной дисциплине «Технология приема, сортировки, контроля и вручения почтовых отправлений, оформление почтовых операций» Тема: Принцип работы проводной телефонной связи Цели урока: Образовательная: ознакомить учащихся с принципом.

Эпическая поэма Шрихарши «Приключения нишадхца» Посреди Индии в горах Виндхья расположена страна Нишадха, и владыкой ее был благородный и великодушный царь Нала. Неподалеку от Нишадхи находилась другая страна — Видарбха, и там у царя Бхимы.

Іван Семенович Нечуй-Левицький Іван Семенович Левицький народився в містечку Стеблеві, тепер Корсунь-Шевченківського району на Черкащині в родині священика 25 листопада 1838 р. Перші знання отримав від батька, який навчав грамоті селянських дітей. У.

Образы и характеристики основных героев комедии Грибоедова «Горе от ума» В центре системы образов комедии, конечно, Чацкий. Его взгляды, мысли, поступки, характер раскрываются не только в монологах, но и в отношении к Софье, Фамусову, Скалозубу, Молчалину. И они, в свою.

Как пекут куличи. Произведение-описание Во все времена народ очень любил праздники. Но с какой-то особой надеждой, трепетом и любовью люди ждали Пасху. Именно в эти дни начинается настоящая весна, с ее буйными красками и.

Читайте также:
В образе Най Турса ярко выражено героическое начало: сочинение

Вірш Сергія Єсеніна «Лист до матері» Далеко не кожна людина, що читає цей вірш, думає про те, яка його композиція або розмір. Навіщо? Прекрасно можна сприймати поезію, не маючи спеціальних знань, не з’ясовуючи особливостей композиційної побудови.

Содержание рассказа Танидзаки Дзюнъитиро «Татуировка» «Это было во времена, когда люди почитали легкомыслие за добродетель, а жизнь еще не омрачали, как в наши дни, суровые невзгоды. То был век праздности…» Люди шли на все ради.

Общие сведения об Антоне Антоновиче Дельвиге Антон Антонович родился в 1798 году в Москве. Один из ближайших друзей Пушкина с лицейской поры. Поэт. Окончил Лицей с чином коллежского секретаря и был определен сначала в департамент горных.

Автопортрет героини в пьесе И. Котляревского «Наталка Полтавка» Что лучше всего может выразить настроение человека, проявить, что у него на душе? Конечно же, песня. Так как только она может успокоить в минуты печали и горя, развеселить и придать.

Біля стін граду невидимого Родина моя — маленьке маєток Орловської губернії. Ось туди, наслухавшись суперечок на релігійно-філософських зборах в Петербурзі, я і вирішив відправитися, щоб озирнутися на всі боки, дізнатися, що думають мудрі лісові.

Тема твору: Що мене приваблює в образі Максима Беркута? Гортаючи сторінки повісті І. Франка «Захар Беркут», я ніби опиняюсь у далекому минулому, де руський народ протистоїть ордам кочових племен. Я бачу і старого, вже сивого Захара Беркута, і чарівну.

Сочинение размышление: Вся страна — родительский дом Животных, которые постоянно живут по соседству с человеком, называют синантропными. Наверное, одними из первых синантропных животных стали сизый голубь, домашний и полевой воробьи, а также домашняя мышь. Человек более 8.

Пузырь — человек владеющий невероятным богатством, или нищий? Сочинение по пьесе И. Карпенка-Карого «Хозяин». Пьеса «Хозяин» — художественное продолжение «Ста тысяч» — комедии, которая была написана в 1889 году. Там ведет начало оскорбления Терентия Гавриловича Пузыря. Эта социальная.

Конспект НОД по художественному творчеству «Выставка кошек» для 2 младшей группы Конспект НОД по художественному творчеству «Выставка кошек»2 младшая группа Программные задачи: — Учить детей рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать палочку для тычка, углублять представление о цвете; — Развивать.

Валерий Яковлевич Брюсов поэт, организатор и идеолог символистского движении Валерий Яковлевич Брюсов обосновал и развил в своем творчестве особенности поэтики символистов, когда художник отказывается от социальной направленности, а на первый план выдвигает личное, субъективное начало. Познание мира происходит через.

Образы футлярных людей в рассказах Чехова В поздних произведениях Чехова автор становится более активным, усилилось сатирическое начало, беспощаднее становится суд писателя над людьми, ограничившими себя кругом мелких, обывательских интересов, нарастает художественное мастерство. Эти перемены ощутимы в.

Венгерский язык Великое переселение народов, начавшееся в первых веках новой эры, завершилось лишь в IX веке. Венгры, или как они называют себя сами, мадьяры, последними пришли с Востока и осели в Европе.

Трагическая правда Гражданской войны «Конармия» Исаака Бабеля К уроку потребуются портрет писателя, фонограмма «Марш Буденного» и распечатка текста марша . Почему у меня непроходящая тоска? Потому что далек от дома, потому что разрушаем. Идем.

Поэтесса Елена Телега Нельзя не согласиться со словами римлян, что поэтом нельзя стать, поэтами рождаются. Нельзя выучиться ни на Шевченко, ни на Бетховена. На них, как на пророков, сходит Святой Дух, и им.

Развитие отношений Базарова с Одинцовой До середины романа Базаров — человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах и в том деле, которому он себя посвятил, лишенный скептицизма, пессимизма, гордый, целеустремленный и обладающий способностью.

В. Н. Соколов: творческая индивидуальность поэта В. Н. Соколов . Владимир Николаевич Соколов родился в городе Лихославле Тверской области. В 1952 г. он окончил Литературный институт, а в 1953-м — опубликовал первую книгу «Утро в пути».

История нашего народа — это не только история слова Нельзя не согласиться с мыслью выдающегося педагога К. Ушинского о роли языка, родного слова в жизни человека. В самом деле, в каждом слове, как в зеркале, отображается целая вселенная, конденсируется.

НАРОД И ВЛАСТЬ трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов» Автор начинает свою трагедию с главной темы, он заявляет ее сразу. В экспозиции перед нами предстает толпа народа , плачущая и кричащая. Но многие из этой толпы даже не знают.

Самопізнання. Народна медицина Напевне, народна медицина така ж давня, як і людство. Це первісна людина мусила надавати собі медичну допомогу, і зовсім гіриродньо, що вона шукала засоби лікування насамперед у світі рослин. З.

Що мав на увазі П. Куліш «Ні в кого з українців не було такої сім&;apos;ї, як у тебе» Довгий час селяни могли мати в хаті для читання лише церковні книги — Часослов, Псалтир та «Житія святих». їх читали, поважали, але не зовсім розуміли. Чи не вперше поетичне українське.

Человек — герой пьесы Андреева «Жизнь человека» «Бунтарь, стучащийся в железную дверь темницы жизни» — так определяет историк театра и литературы С. А. Венгеров сущность творчества Андреева. «Искание бесконечного в конечных его проявлениях» настолько сильно у писателя.

Сочинение — Александр Македонский АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ , царь Македонии с 336. Сын царя Филиппа II, воспитывался Аристотелем. Победив персов при Гранике , Иссе , Гавгамелах , подчинил царство Ахеменидов, вторгся в Ср. Азию .

Возникновение римской поэзии и драмы в середине II в. до н. э Первые шаги римской художественной литературы связаны с распространением в Риме греческой образованности Ранние римские писатели подражали классическим образцам греческой литературы, хотя ими были использованы римские сюжеты и некоторые римские формы.

Классный час для 7 класса «Как стать счастливым?» Работа выполнена Баталовой Татьяной Анатольевной, учителем русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №65 с углубленным изучением английского языка» г. Перми. Название работы Классный час на тему: «Как стать.

Читайте также:
Первые рассказы и повести Булгакова: сочинение

«Сверхштатный блюститель» или «Унтер Пришибеев» Чехова Мишенью молодого Чехова, юмориста и сатирика, было нравственное уродство, проникшее во все слои общества. В каких только формах не встречается в его рассказах эта потеря человеческого в человеке. Чинопочитание и.

О чем нужно заботиться, восстанавливая менталитет? Наверное, не очень ошибусь, если скажу, что восстановление национального менталитета нужно начинать с самого себя. Мы привыкли оперировать абстрактными понятиями, которые, в сущности, ни к чему не обязывают. Да, наш.

Революция во Франции и книга Герцена «С того берега» Наступили июньские дни. «А торжественно начались они,- писал Герцен в книге «С того берега» . — Двадцать третьего числа, часа в четыре перед обедом, шел я берегом Сены… лавки запирались.

Сейчас вы читаете: Истинная и ложная свобода в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Истинная и ложная свобода в романе М А Булгакова Мастер и Маргарита: сочинение

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Свежие записи
  • Архив
  • Друзья
  • Личная информация
  • Memories

Истинные и ложные ценности в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Среди ценностей, которые человек часто считает для себя высшими, существуют как истинные, так и ложные.
В романе ” Мастер и Маргарита” М. А. Булгаков предлагает читателю поразмышлять о том, какие идеалы следует считать истинными, а какакие — ложными, при этом не давал поямого ответа на этот вопрос. Каждому из героев этого произведения присущи свои ценности и идеалы ( причем некоторые из героев в процессе развития сюжета меняют свое мировоззрение).

Например, в начале книги поэт Иван Николаевич Бездомный ни о чем не думает в своей жизни кроме написания бездарных “антирелигиозных” стихов.

(В тринадцатой же главе он “обещает” и “клянется” мастеру больше не писать этих “чудовищных” стихотворений).
Единственными ценностями для завсегдатаев Грибоедова приходится красивая жизнь с вкусными обедами, танцами и отдыхом на море. Особой важностью для них обладает решение “квартирного вопроса”. В дверь с такой надписью, по словам автора ” ежесекундно” “ломится” народ.
Отдельной темой в романе выступает признание денег самой главной человеческой ценностью. Как заметил Воланд в двенадцатой главе,
–Ну что же . они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было. ” Еще во времена Понтия Пилата деньги признавались как одна из основных ценностей. Иуда из Кириафа предает своего учителя именно из -за них.
Адмитнистрация Варьете отличается алчностью и жадностью. На протяжении всего развития действия в романе постоянно фигурируют деньги как основная ложная ценность человечества : будь то “ершалаимские” главы или события, происходящие в Москве. Всюду деньги являются объектом вожделения, а целью жизни многих является достижение богатства.
Автор дает понять, насколько далека от истинных моральных, нравственных, человеческих ценностей. Вся эта мишура : шикарная жизнь, красивая одежда. Во всем этом много фальши, неискренности и заблуждения. Жажда наживы порождает много других пороков, таких как лживость, коварство Все эти качества присущи как администрации Варьете, так и критику Латунскому, Алоизию Могарычу и Иуде. Зачастую люди из-за страха потерять свой заработок, свое положение в обществе дорожат своей престижной должностью и ради ее сохранения готовы совершить бесчестные и трусливые поступки. Это касается и героев московских глав, но в основном стоит вспомнить поступок героя романа мастера Понтия Пилата. “Трусость — самый страшный порок” — так скажет Иешуа Га — Ноцри, и этому пороку был подвержен прокуратор Иудеи.

Решение о казни Иешуа было продиктовано ничем иным, как страхом потерять свое положение и должность.

Итак, большинство героев Булгакова первоначально обладают ложными представлениями о ценностях. Но это сделано для того, чтобы создать еще больший контраст между ними и теми, кто с самого начала окажется на стороне правды. Единственными такими героями становятся Иешуа, Мастер и Маргарита. Иешуа проповедует любовь к людям, называя их добрыми. Главные же герои романа провозглашают основными ценностями силу любви и творчества.
Эти высшие ценности автор считает истинными и вечными. Ради любви Маргарита жертвует многим, она принимает помощь от сатаны, за что ей пришлось участвовать в его бале.
Мастеру приходится многое терпеть за свое творчество. Его произведения подвергаются гонениям, поэтому он страдает, а затем попадает в психиатрическую больницу, где всречается с Иваном Бездомным, который подобно ученику Иешуа, Левию Матвею, поговорив с “учителем” понимает истинную жизненную ценность. Для Мастера это сила творчества. Осуществить мечту Мастера и Маргариты помогает “нечистая сила” в лице Воланда и его свиты. Они дают им возможность получить покой, который они заслужили. Герои получили свободу любви и творчества.Прощается и Понтий Пилат. Его мечта — оказаться рядом с Иешуа — осуществилась благодаря Маргарите, которая крикнула : “Отпустите его” Любовь дает мастеру и Маргарите силу и является свидетельством других светлых качеств, которые у них присутствуют : доброта, отзывчивость, честность и многих других.
Таким образом, переплетая совершенно разные миры, Булгаков хочет выделить ценности, которые остаются во всех временах и даже существуют вне времени, то есть являются вечными. А избавится от ложных ценностей, по мнению автора, до конца не возможно. В эпилоге говориться, что Алоизий Могарыч “не только был, но и сейчас существует, . в должности финдиректора Варьете”.

Сочинение на тему “Любовь и творчество в романе “Мастер и Маргарита”

Истинное и ложное творчество

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» (сочинение с таким названием часто пишут школьники) является одной из самых главных. Произведение содержит в себе конфликт истинного и ложного творчества. Автор относился к этому вопросу очень болезненно. Не случайно исследователи полагают, что Мастер – прототип самого Булгакова.

Читайте также:
Анализ эпизода «Последние похождения Коровьева и Бегемота» в романе «Мастер и Маргарита»: сочинение

Главной достопримечательностью Москвы был огромный ресторан, в котором подавали судачков, стерлядь, яйца-кокот. Члены МАССОЛИТа заботились главным образом о своей сытости, а не о качестве духовной пищи.

Творчество в понимании Берлиоза

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» поднимается с первых страниц.

С появления Берлиоза начинается первая глава романа. С учетом того, что в этой же главе «председатель правления одной с московских литературных ассоциаций и редактор толстого художественного журнала» неожиданно и совершенно глупо погибнет, может показаться, что его персонаж незначительный. На самом деле это категорически не так. Образ Берлиоза воплощает в себе весь бюрократизм и принижение роли творчества и творца, которые приходилось пережить как самому Булгакову, так и его мастеру.

В первый раз читатель видит Берлиоза в беседе с Бездомным, на Патриарших прудах. Михаил Булгаков изображает редактора человеком, уверенным в себе и своих познаниях. Он рассказывает об Иисусе, отрицая его существование, приводя примеры и наслаждаясь эффектом, воспроизведенным на молодого поэта. Что ж до творчества, то для Берлиоза это работа, заключающаяся в самолюбовании и совершенном самодурстве. Описывая председателя Массолита, Булгаков прибегает к тончайшей иронии. Чего только стоит фраза «Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя сломать тебе шею, лишь очень образованный человек». Своим образованием и начитанностью Берлиоз кичиться, будто ценным сокровищем, замещая знание истинное отрывками и цитатами с прочитанных книг, суть которых для него так и осталась «за кадром».

В дополнение к образу «пишущей братии» Михали Булгаков вводит и образ молодого поэта Амвросия. Описывая его «румяногубым» и «пышнощеким», писатель иронизирует над сугубо телесным, низменным началом псевдо-поэта.

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита». Образ мастера

Мастер изображен автором как истинный творец, который, как это обычно бывает, не может найти понимания среди заурядных писателей, поэтов и редакторов. Произведение Мастера очень психологично, оно показывает тонкости взаимоотношений карающей стороны и осужденного человека, который невиновен, муки совести прокуратора. Гениальный роман Мастера не встретил поддержки со стороны МАССОЛИТа. Гонители автора, движимые завистью, пишут обличительные статьи. Критика доводит Мастера до сумасшедшего дома.

Творчество для Ивана Бездомного

Иван Понырев, пишущий под звучным псевдонимом Бездомный, воплощает в себе образ современной молодежи булгаковского периода. Он полон рвения, желания творить, но слепое следование критериям и требованиям берлиозов и «толстых журналов» превращает его не в свободного художника, а подопытную мышь, бегающую в колесе критики.

Проблема творчества в романе на примере Бездомного – это раздорожье, на котором стоит поэт. В итоге уже в больнице он понимает, что стихи его «чудовищны», и он таки ошибся в выборе пути. Михаил Булгаков не винит его в совершенной ошибке, и не иронизирует. Возможно, по этому пути мог пойти и мастер, если бы его внутренний огонь не оказался сильнее условностей и традиций.

Достигнув осознания ошибочности своего стремления к славе, Иван совершенно меняется как личность. Он осознает глубину творчества и духовности. Ему не суждено стать поэтом, но он способен тонко почувствовать саму суть творчества и тонкого духовного мира. Отказ от Массолитовского билета напоминает пренебрежение к деньгам Левия Матвея – ученика и друга Иешуа.

Внешность Базарова, описание портрета Базарова Евгения

Любовь и творчество

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» связана с темой любви. Чувство Маргариты помогает побороть разочарование в жизни, придает силы. Она верит в то, что роман Мастера – действительно гениальное творение.

Встреча с Воландом превращает Маргариту в ведьму. Чтобы спасти Мастера, она летит на бал Сатаны, который предстает перед читателями как справедливый судья. Он помогает Маргарите вернуть возлюбленного и делает все, чтобы жизненные невзгоды последних дней не волновали их: Мастер больше не числится в клинике, их гнездышко, подвал, снова свободно, пять сгоревших экземпляров рукописи теперь у него в руках.

Кроме того, наверху было решено подарить влюбленным вечный покой и возможность наслаждаться жизнью.

Творчество и мастер

Конечно, наиболее полно в романе «Мастер и Маргарита» проблема творчества раскрывается на примере мастера. Его нельзя назвать писателем, он действительно мастер. Для него творчество не способ самоутверждения за чужой счет, как в случае с Берлиозом, и не возможность вести богемный образ жизни, как для Понырева-Бездомного поначалу. Не зря, глава, в которой появляется мастер, носит название «Появление героя». Он действительно настоящий герой и творец. Мастер не пишет роман, он живет им настолько, что отвержение романа и разгромные статьи ранят его в самое сердце, а обида и горечь материализуется в «спрута с очень длинными и холодными щупальцами», который начинает ему видится повсюду, «как только погаснет свет». Мастер пишет роман, и будто живет им. Когда появляется Маргарита, любовь и творчество сплетаются в один клубок. Они идут рядом, для Маргариты любовь к мастеру распространяется и на его роман, что еще раз подтверждает, что в свое произведение мастер вкладывает свои душу и сердце.

Маргарита помогает ему, проникается его творчеством потому, что оно – и есть мастер. Когда роман закончен, для этой пары «настали безрадостные дни», они опустошены, растеряны. Но их любовь не угасает и спасет их.

Завершение романа

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» пронизывает все произведение. Книга заканчивается очень счастливо для Мастера и его возлюбленной. Подлинное творчество одерживает победу над ложным. Мастер и Маргарита покидают то время, в котором они жили, и обретают вечный покой. Мастер находит то, что очень важно для истинного художника, — свободу, не ограниченную рамками политического строя.

Итак, освещена тема творчества в романе «Мастер и Маргарита». Кратко в этой статье мы уже рассказали, как она прослеживается в этом произведении. Теперь обратимся к истории создания романа.

Читайте также:
Знакомство Ивана Бездомного с Мастером: сочинение

Сочинение на тему “Любовь и творчество в романе “Мастер и Маргарита”

И в то же время это повествование обращено в будущее, является книгой на все времена, чему способствует ее высочайшая художественность. Первоначальный замысел романа включал много острейших проблем, среди которых – тема любви и нравственного долга, бесчеловечности зла, истинного творчества, которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом к свету и добру.

Носителями любви в романе выступают Мастер и его возлюбленная Маргарита. Чувство этих героев не было идеальным в обывательском понимании. До встречи с Мастером Маргарита была замужем за богатым и влиятельным человеком – на первый взгляд казалось, что она никогда ни в чем не нуждалась. Однако за внешним благополучием скрывалось глубокое несчастье этой героини, ведь она никогда не любила своего мужа. В богатом доме, среди роскошной обстановки, Маргарита чувствовала себя самой несчастной женщиной на свете: «Она была счастлива? Ни одной минуты!»

Но все изменилось в один миг: «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!» Совершенно случайно Маргарита и Мастер встретились на улицах Москвы и не смогли больше расстаться. В один миг они поняли, что созданы друг для друга.

Маргарита становится для талантливого художника любимой женщиной, музой, другом. Все время, пока мастер писал свой роман о Понтии Пилате, героиня опекала его, вдохновляла на творчество, придавала силы: «Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть Мастером».

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Маргарита говорила, что в романе, созданном Мастером, «вся ее жизнь». И это было действительно так, поэтому справедливо сказать, что история о Понтии Пилате – это совместное творение, дитя любви мастера и Маргариты.

Таким образом, Булгаков тесно связывает любовь и творчество как неизбежное порождение настоящего чувства: по мнению писателя, тот, кто любит, всегда является творцом, созидателем Прекрасного в этом мире.

Однако идиллическая картина любви и творчества разрушилась в один миг – тогда, когда мастер вышел из своего уютного подвальчика «в мир» и попытался предъявить свое творение обществу и людям. Его роману о Понтии Пилате и казненном Иешуе не суждено было появиться на полках магазинов и в руках читателей. Мастера, не состоявшего в МАССОЛИТЕ, не связанного с бюрократией и коррупцией, царившей в стенах литературного дома, лишили всяких возможностей опубликовать свой роман. Настоящий талант не смог конкурировать со штампами, установленными советским правительством. В Москве тогда было только одно заведение, где люди оставались самими собой – клиника Стравинского, сумасшедший дом. Именно там Бездомный излечится от навязчивых догм Берлиоза, где он прозреет и станет последователем и учеником Мастера.

Но что же чувствует сам Мастер, оскорбленный и униженный? И кто помогал ему справиться с депрессией и разочарованием в жизни? Конечно же, это была Маргарита. Она, женщина, искренне любящая и во всем поддерживающая своего возлюбленного, считала его истинным гением. Только она придавала ему силы, когда он писал свой роман, и только она делала все, чтобы помочь ему, когда литературные критики «растерзали» его творение в пух и прах.

Не выдержав агрессии и неприятия со стороны общества, Мастер начинает сходить с ума. Он отрекается от своего творения, сжигает роман в печи и самостоятельно уходит в клинику для душевнобольных. В клинике Мастер отрекается даже от своей возлюбленной, считая, что в таком ужасном психическом состоянии способен принести Маргарите только одни несчастья.

Все это время героиня чувствовала себя несчастной. Но Маргарита осталась верна своему любимому до конца. Не только ему, но и его творениию. Долгое время Маргарита хранила то немногое, что у нее осталось на память о любимом: «… старый альбом коричневой кожи, в котором была фотографическая карточка мастера, книжка сберегательной кассы со вкладом в десять тысяч на его имя, распластанные между листками папиросной бумаги лепестки засохшей розы и часть тетради в целый лист, исписанной на машинке и с обгоревшим нижним краем».

Свободу и любовь возвращает героине нечистая сила в лице Воланда и его свиты. Он дает Маргарите надежду, шанс снова быть вместе с возлюбленным, вернуть счастье, так беспощадно отобранное у них жестокими, жадными людьми. Не задумываясь ни на минуту, Маргарита соглашается на условия посланника Сатаны.

Только истинно любящая женщина согласится пойти на такие безумства, через которые прошла Маргарита: быть королевой на балу у самого Сатаны, позволять целовать свое колено тысячам грешников, купаться в крови… И Воланд исполняет свое обещание – возвращает измученной женщине самое ценное в ее жизни – Мастера и его роман, а также делает все необходимое, чтобы они жили вместе долго и счастливо: Мастер больше не числится среди больных клиники, его подвал, присвоенный неким Магарычем, снова принадлежит ему. Но самое главное – Сатана вернул роман, целый и невредимый, во всех пяти экземплярах, ведь «рукописи не горят».

Но и этим не ограничиваются приключения, так внезапно обрушившиеся на влюбленных. Там, наверху, было решено предоставить Мастеру и его избраннице право на вечный покой. И Воланд со своей свитой препровождает их к месту их нового дома, в котором они, необремененные никакими заботами, будут жить и наслаждаться тем, что они вместе.

Мастер в романе не смог одержать победу над несправедливостью реальной жизни. Сделав его победителем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменил бы своему чувству реализма. Но разве пессимизмом веет от финальных страниц книги? Нет! На земле у Мастера остался ученик и бессмертный роман, которым суждено продолжать борьбу. Мастера и Маргариту уже не интересуют и не касаются реалии жизни. Таким образом, на мой взгляд, победа все-таки осталась за всепобеждающей силой любви и творчества.

Читайте также:
Образ Маргариты в романе М. А. Булгакова Мастер и Маргарита: сочинение

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита»

Вступление

Роман «Мастер и Маргарита» поднимает много проблем, актуальность которых не угасает со временем. Творчество в романе «Мастер и Маргарита» – одна из таких тем. Интересен для читателей и критикой способ ее раскрытия. Михаил Булгаков изображает понятие творчества на примере трех человек: критика и редактора Берлиоза, свободного поэта Ивана Бездомного и настоящего творца – мастера. Эти люди совершенно разные, их судьбы и образ жизнь отличаются не менее чем отношение к тому, что они делают.

Творчество в понимании Берлиоза

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» поднимается с первых страниц.

С появления Берлиоза начинается первая глава романа. С учетом того, что в этой же главе «председатель правления одной с московских литературных ассоциаций и редактор толстого художественного журнала» неожиданно и совершенно глупо погибнет, может показаться, что его персонаж незначительный. На самом деле это категорически не так. Образ Берлиоза воплощает в себе весь бюрократизм и принижение роли творчества и творца, которые приходилось пережить как самому Булгакову, так и его мастеру.

В первый раз читатель видит Берлиоза в беседе с Бездомным, на Патриарших прудах. Михаил Булгаков изображает редактора человеком, уверенным в себе и своих познаниях. Он рассказывает об Иисусе, отрицая его существование, приводя примеры и наслаждаясь эффектом, воспроизведенным на молодого поэта. Что ж до творчества, то для Берлиоза это работа, заключающаяся в самолюбовании и совершенном самодурстве. Описывая председателя Массолита, Булгаков прибегает к тончайшей иронии. Чего только стоит фраза «Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя сломать тебе шею, лишь очень образованный человек».

В дополнение к образу «пишущей братии» Михали Булгаков вводит и образ молодого поэта Амвросия. Описывая его «румяногубым» и «пышнощеким», писатель иронизирует над сугубо телесным, низменным началом псевдо-поэта.

Творчество для Ивана Бездомного

Иван Понырев, пишущий под звучным псевдонимом Бездомный, воплощает в себе образ современной молодежи булгаковского периода. Он полон рвения, желания творить, но слепое следование критериям и требованиям берлиозов и «толстых журналов» превращает его не в свободного художника, а подопытную мышь, бегающую в колесе критики.

Проблема творчества в романе на примере Бездомного – это раздорожье, на котором стоит поэт. В итоге уже в больнице он понимает, что стихи его «чудовищны», и он таки ошибся в выборе пути. Михаил Булгаков не винит его в совершенной ошибке, и не иронизирует. Возможно, по этому пути мог пойти и мастер, если бы его внутренний огонь не оказался сильнее условностей и традиций.

Достигнув осознания ошибочности своего стремления к славе, Иван совершенно меняется как личность. Он осознает глубину творчества и духовности. Ему не суждено стать поэтом, но он способен тонко почувствовать саму суть творчества и тонкого духовного мира. Отказ от Массолитовского билета напоминает пренебрежение к деньгам Левия Матвея – ученика и друга Иешуа.

Творчество и мастер

Конечно, наиболее полно в романе «Мастер и Маргарита» проблема творчества раскрывается на примере мастера. Его нельзя назвать писателем, он действительно мастер. Для него творчество не способ самоутверждения за чужой счет, как в случае с Берлиозом, и не возможность вести богемный образ жизни, как для Понырева-Бездомного поначалу. Не зря, глава, в которой появляется мастер, носит название «Появление героя». Он действительно настоящий герой и творец. Мастер не пишет роман, он живет им настолько, что отвержение романа и разгромные статьи ранят его в самое сердце, а обида и горечь материализуется в «спрута с очень длинными и холодными щупальцами», который начинает ему видится повсюду, «как только погаснет свет». Мастер пишет роман, и будто живет им. Когда появляется Маргарита, любовь и творчество сплетаются в один клубок. Они идут рядом, для Маргариты любовь к мастеру распространяется и на его роман, что еще раз подтверждает, что в свое произведение мастер вкладывает свои душу и сердце.

Маргарита помогает ему, проникается его творчеством потому, что оно – и есть мастер. Когда роман закончен, для этой пары «настали безрадостные дни», они опустошены, растеряны. Но их любовь не угасает и спасет их.

Выводы

Михаил Булгаков мастерски раскрывает в романе тему творчества. Он показывает ее с точки зрения трех человек. Для Берлиоза Массолит – всего лишь способ самовыражения и удовлетворения своих приземленных желаний. Пока журналом управляет такой редактор, настоящим художникам места в нем нет. Писатель знает, о чем пишет. Ему не раз приходилось сталкиваться с такими горе-редакторами. Его великий роман тоже не сразу будет понят и издан благодаря людям, что держат бразды правления организаций, в сути которых видят лишь способ удовлетворения собственных интересов, но ни как не служение творчеству.

Иван Бездомный относиться к своему дару трепетно, он мечтает о лаврах поэта, но запутывается в хитросплетении настоящего и фальшивого, разменивая свой талант на «поэмы под заказ» и, в конце концов, осознает, что стихи его «чудовищны» и писать их он больше не будет.

На примере мастера острота проблемы творчества достигает своего апогея. Он пишет не потому что хочет стать автором, он пишет потому, что не писать не может. Роман живет своей жизнью, и всю свою силу и энергию вкладывает в него мастер. Он не помнит ни своего имени, ни имени своей бывшей жены, но знает наизусть каждую строчку романа. Даже сожженным это произведение продолжает жить своей жизнью, пока Воланд не воскрешает его из пепла, как когда восстал из пепла и сам роман «Мастер и Маргарита».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: