История создания романа «Мастер и Маргарита»: сочинение

История создания романа «Мастер и Маргарита» Булгакова

«Мастер и Маргарита» – это один из самых известных и удивительных романов. Его сюжет положен в основу многих кинофильмов. Во время создания данного романа, Булгаков переживал в своей жизни множество трудностей и эмоциональных переживаний. Данное произведение стало ключевым в жизни писателя, так как в него он вложил всё свое мастерство.

Считает, что созданию романа поспособствовало произведение немецкого писателя Гете «Фауст». Однако неизвестно, в какой именно момент Булгакову пришла идея создания произведения «Мастер и Маргарита».

В первом варианте рукописи повествуется о жизни Христа и Понтия Пилата, а так же о периоде нахождения Воланда и его свиты в Москве. История Мастера и Маргариты в сюжете не раскрывалась.

Существовало несколько вариантов названия романа, однако в итоге Михаил Афанасьевич решает назвать свой роман «Мастер и Маргарита». В течении всей жизни, до самой своей смерти писатель совершал корректировки романа, но так и не сумел его закончить. Работу всей его жизни, продолжила его супруга. Ей удалось завершить написание романа, однако он вышел в свет только через 3 десятилетия после смерти Булгакова.

На протяжении жизни Булгаков неоднократно пытался уничтожить свой роман. В этом он очень похож на главного героя произведения Мастера. Однако он всё равно продолжал его писать, и даже, когда был сильно истощен болезнью, диктовал своей жене произведение.

В 1968 году роман был выпущен в журнале под названием «Москва», однако достаточно сильно окрашен. Убраны многие сцены с участием Воланда и Маргариты на балу.

В 1969 году в немецком журнале «Посев» вышел оригинальное издание Булгакова. В России же это случилось в 1975 году.

Из этого всего можно сделать вывод, что создание произведения довольно интересно, также, как и сам роман. Несмотря на множество трудностей, возникающих на пути писателя, роман вышел в свет и стал одним из самых известных во всем мире. На сегодняшний день данное произведение входит в школьную программу современного образования.

В этом романе очень тесно переплетаются ирония и трагизм, страдание и любовь, а так же библейская история и актуальные жизненные вопросы.

Отличительной чертой романа «Мастер и Маргарита» является его структура, которая заключается в том, что в самом романе присутствует сюжет другого романа, написанного главным героем произведения Мастером. Одновременно описывается и библейская история, и жизнь современной Москвы. Однако неизменными остаются такие духовные ценности, как любовь и милосердие.

Вариант 2

Конечно, произведение Булгакова «Мастер и Маргарита» было написано очень давно, но многим до сих пор интересно как же оно появилось, и как автор додумался до написания его. Если быть точным, то вариантов происхождения у нее очень много. Булгакову больше всего на свете нравился поэт Гете. Также он верил в православие, именно поэтому у него существуют православные герои.

Если посчитать, то для создания Иешуя автор использовал сто шестьдесят страниц. Но перед тем как рукопись увидела свет, было создано огромное количество черновых страниц, а немного позже он стал вводить туда отношения между главными героями. Вот только сам автор своего произведения так и не увидел. Сначала он создал свою первую рукопись, но что-то ему в ней не понравилось, и он решил избавиться от него. А немного позже все это изобразил в своем произведении, вот только все-таки сжечь герой свой роман не смог, потому что его остановила возлюбленная.

А когда он немного отошел от того, что сделал, он снова начал писать, а вот о том, что было, никогда не вспоминал и никому ничего не рассказывал. А поскольку его постоянно мучила одна и та же болезнь, то роман продолжала его жена, а он четко диктовал ей все что нужно было внести в роман и делал в нем поправки. Из произведения становится понятно, что все выходки главного героя он создал с себя самого. А вот его жена была больше всего на свете похожа на Маргариту, которая и стала его героиней. Она во всем помогала своему мужу и не бросала его.

А уже после смерти мужа Елена Сергеевна очень много для того чтобы это произведение увидели и прочитали читатели. Сначала его просто не брало ни одно издательство. Одним не нравился его формат, а вот другим издательствам не нравилась манера написания или время написания произведения. Конечно же, вскоре книга была выпущена, но в ней было огромное количество поправок, которые уже внесло само издательство.

Читайте также:
Плохо то что люди не думают о социальной справедливости (по повести «Собачье сердце»): сочинение

Сначала данное произведение появилось в немецком издательстве, и было написано без цензуры. А уже спустя некоторое время оно появилось и в России.

На сегодняшний день отношение к произведению у каждого читателя свое. Одним оно очень даже нравится, а вот у других оно вызывает отвращение. Для некоторых оно считается мистическим или даже демоническим, ведь там присутствует нечистая сила. У каждого человека имеется своя правда на мир и на произведение.

Данное произведение было переведено сразу на несколько языков.

История создания романа «Мастер и Маргарита»

Несколько интересных сочинений

Я закончила 6 класс на одни пятёрки. Теперь у нас в школе каникулы. Середина Июня. На улице жара. Меня привезли в деревню к бабушке, чтобы я и отдохнула на природе

В произведении «Докор Живаго» тема любви особенно остра, ведь речь тут идет о неком любовном треугольнике. Главный герой по имени Юрий, не может и не желает делать выбор между двумя девушками.

Мой самый любимый человек – мама. Она у меня строгая и красивая. В молодости у мамы была коса до пояса, но потом она её обрезала и сделала короткую стрижку. Мама носит очки, и я и мои братья тоже носим очки.

Григорий Печорин — главное действующее лицо «Героя нашего времени» — на протяжении всего романа активно контактирует с женщинами.

Что такое великодушие? На эту тему рассуждают многие люди. Я думаю, что великодушие это особая черта характера человека, которая помогает относиться к людям с добротой и с некоторой снисходительностью.

История создания романа Мастер и Маргарита Булгакова

Несмотря на то, что с момента публикации романа «Мастер и Маргарита» прошло уже немало лет, некоторые до сих пор задумываются об истории его создания.

На самом деле, существует несколько версий произошедшего. Во-первых, Булгаков очень уважительно относился к творчеству Гете – следовательно, мог работать над своими образами, будучи вдохновленным «Фаустом». Во-вторых, некая часть произведения (посвященная Христу и прокуратору), явно была воссоздана с помощью неких религиозных литературных источников.

Однако даже факт заимствования не делает произведение менее гениальным. Кстати, Иешуа посвящены целых 160 страниц! Впрочем, поначалу были черновые версии названия, среди которых «Копыто инженера», «Черный маг», «Князь Тьмы» – и только потом, когда автор ввел в творение любовную линию между двумя героями, он вознамерился назвать роман их именами.

К слову, при жизни основной шедевр Булгакова так и не был издан. Первый вариант романа писатель сжег. Однако, «рукописи действительно не горят». Кстати, это так похоже на действия отчаявшегося мастера, которого впоследствии остановила возлюбленная. А Воланд, в свою очередь, «оживил» уже сгоревшее творение.

Впрочем, оправившись от помрачения, писатель не пояснил мотивов своих поступков. Кстати, во время работы Булгаков страдал от тяжелой болезни и, подобно мастеру, диктовал поправки своей жене. Так, что вполне возможно, что героя он списал с себя. Тем более что его супруга была так подобна Маргарите – она всецело отдавалась его творчеству, помогала в работе над произведением.

Кстати, Елене Сергеевне впоследствии пришлось помучиться. Рукопись не брали ни в одно издательство. Одни списывали причину на «неформат», другие – на несоответствие творения существующему времени. Впоследствии, книга все же была издана с поправками (вырезали некие реплики и монологи Воланда, а также описание бала нечистой силы).

В 1969 году немецкое издательство публикует вариант без цензуры. А вот советский читатель узнал всю подноготную истории только в 1973. Можно сказать, «булгаковскому» творению повезло. Это было время издания всех некогда запрещенных книг, тотальное снятие запретов.

Отношение к роману и поныне неоднозначное. Одни воспринимают его как культурное наследие, не придерживаясь суеверий, а другие считают поистине мистическим, даже в некоторой степени «заколдованным» творением. Что же касается правды, она в данном случае у каждого своя.

2 вариант

«Мастер и Маргарита» – роман с мировой популярностью. Возможно, это заслуга закрепившейся за ним дурной славы. Он переведен на английский, испанский, французский, немецкий, японский, китайский и другие языки. По его сюжету созданы фильмы и сериалы. Каждый театр считает честью ставить на своей сцене постановку «Мастера и Маргариты».

Роман стал «лебединой песней» Булгакова, квинтэссенцией его творчества. Предсказуемо, что произведение такого сюжетного масштаба прошло длинный и тернистый путь, прежде чем блистать во всей своей красе пред глазами читателя.

Читайте также:
Проблема творчества в романе Мастер и Маргарита Булгакова М.А.: сочинение

Первые мысли о написании романа появились у Булгакова 1928-29 гг. Как известно, писать восхищался романом Гете «Фауст». И в первых версиях своего собственного творения Булгаков дал мастеру имя Фауст. В них так же не нашлось места для мастера и Маргариты. Сюжет был сконцентрирован вокруг истории Христа и прокуратора и «гастролей» Воланда.

Стоит отметить изысканность названий, которые Булгаков придумывал для своего творения: «Гастроли Воланда», «Князь тьмы», «Черный маг» и даже «Копыто инженера». Но за несколько лет до своей смерти писатель даст роману название «Мастер и Маргарита».

Большое количество «белых пятен» в истории романа связано с тем, что в один прекрасный день писать просто сжег свои труды. Не первый случай «расправы» над своим детищем в мировом искусстве. Будучи недовольным своим творением, Булгаков просто сжег его. Этот эпизод из жизни автор изобразит в романе, когда мастер решит сжечь черновые страницы. Его остановит пришедшая Маргарита, а позже их восстановит Воланд, произнеся свою знаменитую фразу: «Рукописи не горят!»

Спустя 2 года Булгаков найдет уцелевшие части и начнет работу над романом снова. Как он сообщал в письмах своему другу, им будто руководит кто-то, он не понимает, зачем вернулся к роману. В 1940 г автор будет истощен болезнью почек. В те дни он диктовал жене правки своего романа, а она, будто Маргарита, помогала своему мастеру. После смерти Булгакова, его вдова Елена будет вносить правки в роман еще не один десяток лет и будет пытаться издать его. Издание романа станет целью ее жизни, ведь это – последняя воля ее любимого супруга. Ей удастся это лишь спустя 30 лет. Впервые «Мастер и Маргарита» увидит в 1967-68 гг благодаря издательству «Москва». Однако, это будет сокращенная редакция, без монологов Воланда и сцены бала. Полностью роман будет опубликован в Германии издательством «Посев». Кто знает, узнали бы мы о Воланде, мастере и Маргарите, если бы не приказ советских властей 1973 года об издании произведений, которые до этого были запрещены цензурой.

Возможно, если бы не та «неведомая сила», которая руководила Булгаковым во время энной попытки «реанимации» «Мастера и Маргариты», человечество так бы и не смогло познакомиться с Воландом, Мастером и Маргаритой, побывать на дьявольском балу и узнать историю Христа. Сейчас, великолепный роман со сложной историей можно найти на полках практически каждого книжного магазина и библиотеки.

Также читают:

Картинка к сочинению История создания романа Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

Сочинения по Маяковскому

Главный герой рассказа крестьянин Макар. Он беден, дремуч, как место, в котором живет – глухая слободка тайги Якутии. Но «поганых якутов» не любил и отделял себя от них, по чести сказать, разговаривая по-русски плохо.

Рассказ И.А. Бунина – художественный текст, в котором главная роль отведена рассказчику.

Моя родина – Беларусь. Мне очень повезло родиться в такой прекрасной и неповторимой стране. Интересное название Белая Русь говорит о чистоте и простоте этих мест, необычайных пейзажах

Произведения Салтыкова-Щедрина представляют собой своеобразное отражение состояния современного русского общества того исторического периода, поэтому внимательно изучаются и исследуются литературоведами

«Мастер и Маргарита» анализ произведения Булгакова – смысл, история создания, проблемы романа

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита», которому писатель посвятил 12 лет своей жизни, по праву считается настоящей жемчужиной мировой литературы. Произведение стало вершиной творчества Булгакова, в котором он затронул извечные темы добра и зла, любви и предательства, веры и неверия, жизни и смерти. В «Мастере и Маргарите» анализ нужен наиболее полный, поскольку роман отличается особой глубиной и сложностью. Подробный план анализа произведения «Мастер и Маргарита» позволит ученикам 11 класса лучше подготовиться к уроку литературы.

Краткий анализ

Год написания – 1928-1940 гг.

История создания – Источником вдохновения для писателя стала трагедия Гете «Фауст». Первоначальные записи были уничтожены самим Булкаговым, но после восстановлены. Они послужили основой для написания романа, над которым Михаил Афанасьевич работал в течение 12 лет.

Тема – Центральная тема романа – противостояние добра и зла.

Композиция – Композиция «Мастера и Маргариты» весьма сложна – это двойной роман или романа в романе, в котором параллельно друг другу ведутся сюжетные линии Мастера и Понтия Пилата.

Читайте также:
Сатирический роман Булгакова в Мастере и Маргарите: сочинение

Жанр – Роман.

Направление – Реализм.

История создания

Впервые писатель задумался над будущим романом в середине 20-х годов. Толчком для его написания послужило гениальное произведение немецкого поэта Гете «Фауст».

Известно, что первые наброски к роману были сделаны в 1928 году, однако в них не фигурировал ни Мастер, ни Маргарита. Центральными персонажами в первоначальном варианте были Иисус и Воланд. Также было немало вариаций названия произведения, и все они крутились вокруг мистического героя: «Черный маг», «Князь тьмы», «Копыто инженера», «Гастроли Воланда». Лишь незадолго до своей смерти, после многочисленных правок и дотошной критики, Булгаков переименовал свой роман в «Мастера и Маргариту».

В 1930 году, крайне недовольный написанным, Михаил Афанасьевич сжег 160 страниц рукописи. Но спустя два года, отыскав чудом уцелевшие листы, писатель восстановил свой литературный труд и вновь приступил к работе. Интересно, что изначальный вариант романа был восстановлен и опубликован спустя 60 лет. В романе под названием «Великий канцлер» не было ни Маргариты, ни Мастера, а евангельские главы сводились к одной – «Евангелие от Иуды».

Булгаков трудился над произведением, ставшим венцом всего его творчества, вплоть до последних дней жизни. Он бесконечно вносил поправки, переделывал главы, добавлял новые персонажи, корректировал их характеры.

В 1940 году писатель тяжело заболел, и был вынужден диктовать строки романа своей верной супруге Елене. После смерти Булгакова она пыталась издать роман, однако впервые произведение увидело свет лишь в 1966 году.

«Мастер и Маргарита» является сложным и невероятно многогранным литературным произведением, в котором автором было представлено на суд читателя множество различных тем: любви, религии, греховной сущности человека, предательства. Но, по сути, все они являются лишь частями сложной мозаики, искусным обрамлением главной темы – вечного противостояния добра и зла. При этом каждая тема привязана к своим героям и переплетается с другими персонажами романа.

Центральной темой романа, безусловно, служит тема всепоглощающей, всепрощающей любви Мастера и Маргариты, которая способна пережить все трудности и испытания. Внедрив этих персонажей, Булгаков невероятно обогатил свое произведение, придал ему совершенно иной, более земной и понятный читателю смысл.

Не менее важной в романе является проблема выбора, которая особенно красочно показана на примере взаимоотношений Понтия Пилата и Иешуа. По мнению автора, самым страшным пороком является трусость, ставшая причиной гибели невиновного проповедника и пожизненным наказанием для Пилата.

В «Мастере и Маргарите» писателем ярко и убедительно показана проблематика человеческих пороков, которые не зависят ни от вероисповедания, ни от социального статуса или временной эпохи. На протяжении всего романа главным персонажам приходится сталкиваться с нравственными вопросами, выбирать для себя тот или иной путь.

Основной мыслью произведения является гармоничное взаимодействие сил добра и зла. Борьба между ними столь же стара, как и мир, и будет продолжаться до тех пор, пока будут живы люди. Добро не может существовать без зла, равно как и существование зла невозможно без добра. Идеей вечного противостояния этих сил пронизано все произведение писателя, который видит главную задачу человека в выборе правильного пути.

Композиция

Композиция романа отличается сложностью и оригинальностью. По сути, это роман в романе: в одном из них повествуется о Понтии Пилате, во втором – о писателе. Поначалу кажется, что между ними нет ничего общего, однако в ходе романа становится очевидной взаимосвязь двух сюжетных линий.

В конце произведения Москва и древний город Ершалаим соединяются, и события происходят одновременно в двух измерениях. Более того, они происходят в одном и том же месяце, за несколько дней перед Пасхой, но только в одном «романе» – в 30-х годах ХХ столетия, а во втором – в 30-х годах новой эры.

Философская линия в романе представлена Пилатом и Иешуа, любовная – Мастером и Маргаритой. Однако в произведении есть отдельная сюжетная линия, до краев наполненная мистикой и сатирой. Главными героями ее являются москвичи и свита Воланда, представленная невероятно яркими и харизматичными персонажами.

В завершении романа сюжетные линии соединяются в единой для всех точке – Вечности. Столь своеобразная композиция произведения постоянно держит читателя в напряжении, вызывая неподдельную заинтересованность сюжетом.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Мастера и Маргариты».

Читайте также:
Сатирические образы и роль их в романе Булгакова Мастер и Маргарита: сочинение

Жанр «Мастера и Маргариты» определить весьма непросто – настолько многоликим является это произведение. Чаще всего его определяют как фантастический, философский и сатирический роман. Однако в нем с легкостью можно отыскать признаки и других литературных жанров: реализм переплетается с фантастикой, мистика соседствует с философией. Столь необычный литературный сплав делает произведение Булгакова по-настоящему уникальным, которому нет аналогов в отечественной или зарубежной литературе.

История создания романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Первые редакции

Точная дата начала работы над произведением неизвестна, исследователи и булгаковеды указывают приблизительно 1928−1929 годы. Примечательно, что изначально роман имел ряд наименований, отличающихся от итогового, ведь персонаж главной героини был введен значительно позже, когда писатель уже жил с третьей супругой и главной музой своей жизни — Еленой Сергеевной Булгаковой. Кроме того, на момент зарождения романа имя главного героя также не соответствовало тому, которое стало общеизвестным и вошло в заглавие культовой мистической книги.

Вариантов названия своего литературного детища у Михаила Афанасьевича на разных этапах работы предполагалось несколько. Среди известных альтернатив окончательному решению были такие, как:

  • «Черный богослов»;
  • «Подкова иностранца»;
  • «Копыто консультанта»;
  • «Пришествие»;
  • «Он явился»;
  • «Вои и я»;
  • «Сатана»;
  • «Великий канцлер»;
  • «Фантастический роман».

Последняя версия была самой официальной и просуществовала в качестве рабочего названия второй редакции книги до 1936 года. Говоря о трех редакциях романа, нельзя не упомянуть важный факт из биографии Булгакова и истории создания его главного произведения. В 1930 году в середине марта писатель собственноручно сжигает первый черновой экземпляр «Фантастического романа». Толчком к отчаянному и демонстративному поступку писателя послужил отказ на опубликование пьесы «Кабала святош» и запрет на ее существование.

Впоследствии эпизод уничтожения рукописного текста будет отражен и на страницах романа — после разгромной статьи критика Латунского свой уникальный труд о Понтии Пилате бросит в огонь и Мастер. Безусловно, Булгаков вводит этот автобиографичный момент в произведение неслучайно. Писателя роднит с главным героем не только глубина литературного таланта и невыносимость творческой боли, но и спасительное нахождение музы рядом.

Ключ к названию книги

Несмотря на то что введение в роман о дьяволе и поэте женского персонажа принадлежала второй жене писателя Любови Белозерской, истинной «Маргаритой» для самого писателя станет третья супруга Елена Сергеевна. Как и героиня книги, женщина оставит ради писателя мужа и полностью посвятит себя возлюбленному и его ремеслу, преданно находясь рядом и помогая до конца его, а затем и своих дней. Воодушевляющая сила женской любви, которую обрел Булгаков в лице последней спутницы жизни, окончательно убедила автора в необходимости включить в сюжет образ Маргариты.

Говоря о прототипах главных героев, вспоминается легендарный «Фауст». Помимо эпиграфа о дьяволе, из немецкой мистической классики Михаил Афанасьевич почерпнул у Гете и Маргариту (Гретхен). Также исследователи называют в качестве прообраза музы Мастера французскую принцессу Маргариту Наваррскую. Тем не менее более всего сходств и черт все же объединяет жену создателя романа про Пилата и реальную возлюбленную классика русской литературы. Даже такая мелочь, как легкое косоглазие Елены, была перенесена в образ героини после того, как та воспользовалась кремом Азазелло.

Таким образом, из имевшихся у писателя задумок в части наречения своего опуса конечная выдалась самой удачной, звучной и емкой в смысловом отношении. Растолковывая заголовок творения Булгакова, можно найти очевидные сходства между автором и его героем, а именно:

  • предание рукописи огню;
  • грубая критика творчества;
  • преданность и помощь жены.

Название «Мастер и Маргарита» было избрано Булгаковым в качестве окончательного в 1937 году после внедрения любящей молодой женщины в сюжетную линию. Любовные части произведения являются одними из ключевых, поэтому заглавие как нельзя точно отражает содержание книги. И хотя даже намека на дьявола нет в финальном варианте имени романа, с точки зрения булгаковедов, две симметричные заглавные буквы «М» несут в себе зашифрованную символику слов «Москва» и «Woland», что подразумевает отсылку и к образу Князя тьмы со своей свитой, и к московским главам книги.

Роль Елены Сергеевны

Если задать кому-либо вопрос, кто написал «Мастера и Маргариту», автором, конечно же, назовут Михаила Афанасьевича. Однако, литератор покинул этот мир, так и не закончив написание своего романа. И хотя Булгаков посвятил произведению последние двенадцать лет жизни, в течение которых пережил тяжелый отказ и не был опубликован, не единожды убрал черновики в ящик стола, вынул и продолжил работу, Елена Сергеевна после смерти мужа отдала книге целых тридцать лет. Именно она добилась издания главного творения мужа и бережно сохранила рукописи и печатный текст.

Читайте также:
Сочинение по произведениям М. А. Булгакова: сочинение

Набирать на машинке строки великого романа под диктовку обессиленного смертельной болезнью Булгакова его музе и супруге помогала сестра Елены — Ольга Бокшанская, которая столь серьезно отнеслась к поручению, что улыбнулась только на эпизоде с хоровым пением в московских главах книги. Осознавая серьезность своего положения как врач, Михаил Афанасьевич официально закрепил за женой право на все манипуляции с произведением после его кончины. Естественно, писатель доверял любимой, как никому другому, и точно знал, что рук надежнее ему не отыскать.

Любопытно, что в одном из ярчайших мистических моментов книги, а именно на «Балу у сатаны», фигурирует автобиографический момент из жизни четы Булгаковых. В описание великого действа автор включил свои впечатления и эмоции от торжества в посольстве США в Москве, куда они с Еленой Сергеевной были приглашены весной 1935 года.

Значимость того, что сделала супруга писателя в свете создания «Мастера и Маргариты» при жизни литературного деятеля и после его смерти, трудно переоценить. Не в меньшей степени, чем ее книжное воплощение, муза самого Булгакова сыграла решающую роль в появлении и публикации уникального эпистолярного шедевра.

Булгаковская Москва

Некоторые из описанных в московских главах романа мест действия являются вполне реальными географическими и культурными объектами столицы. В список не входит, правда, «нехорошая квартира», так как фактически дома по адресу Садовая улица, 302-Бис никогда не существовало, и образ жилища Лиходеева и Берлиозом и по совместительству пристанища нечистой силы является собирательным и вымышленным.

Так, в основу интерьера подозрительных апартаментов вошла люстра из дома на Пречистенке, где писатель проживал еще с первой женой. Именно на этой люстре в книге качается кот Бегемот.

Несмотря на то, сколько реальных, на первый взгляд, моментов в тексте произведения связано со зданием и помещениями театра Варьете, заведение это вымышленное. Образ места действия сеанса черной магии создавался писателем на основе Мюзик-холла на Большой Садовой, где сегодня расположен Московский театр сатиры.

Говоря о том, какое историческое значение для исследователей и культуры в целом имеют булгаковские места в столице, нельзя не упомянуть Патриаршие пруды, которые прочно ассоциируются со словами «Аннушка», «трамвай» и «подсолнечное масло» не только у поклонников книги, но и у зрителей сериала, виртуозно снятого режиссером Владимиром Бортко. Экранизация книги высоко оценена кинокритиками и аудиторией, так как тонко отражает атмосферу произведения и сохраняет даже самые, казалось бы, незначительные детали повествования, имеющие свою определенную символику.

Мистические моменты

История создания «Мастера и Маргариты» сама по себе неординарна, стоит вспомнить хотя бы судьбу, постигшую первую редакцию после истории с «Кабалой святош». Даже кратко пробежавшись по истории культуры, можно найти немало примеров того, когда создатель не доживал до окончания и явления миру своего главного творческого детища. Подобные примеры известны в мире классической музыки, литературы, живописи. Сам факт того, что творец словно отдает душу за жизнь своего произведения, загадочен уже сам по себе.

Гоголь, творчеством которого Булгаков восхищался, также был писателем-мистиком. С потусторонними силами и чертовщиной связано написание большинства его книг, таких как:

  • «Вий»;
  • «Страшная месть»;
  • «Ночь перед Рождеством».

Смерть украинского писателя является предметом расследований и дискуссий, ведь панически боявшийся захоронения в состоянии летаргического сна Гоголь, вероятнее всего, именно так ужасающе и покинул этот мир.

Публикация романа «Мастер и Маргарита», спустя десятилетия после кончины автора, также не обошлась без таинственных моментов. Так, произведение, наконец, было допущено к печати в 1973 году и наравне с другими запрещенными ранее литературными творениями подразумевало наличие вступительной статьи с оценкой творчества с точки зрения марксизма-ленинизма и имело гриф «Совершенно секретно». Любопытно, что, по одной из современных исследовательских версий, в период долгожданного издания романа тиражом в 30 000 экземпляров в министерстве внезапно умер один из чиновников, препятствующих выходу книги.

Таким образом, рождение и последующая жизнь культового произведения Михаила Булгакова были непросты и во многом окутаны тайной. Писатель вложил в роман не только все свои силы, но и душу, ведь, как и Мастер, он сжигал рукописи, зная всю силу терзаний истинного художника. Преданная муза в лице Елены Сергеевны, как и Маргарита, чьим прообразом она стала, посвятила остаток жизни книге, которая благодаря ей увидела свет и изменила немало судеб.

Читайте также:
Взаимоотношения Шарикова и Преображенского: сочинение

История создания романа «Мастер и Маргарита»

Введение

Роман Мастер и Маргарита известен во всем мире. По его сюжету созданы кинофильмы и сериалы, а многие кинотеатры считают за честь поставить спектакли по этой удивительной книге.
История создания «Мастер и Маргарита» Булгаковым полна трудностей и переживаний. Это произведение является венцом писателя, его лебединой песней и «закатным» романом, возможно, поэтому Михаил Булгаков отдал ему всю силу своего таланта, мастерство и фантазию.

Идея возникновения произведения

Сейчас уже не известно точно, когда появилась на свет идея произведения и его образы. Известно, что писатель очень любил «Фауста» Гете, в одной из первых версий романа, он называл мастера Фаустом. Возможно, именно гениальное произведение немецкого поэта дало первые ростки задумки для не менее гениального романа Булгакова.

В истории написания «Мастер и Маргарита» присутствует немало «белых пятен». Есть данные, что краткие черновые заметки были сделаны Михаилом Булгаковым еще в 1928-1929 годах. Но в первом романе все 160 страниц рукописи были посвящены истории Христа и прокуратора и искрометному пребыванию в Москве Воланда с его необычными гастролями и разоблачениями алчной публики. Места для мастера и Маргариты здесь не нашлось, хотя именно благодаря им роман стал таким разноплановым и гуманным.

Среди вариантов названия произведения были «Копыто инженера» и «Гастроли Воланда», «Князь тьмы» и «Черный маг», но незадолго до смерти, в 1937 году, Булгаков назовет свое бессмертное произведение «Мастер и Маргарита». Правка написанных глав романом будет длиться, пока будет биться сердце писателя. Потом работа будет продолжена его женой. При жизни писателя, его сильнейшее произведение не будет ни закончено, ни издано.

«Рукописи не горят»

Весна 1930 года была переломной для писателя и его произведения. В порыве недовольства своей работой и под гнетом общественности, Булгаков сжег первый вариант романа. Позже, в уже написанном произведении, отчаявшийся мастер тоже будет жечь свою рукопись: «Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь». Мастера остановит пришедшая Маргарита, а рукопись романа позже вернет к жизни Воланд, произнеся ставшую афоризмом фразу – «Рукописи не горят»!

Через два года, найдя уцелевшие части, Михаил Булгаков заново начнет создавать свой роман. В своих письмах другу, он напишет, что «и сам не знает, зачем это делает».

В 1940 году писателя сильно истощит болезнь. Не имея сил встать, он диктовал поправки к роману своей жене, которая, как Маргарита, всецело была поглощена работой над последним произведением мужа.

После смерти писателя, его вдова Елена Сергеевна еще около двух десятков лет будет править роман, и делать попытки издать его. История мастера и Маргариты станет для нее последней волей мужа, и смыслом ее жизни.

Судьба романа

Вложив много сил в редактирование романа, Елена Сергеевна не могла найти ему место в издательствах. Ей отказывали, отправляли в другие конторы и к вышестоящей власти, «опасаясь принимать решение о печати в одиночку».

Впервые оригинальный вариант романа без ограничений цензуры выйдет в печать издательства «Посев». Это случится в 1969 году в Германии, а Советский союз узнает о судьбе мастера и Маргариты в 1973 году, благодаря разрешению власти издать запрещенные ранее произведения.

«Мастер и Маргарита» сегодня

История создания романа «Мастер и Маргарита» интересна, как и сам роман. Несмотря на гонения властей, разочарование и болезнь писателя, роман был издан и прочтен. Сейчас это произведение входит в списки школьных программ, изучается литературоведческим школами. В нем действительно скрыт особенный, тонкий подтекст. Ирония и сатира здесь сплетаются с трагизмом, библейские рассказы с бытовыми подробностями, вечные страдания с такой же вечной, бессмертной любовью. Роман не однозначен, что подкрепляется и его особенной структурой «Истории в истории»: события происходят и в древнем библейском предке Иерусалима, и в современной Москве. Неизменно одно, духовные ценности, прославленные автором: любовь и милосердие, свода духа и прощение. И пока в людях живут они, будет жить и роман, а с ним и память о гениальном писателе.

Анализ романа «Мастер и Маргарита» (М. Булгаков)

Мистика, загадки, сверхъестественные силы – всё такое пугающее, но жутко манящее. Это находится за пределами человеческого сознания, поэтому люди стремятся ухватиться за любой кусочек информации об этом потаённом мире. Кладезь мистических историй — роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Читайте также:
Образа Варенухи Ивана Савельевича: сочинение

История создания

У мистического романа непростая история. Громкое и знакомое всем название «Мастер и Маргарита» было отнюдь не единственным и, к тому же, не первым вариантом. Рождение первых страниц романа датируется 1928-1929 годами, а точка в финальной главе была поставлена лишь спустя 12 лет.

Легендарное произведение пережило несколько редакций. Стоит отметить, что в первой из них не фигурировали главные персонажи конечной версии – Мастер, Маргарита. Волей судьбы она была уничтожена руками автора. Вторая версия романа дала жизнь уже упомянутым героям и подарила Воланду преданных помощников. А в третьей редакции имена этих персонажей вышли на первый план, а именно в название романа.

Сюжетные линии произведения постоянно менялись, Булгаков не переставал вносить корректировки и менять судьбы своих героев вплоть до своей смерти. Роман вышел в свет лишь в 1966 году, за подарок миру этого нашумевшего произведения ответственна последняя жена Булгакова – Елена. Ее черты автор стремился увековечить в образе Маргариты, и, видимо, бесконечная благодарность супруге стала поводом для финальной смены названия, где на первый план вышла именно любовная линия сюжета.

Жанр, направление

Михаил Булгаков считается мистическим писателем, почти каждая его работа несёт в себе загадку. Изюминка этого произведения – наличие романа в романе. История, описанная Булгаковым, – мистический, модернистский роман. А вот входящий в него роман про Понтия Пилата и Иешуа, автором которого является Мастер, не содержит в себе ни капли мистики.

Направление, в русле которого творил автор, носит название «мистический реализм». Такие произведения основываются на событиях из мира действительности, но их изящно дополняют фантастические элементы, раскрывающие новые грани реальности.

Композиция

Как уже было сказано Многомудрым Литреконом, «Мастер и Маргарита» — роман в романе. Это означает, что сюжет делится на два слоя: история, которую открывает читатель, и произведение героя из этой истории, который вводит новых персонажей, рисует иные пейзажи, времена и основные события.

Так, основная канва повествования – рассказ автора о советской Москве и приезде дьявола, который хочет провести в городе бал. Попутно он обозревает перемены, произошедшие в людях, и позволяет своей свите вдоволь порезвиться, наказывая москвичей за их пороки. Но путь темных сил приводит их знакомству с Маргаритой, являющейся любовницей Мастера – писателя, который создал роман о Понтии Пилате. Это и есть второй слой повествования: Иешуа попадает на суд к прокуратору и получает приговор к смертной казни за смелые проповеди о бренности власти. Эта линия развивается параллельно с тем, что выделывают слуги Воланда в Москве. Оба сюжета сливаются воедино, когда сатана показывает Мастеру его героя — Прокуратора, который все еще ждет прощения от Иешуа. Писатель прекращает его муки и тем самым заканчивает свою историю.

Роман «Мастер и Маргарита» настолько всеобъемлющий, что не даёт читателю заскучать ни на одной страничке. Огромное количество сюжетных линий, взаимодействий и событий, в которых запросто можно запутаться, поддерживают внимательность читателя на протяжении всего произведения.

Уже на первых страницах романа мы сталкиваемся с наказанием неверующего Берлиоза, вступившего в спор с олицетворением Сатаны. Далее, как по накатанной, пошли разоблачения и исчезновения грешных людей, например директора театра Варьете – Стёпы Лиходеева.

Знакомство с Мастером у читателя состоялось в психбольнице, в которой он содержался с Иваном Бездомным, угодившим туда после гибели своего товарища – Берлиоза. Там Мастер повествует о своём романе про Понтия Пилата и Иешуа. За пределами психбольницы Мастера ищет его возлюбленная – Маргарита. Ради спасения любовника она заключает сделку с дьяволом, а именно становится королевой Великого бала Сатаны. Воланд исполняет своё обещание, и влюблённые воссоединяются. В конце произведения происходит смешение двух романов – Булгакова и Мастера – Воланд встречается с Левием Матвеем, подарившему Мастеру покой. На последних страницах книги все герои уходят, растворяясь в небесном просторе. Вот, о чем рассказывается в книге.

Главные герои и их характеристика

Пожалуй, главными героями являются Воланд, Мастер и Маргарита.

  1. Предназначение Воланда в этом романе – раскрывать пороки людей и наказывать за их грехи. Разоблачение им простых смертных не знает счёта. Основной мотив Сатаны – каждому воздать по его вере. Действует он, кстати говоря, не один. Королю положена свита – демон Азазелло, черт Коровьев-Фагот, любимый всеми шут кот Бегемот (мелкий бес) и их муза – Гелла (вампир). Свита отвечает за юмористическую составляющую романа: они смеются и издеваются над своими жертвами.
  2. Мастер – его имя так и остаётся для читателя загадкой. Всё, что нам поведал о нём Булгаков — в прошлом он был историком, работал в музее и, выиграв крупную сумму в лотерею, занялся литературой. Автор намеренно не вводит дополнительную информацию о Мастере, чтобы сделать упор на него как на писателя, автора романа о Понтии Пилате и, конечно же, возлюбленного прекрасной Маргариты. По характеру это рассеянный и впечатлительный человек не от мира сего, совершенно не разбирающийся в быте и нравах окружающих людей. Он очень беспомощен и раним, легко попадается на обман. Но в то же время ему свойственен необычайный ум. Он хорошо образован, знает древние и современные языки, у него впечатляющая эрудиция во многих вопросах. Чтобы написать книгу, он изучил целую библиотеку.
  3. Маргарита – настоящая муза для своего Мастера. Это замужняя дама, жена состоятельного чиновника, но их брак давно уже стал формальностью. Встретив по-настоящему любимого человека, женщина посвятила ему все свои чувства и помыслы. Она поддерживала его и вселяла в него вдохновение и даже намеревалась бросить постылый дом вместе с мужем и домработницей, променять обеспеченность и довольство на полуголодную жизнь в подвальчике на Арбате. Но Мастер внезапно пропал, и героиня стала искать его. В романе не раз подчёркивается её самоотверженность, готовность пойти на всё ради любви. Большую часть романа она ведёт борьбу за спасение Мастера. По словам, Булгакова, Маргарита – «идеальная жена гения».
Читайте также:
Проблема одиночества в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита: сочинение

Если Вам не хватило описания или характеристики какого-либо героя, напишите об этом в комментариях – добавим.

Роман «Мастер и Маргарита» удивителен во всех смыслах. В нём есть место философии, любви и даже сатире.

  • Основная тема — противостояние добра и зла. Философия борьбы этих крайностей и справедливости просматривается почти на каждой странице романа.
  • Нельзя умалять значение любовной тематики, олицетворённой Мастером и Маргаритой. Сила, борьба за чувства, самоотверженность – на их примере можно заявить, что это синонимы слова «любовь».
  • На страницах романа также есть место для людских пороков, ярко показываемых Воландом. Это алчность, лицемерие, трусость, невежество, эгоизм и т.д. Он не перестает насмехаться над грешными людьми и устраивать им своего рода покаяния.

Если вам особенно интересна какая-либо тема, которую мы не озвучили, дайте нам знать в комментариях – добавим.

Проблемы

В романе поднимается множество проблем: философский, социальных и даже политических. Мы разберем только основные из них, но если вам кажется, что чего-то не хватает, напишите в комментариях, и это «что-то» появится в статье.

  1. Основная проблема – трусость. Ее автор назвал главным пороком. Пилату не хватило смелости, чтобы вступиться за невиновного, Мастеру не хватило храбрости для борьбы за свои убеждения, и только Маргарита набралась отваги и выручила любимого мужчину из беды. Наличие трусости, по Булгакову, изменило ход мировой истории. Оно же обрекло жителей СССР на прозябание под гнетом тирании. Многим не нравилось жить в ожидании черного воронка, но страх победил здравый смысл, и народ смирился. Словом, это качество мешает жить, любить и творить.
  2. Также важна проблематика любви: ее влияние на человека и сущность этого чувства. Булгаков показал, что любовь – это не сказка, в которой всё хорошо, это постоянная борьба, готовность пойти на всё ради любимого. Мастер и Маргарита после своего знакомства перевернули свои жизни с ног на голову. Маргарите пришлось бросить богатство, стабильность и уют ради Мастера, пойти на сделку с дьяволом ради его спасения, и ни разу она не усомнилась в своих поступках. За преодоления тяжёлых испытаний на пути друг к другу герои вознаграждаются вечным покоем.
  3. Проблема веры также переплетает весь роман, она заключается в посыле Воланда: «Каждому воздастся по его вере». Автор наталкивает читателя на размышления, во что он верит и зачем? Отсюда вытекает всеобъемлющая проблема добра и зла. Наиболее яркое отражение она получила в описанном облике москвичей, таких алчных, жадных и меркантильных, которые получают возмездие за свои пороки от самого Сатаны.
Читайте также:
Образ профессора Преображенского (по повести М. Булгакова Собачье сердце): сочинение

Главная мысль

Основная идея романа заключается в определении читателем понятий добро и зло, вера и любовь, смелость и трусость, порок и добродетель. Булгаков старался показать, что всё совершенно не так, как мы привыкли представлять. У многих людей значения этих ключевых понятий путаются и искажаются из-за влияния развращающей и отупляющей идеологии, из-за сложных жизненных обстоятельств, из-за недостатка ума и опыта. Например, в советском обществе даже донос на членов семьи и друзей считался хорошим поступком, а ведь он вел к смерти, длительному заключению и разрушению жизни человека. Но граждане вроде Магарыча охотно пользовались этой возможностью решить свой «квартирный вопрос». Или, к примеру, конформизм и стремление угодить власти – это позорные качества, но в СССР и даже сейчас многие люди видели и видят в этом выгоду и не стесняются их демонстрировать. Таким образом, автор призывает читателей задуматься об истинном положении вещей, о значении, мотивах и последствиях их же поступков. При строгом анализе выяснится, что мы сами в ответе за те мировые беды и потрясения, которые нам не нравятся, что без кнута и пряника Воланда мы сами не хотим меняться к лучшему.

Смысл книги и «мораль сей басни» заключается и в необходимости расставить приоритеты в жизни: научиться смелости и настоящей любви, восстать против зацикленности на «квартирном вопросе». Если в романе Воланд приехал в Москву, то в жизни надо впустить его в свою голову, чтобы провести дьявольский аудит возможностей, ориентиров и стремлений.

Критика

Булгаков едва ли мог рассчитывать на понимание своими современниками этого романа. Но одно он понимал точно – роман будет жить. «Мастер и Маргарита» до сих пор кружит головы уже не первому поколению читателей, а значит, является объектом постоянной критики.

В.Я. Лакшин, например, обвиняет Булгакова в отсутствии религиозного сознания, но восхваляет его нравственность. П.В. Палиевский отмечает смелость Булгакова, который одним из первых разрушил стереотип уважения дьявола, высмеяв его. Таких мнений много, но они лишь подтверждают заложенную писателем мысль: «Рукописи не горят!».

М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”: история создания романа

Роман «Мастер и Маргарита» известен на весь мир. По нему снимают фильмы, ставят спектакли. Это по-настоящему глубокое произведение, сумевшее завоевать сердца миллионов читателей по всему миру.

В романе затрагиваются такие темы, как сочувствие, любовь, прощение, добро и зло. Последнее можно отнести и к главной идее, смыслу всего произведения. На протяжении всего текста автор пытается понять вместе с читателем, что есть благодетель, добро, а что является истинным злом.

Главный герой – Воланд, он же дьявол выступает в совершенно неожиданной роли. Казалось бы, истинное зло, но он справедлив и наказывает лишь тех, кто этого заслужил.

«Люди, как люди… Такие же, как раньше». Человек слаб, но в его силах противостоять своим слабостям, бороться с ними»
В «Мастере и Маргарите» точно прослеживается нить противостояния добра и зла в их истинном виде. Необычная манера письма, острые темы и яркая, глубокая подача -вот, что делает это произведение романом на все времена.

История создания

История создания романа полна трудных моментов, тайн и переживаний. Произведение по праву считается венцом автора, которому были отданы все творческие силы и фантазии.

Работа над «Мастером и Маргаритой» началась в 1928 году. Когда и как точно пришла идея создания доподлинно неизвестно. Однако, по некоторым источником считается, что предположительно Булгаков черпал вдохновение из «Фауста» – не менее знаменитого текста Й. В. фон Гете.


(«Le Faust» Goethe, издание 1847 г.)

Самые первые наброски романа были сделаны во время пребывания Булгакова в Москве. Изначально произведение имело несколько вариантов развития сюжета. Один из таковых был полностью посвящен истории Пилата другой не включал в себя рассказов о Мастере и Маргарите, о приезде Воланда в Москву и об особенностях событий, разворачивающихся на Патриарших Прудах и на улице Садовой,

Еще один любопытный факт – прототипом Маргариты считается последняя жена писателя Елена Сергеевна Шиловская. Некоторые ценители романа также склонны считать ее соавтором произведения, так как при его прочтении чувствуются две совершенно разные манеры письма.


(Жена Михаила Булгакова Елена)

Свое название роман также получил не сразу. Автором было предложено несколько вариантов: «Князь тьмы», «Гастроли Воланда», «Жонглёр с копытом», а также «Черны маг». Позже Булгаков остановился на «Мастере и Маргарите». Произошло это за некоторое время до смерти писателя. Работу над знаменитым романом продолжила его супруга. Этот факт известен и доказан.

Читайте также:
Творчество М. А. Булгакова: сочинение

Стоит ли говорить о том, насколько важна была данная работа для Булгакова. Он отдал ей всего себя и на протяжении многих лет старательно придумывал сюжет знаменитого теперь на весь мир романа. В доказательство этого, служит написанная на одном из черновиков реплика автора: «Помоги, Господи, написать роман».

Роман «Мастер и Маргарита» стал посмертным детищем Булгакова. К сожалению, при его жизни он не был издан и даже не имел своего окончания. Однако, глубокая мысль, интересный сюжет и необычная манера повествования сделали произведение знаменитым на весь мир.

Этапы работы


(За вот таким шкаф-столом писался “Мастер и Маргарита”. Нехорошая квартира №50. Музей Булгакова в Москве. Фото: Vadim Indeikin, 2016)

Работа над романом началась в 1928 году. Булгаков тщательно продумывал сюжет, искал вдохновение и делал наброски. За 2 года автор написал около 160 страниц (по известным на сегодняшний день данным).

Весной 1930-го года писатель пытается сжечь свою рукопись. Этот момент был тяжелый для него, так как он находился под влиянием общественности и испытывал некий кризис. Позже он сильно сожалел о содеянном, однако некоторые части написанного все же не удалось спасти.

Спустя два года Булгаков возобновляет работу над романом по уцелевшим рукописям. В сохранившейся переписке со своим другом автор говорит, что не имеет представления о том, что хочет сделать и о том, что же, в конце концов, у него получится.

В 1940 году писатель заболевает. У него не хватает сил на продолжение работы. Поэтому он диктует своей жене необходимые правки и дополнения. Елена тщательно все записывает и глубоко погружена в работу.

10 марта 1940 г Булгаков умирает. Работа над романом останавливается.


(Михаил Булгаков с супругой Еленой)

Спустя некоторое время Елена берется за труд своего покойного мужа и на протяжении долгих лет старательно правит, перечитывает текст. По некоторым известным данным работа над произведением продолжалась еще около 20 лет после смерти автора и до того момента, пока роман не увидел свет.

Публикация романа

При жизни писателя роман не был издан, более того – он не был даже окончен. Его жена самостоятельно редактировала и завершала работу своего покойного мужа. На это ушло ни мало сил и времени. Однако, публикация «Мастера и Маргариты» задерживалась не только по данным причинам. Ни одно издательство не хотело рисковать и своевольно публиковать настолько смелый и непохожий ни на что другое роман.

Жена Булгакова Елена делала множество попыток напечатать роман. В 1940 году она подготовила сборник избранных произведений, в предисловии к которому известный литературовед дал замечательную характеристику. Однако однотомник так и не вышел. Та самая статья, которая начинала его была напечатана лишь в 1991 году.

В 1962 году ситуация начала меняться. Эпоха оттепели позволила многим писателям перестать бояться публиковать свои мысли. В 1962 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла книга Булгакова «Жизнь господина де Мольера» с упоминанием в справке к произведению о «Мастере и Маргарите».


(Самое первое появление «Мастера и Маргариты» в сокращенном виде, журнал «Москва», 1966)

Впервые роман был напечатан в сокращённом виде в журнале «Москва» (№ 11, 1966 и № 1, 1967). Из оригинального текста было изъято более 14 000 слов.

В 1967 году в издательстве «YMCA-Press» вышел первый полный книжный вариант «Мастера и Маргариты», текст которого соответствовал машинописной рукописи.


(Первое полное издание «Мастера и Маргариты», Париж: Ymсa-Press, 1967)

В СССР отдельное книжное издание впервые увидело свет лишь в 1973 году.

Роман «Мастер и Маргарита» прошел длинный, сложный путь. Долгое время книга считалась запрещенной, антисоветской, однако настоящие ценители находили способы ознакомиться с произведением. В настоящее время текст знаменитого творения Булгакова доступен абсолютно каждому и любой желающий может познакомиться с этим непростым произведением с очень интересной и одновременной трагичной историей создания.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: