Как формируется драматург: сочинение

Эссе о современной драматургии. Ответ театральному

Любая драматургия, в том числе и современная (современная классика) должна, в первую очередь, анализировать реальность, используя жизненный материал как ресурс из образов, фактов, событий, личностей. Постановщик, проведя свой критический анализ, может найти «положительное» или «отрицательное» там, где его не увидел автор. Но на то и существует процесс творчества – субъективная точка зрения художника на данную действительность. А зритель, посмотрев спектакль, сравнивает две точки зрения: художника и свою. Это сравнение разных миров, позволяет ему составить своё личное мнение о мире вокруг, свою личную правду. Таков, по идее, должен был бы быть театр.
А на самом деле…
Современная драматургия в большинстве своём сосредоточена на показе низкой российской культуры. Наши улицы, забыв русский язык, разговаривают матом, потребности современников сведены к животному минимуму: поспать, пожрать, потрахаться. И отечественные драматурги, обозревающие жизнь, нисколько не оценивают действительность критически. Они, словно зеркало, – только «отражают» (вот же паскудное слово для творчества!). А, значит, легализуют и пропагандируют низкопробную мораль и нравственность. И, по большому счету, пропагандируют страх, основанный на незнании Жизни с большой буквы.
Пьесы беспросветны не только своим языком, но и сюжетными линиями. Нередко они погружают и заводят читателя и зрителя все дальше и дальше в состояние беспросветной депрессии, аморальности и внутреннего разлада.
Мастерства и таланта авторов хватает только на то, чтобы изложить «подсмотренное», мастерства и таланта играющих со сцены – только на то, чтобы «подсмотренное» куражно, позабористее сыграть.

Теперь о проблемах, достойных настоящей сценической реализации.

Цены растут по минутам. Год назад в родном Новороссийске коммунальные услуги за однушку составляли 2000-3000 рублей, после повышения цен на ЖКХ коммуналка теперь – 4000-5000 рублей. При средней зарплате 18 тысяч. В моём девятиэтажном доме на ул. Карла Маркса за последние полтора года четыре бабушки не смогли расплатиться с коммунальными услугами и покончили с собой.
Президент страны ссорится с мировыми державами, не боясь последствий. А они уже дали о себе знать. Ведь именно из-за эмбарго произошел скачок цен.
Плохая экономика государства – один из векторов падения культуры. Но бедность – главный вектор падения человечности в нас.
Новые законы все дальше и дальше ограничивают свободы. Теперь писать что-либо отрицательное о российской политике следует весьма осторожно. Иначе – УК.
Старые школьные учителя, исполняя «детский» закон 1539, по ночам выискивают по городам несовершеннолетних. Моей бабушке 66 лет, она педагог со стажем (такой же, как Виоллетта Владимировна). Ночные рейды после трудного рабочего дня – это для нее привычка. И ведь обязательно надо кого-то да прищучить! Иначе возникнут подозрения: «не работаешь». И далее – проблемы с начальством, с работой…
В России учащаются разводы и разрушение семей. Так, в 2013 году было зафиксировано 218 070 регистраций браков, а в 2014 году за тот же период – 207 825, что на 10 245 меньше. Совершенно противоположная ситуация происходит с разводами. В 2013 году Росстатом их зафиксировано 157 065, а в 2014 – 172 310, что на 15 245 больше.
Масштабное разрушение ячеек общества, семей – корень деморализационного разлада России. Именно семья является исконным нравственным институтом, воспитывающим личность с рождения, прививая ему законы нравственности: доброту, любовь, великодушие.
Русский язык. В роликах в Интернете маленькие дети, только научившиеся говорить, шпарят матом, а взрослые смеются и подбадривают. Сдача языка и литературы по принципу ЕГЭ – погоня за результатом. На любой странице романов Достоевского не меньше пары-тройки слов нам понятны уже только со словарем. Принятие закона о запрете нецензурной брани в общественных местах только увеличило количество употребляемой нецензурщины.
Межнациональные конфликты в нашей стране – разве не проблема? Анализ материалов, освещающих проблематику межэтнических отношений и явлений, с ними связанных, позволяет выделить пять народов, имеющих с русскими и Россией вообще постоянные проблемы: чеченцы, дагестанцы, армяне, азербайджанцы, грузины. Выйдете на улицу, посмотрите им просто в глаза, в ответ на простой взгляд произойдет молниеносная реакция ненависти и желание причинить тебе физическую боль.
Проблема не только с другими национальностями, но проблемы и между русскими. Мы друг друга стали ненавидеть, хотя живем на одной земле.
Украина, Сирия и Ирак – поля геополитических боев.
В свете текущей поляризации международных отношений и значительного повышения градуса напряженности между великими державами, многие начали говорить о новой Холодной войне. Ее участники нам всем хорошо знакомы: США со своими союзниками и саттелитами, а с другой – целый ряд государств, не желающих мириться с американской гегемонией. В авангарде противников стоит Россия.
На наших с вами глазах произошло зарождение и развитие двух новых локальных войн: война в Сирии, распространившаяся еще и на Ирак, и Украина. Теперь войны идут уже в полную силу, и до прекращения кровопролития, похоже, весьма далеко. Можно посмотреть много роликов на ютюбе, как сирийцы жестоко убивают наших русских солдат на камеры.
Религиозные проблемы России.
Речь идет о православных священниках, ведущих неправедную жизнь и внутри, и за пределами церкви. Вспомним, сколько говорили о ночных похождениях патриарха Кирилла? Сколько среди священников педофилов и прочих извращенцев?
Пришлось этим летом быть на похоронах отца своего приятеля. После отпевания священник обратился к скорбящим:
– А теперь о главном. Мы на территории кладбища строим часовню. Пожертвования принимаются у входа…
Разве не существует проблем с медициной (а в ней процентов 5 населения работает, и все 100 – со здравом сталкиваются)? Особенно с бесплатной? Больничные очереди бесконечны, люди умирают в коридорах больниц. Взятки за лечение – норма.

Читайте также:
Влияние Салтыкова-Щедрина на творчество Булгакова: сочинение

Разве все это – не темы для пьес? Пьес честных, социально направленных, жестких. Увы, десятки, сотни просмотренных мною за последнее время материалов «для театра», никоим образом не отражают и не анализируют реальности. Матерщина, попса, безмыслие, авторские и, следом, режиссерские рефлексии, – все дальше и дальше уводят зрителя от настоящих проблем, погружают в иллюзии либо супер-красивой, либо супер-грязной жизни. Можно смело придумать для артистов новые амплуа: «золушка», «вечная дура», «****ь», «быдло», «хам».

Наверное, именно по этому, среди умных режиссеров так востребованы Островский, Горький, Чехов, инсценировки Сэлинджера, Достоевского… Образы их героев – бездонно многообразные, интересные, думающие. Миры, а не образы!

Во времена перестроек в России была отменена цензура. Но, видимо, только как понятие. Чиновники, похоже, продолжают влиять на театральные конкурсы, спектакли, СМИ и т.д. Театральные «творцы» (даже лучшие!) внутреннюю цензуру из себя таки не вытравили. Из страха?, из любви к комфорту и бесконфликности?, от вечной нищеты на театре? – причин много, но суть не меняется.

Приходя в театр, работая в театре, я хочу видеть свет надежды, доброты и любви, которые, возможно, вдохновят меня на нормальную честную жизнь, а не подвигнут к суициду.
А вот как раз именно это отсутствие света – главная проблема современной драматургии. Его словно бы и нет вовсе…

Мы – родители будущего поколения. Мы – те, кто будет менять этот мир после уходящих с арены «лидеров и пророков нынешнего». Вопрос: какое первое слово произнесет наш ребенок: «бля», или «агу»?

А теперь еще об одном, очень важном для меня.
Недавно Вы сказали, что, возможно, я «ошибся с профессией, это не твое, надо подумать пока не поздно».
Нет! Актер – это моё. Моя суть и мой мир. Но дело в том, что у меня, как у личности – как и у всех нас! – на всё складывается своя точка зрения. Я не хочу, а иногда и не могу, в силу своих убеждений и понимания жизни, смеяться, над чем Вам смешно, плакать, над чем вы плачете… Не потому что я «такой уебищный», желающий испортить кому-то жизнь. А потому что хочу по-честному. Искренне говорить, открыто смеяться, активно думать, творчески реализоваться.
Меня тяготит, что каждый раз перед встречей с вами я думаю: как я её перенесу? Настигнет ли снова страх, дрожь? Буду ли я снова ощущать себя в очередном тупике бессмысленности. Или, наконец, родится ощущение великого партнерства.
Да. У меня есть своя точка зрения. И ничего с этим не поделаешь. Вы можете выгнать меня, можете услышать – решение за вами. Но, думаю, я, по крайней мере, объяснил, почему не хочу играть в низкой литературе. Каждый из нас несёт свою ответственность за свою жизнь и творческую реализацию.

Описание профессии драматурга – где учиться, сколько получает и обязанности

Краткая история профессии

Первый писатель драматург в России — А. П. Сумароков. Он является одним из представителей классической русской драматургии XVIII века. Автор придавал своим произведениям жизненности за счет высмеивания традиций прошлого.

Но до Сумарокова, драматургические произведения создавались еще в VI веке до нашей эры древними египтянами. Они устраивали постановки к похоронам фараонов. Но такие произведения были привязаны к ритуальным обрядам.

Известные драматурги — это У. Шекспир, П. Корнель, Н. Гоголь, А. Пушкин, Л. Толстой. И на этих именах список не заканчивается. В советское время список пополнился В. Розовым с его пьесой «В добрый час» и другими.

Деятельность драматургов связана с написанием драматических произведений для пьес, театра, кинематографа, а иногда и для телепередач.

Люди с образованием драматурга должны обладать большим жизненным опытом, потому как им требуется четко представлять в голове различные ситуации и отражать их на бумаге. Драматург должен зацепить зрителя эмоциями и переживаниями героев своего творения.

Характеристика современной драматургии

Драматургия — искусство построения произведения в драматическом жанре. Этим термином также могут называть драматические произведения отдельных авторов.

Понятие состоит из основополагающих элементов драмы, а также некоторых принципов. Этот термин означает действие, которое совершается между характером и внешним положением героев произведений. Действие, как правило, происходит в известный для читателя исторический период. Согласно одной из страниц Википедии, драматург пишет о промежутках времени, которые длятся несколько часов. В более ранних творениях, в произведениях XVI века действия могли длиться в течение нескольких лет.

Определение «драматургировать» значит, что человек искажает простые или хорошие события в негативные. Таким термином часто характеризуют многих писателей-драматургов.

Профессиональные обязанности

Драматурги пишут сценарии для фильмов, телевидения, театральных постановок.

Читайте также:
Булгаковская Москва: сочинение

Каждый фильм начинается со сценария. После режиссер читает его, прикидывает события картины, образы и характеры героев. Работа драматурга в киноиндустрии очень востребована. Главный критерий для сценария — оригинальный сюжет, иногда он может быть сложным. Такие картины больше всего ценятся в индустрии. Иногда работа сценариста и режиссера совместная.

Талантливые авторы нужны и на ТВ. Необходимо продумывать порядок действий и слов для новостных, развлекательных программ. Часто драматургов приглашают в качестве сценаристов для сериалов. Это довольно стабильная работа с хорошим заработком.

Театральные драматурги в современности все чаще остаются без работы. Качественные пьесы могут ставиться несколько раз, во многих театрах.

Преимущества и недостатки

Для того чтобы стать сценаристом, необходимо иметь талант. Образование в профессии сценариста — это необязательное условие. Но оно будет давать преимущество при выборе кандидатов на должность сценариста. Наличие диплома о высшем образовании также позволяет быстрее подняться по карьерной лестнице.

В Москве и других городах России существует несколько учебных заведений со специальностью драматургия. Для поступления необходимо сдать экзамены по русскому языку, литературе, иногда творческий экзамен.

Перед выбором основной специальности рекомендуется рассмотреть ее плюсы и минусы. К преимуществам профессии драматурга относятся:

  • самовыражение;
  • практически всегда свободный график;
  • свобода в творчестве;
  • нет привязанности к определенному месту работы: можно писать даже в путешествиях;
  • признание и популярность в случае успеха;
  • за удачный сценарий предусмотрены большие гонорары.

Профессия относится к творческим и поэтому подходит не каждому. Драматурги часто посещают психологов из-за непостоянства в работе. Недостатки специальности:

  • не всегда есть творческое вдохновение;
  • у некоторых драматургов иногда отмечается зависимость от алкоголя, потребления табака, наркотических и психотропных веществ;
  • частые депрессии и перепады настроения: творческие люди подвержены постоянным изменениям, ранимости, поэтому в случае неудач они впадают в уныние;
  • отсутствие стабильного заработка;
  • большая конкуренция на должность.

У сценариста большой выбор мест для трудоустройства. Но конкуренция на вакантное место большая. В обязанности специалиста входят:

  • разработка идей для фильмов, театральных постановок, различных мероприятий;
  • формирование и подготовка необходимого контента;
  • создание сценариев для видео;
  • написание рекламных статей или материала для журналов.

Иногда сценаристы принимают участие в создании фильмов, сериалов, на ходу разрабатывают новые действия для героев.

Задачи драматурга-сценариста

Планирование действий и характера персонажей в фильме — самая важная часть в произведении, а сценарий создает основу для картины. Невозможно снять фильм, сериал или поставить пьесу в театре без сценариста. Задачи сценария:

  1. Постановка основной идеи и правильное ее донесение до зрителя.
  2. Помощь для режиссера в координировании всей работы.
  3. Определение ресурсов для картины.
  4. Сценарий показывает план действия произведения.

Для больших картин, как правило, нанимаются уже готовые и сработанные команды, состоящие из режиссера, сценариста, оператора, звукооператора. Они проще и быстрее остальных способны снять картину с интересным сюжетом.

После написания сценария режиссер внимательно читает его. Текст содержит информацию о героях произведения, местах действия картины, диалогах. Режиссер представляет сцены действий в голове и оценивает вероятность их использования. При прочтении сценария он также должен видеть общую картину развития событий. При нескладности некоторых действий режиссер меняет части текста, а иногда и вовсе просит сценариста переделать его.

Перед написанием сценария режиссер встречается со съемочной группой и обговаривает общую картину фильма, сериала, ее суть. Сценаристу будет предложен эскиз, на основе которого необходимо написать работу. Он должен думать и представлять, что хочет режиссер сказать своим произведением.

После написания основного сценария и его утверждения режиссер разрабатывает свой расширенный план, в котором описан тип каждого кадра. В нем также может быть список вопросов и поручений к съемочной группе.

Для некоторых картин готовят длинные и сложные сценарии. Чтобы его упростить, используют аббревиатуры, которыми пользуются сценаристы.

На этапе, когда готова основная идея, она должна быть преобразована в простую и понятную каждому зрителю конструкцию. Именно таким правилом пользуются сценаристы фильмов, сериалов, театральных постановок.

Без сценариста невозможно создать картины для телевидения, кинотеатров и театров. У него одна из главнейших ролей в съемке произведения. В паре с режиссером сценаристы могут создать интересную картину с глубоким смыслом.

Кому подходит работа

Не каждому подходит профессия драматурга. Чаще ее выбирают абитуриенты с отличным знанием русского языка и литературы. Драматурги должны обладать некоторыми качествами:

  1. Креативность.
  2. Яркое мышление.
  3. Коммуникабельность.
  4. Литературный талант.
  5. Уметь нестандартно мыслить и видеть ситуации с разных сторон.
  6. Способность к работе в команде.
  7. Богатый жизненный опыт.
  8. Быстрое обучение.
  9. Высокий интеллект.
  10. Активная жизненная позиция.
  11. Внимательность.
  12. Усидчивость.
  13. Упорство.
  14. Уметь разбираться в психологии людей.
  15. Умение использовать чужой опыт.

Сценарист должен быть начитан и знать основы драматургии. Но теоретических знаний будет недостаточно. Необходимо интересоваться и разбираться в кинематографе, театральном искусстве и телевизионном производстве.

Работа над сценарием — это всегда поглощение большого количества информации по необходимой теме. Драматурги должны широко мыслить и проявлять интерес к людям и жизни в целом.

Читайте также:
Тема добра и зла в романе “Мастер и Маргарита” М. Булгакова: сочинение

Хорошие сценаристы обладают писательским навыком в совершенстве, внимательны к мелочам и нацелены на качественный результат своего произведения.

Сочинение: А.П.ЧЕХОВ Новаторство в драматургии

А. П. Чехов известен во всем мире не только как писа­тель-прозаик, умеющий на нескольких страницах своих коротких рассказов уместить целую человеческую жизнь, но и как замечательный драматург-новатор.

А. П. Чехов всегда очень остро чувствовал время, в которое ему довелось жить, и переломное состояние мира и человека в этот критический период. Находясь в постоян­ном поиске особых художественных приемов и принципов для их воплощения, Чехов был уверен, что “никаких сю­жетов не нужно. В жизни нет сюжетов, в ней все смеша­но — глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагичес­кое со смешным. Нужны новые формы, новые формы. ” И в театре, считал Чехов, все должно быть так же просто и в то же время сложно, как в реальной жизни.

Пристально вглядываясь в обыденное существование обычных людей, Чехов видел их красоту и значительность, но не во внешнем поведении и отношениях, а во внутрен­нем их мире. Именно поэтому “новые формы” действия в драме должны отобразить потаенные, скрытые, часто не осознаваемые самими героями душевные движения.
[sms]

Чеховская драма стала новым явлением в русском искусстве. Особенно это можно сказать о последней пьесе Чехова, вершине его драматургии — “Вишневом саде”, в котором все герои охвачены беспокойством, жаждой пере­мен, но при чтении которой нас не покидает светлое лири­ческое настроение.

В пьесе “Вишневый сад” драматург не только освещает, но и предполагает дальнейшую судьбу трех сословий, сло­жившихся или только формирующихся к концу XIX — началу XX века. Дворянство к этому времени уже изживало себя, разорялось, расслаивалось, теряло прочные осно­вы своего существования. На смену ему приходит новая сила — буржуазия, но Чехов не сомневается, что это вре­менно, ненадолго, поскольку подрастающее поколение вол­нуют уже совсем иные идеи, привлекают другие ценности, и это является залогом построения новой, молодой, цветущей России.

Сюжет пьесы чрезвычайно прост, здесь нет эффектных ситуаций, острой завязки. Желая приблизить театраль-ную постановку к реальной жизни, Чехов отказался от ненужных деталей и подробностей и гордился тем, что “в пьесе нет ни одного выстрела”. Внутренний мир человека, его психологию великий драматург сумел показать с помо­щью только речи персонажей, скупых, но емких ремарок. В пьесе “Вишневый сад” герои не вступают в ожесто­ченную борьбу друг с другом, хотя являются потенциаль­ными противниками, пока решается вопрос, кому же дос­танется вишневый сад. Чехов мастерски создает ситуацию, когда открытая вражда между действующими лицами, ко­торые не только являются представителями разных со­словий, но и обладают несхожими взглядами на жизнь, невозможна. Каждый здесь переживает свою драму, и ник­то никому не может помочь, так же как никто никого не может и погубить. Почти все герои оказываются беспо­мощными перед действительностью. Однако, несмотря на отказ делить действующих лиц своей пьесы на положи­тельных и отрицательных, “добрых” и “злых”, Чехов стро­ит свое творчество на глубоком и сочувственном понима­нии каждого отдельного человека, умело находит почти во всех своих героях доброе, человеческое начало. И это на­талкивает читателей на мысли о красоте жизни вообще, о богатстве человеческой души.

Замечательные пьесы А. П. Чехова до сих пор не схо­дят со сцен театров, и не зря их каждая новая постановка собирает полные залы, вызывает споры и волнующие мыс­ли о жизни, назначении человека. А вызвано это тем, что люди новых поколений встречаются в чеховских пьесах с близкими и актуальными проблемами, герои драматичес­ких произведений вдруг становятся нашими помощника- ми или противниками. И поиски высшего смысла жизни, и верность долгу, и страстные порывы чувств, и обманутые надежды — все это можно найти на страницах бессмерт­ных чеховских пьес.[/sms]

Сочинение по тексту из демоверсии 2019

Номер задания теперь 27. Изменены критерии оценивания сочинения K2 и K4.

(1) Мой отец и исправник были поражены тем, что нам пришлось переночевать в доме Селивана, которого все в округе считали колдуном и разбойником и который, как мы думали, хотел нас убить и воспользоваться нашими вещами и деньгами.

(2) Кстати, о деньгах. (3) При упоминании о них тётушка сейчас же воскликнула:

– Ах, боже мой! (4)Да где же моя шкатулка?

(5)В самом деле, где же эта шкатулка и лежащие в ней тысячи? (6)Её, представьте себе, не было! (7)Да, да, её-то одной только и не было ни в комнатах между внесёнными вещами, ни в повозке – словом, нигде. (8)Шкатулка, очевидно, осталась там, на постоялом дворе, и теперь – в руках Селивана.

– (9)Я сейчас скачу, скачу туда. (10)Он, верно, уже скрылся куда- нибудь, но он от меня не уйдёт! – говорил исправник. – (11)Наше счастье, что все знают, что он вор, и все его не любят: его никто не станет скрывать.

Читайте также:
Проблема одиночества в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита: сочинение

(12)Но только исправник опоясался своей саблей, как вдруг в передней послышалось между бывшими там людьми необыкновенное движение, и через порог в залу, где все мы находились, тяжело дыша, вошёл Селиван с тётушкиной шкатулкой в руках.

(13)Все вскочили с мест и остановились как вкопанные.

– (14)Забыли, возьмите, – глухо произнёс Селиван.

(15)Более он ничего сказать не смог, потому что задыхался от непомерно скорой ходьбы и, должно быть, от сильного внутреннего волнения.

(16)Он поставил шкатулку на стол, а сам, никем не прошенный, сел на стул и опустил голову и руки.

(17)Шкатулка была в полной целости. (18)Тётушка сняла с шеи ключик, отперла её и воскликнула:

– Всё, всё как было!

– (19)Сохранно. – тихо молвил Селиван. – (20)Я всё бёг за вами. (21)Хотел догнать. (22)Простите, что сижу перед вами. (23)Задохнулся.

(24)Отец первый подошёл к нему, обнял его и поцеловал в голову.

(25)Селиван не трогался.

(26)Тётушка вынула из шкатулки две сотенные бумажки и стала давать их ему в руки.

(27)Селиван продолжал сидеть и смотреть, словно ничего не понимал.

– (28)Возьми то, что тебе дают, – сказал исправник.

– (29)За что? (30)Не надо!

– (31)За то, что ты честно сберёг и принёс забытые у тебя деньги.

– (32)А то как же? (33)Разве надо нечестно?

– (34)Ну, ты хороший человек. (35)Ты не подумал утаить чужое.

– (36)Утаить чужое. – (37)Селиван покачал головою. – (38)Мне не надо чужого.

(39)И он встал с места, чтобы идти назад к своему опороченному дворишку, но отец его не пустил. (40)Он взял его к себе в кабинет и заперся там с ним на ключ, а потом через час велел запрячь сани и отвезти его домой.

(41)Через день об этом происшествии знали в городе и в округе, а через
два дня отец с тётушкою поехали в Кромы и, остановившись у Селивана, пили в его избе чай и оставили его жене тёплую шубу. (42)На обратном пути они опять заехали к нему и ещё привезли ему подарков: чаю, сахару и муки.

(43)Он брал всё вежливо, но неохотно и говорил:

– На что? (44)Ко мне теперь, вот уже три дня, всё стали люди заезжать. (45)Пошёл доход. (46)Щи варили. (47)Нас не боятся, как прежде боялись.

(48)Когда меня повезли после праздников в пансион, со мною опять была к Селивану посылка. (49)Я пил у него чай и всё смотрел ему в лицо и думал: «Какое у него прекрасное, доброе лицо! (50)Отчего же он мне и другим так долго казался пугалом?»

(51)Эта мысль преследовала меня и не оставляла в покое. (52)Ведь это тот же самый человек, который всем представлялся таким страшным, которого все считали колдуном и злодеем. (53)Отчего же он вдруг стал так хорош и приятен?

(54)В дальнейшие годы моей жизни я сблизился с Селиваном и имел счастье видеть, как он для всех сделался человеком любимым и почитаемым.

* Николай Семёнович Лесков (1831–1895) – русский писатель, драматург, автор известных романов, повестей и рассказов.

Данный текст также был использован на реальном ЕГЭ в этом году.

Читая текст Н.С.Лескова, я вспоминаю стихотворение Н.Заболоцкого: «… что есть красота и почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором красота, или огонь, мерцающий в сосуде?» В связи с этим я могу утверждать, что в тексте Лескова поставлена проблема внутренней красоты человека.

Героем в данном эпизоде является Селиван, который долгое время всем казался «пугалом», «колдуном и разбойником». Никто не видит в нём ничего хорошего и красивого, наоборот, обвиняют несчастного во всех грехах. Когда обнаружилась пропажа шкатулки, сразу же решили, что именно Селиван похитил её, ведь «все знают, что он вор…». Как ошибочно бывает мнение о человеке! И когда Селиван со шкатулкой в руках появился на пороге, это вызвало шок и недоумение. Это совершенно перевернуло мнение окружающих о нём. Это высказано словами рассказчика: ««Какое у него прекрасное, доброе лицо!». Вряд ли он изменился внешне, но внутренняя красота была очевидна. Н.С.Лесков хотел показать на данном примере, что честные поступки и доброжелательное отношение к людям – это и есть то, что делает человека красивым. В этом и заключается авторская позиция.

Невозможно не согласиться с мнением писателя, потому что все положительные образы величайших произведений литературы обладают внутренней красотой. Наташа Ростова, Татьяна Ларина, Соня Мармеладова – каждая из них не отличается внешней привлекательностью, но прекрасны их душевные порывы: любовь к ближним, честность в отношениях, стремление к идеалу. Тот человек, который сможет разглядеть такую красоту, станет поистине счастливейшим, так как будет «обожествлять» её и черпать в ней безграничную радость. Как, например, происходит с Петром Гринёвым из «Капитанской дочки» А.С.Пушкина.

В заключение хочется сказать: нет ничего красивее человека, в котором светится «мерцающий огонь» доброжелательности и честности.

Как формируется драматург: сочинение

ОСТРОВСКИЙ КАК МАСТЕР ДРАМАТУРГ

Читайте также:
«Настоящий писатель — то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди» (по повести Булгакова «Собачье сердце»): сочинение

Островский выступил со своими пьесами на переломе от 40-х к 50-м годам. Это был критический драматург период в истории русской сцены, когда она оказалась заполненной или напыщенными трагедиями, или водевилями и чувствительными мелодрамами, частично заимствованными с Запада. Собственно русского, народного театра, который бы широко отображал быт России, не было.

Что же дал русской драматургии Островский?

Островский выступил в своих пьесах прежде всего как первоклассный художник-реалист. Превосходно зная русский быт, в особенности быт купечества, Островский перенёс на сцену русскую жизнь во всей её самобытности и естественности. Семейная жизнь купцов с её деспотизмом и самодурством, грубость и невежество в общественном и домашнем быту, бесправное положение женщины, обрядовая сторона жизни, предрассудки и суеверия, народный говор – всё это отразилось в бытовых пьесах Островского настолько правдиво и ярко, что театральный зритель как бы ощущал на сцене самую атмосферу русской жизни.

Окончательно порвав с шаблонами классицизма и романтизма и сделав свои многочисленные произведения «пьесами жизни», ОстроЕский довершил в драматургии дело Фонвизина, Грибоедова, Пушкина и Гоголя и навсегда утвердил в России торжество реалистической драмы.

Не следует забывать, что Островский описывал жизнь не только купцов. Мы видим в его пьесах и чиновников, и приказчиков, и свах, и актёров, и коммерсантов новой формации, и дворян, и бедных тружеников-интеллигентов, и генералов, и крестьян и т. д. Это целая энциклопедия быта и нравов эпохи со всеми их положительными и отрицательными сторонами.

Возврат к ходульной трагедии и чувствительной методраме после реалистических пьес Островского стал уже невозможен.

Мастерство реалиста сказывается у Островского и в языке его пьес, характеризующем изображаемую среду.

Вспомните, какими приёмами охарактеризованы Манилов, Собакевич, Плюшкин и Чичиков в поэме Гоголя «Мёртвые души» или Обломов в романе Гончарова «Обломов».

Речь каждого персонажа служит одним из важных приёмов типизации и в произведениях эпического жанра. Но в романах автор располагает разнообразными средствами характеристики героев, до прямой авторской характеристики включительно . В пьесе же авторская речь отсутствует. Поэтому язык персонажей в ней является главнейшим средством их типизации. Действующие лица пьесы, как разъясняет Горький, «создаются исключительно и только их речами». Герой пьесы должен говорить так, как говорил бы человек его характера, образа мыслей, настроений, культурного уровня и общественного положения или профессии. Следовательно, образ героя в пьесе только тогда может получиться типичным и выразительным, когда речь его типична для этого образа.

В пьесах Островского более тысячи действующих лиц, и каждое из них говорит языком, соответствующим своему духовному облику и профессии. Так, лирически окрашенный язык Катерины в пьесе «Гроза» не имеет ничего общего с грубой, отрывистой речью Дикого. А речь Дикого в свою очередь значительно отличается от речи другого самодура – Гордея Торцова («Бедность не порок»), увлекающегося внешней, показной стороной культуры и употребляющего такие «иностранные» слова, как небель, шемпанское, фицианты и т. п.

Умелая индивидуализация речи героев характеризует Островского как замечательного мастера диалога. Достаточно прочитать или прослушать разговор Кабановой, Тихона и Катерины в третьем явлении второго действия или разговор Дикого с Кулигиным во втором явлении четвёртого действия, чтобы убедиться в этом. Различие речи действующих лиц в этих диалогах дано так выразительно и отчётливо, что характер каждого героя делается понятным без всяких разъяснений.

Необходимо отметить в пьесах Островского и искусное использование языковых богатств народной поэзии: песен, пословиц, поговорок и т. п.

Вспомним, например, песни Кудряша в третьем действии драмы «Гроза». Пословицы Островский использует даже в заглавиях пьес: «Не так живи, как хочется», «Не в свои сани не садись», «Свои люди – сочтёмся», «Бедность не порок», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Старый друг лучше новых двух» и т. п.

Верность и меткость народного языка Островского отмечены были уже Добролюбовым.

Оценивая замечательное языковое мастерство Острозского, Горький назвал его «чародеем слова».

Задаче реалистического изображения действительности служит и композиция пьес Островского. Действие его пьес развёртывается обычно медленно, спокойно, в соответствии с тем устойчивым, малоподвижным бытом, который в них изображается. Драматических эффектов в виде выстрелов, самоубийств, переодеваний и т. п. Островский избегает. Самоубийство Катерины в драме «Гроза» нужно рассматривать не как сценический приём, усиливающий впечатление от пьесы, а как драматический финал, подготовленный всем ходом событий.

Очень важным свойством пьес Островского является элемент комического, искусно используемый драматургом. Проявляется он у Островского в разных формах: то как юмор, согретый теплотой и сочувствием, при изображении маленьких, забитых жизнью, честных людей, невольных жертв общественного неравенства, то как обличительный, сатирический смех, направленный против деспотизма самодуров, беззастенчивости и безжалостности хищников, развращённости дворянства и т. п. Сатирическую направленность пьес Островского глубоко вскрыл Добролюбов.

В своих статьях, посвященных Островскому, великий критик разъяснил, насколько эго было возможно в рамках царской цензуры, какое важное идейное значение имел смех Островского, направленный на обличение различных сторон «тёмного царства».

Драматургия Островского – сложное явление, впитавшее в себя опыт целого ряда русских и западноевропейских драматургов, творчество которых внимательно изучал Островский.

Читайте также:
Шариков и шариковщина (по повести М. Булгакова Собачье сердце): сочинение

Важнейшее достоинство творчества Островского – глубокий реализм, выразившийся в широком, правдивом освещении русского быта, в создании множества типичных образов из различных общественных классов, в замечательной характеристике изображаемой среды и естественности построения пьес.

Как правильно писать сочинения: с чего начать, структура сочинений

Как писать сочинения разных типов, преодолеть страх чистого листа и что делать, если ребёнок не любит сочинительство.

Сочинение — это рассуждение на заданную тему, изложение своих эмоций и мыслей в тексте. В школе сочинения пишут с начальных классов — сначала это описания картин или вида из окна. В средней школе подросткам предлагают проанализировать литературные произведения и порассуждать на вечные темы: дружба и любовь, жизнь и смерть, выбор профессии. Школьники пишут сочинения не только по литературе, но и по истории, обществознанию и иностранным языкам.

Хорошее владение письменной речью незаменимо не только в учёбе — в дальнейшем этот навык может стать конкурентным преимуществом в работе и даже основным источником заработка (журналистика, копирайтинг, ведение блога).

В этой статье вы найдёте пошаговое руководство по написанию сочинений разных типов, а также универсальные приёмы и советы, которые помогут вашему ребёнку создавать лаконичные и интересные тексты.

С чего начать писать сочинение

Страх чистого листа — первая проблема, с которой сталкивается ребёнок при написании текста. Вступление — ответственная и довольно непростая часть работы над сочинением. Выполнение действий, изложенных ниже, упростит ребёнку эту задачу.

Шаг 1. Обдумайте тему

Прежде всего необходимо понять, о чём требуется рассказать в тексте. Предложите ребёнку устно поразмышлять над заданной темой сочинения. Если она сформулирована слишком обширно, помогите конкретизировать её и сформулировать мысли, подходящие данной тематике.

Шаг 2. Изучите контекст

Часто для написания сочинения могут потребоваться дополнительные сведения. Например, если сочинение задано по мотивам литературного произведения, убедитесь, что ребёнок не только прочитал его, но и представляет себе личность автора и эпоху, в которую он творил. Эта информация послужит поводом для размышлений, которые можно отразить в сочинении.

Структура сочинения

Любое сочинение состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении читателя обычно знакомят с темой. Как правило, оно занимает не более 20% текста. В основной части заявленная тема должна быть раскрыта и разъяснена. В заключении подводятся итоги. Его объём не должен превышать объём вступления.

Однако в зависимости от типа сочинения, его структура будет отличаться. На школьных уроках литературы встречаются три основных вида сочинений, каждый из которых преследует свои цели и требует индивидуального подхода.

Как писать сочинение-описание (характеристика)

Сочинение-описание предполагает изображение каких-либо явлений, их признаков, рассуждение о них. Темой описания могут быть внутренние и внешние портреты персонажей, предметы живописи, природа и так далее.

Примеры тем таких сочинений: «Образ Григория Печорина в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”», «Картина А.К. Саврасова “Грачи прилетели”», «Природа поздней осенью».

План сочинения-описания лучше всего строить по следующей модели:

  1. Представление предмета сочинения. Если сочинение о реальном человеке, то ученику необходимо написать, кто этот человек, когда жил и чем прославился, если о персонаже — обозначить его роль в сюжете.
  2. Основные признаки предмета сочинения. Во второй части следует рассказать о внешности и характере человека или персонажа либо описать признаки предмета или явления. Важно, чтобы ребёнок не просто перечислил свойства, но выделил особенности, которые отличают предмет описания, рассказал, как они проявляются и на что влияют.
  3. Мнение учащегося о предмете сочинения. Ученик может рассказать, какие ощущения и ассоциации вызывает у него предмет, изложить любые мысли на заданную тему. Можно провести параллели с литературными произведениями и событиями из жизни.
    В конце этой части следует выразить личное отношение к предмету описания. Если ребёнку не нравится герой, персонаж или событие, он имеет полное право написать об этом. Главное — аргументировать свою позицию, то есть объяснить, почему.
  4. Заключение. Последняя часть сочинения-описания должна содержать краткий вывод из вышеизложенного. Помогите ребёнку ответить на вопрос: какое значение для жизни или сюжета имеют индивидуальные особенности предмета сочинения.

Как писать сочинение-повествование

Повествование предполагает рассказ о событиях в их временной последовательности. Например: «Блокада Ленинграда», «Как я провёл лето», «Весёлый случай из моей жизни».

Чтобы подготовить ребёнка к работе над повествованием, обсудите с ним тему и убедитесь, что он владеет достаточной информацией о ней. Если необходимо, воспользуйтесь интернетом, чтобы восполнить пробелы в знаниях. Затем попросите ребёнка рассказать историю, которую он собирается перенести на бумагу. Этот устный рассказ и станет основой для сочинения.

План сочинения-повествования соответствует классической структуре литературного произведения:

  1. Вступление. Для начала ученику требуется кратко обозначить время и место событий, о которых пойдёт речь.
  2. Завязка. Начало действия. Здесь даются краткие характеристики героев предстоящего рассказа и описываются события, предшествующие кульминации.
  3. Кульминация. Развитие действия приводит к главному событию повествования. Это должен быть самый напряжённый и яркий момент рассказа, то, ради чего всё писалось.
  4. Развязка. Финал истории. Описание событий, последовавших за кульминацией: к чему привели действия героев и чем всё закончилось.
  5. Заключение. В конце ученик может порассуждать о том, какие выводы он сделал из данной истории, и выразить своё отношение к героям и их поступкам.
Читайте также:
Первое прочтение романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Как писать сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение предполагает изложение собственных мыслей на заданную тему. Это может быть отзыв о прочитанной книге, рассказ о своём отношении к общественному явлению и тому подобное. Для написания рассуждения важно рассмотреть проблему с разных сторон и сделать выводы. Примеры: «Что такое дружба», «Как общество влияет на человека», «Что я понял, прочитав рассказ А.П. Чехова “Человек в футляре”».

Перед началом работы над сочинением-рассуждением попробуйте подискутировать с ребёнком на заданную тему, пусть он выразит своё отношение к ней и объяснит, почему считает именно так, а не иначе. Из этих обсуждений, а возможно, и споров, ребёнок сможет составить материал для работы.

Структура у сочинения-рассуждения:

  1. Вступление (тезис). Начиная рассуждение, ученик должен выразить своё отношение к проблеме, обозначенной в теме. Удобнее всего сделать это двумя способами:
    • начать сочинение-рассуждение с цитаты, которая отвечает заданной теме, и прокомментировать её, выразив своё согласие или несогласие;
    • если тезис уже заявлен в теме, например «Красота спасёт мир», можно задать встречный вопрос: «Почему. », «Действительно ли. ».
  1. Аргументы. В основной части работы школьнику нужно убедить читателя согласиться со своей точкой зрения. Для этого можно использовать собственный опыт, цитаты из литературы, мнения экспертов, данные статистики и так далее. Чем убедительнее и разнообразнее будут аргументы — тем лучше.
    Если тема сочинения достаточно спорная, стоит рассмотреть альтернативную точку зрения и привести контраргументы: «С другой стороны…», «Существует и другое мнение…».
  1. Заключение. В финале нужно чётко и лаконично подытожить вышеизложенное: описать, какое значение имеет поставленная проблема для общества, что можно и нужно сделать для её решения.

Особенности сочинений на ОГЭ и ЕГЭ

Сочинение является обязательной частью государственных итоговых аттестаций — ОГЭ и ЕГЭ. На ОГЭ школьников ждут небольшие сочинения-рассуждения. Одиннадцатиклассникам же предстоит написать итоговое сочинение для допуска к единому государственному экзамену. Кроме того, сочинения включены в ЕГЭ по русскому языку, литературе, обществознанию и истории.

Отличия сочинения от эссе и изложения

Сочинения часто путают с эссе, однако эти виды работ различаются целью, структурой и стилистикой написания.

Школьное сочинение предполагает довольно жёсткую структуру, обязательную аргументацию авторской позиции и сдержанный, повествовательный тон. Задача сочинения — научить школьника формулировать на письме свои впечатления, излагать мысли в логической последовательности, анализировать художественную литературу, делать выводы и обобщения.

Эссе — это художественное произведение, отражающее субъективную позицию автора по поводу некого события, проблемы или явления. Его структура может быть произвольной, мнение автора не обязательно подкреплено аргументами, а в тексте могут использоваться любые средства художественной выразительности, включая риторические вопросы и фразеологизмы. Кроме того, эссе не обязательно заканчивается выводом.

С сочинением не стоит путать и изложение. Оно представляет собой письменный пересказ текста, сжатую и сокращённую интерпретацию услышанного или прочитанного и не предполагает рассуждений. Задача изложения — проверить, насколько хорошо ученик способен запоминать и воспроизводить полученную информацию.

Почему писать сочинения полезно

  • Сочинения учат размышлять. Для написания текста приходится много анализировать, искать информацию в книгах и интернете, обобщать свой или чужой жизненный опыт.
  • Сочинения учат находить нужные факты, проверять и сопоставлять их.
  • Сочинения развивают логическое мышление. Тексты имеют структуру, все части которой должны быть связаны главной мыслью. Отслеживание логики повествования — важный навык, который пригодится потом и в студенчестве, и в работе.
  • Сочинения пробуждают творческое начало. Писать по шаблону — скучно и вредно. Чтобы написать нечто по-настоящему интересное, придётся проявить фантазию. Любители сочинений в школе в будущем нередко становятся писателями.

Как полюбить писать сочинения

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок не просто научился писать шаблонные сочинения, но почувствовал вкус к литературному творчеству — предлагаем несколько простых советов.

Предложите ребёнку завести личный дневник или блог. Пусть он попробует описывать интересные события своей жизни, встречи с людьми, впечатления от книг и фильмов, рассуждения о том, что его беспокоит. Такие записи тоже своего рода сочинения, они помогут научиться анализировать и грамотно строить предложения.

Прививайте ребёнку любовь к чтению книг, особенно классики — это огромное подспорье для тех, кто хочет научиться правильно писать сочинения. Книги расширяют словарный запас, учат красиво и грамотно строить предложения, развивают воображение и заставляют думать. От книги будет больше эффекта, если после прочтения ребёнок напишет на неё отзыв. Это не только дополнительная практика, но и возможность как следует «переварить» полученную информацию.

Запишите ребёнка в литературный кружок. Есть школы писательского мастерства, литературные клубы, журналистские кружки и молодёжные газеты, в которых учат писать красиво и грамотно. Часто такие коллективы посылают своих авторов на творческие конкурсы — интересные задания и призы помогут пробудить у ребёнка интерес к сочинительству.

Что такое драматургия: определение и примеры произведений

Что такое драматургия? Ответ на этот вопрос будет зависеть от контекста, в котором это слово было употреблено. Прежде всего это род литературы, предназначенный для сценических постановок, подразумевающий взаимодействие персонажей с внешним миром, которому сопутствует пояснение автора.

Читайте также:
Нравственно-философская проблематика произведений М. А. Булгакова: сочинение

Драматургия представляет собой также произведения, которые строятся по единому принципу и законам.

Особенности драматургии

  • Действие должно происходить в настоящем времени и стремительно развиваться на одном и том же месте. Зритель становится свидетелем и должен находиться в напряжении и сопереживать происходящему.
  • Постановка может охватывать временной отрезок в несколько часов и даже лет. Однако действие не должно длиться более суток на сцене, так как ограничено возможностями зрительского просмотра.
  • В зависимости от хронологии произведения драма может состоять из одного или нескольких актов. Так, литература французского классицизма обычно представлена 5 актами, а для испанской драматургии характерны 2 акта.
  • Все действующие лица драмы делятся на две группы – антагонистов и протагонистов (также могут присутствовать внесценические персонажи), а каждый акт является поединком. Но автор не должен поддерживать чью-либо сторону – зритель может только догадаться по намекам из контекста произведения.

Конструкция драмы

В драме есть сюжет, фабула, тема и интрига.

  • Сюжет – это конфликт, взаимосвязь персонажей с событиями, которые включают, в свою очередь, в себя несколько элементов: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, спад действия, развязку и финал.
  • Фабула – это связанные между собой реальные или вымышленные события во временной последовательности. И сюжет, и фабула являются повествованием о событиях, но фабула представляет собою только факт произошедшего, а сюжет – причинно-следственную связь.
  • Тема – это ряд событий, образующих основу драматического произведения, которые объединяет одна проблема, то есть то, над чем автор хотел, чтобы зритель или читатель задумался.
  • Драматическая интрига – это взаимодействие персонажей, которое влияет на ожидаемый ход событий в произведении.

Элементы драмы

  • Экспозиция – изложение текущего положения дел, которое дает начало конфликту.
  • Завязка – завязывание конфликта либо предпосылки к его развитию.
  • Кульминация – высшая точка конфликта.
  • Развязка – переворот или крушение главного персонажа.
  • Финал – разрешение конфликта, которое может окончиться тремя вариантами: конфликт разрешен и имеет счастливый финал, конфликт не разрешен или конфликт разрешен трагически – смерть главного героя либо любой другой вывод героя из произведения в финале.

На вопрос «что такое драматургия» теперь можно ответить и еще одним определением – это теория и искусство построения драматического произведения. Оно должно полагаться на правила построения сюжета, иметь замысел и основную мысль. Но в ходе исторического развития менялась драматургия, жанры (трагедия, комедия, драма), ее элементы и выразительные средства, что разделило историю драматургии на несколько циклов.

Зарождение драматургии

Впервые о зарождении драматургии свидетельствовали настенные надписи и папирусы в эпоху Древнего Египта, в которых также присутствовали завязка, кульминация и развязка. Жрецы, обладавшие знаниями о божествах, влияли на сознание египетского народа именно благодаря мифам.

Миф об Исиде, Осирисе и Горе представлял своего рода Библию для египтян. Далее свое развитие драматургия получила в Древней Греции в 5-6-м веке до н. э. В древнегреческой драматургии зарождается жанр трагедии. Сюжет трагедии выражался в противопоставлении доброго и справедливого героя – злу. Финал заканчивался трагической гибелью главного героя и должен был вызвать сильные переживания у зрителя для глубокого очищения его души. Этому явлению есть определение – катарсис.

В мифах преобладала военная и политическая тематика, так как трагики того времени и сами не раз участвовали в войнах. Драматургия Древней Греции представлена следующими известными писателями: Эсхилом, Софоклом, Еврипидом. Помимо трагедии возродился и жанр комедии, в которой Аристофан сделал главной тему мира. Люди устали от войн и беззакония властей, поэтому требуют мирной и спокойной жизни. Комедия зародилась из шуточных песен, которые были порою даже фривольными. Гуманизм и демократия являлись основными идеями в творчестве комедиографов. Наиболее известными трагедиями того времени можно назвать пьесы «Персы» и «Прикованный Прометей» Эсхила, «Царь Эдип» Софокла и «Медея» Еврипида.

На развитие драматургии во 2-3-м веке до н. э. оказывают влияние древнеримские драматурги: Плавт, Теренций и Сенека. Плавт сопереживал низшим слоям рабовладельческого общества, высмеивал жадных ростовщиков и торговцев, поэтому, взяв за основу древнегреческие сюжеты, он дополнял их рассказами о тяжелом бытии обычных граждан. В его произведениях было много песен и шуток, автор пользовался популярностью у современников и впоследствии оказал влияние на европейскую драматургию. Так, его знаменитую комедию «Клад» взял за основу Мольер при написании своего произведения «Скупой».

Теренций – представитель более позднего поколения. Он не делает упор на выразительные средства, а больше углубляется в описание психологической составляющей характера героев, а темами для комедий становятся бытовые и семейные конфликты между отцами и детьми. Его знаменитая пьеса «Братья» как раз отражает наиболее ярко эту проблему.

Еще один драматург, внесший большой вклад в развитие драматургии, – Сенека. Он был воспитателем Нерона, императора Рима, и занимал при нем высокое положение. Трагедии драматурга всегда развивались вокруг мести главного героя, толкавшей его на страшные преступления. Историки объясняют это кровавыми бесчинствами, которые происходили тогда в императорском дворце. Произведение Сенеки «Медея» позже оказало влияние на западноевропейский театр, но, в отличие от «Медеи» Еврипида, царица представлена отрицательным персонажем, жаждущим мести и не испытывающим никаких переживаний.

Читайте также:
Вера в человека и ее воплощение в одном из произведении русской литературы.: сочинение

На смену трагедиям в императорскую эпоху приходит еще один жанр – пантомима. Это танец, сопровождающийся музыкой и пением, который исполнял обычно один актер с заклеенным ртом. Но еще большей популярностью пользовались цирковые постановки в амфитеатрах – гладиаторские бои и состязание колесниц, которые повлекли за собой упадок нравов и распад Римской империи. Драматурги впервые наиболее приближенно представили зрителям, что такое драматургия, но театр был уничтожен, а драма возродилась снова только спустя полутысячелетний перерыв в развитии.

Литургическая драма

После распада Римской империи драматургия вновь возрождается только в 9-м веке в церковных обрядах и молитвах. Церковь, чтобы привлечь как можно больше людей к богослужению и контролировать народные массы через поклонение Богу, внедряет небольшие зрелищные постановки, такие как воскресение Иисуса Христа или другие библейские рассказы. Так развивалась литургическая драма.

Однако люди собирались ради представлений и отвлекались от самой службы, вследствие чего возникла полулитургическая драма – представления были перенесены на паперти и за основу стали браться житейские сюжеты, основанные на библейских рассказах, более понятных зрителям.

Возрождение драматургии в Европе

Далее свое развитие драматургия получила в эпоху Ренессанса в 14-16-м веке, возвратившись к ценностям античной культуры. Сюжеты из древнегреческих и древнеримских мифов вдохновляют авторов эпохи Возрождения

Именно в Италии стал возрождаться театр, появился профессиональный подход к сценическим постановкам, сформировался такой музыкальный род произведения, как опера, возродились комедия, трагедия и пастораль – жанр драматургии, главной темой которого была сельская жизнь. Комедия в своем развитии дала два направления:

  • ученая комедия, рассчитанная на круг образованных людей;
  • уличная комедия – импровизационный театр масок.

Самыми яркими представителями итальянской драматургии являются Анджело Беолько («Кокетка», «Комедия без заглавия»), Джанджорджо Триссино («Софонисба») и Лодовико Ариосто («Комедия о сундуке», «Неистовый Орландо»).

Английская драматургия укрепляет позиции театра реализма. На смену мифам и мистериям приходит социально-философское осмысление жизни. Родоначальником ренессансной драмы принято считать английского драматурга – Кристофера Марло («Тамерлан», «Трагическая история доктора Фауста»). Свое развитие театр реализма получил при Уильяме Шекспире, который также поддерживал гуманистические идеи в своих произведениях – «Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Отелло», «Гамлет». Авторы этого времени прислушивались к желаниям простого народа, и излюбленными героями пьес были простаки, ростовщики, воины и куртизанки, а также скромные героини, идущие на самопожертвование. Характеры подстраиваются под сюжет, который передавал реалии того времени.

Период 17-18-го веков представлен драматургией эпохи барокко и классицизма. Гуманизм как направление отходит на второй план, и герой чувствует себя потерянным. Идеи барокко разделяют Бога и человека, то есть теперь человеку самому предоставлено влиять на свою судьбу. Основным направлением драматургии барокко является маньеризм (непостоянство мира и шаткое положение человека), который присущ драмам «Фуэнте Овехуна» и «Звезда Севильи» Лопе де Веги и произведениям Тирсо де Молины – «Севильский обольститель», «Благочестивая Марта».

Классицизм противоположен барокко в главной мере тем, что в его основе лежит реализм. Основным жанром становится трагедия. Излюбленная тема в произведениях Пьера Корнеля, Жана Расина и Жана-Батиста Мольера — это конфликт личных и гражданских интересов, чувства и долга. Служение государству – высшая благородная цель для человека. Трагедия «Сид» принесла огромный успех Пьеру Корнелю, а две пьесы Жана Расина «Александр Великий», «Фиваида, или Братья-враги» были написаны и поставлены по совету Мольера.

Мольер был самым популярным драматургом того времени и находился под покровительством царствующей особы и оставил после себя 32 пьесы, написанные в самых разных жанрах. Наиболее значимые из них – «Сумасброд», «Влюбленный доктор» и «Мнимый больной».

В эпоху Просвещения были развиты три направления: классицизм, сентиментализм и рококо, которые оказали влияние на драматургию Англии, Франции, Германии и Италии 18-го века. Несправедливость мира по отношению к обычным людям стала главной темой для драматургов. Высшие сословия делят места с обычным людом. «Просветительский театр» освобождает людей от устоявшихся предрассудков и становится не только развлечением, но и школой морали для них. Приобретает популярность мещанская драма (Джордж Лило «Лондонский купец» и Эдуард Мур «Игрок»), которая освещает проблемы буржуазии, считая их столь же важными, как и проблемы королевских особ.

Готическая драматургия была представлена впервые у Джона Гома в трагедиях «Дуглас» и «Роковое открытие», чьи темы носили семейно-бытовой характер. Французскую драматургию представлял в большей степени поэт, историк и публицист Франсуа Вольтер («Эдип», «Смерть Цезаря», «Блудный сын»). Джон Гей («Опера нищего») и Бертольд Брехт («Трехгрошовая опера») открыли новые направления для комедии – нравоучительную и реалистическую. А Генри Филдинг почти всегда критиковал английскую политическую систему через сатирические комедии («Любовь в различных масках», «Политик из кофейни»), театральные пародии («Пасквин»), фарсы и балладные оперы («Лотерея», «Горничная-интриганка»), после чего был введен закон о театральной цензуре.

Читайте также:
Тема добра и зла в романе “Мастер и Маргарита” М. Булгакова: сочинение

Так как Германия – родоначальница романтизма, немецкая драматургия получила наибольшее развитие в 18-19 веках. Главный герой произведений – идеализированная творчески одаренная личность, противопоставляемая реальному миру. Ф. Шеллинг оказал большое влияние на мировоззрение романтиков. Позже Готхальд Лессинг издает свой труд «Гамбургская драматургия», где он критикует классицизм и продвигает идеи просветительского реализма Шекспира. Иоганн Гете и Фридрих Шиллер создают Веймарский театр и совершенствуют школу актерского искусства. Самыми ярками представителями немецкой драматургии считаются Генрих фон Клейст («Семейство Шроффенштейн», «Принц Фридрих Гомбургский») и Иоганн Людвиг Тик («Кот в сапогах», «Мир наизнанку»).

Расцвет драматургии в России

Активно развиваться русская драматургия начала еще в 18-м веке при представителе классицизма – А. П. Сумарокове, названном «отцом российского театра», чьи трагедии («Чудовищи», «Нарцисс», «Опекун», «Рогоносец по воображению») были ориентированы на творчество Мольера. Но именно в 19-м веке данное направление сыграло выдающуюся роль в истории культуры.

В русских драмах развивались несколько жанров. Это трагедии В. А. Озерова («Ярополк и Олег», «Эдип в Афинах», «Димитрий Донской»), которые отражали общественно-политические проблемы, актуальные в период наполеоновских войн, сатирические комедии И. Крылова («Бешеная семья», «Кофейница) и просветительские драмы А. Грибоедова («Горе от ума»), Н. Гоголя («Ревизор») и А. Пушкина («Борис Годунов», «Пир во время чумы»).

Во второй половине 19-го века реализм прочно закрепил свои позиции в русских драмах, и самым ярким драматургом этого направления стал А. Островский. Его творчество составляли исторические пьесы («Воевода»), драмы («Гроза»), сатирические комедии («Волки и овцы») и сказки. Главным героем произведений был находчивый авантюрист, купец и провинциальный актер.

Особенности нового направления

Период с 19-го по 20-й век знакомит нас с новой драмой, которая представляет собой натуралистическую драматургию. Писатели этого времени стремились передать «настоящую» жизнь, показав самые неприглядные стороны быта людей того времени. Поступки человека определялись не только его внутренними убеждениями, а также повлиявшими на них окружающими обстоятельствами, поэтому главным героем произведения мог быть не один человек, а даже целая семья или отдельная проблема, событие.

Новая драма представляет несколько литературных течений. Их все объединяет внимание драматургов к душевному состоянию персонажа, правдоподобная передача действительности и объяснение всех человеческих поступков с естественнонаучной точки зрения. Именно Генрик Ибсен является основоположником новой драмы, а влияние натурализма наиболее четко проявилось в его пьесе «Привидения».

В театральной культуре 20-го века начинают развиваться 4 основные направления – символизм, экспрессионизм, дадаизм и сюрреализм. Всех основоположников данных направлений в драматургии объединял отказ от традиционной культуры и поиск новых выразительных средств. Метерлинк («Слепые», «Жанна д`Арк») и Гофмансталь («Глупец и смерть»), как представители символизма, в своих пьесах используют смерть и роль человека в обществе как главную тему, а Хуго Балль, представитель дадаистической драматургии, подчеркивал бессмысленность человеческого существования и полное отрицание всех убеждений. Сюрреализм связан с именем Андре Бретона («Пожалуйста»), героям произведений которого свойственны бессвязные диалоги и саморазрушение. Экспрессионистская драматургия наследует романтизм, где главный герой противостоит всему миру. Представителями данного направления в драматургии были – Ган Йост («Молодой человек», «Отшельник»), Арнольт Броннен («Бунт против Бога») и Франк Ведекинд («Ящик Пандоры»).

Современная драма

На рубеже 20-21-го века современная драматургия утратила достигнутые позиции и перешла в состояние поиска новых жанров и выразительных средств. В России сформировалось направление экзистенциализма, а после оно развивалось в Германии и Франции.

Жан-Поль Сартр в его драмах («За закрытыми дверями», «Мухи») и другие драматурги выбирают героем своих произведений человека, который постоянно находится в мыслях о бездумном проживании жизни. Этот страх заставляет его задуматься о несовершенстве окружающего мира и изменить его.

Под влиянием Франца Кафки возникает театр абсурда, который отрицает реалистических персонажей, а произведения драматургов написаны в виде повторяющихся диалогов, непоследовательности действий и отсутствии причинно-следственных связей. Русская драматургия выбирает главной темой общечеловеческие ценности. Она отстаивает идеалы человека и стремится к прекрасному.

Развитие драматургии в литературе напрямую связано с ходом исторических событий в мире. Драматурги разных стран, постоянно находясь под впечатлением от общественно-политических проблем, нередко и сами возглавляли направления в искусстве и таким образом оказывали влияние на народные массы. Расцвет драматургии пришелся еще на эпоху Римской империи, Древнего Египта и Греции, в ходе развития которой изменялись формы и элементы драмы, а тема для произведений то привносила новые проблемы в сюжет, то возвращалась к старым проблемам времен античности. И если драматурги первых тысячелетий уделяли внимание выразительности речи и характеру героя, что наиболее ярко выражено в творчестве у драматурга того времени – Шекспира, то представители современного направления усилили роль атмосферы и подтекста в своих произведениях. Исходя из вышесказанного, можно дать третий ответ на вопрос: что такое драматургия? Это драматические произведения, объединенные одной эпохой, страной или писателем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: