Мысль семейная в русской литературе: сочинение

Мысль семейная в русской литературе

Мысль семейная в русской литературе (по роману Пастернака «Доктор Живаго»)

Семья — идеал, являющийся неотъемлемой частью любой культуры. Именно это подтверждает её вечность. В христианской культуре этот идеал занимает едва ли не центральное место, так как образ семьи — это образ любви, человеческого единства, а тюке веры — веры в жизнь.

В русской литературе образ семьи отобразился во многих произведениях писателей и ХIХ и ХХ века. В ХХ веке, с наступлением нового времени, этот образ рождается в великих произведениях М. Булгакова, Б. Пастернака и других. В романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» образ семьи явился продолжением образа, созданного Л. Н. Толстым в разных произведениях, но прежде всего в романе «Война и мир».

«Мысль семейную» можно назвать одной из основных в романе Пастернака. Главный герой романа доктор Живаго проходит через время, которое можно назвать самым страшным временем новой эпохи. Семья — это самое ценное, что есть у человека в жизни. В романе это высказано тихими поэтическими образами, передающими всю полноту этой удивительной мысли и этого удивительного чувства. Эта мысль и это чувство очень близки и доктору Живаго, и самому Пастернаку, так как Пастернак, создавая образ доктора, вдохнул в него свою душу.

Направляясь в неизвестность, расставшись с прошлым, доктор Живаго проснулся от чувства счастья, которое переполняло его. Чувством счастья было ощущение того, что семья — то единственное и самое ценное, что у него есть, — рядом с ним. Семья есть истинный мир, к которому стремится человек, в котором он живет, и этот мир живет в его душе, открывая красоту и добро человеческого бытия.

Живаго, осознающий ценность и красоту этого мира, вместе с Ларой, образ которой по-своему выражает его идеал, уезжает в Варыкино, укрывая этот святой мир от зла эпохи. В Варыкино не настает покоя, который, казалось бы, не соответствует реальности, но именно в этом великая сила семьи, которая преодолевает смятение и злой вихрь времени, утверждая любовь и добро. Именно любовь — начало семьи. Любовь матери и отца, любовь в семье зажигает в душе человека огонь, который горит в нем всю его жизнь, который в нем должен гореть, несмотря на холод,
который может окружить человека. Это семейное начало, любовь пронес в своей душе доктор Живаго.

Стремление к идеалу в противоборстве со временем сначала с Тоней, потом с Ларой и Мариной было стремлением к любви, к человеческому теплу семьи, к воплощению идеала. Образы матери Юрия Андреевича, Тони, Лары символизируют материнскую любовь в романе. Прнмечтельно, что роман начинается со сцены смерти матери Юрия Андреевича. Эта смерть обозначала и разрыв с прошлым, и начало новой эпохи для Юрия Андреевича. Эта смерть оставила его наедине со временем, но любовь матери, воспоминание о ней сохраняли святой образ семьи в его душе. Божественный образ семьи тем не менее имеет человеческий смысл. Это есть во всем. Это радость, которая у всех в сердцах на елке у Свентицких; это тепло, которое есть родной дом, и само ощущение тепла уже связывается с семьей; это тихий, мягкий свет, который увидел Живаго в окне,- это была свеча — символ души. Живая душа человека, которая хранит любовь, — это тоже семья. Не случайно Пастернак называет главного героя Живаго.

В простой жизни души, в жизни семьи видит автор романа смысл жизни. Это простой человеческий
смысл, несущий в себе идею творения. Стремление к идеалу тоже есть творение. Доктор Живаго, придя к идее, не останавливается, а продолжает творить, и силу ему лае: любовь. В Москве он в числе тех немногих, кто из истинно патриотических, но прежде всего гуманистических соображений остается работать в больнице. На войне, служа месяц, он творит добро. Уехав из Москвы в Юрятин, доктор Живаго работает в больнице. Но началом этого добра все же была семья. Стремление к теплу семьи, к любви и покою — это путь преодоления эпохи, времени, но и путь преодоления зла в себе самом. Судьба Стрельникова может служить трагическим примером. Стрельников, стремясь к добру и красоте, шел путем зла, он пошел вместе со временем, не разобравшись в его сущности.

Любовь и семья есть великий дар человеку, но человек должен его увидеть и суметь его принять. Вернувшись в Москву, доктор Живаго живет один, эпоха разрушила его жизнь, но Марина становится его новой, грустной жизнью, потому грустной, что раны не душе уже не заживут никогда. Семья — это вера в жизнь, которая есть вера в счастье и в самого человека. Вера дает силу человеку, борющемуся с миром войны, холода и злой мощи людей. В романе семья противопоставляется времени. Это противоборство двух на чал есть и в самом человеке, так как время врывается в человеческую душу. Время являет собой разрушение; оно разрушает дом доктора Живаго в Москве, заставляя переселиться в Юрятин.

Читайте также:
Допрос во дворце Ирода Великого: сочинение

Разрушению времени противостоит творение, любовь, скрытые в семье. Проявлением такого творения стали стихи доктора Живаго, написанные им в минуты покоя. Это подтверждает то, что гармония семьи несет в себе исток творчества. Одна удивительная сцена передает атмосферу мира семьи. Эта сцена в доме в Варыкине, когда после тихого, семейного вечера Юрий Андреевич садится за стол и пишет стихи.
«В такие минуты Юрий Андреевич чувствовал, что главную работу совершает не он сам, но то, что
выше его, что находится над ним и управляет им, а именно: состояние мировой мысли и поэзии, и то, что ей предназначено в будущем, следующий по порядку шаг, который предстоит ей сделать в ее историческом развитии». Эти слова раскрывают мысль о единстве божественного и семьи, которая озаряет душу человека светом, силой творения. Поэзия оказывается изменением света, который есть в семье и в человеке, хранящем в своей душе этот идеал.

Вообще весь роман «Доктор Живаго» соткан из поэтических образов, которые выражают то, что не в силах выразить логически высказанная мысль. Красота идеала, которую Пастернак видит в
семье, — спокойная, мудрая, тайная красота, — есть и в природе. Природа гармонична, поэтому она близка семье. Часто природа противопоставляется шуму времени и суете жизни, утратившей цель или основу. Единство людей в семье можно понимать как прообраз единства всех людей. Мысль о семье в романе «Доктор Живаго» — это утверждение красоты и добра, противоборствующих злу времени. Мысль семейная — это внутренний свет произведения и его сила. Это возможный внутренний свет и сила каждого!

Философско-библейские мотивы в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Школьное сочинение

  • 1. “Рукописи не горят” (По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”)
  • 2. Авторская позиция в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Все похожие сочинения (21) ↓

Русская литература XX века выросла из литературы века XIX, в которой значительное место уделялось евангельским мотивам. Но политические события в новой России наложили отпечаток на отношение к религии и церкви. Советское время ознаменовалось, помимо всего прочего, гонениями на церковь и ее служителей, в стране шла бурная антирелигиозная, атеистическая пропаганда, но какой бы методичной и целенаправленной она ни была, она так и не смогла разрушить в сознании людей многовековые традиции их предков. Евангельские мотивы стали ключевыми образами русской литературы XX века. Рожденные бурей революции, они возникали в произведениях самых гнетущих лет, неся людям откровение, веру, надежду.

К евангельским мотивам обращались в своем творчестве А. Блок и Б. Пастернак, А. Ахматова и М. Горький, И. Бунин и Л. Андреев и многие другие. Примечательно, что особое внимание русские писатели уделяли определенным моментам Евангелия — трагическому периоду от Великого понедельника до Пасхи. Чаще всего в их произведениях мы встречаем ссылки на распятие Христа и на дни Его страстей. И все же, несмотря на сходство взятых образов, авторы переосмысливают их по-разному.

В творчестве Михаила Булгакова отразились лучшие традиции отечественной прозы и наиболее высокие идеи мировой литературы. В своих произведениях он затрагивал самые актуальные, самые волнующие и жизненно важные вопросы. Булгаков стремился осветить глобальные темы истории, нравственности, морали. С уникальной философской глубиной подходил он к осмыслению практически всех вечных проблем человечества.

Роман “Мастер и Маргарита” стал своеобразной энциклопедией человеческих душ, исторических событий и библейских сюжетов. В нем органически соединились события в раннесоветской Москве и древнем Ершалаиме, драматическая история Мастера и его Маргариты и мистическое театральное действо — бал Воланда. Причем ершалаимская трагедия Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата стала как бы мерилом всего человеческого, мерилом духовности, нравственности, морали. Булгаков не случайно переплетает романтические библейские мотивы и реалистическое повествование о московской жизни — в романе автор стремится не столько осмыслить и поведать людям историю Иешуа, сколько вдается в более глубокие философские исследования человеческой души. Евангельские мотивы тесно переплелись с текстом романа, который представляет собой как бы два Евангелия: авторское Евангелие “от Воланда” и Евангелие Мастера “от Иешуа”. История Иешуа зеркально отражается в окнах московских многоэтажек, во всем ходе мистерии, разыгравшейся в столице.

Читайте также:
Проблема нравственного выбора в прозе Булгакова (По романам Мастер и Маргарита или Белая гвардия): сочинение

Действие “Мастера и Маргариты” разворачивается на Страстной неделе перед Пасхой, т. е. перед днем, когда, по преданию, воскрес Иисус Христос. Бал Воланда — это праздник прощения преступников, один из которых, по Евангелию, первым вошел в рай с Христом. Евангельская история зеркально отражается в событиях на Страстной неделе, в символике праздника Воланда: бал — Страсти по Христу, одеяние Воланда —: рубище Иисуса, череп барона Майгеля — череп Адама и т. д.

Москва становится центром нового Евангелия, городом обновления и надежд.

Но Булгакова занимают не столько сами евангельские события, сколько проблемы добра и зла и их взаимоотношения. В его прочтении евангельской истории Иешуа предстает не как Бог, но как человек. Не случайно Булгаков выводит здесь Христа под Его арамейским именем.

История 2000-летней давности открывается нам со страниц рукописи романа, который пишет Мастер. В этом романе он повествует о закате античной культуры и о начале христианской цивилизации. События разворачиваются в Страстную неделю — когда люди постятся, присутствуют на всех службах, когда открываются все человеческие грехи. Пытаясь приподнять завесу над истинной сущностью людей, Булгаков вводит в свое произведение образ Воланда, который фактически занимает место Бога и переворачивает на свой лад традиционную процедуру покаяния. Глазами Воланда автор с “точки зрения вечности” рассматривает все слабости и недостатки человеческие. Эти же недостатки писатель открывает и осуждает и в истории Иешуа и Понтия Пилата.

Никто не признает в Иешуа единственного пророка, его ученик — Левий Матвей — не представляет собой исключения. Сохранивший в себе черты евангельского апостола Матфея (сборщика податей), Левий представляет в своем лице сразу всех учеников, кроме Иуды. Даже слова, записанные им на пергаменте (“. Мы увидим чистую реку воды жизни. Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл”.”), взяты не из Евангелия, а из Откровения, следовательно, должны были быть записаны не Матфеем, но Иоанном. Кроме того, ученики Христа ждали, когда Он “придет во славе”. Левий Матвей не ждет этого, и заповедей Иешуа он не выполняет, угрожая зарезать Иуду из Кириафа. Да и главенствующее положение в мире занимает Воланд, князь тьмы.

Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусости, малодушии, в неспособности защитить собственное достоинство под напором диктатуры. Именно эту задачу ставил перед собой и Булгаков. К тому же судьба Мастера очень напоминает судьбу самого писателя. Как и перед Мастером, перед ним стояла непростая задача выжить во враждебных условиях и суметь при этом реализовать свой талант.

Как уже отмечалось, в “Мастере и Маргарите” поднимаются не только и не столько библейские вопросы, сколько проблемы философские, вечные. С помощью Библии автор старается переосмыслить борьбу добра и зла, преступление и последующие угрызения совести, казнь невиновного и ответственность за эту жестокость, бессмысленность предательства и бесплодные попытки искупить его наказанием зла. История Иешуа и Пилата воплощает в себе борьбу света и тьмы. Та же борьба происходит и в современной писателю Москве. Булгаков видит в Иешуа не столько Бога, сколько человека, чьи мысли и поступки могут быть присущи любому смертному. Он, так же как и каждый в этом мире, испытывает общечеловеческие чувства — от страха до страдания. И только сам человек способен разобраться в этих чувствах, управлять своей судьбой. Но какое бы направление ни избрал человек в жизни, все это контролирует Бог и потому наказание за грехи — справедливое наказание — обязательно настигнет грешника. Эту мысль автор проводит в истории Пилата — носителя “самого страшного порока” — трусости. Эту же мысль вкладывает он в уста Воланда. Трусость Понтия Пилата привела к гибели невиновного, и наказание за эту трусость несет именно Пилат. Однако прощен и Пилат и блудница Фрида, а Воланд выполняет просьбу Иешуа. Тьма же — обязательная часть мироздания, ведь если бы не было тьмы, что бы мы называли светом?

Булгаков пытается определить сущность добра и зла, а приходит все к одному и тому же: добро есть любовь, добро есть преданность; зло есть ненависть, трусость и предательство. Будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как могут любить немногие. Поэтому Левий просит, чтобы “. ту, которая любила и страдала. вы взяли бы тоже. “. Его слова перекликаются со словами Христа в Евангелии от Луки: “Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит” (от Луки, 7:50). “Прощение и вечный приют” Пилата в романе — это акт доброты и свободы. И, как заключает Воланд, именно “на этом построен мир”.

Читайте также:
Библейские сюжеты в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

И Мастер в своей рукописи, и Булгаков в своем романе возводят обычные житейские противоречия в высокую степень мирового зла. И автор, и его герой скорбят по утраченной духовности. Чтобы читатели поняли эту скорбь, прочувствовали, осознали, этот мир рассматривается во всех подробностях, в мельчайших деталях, чтобы не упустить главного, чтобы открыть людям путь к спасению, сохранению своего духовного мира.

Михаил Булгаков создал необыкновенное произведение, бесконечное, бескрайнее, как сама вечность.

Важнейшие, глобальные мировые вопросы, волновавшие писателя и освещенные им в романе “Мастер и Маргарита”, никогда не перестанут быть актуальными и никогда не станут менее острыми. Они всегда будут волновать читателей, заставлять снова и снова переосмысливать свою жизнь с точки зрения вечности, переосмысливать всю историю человечества в целом.

Ответы по литературe для 11 класса. «Мысль семейная» в произведениях отечественной классики XIX века

ЕГЭ Тема семьи в русской литературе – одна из ведущих. Благодаря ей раскрываются и взаимоотношения поколений вообще, и отношения в семье, и тема дворянского гнезда. Сам подход к этой вечной теме у писателей был разный, но все они были едины в главном – в семье происходит утверждение нравственных устоев, общечеловеческих ценностей, переходящих из поколения в поколение.

Один из аспектов романа Толстого «Война и мир» — семейно—бытовой. В романе пересекаются сюжетные линии, связанные с историей нескольких семей. Семья у Толстого связана с главным, сущностными вопросами человеческого бытия. Несчастлива та семья, в которой дают трещину или рушатся её основы или если семейные отношения держатся на внешних условиях, формальных связях. Такой часто бывает светская семья (например, семья Курагиных).

Чем ближе люди к «естественным» началам жизни, тем глубже и прочнее у них внутрисемейные связи. Внутренняя жизнь семьи Ростовых – это «домашние сцены», милые детские эпизоды, поэзия и уют дома. В этой атмосфере вырастают Николай, Петя, Наташа, Соня, которая воспитывается как свой ребёнок. Для них характерна тесная связь с другими людьми, с народом. Они чувствуют себя частью большого внешнего мира, где равны все: и дворяне, и крестьяне. В семье добрые и доверительные отношения. Единственным человеком, который живёт по иному принципу, является Вера Ростова.

Любовь семьи дает Ростовым силу, устойчивость, доверие к самой жизни. На этих же основах строятся отношения и в семье Болконских.

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» также присутствует «мысль семейная», вопрос взаимоотношения поколений. Главный герой – Евгений Базаров, человек, которому чуждо понятие семьи. Он отрицает все основы традиционного общества, опорой которой является именно семья. Базаров в глубине души любит своих родителей, но презирает их. Он мало обращает внимания на чувства, переживания своей матери и отца, которые боготворят сына, называют его не иначе, как «Енюшка». Но в их доме не принято показывать своих чувств. Даже отец не смеет при Базарове выказывать свою любовь, поэтому он пытается удержать и свою жену от всяческих «слабостей».

В итоге Базаров одинок, но его одиночество создается резким противостоянием всем и вся.

Другой, более «счастливый» пример взаимоотношения поколений показан на примере Николая Петровича Кирсанова. Он рано овдовел и воспитывал своего сына один. Николай Петрович обожает своего Аркадия, старается не вмешиваться в его дела, а понять «причуды молодых». Именно поэтому он не критикует Базарова так, как Павел Петрович, а старается уяснить его нигилистические позиции.

Много лет спустя после смерти жены Николай Петрович влюбляется в молодую девушку Фенечку, от которой у него рождается еще один сын. Кирсанов вновь обретает всю полноту счастья и смысл жизни, который он видит в любви и детях.

Его сын Аркадий перенял у отца представления о жизни. Несмотря на свои увлечения нигилизмом, в конце концов, он приходит к тому же пониманию счастья – семья, дети, хозяйство.

«Мысль семейную» затрагивал в своих произведениях и М.Е. Салтыков-Щедрин. Его роман «Господа Головлевы» повествует об истории семьи провинциальных дворян. Автор пишет, что это не столько история семьи, сколько «история умертвий». И, действительно, на протяжении произведения семья Головлевых постоянно вымирает: сначала умирает старший сын Степка-балбес, затем средний – Павел. Вслед за ним уходит и глава семейства – мать Арина Петровна. И во всех смертях родственников «участвовал» младший брат, прозванный Иудушкой.

Читайте также:
Интеллигенция в произведениях Булгакова: сочинение

В своем романе писатель показывает вырождение провинциального дворянства в России, проявляющееся в распаде семьи, родственных отношений. Арина Петровна воспитывала своих детей как пасынков, жестоко обращаясь с ними, моря их голодом и суровым обращением. Один Иудушка, имея свои цели, всегда был сыт и доволен, потому что умел угодить маменьке. Герой задумывает захватить все богатство семьи в свои руки, постепенно сживает со свету всех родственников. К концу романа семья Головлевых почти исчезает. Только в конце своей «вымороченной» жизни к Иудушке приходит раскаяние, но поздно: он умирает по дороге на семейное кладбище.

Таким образом, «мысль семейная» – одна из ведущих тем отечественной литературы. Русские писатели всегда рассматривали семью как основу общества и основу личности, формирующей характер, мировоззрение, жизнь и судьбу страны.

“мысль семейная” в творчестве русских писателей рубежа XIX-XX вв Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Миллионщикова Т.М.

Текст научной работы на тему «”мысль семейная” в творчестве русских писателей рубежа XIX-XX вв»

1. Асаока Н. Судьба Лизаветы Ивановны // Пушкин и другие (двадцать лет спустя): Сборник статей к 80-летию Сергея Александровича Фомичева / Сост. Денисенко С., Дмитриева Н. – СПб.: ООО «Издательство “Пальмира”»; М.: ООО «Книга по Требованию», 2017. – С. 9-19.

2. Багно В.Е. Дух или ветер веет, где хочет? // Пушкин и другие (двадцать лет спустя): Сборник статей к 80-летию Сергея Александровича Фомичева / Сост. Денисенко С., Дмитриева Н. – СПб.: ООО «Издательство “Пальмира”»; М.: ООО «Книга по Требованию», 2017. – С. 20-24.

3. Гуменная Г.Л. Песня-баллада А.С. Пушкина «Яныш королевич»: Истоки и трансформация образа русалки // Пушкин и другие (двадцать лет спустя): Сборник статей к 80-летию Сергея Александровича Фомичева / Сост. Денисенко С., Дмитриева Н. – СПб.: ООО «Издательство “Пальмира”»; М.: ООО «Книга по Требованию», 2017. – С. 40-50.

4. Дмитриева Н.Л. Мотив надежды в лирике Пушкина // Пушкин и другие (двадцать лет спустя): Сборник статей к 80-летию Сергея Александровича Фомичева / Сост. Денисенко С., Дмитриева Н. – СПб.: ООО «Издательство “Пальмира”»; М.: ООО «Книга по Требованию», 2017. – С. 80-84.

5. Кибальник С.А. Пушкинская «Сказка о золотом петушке» и «Конек-Горбунок» П.П. Ершова // Пушкин и другие (двадцать лет спустя): Сборник статей к 80-летию Сергея Александровича Фомичева / Сост. Денисенко С., Дмитриева Н. – СПб.: ООО «Издательство “Пальмира”»; М.: ООО «Книга по Требованию», 2017. – С. 105-114.

6. Ларионова Е.О. (Санкт-Петербург) Об одном литературном источнике пушкинской «Полтавы» // Пушкин и другие (двадцать лет спустя): Сборник статей к 80-летию Сергея Александровича Фомичева / Сост. Денисенко С., Дмитриева Н. – СПб.: ООО «Издательство “Пальмира”»; М.: ООО «Книга по Требованию», 2017. – С. 150-160.

2018.04.026. Т.М. МИЛЛИОНЩИКОВА. «МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ» В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ РУБЕЖА Х1Х-ХХ вв. (Обзор).

Ключевые слова: Ф.М. Достоевский; А.Г. Достоевская; Л.Н. Толстой; В.В. Розанов, биография писателя, тема любви, брак и семья, вопросы взаимоотношения полов, литературный дневник, мемуары, поэтика, сюжет, композиция.

Американский славист, профессор Университета Южная Калифорния А.К. Жолковский (1), прослеживая морфологию и исторические корни рассказа Л. Толстого «После бала» (1903, опубликован в 1911), отмечает, что, хотя это произведение обычно

трактуется как разоблачение николаевского строя, основной стержень повествования – тема любви. Композиционно любовная тематика присутствует в сценах двух контрастирующих структурных планов: «на балу» и «после бала» – антитезе с элементами параллелизма.

В «рассказе о любви», которая «после бала» начинает идти «на убыль», по мнению А.К. Жолковского, отразились взгляды позднего Толстого не только на темы наказания и официальной культуры в условиях николаевской эпохи, но и на проблему полов и брака. Действие на балу в рассказе Л. Толстого происходит в ночь с масленицы на Великий пост и, следовательно, любовная тема решается Толстым в религиозном аспекте.

После свадьбы проходит проверка «способностей героя» – к сексуальному и социальному укрощению невесты. Он должен преодолеть физическое сопротивление женщины (например, попытка задушить его), символизирующее вызов его мужской силе. Социальный аспект укрощения невесты состоит в том, что герой, вступивший в ее род, смог утвердить свою власть над невестой, предвещая тем самым собственное воцарение на месте ее отца, которого он заставляет умереть.

С точки зрения исследователя, мотивы свадебного насилия в рассказе «После бала» восходят к фольклорным мотивам «испытания» героя в бытовых сказках.

Читайте также:
Тема семьи и дома в романе Булгакова «Белая гвардия»: сочинение

А. К. Жолковский указывает на определенные темы и мотивы в рассказе «После бала», заимствованные писателем из его более ранних произведений, в частности его неоконченного рассказа «Святочная ночь» (1853) с подзаголовком «Как гибнет любовь», где молодой герой после бала в первый раз в жизни попадает в бордель1.

Американский литературовед и культуролог, профессор Университета в Беркли Ольга Матич (2), обращаясь к взглядам Л. Толстого по вопросам семьи и брака, акцентирует внимание на переходе Л. Толстого от воззрений, определявшихся семьей, про-

1 Zholkovsky A. Before and after «After the ball»: Variations on the theme of courtship, corpses, and culture // Text counter text: Rereadings in Russia literary history. -Stanford, 1994. – P. 59-87. См. также: Sandler S. Pleasure, danger, and the dance: Nineteenth-century Russian variations // Russia. Women. Culture. – Bloomington, 1996. -P. 247-272.

должением рода и природой, к «противоестественному» аскетическому идеалу. Одновременно происходило осознание Л. Толстым невозможности подчинить мир упорядоченной причинно-следственной модели, что и привело писателя к нравственному экстремизму.

Борьбу Л. Толстого, связанную с этими проблемами, по мнению американской исследовательницы, можно было бы воспринимать как его личное дело. Но если рассмотреть «пресловутый кожаный диван» семьи Толстых и «случайное смертное ложе» писателя в широком контексте культурной истории России XIX в., то можно получить более полное представление о переломе в его жизни.

Писатель был фактически единственным среди своих пишущих современников поборником традиционной семьи и продолжения рода, что отчасти можно объяснить его классовой принадлежностью и биографией. В отличие от, например, Тургенева и Гончарова (также принадлежавших к мелкопоместному дворянству), Толстой женился на женщине своего класса и имел помещичью семью и много детей.

О. Матич обращает внимание на то, что Достоевский, отнюдь не отвергая такого типа семьи, охотно представлял отношения между биологическими родителями и детьми в негативном свете. Вместо биологической семьи в его романном мире, отягощенной многочисленными проблемами, он предлагал альтернативную форму семейных отношений, которую называл «случайным семейством».

Если рассмотреть возрастающее неприятие секса и семьи Л. Толстым в более широком контексте русских утопических идеологий, впервые сформулированных в 1860-е годы, то, по мнению исследовательницы, можно заключить, что писателя захлестнуло волной утопий, стремившихся преодолеть «и природу, и историю». Начиная с 1860-х годов целью русских радикальных утопистов было «самовозрождение» и создание «нового мира»; целью наиболее радикальных из них – в особенности Н.Ф. Фёдорова – трансформация тела, в том числе «коллективного».

В «борьбе Л. Толстого с природой» акцент всегда ставился на нравственной жизни: герой «Крейцеровой сонаты» (1890) риторически уничтожает природу, утверждая, что половая страсть, в от-

личие от голода, противоестественна. В доказательство он приводит чувство стыда и страха перед сексом, особенно у детей и невинных девушек. Каковы бы ни были причины, побудившие Л. Толстого написать эту повесть, именно с нее в России рубежа Х1Х-ХХ вв. начинается обсуждение «полового вопроса». Выбор в пользу сексуального воздержания, предлагаемый в повести, стал одним из ключевых пунктов дискуссии, заключает О. Матич свои рассуждения о Л. Толстом.

Начало русской «эротической утопии» связывается с именем В.С. Соловьёва, поскольку его философская концепция любви явилась своеобразным «эротическим эталоном» для дальнейших метафизических построений в области любви и пола, авторами явились «супруги-символисты» З. Гиппиус и Дм. Мережковский, «поэт-символист» А. Блок и «философ, критик и журналист» В. Розанов.

Но если у Вл. Соловьёва любовь мыслилась как «абстрактно-теоретическая категория философско-теоретической системы, носившей «рассудочно-рационалистический, холодный характер», то у Розанова с его «живой» религиозностью любовь обретала другое качество: она представлялась как «полнокровная» и «земная». Розанов, в отличие от Вл. Соловьёва, стремился «очеловечить» неземную любовь, связав ее с семьей и бытом.

О. Матич подчеркивает, что обращение Розанова к проблемам любви и пола имело не только мировоззренческий, но и сугубо личный характер и было связано с невозможностью оформить брак по церковным законам. Гражданский, «невенчанный брак», незаконнорожденные дети – все это заставляло Розанова пересматривать свое отношение к христианскому толкованию пола и семейной жизни. Проблема пола – центральная в философии В.В. Розанова. Его взгляды восходят к утверждению пола как основополагающей категории в жизни общества. Именно через призму пола он рассматривал философию, религию, культуру и политику. По мысли философа, пол – это соединение плоти и духа, та интимная и сокровенная область, где человек прикасается к Божественной тайне. Пол для Розанова – это воплощение природного начала, которое неразрывно связано с религией. Писатель утверждает святость семьи и рассматривает брак как реальное, а не формальное таинство.

Читайте также:
Анализ эпизода Сцена в Александровской гимназии (по роману М. А. Булгакова Белая гвардия): сочинение

Главная идея его философской концепции, по мнению исследовательницы, заключалась в раскрытии сокровенной связи между

категорией пола и религией. Он утверждал, что религия и пол не только тесно связаны между собой, но имеют одну основу, произрастают из одного корня. По словам Розанова, человек познает Бога «в точке пола». В то же время он подвергает критике основы христианского учения о любви, называя христианство «религией похорон», в которой «прогорк мир», «обледенел», в нем невозможна первобытная, языческая радость, в христианстве все держится на запретах и ограничениях. Происходит отказ от «радостного мистического эротизма», которым пропитана вся культура и религия «загадочного Востока». Из-за того, что религия отрицает плоть и пол, у человека возникает желание попробовать «запретный плод», заведомо осуждаемый обществом. И вот христианство порождает институт монашества, запирая страстный дух человека. Противоречие христианской морали Розанов видел в том, что, с одной стороны, по религиозным понятиям пол всегда греховен, но одновременно во главу угла всегда ставятся семья и брак как условие продолжения рода.

В противоположность основным заповедям христианской религии Розанов обращается к древности, благословляя плоть и половую любовь как источники жизни. В этом утверждении проявился основной антагонизм В. Розанова с В. Соловьёвым: когда последний провозглашал в любви проявление личностного начала, его оппонент утверждал силу родовой любви, тем самым сближаясь с философией пессимизма А. Шопенгауэра. Размышления Розанова об эросе в основном ограничиваются бытом, семьей, культом деторождения. Апология семьи и брака определяется у него требованием свободы выбора, в том числе и свободы развода: с его точки зрения, лишенный любви брак безнравственен.

Е. Криволапова (Курск) (3), определяя место В.В. Розанова в историко-литературном контексте начала XX в., подчеркивает тот факт, что «розановские вопросы», по определению З. Гиппиус, были «шире и всякого эстетизма» и «всяких “политик”». Писательница определила их «двумя словами», соответствующими «двум понятиям», которые у Розанова совершенно необычным образом «жили в единстве»: «Бог и пол».

Проблема любви и пола, «примирения» духа и плоти, связанная с созиданием нового человека, призванного одержать победу над смертью посредством божественной преобразующей силы

любви, была одной из основных в русской философии конца Х1Х -начала ХХ в. и являлась частью «русского духовного ренессанса». Исследуя «жизнетворческие» проекты русских мыслителей и поэтов, О. Матич подчеркивает принципиальное отличие «русской эротической утопии» от теории Фрейда, которое «заключается в том, что она опирается не на индивидуальную психологию, а на «глубоко религиозное и утопическое видение жизни».

Ставшая одной из актуальных в конце Х1Х в. проблема любви и пола напрямую связана с «женским вопросом», проявившим себя уже к середине века, когда в западноевропейской культуре отчетливо обозначился повышенный интерес к социальной и общественной роли женщины, ее положению в семье и отношениям в браке.

Повышенный интерес к «эротической» проблематике со стороны русской интеллектуальной элиты представлялся вполне закономерным: философские, религиозные, естественно-научные, социальные интерпретации «феномена любви» явились отражением основных тенденций общекультурного процесса. Русская «эротическая утопия», по мнению О. Матич, имела ряд особенностей, которые определили ее специфический характер. Помимо мощной религиозной составляющей, русские философы в своей апологии любви и пола опирались на последние научные достижения в области медицины, психологии, психиатрии, социологии.

И.С. Андрианова (Петрозаводск) (4) освещает роль А.Г. Достоевской в семейной жизни, судьбе и творчестве писателя. Осознав, что жизнь мужа определяется посланным ему великим даром слова, Анна Григорьевна стала его незаменимой помощницей. Ее личный вклад в писательскую деятельность мужа неоценим. За годы совместной жизни и творческой работы Ф.М. и А.Г. Достоевских (1866-1881) талант писателя достиг своего апогея, была создана большая часть его литературного наследия. Произведения Ф.М. Достоевского прошли в буквальном смысле через руки жены -стенографистки и переписчицы: Анна Григорьевна «была их первой слушательницей, читательницей и критиком, иными словами -соучастником литературной работы мужа» (4, с. 10).

В воспоминаниях и примечаниях к произведениям мужа А.Г. Достоевская указывает факты своей жизни, которые нашли воплощение в романах писателя. Впечатления супругов Достоевских от рождения первенца Сони отразились в сцене родов Шато-

вой в «Бесах»; мысли и слова Анны Григорьевны Достоевской, вызванные смертью сына Алеши, запечатлены писателем в главе «Верующие бабы» в романе «Братья Карамазовы», где потерявшая ребенка женщина рассказывает о своем горе старцу Зосиме.

В письме к А.Н. Майкову Достоевский назвал Анну Григорьевну своей «истинной помощницей и утешительницей». Она разделила с ним не только семейную жизнь, но и творческое предназначение. В благодарность за помощь в литературном деле Достоевский посвятил свой последний «итоговый» и величайший роман жене.

Читайте также:
«Собачье сердце», Жизнь с собачьим сердцем (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»): сочинение

Кроме значительного вклада в творческую работу мужа А.Г. Достоевская имеет весомые личные заслуги перед русской литературой. Самую ценную часть ее литературного наследия составляет мемуарная проза – дневник и воспоминания, – заключает Е. Андрианова.

1. Жолковский А.К. Морфология и исторические корни рассказа Толстого «После бала» // Жолковский А.К. Поэтика за чайным столом: Сб. ст. – М.: Новое лит. обозрение, 2014. – С. 348-369.

2. Матич O. Эротическая утопия: Новое религиозное сознание и fin de siècle в России / Авторизов. пер. с англ. Островской Е. – М.: Новое лит. обозрение, 2008. – С. 254-257.

3. Криволапова Е. «Вечные друзья» и оппоненты В.В. Розанова: По материалам дневников русских писателей. – Saarbrücken: LAP, 2016. – С. 118-149.

4. Андрианова И.С. Роль жены в судьбе и творчестве Достоевского // Современные проблемы изучения поэтики и биографии Достоевского: Рецепции, вариации, интерпретации / Под ред. Захарова В.Н., Степаняна К.А., Тихомирова Б.Н. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2016. – Вып. 5. – С. 2-49. – (Dostoevsky monographs).

2018.04.027. Т.М. МИЛЛИОНЩИКОВА. ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО. (Обзор).

Ключевые слова: Ф.М. Достоевский; Г. Гольбейн; литературное влияние; читательское восприятие; визуальные образы; религиозная иконография; православная икона; экфрасис; фотография; живопись; картина; портрет.

В обзоре представлены работы отечественных и зарубежных ученых, с разных точек зрения рассматривающих приемы и функ-

«Мысль семейная в русской литературе» Исследовательская работа учениц 9 класса «Б» ГОУ гимназия 1549 СЗАО г. Москвы Кожухарь Ольги и Скребковой Елены. – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЛидия Ветлицын

Похожие презентации

Презентация 9 класса по предмету “Русский язык, Литература, Чтение” на тему: “«Мысль семейная в русской литературе» Исследовательская работа учениц 9 класса «Б» ГОУ гимназия 1549 СЗАО г. Москвы Кожухарь Ольги и Скребковой Елены.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 «Мысль семейная в русской литературе» Исследовательская работа учениц 9 класса «Б» ГОУ гимназия 1549 СЗАО г. Москвы Кожухарь Ольги и Скребковой Елены

2 Цель работы: исследование произведений, написанных до XIX века, выявление в них «мысли семейной» Цель работы: исследование произведений, написанных до XIX века, выявление в них «мысли семейной» Задачи: Задачи: 1. Выявить, как звучит «мысль семейная» в произведениях древнерусской литературы 2. Определить, насколько важна «мысль семейная» в пьесах «Недоросль» и «горе от ума» 3. Подойти к аргументированному выводу о том, что тема семьи в литературе разных эпох важна, многолика и всегда будет актуальной

3 Определение понятия семьи Семья Семья 1. Группа живущих вместе близких родственников. 1. Группа живущих вместе близких родственников. 2. (перен.) Объединение людей, сплочённых общими интересами. 2. (перен.) Объединение людей, сплочённых общими интересами. ( из толкового словаря И.С. Ожегова ) ( из толкового словаря И.С. Ожегова )

4 Философское понятие семьи «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит нравственность человеческого общества». «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит нравственность человеческого общества». ( Ф.Адлер) ( Ф.Адлер) «Семья – это кристалл общества». «Семья – это кристалл общества». ( В. Гюго) ( В. Гюго)

5 Роль семьи в современном обществе Семья в современном обществе: Семья в современном обществе: фундамент человеческих отношений; фундамент человеческих отношений; источник сил и поддержки для её членов; источник сил и поддержки для её членов; нравственная основа любого общества. нравственная основа любого общества.

6 Тема семьи в русской литературе XIX века «мысль семейная» А.С. Пушкин «Евгений Онегин» семейство дворян Лариных Ф.М. Достоевский «Бедные люди», «Униженные и оскорблённые» Любовный треугольник Алёша – Наташа – Иван Петрович Н.В. Гоголь «Мёртвые души» семьи помещиков (Маниловых, Собакевичей, Плюшкиных) И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Ася» взаимоотношения Аси и Н.Н. Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина» семьи Болконских, Ростовых А.П. Чехов «Вишнёвый сад», «Душенька» семьи Оленьки

8 Семейная тема в древнерусской литературе «мысль семейная» «Слово о полку Игореве» семьи Игоря и Ярославны, Всеволода и Глебовны «Повесть о Петре и Февронии Муромских» идеальная семья князя Петра и простой девушки Февроньи «Житие протопопа Аввакума» семейные взаимоотношения протопопа и его верной жены Настасьи Марковны

10 Тема семьи в творчестве русских писателей XVIII – начала XIX вв. «мысль семейная» М.В. Ломоносов ода «На день восшествия на всероссийский престол государыни императрицы Елизаветы Петровны» Упоминание об отце императрицы – Петре I. Д.И Фонвизин «Недоросль» Семейная трагедия Простаковой, будущая семья Софьи. А.С. Грибоедов «Горе от ума» Семейства Фамусовых, Хрюминых, Тугоуховских; внесценические персонажи и их семьи

Читайте также:
Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М.А. Булгакова «Белая гвардия»): сочинение

12 Семейный конфликт в комедии «Недоросль» «мысль семейная» Простакова – Митрофанушка – Простаков – Скотинин Софья – Стародум – Милон « Вот сынок, одно моё утешение». « Вот сынок, одно моё утешение». (Простакова») (Простакова») «Муж благоразумный! Жена добродетельная! Что почтеннее может быть!» «Муж благоразумный! Жена добродетельная! Что почтеннее может быть!» ( Стародум ) ( Стародум )

13 Семейный конфликт в комедии «Горе от ума» «А, главное, поди-тка послужи». «А, главное, поди-тка послужи». (Фамусов) (Фамусов) «Мой милый, застегнись скорей» «Мой милый, застегнись скорей» (Наталья Дмитриевна) (Наталья Дмитриевна) «мысль семейная» Фамусов – Софья – Чацкий – Молчалин Скалозуб Кузьма Петрович, Максим Петрович Тугоуховские, Хрюмины, Горичи

14 Взгляд на «мысль семейную» в русской литературе современного читателя. Вывод Семейные проблемы, поднятые в произведениях русской литературы, актуальны и по сей день. Семейные проблемы, поднятые в произведениях русской литературы, актуальны и по сей день. Семья – явление вечное, что прослеживается не только в социальном мире, но и в искусстве вообще и в литературе – в частности. Семья – явление вечное, что прослеживается не только в социальном мире, но и в искусстве вообще и в литературе – в частности. Литературные произведения семейной тематики помогают читателю сформировать свою точку зрения и задуматься о будущей или уже существующей семье. Литературные произведения семейной тематики помогают читателю сформировать свою точку зрения и задуматься о будущей или уже существующей семье.

15 Где в семье лад, там и клад Спасибо за внимание!

Мысль семейная в русской литературе: сочинение

Тема семьи в русской литературе – одна из ведущих. Благодаря ей раскрываются и взаимоотношения поколений вообще, и отношения в семье, и тема дворянского гнезда. Сам подход к этой вечной теме у писателей был разный, но все они были едины в главном – в семье происходит утверждение нравственных устоев, общечеловеческих ценностей, переходящих из поколения в поколение.

Один из аспектов романа Толстого «Война и мир» — семейно—бытовой. В романе пересекаются сюжетные линии, связанные с историей нескольких семей. Семья у Толстого связана с главным, сущностными вопросами человеческого бытия. Несчастлива та семья, в которой дают трещину или рушатся её основы или если семейные отношения держатся на внешних условиях, формальных связях. Такой часто бывает светская семья (например, семья Курагиных).

Чем ближе люди к «естественным» началам жизни, тем глубже и прочнее у них внутрисемейные связи. Внутренняя жизнь семьи Ростовых – это «домашние сцены», милые детские эпизоды, поэзия и уют дома. В этой атмосфере вырастают Николай, Петя, Наташа, Соня, которая воспитывается как свой ребёнок. Для них характерна тесная связь с другими людьми, с народом. Они чувствуют себя частью большого внешнего мира, где равны все: и дворяне, и крестьяне. В семье добрые и доверительные отношения. Единственным человеком, который живёт по иному принципу, является Вера Ростова.

Любовь семьи дает Ростовым силу, устойчивость, доверие к самой жизни. На этих же основах строятся отношения и в семье Болконских.

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» также присутствует «мысль семейная», вопрос взаимоотношения поколений. Главный герой – Евгений Базаров, человек, которому чуждо понятие семьи. Он отрицает все основы традиционного общества, опорой которой является именно семья. Базаров в глубине души любит своих родителей, но презирает их. Он мало обращает внимания на чувства, переживания своей матери и отца, которые боготворят сына, называют его не иначе, как «Енюшка». Но в их доме не принято показывать своих чувств. Даже отец не смеет при Базарове выказывать свою любовь, поэтому он пытается удержать и свою жену от всяческих «слабостей».

В итоге Базаров одинок, но его одиночество создается резким противостоянием всем и вся.

Другой, более «счастливый» пример взаимоотношения поколений показан на примере Николая Петровича Кирсанова. Он рано овдовел и воспитывал своего сына один. Николай Петрович обожает своего Аркадия, старается не вмешиваться в его дела, а понять «причуды молодых». Именно поэтому он не критикует Базарова так, как Павел Петрович, а старается уяснить его нигилистические позиции.

Много лет спустя после смерти жены Николай Петрович влюбляется в молодую девушку Фенечку, от которой у него рождается еще один сын. Кирсанов вновь обретает всю полноту счастья и смысл жизни, который он видит в любви и детях.

Его сын Аркадий перенял у отца представления о жизни. Несмотря на свои увлечения нигилизмом, в конце концов, он приходит к тому же пониманию счастья – семья, дети, хозяйство.

Читайте также:
Мастер и массолит. Две концепции литературного творчества в произведении М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

«Мысль семейную» затрагивал в своих произведениях и М. Е. Салтыков-Щедрин. Его роман «Господа Головлевы» повествует об истории семьи провинциальных дворян. Автор пишет, что это не столько история семьи, сколько «история умертвий». И, действительно, на протяжении произведения семья Головлевых постоянно вымирает: сначала умирает старший сын Степка-балбес, затем средний – Павел. Вслед за ним уходит и глава семейства – мать Арина Петровна. И во всех смертях родственников «участвовал» младший брат, прозванный Иудушкой.

В своем романе писатель показывает вырождение провинциального дворянства в России, проявляющееся в распаде семьи, родственных отношений. Арина Петровна воспитывала своих детей как пасынков, жестоко обращаясь с ними, моря их голодом и суровым обращением. Один Иудушка, имея свои цели, всегда был сыт и доволен, потому что умел угодить маменьке. Герой задумывает захватить все богатство семьи в свои руки, постепенно сживает со свету всех родственников. К концу романа семья Головлевых почти исчезает. Только в конце своей «вымороченной» жизни к Иудушке приходит раскаяние, но поздно: он умирает по дороге на семейное кладбище.

Таким образом, «мысль семейная» – одна из ведущих тем отечественной литературы. Русские писатели всегда рассматривали семью как основу общества и основу личности, формирующей характер, мировоззрение, жизнь и судьбу страны.

Сочинение: Мысль семейная в романе «Тихий Дон» (2 варианта с цитатами)

Многомудрый Литрекон любит роман «Тихий Дон» и предлагает Вам поразмышлять, как автор раскрывает «мысль семейную» в рамках данного произведения. Перед Вами краткое сочинение-рассуждение по литературе и более полная версия. Приятного просвещения!

Вариант 1: Кратко

(443 слова) В романе-эпопее «Тихий Дон» автор заострил внимание на мысли семейной — одной из главных тем книги и вечном вопросе, волнующем каждого человека. Автор показал семейные устои казаков до и после установления советской власти, а также затронул проблемы, с которыми сталкивались люди в личной жизни.

В начале романа мы знакомимся с семейными ценностями и правилами казаков. Они жили по законам патриархального общества и православным традициям. Главным в доме был старейший мужчина в семье, который еще сохранял способность работать. Например, у Мелеховых все решал Пантелей Прокофьевич, а у Коршуновых — не дед Гришака, а Мирон Григорьевич, потому что дедушка уже не имел способности трудиться и руководить семьей. Для мужчины в этой среде важнее всего сила, и только сила скрепляла воедино семью, а потому старики и дети были наименее правоспособными и защищенными. Так, дед Гришака был лишен надлежащего ухода и даже уважения. Наталья была единственной, кто кормил и обстирывал деда, и делала это из милости. Даже во взрослом возрасте дети все еще были зависимы от родителей: вопросы брака решались хозяином дома, как и все остальные. Так, Григорий был вынужден жениться на Наталье под давлением отца. Такие правила сложно назвать нравственными и честными, зато они давали людям возможность жить слаженно и сообща. Только крепкая семья с единым лидером могла обработать землю в срок и вырастить урожай, который позволял выжить в суровых условиях. Только практичные решения по поводу брака могли гарантировать людям рост благосостояния, необходимого для рождения и воспитания следующих поколений. Только авторитарный подход мог держать в узде таких невесток, как Дарья, наказывать таких мужчин, как отец Аксиньи. Поэтому семейные устои казаков были логичными для того времени.

Читатель видит, что для донских казаков главными ценностями были семейные традиции. Однако эти ценности рушатся под воздействием суровой реальности военного времени. Писатель показывает, как война разрушает единство семьи. Происходит это не только из-за внешних причин, когда члены одной семьи воюют в разных местах. Важную роль играют и внутренние причины, которые заключаются в изменении личности человека, находящегося в нестабильной реальности. Так, читатель замечает, что Мелехов уже не боится открытых чувств к Аксинье, он живет с ней у всех на виду, как с «фронтовой женой», а дома его ждет Наталья. Сестра героя Дуняшка из-за Кошевого ссорится со старшими и принимает решение без согласования с родными. Пантелей Прокофьевич мародерствует и рискует навлечь гнев на своих близких. Семья постепенно распадается, теряя свои ценности. Все же автор оставляет небольшую надежду, что род Мелеховых возродится, ведь сын Григория жив.

Можно утверждать, что, поднимая важную тему семьи, автор показывает все грани патриархального общества и заставляет задуматься о том, каких изменений оно требует. Герои известного произведения Михаила Шолохова «Тихий Дон» переживают распад семейных ценностей, что подчёркивает всю драматичность периода войны. Однако впереди выживших ждет полное обновление семейных устоев.

Читайте также:
Мои впечатления после прочтения романа: сочинение

Вариант 2: Подробно

(643 слова) Одним из главных произведений Михаила Александровича Шолохова является роман-эпопея «Тихий Дон». Данное произведение относится к направлению реализма. В нем автор описал судьбу донского казачества в период Первой мировой войны, революции и Гражданской войны. Как известно, писатель очень любил свой родной край, он обожал свою Кубань. Автору были очень дороги люди, которые проживали там. Как можно заметить, Шолохов с пониманием и сочувствием описывает их. В трёх книгах Михаил Шолохов продемонстрировал читателю историческое прошлое своего края начала девятнадцатого столетия. Писатель показал, каким страшным и жестоким был период революций и войн. Суровая реальность того времени отразилась на многих семьях, изменила характеры, традиции, а также семейные устои. Рассмотрим, как в произведении Михаила Шолохова раскрывается мысль семейная.

Мысль семейную автор раскрыл на примерах семей Мелеховых, Коршуновых, Листницких, Кошевых. Писатель показывает, по каким нравственным правилам построена личная жизнь донских казаков. Так, они искренне верили в Бога и жили по законам патриархального общества. В семьях донских казаков мужчины были главными, женщины и дети им подчинялись беспрекословно. Отец и мать мужчины жили вместе с ним, вели одно хозяйство и принимали сноху в дом. Поэтому авторитет отца в семье был непререкаем. Для донских казаков честь семьи была превыше всего. Хоть они и уважали добрососедские отношения, за своих родных могли и отомстить. Именно дом для этих людей являлся символом поддержки и помощи во всем. Казаки сильно любили свою родную землю, чаще всего работали в поле. Эти земли они считали своими и всегда защищали. Также в семье донских казаков уважали такое понятие, как семейный долг, и нарушать его ни в коем случае было нельзя. Известно, что все эти правила передавались из поколения в поколение. Отношение автора к этим принципам жизни можно проследить и сформулировать. Он, конечно, признает главенство мужчины в доме и подчиненную роль женщин и детей. Однако он осуждает домашних тиранов вроде Степана Астахова, которые требуют соблюдения их прав, но не выполняют своих обязанностей. Патриархальные устои приносят вред и семье Мелеховых: Ильинична всю жизнь терпит побои и унижения от гулящего и пьющего мужа. Поэтому нельзя сказать, что семейный уклад казаков лишен пороков и изъянов.

В центре повествования автор изобразил семью Мелеховых. Именно эта семья олицетворяет моральные принципы, быт и традиции семей донских казаков. Писатель начал произведение с описания судьбы Мелеховых, им и и закончил. Начало так же, как и финал романа, является трагическим. Так, свой роман Шолохов начал с рассказа о непростой судьбе Прокофия Мелехова, а также его супруги, которую убивают односельчане (турчанка не понравилась ни семье, ни соседям персонажа, они считали ее ведьмой). Отомстив за жену, герой отправляется на каторгу. Финал произведения является не менее трагическим: главный герой, который похоронил свою названную супругу, возвращается на родную землю, чтобы в последний раз увидеть сына и предстать перед судом. Можно провести параллель: оба героя, Прокофий и Григорий, нарушили семейные правила, а потому потерпели поражение, ведь все были против них. Однако здесь есть и другая сторона медали: устои патриархального общества слишком уж суровы и нетерпимы к личности. Именно советская власть, по мнению писателя, должна была помочь этим людям отказаться от средневековой морали и стать более терпимыми друг к другу. Например, устои семьи Мелеховых были очень суровыми. Несмотря на нежелание, Григорий был вынужден жениться по велению отца на Наталье Коршуновой. Это решение испортило жизнь и Наталье, и Григорию. А вот в период, когда большевики окончательно установили свой режим на территории Кубани, Дуняша Мелехова смогла не считаться с мнением матери и выйти замуж по любви. В прежние времена ей не позволили бы это сделать. Поэтому нельзя считать революцию фактором, разрушающим семейные ценности в казачестве. Напротив, она дала людям больше моральной свободы, научила их ценить не только благопристойную видимость, но и истинную сущность брака — любовь.

Таким образом, мысль семейная в романе-эпопее «Тихий Дон» плавно подводит питателя к мысли о том, что советская эпоха в жизни казачества внесла необходимые изменения в семейный уклад народа. Люди, которые раньше жили под гнетом домашних самодуров и средневековых предрассудков, получили шанс определять свое будущее самостоятельно и строить семью на основе любви.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: